Новости православие в африке

«Акуна матата, православные»: Александрийский Патриархат решил повоевать с Русской Церковью за Африку. О канонической стороне вопроса присутствия Русской православной церкви в Африке рассказал председатель миссионерского отдела Патриаршего экзархата Африки иерей Георгий Максимов.

Православные священники из Африки посетили Тамбовскую область

Депутат также напомнил, что православие в Африке появилось раньше, чем в РФ. Уверен, что православие в Африке укрепится, а приходы будут насчитывать тысячи, десятки тысяч единиц», — подытожил он. Свое участие в мероприятии подтвердили 49 стран.

Особую благодарность за помощь в оформлении регистрации митрополит Леонид выразил министру Центральноафриканской Республики по делам территорий Бруно Япанде. Священный Синод Русской Православной Церкви постановил образовать Патриарший экзархат Африки 29 декабря 2021 года по многочисленным просьбам африканских священников, не согласных с тем, что глава действующего на континенте Александрийского Патриархата признал неканоническую Православную церковь Украины. На момент образования в экзархат вошли 102 священника из восьми стран Африки.

Религия играет в Африке гораздо большую роль, чем в других частях мира, поскольку в целом африканцы являются наиболее религиозными людьми на планете. Среди них меньше всего неверующих, в то время как число верующих в значительном количестве африканских стран находится на отметке, близкой к ста процентам результаты социологического исследования опубликованы журналом The Telegraph. Там сохраняется высокая значимость религии и её влияние на происходящие в обществе процессы, в том числе на политическое развитие государств. Соответственно, именно религия способна стать основой для установления долгосрочных и глубоких отношений с Африкой. Большинство африканцев исповедует христианство, причём этот мировоззренческий выбор был сделан представителями континента одними из первых на планете: Египет посетил Сам Христос с Его Пречистой Матерью, а затем апостол Марк основал там Церковь, Эфиопия одной из первых приняла христианство на государственном уровне. Египет является родиной монашества. В истории были значимы и прославлены Церкви Северной Африки и Нубии. Их наследие до сих пор живо и питает современных христиан. А если говорить о Египте и Эфиопии, добавив к ним Эритрею, то там аутентичные африканские Церкви существуют и ныне. Отдельным фактором, сформировавшим религиозный спектр Африки, стало появление на континенте католицизма и протестантизма, пришедших с колонизаторами. Впоследствии в Африке появилось немало групп, которые отошли от церквей западного направления и создали свои учения, сочетая элементы христианства и местные традиции. Это отражает стремление африканцев к поиску возможностей исповедовать веру во Христа без связи с церквями, запятнавшими себя участием в работорговле, поддержке колонизаторов, а также в межплеменных конфликтах. В последние годы разочарование африканцев в западных церквях усилилось из-за взятого теми курса на отказ от библейского нравственного учения в пользу однополых браков, трансгендеризма и т. Появление Патриаршего экзархата Африки Русской православной церкви вызвало волну интереса со стороны жителей многих стран континента. Православие отвечает стремлениям африканцев, не имея описанных выше проблем западных церквей, но при этом являясь изначальной Церковью Христа. Александрийская православная церковь имеет древнюю историю присутствия на континенте, однако уже с эпохи раннего средневековья была сосредоточена на окормлении греческого населения африканских стран. Только в ХХ веке начался её некоторый рост за счёт поглощения африканских неканонических групп, уже ассоциировавших себя с православием. Однако несмотря на отдельные успехи, в целом Александрийская церковь разочаровала африканцев, будучи в большей степени сфокусированной на насаждении так называемого эллинизма и грекофильства и не учитывая самобытность африканских культур в своей пастырской работе. На наших глазах происходит уникальное историческое событие — взрывной рост последователей Русского православия на Чёрном континенте. Всего за год и восемь месяцев деятельности Патриаршего экзархата Африки количество африканских приходов Русской православной церкви увеличилось с пяти до двухсот пятнадцати, а количество стран, где есть эти приходы, выросло с четырёх до двадцати пяти. Подавляющее большинство священников и прихожан составляют африканцы. Именно Русская православная церковь может стать и уже становится мостом, соединяющим наши страны и народы и открывающим друг другу самое лучшее в нас. При этом для Русской церкви чужды методы прозелитизма и экспансионизма. Она открывает двери для всех, кто жаждет духовного обновления в рамках христианской традиции. В то же время она расположена к сотрудничеству с иными конфессиями и религиозными общинами. У нас обширная повестка для взаимодействия: защита традиционных основ человеческой жизни, морали и нравственности, утверждение религиозных свобод, миротворчество, гуманитарная работа. Стоит отметить, что в политической жизни Африки имеют место конфликты, для эскалации которых нередко пытаются использовать религиозный фактор. Происходят гонения на христиан в ряде африканских стран. Мир — это то, в чём особенно нуждаются сегодня многие страны и народы, и Русская православная церковь приходит в Африку с вестью о мире, добрососедстве и взаимопонимании. Как отзывается у африканских народов принципиальная позиция Русской церкви и Российского государства по защите традиционных духовных, в том числе семейных, ценностей? Одним из важнейших направлений работы Патриаршего экзархата Африки является защита канонического порядка, традиционных христианских ценностей и религиозных свобод, о чём особо упомянул Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своём выступлении на пленарном заседании Второго саммита Россия — Африка 27 июля 2023 года в Санкт-Петербурге. Сегодня мы находимся в процессе цивилизационного перехода, который сопровождается неизбежными катаклизмами и конфликтами, однако ведёт к нашему общему преображению. Русская цивилизация проходила уже не раз через различные метаморфозы. И мы понимаем, что за последнее тридцатилетие наша страна достигла того момента, когда, если бы мы продолжили двигаться по инерции в навязанной нам извне парадигме, мы бы уже утратили себя, свою субъектность, цивилизацию по имени Россия. У нас очень много общего с теми здоровыми силами в мире, с которыми мы сегодня должны укреплять наше сотрудничество. Сейчас мы находимся также в процессе борьбы двух ценностных систем.

Это, скажем так, та территория, где активно действует та или иная Поместная Церковь. При этом одной Поместной Церкви вторгаться на каноническую территорию другой — нельзя. Если происходит такое «вторжение», то это значит, что такие церковные структуры находятся в состоянии раскола. Грубо говоря, не признают друг друга в качестве легитимных Православных Церквей. Экзархат же, в свою очередь, — это как раз некая церковная территория за пределами страны, где находится административный центр той или иной Церкви. И Африканский экзархат появился явно за пределами России, это раз. А два — именно на канонической территории Александрийского Патриархата. При том, что, повторимся еще раз: молитвенное общение Русская Церковь разорвала только с главой Александрийской Церкви, но не со всей этой Церковью целиком. Но тут, что называется, в силу вступила коллизия момента. Ровно потому, что несколько лет подряд африканские священники в количестве более сотни человек просились именно в РПЦ. Как разрешила для себя этот вопрос Московская Патриархия? Скажем прямо: изящно и с большой пользой и для Русской Церкви, и для африканских священников. А вот АПЦ стало не очень хорошо, о чем чуть ниже. Однако за это время Его Блаженство не ограничился поминовением в диптихах Православных Предстоятелей главы одной из украинских раскольнических групп, но вступил с ним и другими «иерархами» этой структуры в евхаристическое общение. Эти скорбные события убедили Священный Синод Русской Православной Церкви в необходимости ответить на поступившие обращения и образовать в этих исключительных обстоятельствах Патриарший экзархат в Африке. Такое непростое решение, принятое в ситуации признания Александрийским Патриархом украинских раскольников, никоим образом не является выражением притязания на каноническую территорию древней Церкви Александрийской, но преследует единственную цель — дать каноническую защиту тем православным клирикам Африки, кто не желает участвовать в беззаконной легитимизации раскола на Украине». В общем, если говорить языком максимально грубых и натянутых аналогий, но так, чтобы было понятно самой широкой публике: Русская Церковь в случае с Африкой сделала то же самое, что Россия в контексте СВО на Украине. Россия начала осуществлять спецоперацию для защиты народа Донбасса.

К РПЦ присоединились священники церквей в Африке вместе с приходами и прихожанами

И "наказание" не заставило себя долго ждать: на людей начались настоящие гонения, вплоть до уголовных преследований, как это было в Кении, Танзании и на Мадагаскаре. Клирикам инкриминировали, например, то, что они совершают богослужения с сосудами и другой утварью АПЦ, на что в общинах резонно возражали, что все это принадлежит приходам, поскольку многое было закуплено самими же прихожанами или духовенством на их личные средства. Но эти попытки тщетны. Единственное, что они могут, — снизить темп, но не влияют на результат! Во многих случаях общины, перешедшие в Русскую церковь, были изгнаны из своих храмов, а дети духовенства исключены из школ. Как поясняют миссионеры, побывавшие в Африке, как правило, получение образования на континенте, даже среднего, — очень дорогое и далеко не всем доступное удовольствие. Зачастую такое обучение ведется в частных религиозных школах, которые спонсируются из Греции. Как, например, в Танзании, где после создания экзархата начались настоящие чистки в учебных заведениях.

Были и случаи, когда греки отрезали детей-инвалидов от снабжения необходимыми им лекарствами лишь за то, что их родители перешли в РПЦ… "В Танзании я посещал отдаленное село Сокоин, местную православную смешанную масаи-танзанийскую общину, — рассказывает протоиерей Андрей Новиков. Община покинула АПЦ, и для всего села отключили воду! Но село отказалось идти на компромисс. И вот мы должны были заниматься бурением новой скважины для снабжения населения чистой питьевой водой". Дополнительно осложняют русскую миссию в Африке и введенные Западом санкции против России. Так, снизилась частота авиаперелетов, возможности для финансирования местных общин. Впрочем, Патриарший экзарх Африки всех трудностей не раскрывает, чтобы, как он говорит, "не лить воду на мельницу тех людей и недоброжелателей, которые в этом задействованы".

В любом случае, мы уверенно их обходим — опять же таки в рамках правового поля — и решаем поставленные священноначалием задачи", — добавляет митрополит Леонид. Патриарший экзарх Африки совершил первую в истории литургию на материке во время поездки в Египет — это произошло 25 июня в Каире. На сегодня в клир Русской церкви принято 192 священнослужителя, но уже в самое ближайшее время их число должно будет превысить 200 человек: рассмотрение ряда дел сейчас завершается. По некоторым данным, это до половины всех клириков АПЦ. Миссионерские группы из России посещают Африку в режиме нон-стоп", — отмечает экзарх.

Где христиан любят и поддерживают.

Я в Джибути. Это один из первых таких объектов в стране-участнице Лиги арабских государств. Монастырь воздвигает Эфиопская православная церковь. Через приморское Джибути ведется многомиллиардная торговля с Внутренней Африкой, включая Аддис-Абебу, поэтому эфиопов тут немало. Они показывают нам те самые три гектара земли, где будет монастырь. Пока что там — лишь небольшая часовенка.

Что меня поражает в Африке - несмотря на бедность, люди ищут не только мирских, но и духовных богатств, ищут Бога. Я показываю православный крест: — Рус! Многие африканцы исповедуют христианство близкого к нам обряда. На фото - Джибути, эфиопский православный храм Архангела Гавриила. Сейчас ее монахи у служки на своем горбу таскают бесценную воду, поливая саженцы фруктовых деревьев на подворье будущего монастыря. Превращают пустыню в Эдемский сад.

И — чудо: оказывается, одновременно с нами в Джибути приехал отец Арагави, глава Отдела внешних сношений эфиопского «церковного МИДа». Он здесь лишь несколько дней в году, окормляет местную паству. Несмотря на свой жесткий график, находит время и для нас. И дает понять: африканские православные готовы к межцерковному диалогу с Москвой. Ведь она, особенно после реванша радикальных либералов в США, — последняя на земле защитница христианства и традиционных ценностей.

Время на чтение 7 минут Фото: Патриарший экзархат Африки В ряде стран Африки людей по-прежнему убивают за исповедание христианства, но Патриарший экзархат Русской Православной Церкви активно развивает свою деятельность на континенте. О вхождении в страны Африки, праздниках и буднях местных верующих, об обучении в России и возведении в сан новых африканских священников, необычных службах африканцев в Москве, преодолении раскола в Эфиопской Церкви и строительстве новых храмов, духовных центров в Уганде, Египте, а также в Ереване в эксклюзивном интервью РИА Новости рассказал Патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид Горбачёв. Архипастырь рассказал, что «Патриарший экзархат Африки развивается динамично, позитивно. С основанием экзархата мы де-факто имеем клириков и совершаем богослужение в 21 стране.

На подходе другие страны, которые также дают нам аккредитацию. Работа идет, и зависит от разных факторов». Но, тем не менее, мы понимаем, какая угроза нависла над миром — в прямом и переносном смысле этого слова, и над землей, и над миром духовным. Нужно это всё пережить, и я думаю, что Господь со временем это управит так, как будет полезно человечеству», - не сомневается владыка. По его словам, «в Африке христиане постоянно подвергаются дискриминации именно по религиозным причинам, и многие страны Африки несут сотни и тысячи потерь в людях, убитых именно за то, что они исповедуют Христа. Мы постоянно озвучиваем это, приводим статистику, на различных площадках эти вопросы поднимаем, но, к сожалению, многие руководители государств, руководители церквей, не слышат нас так, как бы нам хотелось». Бог миловал: все наши 200 с лишним священников отслужили пасхальные торжества. К сожалению, большой десант из наших клириков в те страны, где мы еще не присутствуем, не смог принести пасхальную радость. Из-за технических сбоев у "Эфиопских авиалиний" в 11 стран Африки не смогли прибыть священники из России для совершения богослужений для наших соотечественников.

Я думаю, что со временем мы наладим нашу логистику соответствующим образом, сделаем организационные выводы. Экзархату всего год и четыре месяца, и поэтому мы действуем методом проб и ошибок: если раз оступились — значит, постараемся это исправить», - пообещал митрополит Леонид. Например, во времена моей студенческой молодости, когда я получал очередное образование в Афинском государственном университете, на Пасху греки стреляли из различного вида оружия: торжества у них связаны с такими проявлениями.

Русская Православная Церковь воздерживалась от положительного ответа на таковые прошения в надежде на то, что Патриарх Феодор изменит свое решение, а архиереи Александрийской Церкви не поддержат легализацию украинского раскола. К сожалению, этого не произошло. А 13 августа 2021 года Патриарх Феодор посетил о. К настоящему времени никто из архиереев Александрийской Православной Церкви не выразил несогласия с действиями Патриарха Феодора по поддержке раскола на Украине». В результате, решением Священного синода от 23—24 сентября 2021 года архиепископу Леониду Горбачёву было поручено изучить поступившие обращения и представить предложения Священному синоду [6] [7]. Всехсвятский храм на Кулишках в Москве, административный центр Патриаршего экзархата Африки c 30 декабря 2021 года по 8 сентября 2023 года 29 декабря 2021 года Синод РПЦ вынес решение о приёме в юрисдикцию Московского патриархата 102 клириков Александрийского патриархата из восьми африканских стран, а также создал Патриарший экзархат Африки [8] , охвативший весь Африканский континент с прилегающими островами.

В составе экзархата были образованы Северо-Африканская и Южно-Африканская епархии. В ведение первой были отнесены ставропигиальные приходы Московского патриархата в Египте, Тунисе и Марокко, второй — ставропигиальный приход Московского патриархата в ЮАР. Это абсолютно новая мощная структура континентального масштаба, которая требует скрупулёзного, детального изучения и проработки» [2].

Православие в Африке: новости и события

Общество - 27 июля 2023 - Новости Санкт-Петербурга - Православие угасает в Африке Особенно ситуация ухудшилась при патриархе Феодоре. Позиции африканского экзархата РПЦ в Африке усиливаются и все больше клириков Александрийской православной церкви переходят в юрисдикцию Московской патриархии. Любителям статистических подсчётов и оценок «неуспешности миссии Экзархата» придётся смириться с тем, что Русская Православная Церковь пришла в Африку навсегда.

Между православными церквями возник конфликт из-за Африки

Патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид (Горбачев) сообщил, что обратился в Пограничную службу ФСБ из-за ненадлежащего обращения в аэропорту к студентами из Африки. Экзарх Русской Православной Церкви в Африке митрополит Леонид(Горбачёв). Образован экзархат был после разрыва евхаристического общения РПЦ с патриархом Александрийским и всея Африки Феодором II из-за того, что тот признал легитимность и каноничность Православной церкви Украины (ПЦУ).

В РПЦ не считают присоединение африканских приходов ее вторжением в Африку

Русская церковь никогда экспансией не занималась. Читайте также: В поисках истинной церкви. Как живут старообрядцы в Уганде Первые успехи Африканский континент — это 54 страны, 1,3 млрд населения, поэтому работы, отметил владыка Леонид, много, и уже можно говорить об успехах. Так, в декабре 2021 года в экзархате было чуть меньше 100 клириков из 8 стран Африки. Год спустя это уже 198 клириков из 19 стран.

И присутствие РПЦ в Африке расширяется: «Буквально ежемесячно к нам поступают запросы из новых стран континента с просьбой о направлении священнослужителей», — отметил владыка Леонид. Как подчёркивает митрополит Леонид, работы в Африке у новой структуры очень много. Мы им помогали: подключали воду, открывали школы, организовали несколько гуманитарных акций по доставке зерна, семенного фонда, удобрений», — рассказал он. Новой структуре нужны священники, и РПЦ ведёт и активную образовательную миссию на континенте.

Как рассказал митрополит Леонид, 1 академический год им даётся на изучение русского языка, а затем они полностью погрузятся в 4-летнюю программу богословского обучения. Ещё 6 слушателей по богословским наукам сейчас находятся в Москве — это тоже будущие священники. Кроме того, новая структура занимается попечительством над несколькими приходами в Африке, помогает в них детям. На Мадагаскаре создана женская монашеская община, несколько послушниц вскоре приедут в Россию.

Говоря о планах строительства, митрополит Леонид рассказал о договорённости президента Уганды с патриархом Кириллом о создании административно-духовного центра — это будет Российский центр науки и культуры Россотрудничества , совмещённый с церковным приходом, в нём будет действовать начальная и средняя школы, а также госпиталь. На строительство уже выделена земля в столице Уганды, Кампале, — центр разместится прямо напротив президентского дворца.

Председатель Миссионерского отдела передал духовенству книги, иконы, ладан, а также богослужебные принадлежности, наперсные кресты и облачения. Кроме того, было представлено первое издание Экзархата на одном из местных языков — православный молитвослов на языке ачоли. Тираж был передан священникам Северного благочиния, служащим на приходах, где проживают ачоли. Глава Юридической службы Экзархата С.

Надеюсь, что развитие добрых отношений между Россией и странами Африки послужит дальнейшему утверждению традиционных нравственных ценностей в мире. Еще одним преступным инструментом в современной политике являются попытки разжигания межрелигиозной розни. Со скорбью отмечаю, что на Африканском континенте эти явления получили опасное распространение.

К сожалению, наибольшим гонениям подвергаются христиане. Пользуясь случаем, как Предстоятель Русской Православной Церкви, с болью в сердце горячо призываю всех, кто имеет возможность и реальную власть повлиять на эту трагическую ситуацию, сделать все для того, чтобы защитить преследуемых христиан на Африканском континенте. Печальный опыт последних десятилетий и история многих региональных конфликтов свидетельствует о том, что провокации на религиозной почве нередко инициируются и финансируются теми, кто желает ослабления страны изнутри и действует по известному принципу «разделяй и властвуй». Крайне важно не допускать разжигания розни по религиозному признаку. Это становится тем более актуальным с учетом многоконфессионального и полиэтнического характера большинства африканских стран. Культурное и национальное разнообразие — это богатство любой страны, которое необходимо бережно хранить. Верю, Россия готова делиться своим многовековым опытом в этой сфере. В нашей стране проживает более сотни национальностей, в ней гармонично сосуществуют представители разных религий и конфессий: православные христиане, католики, протестанты, мусульмане, иудеи, буддисты. Мы не просто веками живем бок о бок — мы свободно исповедуем свою веру и сотрудничаем в просветительской, гуманитарной, миротворческой, социальной и других сферах.

И в качестве инструмента мы создали организации, в рамках которых не только советуемся друг с другом, но и вырабатываем некую программу общих действий. Что касается Русской Православной Церкви, то она, осознавая особую ответственность за судьбы исторически относящихся к ней народов, стремится делать все, чтобы воспитывать в людях верность правде Божией, уважение к традиции и любовь к своей стране. Недавно Русская Православная Церковь, откликаясь на просьбы верующих православных людей в Африке, ради духовного окормления православных, находящихся на этом континенте, и учитывая потребность в нашей деятельности в Африке, создала Патриарший экзархат. Вместе с тем, присутствие Русской Православной Церкви на территории Африки — не какая-то беспрецедентная новация. Так, в Абиссинии в 1889 и 1896 гг. Постоянный приход Русской Православной Церкви в Египте был создан в 1914 г. После революции в России и в связи с началом оттока беженцев из нашей страны приходов в Африке стало открываться все больше: в 1920 г.

Миссия идет гораздо живее и быстрее, чем у греков за сто лет. Катехизацию проводить будем. Там бывший пастор, он хочет быть православным, готов собрать людей, вместе молиться. Каждый четверг у нас проходит онлайн-катехизация для людей со всей ЮАР Каждый четверг вечером у нас проходит онлайн-катехизация для людей со всей ЮАР. Там и православные, и протестанты, и вообще все, кому интересно. В процессе ведем разные уроки, читаем молитвы — чтобы церковная жизнь была не только в храме. Каждую среду служим акафист. На Рождество Христово планируем ярмарку и концерт. На Крещение Господне все православные собираются на море. Тут мы следуем греческой и болгарской традиции — крест бросается подальше в море, и прихожане должны доплыть до него. В ноябре следующего года проведем детский православный лагерь дней на пять. У нас около 20 детей и подростков. Из Йоханнесбурга еще, может быть, около 30-ти приедет. Это будет на ферме в полутора часах езды отсюда. Мы там строим маленький храм в честь Преображения Господня. У нас несколько людей собираются принять монашество, в том числе упоминавшийся мною Моисей. Они поедут в Россию в монастырь, а потом, дай Бог, вернутся сюда. И этот храм предназначен именно для будущего монастыря. Без куполов — Кстати, о храме. Ваш храм очень сложно найти, если не знать о нем точно. С виду это обычное кафе. Часто ли сюда попадают случайные люди? Просто туристы, допустим, русские? Эскиз храма — Обратите внимание, что кафе называется «The ladder» «Лествица». Да, случайные люди иногда приходят в кафе, видят меня в подряснике, узнают, что у них над головой храм, и сильно удивляются. Может быть, когда мы построим золотые купола, они будут привлекать больше людей. Но, вы знаете, мы не хотим, чтобы храм воспринимался просто как культурная достопримечательность.

«Русские, вы странные»

  • 27.07.2023 Русская Православная Церковь открыла в Африке за полтора года более 200 приходов - Древо
  • РПЦ сочла абсурдным предложение лишить ее автокефалии в Африке | ОТР
  • Африканские православные не приняли украинский раскол
  • Основная навигация
  • Русская Православная Церковь укрепила позиции в Африке?

В РПЦ рассказали, что Уганда может стать духовным хабом православной церкви в Африке

  • РПЦ ответила митрополиту Греции на его слова о лишении автокефалии в Африке
  • ГКУ "Московский дом соотечественника"
  • Африканские священники РПЦ совершили первую службу: Общество: Мир:
  • Основная навигация

Экзарх заявил, что около 30 священнослужителей РПЦ в Африке вызваны в суд или арестованы

Общество - 27 июля 2023 - Новости Санкт-Петербурга - Патриа́рший экзарха́т А́фрики — экзархат Русской православной церкви на территории Африки. Образован решением Священного синода Русской православной церкви 29 декабря. Формально Африка, включая ЦАР, находится в юрисдикции Александрийского Патриархата Православной Церкви, и мы, строго говоря, не имеем права играть на чужом духовном поле. Образован решением Священного синода Русской православной церкви 29 декабря 2021 года. Экзарх Русской Православной Церкви в Африке митрополит Леонид(Горбачёв).

Тысячи людей убивают именно за исповедание Христа

Любителям статистических подсчётов и оценок «неуспешности миссии Экзархата» придётся смириться с тем, что Русская Православная Церковь пришла в Африку навсегда. Так вот, по самым минимальным подсчетам экспансия в Африку стоит РПЦ от 20 000$ в месяц. Если Африка станет православным континентом — она будет мощнейшей силой, потому что у них традиционные ценности и быстрорастущий континент, не имеющий проблем западного деградантства. Митрополит Перистерийский Григориос предложил отобрать у РПЦ автокефалию, а назначенного ею экзарха в Африке митрополита Леонида извергнуть из сана. РИА Новости, 16.11.2022.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий