Многие подумают, почему Украина, а не Малороссия, как название принятое позже в России и которое происходило от термина Малая Россия, данное еще константинопольским патриархом всей южнорусской епархии. Перед читателем ИССЛЕДОВАНИЕ происхождения слова «украина» и история становления его польским топонимом Ukraina для обозначения страны казаков.
'+obj.error+'
Именно с этого документа можно вести историю употребления слова «украинцы» в этническом смысле. Белозерский, черниговский уроженец и преподаватель истории, не мог не знать рукопись Ригельмана, хранившуюся у его сына, черниговского поветового маршала А. Ригельмана, и активно использовавшуюся историками. Его брат Н. Ригельман чиновник канцелярии киевского генерал-губернатора, сотрудник Временной комиссии для разбора древних актов дружил с членами «Кирилло-Мефодиевского братства».
В 1847 г. Бодянским — еще одним их хорошим знакомым. После появления записки Белозерского Костомаров написал свою прокламацию «Братья Украинцы», в которой говорилось следующее: «…Мы принимаем, что все славяне должны между собою соединиться. Но так, чтоб каждый народ составлял особенную Речь Посполитую и управлялся не слитно с другими; так, чтоб каждый народ имел свой язык, свою литературу, свое общественное устройство.
Оборот «обе стороны Днепра» часто употреблялся и в труде Ригельмана, вдохновившем Белозерского и Костомарова. Интересна также эволюция употребления слова «украинцы» у другого участника «Братства» — П. В 1845 г. Кулиш в тогдашнем написании: Кулеш приступил к публикации в журнале «Современник» своего романа «Черная рада».
В первоначальной версии на русском языке упоминались «Малороссийский народ», «Малороссияне», «Южно-Русский народ», «Украинский народ», присущий им «дух Русский», а также указывалось, что жители Украины — «Русские». Это слово также встречалось и в более ранних произведениях Кулиша. Например, в повести «Огненный змей» содержалась следующая фраза: «Народная песня для Украинца имеет особенный смысл». Повествование было связано с местечком Воронеж близ Глухова родиной самого Кулиша — на границе с Слобожанщиной и недалеко от мест, где по Марковичу селились потомки казаков.
Важно отметить, что в другом труде Кулишом восхвалялись именно «козацкие песни». Представления Кулиша, таким образом, были близки взглядам Максимовича. Однако именно с 1846 г. Кулиш наполняет слово «украинцы» иным смыслом.
С февраля этого года то есть одновременно или сразу после появления записки Белозерского он начал печатать в петербургском журнале «Звездочка» свою «Повесть об украинском народе». В ней фигурировали «народ Южнорусский, или Малороссийский» и «Южноруссы, или Украинцы». Автор отмечал, что этот особый славянский народ, проживающий в России и Австрии, и от «севернорусских» отличается «языком, одеждою, обычаями и нравами», а история его начиналась еще с князя Аскольда. Однако употребление слова «украинцы» в этническом смысле в середине XIX в.
Оба эти понятия в равной степени не считались самоназваниями. В целом слово «украинцы» как этноним широкого хождения в это время не получило. Примечательно, что один из наиболее радикально настроенных участников «Братства» Т. Шевченко никогда словом «украинцы» не пользовался.
С 1850-х гг. Кулиш употреблял его в своих исторических работах наряду с «малоруссами», «южными русичами», «польскими русичами». При этом он отказался от представления «украинцев» как этноса и писал так: «Северный и Южный Русский народ есть одно и то же племя». В частной переписке «украинцы» четко отделялись им от «галичан».
Пересмотрев свои прежние взгляды, Костомаров в 1874 г. Ни в Малороссии, ни в Великороссии это слово не имело этнографического смысла, а имело только географический». Филолог М. Левченко на основании собственных этнографических изысканий и в соответствии с мнением Максимовича указывал, что «украинцы — жители Киевской губернии, которая называется Украиною».
По его словам, они были частью «южноруссов» или «малоруссов», которых правильнее было бы называть «русинами». В стихотворении П. Несколько позднее в журнале «Киевская старина» было опубликовано стихотворение неизвестного автора «Ответ малороссийских козаков украинским слобожанам [Сатира на слобожан]», в котором для обозначения казаков фигурировало слово «украинцы». Текст стихотворения якобы был найден в глуховском архиве Малороссийской коллегии, он не имел датировки, но был связан с событиями 1638 г.
Однако оригинал текста «Ответа» неизвестен, а его стиль позволяет судить, что на самом деле произведение было создано незадолго до публикации. Стоит отметить, что Костомаров, в частности, считал присутствие слова «украинцы» в изданных текстах старых малороссийских песен одним из признаков подложности. Историк С. Соловьев еще в 1859-1861 гг.
В отличие от подобного словоупотребления, радикальный публицист В. Кельсиев пользовался этим понятием для обозначения галичан-украинофилов. В географическом значении понятие «украинцы» стало активно употребляться лишь в работах общественного деятеля М. Драгоманова 1841-1895 , публиковавшихся с 1880-х гг.
Сперва Драгоманов различал «украинцев» «российских украинцев», «украинцев-россиян» и «галицко-руський народ» «галичан», «русинов» , далее объединил их в «русинов-украинцев». Предками «украинцев» Драгоманов считал полян. Как бы то ни было, в границы «Украинской земли» им включались территории Малороссии, Новороссии без Крыма , Донской и Кубанской областей, Полесья, Галиции и Подкарпатья. Племянница Драгоманова поэтесса Л.
Косач-Квитка 1871-1913; псевдоним: Леся Украинка также различала «украинцев» и «галичан» «галицких русинов» , но считала их одним народом. Интересно, что собственное переложение на немецкий язык гамлетовского монолога «To be or not to be?..
Потому что она никому не нужна». Пост разбит на шесть пунктов, в каждом из которых он объясняет, почему украинское государство не нужно Европе, США, Африке и Латинской Америке, Азии, России и самим украинцам. Так, он заявил, что Европа поддерживает Украину только по указанию Вашингтона, а это уже привело к «финансовому и политическому аду» в самих странах ЕС. По его словам, перспектива посадить «младоукраинских кровососущих паразитов на скорченную артритом шею дряхлеющего Европейского союза» будет окончательным закатом «прежде царственной, но обнищавшей от вырождения Европы». В свою очередь, рядовые американцы, как отметил политик, не понимают, что такое «Украина» и где «оно» находится, и рано или поздно спросят у властей за ее поддержку.
Картина 1880 г. Это было интересное княжество. Многие князья пограничных древнерусских княжеств добровольно переходили на сторону Литвы. К слову, литовские князья вели себя, как бы мы сейчас сказали, толерантно, "старины не рушили" и разрешали "русинам" жить по своим законам и обычаям а законом была "Русская правда". А еще к слову, Великому княжеству Литовскому современные украинцы обязаны формированием украинского языка. Княжества эти оказались исторически отделены от Северо-Восточной Руси, их население говорило на западнорусским языке с элементами как раннеукраинской, так и раннебелорусской речи. Западнорусский язык называли руский язык или мова. И здесь юго-западные княжества являются украйной: Древнерусские земли и княжества в составе Великого княжества Литовского Древнерусские земли и княжества в составе Великого княжества Литовского И, естественно, в объединенном по Люблинской унии 1569 года польско-литовском государстве Речи Посполитой.
Мало кто знает, что говорили: Рязанская Украйна; Псковская Украйна, и т. Картина 1883 г. А как именовали себя жители юго-западных княжеств сами? Интересно, что первоначально слово употреблялось только в форме единственного числа, а множественное число слова русин - русь или, позже, русьскыи.
В 1580 году в универсале короля Стефана Батория пишется: »Старостам, подстаростам, державцам, княжатом, паном, рицерского стану людем на украйне руской: Киевской, Волынской, Подляшской, Браславской мешкаючим». То и есть Стефан Баторий прямо так и указывает, что «Украиной» называется Русь, или все Русские владения польской короны, причем не только новые, но и старые. В траурной поэме от 1585 года на смерть киевского кастеляна князя Михаила Вишневецкого Киевщина названа «Приднепровской Украиной» или переводя на современный манер «Приднепровской землей».
То и есть большая Русь Украина была представлена отдельными землями-украинами: Брацлавской, Киевской, Приднепровской, Заднепровской и так далее. Гетман Выговский требовал уступки «права на всю древнюю Украину или Роксоланию … до Вислы», и заявлял о своем желании стать «Великим князем Украины», понимая «вся Украина» — «вся Русская Земля». Ну и последнее, чтобы доказать теорию, что «украина» — это именно «земля». После Андрусовского перемирия от 1667 года, разделившего Украину по Днепру, в обиходе появляется термин «Малороссийская Украина», который может обозначать только одно: «Малороссийская земля». И само слово «land» переводится аналогично Украине — страна, земля, край, надел, область. Так что если быть исторически грамотным, то Украину стоит называть именно «Русь Украина» — «Земля Русь»!
Почему «Украина» – окраина, а не страна?
В результате пришли выводу: Украина не зарегистрировала свои границы ещё с 25 декабря 1991 года. Государственное образование под названием Украина впервые возникло после революции 1917 года в качестве республики в составе. Запишитесь на Бесплатный вебинар "День открытых дверей": чего всё же произошло название «УКРАИНА»? Украина – колоритная многонациональная страна, обладающая хорошим потенциалом для развития туристического направления. Откуда пошло название Украина? Как правильно говорить УкраИна или УкрАина? Название "Украина" придумали поляки, считавшие южные русские земли, входившие в состав Польско-Литовского государства, окраиной, рассказал президент РФ Владимир РИА Новости, 09.02.2024.
Медведев заявил, что киевский режим окопался в стране 404
это польское изобретение, которое было введено в оборот в том числе и в пропагандистских целях. Наряду с «татарскими украинами» существовали также «казанская украина» и «немецкая украина». последние известия.
Краткая история Украины: как образовалось государство
Нельзя даже сказать, что «украина» времён господства ВКЛ, это имя собственное, название, прилипшее к конкретной территории. До создания Украинской ССР «никакой Украины» не существовало, заявил президент России Владимир Путин во время встречи с председателем Конституционного суда Валерием Зорькиным. Почему Хмельницкий назвал Украину Украиной, я так и не поняла, но, боюсь, что если д.у.и.н. Тарас и дальше будет историю изучать, он узнает, что Россия никогда не называлась Московией! Медведев назвал свою публикацию словами «Почему исчезнет Украина? Новости о событиях на Украине за последний час: ситуация в стране, репортажи, мнение экспертов.
Все новости
- Происхождение слова Украина | это... Что такое Происхождение слова Украина?
- Читайте также
- JavaScript is Disabled in your browser. Please Enable the JavaScript to continue.
- Значение слова УКРАИНА. Что такое УКРАИНА?
Как были придуманы «древние украинцы»
Название "Украина" придумали поляки, считавшие южные русские земли, входившие в состав Польско-Литовского государства, окраиной, рассказал президент РФ Владимир РИА Новости, 09.02.2024. The Wall Street Journal: Трамп в деловых беседах называл Украину частью России. Территория современной Украины в середины 1790-х гг. – 1917. Наряду с "татарскими украинами" существовали также "казанская украина" и "немецкая украина". Спрашивается, а почему же автор сам предложил целых три варианта переименования Украины? Название «Украина» после закрепления «Вечного мира» в 1686 году использовалась чаще в значении «окраина».
Почему «Украина» – окраина, а не страна?
Вот так весь мир впервые узнал о существовании окраины польского королевства под названием «Украина». До этого со времен Древнерусского государства, как минимум, с XII века существовало слово «оукраина» в другом смысле. Впервые оно упоминалось в Ипатьевской летописи 1187 года в связи со смертью в Переяславской земле князя Владимира Глебовича «о нем же оукраина много постона» , позднее — в летописях 1189 и 1213 годов. Эти упоминания относились к окраинным территориям Переяславского Посульская линия , Галицкого и Волынского княжеств. С того времени и почти до XVII века в письменных источниках это слово употреблялось в значении «пограничные земли», без привязки к какому-либо определенному региону с четкими границами, в том числе и далеко за пределами территории современной Украины. К примеру — «псковская украина» Ф. Гайда, «От Рязани и Москвы до Закарпатья. Свою картографическую книгу Боплан посвятил польскому королю. Посвящение стоит того, чтобы о нем узнал читатель: «Светлейшему и могущественнейшему монарху, Яну Казимиру, Божьей милостью королю польскому, великому князю литовскому, русскому, прусскому, мазовецкому, жмудьскому, ливонскому и проч. Упоминаются только русские и литовские!
Срезневскаго, издание типографии Императорской академии наук, С. На страницах 1183—1184 третьего тома указанного выше труда мы находим, что: Украй — край, граница: — И тако ко мне весть прииде, что Новгородцы на украе земли в др. Украина — пограничная местность: — И еха и-Смоленьска в борзе и приехавшю же емоу ко оукраине Галичкой, и взя два города Галичькии. И пришед таино, и взяша с украины неколико Псковских сел. И по сем Андреи с Полочаны из своея украины пригнавше, без вести повоеваше неколико сел Вороночскои волости. Украиник — живущий в пределах какой-либо местности: — Кападочани бы оукраиник. XIV в. Украиный — пограничный: — Приходиша Татарове Крымские на Русские городы на украиные. Украиньник — житель пограничной местности: — И нам бы приказати своим украинным князем… и всем своим украинником, чтобы дотоле великого князя Александровым украинам зачепки никоторое не чинили. Великого князя Александровы украиники нашим украинам после того много лиха починили. Украиньныи: украиньныи князь — правитель пограничной местности: — Приказали есьмо своим украинным князем… и иным своим князем и наместником и волостелем и всем своим украинником. Украинянин — житель пограничной местности: — Избегли бо ся бяхоут в город и зане весть бяхоут подали им Ляхове оукраиняне.
Однако таких слов в древнерусском языке не зафиксировано. XIV-XV ст. Зато он знает переход церковнославянского диграфа «оу» в букву «о»: например, глагол «окрасити» произошел от церковнославянского глагола «оукрасити». Так же и «окраина» произошла от «оукраина». Тем не менее, обуянные патриотическим порывом мифологизаторы не сдаются. Филолог Г. Поскольку опять же в древнерусском языке такое слово не известно, приходится утверждать, что «Украина» - название праславянское. Вероятно, древние предки украинцев праукраинцы? Таким образом, вместо слова и корня «край», от которого и произошли «окраина» и «Украина», измышлено слово и корень «украй». В данном случае очевидно, что это слово произошло от соединения предлога «в» и существительного «край». Но в таком случае откуда у «Украины» приставка «у-», если не от древнерусской «оукраины»? Наличие многочисленных « о украин» в древнерусских летописях на которое авторы данной гипотезы ссылаются как на аргумент в ее пользу еще не означает, что это слово было связано с территорией всей Руси: переяславская, галицкая, псковская земли имели свои окраинные, пограничные территории « о украины». Первое летописное упоминание «оукраины», как известно, датируется 1187 г. Владимир Глебович — переяславский князь 1169-1187 , внук Юрия Долгорукого, племянник и союзник Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо, с 1183 г. Приведем пространный отрывок из Ипатьевской летописи: «Сдоумав князь Стослав со сватом своим Рюриком поити на Половце в борзе изъездом поведахоуть бо им Половци близ на Татинци на Днепреиском броде и ехаша изъездом без воз.
Княжества эти оказались исторически отделены от Северо-Восточной Руси, их население говорило на западнорусским языке с элементами как раннеукраинской, так и раннебелорусской речи. Западнорусский язык называли руский язык или мова. И здесь юго-западные княжества являются украйной: Древнерусские земли и княжества в составе Великого княжества Литовского Древнерусские земли и княжества в составе Великого княжества Литовского И, естественно, в объединенном по Люблинской унии 1569 года польско-литовском государстве Речи Посполитой. Мало кто знает, что говорили: Рязанская Украйна; Псковская Украйна, и т. Картина 1883 г. А как именовали себя жители юго-западных княжеств сами? Интересно, что первоначально слово употреблялось только в форме единственного числа, а множественное число слова русин - русь или, позже, русьскыи. Форма множественного числа - русины - встречается не ранее XVI века. Жители юго-западных княжеств называли себя русинами. Картина 1880-1891 гг. Вот тогда начинают приживаться названия "украинные люди", "украинники" или украинцы. Последнее употреблялось все чаще, становилось предпочтительнее, чем русины.
Откуда пошло название УКРАИНА?
Одесса была учреждена в 1794 году указом Екатерины Великой, строительством города занимался российский вельможа испанского происхождения Иосиф Осип Михайлович Дерибас. Екатеринослав Днепропетровск строился под присмотром Григория Потёмкина. Мариуполь Павловск , Херсон основаны в 1778 году по указу Екатерины Великой. Николаев заложен в 1788 году под патронажем Григория Потёмкина. Запорожье бывшая крепость Александровская заложен в 1770 году по решению российской императрицы. Донецк и Луганск вообще относились к области Всевеликого войска Донского.
Эти земли ни исторически, ни фактически не могут принадлежать Украине, её создавала и развивала Россия. К Червоной Руси относится историческая область, сейчас разделённая между современной западной Украиной и Польшей: это западная Галиция и Подол, но так неофициально называлась только территория, но, не народ, проживавший на ней. Которые уже в 17-том и 18-том веках называли Польской Украиной. После третьего раздела Польши эти территории оказались в подданстве Австро-Венгрии. Именно от сюда по указанию из Вены и начало свой марш украинство.
И к XIX веку, когда начинается эпидемия украинофильства, причём как среди австрийских украинцев, так и среди российских. С чего это началось? Он в одном месте это написал и об этом забыл.
Это было эпизодически и ни к каким выводам этот термин не ведёт. Поэтому если говорить, что вот он это понятие ввёл и все будто бы ото сна пробудились как Герцен от декабристов — этого не было. Но есть другое.
Те самые украинцы-пограничники — это понятие постепенно идёт на юго-запад и смещается вместе с расширением России и отодвиганием границы. К примеру, уже Пётр I называет украинцами жителей Слобожанщины нынешняя Харьковская область. Там же — Украинская пограничная линия.
Это всё против крымцев. Но если веком ранее украинцы-пограничники держали границу против них по Дону и Оке, в Смоленске и Рязани, то теперь — уже здесь. В результате уже в первой половине XIX века там возникает своё представление об украинцах.
Но оно не этническое, речь идёт о региональной идентичности в рамках русского народа. А её жителей мы могли бы по-сербски назвать « граничары ». То есть снова-таки никакого этнического значения, исключительно указание на проживание в пограничье.
Из чего следует вывод: русский царь Киев освободил, вернул, это прекрасно. И в этих вот церковных кругах как раз возникает идея, что Поднепровье никогда не теряло своей русскости, несмотря на то, что было разграблено Батыем и потом было частью польского государства. Владимира, нынешний Киевский Национальный университет — прим.
У него был спор с историком Погодиным. Тот утверждал, что Киевщина после нашествия Батыя оказалась заброшенной, и центр России оказался в Москве. Максимович же отвечал, что центр был в Киеве, и мы русские не меньше, чем вы, а даже больше.
То есть это споры в рамках представлений о русском единстве, единстве русского народа, споры кто важнее: Москва или Киев. А если говорить об историографических концепциях, то разделение начинается с середины или со второй половины XIX века. Если мы посмотрим на 20-50-е годы XIX века, мы увидим большое количество концепций о разных народах, возникших в это время.
О силезском народе, те же украинцы, чешское национальное возрождение, словацкое возрождение. То есть представления о том, что вот мы такие особенные, сейчас обособимся от этих больших, ужасных многонациональных империй и заживём хорошо, руководствуясь идеями равенства и братства. Ведь он говорит не о том, что Киев и Москва — два центра русской государственности, в его представлении это Киев — единственный центр государственности украино-русской, как он её называет.
Может, с него все украинство и началось? Оно возникает в университетских кругах — университета Св. Именно в этом братстве впервые последовательно заявлено, что есть отдельный этнос и он называется украинцами.
Хотя идея-то была провозглашена, но затем сами же многие участники этого братства от неё впоследствии отказались. Например, Пантелеймон Кулиш, Николай Костомаров. Тот же Шевченко.
Он ведь тоже был членом братства и в его литературном наследии никаких украинцев нет. И когда он будет создавать азбуку некоего языка, он назовёт её «Букварь южно-русский». Вот его терминология: южно-руссы, которые живут на Украине.
Биография предвосхищала рождение ребенка». Это прекрасная книга о том, как киевский историк Михаил Грушевский постепенно приходит к идеям провозглашения самостоятельности «Украины—Руси». Он реконструирует развитие подобных идей, одновременно показывая, что они — принципиальный разрыв с прежней традицией.
Толочко показывает, где Грушевский опирается на предыдущую традицию, а где он идёт против неё. Вот идея Киева, как столицы, центра Руси, не терявшего своего такого статуса — она полностью прорусская. Грушевский же переворачивает эту идею с ног на голову.
И говорит о том, что нет Киева, как матери городов русских — есть Киев, как мать городов украинских. Он исходит из того, что история «Украины—Руси» — это история не государства, это история некоего населения, народа, который в состоянии создать свою народную, республиканскую государственность. Он делает ставку на будущую народную республику, которая когда-то возникнет.
Ну а потом она и возникла — в 1917 году. А так Грушевский попросту прочертил прямую линию к антам и сказал: «Вот есть анты, потом днепровские славяне, и эти славяне до сих пор тут живут». В результате он всё-таки принял для них название «украинцы», хотя поначалу не очень хотел.
В первом издании он это слово использует очень осторожно. Он ведь всё же историк, и он знал первоначальный смысл слова «украинцы», знал, что в нём нет этнического значения. И после этого брать это слово и использовать в качестве самоназвания этнического — не совсем хорошо.
Но в конце концов он сдаётся и во втором издании начинает везде менять «русины» на «украинцы». Но его деятельность, безусловно, соответствовала интересам Австро-Венгрии.
Казаки были православные, и потому их отношения с польской католической властью не складывались.
В 1654 году произошло историческое событие, которое назовут Переяславской радой и в честь которого учредят праздник Воссоединения России и Украины. Подробный материал об этом — по ссылке ниже. Гетманство на Украине Гетман Иван Мазепа.
Он собирал налоги и рекрутов, издавал законы и строил университеты. Но конец автономии настал в 1708 году, когда шла Северная война со шведами. Гетман Иван Мазепа, друг и союзник Петра Первого, предал русского царя и перешёл на сторону шведов.
Когда царь узнал об измене, то сжёг столицу казаков город Батурин и лишил казаков независимости. Малороссия С. Прокудин-Горский, "В Малороссии".
Она была частью Российской империи и разделена на губернии. Малороссия оставалась самым южным и сытным краем огромной Российской империи. И подарила стране множество великих людей.
Гиперссылка для интернет- изданий — должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Если вы заметили нарушение авторских прав, сообщите администрации сайта, мы исправим все недоразумения.