Чаще всего подвержена цифровой зависимости молодежь — более 50% ответивших «да» в этой возрастной группе. Würth Museum, Schwäbisch Hall. Итак, признаки того, что у вас есть цифровая зависимость. Если вы чувствуете, что цифровая зависимость действительно становится для вас проблемой, уберите что-то из своей онлайн-жизни. Отрывок выступления Андрея Курпатова «Всё, что нужно знать о технологии счастья» для MGNTech: лекторий о технологиях и и оригинальное видео. Чем опасна интернет-зависимость и как освободиться от «гаджетомании», рассказывает психиатр Василий Шуров.
Интернет-зависимость: причины, признаки, риски
Нужно с сожалением констатировать, что игромания приобретает в последнее время второе дыхание именно в силу того, что много игр развивается в Сети. При этом одним из проявлений игровой зависимости является агрессивность. Отдельную тему составляют различные случаи Интернет-мошенничества, например фишинг, целью которого является получение персональных данных человека. К сожалению, большинство наших граждан понятия о нём не имеет и легко попадается в руки мошенников.
Просвещение в данной сфере необходимо и потому что сфера услуг, в том числе государственных, в последнее время активно смещается в Интернет. Поэтому разработано пособие «Интернет: возможности, компетенции, безопасность», проводятся обучающие семинары со школьными учителями. Цифровое поколение В последние годы человек изменился под влиянием Интернета.
Мы всё реже пользуемся компасом и бумажными картами, редко помним наизусть даже телефонные номера родных, потому что они записаны в память телефона. Современное поколение детей, родившихся в эпоху, когда Интернет уже широко использовался иногда называют «цифровыми аборигенами», хотя полной картины влияния Интернета на их сознание у учёных пока нет. Однако уже сейчас меняется механизм запоминания — нередко человек помнит не саму информацию, а место, где можно её найти.
Под влиянием того цунами информации, которая выливается на ребёнка, концентрация внимания уменьшилась в 10 раз. Современные дети редко выдерживают 45 минут урока; много говорят о т. С другой стороны, исследователи отмечают феномен «многозадачности», когда дети приобретают навык делать несколько дел одновременно.
Оценивается этот феномен по-разному — кто-то говорит о «цифровом слабоумии», кто-то — напротив, о том, что в мозгу возникают новые нейронные связи. В завершении пресс-конференции Галина Владимировна сказала: «Я склонна думать, что новое поколение будет лучше, умнее, и мы ни в коем случае не деградируем, а развиваемся.
Игра по Сети в азартные игры, навязчивые покупки в интернет-магазинах, постоянное участие в интернет-аукционах, попытки играть на бирже, поиски «заработка» в Сети. Пристрастие к просмотру видеороликов, сериалов, фильмов через Интернет. Пристрастие к постоянному чтению новостей, ленты социальных сетей, баннеров тизерных сетей, особенное пристрастие к острым, негативным, криминальным, фейковым новостям. Конечно, не всякое использование смартфона или общение в Интернете является сформированной цифровой зависимостью. Далее обсудим, когда же стоит насторожиться. Признаки цифровой зависимости Интернет-зависимость, или цифровая зависимость, — относительно новая зависимость в череде других терзающих человечество, среди которых алкогольная, игровая, наркотическая, сексуальная, химическая и прочие зависимости.
Но она мало чем отличается от других зависимостей своими симптомами, развитием и течением расстройства. Интернет-зависимости можно избежать, если вовремя её обнаружить и скорректировать. Она имеет типичные признаки, а также может включать в себя дополнительные симптомы которые разные авторы включают в перечень симптомов зависимости или исключают из него. На сегодняшний день психологи разработали модели выявления любой зависимости, в том числе от Интернета и цифровых устройств, и они включают следующие признаки. Предмет, вызывающий зависимость, становится для человека сверхценным, имеющим особую значимость.
Более того, экономя нам массу времени на одном например, на покупке билетов для путешествия , они отнимают его еще больше.
Стандартная ситуация: зашел проверить почту, "зацепился" за какое-то сообщение, а в результате прочел кучу ненужной рекламной шелухи. То же самое происходит с центральной нервной системой под воздействием неумеренного информационного потока". Поучимся на чужих ошибках От цифровой зависимости в мире страдает 1-6 процентов населения, говорят ученые. И предупреждают: электронные игры не только не развивают интеллект, но, напротив, отупляют и приводят мозг к деградации. В западных странах уже вовсю звучат призывы ограничить использование гаджетов, давая себе психике, мозгу время на отдых. Это так называемый цифровой детокс, он становится все популярнее.
Например, в США некоторые рестораны предлагают скидки к меню, если посетитель при входе сдаст свой смартфон и не будет им пользоваться в заведении. Многие компании запрещают работникам использовать рабочую почту в нерабочее время. А во Франции правительство объявило о вреде избыточного использования "цифры" и готовит законопроект, который запретит использовать гаджеты в учебных заведениях. Сам себе хозяин И все-таки свое поведение каждый должен выстроить сам.
Собранная при помощи cookie информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, будет передаваться и храниться на сервере Яндекса в Российской Федерации. Яндекс будет обрабатывать эту информацию с целью анализа пользовательской активности Вы можете отказаться от использования cookies, выбрав соответствующие настройки в браузере.
Интернет-зависимость
О том, почему формируется цифровая зависимость, как она проявляется и как наладить цифровую гигиену, «Известиям» 9 февраля рассказала клинический психолог медицинской компании «СберЗдоровье» Дарья Яушева. В этой статье мы поговорим о том, к чему может привести цифровая зависимость у подростков. Агентство особых новостей Цифровая зависимость Официальные сайты инвалидов, общество инвалидов, права инвалидов, семьи с. Отсутствие цифровой зависимости – это один из аспектов цифровой грамотности: речь идет об установках человека, и, как показывают наши исследования, это самый трудный компонент для изменения.
«Интернет-зависимость может вызвать информационный инфаркт...»
Кстати, и заниматься спортом прекрасно получается без смартфона в руках. Постарайтесь найти замену «цифровым развлечениям» в реальном мире: это особенно актуально, если вы давно не виделись с друзьями или семьей, не гуляли на улице и не учились чему-то новому. Верх самоконтроля — отказ от некоторых удобных цифровых функций. Например, будильник в смартфоне можно заменить на «олдскульный» механический, вместо электронной книги взять настоящую, в обложке — это, кстати, сейчас модно. Помощь есть всегда Вы в этом мире не одни, вам всегда готовы прийти на помощь друзья и родные. Поговорите с ними, попросите почаще предлагать вам провести время вместе.
Если же все советы не работают, самое время обращаться к специалисту. Решить проблему может попробовать помочь хороший психолог. Реальная жизнь куда красочнее, чем кажется на первый взгляд. Нужно только вовремя оторваться от экрана. Автор — молодежный цифровой омбудсмен.
Собранная при помощи cookie информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, будет передаваться и храниться на сервере Яндекса в Российской Федерации. Яндекс будет обрабатывать эту информацию с целью анализа пользовательской активности Вы можете отказаться от использования cookies, выбрав соответствующие настройки в браузере.
Попробуйте прожить без телефона хотя бы день - В чем выражаются эти негативные последствия? Они просто не умеют общаться. Планшет, телефон заменяют им общение с живыми людьми. И вероятно, им в будущем будет сложно выстраивать отношения, создавать семью.
Вы заметили, что мы постепенно разучиваемся выражать свои эмоции, мысли словами? Нам легче отправить смайлик. Это тоже результат глобальной цифровизации. Ребенку справиться с ним сложно, отсюда повышенный уровень агрессии, тревожности, неуверенности в себе, подверженность стрессам. В одном классе самой обычной школы провели эксперимент - ученикам предложили сдать на день все телефоны, планшеты. Через 1,5 - 2 часа у детей началось беспокойство. Без привычного интернета, соцсетей они явно ощущали себя дискомфортно, потерянно.
Некоторые ребята стали вести себя неадекватно. Вот настолько все эти гаджеты стали продолжением нас. Мы просто «приросли» к ним. У нас зависимость от телефона. Когда его забываешь дома, ощущаешь, чего-то не хватает, кажется, что ты можешь пропустить какой-то важный звонок, какую-то важную информацию. А когда телефон в руке, есть обманчивое ощущение, что ты контролируешь ситуацию. В общем, «цифровое детство» - тема многогранная, сложная, и вопросов здесь больше, чем ответов… Но об этом необходимо говорить, это необходимо обсуждать педагогам, медикам, психологам, нейрофизиологам, другим специалистам совместно с родителями.
Альтернатива «цифре» есть - Как вытащить ребенка из этой «цифровой» зависимости и виртуальной реальности? А это возможно сделать только одним способом - заинтересовать его чем-то другим: подвижными играми, спортом, любым видом творчества, совместными прогулками, беседами.
При длительном и неконтролируемом нахождении в сети происходят изменения в состоянии сознания и в функционировании головного мозга. Постепенно это приводит к потере способности обучаться и глубоко мыслить. Быстрый и регулярный просмотр сайтов приводит к тому, что мозг человека утрачивает способность к углубленному аналитическому мышлению, превращая постоянных пользователей сети в импульсивных и не способных к интеллектуальной работе людей. Погружение с головой в всемирную паутину приводит человека к постепенной утрате навыков реального общения, что приводит к асоциальности. Человек начинает раздражаться без особой причины.
Перестает следить за личной гигиеной. Коммуникативные навыки и способности постепенно пропадают. Человек испытывает затруднения в формировании своих мыслей, и все чаще употребляет односложные ответы 4. Как следствие предыдущего пункта. Человек замыкается в себе, что сказывается на работе или учебе, у него появляются проблемы со сном и приемом пищи. Возможно появление мыслей о суициде. Кроме психических и мыслительных расстройств возникают физические заболевания — ухудшается зрение, появляется тунельный синдром запястья, часто возникают заболевания позвоночника и суставов сколиоз, остеохондроз, артроз , сердечно-сосудистые патологии тахикардия, аритмия, артериальная гипертония, варикоз нижних конечностей и многие другие заболевания.
В настоящее время существует несколько тестов по определению интернет-зависимости. Мы предлагаем Вашему вниманию некоторые из них, пройти которые вы можете самостоятельно. Тест на интернет-зависимость, разработанный профессором психологии Кимберли Янг. Шкала интернет зависимости Чена. Разработчик: S. Cnen, 2003 год, Китай. Скрининговая диагностика компьютерной зависимости по методике Л.
Юрьевой и Т. Методика разработана и адаптирована к русскоязычной среде. Тест на интернет-зависимость Кулакова С. Тест состоит из 20 утверждений, представляющих собой модификацию теста К. Всемирная Организация Здравоохранения официально включила интернет - зависимость в перечень болезней и расстройств. Законопроект и редакция Международной Классификации болезней вступит в силу уже с начала 2022 года. Поэтому, если Вы обнаружили у себя признаки этого заболевания, ни в коем случае нельзя делать вид, что ничего не происходит, последствия о них мы говорили ранее могут быть очень серьёзные.
Как и всякая зависимость, интернет-зависимость имеет свои причины.
Чем грозит цифровая зависимость и как ей противостоять
Цифровая зависимость » Агентство особых новостей | Около 5-10% молодых людей до 30 лет в России могут страдать игровой зависимостью. |
Как цифровая зависимость меняет наш мозг? / Как избавится от цифровой зависимости? | Пикабу | Würth Museum, Schwäbisch Hall. Итак, признаки того, что у вас есть цифровая зависимость. |
Цифровая зависимость у подростков: причины возникновения | Цифровая зависимость затем используется для обозначения зависимости от использования цифровых устройств или технологий таким образом, который приводит к поведенческим симптомам, сходным с любым аддиктивным расстройством (Joseph and Hamiliton-Ekeke, 2016). |
Цифровая зависимость — проблема XXI века | Статья в сборнике международной научной конференции | Чем опасна интернет-зависимость и как освободиться от «гаджетомании», рассказывает психиатр Василий Шуров. |
Что хотите найти?
Большинство родителей обеспокоены вопросом вероятного возникновения цифровой зависимости у детей. Эксперты в области психологии и нейрофизиологии определяют «цифровую зависимость» как «нарушение функций головного мозга, которое ведет к ухудшению его работоспособности». Связь между цифровой зависимостью и синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Цифровая зависимость детей. Дети – цифровые аборигены. Наши дети в современном мире много времени проводят в Интернет. Цифровая зависимость детей. Дети – цифровые аборигены. Наши дети в современном мире много времени проводят в Интернет.
Чем грозит цифровая зависимость и как ей противостоять
Планируется её включение в классификацию DSM-5. Доктор Кимберли Янг, директор Центра интернет-зависимости University of Pittsburgh-Bradford , изучившая более 400 случаев IAD, считает, что каждый, у кого есть доступ к модему и выходу в Интернет, может стать интернет-зависимым, причем наибольшему риску подвергаются владельцы домашнего компьютера. Пока нет достаточно достоверных данных, но по предварительной оценке от 1 до 5 процентов использующих Интернет впали в зависимость от него. Приведенные сервисы Интернета можно разделить на те, которые связаны с общением, и те, которые с общением не связаны, а используются для получения информации. К первой группе относятся чаты, телеконференции, E-mail, ко второй - информационные протоколы. Янг отмечает, что в этом исследовании было также установлено, что "Интернет - независимые пользуются преимущественно теми аспектами Интернет, которые позволяют им собирать информацию и поддерживать ранее установленные знакомства.
Интернет - зависимые преимущественно пользуются теми аспектами Интернета, которые позволяют им встречаться, социализироваться и обмениваться идеями с новыми людьми в высоко интерактивных средах". То есть, большая часть Интернет-зависимых пользуется сервисами Интернет, связанными с общением. Поскольку большую часть Интернет - зависимых в исследовании Янг составили те, кто пользуется сервисами Интернет, основной частью которых является общение, то ее выводы относительно всех Интернет-зависимых касаются скорее именно этой группы людей. Но в ее исследовании такие группы Интернет-зависимых не выделялись. По данным Янг, Интернет-зависимые используют Интернет для получения социальной поддержки за счет принадлежности к определенной социальной группе: участия в чате или телеконференции ; сексуального удовлетворения; возможности "творения персоны", вызывая тем самым определенную реакцию окружающих, получения признание окружающих [2].
Доказано, что всемирная сеть привлекает хорошо образованную часть популяции. Лица, которые излишне используют Интернет, имеют в среднем 15 лет образования. Последние исследования не подтверждают предыдущих выводов о том, что мужчины более подвержены развитию компьютерной зависимости. Census 2000 свидетельствует, что сейчас женщины составляют половину лиц, которые излишне используют Интернет, и что это равенство с мужчинами, по-видимому, связано с растущим количеством женщин в Интернете в целом. Orzack 1999 отмечает, что аддикты старшего возраста и женщины чаще общаются в чатах, где они имеют возможность анонимно обмениваться частными сообщениями, особенно на сексуальные темы.
Молодые аддикты и мужчины чаще играют в игры например, взаимодействующие ролевые игры и путешествуют по порнографическим сайтам [4]. В России компьютерной зависимостью начали заниматься последнее десятилетие. Данная проблематика рассматривается в трудах таких ученых как Жичкина А. Бурлаков зависимость от компьютерных игр , Генисаретский О. Для них интернет является не только местом, где можно почерпнуть информацию, средством общения, но и тем местом, где возможно уйти от реальности и получить удовольствие.
По мнению Ц. Короленко 1991 , развитие компьютерной зависимости полностью укладывается в основные этапы развития аддиктивного поведения. Он подчеркивает базовый характер аддиктивной мотивации: «точка кристаллизации», становление аддиктивного ритма, ее формирование как интегральной части личности, полное доминирование аддиктивного поведения [5]. Важной особенностью зависимого поведения является возможность легкого перехода от одной формы аддикции кдругой, с сохранением основных аддиктивных механизмов. Достаточно часто наблюдается одновременное существование разнообразных видов зависимости.
Но эти же гаджеты нас разобщают - мы все больше общаемся не живьем, а "суррогатно", в соцсетях выражаем эмоции "унифицированными" лайками и смайликами. Более того, экономя нам массу времени на одном например, на покупке билетов для путешествия , они отнимают его еще больше. Стандартная ситуация: зашел проверить почту, "зацепился" за какое-то сообщение, а в результате прочел кучу ненужной рекламной шелухи. То же самое происходит с центральной нервной системой под воздействием неумеренного информационного потока".
Поучимся на чужих ошибках От цифровой зависимости в мире страдает 1-6 процентов населения, говорят ученые. И предупреждают: электронные игры не только не развивают интеллект, но, напротив, отупляют и приводят мозг к деградации. В западных странах уже вовсю звучат призывы ограничить использование гаджетов, давая себе психике, мозгу время на отдых. Это так называемый цифровой детокс, он становится все популярнее.
Например, в США некоторые рестораны предлагают скидки к меню, если посетитель при входе сдаст свой смартфон и не будет им пользоваться в заведении. Многие компании запрещают работникам использовать рабочую почту в нерабочее время. А во Франции правительство объявило о вреде избыточного использования "цифры" и готовит законопроект, который запретит использовать гаджеты в учебных заведениях.
Все это так. Но эти же гаджеты нас разобщают - мы все больше общаемся не живьем, а "суррогатно", в соцсетях выражаем эмоции "унифицированными" лайками и смайликами. Более того, экономя нам массу времени на одном например, на покупке билетов для путешествия , они отнимают его еще больше. Стандартная ситуация: зашел проверить почту, "зацепился" за какое-то сообщение, а в результате прочел кучу ненужной рекламной шелухи. То же самое происходит с центральной нервной системой под воздействием неумеренного информационного потока". Поучимся на чужих ошибках От цифровой зависимости в мире страдает 1-6 процентов населения, говорят ученые.
И предупреждают: электронные игры не только не развивают интеллект, но, напротив, отупляют и приводят мозг к деградации. В западных странах уже вовсю звучат призывы ограничить использование гаджетов, давая себе психике, мозгу время на отдых. Это так называемый цифровой детокс, он становится все популярнее. Например, в США некоторые рестораны предлагают скидки к меню, если посетитель при входе сдаст свой смартфон и не будет им пользоваться в заведении. Многие компании запрещают работникам использовать рабочую почту в нерабочее время.
Большинство юзеров соцсетей из поколения Z 69 процентов и миллениалов 59 процентов говорят, что испытывали тревогу о будущем, когда в последний раз сталкивались в соцсетях с контентом о климатических изменениях. Согласно опросу Центра, технологии, такие как искусственный интеллект, по мнению большинства зумеров, способны изменить мир к лучшему. Интернет, как они считают, способен сблизить человечество. Колумнист Forbes Майкл Стоун назвал зумеров поколением активистов. Он счел, что «зеты» занимают твердые позиции в различных вопросах и ожидают, что другие будут делать то же самое. Стоун обратил внимание на исследование компании по связям с общественностью Porter Novelli, которая выяснила, что 81 процент зумеров считает: соцсети дают их поколению больше гласности, чем их предшественникам. Они высказываются онлайн, чтобы выразить свое мнение по различным вопросам, в том числе для компаний, которые интересуются их взглядами для влияния на продажи И вместе с тем поколение Z не спешит всецело доверять бизнесу. Онлайн-платформа для писателей и читателей Wattpad по итогам опроса своих пользователей заявила , что 65 процентов зумеров регулярно занимаются волонтерской деятельностью. Постоянное присутствие поколения Z в интернете позволяет ему распознавать важность социальных вопросов, которые нужно решать в реальности Wattpadплатформа для читателей и писателей Колумнист The Guardian Джин Маркс же считает , что «зеты» привносят свою позицию относительно глобальных проблем и на рабочие места. Такие работники критикуют своих же нанимателей, если поступки начальства противоречат их социальным или моральным взглядам», — высказался Маркс. Креативные и амбициозные Многие подростки, как следует из результатов опроса Центра Пью, по большей части верят, что соцсети помогают им укреплять дружбу и положительно влияют на разные аспекты их жизни. К примеру, 81 процент опрошенных специалистами подростков отметили, что благодаря соцсетям они чувствуют себя более сопричастными к жизни друзей. Возможность демонстрировать свои творческие стороны, общаться с людьми, которые способны поддержать в трудные времена, — другие положительные особенности, которые «зеты» выделили, говоря о соцсетях. У зумеров крайне хорошо развито самосознание, отмечает представитель компании-производителя техники HP Тодд Хорвиц. Он указывает, что «зеты», считая технологии поборниками позитивных перемен, осознают, что достижения прогресса при чрезмерном использовании могут вызывать у них дополнительный стресс В связи с этим молодые люди устраивают себе цифровой детокс. В Wattpad, к примеру, выяснили, что 43 процента зумеров ежедневно отказываются от соцсетей на несколько часов. В компании выразили уверенность в том, что этот тренд позволяет зумерам отвлечься от токсичного онлайн-контента. Направление JoMO заключается в том, чтобы разграничить занятия в сети, которые приносят радость, и занятия в сети, которые заставляют испытывать стресс. Суть не в том, чтобы проводить меньше времени онлайн, — это не входит в варианты действий. Вместо этого поколение Z исследует, какая онлайн-деятельность приносит им меньше стресса, а какая создает ощущение «побега» Wattpadплатформа для читателей и писателей Исследователи из университета Аризоны между тем обратили внимание на то, что представители поколения Z сознательно способны контролировать то, сколько времени они проводят онлайн.
Чем грозит цифровая зависимость и как ей противостоять
Он на руках и уже безмятежно улыбается. Он думал, анализировал и добился своего, а между тем, ему всего два месяца. Может ли взрослый похвастаться такими успехами? Может ли цифровой аутист добиться успеха в обществе, не владея навыками общения? Известный антрополог и популяризатор Робин Данбар доказал, что объем коры головного мозга у примата зависит от численности стаи, к которой он принадлежал. По сути, чем больше его стая, тем больше социальных связей он может установить, а значит, тем он умнее. Это повод задуматься, так ли выгоден нашему мышлению фриланс и что мы теряем, исключая себя из социальной иерархии. Второе последствие аутизма — добровольное одиночество. Социальные сети и мессенджеры создают иллюзию общения.
Но, встретившись с кем-то, кто регулярно лайкает ваши посты, вы вряд ли найдете о чем поговорить. В Нидерландах была установлена скульптура «Поглощённые светом». За ее гиперреализмом считывается социальная критика современного человека, не способного на живое общение. Создатели сервисов Blogger и Twitter ограничили доступ к смартфонам и планшетам своим детям до 1 часа в день, а Крис Андерсон, один из основателей 3D Robotics, запрещает себе пользоваться гаджетами в спальне и также ограничивает своих детей. Идея отказаться от смартфонов и перейти на кнопочный телефон и стационарный компьютер кажется привлекательной, но мало совместимой с жизнью. Есть, конечно, луддиты, которые яростно протестуют против технологий и отправляют письма только Почтой России. Но как быть тем, кто не готов вернуться к плугу и родная клавиатура ему природу заменила? Что же делать?
Следите за экранным временем и поставьте лимит на приложения, в которых больше всего тратите времени. Отключите уведомления и не дергайтесь каждый раз, когда кто-то поставил вам лайк. Проверяйте почту систематически, а не спонтанно. Найдите для этого специальное время.
Стоит отметить, что нейрохимические механизмы цифровой зависимости ещё до конца не изучены. И наверняка она связана не только с дофамином, но и со множеством других веществ. Как понять, что у меня цифровая зависимость? Её симптомы пока нигде формально не обозначены, но клинический психолог Кимберли Янг и психиатр Ивана Голдберг в 1996 году провели исследование под эгидой Американской психологической ассоциации. Они вывели следующие критерии этого расстройства: мысли об интернете, о прошлых и будущих сессиях; необходимость увеличивать время пребывания в сети, чтобы получить удовлетворение; неудачные попытки избавиться от цифровой зависимости: негативные чувства при отсутствии интернета или отказе от него; пребывание онлайн без намерения, например, бессмысленный скроллинг ленты; негативное влияние на другие сферы жизни — ссоры с родными, опоздания на работу; ложь близким или терапевтам, чтобы увеличить время пребывания в сети; интернет, как способ уйти от реальности или справиться с какими-то негативными переживаниями. Эти пункты «классические» — они подходят и к алкогольной, и к наркотической, и к любой другой серьёзной зависимости.
Со временем их дополнили более близкими к жизни симптомами: тревожность без девайса под рукой; подъем с кровати и отход ко сну со смартфоном; постоянное листание ленты; смартфон всегда под рукой. Какие последствия у цифрового расстройства? Статистика настораживает: средний пользователь прикасается к своему смартфону 2 617 раз в день и проводит в нём около 145 минут, а уже пристрастившийся человек трогает гаджет 5 427 раз, его общее экранное время — 225 минут. И это вполне объяснимо — технологии окружают нас повсюду, а бизнес и образование почти полностью перешли в онлайн, тем более во время пандемии COVID-19. Есть несколько гипотез о том, как это влияет на человека: Мы не отдыхаем от переработки информации. Раньше живые социальные активности во многом заменяли соцсети — человек делал что-то руками, читал книги, прогуливался и мог отдохнуть от информационного потока. А сейчас, когда мы включаем смартфон, на него сразу приходит куча уведомлений, и наш ум уже не может расслабиться. От перегрузов когнитивной системы и, напротив, непривычной информационной тишины возникает повышенный стресс. Феномен дофаминового потребления становится повсеместным: люди становятся зависимы от социального одобрения и страдают синдромом упущенной выгоды — FOMO fear of missing out — Прим. У пользователей интернета складывается ощущение, что благодаря смартфону они включены в социум и не выпадут из общего хода событий.
Если возможности выйти в сеть нет, такие люди паникуют, боятся упустить что-то важное. Снижается концентрация внимания. Это связано с тем, что человек по своей природной сути нацелен на получение удовольствия. А теперь для того, чтобы его достичь, не нужно прилагать много усилий.
Некоторые отказавшиеся организовать цифровой детокс воспринимают гаджеты и интернет как естественную среду обитания. Ранее Superjob выяснил , что каждый второй россиянин поддерживает введение четырехдневной рабочей недели. При этом доля противников трех выходных опустилась до самой низкой отметки за последние четыре года.
На сегодняшний день существуют примеры, когда семилетние дети страдают подобными заболеваниями», — добавляет Бахадова. Стоит отметить, что даже если ребёнок посещает вполне приемлемые сайты и проводит всего пару часов перед экраном компьютера в день, у него также есть риск приобретения большого количества нарушений. Появляются проблемы со сном, поведением, вниманием, у детей наблюдается гипервозбудимость, нарушение кровообращения в шейном отделе, зрения, речи и пищевых привычек, мелкой моторики и физического развития, искривление позвоночника, ожирение и нарушение пищеварения. Есть общее мнение у родителей, что навыки, которые можно изучить в играх или других цифровых сферах, могут оказаться полезными в жизни. Но методы, приёмы выживания и правила, которыми руководствуются дети в виртуальной реальности, не переносятся непосредственно на повседневную жизнь, потому что задействуются другие нейронные связи. Поэтому игры на компьютере или телефоне в дошкольном возрасте абсолютно бесполезны. Современные дети, что называется, рождаются со смартфоном в руках и встроенным дисплеем в головах, поэтому у них нет ощущения реальности. По словам психолога, это также серьёзная проблема, поскольку сегодня кажется, что для ребёнка существование в параллельных мирах — норма. Жить реальной жизнью — задача со звёздочкой Елена Бахадова отмечает полную ответственность родителей за цифровую осознанность или неосознанность детей, потому что именно взрослые устанавливают границы дозволенного и недозволенного. Кроме того, они же растят ребёнка в цифровой реальности, постоянно расширяя его возможности, показывая, как он может заполнять собой пространство. Иными словами, родители контролируют постепенную цифровую социализацию детей. Среди наиболее действенных и важных инструментов влияния на ребёнка психолог называет личный пример, а также формирование навыков цифровой гигиены. Так как процесс появления новой привычки занимает не менее 40 дней, взрослым придётся изрядно потрудиться, прежде чем новое правило пустит корни в семье. Тогда можно будет говорить, что все гаджеты, подаренные детям, не личные, а являются достоянием семьи. А значит, родитель имеет полное право на установление границ и качества распоряжения телефоном или планшетом. Ведь родителю важно знать и контролировать, в какие сети и на какие площадки ребёнок имеет доступ. Очень важно понимать, что гаджет — это инструмент для изучения, исследования чего-то нового, а не предмет поощрения и наказания. Елена Бахадова категорически не советует использовать времяпрепровождения в интернете как бонус за хорошее поведение или отметки в школе, поскольку таким образом увеличивается самоценность того или иного гаджета. А это, в свою очередь, может привести к необратимым последствиям, когда телефон или компьютер превратятся в сакральный предмет. Психолог объясняет: возвращение ребёнка в реальность — тяжёлый каждодневный труд. Необходимо найти достойную альтернативу ярким картинкам на экране, что по своей сути задача практически невыполнимая.
Цифровая зависимость. Причины, последствия и меры борьбы
Психолог рассказала, как правильно проводить цифровой детокс | зависимость – это расстройство в психике, сопровождающееся большим количеством поведенческих проблем и в общем заключающееся в неспособности человека вовремя выйти из сети, а также в постоянном присутствии навязчивого желания туда войти. |
Каждый второй россиянин считает себя интернет-зависимым - Афиша Daily | Официально ни интернет-зависимость, ни цифровая зависимость так и не признаны заболеваниями: для них по-прежнему не существует медицинских критериев в DSM-5 и МКБ-10 – авторитетных классификаторах заболеваний. |
Цифровая зависимость. Причины, последствия и меры борьбы
Цифровая зависимость ведет к снижению времени и качества живого общения между людьми. По информации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), с 1 января 2022 года чрезмерное увлечение компьютерными играми, переросшее в игровую зависимость, официально получило статус болезни и. Специалист отмечает, что цифровая зависимость появилась в российском реестре психических заболеваний около семи лет назад. У Анны был типичный случай цифровой зависимости — все симптомы, названные учеными, были налицо. Если компьютерной зависимостью является пристрастие к машине, то какие же причины данной зависимости? Аналитики отмечают, что цифровая зависимость россиян растет.
Психолог рассказала, как правильно проводить цифровой детокс
«Интернет-зависимость может вызвать информационный инфаркт...» | Если несколько из этих симптомов цифровой зависимости присутствуют в вашей жизни, то вы, вероятно, находитесь в опасной красной зоне. |
Компьютерная зависимость: типы, симптомы, стадии, лечение | Цифровая зависимость ведет к снижению времени и качества живого общения между людьми. |
Читайте также:
- Чем грозит цифровая зависимость и как ей противостоять
- Интернет-зависимость
- Психолог рассказала, как правильно проводить цифровой детокс
- Треть родителей в России волнует проблема детской цифровой зависимости
- Компьютерная зависимость: типы, симптомы, стадии, лечение
- Интернет-зависимость: современное состояние проблемы
Чем грозит цифровая зависимость и как ей противостоять
Еще одна функция «Экранного времени» — возможность установить ограничение в том числе для всей семьи на использование приложения или целой категории сервисов. Если пользователь установит такой лимит, превысит его и затем попробует зайти в приложение, доступ к которому сам себе ограничил, смартфон предупредит, что отведенное время исчерпано. Конечно, это всего лишь напоминание. Пользоваться приложением все равно будет можно — для этого достаточно нажать на кнопку «Игнорировать лимит». Впрочем, в Apple считают важным дать повод просто задуматься: а стоит ли в очередной раз заходить в Facebook соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена , на который и без того потрачено много времени? В новой системе разработчики Apple также постарались минимизировать отвлекающий эффект смартфона. В iOS 12 можно установить лимит на использование приложений Концентрация — золото XXI века Многочисленные исследования показывают, что современным людям трудно долго концентрироваться на чем-то одном.
Постоянные отвлечения — вот проблема XXI века. На протяжении почти тысячи лет с момента появления университетов в Западной Европе основным способом передачи знания была лекция. Пятидесятиминутные и полуторачасовые лекции распространены и сегодня, но все чаще говорят, что студенты не могут сконцентрироваться дольше чем на 15 минут. В популярном проекте TED лимит выступлений ограничен 18 минутами, потому что любую важную информацию якобы можно уместить в этот период. Меняется представление о том, как должна быть «упакована» современная информация. И смартфоны в этом плане поистине подрывная технология.
Американский психолог Адам Альтер в своей книге Irresistible сравнивает зависимость от смартфонов с наркоманией. Зависимость от наркотических веществ и поведенческая зависимость от смартфонов задействуют одни и те же участки мозга. Бывший продакт-менеджер Google Тристан Харрис выяснил, что специалисты крупнейших компаний намеренно программируют приложения таким образом, чтобы спровоцировать у пользователей выброс дофамина — гормона удовольствия, который подсаживает нас на цифровую «иглу». Как указывает Харрис, геймификация, возможность бесконечного скроллинга, пуш-уведомления, автоматическое воспроизведение видео — все это разработано специально для того, чтобы мы проводили в смартфонах как можно больше времени и обязательно возвращались за новой дозой дофамина. Механизм смартфонозависимости или, как ее еще называют, номофобии — боязни остаться без смартфона ровно такой же, как у игромании. Соцсети и другие мобильные приложения все равно что рулетка: никогда не знаешь, что тебя ждет, когда открываешь очередное уведомление о новом сообщении или когда обновляешь ленту новостей.
Адам Альтер отмечает, что большинство владельцев смартфонов используют свои гаджеты на протяжении от одного до четырех часов каждый день, но в будущем это время, вероятно, увеличится — ведь подрастает молодое поколение, которое практически родилось со смартфоном в руке. Проблема не только в том, что без смартфона мы испытываем тревогу. Каждый раз, когда берем в руки смартфон и начинаем листать ленту новостей или проверять почту, мы отвлекаемся.
По мнению Ц. Короленко 1991 , развитие компьютерной зависимости полностью укладывается в основные этапы развития аддиктивного поведения. Он подчеркивает базовый характер аддиктивной мотивации: «точка кристаллизации», становление аддиктивного ритма, ее формирование как интегральной части личности, полное доминирование аддиктивного поведения [5].
Важной особенностью зависимого поведения является возможность легкого перехода от одной формы аддикции кдругой, с сохранением основных аддиктивных механизмов. Достаточно часто наблюдается одновременное существование разнообразных видов зависимости. Это синдром, при котором подростки и юноши проводят свою жизнь, погружаясь в виртуальную реальность, видеоигры и музыку из стереофонических наушников, игнорируют социальные взаимоотношения, необходимость ухода за собой, образование и достижение полного развития личности. В настоящее время увеличилось количество детей и подростков умеющих работать с компьютерными программами и компьютерными играми различной сложности. Существенно изменилась и структура досуга детей и подростков, так как компьютер сочетает в себе возможности телевизора, DVD приставки, музыкального центра, книги. Можно сказать, что компьютерная зависимость среди студентов становится особенно актуальной в последнее время, так как именно среди студентов выявляется наибольшая часть интернет зависимых.
Недостаток времени из-за учёбы для встреч с друзьями приводит к общению с ними при помощи Интернет — ICQ, e-mail или различных социальных сетей. Высокая социальная активность студенческого возраста выражается в поиске новых знакомств при помощи тех же услуг сети. Рассматривая студенчество как «особую социальную категорию, специфическую общность людей, организованно объединенных институтом высшего образования». Зимняя выделяет основные характеристики студенческого возраста, отличающие его от других групп населения высоким образовательным уровнем, высокой познавательной мотивацией, наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости [6]. В плане общепсихического развития студенчество является периодом интенсивной социализации человека, развития высших психических функций, становления всей интеллектуальной системы и личности в целом. Если рассматривать студенчество, учитывая лишь биологический возраст, то его следует отнести к периоду юности как переходному этапу развития человека между детством и взрослостью.
Поэтому в зарубежной психологии этот период связывают с процессом взросления [7]. В молодости человек максимально работоспособен, выдерживает наибольшие физические и психические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности. Проводились исследования среди студентов гуманитарных и технических специальностей. Хетагурова СОГУ г. А также целью выступает определение влияния интернет-зависимости на уровень невротизации испытуемых. Были выдвинуты предположения, во-первых, что характер интернет-зависимости у студентов различных специальностей, гуманитарного и технического направлений, отличается.
То есть они набрали более 35 балов по тесту Кимберли Янг и более 3 положительных ответов по шкале Жичкиной. Испытуемым предлагалось заполнить бланки с методиками по инструкции и анкету из 5 вопросов. Анкета предполагает изучение некоторых личностных аспектов интернет-пользователей, таких как возможности применения Интернета, собственное отношение к выбранной специальности, общая склонность к зависимому поведению и возможное появление суицидальных мыслей. Тест Кимберли Янг предусматривает ответы испытуемых по пятибалльной шкале по градации от «всегда» до «очень редко» и выявляет уровень проникновения Интернета в жизнь испытуемых и количественный показатель интернет-зависимости. Шкала интернет-зависимости Жичкиной содержит 7 вопросов, по два утверждения, и испытуемым было необходимо выбрать наиболее подходящее для них утверждение, характеризующее их общение в Интернете.
Ребёнок, подсевший на компьютерные устройства, может страдать от повышенного потоотделения, тахикардии, тремора рук. Для детей, активно пользующихся цифровыми устройствами, характерны гиперактивность, повышенная раздражительность, сложности с коммуникацией, расстройство сна, быстрая утомляемость, снижение работоспособности, замедление слуховых и зрительно-моторных реакций. А кроме того, существует риск возникновения опухолей. Напряжение при работе за компьютером может привести к болям в шее, плечевом поясе, искривлению позвоночника, хроническим головным болям. Чтобы снизить риск того, что ребёнок «пропадёт» в цифровых сетях, важно постараться сохранить здоровый баланс между онлайн- и офлайн-развлечениями. Ниже вы найдёте несколько лайфхаков, которые помогут вам в этом. Как сохранить интерес ребёнка к офлайн-активностям Лучше 100 раз услышать, чем один раз увидеть. В случае с гаджетами это перевёрнутое правило будет работать в плюс. Чтобы ребёнок не «подсел» на экраны, почаще заменяйте визуальный контент на аудио. Ребёнок просит очередной мультфильм — предложите ему аудиосказку. Скачайте аудиоварианты детских энциклопедий или художественных книг для поездок в машине. Реальные игры вместо виртуальных. Чтобы гаджеты не начали играть в жизни ребёнка ведущую роль и не отодвинули на задний план другие увлечения, культивируйте «бумажные» игры вместо экранных.
Умение выявлять цели, на достижение которых работает информация в нашем случае медиаконтент. На основании такого сопоставления человек может оценить информацию, как полезную или вредную для него лично; либо хорошую или плохую в отношении всего общества, если анализируемый материал относится к сфере массовой культуры. В принципе именно этот процесс и отражает то, что в обиходе принято называть «критическим мышлением». Ситуация в массовой «культуре» Кто-то скажет: «а разве сегодня большинство людей при взаимодействии с медиасредой не оценивают то, что они потребляют с экранов? Схема условная. Но она позволяет наглядно понять, что происходит с большинством современных детей по мере их взросления. В семье ребёнок в первые годы жизни получает обычно достаточно хороший уровень воспитания: родители заботятся о нём, проявляют любовь, стараются привить хорошие нравственные качества, закалить характер, научить множеству навыков и так далее. Понятно, что в жизни не всё идеально, и семьи бывают разные, но, тем не менее, практически все родители искренне желают своим детям добра, видят в них своё будущее и стараются сформировать им благоприятную для развития среду, в которой ребёнок будет с одной стороны обучаться и социализироваться, а с другой — постепенно формироваться в качестве Человека с большой буквы. Но дети растут и постепенно начинают выходить из-под родительского крыла, всё больше входя в самостоятельную жизнь и всё больше сталкиваясь с внешним миром. И речь здесь не столько о физическом пространстве — соседний двор или соседняя улица, а о современных информационных потоках, в которые погружается человек по мере взросления и которые начинают наполнять его мировоззрение, влиять на мысли, желания и, в конечном счёте, на поведение. Если на первых порах, это отдельные мультики, фильмы и песни, которые обычно проходят хоть какой-то контроль со стороны родителей, то по мере взросления объём всевозможного медиаконтента и степень вовлечённости начинает быстро увеличиваться. По статистике, современные подростки проводят перед экранами мониторов, телефонов и телевизоров по несколько часов ежедневно, большую часть времени потребляя так называемый развлекательный контент, который относится к сфере массовой в кавычках «культуры». Как показывает проведённый в рамках проекта Научи хорошему анализ основных сфер окружающей нас массовой «культуры»: современной музыки, телевидения, кинематографа и так далее, внутренняя алгоритмика этого доминирующего информационного потока крайне деструктивна, и сводится по сути к завуалированной пропаганде всевозможных пороков и воспитанию слабой безвольной атомизированной личности, ориентированной на удовлетворение своих инстинктов. Иллюзия «развлекательной» информации Такая ситуация стала возможной как раз потому, что в обществе доминирует иллюзия существования некоего «развлекательного контента», не несущего никакого потенциала влияния.