На пятничном заседании Госдумы было принято решение запретить депутатам голосовать по доверенностям на пленарных заседаниях, в комитетах и комиссиях. Как проголосовать на выборах, если внезапно заболел? Решение адвоката по делу: "Могу ли Я проголосовать за свою мать по генеральной доверенности?", профессиональные консультации на веб-сервисе Можно ли проголосовать на выборах Президента Российской Федерации по месту нахождения (вне места своего жительства)?
Можно ли голосовать по доверенности на выборах
Сначала лидировала партия «Яблоко». Ближе к вечеру вперед вырвалась «Единая Россия». Илья Пономарев — член фракции «Справедливая Россия» — стал первым депутатом с которого сняли полномочия в связи с неисполнением своих обязанностей. Новосибирскую область в нижней палате Федерального Собрания представляют 7 депутатов.
Доверенные лица получают в избирательной комиссии удостоверения. Доверенные лица осуществляют агитационную деятельность в пользу назначившего их кандидата, избирательного объединения. Доверенные лица не имеют полномочий наблюдателя. На период полномочий доверенного лица работодатель обязан предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск. Кандидаты, избирательные объединения, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом избирательную комиссию, которая аннулирует выданные этим доверенным лицам удостоверения. Число доверенных лиц кандидата, избирательного объединения устанавливается законом.
Голосование по доверенности Статья 10 Голосование по доверенности 1. Каждый акционер имеет право назначить другое физическое или юридическое лицо в качестве своего представителя по доверенности для присутствия и голосования на общем собрании от его имени. Представитель по доверенности пользуется такими же правами высказываться на общем собрании и задавать вопросы, как и те права, которые бы имелись у акционера, которого он представляет. Помимо требования, чтобы представитель по доверенности обладал правосубъектностью, государства-члены ЕС обязаны отменить любую правовую норму, ограничивающую или разрешающую компаниям ограничивать правомочность лиц, назначаемых в качестве представителей по доверенности. Государства-члены ЕС могут ограничить срок назначения представителя по доверенности одним единственным собранием или собраниями, которые могут быть проведены в течение определенного периода времени.
В России данная процедура доступна только в некоторых случаях. Кто может проголосовать по доверенности? Впервые на выборах для депутатов Государственной Думы РФ возможно голосовать по доверенности только для неработающих пенсионеров и инвалидов Если человек находится в тюрьме, то ему также можно проголосовать по доверенности В некоторых случаях, если гражданин не может голосовать лично, то он может подать заявление в избирательную комиссию о возможности голосования его доверенным лицом Как осуществляется голосование по доверенности? При голосовании по доверенности гражданин должен написать доверенность на конкретное лицо или организацию, которая будет голосовать за него. Доверенность должна быть оформлена в письменном виде и заверена печатью избирательной комиссии. Доверенное лицо может голосовать только после предъявления документа, удостоверяющего личность и доверенности. Одно доверенное лицо может голосовать только за одного гражданина. Важно помнить, что голосование по доверенности имеет ряд ограничений и доступно только в определенных случаях. Ограничения по голосованию: Возрастные ограничения В России право на участие в выборах имеют граждане старше 18 лет. Если в день голосования вам ещё нет 18 лет, вы не имеете права голосовать. Ограничения по месту жительства Граждане, временно проживающие в других городах или регионах, на которые не приходится их место постоянного жительства, имеют право проголосовать только по доверенности. Таким образом, если вы временно проживаете в другом месте, не забудьте приобрести доверенность на право голоса. Политические ограничения Некоторые категории граждан имеют ограничения по участию в выборах. Например, члены правительственных комитетов и члены избирательных комиссий в период работы имеют запрет на участие в выборах. Также кандидаты, имеющие гражданство других стран, не имеют права участвовать в выборах в России. Нарушение законодательства Если ранее вы были лишены права голосовать, поскольку нарушили законодательство в своей активности, то также не имеете права на голосование.
Пришёл в Госдуму - сиди и думай! Депутатам запретят голосовать по доверенности
В том, что предс голосовал по доверенности суд нарушений закона не видит. это форма голосования, при которой член органа, принимающего решения, может делегировать его или ее право голоса представителю, чтобы можно было голосовать в его отсутствие. Способы проголосовать на выборах президента в 2024 году. В случае, когда участник выборов не имеет возможности в день голосования прибыть на свой участок ИК, гражданин может получить открепительное удостоверение (ОУ), документ, дающий ему право один раз проголосовать на любом доступном избирательном участке. Государственная дума приняла постановление, которое запрещает депутатам голосовать по доверенности за своих коллег. Кто может голосовать на выборах, можно ли проголосовать вместо другого человека.
Голосование по доверенности: как правильно оформить и провести
О принятом решении об отказе в проведении такого голосования избирательная комиссия немедленно извещает избирателя. Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный опломбированный в участковой избирательной комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количество избирательных бюллетеней установленной формы, а также необходимые письменные принадлежности для заполнения избирателями избирательных бюллетеней. На письменном заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования избиратель указывает серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и удостоверяет получение каждого избирательного бюллетеня своей подписью. В случае, если избиратель вследствие инвалидности или по состоянию здоровья не может самостоятельно расписаться в получении избирательных бюллетеней или заполнить избирательные бюллетени, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя в установленном порядке. При этом если избиратель, от которого поступило заявление устное обращение о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования, прибыл в помещение для голосования после того, как к нему были направлены члены участковой избирательной комиссии для проведения голосования вне помещения для голосования, никто из членов участковой избирательной комиссии не вправе выдать ему в помещении для голосования избирательные бюллетени, пока не возвратятся члены участковой избирательной комиссии, проводящие голосование вне помещения для голосования по заявлению устному обращению этого избирателя, и не будет установлено, что указанный избиратель не проголосовал вне помещения для голосования. Кроме того, законом предусмотрено, что в целях создания условий для защиты здоровья избирателей при участии в голосовании, создания максимального удобства для реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав голосование избирателей вне помещения для голосования, в том числе на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах , может проводиться в том числе досрочно, но не ранее чем за семь дней до дня голосования.
Это публичная процедура.
В течение голосования компьютер, на котором были сгенерированы эти ключи, хранился в защищенном кейсе без права доступа. Собранный ключ-дешифратор опубликован в блокчейне по окончании голосования. Таким образом, есть возможность убедиться, что все голоса расшифрованы единственным возможным способом. Есть ли техническая возможность соединить отданный голос с персональными данными избирателя? Нет, соединить отданный голос с персональными данными избирателя невозможно. Безопасность и анонимность голосования обеспечивает специальный прокси-сервер анонимайзер.
Инфраструктура сервера отделена от любых элементов системы голосования, поэтому даже системный администратор не имеет единых логов входа на прокси-сервер или возможности сопоставить анонимного пользователя с данными личного кабинета. Все голоса на входе в анонимную зону перемешиваются, ссылки на бюллетени назначаются с использованием случайных величин, например координат мышки на экране, разрешения и размера экрана, случайного набора данных из личного кабинета пользователя и так далее. Такие же правила действуют и для электронных терминалов. Сначала член комиссии удостоверяет личность избирателя, затем направляет его к электронному терминалу, на котором уже будет действовать анонимизатор и ключ шифрования. Как подводятся итоги голосования? Промежуточных итогов в системе онлайн-голосования просто нет.
Блокчейн хранит все голоса в зашифрованном виде. Чтобы подвести хоть какие-то итоги, надо иметь ключ расшифрования, а он публично разделен на несколько частей до начала голосования и находится на хранении у ответственных публичных лиц. Кроме того, в течение голосования на все транзакции «надета» специальная маска транспортное шифрование. Таким образом, голоса скрыты двумя различными технологиями вплоть до подведения итогов выборов. Публикуется ли код голосования? С 2019 года исходный код ключевых разделов системы смарт-контракты блокчейн-сети, код электронного бюллетеня, криптографические библиотеки и так далее публикуется и обновляется в той части, где происходят доработки.
Однако сейчас в связи с повышением угроз информационной безопасности правила доступа к данной информации устанавливаются отдельным решением. На них могли голосовать те, у кого есть постоянная регистрация в Москве, или те, кто прикрепился к московскому избирательному участку. Чтобы отдать свой голос на выборах, был нужен паспорт. У москвичей и тех, кто прикрепился к столичному избирательному участку, была возможность проголосовать с использованием терминалов электронного голосования на любом участке в пределах всего города. Отдать свой голос в традиционном формате с помощью бумажного бюллетеня можно было по месту постоянной регистрации или прикрепления. Те, кому по состоянию здоровья было трудно добраться до участка, могли проголосовать дома.
Для этого нужно было подать заявку заранее, ее принимали также от родственников на участке по месту регистрации голосующего.
Всего четыре: Больничный, командировка в регион если она оформлена по обращению руководителя фракции на имя председателя Думы , участие депутата в составе официальной парламентской делегации за рубежом, а также исполнение обязанностей руководством палаты спикер, его заместители и руководители четырех думских фракций за пределами парламента. Все остальное — отговорки. И в случае нарушения трудовой дисциплины, пригрозили наказать рублем. Мы обязательно к этому вернемся. Рассмотрим все предложения, которые сейчас звучат. Одно из них я считаю абсолютно правильным - это снижение выплаты денежного довольствия за пропущенное заседание, - заявил вице-спикер палаты Сергей Неверов.
Все остальное — отговорки. И в случае нарушения трудовой дисциплины, пригрозили наказать рублем. Мы обязательно к этому вернемся. Рассмотрим все предложения, которые сейчас звучат. Одно из них я считаю абсолютно правильным - это снижение выплаты денежного довольствия за пропущенное заседание, - заявил вице-спикер палаты Сергей Неверов. И речь может идти о вполне приличных суммах.
Коротко о выборах
Коротко о выборах | Новости по дате. |
Госдуме запретят голосовать на заседаниях по доверенности | Голосование по доверенности в Соединенных Штатах было законным в прошлом, но в настоящее время не допускается ни в одном штате или территории для выборов штата или общенациональных выборов. |
Статья 10. Голосование по доверенности | Согласно этим поправкам, депутатам запрещается голосовать по доверенности, сообщает «Интерфакс». |
Можно ли голосовать по доверенности
Как проголосовать на выборах, если внезапно заболел? О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Для общероссийских выборов, соответственно, выбор места голосования регионами страны не ограничивается.
Памятка доверенным лицам
В соответствии с Федеральным законом от 12. Доверенность на участие в выборах оформляется письменно и должна содержать: ФИО доверителя и доверенного лица, данные паспорта доверителя, дату составления доверенности и место голосования. Доверенность должна быть заверена нотариусом или уполномоченным органом. Другой вариант оформления доверенности — это обратиться в избирательную комиссию и оформить документ там. При этом необходимо предоставить паспорт, а также указать ФИО доверителя и доверенного лица. Важно отметить, что для участия в выборах по доверенности необходимо быть гражданином Российской Федерации и достичь возраста, установленного для участия в конкретном голосовании например, для президентских выборов — 18 лет. Ограничения по проголосованию по доверенности Во-первых, в большинстве стран есть ограничения на количество доверенностей, которые можно использовать для голосования. Например, может быть установлено, что каждый избиратель может передать свою доверенность только одному человеку. Во-вторых, часто для проголосования по доверенности требуется предоставление дополнительных документов или заверенных копий документов, подтверждающих право голоса и подпись избирателя. Это может быть паспорт или удостоверение личности.
Проверка этих документов может занять время, поэтому необходимо планировать заблаговременно, чтобы избежать задержек в голосовании. Третье ограничение связано с доверенностью в качестве документа. В некоторых случаях, чтобы проголосовать по доверенности, необходимо, чтобы избиратель написал специальное заявление о передаче доверенности и заверил его у нотариуса или подтвердил в установленном порядке. Важно отметить, что ограничения по проголосованию по доверенности могут различаться в разных странах и на разных выборах. Поэтому перед использованием доверенности на выборах необходимо ознакомиться с местными правилами и требованиями. Как оформить доверенность для голосования Для того чтобы проголосовать по доверенности на выборах, необходимо правильно оформить документ, который будет подтверждать ваше доверие другому человеку. Ниже представлены основные шаги оформления доверенности для голосования: Шаг 1: Укажите свое полное имя, паспортные данные и адрес прописки в соответствующих полях доверенности. Обязательно укажите дату оформления документа. Шаг 2: Укажите полное имя и паспортные данные человека, которому вы доверяете свое право голоса на выборах.
Также укажите его адрес прописки. Шаг 3: Укажите точные данные об выборах, на которых вы хотите проголосовать по доверенности. Укажите дату и место проведения выборов, а также название организации, проводящей выборы.
Учтите, что некоторые страны или регионы могут иметь ограничения по времени или другие требования, которые необходимо соблюдать. Следуя этим шагам, вы сможете голосовать по доверенности и быть увереными, что ваш голос будет учтен на выборах или референдуме. Важно помнить, что голосование по доверенности — это серьезный процесс, требующий внимания к деталям и соблюдения всех правил и требований. Какие есть преимущества и недостатки голосования по доверенности?
Преимущества голосования по доверенности: Удобство и экономия времени: Голосование по доверенности позволяет избирателю не приходить на избирательный участок и не тратить время на процедуры голосования. Это особенно удобно в случае, если человек физически не может посетить участок или находится в другом городе или стране. Повышение явки: Голосование по доверенности может способствовать повышению явки на выборах. Если избиратель передает свои полномочия доверенному лицу, то это значит, что его голос будет учтен, даже если сам избиратель не явится на участок. Проявление доверия к доверенному лицу: Голосование по доверенности может быть проявлением доверия со стороны избирателя к доверенному лицу. Избиратель может выбрать человека, в которого он имеет доверие и уверенность в его голосовании по схожим политическим взглядам или интересам. Недостатки голосования по доверенности: Потеря контроля: Голосование по доверенности означает, что избиратель полностью передает свои голосовые права другому лицу.
Это может привести к потере контроля над тем, каким образом будет использован его голос. Возможность злоупотреблений: При голосовании по доверенности существует риск злоупотреблений со стороны доверенного лица. Оно может использовать переданный голос не в интересах избирателя, а в своих собственных интересах или интересах третьих лиц. Также возможно подделывание доверенности или незаконное использование права голоса избирателя. Потеря анонимности: При голосовании по доверенности избиратель потенциально рискует потерять анонимность своего голоса. Так как его голос будет учтен через посредника, который имеет доступ к информации о голосах, это может привести к нарушению принципа анонимности голосования. Голосование по доверенности имеет свои преимущества и недостатки, и перед использованием этого метода следует взвесить все возможные последствия.
Важно также соблюдать все законодательные требования и официальные процедуры, связанные с голосованием по доверенности, чтобы избежать проблем и недобросовестных действий. Оцените статью Вам также может понравиться.
Тайное голосование и подлинность Одним из фундаментальных принципов избирательных систем во всем мире является тайное голосование. Это гарантирует, что избиратели могут свободно голосовать, не опасаясь запугивания или принуждения. Когда один человек голосует от имени другого, эта тайна оказывается под угрозой. Подлинность голосования также находится под вопросом, поскольку отсутствующий избиратель лично в нем не участвовал. Юридические соображения В большинстве демократических стран голосование по доверенности категорически запрещено на публичных выборах. Законы направлены на сохранение прозрачности и справедливости, гарантируя, что голос каждого человека будет услышан напрямую. Попытка проголосовать от имени другого избирателя может привести к серьезным последствиям, включая юридические санкции. Проблемы и противоречия Хотя голосование по доверенности обычно запрещено, были споры и случаи, когда его легитимность ставилась под сомнение. Некоторые утверждают, что лица, которые физически не могут добраться до избирательных участков, например люди с ограниченными возможностями или заболеваниями, должны иметь возможность назначить доверенное лицо для голосования. Однако внедрение такой системы сопряжено с серьезными проблемами, включая проверку подлинности назначенного доверенного лица и обеспечение отражения истинных намерений отсутствующих избирателей. Роль заочного голосования Во многих странах, в том числе в США, заочное голосование является решением для избирателей, которые физически не могут прийти на избирательный участок. Заочное голосование позволяет имеющим право избирателям заранее запросить бюллетень и проголосовать удаленно. Этот вариант гарантирует, что лица, которые не могут присутствовать по личным обстоятельствам или местонахождению, смогут реализовать свои демократические права, не полагаясь на третью сторону. Заключение Практика голосования одного избирателя за другого избирателя обычно не допускается на публичных выборах в большинстве демократических стран.
Нарушение интересов представляемого предполагается, если не доказано иное. Не допускается совершение через представителя сделки, которая по своему характеру может быть совершена только лично, а равно других сделок, указанных в законе. Сделка это принятое решение, а голосование это не сделка. В том, что предс голосовал по доверенности суд нарушений закона не видит.
Госдума запретила депутатам голосовать по доверенности
В значении настоящего параграфа конфликт интересов может особенно возникнуть в тех случаях, когда представитель по доверенности: i является контролирующим акционером компании или другой компанией, контролируемой таким акционером; ii является членом административного органа, органа управления или наблюдательного органа компании либо контролирующим акционером компании, либо контролируемой компанией, указанной в пункте i ; iii является работником или аудитором компании либо контролирующим акционером компании, либо контролируемой компанией, указанной в пункте i ; iv имеет родственные отношения с физическим лицом, указанным в пунктах i - iii. Представитель по доверенности обязан голосовать в соответствии с указаниями, данными ему назначившим его акционером. Государства-члены ЕС вправе потребовать, чтобы представитель по доверенности хранил данные ему указания в отношении голосовании в течение определенного минимального периода времени и по запросу мог подтвердить, что данные ему указания, касающиеся проведения голосования, были им выполнены. Лицо, действующее в качестве представителя по доверенности, может обладать доверенностями более чем от одного акционера, без ограничений по числу акционеров, представляемых им таким образом. В тех случаях, когда представитель по доверенности обладает доверенностями от нескольких акционеров, применимое право должно предоставлять ему возможность голосовать за определенного акционера отличающимся образом, чем за другого акционера.
Голосовать с одного IP-адреса можно было неограниченное количество раз. Сначала лидировала партия «Яблоко». Ближе к вечеру вперед вырвалась «Единая Россия». Илья Пономарев — член фракции «Справедливая Россия» — стал первым депутатом с которого сняли полномочия в связи с неисполнением своих обязанностей.
Новосибирскую область в нижней палате Федерального Собрания представляют 7 депутатов.
В случае нарушения трудовой дисциплины, депутатов пригрозили наказать рублем. Раньше любой народный избранник, мог передать свой голос коллеге.
Теперь нажимать на кнопки можно только лично. Таким образом в парламенте искореняют порочную практику, когда во время голосования, в полупустом зале заседаний, депутаты бегали от места к месту. А учитывая, что законодательный орган наполовину состоит из одномандатников, это особо актуально.
Поэтому, глава парламента напомнил, что на выборах избиратель голосовал за конкретного человека, и доверил ему лично представлять свои интересы в Думе.
Что можно, а что нельзя делать в этот день - в нашем материале Можно ли проголосовать не по месту регистрации? Если вы живете не по адресу регистрации, указанному в паспорте, уезжаете в командировку или отпуск, но останетесь на территории республики и хотите отдать свой голос, то можете воспользоваться технологией «Мобильный избиратель». Правда, в этом случае, вам выдадут только один бюллетень — партийный.
Голосовать за «одномандатников» вы не сможете. Обратите внимание, «Мобильный избиратель» работает только в пределах нашей республики. Если вы, к примеру, работаете вахтовым методом на Крайнем Севере, проголосовать на выборах не сможете. Как это сделать?
До четверга, 6 сентября: обратитесь с паспортом в любую территориальную избирательную комиссию, отделение МФЦ или участковую избирательную комиссию. Вам дадут бланк заявления, в котором нужно будет написать, на каком участке вы хотите проголосовать. Никаких дополнительных документов не требуется. Приемные часы: 6 и 7 сентября с 16.
Вам выдадут так называемое «Специальное заявление». По нему вы сможете проголосовать на любом избирательном участке. Голосовать можно только по паспорту или подойдет любой документ? Проголосовать на избирательном участке можно только по паспорту или по временному удостоверению личности гражданина Российской Федерации его выдают, когда вы меняете паспорт.
Проголосовать по военному билету, водительскому удостоверению и любому другому документу нельзя!
Права избирателей: может ли один избиратель проголосовать за другого?
Госдума запретила депутатам голосовать по доверенности | Проголосовав по доверенности, мы берем на себя ответственность за выбор представителя, который будет выражать наши интересы на выборах. |
Памятка доверенным лицам | Можно ли голосовать по доверенности и могут ли наблюдатели помогать подсчитывать голоса? Эти и другие нюансы проведения выборов знают тазовские старшеклассники. Они продолжают участвовать во Всероссийской олимпиаде по вопросам избирательного права. |
Защита документов
Москвичам можно будет проголосовать онлайн на или на странице для голосования , а также на избирательном участке. Пошаговая инструкция, где и как можно электронно проголосовать на выборах президента России в 2024 году. Проект Новости рассказывает, как подать заявку онлайн и дистанционно проголосовать на выборах через «Госуслуги». заявил, по информации РИА Новости, спикер Госдумы Борис Грызлов. Для общероссийских выборов, соответственно, выбор места голосования регионами страны не ограничивается. Новости по дате. Депутаты Госдумы на пленарном заседании в пятницу, 21 октября, отменили норму регламента, разрешающую голосовать по доверенности. В первом чтении «за» норму проголосовало 442 депутата.
Можно ли голосовать по доверенности на выборах
Советское Заполярье | Можно ли голосовать на собрании в СНТ по простой письменной доверенности без заверения председателем СНТ? |
Можно ли голосовать за себя на выборах по доверенности | Однако, если на руках у человека имеется доверенность от избирателя на право голосования на выборах в Государственную думу от его имени, и эта доверенность была предъявлена избирательной комиссии, то голос можно считать допустимым. |
Голосование по генеральной доверенности на выборах: возможно ли?
- Наиболее часто задаваемые вопросы о выборах
- 🔎 Как найти свой участок?
- Госдуме запретят голосовать на заседаниях по доверенности
- Голосование по доверенности за родственника: допустимо или нет?
Можно ли проголосовать по доверенности на выборах — возможности и ограничения
Также можно обратиться лично в участковую избирательную комиссию С 7 по 17 марта 2024 года не позднее 14:00 по местному времени. Голосование по месту нахождения Голосование по месту нахождения доступно в рамках сервиса "Мобильный избиратель". Если в дни голосования, с 15 по 17 марта 2024 года, вы будете находиться не по месту регистрации, можно выбрать удобный избирательный участок. Подать заявление для голосования по месту нахождения можно на портале "Госуслуг" до 23:59 по московскому времени 11 марта 2024 года. При этом, если ваши планы изменятся, заявление можно отозвать до 11 марта 2024 года включительно.
Как проголосовать без постоянной регистрации на территории России Если у вас нет постоянной регистрации на территории РФ, проголосовать можно на удобном избирательном участке или на спецучастке, выделенном избирательной комиссией. На портале "Госуслуг" приводят следующие варианты голосования для таких граждан: Проголосовать на участке для избирателей, у которых нет регистрации по месту жительства на территории России. Уточнить информацию о таком участке можно в избирательной комиссии региона, где проживаете. Чтобы узнать контакты комиссии, укажите свой регион в блоке "Выберите территорию" на сайте ЦИК России Подать заявление о включении в список избирателей по месту нахождения.
Выберите удобный участок и проголосуйте там. При этом вторая является дополнительной, она не отменяет первую и может понадобиться при прикреплении к поликлинике по месту фактического проживания, зачислении детей в школу и в других целях. Временная регистрация нужна, если человек планирует находиться в другом регионе более 90 дней, например по работе или учебе. Это же правило распространяется и на переезд в рамках Москвы и Московской области, Петербурга и Ленобласти, а также Севастополя и Крыма.
При этом, как пишут "Известия", в случае если у человека нет постоянной регистрации, участвовать в выборах необходимо по временной, а получить ее нужно было минимум за три месяца до дня голосования, то есть не позднее 16 декабря. Как могут проголосовать военные На сайте Минобороны отмечается , что особенности участия военнослужащих в выборах обусловлены специфическим характером службы. В связи с этим в порядке исключения допускается образование избирательных участков на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных местностях. Кроме того, по информации ведомства: разрешается досрочное голосование которое может проводиться не ранее чем за 15 дней до дня голосования военнослужащим из списка избирательных участков, образованных на находящихся в плавании кораблях и судах Военно-Морского Флота, а также в воинских частях, расположенных в труднодоступных или отдаленных местностях; военные, находящиеся вне места дислокации воинской части и не имевшие возможности получить открепительное удостоверение, могут проголосовать на избирательном участке по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования.
Информация об избирательных правах военнослужащих есть на сайте ЦИК. В статье было сказано, что: в новых регионах избирательные комиссии будут самостоятельно устанавливать перечень документов, использование которых допустимо при голосовании для идентификации избирателя, так как не все успели получить паспорт РФ; при угрозе жизни члены УИК могут приостановить работу на любом этапе; осенью 2023 года ЦИК одобрила новые формы голосования для этих территорий: избиратели Донбасса смогут голосовать на придомовых и передвижных участках. В целях обеспечения защиты от возникновения чрезвычайных ситуаций будут задействованы сотрудники МЧС России", — цитировало его, в частности, РИА Новости. Как проголосовать за границей Если в дни голосования 15—17 марта вы будете находиться за границей, то сможете отдать голос на одном из участков за рубежом.
Слова избирателя, что он только что пришел на избирательный участок и никаких бюллетеней не получал, а подпись в списке избирателей не его, парируются словами членов УИК, что они такие фокусы уже видели, и жульничество и мошенничество с бюллетенями на их избирательном участке не пройдет. На просьбу избирателя дать ему сфотографировать якобы его подпись в списке избирателей следует простой ответ, что это запрещено законом о защите персональных данных. Возникает конфликтная ситуация: честное слово избирателя против ещё более честного документа Участковой Избирательной Комиссии.
Причем такие конфликты возникают, как правило, незадолго перед окончанием процедуры голосования на УИК или с избирателями, которые давно не участвовали ни в каких выборах. У любого здравомыслящего читателя-избирателя невольно возникает вопрос: с какой целью используется эта грязная процедура голосования за отсутствующего гражданина? Во-первых, этот жульнический электоральный механизм используется для директивной поддержки кандидатов и партий, которых явно или тайно поддерживает федеральная или региональная «Власть».
Во-вторых, этот незаконный электоральный прием используется для увеличения процента явки на выборах в законодательные и исполнительные органы власти. Для устранения этого конфликта избиратель может обратиться в суд. Суд обязан назначить графологическую экспертизу подписи избирателя в списке избирателей.
Но результат может быть для избирателя негативный. По крайней мере, по двум причинам. Первая: проводить эту экспертизу будут «государевы люди» в погонах, а они могут руководствоваться не истиной, а указаниями своего руководства.
Вторая: фальшивая подпись избирателя может быть выполнена очень похожей на настоящую и дать стопроцентную гарантию настоящая она или нет практически невозможно.
Практически все члены УИК и члены всех вышестоящих избирательных комиссий будут иметь достоверную информацию об электоральных симпатиях истца. Вторая проблема: что делать с вариантом голосования, незаконно поданным от имени истца избирателя и учтенным в итоговом протоколе УИК? Поэтому справедливым выходом из этой ситуации может быть проведение повторного голосования на УИК, где допускались подобные нарушения. Либо при подведении общих итогов голосования не учитывать результаты голосования на Участковых Избирательных Комиссиях где, допускаются такие нарушения. После окончания выборов всем избирателям должно быть предоставлено право в течение 3-х месяцев ознакомиться с книгой регистрации избирателей как в бумажной форме, так и в виде компьютерного файла и, если они обнаружат, что за них кто-то проголосовал, а они фактически в выборах не участвовали, то они имеют право подать судебный иск по ускоренной процедуре, без оплаты госпошлины, и в случае положительного судебного решения каждому истцу выплачивают компенсацию за моральный ущерб в размере 250000 рублей без уплаты налога на доходы физических лиц. Если в процессе судебного разбирательства не будет установлено конкретное лицо, совершившее процедуру голосования вместо отсутствующего избирателя, то выплата компенсации осуществляется засчёт средств всех членов Участковой Избирательной Комиссии. Эта часто встречающаяся электоральная проблема может быть успешно решена с помощью ряда шагов по корректировке российского избирательного законодательства.
Для этого добавить в правой части этого списка ещё один вертикальный столбец. Название столбца «талон голосования». Каждый элемент таблицы на пересечении столбца «талон голосования» и строк таблицы, в которых представлена информация о фамилии, имени, отчестве избирателя, дата рождения, адрес постоянного или преимущественного проживания, паспорт серия и номер , подпись избирателя, особые отметки формируется следующим образом. Талон для голосования является отрезным и после получения избирателем комплекта бюллетеней или бюллетеня вырезается из списка избирателей и выдается данному гражданину. Причём каждый отрывной талон имеет свой индивидуальный неповторяющийся идентификационный номер. Затем в книге регистрации избиратель, ставит против своей фамилии свою подпись в получении комплекта бюллетеней или одного бюллетеня. После подписи избирателя в этой же графе ставит свою подпись член УИК, выдавший избирателю бюллетень. Если в электоральной книжке избирателя нет отметки о голосовании оттиска печати и подписи одного из членов участковой избирательной комиссии с указанием ф.
Правовой основой регулирования отношений, в рамках которых реализуются конституционное право достигших на день голосования 18 лет граждан Российской Федерации избирать активное избирательное право и право быть избранными пассивное избирательное право в органы публичной власти, а также право участвовать в референдуме, является Закон об основных гарантиях избирательных прав, имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации пункты 1 и 2 статьи 1 данного закона. Субъекты Российской Федерации на основе принципа верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных и федеральных законов на всей территории Российской Федерации принимают соответствующие законы в качестве конкретизирующих нормативных положений, регулирующих избирательные права граждан и право на участие в референдуме, которые реализуются при организации и проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов в органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума. Исходя из этого, субъекты Российской Федерации не вправе снижать уровень федеральных гарантий таких конституционных прав и не вправе вводить какие- либо ограничения избирательных прав и права на участие в референдуме, устанавливать процедуры и условия, искажающие само их существо.
При этом необходимо учитывать, что законодательством о выборах и референдумах могут быть установлены особенности подготовки и проведения выборов, референдума, а также в целях обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья граждан Российской Федерации, реализации и защиты избирательных прав граждан Российской Федерации - особенности реализации отдельных положений Закона об основных гарантиях избирательных прав пункт 12 статьи 101, пункт 3 статьи 81 Федерального закона N 67-ФЗ. При введении конкретных избирательных процедур также предусматриваются необходимые дополнительные гарантии избирательных прав граждан часть 9 статьи 1, пункт 2 части 1 статьи 2, статья 3 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" далее - Закон об общих принципах организации публичной власти. Если при рассмотрении административного дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации далее - дело о защите избирательных прав суд установит, что норма конституции устава , закона субъекта Российской Федерации, иного нормативного правового акта о выборах и или референдуме противоречит Закону об основных гарантиях избирательных прав, то следует применять соответствующую норму этого федерального закона пункт 6 статьи 1 Федерального закона N 67-ФЗ, часть 2 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации далее - КАС РФ.
Конституционной гарантией защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и их объединений является обеспечение правильного и своевременного рассмотрения судами административных дел о защите указанных прав в порядке, предусмотренном главой 24 КАС РФ, которая содержит специальные требования к субъектам обращения, а также к порядку и срокам рассмотрения названных дел статья 46, часть 2 статьи 118 Конституции Российской Федерации. Положения главы 22 КАС РФ о рассмотрении административных дел об оспаривании действий бездействия и решений органов публичной власти и их должностных лиц не подлежат применению при обращении в суд за защитой нарушенных избирательных прав. Нормативные правовые акты по вопросам реализации избирательных прав и права на участие в референдуме могут быть оспорены по правилам главы 21 КАС РФ часть 4 статьи 208, часть 2 статьи 213 КАС РФ.
Подсудность дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме 5. Административные дела о защите избирательных прав рассматриваются районным судом, за исключением дел, отнесенных КАС РФ, федеральным конституционным законом, федеральным законом к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа далее - верховный суд республики, краевой, областной и равный им суд и Верховного Суда Российской Федерации в качестве суда первой инстанции далее - Верховный Суд РФ статья 19, пункты 7 - 12 части 1 статьи 20, пункты 7 - 10 статьи 21 КАС РФ. Рассмотрение административных дел о защите избирательных прав не входит в компетенцию мировых судей статья 171 КАС РФ.
К подсудности верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов отнесены дела: об оспаривании решений уклонения от принятия решений избирательных комиссий субъектов Российской Федерации независимо от уровня выборов, референдума , окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные представительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума. В случае, когда полномочия одной избирательной комиссии, комиссии референдума возлагаются на другую избирательную комиссию, комиссию референдума, подсудность дела следует определять с учетом уровня комиссии, полномочия которой возложены на другую избирательную комиссию, комиссию референдума пункт 1 статьи 25 Федерального закона N 67-ФЗ. Решения вышестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, оставляющие в силе решения нижестоящих комиссий, могут быть оспорены в судебном порядке вместе с решением нижестоящей комиссии, разрешившей вопрос по существу.
Подсудность дела в таких случаях определяется в зависимости от уровня комиссии, решение которой обжаловалось в вышестоящую комиссию. Отдельные вопросы, связанные со статусом избирательных комиссий, комиссий референдума, их членов, а также наблюдателей 11. Избирательная комиссия, комиссия референдума обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации и действуют в интересах всех граждан, как носителей активного и пассивного избирательного права, права на участие в референдуме.
Данный коллегиальный орган вправе обратиться с административным исковым заявлением о защите избирательных прав по вопросам своего ведения только на основании принятого им решения. Компетенция по осуществлению указанных публичных полномочий определена законом и зависит в том числе от того, является комиссия вышестоящей, нижестоящей или организующей выборы подпункт 21 статьи 2, статья 20 Федерального закона N 67-ФЗ. Например, участковая избирательная комиссия вправе обратиться в суд с требованием об отстранении члена участковой избирательной комиссии от участия в работе комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах пункт 12 статьи 64 Закона об основных гарантиях избирательных прав, часть 5 статьи 239 КАС РФ.
В случае исполнения участковой избирательной комиссией полномочий комиссии, организующей подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, она вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в связи с нарушением законодательства о выборах и референдумах органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, кандидатом, избирательным объединением, политической партией, ее региональным отделением и иным структурным подразделением, иным общественным объединением, а также иной избирательной комиссией, членом избирательной комиссии, наблюдателем или иным лицом пункт 91 статьи 26, пункт 7 статьи 27, пункт 12 статьи 64 Закона об основных гарантиях избирательных прав, часть 5 статьи 239 КАС РФ. После установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума вышестоящей избирательной комиссией может быть оспорено в суде решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и или сводную таблицу пункт 11 статьи 77 Федерального закона N 67-ФЗ. При обращении избирательной комиссии в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав в порядке, установленном законом, председатель избирательной комиссии, комиссии референдума либо иное лицо, на которое возложены полномочия председателя избирательной комиссии, комиссии референдума, вправе представлять ее интересы в суде на основании документов, подтверждающих его статус без соответствующей доверенности, независимо от указания в коллегиальном решении избирательной комиссии, комиссии референдума об обращении в суд на такое право.
Данному лицу не требуется высшее юридическое образование либо ученая степень по юридической специальности для ведения административного дела пункт 13 статьи 28 Закона об основных гарантиях избирательных прав, часть 4 статьи 2, часть 8 статьи 54 КАС РФ. Член комиссии с правом решающего голоса на основании доверенности вправе представлять в суде интересы комиссии, в состав которой он назначен, либо иной комиссии без подтверждения наличия у него высшего юридического образования либо ученой степени по юридической специальности пункт 41 статьи 29 Закона об основных гарантиях избирательных прав, часть 1 статьи 55 КАС РФ. Иное лицо вправе выступать от имени комиссии на основании соответствующей доверенности, выданной председателем комиссии, при наличии у этого лица высшего юридического образования либо ученой степени по юридической специальности часть 1 статьи 55 КАС РФ.
Формирование избирательной комиссии осуществляется на основании предложений в том числе политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов, и иных общественных объединений, а также предложений представительных органов муниципальных образований и предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы и с соблюдением требований закона к условиям и порядку формирования избирательных комиссий соответствующего уровня, например, о том, что согласно закону государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй от общего числа членов сформированного состава избирательной комиссии, кроме случаев формирования избирательных комиссий за пределами территории Российской Федерации. Нарушения условий и порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума могут являться основанием для отмены решения об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, если они являются существенными и не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума пункты 1 и 2 статьи 22, пункт 5 статьи 23, пункт 6 статьи 25, пункт 6 статьи 26, пункт 4 статьи 27, подпункт "г" пункта 12, подпункт "е" пункта 2 статьи 77 Федерального закона N 67-ФЗ. Статус членов избирательной комиссии, комиссии референдума обусловлен правовой природой этих коллегиальных органов, наделенных публичными полномочиями, и при реализации ими своих властных функций не препятствует осуществлению их прав как избирателей, участников референдума подпункты 21 - 24, 37 - 41 статьи 2, статьи 20 - 23, 25 - 31 Закона об основных гарантиях избирательных прав.
С учетом этого члены избирательной комиссии, комиссии референдума при осуществлении своих полномочий вправе оспаривать в суде только решения, действия бездействие органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие права членов таких комиссий, связанные с осуществлением ими своих полномочий, и не вправе оспорить итоги голосования, результаты выборов, референдума, ссылаясь только на свой статус часть 4 статьи 239 КАС РФ. Вместе с тем в случае реализации членом избирательной комиссии своего активного избирательного права он не лишен возможности обратиться в суд за защитой этого права как избиратель в порядке, предусмотренном законодательством о выборах и референдумах. Например, такое лицо вправе оспорить решение, действия бездействие участковой избирательной комиссии, связанные с установлением итогов голосования на том избирательном участке, на котором оно приняло участие в голосовании.
Наблюдатели, исходя из особенностей их правового статуса, вправе оспаривать в суде решения, действия бездействие органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие права наблюдателей, связанные с осуществлением ими своих полномочий, в частности с нахождением в помещении для голосования соответствующего избирательного участка, участка референдума в день голосования, наблюдением за выдачей бюллетеней избирателям, участникам референдума. При этом наблюдатель не вправе совершать действия, препятствующие работе комиссии, а также иные действия, запрещенные законом подпункт "з" пункта 9, подпункт "е" пункта 10 статьи 30 Федерального закона N 67-ФЗ. Следует иметь в виду, что лицо, являющееся иностранным агентом, не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме, а также в иных формах участвовать в избирательных кампаниях, кампаниях референдума.
С учетом этого лицо, имеющее статус иностранного агента, не может являться наблюдателем на выборах, референдуме пункт 6 статьи 11 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" далее - Закон N 255-ФЗ. Акты избирательной комиссии, комиссии референдума и порядок их оспаривания 16. К решениям избирательной комиссии, комиссии референдума, которые могут быть оспорены в суде, относятся облеченные в установленную форму постановление, решение или закрепленные в соответствующих протоколах решения комиссии по рассматриваемым вопросам, принятые коллегиально, содержащие ее волеизъявление и порождающие правовые последствия в том числе для кандидатов, избирательных объединений и граждан в сфере избирательных отношений и отношений, связанных с проведением референдума подпункты 21 и 38 статьи 2, пункт 1 статьи 28 Закона об основных гарантиях избирательных прав.
Решения избирательной комиссии, комиссии референдума, которые могут быть оспорены в суде, оформляются в письменной, в том числе в электронной, форме пункт 11 статьи 67 Закона об основных гарантиях избирательных прав, часть 2 статьи 84 Закона о выборах депутатов Государственной Думы, пункт 11 статьи 72 Закона о выборах Президента Российской Федерации. К действиям избирательной комиссии, комиссии референдума, которые могут быть оспорены в суде, относится волеизъявление комиссии, не облеченное в форму постановления или решения и не закрепленное в соответствующем протоколе, а также распоряжение или иное волеизъявление уполномоченных в силу закона или специального поручения членов соответствующей комиссии, совершенное ими в целях реализации полномочий комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума и других возложенных на комиссию полномочий, затрагивающее права, свободы и законные интересы субъектов избирательных отношений и отношений, связанных с проведением референдума. Указанные действия могут совершаться в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, например посредством размещения информации в сети "Интернет".
Под бездействием избирательной комиссии, комиссии референдума следует понимать неисполнение комиссией обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия комиссии например, положениями, регламентами, инструкциями. Под уклонением от принятия решения, являющимся одной из форм бездействия избирательной комиссии, комиссии референдума, следует понимать случаи, когда избирательная комиссия, комиссия референдума в силу закона в установленный срок обязаны были рассмотреть вопрос на своем заседании в коллегиальном составе и принять по нему решение, облеченное в соответствующую форму или закрепленное в соответствующем протоколе, однако свою обязанность не выполнили в частности, по вопросам, указанным в пункте 13 статьи 28 Федерального закона N 67-ФЗ. Непринятие коллегиального решения по вопросам, не указанным в законе, не является уклонением от принятия соответствующего решения.
Следует учитывать, что решения, принятые избирательной комиссией, комиссией референдума, могут быть отменены по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законом. Суд может отменить решение избирательной комиссии о регистрации кандидата списка кандидатов , если при рассмотрении дела будет установлено, что оно принято избирательной комиссией в нарушение требований закона, в том числе при наличии оснований для отказа в регистрации кандидата списка кандидатов либо оснований для исключения кандидата из заверенного списка кандидатов пункты 24 - 26 статьи 38, пункт 6 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав, часть 3 статьи 50, часть 7 статьи 51 Закона о выборах депутатов Государственной Думы, пункт 2 статьи 39 Закона о выборах Президента Российской Федерации. Суд может отменить регистрацию кандидата списка кандидатов за нарушения законодательства о выборах, допущенные после принятия решения о регистрации кандидата списка кандидатов , либо за существенные нарушения законодательства, которые имелись на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата списка кандидатов и препятствовали принятию решения о регистрации кандидата списка кандидатов , но о них не было и не могло быть известно избирательной комиссии, например, в связи с сокрытием кандидатом сведений о своей судимости пункты 7 - 9 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав.
Решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом или вышестоящей избирательной комиссией пункт 6 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав. Избирательная комиссия, принявшая решение об отказе в регистрации кандидата, таким правом не наделена. Вместе с тем данная комиссия вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об отмене принятого ею решения в связи с нарушением законодательства о выборах часть 5 статьи 239 КАС РФ.
Аналогичным образом комиссия референдума не вправе отменить принятое ею решение о направлении ходатайства и документов инициативной группы по проведению референдума в законодательный орган субъекта Российской Федерации либо в представительный орган муниципального образования, уполномоченные в соответствии с конституцией уставом , законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума либо об отказе в регистрации инициативной группы пункт 5 статьи 36, пункты 1, 5 и 10 статьи 75 Федерального закона N 67-ФЗ. До установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума непосредственно вышестоящая комиссия может отменить решение непосредственно нижестоящей комиссии об установлении итогов голосования, определении результатов выборов по основаниям, предусмотренным законом, и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума, - о признании итогов голосования, результатов выборов недействительными пункт 1 статьи 77 Закона об основных гарантиях избирательных прав. Обращение в суд в защиту избирательных прав 20.
Возможность оспаривания в судебном порядке решений, действий бездействия избирательных комиссий, комиссий референдума предоставляется избирателям, участникам референдума, кандидатам и их доверенным лицам, избирательным объединениям и их доверенным лицам, политическим партиям, их региональным отделениям и иным структурным подразделениям, иным общественным объединениям, инициативным группам по проведению референдума и их уполномоченным представителям, иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, наблюдателям, членам избирательной комиссии, комиссии референдума, избирательной комиссии, комиссии референдума, участвовавшим в выборах, референдуме, и зависит от объема прав и обязанностей, принадлежащих конкретному субъекту согласно избирательному законодательству части 1 - 5 статьи 239 КАС РФ. Обращение в защиту активного избирательного права, права на участие в референдуме 21. Наделение гражданина правом избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления обусловлено в том числе нахождением его места жительства или места пребывания в пределах избирательного округа пункты 4, 41 статьи 4 Федерального закона N 67-ФЗ.
При рассмотрении административных дел, связанных с включением гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума, необходимо иметь в виду, что место жительства и место пребывания гражданина на территории соответствующего избирательного участка, участка референдума подтверждаются данными органов регистрационного учета на основании Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" статья 16 Закона об основных гарантиях избирательных прав. Избиратель, участник референдума, который в день голосования будет находиться вне места своего жительства, но в пределах избирательного округа, округа референдума вправе проголосовать на избирательном участке, участке референдума по месту фактического нахождения на основании соответствующего заявления на тех выборах, референдуме, где применяется голосование по месту нахождения. Избиратель, участник референдума, подавший заявление, исключается из списка избирателей, участников референдума по месту своего жительства пункт 16 статьи 64 Федерального закона N 67-ФЗ.
Включение гражданина в список избирателей, участников референдума по месту его нахождения осуществляется в порядке, установленном Законом об основных гарантиях избирательных прав статьи 16, 17, пункт 16 статьи 64. Гражданин вправе обратиться с административным исковым заявлением о защите избирательных прав, права на участие в референдуме далее - административное исковое заявление о защите избирательных прав по месту нахождения того избирательного участка, участка референдума, где он был включен или должен был быть включен в список избирателей, участников референдума либо где он принимал участие в голосовании часть 16 статьи 239 КАС РФ. Гражданин вправе принять участие в дистанционном электронном голосовании в установленном порядке.
В таком случае административное исковое заявление о защите избирательных прав может быть подано в суд по месту нахождения территориальной избирательной комиссии, комиссии референдума дистанционного электронного голосования, если такая комиссия не сформирована, - в суд по месту нахождения комиссии, организующей дистанционное электронное голосование статья 641 Федерального закона N 67-ФЗ. При проведении выборов, референдума с применением дополнительных возможностей реализации избирательных прав, права на участие в референдуме голосование избирателей, участников референдума вне помещения для голосования на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах ; голосование групп избирателей, участников референдума, которые проживают находятся в населенных пунктах и в иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено гражданин вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав по месту нахождения соответствующей участковой избирательной комиссии, комиссии референдума пункт 4 статьи 631 Закона об основных гарантиях избирательных прав. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, расположенных на территории соответствующих муниципальных образований, включаются в списки избирателей на выборах в органы местного самоуправления, участников местного референдума в том случае, когда место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу было расположено на территории данных муниципальных образований пункт 5 статьи 17 Закона об основных гарантиях избирательных прав.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, зарегистрированные в установленном порядке по адресам воинских частей организаций, учреждений, органов , в которых указанные граждане проходят военную службу, могут включаться в списки избирателей, участников референдума в том числе на образованных на территориях воинских частей избирательных участках, участках референдума пункты 5, 6 статьи 17 Федерального закона N 67-ФЗ, пункт 16 статьи 152 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Обращение в защиту пассивного избирательного права 25. Возможность лица быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления не связана с нахождением его места жительства в пределах избирательного округа, продолжительностью и сроком проживания на территории округа, кроме случаев, установленных Конституцией Российской Федерации часть 2 статьи 81 Конституции Российской Федерации, пункт 5 статьи 4 Федерального закона N 67-ФЗ.
С учетом этих положений административное исковое заявление о защите избирательных прав, в том числе об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов, подается в суд по месту нахождения избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата, список кандидатов, и не может быть подано в суд по месту жительства административного истца часть 1 статьи 22, часть 3 статьи 24 КАС РФ. С административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу пункт 71 статьи 75, пункты 6, 61 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав, часть 10 статьи 239 КАС РФ. Следует иметь в виду, что кандидату, включенному в зарегистрированный список кандидатов, не предоставлено право оспорить регистрацию этого списка кандидатов и других включенных в него кандидатов либо регистрацию списка кандидатов или включенных в него кандидатов, выдвинутых иным избирательным объединением по этому же избирательному округу.
Административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата, список кандидатов, кандидатом, зарегистрированным по тому же избирательному округу, избирательным объединением, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурором пункты 7 - 9, 12 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав, часть 11 статьи 239 КАС РФ.