Новости искра операция великой отечественной войны

В этот день состоялось одно из знаковых событий Великой Отечественной войны – Прорыв блокады Ленинграда. Операция «Искра» – одно из важней-ших событий не только битвы за Ленин-град, но и Великой Отечественной войны. В этом году исполняется 75 лет операции «Искра», в результате которой советским войскам удалось прорвать блокаду Ленинграда. декабрь 1941 года фон Бок, Гудериан, Штраус, фон Клюге и др. Так, в третьем томе энциклопедии «Великая отечественная война 1941—1945 годов» издания 2012 года временные рамки операции «Искра» были расширены.

Операция "Искра". Эхо Великой Отечественной войны.

75 лет назад, 18 января 1943 года, в ходе операции "Искра" была прорвана блокада Ленинграда. Наступательная операция советских войск во время Великой Отечественной войны, получившая название «Икра», началась с 12 января 1943 года. Во время Великой Отечественной войны, город, который оказался в блокаде немецко-фашистских захватчиков, держался до последнего. В годы Великой Отечественной войны – командир подводной лодки С-13; участвовал в боевых действиях на Балтике с начала Великой Отечественной войны, весь период блокады находился в Ленинграде. Андрей Станавов, Ленинград, блокада Ленинграда, прорыв блокады Ленинграда, Великая Отечественная война, Операция "Искра", РИА Новости.

Оборона Ленинграда

Новость об успехе операции «Искра» они услышали по радио. 80 лет назад, 18 января 1943 года, в ходе наступательной операции «Искра» бойцы Ленинградского фронта соединились с красноармейцами Волховского фронта, прорвав многомесячную блокаду Ленинграда. В Великую Отечественную войну в Зимнем дворце все подвалы были приспособлены под бомбоубежища? Операция «Искра» — наступательная операция советских войск с целью прорыва блокады Ленинграда, проведённая с 12 по 30 января 1943 года в ходе Великой Отечественной войны. Наступательная операция Искра с целью прорыва блокады Ленинграда, готовилась довольно долго и тщательно. Для этого была разработана операция «Искра».

Операция "Искра"

Огромный интерес, который вызвала экспозиция у зрителей разного возраста — наших земляков и жителей других регионов — еще раз подтверждает мнение, что Великая Отечественная война для каждой российской семьи — событие очень личное и вневременное. Организаторы «Прорыва», воплотив страницу военной истории в наглядный эпизод, создали интересное выставочное пространство. Посмотреть на необычные экспонаты приходят и приезжают не только люди старшего поколения, историки, специалисты, но и школьники, для которых история Великой Отечественной далека и нереальна. О ее событиях они знают лишь по сюжетам кинолент и литературных произведений. Книга записей полна слов благодарности посетителей, которые после увиденного стали по-другому воспринимать события семидесятилетней давности. Особо дороги для создателей «Прорыва» — участников отряда «Шлиссельбург» - отклики родственников бойцов, погибших на Невском «пятачке».

Эти посетители — самые строгие судьи. Именно здесь, на нашей земле, они потеряли своих родных — отцов, братьев, дедов. Одним из наиболее ярких событий стал неожиданный приезд на панораму Натальи Владимировны Сапловой — дочери старшины Владимира Девяткина.

В этот же день войска 128-й стрелковой дивизии Волховского фронта взяли Липки. Таким образом, к вечеру 18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана, а все южное побережье Ладожского озера очищено от немецких войск. Но значимых успехов наступающим советским частям добиться не удалось. Немецкое командование перебросило в район Синявино 5 дополнительных дивизий, что позволило ему удержать Синявинские высоты. Неудачи конца января вынудили Ставку ВГК скорректировать план наступления.

Согласно новому плану к операции подключались 55-я армия Ленинградского фронта и 54-я армия Волховского фронта, которые встречным ударом в направлении Тосно должны были отсечь мгинско-синявинскую группировку противника от основных сил. Две недели советские войска пытались взломать оборонительные позиции противника, но серьезных успехов атакующим войскам добиться не удалось. Немецкое командование, умело маневрируя резервами, надежно удерживало занимаемые позиции. К концу февраля 1943 года стало понятно, что без серьезной подготовки выполнить все поставленные задачи не удастся. Несмотря на то, что полностью выполнить все поставленные задачи не удалось, результаты операции для осажденной Северной столицы трудно переоценить. Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за город. В кратчайшие сроки вдоль Ладожского озера была построена железнодорожная ветка Поляны — Шлиссельбург и уже 7 февраля в осажденный город пришел первый состав с «Большой Земли». К середине февраля в Ленинграде начали действовать нормы продовольственного снабжения, установленные для других промышленных центров страны, что радикальным образом улучшило положение ленинградцев.

Однако после поражения немцев на Курской дуге положение на фронте под Ленинградом начало улучшаться. Давайте остановимся на этом чуть подробнее? И всегда, когда менялась ситуация на других фронтах и под Ленинградом, это чувствовали все. А если мы затронем более ранний период — 1941 и 1942 годы, то положение вокруг Ленинграда и, скажем, битва за Москву были не просто связаны, а зависели друг от друга полностью. Кстати, одна из серьезных проблем в науке как раз в том, что мы до сих пор часто рассматриваем такие крупные операции в отрыве, а этого нельзя делать — Вернемся к «Дороге Победы», расскажите, смогли ли наши бойцы отодвинуть фронт от дороги? И как шла работа? Было принято решение о движении исключительно по ночам.

Причем в первую ночь поезда шли в город, а в следующую — из города. Такими своеобразными караванами иногда удавалось пропускать до 25 поездов за ночь. Самая большая проблема — это задержка вагонов и подвижного состава на сортировочных станциях. Эту логистическую проблему в таких условиях до конца решить так и не удалось. Кстати, параллельно была проложена и автомобильная дорога, машины шли уже не только по льду, но и по твердой земле, трасса работала и летом, и осенью 1943 года. Во многом этот коридор и дороги стали тем фактором, который позволил Красной армии накопить на Ленинградском фронте достаточно сил и средств для мощного удара и окончательного снятия блокады Ленинграда. Это позволило зимой 1944 года провести ту операцию, которую мы сейчас знаем как Красносельско-Ропшинскую, когда с двух изолированных участков Ораниенбаумского плацдарма и самого города были нанесены равные по силе удары, приведшие к бегству немцев от города на 60-100 км.

Без «Дороги Победы» это было бы невозможно. Действительно, на порядки. С учетом работы ледовой трассы и водного пути эти масштабы просто несопоставимы. Без прокладки этой временной ветки накопить требуемое количество военных материалов в Ленинграде было просто физически невозможно. А уж обеспечить город — и подавно. То есть туда — припасы, а обратным путем по возможности эвакуировались люди?

Бои сразу же приняли крайне ожесточённый характер. Так, в течение 10 дней части 2-й ударной армии силами 35 батальонов штурмовали высоту 43. Одновременно 73-я морская стрелковая бригада, 80-я и 364-я стрелковые дивизии, а затем и 64-я гвардейская стрелковая дивизия, усиленные значительной артиллерийской группировкой, штурмовали высоту с отметкой 50. Высоты несколько раз переходили из рук в руки, но в конечном итоге части 21-й немецкой пехотной дивизии и 540-го штрафного батальона при поддержке нескольких танков «Тигр» сумели удержать их в своих руках. После нескольких дней относительного затишья 12—13 февраля атаки частей 2-й ударной армии на Синявинские высоты возобновились и продолжались до конца февраля, но вновь успеха не достигли [46] [47] [45]. Таким образом, наступление 2-й ударной армии успеха не имело и было прекращено [44]. В результате части 128-й, 18-й и 11-й советских стрелковых дивизий попали в окружение и понесли тяжёлые потери, а линия фронта сместилась севернее дороги Синявино — Гонтовая Липка [48]. Войскам всех четырёх армий 54-й , 55-й , 67-й и 2-й ударной было предписано временно прекратить наступление и закрепиться на занимаемых рубежах, а командующим фронтов к 3 марта представить соображения по проведению очередной совместной наступательной операции [49]. Несмотря на то, что наступление Северо-Западного фронта в феврале, так же, как и под Ленинградом , не достигло поставленных целей, советское командование всё-таки рассчитывало осуществить план «Полярная Звезда» в марте, но уже с более скромными целями [50]. Согласно очередному плану Ставки ВГК Северо-Западный фронт переходил в новое наступление 4 марта в направлении Старой Руссы , а 55-я армия Ленинградского фронта и 8-я армия Волховского фронта — 14 марта, получив прежнюю задачу — окружить и уничтожить мгинско-синявинскую группировку противника. Обескровленные 67-я и 2-я ударная армии должны были присоединиться к наступлению только в случае успеха на флангах [50]. В начале марта 1943 года из-за резко изменившейся обстановки на южном фасе советско-германского фронта операция «Полярная Звезда» была фактически отменена. Войска Северо-Западного фронта всё-таки начали наступление 5 марта. Войска Ленинградского и Волховского фронтов не сумели подготовиться к наступлению к 14 марта и начало операции было перенесено на 5 дней. К этому моменту войска Северо-Западного фронта, не добившись успеха, уже завершали операцию, которая была окончательно прекращена 17 марта. Продолжение наступления, 19 марта — 2 апреля 1943 года[ править править код ] 19 марта 55-я армия начала наступление из района Красного Бора в направлении Ульяновки. В начале операции войска армии сумели прорвать фронт на участке в 6,5 километров и продвинуться вперёд до 2,5 километров. В дальнейшем, после ожесточённых боёв, передовые части армии продвинулись на 8—10 километров и достигли северо-западных окраин Саблино и Ульяновки [52]. Соединения 55-й армии до начала апреля неоднократно пытались возобновить наступление, но успеха так и не достигли. Одновременно с началом наступления 55-й армии 8-я армия начала наступление на Мгу из района южнее Вороново. На участке фронта от Гонтовой Липки до района Погостья советским войскам противостояли части 1-й, 223-й, 69-й пехотных и 285-й охранной дивизий [50]. После трёх дней боёв первый эшелон 8-й армии 256-я, 265-я, 286-я, 374-я и 378-я стрелковые дивизии при поддержке 35-го, 25-го, 33-го и 50-го танковых полков прорвал немецкую оборону на участке Вороново — Лодва шириной 8 километров и продвинулся вперёд до 2—5 километров. Подвижной группе в составе полка 64-й гвардейской стрелковой дивизии и танкового батальона 122-й танковой бригады удалось обойти с севера мощный узел обороны Карбусель и перерезать железную дорогу Мга — Кириши восточнее станции Турышкино. Однако командование немецкой 18-й армии сумело перебросить 21-ю, 121-ю пехотные дивизии, 2 полка 11-й пехотной дивизии, которые сумели остановить продвижение 8-й армии. Ввод в бой 1 апреля 14-й стрелковой дивизии и 1-й стрелковой бригады для поддержки успеха 64-й дивизии результата не принёс [53]. Таким образом, и вторая попытка окружения мгинско-синявинской группировки противника закончилась провалом. Подготовка[ править править код ] К началу операции войска Ленинградского фронта поддерживали 13-я воздушная армия , ВВС Краснознамённого Балтийского фронта, 7-й истребительный корпус ПВО и смешанные авиаполки 42-й , 67-й и 23-й армий. Все эти силы находились в оперативном подчинении командующего 13-й воздушной армией. К началу операции в 13-й воздушной армии и в 7-м истребительном авиакорпусе насчитывалось 287 самолётов: 26 бомбардировщиков, 40 штурмовиков, 171 истребитель, остальные 50 самолётов — самолёты-разведчики, корректировщики, транспортные, связь. В основном это были новые типы самолётов — бомбардировщики Пе-2 , штурмовики Ил-2 , истребители Як-7 , Ла-5 [55]. В ВВС Балтийского флота было 238 самолётов. Войска Волховского фронта поддерживала 14-я воздушная армия , 2-й истребительный авиакорпус , 232-я штурмовая авиадивизия. Эти силы оперативно подчинялись командующему 14-й воздушной армией. В составе этой группировки насчитывалось 374 исправных самолёта. Таким образом в составе двух фронтов и флота было 899 самолётов [55]. Со стороны немецко-фашистских войск перед Ленинградским и Волховским фронтами базировалось около 150 самолётов, выделенных из состава 1-го воздушного флота , поддерживающих с воздуха 18-ю немецкую армию. Вражеская авиация вела в основном разведку наших войск, коммуникаций, небольшими группами пыталась бомбить перевалочные базы на Ладожском озере и в ночное время Ленинград и особой активности не проявляла [55]. В период подготовки к операции лётчики 13-й воздушной армии провели тщательную разведку оборонительных полос врага. Особенно подробно изучался передний край, аэродромы и коммуникации. Разведку и перспективно-панорамное аэрофотографирование обороны противника провели 5-я дальнеразведовательная эскадрилья и специально выделенные экипажи в авиаполках армии. По данным фоторазведки создавались топографические карты с впечатанной обстановкой. Было изготовлено 196 фотопланшетов с дешифрованными целями. Ими обеспечивались сухопутные войска и авиационные части [55]. Для улучшения взаимодействия авиации Ленинградского, Волховского фронтов, ВВС Балтийском флота с сухопутными войсками развернули вспомогательный пункт управления командующего 13-й воздушной армией с командующим 67-й армией, наносившей главный удар в полосе Ленинградского фронта. В стрелковые дивизии первого эшелона были направлены офицеры-авиаторы со средствами связи, в задачу которых входило принимать от наземного командования заявки на уничтожение войск и объектов противника и передавать их на КП авиационных соединений и частей, а также информировать авиационное командование об изменениях на линии боевого соприкосновения с противником [55]. Подготовку к проведению операции провела инженерно-авиационная служба. Были полностью укомплектованы личным составом, инструментом и оборудованием полевые авиаремонтные мастерские. Каждая ремонтная база и авиамастерская подготовила бригады специалистов по ремонту самолётов в полевых условиях с необходимыми запасами материалов и запчастей [55]. Большую работу проделали и специалисты авиационного тыла. К началу операции было построено 375 укрытий для самолётов на аэродромах, отремонтированы подъездные пути и дороги, дооборудованы старые аэродромы и построены новые, отремонтированы взлётно-посадочные полосы и рулёжные дорожки. Создавалась сеть ложных аэродромов, оборудовались узлы связи, строились землянки, мастерские, столовые. До начала операции частями авиационного тыла были завезены боеприпасы, необходимое авиатехническое имущество, горюче-смазочные материалы [55]. Наступление[ править править код ] 12 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли в наступление. Метеоусловия в это время были очень тяжёлыми для действий авиации. Облачность опустилась ниже 100 м, горизонтальная видимость не превышала 500 м. Сложная погода не позволяла применять авиацию крупными группами. Поддержка наземных частей и подавление миномётно-артиллерийских батарей противника производилась мелкими группами штурмовиков и истребителей. При форсировании Невы наши истребители прикрывали наступающие стрелковые части от ударов немецкой авиации [55]. За первый день наступления лётчики 13-й воздушной армии произвели 159 самолёто-вылетов. На Волховском фронте до начала артиллерийской подготовки группы бомбардировщиков и штурмовиков 14-й воздушной армии атаковали опорные пункты и огневые позиции артиллерии противника. С началом наступления части 14-й воздушной армии выполняли задачи, аналогичные тем, что решали ВВС Ленинградского фронта [55]. После улучшения метеоусловий в боевую работу включились лёгкие ночные бомбардировщики По-2. В ночь на 14 января 15 самолётов По-2 произвели 44 боевых вылета 29 на бомбометание и 15 на разведку. Ночные удары по врагу имели важное значение, потому что гитлеровское командование стремилось не допустить соединения Ленинградского и Волховского фронтов и удержать любой ценой шлиссельбургский выступ. Активизировала свои действия и немецкая авиация. Из 416 вражеских самолётов, отмеченных в полосе прорыва во второй декаде января, 187 приняли участие в воздушных боях. Особенно тяжело приходилось нашим штурмовикам, которые действовали у самой линии фронта на малых высотах. После прорыва блокады Ленинграда наши войска должны были закрепиться на освобождённой территории и расширить фронт прорыва. В конце января к боевым действиям на Волховском фронте был привлечён 1-й бомбардировочный авиакорпус [55]. Немецкое командование срочно доукомплектовало действующие соединения 1-го воздушного флота — под Ленинград были переброшены три группы бомбардировщиков. Численность самолётов на ленинградском направлении была доведена до 250. Активность вражеской авиации значительно возросла. За первую декаду января она совершила 215 самолёто-вылетов, во вторую декаду 311, а в третью 558. Немецкая авиация действовала главным образом по нашим войскам на поле боя и ближнем тылу [55]. Противодействие нашим военно-воздушным силам усилилось, борьба в воздухе стала более ожесточённой.

Операция «Искра»: как прорывали блокаду Ленинграда

Минобороны опубликовало ряд архивов в честь 80-летия прорыва блокады Ленинграда Так, в третьем томе энциклопедии «Великая отечественная война 1941—1945 годов» издания 2012 года временные рамки операции «Искра» были расширены.
Как прорвали блокаду Ленинграда в 1943-м: операция "Искра" и Дорога Победы Великие победы Красной армии: к 80-летию операций «Кольцо» и «Искра».
Прорыв блокады Ленинграда 12 уроков будут посвящены основным битвам Великой Отечественной, четыре занятия — униформе вермахта и РККА, четыре лекции — оружию Великой Победы.
Прорыв Ленинградской Блокады. Операция «Искра». Фильм 104 из цикла "История России. XX век" Работники Шило-Голицынской сельской библиотеки МУК «РМЦБ» провели исторический час «Операция «Искра».
Началась операция «Искра» с целью прорыва блокады Ленинграда Операция «Искра» стала кодовым названием наступательных мероприятий в период 12-30 января 1943 г. в ходе Великой Отечественной войны.

Операция «Искра». Как прорывали блокаду Ленинграда под гимн «Интернационал»

Операция «Искра» явилась переломным моментом битвы за Ленинград в 1941–44 годах. декабрь 1941 года фон Бок, Гудериан, Штраус, фон Клюге и др. Продолжается специальная военная операция, и важно еще раз вспомнить подвиги героев Великой Отечественной войны, защитников и жителей блокадного Ленинграда. Конечно же, операция "Искра" не была единоличным успехом Говорова как полководца. Первоначально ведь операция «Искра» назначалась на 1 января, и на 12-е января ее перенесли только потому, что Нева еще не замерзла.

Операция "Искра": как советские войска прорвали блокаду Ленинграда

То есть туда — припасы, а обратным путем по возможности эвакуировались люди? Слишком рискованно. Но позже велась эвакуация гражданского населения, вывозились раненые. Да и в Ленинграде оставались военные запасы, которые не вывезли в 1941 году, но они требовались стране, поэтому большую часть времени действия «Дороги Победы» поезда порожняком не шли. Линия работала с такой загрузкой, насколько это было возможным. Детальное планирование и героизм солдат — ключ к успеху — Я знаю, что у вас недавно вышла книга как раз о событиях операции «Искра» и прорыве блокады Ленинграда, скажите несколько слов как специалист об особенностях этой операции, возможно, у вас есть интересные факты. Возможно, для кого-то книга станет не очень приятным сюрпризом, так как я старался максимально честно и объективно охарактеризовать действительно тяжелые бои, которые велись под Ленинградом. С уверенностью можно сказать, что первые семь дней операции «Искра» были одними из самых кровопролитных за всю историю Великой Отечественной войны. И да, большая самоотверженность простых солдат сделала возможным успех операции в тяжелых условиях.

Относительно планирования также можно сказать, что это не случайные удары, а в целом спланированная и осуществленная операция, которая отличалась от более ранних попыток деблокировать Ленинград. Это была первая операция, сочетавшаяся со стратегическим наступлением наших войск, достаточно хорошо подготовленная. Впервые Ленинградский фронт наносил ощутимый удар из города, навстречу Волховскому фронту, и силы были примерно равными. Действительно, готовились, планировали, ставили правильные и реальные задачи войскам. Блокада была прорвана, а «Дорога Победы» заработала, даже несмотря на то, что второй этап операции выполнить в полном объеме не удалось. Обложка: Вл. Серов, И. Серебряный, А.

Казанцев «Прорыв блокады», 1943 год. Государственный Русский музей.

Без «Дороги Победы» это было бы невозможно. Действительно, на порядки. С учетом работы ледовой трассы и водного пути эти масштабы просто несопоставимы. Без прокладки этой временной ветки накопить требуемое количество военных материалов в Ленинграде было просто физически невозможно.

А уж обеспечить город — и подавно. То есть туда — припасы, а обратным путем по возможности эвакуировались люди? Слишком рискованно. Но позже велась эвакуация гражданского населения, вывозились раненые. Да и в Ленинграде оставались военные запасы, которые не вывезли в 1941 году, но они требовались стране, поэтому большую часть времени действия «Дороги Победы» поезда порожняком не шли. Линия работала с такой загрузкой, насколько это было возможным. Детальное планирование и героизм солдат — ключ к успеху — Я знаю, что у вас недавно вышла книга как раз о событиях операции «Искра» и прорыве блокады Ленинграда, скажите несколько слов как специалист об особенностях этой операции, возможно, у вас есть интересные факты.

Возможно, для кого-то книга станет не очень приятным сюрпризом, так как я старался максимально честно и объективно охарактеризовать действительно тяжелые бои, которые велись под Ленинградом. С уверенностью можно сказать, что первые семь дней операции «Искра» были одними из самых кровопролитных за всю историю Великой Отечественной войны. И да, большая самоотверженность простых солдат сделала возможным успех операции в тяжелых условиях. Относительно планирования также можно сказать, что это не случайные удары, а в целом спланированная и осуществленная операция, которая отличалась от более ранних попыток деблокировать Ленинград. Это была первая операция, сочетавшаяся со стратегическим наступлением наших войск, достаточно хорошо подготовленная. Впервые Ленинградский фронт наносил ощутимый удар из города, навстречу Волховскому фронту, и силы были примерно равными. Действительно, готовились, планировали, ставили правильные и реальные задачи войскам.

Блокада была прорвана, а «Дорога Победы» заработала, даже несмотря на то, что второй этап операции выполнить в полном объеме не удалось. Обложка: Вл.

Сталину установить начало наступления между 10 — 12 января. Мотивация была такова: крайне неблагоприятные метеоусловия, характеризующиеся затяжной оттепелью и в связи с этим совершенно недостаточной устойчивостью ледяного покрова на Неве и плохой проходимостью болот. В начале января 1943 г. Одновременно были установлены сигналы взаимного опознавания при встрече, а также было условлено, что если войска одного из фронтов, выйдя на намеченный рубеж, не встретят войска другого фронта, то они продолжат наступление до фактической встречи.

Ворошилов доложил И. Столь оптимистическое заверение насторожило Верховного Главнокомандующего. Он позвонил в штаб Воронежского фронта, где в то время находился генерал армии Г. Жуков и сказал: «В Ленинграде как представитель Ставки находится Ворошилов. Государственный Комитет Обороны считает, что Вам также необходимо поехать туда. Воспоминания и размышления.

Жуков прибыл в штаб Волховского фронта, а затем ознакомился с положением дел во 2-й ударной и 8-й армиях. Вечером Георгий Константинович докладывает в Ставку ВГК: «Сегодня был на командном пункте Романовского и Старикова, с которыми подробно разобрал обстановку и принятые решения. Разобрал также обстановку с командиром 128 сд и его решение на бой. Основными недочетами в решениях и обеспечении операции являются: 1. Отсутствие танков и недостаточное количество огневых средств не гарантировало прорыв. Взаимодействие на стыках армии, соединений и частей отработано слабо.

Расположение дивизионных резервов в боевых порядках было слишком близкое, и по существу резервы превращались во вторые эшелоны, отмененные Вашим приказом. Удаленность их от 1-го эшелона на 1—1,5 км могла привести к большим потерям. Кроме того, обнаружен ряд мелких тактических и технических недостатков. По всем обнаруженным недостаткам даны исчерпывающие указания Афанасьеву псевдоним К. Генерал армии Жуков просил срочно подать для фронта воздухоплавательный аэростатный отряд, одно-два звена самолетов-корректировщиков, дополнительно отпустить следующее количество боеприпасов: 122-мм гаубичных — 20 тыс. По приказу Сталина командующие фронтами немедленно приступили к устранению выявленных Жуковым недостатков, еще раз детально проработали план предстоящей операции.

Однако полностью устранить все недостатки не удалось. К началу наступления испортилась погода. Над землей нависли низкие облака, временами шел густой снег. В ночь на 12 января сводная группа ночных бомбардировщиков совершила массированный налет на артиллерийские позиции и штабы противника в полосе прорыва. В 9 часов 30 минут началась артиллерийская подготовка. За 40 минут до начала атаки штурмовая авиация группами по шесть — восемь самолетов нанесла удар по опорным пунктам и батареям противника.

По окончании артиллерийской подготовки пехота, сопровождаемая огневым валом на направлении главного удара и последовательным сосредоточением огня на вспомогательных направлениях, двинулась в атаку на вражеские позиции. Несмотря на мощную артиллерийскую подготовку, противник сохранил немало огневых средств и живой силы. В результате он оказал ожесточенное сопротивление. Авиация Ленинградского и Волховского фронтов и Краснознаменного Балтийского флота, несмотря на низкую облачность, наносила непрерывные удары по скоплениям войск противника. В полосе наступления 67-й армии наибольшего успеха добилась 136-я стрелковая дивизия генерала Н. Симоняка, наступавшая в районе Марьино.

Ее части, преодолев по льду Неву, захватили первые траншеи противника и стали продвигаться в глубь его обороны. Успешно действовала и 268-я стрелковая дивизия полковника С. Борщева, которая также вышла на левый берег Невы и выбила противника из 2-го Городка. Однако на правом фланге 67-й армиипротивнику удалось плотным артиллерийско-минометным огнем остановить 45-ю гвардейскую стрелковую дивизию. Сложная обстановка сложилась на левом фланге армии, где наступала 86-я стрелковая дивизия. Один из ее полков преодолел Неву, а два других залегли под огнем противника на льду реки.

К исходу дня войска 67-й армии сумели вклиниться в оборону противника на глубину до 3 км. Котик, Н. Кутузов, В. Селезнев, Л. Кабачек, Ю. Гариков, К.

Молтенинов, Ф. Диорама музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда», посвященная переломному моменту в истории обороны Ленинграда пятой за 1,5 года попытке прорыва блокады — операции «Искра». Кировск, Кировский р-н, Ленинградская обл.

После прорыва кольца блокады в беспрецедентно короткие сроки, всего за 18 дней, на отвоёванном у неприятеля участке была построена автодорога протяжённостью 33 километра и сооружён через Неву железнодорожный мост, которые в буквальном смысле вернули в город на Неве жизнь. Уже утром 7 февраля ленинградцы встречали первый состав с Большой земли. До конца года по этим маршрутам было доставлено более 4 миллионов тонн различных грузов. В город завезли уголь, промышленность получила электроэнергию, замороженные заводы и фабрики ожили. Подвигом ленинградцев и защитников города гордилась не только родная страна. Президент США Франклин Рузвельт от имени своего народа вручил грамоту «городу Ленинграду в память о его доблестных воинах и его верных мужчинах, женщинах и детях, которые, будучи изолированными захватчиком от остальной части своего народа, и несмотря на постоянные бомбардировки и несказанные страдания от холода, голода и болезни, успешно защищали свой любимый город в течение критического периода от 8 сентября 1941 года по 18 января 1943 года…» Ещё один уникальный документ, представленный на портале Президентской библиотеки — «Телеграмма из Лондона 24 января 1943 в Народный Комиссариат Иностранных Дел». В ней цитируется письмо министра национальной обороны Чехословацкой Республики генерала Ингра, в котором он просит принять «самые искренние поздравления по случаю великолепной победы, которую Красная Армия только что одержала под Ленинградом» и «передать наши горячие поздравления и наши искренние пожелания новых побед как славной Красной Армии, так и великому народу СССР».

Картину блокады города и её прорыва можно увидеть с помощью электронной коллекции Президентской библиотеки «Оборона и блокада Ленинграда» , включающей официальные документы, периодические издания, видеоматериалы, кинохронику, воспоминания, дневники и материалы из личных архивов ленинградцев, а также фотохронику ТАСС. На снимках военкоров запечатлены уникальные моменты прорыва блокады Ленинграда в 1943 году: «Волховский фронт. После прямого попадания в фашистскую батарею», «Ленинградский фронт.

Операция «Искра»: как прорывали блокаду Ленинграда

Операция «Искра» Подготовила Левашова Алена ученица 11 «Б» класса МБОУ лицея № 26. Во время Великой Отечественной войны, город, который оказался в блокаде немецко-фашистских захватчиков, держался до последнего. Опера́ция «И́скра» — наступательная операция советских войск во время Великой Отечественной войны, проведённая с 12 по 30 января 1943 года силами Ленинградского. Исследование воздействия операции 'Искра' на общий ход Великой Отечественной войны, анализ изменений в стратегии сторон и последствий для дальнейших боевых действий. В подготовке операции «Искра» участвовал заместитель Верховного главнокомандующего и наркома обороны СССР Георгий Жуков. В годы Великой Отечественной войны – командир подводной лодки С-13; участвовал в боевых действиях на Балтике с начала Великой Отечественной войны, весь период блокады находился в Ленинграде.

Операция «Искра». Как прорывали блокаду Ленинграда под гимн «Интернационал»

Как вспомню весь этот адский грохот и разрывы снарядов и мин, так снова и снова меня бросает в дрожь», - так описывал свои впечатления о начале советского наступления военнослужащий 170-й немецкой пехотной дивизии. Артиллеристов поддержали 147 лёгких танков и бронеавтомобилей, вес которых мог выдержать лёд на Неве. Двухчасовой ураганный огонь нашей артиллерии и атака пехоты с танками оставили после себя следы грозного возмездия. Убитые немцы еще не убраны. Их застывшие лица с примерзшими к земле желтыми волосами смотрят в небо мертвыми глазами. Скрюченные, впившиеся в снег руки…» Командование 18-й немецкой армии, державшей оборону на этом участке фронта, уже к вечеру вынуждено было признать: «Несмотря на храброе сопротивление наших войск и, несмотря на контратаки, противник уже в первый день битвы смог добиться глубоких прорывов. Наши войска были так истощены, что они едва замедлили дальнейшее наступление противника».

Шел второй год войны. До полного снятия блокады оставалось еще немногим более 12 месяцев. Операция по прорыву блокады Ленинграда началась 12 января 1943 года.

Ставка Верховного главнокомандования начала операцию с массированного авиационного бомбо-штурмового удара и артиллерийского сопровождения. Основные боевые действия проходили в районе Невского «пятачка», где наступление развивалось не очень удачно. При форсировании Невы были потеряны все танки. Атака была сорвана. Войска были переправлены на рубеж в район Марьино, с задачей наступать на Шлиссельбург с юга, что привело к успеху операции. Официальной датой прорыва блокады Ленинграда считается 18 января 1943 года, но ожесточенные бои на участках Ленинградского и Волховского фронтов продолжались еще в течении всего месяца. Тогда удалось восстановить железнодорожное сообщение с осажденным городом, но до полной разблокировки Ленинграда потребовался еще год ожесточенных боев на этом направлении. Подпишитесь на рассылку Одно письмо в день — подборка материалов с сайта, ТВ-эфиров, телеграма и подкаста. Можно отписаться в любой момент.

Подготовка велась в условиях абсолютной секретности на Ленинградском и Волховском фронтах. Форсировать Неву планировали на лыжах. Бойцы должны были уметь двигаться быстро. Одной из проблем была немецкая колючая проволока. Прочная, квадратная в сечении, с плотной посадкой колючек. Обычные кусачки ее не брали. Тогда умельцы придумали насадку на автомат, чтобы перебивать проволоку выстрелом. Перед атакой провели мощную артподготовку. Но абсолютно все предусмотреть не смогли.

Нам надо было форсировать Неву, чтобы попасть в Шлиссельбург.

Сложная погода не позволяла применять авиацию крупными группами. Поддержка наземных частей и подавление миномётно-артиллерийских батарей противника производилась мелкими группами штурмовиков и истребителей. При форсировании Невы наши истребители прикрывали наступающие стрелковые части от ударов немецкой авиации. Войска Ленинградского и Волховского фронтов 18 января 1943 года прорвали блокаду Ленинграда.

Хотя достигнутый военный успех был достаточно скромен ширина коридора, связавшего город со страной, была всего 8—11 километров , политическое, материально-экономическое и символическое значение прорыва блокады невозможно переоценить. В кратчайшие сроки были построены железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург, автомобильная магистраль после войны вошла в состав Мурманского шоссе, современная автотрасса Р21 и несколько мостов через Неву. Уже с середины февраля в Ленинграде начали действовать нормы продовольственного снабжения, установленные для других промышленных центров страны.

Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда

была прорвана блокада Ленинграда. Подготовка операции "Искра" заняла около месяца, особое внимание в ней уделили ударным группировкам. Шаблон:Блокада Ленинграда 2 Операция «Искра» — наступательная операция советских войск с целью прорыва блокады Ленинграда, проведённая с 12 по 30 января 1943 года в ходе Великой Отечественной войны. В этот день в далеком 1943 году в ходе Великой Отечественной войны состоялся прорыв блокады Ленинграда.

Операция«Искра»: 70 лет спустя

Telegram: Contact @ArmySymbol С завершением операции «Искра» инициатива ведения боевых действий под Ленинградом окончательно перешла к советским войскам.
18 января – операция "Искра". Прорыв блокады Ленинграда. В этот день состоялось одно из знаковых событий Великой Отечественной войны – Прорыв блокады Ленинграда.
Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда 12–30 января 1943 г. Операция «Искра» – одно из важней-ших событий не только битвы за Ленин-град, но и Великой Отечественной войны.
Великая Отечественная война. Часть 26. Операция «Искра» Это уникальные архивные документы о той самой стратегической операции, она носила название «Искра», в ходе которой советским войскам удалось разгромить врага.
Операция «Искра» Название операции предложил Сталин, объяснив это тем, что поскольку предыдущие попытки прорвать блокаду города на Неве закончились неудачей, то на этот раз из «искры» наконец должно возгореться «пламя» победы.

Вода живая

  • Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда
  • Одна на всех: операция "Искра" – Новое Телевидение
  • Началась операция «Искра» с целью прорыва блокады Ленинграда - Знаменательное событие
  • Операция «Искра»: как прорывалась блокада Ленинграда
  • Операция «Искра» (12—30 января 1943 г.) : Министерство обороны Российской Федерации

Операция 'Искра'

Президентская библиотека — о прорыве блокады Ленинграда Первая «Искра» Победы. Президентская библиотека — о прорыве блокады Ленинграда 18 января 2022 Источник: Президентская библиотека «В мутном рассвете зимнего утра прогремел артиллерийский залп. Затем залпы последовали один за другим. Разгорячённые орудийные расчёты работали в гимнастёрках, хотя на улице стоял 20-градусный мороз… Не затихая, бой продолжался почти двое суток. В кровопролитных схватках отвоёвывался каждый метр земли... Прорыв блокады Ленинграда, продолжавшейся более 16 месяцев. О героизме и мужестве жителей и защитников осаждённого города сказано и написано немало.

Кадры кинохроники «Оборона Ленинграда. Блокада Ленинграда» говорят за себя сами. Чёрные провалы разрушенных зданий, скованная льдом «Аврора», «зенитки» у заиндевевшего Исаакиевского собора, заваленные сугробами улицы, очереди за хлебом, брошенные на рельсах трамваи, измождённые ленинградцы, везущие на санках тела умерших, женщины и дети, из последних сил набирающие в проруби воду, автоколонна машин на Дороге жизни, её безжалостный обстрел… И вот, наконец, кадры бегущих в атаку автоматчиков в белых маскхалатах, встреча солдат Ленинградского и Волховского фронтов, ликование бойцов… Наступательная операция «Искра» готовилась почти месяц.

По «Дороге жизни» — до марта 1943 г. В то же время из города на Неве было эвакуировано 1376 тыс. Всего за период блокады из города было вывезено 1750 тыс. Для транспортировки нефтепродуктов по дну Ладожского озера был проложен трубопровод. Были предприняты четыре попытки разорвать вражеское кольцо. Первая — в сентябре 1941 г.

И только в январе 1943 г. На узкой полосе южного берега Ладожского озера, шириной 8-11 км, удалось восстановить сухопутную связь со страной. В течение последующих 17 суток по этому коридору была проложена железная и автомобильная дороги. Январь 1943 г. Для деблокирования осажденного города главные удары было решено нанести под Шлиссельбургом — в самой узкой части выступа немецкой обороны, примыкавшего к Ладожскому озеру. В этом месте рубежи передовых частей Ленинградского и Волховского фронтов разделяли каких-то 15 километров оккупированной земли, вдоль и поперек перепаханной немецкими траншеями и противотанковыми рвами. Этот район лучше всего подходил для нанесения двух стремительных встречных ударов — с запада изнутри кольца и с востока. За годы блокады вермахт успел здесь основательно окопаться. Так называемый шлиссельбургско-синявинский выступ представлял собой мощный укрепрайон, удерживаемый пятью прекрасно вооруженными и укомплектованными дивизиями группы армий «Север».

Опасаясь прорыва, противник стянул сюда 700 орудий и минометов, а также до полусотни танков. Оборону в районе держал 26-й армейский корпус генерала Лейзера и части 54-го корпуса. Многочисленные дзоты, опорные пункты и закопанные в грунт трофейные советские танки соединялись широкими валами из бревен и земли. Политые водой, валы схватывались на морозе и становились прочными, как бетон. Пространство между узлами сопротивления было перетянуто колючей проволокой, плотно заминировано и простреливалось перекрестным огнем. Сверху все это хозяйство прикрывали «Юнкерсы» и «Мессершмиты» 1-го воздушного флота люфтваффе. Командующим Ленинградским и Волховским фронтами удалось в сжатые сроки нарастить ударные «кулаки» под Шлиссельбургом за счет резервов и переброски сил с других направлений. Изнутри блокадного кольца на 13-километровом участке прорыва сосредоточили почти две тысячи орудий и минометов, а снаружи, на участке Волховского фронта, плотность артиллерии местами достигала 365 единиц на километр. С неба операцию поддерживали летчики 13-й Ленинградский фронт и 14-й Волховский фронт воздушных армий.

С моря — корабли Балтийского флота. Жители Ленинграда освобождают памятник Петру I от защитных укрытий после снятия блокады. Если бы одна из сторон вышла туда раньше другой, то следовало прорываться дальше, до встречи со своими. Чтобы скрыть от противника подготовку наступления, технику и личный состав перемещали только ночью или в нелетную погоду, все обсуждения и совещания проходили в условиях абсолютной секретности. Историки отмечают, что полной картиной предстоящего удара владели не более полутора десятков человек.

Основной вехой этого периода войны стал прорыв блокады Ленинграда. Была окончательно снята даже теоретическая возможность штурма Ленинграда немецкими войсками — инициатива на Северо-Западном направлении окончательно перешла к советским войскам». Верховное главнокомандование приняло решение развить достигнутые успехи, не только восстановить контроль над Кировской железной дорогой, но и полностью снять блокаду Ленинграда, освободить всю Ленинградскую область.

Вечером того же дня частями 86-й стрелковой дивизии и 34-й отдельной лыжной бригады Ленинградского фронта был освобождён Шлиссельбург. В этот же день войска 128-й стрелковой дивизии Волховского фронта взяли Липки. Таким образом, к вечеру 18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана, а все южное побережье Ладожского озера очищено от немецких войск. Но значимых успехов наступающим советским частям добиться не удалось. Немецкое командование перебросило в район Синявино 5 дополнительных дивизий, что позволило ему удержать Синявинские высоты. Неудачи конца января вынудили Ставку ВГК скорректировать план наступления. Согласно новому плану к операции подключались 55-я армия Ленинградского фронта и 54-я армия Волховского фронта, которые встречным ударом в направлении Тосно должны были отсечь мгинско-синявинскую группировку противника от основных сил. Две недели советские войска пытались взломать оборонительные позиции противника, но серьезных успехов атакующим войскам добиться не удалось. Немецкое командование, умело маневрируя резервами, надежно удерживало занимаемые позиции. К концу февраля 1943 года стало понятно, что без серьезной подготовки выполнить все поставленные задачи не удастся. Несмотря на то, что полностью выполнить все поставленные задачи не удалось, результаты операции для осажденной Северной столицы трудно переоценить. Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за город. В кратчайшие сроки вдоль Ладожского озера была построена железнодорожная ветка Поляны — Шлиссельбург и уже 7 февраля в осажденный город пришел первый состав с «Большой Земли».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий