Главная Кино КУЛЬТУРА Тяжёлая правда Андрея Кончаловского о расстреле в Новочеркасске — фильм «Дорогие товарищи!».
Фильм о расстреле рабочих в Новочеркасске вошёл в шорт-лист премии «Оскар»
Религия осуждалась, при входе стояли дружинники и у всех молодых спрашивали документы. Но у меня был студенческий билет ВГИКа, и я сказал, что иду выбирать типажи для кино. Стою в церкви, рядом какой-то старикашка. Он посмотрел на меня и говорит: "У меня и Ленин, и Христос вот здесь! Это Россия! У вас были картины экспрессивные, но столь эмоционально накаленной не припомню. Что работа над этим фильмом дала вам как художнику и человеку? Андрей Кончаловский: Для меня каждая новая работа - поиск языка.
Я со времен "Белых ночей почтальона Алексея Тряпицына" стремлюсь понять, что такое кинематограф. Пройдя через увлечение Феллини, Бергманом, Куросавой, великими кинематографистами, теперь пытаюсь понять, каким минимумом неподвижных кадров можно убедительно рассказать историю. Ведь каждый кадр может иметь особую цену. Это примерно как тысяча долларов долларовыми бумажками или одной купюрой: вроде бы одно и то же, но есть разница в ценности каждой бумажки. Так же с кадрами: чем больше кадров, тем меньше ценность. Задача - чтобы каждый кадр двигал сюжет вперед. И этот отбор - сегодня самое интересное для меня в профессии режиссера кино.
Как говорил мой дед Пётр Петрович Кончаловский, живопись - это положить верный свет на верное место. Поэтому отбор делаю жесткий - и того, что снимаю, и того, что оставляю в картине. Принцип, который использую, отличается от того, как я снимал когда-то. Я не вижу кадр, вообще не смотрю в камеру. Организую действие и снимаю его одновременно с разных точек, как правило, длинными кусками. Долго готовлюсь и быстро снимаю. В результате у меня в картинах теперь очень мало кадров.
Это может быть никому не заметно, потому что если все сделано правильно, никто из зрителей об этом не думает. Помнишь: "Нельзя не впасть к концу, как в ересь, в неслыханную простоту... Запах времени Вы сумели несовершенства старой кинотехники обратить в сильный художественный прием. Потом уже возникают долби и прочие радости современного кино, но стартуете вы очень мощно. Андрей Кончаловский: Сегодня, несмотря на все доступные кино средства выразительности, самое ускользающее, уходящее качество кинематографа - это чувство эпохи. Ты смотришь эти сериалы типа "Медичи", "Борджиа" или даже что-нибудь из времен оттепели - никакой эпохи там нет совсем. Режиссеры ее не чувствуют, и это как отсутствие абсолютного слуха у музыканта.
Я эпоху пытался передать уже в "Первом учителе", и потом в каждой картине старался донести ее запах, ритм, фактуру, ощущения. Без этого я бы не смог сделать, например, картину о Микеланджело. То же самое в "Дорогих товарищах! Советская среда - не только в реквизите, она разлита в воздухе кадра, в его атмосфере. И очень грустно бывает смотреть фильмы про революцию, про дореволюционную Россию - как вилкой по стеклу: все фальшь, нет запаха времени. А он очень важен и в кино и в театре. Я сейчас заканчиваю сценарий большого сериала, который пока называется "Герои и выродки революции", он охватывает отрезок с 1904 по 1924 год.
И если удастся мне передать этот запах эпохи: бородатые мужики на улицах, немое кино, другая энергетика, иррациональность в каждом кадре, зритель будет кожей чувствовать то давно отлетевшее время. Это должно в зрителя входить на подсознательном уровне. Из этих иллюзий вырос наш жуткий средневековый капитализм феодального типа. Он сразу стал монополией В "Дорогих товарищах! Я в нем жил когда-то, его помню - и вот оно, рядом, совершенно живое. Это требует больших усилий от постановочной группы. Андрей Кончаловский: Это не только усилия, это прежде всего культура.
Художников-постановщиков, операторов... Это база кинематографа, но в современном кино она почти разрушена. Премьера в Венеции 7 сентября. А когда в России?
Нашли в трухе и монету, пробитую пулей. Так, прорыв в нашем расследовании подкрепился железными доказательствами. Уже никто не мог обвинить нас в подлоге.
Но странным было не то, что мы нашли это захоронение. А то, что никому до нас это было не нужно», - отмечает Бочарова. Урок Новочеркасска Спикер полагает, что озвученное число погибших рабочих в Новочеркасске не соответствует реальности. Но на самом деле, эта цифра значительно больше, под 80-90. А раненых и вовсе не сосчитать. Смерти скрывали. Также скрывали и факты убитых детей.
Нашелся мальчик, который упал с дерева. А с ним на дереве следили за происходящим два товарища. Он рассказывал, как в ужасе побежал домой, мать прятала его под кроватью, чтобы никто не нашел», - подчеркивает эксперт. В числе детей, сидевших на деревьях на улице Горбатой, недалеко от площади, был и 10-летний Александр Лебедь — будущий генерал. Например, в 1991 году Александра Лебедя послали брать Белый дом, в котором находились оппозиционеры, выступающие против Ельцина. Его подразделение на танках должно было разогнать недовольных ельцинской властью. Но он отказался потому, что вокруг стоял народ с красными флагами.
А воевать против своего народа нельзя. Он это знал. И это был урок Новочеркасска», - отмечает Татьяна Бочарова. Зачем снимали кино В исторических событиях Новочеркасского расстрела до сих пор остается много непонятного. В их числе - факт выселения жителей из Новочеркасска. Пришло письмо о том, что некоторых жителей Новочеркасска в теплушках увезли в сибирский городок Зеленая роща. Во время следствия мы передали это письмо следователям.
А они его, видимо, припрятали», - рассказывает эксперт. Странным, по ее словам, остается и то, что в момент расстрела демонстрантов в Новочеркасске велась съемка документального фильма. Очевидцы событий подтвердили, что для этого на площади стояла вышка. Версию об этом в 90-е годы я озвучила федеральным телевизионщикам. Они посетили Фонд Гарримана. Им подтвердили, что такой фильм, действительно, есть. Но за него запросили слишком высокую цену, поэтому получить копию не удалось», - сообщает Бочарова.
Кому было выгодно Несмотря на вскрытые архивы, многие ученые и политологи до сих пор не нашли существующих официальных приказов с указанием на расстрел демонстрантов. Эксперты уверенны, что к таким радикальным мерам во многом привело безграмотное взаимодействие власти, милиции и военных Новочеркасска. Скорее всего, это была трагическая случайность в цепи событий, умноженная на некомпетентность местного руководства, - делится мыслями Александр Сухарь. Их было немало в СССР, с ними же никто не работал. Тем более, что в начале забастовки никто особо и не пытался успокоить людей.
И начинается фильм с гимна СССР — но звучит гимн из потрескивающего домашнего радиоприемника и сопровождает интимно-будничную сцену: Людмила Семина Юлия Высоцкая выпрыгивает из кровати «чужого мужика», коллеги по горкому Виктора, отправившего семью в санаторий; одевается второпях — проснулась ни свет ни заря, чтобы успеть за партийным пайком, пока паника не поднялась и соль со спичками не смели. Вместо утренних ласк — разговор про цены на молоко и инструкцию ЦК, в духе советского кафкианства обещающую, что рост цен приведет «к поднятию жизненного уровня в самое ближайшее время». Возникает вопрос! Медсестра-фронтовичка, служащая теперь в горкомовском отделе промышленности, вдова солдата, прячущая за рублеными фразами нежность к дочери Светке, связавшейся с заводским «хулиганьем». Сама Людмила до поры настроена к бунтовщикам решительно; когда заезжий кремлевский гость лицемерно предлагает «поговорить с народом», не сдержавшись, выступает с места: «Что с ними разговаривать? Арестовать всех. Арестовать и судить по всей строгости, а зачинщиков — к высшей мере наказания». И сама готова отвечать также по всей строгости, не страшась быть разжалованной в фельдшеры: «Работу не сделали». Неоднозначная общественная позиция Кончаловского вкупе с его снобизмом могут легко застить очи либеральной общественности и спровоцировать неприязнь к фильму; еще и в симпатиях к Сталину не ровен час упрекнут, поставив знак равенства между автором и героиней. У Людмилы иконическое фото генералиссимуса — на заветном месте, вместе с семейными фотографиями, рядом с карточкой погибшего на фронте мужа. Ей неуютно — как большинству обывателей, что в 1960-е, что сейчас, — в нерегламентированном мире, она тоскует по той поре, когда было «все понятно, кто свой, кто враг, а тут — непонятно». Впрочем, «перековки» убежденной сталинистки не произойдет и в финале — но так честнее; если бы Кончаловский завершил фильм полным идейным перерождением «бешеной» Семиной, вышло бы лицемерно, как в липовых партийных рапортах «о единодушной поддержке повышения цен студентами и рабочими». А Семина и лицемерие — вещи несовместные; и если в чем автор и солидаризуется с героиней, так это в стремлении жить, руководствуясь своим чутьем, принципами и совестью. Вообще же, Кончаловский в этом коллективном портрете народа точно улавливает суть, сформулированную в песне вряд ли близкого ему Высоцкого: «А на левой груди — профиль Сталина, а на правой — Маринка анфас». Так тут и живут, мечтая о крепкой руке вождя и радуясь разным будничным частностям, между Сталиным и Маринкой; и вот этой условной «Маринки» в фильме больше; а контрапунктом первых выстрелов становится сладкая эстрадная «Рула-терула». Камера здесь Кончаловский впервые за десять лет работает не с Александром Симоновым, любимым оператором Алексея Балабанова, а с Андреем Найденовым, чей равно аскетичный и поэтичный стиль запомнился по фильмам Ивана Вырыпаева будто встроена в интерьеры; она наблюдает со стороны; в самом показательном кадре прячется на полке шкафа, среди гроссбухов, и словно вздрагивает, когда кто-то ставит на эту полку папку. О портретах Ленина и красных знаменах «С Лениным — за советскую власть! Демонстрация бастующих — короткими резкими кадрами, редкими общими планами.
Очевидец событий, писатель Владимир Конюхов, которому тогда было 12 лет, поделился с RT своими воспоминаниями о «кровавой субботе». Он возглавляет Новочеркасское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, является членом Союза писателей России. В 1962 году он стал очевидцем перешедшей в массовые беспорядки забастовки рабочих Новочеркасского электровозостроительного завода ранее — Завод имени С. Будённого , недовольных повышением цен. Конюхов описал эти события в своей книге «Комендантский час». По мнению писателя, в том противостоянии не было положительных героев: заводская администрация, партийное руководство, военные и сами митингующие — все вели себя агрессивно и несговорчиво. В результате тех событий по меньшей мере 22 человека погибли, более 70 получили тяжёлые огнестрельные ранения. В отношении наиболее активных участников протестов были возбуждены уголовные дела. Впоследствии семерых из них приговорили к высшей мере наказания, ещё 103 человек — к лишению свободы сроками от двух до 15 лет. Информация о произошедшем в Новочеркасске была засекречена и стала достоянием общественности лишь в конце 1980-х, в годы перестройки. Были ли какие-то дополнительные причины? Повышение цен, о котором объявило правительство СССР, совпало с изменением расценок на труд рабочих на заводе Будённого. Расценки срезали, а нормы выработки выросли. Одно наложилось на другое. Рабочие заволновались. К несчастью, заводом руководил на тот момент очень глупый человек — Борис Курочкин. Его выдвинули на эту должность из рабочей среды. Считалось, раз ты коммунист, из рабочей среды, то тебе можно верить. Вот его и назначили директором. Вместо того чтобы как-то грамотно поговорить с рабочими, он им заявил: «Не хватает на мясо-молоко — жрите пирожки с ливером». Эти слова и подстегнули. Время летнее. От проходной НЭВЗа до железнодорожной ветки — 100 метров. Шёл поезд Ростов — Саратов. Перекрыли движение. С этого всё началось. Приехали из обкома партии, тоже ничего умного не сказали. Приехали из райкома, тоже не нашли что сказать. Произошли отдельные аресты. И тогда заводские приняли решение — идти в горком партии, который находился в Атаманском дворце, где сейчас музей. Идти с требованием пересмотреть решение и отпустить арестованных. Фрагмент из повести «Комендантский час», журнал «Дружба», 1991 г. Сколько их было? То ли пять человек, то ли шесть. Отделение милиции находилось на главной улице — Московской. Рядом с банком. И получилось так, что полезли не только в милицию, якобы их освобождать, но стали взламывать ещё и двери банка. Ведь в этой толпе были очень разные люди. Многие из них жили в бараках, кроме отдельной комнаты, у них ничего и не было. Среда была в какой-то степени маргинальная, не в обиду будет сказано. И такие люди в этой толпе преобладали. Они, конечно, дебоширили тогда. Пошли в горсовет. Сбрасывали их. Выступали с крыльца, с балкона второго этажа. Хотя там же звучали и другие речи — с призывами остепениться.
Фильм о расстреле в советском Новочеркасске победил на фестивале в Польше
Пересмотрев дело еще одного из расстрелянных, его признали виновным лишь в хулиганстве. В 1992 году военная прокуратура РФ возбудила дело против ряда ответственных за расстрел в Новочеркасске, в том числе Хрущева, Микояна и Козлова. Восстание в Новочеркасске в 1962 году произошло в результате забастовки рабочих местного электровозостроительного завода, к которому присоединились другие горожане. Ранее Новочеркасский расстрел поднимался лишь эпизодически в сериале 2012 года «Однажды в Ростове», а первым и до недавнего времени единственным полнометражным фильмом об этих событиях стала лента «Разыскивается опасный преступник» 1992-го. Фильм о жестком расстреле мирной демонстрации рабочих в Новочеркасске в 1962 году собрал ряд кинематографических наград: специальную премию на 77-м Венецианском кинофестивале, «Серебряного Хьюго» за лучшую режиссуру на. Фильм Кончаловского о расстреле демонстрации в Новочеркасске вошел в программу Венецианского фестиваля. Картина рассказывает о засекреченном в советское время расстреле мирной демонстрации в Новочеркасске в 1962 году.
Фильм о расстреле новочеркасского восстания 1962 года зрители увидят в мае
Толпы добралась до улицы Ленина, в конце которой располагались горисполком и горком партии. Выяснив, что военные не остановили митингующих, руководители города покинули свои рабочие места. Они переместились в военный городок, где уже находился временный штаб правительства. Оставшийся председатель горисполкома Замула попытался обратиться к митингующим с балкона, призывая вернуться на рабочие места. В него полетели палки и камни. Некоторые из протестующих ворвались в здание. Были избиты несколько сотрудников и находившиеся внутри офицеры КГБ.
Пробравшись на балкон, участники митинга вывесили портрет Ленина и красное знамя, стали требовать снижения цен. Среди выступавших оказалось несколько маргинальных личностей, которые стали призывать к погромам и расправе над военными. Подавление восстания в Новочеркасске К горисполкому прибыл генерал-майор Олешко с полусотней автоматчиков, которые начали оттеснять людей от здания. С балкона Олешко обратился к толпе, призвав прекратить беспорядки и разойтись. После этого военные произвели предупредительный залп вверх из автоматов. Народ отпрянул, но кто-то в толпе выкрикнул, что стреляют холостыми, люди снова пошли на военных.
Был произведен еще один залп в воздух, а после начали стрелять по толпе. Так начался Новочеркасский расстрел рабочих. На площади осталось лежать от 10 до 15 человек. После появления первых убитых появилось общее состояние паники. Некоторые очевидцы утверждали, что среди застреленных были дети, но официальных подтверждений этому нет. Масла в огонь подлила ранее судимая сторож Левченко, которая подначивала отправиться на штурм отдела милиции.
Туда отправились несколько десятков человек, среди которых оказался пьяный Шуваев, призывавший вешать коммунистов и убивать солдат. Возле милиции и здания КГБ собралась агрессивно настроенная толпа. Она оттеснила военнослужащих, попытавшись ворваться в отдел милиции, чтобы освободить якобы задержанных. В помещении они устроили погром, избили несколько военных. Один из протестующих выхватил автомат, попытавшись открыть огонь по военнослужащим. Его определил рядовой Азизов, убив несколькими выстрелами.
В ходе беспорядков были убиты еще четыре человека из числа протестующих. Многие получили ранения. Более 30 человек задержали. Разгон демонстрации был завершен. Жертвы Всего с огнестрельными ранениями в больницы города обратились 45 человек. При этом пострадавших было в разы больше: 87 человек, только по официальной информации.
Жертвами восстания в Новочеркасске стали 24 человека. Еще двое были убиты вечером 2 июня. Обстоятельства их смерти до конца не установлены. Все тела погибших следующей ночью вывезли из города, похоронив на разных кладбищах в чужих могилах. Захоронения оказались разбросаны по всей Ростовской области. Только в 1992 году документы, связанные с этим делом, были рассекречены.
Останки 20 погибших обнаружили на кладбище в Новошахтинске. Их тела удалось идентифицировать и перезахоронить на Новом кладбище Новочеркасска. Окончание забастовки Несмотря на расстрел рабочих, некоторое время в городе все еще продолжались беспорядки. Отдельные протестующие забрасывали камнями солдат, предпринимались попытки заблокировать движение на улицах. Внятной официальной информации о произошедшем не было. По городу поползли страшные слухи.
Говорили о сотнях человек, расстрелянных из пулеметов, о танках, которые давили толпу. Звучали призывы убивать не только руководителей и представителей власти, а всех коммунистов.
Кадр из трейлера фильма «Дорогие товарищи! Режиссер Андрей Кончаловский снял картину о Новочеркасском расстреле — драматических событиях 1962 года, когда военные жестоко подавили выступление фабричных рабочих. Российский фильм вошел в основную программу биеннале. Кончаловский поборется за победу еще с 17 европейскими и азиатскими режиссерами.
В ночь с 3 на 4 июня милиционеры задержали несколько сотен человек, лишь после этого ситуация в городе стала приходить в норму. После всех событий партработники вовсю заявляли, что бастующие были сплошь пьяницы, сидельцы и маргиналы.
В этом была доля правды — среди работников были и такие, и когда митингующие двинулись от завода к горисполкому, в толпу вливались пьяные люди. Помимо блокировки движения поезда, кто-то даже пытался перекрыть газопровод, который шел на завод. С кровавого воскресенья в Новочеркасске начинается криминальная киносага Сергея Жигунова « Однажды в Ростове ». Еще больше о трагедии заговорили после того, как режиссер Андрей Кончаловский снял на Дону черно-белую ленту «Дорогие товарищи» о тех событиях, и получил награду Венецианского фестиваля и был номинирован на «Оскар». Десятилетиями жители Новочеркасска хранили вынужденное молчание, свидетели тех событий скрывали правду даже от своих семей. Слова участницы событий 1962 года Валентина Кобелева поделилась воспоминаниями с пресс-службой администрации города. Мне было 15 лет, тогда мы с друзьями ехали из спортшколы и как идет демонстрация на Московской. Сначала подумали, что продолжается праздник, и вместе с рабочими пришли на площадь.
Когда начали стрелять, а люди стали разбегаться, меня ранило, как позже выяснилось — тяжело. Я упала, повернула голову и увидела, что повсюду лежат люди… Такое невозможно забыть даже 60 лет спустя. Валентина Кобелева всю жизнь не рассказывала родне, что была ранена на демонстрации. Фото: пресс-служба администрации Новочеркасска Нас, участников той трагедии, осталось очень мало, но память о событиях 1962 года жива.
Картина рассказывает о засекреченном в советское время расстреле мирной демонстрации в Новочеркасске в 1962 году. Главную роль исполнила Юлия Высоцкая.
Одной из лучших реакций на картину режиссер назвал молчание зрителей после просмотра. Кончаловский в свою очередь сказал, что ему дорого мнение коллег, принявших такое решение, но усомнился в том, что зарубежная публика сможет идентифицировать себя с этой историей. Мне дорого то, что они поняли фильм, который я сделал о поколении наших родителей, прошедших войну, разрушивших нацизм и восстановивших потом страну в кратчайший срок. Это поколение очень чистых людей, и то, что коллеги оценили это, для меня лучшее признание", - отметил режиссер. Он выразил сомнение, что западная публика сможет идентифицировать себя с этой историей.
Режиссер и съемочный процесс
- Картина Кончаловского о новочеркасском расстреле появилась в Okko
- Фильм о расстреле новочеркасского восстания 1962 года зрители увидят в мае
- Жуткий фильм о расстрелах в Новочеркасске включили в шорт-лист премии «Оскар»
- Дорогие товарищи - фильм 2020: дата выхода, трейлер, актеры, сюжет
- Фильм о расстреле рабочих в Новочеркасске включили в шорт-лист премии "Оскар"
Фильм "Дорогие товарищи!" о расстреле в Новочеркасске выдвинули на "Оскар"
Российский режиссёр Андрей Кончаловский планирует снять фильм «Дорогие товарищи», который расскажет о расстреле мирных жителей в Новочеркасске, который произошёл в июне 1962 года. Смотрим без рекламы. 5-я студия Фильм Кончаловского о расстреле в Новочеркасске выдвинули на Оскар. 15 авг 2022. Пожаловаться. Чёрно-белая историческая картина о расстреле мирной демонстрации в Новочеркасске в 1962 году получила множество премий. новочеркасский расстрел рабочих скачать с видео в MP4, FLV Вы можете скачать M4A аудио формат. Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. Новочеркасск 1962 г Преступление КГБ Расстрел рабочих. Олег Исаенко 1 08.10.2020. В девяностые про расстрел начали снимать художественные фильмы и передачи на том еще НТВ, про Новочеркасск написал Солженицын.
Фильм о расстреле в Новочеркасске показали на Венецианском кинофестивале
В фильме задействовали многих непрофессиональных актеров, в том числе жителей Ростовской области. Некоторые сцены снимали в Новочеркасске. Просмотров: 12528.
Рабочие собираются на заводской территории. Информация о новочеркасских событиях в нашей стране была засекречена по решению Президиума ЦК КПСС, однако это не помешало провести открытый суд над "зачинщиками" восстания. Судебный процесс прошел в Новочеркасске 13-20 августа 1962 года, правда ни его ход, ни результаты в советской прессе опубликованы не были, хотя прежде власти практиковали "тактику запугивания", доводя до читателей газет страшные приговоры участникам забастовок и волнений в других частях страны. Несколько зарубежных изданий в своих заметках упоминали о трагедии, но в отсутствии подробностей и свидетельств очевидцев все свелось к каким-то неприемлемым для серьезных изданий слухам. Фрагмент газеты 1989 года, рассказывающей о трагедии Фрагмент газеты 1989 года, рассказывающей о трагедии По какой статье были осуждены зачинщики волнений? Вопреки законам, логике и юридическим правилам организаторам волнений в Новочеркасске было предъявлено обвинение в бандитизме, хотя в событиях 1-3 июня не было ни предварительного овладения оружием, ни устойчивой преступной группы, что, собственно, и характеризует бандитизм. Налицо были "массовые беспорядки", но по этой статье максимальным сроком было тюремное заключение на 15 лет, а бандитизм карался смертной казнью. Именно желание наказать строптивых рабочих подвигло прокуроров и судью совершить подлог и приговорить семь человек к расстрелу по статье, которая никак не соответствовала содеянному.
Приговор был приведен в исполнение в кратчайшие сроки, еще 103 человека отправились за решетку на сроки от 3 до 15 лет. Плакат, восхваляющий "самый гуманный суд в мире" Плакат, восхваляющий "самый гуманный суд в мире" Были ли реабилитированы осужденные по новочеркасскому делу? После отстранения от власти Никиты Хрущева в 1964 году многие приговоры были предусмотрены, а срока сокращены. Однако окончательная реабилитация произошла только в конце 1980-х. Шестеро из расстрелянных были полностью реабилитированы, одному оставлено обвинение в хулиганстве. В 1992 году Указом президента Бориса Ельцина были реабилитированы все репрессированные в связи с участием в событиях в городе Новочеркасске в июне 1962 года. Никаких особенно драматических номенклатурных перестановок трагедия в Новочеркасске не вызвала. Со своей должности был уволен директор НЭВЗ Курочкин, строгие выговоры получили секретари местного горкома партии и глава горисполкома. Считается, что именно расстрел рабочих стал предвестником отстранения от власти Никиты Хрущева, но оснований для этого не очень много - гибель людей в вину непосредственному руководителю страны никто не ставил и не ставит. Никита Хрущев Никита Хрущев Где снимался фильм?
В отличие от многих других попыток воспроизвести на экране события в Новочеркасске, Андрей Кончаловский предпринял попытку максимально точно воспроизвести географию трагедии, поэтому картина снималась именно в тех местах, где и развернулась драма: на территории завода, в Новочеркасске у здания бывшего горисполкома и в окрестностях города. По уникальному стечению обстоятельств исполнительница роли Людмилы Серовой Юлия Высоцкая родилась в Новочеркасске, так что для нее это было возвращение на родину. Впрочем, трагические события актриса и супруга Кончаловского не застала, она родилась только в 1973 году. В этой рубрике я всегда стараюсь быть беспристрастным, потому что эмоции должно порождать кино, а не его сравнение с реальностью. И все же в этот раз мне хотелось сделать статью необычной - я договорился с одним известным публицистом об интервью, фрагменты которого должны были разбавить сухие данные протоколов и рапортов. Увы, в последний момент беседа сорвалась по до сих пор непонятной мне причине, поэтому материал остался несколько пресным. Но вы можете прочитать мнение о фильме человека, с которым я планировал говорить, по этой ссылке или послушать в этом подкасте. Мне искренне жаль, что контакт не состоялся - может быть, в другой раз... Ну, а пока - оставляю вас с мыслями о фильме, которому уже в следующем году предстоит побороться за "Оскар". Есть шансы?
Думаю, нет. Но это, как говорится, не значит, что никому нельзя верить. Почитайте другие мои материалы о фильмах, основанных на реальных событиях вот здесь первая часть большого каталога, а вот здесь - вторая. И заглядывайте на канал Киноведа в штатском - тут непременно будет много интересного. Не болейте, и Увидимся в кино!
Убедившись в несправедливости властей, четверо героев организуют преступную группировку, розыском членов которой, начинает заниматься КГБ СССР. Премьера сериала состоялась на украинском телеканале «Интер» в 2012 году. Сценарий сериала, написанный Еленой Райской, основан на реальных событиях: расстреле демонстрации в Новочеркасске в 1962 году и историях о банде "братьев Толстопятовых", терроризировавшей Ростов в конце 60-х, начале 70-х.
На «Первом канале» сериал выходит с 6 апреля, по будням, в 21:35.
Рабочие заводов начали бастовать, требуя повышения зарплат. Мирную демонстрацию в городе быстро усмирила армия. Однако под расстрел попали не только взрослые, работники заводов, но и дети. Коммунизм рушится на глазах всех людей вместе с верой в светлое будущее. Напомним, в начале июня 1962 года в Новочеркасске рабочие завода имени Будённого подняли забастовку в ответ на повышение цен.
Фильм о расстреле в Новочеркасске показали на Венецианском кинофестивале
Танки вытеснили оставшихся митингующих с территории завода. Несколько солдат при этом были ранены. Ночью по городу стали распространять листовки, осуждающие Хрущева и власть. Утром Хрущеву было доложено о 22 задержанных. К этому времени все стратегические объекты усиленно охранялись. Появление солдат на заводах возмутило рабочих, которые отказались трудиться в таких условиях. Снова было заблокировано движение поездов. К центру города с завода имени Буденного двинулась толпа. Пытаясь не допустить митингующих в центр города, военные перекрыли мост на пути их следования танками и БТР. Но часть рабочих перешла реку вброд, а остальные перелезли через технику, так как солдаты не препятствовали этому.
По мере приближения к горкому к толпе присоединялось много пьяных и маргиналов. Общее поведение стало агрессивным. Толпы добралась до улицы Ленина, в конце которой располагались горисполком и горком партии. Выяснив, что военные не остановили митингующих, руководители города покинули свои рабочие места. Они переместились в военный городок, где уже находился временный штаб правительства. Оставшийся председатель горисполкома Замула попытался обратиться к митингующим с балкона, призывая вернуться на рабочие места. В него полетели палки и камни. Некоторые из протестующих ворвались в здание. Были избиты несколько сотрудников и находившиеся внутри офицеры КГБ.
Пробравшись на балкон, участники митинга вывесили портрет Ленина и красное знамя, стали требовать снижения цен. Среди выступавших оказалось несколько маргинальных личностей, которые стали призывать к погромам и расправе над военными. Подавление восстания в Новочеркасске К горисполкому прибыл генерал-майор Олешко с полусотней автоматчиков, которые начали оттеснять людей от здания. С балкона Олешко обратился к толпе, призвав прекратить беспорядки и разойтись. После этого военные произвели предупредительный залп вверх из автоматов. Народ отпрянул, но кто-то в толпе выкрикнул, что стреляют холостыми, люди снова пошли на военных. Был произведен еще один залп в воздух, а после начали стрелять по толпе. Так начался Новочеркасский расстрел рабочих. На площади осталось лежать от 10 до 15 человек.
После появления первых убитых появилось общее состояние паники. Некоторые очевидцы утверждали, что среди застреленных были дети, но официальных подтверждений этому нет. Масла в огонь подлила ранее судимая сторож Левченко, которая подначивала отправиться на штурм отдела милиции. Туда отправились несколько десятков человек, среди которых оказался пьяный Шуваев, призывавший вешать коммунистов и убивать солдат. Возле милиции и здания КГБ собралась агрессивно настроенная толпа. Она оттеснила военнослужащих, попытавшись ворваться в отдел милиции, чтобы освободить якобы задержанных. В помещении они устроили погром, избили несколько военных. Один из протестующих выхватил автомат, попытавшись открыть огонь по военнослужащим. Его определил рядовой Азизов, убив несколькими выстрелами.
В ходе беспорядков были убиты еще четыре человека из числа протестующих. Многие получили ранения. Более 30 человек задержали. Разгон демонстрации был завершен. Жертвы Всего с огнестрельными ранениями в больницы города обратились 45 человек. При этом пострадавших было в разы больше: 87 человек, только по официальной информации. Жертвами восстания в Новочеркасске стали 24 человека. Еще двое были убиты вечером 2 июня.
На пути был мост через реку Тузлов, который военные перекрыли танками. Тогда люди поосторожнее перешли вброд, а некоторые просто перелезли танки и пошли дальше. Многие бастующие шли с портретами Ленина, под красными знаменами и вышли к горисполкому. Увещевания высоких чиновников не помогли: толпа прорвалась в здание — била чиновников, срывала портреты, ломала мебель. Когда к зданию прибыли военные, они вывели участников потасовки из здания, заблокировали вход, а митингующие пытались у них отобрать оружие. Тогда прозвучали первые выстрелы. Сначала стреляли в воздух, и с деревьев начали падать мальчишки, которые облепили деревья из любопытства. Потом попали в бастующих. Началась паника, и люди побежали в рассыпную. Некоторые историки считают, что пусковым крючком стала чья-то провокация, в ответ на которую и выстрелили. Все началось с забастовки двухсот рабочих. Кроме того, в Новочеркасске состоялся суд над «зачинщиками» акции протеста. Семерых из них приговорили к смертной казни и расстреляли. Еще свыше ста человек были осуждены на сроки от 10 до 15 лет лишения свободы.
Эксперты уверенны, что к таким радикальным мерам во многом привело безграмотное взаимодействие власти, милиции и военных Новочеркасска. Скорее всего, это была трагическая случайность в цепи событий, умноженная на некомпетентность местного руководства, - делится мыслями Александр Сухарь. Их было немало в СССР, с ними же никто не работал. Тем более, что в начале забастовки никто особо и не пытался успокоить людей. Милиция и военные бездействовали. Из-за того, что было упущено время, ситуация вышла из-под контроля. Поэтому не исключено, что применение оружия могло быть вызвано банальным самоуправством». Однако политолог заостряет внимание на одном любопытном факте. Если характер расстрела был спонтанным, то, по его словам, после трагедии власть должна была действовать адекватно - найти виновных и наказать. Но вместо этого спешный суд устроили над участниками протеста. Быстро расстреляли семерых зачинщиков. Сотни людей получили серьезные сроки. При этом из эшелонов власти никто особо не пострадал. Директора НЭВЗа Курочкина, который накануне заявил рабочим, что если нет денег на мясо, ешьте пирожки с ливером, просто уволили», - отмечает Сухарь. Однако Президент Фонда Новочеркасской трагедии полагает, что расстрел протестующих очень был выгоден силовикам. Тогда КГБ потерял свой авторитет. А на событиях Новочеркасска организация доказала свою необходимость, что документально подтверждено. Есть приказы, согласно которым, после трагедии увеличился количественный штат работников КГБ. Появились внештатники. Во всех более-менее важных предприятиях и организациях Новочеркасска появились гласные и негласные осведомители. То есть по сути, КГБ получил материально-базовую выгоду и преференции потому, что снова стал нужным», - объясняет точку зрения Татьяна Бочарова. По ее словам, события Новочеркасска во многом определили дальнейшую судьбу Никиты Хрущева, которого в 1964 году сняли с должности под предлогом разных причин. Право на историческую память Эксперты сходятся во мнении, что умалчивать о событиях Новочеркасска, как о важной странице в истории донского края, нельзя. В память о Новочеркасском расстреле в 1991 году активисты Фонда Новочеркасской трагедии установили в Платовском сквере монумент «Камень». А на НЭВЗе - мемориальную доску с упоминанием, что здесь началось стихийное выступление доведенных до отчаяния рабочих, которое закончилось расстрелом на центральной площади города. Вместо нее завод установил табличку из мраморной крошки, которая затерлась. Так она и висит по сей день в страшном, позорном виде», - говорит Президент Фонда Новочеркасской трагедии. Восстановить прежнюю мемориальную доску за все это время активистам не удалось. А когда ответ пришел, оказалось, что для восстановления мемориальной доски нужны какие-то особые права. На проведение изыскательских работ, разработку проекта реставрации и много чего другого потребуется порядка 250 тысяч рублей. И не имеет никакой исторической ценности, которую имела первая наша мемориальная доска. Более того, доску легко восстановить, поскольку в музее сохранилась ее деревянная модель, из которой можно сделать отливку», - сообщает Татьяна Бочарова. Председатель ростовского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Кожин заявлял, что буквально за пять дней могут сделать отливку на основе сохранившейся в музее модели мемориальной доски. Но НЭВЗ выступает против. Свое решение завод объясняет нежеланием нарваться на штраф. Дескать, три года назад здание заводоуправления с мраморной табличкой было сфотографировано.
Почему генерал вообще не упоминается в «Дорогих товарищах! На самом деле весь удар принял на себя Плиев. Козлов жестко стоял на силовом подавлении демонстрации. Первый неприятный разговор произошел вечером 1 июня. Плиев заявил, что армия не будет применять оружие, что она существует для защиты государства от внешних врагов. Он был готов только выставить оцепление с танками на мосту. И ему сказали: «Идите, с вами все ясно». Шапошников к этому разговору не имеет никакого отношения. Другое дело, он полностью поддерживал позицию своего начальника. После освобождения здания горкома от митингующих 2 июня к ним с призывом разойтись с балкона обратился командир 18-й танковой дивизии Иван Олешко. После этого солдаты действительно открыли огонь, но стреляли холостыми. Кстати, после этих событий 18-я танковая дивизия была расформирована, а солдат и офицеров раскидали по другим частям. А Плиев из-за своей позиции был снят с должности и направлен советником на Кубу. Он действительно храбрый и мужественный человек, но я не понимаю, почему все упоминают Шапошникова, но не упоминают Плиева. Повторюсь, главный удар принял на себя Плиев. Если бы он отдал команду стрелять, то, наверное, приказ его был бы выполнен. Этого командующего в армии очень уважали. Это был боевой генерал, который щадил своих солдат на фронте. После выстрелов все посыпались с деревьев как горох — кто убитый, кто раненый, кто с перепугу». Но только среди убитых не было детей! Поэтому воспоминания Лебедя — не более чем просто слухи. Вообще слухов о трагедии было очень много. Поговаривали, например, что убитых больше 50. Правда ли это? Его смерть наступила 20 июня. Это был последний из получивших огнестрельные ранения на площади. Как показали родственники, приехал начальник милиции и приказал молчать. Мать покойного сопроводили на кладбище. Она была там одна в окружении милиционеров. Запретили даже поминки. В воспоминаниях очевидцев такой эпизод не упоминается. Так было ли это? Насчет асфальтирования — такая информация действительно была получена от очевидцев, которых мы допрашивали. Возможно, это произошло не в тот же день, а какое-то время спустя. Насколько информация достоверна, я не знаю, поскольку это не имело для меня принципиального значения. Такой эпизод действительно имел место? Знаю, например, что на партактивах «сознательные» рабочие кричали о том, что все было сделано правильно. Что же до танцев, то их не могло быть сразу по одной причине: на следующий день власти ввели комендантский час. Кстати, когда мы в начале 1990-х подсчитывали всех погибших, выяснили, что один мужчина был убит как раз во время комендантского часа. Такой эпизод показан в фильме: солдаты застрелили случайного человека. Добавлю, что в «Дорогих товарищах! Порой мне казалось, что я смотрю документальный фильм. Считаю, фильм получился. А о его художественной ценности мне судить сложно, поскольку я не специалист в данной области. Было определено место для фильтрационного лагеря, куда планировалось изолировать несколько тысяч человек. Затем их посадили бы в вагонзаки и вывезли за территорию Ростовской области, в голое поле. Ничего такого в итоге не понадобилось. В городе начались аресты. Было задержано и привлечено к уголовной ответственности порядка 100 человек. Их обвинили как участников массовых беспорядков. А семерых приговорили к расстрелу, обвинив в бандитизме вопреки закону. Проект обвинительного заключения по этим людям я нашел в «Особой папке». Тот то же уехал в Царское село, доверив разгон демонстрации рабочих Петрограда 9 января 1905 года градоначальнику. А Никита Хрущев, зная о том, что в городе взрывоопасная обстановка, отправляет Фрола Козлова, очень жесткого и не умеющего решать любые вопросы по-хорошему, усмирять разгневанный народ, которого довел до бунта своей недальновидной хозяйственной политикой сам Хрущев. И потом на долгие годы кровавые события в Новочеркасске были скрыты завесой тайны. Кстати, Фрол Козлов через 9 месяцев перенес инсульт и больше не приставал к своим обязанностям второго секретаря ЦК. А ему в то время было всего 54 года. Господь Бог, видимо, или совесть, наказали Козлова. В который раз повторяю мнение многих видных отечественных историков, что распад Советского Союза начался именно с неумной политики троцкиста Никиты Хрущева, которую продолжили Леонид Брежнев и другие «вожди» партии, включая Горбачева и Ельцина.
Кончаловский: Тема новочеркасской трагедии занимает меня уже много лет
Кончаловский снимет фильм о расстреле в Новочеркасске в 1962 году - НайсКино | 50 лет назад в Новочеркасске расстреляли рабочих – Самые лучшие и интересные видео по теме: Новочеркасская трагедия, Прочие на развлекательном портале |
В Новочеркасске произошли трагические события, известные как «Новочеркасский расстрел» | Фильм рассказывает о расстреле мирной демонстрации рабочих в Новочеркасске в 1962 году. |
Фильм о расстреле рабочих в Новочеркасске вошёл в шорт-лист премии «Оскар»
новочеркасский расстрел рабочих скачать с видео в MP4, FLV Вы можете скачать M4A аудио формат. Фильм Кончаловского о расстреле демонстрации в Новочеркасске вошел в программу Венецианского фестиваля. Кинофильм Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!» о расстреле мирной демонстрации рабочих в Новочеркасске в 1962 году выдвинут от России на премию американской киноакадемии «Оскар». Фильм Кончаловского о расстреле в Новочеркасске встретили овациями. Фильм Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!», который рассказывает о расстреле демонстрации рабочих в Новочеркасске в июне 1962 года, получил национальную кинематографическую премию «Ника». Фильм "Дорогие товарищи!" российского режиссера Андрея Кончаловского о расстреле рабочих завода НЭВЗ в Новочеркасске вошёл в шорт-лист кинопремии "Оскар" в номинации "Лучший международный художественный фильм".
Историческая драма стала единственным российским фильмом в программе фестиваля.
- Правила комментирования
- Фильм Кончаловского «Дорогие товарищи!» о расстреле в Новочеркасске выдвинули на «Оскар»
- В фильме «Дорогие товарищи!» рабочих Новочеркасска расстреливает КГБ -
- Фильм Кончаловского о расстреле в Новочеркасске выдвинули на «Оскар»
- Московские новости
- Рецензия на фильм «Дорогие товарищи!» — истории о расстреле забастовки в Новочеркасске 1962-го
Историческая драма стала единственным российским фильмом в программе фестиваля.
- Фильм Кончаловского о расстреле в Новочеркасске вошел в шорт-лист «Оскара» - Наша газета
- Фильм о расстреле новочеркасского восстания 1962 года зрители увидят в мае
- Фильм Кончаловского о расстреле демонстрации в Новочеркасске вошёл в шорт-лист «Оскара» — НТР 24
- Расстрел демонстрации в Новочеркасске в 1962 году - расследование РБК
- Расстрел в Новочеркасске (1962 год)
- В Новочеркасске произошли трагические события, известные как «Новочеркасский расстрел»
В фильме «Дорогие товарищи!» рабочих Новочеркасска расстреливает КГБ
Людмилу тоже обыскивают и отпускают. В одной из станиц Виктор, угрожая пистолетом пожилому местному участковому милиционеру, который тоже дал подписку о неразглашении, добивается, чтобы тот показал произведённые накануне безымянные захоронения. В одной из могил предположительно похоронена девушка, чьи приметы совпадают с приметами Светки. Людмила бросается раскапывать могилу, Виктор её останавливает.
Они отправляются обратно в Новочеркасск, Людмила плачет и недоумевает, как это похоронили людей, у которых на могилах даже памятника не будет. Утирая слезы, она поёт оптимистическую советскую песню « Весенний марш » из кинофильма « Весна ». Виктор ей подпевает, ведь он участник самодеятельного хора и когда-то встречался с Людмилой на отдыхе в санатории.
Он привозит убитую горем мать домой, а в городе готовится организованный комсомолом вечер танцев. Виктор выражает надежду на новую встречу с Людмилой, но та не обращает внимание и идёт домой. Там обнаруживается, что Светка жива.
Мать находит её на крыше дома и утешает со словами «Мы станем лучше».
Об организации «антисоветского мятежа» было тут же сообщено в Москву. Утром следующего дня Никита Хрущев , бывший на тот момент генеральным секретарем, получил телеграмму: «…к трем часам ночи после введения воинских частей, толпу, насчитывающую к тому времени около 4 тысяч человек, удалось вытеснить с территории завода. Завод взят под военную охрану, в городе установлен комендантский час, 22 зачинщика задержаны». Трагедия развернулась утром 2 июня , когда многотысячная демонстрация возмущенных рабочих и других жителей города с красными знаменами и портретами Ленина направилась в центр города к зданию горкома партии. Одновременно туда же были созваны наряд милиции и солдаты Новочеркасского гарнизона.
Но последние пришли без оружия и присоединились к бастующим. Однако, власти города не пожелали говорить с демонстрантами, вместо этого в воздух было дано несколько автоматных очередей, и, стреляя в воздух, автоматчики попали по детям, которые смотрели на митинг с деревьев. Началась паника.
Семерых тогда приговорили к смертной казни, больше сотни людей оказались в местах лишения свободы. По сделанным в гуще людской фотографиям арестовывали участников демонстрации. Убитых вывозили из города, хоронили в клеенке в заброшенных могилах на разных кладбищах, иногда по двое-трое, чтобы замести следы. Эти люди должны быть забыты. Про них нельзя вспоминать. Никакой информации о случившемся не должно проникнуть за пределы города.
Письма просматривались, радиоголоса глушились, полная блокада. С очевидцев взяли подписку о неразглашении. Как скажет один из героев: «Запомните, ничего не было». Все это есть в фильме Кончаловского, продюсером которого выступил Алишер Усманов. Тишина длилась долго. Интернета не было. Только в 1990-е появилась первая информация о трагедии. Тема эта была уже затронута в сериале «Однажды в Ростове» Константина Худякова, вышедшем восемь лет назад. Сценарий Андрей Кончаловский написал в тандеме с Еленой Киселевой.
К актуальности Кончаловский менее всего стремился, он снимал античную трагедию, и Высоцкая для него все равно что Антигона. Но так совпало: события недавнего времени придали его картине новое звучание. Город лихорадит. Повышаются цены на продукты, соль и спички. Пламенная коммунистка, завсектором горкома Людмила Даниловна, роль которой сыграла Юлия Высоцкая, все время вспоминает Сталина: при нем каждый год цены понижались. Вождь народов живет в ее сердце. Он как икона. Без него никак не справимся», — скажет она.
Пятёрки номинантов станут известны 15 марта, а окончательный выбор академики огласят в конце апреля. Это расстрел демонстрации рабочих в Новочеркасске, произошедший в 1962 году. Фильм частично снимался на месте событий, в Новочеркасске. В широкий прокат картина Андрея Кончаловского вышла 12 ноября, до этого фильм уже получил спецприз жюри кинофестиваля в Венеции.