Биография Фильмография Обсуждение Фотографии Новости Смотреть онлайн. Годы жизни. Литературное творчество Юрия Бондарева условно можно разделить на два этапа: 50-60 годы и 70-90 годы. В «Молодой гвардии»: Юрий Бондарев в компании Евгения Евтушенко и Риммы Казаковой.
Краткая биография Юрия Бондарева для школьников 1-11 класса. Кратко и только самое главное
15 марта отмечает день рождения Юрий Бондарев (1924), лидер «окопной» прозы, некогда очень прославленный, но с перестройкой вытесненный заказывающими музон либералами в маргинальную область. 15 марта день рождения Юрия Васильевича Бондарева (15.03.1924 — по настоящее время) — Героя Соцтруда, лауреата Ленинской и двух Государственных премий СССР, ученика Паустовского. 15 марта день рождения Юрия Васильевича Бондарева (15.03.1924 — по настоящее время) — Героя Соцтруда, лауреата Ленинской и двух Государственных. Биография. Родился 15 марта 1924 года в городе Орске Оренбургской губернии (ныне Оренбургская область) в семье Бондарева Василия Васильевича (1896—1988), участника Первой мировой войны, народного следователя, адвоката. Впрочем, Юрий Бондарев стоял в первом ряду русских писателей еще со времен «Батальоны просят огня» (1957). В «Молодой гвардии»: Юрий Бондарев в компании Евгения Евтушенко и Риммы Казаковой.
Краткая биография Юрия Бондарева для школьников 1-11 класса. Кратко и только самое главное
- Бондарев, Юрий Васильевич — Википедия Переиздание // WIKI 2
- Юрий Бондарев - биография, книги, личная жизнь, новости 2023
- Юрий бондарев биография кратко
- Юрий Васильевич Бондарев
Краткая биография бондарев
Биография[. ] Юрий Бондарев родился 15 марта 1924 года в городе Орске Оренбургской губернии (ныне Оренбургская область) в семье Бондарева Василия Васильевича (1896—1988), народного следователя, и Бондаревой Клавдии Иосифовны (1900—1978). прозаик, эссеист, публицист - родился 15 марта 1924 года в г. Орск Оренбургской области. 15 марта 2024 года исполняется 100 лет со дня рождения русского писателя Юрия Васильевича Бондарева (1924–2020).
Юрий Бондарев (1924)
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны! В 1931 году его семья переехала в Москву. Когда началась Великая Отечественная война, юношу со школьной скамьи призвали в армию. Он вернулся домой командиром артиллерийского орудия, демобилизовавшись в 1945 году после второго ранения. С 1949 года в журналах начали появляться первые его рассказы.
В октябре курсанты училища были отправлены под Сталинград. Там Бондарева зачислили командиром миномётного расчёта. Он был контужен в боях и ранен, после лечения вновь воевал, принимал участие в штурме Киева и был ранен вторично в боях за Житомир. В январе 1944 года он снова воевал в Чехословакии и Польше. В октябре месяце в 1944 году был направлен в Чкаловское артиллерийское училище. В декабре 1945 года он закончил училище и его признали ограниченно годным к строевой службе и демобилизовали по ранениям. Литературная деятельность Юрий Бондарев поступил в Литературный институт и закончил его в 1951 году. Он быстро стал популярным писателем и был одним из самых печатаемых советских авторов. Первое произведение вышло в печать в 1949 году.
В 1931 году Бондаревы переехали в Москву. Жили в Замоскворечье. Юрий учился в 516-й средней школе. Уроки, увлечение футболом, коньками, гoлyбями — обычная мальчишеская жизнь с ее радостями и огорчениями. В ряду его интересов большое место занимали и книги. Этому во многом способствовала мать, часто читавшая сыну по вечерам и постепенно привившая Юре любовь к русской классике. Читайте также Краткая биография экзюпери Военные годы Пожалуй, главное испытание хаpaктера будущий писатель получил на войне. В 1941 году комсомолец Бондарев вместе с тысячами молодых москвичей участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском. Потом была эвакуация, там Юрий окончил 10-й класс. Летом 1942 года его направили на учебу во 2-е Бердичевское пехотное училище, которое было эвакуировано в город Актюбинск. В октябре того же года курсанты были направлены под Сталинград. Бондарев был зачислен комaндиром минометного расчета 308-го полка 98-й стрелковой дивизии. Вспоминая военные годы, Юрий Бондарев говорит: «Я и сейчас помню сернистые ожоги стужи в сталинградских степях, ледяной холод орудий, так за ночь прокаленных морозом, что металл чувствовался сквозь рукавицы. В боях под Котельниковским он был контужен, получил обморожение и легкое ранение в спину. После лечения в госпитале служил комaндиром орудия в составе 23-й Киевско-Житомирской дивизии. Участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева. В боях за Житомир был ранен и снова попал в полевой госпиталь. С января 1944 года Ю. Бондарев воевал в рядах 121-й Краснознаменной Рыльско-Киевской стрелковой дивизии в Польше и на границе с Чехословакией. В октябре направлен в Чкаловское училище зенитной артиллерии и после окончания учебы в декабре 1945 года признан ограниченно годным к службе и демобилизован по ранениям. Именно на фронте в сознание Ю. Бондарева окончательно вошли кристально чистые и ясные заповеди любви к Родине, порядочности, верности — ведь в бою все обнажено и очевидно: что есть добро, а что — зло. И каждый оказывается перед выбором — его Бондарев сделал раз и навсегда. Он избрал берег человеческой порядочности. И там же, на войне, писатель понял главное: «человек рождается для любви, а не для ненависти» слова героя повести «Батальоны просят огня». Начало пути писателя Печататься Юрий Бондарев начал в 1949 году. Первые рассказы писателя выходили в журналах «Огонек», «Смена», «Октябрь». В 1951 году он окончил Литературный институт имени М. Первый сборник его рассказов — «На большой реке» — вышел в 1953 году. Очень скоро Бондарев стал одним из самых печатающихся авторов. Его перу принадлежат романы «Тишина» 1962 , «Двое» 1964 , «Горячий снег» 1969 , «Берег» 1975 , «Выбор» 1980 , «Игра» 1985 , «Искушение» 1991 , «Непротивление» 1996 , «Бермудский треугольник» 1999 ; повести «Юность комaндиров» 1956 , «Батальоны просят огня» 1957 , «Последние залпы» 1959 , «Родственники» 1969 ; сборник рассказов «Поздним вечером» 1976 ; книги литературных статей «Поиск истины» 1976 , «Взгляд в биографию» 1977 , «Хранители ценностей» 1978. Незабытое прожитое открывается в произведениях писателя. И это заставляет литературоведов говорить, что Бондарев — живой классик русской литературы. Юрий Бондарев является нравственным авторитетом для многих поколений россиян. Впечатления военных лет нашли отражение во многих его произведениях. В повестях «Батальоны просят огня», «Последние залпы», в романах «Горячий снег», «Берег» Юрий Бондарев показал героизм советских солдат, офицеров и генералов, раскрыл их психологию и неизменную верность Родине и народу. Его знаменитый роман «Тишина» рассказал о судьбах людей, прошедших сражения, которые искали и не всегда могли найти свое место в послевоенном обществе. В произведениях Бондарева последних лет «Искушение», «Бермудский треугольник» талант прозаика открылся новыми гранями. В 2004 году писатель-юбиляр издал новый роман под названием «Без милосердия». Много лет Юрий Васильевич продолжает работать над циклом миниатюр «Мгновения». Здесь Юрий Бондарев предстал перед читателями как романтик, мыслитель, философ. Произведения Бондарева переведены более чем на 70 языков, в том числе английский, французский, итальянский, испанский, немецкий, японский, голландский, датский, финский, польский, турецкий, румынский, чешский, словацкий, сербский, венгерский, болгарский, греческий, хинди и другие. Всего за период с 1958 по 1980 год за рубежом опубликовано 130 произведений Бондарева. В Советском Союзе и России вышли в свет 4 собрания сочинений писателя: 1973—74 в 4 томах , 1984—86 в 6 томах , 1993—96 в 9 томах , 2004.
Когда началась Великая Отечественная, ему было 17. Летом 1941 года он участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском. Годом позже, после окончания 10 класса, поступил во 2-е Бердичевское пехотное училище, а уже осенью с другими курсантами был направлен под Сталинград. Был контужен, получил обморожение и нетяжелое ранение в спину. Лежал в госпитале, потом вернулся на фронт в чине командира орудия в составе 89-го стрелкового полка 23-й стрелковой дивизии Воронежского фронта. Участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева, воевал под Житомиром. Снова был ранен. Снова лежал в госпитале и снова оказался в строю. Воевал в 121-й Краснознаменной Рыльско-Киевской стрелковой дивизии в Польше и на границе с Чехословакией.
Юрий Бондарев: фронтовик, патриот, мастер
Это было для Бондарева чрезвычайно интересно, ведь он считал и считает музыку голосом природы. Юрий Васильевич с любовью вспоминает их совместные прогулки по аллеям поселка, чаепития то на террасе у Розовых, то в каминной комнате у Бондаревых. Виктор Сергеевич был человеком с большим юмором, прекрасным рассказчиком. Даже в самых серьезных своих рассказах у него проскальзывали шутки, и тогда друзья весело смеялись. У Надежды Варфоломеевны был крепко поставленный голос и свойство разговаривать с мужской решительностью. Она часто рассказывала житейские или театральные истории, которые Юрий Васильевич любил слушать. Вообще, Бондарев гораздо больше любит слушать, чем сам рассказывать, как губка впитывает информацию.
Он очень жалеет, что сейчас с ним рядом уже нет интеллигентных людей, подобных Розову. Виктору Сергеевичу не были свойственны конформизм, зависть, искажение фактов, что иногда встречается в интеллигентной среде. С Юрием Трифоновым Бондарев дружил с институтских времен. Говорили они преимущественно о литературе. Однажды Юрий Валентинович позвонил своему тезке и другу: — Юра, приезжай в Союз, — под «Союзом» подразумевался ресторан Дома литераторов, который Бондарев и тогда не любил, а сейчас терпеть не может. От таких дружеских предложений отказываться было не принято.
Они встретились. После первой рюмки Трифонов сказал Юрию Васильевичу: — Ты написал такую вещь… Теперь нам всем будет легче писать, потому что ты сказал то, что очень трудно говорить. В этом был весь Трифонов. В нем не было ревности к чужому труду, чужому успеху. Он никогда не говорил плохого слова ни о ком из писателей. И был искренне влюблен в литературу.
Хорошо вспоминает Бондарев о Михаиле Абрамовиче Червинском. Близкими друзьями они не были, но Юрий Васильевич подолгу любил с ним беседовать. Червинский был великолепным рассказчиком. Вдруг, без всякого повода, он говорил: — Знаете, Юра, заходим мы как-то в ЦДЛ… Далее следовала невероятно смешная история. В этом была какая-то открытость души, доброта, которые Бондарев в нем чрезвычайно ценил. С Владимиром Михайловичем Крепсом разговоры касались в основном кино.
В начале 1960-х Юрий Васильевич был главным редактором Объединения писателей и киноработников на студии «Мосфильм». Крепс работал в этом объединении, был редактором кинофильма «Тишина» по роману Бондарева. На «Мосфильме» раз в неделю показывали западные фильмы, которые не шли в широком прокате, и киноработники смогли познакомиться со всем итальянским неореализмом, авангардизмом, с фильмами Антониони, Феллини и лучшими лентами, снятыми в Голливуде. Для обсуждения фильмов лучшего собеседника, чем Владимир Михайлович, трудно было себе представить. Его юмор, блестящее знание мирового кинематографа делали такие разговоры не только полезными, но и необычайно занимательными. Еще одним соседом Бондарева был Михаил Ильич Ромм.
Блестящий кинорежиссер и сценарист, автор таких шедевров мирового кинематографа, как «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918», «Обыкновенный фашизм» и «Девять дней одного года», к тому же учитель Г. Чухрая, Т. Абуладзе, В. Шукшина, А. Митты, А. Тарковского, Н.
Михалкова, С. Соловьева, Михаил Ромм был ярким выдающимся человеком, к которому все понимающие кино люди относились с громадным уважением. Близко познакомились они на студии «Мосфильм», где был принят к постановке фильм «49 дней» по совместному сценарию Бондарева, Тендрякова и Бакланова. Фильм рассказывал о том, как баржу с четырьмя молодыми солдатами унесло в открытое море. Семь недель практически без еды и питья они дрейфовали на ней, пока их не заметили американские летчики. Ромму понравился сценарий, ему захотелось принять участие в этой работе, и ом стал редактором фильма.
Сценаристы много и подолгу встречались с Михаилом Ильичем, человеком серьезным, глубоким и умным. С другим своим соседом Геннадием Фишем, литератором и переводчиком, Юрий Васильевич общался много и запросто. Его участок был вблизи, поэтому тот неизменно подходил к забору во время строительства дачи и одобрял ход реконструкции. Фиш был известен прекрасными очерками о скандинавских странах. Когда Юрий Васильевич собирался ехать по приглашению в Скандинавию, он проштудировал книги Фиша и был полностью подготовлен к командировке. С Александром Котовым Бондарев пытался разобраться в общности и различиях таких творческих областей как литература и шахматы.
Ему было сверхинтересно столкнуться с представителем совсем другого умственного труда, ибо он считал, что в шахматах больше прагматизма, точности, они ближе к математике, технике, чем литература, хотя допускал наличие вдохновения и в шахматной игре. Произведения Юрия Бондарева много и часто печатались и печатаются за границей. В 1950-е годы он только один раз был за рубежом, но в последующие тридцать лет такие поездки стали регулярными.
Я даже встречался с маршалом Жуковым, чтобы уточнить некоторые детали.
В конце концов, я получил Ленинскую премию. Моя библиография также включает ряд статей, которые посвящены мыслям о красоте, поиске истины и сохранении ценностей. Автор получил 19 литературных наград за свои творческие достижения, включая Таврическую премию в 2016 году. Его работы доступны для чтения на 70 языках во всем мире.
Личная жизнь Бондарева была в отношениях с молодой женщиной, которая была на три года младше. Оказалось, что они жили рядом друг с другом. Кроме того, Валентина Никитична была одноклассницей сестры будущего мужа. По их воспоминаниям, они договаривались встречаться на перекрестке, много гуляли и разговаривали.
Впоследствии, жена родила двух дочерей мужу - Елену 1952 и Екатерину 1960. Юрий Бондарев По словам супруги, Юрий Васильевич является главным образцом поведения для детей в личной жизни, особенно в заботливом отношении друг к другу и к старшим. В семье растут правнуки - Юра и Лиза. Я был друзьями с Валентином Распутиным, и мы даже отмечали день рождения вместе.
Юрий Бондарев в старости Для него простое удовольствие - наслаждаться закатом, рассветом и звездной ночью, а также наблюдать за изменением времен года и окружающей среды. Он расстраивается из-за лжи, боли и использования жаргонизмов в русском языке. Его любимыми хобби являются охота и рыбалка.
Молодые лейтенанты, повзрослевшие и возмужавшие за годы великого противостояния, обретшие опыт и авторитет у товарищей по оружию, уже прошли свой самый главный участок жизненного пути, сделавший их творцами истории. Они разные, но их объединяет общая судьба и одно на всех личностное качество — гуманизм. Андрей Княжко — профессорский сын, филолог и книголюб, мечтатель и романтик, воспитанный на классической литературе. Но к концу войны и он обретает твердость характера, решительность и непреклонность.
И не только для литературы. Из жизни ушел последний крупный писатель-фронтовик, чья проза, безусловно, во многом определяла развитие русской литературы второй половины ХХ века. Он родился в 1924 году в Орске Оренбургской области в семье народного следователя.
Народный следователь имел широчайшие полномочия. Он мог приступить к производству расследования по заявлениям простых граждан, сообщению милиции, должностных лиц и учреждений, по постановлению судьи и по своему усмотрению. Бондарев принадлежал к тому кругу писателей, которые, вернувшись с великой войны, имели право свободного голоса.
Именно они, боевые лейтенанты, составили элиту послевоенного Литературного института. Они пришли с фронта, где были другие отношения между людьми и совсем другая идеология. Они ничего не боялись.
Партийные, не партийные, они могли говорить то, что думают, что знают. На мой взгляд, лучшее произведение Бондарева - роман "Горячий снег" - написан о Сталинградской битве. Он лично в ней участвовал, он знал, что там было на самом деле.
В 1957-м в журнале "Молодая гвардия" появилась повесть Бондарева "Батальоны просят огня".
Биография Бондарева Юрия Васильевича
- Краткая биография Юрия Бондарева для школьников 1-11 класса. Кратко и только самое главное
- Юрий Бондарев — биография
- Детство, юность, семья
- Постижение подвига - Централизованная библиотечная система города Лермонтова
- Бондарев Юрий Васильевич - биография писателя
Бондарев Юрий Васильевич
- Юрий Бондарев: фронтовик, патриот, мастер — Молодая Гвардия
- Постижение подвига - Централизованная библиотечная система города Лермонтова
- Известный писатель
- Любопытные факты о жизни и творчестве писателя
Краткая биография Юрия Бондарева
15 марта 2024 года исполняется 100 лет со дня рождения русского писателя Юрия Васильевича Бондарева (1924–2020). Биография Бондарев Пётр Павлович родился 30.09.1888 в Мариинском Посаде. 29 марта на 97-м году жизни скончался великий советский и русский писатель-фронтовик Юрий Васильевич Бондарев. Биография. Имя Бондарева в списке выпускников Оренбургского училища — Героев Советского Союза и Социалистического труда.
Юрий Бондарев: командир батареи
Читайте самые интересные моменты из личной жизни и творчества автора Юрия Бондарева. Краткая биография автора. Биография. Юрий Бондарев — писатель-фронтовик, творчество которого стоит в одном ряду с произведениями Василя Быкова, Григория Бакланова, Виктора Курочкина. Юрий Бондарев, биография которого полна интересных фактов и судьбоносных событий, оставил большой след в советской литературе. Мы подготовили для вас видео-презентацию, ее можно посмотреть, пройдя во вкладку фото/видео. Юрий Васильевич Бондарев — советский писатель, публицист, сценарист, является членом Союза писателей, занимался общественной деятельность, участник Великой отечественной войны. Юрий бондарев биография кратко | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей. Писательскому мастерству Юрий Бондарев обучался на семинаре К.Г. Паустовского.
Горячий снег Юрия Бондарева
В Советском Союзе и России вышли в свет 4 собрания сочинений писателя: 1973—74 в 4 томах , 1984—86 в 6 томах , 1993—96 в 9 томах , 2004. Выставка, развернутая в стенах бывшей «Ленинки» к 80-летию писателя, не вместила всех имеющихся в фондах библиотеки книг Бондарева. Картины по произведениям писателя смотрел, без преувеличения, весь мир. Естественно, что писатель стал одним из соавторов совместно с Ю. Озеровым и О. Кургановым сценария киноэпопеи «Освобождение», посвященной глобальным событиям Великой Отечественной войны. Фильм только за два года посмотрело 350 млн зрителей в СССР и десятки миллионов за рубежом.
Как одному из авторов сценария фильмов «Освобождение» «Огненная дуга», «Прорыв», «Направление главного удара», «Битва за Берлин», «Последний штурм» в 1972 году Ю. Бондареву была присуждена Ленинская премия. Творчеству писателя посвящено несколько книг. Среди них: В. Михайлов «Юрий Бондарев» 1976 , Е. Горбунова «Юрий Бондарев» 1989 , В.
Коробов «Юрий Бондарев» 1984 , Ю. Идашкин «Юрий Бондарев» 1987 , Н. Федь «Художественные открытия Бондарева» 1988. Наряду с творчеством Ю. Бондарев ведет активную общественную деятельность. С 1959 по 1963 год он являлся члeном редколлегии, редактором отдела литературы и критики «Литературной газеты».
В ноябре 1971 года был избран первым заместителем председателя правления Союза писателей РСФСР, а с 1990 по 1994 год являлся председателем Союза писателей России. На протяжении 8 лет, с 1991 по 1999 год, работал сопредседателем Международного сообщества писательских союзов. В 1974—79 годах возглавлял Добровольное общество любителей книги. Бондарев много раз ездил за рубеж по приглашению издательств как общественный деятель. В 1963 году Юрий Бондарев был принят в Союз кинематографистов. В 1961—66 годах он являлся главным редактором Объединения писателей и киноработников на студии «Мосфильм».
Бондарев — действительный члeн Русской, Международной славянской, Петровской академий, Академии российской словесности, почетный члeн Пушкинской академии, председатель комиссии по присуждению международной премии М. Избран почетным профессором Государственного открытого педагогического университета. Труд писателя отмечен многими государственными и общественными наградами. Тредиаковского, Международная премия имени М. Шолохова 1994 , Всероссийская премия «Сталинград», премия В. Фадеева, многими наградами иностранных государств.
Почетный гражданин города Волгограда. Юрий Бондарев и сегодня верит в правоту однажды избранных социалистических идеалов и в них находит ответы на вопросы, которые ставит перед ним наше время. В людях писатель чрезвычайно ценит добропорядочность: «Это значит — уметь быть сдержанным, уметь слушать собеседника великое достоинство в общении людей , не переступать границы гнева, а именно — уметь владеть собой, не опоздать прийти на зов о помощи в чужой беде, уметь быть благодарным…» 15 марта 2019 года председатель правительства России Дмитрий Медведев поздравил Бондарева с 95-летием, отметив большой жизненный путь писателя, остававшегося неравнодушным к судьбе страны, твёрдо отстаивавшего свою позицию, не идущего на компромиссы с собственной совестью Скончался 29 марта 2020 года в Москве. Похороны прошли 2 апреля на Троекуровском кладбище Москвы. Родился 15 марта 1924 в Орске в семье крестьянина — участника борьбы за установление советской власти на Урале, впоследствии юриста. С 1931 жил в Москве.
В годы Великой Отечественной войны был эвакуирован в Казахстан; после окончания военного училища принял первый бой на Сталинградском фронте, был ранен. Войну продолжил комaндиром противотанкового орудия. В 1945—1951 учился в Литературном институте им. Первые рассказы опубликовал в 1949, в 1953 — первый сб. В 1956 увидела свет повесть Бондарева Юность комaндиров. Настоящая известность пришла к Бондареву после публикации повестей Батальоны просят огня 1957 и Последние залпы 1959 , положивших начало т.
Роман Бондарева Тишина 1962 продолжил общеевропейскую тему «потерянного поколения» — трудного вхождения в мирную жизнь молодых людей, попавших на фронт со школьной скамьи.
Во всяком случае, последний писатель-фронтовик такого, заоблачного уровня. Он не был первым, написавшим о войне. Но был первым, кто придал произведениям о войне глубокую лирическую составляющую. В его произведениях жизнь во время войны становилась иной, но не прекращалась. И что "Батальоны просят огня", что "Последние залпы" - это феноменального уровня произведения, невероятно глубокие и тонкие, которые, напомню, были созданы, к тому же, в условиях абсолютно социалистической страны, где правили соцреализм и партийность. Кроме того, именно Бондарев одним из первых в советской литературе обратился к теме сталинских репрессий.
Это ужасно раздражало Сергея Михалкова, с которым Бондарев тогда работал в Союзе писателей. Однако, такая манера стала просто отвлечением, такое встречается у некоторых людей, машинально рисующих фигурки на листе бумаги. Потом следовали обед, недолгая прогулка по аллеям поселка, отдых. Вечером снова к столу и работа до ужина. Такой сложный график Юрий Васильевич почерпнул из дневников своего любимого писателя Льва Николаевича Толстого. Бондарев пишет ручкой и только ручкой. Он считает, что она имеет магическую и магнетическую связь с подсознанием. Объяснить процесс творчества невозможно. Чтобы сесть за стол, писатель должен находиться в определенном настроении. Для Юрия Васильевича настроение — главное условие творчества. Другое дело, что это настроение бывает смутным, оно как будто только шевелится в теплом тумане — нечто зыбкое, когда-то знакомое. Бондарев называет это состояние душевным равновесием. Невероятно мешает состояние возбуждения. В таком настроении проза будет чересчур нервной, а такой она быть не должна. Но вместе с этим, нет смысла садиться за письменный стол в состоянии какого-то «мертвенного» покоя. Требуется именно равновесие. Бондарев пытается сформулировать то, что, пожалуй, формулировке не поддается: «Возбуждение, напряжение исходит из самих слов, из текста. Одно слово тянет за собой другое или увлекает другое, этого в точности никто не знает. Тогда рука пишет, она знает, что писать. От настроения идет фраза, ритм, тон вещи. Все произведения Ивана Бунина написаны в определенной тональности, в его рассказах настроение выявлено с самой первого абзаца». Юрий Васильевич правит текст прямо по написанному, затем отдает в печать. Второй и третий раз правит текст по напечатанному, и это уже окончательный вариант для издания. В свободные дни, в воскресенье или после окончания работы Бондарев с женой и дочерьми нередко ходил на речной пляж, катались на лодке, которую брали напрокат на лодочной пристани. На весла садился Бондарев, женщины располагались в качестве пассажиров. Он мог грести долго и не уставая, сказывалась спортивная подготовка и хорошая физическая форма. До войны у Юры был второй разряд по спортивной гимнастике, он был готов к участию в соревнованиях на первый разряд, но помешала война. Вторым спортивным увлечением были яхты. Здесь он получил звание рулевого яхты класса М-20. По своим убеждениям Бондарев писатель патриотического направления. Причем, эти убеждения далеки от конъюнктурных соображений. Он стоял на своих позициях прочно, и это принималось далеко не всеми знакомыми однозначно. При всем при том Бондарев отзывается о большинстве своих соседей тепло, с уважением и с горечью вспоминает ранний уход из жизни некоторых из них. Из соседей по поселку Бондарев очень долго и тесно общался с композитором Модестом Табачниковым. Песни этого композитора помнил и любил еще с войны: «Давай закурим, товарищ, по одной», «Ты одессит, Мишка», «Над синим Доном». При очной встрече у них возникло ощущение давнего и тесного взаимопонимания. Табачников интересовался литературой, даже сам был автором текста песни об Одессе «Жемчужина у моря». И они вели нескончаемые разговоры о литературном и музыкальном творчестве. Табачникова интересовало, как приходит в голову идея литературного произведения, что служит толчком для написания вещи, как строится сюжет. Когда Бондарев задавал ему аналогичные вопросы о музыке, Модест Ефимович садился за рояль и начинал играть что-нибудь новое. Это было для Бондарева чрезвычайно интересно, ведь он считал и считает музыку голосом природы. Юрий Васильевич с любовью вспоминает их совместные прогулки по аллеям поселка, чаепития то на террасе у Розовых, то в каминной комнате у Бондаревых. Виктор Сергеевич был человеком с большим юмором, прекрасным рассказчиком. Даже в самых серьезных своих рассказах у него проскальзывали шутки, и тогда друзья весело смеялись. У Надежды Варфоломеевны был крепко поставленный голос и свойство разговаривать с мужской решительностью. Она часто рассказывала житейские или театральные истории, которые Юрий Васильевич любил слушать. Вообще, Бондарев гораздо больше любит слушать, чем сам рассказывать, как губка впитывает информацию. Он очень жалеет, что сейчас с ним рядом уже нет интеллигентных людей, подобных Розову. Виктору Сергеевичу не были свойственны конформизм, зависть, искажение фактов, что иногда встречается в интеллигентной среде. С Юрием Трифоновым Бондарев дружил с институтских времен. Говорили они преимущественно о литературе. Однажды Юрий Валентинович позвонил своему тезке и другу: — Юра, приезжай в Союз, — под «Союзом» подразумевался ресторан Дома литераторов, который Бондарев и тогда не любил, а сейчас терпеть не может.
Правду войны Юрий Бондарев отразил в своей прозе. Там, в бою Великой Отечественной, он был участник, Бондарев ничего не записывал, но память сохранила все. Его называли жестким реалистом. И действительно, его проза полна важных, определяющих деталей той страшной войны.