Новости блокада ленинграда глазами детей

Из детей, оставшихся в блокадном Ленинграде, от голода, обстрелов или болезней погиб примерно каждый седьмой ребенок. Дети блокадного Ленинграда (воспоминания разных людей). «К началу войны мне не исполнилось еще и 7 лет. В преддверии памятной даты в холлах Центра и филиала оформлены информационные стенды «80 лет со дня полного снятия блокады Ленинграда».

Блокада Ленинграда глазами детей 21 века

Голод Лишь три процента жизней унесли бомбежки и артобстрелы. Самой тяжелой была зима 1941 года. Нормы хлеба постоянно снижались и в ноябре достигли своего минимума. Рабочие получали 250 грамм, служащие, иждивенцы и дети -125 грамм хлеба.

И этот хлеб был очень не похож на нынешний. Только наполовину состоял он из муки, которой тогда очень не хватало. В него добавляли жмых, целлюлозу, обойный клей.

Но из-за этим маленьким кусочком надо было отстоять многочасовую очередь на морозе, которую занимали ранним утром. Были дни, когда из-за постоянных бомбежек хлебозаводы не работали и матери ни с чем возвращались домой , где их ждали голодные дети. Других продуктов практически не было.

Люди отдирали обои, на обратной стороне которых сохранились остатки клейстера, готовили из них суп. Из столярного клея варили студень. Чтобы заполнить пустые желудки, из домашних аптечек выбирали всё, что можно употребить в пищу: касторку, вазелин, глицерин.

Разрезали на куски и отваривали кожаные сапоги и туфли. А у меня аппетит такой, что кажется дали бы три буханки хлеба, все бы съел». Дети того времени не мечтали о чем-то вкусном.

Недостижимым желанием была та еда, от которой они может быть капризничая отказывались в мирное время. Вот записка Вали Чепко, которое она назвала «меню после голодовки, если я останусь жива». И тоскливая подпись: об этом я и не мечтаю.

Это скромное меню так и осталось несбыточной мечтой.

В создании творческих работ детям помогли мероприятия о Ленинградской блокаде с чтением рассказов Н. Ходзы и В. Семенцовой, проведенные библиотекарями.

Ведущая рассказала о тяжелых днях войны, о детях, которые жили в блокадном Ленинграде. С отрывками записей дневника ленинградской школьницы Тани Савичевой, о том, как постепенно девочка теряла близких и осталась одна во время блокады дети познакомились, посмотрев сценку «Таня Савичева». Вниманию ребят был представлен видеоролик «Блокада Ленинграда глазами детей».

E-mail 27 января - особая дата в истории нашей страны. Дети блокадного Ленинграда, преодолев тяжкие испытания, голод, они выжили. Многие навсегда остались в своём времени. Их имена стали бессмертными, их подвиг невозможно забыть.

Блокада - глазами детей

Они нарисованы карандашами, акварелью, гуашью. Ребята изобразили трагические страницы жизни Ленинграда, блокадный хлеб, обстрелы с самолетов, Дорогу жизни, маленьких детей и праздничный салют в честь освобождения города. Выставка привлекает внимание, заставляет еще раз задуматься о том, какой ценой была завоевана Победа, о подвиге города, его защитников и простых жителей.

Левинсон, скульпторы В.

Исаева и Р. Мемориальная галерея заканчивается гранитной доской, на которой высечены слова: «Никто не забыт и ничто не забыто». Благодарные люди преклоняются перед мужеством, героизмом и стойкостью защитников Ленинграда, перенесших суровые испытания военных лет, чтят их память.

Как выстоял город? Безудержно летят годы... Сможем ли мы, люди иного поколения, с другими ценностными ориентирами разобраться в ситуации военного времени, расставить правильные акценты, понять и почувствовать, что творилось в душах людей, не поддадимся ли на провокации «историков», умаляющих подвиг народный?

Сейчас о Великой Отечественной войне рассказывают в основном те, кто были тогда детьми, школьниками. На их плечи свалился тяжкий недетский груз — участие в обороне страны. Подростки, еще вчера беззаботно бегавшие по улицам, встали к станкам, рыли окопы, противотанковые рвы.

А дети Ленинграда делали все от них зависящее, живя в нечеловеческих условиях. Как сохранить себя и помочь другим? Как жить, когда вокруг умирают от голода, как учиться в школе, если чернила замерзают, а на завтрак тебе положен лишь крошечный кусочек хлеба, а на обед вода, называемая супом?

И тут же возникает вопрос, на который пытается ответить не одно поколение историков и журналистов: «Как же город выстоял? Ответ на него содержится в судьбах людских. Наш рассказ о Лидии Георгиевне Финашиной — жительнице блокадного города, участнице оборонных работ.

В начале войны ей едва исполнилось 16 лет. Судьба ее и типична и необыкновенна одновременно, быть может, как и судьбы миллионов других горожан. Мы пришли к ней, чтобы понять, какими были они — дети блокадного Ленинграда?

Перед войной Маленькая комнатка, большой стол, подоконник, заставленный цветами. На одной из стен — большое изображение Афона, а вверху висят старинные фотопортреты в рамках. Подходим ближе и внимательно их рассматриваем.

У нее страшная судьба. Она тяжко болела, и немцы уничтожили всю больницу. Всех, кто там был, вывезли и расстреляли.

Ее дочь до сих пор забыть не может этого. Старенькая, больная, а в Бога не верит, говорит: «Как он мог это допустить, если есть? Тяжелое, лихое время, слом старых ценностей.

Позади — Гражданская война, впереди — годы пятилеток, репрессии, гибель тысяч людей, новая страшная война. Ее отец Георгий Сергеевич — простой рабочий, один из тех самородков, которых постоянно рождает земля русская. Его с детства тянуло к машинам, хотелось узнать принцип работы того или иного механизма.

И хоть он специально не учился, где своим умом, где по книгам постигал сложную науку механику. В начале 1920-х годов Георгия как лучшего специалиста отправили в Майкоп сопровождать небольшую партию тракторов и на месте обучать людей работе на них. Там он и познакомился с Анной, своей будущей женой.

Венчались они уже в Ленинграде, в Крестовоздвиженском соборе, старостой которого был отец Георгия. Лидия сидит на кровати, жадно ловит каждое слово. Бабушка рассказывает ей истории из Евангелия.

Странное у бабушки имя — Синклитикия. Девочка не сразу даже научилась его произносить. И речь ее, кажется, такая простая, но что-то тревожит детскую душу, отчего сладко и жутко становилось на сердце… Лидия знала некоторые буквы, но еще не научилась читать.

Она с бабушкой ходила в свой любимый храм Святой Троицы, что на углу Марата и Стремянной. Он весь в мозаиках, сказочный, нарядный. А напротив дом с башенкой, где той же мозаикой выложена непонятная надпись «Троицкая школа и книжный склад Общества распространения религиозно-нравственного просвещения».

Как любила Лидия церковь Святой Троицы! На цыпочки вставала, чтобы поцеловать иконы. Словно сам Господь тогда касался сердца ребенка.

Бывали они и в Крестовоздвиженском соборе, где ее крестили. Пройдет время, и не будет больше этих храмов. На месте Троицкой церкви появится общественная баня.

Крестовоздвиженский собор будет закрыт в 1938 году, но Лидию это уже не будет волновать. Это нам внушили в школе, — взгляд Лидии Георгиевны затуманился. Была весела, радостна и довольна.

Еще бы, ведь я живу в самой счастливой стране, свободной и сильной. Весь мир с надеждой смотрит на нас и ждет, что с нашей помощью на всей земле наступит коммунизм. Отец и раньше уезжал.

Однажды, в благодарность за то, что он устранил сложную поломку и запустил динамо-машину на Волховской ГЭС, ему дали своеобразную премию — целый бидон сметаны. Его лицо было белым, как стена, нет, даже белее. Он был похож на снятого с креста.

Мать поспешно сгребла в ладонь золотые часики и цепочку, как можно незаметнее сунула все это в руку сопровождавшего отца человека. Тот молча положил все в карман и ушел. Позже Лидия узнала: отец был арестован.

В стране проводилась «работа» по изъятию золота у населения, кто-то позавидовал счастливой жизни семьи, и случилось страшное. От детей это скрыли. В первые дни войны Война пришла в жизнь Лидии внезапно.

Еще 21 июня 1941 года ее подруга Ирина с жаром делилась впечатлениями о занятиях танцевальной группы во Дворце пионеров. Лидия мечтала о совместном выступлении она посещала хоровой кружок , строила планы: еще бы, ведь танцевальная группа должна была участвовать в физкультурном параде в самой Москве! А 22 июня, как раз тогда, когда Лида хотела поехать с братом и его друзьями на Кировские острова, от Ирины она узнала о нападении гитлеровской Германии на СССР.

Информация об использовании вами данного сайта, будет передаваться и храниться на сервере Яндекса в Российской Федерации. Яндекс будет обрабатывать эту информацию с целью анализа пользовательской активности Вы можете отказаться от использования cookies, выбрав соответствующие настройки в браузере. Используя этот сайт, вы соглашаетесь на обработку данных о вас Яндексом в порядке и целях, указанных выше.

Нам трудно даже представить, через что прошли эти дети! После фильма ребята обсудили увиденное, поделились своими чувствами, эмоциями, мыслями.

Нина Мельникова: воспоминания о блокадном детстве

Так, в средней школе № 25 города Калуги прошёл классный час, посвящённый блокаде Ленинграда. В память об этом дне, 27 января в социально-реабилитационном отделении прошёл просмотр кинофильма «Блокада Ленинграда глазами детей». Полное снятие фашистской блокады для Ленинграда — это как второе рождение, возрождение к жизни после страшных испытаний. После проведённого занятия, посвящённого блокаде Ленинграда, ребята рисовали рисунки для выставки "Блокада Ленинграда глазами детей 21 века".

Война и булка хлеба. Как жили и совершали подвиги дети блокадного Ленинграда

Журналист Дарья Боровских рассказывает ее историю — в честь 78-й годовщины снятия блокады Ленинграда. Рассказываем истории пяти детей, переживших блокаду Ленинграда и замученных в концлагерях. Более 70 детей посетили «Урок мужества», который провёл ветеран вооружённых сил полковник Виталий Мазур в школе №9 станицы Бородинской. Мероприятие было посвящено теме «Блокада Ленинграда». Она посвящена годовщине освобождения Ленинграда от блокады. Классный руководитель Ялукова И.В. продемонстрировала видеоролик «Блокада Ленинграда глазами детей», рассказала о тех страшных днях в Ленинграде. Сегодня, накануне очередной годовщины снятия Блокады Ленинграда, мы благодарны мужественным защитникам города, всем воинам, которым мы обязаны своей Победой, имя которой ― ПОДВИГ.

Нина Мельникова: воспоминания о блокадном детстве

Затаив дыхание, школьники слушали рассказ о войне, о блокаде, о мужестве и самоотверженности жителей города на Неве. Ребята узнали о том, как маленькие ленинградцы в блокадном городе сражались с голодом, холодом, смертью, как с первых дней войны старались помочь взрослым: вставали за станки вместо ушедших на фронт родителей, строили оборонительные укрепления, ухаживали за ранеными. Рассказ сопровождался электронной презентацией, кадрами из документальных фильмов, аудиозаписями воспоминаний очевидцев, переживших блокаду. К этому событию оформлена выставка-память «900 дней и ночей», на которой представлены документальная, художественная литература, поэзия, дневниковые записи, статьи из журналов и газет, рассказывающие о блокаде Ленинграда.

Самым скорбным памятником жертвам Великой Отечественной войны, свидетелем огромной трагедии и местом всеобщего поклонения по праву считается Пискаревское мемориальное кладбище, где в 186 братских могилах по официальным данным захоронены жертвы блокады города и воины Ленинградского фронта.

Всего около 470 тысяч человек, а по другим данным — 520 тысяч человек, из них — 470 тысяч блокадников и 50 тысяч военнослужащих. Перед входом на кладбище установлена памятная мраморная доска с надписью: «С 4 сентября 1941 года по 22 января 1944 года на город было сброшено 107 158 авиабомб, выпущено 148 478 снарядов, убито 16 744 человек, ранено 33 782, умерло от голода 641 803». В центре монумента на высоком постаменте находится шестиметровая бронзовая скульптура «Родина-мать». Авторы ансамбля — архитекторы А.

Васильев и Е. Левинсон, скульпторы В. Исаева и Р. Мемориальная галерея заканчивается гранитной доской, на которой высечены слова: «Никто не забыт и ничто не забыто».

Благодарные люди преклоняются перед мужеством, героизмом и стойкостью защитников Ленинграда, перенесших суровые испытания военных лет, чтят их память. Как выстоял город? Безудержно летят годы... Сможем ли мы, люди иного поколения, с другими ценностными ориентирами разобраться в ситуации военного времени, расставить правильные акценты, понять и почувствовать, что творилось в душах людей, не поддадимся ли на провокации «историков», умаляющих подвиг народный?

Сейчас о Великой Отечественной войне рассказывают в основном те, кто были тогда детьми, школьниками. На их плечи свалился тяжкий недетский груз — участие в обороне страны. Подростки, еще вчера беззаботно бегавшие по улицам, встали к станкам, рыли окопы, противотанковые рвы. А дети Ленинграда делали все от них зависящее, живя в нечеловеческих условиях.

Как сохранить себя и помочь другим? Как жить, когда вокруг умирают от голода, как учиться в школе, если чернила замерзают, а на завтрак тебе положен лишь крошечный кусочек хлеба, а на обед вода, называемая супом? И тут же возникает вопрос, на который пытается ответить не одно поколение историков и журналистов: «Как же город выстоял? Ответ на него содержится в судьбах людских.

Наш рассказ о Лидии Георгиевне Финашиной — жительнице блокадного города, участнице оборонных работ. В начале войны ей едва исполнилось 16 лет. Судьба ее и типична и необыкновенна одновременно, быть может, как и судьбы миллионов других горожан. Мы пришли к ней, чтобы понять, какими были они — дети блокадного Ленинграда?

Перед войной Маленькая комнатка, большой стол, подоконник, заставленный цветами. На одной из стен — большое изображение Афона, а вверху висят старинные фотопортреты в рамках. Подходим ближе и внимательно их рассматриваем. У нее страшная судьба.

Она тяжко болела, и немцы уничтожили всю больницу. Всех, кто там был, вывезли и расстреляли. Ее дочь до сих пор забыть не может этого. Старенькая, больная, а в Бога не верит, говорит: «Как он мог это допустить, если есть?

Тяжелое, лихое время, слом старых ценностей. Позади — Гражданская война, впереди — годы пятилеток, репрессии, гибель тысяч людей, новая страшная война. Ее отец Георгий Сергеевич — простой рабочий, один из тех самородков, которых постоянно рождает земля русская. Его с детства тянуло к машинам, хотелось узнать принцип работы того или иного механизма.

И хоть он специально не учился, где своим умом, где по книгам постигал сложную науку механику. В начале 1920-х годов Георгия как лучшего специалиста отправили в Майкоп сопровождать небольшую партию тракторов и на месте обучать людей работе на них. Там он и познакомился с Анной, своей будущей женой. Венчались они уже в Ленинграде, в Крестовоздвиженском соборе, старостой которого был отец Георгия.

Лидия сидит на кровати, жадно ловит каждое слово. Бабушка рассказывает ей истории из Евангелия. Странное у бабушки имя — Синклитикия. Девочка не сразу даже научилась его произносить.

И речь ее, кажется, такая простая, но что-то тревожит детскую душу, отчего сладко и жутко становилось на сердце… Лидия знала некоторые буквы, но еще не научилась читать. Она с бабушкой ходила в свой любимый храм Святой Троицы, что на углу Марата и Стремянной. Он весь в мозаиках, сказочный, нарядный. А напротив дом с башенкой, где той же мозаикой выложена непонятная надпись «Троицкая школа и книжный склад Общества распространения религиозно-нравственного просвещения».

Как любила Лидия церковь Святой Троицы! На цыпочки вставала, чтобы поцеловать иконы. Словно сам Господь тогда касался сердца ребенка. Бывали они и в Крестовоздвиженском соборе, где ее крестили.

Пройдет время, и не будет больше этих храмов. На месте Троицкой церкви появится общественная баня. Крестовоздвиженский собор будет закрыт в 1938 году, но Лидию это уже не будет волновать. Это нам внушили в школе, — взгляд Лидии Георгиевны затуманился.

Была весела, радостна и довольна. Еще бы, ведь я живу в самой счастливой стране, свободной и сильной. Весь мир с надеждой смотрит на нас и ждет, что с нашей помощью на всей земле наступит коммунизм. Отец и раньше уезжал.

Однажды, в благодарность за то, что он устранил сложную поломку и запустил динамо-машину на Волховской ГЭС, ему дали своеобразную премию — целый бидон сметаны. Его лицо было белым, как стена, нет, даже белее. Он был похож на снятого с креста. Мать поспешно сгребла в ладонь золотые часики и цепочку, как можно незаметнее сунула все это в руку сопровождавшего отца человека.

Тот молча положил все в карман и ушел. Позже Лидия узнала: отец был арестован.

Кроме рационального подхода, есть эмоциональный подход — память сердца, а не только разума.

И все мероприятия, посвященные войне, блокаде, истории России, направлены именно на память сердца. В честь памятной даты, 27 января, в музее организуют экскурсии для школьников, причем некоторые из них проведут старшеклассники для ребят из младших классов. В школе также пройдут классные часы в честь празднования полного снятия блокады города.

В рамках внеурочной деятельности ребята сняли тематические видеоролики и подготовили творческие работы для выставки, посвященной блокаде. Раньше в петербургской гимназии ежегодно проводились встречи с ветеранами, но в период пандемии от этой традиции пришлось отказаться. И пока ветеран говорит а он может рассказывать очень долго, ему хочется многое рассказать , внимание со стороны детей колоссальное.

Даже как учитель я могу отметить, что ученики не всегда внимательны. Но как только речь заходит о Великой Отечественной войне, внимание и интерес увеличивается. Значит, у них есть та самая память сердца.

Мы воспитываем в детях память и уважение к прошлому. И иногда эти уроки могут дать свои плоды только спустя годы. Поэтому мы формируем не только детский, но и будущий, взрослый характер», — считает директор.

Он также отмечает, что, рассказывая ребятам о Великой Отечественной войне, он включает в рассказ свои истории, ведь его родители прошли через войну и блокаду. И детям это очень интересно, ведь он говорит не только о войне, но и о себе. Но если обращаться к школьной программе по истории, то времени на разговор о блокаде почти не остается.

На Великую Отечественную войну выделяется около 15 уроков. А сама блокада лишь упоминается двумя-тремя строчками в учебнике. Игорь Карачевцев, преподавая в Санкт-Петербурге, безусловно, выделяет хотя бы урок на то, чтобы рассказать о блокадном Ленинграде.

У многих ребят в руках были стеклянные баночки, традиционных подарков не было, нас угостили обедом. Что было на первое — не помню, а на второе — каша с крохотной котлеткой, что было уложено в баночки: все затем делилось на всех домашних. Вот так был отмечен новый 1942 год. Мне было тогда 10 лет. Мама умерла в июле… Папа погиб на фронте… И мы с сестрой Лизой стали жить с тетями — сестрами мамы, окруженные заботой и вниманием. Новогодняя елка 1943 года помнится на Петроградской в кинотеатре «Молния». Мы — дети заполнили зрительный зал, расположившись по рядам на сиденьях, а на сцене около зажженной елки выступали артисты — декламировали, пели для нас елка была зажжена от аккумулятора, принесенного солдатами. И вдруг объявили: «Воздушная тревога! Нас взрослые выводили в бомбоубежище и каждому вручали пакет с небольшим набором сладкого. Все 900 дней блокады мы прожили в Ленинграде.

Мы — дети посещали госпитали, устраивали концерты для раненых, чинили им белье и штопали носки, писали по их просьбе письма родным и близким. Хазова Н. Москвы «Хлеба опять нет — только мороз и покойники» Ленинград 23 декабря 1941 г. Мороз под тридцать градусов, уже давно выпал снег, который никто не убирает, и все ходят по протоптанным тропинкам. В полутемной булочной электричества давно нет стоят всего 5—6 женщин, молчаливые и растерянные, такое же выражение лица и у продавщицы. Я подхожу к прилавку. Я выхожу на улицу. Конец месяца, наши карточки уже отоварены, остался только один талон на 200 граммов крупы. Уже повезли на санках покойников, завернутых в простыни и привязанных к санкам веревками, они плоские и прямые, как доски. Их везут через Неву, которая совсем рядом, по Охтинскому мосту на Пискаревское кладбище.

Никто не плачет и не разговаривает. По-прежнему мороз и покойники. Санитарки за оказанием помощи пострадавшим от вражеского обстрела 1943 г. Мы с мамой почти целый день лежим в кровати и слушаем радио. Передают прекрасную симфоническую музыку и стихи. Утром на нашем проспекте — сплошной поток покойников. Проехали две грузовые трехтонки с высокими бортами, доверху наполненные мертвыми замерзшими подростками-ремесленниками в своих черных шинелях и в шапках с торчащими во все стороны руками и ногами. Бегу домой, так как смотреть на это уже нет сил. Ничего до этого вкуснее я еще не ела. Он служил в ПВО судостроительного завода «Северная Верфь» и сказал, что 26 декабря в городе умерло от голода 126 тысяч человек.

Позднее эта цифра встречалась мне в официальных и печатных изданиях. Колесникова И. Москвы Как я осталась живой! Я родилась в прекрасном городе Ленинграде. Когда началась война, мне было восемь лет. Родители были в длительной командировке, папа был военным. Я осталась с бабушкой и дедушкой. Жили мы на Васильевском острове, в Гавани. Снабжение стало возможным только по воздуху или через Ладожское озеро. Многократно начали снижать нормы выдачи продуктов, а выдача хлеба сократилась до 125 граммов.

Это был блокадный хлеб — черный, тяжелый, с суррогатами. Начались морозы. Холодно и голодно. Дедушка был очень высокий, крупный.

Троицкие школьники приняли участие в конкурсе «Блокадный Ленинград глазами детей»

Ребята 3-7 классов совершили путешествие в прошлое, прослушав страницы устного журнала «Непокоренный Ленинград». Дети узнали о трудностях, которые пережили в годы блокады не только люди. Среди страниц журнала — «Зоосад в годы блокады», «Растения, пережившие войну», «Дорога жизни» и другие. Каждая страница журнала сопровождалась презентацией. Готовили страницы учителя истории Е. Пятаева , географии З.

Многократно начали снижать нормы выдачи продуктов, а выдача хлеба сократилась до 125 граммов. Это был блокадный хлеб — черный, тяжелый, с суррогатами. Начались морозы. Холодно и голодно. Дедушка был очень высокий, крупный.

Все время говорил: «Таня, я есть хочу, свари мне фикус». Этот цветок рос в изголовье его кровати и был очень высоким. Бабушка долго отказывалась, а потом все-таки сварила. Он съел и говорит: «Вот теперь я усну». На следующий день дедушка умер. Мы с бабушкой на саночках отвезли его к месту, где складывали всех мертвых. Бабушка все говорила: «Держи его ноги, они почему-то сваливаются», а я боялась. Мы с бабушкой остались вдвоем. Морозы крепчали. Стекла вылетели во время бомбежки и обстрелов.

Окна забили фанерой, завесили одеялом. Топлива не было, темно, одна коптилка. Мы вместе ходили за водой, хлебом. Бабушка боялась оставлять меня одну. Идти было трудно, повсюду слежавшийся снег, сугробы. Бабушка стала слабеть, часто отдыхала. Спали одетыми вместе в одной кровати, она прижимала меня к себе, чтобы было теплее. Ночью во время бомбежек вставали и шли в бомбоубежище. В одну из ночей она меня не будила, чтобы встать, а я радовалась, что можно поспать. К утру, когда повернулась к ней, она как-то резко от меня отстранилась.

Я стала ее тормошить — не просыпалась и была холодной. Бабушка была мертвой. Было очень страшно. В комнате холод, мрак, грязь. Я кое-как перебралась через нее, свалилась с кровати и спряталась в шкафу, который стоял в коридоре. Я пролежала там трое суток, пока меня не подобрали отряды МПВО и перевезли в квартиру, где были подобраны дети, такие же, как я. Я долго болела — не могла оправиться от дистрофии. Потом туберкулез, глухота. Но я все-таки выжила, хотя и сейчас еще страдаю от последствий голода. Почти все мы стали инвалидами.

Миндель И. Москвы Новогодняя елка сорок второго года Теперь, спустя столько лет, я с удивлением вспоминаю этот странный праздник. Все, чем одарили тогда меня, десятилетнего, и тысячи моих сверстников, везли по ладожскому льду. И называли эти подарки грузом особого назначения. И берегли, как снаряды и другие боеприпасы. Но об этом вычитал в книгах позже. А тогда… Дети в бомбоубежище во время налета авиации противника Как-то вечером раздался настойчивый стук в дверь и послышался такой знакомый голос, от которого я отвык за блокадные месяцы: после нескольких уроков в родной школе в самом начале сентября занятия там прекратились, переместившись на месяц-полтора в бомбоубежище. Но с наступлением морозов и голода никто уже на занятия в бомбоубежище не ходил. Это была моя учительница Любовь Яковлевна с первого по третий класс.

И хотя ее крик: «Не бей», — был слышен чуть ли не на улице, папа меня так высек, что я запомнила на всю жизнь, — вспоминает с улыбкой блокадница. Жила семья довольно скромно, кухня была на две семьи. Готовили тогда на примусе. Девочкам оставляли деньги для покупки керосина для примуса. Тогда, до войны, много чего было на столе. Мама суп варила, каши, кисель. Обычным перекусом было молоко с сушками, бутерброды с маслом. Кедровые орехи ели. Разное продовольствие было, но за ним всегда была очередь. На заднем дворе дома была прачечная, поэтому мама Евгении Афанасьевны по списку занимала очередь, чтобы постирать белье. Перед самой войной Евгения Афанасьевна окончила первый класс. В тот день она возвращалась домой вместе с подругой — Зинкой Федотовой. Родители на работе, а сестра Люся еще оставалась в школе, потому что в 7 классе, где она училась, уже начинали сдавать экзамены. К слову, это было первое лето, когда мама не отправила девочек к бабушке с дедушкой в Смоленскую область, ждала, пока старшая дочь сдаст экзамены. Девочки зашли за керосином для примуса. Вышли, а навстречу бегут люди и кричат: «Война, война! Мы с Люсей подслушали разговор родителей. Папа говорит: «Шура, это серьезная война. С такой болезнью «Солитер» — ленточные черви в организме,— прим. Пойду я лучше сам добровольцем. Если что — хоть вы без хлеба не останетесь». И папа ушел в военкомат добровольцем. Его тут же оформили и забрали. Сводки идут, небо все в аэростатах, похожих на дирижабли, чтобы ловить немецкие самолеты, — рассказывает Евгения Афанасьевна. Матери дают команду эвакуироваться, 3 дня на сборы. Завод сворачивается. Музеи выво-зят. Дома мама сказала девочкам собрать все необходимое и села связывать пожитки в узелки. И тут возвращается отец… Оказалось, его ранило в районе щеки и шеи. Так как в госпитале мест не было, его отправили лечиться домой в Ленинград. Естественно, узелки в сторону — все внимание ранам отца.

Постоянные тревоги, взрывы, глухие удары, свист. Дом постоянно ходил ходуном и такое чувство, что мы находились на где-то на палубе плывущего корабля. То, что я увидела в первое утро после бомбежки потрясло меня на всю жизнь. На соседней улице все дома через один были будто срезаны ножом. В остатках квартир виднелись печи, половинки картин, висящие на стенах. В одной из комнат, над бездной повисла детская кроватка". Топливо в город возили по Ладожскому озеру и только на заводы. Сначала все жгли книги и мебель, а затем уже все, что найдется. Но, при бомбежках рушились дома, где тоже можно было добыть древесину. Напротив нашего дома был огромный дом, занимавший целый квартал. Во время бомбежки он сильно пострадал и загорелся. Горел почти неделю, пока пожарные не потушили его. В разрушенных частях оставалось много несгоревшей древесины. Но добыть ее можно было только с риском для жизни, потому как все могло обрушиться в любой момент. Мы с мамой каждый день ходили туда за дровами. Она отбивала топором все, что могла, а я таскал через дорогу домой. Везде в сгоревшем доме - на лестницах и в квартирах находились его бывшие жители.

В Нижегородском художественном музее открывается выставка «Я говорю с тобой из Ленинграда»

Увеличенная фотография JPG, 390 КБ В октябре 1941 года у нас в семье появилось прибавление — родилась еще одна сестренка. Забот нам прибавилось. Маме надо было работать, и забота о малышке легла на мои плечи. Когда мама задерживалась, и сестричка начинала плакать, я рассасывала маленький кусочек, полученного по талонам хлеба, заворачивала его в тряпочку и давала сосать малышке.

В Ленинграде на улице Фонтанка жила моя бабушка Анастасия, мамина мама, и мамин брат Михаил. Бабушка, чтобы сохранить нам жизнь, отдавала нам все свои пайки. Зимой 1942 года фабрика, где работала мама, сгорела и мы переехали к бабушке на Фонтанку.

Мама бралась за любую работу, лишь бы, что-нибудь заработать, а мы с сестрой присматривали за нашей младшенькой. Очень быстро стала ощущаться нехватка еды. Талоны давали на месяц, каждый день на них можно было получить 125 грамм хлеба, лишь к концу зимы паек немного прибавили.

Приходилось часами стоять в очереди. Бывало люди падали без сил. Но были и такие, которые прямо в очереди воровали талоны на хлеб.

Хотя хлебом-то это было назвать сложно, но люди были рады и этому, не понятно из чего состоящему, но все-таки хлебу. Чтобы выжить, в пищу шло все, что хоть чуть походило на нее. Заваривали шиповник, хвою, луковую шелуху, а из столярного клея делали кисель.

Суп варили из кожаного ремня.

Василий Савичев Фото: aif. В этот день были сильные обстрелы, и ее посчитали погибшей. У Нины была записная книжка, часть которой — с алфавитом для телефонной книжки — оставалась пустой. Именно в ней Таня и начала делать свои записи. Леонид Савичев Фото: odnastroka. Только скупая и лаконичная констатация жутких фактов: «28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12. Таня Савичева.

Фрагмент группового снимка Фото: odnastroka. Сестру Нину эвакуировали прямо с завода и вывезли в тыл — она не успела предупредить об этом семью. Брат Миша получил на фронте тяжелое ранение, но выжил.

Папа ушел на фронт, а мама осталась в городе с шестимесячным сыном, который, к сожалению, не выжил. Я родилась уже после войны. По работе папу направили в город Троицк.

Наша молодежь много чего не знает, поэтому такие мероприятия крайне важны.

Папа в этот день не пошел на работу. Утром я встала сама, как всегда. Есть нечего, делать нечего, папа спит... Начала одеваться. Доставая одежду с веревки, я упала с табуретки. Раздался грохот, и я испугалась, что сейчас разбужу папу. Но он почему-то не проснулся. Потом пришли мама и тетя, заголосили... Я не понимала, почему они плачут.

Мне было всего пять лет, и я не могла понять, что папа умер, да еще и у меня на глазах. Папу куда-то унесли, а я все говорила всем, чтобы не плакали, что он скоро проснется... В мае 1942 года умерла мама. Опять все плакали, и я снова ничего не поняла. Кроме одного, что ни мамы, ни папы у меня больше нет, и я осталась совсем одна... И папу и маму похоронили где-то на Волковском кладбище. Так, в шесть лет я осталась круглой сиротой, совсем больная и голодная. Тетя отдала меня в детский дом — я уже умирала, а там хоть как-то кормили. Я помню, меня привели в большую, светлую комнату. Посреди комнаты лежал большой ковер, а вокруг него сидели дети.

На ковре было очень много игрушек, и дети с ними играли. Дети были все очень тихие, никто не задирался, все молча играли в свои игрушки, каждый сам с собой. Я села и тоже стала играть... Игрушки в блокадном Ленинграде спасали детям жизнь — и маленьким, и тем, кто постарше. Когда дети играли, они забывали о войне. Дети даже брали игрушки с собой на работу, чтобы те не погибли во время бомбежки. У одного мальчика над станком висела клетка с чижиком. Как только начиналась бомбежка, он хватал клетку, быстро относил ее в бомбоубежище, а сам бежал на крышу — тушить пожары... В детском доме я пробыла совсем недолго: мне было так плохо, что буквально на следующий день я попала в больницу. Очнулась я уже в больнице — одна, в темноте, не понимая, где я.

Было темно, страшно, над дверью тускло горела синяя лампочка. Я начала плакать. Пришла нянечка, стала меня утешать, говорила, что я здесь не одна, что я болею, что обо мне знают и не оставят меня, что в этой комнате еще много кроватей, и на них тоже лежат дети. С тех пор я боюсь темноты... В эвакуации - После больницы меня взяла к себе тетя. Потом отправили уже с другим детским домом в эвакуацию. Из Ленинграда нас вывезли осенью 1942 года по «Дороге жизни». Сначала везли на машине, потом на барже по Ладоге. Над головами носились немецкие самолеты, но мы к ним уже привыкли и не обращали внимания: разбомбят, так разбомбят...

Блокада - глазами детей

После просмотра фильма «Блокада Ленинграда глазами детей» подростки высказывались о своих впечатлениях: страшно, как пережить это, смогли бы мы или нет, нельзя допустить. Перед просмотром короткометражного фильма "Блокада Ленинграда глазами детей" и фильма "Крик тишины" перед обучающимися выступил директор школы Ульянов С.В., который рассказал о ключевых моментах периода ленинградской блокады, о мужестве и силе духа ленинградцев. К этому знаменательному дню в Степановской сельской библиотеке прошло мероприятие под названием «Блокада Ленинграда глазами детей». И если гибель одного малыша можно назвать трагедией, то для того, что случилось с детьми Ленинграда в годы блокады, сложно подобрать определение. В память об этих событиях в Муромском СРЦН организовано участие детей в областном конкурсе рисунков «Блокадный Ленинград глазами детей» как дань героическому прошлому народа. Блокада Ленинграда продолжалась 872 дня.

«Люди умирали на каждом шагу». Блокада Ленинграда глазами «ребенка войны»

Детям показали короткометражный фильм «Блокада Ленинграда глаза детей», в котором можно было увидеть своими глазами хроники тех событий. Блокада Ленинграда продолжалась 872 дня – город был взят в окружение 8 сентября 1941 года, а полностью освободить его удалось 27 января 1944 года. Итогом памятной декады стала выставка рисунков «Блокада глазами детей 21 века». Перед просмотром короткометражного фильма «Блокада Ленинграда глазами детей» преподаватели рассказали о ключевых моментах этого периода, о мужестве и силе духа ленинградцев. О жителях блокадного Ленинграда, Дороге жизни и героизме защитников города: в правительстве Ленинградской области открылась выставка лауреатов конкурса рисунков, посвящённых 80-летию прорыва блокады Ленинграда. Конкурс проводился в рамках цикла мероприятий Международной исторической программы «Память сердца: блокадный Ленинград», организованной АНО Дополнительного профессионального образования Центр музейной педагогики «СВЕТОЧ» (г. Санкт-Петербург).

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий