Главная» Новости» Буддийский календарь на 2024. Значение хуралов: (знаком * отмечены молитвы за ушедших) Алтан Гэрэл – для умножения добродетелей, счастья в семье Алтан Гэрэлэй даллага – для пребывания в достатке * Абидын чого – за ушедшего Арбан Хангал – хурал, посвященный всем 10 сахюусанам. в 8.00 и заканчивается около 4 часов второй половины дня. Алтан Гэрэл Для умножения добродетелей, счастия в семье Алтан Гэрэлэй даллага Для пребывания в достатке * Абидын чого За ушедшего Арбан Хангал Защита и спасение от всех несчастий Арюун сан Очищение любой скверны Базарсада Исправление неблагоприятных. Значение хуралов: (знаком * отмечены молитвы за ушедших) Алтан Гэрэл – для умножения добродетелей, счастья в семье Алтан Гэрэлэй даллага – для пребывания в достатке * Абидын чого – за ушедшего Арбан Хангал – хурал, посвященный всем 10 сахюусанам.
В Бурятии рассказали, как встречать и праздновать Сагаалган
Хотя этот Хурал продолжительный, присутствовать на нём весь день для некоторых бывает затруднительно. Поэтому они ограничиваются присутствием на заключительной части Хурала, когда проводятся ритуалы «сэржэм» и «даллага». Для обряда «сэржэм» используется свежезаваренный чай, молоко или водка. В нашем случае лучше всего ограничиться молоком. Идеальный вариант — свежезаваренный чай.
Нужно приобрести новые благовония, лампадки и т. Весьма хорошим знаком будет приобретение новой статуэтки или изображения какого-либо святого объекта.
Поэтому у бурят в прошлом были, да, пожалуй, и сейчас есть, самыми распространёнными подарками для мужчин — рубашки, для женщин — полотенца, для уважаемых, старших людей — статуэтка, книга или другая буддийская атрибутика. В дарении рубашки главе семьи заложено пожелание улучшения имиджа, поднятия престижа, то есть пожелание, чтобы «хии морин взлетел, воспарил». В дарении полотенца заложено пожелание хозяйке очага иметь внутри дома все новое, лучшее. Для уважаемых людей подносим самое дорогое, святое. Обряды Сагаалгана Священнослужители все 15 дней молятся, читая коренные тексты о сути буддийского Учения, восхваления, благопожелания. Наиболее трудным считается 1 лунный день, то есть ночь.
После дня безмолвия готовится ритуал «Цитор hама». Дацаны с большим штатом лам читают молитву всю ночь до рассвета. Однако самым главным периодом времени для этого ритуала считается час Тигра. В буддийской астрологии принято, чтобы 12-летний цикл начинался с года Мыши, 12 месяцев начинались с Тигра, а сутки начинались с часа Дракона. С месяца Тигра начинается весна и новый лунный год. Поэтому подношение балима белой hама сахюусан с просьбой даровать долголетие, здоровье и т.
Сам ритуал «Цитор hама» непродолжителен, предварительные тексты обширны. Если солнце встаёт в 8 часов, значит, час Дракона будет с 8 до 10 часов. С 6 до 8 часов будет час Зайца. А с 4 до 6 часов — Тигра. Именно в час Тигра Будда Шакьямуни достиг Просветления. В этом интервале ритуал «Цитор hама» наиболее эффективен.
Как бы в это время Её благословение имеет максимальное проникновение.
Эта грозная богиня изображается в виде устрашающей всадницы верхом на муле. В её подчинении злые духи и демоны, поэтому её имя стараются не упоминать. Тем, кто к ней обращается, она помогает защититься от воздействия злых сил, исцелиться от болезней. Она владеет тайной жизни и смерти, судьбы и времени. Искренняя молитва и подношения Палден Лхамо и другим Защитникам помогают: устранить преграды к достижению наших благих целей — как духовных, так и мирских, нейтрализовать вредоносное влияние внутренних и внешних препятствующих сил, очиститься от неблагих деяний, совершенных телом, речью и умом, способствует осуществлению планов и желаний. Согчен хурал Каждый будний день в 15:00 если в расписании не объявлен иной молебен «Согчен» с тибет.
Текст молебна состоит из трех сутр: Сутра Шернин — «Праждняпарамита» Сутра Запредельной Мудрости — в ней излагается ключевое учение о пустоте. Дугар — восхваления и благопожелания Белозонтичной Таре. Ее практика и мантра связана с продлением жизни, преодолением угроз и помех жизни. Долма — восхваления и благопожелания Зеленой Таре. К ней обращаются как к воплощению всех просветленных, как к утешительнице, защитнице и спасительнице, быстро отзывающейся на просьбы о помощи. Она проявляет ко всем живым существам сострадание и любовь, сравнимые с заботой матери о своих детях. В начале этого молебна обращаются к Прибежищу, читая «Тройную Ежедневную» молитву, делают «Сто Божеств Тушиты» Ганден Лхагьяма , благопожелание правильного пути, а также восхваление линии преемственности читается на бурятском языке.
Действие этого молебна направлено на защиту от негативного влияния всех злокозненных людей и , способствуют продлению жизни, преодолению угрожающих жизни помех и угроз, и препятствий на пути к благим целям. Намсарай Каждое воскресенье в 10:00 Намсарай Намтосэ, Дзамбала, Кубера, Вайшравана — один из мирских Защитников Учения, охраняющий мир людей, подающий богатство. Он проявляется как хранитель одной из сторон света: Махараджа Великий Царь Севера. Его атрибут — мангуста, изрыгающая драгоценные камни. За теми, кто проявляет великодушие и щедрость, Намсарай следует неотступно, как тень, и дарует богатство и процветание. Хурал, посвященный этому божеству, направлен на улучшение благополучия, благосостояния, удачу в делах, бизнесе. Благоволит практике духовности, нравственности, способствует увеличению добродетели.
Юроол «Юроол» — бурятское слово, «Монлам», на санскр. Молебен — благопожелание за усопших о том, чтобы сознание, уходя из тела, нашло благую участь. Согласно учению Будды, как только умирающий покидает этот мир, он попадает в промежуточное состояние между воплощениями — «бардо». Это состояние включает нескольких стадий, и в подавляющем большинстве переживания и опыт существа в бардо пугающи и мучительны. Подобно путнику, отправившемуся в незнакомую и опасную местность, сознание, покинувшее своё прежнее тело, нуждается в помощи, которой для него будет являться энергия благих заслуг и благословение Пробуждённых. Чтение особых молитв, изречённых самим Буддой, и правильное посвящение заслуг оказывают поддержку покинувшим этот мир. Особенно тем, кто пребывает в бардо в данный момент то есть со дня его ухода не прошло 49 дней.
Во время молебна читаются благопожелания: о правильном хорошем пути, Бодхичарьяватара — о пути Бодхисаттвы, о рождении в Обители Блаженства — Чистой земле Будды Амитабхи, Западном рае, благопожелание Гухьясамаджи — тантрического медитативного божества и связанной с ним тантры, целью которой является достижение состояния Будды. Во время ритуала зачитываются имена умерших, и всё благо, что было накоплено этими молитвами, посвящается каждому из них. А также всем остальным существам, находящимся между смертью и новым рождением. ЮРООЛ рекомендуется заказывать еженедельно в течение 49 дней со дня смерти человека. Молебен полезно периодически заказывать на благо умершим и позже 49 дней со дня смерти. Банзарагша «Банзарагша» — монголизированное произношение санскритских слов «панча ракша» — «пять защитниц». В основе хурала — сутра, посвященная пяти.
Прочитывается собрание молитв, направленных на защиту, здоровье и благополучие новорожденных, детей, а также немощных стариков. Молебен приносит пользу и взрослым в трудных жизненных ситуациях. Защищает домашних животных от болезней. На молебне «Банзарагша» благоприятно присутствовать детям, беременным женщинам. Алтан гэрэлэй судар Каждое воскресенье в 15:00 Во время молебна читается сутра «Алтан гэрэл» — «Сутра золотого света». Среди бурят традиционно этот молебен один из наиболее популярных — каждая семья считала своим долгом пригласить в дом лам, чтобы они прочли его. Молебен способствует устранению омраченности сознания, исправлению плохой кармы, причин смертей, болезней, убытков, ссор Эффективен для достижения мира и благополучия в семье, способствует приумножению имущества, накоплению добродетели, защищает от пожаров, наводнений и прочих стихийных бедствий.
Польза этого молебна проявляется в «защите двери нищеты»: устранении материальных затруднений, порождении семейного благополучия, благосостояния, за счет уменьшения дурной кармы. Отошо Ежемесячно в 8-е лунные сутки в 15:00 Хурал посвящён Отошо бурят. Лазурит в разных культурах уже многие тысячи лет считается лечебным камнем.
Улан-Удэ, ул. Борсоева, д.
Праздник Белого месяца. Что нужно знать о нем
Одна из самых популярных молебнов для бурят-монголов. Раньше каждая семья считала своим долгом пригласить в дом лам, чтобы прочли эту молитву. Очень эффективна для благополучия молодой семьи, мира в семье. Заказывается для приумножения имущества, добродетели, счастья в семье. Также как спасение от огня и воды, для приумножения финансов и имущества, для накопления добродетели. Арья Манзушри Восхваление имен Манджушри Будда Мудрости Увеличивает мудрость, защищает от болезней, помогает в осуществлении задуманного. Также рекомендуется участвовать в хурале студентам и школьникам. Кроме этого, действие хурала помогает усопшим обрести хорошее новое рождение. Является кармической поправкой для нейтрализации отрицательных последствий, определяемой тибетской астрологией. Балдан Лхамо Сахюусан хурал Балдан Лхамо тиб. Чой-джон, санскр.
Дхармапала — покровительница Вселенной, богиня времени и судьбы, проявление Всемилосердной Зелёной Тары и гневная защитница последователей Будды. Классическое изображение богини представляет собой гневный женский образ иссиня-черного цвета, мчащейся на трехглазом муле. Она владеет тайной жизни и смерти, судьбы и времени. Каждый верующий обращается к ней с мольбой о защите, совершая утреннее подношение чаем сэржэм , носит на груди оберег с ее мантрой или хранит на божнице изображения богини. Способствует устранению препятствий и обретению благополучия. Искренняя молитва и подношения Балдан Лхамо помогает: устранить преграды к достижению наших благих целей — как духовных, так и мирских; нейтрализовать вредоносное влияние внутренних и внешних препятствующих сил; очиститься от неблагих деяний, совершенных телом, речью и умом, способствует осуществлению планов и желаний. Хурал Балдан Лхамо является главным в Храме и проводится ежедневно подробнее Банзарагша Всё, что было сказано про сутру «Алтан Гэрэл», полностью относится и к сутре «Банзарагша», за единственным дополнением: магическая составляющая, направленная на решение конкретных вопросов и проблем, в последней выражена более четко. Сутра состоит из пяти разделов, посвященных богиням Сахасрани, Маюри, Пратисари, Ситапани и Мантранупани, — они выражают принцип жизненного благополучия и покровительствуют новорожденным, семье, рождению детей, домашнему хозяйству, торговле и т. В тексте содержатся много заклинаний-дхарани, положительно влияющих на все вопросы в сферах личной и общественной жизни. Ганжур хурал Ганжур с тибетского переводится «ставшее изречением».
Слушание декламации этих сутр не отличается от слушания Учения непосредственно из уст самого Учителя Будды Шакьямуни, что в свою очередь дает мощный положительный импульс для обретения счастья в будущем для самого слушателя и его близких. Становится причиной обретения благополучия, здоровья, счастья. Гомбо Молебен посвящен главному гению-хранителю буддизма Махакале тиб. Гомбо , воплощению бога милосердия Авалокитешвары, принявшего устрашающий облик для избавления живых существ от различных негативных факторов. В основной части хурала «Ганшаг» верующие, совершая поклонение Гомбо и очищаясь от отрицательных внутренних условий, а также жертвуя ему различные подношения, символизирующие все положительное, просят его о защите и покровительстве. Это осуществляется при чтении соответствующих молитв, мантр, подношении балина и хвалебных гимнов Махакале. В заключении совершаются обряды «сэржэм» и «далга», которые завершаются посвящающими благопожеланиями. Следует отметить, что Махакала является собирательным образом всех сахюусанов, и сэржэм подносится кроме него и всем основным гениям — хранителям, а также добрым божествам и духам природы, поэтому данный хурал в определенном смысле универсален для всех случаев жизни. Деважин Хурал — молебен во время, которого совершается обращение ко всем Буддам, а в особенности к Будде Амитабхи. Он способствует обретению душевного спокойствия и обретению в последующем перерождении рождения в Чистой земле Будды Амитабхи — Сухавади Деважанай орондо турэгдэхэ.
Также на этом хурале можно помолится за усопших близких для обретения ими счастливого рождения. С собой следует приносить подношения Будде Амитабхи. Этот общебуддийский праздник отмечают в день полнолуния четвёртого месяца лунного календаря, который выпадает на конец мая - начало июня календаря григорианского. Индийское название этого месяца - санскр. Между первым и последним событиями прошло 80 лет, Просветленным он стал в 35 лет. Поскольку большинство буддийских школ, считает, что эти события произошли в один и тот же день года, в их память установлено единое торжество. Дончод-Хурал — является самым строгим обрядовым днем календаря, когда нельзя есть мясо и когда повсюду зажигаются светильники зула. В этот день принято совершать обход ступ, храмов и других буддийских сооружений по часовой стрелке: сначала совершающий этот обход отмеряет расстояние своим телом, распростершись на земле, а затем поднимается и встает на то место, которого коснулось его лицо и продвигается вперед подобным образом. Многие дают обет соблюдать строгий пост и пребывать в молчании в течение семи дней, что символизирует важность воздержания в буддийской практике и одновременно — поминовение Будды. Доржо Жодбо Очищение от грехов, освобождение от страданий, устранение последствий дурных предзнаменований снов, примет и т.
Основное направление Алмазной сутры - разъяснение раздела Мадхьямики Срединный путь. Индийский философ Васубадху говорил: «Чтоб отсечь клеши, надо пронзить их подобно Ваджре, таково значение названия сутры «Доржо Жодбо». Хурал направлен на преодоление препятствий. Дугжууба Торжественный ритуал сжигания на костре всего негативного что было прошедшем году чтобы вступить в новый год чистым, в общем — всё плохое сжигается на костре. Обычно верующие обтирают кусочками теста или салфетки всех членов семьи и приносят их на этот хурал и сжигают тесто, салфетку. Тем самым, считается что они очистились от загрязнений прошлого года. Дуйнхор хурал или Калачакра По буддийским канонам считается, что Калачакра олицетворяет слияние времени и пустоты. Соприкосновение с этим учением дает неисчерпаемые блага всем живым существам, гармонизирует внешний и внутренний мир человека. Как говорят священнослужители, во время проведения молебна защитники Учения усиливают свое покровительство, оберегая людей от злых духов, несчастных случаев, преждевременной смерти, болезней. Кроме того, обряд способствует увеличению благодеяний, продолжению жизни верующих, а также накоплению духовных и материальных благ.
Защитники учения усиливают свое покровительство над живыми существами, защищают их от злых духов, несчастных случаев, преждевременной смерти, болезней и недугов, способствуют увеличению благодеяний, удлинению жизни, а также накоплению материальных и духовных благ. Жадамба Восьмитысячная сутра "Восьмитысячная" сутра — это сутра пражняпарамиты запредельной мудрости , изложенная Буддой на горе Груда грифов в Раджагрихе, в восточной Индии. Текст состоит из восьми тысяч строф из-за чего он так и называется. Пражняпарамита сущность учения Будды и провозглашение ее слов дает огромные добродетели, вследствие которых реализуются все благие намерения и планы, оказание помощи в этой жизни, содействие хорошему перерождению. Жаптуй Ритуал омовения, устраняющий загрязнения с помощью Ваджравидараны. Это ритуал очищения от порчи, сглаза, отвращения негативных воздействий. В результате выполнения ритуала исцеляются от болезней, устраняются воздействия злых духов, удлиняется срок жизни. Люди, обтираясь кусочком крутого теста, приготовленного только из воды и муки, представляют, что собирают в нём болезни, беды, порчу, сглаз, затем его сжимают левой рукой, придавая подобие человеческой фигурки, и приносят с собой на ритуал. Во время ритуала человек должен представлять, что уходит всё плохое и неприятное, прибавляются силы. Жамсаран, Лхамо Молебен, посвященный гениям-хранителям буддизма Шридэви и Бэгцзэ, культ которых очень широко распространен в Бурятии.
Шридэви является воплощением богини мудрости и красноречия Сарасвасти, а Бэгцзэ — будды долголетия Амитабхи.
Во время проведения молебна и после него, Сахюусаны усиливают своё покровительство и защищают от злых духов, несчастных случаев, преждевременной смерти, болезней и недугов, способствуют увеличению благодеяний, удлинению жизни, а также накоплению материальных и духовных благ. Для каждого, кто присутствует на хурале «Арбан Хангал» весьма благоприятно для всех сфер жизни, в особенности для устранения препятствий, разрешения особо тяжелых ситуаций.
По поверьям, ранним утром, до восхода солнца, в каждый дом заходит божество Балдан Лхамо, которое подсчитывает всех людей. С самого раннего утра в дацанах проводится традиционный молебен «Цедор Лхамо». Вообще желательно не спать в эту ночь и читать молитвы, чтобы Балдан Лхамо увидела вас.
Но если не спать всю ночь не получается, нужно встать с рассветом и молиться, преподносить божеству дары. После этого наступает момент, когда нужно поздравить своих близких. По традиции первым нужно поздравить главу семейства. В поздравлении тоже есть свои правила. Младший старшему протягивает обе руки ладонями вверх, а старший, в свою очередь, кладёт свои руки сверху ладонями вниз. Должно получиться так, будто младший поддерживает старшего под локти.
Это глубоко символичный жест, означающий готовность младшего всегда поддерживать старшего в жизни. А если мужчина и женщина ровесники, то женщина считается младшей. Хий морин привязывают к дереву или помещают на крыше дома таким образом, чтобы оно обязательно развевалось на ветру. Считается, что «конь ветров» служит мощной защитой от несчастий и болезней, привлекая внимание высших существ и призывая помощь божеств. Его изображение также символизирует пожелание здоровья, счастья и достатка в новом году всем живым существам. У каждого человека хий-морин соответствует году его рождения и различается по цвету флажка.
Если вы будете внимательны, то безошибочно определите, куда и как положить дар. Это одна из наиболее спорных и щекотливых тем. Пожалуй, если вы не буддист — такое поведение, по меньшей мере, странно. Если же вы не принадлежите ни к одной конфессии, являетесь атеистом — то, тем более, непонятно, зачем искать благословения. Но, если местные монахи согласны благословить вас — то выбор остается за вами. Общение с буддийскими монахами Обращаться с вопросами или просьбами можно только к тем монахам, которые явно расположены к этому. Женщинам лучше вообще не начинать разговор и не предпринимать никаких действий в отношении священнослужителей.
Он поможет вам поступить правильно — протянет чашу или укажет, куда положить дар. Помните: у монаха нет обязанности общаться с вами. Наоборот, ему может быть запрещено это делать. Поэтому, сгорая от нетерпения начать философский диспут — проявите терпение в поисках собеседника. Одежда Несмотря на жаркий климат, в храмах Таиланда ценят скромность в одежде. Некоторые храмы ввели послабления в дресс-коде из-за большого количества туристов, но скромность никогда не помешает. Во время самостоятельного путешествия стоит всегда иметь с собой лёгкую, но соответствующую религиозным правилам одежду: никогда не знаешь, когда на пути попадётся храм, в который захочется зайти.
Общий этикет Перед входом нужно снять шляпу и солнцезащитные очки, выключить телефон и отказаться от жевательной резинки. В зависимости от храма, возможно, придётся снять обувь. Лучший знак о том, требуется это или нет, — стоящая у входа обувь. При этом стоит убедиться, что место выбрано правильно: нельзя разуваться непосредственно перед входом, в предназначенной для поклонения области. Во многих храмах придётся поприветствовать монахов характерным жестом. В случае отсутствия необходимых знаний лучше со стороны понаблюдать за тем, как это делают буддисты. Признаком большого неуважения считается неправильное положение ног: носки ног сидящего человека не должны указывать на кого-либо.
Лучше сесть по-турецки или подобрать ноги под себя. Никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя указывать ногами на статую или символ Будды. Нельзя также поворачиваться спиной к Будде перед выходом из храма. Нельзя мешать молящимся, фотографировать их, в том числе и монахов, когда они поклоняются Будде или священным символам. Правила для женщин Женщинам, которые посещают буддийские храмы, также стоит запомнить ряд правил поведения, касающихся их взаимодействия с монахами. Они не должны передавать что-либо монаху или дотрагиваться до него. Это касается даже случайного контакта.
При желании передать какой-нибудь предмет необходимо сначала дать объект другому мужчине, который затем передаст его монаху. Если вокруг нет мужчин, можно поставить предмет на пол. Такие правила не должны обижать туристок. Если монах тронет женщину, он должен будет пройти быстрый ритуалы очищения. Даже матери монаха нельзя дотрагиваться до него. ПожертвованияБольшинство буддийских храмов в Таиланде свободны для посещения, поскольку они существуют за счёт пожертвований. Даже доллар здесь имеет ценность, и если нет возможности оставить большую сумму, символического пожертвования вполне достаточно.
Достопримечательности — Путеводитель по Бурятии Иволгинский дацан «Хамбын Сумэ» — крупный буддийский монастырский комплекс, центр Буддийской традиционной Сангхи России. Является наиболее крупной буддийской общиной Бурятии. В конце Великой Отечественной войны по многочисленным просьбам верующих начали открываться храмы, церкви, дацаны. В этот период Правительством СССР были приняты определённые решения по уменьшению давления на религии в стране. По инициативе верующих начался сбор денег и религиозной утвари. На собранные деньги в местности Ошор-Булаг был поставлен деревянный дом, которому придали вид дацана. Верующие, узнав об открытии, стали принимать активное участие в строительных работах.
В феврале 1946 года новогодние службы — «Сагаалганай хурал» — прошли с соблюдением всех религиозно-обрядовых канонов. В 1951 году власти официально выделили землю для монастырского комплекса. Было построено несколько жилых домов для лам. В 1970 году был построен восьмистенный храм — Соборный монг. Цогчен дуган. Восьмистенный дуган был преобразован в Деважин Сумэ. Кроме того, на территории монастыря располагаются резиденция Хамбо-ламы, здание библиотеки, учебные корпуса Буддийского Университета Даши Чойнхорлин им.
Дамба Даржа Заяева, летняя гостиница, музей памятников буддийского искусства, священные ступы-субурганы, различные служебные помещения и дома лам. Организован прием у лам-астрологов. У левого входа на территории дацана размещены сувенирные ряды, где можно найти различные буддийские атрибуты. Тело ламы оказалось нетленным. Это явление широко обсуждалось в прессе, был создан фильм, собрано много материала о жизни и деятельности Итигэлова, проводились круглые столы, конференции, но ясного объяснения этого феномена пока мы не услышали.
В дацане Бурятии рассказали о праздновании Сагаалгана
Присутствие на хурале «Арбан Хангал» весьма благоприятно для всех сфер жизни человека, в особенности устранения препятствий, разрешения особо тяжелых ситуаций. хозяин великолепия и счастья Д – Дашинима - хозяин мира и счастья. в 15:00 ЛХАРЗАЙ — ТАБАН ХААН — на 2-е лунные сутки наступившего нового года по буддийскому календарю, во время хурала. десять хранителей - сахюусанов: Гомбо, Шагдар, Чойжал, Лхамо, Намсарай, Жамсаран, Шалши, Гонгар, Сэндэма, Цамба, покровительствуют верующим, устраняя препятствия на пути к достижению благой цели. Во время хурала верующие молятся также за усопших родственников, близких людей, чтобы они обрели благоприятное рождение и жили в мире и спокойствии. Гневная эманация Будд покровительствуют верующим, устраняя препятствия на пути к достижению благой цели, помогают нам в развитии духовной практики. Чойжал сахюусан имеет особое значение в традиции Гелугпа, поскольку является главным ответственным защитником этой традиции, наряду с Махакалой и Ваджрапани, потому что о снователь традиции Гелугпа есть Богдо Зонхава.
Новый год по лунному календарю «Сагаалган»
Каждый молебен-хурал имеет своё название, например, «Сахюусан» хурал – богослужение, обращённое к 10 защитникам – покровителям Учения (Арбан Хангал) с просьбой о защите всех живых существ, об устранении помех, препятствий на пути следования Учения Будды. хозяин великолепия и счастья Д – Дашинима. Каждый хурал имеет своё название, например, Сахюсан хурал тАУ богослужение, обращённое к 10 защитникам тАУ покровителям Учения (Арбан Хангал) с просьбой о защите всех живых существ, об устранении помех, препятствий на пути следования Учения Будды. Мы нашли 40 песен для скачивания, рекомендуем загрузить первый файл АЛТАН ГЭРЭЛ 3 размером 83.07 MB. Log in to follow creators, like videos, and view comments. Арбан Хангал (Гомбо, Гонгор, Шагдар, Чойжал, Лхамо, Сэндэма, Шалши, Намсарай, Жамсаран и Цанба).
В Бурятии рассказали, как встречать и праздновать Сагаалган
Хуралы обладают большой силой воздействия на жизнь человека, на разрешение его проблем. Когда ламы читают молитвы, то буддийские божества, которым посвящается молебен, незримо присутствуют в эти моменты в дацане. Внутреннее обращение человека к ним посредством молитвы, просьбы дает положительный эффект. Во время хурала дацан наполняется мощной божественной энергетикой, очищая все вокруг и всех присутствующих. Люди разных национальностей и веры могут посещать хуралы. Как заказать хурал Обычно придя на хурал, нужно до его начала вписать имена близких, свое имя на специальной бумаге, которая лежит на кассе, затем указать сумму подношения. Сумма подношения может быть любой. Обычно, подносят 50, 100, 200 рублей. Бланк с именами и деньгами для подношения отдают в кассу. Кассир передает их во время хурала ламам, которые читают вслух или про себя имена верующих.
Либо их можно положить самому на стол, стоящий возле выхода. Об этом нужно спросить у кассира. Также можно вписать свои имена на хуралы в следующие дни заранее. На приеме у ламы также принято оставлять небольшое денежное подношение, которое обычно не дают в руки, а кладут на его стол. Как сделать подношение продуктами Часто люди, пришедшие на молебен, приносят собой конфеты, печенье, молоко в основном, в упаковке , чай. Они ставят их в специально отведенном для подношений месте. Пакеты с продуктами и молоком нужно оставить открытыми. Даалга Часто к концу хурала лама может объявить обряд «Даалга» — обряд призвания удачи и счастья. Верующие встают со скамеек и берут в руки все или часть того, что принесли в качестве подношения, садятся с этим обратно.
Написать автору 21 февраля 2023 года наступит новый год по буддийскому календарю — год Синеватого Зайца стихии Вода. Первый день Сагаалгана — Нового года по лунному календарю — в 2023 году в Бурятии объявлен выходным днем. Он выпадает на 21 февраля. По буддийской традиции перед встречей Нового года принято достойно проводить старый год: сделать большую уборку дома, а также принять участие в специальных ритуалах. Молебен проводится с просьбой о защите всех живых существ, об устранении помех и препятствий на пути следования Учению Будды. Во время хурала ламы читают ритуальные тексты, направленные на отвращение вреда, куда входят молитвы, обращенные к Дугар Белозонтичной Таре , Доржо Намжом, особый текст "Хамчу Нагбо" — для устранения воздействия дурных помыслов, злых языков, последствий плохих снов, обращение к Зеленой Таре, а также великий текст "Шэрнин" "Сутра Сердца".
Зула хурал "Праздник тысячи лампад" проводится ежегодно 25 числа первого зимнего месяца по лунному календарю. Молебен посвящён Досточтимому Богдо Цзонхаве основатель школы Гелугпа, земное воплощение бодхисаттвы Манджушри.
В эти дни читаются священные сутры из Ганжура, восхваления Будде Цзонхаве, все его авторские сочинения. Хурал проходит при множестве зажженных лампад более 1000 зула — подношений Будде Цзонхаве, которые символизируют Свет Мудрости, разгоняющий тьму неведения у живых существ. В этот день, все верующие стараются зажечь лампады в честь Богдо Цзонхавы и во имя мира на земле. Для обретения всеми людьми счастья, а усопшие чтобы нашли благое перерождение. Зула можно ставить как в дацане, так и у себя дома. Лама Чодба Является практическим руководством к выполнению ритуала Гуру-йоги, где дается комментарий, в котором объясняются основные понятия и особенности их понимания в контексте данной практики. Кроме того, в сутре описан весь ход аналитической медитации, необходимой при выполнении практики. Предназначена для людей, имеющих посвящение и практикующих Гуру-йогу.
Ламчог Нинбо Молебен способствует развитию в сознании верующего наиболее чистых, искренних побуждений к духовной практике. Тексты, читаемые на молебне, открывают двери в Учение, способствуют устранению препятствий на пути. Молебен также способствует устранению ложных взглядов, намерений, отбрасыванию дурных поступков, а также помогает в обретении душевного спокойствия и равновесия. Молебен приносит пользу всем, но в особенности тем, кто начинает приобщаться к вере и практике Учения Будды. С собой на молебен следует приносить чистые дары Буддам, Учителям, Бодхисаттвам и ставить у алтаря на столе для подношений. Лусад Ритуал почитания хозяев воды. Проводится рано утром на берегу рек, озер. Для устранения различных препятствий причиняемых нагами хозяева вод.
Для успешного исполнения дела, для достижения временных целей, устранению препятствий, ниспослание дождя, дарования счастья и мира. На ритуал приносить с собой молоко красной коровы и белой козы, также белую пищу, сладости. Кроме того, за день до ритуала запрещается кушать мясные блюда, яйцо, чеснок и лук. Основное действо составляет обращение и совершение подношений особому классу существ — нагам. Изображаются в виде змей с человеческим торсом и человеческой головой, укрытой сверху веером змеиных голов. Обитают в пещерах и водоёмах, на земле, в воде или под землёй. Мифология «человека-змея» имеет древние корни. Нагов изображают с головой человека.
Наг — символ мудрости. Существует культ змеи и связанные с ним праздники. Предполагают, что змей-наг был тотемом одного из могущественных древних племён, представителей которого называли нагами. Мудреца Патанджали изображают в виде нага, верхняя половина которого имеет человеческий облик. Считают, что Будда проповедовал нагам. Утверждается, что наги хранили истину в тайне до тех пор, пока люди не созрели для её понимания. Нагами заселены планеты Махатала и Патала Нагалока. В виде змеи изображают кундалини, энергию, поднимающуюся в человеке при духовной практике от самого нижнего психофизиологического центра чакра к высшему, где происходит слияние с богом.
Наг Мучалинда защитил своим капюшоном Будду от палящего солнца во время его медитации перед просветлением. Лхарзай Молебен во время, которого совершается обращение к защитникам Учения и покровителям всех верующих Гомбо, Лхамо и Жамсаран Сахюусанам. Вследствие умилостивления этих божеств-хранителей и молитвенной просьбы простить действия противные им, устраняется всякое вредоносное действие и накапливается добродетель. Силами благоволения защитников Учения устраняются препятствия и реализуются желания, планы. Майдар хурал Круговращение Майтреи Проводится четвертого числа последнего летнего месяца. Молебен посвящен Будде Грядущего - Майтрее, его скорейшему нисхождению из райской обители Тушита на людской материк Джамбудвипа, когда угаснет Учение Будды Шакьямуни. Майтрея — Будда грядущего мирового периода. Молебен проводится в течение трех дней.
Приготовления к молебну начинаются задолго до его начала. Первым делом ламы обновляют и украшают обитого зеленой парчой деревянного зеленого коня и особо украшенную специальную повозку, на котором во время проведения торжественной церемонии обхода вокруг дацана посолонь будет пребывать позолоченная статуя Будды Грядущего. Этот обход символизирует его приход на нашу землю и торжественную встречу. Также готовят множество специальных жертвенных балинов, выполненных из прожаренной муки, окрашенных в красный и белый цвета. В первый день проводится молебен Ганжур хурал. На этом молебне все ламы декламируют 108-томное собрание Учения Будды Шакьямуни. Основной день праздника начинается с утреннего молебна, на котором ламы возносят молитвы призывания, почитания и восхваления, подносят мандалу и омовение Будде Майдари. По окончании молебна из дацана выносят статую Будды Майдари и торжественно водружают на колесницу на специально приготовленном месте.
Все ламы выходят из дацана, держа в руках те принадлежности, которые полагается нести во время церемонии круговращения. А именно, один лама держит над колесницей Будды Майдари шелковый зонт, закрывающий его от солнца. Несколько лам держат священные пять томов книг учения о Майдари. Церемонию круговращения начинает лама, который идет впереди всей процессии окрапывая путь освященной водой, из специального ритуального сосуда бумба. За ним идут двое лам несущих в руках байпур сосуд с зажженными благовониями. В основной день праздника из главного храма дацана выносят статую Майтреи, ставят ее на колесницу, запряженную деревянным конём зеленого цвета. Вся праздничная процессия, ламы в ритуальных одеяниях, верующие, сопровождаемые звуками ритуальных музыкальных инструментов, торжественно делают обход вокруг всего монастырского комплекса. Все участники обряда с глубокой верой и почтением молятся, чтобы Будда Майтрея принял рождение на материке Джамбудвипа и вновь даровал Учение.
В священных сутрах сказано, что с приходом Будды Майтреи на земле наступит счастье и радость. Срок жизни жителей Джамбудвипы будет 80 тысяч лет. Жители его будут счастливы и красивы подобно божествам. В эти дни читается священная сутра «Поклонение и подношение Будде Майтрее».
Обычно придя на хурал, нужно до его начала вписать имена близких, свое имя на специальной бумаге, которая лежит на кассе, затем указать сумму подношения. Хурулы можно заказывать независимо от вашей веры. Специальные службы буддийские монахи проведут 21-го, 27 и 28 августа. На службах монахи хурула будут читать молитвы, удаляющие препятствия в получении знаний, помогающие школьникам и студентам укрепить память, развить творческие наклонности. В ходе молебнов священнослужители Центрального хурула проведут ритуал Серджм, а также особые ритуалы, связанные с такими божествами, как Будда мудрости Манджушри, Будда долголетия и Будда медицины, Белозонтичная Тара.
Они направлены на то, чтобы новый учебный год сложился успешно для школьников и студентов, чтобы у них не было проблем в отношениях с педагогами и одноклассниками, а учеба приносила радость и вдохновение. Сумма пожертвования по вашим возможностям. Вот что означают основные: Сахюусан хурал Молебен защитникам. Во время этого молебна происходит обращение ко всем Учителям и божествам, представленным Согченом — полем добродетелей. Хурал помогает очиститься от неблагих деяний, совершенных телом, речью и умом, а также способствует осуществлению планов и желаний. Можно приносить с собой как подношение молоко, конфеты, печенье и фрукты.
Табан харюулга
Один из великих буддийских праздников Зула хурал, или Праздник Тысячи лампад, пройдет 7 декабря, от этого дня калмыки отсчитывают Новый год, и в него же прибавляют себе один день к возрасту, рассказал РИА Новости член Общественной палаты РФ. десять хранителей - сахюусанов: Гомбо, Шагдар, Чойжал, Лхамо, Намсарай, Жамсаран, Шалши, Гонгар, Сэндэма, Цамба, - покровительствуют верующим, устраняя препятствия на пути к достижению благой цели. хозяин великолепия и счастья Д – Дашинима - хозяин мира и счастья. это религия, и она включает в себя множество практик дхармы из учения Гаутамы Будды.
арбан хангал.pages
В нашем случае лучше всего ограничиться молоком. Идеальный вариант — свежезаваренный чай. Лама в ходе ритуала благословляет жидкость и подносит её Хранителям Учения. История происхождения водки. Обряд «даллага абаха» - это призывание счастья и благополучия.
Ваджрапани изображается в гневной форме — тело синего цвета, одноликий, двурукий, в поднятой правой руке держит очир, левая рука направлена на сердце. Раннее в 47 бурятских дацанах Очирвани, Намсарай, Гонгар, Сэндэма, Цамба не утверждали основным хранителем дацана. В нынешние время в первые Очирвани был утвержден сахюусаном Якутского дацана. Чойжал сахюусан от санскр. Каларупа или Яма Дармараджа — Владыка смерти или Царь дармы — гневная эманация Будды Манзушри Будда Мудрости , владыка ада Тамын эзын находящихся под семи слоями земли, определяющий следствия кармы живых существ.
Чойжал сахюусан имеет особое значение в традиции Гелугпа, поскольку является главным ответственным защитником этой традиции, наряду с Махакалой и Ваджрапани, потому что основатель традиции Гелугпа есть Богдо Зонхава, он в свою очередь является земным воплощением Будды Мудрости. Тело Чойжал изображается синим цвет грозного божества , имеющим рогатую бычью голову, двурукий, в правой руке держит жезл, в левой аркан, стоит на быке. Лхамо сахюусан от санскр. Шри Дэви — Прославленная Богиня, монгл. Сарасвати бурхан, Богиня Мудрости и Поэзии , женского рода защитница, ответственная за нашу Кальпу кальпа — единица измерения времени в буддизме, продолжающийся 4,32 миллиарда лет, кальпа нашего времени относится к благой кальпе, в этой кальпе предсказано появление тысячи Будд. Обитель Лхамо находиться близ села Ташир, на горе Бурин хан. Изображается в виде всадницы на белом муле, цвет тела сине-чёрный. В одной руке она держит дубину с ваджрой, в другой — чашу из черепа. Намсарай сахюусан от санскр.
Вайшравана — Яснослышащий, монгл. Бисман Тэнгэри — гневная эманация Будды Ратнасамбхавы, ответственный за северную сторону горы Сумера Сумера — священная гора в космологии буддизма, где она рассматривается как центр всех материальных и духовных вселенных. Также считается хранителем веры Этигэл.
Во время обряда «подношение сэржэма» нужно сконцентрировать все свои мысли на своих пожеланиях выхода из проблем и сложных ситуаций, с просьбой обратиться к божествам за помощью и поддержкой. В Бурятии во время подношения сэржэма люди надевают на голову шапку или иной головной убор.
В конце хурала «Арбан Хангал» проводится также обряд «далга» - символическое собирание всех благих качеств за прошедший период в виде продуктов питания. Особой популярностью среди жителей Бурятии пользуется хурал «Дугжууба», который проводится в 29-й день по лунному календарю — в этом году он выпадает на 25 февраля.
Гневная эманация Пяти Дхьяни Будд это Арбан Хангал - десять хранителей - сахюусанов: Гомбо, Шагдар, Чойжал, Лхамо, Намсарай, Жамсаран, Шалши, Гонгар, Сэндэма, Цамба, покровительствуют верующим, устраняя препятствия на пути к достижению благой цели, помогают нам в развитии духовной практики. В традиции бурятских дацанов его почитают как хранителя Индии, ведь учение Будды пришло нам с Индии.
Новый год по лунному календарю «Сагаалган»
А Почитание и подношение своим родовым Сахюсанам и покровителям дацана проводятся в дацанах ежедневно. С приходом буддизма в Россию, те или иные рода приходили под прибежище, того или иного Сахюсана и строили свои родовые дацаны. Каждый бурятский род почитал своего Сахюсана как защитника, как покровители и спасителя от невзгод и бед.
В этот день верующие должны постараться соблюсти пост — не есть мясо и не употреблять алкогольные напитки. То есть полностью духовно и физически подготовиться к встрече Нового года, сосредоточиться на благих мыслях и поступках. Когда идти в дацан? Если вы верующий буддист, то несомненно посетите дацан и накануне праздника и после него. Этот раздел мы предназначаем для тех, кто спрашивает: если я не бурят или не буддист, можно ли мне идти в дацан? Здесь нужно напомнить, что в буддизме нет разделения на верных и неверных. Все люди — живые существа, страдающие в круге перерождений.
И все же не стоит оскорблять чувства верующих, разглядывая обряды в дацанах как экзотику. Известный Ригзен-лама рекомендует, в целом, относиться к Сагаалгану, не как к светскому, а как к религиозному празднику, позволяющему изменить грядущий год к лучшему. Многие считают, что карма статична и неизменна, это в корне неверно. Да, есть период, когда карма становится неотвратимой и требует от нас мудрости и терпения, чтобы ослабить дурное следствие. Но в большинстве своем мы способны покаянием очищать и добродетелью улучшать карму. Поэтому хуралы Белого месяца играют решающую роль для благополучия грядущего года. Многие ошибочно считают обряд Дугжууба кульминационным моментом хуралов Белого месяца, что в корне неверно. Обряд Дугжууба может проводиться в любой другой рядовой день. Дугжууба — это молебен, посвященный Чойжил Сахюусану, владыке потустороннего мира.
На этом хурале совершаются поклонение и подношение этому сахюусану, а также сжигается «сор», который символизирует все негативное и отрицательное. Данный хурал является своеобразным обрядом общего очищения, поэтому верующие, присутствующие на хурале, особенно, при сжигании «сор», должны молиться о том, чтобы горести и невзгоды остались в уходящем году, чтобы наступающий год был светлым и радостным. Хотя «сор» символизирует все отрицательное, он должным образом освящается и подносится Чойжил Сахюусу как особое жертвоприношение. Поэтому бросать в огонь, в котором сжигается «сор», тесто и вату, содержащую нечистую телесную энергетику не следует — пишет известный Ригзен-лама — обычай обтирать тело указанными предметами и бросать их в огонь при проведении обряда «Дугжууба» является ошибочным нововведением, от которого не может проистекать польза, а только вред. Поэтому не стоит придерживаться данного обычая. Когда и почему надо бодрствовать всю ночь? Более важное значение, чем Дугжууба, имеет менее популизированный, по мнению Ригзен-ламы, хурал Цедор Лхамо, проводимый в последнюю ночь старого года, который заканчивается подношением мандалы хранителю нового года. Именно в эту ночь желательно бодрствовать. Считается, что Лхамо в канун нового года нисходит на землю и обходит своих подзащитных, даруя им своё благословение.
Она считает людей, которых ей предстоит защищать в наступающем году. Спящего человека она может не заметить или принять за мертвого. Молебен, посвященный Лхамо, который проводится на рассвете первого дня Нового года по лунному календарю. Последний день года и рассвет следующего дня считается особым временем богини Шри Дэви, в это время она нисходит на наш мир и дарит всем обращающимся к ней свою силу благодати. Поэтому верующие стараются встретить новый год с утра пораньше, готовят дома для Шри Дэви различные подношения, приходят в дацан и совершают молитвы. На хурале проводятся обряды, связанные с Шри Дэви, благодарственное жертвоприношение «Цэдор Данраг», направленные на привлечение счастья, удачи и всего доброго в наступающем году, а также обряды «сэржэм» и «далга». Многие верующие, особенно пожилые, предпочитают провести эту ночь в дацанах, молясь вместе с ламами. Интересна примета наступления Нового года. Он не отмечается с боем курантов в полночь, а на рассвете.
Новый год и его первый день наступил, если можно различить в предрассветной светлеющей темноте пальцы рук. Понятно, что эта примета появилась во времена отсутствия электричества. Так что, выключайте свет и посмотрите. Различили пальцы? Тогда смело можете поздравить своих близких с наступлением Нового года. Кого и как поздравлять первым? Сагаалган — это лучший повод навестить всех родственников и друзей, с которыми нечасто видишься в течение года. Особое значение имеет — какой человек навестил ваш дом первым в день наступления нового года. Лучше всего, если это будет человек со счастливой судьбой.
Это древняя традиция, которая имеет глубокий мистический смысл. По тому, какой человек пришёл к тебе в дом, определяют, каким будет год. В Бурятии, в первый день первым с праздником поздравляют дети главу семейства, который желает им счастья и долголетия. Если родителей уже нет в живых или они далеко, то навестите старших в вашем роду: дядю, тетю, брата или сестру. Есть особый жест новогоднего приветствия: младший старшему протягивает обе руки ладонями вверх, а старший, в свою очередь, кладёт свои руки сверху ладонями вниз.
В 19 часов ламы начнут читать специальный молебен Дугжууба, после чего разведут ритуальный костер. Этот обряд направлен на избавление от горестей, грехов и печалей уходящего года. Он проводится за два дня до наступления нового года. Для костра прихожане дома делают тесто только мука и вода, без каких-либо добавок и обтираются небольшими кусочками. Тесто нужно сначала покатать по лбу — символически собирая на него дурные мысли, затем вокруг рта — собирая дурные слова, по груди — очищая душу, потом в ладошках — как бы наматывая на тесто неблаговидные деяния. Можно также прокатать тесто по всей поверхности тела, представляя при этом, что из него вытягивается все плохое: болезни, порча, негативные эмоции. Затем эти кусочки теста бросают в ритуальный костер, который будет зажжен во дворе храма, все плохое сгорит в костре.
В одной руке она держит дубину с ваджрой, в другой — чашу из черепа. Намсарай сахюусан от санскр. Вайшравана — Яснослышащий, монгл. Бисман Тэнгэри — гневная эманация Будды Ратнасамбхавы, ответственный за северную сторону горы Сумера Сумера — священная гора в космологии буддизма, где она рассматривается как центр всех материальных и духовных вселенных. Также считается хранителем веры Этигэл. Намсарай изображают восседающим на белоснежном льве с большим округлым телом жёлто-золотого цвета и с гневным выражением лица. В своей правой руке он держит знамя победы зонтообразный стяг , а в левой мангуста. Намсарай сахюусан является хранителем Шаргалжинского дугана, сохранивший Ганжур Ганжур — изречение Будды в 108 томах в Шаргалжинском дугане. Жамсаран сахюусан от санскр. Прама Атма — Брат и сестра, тиб. Бегдзе — Покрытый панцирем, монгл. Улаан сахюусан — Красный хранитель или Эгч Дуу — Брат и сестра. Олицетворяет речь Ямантаки Ямантака — один из идамов. Жамсаран является хранителем наставления Будд. Обитель Жамсаран на острове озера Байкал, Ольхон. Жамсаран изображался как вооружённый воин в латах и красной одежде, с красным лицом. В одной руке у него был медный меч, рукоятью которому служит скорпион, в другой — лёгкие и сердце врага.