Психолог, преподаватель психологии, гештальт-терапевт с 17-летним опытом, доцент ВШПК (Высшей школы психологического консультирования), тренер, супервизор. Гештальт-терапия – это одно из направлений психотерапии, в центре которого находится человек с его интересами, желаниями, свойственными исключительно для него формами поведения и эмоционального реагирования.
Мифы и реальность в методах гештальт-терапии
Please wait while your request is being verified... | Гештальт-терапия – это удивительный глубокий психотерапевтический подход, удачно сочетающий достижения психологической науки и практики, терапевтический опыт основателей и современных практиков. |
Гештальт в психологии: что это простыми словами | Гештальт-терапия – это одно из направлений психотерапии, в центре которого находится человек с его интересами, желаниями, свойственными исключительно для него формами поведения и эмоционального реагирования. |
Гештальт - что это такое простыми словами, как закрыть гештальт | Главная психология личности Как не стать психопатом, или мифы о гештальт-терапии. |
Развитие гештальт-терапии. Современная гештальт-терапия. Часть 1 | Гештальт подход — это направление в современной теории и практике психологии. |
Гештальт-терапия
И в конце проверьте, насколько выписанное соответствует реальности. Уверена, в конце вы будете удивлены. Что это такое вообще — гештальт? Зародилось в 1950-х годах и получило большое распространение начиная с 1960-х. В отличие от психоаналитика, гештальт-терапевт не занимается интерпретацией бессознательного пациента, а помогает клиенту развить самосознание и играет роль не пассивного стороннего наблюдателя, а активного участника, раскрываясь, взаимодействуя с пациентом, как личность с личностью, как это предполагает гуманистический подход. Тарабарщина какая-то.
Проще говоря, — это означает то, что терапевт работает в тесном контакте с клиентом, и обращает внимание на ВСЁ, что происходит. Вообще на всё. Включая подёргивание правой мочки уха, если таковое присутствует. И возвращает это клиенту, побуждая того на проявление к себе большего внимания. Помогает развивать самопонимание, осознанность, и навык интерпретации его собственных сигналов.
Это служит развитию адаптации человека к актуальным и меняющимся условиям жизни и отношений. Каждый человек уникален, и на одну и ту же ситуацию даже один и тот же человек может выдать разную реакцию, чего уж говорить о других. И лучше него самого эти сигналы не почувствует, и вместе с терапевтом он учится их внимательнее слушать, правильно понимать, и использовать для лучшей адаптации к реальности. Взаимодействие происходит «на равных», и это тоже часто ставит клиента в тупик. Он ждал, что его будут водит за ручку, увещевать, тыкать, как несмышлёного котёнка, в его какули, а тут — хоп!
И ему предлагают самому разобраться с тем, что у него есть, с чем он пришёл. В активном присутствии терапевта, как напарника и проводника с фонариком. Давай вот это попробуем! А если так повернуть, что ты видишь? А что внутри происходит в ответ на то, что видишь?
Когда клиент находит в терапевте какой-то костыль для себя и ходит его укреплять. Нет, тут наоборот, отрастает самостоятельность. Навыки определять проблемные ситуации, понимать их и справляться с ними. Это кайф. И видеть формирование этих штук — двойной кайф, лично для меня, как для терапевта.
Холистический подход и эмерджентность А ещё это холистический подход. Человек там воспринимается как целостная система, которая больше, чем сумма её частей. Да ещё и находится эта система во взаимосвязи со средой и с ней вместе тоже образует целостную систему, хе-хе. То есть, гештальт по сути работает над восстановлением целостности личности. Над устранением противоречий или внутренних конфликтов, как хотите , которые там накопились за время её развития.
Травмы, косяки воспитания, социально-навязанные установки, какой-то всратый опыт, выученные реакции — всё это может формировать в нас так называемые «интроекты» — убеждения, установки, они есть во всех подходах, но могут иметь разные названия , которые могут вступать между собой в конфликт хочу, но не делаю, например. Травма может отщепить кусок личности, который в моменте защитил и помог выжить, а теперь мешает, как гипс, который давно пора бы снять Почитайте «Мои разные я» Ричарда Шварца на эту тему, интересно. И «Тело помнит всё», конечно. Всё это создаёт «точки напряжения», с которыми ведётся работа. И после проработки это напряжение расслабляется и часть энергии, которая вертелась там, возвращается в общую систему.
Появляется способность действовать в соответствии со сделанным выбором, чему раньше мешал внутренний конфликт. Проблемы понимания Основная проблема — в том, что подход этот происходит напрямую от психоанализа, то есть во многом опирается на его теоретическую базу. И мало того, что её саму достаточно сложно изучить и усвоить, так ещё и на практике она не проявляется слишком явно. То есть, терапевт что-то делает, опираясь на эту базу, но снаружи видно только «что-то делает». Отсюда появляются корявые интерпретации, мифы и стереотипы.
Естественно, и сами обучающиеся в процессе могут не всё правильно понять и усвоить. Но ведь это в любом образовании так работает: правильное понимание и применение освоенного навыка переходит в отвественность его применяющего. Студент может сам поработать над углублением своего понимания, для этого есть и список литературы, и практикующие опытные коллеги-преподаватели. Затем он будет сдавать экзамены, проходить практику и проверки, получать супервизии, как раз для того, чтобы свои навыки отработать, и понять, где ещё чего подтянуть. Или, что он уже готов к работе.
И именно поэтому практический подход к обучению в МГИ я считаю топовым: сразу пробудешь, и сразу задаёшь вопросы, и потом снова пробуешь — усвоение информации и навыков идёт сразу на всех уровнях. А на практике отработали? А теперь — поняли? Именно поэтому у любой профессии существует система оценки качества и критерии оценки специалиста. Да, и у психотерапевтов — тоже.
Но я не хочу сейчас углубляться в технические дебри, потому что это усложнит картинку и не даст практической пользы, а лучше дам: Понятные критерии оценки непонятного Здесь считаю важным упомянуть критерии, на которые имеет смысл обращать внимание клиенту в терапии любой : Соблюдает ли терапевт Этический кодекс есть ещё свой отдельный у гештальтистов , по стандартам Европейской ассоциации? Сюда входит и соблюдение границ, и сеттинг, и конфиденциальность. Почитайте, это поможет лучше ориентироваться в процессе. И да, при нарушении предусмотрена возможность обращения в Этический комитет. Но сейчас об этом не будем.
Определён ли запрос, над которым вы работаете? Да, он может видоизменяться, развиваться, уточняться, но он должен быть. И его изменение и трансформация тоже обсуждаются. Может ли терапевт в моменте ответить, что он делает, и зачем? Какая у него стратегия и тактика?
Нормально, когда не называются точные сроки этих планов, но сами планы должны быть. Хотя бы ответ на «Какую задачу мы сейчас решаем? Выстроен ли процесс «присваивания результата»? Субъективное тоже имеет значение: Насколько вам комфортно и доверительно? Подходит ли вам лично этот человек?
Возможно, вы что-то на него проецируете, что может помешать работе, хотя и не будет иметь лично к нему никакого отношения. Оценивая работу по этим критериям, не обязательно погружаться в дебри глубокого понимания метода любого. Можно, конечно, погрузиться. Но зачем?
И только когда это произойдет, он сможет что-то изменить. Противоположность осознавания — автоматические действия. Есть определенные паттерны в человеческом поведении, мышлении, они запускаются в ответ на внешние и внутренние стимулы и ускользают от сознания. У человека внутри что-то происходит, но он не понимает, какой именно это процесс, и не может увидеть альтернативные варианты. Когда мы начинаем уделять этому внимание, автоматизм уходит, и появляется более активная позиция. Дискомфорт перестает быть чем-то пришедшим извне, когда благодаря направленному вниманию можно явно увидеть, что с тобой происходит». Андрей Артемьев, клинический психолог, гештальт-терапевт: Цикл контакта. Прерывание контакта Цикл контакта — еще одно ключевое понятие гештальт-терапии. В системе гештальта под контактом подразумевается гораздо более сложное явление, чем просто акт коммуникации. Рассмотрим, как работает цикл контакта и его прерывание на примере отношений между мужчиной и женщиной. Если осознания не происходит, но потребность просто зреет внутри — контакт прерывается на этом этапе. Такое прерывание называется конфлюэнцией слиянием. К примеру, женщина хочет романтических отношений, но с детства ей внушали, что искать знакомства с мужчиной неприлично. Она не может отделить свои потребности от насажденных извне представлений о правильном и неправильном, подавляет собственное желание. Если это потребность в сексуальном контакте — мужчина или женщина ищут подходящего партнера. Когда объект найден, начинается этап флирта, манипуляций. При этом если человек начинает проецировать на объект или ситуацию свои представления о ней «Я не могу ей понравиться», «Я не в его вкусе» возможность того, что он удовлетворит свою потребность, снижается, и контакт может прерваться. Мы не оцениваем ничего, а полностью отдаемся контакту, получаем удовольствие, погружаемся в процесс опыта. Однако на этой стадии может сработать механизм эготизма. К примеру, вы выбрали партнера, но невольно начинаете думать: а точно ли он — то, что мне нужно? Возникает невозможность погрузиться в опыт и получить его. Остановка на этапе оценки не дает возможности совершиться финальному контакту. Прерывание постконтакта зачастую включает в себя девалидацию обесценивание полученного опыта. Так, к примеру, мужчина может начать обесценивать свою партнершу и близость, которая была между ними. Таким образом, даже на этом этапе может произойти срыв контакта. Для срыва контакта на любом из этапов существуют причины, которые коренятся в психике человека.
И база тоже может сильно отличаться. А ещё они — люди, прежде всего. И, как и все люди — разные. В нашей учебной группе, например, есть и психологи с двадцати- и более -летней практикой в разных подходах, и психиатр, и клиницист, и юристы с экономистами, и даже таролог. И всем нам даётся одинаковая база по гештальту, и мы выполняем одинаковые упражнения, проходим практики и супервизии, отрабатываем потом это всё в тройках. Естественно, и результаты у всех выходят неодинаковые, и практический процесс идёт по-разному. Но, на мой взгляд, в этом и кайф. Это помогает собрать более полную картинку, более объёмную. Посмотреть, как один и тот же процесс может развернуться на разной базе. Кто-то больше погружается в теорию, у кого-то лучше получается практика, а уж с контактом, на границе которого и происходит основная работа, у всех вообще всё очень по-разному. Всё сильно зависит от уже имеющихся навыков и знаний, на которые это всё ложится. И на личностные качества. У кого-то лучше получается оставаться в терапевтической или мета- позиции, у кого-то — хуже. Выбрать подходящую интервенцию, предложить эксперимент, который сработает. Всё это — навыки, опирающиеся на личностные особенности терапевта. Кого-то может унести в личное, кто-то может встать в позицию доминирующего партнёра, а кто-то вообще в истерику впадёт. Понятно, что это — непрофессионально, и так не должно быть и это повод для смены терапевта , но в этом и выражается человеческий фактор в профессии. Примеры факапов и недопониманий про гештальт «Да задолбала она спрашивать, что я чувствую! Ничего я не чувствую! Вся работа только на этом строится! Но то, что работа с запросом часто идёт через внимание к чувству — правда. Как и то, что много внимания уделяется развитию самоосознания и самочувствительности. Но разве этого нет и в других подходах? Те же КПТшники разве не задают вопросы про то, что человек думает, делает, чувствует, и какое убеждение лежит в корне исследуемого поведения? Ещё и дневник про это вести заставляют, редиски. Какой здесь может быть косяк? Со стороны терапевта: Бывает так, что у клиента отморожена чувствительность у меня и самой так было. Это защитный механизм, он хорошо помогает выживать и справляться. Поэтому, с наскока фигачить вопросами про чувства — тупо, и даже может быть больно. Необходимо для начала эту чувствительность исследовать, и объяснить клиенту, зачем это вообще надо, и как это поможет в работе с его запросом. И при разморозке настроить систему так, чтобы она была способна выдерживать нагрузку без прошлой защиты. Со стороны клиента: Если не нравится, некомфортно, непонятно — необходимо задавать вопросы. Если вопросы не задавать, то накопится напряжение, и вся работа развалится. Терапевт работает не с «прилежным учеником» который старается казаться хорошим, а сам копит раздражение , а в первую очередь с Человеком. Ответственность терапевта — отвечать на вопросы до тех пор, пока не станет понятно, что происходит, и зачем. На начальном этапе работы, когда выстраивается доверие и контакт, эта часть очень важна. Проясняйте, не бойтесь. Наоборот, было про то, что слишком много копались в прошлом. Хотя претензии были именно к гештальту. Вот и парадокс нет, не парадокс, а просто стереотип об реальность разбился. Фокус на текущем моменте помогает человеку вернуться в реальность. Например, посмотреть, что происходит с ним здесь и сейчас, и как на него теперешнего влияет болезненная ситуация, произошедшая «там и тогда». Классный инструмент. И им пользуются не только гештальтисты, но и терапевты любых других модальностей, а также кризисные психологи, которые работают с людьми, пережившими катастрофу. КПТшники здесь — не исключение. Контакт с реальностью — база. Со стороны терапевта: Способы возврата в «здесь и сейчас» могут быть очень разными. Терапевт может выбрать не тот, который подходит этому конкретному клиенту. Не заметить такое — это косяк, да. Либо может заметить, но не знать, как с этим обращаться, как унять боль и построить мостик до реальности. Тоже косяк. Со стороны клиента: не давать обратной связи на интервенции терапевта, которые «не попадают» или непонятны. Пустой стул «Техника пустого стула» — тоже как будто бы сразу на ассоциации с гештальтом возникает. И как будто бы только гештальту она принадлежит. Да, её придумал Перлз основоположник гештальттерапии , но потом она ушла в народ, и пользуются ею все подряд, от коучей до инфоцыган. И это всего лишь одна из многих типов интервенций, и далеко не единственная, для работы с подобными типами запросов. И вариантов её применения за годы развития гештальта накопилось достаточно. Я вот, например, не очень люблю конкретно этот вариант, и предпочту предложить клиенту самому выбрать, как и на что спроецировать внутреннюю фигуру. Приведу примеры, как это можно сделать, и для чего это нужно. Если возникнет сопротивление, необходимо с ним разобраться, и при невозможности его преодолеть, выбрать другой инструмент. У меня самой, как у клиента, на всё, что было связано с воображением, когда-то стоял блок я вижу что стул пустой, что за бред, идите в жопу! И этими методиками вообще нельзя было пользоваться. Так тоже бывает. Потом постепенно пошло-поехало, и получился новый опыт. Со стороны клиента: недостаток обратной связи. И я во многом считаю его надуманным, типа как спорить о том, какой сорт яблок — лучший они ж все — яблоки, Кэп! Сейчас мне всё реже попадаются психотерапевты, работающие в каком-то одном конкретном подходе. А если учитывать, что все без исключения они эволюционировали из психоанализа — так и вообще смысл теряется. Да и сам психоанализ за время своего существования претерпел немало изменений. Я бы с удовольствием поболтала об этих изменениях с кем-то, кто сейчас практикует именно психоанализ, и изучал эволюцию его развития от начала и до конкретной сегодняшней его практики.
Например: с неправильным восприятием человеком мира и самого себя с невнимательным отношением к окружающей его жизни с неправильным отношением к происходящему с неправильной организацией собственного опыта Гештальт-терапевт занимается тем, что помогает клиенту решить существующие проблемы. Люди, порой, пытаются сами разобраться в собственных проблемах. Однако, это не совсем правильно. Грамотный гештальт-терапевт способен научить человека правильно включаться в собственную жизнь, понимать свои чувства, анализировать мысли и контролировать действия. Например, если человек узнает о том, что его проблема связана с каким-то событием, произошедшим в раннем детстве, не факт, что это поможет ему. Напротив, человек может еще более закрыться и разочароваться, постоянно вспоминая негативный опыт. Именно поэтому гештальт-терапия не любит копаться в прошлом, она помогает научиться жить человеку настоящим, научиться получать удовольствие от жизни. Гештальт-терапия помогает осмыслить реальность, учит слышать, думать, чувствовать совершенно по-новому. Гештальт-терапия предлагает человеку следующие действия: - правильно относиться к себе и к окружающему миру - изучить несколько способов восприятия реальности, анализировать как они влияют на его поведение - уметь восстанавливать процессы саморегуляции Сначала клиент выполняет все упражнения с помощью терапевта. Затем человеку даются самостоятельные задания. И так постепенно человек учится сам ощущать и анализировать проблемы на данный момент жизни. Два вероятных исхода После окончания терапии есть два варианта исхода событий: Терапия окончится и человек станет полностью самостоятельным, способным находить и решать свои проблемы. Терапия продолжится. Клиент начнет понимать и находить проблемы, но пока будет не в состоянии решать их самостоятельно. Терапия будет продолжаться до тех пор, пока клиент не научится решать проблемы сам. Беседа при гештальт-терапии Беседа с клиентом проходит следующим об разом. Рассмотри два варианта: Беседа, предполагающая рассмотрение клиентом личного опыта. Беседа, включающая эксперименты то есть способность обрести новый опыт. Обычно гештальт-диалог длится около часа. Атмосфера и обстановка должна быть предрасполагающая, чтобы клиент смог полностью расслабиться и довериться терапевту. Другими словами, терапевт должен стать клиенту не просто собеседником, а другом. Он должен мягко, но конкретизировано говорить о проблемах клиента: поставить себя на его место. Из диалога человек должен получить обратную связь. Однако, существуют некоторые особенности: Общение часто формируется на основе традиций, правил и ритуалов. Во многом все зависит от того в какой среде общается человек и каковы там правила поведения. В зависимости от этого человек получает обратную связь. Услышать что-то важное от постороннего человека. Порой близкие люди на протяжении долгого времени твердят нам одно и то же, но мы будто бы их не слышим или не хотим слышать. А когда некий посторонний скажет то же самое, нас словно озаряет. Задача терапевта — дать клиенту обратную связь и дать информацию.
Гештальт-терапия – мифы и реальность
Гештальт-подход для меня – прежде всего, диалог. Психология и коучинг. Психология и коучинг. Чем может помочь гештальт-терапия. «Гештальт не закрылся» — часто на этом меме наши знания о гештальт-психологии заканчиваются. это научно-популярный проект посвященный популяризации психологии и поиску наиболее эффективных способов психологической помощи. Гештальт-терапия сегодня. Метод гештальт-терапии был разработан в 50-60 годах прошлого века группой американских психологов под руководством Фрица Перзла. Этот человек стал легендарной фигурой в психологии ещё при жизни.
Когнитивно-поведенческая терапия vs гештальт: выбираем правильный подход
Вы когда-нибудь сталкивались с ощущением, что ситуация или проблема, произошедшая с вами в прошлом, преследует вас до сих пор? Все, казалось бы, разрешилось, но некоторые моменты и переживания всплывают в памяти снова и снова, вызывая порой не самые приятные чувства. В психологической практике такое явление называют незакрытым гештальтом.
Как закрыть гештальт Незакрытый гештальт — это не та ситуация, в которой время лечит. Скорее, время тут только усугубляет, укрепляет эту самую рану, а иногда так засыпает песком, что докопаться до нее можно только посредством длительной терапии. Незакрытый гештальт — это не та ситуация, в которой время лечит. Как здесь можно помочь? Закрыть тот самый пресловутый гештальт. В абсолютном большинстве случаев будет эффективна работа с психологом. Кому-то удастся справиться со своей ситуацией и за один сеанс, а кому-то потребуется гораздо больше времени, ведь далеко не сразу удается выявить, что на самом деле стало причиной дискомфортного состояния. Чем поможет психолог в этой ситуации?
Во-первых, под его руководством станет намного легче понять, что именно тревожит человека. Во-вторых, он точно поможет правильно идентифицировать чувства, связанные с этой ситуацией. В-третьих, использование специалистом различных методик позволит максимально экологично завершить этот гештальт и научиться распознавать похожие ситуации в будущем. Ильина Елена Анатольевна , Психолог, семейный психолог, гештальт-терапевт Если вам нужна помощь опытного специалиста, запишитесь на прием к Елене Анатольевне.
И в белых, и в черных. На мастерской «Тень терапевта» мы попробуем встретиться с теми частями себя, которые прячем в терапевтической работе с клиентом, но которые могут быть очень нужны в моментах ступора, сопротивлений, и также для рождения новых интервенций, продвигающих на пути исцеления души. Подробнее о теме выступления Скрыть Елена Перепелицына Детский и взрослый практический психолог опыт работы с 1999 года. Психолог-эксперт в области судебно-психологических экспертиз. Ведущая обучающих и терапевтических групп в гештальт-подходе, преподаватель, автор программы обучения детской гештальт-терапии, а также развивающих программ в области психологического и психического развития детей с 6 месяцев. С 2013 года живу и работаю в США, штат Вирджиния. Тема мастер-класса: Теоретико-практический воркшоп "Сам себе абьюзер. Вот и в практике гештальт-терапевта количество обращений детей, страдающих от самоповреждающего поведения, неуклонно растет. Однако, селфхарм — не специфически подростковое явление: на деле у взрослого есть гораздо больше способов навредить себе, чем у ребенка, а также скрывать последствия самоповреждений. Круг проявлений личностной аутоагрессии очень широк — от самоуничижения и самообвинения до нанесения себе повреждений, причинения боли и, в крайних вариантах, суицидальных действий. Помимо этого, феномен аутоагрессии представляется еще более загадочным, если не сводить его к клинической мазохистской интерпретации. Проведенные эмпирические исследования позволили ввести понятие «аутоагрессивный паттерн личности». Таким образом, становится очевидно, что аутоагрессия представляет собой не изолированную личностную черту или особенность, а сложный личностный комплекс, который обнаруживается на разных уровнях существования человека. На воркшопе мы исследуем природу селфхарма у детей и подростков, выявим потребности и мотивы а также вторичные выгоды , ведущие к такому поведению, посмотрим на возможные пути помощи, как в стенах психотерапевтического кабинета, так и в условиях семьи. Возможно, есть шанс выразить безнадежность и беспомощность, одиночество и чувство пустоты, бессмысленность, стыд и вину другим способом… посмотрим, исследуем, попробуем.
И для того, чтобы эта встреча состоялась, терапевт сохраняет естественность. Он живой и честный. Если у него возникают какие-то чувства в ходе работы, он вполне свободен их разместить и проявить, но только в том случае, если это будет полезно клиенту. Не будет выносить быстрых суждений, рассказывать клиенту про то, какой он, будет много наблюдать, слушать и давать человеку столько пространства, сколько нужно. Вы наверняка замечали: часто на первой встрече с малознакомым человеком возникает много напряжения. Люди порой не справляются с этим: кто-то начинает шутить, кто-то скатывается в грубости, в зависимости от контекста. Так вот одна из профессиональных компетенций гештальт-терапевта — это умение выдерживать это напряжение и оставаться в контакте с человеком, несмотря ни на что. Зачастую первые несколько встреч человек много и быстро говорит. Такое ощущение, будто он заполняет собой все пространство. Это один из признаков напряжения. Новая ситуация, он в растерянности, не очень понимает, что от него требуется… В таком состоянии встретиться по-настоящему практически невозможно. Терапевт терпеливо ждёт. Но спустя время темп замедляется, и появляется возможность для контакта. Задача терапевта — не закидывать клиента вопросами, оставаться с ним рядом, дождаться этой возможности. Практически все гештальт-терапевты, которых я знаю, хорошо владеют этим навыком. Стиль работы гештальт-терапевта я бы назвала словами одного моего учителя, Владимира Филлипенко: доброжелательное безразличие. Это про безоценочность. Я не оцениваю клиента, не сравниваю его с собой или с кем-то еще, а рассматриваю его как уникального, ни на кого не похожего и интересного для меня человека. И именно через это становится возможной терапия. Вот почему важно найти того терапевта, с которым вам приятно и безопасно. И к ней можно приблизиться в ходе обучения. На кого прежде всего рассчитана программа «Гештальт-подход в психологическом консультировании»? Эта программа точно даст понять, интересен ли тебе гештальт, хочешь ли ты дальше совершенствоваться в этом подходе либо пойти куда-то в другое направление. И при этом та база инструментов, техник, экспериментов, которые студенты получат в ходе обучения, останутся в профессиональной копилке, которую всегда можно брать с собой на консультацию и использовать. Основная идея в том, чтобы уже как минимум к середине программы ее участники могли начинать практиковать. Мы также рассматриваем вариант контакта с руководителями некоторых агрегаторов, с которыми можно договориться о практике для студентов в качестве начинающих терапевтов. С этим опытом они смогут приходить в супервизорскую группу на программе и отрабатывать навыки. Во-первых, каждому такому студенту в начале обучения предоставляется бесплатный доступ к Вводному модулю, на котором можно получить необходимые базовые знания по психологии. Во-вторых, в программе есть дисциплина «Основы психологического консультирования», которая даст представление о том, из чего состоит и как выглядит такое консультирование. Все преподаватели на программе — профессионалы с большим опытом практической работы. Студенты точно про себя очень многое поймут. Ведь помимо условно теоретической части, которая дает понимание, что такое гештальт-терапия, как она работает, есть еще терапевтическая группа — место, в котором человек, знакомясь и взаимодействуя с членами группы, проживает и узнает себя через призму других людей. Эта программа поможет психологическому росту. Но в том случае, если у человека есть мотивация расти. Если другие лекционные и практические занятия можно посмотреть в записи, то терапевтическая группа проходит без записи для сохранения конфиденциальности происходящего в ней. Если человек много пропускает, если у него много сопротивления и он никак не хочет его преодолевать, тогда эффективность обучения будет ниже, чем для других. Потому что гештальт-терапия — терапия, которая делает человека свободным и ответственным одновременно. А это освобождает от тех социальных условностей и внутренних барьеров, которые есть у подавляющего большинства и которые ограничивают нас в развитии. Расскажите, кто вместе с Вами будет создавать процесс обучения? И опираясь именно на эту идею, я приглашала преподавателей. Подавляющее большинство из них — люди, которых я знаю лично. Я видела, как они работают, наблюдала за их ростом. Часть людей — те, с кем я встречалась, может быть, вскользь, но они меня чем-то зацепили и поразили как профессионалы. На наших общих собраниях складывается очень теплая и веселая атмосфера. И точно есть связь между дисциплинами через преподавателей. Процесс обучения выстроен логично, как бы по спирали. Мы начинаем с истории терапии, параллельно подключается дисциплина «Консультирование», чтобы каждый студент освежил в памяти либо узнал основные моменты по этой теме. Далее говорим про современное состояние гештальт-терапии, что тоже важно для построения профессиональной позиции консультанта в гештальт-подходе. Мы будем изучать базовые понятия и принципы гештальт-терапии, профессиональную этику. И постепенно выйдем на ознакомление с узкими направлениями. Будем говорить про работу с травмой, кризисами, использование творческих методов, рассматривать, как работает гештальт-терапия с семьей, с детьми и так далее. Меня очень радует, что преподаватели готовы сотрудничать и взаимодействовать. Мы договорились, что, если какие-то интересные студентам темы будут всплывать в одной дисциплине, то другие преподаватели в своих курсах тоже каким-то образом коснутся их. За счет командной работы мы будем иметь целостную картину. Я с огромным вдохновением жду начала программы. Все, что будет подниматься в теоретической части, будет так или иначе отрабатываться в терапевтической группе.
Что такое гештальт и зачем его закрывать
Гештальт подход — это направление в современной теории и практике психологии. Гештальт-терапия сегодня. Метод гештальт-терапии был разработан в 50-60 годах прошлого века группой американских психологов под руководством Фрица Перзла. Этот человек стал легендарной фигурой в психологии ещё при жизни. Гештальт подход — это направление в современной теории и практике психологии. Гештальт-психология"Центре Здорового Сна".Медицинский центр у м. Академия Наук. Обращайтесь 375293118844.
Основы гештальтпсихологии
Примеры незакрытых гештальтов в отношениях Нереализованная мечта может привести к тому, что родитель может пытаться реализовать её с помощью своего ребенка, даже не спросив его мнения. Будет ли счастлив ребенок, который проживает жизнь за своего родителя? Взрослый, которому было мало внимания и любви в детстве или юности, будет усиленно добирать это от семьи, созданной уже им самим. Например, искать в партнере того самого родителя, которого так не хватило в детстве.
Насколько счастливым будет такой брак? Партнер, которого внезапно оставили, будет постоянно проживать разрыв, пытаясь найти его причины. Так, мужчина может приняться менять партнерш одну за другой, доказывая бывшей, что он еще ого-го, чтобы она пожалела, что ушла от него.
Женщина начнет окружать себя внешними атрибутами успешной жизни, показывая бывшему или разлучнице, что она устроилась еще лучше, счастлива еще больше. Все это говорит о том, что ситуация не прожита, не отпущена, а гештальт в отношениях не завершен до конца. Можно ли построить новые, эмоционально оставаясь в старых?
Эта механика работает на всех уровнях одновременно — от естественных нужд до глобальных планов на жизнь. Голод, жажду или поход в туалет долго откладывать не получится, и потребность придется удовлетворить. С недочитанной книгой, недосмотренным сериалом или недоделанным делом процесс может затянуться, а, например, с неразделенной любовью или конфликтом с родителями и вовсе никогда не закончиться. Неудовлетворенные потребности создают своего рода напряжение и перетягивают на себя ресурсы организма, в частности память. Поэтому о незавершенных ситуациях мы помним гораздо лучше. Эта особенность нашего восприятия получила название «эффект Зейгарник». Советская психолог Блюма Зейгарник обратила внимание, что официанты отлично помнят текущие заказы и быстро забывают уже оплаченные. Впоследствии она экспериментально показала, что незавершенные действия люди не только лучше помнят, но и стремятся воспроизвести.
Описана Фредериком Пёрлзом Бывают незавершенные ситуации, которые длятся слишком долго, годами и десятилетиями. Иногда ситуации нельзя завершить в реальности, как например, конфликт с давно умершим родителем. Такие незакрытые гештальты разрушительно влияют на психику и могут приводить к серьезным проблемам. В таких случаях и нужны гештальт-терапевты. Гештальт-терапия — это терапия ситуаций. Сам подход во многом ориентирован на чувства и эмоции человека, на их телесные проявления. Гештальт-терапевт помогает понять, какую потребность человек стремится удовлетворить, как она проявляется на разных «этажах» психики и придумать ей завершение — закрыть гештальт. Откуда берутся гештальты?
Вернемся к гештальтпсихологии. Она появилась в 1912 году, в эпоху, когда методов современной нейронауки не существовало. Поэтому понять, что же именно такое гештальт и какова его природа, можно было разве что концептуально. Тем не менее, теория гештальта господствовала в изучении восприятия всю первую половину XX века. С конца 1950-х годов нейрофизиологи Дэвид Хьюбел и Торстен Визель стали делать записи с отдельных нейронов в зрительной коре кошек и обезьян. Оказалось, что каждый нейрон откликается строго на какое-то свойство изображения: угол поворота и ориентация, направление движения. Они получили название «детекторы признака»: детекторы линий, детектор краёв. Работы оказались крайне успешными, и Хьюбела с Визелем удостоили за них Нобелевской премии.
Позднее, уже в экспериментах на людях, были открыты нейроны, реагирующие на более сложные стимулы — детекторы лиц и даже конкретных лиц знаменитый «нейрон Дженнифер Энистон». Эксперимент Хьюбела и Визеля с кошкой Так на смену идее гештальта пришел иерархический подход. Любой объект — это набор признаков, за каждый из которых отвечает своя группа нейронов. В этом смысле целостный образ, о котором говорили гештальтисты, — это просто активация нейронов высшего порядка. Но не все было так просто. Более поздние эксперименты показывали: мы зачастую схватываем целостную картину гораздо раньше, чем отдельные элементы. Если вам показать начальную картинку с велосипедом на долю секунды, то вы уверенно сообщите, что увидели велосипед, но вряд ли скажете, были ли у него педали. Выводы говорили о наличии гештальт-эффекта.
Осознанность — каждый индивид должен видеть, как его убеждения, поступки, поведение могут повлиять на его жизнь, и брать на себя ответственность за свой выбор и действия. Направления работы в гештальт-терапии Итак, одна из основных задач гештальт-терапевта — помочь клиенту собрать себя по крупицам, сложить из разрозненных пазлов цельную картину, осмыслить свою целостность и найти в себе силы и ресурсы, необходимые для удовлетворения потребностей, желаний, планов, мечт и т. Такая масштабная работа требует комплексного подхода.
Поэтому задачу решают сразу в нескольких направлениях: восстанавливают контакт с телом и телесными ощущениями; разбирают подсказки, которые дают сны; меняют отношение к себе и окружающему миру путем перестроения привычных речевых формул; развивают экспрессию и воображение; прокачивают осознанность. Работа с телом В гештальт-терапии особое внимание уделяется переживанию настоящего момента. И ощущения играют в этом процессе важнейшую роль — становятся ценным источником информации и средством самовыражения.
Осознание своих ощущений на уровне тела позволяет людям глубже понять свои эмоции, мысли и поведение, свой внутренний опыт. Например, мы можем ощущать напряжение в плечах, когда испытываем стресс, а тревога нередко сопровождается дискомфортом в области живота. Обращая внимание на эти телесные ощущения, можно получить представление о своем эмоциональном и психическом состоянии.
Такое осознание позволяет вникнуть в глубинные проблемы и закономерности, которые могут способствовать возникновению трудностей. Кроме того, ощущения служат связующим звеном между разумом и телом. В гештальт-терапии акцент делается на переживаниях, а не на разговорах о проблемах.
Настраиваясь на телесные ощущения, человек может соединиться со своими эмоциями и переживаниями на более глубоком уровне. Телесный опыт позволяет сохранять присутствие здесь и сейчас. Часто мы зацикливаемся на своих мыслях, переживаниях, сожалениях о прошлом или беспокойстве о будущем.
Сосредоточившись на ощущениях в теле, человек получает стимул направить свое внимание на проживание настоящего момента. Эта практика осознанности способствует чувству заземленности и позволяет полностью включиться в терапевтический процесс. Работа со сновидениями Гештальт-подход делает акцент на переживании сновидения так, как если бы оно происходило в настоящий момент.
Вместо того чтобы анализировать сон как набор символов или подавленных желаний из прошлого как в психоанализе , гештальт-терапевты побуждают человека полностью погрузиться в сновидение и исследовать свои ощущения и реакции на него фокус на настоящем моменте. В гештальт-терапии снов основное внимание уделяется субъективному опыту сновидца и его личному процессу создания смысла. Универсальных интерпретаций тут нет — все зависит от уникального багажа знаний и навыков сновидца.
Во время психотерапевтических сессий индивид вступает в диалог с различными элементами или персонажами своих сновидений, и это взаимодействие дает ему возможность лучше осмыслить и осознать свои внутренние конфликты, эмоции и желания. Гештальт-подход подчеркивает связь снов с реальной жизнью — в состоянии бодрствования — и придает особое значение интеграции полученных в ходе работы со снами знаний в реальную жизнь клиента. Работа с речью Наши индивидуальные особенности находят отражение в том, что и как мы говорим, какие слова и формулировки выбираем.
Вы когда-нибудь сталкивались с ощущением, что ситуация или проблема, произошедшая с вами в прошлом, преследует вас до сих пор? Все, казалось бы, разрешилось, но некоторые моменты и переживания всплывают в памяти снова и снова, вызывая порой не самые приятные чувства. В психологической практике такое явление называют незакрытым гештальтом.
Что такое гештальт и почему он так популярен: 5 фактов о самом модном направлении в психологии
В последнее время появилось много направлений в психологии, помогающих справиться с жизненными проблемами и неурядицами. Одно из них - гештальт-терапия. Вокруг гештальт-психологии, гештальт-терапии со времени ее появления (60 лет назад!) роятся мифы. Его философия и подход позволяют гештальт-терапевтам дать клиенту возможность создавать отношения с другим человеком через диалог. Суть в том, чтобы увидеть другого человека как субъекта со своими ценностями, смыслами, мировоззрением и чувствами. Сама суть гештальт-подхода, описанная в посте, при этом была извращена до предела. Впервые слово «гештальт» в таком значении использовал австрийский философ и психолог Христиан фон Эренфельс в конце 19 века. Гештальт-терапия и когнитивно-поведенческая терапия: в чем разница? Что эффективнее: гештальт или КПТ? Читайте в статье.
Еще раз о гештальт-терапии
Для выполнения задачи работа специалиста должна быть выстроена так, чтобы гештальт-терапия помогала выстраивать доверительный диалог. Для начала выслушать человека, обратившегося за помощью. Доброжелательно и с интересом расспрашивать о подробностях его жизни, внутренних переживаниях. Внимательно наблюдать за тем, как проявляет себя собеседник в процессе взаимоотношений с терапевтом «здесь и сейчас», полного присутствия в моменте. Фиксировать поведение клиента, его речевые обороты, интонации, язык тела, за которыми предложить наблюдать и клиенту. Это помогает устанавливать контакт c собой и своим телом и снимать напряжение от тревожащих его ситуаций. Проявлять психологу собственные чувства — это также подход гештальт-терапии. Делиться наблюдениями и размышлениями, чтобы человек видел обратную эмоциональную связь.
Предлагать клиенту участие в экспериментах, помогающих лучше осознавать личные потребности и то, как они прерываются, блокируются самим же человеком. Обоим предложено стремиться к тому, чтобы быть самим собой, на чем и строятся механизмы воздействия гештальт-терапии. А еще — особое внимание к процессу взаимодействия этих двух персон: обостренное осознавание этого процесса «здесь и теперь». Суть гештальт-терапии в том, что она практически незаметна, ее не всегда можно отличить от обычного межличностного контакта. Она не требует заумности — наоборот, всячески иронизирует над чрезмерным наукообразием и теоретизированием. Также огромный плюс в том, что гештальт-терапевту позволено свободно выражать собственные мысли, чувства, переживания, а главное — быть искренним в контакте. Не нужно стремиться исправить клиента и во что бы то ни стало «нанести ему пользу».
Психолог здесь не эксперт в чувствах клиента, а скорее тот, кто помогает подобрать угол, под которым человек взглянет на ситуацию по-другому. Она провозглашает, что важно жить настоящим и работать с тем, что имеешь на текущий момент.
Образование групп. Закрытие гештальта помогает объединять близко расположенные элементы в группы или образы, что способствует более организованному восприятию окружающего мира. Восприятие символов и символики. Закрытие гештальта также влияет на способность воспринимать символы и абстрактные формы как цельные и значимые объекты, даже если они состоят из различных элементов. Закрытие гештальта имеет большое значение не только для понимания восприятия и когнитивных процессов человека, но и для областей дизайна, искусства и коммуникации. Дизайнеры и художники используют этот принцип, чтобы создавать визуальные композиции, которые легко воспринимаются и понимаются аудиторией. Техники гештальт психологии Гештальт-психология является одним из важных направлений в психологической науке, сфокусированным на изучение восприятия, понимания и организации информации человеческим разумом. Это направление возникло в начале 20 века в Германии и получило своё название от слова «гештальт», что на немецком языке означает «форма» или «структура».
Основная идея гештальт-психологии заключается в том, что люди воспринимают мир не как отдельные элементы, а как организованные структуры или «гештальты». Что такое гештальт простыми словами Важными техниками гештальт-психологии являются: Закон закрытия: Этот закон указывает на то, что люди склонны видеть незавершенные фигуры как целостные объекты. Например, если на картине изображены несколько отдельных фрагментов, наш мозг автоматически пытается их объединить в одну общую форму. Закон подобия: Согласно этому закону, мы склонны группировать объекты, которые имеют сходные свойства, такие как цвет, форма или размер. Это явление может использоваться для создания визуальных иллюзий или подчеркивания определенных аспектов восприятия. Закон продолжения: Человек склонен видеть линии и формы, продолжающиеся за пределами того, что мы видим непосредственно. Этот закон помогает объяснить, как мы воспринимаем сложные фигуры и контуры. Закон близости: Если объекты находятся близко друг к другу, мы склонны считать их связанными и группировать их как часть одной структуры. Этот принцип помогает организовывать восприятие в пространстве. Эмоциональная экспрессия: В гештальт-терапии используется техника «пустого стула», при которой пациент может выразить свои эмоции и чувства, представив, что определенный человек или ситуация находится на пустом стуле напротив него.
Возможно, есть шанс выразить безнадежность и беспомощность, одиночество и чувство пустоты, бессмысленность, стыд и вину другим способом… посмотрим, исследуем, попробуем. Подробнее о теме выступления Скрыть Наталья Староборова Клинический психолог, гештальт-терапевт, супервизор, член Европейской ассоциации гештальт терапии EAGT , действительный член Профессиональной психотерапевтической Лиги, опыт работы в частной практике более 20 лет. Тема лекции: Гештальт-терапевтический взгляд на автономию: работа SELF вместо сепарации В лексикон современного человека, не только гештальт-терапевта, прочно вошли термины, которые стали частью современной бытовой культуры: автономия, сепарация.
Впервые термин автономия в паре с термином гетерономия ввел Жан Пиаже, чтобы описать движение зависимого ребенка к автономному взрослому, то есть движение к зрелости. Приблизительно в то же время Маргарет Малер разработала концепцию «сепарации». В дальнейшем аналитически ориентированные психотерапевты развили этот концепт Э.
Эриксон и провозгласили автономию одной из главных психологических задач современного человека, а сепарацию одним из основных инструментов ее достижения. Автономия была противопоставлена неразделенности с родительскими фигурами, слиянию, инфантильной, зависимой позиции. Человек, который может опираться на себя, быть независимым стал идеалом, к которому необходимо помогать двигаться в психотерапии клиенту.
Движение от зависимости к автономии определилось как движение от инфантильности к зрелости. Но, как любое одностороннее видение, «жесткий гештальт», эта идея в своем упрощенном варианте стала дамокловым мечом популярной психотерапии и бытовой психологии. Психологи и психотерапевты часто считают главной своей задачей помочь клиенту «сепарироваться» от родительских или их замещающих фигур.
В результате такой психотерапии мы часто имеем дело с гневливым, все время и от всех «сепарирующимся» человеком, которой при этом остается глубоко одинок. В своем докладе я хочу развить несколько идей о том, как принципы гештальт-терапии осознанность, актуальность и ответственность, а также концепция Self могут помочь нам более полно взглянуть на феномен «автономии», если вместо поддержки «сепарации», мы будем помогать клиенту больше осознавать себя, признавать реальность ситуации и определять, что именно принадлежит в этой ситуации ему. Как работа Self, опирающаяся на осознанность, актуальность и ответственность, «автономный» субъект может выбирать и реализовывать свою отдельность и свою связанность с другими.
Понимание механизма и уровня прерывания удовлетворения потребности помогает гештальт-терапевтам осуществлять процесс-ориентированные вмешательства. В клинической практике, наряду с принципами клинической феноменологии, для определения прогноза терапии и выбора оптимальной стратегии терапии некоторые современные гештальт-терапевты используют диагностические системы психодинамического направления психологии PDM. История[ править править код ] Основные идеи гештальт-терапии были разработаны в 1940-50-х годах Фредериком Фрицем Перлзом , его женой Лаурой Перлз и Полом Гудменом. Фриц Перлз, психоаналитик и убеждённый фрейдист , в какой-то момент начал пересматривать свои взгляды на психоанализ , и первые идеи гештальт-терапии можно рассматривать именно как ревизию психоанализа [1]. Однако затем его идеи претерпели бурное развитие и быстро превратились в независимую систему психотерапии, вобрав в себя элементы гештальтпсихологии , экзистенциальной психологии , психодрамы и других популярных в 1940-х идей. Paul Goodman и Ральфом Хефферлином [en] англ. Ralph Hefferline в 1951 году Перлз пишет основополагающий труд «Гештальт-терапия: возбуждение и рост в человеческой личности» англ. Идеи гештальт-терапии быстро набирают популярность. В 1954 году был создан Кливлендский институт гештальт-терапии, а к концу 50-х годов группы гештальт-терапии были организованы по всей Америке. В 60-х годах началось распространение гештальт-терапии в Европе.
Во-первых, стала вновь чаще применяться индивидуальная терапия, которую Перлз недооценивал, считая индивидуальный формат работы устаревшим.
Please wait while your request is being verified...
Главная психология личности Как не стать психопатом, или мифы о гештальт-терапии. Беседа с руководителем и преподавателем программы «Гештальт-подход в психологическом консультировании» Юлией Логашенко о пути через гештальт-терапию к целостности: ключевые принципы гештальт-подхода, характеристики терапевта, особенности обучения на программе. В каждом выпуске ведущая подкаста Анна Ягода и специалисты Уральского института Гештальта и современной психологии подробно и доступно рассказывают о базовых понятиях и инструментах, которые помогают сделать жизнь осмысленнее.
Гештальт в психологии: что это простыми словами
Здоровье в гештальт-терапии — это гармоничное и целостное функционирование жизненных систем человека, способность к саморегуляции как в физическом, так и психологическом аспектах. Гештальт-психология представляет из себя научную школу психологии, немецкого происхождения. Что такое гештальт простыми словами? Как закрыть гештальт и почему это важно, какие существуют техники гештальттерапии, последствия незавершенных гештальтов в отношениях — в материале Forbes Life. Гештальт-подход имеет широкое применение в различных областях психологии, включая клиническую, образовательную и организационную. Гештальт-терапия сформировалась на основе гештальт-психологии.
Гештальт-терапия, что это и кому подойдет?
Она и является жизнью. Она участвует в нашем созидании — мы постоянно взаимно проникаем друг в друга, взаимно создаем друг друга и наше поле. Вы уникальны, вы занимаете уникальную творческую точку в поле — и в тоже самое время вы взаимно проникаете в окружающих вас людей, людей находящихся рядом». Уиллер видит цель жизни прежде всего в обогащении и оживлении обоих полюсов участвующих в отношениях, в повышении сложности, а значит и плодотворности их взаимодействия.
А между тем, все это собирается в отдельную статью про реляционность. Я в основном фокусировался на мастер-классах и семинарах посвящённых онлайн сеттингу сессий - спасибо за ценный материал, было несколько интересных моментов, которые запустили процесс переосмысления моего пространства проведения онлайн сессий.
Совместно с Полом Гудманом и Ральфом Хефферлином написал основополагающий труд «Гештальт-терапия, возбуждение и рост человеческой личности» 1951. Одним словом через все органы чувств. Что в свою очередь помогает строить отношения с ним не на основе своих представлений, а на основе своих впечатлений. Теория поля Человек находится в постоянном динамическом проживании разных процессов, которые зависят от контекста и ситуации вокруг. Влияние ситуации на человека, а человека на ситуацию — это и есть предмет изучения в психологии. Диалог Термин «Диалог» ввел Мартин Бубер. Его философия и подход позволяют гештальт-терапевтам дать клиенту возможность создавать отношения с другим человеком через диалог.
Суть в том, чтобы увидеть другого человека как субъекта со своими ценностями, смыслами, мировоззрением и чувствами. И в результате, опираясь на феномены и учитывая контекст, создать с ним отношения, внутри которых возможны изменения. Что происходит на сессиях Каждая сессия уникальна. Никогда нельзя спрогнозировать, что на ней будет происходить.
Иногда это действительно неприятные и болезненные ситуации, а иногда и вполне обыденные дела, возле которых мы просто забыли мысленно поставить галочку «Сделано! Как формируется гештальт? Обычно гештальт образуется на основании тревожащего воспоминания. К примеру, во время ссоры вы можете нагрубить близкому человеку, а потом обдумывать эту ситуацию и сокрушаться. Бывает и наоборот. Например, поругавшись с малоприятным человеком, вы не нашли подходящих слов, чтобы осадить его. После этого вы можете многократно прокручивать эту ситуацию в голове, подбирая удачные слова. Даже понимая, что это бессмысленное занятие, вы всё равно продолжаете это обдумывать. Самое неприятное, что гештальт практически всегда формируется именно на почве негативных воспоминаний. Все приятные события наш мозг воспринимает как завершенные и отправляет в «архив». А вот неприятные он считает нужным обдумать. Поэтому, даже если мы стараемся забыть о неприятной ситуации, негативный образ навязчиво всплывает в памяти, поскольку наша психика нуждается в том, чтобы довести его до логического завершения. Но получается наоборот — чем дольше мы обдумываем событие, тем сильнее убеждаемся, что следовало поступить иначе. Поэтому гештальт не только не уходит, но и закрепляется. Иногда подобный гештальт удаётся закрыть самостоятельно. Например, если произошёл повторный спор с обидчиком, и в этот раз вы «выступили» абсолютно удачно, поставив неприятеля на место. Возможно и совершенно противоположное решение: вы помирились, выяснили причины конфликта, обсудили всё и пришли к какому-то консенсусу. Но в большинстве случаев закрыть гештальт без помощи психотерапевта практически невозможно. Причины появления гештальтов Чтобы лучше понять, что такое гештальт, ученые проводили исследования с представителями разных народностей. Они обнаружили интересную закономерность: люди, живущие в условиях первобытно-общинного строя, не подвержены формированию незакрытых гештальтов. Более того, даже в цивилизованном обществе вероятность формирования гештальта у конкретного человека тем выше, чем выше уровень его образования и социальный статус. Почему так происходит? Причина проста: гештальт формируется, если для человека важны его жизненные достижения. Образованный человек часто обдумывает своё прошлое, оценивает нравственность собственных поступков, переосмысливает свой выбор и анализирует ошибки. Представитель какого-нибудь племени, в отличие от него, живёт сегодняшним днём. Он работает, развлекается, строит дом и создаёт семью, исходя из актуальных потребностей.
Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие её формы остается неизменным. Константность яркости: яркость объекта постоянна, даже при изменяющихся условиях освещения. Естественно, при условии одинакового освещения объекта и фона. Фигура и фон Простейшее восприятие формируется путем разделения зрительных ощущений на объект — фигуру, расположенный на фоне. Клетки головного мозга, получив визуальную информацию взглянув на фигуру дают более активную реакцию, нежели при взгляде на фон. Происходит это по той причине, что фигура всегда выдвинута вперед, а фон, напротив, отодвинут назад, также фигура богаче и ярче фона по содержанию. Гештальт—терапия Гештальт-терапия — направление психотерапии, которое сформировалось в середине прошлого века. Термин «гештальт» — это целостный образ определенной ситуации. Смысл терапии: человек и все окружающее его — единое целое. Основатель гештальт — терапии — психолог Фридрих Перлз. Контакт и граница — это два основных понятия данного направления. Контакт — процесс взаимодействия потребностей человека с возможностями окружающей его среды. А значит, потребности человека будут удовлетворены, только в случае его контакта с окружающим миром. Например: для утоления чувства голода — нам нужна пища. Жизнь абсолютно любого человека — это бесконечные гештальты, будь то маленькие или большие события. Ссора с дорогим и близким человеком, взаимоотношения с папой и мамой, детьми, родственниками, дружба, влюбленность, разговор с коллегами по работе — все это гештальты. Гештальт может возникнуть внезапно, в любое время, хотим мы этого или нет, а возникает он вследствие появления потребности, которая требует немедленного удовлетворения. Гештальту свойственно иметь начало и конец. Завершается он в момент достижения удовлетворения. Техника гештальт-терапии Техники, используемые в гештальт-терапии, являются принципами и играми. Наибольшую известность получили три ниже представленные игры на осмысление себя и окружающих людей. Игры построены на внутреннем диалоге, диалог ведется между частями собственной личности со своими эмоциями — со страхом, беспокойством. Чтобы это понять, вспомните себя, когда вы испытывали чувство страха или сомнения — что происходило с вами. Техника игры: Для игры потребуется два стула, их необходимо расположить друг, напротив, к другу. Один стул — для воображаемого «участника» вашего собеседника , а другой стул — ваш, то есть конкретного участника игры. Задача: менять стулья и при этом проигрывать внутренний диалог — стараться максимально отождествит себя с различными частями своей личности. Совершение кругов. Непосредственный участник игры, должен идя по кругу обращаться к вымышленным персонажам с вопросами волнующими его душу: как его оценивают участники игры и, что он сам испытывает к воображаемой группе людей, к каждому человеку в отдельности. Незаконченноe дело. Незавершенный гештальт, всегда требует завершения. А как этого достичь, вы можете узнать из следующих разделов нашей статьи. Вся гештальт-терапия сводится к завершению незаконченных дел. У большинства людей есть немало неулаженных задач, планов связанных с их родственниками, родителями или друзьями. Незавершенный гештальт Очень жаль, конечно, что не всегда желания человека воплощаются в реальность, а говоря языком философии: завершение цикла может занять чуть ли не всю жизнь. Цикл гештальта в идеальном варианте, выглядит так: Возникновение потребности; Удовлетворение; Выход из контакта. Но всегда есть некие внутренние или же внешние факторы, препятствующие идеальному процессу. В результате чего, цикл остается незавершенным. В случае полного завершения процесса гештальт откладывается в сознании.