В 337 году папа римский Юлий I утвердил 25 декабря как дату Рождества Христова, и представители многих конфессий празднуют его в этот день. Когда будет отмечаться Рождество Христово в 2023 году, тайной за семью печатями не является — как и всегда, 7 января по новому стилю.
Как правильно провести 7 дней Рождества: что можно, а что нельзя
Ежегодно 7 января православные христиане отмечают великий праздник Рождества Христова. Рождество католическое и православное. · Когда на Руси стали праздновать Рождество. Римская церковь официально начала праздновать Рождество 25 декабря, когда христианство стало официальной религией Римской империи, а Папа Юлий I объявил 25 декабря праздником в 4 веке нашей эры. Рассказываем, как можно отмечать Рождество, какие существуют традиции празднования, что дарить на Рождество.
Рождество Христово в России
РИА «Новости» В 2024 году начало празднования Рождества выпадает на выходные дни первой новогодней недели: 6 января — суббота и 7 января — воскресенье. Эзотерик уточнила: отмечают религиозный праздник не один день, а неделю — до 13 января. Тем не менее именно с 6 на 7 января все православные должны быть на праздничном, торжественном богослужении. Придя домой с этой службы, можно поздравлять всех с Рождеством Христовым.
Праздник наступил, пост снимается», — объяснила Бэла Белая. В канун Рождества Христова, в ночь с 6 на 7 января, православные идут на службу в храм или церковь на Великое повечерие и Всенощное бдение. Обычно Божественная литургия начинается в 23:00 по местному времени и занимает один или два часа в зависимости от традиций самого храма.
Рождественское богослужение из главного храма страны — храма Христа Спасителя в Москве — обычно транслируют по телевизору. А возглавляет праздничную и торжественную двухчасовую службу Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. К слову, второй день после Рождества называют Собором Пресвятой Богородицы.
Православные христиане в храмах прославляют Богоматерь, от которой родился Спаситель.
Праздник идейно совмещал и Рождество, и Крещение Богоявление , ставшие впоследствии разными праздниками. Дата 25 декабря впервые указана Секстом Юлием Африканом в летописи 221 года. Согласно архиепископу Сергию Спасскому , римская церковь издревле праздновала Рождество Христово 25 декабря, а с IV века по ее примеру в этот день праздник стали отмечать и на Востоке. Разница в датах Разные даты Рождества 25 декабря и 7 января объясняются только разными системами летоисчисления григорианский и юлианский календари. Поводом стало постепенное смещение по отношению к юлианскому календарю дня весеннего равноденствия, по которому определялась дата Пасхи. Поэтому в 1582 году в Европе появился новый — григорианский — календарь, тогда как в России продолжали пользоваться юлианским. Григорианский календарь в стране ввели только в 1918 году, однако Русская православная церковь продолжает пользоваться юлианским календарем. Не только католики Рождество в ночь с 24 на 25 декабря отмечают не только католики. Вместе с ними праздник встречают протестанты, живущие по григорианскому календарю, а также 11 из 15 Поместных православных церквей мира, которые придерживаются новоюлианского календаря, совпадающего с григорианским.
Рождество, которое принято называть православным, в ночь с 6 на 7 января отмечают четыре православные церкви — Русская, Грузинская, Иерусалимская и Сербская. А Армянская апостольская церковь празднует Рождество 6 января. Разные даты в разных церквях не меняют смысла самого праздника. Рождество 25 декабря Празднованию Рождества в римско-католическом литургическом календаре предшествует период Адвента.
Мат ь устроила колыбель младенцу в кормушке для животных. Пастухи, которые сторожили стадо, получили весть о рождении Мессии. Они увидели ангела, который велел им не бояться, а радоваться, так как в мир явился Спаситель: они найдут его в яслях.
Мужчины отправились в Вифлеем, обнаружили в пещере святое семейство и поведали о чуде. Тогда же с дарами к Богомладенцу уже направлялись волхвы с востока. Особенная звезда, появившаяся на небосклоне, указала им путь. Вифлеемская путеводная звезда считается знаковой для Рождества. О рождении Мессии стало известно и иудейскому царю Ироду. Он позвал к себе мудрецов и приказал им сообщить, где находится новорожденный, когда те разыщут его. Когда мудрецы нашли новоявленных родителей Богочеловека, они поклонились и преподнесли подношения — золото, ладан и смирну ароматическую смолу.
Мудрецы получили божественное предостережение насчет возвращения в Иерусалим и отправились домой другой дорогой. Когда иудейский правитель понял, что мудрецы не выполнили его приказа, он повелел убить всех младенцев в возрасте до двух лет.
К рождественской литургии причисляется также «Мissa vigilia» — вечерняя месса 24 декабря, за которой из Евангелия вычитывается родословие Иисуса Мф. В католических костелах с XIII века устраивались небольшие ниши, в которых изображались сцены о рождении Христа с помощью фигурок из дерева, фарфора, раскрашенной глины. Со временем ясли стали ставить не только в храме, но и в домах перед Рождеством. Они стоят несколько недель — до праздника свечей 2 февраля.
Популярны домашние сантоны — макеты в застекленных ящиках, изображающие грот, в яслях лежит младенец Иисус, рядом Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи и животные — бык и осел. Ранее евангельские сцены в католических странах разыгрывались прихожанами; эти народные представления позже переместились на площади. Рождественские праздники ознаменованы сочетанием церковных и народных обычаев. В католических странах хорошо известен обычай хождения по домам детей и молодежи в масках и шкурах животных с песнями и добрыми пожеланиями, аналогичный колядованию. В ответ молодежь получает подарки: колбасу, жареные каштаны, фрукты, яйца, пирожки, сладости. Обычай этот неоднократно осуждался церковными властями, он не согласовывался со строгими правилами; постепенно с поздравлениями стали ходить только к родственникам, соседям и близким друзьям.
Иконография праздника Рождество Христово, греческая икона XVI века Иконография Рождества Христова складывалась постепенно, как и богослужение праздника, однако основные ее черты наметились уже в раннехристианский период. Самые древние из сохранившихся изображений Рождества Христова относятся к IV веку. В катакомбах святого Севастиана в Риме спеленатый Младенец представлен лежащим на одре, рядом — Богоматерь с распущенными волосами в античном одеянии. Отличительными особенностями образов Рождества Христова на раннехристианских саркофагах являются изображение сцены не в пещере, а под своеобразным навесом, Богоматерь при этом не возлежит на одре, как в более поздних памятниках, а сидит рядом с Младенцем. У яслей Спасителя присутствуют животные — вол и осел — как исполнение пророчества Исаии: «Вол знает владетеля своего и осел — ясли господина своего, а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» Ис. Примечательно изображение Рождества на троне Максимиана , который был архиепископом Равенны в середине VI века.
Трон украшен большим количеством резных пластин из слоновой кости. На одной из них Младенец лежит на сложенном из каменных блоков одре, рядом с ним — вол, осел и Иосиф Обручник , вверху Вифлеемская звезда. Перед одром возлежит Богоматерь, к Которой обращается женщина, показывая свою правую руку. Сюжет восходит к главе 20 протоевангелия Иакова , в которой повествуется о Саломее, усомнившейся в чистоте Богоматери. После этого рука, которой она дотронулась до Пресвятой Девы, усохла. Исцеление Саломея получила от прикосновения к Спасителю.
В этом памятнике отразились важные особенности византийской иконографии по сравнению с раннехристианской: навес больше не изображается, на заднем плане виден выход из пещеры, звезда располагается в центре вверху. Иосиф сидит у яслей в задумчивой позе, Богоматерь лежит. Отныне Она всегда будет изображаться с нимбом. После периода иконоборчества сюжет будет часто изображаться в иконописи, миниатюре и декоративно-прикладном искусстве на основе общей схемы. Постоянными элементами композиции становятся пещера и Вифлеемская звезда, приведшая волхвов ко Христу. Возможно, именно поэтому на некоторых поздних русских иконах и фресках например, на фреске 1680 года из церкви Илии Пророка в Ярославле сцену Рождества венчает фигура летящего ангела со звездой в руках.
Основная композиция Рождества изображение спеленатого Младенца в яслях в пещере, животных у яслей, возлежащей Богоматери и сидящего Иосифа в различных памятниках будет — особенно в VIII — IX веках — дополняться изображением ангелов, славословящих Господа, сценой Благовещения пастухам, сценами путешествия и поклонения волхвов и омовения Младенца. Если об ангелах, пастухах и волхвах рассказывается в Евангелии Мф. Чрезвычайно редко в иконах Рождества Христова фиксируется изображение пророка Исаии , предрекшего рождение Спасителя от Девы. Много вопросов вызывает и фигура старца в шкурах, беседующего с Иосифом а иногда и с самой Богоматерью [6].
Рождество Христово. Что можно и что нельзя делать 7 января 2024 года
Рассказываем, как можно отмечать Рождество, какие существуют традиции празднования, что дарить на Рождество. Рождество Христово является православным праздником, знаменующим Рождение Иисуса Христа. Рождество Христово в России ежегодно приходится на один и тот же день — 7 января, в 2024 году это воскресенье. Рождество Христово: как правильно отмечать светлый праздник. Когда Рождество Христово в православии? Христиане восточного обряда отмечают Рождество 7 января в отличие от католического, которое празднуют 25 декабря.
Когда Рождество в 2024 году
Православный праздник Рождество Христово в 2024 году является в России официальной праздничной датой, дополнительным выходным днем. Праздновать Рождество Христово в России начинают 6-го января с восходом первой звезды, когда вся семья садится за стол с праздничным ужином. Рождество Христово отмечается во всем мире, и многие страны имеют свои традиции и обычаи, связанные с его празднованием.
Рождество Христово в 2023 году: как правильно отмечать и что дарить
Рождественские служба в храмах особенно торжественны. Священники надевают белые одежды: цвет облачений символизирует Божественный свет. Существует традиция Рождественских вертепов. Это композиция, которая воссоздаёт сцену рождения Христа. Их устанавливают у храмов, многие делают их дома с детьми.
Некоторые вертепы можно признать настоящими произведениями искусства. Есть совсем крошечные композиции, которые помещаются в скорлупе ореха, а есть гигантские: в Книгу рекордов Гиннесса, например, попал вертеп, высота фигур в котором превышала пять метров. На Рождество принято наряжать ёлку. До революции в России украшали дерево с особым смыслом: на нижние ветки вешали фигурки животных, выше — людей.
На самых верхних ветвях располагали игрушечных ангелов, а венчала ёлку звезда — символ света.
Стол с рождественскими блюдами на Руси раньше украшали соломой или пучком сена — в честь яслей, в которых нашли младенца Иисуса. На рождественском столе по традиции должно быть 12 постных блюд — по числу апостолов. Каждому полагается съесть хотя бы одну ложку сочива — чтобы жизнь была благополучной, а здоровье — крепким. Так же на стол ставятся постные супы и салаты, рыбные блюда, постные вареники и голубцы например, с картошкой или грибами , овощные рагу, соленья. А уже 7 января, после праздничного богослужения, рождественский стол должен быть богат мясными блюдами. Перед этим православные верующие молятся, совершают причастие, после чего разговляются завершают пост вместе с домочадцами и друзьями.
В Светлый праздник не рекомендуется излишне нервничать и ссориться между собой. Также в разряд табу относятся поступки, способные испортить отношения между людьми. По народным поверьям, большой удачей было увидеть в Сочельник падающую звезду. В таком случае появлялся шанс реализовать мечту, загаданную в праздничную ночь.
Вместе с Русской православной церковью в этот день его празднуют и Иерусалимская, Польская, Грузинская, Сербская православные церкви, а также афонские монастыри. Кроме того, к ним присоединяются католики восточного обряда и некоторые протестанты, также живущие по юлианскому календарю. Что нужно делать в дни Рождества в 2023 году Когда, что за праздник Рождество Христово Православная церковь всегда отмечает Рождество Христово 7 января — эта дата непреходящая, т. Как говорится в Евангелии, Дева Мария вместе с мужем своим обручником Иосифом перед рождением ребенка пришла в Вифлеем. На ночлег их приютили пастухи. Сын Божий родился в пещере, где укрывался от непогоды скот.
Новорожденного положили в ясли — кормушку для скота, ангелы возвестили пастухам, что в этот мир пришел Спаситель. Те первыми поклонились Младенцу. В эту же ночь к Иисусу пришли волхвы, которых привел свет яркой звезды. Они принесли Христу подарки. Ученые выяснили, что христиане начали отмечать Рождество в IV веке. До этого о рождении Сына Божьего говорили в день Богоявления. В IV веке праздники разделили и сегодня Рождество считается вторым по значимости праздником после Пасхи. Подготовка к празднику Рождества начинается за 40 дней — это время, когда верующие соблюдают Рождественский пост. Он называется Рождественский сочельник. В этот день не вкушают пищу до самого вечера, пока на небе не станут видны звезды.
Последний вечер перед Рождеством называют Святым.
Рождественские песнопения в храмах начинаются 6 января, а сама праздничная рождественская служба — ближе к ночи. В канун Рождества принято заниматься благотворительностью и делать добрые дела. Предки в деревнях в сочельник также начинали колядовать — ходили по домам соседей и знакомых, исполняли песни, восславляющие Христа и Рождество, желали счастья, хозяева в ответ дарили гостям угощения. Традиция дарить в канун Рождества подарки детям имеет и религиозные корни: волхвы принесли к яслям младенца Иисуса дары. Впоследствии, так появилась современная традиция — ходить на Рождество в гости с подарками. Еще одна традиция — зажигать свечи. Они являются символом победы света над тьмой. Считается, что зажженные на Рождество свечи приносят в дом благодать, делают жизнь более ясной.
На Руси зажигали их с вечера, они горели всю ночь и весь праздничный день 7 января. Вечером 6 января крестникам полагалось навещать своих крестных с праздничной кутьей.
Какие Православные Церкви празднуют Рождество Христово 25 декабря
На Святки люди наряжались, ходили по домам и громкими песнями будили спящих. Заканчивалось веселье пиром и катанием с горок. Приметы на РождествоЕсли небо ночью на Рождество было ясное и звездное, считалось, что год будет урожайный, будет много ягод и грибов. Если день выдавался теплый — к урожаю, а если дождь — будет хороший урожай гречки. Но тепло и отсутствие снега было плохой приметой, поскольку это сулило неурожай и голод. Также нельзя было одевать старую одежду — это тоже предвещало неурожай. Что нельзя делать на РождествоВ Рождество Христово нельзя было шить, иначе в семье мог кто-нибудь ослепнуть. Также порицалось на Рождество делать что-либо по хозяйству: стирать, мыть или подметать.
Если на Рождество выполнять тяжелую работу, весь год пройдет без отдыха. Одалживать деньги на Рождество запрещалось — считалось, что занявший деньги весь год проведет в долгах.
К тому, же есть косвенные свидетельства, что праздник отмечался уже в середине 30-х годов IV столетия. Праздник Рождества Христова, отмечавшийся 25 декабря, оказался столь убедительным и важным, что в течение IV — V веков он был принят повсеместно не только на Западе, но и на Востоке, включая самые отдаленные страны — Сирию и Армению. Проповеди святителей Григория Богослова и Григория Нисского на два отдельных праздника Рождества и Крещения подтверждают появление данных праздников в Константинопольской Церкви. Так, Григорий Богослов произнес два слова: 25 декабря 380 года — на Рождество и 6 января 381 года — на Крещение. Разделение праздников Рождества и Крещения, утвержденное им в Константинопольской Церкви, впоследствии подтверждается в проповеди святителя Прокла Константинопольского 434—446. В 386 — 388 годах святитель Иоанн Златоуст произносил проповеди, посвященные празднику Богоявления.
В одной из них, сказанной 20 декабря 386 или 387, или 388 года, приготавливая народ к празднику Рождества, святитель назвал его «самым почитаемым и священным из всех праздников». В другой своей апологии он свидетельствует, что Рождество Христово в Антиохийской Церкви введено во второй половине 70-х годов IV века. Александрийская Церковь , как и другие Восточные Церкви, первоначально отмечала только праздник Богоявления — вплоть до первой трети V века. Скорее всего, праздник Рождества был введен в Александрии по инициативе святителя Кирилла Александрийского незадолго до Эфесского Собора. Павел, епископ Эмесский , проповедовал на праздник Рождества Христова 25 декабря 432 года в Великой церкви. Он говорил о рождении Эммануила, «по Божеству бесстрастного, по человечеству страдательного». Но даже не упоминал о Крещении. Иначе говоря, празднование 25 декабря было установлено в Александрии между 418 и 432 годами.
Таким образом, отдельный праздник Рождества был установлен в Антиохийской Церкви не ранее 376—377 годов, в конце 370-х годов — в Константинопольской Церкви, вслед за ней в малоазийских Церквах и позднее — в Александрийской в начале 430-х гг. Введение отдельного дня для празднования Рождества в Иерусалимской Церкви заслуживает самого пристального рассмотрения. Известно, что именно там было оказано наибольшее сопротивление установлению декабрьского праздника. В середине V столетия патриарх Ювеналий 424—458 , вернувшись в Иерусалим после Халкидонского Собора 451 г. Однако в скором времени Иерусалимская Церковь вернулась к прежнему обычаю, который, в частности, подтверждается грузинской версией Иерусалимского лекционария конца V века, где говорится о праздновании Рождества и Крещения в Святом городе в один день — 6 января, а также данными, извлекаемыми из двух известнейших агиографических произведений Кирилла Скифопольского VI в. Сославшись на Лк. Эти рекомендации, однако, были исполнены уже после смерти Юстиниана. Традиции праздника Рождество Христово.
Греческая икона 2010-е гг. Перед праздником Рождества установлен сорокадневный Рождественский пост. День накануне Рождества — Рождественский сочельник установлен строгий пост. Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднства 20—24 декабря и шесть дней попразднства, отдание бывает 31 декабря. Свидетельством древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников. Тому и другому предшествует сочельник, когда нужно поститься «до звезды». Чин богослужения в навечериях обоих праздников и в самые праздники также совершенно одинаков [2]. Согласно с Божественным свидетельством Евангелия, отцы Церкви в своих гомилиях изображают праздник Рождества Христова величайшим, всемирным и радостнейшим, который служит началом и основанием для прочих праздников.
Святитель Амвросий Медиоланский подчеркивает: «Чем кто более любит Христа, тем тот усерднее заповеди Его хранити долженствует; да видит Он, что мы истинно в Него веруем, когда так в день Рождества Его блещем; когда тщимся предстать Ему, искушенные верою, убранные милосердием, украшенные благонравием. И да будет Ему тем большая радость, чем приметит нас целомудреннее.
Песенный фольклор, авторская поэзия и музыка находят яркое выражение в рождественских колядках ; в 19 в. Издавна в Рождество Христово было принято обмениваться подарками, украшать жилище зелёными ветвями впоследствии повсеместным стал обычай украшения рождественской ели. Синайский монастырь Святой Екатерины. Центральное место в них занимает образ Богоматери на ложе, вокруг которого располагаются ясли, фигуры пастухов, вола и ослицы. В византийском искусстве с 5 в.
В течение 6 в. В послеиконоборческий период канонизировалась повествовательная версия, которую часто сопровождают сцены «Поклонение пастухов» и «Благовестие пастухам», а также «Поклонение волхвов» мозаики церкви Санта-Мария-дель-Аммиральо , Палермо, 1140-е гг. После 1000 г. Позднее под влиянием западноевропейской иконографии в сцене Рождества Христова появляется мотив кормления грудью Младенца. Древнерусское искусство продолжает византийскую традицию иконы из Спасо-Преображенского собора в Твери , середина 15 в. В поздних русских иконах центральный мотив Рождества Христова может дополняться сценами «Убиение Захарии» икона конца 16 в. Гринберг Мария Владимировна В западноевропейском искусстве 6—8 вв.
Он сохраняется в искусстве «Каролингского возрождения» и «Оттоновского возрождения» , дополняясь сценами «Поклонение пастухов» и «Благовестие пастухам», а также «Омовение Младенца», в него проникают архитектурные элементы древнеримского происхождения навеса — базилики , стен Вифлеема в виде римского каструма сторожевой башни пастухов. В романский период восточная схема упрощается: в ней остаются Младенец в яслях, животные, ангел и Мария с Иосифом.
Поначалу, однако, три различные остановкине были предписаны как обязательные.
Тройка служб была воспринята и Миссалом 1970 года, который удержал и октаву, наличествующую в латинской практике, как известно, только у Пасхи и Рождества Христова. Основной тон ночной мессе задает Евангелие о Рождестве Господа Лк. За утренней мессой чтение этого евангельского текста продолжается Лк.
За третьей мессой положен пролог Евангелия от Иоанна 1: 1—18. К рождественской литургии причисляется также «Мissa vigilia» — вечерняя месса 24 декабря, за которой из Евангелия вычитывается родословие Иисуса Мф. В католических костелах с XIII века устраивались небольшие ниши, в которых изображались сцены о рождении Христа с помощью фигурок из дерева, фарфора, раскрашенной глины.
Со временем ясли стали ставить не только в храме, но и в домах перед Рождеством. Они стоят несколько недель — до праздника свечей 2 февраля. Популярны домашние сантоны — макеты в застекленных ящиках, изображающие грот, в яслях лежит младенец Иисус, рядом Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи и животные — бык и осел.
Ранее евангельские сцены в католических странах разыгрывались прихожанами; эти народные представления позже переместились на площади. Рождественские праздники ознаменованы сочетанием церковных и народных обычаев. В католических странах хорошо известен обычай хождения по домам детей и молодежи в масках и шкурах животных с песнями и добрыми пожеланиями, аналогичный колядованию.
В ответ молодежь получает подарки: колбасу, жареные каштаны, фрукты, яйца, пирожки, сладости. Обычай этот неоднократно осуждался церковными властями, он не согласовывался со строгими правилами; постепенно с поздравлениями стали ходить только к родственникам, соседям и близким друзьям. Иконография праздника Рождество Христово.
Фреска Иконография Рождества Христова складывалась постепенно, как и богослужение праздника, однако основные ее черты наметились уже в раннехристианский период. Самые древние из сохранившихся изображений Рождества Христова относятся к IV веку. В катакомбах святого Севастиана в Риме спеленатый Младенец представлен лежащим на одре, рядом — Богоматерь с распущенными волосами в античном одеянии.
Отличительными особенностями образов Рождества Христова на раннехристианских саркофагах являются изображение сцены не в пещере, а под своеобразным навесом, Богоматерь при этом не возлежит на одре, как в более поздних памятниках, а сидит рядом с Младенцем. У яслей Спасителя присутствуют животные — вол и осел — как исполнение пророчества Исаии: «Вол знает владетеля своего и осел — ясли господина своего, а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» Ис. Примечательно изображение Рождества на троне Максимиана, который был архиепископом Равенны в середине VI века.
Трон украшен большим количеством резных пластин из слоновой кости. На одной из них Младенец лежит на сложенном из каменных блоков одре, рядом с ним — вол, осел и Иосиф Обручник, вверху Вифлеемская звезда. Перед одром возлежит Богоматерь, к Которой обращается женщина, показывая свою правую руку.
Сюжет восходит к главе 20 протоевангелия Иакова, в которой повествуется о Саломее, усомнившейся в чистоте Богоматери. После этого рука, которой она дотронулась до Пресвятой Девы, усохла. Исцеление Саломея получила от прикосновения к Спасителю.
В этом памятнике отразились важные особенности византийской иконографии по сравнению с раннехристианской: навес больше не изображается, на заднем плане виден выход из пещеры, звезда располагается в центре вверху. Иосиф сидит у яслей в задумчивой позе, Богоматерь лежит. Отныне Она всегда будет изображаться с нимбом.
После периода иконоборчества сюжет будет часто изображаться в иконописи, миниатюре и декоративно-прикладном искусстве на основе общей схемы. Постоянными элементами композиции становятся пещера и Вифлеемская звезда, приведшая волхвов ко Христу. Возможно, именно поэтому на некоторых поздних русских иконах и фресках например, на фреске 1680 года из церкви Илии Пророка в Ярославле сцену Рождества венчает фигура летящего ангела со звездой в руках.
Основная композиция Рождества изображение спеленатого Младенца в яслях в пещере, животных у яслей, возлежащей Богоматери и сидящего Иосифа в различных памятниках будет — особенно в VIII—IX веках — дополняться изображением ангелов, славословящих Господа, сценой Благовещения пастухам, сценами путешествия и поклонения волхвов и омовения Младенца. Если об ангелах, пастухах и волхвах рассказывается в Евангелии см. Чрезвычайно редко в иконах Рождества Христова фиксируется изображение пророка Исаии, предрекшего рождение Спасителя от Девы.
Много вопросов вызывает и фигура старца в шкурах, беседующего с Иосифом а иногда и с самой Богоматерью [10]. На Руси образы Рождества были чрезвычайно популярны. Конечно, русские иконописцы следовали византийской иконографической схеме, но дополняли ее различными подробностями и деталями.
Рождественский цикл уже в XI—XII столетиях почти всегда представал в расширенном варианте, в который включалось, к примеру, не только поклонение волхвов, но и их путешествие со звездой. В связи с обзором монументальных ансамблей следует отметить, что в византийской и русской живописи рассматриваемому сюжету уделялось особое место.
Когда отмечают Рождество Христово
- «Неправильный» календарь
- Последние новости
- Датировка Рождества Христова
- Новая система летосчисления
- Когда праздновать Рождество
- Рождество в России: как отмечают, традиции празднования
Санта, шопинг, кока-кола: Когда отмечается католическое Рождество и чем оно отличается от нашего
Рождество Христово является одним из самых почитаемых праздников у православных и отмечается 7 января. Рождество в 2024 году православные христиане будут праздновать в воскресенье 7 января. Выходит, что в количественном отношении православных, празднующих Рождество 25 декабря, не больше 30%. 7 января 2024 года православные отмечают один из главных праздников — Рождество Христово. Рождество Христово.
Традиции и запреты Рождества 2024: почему нельзя гадать на Святки
Рождество католическое и православное. · Когда на Руси стали праздновать Рождество. Первых 330 лет в истории христианской веры из-за ее гонения Рождество Христово не праздновали. Начало празднования относится к I веку, но до IV века Рождество Христово и Его Крещение праздновали одновременно, 6 января.
Почему Рождество 7 января? Причины, фото и видео
Появившегося на свет младенца Иисуса Христа молодая мать запеленала и положила в ясли — кормушку для скота. Тогда же на небе над Вифлеемом загорелась ярчайшая звезда, на свет которой по велению ангелов устремились пастухи, а затем и волхвы с дарами. Теперь Вифлеемская звезда — один из главных символов Рождества. Традиции Рождеству Христову всегда предшествует строгий пост. Он начинается 28 ноября и заканчивается 6 января. Самый строгий день поста — Сочельник. Православным нельзя есть до первой звезды, а затем разрешено разговеться сочивом кутьей — кашей из пшеницы либо риса с медом, сухофруктами и орехами.
С Сочельника в ночь с 6 на 7 января начинаются торжественные богослужения, священники облачаются в белые, расшитые золотом, одежды.
Однако если во время службы чувство сонливости наступает, следует выйти из храма и немного прогуляться. Также важным событием празднества является Всенощное бдение. В ходе этой службы верующие прославляют родившегося в Вифлееме Иисуса. Праздничную трапезу следует начать с традиционного рождественского славянского блюда кутьи. Как правило, кашу готовят из риса, изюма, сухофруктов и меда.
Кутью подают на стол и кушают в память об усопших. Это блюдо носят дети в гости близким. Кашу накладывают в красивую посуду, украшают фруктами или конфетами и несут родственникам или друзьям. Взамен, как правило, ребенок получает монетку или сладости. Рождество Христово в 2023 году: приметы В Рождество Христово верят в приметы, связанные с погодой. Если в этот день небо ясное и наполнено звездами — год будет урожайным.
Если день теплый и солнечный — также к урожаю. Если идет дождь — к урожаю гречи и круп. Снег утром сулит удачу, богатство и плодородие в этом году. Нельзя оставлять на столе пустую тарелку — к нищете.
Традиция многодневных святок восходит к практике древней Церкви, когда Рождество и Крещение отмечались вместе как одно событие Богоявления.
По мнению историков, сама дата празднования Рождества принята с некоторой долей условности, поскольку во времена Христа в Иудее действовал лунный календарь, который зачастую сложно в точности сопоставить с солнечным летоисчислением. Тем не менее именно этот день освящен церковной традицией, насчитывающей около 2 тыс.
Коляда В некоторых местностях до нашего времени ещё сохраняется древний обычай колядования , когда ряженые накануне Рождества и в Святки ходят по домам, часто с закреплённой на шесте самодельной звездой, поют славословия Христу или колядки -пожелания, а в ответ получают всякие угощения с рождественского стола [13]. Самое известное литературное произведение, в котором описывается этот славянский обряд, — « Ночь перед Рождеством » Н. Гоголя [3].
Вместе с тем действовавший в Российской империи закон запрещал «в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни» [14]. Распространённым рождественским обычаем в деревнях было сооружение во дворе, а затем сожжение соломенного стога. Вся родня при этом стояла кругом в благоговейном молчании, пока солома не сгорала полностью. По поверью, умершие предки в эти мгновения приходят погреться у огня, зажжённого их потомками, и могут способствовать плодородию. С вечера накануне Рождества начинались, по обычаю, святочные гадания [1].
В прошлом у русских земледельцев считалось дурной приметой, если в день Рождества из числа посторонних людей первой в жилище входила женщина — считалось, что в этом доме женская половина семейства будет болеть весь год [1]. К Рождеству хозяева обязательно убирали избу, мылись в бане, стелили чистую скатерть, припасали новую одежду, которую и надевали с началом дня, так как верили, что от этого зависел будущий урожай [1]. За завтраком не давали пить простую воду, так как полагали, что человека, испившего воды рождественским утром, целое лето будет мучить жажда [1]. Под страхом всевозможных бед и напастей в Рождество ничего не сгибали, не плели, не шили [1].