Лествица великого поста. Великий пост – многодневный пост, предшествующий Празднику Пасхи, состоящий из поста св. Четыредесятницы и Страстной седмицы. Почему именно из всех святых отцов выбран Церковью Иоанн Лествичник, и в чем значение его «Лествицы» для стольких и стольких поколений православных христиан, что каждый год Великим постом к ней снова и снова нас обращает Церковь? В четвертую неделю Великого поста, вслед за поклонением честному и животворящему Кресту, Святая Православная Церковь постановила поминать преподобного и богоносного отца нашего Иоанна, списателя Лествицы духовной. Четвертое воскресенье Великого поста посвящено памяти преподобного Иоанна Лествичника. Великий пост дан нам для того, чтобы успеть хоть немного продвинуться по ступеням в Царство Небесное.
Неделя четвертая Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника.
Вот почему «Лествица» и воспоминается нам среди поста, чтоб, если кто, уразумев уроки ее, найдет, что он блуждает еще вне ее, имел время прийти в себя и покаяться. 26 марта, в четвертое воскресенье Великого поста, отмечается неделя преподобного Иоанна Лествичника. «Неделя 4-я Великого поста посвящена воспоминанию Св. Прп. Иоанна Лествичника – выдающегося аскета VI-VII вв., игумена Синайского монастыря, автора знаменитого произведения «Лествица», в котором был собран духовный опыт египетских монахов. Четвертое воскресенье Великого Поста Церковь Христова посвящает памяти преподобного Иоанна Лествичника, или, как его еще называют, списателя “Лествицы”. Преподобный Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью как великий подвижник и автор замечательного духовного творения, называемого Лествицей. Четвертое воскресенье Великого Поста Церковь Христова посвящает памяти преподобного Иоанна Лествичника, или, как его еще называют, списателя «Лествицы».
Великий Пост. Неделя Иоанна Лествичника
Уже к концу жизни, по неотступной просьбе братии Синайского монастыря, вернулся в обитель и стал ее настоятелем. В этом время он и написал свою книгу — «Лествицу духовную». Переведенная митрополитом Киприаном с греческого для богослужебного пользования, со временем она стала известной и любимой русским народом. Разделенная на 30 ступеней духовного восхождения от совершенства к совершенству, книга поможет и современному человеку бороться со своими пороками и страстями. К сожалению, многие предполагают, что прп. Иоанн составил свою «Лествицу» исключительно для монахов, а не для мирян.
Поэтому ее мало читают. Но разве Святая Церковь постановила поминать во время Великого поста прп. Иоанна только монахам, а не всем православным христианам? Разве постановления Церкви могут быть неосновательны и погрешательны? Хотя между жизнью мирян и монахов мало общего, но, однако, все христиане должны восходить по одной лествице духовной в дом Отца Небесного.
У всех христиан цель жизни одна: достигнуть спасения, — и для того совершенствоваться духовно. Такие пороки и страсти, как чревоугодие, гордость, тщеславие и пр.
Лествица представляет собой книгу наставлений, рассказывающую о том, как возвысить тело и душу, тем самым став ближе к Богу, посредством аскетических добродетелей. В Лестнице каждая глава - это ступень, которая соответствует определённой духовной практике. Первые 7 ступеней Лествицы касаются добродетелей, которые нужны для ведения аскетического образа жизни, следующие 19 посвящены тому, как преодолеть пороки, заключительные четыре описывают высшие добродетели, самая главная из которых - любовь. В Великий пост верующие нередко читают Лествицу, чтобы укрепиться в вере. Пятая неделя Великого поста с точки зрения питания немного легче, чем предыдущая седмица: в воскресенье, субботу, среду и четверг разрешается употребление постной пищи с добавлением или приготовленной на растительном масле вторник - день, когда можно есть горячую пищу, но без масла понедельник и пятница - это дни, когда предпочтительно сухоядение.
Как и в предыдущие четыре недели поста, в пятую неделю нельзя употреблять продукты мясные, молочные, а также рыбу. В дни сухоядения можно есть овощи, фрукты, пить компоты.
После их ухода ученик святого Иоанна Савваита спросил его, почему он так сделал. Старец ответил: «Поверь мне, чадо, я не знаю, кто этот отрок, но я принял игумена Синайского и умыл ноги игумену». Авва Стратегий предсказал, что Иоанн будет некогда великим духовным светочем. Слова великих старцев сбылись. В 35 лет преподобный Иоанн удалился отшельником в пустыню у подножия горы Синай.
Шестнадцати лет он оставил мир и удалился на гору Синай в монастырь, чтобы жить под руководством опытных и боговдохновенных старцев. Когда же Синайскому монастырю надо было избрать настоятеля, то вся братия единодушно упросила преподобного Иоанна вернуться в обитель. Может быть, возлюбленные, некоторые из вас предполагают, что преподобный Иоанн составил свою «Лествицу» исключительно для монахов, а не для светских людей, так как нет ничего общего между жизнью вашею, т. Поэтому-то «Лествица» никем не читается в миру и ею никто не руководствуется в светской жизни. К сожалению, так мыслят многие христиане!
“ЛЕСТВИЦА”: КАК ЧИТАТЬ ОДНУ ИЗ ГЛАВНЫХ КНИГ ВЕЛИКОГО ПОСТА?
Обычай совершать в четвертую неделю Великого поста память прп. Иоанна, списателя «Лествицы», пришел в нашу Церковь вместе с Иеросалимским уставом в XIV веке. Четвертая неделя Великого Поста посвящена Иоанну Лествечнику, автору «Лествицы» — наверное, самого авторитетного аскетического трактата Православия. «Неделя 4-я Великого поста посвящена воспоминанию Св. Прп. Иоанна Лествичника – выдающегося аскета VI-VII вв., игумена Синайского монастыря, автора знаменитого произведения «Лествица», в котором был собран духовный опыт египетских монахов. Четвертая неделя Великого поста была посвящена этому святому сравнительно поздно — только в XIV веке, но это как раз свидетельствует в пользу того, что его слава великого подвижника и учителя благочестия не угасала со временем. В богослужении четвертой седмицы Великого поста Церковь рассказывает о высоком примере постнической жизни в лице подвижника VI века преподобного Иоанна Лествичника.
26 марта – неделя преподобного Иоанна Лествичника
Великий пост в 2024 году Великий пост в 2024 году Великий пост в 2024 году 18 марта – 4 мая Подготовительный период к Великому посту Включает 3 седмицы и 4 Недели. Преподобный Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью как великий подвижник и автор замечательного духовного творения, называемого Лествицей. Лествица писаная икона Икона "Лествица Райская". В Богослужении четвертой недели Великого поста св. Церковь предлагает нам высокий пример постнической жизни в лице пр. Иоанна Лествичника, написавшего сочинение, в котором он показал лествицу или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию. Церковь предлагает нам это произведение в Великом посту именно для того, чтобы мы в эти дни поучились духовной тактике борьбы со своими грехами. Четвертое воскресенье Великого Поста Церковь Христова посвящает памяти преподобного Иоанна Лествичника, или, как его еще называют, списателя “Лествицы”.
Неделя 4-я Великого поста. Прп. Иоанна Лествичника
Неделя четвертая Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника. Преподобный Иоанн назван «Лествичником» потому, что написал особое руководство для духовной жизни — «Лествицу духовную» «лествица», по-славянски, значит «лестница». Но почему же приводится нам на память именно прп. Иоанн, а не другой какой святой? Для того, чтобы в течение поста мы имели перед глазами живой пример человека, достигшего духовного совершенства, великого наставника, и не забыли о необходимости для каждого христианина изучать его богодухновенную книгу «Лествица духовная», в которой он изобразил все христианские добродетели в той постепенности, как они должны утверждаться в человеке, дабы привести его к единению с Богом, и чтобы понудить нас через это к самоисправлению. О жизни прп. Иоанна малоизвестно. Годы жизни, примерно, 579 — 649 гг. С юных лет он возлюбил Господа. По словам его учеников, прп.
Иоанн был выдающимся человеком — по дарованиями, способностям и образованию. Приняв иноческий постриг в Синайском монастыре, он долгие годы жил в уединении, соблюдая строгий пост.
Эта книга признана святыми одним из лучших когда-либо написанных руководств к духовной жизни. Но часто от мирян можно услышать недоумённый вопрос: «Чем нам может помочь творение, написанное иноком и специально для иноков»? Постараемся вместе найти на него ответ сегодня! И вот, Господь стоит на ней…» Быт. Именно по этой лестнице добродетели призван пройти в своей жизни каждый христианин.
В древности монахи не являлись каким-то особенным чином. Изначально, иноками были наиболее ревностные из мирян. Те, кто покидал шумные города и уходил в пустыни и горы, чтобы там молитвенно беседовать с Богом. Преподобный Иоанн Лествичник с 16-ти лет иночествовал в монастыре на горе Синай. Через послушание, молитву, размышление над словами Священного Писания и аскетические труды он достиг таких духовных высот, что к нему отовсюду стали обращаться за духовными советами другие монахи и миряне, а братия Синайской обители избрала его своим игуменом. Однажды, по просьбе игумена Раифского монастыря Иоанна, он написал свои советы инокам. Преподобный Иоанн Синайский систематизировал свой аскетический опыт, придав ему вид ступеней, постепенно ведущих душу к бесстрастию и обожению.
Вот о «Лествице» писал он сам: «Соорудил я лествицу восхождения… от земного во святая… во образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения» Подготовка души к борьбе со страстями Монах и мирянин, в сущности, «вылеплены из одной глины». Их человеческая природа не отличается ничем.
Постом утишаются и уничтожаются все плотские страсти, молитвой утишаются и уничтожаются страсти души, сердца и ума. В борьбе с греховными страстями для очищения от них важным, главнейшим духовным руководством служит «Лествица», сочинение преподобного Иоанна, игумена Синайского, — система духовного возрастания, которая указывает подвижнику путь к высшей ступени духовного роста — обожению.
Греховные страсти и борьба с ними.
Подготовка души к борьбе со страстями Монах и мирянин, в сущности, «вылеплены из одной глины». Их человеческая природа не отличается ничем. Монаха борют те же страсти. Монах читает то же Евангелие.
Да, монах придерживается целомудрия, а мирянин живёт в браке. Но оба они, пусть и разными путями, но приходят к одному и тому же — самоотречению и умению любить Бога и своих ближних. Поэтому чтение «Лествицы» для мирянина не менее полезно, чем для чернеца. Тридцать ступеней «Скрижалей духовных» можно поделить на несколько более крупных блоков. Первые четыре главы учат нас отрешению от мирской суеты и сосредоточению на духовном делании.
Три последующие — внимательному взгляду внутрь себя, покаянию в совершённых грехах и сердечному сокрушению о приобретённых пороках. Проходя по этим ступеням, мы устраняем барьер греха между нами и Богом и вступаем в молитвенный диалог с нашим Создателем. Покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни. Покаяние есть купля смирения. Покаяние есть примирение с Господом чрез совершение благих дел, противных прежним грехам.
Покаяние есть очищение совести.
О лествице духовной. Слово в Неделю 4-ю Великого Поста. Сщмч. Серафим (Чичагов).
Что ж, это чистая правда, но правда не вся. Он не предлагает немощному, от слабости едва стоящему на ногах человеку взбираться по крутым ступеням на вершину Синая. Эта лестница одна для всех, поэтому она известна каждому, и уж тут никакие отговорки не помогут. Путь восхождения по ней на Небо описан в пятой главе Евангелия от Матфея, которую мы читали сегодня за Литургией и которая известна христианам как Нагорная проповедь Спасителя. Нельзя достичь радостного соединения с Вечностью, если рассчитываешь только на свои силы, если пытаешься добраться до вершины, уповая на прекрасную физическую подготовку, на житейские навыки, на умение устраивать свои дела. Начинающий подвижник думает, что стоит ему только правильно распределить силы, хорошенько продумать маршрут и — порядок! Всё у него получится! Да что там начинающие подвижники! Целые народы уверены в том, что стоит только принять правильные законы, стоит только избрать честного президента, а ещё лучше того, царя, — и жизнь станет прекрасной, греховные страсти будут побеждены, войны прекратятся, заблуждающиеся опомнятся и покаются!
Лествица: как читать одну из главных книг Великого поста? Правда ли что нельзя зажигать свою свечу от других свечей? Какие чудеса происходят в жизни специального корреспондента телеканала Спас Александра Егорцева? Каждая из сохраненных и возрожденных из небытия святынь — это тоже Торжество Православия.
И как выяснилось, этого юношу не смогли исцелить ученики Господа нашего Иисуса Христа, которые остались у подножия горы. Отец приступил к Владыке всех с просьбой, с мольбой о помощи. И Господь здесь говорит великую фразу: веруешь ли ты? Все возможно верующему Мк. А отец этого юноши отвечает: Верую, помоги моему неверию Мк. Насколько важно и нам веровать в Господа нашего Иисуса Христа, укреплять веру нашу. А укрепляемся мы чем? Прежде всего, через познания истины Господа нашего Иисуса Христа, через Святое Евангелие, через «Апостол», который мы читаем, и истины эти пытаемся усвоить в своем сердце, потому что вера от слышания, а слышание от слова Божия, как написано в «Апостоле». И очень прискорбно видеть и слышать, когда многие православные христиане ходят подолгу в храм, исповедуются, причащаются, но многие не читают слова Божия. Когда спрашиваешь, бывало, на исповеди, то многие просто читают молитвы: утреннее и вечерние правило и этим ограничиваются. Но, братья и сестры, это слишком мало для нас. Нам нужна духовная пища, и об этом нам надо постоянно помнить, нудить себя принимать эту пищу, потому что сердце наше«заматорело» в грехах. И подчас мы сразу не можем его изменить, и не можем иметь любовь к слову Божию сразу, поэтому нам необходимо некоторое принуждение. Надо помнить, что Господь сказал: «Царствие Божие нудится, и нужницы восхищают его» Мф. И вот это постоянное понуждение, оно приводит к результатам, также как был результат и в случае с бесноватым болящим юношей. Господь исцелил его по вере родителей его, но испытал эту веру. Был момент, когда все подумали, что юноша этот умер. Это как раз испытание веры.
Ведущими стали Борис Корчевников и протоиерей Игорь Фомин. Преподобный Иоанн Лествичник до 579 - ок. Его сочинение "Лествица" представляет собой руководство в духовной жизни инока, которая, по замыслу святого, является непрерывным восхождением в духовном совершенствовании. Ступеней "Лествицы" Иоанн Лествичник выделял 30, по числу прожитых Иисусом Христом до начала проповеди лет.
О лествице духовной. Слово в Неделю 4-ю Великого Поста. Сщмч. Серафим (Чичагов).
В первых псалмах Великого поста всех призывают очищать не только плоть, вкушать пищу растительного происхождения, но и душу, как от пищи, воздерживаться от всякой страсти: не злословить, не обижаться, не осуждать. Почаще ходите в эти дни в церковь и укрепляйтесь в молитве. Да, Господи царь, дай мне увидеть грехи мои и не осудить брата моего». Великий пост есть время сосредоточения, борьбы и освобождения от пороков и греховных привычек, обретения легкости и простоты, способности к самопожертвованию и принятию Божественной благодати. Православные христиане во время Великого поста следуют уставу на трапезу, составленному святыми отцами. Однако вы должны посоветоваться со священником о том, сколько у вас воздержания и обязательно взять благословение на пост. Великий пост состоит из Великого поста который длится 40 дней и Страстной недели. Каждая неделя имеет определенное значение и символику. Лествица в рай.
Священник Валерий Духанин Скачать Великопостный устав жизни В будни Великого поста в храмах служится литургия на освященные дары — верующие принимают участие в святых дарах, освященных ранее на литургии святителя Иоанна Златоуста или Василия Великого. Во время Великого поста в России и во всех православных странах жизнь людей резко менялась: прекращались увеселения и торговля мясом, закрывались магазины, театры и бани. В первые семь дней Великого поста и во время Страстной недели в учебных заведениях отменялись занятия, временно закрывались все государственные учреждения. Таким образом, у верующих высвободилось время для усиленной молитвы и посещения богослужений. Даже сегодня верующие стараются взять хотя бы один отпуск на Страстной неделе, чтобы вместе с Господом подняться на духовную вершину года и всей своей жизни. Видео:Преподобный Иоанн Лествичник. Беседа с батюшкой в 4-ю неделю Великого поста. Скачать Первая седмица Великого поста Богослужения в первую неделю различаются по продолжительности, они сразу вводят нас в особое состояние духовной бодрости, настраивают на молитву и освобождают от суетных мыслей и дел.
Что касается еды, то мы постимся максимально строго. Первые четыре дня в храмах по вечерам читается покаянный канон св. Андрея Критского. Преподобный оплакивает себя, как худшего из людей, как святые отцы, знавшие тайну смирения, называют его великим каноником, проповедующим покаяние. На пятый день Великого поста, в память чуда Феодора Тирона, предохранившего христиан от осквернения нечистой пищей, освящается коливо — особое блюдо из пшеничных зерен, орехов и сухофруктов, которым святой некогда накормил всех христиан в Константинополе. Первая неделя Великого поста. Торжество Православия. В этот день Святая Соборная и Апостольская Церковь празднует победу над иконоборчеством и прочими ересями, сеемыми диаволом, чтобы отвратить души от спасения.
Видео:О четвертой неделе Великого поста как пройти Лествицей Иоанна Скачать Вторая седмица В эти дни Святая Церковь возносит молитвы за всех христиан, вступивших в вечность. Верующие заказывают треб в храме за умерших близких, совершают добрые дела в память о них. Вторая неделя Великого поста посвящена памяти святителя Григория Паламы, чье учение о божественном свете, преображающем души истинно кающихся людей, вспоминается как еще одно обещание стяжания Царства Божия тем, кто трудится в Господе, пока они еще здесь, на земле земля.
В среду вечером на пятой Седмице совершается служба под названием Мариино стояние, а суббота носит название Похвала Пресвятой Богородицы. В четвертую неделю поста отмечается день памяти Преподобного Иоанна Лествичника, богослова и философа, жившего в VI-VII веках, и бывшего настоятелем Синайского монастыря. Иоанн Лествичник написал важный богословский труд, который называется Лествица. Преподобный Иоанн Лествичник, о жизни которого известно крайне мало, почитается в России: одна из церквей начала XVI века, расположенная в Московском Кремле, носит имя Иоанна Лествичника. Лествица представляет собой книгу наставлений, рассказывающую о том, как возвысить тело и душу, тем самым став ближе к Богу, посредством аскетических добродетелей. В Лестнице каждая глава - это ступень, которая соответствует определённой духовной практике. Первые 7 ступеней Лествицы касаются добродетелей, которые нужны для ведения аскетического образа жизни, следующие 19 посвящены тому, как преодолеть пороки, заключительные четыре описывают высшие добродетели, самая главная из которых - любовь.
Лествица: как читать одну из главных книг Великого поста? Правда ли что нельзя зажигать свою свечу от других свечей? Какие чудеса происходят в жизни специального корреспондента телеканала Спас Александра Егорцева? Каждая из сохраненных и возрожденных из небытия святынь — это тоже Торжество Православия.
И Господь здесь говорит великую фразу: веруешь ли ты? Все возможно верующему Мк. А отец этого юноши отвечает: Верую, помоги моему неверию Мк. Насколько важно и нам веровать в Господа нашего Иисуса Христа, укреплять веру нашу. А укрепляемся мы чем? Прежде всего, через познания истины Господа нашего Иисуса Христа, через Святое Евангелие, через «Апостол», который мы читаем, и истины эти пытаемся усвоить в своем сердце, потому что вера от слышания, а слышание от слова Божия, как написано в «Апостоле». И очень прискорбно видеть и слышать, когда многие православные христиане ходят подолгу в храм, исповедуются, причащаются, но многие не читают слова Божия. Когда спрашиваешь, бывало, на исповеди, то многие просто читают молитвы: утреннее и вечерние правило и этим ограничиваются. Но, братья и сестры, это слишком мало для нас. Нам нужна духовная пища, и об этом нам надо постоянно помнить, нудить себя принимать эту пищу, потому что сердце наше«заматорело» в грехах. И подчас мы сразу не можем его изменить, и не можем иметь любовь к слову Божию сразу, поэтому нам необходимо некоторое принуждение. Надо помнить, что Господь сказал: «Царствие Божие нудится, и нужницы восхищают его» Мф. И вот это постоянное понуждение, оно приводит к результатам, также как был результат и в случае с бесноватым болящим юношей. Господь исцелил его по вере родителей его, но испытал эту веру. Был момент, когда все подумали, что юноша этот умер. Это как раз испытание веры. Надо понимать, что Господь и нас подчас испытывает. Испытывает, насколько наши сердца прилеплены к Нему.
4-я Неделя Великого поста – Неделя преподобного Иоанна Лествичника
Поэтому в четвертое Воскресение Поста мы празднуем память преподобного Иоанна Лествичника, создателя одной из наиболее известных книг в истории аскетической и богословской мысли – «Лествица». "Лествицы" Иоанна Лествичника - будет транслироваться на телеканале "Спас" во время Великого поста, начиная с 15 марта. Великий византийский философ и богослов, автор знаменитой "Лествицы". В 4-е воскресенье Великого поста Православная Церковь вспоминает преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайской горы, автора «Лествицы» — классического руководства в духовной жизни. 3 апреля (21 марта), в Неделю 4-ю Великого поста, посвященную памяти преподобного Иоанна Лествичника, во Всехсвятском храме подворья игумен Петр отслужил Божественную литургию святителя Василия Великого. Великий византийский философ и богослов, автор знаменитой "Лествицы".
Просветительская деятельность
Четвертая неделя Великого Поста посвящена Иоанну Лествечнику, автору «Лествицы» — наверное, самого авторитетного аскетического трактата Православия. Специально было отведено время, когда прочитывалась в течение всего поста вся Лествица. Во вторую, третью и четвертую субботы Великого поста совершается поминовение всех от века усопших православных христиан. Последующие шесть дней пятой седмицы Великого поста насыщены богослужебными событиями. Структура Великого поста построена так, что каждая неделя поста имеет свой духовный смысл, свою духовную направленность. Четвертое воскресенье Великого поста Церковь Христова посвящает памяти преподобного Иоанна Лествичника, или, как его еще называют, списателя «Лествицы».
Святой Иоанн Лествичник и лестница приоритетов, — о чем напоминает 4-е воскресенье Великого поста
В целом вся неделя посвящена раскаянию и аскетизму. Нередко в эту неделю в храмах и церквях проводится таинство соборования. В среду вечером на пятой Седмице совершается служба под названием Мариино стояние, а суббота носит название Похвала Пресвятой Богородицы. В четвертую неделю поста отмечается день памяти Преподобного Иоанна Лествичника, богослова и философа, жившего в VI-VII веках, и бывшего настоятелем Синайского монастыря. Иоанн Лествичник написал важный богословский труд, который называется Лествица.
Преподобный Иоанн Лествичник, о жизни которого известно крайне мало, почитается в России: одна из церквей начала XVI века, расположенная в Московском Кремле, носит имя Иоанна Лествичника. Лествица представляет собой книгу наставлений, рассказывающую о том, как возвысить тело и душу, тем самым став ближе к Богу, посредством аскетических добродетелей.
Многие из нас знают и радость любви, радость несения креста, радость жизни в Боге. А дальше многие из нас пошли путем легким — путем разглагольствования о Боге, забыв, что страсти наши еще не умерщвлены, что та радость была дана Господом как милость, и решив, что все это принадлежит нам.
А знает Бога только тот, кто очищает свою душу, ибо подобное познается подобным. Сегодня мы собрались творить память Иоанна Лествичника в связи с Великим постом, в связи с тем путем, которым идем уже несколько недель. Церковь говорит, что есть только один путь, путь борьбы со страстьми и похотьми, и он идет не от любви. О любви Иоанн Лестничник говорит в тридцатой главе, а мы болтаем о любви — Любовь же есть Бог, а Бога мы не знаем.
Возвратимся же к тому пути, к которому зовет нас Иоанн Лествичник , которым шли великие подвижники опытно и который оставили они нам в своих творениях. Отошли мы от них, мы, нынешние русские люди, заболтались о Боге. Может быть теперь, когда иные из нас чувствуют, что так дальше нельзя, может быть теперь, когда творим память Иоанна Лествичника , десятки лет очищавшего свою душу, оценим оставленный им его опыт. Не для разглагольствования дана нам «Лествица», но для того, чтобы идти, чтобы восходить по ней.
Давайте же помнить, чем заканчивает преподобный Иоанн свою Лестницу: «Восходите, братие, восходите усердно, полагая восхождение в сердце своем и внимая пророку, который говорит: «Приидите, взыдем на гору Господню, и в дом Бога нашего» Ис. Совершающего «нозе наши, яко елени и на высоких поставляющего» Пс. Так и я умоляю вас с Апостолом, сказавшим: «дондеже достигнем вси в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова» Ефес. Христос же, крестившись в тридесятое лето видимого возраста, получил тридесятую степень в духовной сей лествице: ибо любовь есть Бог.
Ему хвала, Ему держава и Ему слава; в Нем начало всех благ и есть, и было, и будет в бесконечные веки». Читать далее Источник: «Друг друга тяготы носите…» : жизнь и пастырский подвиг священномученика Сергия Мечёва : в 2 кн. Грушина А. Проповеди и беседы.
В его жизнеописании сказано, что уже тогда он был тысячелетен разумом и на Синае достиг такого совершенства, что имел душу как бы без разума и воли, совершенно свободную и сиявшую небесной простотою. По кончине своего наставника, стремясь еще к большим подвигам, преподобный Иоанн решился наложить на себя обет безмолвия, для чего избрал невдалеке от храма Господня удобное место, где и провел 40 лет. Пост и молитва возвели его на высокую степень чистоты и сделали сосудом особенных дарований Божиих — прозорливости, дерзновения в молитве и чудотворений. Когда же Синайскому монастырю надо было избрать настоятеля, то вся братия единодушно упросила преподобного Иоанна вернуться в обитель. Во время настоятельства он и написал свою книгу — «Лествицу духовную», в которой изобразил весь путь к христианскому совершенству и как надо постепенно совершенствоваться для нашего спасения. Может быть, возлюбленные, некоторые из вас предполагают, что преподобный Иоанн составил свою «Лествицу» исключительно для монахов, а не для светских людей, так как нет ничего общего между жизнью вашею, т. Поэтому-то «Лествица» никем не читается в миру и ею никто не руководствуется в светской жизни. К сожалению, так мыслят многие христиане! Но, возлюбленные, разве Святая Церковь постановила поминать сегодня преподобного Иоанна только монахам, а не всем православным христианам?
Разве постановления Церкви могут быть неосновательны или погрешительны? Хотя между жизнью светских людей и монахов мало общего, но, однако, все христиане должны восходить по одной лествице духовной в дом Отца Небесного и при одинаковых условиях. Все мы отличаемся друг от друга внешним видом, званиями, положением, одеждами, но правосудие Божие требует, чтобы все входящие в Царство Небесное, в обитель праведников и святых, походили друг на друга внутренними качествами, добродетелями, чистотою душ и праведностью.
Поистине невольное мучение и томление оных ничто, в сравнении с произвольным страданием сих…» Так Лествичник описывает покаяние, ставит его в пример. Может быть, это метафора? Нет: «молю вас, братия, не подумайте, что повествуемое мною — басни». Что же с этим делать?
Как читать «Лествицу»? Пусть на эти три сомнения ответит сам Лествичник. На первое и второе: «Некоторые люди, нерадиво живущие в мире, спросили меня, говоря: «Как мы, живя с женами и оплетаясь мирскими попечениями, можем подражать житию монашескому? Если так будете поступать, то не далеко будете от Царствия Небесного». На второе и третье: «Нерадивый же пусть и не касается того, что здесь описано, чтобы ему, отчаявшись, не расточить и того, что делает; и тогда сбудется на нем евангельское слово: от неимущаго же усердия, и еже мнится имея возмется от него Матф. Итак, Лествичник советует читать его с умом: не все здесь надо применять сразу и буквально, кое-чего надо просто «не касаться»; но что можно делать доброго — делать. Иначе читателя постигнет отчаяние, про которое он тоже пишет: «Нет ничего равного милости Божией; нет ничего больше ее.
Посему отчаявающийся сам себя губит».