Если человек нарушил правило поста, он может продолжить поститься. Время Великого поста – это, как модно сейчас говорить, выход из зоны комфорта, подчеркнул отец Пимен. 27 февраля православные начинают соблюдать Великий пост.
Что нельзя делать во время Великого поста?
- Великий пост — меню на каждый день для мирян в 2024 году
- Новости Томска. Свежие томские новости – РИА Томск
- Содержание
- Великий пост 2024: когда начинается, что можно и что нельзя, календарь питания по дням
- Нет комментариев
Облегченный вариант «сухого» поста
- Уроки Великого поста: каких правил придерживаться, чтобы вырасти духовно и сохранить здоровье
- Великий пост – 2024: что запрещено во время поста и как правильно поститься
- «Поводов для работы над собой у нас очень много»
- Великий пост в 2024 году: начало и конец, суть, как его соблюдать правильно
- Великий пост-2023: традиции, главные правила и запреты
- Подготовительные недели к Великому посту
Великий пост 2023: когда начинается и кончается, что нельзя есть и делать, а что можно
Если оба соблюдают пост, то, как правило, они ограничивают себя и в сексе. Великий пост в 2024 году начнется 18 марта и продлится до 4 мая. В этом году Великий пост длится с 18 марта, начавшись сразу после Масленицы –. Великий пост соблюдали 10% россиян в 2023 году. В чем его суть, как правильно соблюдать пост и как из него выходить.
Что делать, если согрешил
- Оставляйте реакции
- Новости Томска. Свежие томские новости – РИА Томск
- 10 правил Великого поста
- Суть Великого поста
- Суть Великого поста
Сухоядение и Великий пост: как не навредить здоровью?
Для христиан он является примером духовной смиренной жизни, а его труд «Лествица», спустя несколько веков, остается одной из самых известных и читаемых книг у православных. Ими люди устилали путь Христа перед входом в Иерусалим. На Руси пальмовые листья заменили ветвями вербы, поэтому сам праздник получил название Вербное воскресенье. В этот период вспоминают последние дни земной жизни, страданий, смерти и погребения Иисуса Христа. Подготовка к Великому посту Великому посту предшествует четырехнедельный подготовительный период. В первые две недели строгих ограничений в еде нет. Начиная с третьей недели верующим следует отказаться от мяса по средам и пятницам.
Для этой же цели служит и чтение жития преподобной Марии Египетской. Пример грешницы, ставшей святой, служит верующим образцом истинного покаяния и безграничного милосердия Божия к каждому человеку». Оно состоится в Свято-Симеоновском кафедральном соборе. Кстати, во время него верующие должны совершить около 1000 земных поклонов.
Особенностью богослужения является полное прочтение покаянного канона преподобного Андрея Критского, который читали частями на великом повечерии в первые четыре дня Великого поста», — отмечается в сообщении.
Не вреден ли пост для здоровья Часто в СМИ пишут об опасностях поста как о недоедании. По счастью, это редкость. Тот, кто умеет поститься, пройдет 48 дней Великого поста без ущерба для здоровья, а неофит просто сорвется. И все же пост таит в себе опасность.
Правда, она другого рода. При любом телесном воздержании наше тело - "завеса нашей плоти", отделяющая нас от невидимого мира, утоньшается, мы становимся более восприимчивыми к духовному миру. То есть воздержание - пищевое ли, телесное - только средство. И оно может стать вредным и даже опасным, если существует само по себе. Если сердце не очищается исповедью, не обращено к Господу молитвой, не участвует в Таинстве Причастия, не погружено в молитвенный настрой богослужений, не готово отзывчиво откликаться на добрые дела, то при соприкосновении с этим невидимым миром оно оказывается незащищенным перед темными силами.
Телесный пост - когда чрево постится от пищи и питья. Душевный пост - когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов... Телесный пост без поста душевного, считают святые, ничто. Многие постятся от пищи и питья, но не постятся от злых помыслов, дел и слов - и какая им от того польза? Многие постятся через день, два и более, но от гнева, злопамятства и мщения поститься не хотят.
Многие воздерживаются от вина, мяса, рыбы, но языком своим людей, подобных себе, кусают - и какая им от того польза? Некоторые часто не касаются руками пищи, но простирают их на мздоимство, хищение и грабеж чужого добра - и какая им от того польза? Истинный и прямой пост - воздержание от всякого зла. Если хочешь, христианин, чтобы тебе пост полезен был, то, постясь телесно, постись и душевно, и постись всегда. Как налагаешь пост на чрево свое, так наложи на злые мысли свои и прихоти.
Да постится ум твой от суетных помышлений.
Как подчеркнул ключарь Спасо-Преображенского собора Сергий Будков, для православных христиан очень важно по мере возможности, по мере распределения рабочей нагрузки посещать первую и последнюю Седьмицы Великого поста. То есть первую Седьмицу и Страстную неделю. Также рекомендуется посещать чтение Великого Канона Андрея Критского. Оно будет совершаться по вечерам первые четыре дня первой Седьмицы Великого поста, в том числе и Спасо-Преображенском кафедральном соборе.
Мы готовимся к нему, и соответственно будем потом готовиться к Светлому Христову Воскресенью — к Пасхе. У нас будут совершаться в соборе великопостные беседы раз в неделю, мы будем приглашать известных лекторов и спикеров, которые тоже, верим, принесут большую пользу, интеллектуальную и духовную, для всех приходящих и слушающих. Соответственно, если есть любая возможности посетить храм в эти великие дни великого поста, конечно нужно её использовать. И церковь предлагает для этого уставные богослужения, — добавил Сергий Будков. Главной ошибкой постящихся считается резкое исключение из рациона животной пищи.
Как отметили в Роспотребнадзоре по Тверской области, к Великому посту подходят постепенно, соблюдая ограничения в употреблении животной пищи не только каждую среду и пятницу на протяжении года, исключая дни церковных праздников, но и в течение предваряющей сорокадневный пост Масленичной недели, также называемой «мясопустной», во время которой предписано воздержание от употребления мясной пищи. Постящимся советуют употреблять достаточное количество белковой пищи — с высоким содержанием растительного белка.
Что происходит с организмом, когда вы соблюдаете пост: объясняет диетолог
Впервые об этом обычае упоминает Никон Черногорец, писатель XI века. Скорее всего, изначально запрет поститься в среду и пятницу данной седмицы был адресован прежде всего тем христианам, которые жили в Палестине и Малой Азии поэтому это предписание вошло в Иерусалимский Устав , то есть на территориях, близких к Армении и где жило много армян. Целью этого запрета было стремление решительно отмежеваться от инославных. Вследствие распространения Иерусалимского Устава на всем Востоке и становится практика отмены поста в 3-ю седмицу перед Великим постом становится общецерковной. В нашем Типиконе описанная выше историческая причина кратко выражена в следующих словах: «Подобает ведати: яко в сей седмице иномудрствующии содержат пост, глаголемый арцивуриев. Мы же монаси на кийждо день, се же в среду и пяток, вкушаем сыр и яица, в 9-й час. Миряне же ядят мясо, развращающе онех веление толикия ереси». Неделя о блудном сыне Появилась по тем же причинам, что и Неделя о мытаре и фарисее — как закрепление рядового чтения из Евангелия от Луки по причине его соответствия идее приготовления к Великому посту. Неделя о блудном сыне была добавлена в IX веке; некоторые сохранившиеся древнейшие Триоди начинаются с Недели о блудном сыне; точно так же Устав Великой церкви IX в.
Это означает, что на ранней стадии эта Неделя еще не имела своего привычного современного названия. Недели мясопустная и сыропустная Появляются уже в VI веке; в это время в предпоследнее воскресенье пред постом заканчивали есть мясную пищу, а, соответственно, последнее воскресенье было днем заговения на молочную пищу. В древней иерусалимской традиции в VII веке эти два дня уже имели особые чтения на литургии, о чем мы узнаем из сохранившегося грузинского перевода Иерусалимского Лекционария. Правда, те иерусалимские чтения отличались от нынешних, ибо современные чтения возникли позднее в рамках константинопольской традиции. Неделя 1-я Великого поста — Торжество Православия В современной службе Недели 1-й Великого поста следует различать основную и второстепенную памяти. Основным празднованием является воспоминание Церковью восстановления иконопочитания в 843 году и окончательное отвержение иконоборческой ереси. В 842 году умер последний император-иконоборец Феофил и в этом же году был смещен с константинопольской кафедры Патриарх-иконоборец Иоанн Грамматик. Иконоборчество к этому времени уже изжило себя, да и принявшая власть по смерти Феофила его жена императрица Феодора еще при жизни мужа была сторонницей почитания икон.
При ее поддержке началась подготовка к торжественному восстановлению иконопочитания, которая заняла около года; после того как в начале 843 года был избран Патриархом святитель Мефодий, в Константинополе впервые был совершен чин Торжества Православия. По стечению обстоятельств это произошло 11 марта 843 года, как раз в 1-е воскресенье Великого поста то есть изначально не было стремления приурочить торжественное восстановление иконопочитания именно к 1-й Неделе поста. Однако этот прецедент положил основание той многовековой традиции, которая сохраняется и в настоящее время: праздновать именно в Неделю 1-ю Великого поста победу над иконоборчеством, с которой впоследствии была соединена идея торжества Церкви над всеми ересями вообще, потому этот день назван Торжество Православия. Вскоре после 843 года была составлена нынешняя служба Недели Православия; в песнопениях службы основной акцент сделан на богословии иконопочитания. В частности, говорится о том, что именно Воплощение Христа является основой почитания Образа кондак , что, целуя икону, мы воздаем честь тому, кто изображен на ней «честь бо образа, якоже глаголет Василий, на первообразное преходит», см. Лишь на заключительном этапе развития Триоди память о торжестве иконопочитания была расширена к прославлению торжества Церкви над всеми лжеучениями. Так, во 2-й стихире на стиховне малой вечерни упоминаются ересиархи прежних времен: «Ариева нечистая упразднися прелесть, Македониа, Петра, Севира же и Пирра: и светит Свет трисолнечный». Второстепенной памятью Недели 1-й поста в нынешнем Уставе является память всех святых пророков.
До середины IX века как минимум в Константинополе именно память пророков совершали в 1-й воскресный день Великого поста. В современной службе только пророкам посвящены следующие молитвословия: 1-я и 2-я стихиры на «Господи, воззвах…» великой вечерни, «славник» на литии, литургийные чтения и канон на повечерии в Неделю вечером.. Совершение Торжества Православия в Неделю 1-ю поста не сразу вытеснило более древнюю память пророков. Решающее влияние в утверждении праздника Торжества Православия оказал Студийский Устав, во всех редакциях которого данная память уже присутствует. И эта связь закономерна: как Студийский монастырь был оплотом иконопочитания в период гонений императоров-иконоборцев, так он же способствовал распространению и возвышению праздника в честь восстановления почитания икон. Интересными памятниками-свидетелями «переходного» периода в богослужении Недели 1-й поста являются студийские Типиконы. В Студийско-Алексиевском Типиконе указаны обе памяти — пророков и «о иконах правоверия» причем память пророков указана первой! Это значит, что некоторое время обе памяти совершались вместе в 1-ю Неделю поста, однако постепенно память пророков уходит в тень, а Торжество Православния занимает господствующее положение.
Впрочем, до XIV века память пророков продолжает отмечаться в Типиконах и присутствует в службе Недели 1-й Великого поста; в частности, она указана даже прежде Православия в одной из рукописей Иерусалимского Устава середины XIV века. Наверное, только с XVI века служба Недели 1-й поста приобретает свой современный вид: песнопения Торжества Православия доминируют и почти совершенно вытесняют молитвословия в честь пророков от этой древней памяти остаются только некоторые отмеченные нами песнопения, которые почти незаметны в службе , да и саму память пророков в Типиконе и Триоди перестают обозначать в надписании Недели. Его особое значение в истории церкви связано с тем, что в споре с Варлаамом Калабрийским он отстоял православное учение о возможности для человека видения нетварных энергий Божества, то есть видения Самого Бога, а не Его тварного образа, как нечестиво учил Варлаам. Память святого в Неделю 2-ю поста в Греции была установлена в 1376 году Патриархом Филофеем.
Если хочешь, христианин, чтобы тебе пост полезен был, то, постясь телесно, постись и душевно, и постись всегда. Как налагаешь пост на чрево свое, так наложи на злые мысли свои и прихоти. Да постится ум твой от суетных помышлений. Да постится память от злопамятства. Да постится воля твоя от злого хотения. Да постятся очи твои от худого видения: "Отврати очи твои, чтобы не видеть суеты".
Да постятся уши твои от скверных песен и шептаний клеветнических. Да постится язык твой от клеветы, осуждения, кощунства, лжи, лести, сквернословия и всякого праздного и гнилого слова. Да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра. Да постятся ноги твои от хождения на злое дело. Вот христианский пост, которого Бог от нас требует. Покайся и, воздерживаясь от всякого злого слова, дела и помышления, учись всякой добродетели", - учил наш святой Тихон Задонский. Пост проходит правильно, если сердце откликается на добро Молитвы во время Великого поста Молиться в пост надо особенно усердно, стараясь не пропускать утреннего и вечернего правила. Священники советуют расширить ежедневный круг молитв за счет псалмов, домашнего разбора текстов богослужения на русском языке - чтобы лучше понимать, что происходит в храме, изучения великопостной молитвы святого Ефрема Сирина. Для того чтобы настроить свое сердце на покаяние, нужно обязательно посетить хотя бы одну вечернюю службу, на которой читается Великий покаянный канон Андрея Критского он совершается с понедельника по четверг 1-й недели Великого поста и в среду на 5-й. Если вы в течение года причащались редко, то в Великий пост обяжите себя принимать Таинство Причастия еженедельно: в пост обостряется духовная брань - невидимая борьба с нападками бесов, стремящихся помешать нашим усилиям и подвигам, и без благодатной помощи Таинства нам с этим не справиться.
Поклонитесь Кресту Господню в Крестопоклонную неделю - 4-ю неделю Великого поста, посетите храм в пятницу 5-й, когда на вечерней службе читается акафист Божией Матери. Найдите время помолиться за Литургией Преждеосвященных Даров в пост она совершается по средам и пятницам. Особое внимание - богослужениям Страстной недели. Это и проложит вам путь к Встрече, станет основой поста.
На Великий пост можно экспериментировать. Главное — исключить из меню все продукты животного происхождения.
А это молоко, творог, сметана, яйца, мясо и рыба. Можно без проблем употреблять макароны, разные крупы, овощи и фрукты, сухофрукты и зелень, домашние приготовления и овощную консервацию. Растительный белок в постных продуктах отлично заменяет белок животного происхождения, во многом являясь полезнее. Календарь Великого поста 2023 по дням В 2023 году Великий пост начнется 27 февраля и продлится до 15 апреля у православных христиан, а у католиков начнется 22 февраля и завершится 6 апреля. Дата Великого поста меняется и зависит от даты Пасхи. В 2023 году православные христиане отмечают Пасху 16 апреля.
Пасха 2023 года у католиков приходится на 9 апреля. Дата Пасхи рассчитывается по лунному календарю и может приходиться на период с 4 апреля по 8 мая. Для установления даты Пасхи определяют, когда наступает первое Полнолуние после Дня весеннего равноденствия празднуется 21 марта. Пасха отмечается в первое воскресенье после этого Полнолуния. Пост продлится с 27 февраля по 15 апреля, а значит, в сумме Великий пост займет 48 дней. Первый понедельник поста называется Чистым понедельником, а всю первую неделю — Чистой седмицей.
Вторая неделя поста называется Второй седмицей. Третью и четвертую неделю поста называются Крестопоклонными. Пятая неделя поста называется Похвальной седмицей. Шестая неделя называется Вербное воскресенье. Суббота в Вербное воскресенье называется Лазаревой. С какими проблемами могут столкнуться постящиеся?
Пост многими воспринимается как разгрузка, даже как диета для похудения. Если посмотреть внимательно, то калорийность питания в пост может даже увеличиться.
Верующие люди отказываются от мясных и молочных продуктов и увеселительных мероприятий не потому, что без этого их жизнь сама по себе станет чище и праведнее. Православные добровольно берут на себя посильное ограничение, чтобы действительно уделять меньше внимания быту и суете, а больше — состоянию своей души. Правила Великого поста: не есть скоромного, то есть мяса, молока и яиц. И в целом в еде быть сдержанным; молиться, посещать богослужения, стараться жить церковной жизнью; отказаться или ограничить увеселительное времяпрепровождение, а освободившееся время посвятить душеполезным занятиям, добрым делам. Мясо в Великий пост нельзя есть потому, что в этот период человек и духом, и телом должен стремиться к Богу. Пища животного происхождения тяжела, и непросто после наваристого мясного борща или котлет встать на молитву и сосредоточиться на обращении к Господу.
Отказываясь от тех или иных продуктов, верующий человек учится воздержанию, навыку справляться со своими желаниями, который необходим не столько за столом, сколько вообще в жизни. Но бывают обстоятельства, когда человек не имеет возможности исключить мясо из рациона либо по состоянию здоровья. Либо находится в командировке или экспедиции, питается в учреждении, например, в больнице. Здесь важно помнить, что гастрономический пост — это лишь помощь человеку в его борьбе со страстями, а главный пост — духовный.
Как поститься без вреда для здоровья
Очистится ли наша душа, если мы не съедим, скажем, мясную котлету или салат со сметаной в среду или пятницу? Или, может быть, мы сразу попадем в Царство Небесное только за то, что вообще не едим скоромного? Едва ли. Слишком уж просто. Русская православная церковь Соблюдение поста подразумевает лишение телесных удовольствий, и еда не единственное из таковых. Некоторые верующие ограничивают себя в интимной близости, хотя даже священнослужители признают, что это скорее обычай, чем правило, и все индивидуально речь идет о брачных отношениях — секс вне брака РПЦ рассматривает как грех.
А вот отказаться от вредных привычек или хотя бы минимизировать их стоит. Реже курить, не сквернословить и по возможности вообще меньше разговаривать, ограничить употребление кофе, не так часто смотреть развлекательные передачи… К чему же такие строгие запреты и насколько важно их соблюдать? Духовное удовольствие На самом деле пост — прежде всего «духовное упражнение», «малая жертва Богу», пояснили на сайте Русской православной церкви. Иными словами, верующие сознательно — и, что важно, с удовольствием! Например, вместо того чтобы съесть любимое блюдо или выкурить сигарету, идут в церковь.
Вместо того чтобы посмотреть кино, поговорят по душам с родным человеком или в чем-то ему помогут. Это значит, что нужно придерживаться такого поста, который будет духовно приятен. Нужно соизмерять свои силы и не поститься излишне усердно или, наоборот, совсем нестрого.
Что же в Великий пост мы не едим?
Что можно и что нельзя: варианты ограничений Высшая планка ограничения - монастырский устав, когда большую часть недели рекомендуется еда без растительного масла, не горячая. Чтобы не вводить никого в соблазн, даже не буду этот устав расписывать. Так поститься не следует, потому что неизбежно надорветесь. Пост должен быть разумным.
Граница самоограничения в пище задается с учетом пола, возраста, состояния здоровья, физических и умственных нагрузок. Самый распространенный вариант пищевого ограничения для мирян - отказ от мясной и молочной пищи, от алкоголя. Минимальное внимание этой стороне жизни своего тела - самый правильный путь. Касается пост и интимных отношений, в эти дни недопустима разнузданность и уместна сдержанность.
Хотя в таком деликатном вопросе, как исполнение супружеских обязанностей, священники призывают руководствоваться принципами любви и уважения к чувствам и потребностям своей второй половины. Не вреден ли пост для здоровья Часто в СМИ пишут об опасностях поста как о недоедании. По счастью, это редкость. Тот, кто умеет поститься, пройдет 48 дней Великого поста без ущерба для здоровья, а неофит просто сорвется.
И все же пост таит в себе опасность. Правда, она другого рода. При любом телесном воздержании наше тело - "завеса нашей плоти", отделяющая нас от невидимого мира, утоньшается, мы становимся более восприимчивыми к духовному миру. То есть воздержание - пищевое ли, телесное - только средство.
И оно может стать вредным и даже опасным, если существует само по себе. Если сердце не очищается исповедью, не обращено к Господу молитвой, не участвует в Таинстве Причастия, не погружено в молитвенный настрой богослужений, не готово отзывчиво откликаться на добрые дела, то при соприкосновении с этим невидимым миром оно оказывается незащищенным перед темными силами. Телесный пост - когда чрево постится от пищи и питья.
Всему должно предпочитать единодушие: оно всего важнее. Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Того же мнение держатся другие святые отцы: свт.
Дионисий Александрийский пишет, что «довлеющими судьями» сами себе являются сами супруги, так как определение его меры — дело глубоко личное; свт. Василий Великий подчеркивает, что установление супружеского воздержания духовно полезно, так как «удерживает от неумеренности в том, что дозволено законом»; однако, для воздержания во время поста необходимо согласие мужа и жены; св. Тимофей Александрийский пишет: «Прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим». Среди подобных суеверий Владыка отмечает и такое — распространенное до наших дней: якобы дети, зачатые супругами во время поста родятся больными или проживут грешную жизнь: «Будет любо тать, любо блудник, любо разбойник». За грех нарушения супружеского воздержания при этом рекомендовалось отлучать родителей от Св. Таин «на два лета».
Мнение епископа о подобных «номоканунцах» было максимально жестким: таковые «годятся сжещи». Итак, воздержание — подвиг двоих, который берется на себя по силе каждого и по обоюдному согласию. Про духовную составляющую Как говорил свт. Григорий Богослов, «истинный пост есть воздержание от злых дел». Многие угодники Божии, сами опытные постники, обращают внимание именно на духовное устроение постящегося. Например, свт.
Тихон Задонский писал: «Телесный пост — когда чрево постится от пищи и питья. Душевный пост — когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Изрядный постник тот, кто удерживает себя от блуда, прелюбодеяния и всякой нечистоты. Изрядный постник тот, кто воздерживает себя от гнева, ярости, злобы и мщения. Изрядный постник тот, кто наложил на язык свой воздержание и удерживает его от празднословия, сквернословия, безумия, клеветы, осуждения, льсти, лжи и всякого злоречия. Изрядный постник тот, кто руки свои удерживает от воровства, хищения, грабежа, и сердце свое — от желания чужих вещей.
Словом, добрый постник тот, кто от всякого удаляется зла». Пост — это диета, или вообще он не о еде? Восприятие Великого Поста имеет две крайности: понимание его как «очищения организма», по сути, диеты, сводящейся к воздержанию от определенных видов пищи; видение поста как чисто духовного делания, борьбы со страстями; иногда от верующих, кто придерживается такой позиции, можно услышать, что «поститься духовно» можно без соблюдения телесной аскезы. А в чем тогда суть? Человек, однако, не бездушное животное и не бестелесный дух: он — единство души и тела. Именно поэтому Церковь сочетает пост тела и души, отрицает как неразумный акцент на телесном посте, так и «духовный пост» без телесного воздержания.
Последний вариант, по опыту многих верующих особенно сложен: без дисциплины тела довольно сложно обуздать страсти. То же подтверждают святые отцы. Например, св. Исаак Сирин Ниневийский пишет, что «голод много способствует укрощению чувств». А прп. Марк Подвижник говорит, что постящийся только телесно подобен земледельцу, который много потрудился над обработкой своего поля, но затем оставил его незасеянным.
Обработанная земля нуждается в семени, а постящийся телесно — в молитве. Борющийся же со страстями, но без телесного воздержания подобен другому неразумному делателю: «Как бедный земледелец, если посеет на поле, заросшем дурною травою, не обработав вновь земли, то вместо пшеницы пожнет терние; так и мы, если будем сеять семя молитвы, не удручив прежде тело свое постом, то вместо правды принесем плоды греха. Ибо тело сие из той же земли, и если не будет возделано с таким же прилежанием, как и земля, то никогда не произрастит плода правды». Для чего современному человеку аскеза Современная культура формирует культ потребления, комфорта, беззаботности, о котором саркастически говорил еще ап. Павел: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем» 1 Кор. Аскеза полезна для осознания того, кем на самом деле является человек: творением Божиим, которому суждена вечная жизнь, а не «потребительский рай».
Подробнее об аскезе в статье: Простыми словами об аскетизме Изменить себя, стать лучше Довольно скоро человек, пытающийся своими силами избавиться от страсти, преодолеть недостатки, сталкивается с собственным бессилием. Никодим Святогорец советовал: «Когда случится тебе неожиданно впасть в прегрешение… не малодушествуй, не останавливайся на себе, не говори: «как я такой потерпел это и допустил?! Напротив, смирись и, обратив мысленные очи к Господу, скажи: «Что другого и ожидать было от меня, Господи, столь немощного и худонравного», и тут же поблагодари Его, что дело остановилось только на этом, исповедуя: «Если бы не Твоя безмерная благость, Господи, не остановился бы я на этом, а безусловно впал бы во что-нибудь ещё худшее». Так человек, видя свое бессилие, приходит к единственно возможному варианту: просить помощи свыше. Немало также таких, кто приходит к покаянию впервые в жизни именно в эти святые дни. О Таинстве покаяния подробнее можно почитать здесь: Особенности женской исповеди: полный перечень грехов Общая исповедь Иногда она предваряет частную.
Перед началом Таинства священник произносит проповедь, перечисляя основные грехи, давая советы в борьбе с ними. К числу лучших таких опытов принадлежат слова архимандрита Иоанна Крестьянкина , не раз изданные под заголовком «Опыт построения исповеди». Точный разбор духовного состояния, сделанный опытным старцем, помог не одной душе прийти в себя, подобно блудному сыну из Евангельской притчи. И все же общая исповедь не заменяет частной, приносимой индивидуально перед священником. Причастие Великим Постом эти два Таинства связаны особенно тесно: ведь в Евхаристии верующий соединяется непосредственно с Богом, получает помощь для самоизменения, преодоления грехов. Именно поэтому исповедь предваряет Причастие.
Календарь: все недели с названиями и пояснениями За три недели до начала Великого Поста за богослужениями появляются песнопения из книги, именуемой Триодью Постной. Ее название происходит от греческого «Триодион», или «троичный»: так как здесь содержатся особые покаянные каноны всего из трех песней, или «Трипеснцы». Интересный факт Богословы обращают внимание на то, что количество богослужебных дней, когда читаются молитвословия Постной Триоди — от подготовки к Посту до конца Страстной Седмицы, составляет 70 — как бы по числу лет пребывания в плену Вавилона древних Иудеев, которым это было попущено как наказание за отступление от Истинного Бога. Поэтому отличительный признак служб подготовительных к посту недель — пение псалма 136, песни, сложенной евреями, удаленными от родины: «На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона…». Подобно страдает душа всякого, разлученного со своим Создателем, Его Царством. Подготовительные недели По церковной традиции собственно «неделями» воскресные дни, с которых начинается богослужебная седмица — 7 дней.
Таких воскресений, готовящих верных к Четыредесятнице — три. Им предшествует праздник Богоявления, когда Иисус крестился на реке Иордан от руки св. Иоанна Предтечи. Подобно тому, как, по слову Евангелиста, «немедленно после этого Дух ведет Его в пустыню» Мк. Но, ради человеческой немощи, не «немедленно»: Церковь мудро помогает своим чадам постепенно отрешаться от суеты в течение целых трех седмиц, которые открываются неделями воскресными днями : о мытаре и фарисее; словами св. Луки Лк.
Монастырь Высокие Дечаны, Сербия Сплошные недели Так именуются седмицы, во время которых отменяется постное воздержание в среду традиционный день, воспоминание предательства Христа одним из апостолов, Иудой и пятницу память о Распятии Господа. Таких седмиц, следующих за подготовительными воскресными днями, две, они следуют: сплошная седмица за Неделей о мытаре и фарисее с 6 по 11 февраля; отмена постных дней на этой седмице учит христиан не абсолютизировать телесное воздержание подобно фарисею , которое само по себе, без должного смирения, ведет не к покаянию, а к развитию гордыни; за Неделей о Страшном Суде; сырная седмица масленица с 20 по 25 февраля мудро, постепенно выводит верующего на подвиг телесного воздержания; хотя здесь нет постных дней, но начиная с понедельника — до самой Пасхи, уже не благословляется вкушать мясо; христиане пока еще употребляют рыбу, молочные продукты, но уже звучит— впервые в году — Великопостная покаянная молитва св. Ефрема Сирина, предвещая наступление времени духовного подвига. Праздник накануне На этот воскресный день приходится, по церковному Уставу, «воспоминание Адамова изгнания», когда прародители рода человеческого из-за своего отступления от Господа лишились Рая. Предание говорит, что праотец Адам, сидя против его, каждый день плакал о потерянной радости. А вот как обращается к своей душе при воспоминании о грехопадении прародителя иеромонах Роман Матюшин : «О, Адаме, первый человече, Пал в раю и плакал без конца.
О, душе, с тобою будем где мы, Все преступая многие года?! Здесь имеются ввиду не только лично нанесенные обиды, но также невольные, которые мы причиняем ближним по неведению, недопониманию, небрежности. Традиция испрашивать прощения — древняя, идущая от монашества. В первые века христианства во многих монастырях был обычай, когда иноки уходили на время Четыредесятницы в пустыню на уединенный подвиг. Отправляясь из обители, они не знали, приведет ли Господь увидеться вновь, а потому, как пред кончиной, желали получить прощение от братий. Жизнь современного мирянина, проводящего дни среди житейской суеты, кажется, отличается от пустынного подвижничества и вроде бы не сопряжена с опасностями от диких зверей, разбойников, стихий, как у древних иноков.
Но, положа руку на сердце, точно ли мы знаем, когда окончится наш земной путь? Потому звучит в храмах: «Прости меня, грешного! И ответ: «Господь простит, и я прощаю! Настоящее прощение, когда обида от ближнего «вменяется как не бывшая», точно ее не было — настоящий духовный подвиг. Но мы верим словам Господа, в притче о блудном сыне говорящего, что Отец ждет от нас даже простого желания простить, вменяет намерение как самое дело, помогает измениться. Заговенье на Прощенное воскресение Прощеное воскресенье в 2023 году 26 февраля Что касается питания, то канун поста — последний по Уставу день, когда можно есть молочное, рыбное.
Русские крестьяне имели благочестивый обычай по завершении Чина прощения, придя домой, тщательно убирать скоромные продукты, даже «выжигать» их остатки из кастрюль, котелков, нагревая их на огне. К вечеру шли в баню, омывая к посту не только душу, но и тело. Затем наступало время молчания, ожидания наступления особого благодатного времени. Начало поста 2023 года: первая седмица С 27 февраля по 4 марта Это время вхождения в Великий пост 2023 года, когда душа, уже подготовленная во время трех предыдущих седмиц, особенно просит молитвы, покаяния. В дореволюционной России во время первой седмицы старались по возможности удаляться от дел, даже от мирских трудов добывания хлеба насущного: например, особо благочестивые купцы нередко закрывали лавки, давали сотрудникам выходные, дабы они могли невозбранно посещать службы. Сейчас во время первой седмицы приостанавливают занятия только духовные учебные заведения.
Но большинство верующих, обремененных светской работой, такой возможности не имеют. Однако, по мере сил многие стараются посетить особо важные службы этих дней, хотя все они отличаются большой продолжительностью. Особенной любовью церковного народа пользуется Великий Покаянный Канон свт. Андрея Критского, который, разделенный на четыре части, читается вечером, с понедельника по четверг. Первый день Великого поста — 27 февраля 2023 года До революции он назывался «Чистым Понедельником», когда хозяйки старались сделать особенно тщательную уборку дома, что знаменовало наступление дней, когда такая же «уборка», очищение, предстоит также душе. Однако обычай этот — не уставный, это лишь благочестивая традиция.
Устав же предписывает по возможности бывать: на длительной утренней службе, соединяющей Утреню и Вечерню; желающие отстоять все богослужение должны рассчитывать на продолжительное время около 4 чаще всего — немного более часов; вечером — на чтении Великого Покаянного Канона свт. Андрея Критского; многие храмы начинают вечерние службы часом позже обычного, чтобы верующие могли попасть на них после рабочего дня. Второй В этот день службы также совершаются утром и вечером, когда читается вторая часть Великого Канона. Третий Среда — особый день первой седмицы, когда многие стремятся попасть на утреннюю службу. Ведь в этот день впервые в году служится Литургия Преждеосвященных Даров, особое богослужение, поучаствовать в котором можно только Великим Постом. Вечером читается третья часть Канона свт.
Четвертый В этот день вечером чтение покаянного Канона завершается. Еще раз услышать его можно будет теперь только на пятой седмице поста во время особой службы — Стояния Марии Египетской , когда Канон прочитают уже «сполна», то есть не по частям, а полностью. Пятый Вечерня этого дня, соединенная с Утреней и Преждеосвященной литургией содержит особые моления к вмч. Феодору Тирону, память которого издревле отмечалась в этот день. Это связано с тем, что однажды Византийский император Юлиан 361-363 гг. Он сообщил о повелении царя, заповедал христианам вместо продуктов с рынка есть коливо — пшеницу, вареную с медом.
С тех пор в храмах в пятницу первой седмицы читается канон святому, после чего освящается коливо. Верующие подкрепляют им силы после богослужения. Во все дни первой седмицы поста Устав заповедует сухоядение, то есть невареную пищу. Верующие, могущие понести такой подвиг, воздерживаются от пищи, питья с утра до конца вечерней службы. Другие же постятся по силам, но все же стараются особым образом ограничить себя именно на эти дни. Торжество Православия 5 марта Первый воскресный день поста называется Неделей Торжества Православия, посвященной историческому событию — утверждению почитания Церковью икон.
По окончании литургии служится особый Чин Торжества Православия. В некоторых храмах, монастырях следуют древнему предписанию — произносить анафему отлучение на не почитающих иконы, как это было установлено после VII Вселенского Собора. Вторая седмица С 5 по 11 марта 2023 года Ее завершают особые воскресные службы, посвященные свт. Григорию Паламе, жившему в XIV в. Его трудами, живым примером утвердилась молитвенная практика, называемая «умным деланием», или непрестанным творением Иисусовой молитвы. Третья: крестопоклонная С 12 по 18 марта 2023 года Третий воскресный день Четередесятницы именуется «средокрестным»: это «преполовение», середина поста, когда для духовного укрепления постящихся на средину церкви торжественно износится Крест.
Он напоминает о страданиях Господа, ободряет тех, кто начал изнемогать от постного подвига. Дерево, левкас, темпера; медный сплав, литье, эмаль. Иоанн Лествичник, поминается Церковью на четвертое воскресенье поста.
Дань памяти высказывается императрице Феодоре Константинопольской, благодаря которой было восстановлено почитание икон в церкви после запрета в VIII веке. Вторая неделя — святителя Григория Паламы. Именно он объяснил связь между миром и Богом. Церковь почитает этого святого за учение и победу в богословских спорах.
Третья неделя — Крестопоклонная. Крестопоклонной она называется потому, что в этот период поста из алтаря выносится для поклонения украшенный цветами крест. Крест находится посреди храма до пятницы 4-й седмицы Великого поста. Четвёртая неделя — преподобного Иоанна Лествичника. Этот святой служит для христиан примером постнической и духовной жизни. Пятая неделя — преподобной Марии Египетской. Святую почитают за то, что она усердным постом смогла вырваться из развратной жизни.
Шестая неделя — Вход Господень в Иерусалим.
Правила постов
Зачем поститься и что есть в Великий пост | Если человек нарушил правило поста, он может продолжить поститься. |
Великий пост-2023: традиции, главные правила и запреты | Первое и главное правило гласит, что православные во время Великого поста не должны употреблять в пищу мясо. |
Как правильно держать Великий пост с 18 марта по 4 мая 2024 года | Великий пост в 2024 году начинается у православных 18 марта и заканчивается 4 мая. |
О Великом посте / | Благословение в смысле «разрешение» на Великий пост не требуется, это общецерковное дело, благословлённое самим Христом. |
Правила постов
Рассказываем, когда начинается Великий пост в 2024 году, как вести себя в период говенья и как правильно начать поститься. Идет сорокадневный Великий пост. Как и все посты, он следует ветхозаветным традициям «укрощать» тело ограничениями в еде ради господства духовного над телесным. В понедельник, 18 марта, у православных начался Великий пост, который продлится до 4 мая.
Зачем поститься и что есть в Великий пост
Согласно, его положениям, в Великий пост нужно отказаться полностью от пищи животного происхождения: мясо, яйца, молоко. Великий пост каждый год имеет разные даты и зависит от того, в какой день будет Пасха. Наш рассказ о том, как правильно держать Великий пост, будет неполным, если не упомянуть о том, что правила имеют исключения.
Нужно ли благословение перед Великим постом и как часто причащаться: священник ответил на вопросы
Великий пост — не диета. Вот как нужно соблюдать его на самом деле | Великий пост в 2023 году начинается 27 февраля, а заканчивается 15 апреля, — это самый главный, продолжительный и строгий из всех православных постов, поэтом. |
О Великом посте | Великий пост 2023: когда начинается и кончается, что нельзя есть и делать, а что можно. |