Эта история — о первом сверхзвуковом самолете в мире, который совершил свой первый полет на два месяца раньше гораздо более знаменитого франко-британского «Конкорда», и о технологической гонке времен холодной войны, промышленном шпионаже. Concorde — сверхзвуковой пассажирский самолет, разработанный Англией и Францией в 60-х годах ХХ века. В Британии группа энтузиастов собирает деньги на то, чтобы отремонтировать и поднять в воздух сверхзвуковой лайнер Concorde, прекративший летать в 2003 году. Сегодня мы поговорим о легендарных сверхзвуковых самолетах, которые как удивили весь мир, так и разочаровали. Сверхзвуковой самолет «Конкорд» может снова подняться в воздух.
Новости партнеров
- Сверхзвуковой Туполев
- Похожие записи
- Похожие записи
- Как летал Сверхзвуковой ПАССАЖИРСКИЙ авиалайнер Конкорд
- Ту-144: почему не взлетел "русский Конкорд"
- Власть предрассудков
Новости партнеров
- Красота скорости
- Планер с удлинённой носовой частью
- Ту-144: опережая звук и весь мир
- Ниша бизнес-авиации
- Возвращение «Конкорда»: новый виток сверхзвуковых пассажирских самолётов
Почему перестали летать Конкорды
Признав ненадежность и затратность сверхзвуковых самолетов, вслед за СССР, от них решили отказаться. Группа энтузиастов "The Concorde Club" смогла собрать 40 млн фунтов на выкуп списанных сверхзвуковых самолетов "Конкорд" для того, чтобы возобновить и. Ту-144 и «Конкорд» — стали первыми и последними в мире сверхзвуковыми пассажирскими самолетами. Другой сверхзвуковой самолет, франко-британский Concorde, эксплуатировали намного дольше — с 21 января 1976 года до 26 ноября 2003-го. Лента новостей.
Регистрация
- Concorde 2.0: сможет ли американский стартап вернуть сверхзвуковой пассажирский рейс?
- Обратите внимание:
- "Конкорд" возвращается в небо
- Категории новостей
- Читайте также
Последний полет Конкорда и крах конспиративных теорий
Конкорд — это пассажирский сверхзвуковой самолет разработанный французскими и английскими инженерами. В этом коротком документальном фильме расскажем о создании сверхзвукового авиалайнера Конкорд Concorde. «Конко́рд» — британо-французский сверхзвуковой пассажирский самолёт (СПС), одна из двух (наряду с Ту-144) моделей гражданских сверхзвуковых самолётов. Самолеты получили прозвище “сын Конкорда” в честь последнего сверхзвукового пассажирского реактивного самолета, который был разработан совместно Великобританией и Францией. Советское правительство не могло допустить, чтобы первым в мире сверхзвуковым самолётом стал вражеский Concorde. Эта история — о первом сверхзвуковом самолете в мире, который совершил свой первый полет на два месяца раньше гораздо более знаменитого франко-британского «Конкорда», и о технологической гонке времен холодной войны, промышленном шпионаже.
Легендарный сверхзвуковой Конкорд могут вернуть к жизни
Конкорд навсегда остался в наших сердцах благодаря многим вещам. Например, он был одним из двух реально летающих сверхзвуковых лайнеров и единственный, который продержался на регулярных рейсах достаточно долго. К тому же, я считаю его весьма стильным самолетом и лично мне, визуально, он нравится больше, чем Ту-144. Пассажирам же он запомнился по рейсам из Нью-Йорка в Европу. Тем самым, что часто показывали в фильмах с участием этого красавца, но это был далеко не единственный маршрут, по которому с огромной скоростью носился этот лайнер и сегодня я расскажу, где еще можно было встретить Конкорд, когда он все еще разрезал небо своим носовым обтекателем. Самые известные маршруты Как я уже говорил выше, самые известные маршруты Конкорда пролегали через Атлантику и связывали США с Европой. Нью-Йорк был самым частым пунктом назначения, но он не был единственным или самым первым. Маршруты Конкордов British Airways Первым маршрутом для британского Конкорда был Лондон-Бахрейн, который запустили в далеком 1976 году. Это был стартовый коммерческий маршрут для Конкорда в целом, хотя прототип летал с 1969 года, выполнив ряд тестовых полетов и совершив несколько кругосветных туров до того, как начал перевозить пассажиров на коммерческой основе. Этот маршрут в Бахрейн просуществовал до 1980 года, после чего его растянули до Сингапура. Конечно, операторы Конкордов хотели летать в Штаты, но подобные инициативы зарубил Конгресс США, наложив запрет на полеты сверхзвуковых лайнеров из-за ударной волны при переходе на сверхзвук.
Запрет удалось слегка смягчить в 1976 году, когда Министр Транспорта США разрешил подобным самолетам летать в Dulles International Airport в Вашингтоне, который и стал первым пунктом назначения на территории США для Конкорда, куда он начал летать 3 раза в неделю 24 мая 1976 года. В 1977 году, в Нью Йорке также подняли планку по допустимому уровню шума и 22 ноября 1977 года, Конкорд начал регулярно летать и туда. Между 1978 и 1980, Конкорд летал из Вашингтона и в Даллас, но на дозвуковой скорости.
Расход топлива составлял около 28 тысяч литров в час. Для сравнения: у Airbus 320-й серии он составляет 2,4—2,9 тысячи литров в час.
Да, «Конкорд» и летел быстрее, но не в десять раз, так что об экономичности можно не говорить. Надежды на «сверхзвук» и их закат Concorde перевод названия с французского — «Согласие» — совместный проект британской British Aircraft Corp. Активная разработка велась с 1962 года, проектирование закончилось в 1966 году. Первый прототип совершил полет в 1969 году, в 1971 году поднялся в воздух первый предсерийный самолет. Первый серийный самолет полетел в 1973 году.
Разработки велись на фоне мировых ожиданий, связанных со сверхзвуковыми самолетами. Помимо «Конкорда», есть лишь один пример построенного сверхзвукового пассажирского самолета — это советский Ту-144. Его коммерческая эксплуатация началась в 1975 году, продолжалась до 1978 года. Первый полет опытного Ту-144 состоялся в последний день 1968 года, за несколько месяцев до первого полета прототипа «Конкорда», а в 1973 году во время показательного полета в Ле Бурже один из самолетов разбился. Однако позже, в 1975 и 1977 годах, самолет вновь показывали на том же авиасалоне.
Началась и коммерческая эксплуатация — сначала в качестве грузового, а затем и пассажирского лайнера.
Важные отличия крылись и в шасси двух самолетов. И здесь советский Ту-144 серьезно обыгрывал французского коллегу. В это же время 144-ый можно было сажать едва ли не на грунтовое покрытие. Помимо этого, советский самолет был проще с технической точки зрения меньше стоил в обслуживании и легче ремонтировался. При этом экипаж «европейца» составлял всего 3 человека, против 4 человек в советском экипаже. Первые в своем роде.
В конечном итоге будет правильным признать, что британо-французский коллектив инженеров смог создать более успешный сверхзвуковой лайнер для эксплуатации в условиях капиталистического рынка. В первую очередь потому, что полеты «Конкорда» были бы дешевле, чем полеты советского Ту-144. Однако, все это оказалось неважно, так как к 1980-ым годам оба уникальных самолета станут не более, чем «игрушками на службе престижа» у двух систем. В конечном итоге СССР отправил свой самолет в утиль, а европейцы раздавали ненужные «Конкорды» авиакомпаниям за символическую сумму в 1 франк.
После испытаний бывший администратор NASA и конгрессмен США Джим Брайденстайн сказал: «Это представляет собой ключевое продвижение к реальным летающим системам, как для оборонного применения, так и в конечном итоге для коммерческих высокоскоростных путешествий». В NASA также занимаются разработкой подобных двигателей и успешно испытывают их прототипы. Компания Venus Aerospace работает над концепцией гиперзвукового самолета с 2020 года. Теперь она начнёт гиперзвуковые лётные испытания с запуска 9-кг беспилотника, который, как надеется компания, сможет достичь скорости 5 Махов.
После этого будет построен прототип Stargazer, хотя дата его создания официально пока не озвучена. Добавим, это будет аппарат на 12 пассажиров. Его длина составит около 46 м, а ширина — до 31 м. Вес самолёта будет достигать 68 т. Источник изображений: Destinus Европейский проект с русскими корнями — швейцарская компания Destinus, основанная бывшим владельцем «Техносилы» Михаилом Кокоричем — создаёт гиперзвуковой самолёт, который будет летать со скоростью 5 Махов. Это как раз та граница, с которой скорость движения официально считается гиперзвуковой. Отличительной чертой проекта Destinus является использование водородного двигателя. Это чисто, легко и энергоэффективно.
Легендарный сверхзвуковой Конкорд могут вернуть к жизни
Шум, возникающий при преодолении звукового барьера, был одним из самых больших недостатков сверхзвуковых полетов. Основная цель X-59 — предоставить базу данных для регулирующих органов США, которые должны использовать ее для установления минимальных стандартов авиационного шума. С помощью этого самолета НАСА хочет уменьшить сверхзвуковой шум, производимый такими самолетами. Исследователи, экспериментирующие с этой технологией, надеются использовать самолет, чтобы доказать возможность сверхзвукового ускорения. Они много думали над дизайном. Х-59 оснащен одним двигателем, который также используется на истребителях. Он расположен таким образом, чтобы шум был направлен в сторону от людей, находящихся на земле. Вместо громкого хлопка звук при преодолении звукового барьера должен быть больше похож на «тихий шлепок». Сверхзвуковые полеты в настоящее время запрещены в США, поскольку они слишком громкие. Компания Exosonic также работает над сверхзвуковым пассажирским самолетом.
Также разработчики рассчитывают, что смогут получить одобрения авиационных ведомств на полёты со скоростью 1,1 — 1,2 Маха, где при некоторых атмосферных условиях на такой скорости можно двигаться без сверхзвукового хлопка. Первые полёты ожидаются в 2023 году, а сертификация для гражданского использования — к 2025. У компании уже есть заказ на 20 единиц техники ценой 120 миллионов долларов за самолёт. Aerion AS2 также имеет турбореактивные двигатели General Electric тоже три мотора — для снижения шума , а в аэродинамике интересна форма крыльев и Т-образный хвост. Spike S-512 Компания Spike Aerospace из Бостона создаёт нечто среднее по формату между двумя вышеупомянутыми самолётами. Главная особенность этого самолёта в том, что благодаря хитрой аэродинамике он будет производить очень мало шума даже при полёте на максимальной скорости, и это должно убедить авиационные ведомства в возможности сверхзвуковых полётов над обитаемыми территориями.
Ещё один вариант — картинка, которая будет формировать нужную атмосферу: фотографии или видео мегаполиса, северного сияния, звёздного неба или джунглей — аналогичную концепцию взяли на вооружение разработчики беспилотных автомобилей и вовсю демонстрируют в своих прототипах. Тестовые полёты запланированы на 2021 год, а сертификация и начало поставок — на 2023. Там тоже решили исследовать возможности возобновления сверхзвуковых полётов и, как и большинство участников рынка, сосредоточились на уменьшении шума. Форма планера самолёта X-59 QueSST напоминает ту, что несколько лет назад нарисовали японцы в рамках исследовательского проекта D-SEND, и уровень шума заявлен примерно такой же низкий — 75 дБ в воздухе и 60 дБ на земле. Главный вопрос — что будет с этой разработкой в случае успеха испытаний и будет ли и кем? Форма планера рассчитана так, чтобы не давать возмущениям воздуха от разных частей самолёта сливаться и усиливать друг друга, поэтому X-59 QueSST обещает быть таким беспрецедентно тихим.
Длина фюзеляжа — 29 метров, а максимальная масса — меньше 15 тонн. Высота полёта — 16,8 километра. Airbus: из Лондона в Нью Йорк за 1 час Пока одни пытаются одолеть сверхзвук, компания Airbus совместно со всё тем же японским аэрокосмическим агентством грезит уже о гиперзвуке. По сути это уже нечто среднее между самолётом и ракетой, потому что полёты предполагаются на высоте 32 км, в верхних слоях стратосферы. Да и минимум один из двигателей будет ракетным, а также сохранится и традиционный турбореактивный для взлёта и низких скоростей, и главное — добавится гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель для полётов на «максималке», как у самых быстрых военных ракет.
Борт, выполняющий сегодняшний рейс, недавно вернулся из планового ремонта. Проверка показала, что самолёт полностью исправен и готов к полётам.
Во время взлёта от его двигателя отвалилась титановая деталь длиной 43 сантиметра. Деталь была предназначена для защиты створок реверса от износа, и её отсутствие никак не влияло на безопасность полёта. Более того, пилоты даже не знали об утрате, ведь никакой сигнализации в этом случае предусмотрено не было. По правилам осмотр полосы проводился два раза в день, поэтому деталь так и осталась лежать на ВПП. Второй пилот — 4590, ВПП 26 правая, взлетаем. Он начинал свой последний разбег. Пилоты даже не подозревали, что через минуту столкнутся с ситуацией, которая навсегда изменит историю их самолёта.
Капитан Марти отпускает тормоза, и Конкорд начинает разгон. Отметка V1 является своего рода точкой невозврата. То есть после прохождения этой скорости прервать взлёт будет уже нельзя, иначе есть риск выкатиться за пределы полосы. К тому же разбег проходит штатно и нет никаких оснований для прекращения взлёта. Одна из шин Конкорда взрывается и самолёт начинает тянуть влево. Экипаж реагирует мгновенно и пытается выровнять самолёт. Куски разрушенной шины отлетают в крыло и насквозь пробивают топливный бак.
Из него хлещет топливо и начинается пожар. Титановая деталь и повреждённая шина Диспетчер, наблюдавший взлёт Конкорда, немедленно связывается с экипажем: Диспетчер: «4590, вы горите… Шлейф пламени позади вас! Я его отключил». Второй пилот: «Скорость! Сейчас у самолёта работают только два правых двигателя, которые с трудом набирают заветную скорость. До конца полосы оставались считанные метры, поэтому у экипажа не было иного выбора, как поднять горящий Конкорд в воздух. Объятый пламенем самолёт не может набирать высоту, поэтому бортинженер отдаёт приказ: «Убрать шасси!
Второй пилот отвечает отказом. Он прав, ведь по инструкции, если шасси повреждены, их убирать нельзя. Однако, если шасси всё же уберутся, есть шанс увеличить скорость и тем самым высоту. Командир отдаёт чёткий приказ: «Убрать шасси!
Однако на деле все оказалось значительно сложнее. Первыми к исследованиям по созданию сверхзвукового пассажирского самолета СПС подключились англичане. Это и понятно, ведь английские специалисты в начале 1950-х годов были самыми сведущими в области двигателестроения. Все началось с исследования аэродинамических компоновок самых различных схем от классической с хвостовым оперением — до «утки». Причем сразу следует пояснить, что схема «утка» подразумевает переднее горизонтальное оперение ПГО , причем оно может быть цельно поворотным или с рулем высоты. Если ПГО служит лишь для сохранения необходимых запасов продольной устойчивости или для предупреждения выхода летательного аппарата на за-критические режимы, то такой самолет «уткой» не является. Формула схемы «утка» сложилась исторически, но, к сожалению, это не понимают порой даже специалисты, окончившие авиационные ВУЗы. Результаты исследований показали, что наиболее приемлемой схемой для СПС как, впрочем, и самолетов стратегического назначения является бес-хвостка. По этому пути пошли в США при создании сверхзвукового бомбардировщика ХВ-70 на нем ПГО использовалось исключительно для сохранения требуемых запасов продольной устойчивости , англичане и французы в ходе разработки «Конкорда» и в Советском Союзе Ту-144 и Т-4 П. В нашей стране к проектированию подобного самолета первыми приступили в ОКБ-23 под руководством В. Мясищева, причем были сделаны далеко идущие выводы, касающиеся выбора основных параметров как планера, так и двигателей. Но эти, основополагающие требования к СПС промышленность Советского Союза не смогла реализовать из-за недостаточного уровня технологии машиностроения, ориентированного, прежде всего, на создание военной техники, причем любой ценой. Вся сложность и, я бы сказал, нелепость этого проекта, неспособного приносить авиакомпаниям прибыли, раскрылась довольно быстро. Тогда специалисты «Боинга» перешли к более реальному, но так и оставшемуся на бумаге проекту SST классической, то есть с хвостовым оперением схемы. Похоже, что за океаном в обозримом будущем, а возможно, и навсегда отказались от идеи создания СПС. Хотя исследования в этом направлении проводятся, но на фоне все возрастающей стоимости нефти и сотрясающих мир финансовых кризисов создание СПС следующего поколения, способного конкурировать с дозвуковыми авиалайнерами даже на альтернативных источниках энергии, пока нереально. В итоге лидерами стали англо-французский «Конкорд» и отечественный Ту-144. Политическая машина Советского Союза прикладывала все силы, чтобы стать первыми. Раньше всех подняли Ту-144 в воздух, раньше всех преодолели звуковой барьер, почти на два месяца опередив «Конкорд», начали перевозить пассажиров, но и значительно раньше англ о-французского лайнера прекратили эксплуатацию машины. Было создано фактически под одним названием три разных самолета. Налогоплательщик все это видел, гордился достижениями своей страны, но не знал правды и не понимал, что происходит в действительности. Аварии и катастрофы сопровождали проект, чего не наблюдалось за рубежом. Тем не менее машина постепенно совершенствовалась. Появился вариант Ту-144Д, но после катастрофы, связанной с пожаром силовой установки и принципиальной позиции руководства Министерства гражданской авиации, пришлось прекратить работы в этом направлении. Лишь 20 лет спустя сотрудники компании «Боинг» стимулировали реанимацию проекта. Правда, до летного состояния довели только одну машину, простоявшую почти десять лет без движения. Результаты, полученные в ходе экспериментов на летающей лаборатории, позволили реальнее взглянуть на перспективы создания СПС следующего поколения. Но пока конкретных шагов в этом направлении не сделано. То же самое происходит и в нашей стране, правда, в отличие от США, находящейся в более глубокой финансовой «яме». Микояна и А. Туполева, предлагавших разработать административные СПС История создания Ту-144 отчасти схожа с реактивным первенцем, самым быстрым авиалайнером Ту-104. Перетяжеленная конструкция, «прожорливые» двигатели, отсутствие устройств реверса тяги, из-за чего пришлось использовать тормозные парашюты. Причина тому общая — любой ценой обогнать супостата, продемонстрировав всему миру преимущества социалистической системы. Главное — обогнать всех, а уж какой ценой — неважно.
Ту-144: почему не взлетел "русский Конкорд"
Последний полёт сверхзвукового «Конкорда» | Concorde British Airways вывела из эксплуатации сверхзвуковые самолеты Air France на 20 лет. |
Сверхзвуковой самолет на полке: LEGO выпустила набор с «Конкордом» - Чудо техники | Дымящийся сверхзвуковой самолёт бился о верхушки деревьев, в конце концов, пропахал поляну и остановился уже на "брюхе". |
Concorde 2.0: сможет ли американский стартап вернуть сверхзвуковой пассажирский рейс?
в тот день он вылетел из Лондона, прошёл над западным побережьем Франции и Испании. Изначально строительство сверхзвукового самолета стало идее фикс в умах правительственных чиновников Великобритании и Франции. «Конкорд» был крайне требовательным самолетом к качеству взлетно-посадочной полосы. «Новый Конкорд»: сверхзвуковой самолет с максимальной скоростью 2700 км/ч уже готов к испытаниям.
10 лет без Concorde: взлет и закат сверхзвукового лайнера
В честь 20-летия с момента последнего полета сверхзвукового пассажирского самолета «Конкорд» компания LEGO выпустила набор для сборки его модели. История создания "Конкорда" (Concorde) начинается в 1950-х годах. Сверхзвуковой реактивный самолет Concorde отправляется на барже в Бруклин для косметического ремонта. Главная особенность этого самолёта в том, что благодаря хитрой аэродинамике он будет производить очень мало шума даже при полёте на максимальной скорости, и это должно убедить авиационные ведомства в возможности сверхзвуковых полётов над обитаемыми территориями. Самолет, Самолет, Авиация, Сверхзвуковой самолет, Сверхзвуковой транспорт, Транспортное средство, Ангар, Аэрокосмическая техника, Авиалайнер, Конкорд.
Возвращение «Конкорда»: новый виток сверхзвуковых пассажирских самолётов
Легендарный сверхзвуковой Конкорд могут вернуть к жизни | Concorde British Airways вывела из эксплуатации сверхзвуковые самолеты Air France на 20 лет. |
Почему сверхзвуковые Concorde и Ту-144 больше не летают | Почему авиаперевозчики отказали от сверхзвуковых самолетов, и как скоро у «Конкорда» появится преемник? |
Ту-144 против «Конкорда» (Часть 1) | Еще будучи над полосой «Конкорд» набрал высоту около 1000 метров – по словам Юрия Васильевича что-то немыслимое для наших гражданских самолетов. |
История «Конкорда» и Ту-144 — Реальное время | Каждый день в 11 утра я поднимал голову и с поля наблюдал, как взлетает Конкорд. |
Быстрее звука: проекты сверхзвуковых самолетов будущего | В сфере пассажирских перевозок существовало только два сверхзвуковых самолета – так и не вышедший на нормальный рабочий темп советский Ту-144 и полноценно эксплуатировавшийся британо-французский «Конкорд», который прекратил полеты в 2003 году из-за одной аварии и. |