Первая седмица Великого Поста (в двух томах). В субботу первую святых постов. 25 марта: Родительская суббота 4-й седмицы Великого поста. Первая неделя (седмица) Великого поста – время особой молитвы и строгого воздержания.
Божественная литургия святителя Иоанна Златоустогов субботу первой седмицы Великого поста
То есть вся эта неделя, последняя, она рассматривается как последние дни жизни Иисуса Христа: предательство, распятие, тайная вечеря и воскрешение. В этот день вспоминают вход Иисуса Христа в Иерусалим. Можете рассказать о том, как правильно отмечать этот праздник? И каждый раз, когда совершается его память, читается Евангелие. В писании есть повествование о том, как Господь грядет на Свою вольную смерть. Фактически Христос добровольно идет на страдания, когда прибывает в израильскую столицу.
Тем самым Он показывает, что никто Его не принуждает, не заставляет Его совершать такой искупительный подвиг. А Он сам идет на такую крестную жертву для спасения рода человеческого. В древности обычно великих полководцев встречали пальмовыми ветвями, как победителей со словами «осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне». То есть благословенный тот, который грядет во имя Господне, они Его встречают как великого царя и пророка. Почему именно встречают?
Так вот накануне Вербного воскресения у нас есть суббота Лазарева. В этот день церковь вспоминает, как Господь воскресил праведного Лазаря, который был уже 4 дня во гробе. Когда по Иерусалиму разнеслась весть о чудесном воскрешении, местные жители стали видеть в Христе пророка. Они вышли встречать Спасителя. В Иерусалиме Бога встречали ветвями пальмы — символом победы земных царей.
В нашей русской традиции принято использовать вербы. Так как пальмы у нас не растут, а почки вербы распускаются весной довольно рано. И вот мы этими вербами, как знаменем победы жизни над смертью, встречаем Господа Иисуса Христа. Верба в христианстве несет посыл воскрешения. Поэтому батюшка освещает ветви, приносимые прихожанами в храм.
А потом мы храним их на протяжении всего года у себя дома возле иконки. Когда год проходит, относим вербу в храм или сжигаем дома. Как Вы смотрите на данный «обряд» и какое отношение он имеет к православной религии? Это равносильно купанию на Крещение. Люди думают, что посредством омовения им простятся все грехи.
Вербное воскресенье также сопровождаются другими традициями. Некоторые, например, съедают почки прямо с веток. В Белоруссии вербой бьют не только людей, но и скот, чтобы он не болел.
Или, скажем, можно было бы напомнить о сорокадневном посте Господа в пустыне перед тем, как он вышел на служение, на свою проповедь. Но Церковь напоминает нам именно об этом, казалось бы, менее значительном событии, о срывании колосьев в субботу.
И делается это не случайно. Ибо напоминает нам Церковь о посте, как бы немного перефразируя слова Христа: пост для человека, а не человек для поста. Пост — это не цель, а средство к достижению цели. Цель поста заключается не в том, чтобы человек скрупулезно исполнял все его предписания. А чтобы, исполняя эти предписания насколько это возможно, человек внутренне менялся к лучшему, преображался, стал ближе к Богу, в конкретных делах проявил это свое внутреннее изменение.
Не Богу мы делаем приятное тем, что постимся: пост не для Бога, а для нашего обновления, духовного и телесного. Вот так мы должны с вами воспринимать пост. Но, к сожалению, и сегодня во многих из нас живет фарисейская психология, которая очень успешно прошла сквозь толщу веков и тысячелетий. И сегодня многие идут по куда более легкому пути: отказывая себе в какой-либо пище, соблюдая внешние правила церковной дисциплины, ставя свечу в храме, но все это не сопровождается никаким внутренним изменением человека. И забывают такие люди о том, что Богу не нужна ни наша свеча, ни наша жертва, Его не интересует наш пищевой рацион — Богу нужно наше сердце, наша открытость Ему и наша любовь: «Сыне, дай Мне сердце», - говорит Господь.
И можно не есть, не пить, не спать весь пост. Но если сердце остается глухим, если никаких положительных изменений в духовной жизни человека не происходит, если не загорается внутри тебя огонь любви, но не абстрактной любви к Богу, которого не видишь, а реальной, к человеку, который нуждается в твоей помощи, и ты реализуешь эту любовь через конкретные добрые дела, если это происходит, то слава Богу, мы на правильном пути и достигаем цели поста. А если нет, то тогда грош цена всему нашему воздержанию и всем нашим внешним подвигам.
Четыредесятница установлена в честь сорокодневного поста Спасителя, а Страстная седмица — в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Христа. Общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей — сорок восемь дней. В старину в России жизнь во время Великого поста кардинально менялась: отменялись театральные представления, балы, закрывались все увеселительные и питейные заведения, а также бани, лавки, торговавшие мясом и другими скоромными продуктами. На первой и на Страстной седмице прекращались занятия в учебных заведениях, закрывались все государственные учреждения. По свидетельству историков, благочестивые люди на Руси в первые дни Великого поста без необходимости не выходили из своих домов Особой строгостью и длительностью богослужения отличается первая седмица Великого поста. В понедельник, вторник и среду до литургии Преждеосвященных Даров вкушение пищи не положено. После первой литургии можно есть вареное. В четверг — снова воздержание от пищи или сухоядение сухоядение, или сухоястие — это не просто вкушение растительной или сухой пищи без воды, как думают некоторые, а вкушение постной холодной, то есть, неподогретой, пищи без масла и не подогретого питья. В пятницу, после литургии — вареное. Однако такое исполнение Устава в наши дни по силам немногим, и в приходских храмах практикуются такие правила поста с небольшими вариациями : в первые два дня сухоядение, в следующие три — вареная растительная пища без масла. В субботу и воскресенье — пища с маслом. В остальные дни Великого поста — с понедельника по пятницу — положен однократный прием растительной пищи без масла перед отходом ко сну — «вечеря». В субботы и воскресенья Великого поста — двукратный прием вареной растительной пищи с растительным маслом и вином. Практика поста многих современных приходов такова: во все остальные седмичные дни Великого поста кроме среды и пятницы , а также в субботу и воскресенье употребляется вареная растительная пища с маслом.
Это изматывающее времяпрепровождение в городском транспорте, это ежедневная трата сил и карманных денег. В самом лучшем случае на работу — час, с работы в храм — час, со службы домой — час. Итого три часа тяжелой и специфической «работы», вытягивающей из человека остатки физических и психических сил. Между тем Устав церковный на такие перемещения не рассчитан. Он рассчитан на монастырь, где от кельи до места полслушания — рукой подать, а от места послушания до храма — пять минут ходьбы. Отсюда и возможность иметь несколько часов времени и запас сил для длинной молитвенной работы в храме. Сельская жизнь тоже предполагает близость дома, храма и места работы. Вот поле, вот дом, а вот и звук близкого колокола, зовущий на службу. Кроме того, общежительный быт монастыря предполагает, что вернувшийся со службы человек найдет в трапезной готовую еду, пусть самую скромную ради поста, но все же готовую. А мирской богомолец чаще — женщина вынужден будет, приехав домой, становиться к плите и кормить домочадцев. Как видим, подвиг удваивается и даже утраивается. Мы не можем менять условия жизни радикальным способом. Но можем менять к ним отношение. В данном случае от духовников требуется чуткость и сострадание «маленькому прихожанину», который борется за жизнь, изнемогает от вязкого быта и пробует служить Богу. Он не все вычитывает, не все выстаивает, не все выслушивает. А из того, что выслушивает и вычитывает, не все понимает. Нужны терпение и снисхождение. Недопустимы завышение планки требований и хмурый вид знатока, поучающего невежду. Нужно понимать, что врагом молитвы утренней является спешка, а молитвы вечерней — усталость. И человеку приходится, быть может, учить наизусть молитвы и псалмы, чтобы, в вагоне метро прислонившись к окну, помолиться по памяти. Упрекать его за такой способ молитвы нельзя, скорее, наоборот, стоит подбодрить и утешить. Еще одно необходимое замечание касательно эпохи с ее особенностями — это смещение акцентов с пищи на информацию. Человек прежних эпох был здоровей и выносливей нашего современника. Пустой желудок был нужен ему для снижения биологической активности. Нужно было реально ослабеть, чтобы сдержать свою буйную страстность. Современный же человек — это сплошь и рядом дохляк и сущая немощь. Он не страдает от избытка физических сил и горы не переворачивает. Он, напротив, просыпается уставшим и еле ноги передвигает в течение дня. Зато он перекормлен, напичкан информацией, которая льется ему в глаза и уши тропическим дождем, отчего многие похожи на пациентов психиатрической клиники, почему-то ночующих дома. Выключить телевизор и не включать его хотя бы на первой, Крестопоклонной и Страстной неделях будет намного полезней, чем исследовать этикетки на продуктах: дескать, нет ли там сухого молока или еще чего-нибудь не постного. Музыка, сплетни и праздная болтовня, телепередачи, «зависание» на любимых сайтах — это вещи более опасные, чем стакан молока, и требующие более строгого или даже беспощадного к себе отношения. Конечно, я не за то, чтобы человек вступил в «информационный пост» и продолжал есть, что хочет. Телесное воздержание, как сказали отцы, есть действительно «мать всего доброго». Нужно подсушить чрево и раздать милостыню, нужно поупражняться в чтении Святых Писаний и в коленопреклонениях. Но нужно понимать особенности мира, в котором мы живем, и не пытаться, как говорил святитель Филарет Московский, превратить Москву в Фиваиду, а век девятнадцатый — в век пятый. И современник Филарета, не менее чудный в житии и в разуме, святитель Игнатий повторял, как заповедь, слова: «Пойми время». Нетрезвое, лишенное рассуждения отношение к жизни плодит на каждом шагу ошибки и дискредитирует саму возможность проводить «тихое и безмолвное житие во всяком благочестии и чистоте». Итак, нельзя набрасывать на всех один аршин, но разбираться с каждым человеком как с «отдельным случаем». Нельзя не учитывать фактическую суетность городов с их расстояниями, перемещением, усталостью. И нельзя не помнить, что пост и молитва есть умный труд внутреннего человека, а значит, врагом этого труда избыток информации является даже в большей степени, чем избыток пищевых килокалорий. Дальнейшее же подскажет опыт, ибо дорогу осиливает идущий, а не изучающий карту маршрута. Ответ, по опыту — церковному и своему, должен быть в «относительных» терминах, а не в абсолютных. Не требовать от человека: ешьте то-то, читайте такие-то молитвы, ходите в церковь тогда-то, но предложить следующее: — всей семьей если таковая имеется определить порядок питания для детей и взрослых на все время поста например, сладости только по субботам и воскресеньям и т. Чего делать не надо: давать зароков «на пост» о воздержании от какого-то греха, вредной привычки: если это грех, то от него надо избавляться навсегда. Так, например, если у вас «проблемы» с алкоголем и вы дадите зарок не пить в пост, это значит, что вы будете семь недель предвкушать выпивку и встретите святую Пасху как свинья. Это период усиленной работы над своим внутренним состоянием. И воздержание в пище, и молитва — только условия, при которых наша цель — очищение души — достигается. Если есть возможность, нужно прийти в храм помолиться. Особенно хорошо послушать канон преподобного Андрея Критского, который глубиной покаянных мыслей очень сильно воздействует на сердце и на разум. Если такой возможности нет, то отчаиваться не надо. Хорошо избегать внешнего проявления своего подвига, не делать понурого лица во время поста и т. Будьте приветливыми и спокойными. Одновременно постарайтесь быть кроткими, чтобы от вас никакого негатива не исходило. Один из признаков неправильного поста — это раздражительность, гневливость. И она часто проявляется, особенно когда идет борьба ветхого и нового человека. Поэтому внимание трезвение — это тот стержень, вокруг которого строится вся жизнь духовного человека. А постом уж обязательно пристально наблюдать за собой: что говорим, слушаем, куда смотрим, о чем наши сердечные помышления. Это самое главное. Необходимо понять, что Великий пост — не просто какой-то отрезок нашего жизненного пути, а образ всей нашей жизни — так учили святые отцы. Во время работы над собой надо разобраться: что больше мучает совесть, что мешает жить, от чего хотим избавиться. И стараться приложить максимальные усилия, чтобы этого достигнуть через пост, покаяние и молитву. С другой стороны, безусловно, пост по продолжительности напоминает своего рода десятину года, которую мы отдаем Богу, то есть это жертва Богу. Вот и нужно жертвовать. Допустим, человек имеет невинную на первый взгляд привязанность: любит щелкать семечки. Вполне постная пища, но хорошо бы попробовать научиться воздержанию в малом, ведь, по слову апостола Павла, «ничто не должно обладать мною» 1 Кор. Или, например, постараться воздержаться постом от сладкого. Не говорю уже о том, что необходимо воздержаться от телевизора, излишнего общения, телефонных разговоров, общений на интернет-форумах и прочих действий, способствующих рассеянию. И в мегаполисе человек вполне способен сохранять трезвение. В первом томе сочинений святителя Игнатия Брянчанинова есть даже глава «Чин внимающего себе, живущего посреди мира» — о том, как спасаться в большом городе, с какими мыслями вставать, с какими ложиться, как вести себя днем. Христианин — это не тот, кто обособлен. Если монах, то это другое дело, но мы-то живем в миру. Православные миряне должны отличаться от других людей своей духовной жизнью. Мы молимся: «Господи, да святится имя Твое». Святится имя не только там, на небесах, а в нас, чтобы люди, глядя на нас, прославляли Отца нашего Небесного и захотели жить так, как учит Церковь. Вот что значит любить Бога. Мы не все одинаково должны жить, но каждый — в меру своей веры, сообразуясь с условиями своей жизни. Что касается воздержания от еды, то все индивидуально: как можете, так и поститесь, но понуждая себя к воздержанию. Одному будет достаточно воздерживаться от мяса, второму — построже попоститься, а третьему необходимо вообще воздержаться от пищи. Простой принцип: «все мне позволительно, но не все полезно» 1 Кор. У гордости две крайности: либо все — либо ничего. А средним путем гордый не может идти. Все должно быть в меру, чтобы наше тело не мешало нашему уму молиться. Это главный принцип.
Великий пост и Федорова неделя: что нужно сделать в первую седмицу, которая завершится 5 марта
27 апреля 2024 года, в канун Недели 6-й Великого поста, ваий, двунадесятого праздника Входа Господня в Иерусалим, Высокопреосвященнейший Петр, митрополит Оренбургский и Саракташский, совершил всенощное бдение в Никольском кафедральном соборе. Первая седмица Великого поста отличается особой строгостью, церковь в первые два дня рекомендует и вовсе отказаться от пищи. Накануне субботы первой седмицы Великого поста, дня памяти святого Феодора Тирона, в конце Преждеосвященной литургии читается канон этому великомученику с освящением колива (кутьи). Надо стараться провести время Великого поста достойно, поститься постом приятным, чтобы Святая Четыредесятница была для нас радостной весной духовной, чтобы солнце правды согревало наш путь. Одна из особенностей Великого поста заключается в том, что Божественная литургия уже не совершается ежедневно, как в обычные дни.
Великий пост 2024
Шестая седмица Великого поста, известная как Святая Четыредесятница, является предпоследней неделей в длительном цикле подготовки верующих к празднику Пасхи. В Великом Посту 6 седмиц, но субботы и воскресенья не являются постными днями — не в том смысле, что отменяется телесное воздержание, а в том, что устроение богослужения совсем другое: в субботу и воскресенье совершается полная литургия. В субботу 5-й седмицы Великого поста, праздник Похвалы Божией Матери (Субботу Акафиста), митрополит Владивостокский и Приморский Владимир совершил Божественную литургию в храме Казанской иконы Пресвятой Богородицы Казанского женского монастыря. На первой и последней седмицах Великого поста принято поститься особенно строго. Страстную седмицу и предшествующие ей праздники – Неделю ваий и субботу Лазареву – нужно отличать от Великого поста. В этот день, в первую субботу Великого поста, мы празднуем дивное чудо с коливом святого славного великомученика Феодора Тирона, которое имело такую предысторию.
О службах первой недели Великого поста
Проповедь на Литургии в субботу первой седмицы Великого поста 28 февраля 2015 года. 23 марта 2024 года, в субботу первой седмицы Великого поста, в день памяти Сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся, епископ Нижнетагильский и Невьянский Феодосий совершил Божественную Литургию в храме Воскресения Христова города Нижний Тагил. Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий). Слушать Проповедь Патриарха Кирилла в субботу первой седмицы Великого поста в храме Воскресения Христова в Сокольниках, 2009.03.07. В Великом Посту 6 седмиц, но субботы и воскресенья не являются постными днями — не в том смысле, что отменяется телесное воздержание, а в том, что устроение богослужения совсем другое: в субботу и воскресенье совершается полная литургия. Священнодействие, за которым совершается великое Таинство Причащения, называется Евхаристией (благодарением) потому особенно, что здесь имеем побуждения более благодарить, нежели просить; ибо здесь более получаем, нежели просим.
Великопостные наставления на субботу первой седмицы Великого поста
Поделиться Как заботиться о здоровье во время Великого поста Как заботиться о здоровье во время Великого поста Значение Великого поста Великий пост является самым строгим и продолжительным для христиан. Цель его заключается в покаянии и подготовке верующих к встрече главного христианского праздника — Пасхи — Светлого Христова Воскресения. В основе поста — сознательное, добровольное самоограничение ради освобождения своих духовных сил. Пост предусматривает воздержание в пище, отказ от развлечений, очищение души от грехов. На литургии в этот день читается отрывок из Евангелия от Луки, в котором мытарь олицетворяет собой искренне кающегося грешника, а фарисей — человека внешне благочестивого, но не видящего своих грехов и мнящего себя праведным. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже!
Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится" Лк. Поделиться Чем заменить продукты в пост Чем заменить продукты в пост Эта притча задает тон на весь пост и показывает, что только слезная молитва и смирение, как у мытаря, а не перечисление своих добродетелей, как у фарисея, могут снискать милосердие Божие, только тогда христианин сможет увидеть свои ошибки и измениться к лучшему. Она учит, что верующие должны подойти к посту с покаянием и без гордыни. С этой недели до пятой недели Великого поста за Всенощным бдением после чтения Евангелия поется покаянная молитва "Покаяния отверзи ми двери". Сплошная седмица — это неделя, во время которой православным разрешено употреблять любые продукты. Этот праздник дает христианину легкую передышку перед дальнейшим духовным подвигом.
Младший потребовал у отца свою часть наследства и с ней ушел в дальнюю сторону развлекаться. Обнищал, нанялся пасти свиней, мечтал наесться из их корыта. Раскаялся сын и пошел к отцу. Пусть примет хотя бы работником. А тот, увидев его, сжалился и обрадовался, приказал зарезать теленка для пира.
Молю убо Тя, Блаже и Человеколюбче: сохрани мя под кровом Твоим, и в сени крилу Твоею; и даруй ми чистою совестию, даже до последняго моего издыхания, достойно причащатися святынь Твоих, во оставление грехов и в жизнь вечную. Ты бо еси хлеб животный, источник святыни, Податель благих, и Тебе славу возсылаем, со Отцем и Сыном и Святым Духом, ныне и присно и вот веки веков. Православный катихизис О Таинстве Причащения, если размышлять пространно, то надобно размышлять целую вечность: ибо это святейшее Таинство есть верх всемогущества, премудрости и любви Божией к нам. Иннокентий, архиепископ Херсонский Помысли, христианин, какой чести ты удостоин? Какою наслаждаешься трапезою?
На что с трепетом взирают Ангелы и не смеют возреть без страха, по причине сияния отсюда исходящего, тем мы питаемся, с тем сообщаемся и делаемся одним телом и одною плотью со Христом. Святитель Иоанн Златоуст Время приступить к страшной Трапезе. Приступим же все с достойной мудростию и вниманием. Пусть никто не будет Иудой, пусть никто не будет злым, пусть никто не скрывает в себе яда, нося одно на устах, а другое на уме. Предстоит Христос; Кто утвердил ту Трапезу, Тот же теперь совершает и эту. Священник стоит, нося Его образ, и произносит слова, а действует сила и благодать Божия «сие есть Тело Мое», — сказал Он. Святитель Иоанн Златоуст Священнодействие, за которым совершается великое Таинство Причащения, называется Евхаристией благодарением потому особенно, что здесь имеем побуждения более благодарить, нежели просить; ибо здесь более получаем, нежели просим, и даже не остается ничего совершенно, чего бы не даровал нам здесь Бог.
Потому что его Церковный устав очень строг в пище.
Согласно, его положениям, в Великий пост нужно отказаться полностью от пищи животного происхождения: мясо, яйца, молоко. В понедельник, среду, пятницу предписывается сухоядение, разрешается вкушать воду, хлеб, фрукты, овощи, компоты. Во вторник, четверг — горячая пища без растительного масла. В субботу, воскресенье — пища с добавлением масла. Человек устроен не только из души, но и из тела. Поэтому первый пост прежде всего внешний — его соблюдение в еде. Когда человек кушает пищу, мясную, молочную, то она очень сильно отягощает его. И христианину тяжело совершать какие-то молитвенные упражнения, посещать богослужения, готовиться к причастию.
Обязательно положен внешний пост. Но не менее важен и внутренний — это борьба со своими греховными помыслами, наклонностями. Чтобы противостоять некому злу, человеку нужно, прежде всего, уединиться. То есть отойти от источника искушений. В современном мире таких источников может быть большое количество. Это и просмотр телевизора, и прослушивание музыки, и посещение каких-то мероприятий, в том числе увеселительных. Потому что эти дни верующий должен проводить в тишине, воздержании, немногословии, чтобы достойно подготовиться к празднику Пасхи. Конечно же, когда мы посещаем такие вот места, где происходит какое-то веселье, шутки там, под час, может быть, даже какие-то греховные дела совершаются, ни о каком воздержании, ни о какой чистоте душевных помыслов даже речи не идет.
С какого возраста можно привлекать детей к посту? Поэтому если, конечно, как младенцы, так и взрослые, например, болеют чем-нибудь, то церковь в плане аскезы относится к этим людям снисходительно. Это связано с тем, что недуг уже вменяется в пост человеку. Аскеза призвана смирить движения душевные, греховные, страстные. Но их ограничивают и болезни. Если ребенок не здоров, то родители могут подойти поговорить со священником, батюшка определит ему ту меру, в соответствии с которой следует поститься несовершеннолетнему. Это же касается и болеющих взрослых. Опять же, если дети только приходят в храм, только начинают воцерковляться, требовать от них сухоедения или какого-то крайнего воздержания тоже будет не совсем разумно.
Это связано с тем, что человек должен сначала осознанно прийти к Богу и понять, что он делает. В церкви одной из самых главных добродетелей является рассуждение. То есть, прежде чем отказаться от чего-либо, человеку нужно размыслить о том, как будет, например, то или иное воздержание полезно для его телесного здоровья. Это очень индивидуальный вопрос.
И со временем, крещенные верующие, которые ранее постились перед Пасхой непродолжительное время, из солидарности тоже стали держать полный Великий пост в 40 дней. И такое отражение даже в современной практике получила древняя традиция. Сейчас у нас пост делится на две части: собственно пост и страстная седмица. Эти периоды даже немного отличаются в плане организации службы, хотя считается, что со временем богослужения унифицируются.
Раньше было принято на вечерней службе в Великую субботу, перед литургией, когда в храм приходили христиане, готовившиеся к Пасхе, читать 15 паремий. Паремия — это такое ветхозаветное чтение, которое говорит нам о Господе Иисусе Христе, о церкви и о различных пророчествах. И вот во время их чтения обычно совершалось крещение оглашенных. Паремии остались в составе службы. Но крещение во время их чтения уже не совершается. Что касается понимания Великого поста, Святые отцы толкуют его значение как подражание подвигу Господа Иисуса Христа. Вот как он постился перед выходом на свои страдания 40 дней, точно так же и мы постимся, принимая аскезу и готовясь к Светлому Христову Воскресению. Пасха у нас — великий праздник, который не входит даже в число двунадесятых, «праздников праздник и торжество из торжеств».
И готовимся мы к встрече воскресшего Спасителя вот таким периодом воздержания — 40-дневным постом. Кто-то из святых отцов говорил, что постимся мы постом приятным. А что такое приятный пост? Это тот пост, который приближает человека к Богу. Но почему он также называется строгим? Потому что его Церковный устав очень строг в пище. Согласно, его положениям, в Великий пост нужно отказаться полностью от пищи животного происхождения: мясо, яйца, молоко. В понедельник, среду, пятницу предписывается сухоядение, разрешается вкушать воду, хлеб, фрукты, овощи, компоты.
Во вторник, четверг — горячая пища без растительного масла. В субботу, воскресенье — пища с добавлением масла. Человек устроен не только из души, но и из тела. Поэтому первый пост прежде всего внешний — его соблюдение в еде. Когда человек кушает пищу, мясную, молочную, то она очень сильно отягощает его. И христианину тяжело совершать какие-то молитвенные упражнения, посещать богослужения, готовиться к причастию. Обязательно положен внешний пост. Но не менее важен и внутренний — это борьба со своими греховными помыслами, наклонностями.
Чтобы противостоять некому злу, человеку нужно, прежде всего, уединиться.
Шестая седмица Великого поста
Первая неделя (седмица) Великого поста – время особой молитвы и строгого воздержания. Великий пост в 2024 году начнется 18 марта и продлится до 4 мая. Он начинается за семь недель до Пасхи и состоит из Четыредесятницы – 40 дней – и Страстной седмицы – недели перед самой Пасхой. Завершить первую седмицу Великого поста следует конечно же полноценным участием в Божественной литургии, то есть причаститься Святых Христовых Тайн. Главная > Новости обители > Новости > В субботу первой седмицы Великого поста в монастыре прошли уставные богослужения.
Шестая седмица: как провести предпоследнюю неделю Великого поста не нарушая традиций
А дело происходило в субботу. И фарисеи, увидев эту картину, стали упрекать Христа, говоря: «смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать». Действительно, суббота, как мы уже не раз об этом говорили, была заповедным днем Господним. Каждый правоверный иудей должен был неукоснительно соблюдать этот день. С одной стороны, это был день молитвенного собрания, чтения слова Божия. А с другой стороны, это был день покоя. Ведь само слово «суббота», по-еврейски «шаббат», переводится как «покой». То есть человек в этот день не должен был работать. И вот некто из фарисеев, о ком Господь сказал: «вы, оцеживающие комара и проглатывающие верблюда», вот эти законники и усмотрели в движении рук апостольских, очищающих зерна от шелухи, какую-то трудовую деятельность, а значит, и нарушение субботнего покоя. Господь им в ответ приводит пример из жизни царя Давида.
Он говорит, что Давид — царь, пророк, псалмопевец и основатель Израильского государства в какой-то момент тоже нарушил закон: он захотел есть и съел хлебы предложения, то есть тот самый хлеб, который согласно богослужебной традиции Израиля, могли есть только священники во время богослужения в храме. Христос приводит в пример Давида, потому что для фарисеев Давид был высочайшим авторитетом. А затем Господь произносит фразу, которая является ключевой в сегодняшнем евангельском отрывке: «Суббота для человека, а не человек для субботы». То есть день покоя, день молитвы, день воздержания от трудов дан Богом в помощь человеку для его телесного отдохновения и духовного возрастания. И не случайно первым в Великом Посту Церковь нам предлагает именно это евангелие.
После праздника выкидывать растение нельзя. Ветки либо закапывают, либо сжигают. Страстная седмица. Страстная седмица — последняя неделя Великого поста.
В эти дни в храмах на службах читают главы Евангелия, повествующие о событиях в Иерусалиме две тысячи лет назад: о Тайной Вечере, предательстве Иуды, суде, распятии и воскрешении. В каждый день Страстной недели вспоминают события последних дней Спасителя. Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены последним беседам Спасителя с учениками и народом. Во вторник вспоминают, как в доме Симона прокажённого, где был Христос с учениками, женщина помазала миром ноги Христа. Ученики негодовали: «…к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим» Мф. Однако Христос остановил их: «возлив миро сие на тело Моё, она приготовила Меня к погребению» Мф. Великая Пятница — самый скорбный день. Это день распятия и смерти Христа.
Для христиан эта пятница всегда была днём самого строгого поста и печали. В Великую Пятницу вспоминают добровольные и страшные страдания Христа, которые он претерпел за людей. В Великую субботу вспоминают о пребывании Иисуса Христа во гробе. В Иерусалиме в этот день в храме Воскресения сходит Благодатный огонь. В храмах совершают литургию Василия Великого, перед вынесенной накануне плащаницей читают библейские пророчества о Спасителе.
Седмица 2-я Великого поста: что нельзя есть На этой неделе требования к еде уже не такие серьёзные, как в первые семь дней.
Верующим нельзя есть мясо, молочные блюда, сливочное масло, рыбу, яйца, а также белый хлеб, сдобную выпечку. И, конечно, нельзя употреблять любые алкогольные напитки. Во вторник и четверг второй недели Великого поста нельзя есть пищу с растительным маслом. В понедельник, среду и пятницу седмицы 2-й нельзя есть термически обработанную пищу, это так называемые дни сухоядения. Что можно есть на второй неделе Великого поста 2024 года Во время Великого поста можно есть фрукты, овощи, соль и иногда растительное масло. Кто не способен отказаться от сладкого, может добавить в меню горький шоколад, мёд, фруктовые соки и сухофрукты.
В субботу и воскресенье второй седмицы можно есть горячую пищу с небольшим количеством растительного масла. Важные праздники второй недели Великого поста В 2024 году 9 марта по православному календарю верующие будут отмечать Вселенскую родительскую субботу.
Пост будет для нас полноценным тогда, когда мы сможем сочетать внешнюю и внутреннюю его сторону, ведь участие в Святых Таинствах является для всех нас приоритетной задачей.
По монастырскому уставу в этот день разрешена не только вареная пища, но и еда, заправленная растительным маслом. Поделиться: Другие новости.
Прииде пост. Чтения на каждый день Великого поста
И с тех пор даже доныне мы, верные, возобновляя чудо, чтобы столь славное дело мученика со временем не было забыто, почитаем памятьвеликомученика Феодора освящением колива. Святого же этого при императоре Максимиане[5] замучил нечестивый препозит Вринка, сначала изнуренного в темнице, потом поджегшего храм их языческой богини и раздавшего нищим ее убранство. Когда же некоторые требовали от него ответа, и хотели, чтобы он обратился от Христа к идолам, и давали ему такие советы, — он был нетерпим. Много пострадав, напоследок он был брошен в огромный разожженный костер и, не пострадав от него, посреди пламени предал душу Богу. Того молитвами, Христе Боже, помилуй и спаси нас.
Воспитанный в христианской вере, он, как только сделался императором, отрекся от христианства и перешел на сторону язычества — за это его и называют Отступником. Издал эдикт против христиан и дал привилегии язычникам, и вообще известен своими хитрыми, но тщетными попытками восстановить язычество.
Но народе давно действует несколько ограничений: нельзя заниматься тяжелой работой по дому, стирать вещи вручную, рукодельничать и мыть окна. Учитывая, что день входит в Великий пост, то также запрещается устраивать гуляния и играть свадьбы. Что касается Вербного воскресенья, то веточками вербы начинают запасаться заблаговременно, на Шестой неделе. Считается, что растение может принести в дом благополучие. Поэтому вербу освящают в церкви, а затем ветками украшают жилище.
На удачу близкого человека слегка похлопывают вербой по плечу. После праздника выкидывать растение нельзя. Ветки либо закапывают, либо сжигают. Страстная седмица. Страстная седмица — последняя неделя Великого поста. В эти дни в храмах на службах читают главы Евангелия, повествующие о событиях в Иерусалиме две тысячи лет назад: о Тайной Вечере, предательстве Иуды, суде, распятии и воскрешении. В каждый день Страстной недели вспоминают события последних дней Спасителя.
Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены последним беседам Спасителя с учениками и народом. Во вторник вспоминают, как в доме Симона прокажённого, где был Христос с учениками, женщина помазала миром ноги Христа. Ученики негодовали: «…к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим» Мф. Однако Христос остановил их: «возлив миро сие на тело Моё, она приготовила Меня к погребению» Мф. Великая Пятница — самый скорбный день.
И тот, представ перед ним не во сне, а наяву, сказал вот что: «Как можно скорее, встав, собери стадо Христово и строго заповедай никому ничего не покупать из предлагаемого на торжище, ибо все это осквернено идоложертвенной кровью по приказу нечестивого царя». Архиерей недоумевал и спрашивал: «Но как бы это удалось не имеющим дома достаточно пищи — не покупать предлагаемого на торжище? Когда же тот, удивляясь и не понимая, спросил, что бы это значило — «коливо», великомученик Феодор сказал: «Вареная пшеница, — ибо так мы привыкли ее называть в Евхаите». Патриарх выведывал, кто это, заботящийся о христианах, а святой снова отвечал: «Феодор, мученик Христов, ныне послан вам от Него помощником».
Патриарх же, тотчас встав, многим христианам возвестил о видении и, сделав так как повелел святой Феодор , сохранил Христово стадо невредимым от коварства врага и отступника. Царь же, видя, что его козни раскрыты и ничего не вышло, сильно устыдившись, снова повелел продавать на торгу обычные товары. А христиане, воздавая благодарение благодетелю-мученику, по прошествии первой седмицы Великого поста, в эту субботу, радостно совершили ему празднование, приготовив коливо.
И «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви» несравненно лучше и естественнее произносить поздним вечером, а не до полудня. Стоит телом понять, насколько лучше молиться на совершенно пустой желудок, чтобы потом избрать путь древний и лучший, хотя и более трудный. Все пения, каждения, коленопреклонения, все хождения со свечами и фимиамом вокруг Евхаристического Агнца, все молитвы святого Ефрема предназначены здесь для вечерней поры. Эта служба таинственна и по-особому интимна.
Она чуждается прямых солнечных лучей и электрического света, поскольку на ней причащаются Христу люди, решившиеся на усиленный подвиг, люди, стеснившие себя ради широты Небесного Царствия. Литургия вообще не для чужих глаз. Сущая болезнь и истинное наказание — это наши всегда открытые на службе двери и случайный народ, покупающий свечи и торгующийся у столов с записками в любой момент службы. Читается ли Евангелие, поют ли Херувимскую, всегда кто-то будет блуждающим взглядом искать места на подсвечнике для своей свечи. Дал бы Бог, чтоб мы повзрослели, стали серьезнее и когда-нибудь на возгласе «Двери, двери! Так на обычной литургии. Но на литургии Преждеосвященных Даров это еще серьезнее.
Тут совсем не место случайным людям, забредшим на огонек, «не могущим молиться с нами». Их сразу видно. Они не преклоняют со всеми колен, они пялятся на священника при возгласе «Свет Христов просвещает всех! Их точно нельзя причащать. Она, литургия Преждеосвященных Даров, поднимает планку требований к духовенству. Нужно многое объяснить, рассказать. Нужно научиться толковать тексты Бытия и Притчей, читаемые на этих службах.
Нужно успокоить и тех, кто во всем непривычном видит след обновленчества. Обновленчество — это понижение церковной дисциплины ради угождения духу времени. А возврат к традиции — это противоположное движение: от расслабленности — к собранности, от потворства себе — к борьбе с собою. Это движение от простого вычитывания текстов к постижению духа текстов. Вот, например, на литургии Преждеосвященных Даров положены частые молитвы об оглашенных и о «иже ко святому просвещению готовящихся». Это след древней эпохи, когда люди долго готовились к крещению и проходили оглашение. Мы сегодня, чтобы не выпускать эти молитвы за ненадобностью и не читать ради простого вычитывания, должны найти им применение.
У многих ведь есть родственники, друзья и знакомые, слышавшие о Христе, но не принявшие крещения. Многие почти согласны, но еще колеблются. Так, может, нам принимать записки с именами тех, кто стоит на пороге крещения, кому нужен Божественный толчок? Особенно если это родственники наших постоянных прихожан. А если нет таких, то можно было бы молиться о просвещением светом Христовой веры многих народов, доныне пребывающих во тьме язычества. Не везде все это получится. По крайней мере, не везде получится сразу.
Это и хорошо. Потому что все люди разные, и не надо нам революций, коренных реформ и моментального единообразия. Но нужна любовь к Церкви и горячее желание, чтобы все было правильно, а не так, «как мы привыкли». Если же все «как мы привыкли», то это — всего лишь любовь к себе и страх всколыхнуть привычную среду, а не ратование за истину. Великий пост пролетает быстро. А пролетев, часто оставляет по себе осадок неудовлетворенности. Дескать, опять постное время миновало, а я не успел ни потрудиться, ни измениться.
Пасха близится, а я чувствую, что пролукавил всю Четыредесятницу, жалел себя, постился в полсилы. И вроде знаю, что «Царство силою берется», что «узок путь и тесны врата», но повторяю по привычке, что «времена не те», что сил нет. Сам расслабляюсь, других расслабленных успокаиваю. Оттого и Пасха Красная вечной жизнью нас не наполняет до краев, что за время поста мы нутро вычистить не успеваем. Не наливает нам Господь «вино молодое в мехи ветхие». И виноват не Господь, но мы, удобно усевшиеся за частоколом из различных отговорок. Не хорошо это.
Планеты кружат свой хоровод вокруг Солнца. Наше Солнце — Христос. Так на литургии Преждеосвященных Даров мы со страхом прикасаемся к Агнцу и звоним в колокольчик, чтоб преклонили колени люди; и кладем поклоны: и много поем покаянных и хвалебных песен. И небесные силы служат Царю Славы с нами вместе невидимо. И все это дает в результате такое молитвенное ощущение и настрой, такую жажду к предстоянию перед Христом, что этого надолго должно хватить. И пост пройдет, а благоговение останется. И вслед за Пасхой наступят другие праздники, а желание молиться со слезами, класть поклоны и поститься не уйдет из души.
Поэтому нужно вдыхать полной грудью скорбный и целебный воздух Великого поста, чтобы целомудрие и строгость, в этом воздухе растворенные, глубоко проникли в каждую клеточку нашего духовного организма. Автор: протоиерей Андрей Ткачев Источник: собрание проповедей протоиерея Андрея Ткачева Иже в девятый час на кресте нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас. Возлюбленные о Господе братья и сестры! Святая Церковь во дни Великого поста обращается к Господу нашему Иисусу Христу, нас ради плотию смерть вкусившему , и просит за всех христиан, чтобы Бог умертвил плоти нашея мудрование. Какие таинственные слова! Что означает мудрование плоти и почему оно для нас представляет такую опасность, что мы желаем полного искоренения его в нас? По образу Своему и подобию создал людей Бог.
Все в человеческом существе гармонично и премудро устроил Всевышний Творец. Каждый из нас в единстве своем троичен, имея дух, душу и тело. Дух — это глас Божий в нас. Дух, как владыка, всем управляет, руководит и главенствует. Душа — наша бессмертная сущность, ей принадлежат чувства, размышления, рассуждения и помышления, она обладает многими свойствами, определяющими отношение к жизни. Тело же существует по естественным природным законам, обеспечивающим жизнедеятельность нашего организма. Итак, в человеке все происходит как должно, правильно взаимодействует и дополняет друг друга до тех пор, пока гармония не нарушается грехом.
Когда мы начинаем уклоняться от воли Творца, предаемся страстям и порокам, нарушается согласие и в нашем триединстве. Тогда-то вот и возникает это состояние, которое называется в церковном понимании мудрованием плоти. При этом плоть человеческая возвышается, а дух унижается. Проще говоря, когда мы начинаем больше думать о земном, а не о небесном, все переворачивается с ног на голову. Мудрование плоти есть бунт против духа. В таком состоянии грешник не желает каяться, но стремится всячески оправдать свои беззакония. Мудрование плоти, или возвеличивание земного, плотского начала в человеке, насквозь пронизывает ядом греха всю природу его.
В основе такого мировидения, мировоззрения и определения собственного места в жизни лежит самолюбие, желание прославиться не славой Божией, а почитанием общественным, почестями человеческими. Вот почему и все устремления направлены на потворство похотям и страстям, на служение различным прихотям. Апостол Павел писал: Плоть желает противного духу, а дух — противного плоти Гал. И в естестве нашем всегда были и будут два начала: плотское, направляемое чувствами, и духовное — невещественное, стремящееся к Творцу. Преподобный Нил Синайский учит: « Дай плоти то, что ей нужно, а не то, что она хочет получить ». Неуемная жажда плоти, возгреваемая различными страстями и соблазнами, приводит к ее мудрованию, когда начинается погоня за удовольствиями и наслаждениями, которые, как злокачественные образования, разрушают целостность человеческого существа, созданного по образу Божиему. Страшно даже подумать о том, во что для нас, грешных, такое состояние выливается!
Прежде всего, появляется равнодушие к вере и Богу, небрежение к делам милосердия и любви. Маловажное и несущественное при этом выдвигается на первый план, а все действительно важное в очах Господних низводится порой до отрицания. Где уж тут о Боге подумать, когда ум и душу пленяют тщеславие, жадность и ненасытность в стремлении к обогащению, возведение собственной злой воли к противоборству Божественному Промыслу?! Где уж тут о ближних переживать, если мудрование плоти превозносит человека превыше всех, раздувая гордыню до неимоверных размеров… Даже по отношению к себе самому человек, порабощенный мудрствованием плоти, становится врагом, потому что занимается непотребствами, которые ведут его к двойной погибели — и физической, и духовной. Святитель Иоанн Златоуст говорит: « Пока плоть сохраняет подобающее ей значение, не бывает ничего несообразного. Когда же мы позволяем ей все, и она, преступив свои пределы, восстанет на душу, тогда мы все губим и портим не по своей собственной природе, но вследствие неумеренности и происходящего в ней беспорядка ». И вот уже незаметно различие между добродетелью и пороком.
Греховная плоть руководит и мудрствует, а дух изнывает, тоскует, но слепо подчиняется этим распоряжениям. А где же, спрашивается, при этом совесть человеческая, почему она молчит? Не молчит, но затмевается греховной силой. Мудрование плоти — источник греха. Но как же нам преодолеть столь неблаговидное состояние, как избавиться от мудрования плоти? Ведь мы прекрасно понимаем, что если уж греховная плоть возобладала над душой и духом человека, то добровольно она от своего владычества не откажется. Даже очень сильное желание бороться со грехом не всегда реализовывается успешно.
Все мы немощны и слабы: очиститься, освободиться, отвергнуться от беззаконий и собственных страстей крайне трудно. Но и в отчаяние впадать не стоит. Да, мудрование плоти, если оно овладело нами, проявляет большую власть и упорство, однако отступает пред неизреченной помощью Божией. Небесная сила легко и быстро снимает с нас узы греха, наполняет истинной и искренней верой, твердой уверенностью в Промысле Божием и благодатной христианской любовью. Господь всегда готов прийти на помощь, по первому зову нашему, дабы восстановить первозданную гармонию нашего природного триединства. Бог создал человеческое существо, с его естественными свойствами и потребностями, не для смерти. Но прародители наши согрешили, вкусили запретный плод, нарушили заповедь Божию, и после этого природа человеческая огрубела и теперь стремится к греховным удовольствиям, оскверняется всякими непотребными действиями: прелюбодеянием, нечистотой, блудом, гневом, ненавистью, злопамятностью, обжорством, пьянством, иными бесчинствами.
Вот поэтому, когда мы говорим о плоти, правильнее всего разуметь не тело человеческое как таковое, а возбужденные страсти — гордое самолюбие и греховную чувственность. Плоть не довольствуется необходимым для жизни, а требует мнимо приятного.