Приказ ФСТЭК РФ от 14 марта 2014 г. N 31 "Об утверждении Требований к обеспечению защиты информации в автоматизированных системах управления производственными и технологическими процессами на критически важных объектах, потенциально опасных. используемых Федеральной службой по техническому и экспортному контролю в процессе лицензирования деятельности по технической защите конфиденциальной информации, и признании утратившими силу приказа ФСТЭК России от 17 июля 2017 г. Контроль соответствия требованиям Приказа ФСТЭК России № 31 от 14.03.2014 Состав мер защиты информации и их базовые наборы для соответствующего класса защищенности автоматизированной системы управления. Содержание мер и правила их реализации устанавливаются методическим документом, разработанным ФСТЭК России в соответствии с пунктом 5 и подпунктом 4 пункта 8 Положения о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю.
ДОКУМЕНТЫ ФСТЭК РОССИИ
Утверждены приказом ФСТЭК России от 14 марта 2014 г. N 31. Приказ ФСТЭК России от 14.03.2014 N 31 (ред. от 15.03.2021) "Об утверждении Требований к обеспечению защиты информации в автоматизированных системах управления производственными и технологическими процессами на критически важных. РИА Новости: Подозрительную радиостанцию из леса в Пушкино изъяли для проверки. Информация. Вебинары. Новости отрасли. Документы. Предприятия. Требований, утвержденные приказом ФСТЭК России от 14 марта 2014 г. N 31, не содержат положений, устанавливающих обязательную аттестацию автоматизированных систем управления производственными и технологическими процессами. С утверждением приказа ФСТЭК России № 31 мероприятия по защите информации в АСУ ТП стали носить обязательный характер.
Кодексы РФ
- Приказ ФСТЭК России от 14 марта 2014 г. N 31 - ФСТЭК России
- Услуги и сервисы
- etherCUT для 31 приказа ФСТЭК
- Услуги и сервисы
- Приказ ФСТЭК России от 14 марта 2014 г. N 31
- etherCUT для 31 приказа ФСТЭК
НАЦ аттестовал информационную систему предприятия "Ростеха" по 31 Приказу ФСТЭК
В отличие от других профстандартов для специалистов по ИБ спецы в кредитно-финансовой сфере у нас универсалы. К их трудовым функциям относятся и обеспечение функционирования СЗИ, и управление инцидентами ИБ, и управление рисками ИБ, и методологическое обеспечение процессов ИБ, и контроль обеспечения ИБ и обеспечение операционной надежности, и организация процессов обеспечения ИБ. В общем, спец по ИБ в кредитно-финансовой сфере — «и швец, и жнец, и на дуде игрец». Это доказывает высокие стандарты в области ИБ, установленные в кредитно-финансовой сфере регуляторами и Банком России в частности. Сам стандарт очень удобно использовать для формирования должностных обязанностей специалистов по ИБ разных направлений, в том числе перечисленных мной двумя абзацами выше. Порядок этих действий в общих чертах такой: при выявлении инцидента ИБ кредитная организация направляет уведомление по форме и в порядке Банка России и одновременно по форме и в порядке НКЦКИ. Если инцидент привел к утечке персональных данных, НКЦКИ надо дополнительно уведомить по еще одной форме в еще одном порядке ; кредитной организации рекомендуется сохранить следы компрометации. Например, образы оперативки, скомпрометированных жестких дисков, информацию о сетевой активности во время и до атаки; эти следы следует проанализировать в порядке, приведенном в стандарте Банка России СТО БР ИББС-1. Сбор и анализ технических данных при реагировании на инциденты информационной безопасности при осуществлении переводов денежных средств»; если инцидент ИБ привел к каким-то потерям, масштаб трагедии определяется в соответствии с пунктами 7.
В связи с этим для предотвращения нарастающих угроз в информационной сфере всем разработчикам программных продуктов рекомендуется принимать меры по выпуску защищенного ПО и придерживаться требований ГОСТ и приказов ФСТЭК России, касающихся безопасной разработки кода. Разработка безопасного ПО. Общие требования» можно обеспечить реализацию и проведение мер по разработке безопасного программного обеспечения непосредственно в процессах его жизненного цикла. Целесообразно проводить исследования по выявлению уязвимостей и НДВ: при выполнении проектирования и разработки ПО этап разработки ; при выполнении квалификационного тестирования ПО этап тестирования ; при выполнении инсталляции программы и поддержки приемки ПО этап реализации и эксплуатации. Одним из способов упростить и автоматизировать проведение таких исследований является применение СЗИ для анализа кода. Необходимо отметить важность проверки программного кода, содержащегося в транспортных запросах, при переносе данных по ландшафту системы от этапа к этапу.
Регулярный чекинг можно сравнить с предполетным осмотром самолета и проверкой бортового журнала, и звучит все это скучновато для пассажира лишь до тех пор, пока пассажир не поднялся на высоту 10 тысяч метров. Требования к защите среды виртуализации ЗСВ. Технологии виртуализации позволяют оптимизировать ресурсы, однако порождают новые угрозы. Понятно, что снижение издержек интереснее борьбы за безопасность, поэтому критически важные системы в целом и АСУ ТП в частности очень быстро оказываются в не совсем безопасных облаках, и этот процесс необходимо как-то контролировать. Обучение и отработка действий пользователей в случае возникновения нештатных непредвиденных ситуаций ДНС. Повышение осведомленности персонала уменьшает как минимум риски, связанные с социальной инженерией. Репетиция «плана спасения» важна также для понимания сотрудниками своей роли в процессах управления инцидентами безопасности. Код в программном обеспечении АСУ ТП зачастую просто ужасен, а на большинстве критически значимых предприятий можно обнаружить уязвимости 10—15-летней давности.
Исключений нет: инциденты ИБ происходят в различных отраслях и сферах функционирования промышленных систем автоматизации рис. С целью урегулирования вопросов, связанных с обеспечением ИБ промышленных систем автоматизации, в нашей стране ведётся нормотворческая деятельность. Каким образом? Например, опираясь на практики методических документов ФСТЭК, относящихся к ключевым системам информационной инфраструктуры КСИИ [5, 6, 7, 8] и к другим типам систем [9, 10]. Полученная степень ущерба необходима разработчику системы информационной безопасности для определения класса защищённости АСУ ТП и зависит от характера чрезвычайной ситуации. Однако заказчик или оператор не могут предоставить требуемые данные, ведь объект по факту ещё не существует. Выход: определить характер чрезвычайной ситуации можно, либо исходя из паспортов аналогичных, уже введённых в эксплуатацию систем, либо методом экспертной оценки. Критерии, на основании которых определяется предварительный класс защищённости АСУ ТП, представлены в таблицах 2 и 3.
Приказ ФСТЭК России № 31 от 14.03.2014
Защита информации в автоматизированной системе управления является составной частью работ по созданию модернизации и эксплуатации автоматизированной системы управления и обеспечивается на всех стадиях этапах ее создания и в ходе эксплуатации. Защита информации в автоматизированной системе управления достигается путем принятия в рамках системы защиты автоматизированной системы управления совокупности организационных и технических мер защиты информации, направленных на блокирование нейтрализацию угроз безопасности информации, реализация которых может привести к нарушению штатного режима функционирования автоматизированной системы управления и управляемого контролируемого объекта и или процесса, на локализацию и минимизацию последствий от возможной реализации угроз безопасности информации, восстановление штатного режима функционирования автоматизированной системы управления в случае реализации угроз безопасности информации. Принимаемые организационные и технические меры защиты информации: должны обеспечивать доступность обрабатываемой в автоматизированной системе управления информации исключение неправомерного блокирования информации , ее целостность исключение неправомерного уничтожения, модифицирования информации , а также, при необходимости, конфиденциальность исключение неправомерного доступа, копирования, предоставления или распространения информации ; должны соотноситься с мерами по промышленной, физической, пожарной, экологической, радиационной безопасности, иными мерами по обеспечению безопасности автоматизированной системы управления и управляемого контролируемого объекта и или процесса; не должны оказывать отрицательного влияния на штатный режим функционирования автоматизированной системы управления. Проведение работ по защите информации в соответствии с настоящими Требованиями в ходе создания модернизации и эксплуатации автоматизированной системы управления осуществляется заказчиком, оператором и или разработчиком самостоятельно и или при необходимости с привлечением в соответствии с законодательством Российской Федерации организаций, имеющих лицензию на деятельность по технической защите конфиденциальной информации в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 19, ст.
Для обеспечения защиты информации в автоматизированной системе управления оператором назначается структурное подразделение или должностное лицо работник , ответственные за защиту информации. В автоматизированной системе управления применяются средства защиты информации, прошедшие оценку соответствия в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Для обеспечения защиты информации в автоматизированной системе управления проводятся следующие мероприятия: формирование требований к защите информации в автоматизированной системе управления; разработка системы защиты автоматизированной системы управления; внедрение системы защиты автоматизированной системы управления и ввод ее в действие; обеспечение защиты информации в ходе эксплуатации автоматизированной системы управления; обеспечение защиты информации при выводе из эксплуатации автоматизированной системы управления.
Формирование требований к защите информации в автоматизированной системе управления 13. Формирование требований к защите информации в автоматизированной системе управления осуществляется заказчиком. Формирование требований к защите информации в автоматизированной системе управления осуществляется с учетом ГОСТ Р 51583 "Защита информации.
Порядок создания автоматизированных систем в защищенном исполнении.
Также приказ предусматривает случаи объединения нескольких значимых объектов КИИ и разделения одного объекта на несколько. Документ определяет порядок действий с высвободившимися регистрационными номерами реестра и порядок присвоения таких номеров другим объектам. Ну что я могу сказать: ФСТЭК России, как всегда, оперативно реагирует на изменения обстановки, ликвидируя имеющиеся пробелы в нормативке, за что им большое спасибо! Внимательный читатель заметит, что соответствующие приказы утверждены еще летом. Я пишу про них только сейчас потому, что они были официально опубликованы после регистрации в Минюсте России, которая состоялась 06. Эти документы применяются до 31. Приказами предусмотрены плановые, внеплановые, документарные и выездные проверки сроком не более 20 рабочих дней не менее чем двумя должностными лицами. К важным изменениям относится то, что в Сроках и последовательностях нет зафиксированных в административных регламентах прав и обязанностей должностных лиц при осуществлении лицензионного контроля.
Нет также порядков исполнения государственной функции, досудебного обжалования решений, принятых ФСТЭК России и его должностными лицами при осуществлении контроля.
Автоматизированные системы. Стадии создания» далее — ГОСТ 34. Система защиты автоматизированной системы управления не должна препятствовать штатному режиму функционирования автоматизированной системы управления при выполнении ее функций в соответствии с назначением автоматизированной системы управления. При разработке системы защиты автоматизированной системы управления учитывается ее информационное взаимодействие с иными автоматизированными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями. При проектировании системы защиты автоматизированной системы управления должны учитываться особенности функционирования программного обеспечения и технических средств на каждом из уровней автоматизированной системы управления. Результаты проектирования системы защиты автоматизированной системы управления отражаются в проектной документации эскизном техническом проекте и или в рабочей документации на автоматизированную систему управления систему защиты автоматизированной системы управления , разрабатываемой с учетом ГОСТ 34.
Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем» далее — ГОСТ 34. Разработка эксплуатационной документации на систему защиты автоматизированной системы управления осуществляется по результатам проектирования в соответствии с техническим заданием на создание модернизацию автоматизированной системы управления и или техническим заданием частным техническим заданием на создание системы защиты автоматизированной системы управления. Эксплуатационная документация на систему защиты автоматизированной системы управления разрабатывается с учетом ГОСТ 34. Внедрение системы защиты автоматизированной системы управления и ввод ее в действие 15. Внедрение системы защиты автоматизированной системы управления организуется заказчиком и осуществляется разработчиком и или оператором. Настройка задание параметров программирования программного обеспечения автоматизированной системы управления должна осуществляться в соответствии с проектной и эксплуатационной документацией на автоматизированную систему управления и обеспечивать конфигурацию программного обеспечения и автоматизированной системы в целом, при которой минимизируются риски возникновения уязвимостей и возможности реализации угроз безопасности информации. При внедрении организационных мер защиты информации осуществляются: введение ограничений на действия персонала пользователей операторского персонала , администраторов, обеспечивающего персонала , а также на условия эксплуатации, изменение состава и конфигурации технических средств и программного обеспечения; определение администратора безопасности информации; реализация правил разграничения доступа, регламентирующих права доступа субъектов доступа к объектам доступа; проверка полноты и детальности описания в организационно-распорядительных документах по защите информации действий персонала автоматизированной системы управления и администратора безопасности информации, направленных на обеспечение защиты информации; отработка практических действий должностных лиц и подразделений, обеспечивающих эксплуатацию автоматизированной системы управления и защиту информации.
Установка и настройка средств защиты информации осуществляется в случаях, если такие средства необходимы для блокирования нейтрализации угроз безопасности информации, которые невозможно исключить настройкой заданием параметров программного обеспечения автоматизированной системы управления и или реализацией организационных мер защиты информации. Установка и настройка средств защиты информации в автоматизированной системе управления должна проводиться в соответствии с эксплуатационной документацией на систему защиты автоматизированной системы управления и документацией на средства защиты информации. При этом установка и настройка средств защиты информации должна обеспечивать корректность функционирования автоматизированной системы управления и совместимость выбранных средств защиты информации с программным обеспечением и техническими средствами автоматизированной системы управления. Установленные и настроенные средства защиты информации не должны оказывать отрицательного влияния на штатный режим функционирования автоматизированной системы управления. Предварительные испытания системы защиты автоматизированной системы управления проводятся с учетом ГОСТ 34. Виды испытаний автоматизированных систем» далее — ГОСТ 34. По результатам предварительных испытаний системы защиты автоматизированной системы управления могут разрабатываться предложения по корректировке проектных решений по автоматизированной системе управления и или ее системе защиты.
Опытная эксплуатация системы защиты автоматизированной системы управления проводится с учетом ГОСТ 34. По результатам опытной эксплуатации системы защиты автоматизированной системы управления могут разрабатываться предложения по корректировке проектных решений по автоматизированной системе управления и или ее системе защиты. Анализ уязвимостей автоматизированной системы управления проводится в целях оценки возможности преодоления нарушителем системы защиты автоматизированной системы управления и нарушения безопасного функционирования автоматизированной системы управления за счет реализации угроз безопасности информации. Анализ уязвимостей автоматизированной системы управления включает анализ уязвимостей средств защиты информации, технических средств и программного обеспечения автоматизированной системы управления. При анализе уязвимостей автоматизированной системы управления проверяется отсутствие уязвимостей средств защиты информации, технических средств и программного обеспечения, в том числе с учетом информации, имеющейся у разработчиков и полученной из других общедоступных источников, правильность установки и настройки средств защиты информации, технических средств и программного обеспечения, а также корректность работы средств защиты информации, технических средств и программного обеспечения автоматизированной системы управления при их взаимодействии. По решению заказчика для подтверждения выявленных уязвимостей может проводиться тестирование автоматизированной системы управления на проникновение. Указанное тестирование проводится, как правило, на макете в тестовой зоне автоматизированной системы управления.
При обработке в автоматизированной системе управления информации, составляющей государственную тайну, ее защита обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне, то есть с использованием СКЗИ. Проведение работ по защите информации в соответствии с настоящими Требованиями в ходе создания модернизации и эксплуатации автоматизированной системы управления осуществляется заказчиком, оператором и или разработчиком самостоятельно и или при необходимости с привлечением в соответствии с законодательством Российской Федерации организаций, имеющих лицензию на деятельность по технической защите конфиденциальной информации. Устанавливаются три класса защищенности автоматизированной системы управления. Самый низкий класс - третий, самый высокий - первый. Класс защищенности автоматизированной системы управления определяется в соответствии с уровнем значимости критичности информации.
Приказ ФСТЭК России от 14.03.2014 № 31
Текущее состояние подконтрольной среды характеризуется увеличением количества подконтрольных субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в отношении товаров работ, услуг , информации, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и или совершении террористических актов. Реализуемые в настоящее время на государственном уровне программы поддержки несырьевого экспорта нацелены на формирование широкого слоя активных экспортеров, в том числе из среды малого и среднего бизнеса, а также на устранение излишних административных барьеров во внешнеэкономической сфере, что должно позитивно отразиться на состоянии конкуренции и делового климата в стране. Вместе с тем начинающие внешнеэкономическую деятельность подконтрольные субъекты зачастую не в полной мере владеют тонкостями предконтрактной проработки планируемых к реализации внешнеэкономических сделок, не всегда способны провести идентификацию контролируемых товаров и технологий, что может привести к нарушению ими обязательных требований либо способствовать возникновению финансовых и репутационных издержек, связанных с отказом в выдаче лицензий разрешений на осуществление внешнеэкономических сделок с продукцией, подлежащей экспортному контролю. Продолжают иметь место отдельные случаи, когда подконтрольные субъекты для получения финансовых выгод от осуществления внешнеэкономических сделок с продукцией, подлежащей экспортному контролю, идут на нарушения обязательных требований. Такие нарушения выявляются и к нарушителям применяются меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Анализ текущего состояния подконтрольной среды свидетельствует о том, что в условиях свободного обращения на внутреннем рынке значительной части номенклатуры продукции, подлежащей экспортному контролю, вышеуказанные негативные тенденции могут проявляться в действиях подконтрольных субъектов, находящихся в любом регионе Российской Федерации. К наиболее опасным проявлениям таких тенденций относятся нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, приводящие к возникновению рисков нанесения ущерба интересам безопасности государства. В этой связи работа по профилактике нарушений обязательных требований должна выстраиваться на регулярной основе и проводиться во всех регионах Российской Федерации.
В соответствии с новым перечнем требований для средств защиты информации далее — СЗИ устанавливаются УД, характеризующие безопасность их применения для обработки и защиты информации, содержащей государственную тайну, конфиденциальные сведения или данные ограниченного доступа. Однако любое программное обеспечение далее — ПО , разрабатываемое и используемое в системах, где хранятся и обрабатываются данные, имеет встроенные программные алгоритмы для защиты информации например, проверки полномочий доступа к данным или к системе в целом , которые также могут нуждаться в проверке на безопасность. Основной причиной инцидентов в области ИБ чаще всего становятся ошибки кодирования, приводящие к уязвимостям программ и систем.
В связи с этим для предотвращения нарастающих угроз в информационной сфере всем разработчикам программных продуктов рекомендуется принимать меры по выпуску защищенного ПО и придерживаться требований ГОСТ и приказов ФСТЭК России, касающихся безопасной разработки кода. Разработка безопасного ПО. Общие требования» можно обеспечить реализацию и проведение мер по разработке безопасного программного обеспечения непосредственно в процессах его жизненного цикла.
N 559-р; основных направлений разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2016 г. N 934-р. Профилактические мероприятия осуществляются с учетом требований законодательства Российской Федерации в области защиты государственной тайны и иной информации ограниченного доступа.
Цели, задачи и принципы проведения профилактических мероприятий 5. Целями проведения профилактических мероприятий являются: предупреждение и сокращение количества нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований; повышение прозрачности деятельности ФСТЭК России при осуществлении экспортного контроля; снижение административной нагрузки на подконтрольных субъектов; создание мотивации у подконтрольных субъектов к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям. Основными задачами профилактических мероприятий являются: формирование у всех подконтрольных субъектов единого понимания обязательных требований в области экспортного контроля и порядка их соблюдения; инвентаризация состава и особенностей подконтрольных субъектов, оценка состояния подконтрольной среды; выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения; установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов. Краткий анализ текущего состояния подконтрольной среды 8. Текущее состояние подконтрольной среды характеризуется увеличением количества подконтрольных субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в отношении товаров работ, услуг , информации, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и или совершении террористических актов.
Схемы сертификации, применяемые для сертификации, устанавливаются соответствующим техническим регламентом. Может проводиться в соответствии с ГОСТ 34. Получается, что использовать сертифицированные СрЗИ добровольная, обязательная сертификация гораздо проще, чем СрЗИ, прошедшие оценку соответствия в какой-либо другой форме. И причины, как нам кажется, следующие: —отсутствие четкого толкования условий и результата проведения оценки соответствия в других формах; —устоявшаяся практика применения сертифицированных СрЗИ «чтобы регулятор не придирался» ; —отсутствие практики применения СрЗИ, прошедших оценку соответствия в других формах следствие из предыдущего пункта.
В следующем номере
- Защита АСУ ТП в России: исследуем новые требования ФСТЭК / Хабр
- Оценка соответствия СрЗИ согласно Приказу ФСТЭК №31
- ДОКУМЕНТЫ ФСТЭК РОССИИ
- Обеспечение безопасной разработки ПО
Класс защищённости АСУ ТП
- Архив блога
- Приказ ФСТЭК России от 14 марта 2014 г. N 31 - ФСТЭК России
- Обзор требований ФСТЭК России к анализу программного кода средствами защиты информации
- Обзор приказа ФСТЭК №31
- Приказ ФСТЭК № 31 - Контроль соответствия
Подходы к выполнению требований Приказа №31 ФСТЭК России
- Выявление и оперативное устранение уязвимостей Astra Linux производится разработчиком в соответствии с «Требованиями к уровням доверия», утвержденным приказом ФСТЭК России №76, и ГОСТ Р 56939. Презентация: Вебинар посвящён рассмотрению основных подходов к выполнению требований приказа ФСТЭК России от 14.03.2014 №31 «Об утверждении требований к обеспечению за. Главная» Новости» Фстэк новости. Для выполнения требований 17 и 21 приказов ФСТЭК России необходимо использовать только те СЗИ, которые прошли процедуру соответствия требованиям к УД.
Приказ ФСТЭК России от 14.03.2014 № 31
Главная» Новости» Фстэк новости. УТВЕРЖДЕНЫ приказом ФСТЭК России от «14» марта 2014 г. № 31. Требования к обеспечению защиты информации в автоматизированных системах управления производственными и технологическими процессами на критически важных объектах. Чтобы поверить это предположение, мы сравнили требования приказа ФСТЭК № 31 с ведущими зарубежными стандартами в области систем промышленной автоматизации, а именно. Презентация: Вебинар посвящён рассмотрению основных подходов к выполнению требований приказа ФСТЭК России от 14.03.2014 №31 «Об утверждении требований к обеспечению за. Приказ ФСТЭК России от 14 марта 2014 г. № 31 (автоматизированные системы управления производственными и технологическими процессами). 3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя директора ФСТЭК России С.Ф. Якимова.
Обзор приказа ФСТЭК №31
Одним из способов упростить и автоматизировать проведение таких исследований является применение СЗИ для анализа кода. Необходимо отметить важность проверки программного кода, содержащегося в транспортных запросах, при переносе данных по ландшафту системы от этапа к этапу. В таком варианте исследований применение СЗИ позволит снизить процент небезопасных конструкций в коде к моменту эксплуатации программного обеспечения, провести работы по выявлению уязвимостей и НДВ без выгрузки и передачи исходного кода на исследования третьей стороне. При этом средства защиты информации могут быть интегрированы в систему разработки. Изображение Anti-Malware. При данном варианте исследований существуют риски ввода в эксплуатацию небезопасного программного обеспечения.
В части обеспечения информационной безопасности критичных объектов выделяют защиту автоматизированных систем управления технологическим процессом АСУ ТП. АСУ ТП — комплекс технических, программных и аппаратных средств, управляющих технологическим оборудованием на критически важных или потенциально опасных объектах. АСУ ТП является составной частью ключевой системы информационной инфраструктуры, управляющей критичным объектом в целом.
Спасибо за проявленный интерес к нашему журналу!
Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем" далее - ГОСТ 34. Разработка эксплуатационной документации на систему защиты автоматизированной системы управления осуществляется по результатам проектирования в соответствии с техническим заданием на создание модернизацию автоматизированной системы управления и или техническим заданием частным техническим заданием на создание системы защиты автоматизированной системы управления. Эксплуатационная документация на систему защиты автоматизированной системы управления разрабатывается с учетом ГОСТ 34. Внедрение системы защиты автоматизированной системы управления и ввод ее в действие 15. Внедрение системы защиты автоматизированной системы управления организуется заказчиком и осуществляется разработчиком и или оператором. Настройка задание параметров программирования программного обеспечения автоматизированной системы управления должна осуществляться в соответствии с проектной и эксплуатационной документацией на автоматизированную систему управления и обеспечивать конфигурацию программного обеспечения и автоматизированной системы в целом, при которой минимизируются риски возникновения уязвимостей и возможности реализации угроз безопасности информации. Информация об изменениях: См. При внедрении организационных мер защиты информации осуществляются: введение ограничений на действия персонала пользователей операторского персонала , администраторов, обеспечивающего персонала , а также на условия эксплуатации, изменение состава и конфигурации технических средств и программного обеспечения; определение администратора безопасности информации; реализация правил разграничения доступа, регламентирующих права доступа субъектов доступа к объектам доступа; проверка полноты и детальности описания в организационно-распорядительных документах по защите информации действий персонала автоматизированной системы управления и администратора безопасности информации, направленных на обеспечение защиты информации; отработка практических действий должностных лиц и подразделений, обеспечивающих эксплуатацию автоматизированной системы управления и защиту информации.
Установка и настройка средств защиты информации осуществляется в случаях, если такие средства необходимы для блокирования нейтрализации угроз безопасности информации, которые невозможно исключить настройкой заданием параметров программного обеспечения автоматизированной системы управления и или реализацией организационных мер защиты информации. Установка и настройка средств защиты информации в автоматизированной системе управления должна проводиться в соответствии с эксплуатационной документацией на систему защиты автоматизированной системы управления и документацией на средства защиты информации. При этом установка и настройка средств защиты информации должна обеспечивать корректность функционирования автоматизированной системы управления и совместимость выбранных средств защиты информации с программным обеспечением и техническими средствами автоматизированной системы управления. Установленные и настроенные средства защиты информации не должны оказывать отрицательного влияния на штатный режим функционирования автоматизированной системы управления. Предварительные испытания системы защиты автоматизированной системы управления проводятся с учетом ГОСТ 34. Виды испытаний автоматизированных систем" далее - ГОСТ 34. По результатам предварительных испытаний системы защиты автоматизированной системы управления могут разрабатываться предложения по корректировке проектных решений по автоматизированной системе управления и или ее системе защиты. Опытная эксплуатация системы защиты автоматизированной системы управления проводится с учетом ГОСТ 34. По результатам опытной эксплуатации системы защиты автоматизированной системы управления могут разрабатываться предложения по корректировке проектных решений по автоматизированной системе управления и или ее системе защиты.
При обработке в автоматизированной системе управления информации, составляющей государственную тайну, ее защита обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне. Защита информации в автоматизированной системе управления обеспечивается путем выполнения заказчиком, оператором и разработчиком требований к организации защиты информации в автоматизированной системе управления и требований к мерам защиты информации в автоматизированной системе управления. Требования к организации защиты информации в автоматизированной системе управления 7. Автоматизированная система управления, как правило, имеет многоуровневую структуру: уровень операторского диспетчерского управления верхний уровень ; уровень автоматического управления средний уровень ; уровень "вода вывода данных, исполнительных устройств нижний полевой уровень. Количество уровней автоматизированной системы управления и ее состав на каждом из уровней зависит от назначения автоматизированной системы управления и выполняемых ею целевых функций. На каждом уровне автоматизированной системы управления по функциональным, территориальным или иным признакам могут выделяться дополнительные сегменты. В автоматизированной системе управления объектами защиты являются: информация данные о параметрах состоянии управляемого контролируемого объекта или процесса входная выходная информация, управляющая командная информация, контрольно-измерительная информация, иная критически важная технологическая информация ; программно-технический комплекс, включающий технические средства в том числе автоматизированные рабочие места, промышленные серверы, телекоммуникационное оборудование, каналы связи, программируемые логические контроллеры, исполнительные устройства , программное обеспечение в том числе микропрограммное, общесистемное, прикладное , а также средства защиты информации. Защита информации в автоматизированной системе управления является составной частью работ по созданию модернизации и эксплуатации автоматизированной системы управления и обеспечивается на всех стадиях этапах ее создания и в ходе эксплуатации. Защита информации в автоматизированной системе управления достигается путем принятия в рамках системы защиты автоматизированной системы управления совокупности организационных и технических мер защиты информации, направленных на блокирование нейтрализацию угроз безопасности информации, реализация которых может привести к нарушению штатного режима функционирования автоматизированной системы управления и управляемого контролируемого объекта и или процесса, на локализацию и минимизацию последствий от возможной реализации угроз безопасности информации, восстановление штатного режима функционирования автоматизированной системы управления в случае реализации угроз безопасности информации. Принимаемые организационные и технические меры защиты информации: должны обеспечивать доступность обрабатываемой в автоматизированной системе управления информации исключение неправомерного блокирования информации , ее целостность исключение неправомерного уничтожения, модифицирования информации , а также, при необходимости, конфиденциальность исключение неправомерного доступа, копирования, предоставления или распространения информации ; должны соотноситься с мерами по промышленной, физической, пожарной, экологической, радиационной безопасности, иными мерами по обеспечению безопасности автоматизированной системы управления и управляемого контролируемого объекта и или процесса; не должны оказывать отрицательного влияния на штатный режим функционирования автоматизированной системы управления.
Проведение работ по защите информации в соответствии с настоящими Требованиями в ходе создания модернизации и эксплуатации автоматизированной системы управления осуществляется заказчиком, оператором и или разработчиком самостоятельно и или при необходимости с привлечением в соответствии с законодательством Российской Федерации организаций, имеющих лицензию на деятельность по технической защите конфиденциальной информации в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. Для обеспечения защиты информации в автоматизированной системе управления оператором назначается структурное подразделение или должностное лицо работник , ответственные за защиту информации. В автоматизированной системе управления применяются средства защиты информации, прошедшие оценку соответствия в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Для обеспечения защиты информации в автоматизированной системе управления проводятся следующие мероприятия: формирование требований к защите информации в автоматизированной системе управления; разработка системы защиты автоматизированной системы управления; внедрение системы защиты автоматизированной системы управления и ввод ее в действие; обеспечение защиты информации в ходе эксплуатации автоматизированной системы управления; обеспечение защиты информации при выводе из эксплуатации автоматизированной системы управления. Формирование требований к защите информации в автоматизированной системе управления 13. Формирование требований к защите информации в автоматизированной системе управления осуществляется заказчиком. Формирование требований к защите информации в автоматизированной системе управления осуществляется с учетом ГОСТ Р 51583 "Защита информации. Порядок создания автоматизированных систем в защищенном исполнении. Автоматизированные системы в защищенном исполнении. Общие требования" далее - ГОСТ Р 51624 и стандартов организации и в том числе включает: принятие решения о необходимости защиты информации в автоматизированной системе управления; классификацию автоматизированной системы управления по требованиям защиты информации далее - классификация автоматизированной системы управления ; определение угроз безопасности информации, реализация которых может привести к нарушению штатного режима функционирования автоматизированной системы управления, и разработку на их основе модели угроз безопасности информации; определение требований к системе защиты автоматизированной системы управления.
При принятии решения о необходимости защиты информации в автоматизированной системе управления осуществляются: анализ целей создания автоматизированной системы управления и задач, решаемых этой автоматизированной системой управления; определение информации, нарушение доступности, целостности или конфиденциальности которой может привести к нарушению штатного режима функционирования автоматизированной системы управления определение критически важной информации , и оценка возможных последствий такого нарушения; анализ нормативных правовых актов, локальных правовых актов, методических документов, национальных стандартов и стандартов организаций, которым должна соответствовать автоматизированная система управления; принятие решения о необходимости создания системы защиты автоматизированной системы управления и определение целей и задач защиты информации в автоматизированной системе управления. Классификация автоматизированной системы управления проводится заказчиком или оператором в зависимости от уровня значимости критичности информации, обработка которой осуществляется в автоматизированной системе управления. Устанавливаются три класса защищенности автоматизированной системы управления, определяющие уровни защищенности автоматизированной системы управления. Самый низкий класс - третий, самый высокий - первый. Класс защищенности автоматизированной системы управления определяется в соответствии с приложением N 1 к настоящим Требованиям. Класс защищенности может быть установлен отдельно для каждого из уровней автоматизированной системы управления или иных сегментов при их наличии. Результаты классификации автоматизированной системы управления оформляются актом классификации.