Новости проповедь патриарха кирилла сегодня

Об этом заявил в четверг в проповеди после вечернего великопостного богослужения в храме Христа Спасителя Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 28 ноября 2023 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на пленарном заседании XXV Всемирного русского народного собора «Настоящее и будущее Русского мира». В Неделю Торжества Православия Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя и возглавил хиротонию архимандрита Алексия (Турикова) во епископа Раменского.

Поделиться

  • Патриарх Кирилл: последние новости
  • Актуальная аналитика
  • Проповедь Патриарха Кирилла listen online. Music
  • Правила комментирования
  • ПАТРИАРХ КИРИЛЛ СЕГОДНЯ: О МИГРАНТАХ, ПОБЕДЕ, РУССКОМ МИРЕ И БОЖЬЕМ ПРИЗВАНИИ РОССИИ.
  • Патриарх Кирилл предупредил «всяких начальников» об опасности тирании

Подписка на новости Политнавигатора

  • Патриарх Кирилл призвал архиереев к меньшей помпезности и большей любви к людям - Российская газета
  • В РПЦ рассказали о пасхальном перемирии с Украиной - | Новости
  • «Вся история нашей страны связана с явлениями милости Божией»
  • Патриарх Кирилл: последние новости
  • Videos Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителей Московских |
  • Пасха Христова. Прямая трансляция богослужения из Храма Христа Спасителя

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла перед чином прощения в Храме Христа Спасителя

Главная» Новости» Выступление кирилла патриарха. Главная» Новости» Выступление кирилла патриарха сегодня на первом канале. 6 ноября 2023 года, в праздник иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию. Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в среду первой седмицы Великого поста. Аминь!», — закончил свою проповедь патриарх Кирилл. Выступление на XXV Всемирном Русском Народном Соборе 28 ноября 2023 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на пленарном заседании XXV Всемирного русского народного собора «Наст.

Что еще известно:

  • Видео обращения патриарха Кирилла к прихожанам в связи с коронавирусом
  • Слово пастыря. Выпуск от 04.11.2023
  • Форма поиска
  • Проповедь Патриарха Кирилла - «Вся история нашей страны связана с явлениями милости Божией»
  • Патриарх Кирилл выступил с предпасхальной проповедью. Он предупредил власть об опасности тирании

Святейший Патриарх Кирилл. Проповеди на молитву святого Ефрема Сирина

Быть или не быть России, будет или не будет существовать Русская Церковь — именно так ставился вопрос. Это был тяжелейший момент противостояния объединенной Европе, ведь не одни французы, а объединенная Европа, воспользовавшись обстоятельствами, нагрянула на Русь, желая уничтожить суверенитет нашей страны, разрушить русское государство, подчинить его себе — уж больно богатой и привлекательной была для захватчиков наша земля. И, несомненно, на Бородинском поле сила Божия была явлена через силу наших воинов. Кутузов молился перед Казанским образом, и можно себе представить, какой горячей, искренней была молитва великого полководца. И знаем, что Царица Небесная приклонила милость, и Бородино не стало полем нашего поражения. Историки считают, что там не было побежденных, но на деле мы победили тогда французов, потому что они, не сумев восполнить свои силы, в конце концов были вынуждены покинуть Россию, и страна была спасена», - продолжил Предстоятель Русской Церкви. Именно поэтому это один из самых почитаемых образов Богоматери. Вот и сегодня мы здесь, в этом храме, посвященном Казанской иконе Божией Матери, совершаем молитву и просим Господа — как просили Его фельдмаршал Кутузов, воинство наше на поле Бородинском и многие последующие поколения — защитить Отечество наше Российское от врагов внешних, а порой и внутренних, которые действуют, может быть, еще опаснее, чем враги внешние.

За прошедшие годы традиция принесения пасхальной вести из Иерусалима в Россию и его распространения по епархиям Русской Православной Церкви стала поистине народной, объединяющей миллионы наших соотечественников, дарящей надежду и веру. Планируется, что в 2024 году паломническая поездка фонда состоится 3-4 мая. Патриарх Иерусалимский Феофил высоко оценил взаимоотношения и братское сотрудничество с Русской Православной Церковью и лично с Святейшим Патриархом Кириллом.

Есть же храмы!

Взял бы эти деньги и использовал, если хочет, на доброе дело…» Осуждение тех, кто совершает добро, превышающее всякое разумение осуждающего, имеет место и в нашей жизни. Может, не так радикально, как в евангельском повествовании, но разве и мы не осуждаем иногда наших родных, близких, соседей, знакомых за расходование их собственных средств — с нашей точки зрения неправильное? Сегодняшнее евангельское чтение осуждает всякого, кто осуждает дела милосердия. И потому для нас, верующих людей, женщина, которая отдала свое имение, чтобы помазать Спасителя, приуготовляя Его к погребению, являет пример милосердия.

От нас никто не требует, чтобы мы, как она, отдали все свое имение ради милосердного деяния. От нас не требуется таких огромных жертв. Но от нас всенепременно требуется совершать дела милосердия, и особенно Церковь призывает нас к этому в течение Великого поста. Великий пост прошел, и сейчас каждый может спросить себя: «Да, я посещал храм, даже причащался Святых Христовых Таин, но какие дела милосердия я совершил?

Поэтому мы должны очень крепко связать в своем сознании милосердие и прощение грехов. Конечно, хорошо, если мы ходим в храм и каемся в грехах, ведь для некоторых и это — неподъемное дело.

Ну, а страна, при всей своей военно-политической силе и мощной идеологической пропаганде, оказалась недостаточно прочным сооружением. Ко всему этому и мы были причастны: кто-то уже активно, будучи вовлеченным в общественную жизнь, кто-то — еще находясь в том возрасте, когда он не мог активно участвовать. Но все мы помним то время, из которого нужно вынести правильный урок. Если разрушить духовный фундамент жизни народа, то происходит катастрофа. В первую очередь — в сердцах людей, где и ведется, по выражению Достоевского, главная битва добра со злом, где дьявол с Богом борется. Хвала Господу, спустя три десятилетия после отказа от политики государственного атеизма удалось постепенно выровнять ситуацию.

Сегодня активно строятся православные храмы и монастыри в России и в других странах канонической ответственности Русской Церкви. Этот факт всегда впечатляет и вызывает нескрываемое удивление у многих верующих людей на Западе, где христианские храмы, наоборот, закрываются, переделываются, в лучшем случае, в концертные залы, а то и в кафе и даже ночные клубы. Особую признательность хотел бы выразить государственному руководству России и лично Владимиру Владимировичу Путину за неизменно большое внимание к духовной составляющей жизни народа, за понимание особой исторической роли православной традиции в становлении и развитии русской культуры и русской государственности. Я уже не раз говорил ранее и повторю еще раз: мы живем действительно в очень благоприятное время. Редко Господь дает такой уникальный шанс: мы можем выстраивать конструктивные и доброжелательные отношения Православной Церкви и других религиозных объединений с государственной властью. В истории России, пожалуй, это впервые. Даже во времена, когда страна называла себя православной империей, не было такого взаимопонимания и единодушия в решении важных вопросов, касающихся укрепления традиционных духовно-нравственных основ жизни народа. Я уже приводил этот пример.

Когда Александр I предложил князю А. Голицыну стать обер-прокурором Святейшего Правительствующего Синода, тот удивился, смутился, а потом тихонько говорит: «Государь, Вы же знаете, что я масон и безбожник, — как же я могу быть обер-прокурором Синода? Вот так и справлялись... Разговор о кризисных явлениях всегда побуждает вспоминать об этимологии самого слова кризис. Что такое «кризис»? Кризис буквально переводится с греческого как суд. Как мы ответим, отреагируем на некую серьезную проблему, в этом и будет заключаться реальное качество нашей духовной жизни, суд нашей веры. Как уже было сказано, традиция является общим духовно-культурным знаменателем Русского мира.

Сегодня традиция испытывает мощное давление, ее пытаются расшатать как изнутри, так и извне. Теперь постараемся наполнить это слово — традиция — конкретными понятиями. Семья — это основа русской национальной жизни и внутренний оплот традиции Русского мира, имеющий ключевое значение для всех религиозных культур. Будучи самой главной школой воспитания личности, семья не только помогает человеку познавать окружающий мир, но и научает его любви, доброте и состраданию, дает важнейшие нравственные представления и ориентиры. Традиционная семья считалась еще несколько десятилетий назад чем-то таким же естественным, как воздух. Никому не приходило в голову призывать создавать семьи и рожать детей. Однако не в последнюю очередь благодаря внешним влияниям, транслируемым в общественном пространстве нашей страны, удается убедить определенную часть людей, что традиционная семья — устаревший пережиток, и это становится способом удушения нашего народа, лишения его жизненно необходимого воздуха. Казалось бы, на первый взгляд, как это хорошо — сопереживать страдающим людям, не могущим иметь ребенка.

Однако мы прекрасно знаем, куда зачастую ведет дорога, выложенная благими намерениями. Некогда наша страна поставила себе целью раскрыть секреты атомного ядра, для того чтобы защитить себя. Никакие ресурсы не жалели для решения этой задачи, считая, что без этого наш народ не сохранит свободу и само право на жизнь. Уверен, что в наши дни именно сбережение народа, возрождение традиционной семьи — это условие выживания страны и цель, на достижение которой нужно не жалеть никаких ресурсов: ни материальных, ни интеллектуальных, ни организационных. Нельзя жалеть материальные средства для развития семьи — необходимо создавать полноценные условия качественной жизни для многодетных семей, в частности, помогая в получении жилья, образования и так далее. Моя особая сердечная боль — нерешенная проблема с абортами, которую нередко поднимаю в разговоре с государственными властями разного уровня. Это, без преувеличения, настоящее национальное бедствие, уничтожающее будущее нашего общества, разрушающее представление о ценности жизни человека. Однако решение проблемы абортов лежит не только в плоскости законодательных запретов.

Очень важно проводить просветительскую работу, в том числе и в школе, воспитывая в детях уважение к человеческой жизни, любовь к родителям, к родной стране, к нашим нравственным ценностям и идеалам. Без любви, действующей в свободном нравственном выборе, никакие запреты не смогут кардинально изменить ситуацию. Без любви все это становится бездушной системой наказаний, которые человек будет всегда стараться хитростью обойти. Противодействие абортам, конечно, не единственная мера по изменению демографической ситуации. Знаю, что Указом Президента 2024 год объявлен Годом семьи. Благодарю Владимира Владимировича за эту инициативу и надеюсь, что запланированная государственная поддержка института традиционной семьи будет распространена и на последующие годы. Теперь несколько слов о миграционной ситуации как болевой точке. Действительно, в России тема миграции острая и не всем приятная.

Но на самом деле этот вопрос крайне важен в свете сказанного о сохранении русской культуры. Современные миграционные процессы и их текущий характер представляют серьезный внешний вызов нашей культурной традиции. Ошибочная миграционная политика может привести к самым печальным последствиям для Русского мира и для России как его духовно-культурного ядра. Сейчас в публичном пространстве популярна идея о том, что мигранты — это конкурентная рабочая сила, а поэтому общество должно смириться с последствиями, которые несет с собой практически ничем не ограниченный завоз иностранной рабочей силы.

Патриарх Кирилл с пониманием отнесся к решениям руководства Украинской Православной Церкви

Правда, для кого-то этот шаг становится очень тяжелым, особенно когда проблемы, обиды реально разделяют людей, и каждый негодует на того, с кем поссорился, полагая, что именно другой всенепременно во всем виноват. Ведь чаще всего мы оправдываем себя и возлагаем всю вину на другого, на того, с кем поссорились, на кого имеем какую-то обиду. Вот сегодняшний день и требует от нас того, чтобы мы ни на кого не возлагали ответственность — только на самих себя. А потому и требуется от нас сделать непростой первый шаг — попросить прощения у тех, с кем мы в ссоре, кого мы обидели. Невероятно трудно — с полным сознанием своей личной вины подойти к человеку и попросить у него прощения, но этого требует от нас Церковь Божия. Требует для того, чтобы мы могли войти в поприще Великого поста, уже имея некий опыт самокритики, опыт смирения и опыт прощения.

Сегодняшнее богослужение призывает нас к тому, чтобы мы обрели этот опыт через смиренное прошение ближних о прощении наших грехов, о прощении того, что мы совершили пред ними явно или неявно, в деяниях или мыслях. И потому не следует считать, что происходящее сегодня вечером — это некий обычай, который требует от нас формального «Прости! Вот тогда Прощеное воскресенье становится действительно дверью в поприще Великого и спасительного поста. И да поможет нам Господь именно так испросить прощения у других — брата, сестры, отца, матери, детей, родителей — с тем, чтобы получить от них прощение и со своей стороны простить им все, что еще остается в сердце нехорошего, что разлучает нас друг от друга. Как архипастырь, несущий ответственность перед Богом за Церковь нашу, как Патриарх, я особенно у всех вас испрашиваю прощения.

Какие-то мои слова, дела, поступки могли возбудить в вас чувство неприятия или, что еще хуже, разочарования. Если нечто подобное имело место, то не от злой моей воли, а, может быть, от неведения или, как говорится в молитве, от окамененного нечувствия. Благословите и простите, отцы, братья и сестры, мне недостойному, еже сотворих делом, словом, помышлением и всеми моими чувствами. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси.

В связи с этим патриарх сказал, что, относясь с пониманием к действиям украинского епископата, он в то же время молится о том, «чтобы никакие временные внешние средостения никогда не разрушили духовное единство нашего народа» и «чтобы те духовные ценности, которые сформировал наш благочестивый народ под покровительством единой Русской Православной Церкви, чтобы они, укорененные в душах и сердцах людей, сегодня принесли свой плод стояния за единство Церкви и за Божью правду». По словам патриарха, сегодня на Русскую Православную Церковь ополчились «духи злобы поднебесной», которые стремятся не просто разделить православных людей Руси и Украины, но сделать так, чтобы между ними пролегла пропасть, «не просто пропасть, а чтобы ров был выкопан, подобно тем рвам, которые используют во время военной операции, чтобы враг не прошел».

Между тем патриарх Кирилл глубоко убежден, что, поскольку все эти усилия не от Бога, их цели никогда не будут достигнуты.

Замглавы синодального отдела подчеркнул, что мирные инициативы подобного рода имеют смысл только тогда, когда встречаются с пониманием с противоположной стороны. Православная Пасха Христова в этом году попадает на 5 мая. Верующие вечером 4 мая соберутся в церквах на праздничное богослужение.

Но стоило только заявить очевидное: о существовании ареала русской культуры, о Русском мире — сколько же шума поднялось, когда мы сформулировали эту мысль и стали ее развивать! Сколько самых нелепых и надуманных обвинений было высказано нашими мнимыми друзьями и недоброжелателями! Как гласит народная мудрость, на воре и шапка горит. Разве в недрах Русского мира родилась концепция «оси зла» или идея «мирового полицейского»? Разве мы придумали поражающую цинизмом и духовным варварством тему «отмены культуры»? Разве мы навязываем остальному миру гегемонию, представляя ее как всеобщее и безальтернативное благо для остального мира? Думаю, ответ очевиден. Хотел бы отметить, что, вопреки расхожему мнению, само понятие Русский мир появилось вовсе не в 2000-х годах. Над цивилизационной самобытностью России размышляли многие выдающиеся писатели и философы. Наконец, Федор Михайлович Достоевский, которому принадлежит авторство термина «русская идея». И это только очень немногие имена из большого списка мыслителей, вдохновлявшихся в своем творчестве идеей Русского мира. Далеко не со всем можно согласиться в их рассуждениях. Каждый из них по-своему расставлял акценты, описывая феномен России и русской самобытности. В чем же заключаются ключевые черты русской идеи, являющейся, по сути, ценностным основанием Русского мира как особого духовного и культурного пространства? Какова же формула Русского мира? Когда используют термин «нация», обычно имеют в виду общность людей, говорящих на одном языке. Но в случае с русским народом есть интересный нюанс. Русские эмигранты, скажем, уже во втором или третьем поколении могут едва говорить по-русски, но тем не менее считают себя настоящими русскими и с душевной тоской вспоминают об исторической родине. Могу об этом говорить, опираясь на свой собственный опыт, потому что по долгу службы мне пришлось достаточное время жить в Западной Европе. Кроме того, не всякий говорящий и пишущий по-русски как на родном языке тем самым заявляет о своей принадлежности к русскому народу. Даже более того, некоторые открыто отрекаются от своих национальных корней, свидетельствуя о неприятии русского культурного кода. Бог им Судья. Отвержение памяти предков — явление однозначно порицаемое в нашей духовной традиции. Итак, вопрос языка, безусловно, важен, но не он имеет определяющее значение. А что имеет? Определяющее значение имеет единство культуры, состоящее в осознании народами общности исторической судьбы и общности духовно-нравственных ценностей, от чего и проистекает, в свою очередь, единство мировоззрения. Подчеркну — именно мировоззрения, а не идеологии. Эти вещи ни в коем случае нельзя смешивать. Идеологии могут меняться в зависимости от политической ситуации — поэтому единство на такой основе непрочно, ненадежно и может рассыпаться при неблагоприятных условиях. Наша страна на печальном историческом опыте минувшего столетия хорошо это знает. Именно с учетом отрицательного, но всё же ценного опыта в действующей сегодня российской Конституции[3] закреплен запрет на установление общей государственной идеологии, обязательной для всех. В ответ на вопрошание ряда общественных сил, желающих непременно иметь некую национальную идею, могу лишь вновь повторить: она у нас и так уже есть. Тем, кто по-настоящему любит страну, свой народ и культуру, не нужна никакая идеология. Не нужно ничего придумывать и изобретать. Все самое главное у нас уже есть: богатейшая духовная и культурная традиция Православия, уникальный ценный опыт совместного мирного проживания и уважительного взаимодействия с представителями других национальностей и религий. Надо только быть достойными наследниками наших предков и жить в соответствии с убеждениями, чтобы дело со словами не расходилось. Возвращаясь к определению формулы Русского мира, можно сказать, что Русский мир — это прежде всего общность святынь. Использую это слово не только в религиозном значении, хотя и это измерение, несомненно, очень важно. Общность мировоззренческих идей и нравственных ценностей объединяет людей разного этнического происхождения, разных вероисповеданий и культурных традиций. В этом есть нечто иррациональное, как отмечал Николай Александрович Бердяев[4]. Впрочем, столь же иррациональна, по всей видимости, и ненависть противников Русского мира. Что же нас связывает? Что для нас свято? Ключевое понятие, общий знаменатель в формуле Русского мира — традиция. Традиция— и это следует из самой внутренней формы слова, ибо в переводе с латыни оно буквально означает «предание, передача»— в первую очередь обеспечивает связь поколений, сохраняет и передает людям ценный духовный и культурный опыт. Без этого опыта невозможно ни существование народа, ни крепкая, устойчивая государственность, являющаяся, по сути, зримым выражением воли нации к общественной самоорганизации. Так было в веке XVIII, в эпоху неконтролируемых культурных влияний Запада, его абсолютного доминирования в русской общественной жизни — а в следующем столетии, напомню, большой вклад в восстановление целостности русской культуры внесли русские писатели и, может быть, в первую очередь Александр Сергеевич Пушкин. Можно сказать, что с этого восстановления начался мощный расцвет отечественной культуры, подаривший миру многих выдающихся писателей, художников и композиторов. Однако еще более трагический разрыв произошел в веке XX, когда новые власти взяли курс на решительный отказ от наследия прошлого, объявив, что разрушат до основания старый мир и построят на его обломках новый. Православная традиция, испокон веков определявшая бытие русского народа, воспитавшая в нем лучшие нравственные качества, была отвергнута; как была отвергнута и всякая религиозность.

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА

Он сегодня является исповедником, остающимся верным своей архиерейской присяге и единству наших Церквей. Несколько дней тому назад я направил Предстоятелям Поместных Православных Церквей, главам ряда иных христианских церквей, руководителям международных и правозащитных организаций [1] письма, в которых призвал адресатов обратить внимание на происходящие гонения на Украинскую Православную Церковь и принять все возможные меры для защиты митрополита Павла от беззаконного преследования. Совершенно очевидно, что украинские власти приступили к ликвидации канонической Украинской Православной Церкви, не обращая никакого внимания на так называемые европейские ценности, которые предполагают, в том числе, свободу вероисповедания и уважение прав человека. Возникает вопрос: как отнесутся к случившемуся европейские правители и правозащитные организации? С нетерпением, хотя и не без сомнения, ожидаем реакции с их стороны. Еще раз хочу сказать, что в настоящий момент речь идёт о войне против Православия, потому что всё это не может не ослаблять Вселенское Православие. Фанар является в данном случае средством в руках умелых манипуляторов, и таким средством он является уже не один год. Мы можем вспомнить поддержку Константинопольским Патриархатом обновленческого раскола в двадцатых годах прошлого столетия, раскольнические действия в Эстонии в 2000 году, когда мы ради церковного мира пошли на определённые компромиссы. Мы видим, как в этом году та же модель, что в Эстонии, выстраивается в Литве.

Светские власти Латвии, вдохновившись ситуацией у соседей, решили пойти даже дальше и сами провозгласили лже-автокефалию Латвийской Церкви. Пожалуй, до такого бы не додумался и Фанар, хотя именно его примеру попрания канонической правды и подражают новые гонители Православия. Нельзя не упомянуть и о том, что в разжигании и поддержании гонений на православных людей Украины принимают деятельное участие так называемые греко-католики — униаты. Они, по-видимому, являются одними из конечных выгодоприобретателей многочисленных беззаконных захватов православных храмов на территории Украины. А ведь сама идея унии — подчинения церковной жизни Риму при видимом сохранении восточного обряда — за несколько столетий, начиная с конца XVI века, уже принесла неисчислимые страдания православным христианам на территории Речи Посполитой, включавшей некогда земли, населенные русскими православными людьми! Достаточно вспомнить насильственную полонизацию и окатоличивание русского православного населения в западнорусских землях. Мы помним и о фактическом разгроме униатами православных епархий на западе Украины в начале 1990-х годов. Наконец, известно, что именно греко-католики активно участвовали в событиях переворота в Киеве в 2013-2014 годах.

Сегодня же униаты полностью отождествили себя с пестуемой на Украине откровенно националистической повесткой, стали пособниками украинских властей в осуществлении их дискриминационной политики в отношении канонической Православной Церкви. Будем же, братья, молиться о всех верных чадах, о единстве Русския Церкви ревнующих, да укрепит Господь их в духе братолюбия и от бед избавит. И да запретит Он раздирающим во омрачении умов и ожесточении сердец ризу Его, яже есть Церковь Живаго Бога, и замыслы их ниспровергнет, как мы молимся сегодня во всех храмах в особой молитве о Святой Руси. Помолимся о тех иерархах, священнослужителях и мирянах, кто, будучи гонимы украинским государством, претерпевая поношения, подвергаясь арестам, мужественно хранят верность единству нашей Церкви, отстаивают переданный нам Отцами Церкви канонический строй. Сугубо же, повторюсь, помолимся о находящемся в заключении Преосвященном митрополите Павле. Возгласим ему «Многая лета! Одним из последствий действий, предпринятых против Православия и церковного единства, стал ряд канонических нестроений. В частности, мы видим, что в ряде епархий и приходов на тех территориях, где государства оказывают давление на Церковь, прекратилось поминовение имени Патриарха, предусмотренное канонами.

На недопустимость подобных действий указал Священный Синод в своих определениях от 29 мая и 7 июня прошлого года. Безусловно, мне очень дорога укрепляющая мои силы молитва обо мне всей церковной полноты: епископата, клира и паствы. Но сейчас речь не идёт о каких-либо личных переживаниях или о личной преданности нынешнему носителю Патриаршего сана. Речь идёт о заповеданном нам Господом сохранении церковного единства, одним из внешних выражений которого в соответствии с канонами и с многовековой традицией является поминовение за богослужением Предстоятеля Поместной Православной Церкви. Прекращение такого поминовения является открытой дверью к сползанию в раскол. Священнослужители вправе не исполнять беззаконных требований отказаться от поминовения Патриарха, а миряне правомерно ожидают от своего духовенства, что оно будет совершать такое поминовение и хранить единство Церкви. В нынешних обстоятельствах у некоторых верных чад Православной Церкви возникает болезненный вопрос: можно ли причащаться, молиться в храмах, где Патриарха не поминают, действенны ли тут таинства? В Московскую Патриархию поступает много писем по этому поводу.

Скажу так: если есть возможность ходить на службы в храм, где духовенство сохраняет верность каноническому порядку поминовения Предстоятеля Церкви, следует ходить именно в такой храм. Если же такой возможности совсем нет, то, пока Церковь не вынесла соборное суждение об отпадении тех или иных архиереев и священнослужителей в раскол, таинства, совершаемые теми, кто стал жертвой шантажа или кому не хватило мужества или совести хранить этот канонический порядок, остаются действенными. При этом справедливо — и в этом нет никакого непослушания — не принимать слов, отвергающих церковное единство и направленных против него, которые, к сожалению, можно слышать от некоторых священнослужителей. Ещё один важный практический вопрос, связанный с церковными нестроениями, касается урегулирования положения клириков, покидающих епархии, нередко одновременно с паствой. Например, когда их семьям грозит реальная опасность для жизни, в частности при изменении линии фронта. Каждый случай требует отдельного изучения, в связи с чем надлежит применять разные подходы в зависимости от ситуации. И при возникновении недоумений следует обращаться за консультацией в Управление делами Московской Патриархии. Отдельно упомяну о случаях, когда прибывающие клирики были запрещены в служении своими епархиальными архиереям и, при этом, утверждают, что поводом к запрещению стал их отказ нарушить каноническую норму богослужебного поминовения Патриарха.

Таковые священнослужители вправе подать апелляцию в Высший Общецерковный Суд. При этом должен отметить, что может случиться и такая ситуация, когда клирик, представляя себя жертвой произвола, в действительности является нарушителем церковного порядка. В связи с этим не следует предвосхищать решения Высшего Общецерковного Суда по подобным делам, которые особенно требуют обстоятельного рассмотрения. Завершая эту тему, обращу ваше внимание на важность того, чтобы священнослужители, прибывающие в Россию как беженцы, могли рассчитывать на нашу помощь и поддержку, в том числе материальную. Наши епархии и приходы много помогают беженцам, и уж кому как не нам следует помочь нашим собратьям и сослужителям у Престола Божия. Пользуясь случаем, приведу информацию о помощи беженцам и пострадавшим мирным людям Новороссии и Украины, оказываемой нашей Церковью. Уже в феврале 2022 года для организации помощи был создан общецерковный штаб при Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению. За истекшее время только на счетах упомянутого Синодального отдела и Московской Патриархии собраны средства объёмом в 568 миллионов рублей.

Закуплена и направлена гуманитарная помощь на сумму свыше 331 миллиона рублей. В епархиях на территории России было собрано, закуплено и передано беженцам и пострадавшим мирным жителям более 2920 тонн гуманитарной помощи. Центральная клиническая больница Московской Патриархии имени святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси оказывает помощь беженцам в Москве, а также направляет добровольные бригады врачей для работы в больницах Новороссии, а также для эвакуации раненных, требующих стационарного лечения в Москве. Кроме того, больница неоднократно передавала сложное медицинское оборудование и организовала краткосрочные курсы по уходу за ранеными. За время работы этих курсов более 400 добровольцев из Москвы съездили в зону конфликта еженедельными вахтами. Выездные курсы также организованы больницей святителя Алексия в Новороссии и прифронтовых регионах. С начала марта 2023 года Синодальный отдел по церковной благотворительности еженедельно направляет в Мариуполь из Москвы волонтеров для ремонта жилых частных домов нуждающихся жителей города. К 1 июля съездили 18 смен добровольцев, 220 человек, отремонтирован 71 дом.

Специальный гуманитарный центр Крымской митрополии собирает и самостоятельно доставляет помощь в населённые пункты у линии боевого соприкосновения. К 1 июля сотрудники специального гуманитарного центра совершили 85 поездок и доставили более 600 тонн гуманитарных грузов. Подчеркну, что представленная информация охватывает далеко не всю совокупность предпринимаемых трудов, поскольку многие епархии, монастыри и приходы собирают средства и оказывают помощь самостоятельно. Я хотел бы всех трудящихся на этом поприще сердечно поблагодарить. Особые слова благодарности хотел бы также адресовать тем священнослужителям, которые с риском для жизни несут служение по окормлению военнослужащих, участвующих в настоящее время в боевых действиях. Воин, находящийся на фронте, особенно нуждается в таинствах церковных, наипаче же в причащении Святых Христовых Таин. Воины ждут и с благодарностью принимают от священников укрепляющие слова о Боге, о жертвенности, о христианской стороне их ратного труда. Воины нуждаются и в пастырском наставлении о борьбе со страстями, которые могут проявлять себя с особенной силой в постоянной стрессовой ситуации.

Нуждаются в утешении и заботе и те воины, которые получили ранения и находятся в больницах или проходят реабилитацию. В медицинских учреждениях, где они находятся, трудятся духовенство и церковные волонтёры. Уверен, что могу выразить им нашу общую благодарность. Знаю также, что многие священнослужители и прихожане живо откликнулись на многоразличные нужды воинов, находящихся на фронте, что приходы собирали и собирают материальную помощь и средства для приобретения необходимого воинам: вещей, средств защиты, лекарств. Поддерживаю эти дела. Да будут они благословлены Богом!

И теперь, имея такую возможность, мы должны помнить, что причащение Святых Христовых Таин — это не обряд, который нужно совершать один раз в год, как было принято в дореволюционные времена, как я уже сказал, среди нерелигиозной интеллигенции. Мы с вами должны причащаться всякий раз, когда есть потребность. А если потребности к причастию нет, если отсутствие этой потребности мы прикрываем различными благочестивыми или псевдоблагочестивыми рассуждениями — «я не готов, я не все прочитал, я чего-то не сделал, поэтому и причащаться не буду»? Ни в коем случае нельзя, чтобы такие ложные аргументы отрывали нас от Святой Евхаристии, которая есть средоточие жизни Церкви и которая действительно является таинством Церкви. Не причащаясь или редко причащаясь, мы сами себя отлучаем от Церкви. А чем же еще мы можем себя духовно питать, как не силой Божественной, которая является нам и с нами соединяется через причащение Тела и Крови Самого Спасителя? Мало-помалу эти опасные заблуждения давно прошедших времен относительно редкого причащения проходят, и все больше и больше людей по воскресеньям причащаются Святых Христовых Таин. Но надо, чтобы это стало реальной потребностью современного православного человека, живущего в нашей стране, потому что странным является посещение Литургии без причащения. Богословски это объяснить невозможно; ни один, даже самый великий богослов не объяснит! Ведь Литургия совершается для причащения, и люди в прямом смысле слова приходят на Литургию для причащения. А если они не причащаются, что это означает? Еще раз нужно сказать: всякие ссылки «недостоин», «не подготовился» и так далее лишь обличают нас, но никак не оправдывают. И это особенно важно в наше судьбоносное время, когда по милости Божией укрепляется вера в нашем народе — через скорби, через страдания, а ведь чаще всего так и бывает. Как мне не раз говорили, там, где идут военные действия, атеистов нет. Никто не встает в атаку, заявляя: «Я атеист, и никакого Бога не существует». Даже те, кто не исповедует веру в Бога открыто, — как часто они тайно крестятся, или зашивают себе в форму слова 90-го псалма, или каким-то иным образом обращаются к Господу!

Мы знаем к чему в нашей стране привела эта жизнь без Бога». В целом вся проповедь была посвящена «предательству и его последствиям». Кроме того иерарх призвал молиться за Путина, который взял ответственность за народ.

Надеюсь, что мы находимся среди тех учеников Христовых, к которым в сегодняшнем чтении обращался апостол Фома: «пойдём и мы умрём с Ним» Ин. Грядущие дни и мы с вами призваны пройти со Христом, вместе с Ним страдать, вместе с Ним умереть и вместе с Ним в третий день воскреснуть. Дорогой владыка! Рады Вас видеть в добром здравии и надеемся увидеть Вас на Пасхальной вечерне в Казанском соборе. Также сердечно поздравляю всех братьев, которые сегодня перед праздником Святой Пасхи были утешены Святейшим Патриархом Кириллом, и радуюсь со всеми вами. Со словом к собравшимся также обратился митрополит Анастасий: Дорогой владыка! Я благодарю Вас за то, что Вы благословили сегодня вместе с Вами совершить Таинство Святой Евхаристии и вместе с нашим народом принести Господу Жертву благодарения. Вы сказали, что Христос называет нас друзьями, поэтому главная Его заповедь: «Дети, любите друг друга», — как говорил апостол Иоанн Богослов. Именно этой заповедью мы с вами должны руководствоваться в нашей жизни, несмотря на все козни от мира, плоти и диавола, которые посылаются нам для испытания нашего духовного состояния. Пусть любовь преобладает в нашей Церкви. Только так мы можем победить все тёмные силы, которые воюют с человеком. Любовью всё совершается, любовь торжествует. Любовь на кресте, но любовь и в воскресении.

Проповедь Патриарха Кирилла listen online

По утверждению Патриарха, Русская Церковь — единственная из всех Поместных Православных Церквей не просто вовлекает мирян в активную церковную жизнь, но и дает возможность им высказаться по самым разным поводам. Это, прежде всего, происходит на Рождественских чтениях. Патриарх вспоминает также решения исторического Поместного Собора 1917-1918 годов, которые должны были во многом изменить приходскую жизнь нашей Церкви, но этого не произошло из-за страшных гонений на Православие и физического уничтожения священства и активных мирян.

Именно миром помазывались на царство цари. Миро было символом Божественного присутствия в жизни людей.

Миро было веществом, через которое благословение Божие простиралось на человека. Наверное, из всех предметов, которые были доступны тогдашним людям, не было ничего более священного, а значит, и более дорогого, чем святое миро. И вот женщина, приобретя драгоценнейшее миро, возлила его на главу Господа и Спасителя, и было смущение среди апостолов — все же понимали, что происходит нечто необычное. А Иуда, который был сребролюбцем, даже дерзнул сказать: «Зачем такая трата?

Но евангелист говорит: совсем не о нищих думал Иуда, потому что он был вор, а для вора было безумием то, что совершила эта женщина см. Сегодняшнее евангельское чтение — о безграничном милосердии и безграничной доброте, той самой, которая может быть не понята окружающими людьми и может вызвать не только зависть, но и критику. Действительно, ведь и в наше время бывает так, что люди, особенно нецерковные, которые тратят очень мало средств на добрые дела, с недоумением говорят о каком-нибудь состоятельном человеке, который построил храм, или монастырь, или еще что-то сделал: «Ну, зачем это? Что, у верующих храмов нет?

Есть же храмы!

Актуальное наследие Просите мира Иерусалиму 25 апреля 2024 года в рамках подготовки предпасхальной паломнической поездки делегации Фонда Андрея Первозванного на Святую Землю состоялась встреча Председателя Попечительского совета Фонда Андрея Первозванного Владимира Якунина с блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом. В ходе прошедшей 25 апреля встречи с Патриархом Иерусалимским Феофилом председатель Попечительского совета Фонда Андрея Первозванного Владимир Якунин обсудил вопросы, связанные с организацией поездки и участием делегации фонда в литании Благодатного огня в Великую Субботу в Храме Воскресения Христова.

За прошедшие годы традиция принесения пасхальной вести из Иерусалима в Россию и его распространения по епархиям Русской Православной Церкви стала поистине народной, объединяющей миллионы наших соотечественников, дарящей надежду и веру.

Никакого уюта, никакого приятного климата, никакой вкусной пищи, никакого окружения друзей — одни испытания. Апостол Павел, говоря о своей жизни, сообщает страшные детали: пять раз он был избиваем плетьми, получив без малого 200 ударов, трижды его били палками, один раз побивали камнями, стремясь умертвить. Его путешествия были связаны с испытаниями, с бурями, с нападениями от разбойников, от властей и даже от лжебратьев см. Не было покоя, не было мира, не было отпусков или выходных дней — вся жизнь была отдана апостольскому служению. Апостол — это посланник, это свидетель, и свидетельству о Христе была отдана вся жизнь.

Но если не только с внешней стороны посмотреть на апостольское служение, но попытаться понять, что является его сердцевиной, то понять это невозможно без сегодняшнего Евангельского чтения Мф. Господь обращается к апостолам и спрашивает: за кого Меня почитают люди? Ему отвечают: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию-пророка, которому надлежало придти в мир, третьи за пророка Иеремию. И, обращаясь к апостолам, Спаситель задает им самый важный вопрос: а вы за кого Меня почитаете? Эти слова явились исповеданием веры. Именно исповедание веры лежит в сердцевине апостольского служения.

Исповедание — это не только публичная артикуляция неких вероучительных истин. Исповедание — это утверждение абсолютного, непреходящего значения того, что апостолы получили от Самого Спасителя. Исповедание есть утверждение системы ценностей, выше которых нет ничего. Но если бы апостолы говорили только словами о Христе, о Евангельских ценностях, рассказывая людям то, что им сообщил Спаситель, то это не было бы исповедничеством. Требовалось, чтобы не только словом — всей жизнью своею они свидетельствовали истину слов о Спасителе. И вся жизнь апостолов, в первую очередь первоверховных Петра и Павла, была этим исповедничеством, сопровождавшимся скорбями, болезнями, гонениями и завершившимся смертью — насильственной, мученической смертью.

Вот почему, говоря об исповедничестве, святитель Иоанн Златоуст говорит, что больше этой добродетели нет ничего, что исповедничество нельзя сравнить ни с чем другим.

Видео обращения патриарха Кирилла к прихожанам в связи с коронавирусом

Патриарх Кирилл сегодня — Патриарх Кирилл прокомментировал решение Брюсселя о запрете ему на въезд в ЕС. Патриарх Кирилл 3 апреля произнес проповедь в главном храме Вооруженных сил РФ в подмосковной Кубинке. основные тезисы этого выступления:Сейчас мы такое время переживаем. Ранее патриарх Кирилл обратился к духовенству и православным всего мира, опубликовав пасхальное послание. По словам Патриарха Кирилла, судьбоносные моменты в истории России свидетельствуют о том, что неким таинственным для нас образом особая милость Богоматери является народу нашему через Казанский образ.

Патриарх Кирилл с пониманием отнесся к решениям руководства Украинской Православной Церкви

Патриарх Кирилл в проповеди заявил, что неприязнь друг к другу подобна измене родине. ОБРАЩЕНИЕ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛА 25 июня 2023 год Дорогие братья и сестры! Санкт-Петербургская Митрополия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме священномученика Ермогена в Гольянове Москвы. Патриарх Кирилл: актуальные новости за сегодня, связанные с персоной, заявления, обсуждения. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своей проповеди, которую показали 1 мая в программе «Слово пастыря» на Первом канале, предупредил «больших и малых начальников» об опасности тирании.

Патриарх Кирилл: принадлежность к русскому народу должна сопровождаться глубокой православной верой

Показательно, что, когда костёр войны разгорелся, в военных действиях на стороне Украины стало принимать участие большое число иностранных наёмников, зачастую поддерживаемых своими государствами, которые явно и недвусмысленно заинтересованы в этой войне и потому поставляют оружие на Украину и разными другими способами поддерживают конфликт. Другими словами, междоусобная брань, которая была спровоцирована и до сих пор поддерживается из заграничных центров, переросла в международный, фактически мировой вооруженный конфликт. Этот конфликт уже повлёк многочисленные жертвы. Разрушены, подчас до основания, города, храмы, монашеские обители. Целые территории становятся непригодными для жизни!

С глубокой болью воспринимаю происходящее, наипаче страдания и скорби мирных людей, тем более что по обе стороны линии боевых действий находятся, в том числе, и чада единой Русской Православной Церкви! Помолимся о всех убиенных и от ран и болезней скончавшихся в эти дни. Помолимся обо всех страждущих и лишившихся крова, об утешении скорбящих и ободрении унывающих. Помолимся и о воинах наших, дабы Господь сохранил их от смерти, ран, пленения и всякого зла.

Помолимся о том, чтобы Господь даровал нам всем глубокий и неотъемлемый мир. Помолимся и о победном торжестве над ополчающимися на Святую Русь и желающими разделить и погубить её единый народ из молитвы о Святой Руси. Грозные обстоятельства времени закономерно вызывают у многих страх, который усиливается при сообщениях о терактах и диверсиях, затрагивающих людей как у самой линии боевого соприкосновения, так и вдалеке от нее. Этот страх — орудие дьявола, направленный в том числе на то, чтобы попытаться заставить нас отступиться от хранения богозаповеданных идеалов, отступиться от защиты нашей веры и Отечества.

Наш ответ на этот страх — в молитве Богу, в мужественном доверии Ему даже при тяжёлых испытаниях, в поддержке друг друга и в сохранении нашего единства. Это единство нам следует всеми силами оберегать. В конце июня мы были свидетелями того, как обиды и личные амбиции едва не привели к вооруженному противостоянию внутри России. В эти дни многие из нас вспомнили о событиях вековой давности, когда во время Первой мировой войны в нашей стране была спровоцирована внутренняя рознь.

Тогда для этого внешними и внутренними врагами Отечества использовались как частные интересы, так и претензии к действиям тех или иных государственных лиц, подчас, к сожалению, и справедливые. Мы знаем, какой катастрофой для России, для Церкви, для всего народа нашего стали мятежи и революции. Мы помним, как некоторые люди, желавшие блага Отечеству, поддержали в 1917 году революцию, представлявшуюся им неизбежной и нужной, а потом в этом горько и запоздало раскаивались. Да, справедливое устроение жизни народа и государства является несомненным благом.

Да, допускаемая порой несправедливость требует исправления, в том числе и через церковное ходатайство за пострадавших от неё людей. Однако исторический опыт свидетельствует, что смута и междоусобная брань, даже под лозунгами справедливого устроения общества, никогда не приносили блага народам нашего Отечества, и наш пастырский долг — предостерегать народ Божий от участия в этих бесплодных делах тьмы срав. Какой бы ни была меняющаяся повестка дня, в центре нашей проповеди должно находиться то, что всегда остается неизменным. Мы, христиане, призваны свидетельствовать, что мы — самые счастливые и свободные люди, поскольку нам во Христе открыта истина о том, каким должен быть и может стать человек.

Нам открыты и последние судьбы мира, сегодня мятущегося и терзающегося в греховном ослеплении, но чающего встречи со своим Творцом и Искупителем во Втором пришествии. Поэтому наши слова должны открывать людям спасительную истину о снисхождении Бога в мир людей до самой крестной смерти и победы над смертью в Воскресении. Мы призваны говорить об открывающейся в служении основанной Христом Церкви возможности богообщения и освобождения от греховного рабства. Наши дела должны свидетельствовать о презрении к идолам современности, о нашей преданности Воскресшему Господу и Его заповедям, о поклонении истинному Богу, о братолюбии и милосердии, об исповеднической твердости и терпеливой готовности делиться с другими богатством жизни во Христе.

Архиерей, то есть предстоятель местной Церкви, как определяет Устав епархии, несет ответственность за церковную жизнь во вверенной ему области. При этом важно помнить, что труд архиерея — это не «княжение» над людьми, а служение великому домостроительству Божию. Тем более это важно в нынешних условиях, когда многие люди столкнулись со скорбью и претерпевают лишения. Призываю всех вас, дорогие собратья, не господствовать над наследием Божиим ср.

Это в том числе означает, что мы должны дорожить каждым человеком. Об этой нашей обязанности нам всего лишь три года тому назад напомнило длительное время, проведённое в закрытых храмах, куда не имели доступа прихожане. Напоминает об этом и наблюдаемое впоследствии снижение числа людей, участвующих в богослужениях. Это снижение имело первоначальной причиной угрозу общественному здоровью и распространившийся в обществе страх, а затем было обусловлено утратой некоторыми людьми доброго навыка участия в богослужении.

Это печальное явление преодолевается, однако опыт показал, что путь к полноценному возвращению к участию в церковной жизни труден. Поэтому не стоит, наблюдая отдельные миссионерские успехи, пребывать в эйфории от них или находиться в безмятежной уверенности, что наши труды если не уже завершены, то хотя бы их результат таков, что можно снизить их интенсивность. Это не так. Трудиться на ниве Христовой надо и сегодня, и впредь, и до самого последнего дня жизни нашей.

Важно помнить, что каждый человек, вошедший под своды храма Божия, должен быть встречен со вниманием и христианским расположением, он должен видеть в нас готовность поделиться богатством жизни во Христе и для Христа. А потому каждый архиерей призван быть примером духовенству и мирянам — примером молитвы, деятельной любви, сострадания и ревности о славе Божией. В связи с этим скажу несколько слов о некоторых требующих особого внимания сторонах внутренней церковной жизни. Мы должны давать себе отчёт в том, что с точки зрения современного молодого человека всё менее привлекательным становится служение священника, — служение благодатное, но в то же время многотрудное, не открывающее возможностей для достижения высокого уровня материального благополучия, предполагающее серьёзную ответственность не только самого клирика, но и членов его семьи, и связанные с этой ответственностью ограничения.

Сдержанное отношение части молодых людей к священническому служению — объективная данность, и к сожалению, нет причин рассчитывать на то, что ситуация будет быстро улучшаться. В связи с этим считаю, что церковным средствам массовой коммуникации следует продумать, как в доступной для современного человека форме популяризировать опыт пастырского служения в обществе, явить образ активной и, говоря нынешним языком, «адекватной» священнической семьи — городской, сельской, из разных стран и епархий нашей большой Русской Православной Церкви. Нам необходимо особенно ценить тех, кто выражает сегодня готовность принять на себя труд священнослужения. При этом, конечно, клир не должен становиться прибежищем для людей, не нашедших себе иного места в обществе по малообразованности или по иным причинам.

Недостаточно даже, чтобы человек был «просто хорошим» или «просто благочестивым» в бытовом значении этих слов. Прошло время, когда рост Церкви осуществлялся «вширь» — лишь бы заполнить приходские вакансии. Сейчас необходим рост «вглубь», и даже отмеченное во многих епархиях «оскудение призваний» не должно служить оправданием для принятия на церковное служение людей, не имеющих достаточного образовательного и культурного уровня и тем более необходимых нравственных качеств. Богословский дилетантизм части духовенства уже не раз становился в истории Церкви, в том числе в недавнее время, почвой для нарушения мира в церковном сообществе, и эта угроза делается особенно актуальной в то время, когда общество переживает потрясения.

Показательным является и то, что среди священнослужителей, извергаемых из священного сана, подавляющее большинство не имели духовного образования при хиротонии. Прошу вас, владыки, не забывать о том, что служение архиерея предполагает неустанную заботу как о повышении образовательного уровня священников, так и о повышении уровня собственных знаний. Ведь архипастыри и пастыри призваны уметь — по слову апостола Петра — дать ответ вопрошающим о нашем уповании, дать этот ответ с кротостью и благоговением см. При этом да сохранит Господь священнослужителей от того, чтобы путать истины веры с суевериями или бабьими баснями см.

В связи с вопросом об уровне подготовки священнослужителей предлагаю сегодня обсудить возможную реорганизации духовных семинарий, их укрупнение в межрегиональные семинарии, объединение усилий существующих духовных учебных заведений. Это весьма важная тема, которая нуждается в нашем совместном размышлении. Наблюдая за общецерковной статистикой, можно констатировать, как я уже отметил, что многие епархии продолжают испытывать кадровый дефицит, хоть он и не сравним с тем, что было ещё 30 лет назад. С тем большей бережностью следует относиться к каждому священнослужителю.

К сожалению, по разным причинам клирики порой сталкиваются с соблазном оставить служение и, увы, некоторые не выдерживают искушения. Убеждён, что во многих случаях таких священнослужителей можно остановить на пути от алтаря Господня, если епархиальный архиерей обратит на них доброе, благожелательное отеческое внимание при первых признаках наступающего кризиса. Мы знаем случаи, когда клирики оставляют сан, следуя своей гордыне и иным страстям — и таких особенно трудно бывает остановить на пути к этому решению. Однако бывает, что такой шаг клирик предпринимает вследствие семейных неурядиц.

Эта тема в минувшие годы подробно обсуждалась в комиссии Межсоборного Присутствия по церковному управлению, пастырству и организации церковной жизни. В частности, в комиссии было отмечено, что многим клирикам приходится нести богослужебную чреду неделями и жить в таком ритме годами, не имея возможности уделять должное внимание и заботу своей семье. Тема эта непростая, но она по-прежнему требует нашего внимания. В Постановлениях Архиерейского Собора 2017 года подчёркивалось, что «при определении места служения священнослужителя и его материального содержания важно по возможности принимать во внимание состав и численность его семьи» [2].

Прошу каждого из вас, владыки, помнить об этом соборном указании, которое предполагает, что к сфере ответственности епархиального архиерея в полной мере относится выстраивание служебного положения священнослужителя таким образом, чтобы у клирика хватало времени и сил на семью. В частности, следует учитывать упомянутые обстоятельства при определении места служения клирика и объёма служебной нагрузки, а также предоставлении ему отпускного времени для пребывания с семьёй.

Тогда наша духовная мобилизация, к которой я сейчас всех призываю, поможет и мобилизации всех сил нашего Отечества». Кроме того, патриарх заявил, что поражен жертвенностью многих россиян, которые оказывают различную помощь пострадавшим в результате конфликта на Украине.

А все духовенство - к актуальной проповеди о проблемах современности на понятном сегодня обществу языке. Будьте ближе к пастве, чаще служите на приходах, общайтесь с людьми, с тем чтобы они чувствовали в вас своих отцов! Монашествующим он посоветовал не замыкаться в стенах обителей.

Все духовенство он призвал обращаться к верующим с "самым ярким, самым убедительным, исполненным любви" словом.

Вот и сегодня мы здесь, в этом храме, посвященном Казанской иконе Божией Матери, совершаем молитву и просим Господа — как просили Его фельдмаршал Кутузов, воинство наше на поле Бородинском и многие последующие поколения — защитить Отечество наше Российское от врагов внешних, а порой и внутренних, которые действуют, может быть, еще опаснее, чем враги внешние. Дай Господь, чтобы победа над супостатами — теми, кто чает разделить, а в конце концов и уничтожить Отечество наше, — была явлена не на поле битвы, ведь битва с такой страной, как Россия, может сделаться концом человеческой истории.

Поэтому будем молиться, чтобы не допустила Царица Небесная этих страшных сражений, не допустила нашествия иноплеменных и тем более междоусобной брани», - подчеркнул он. Мы должны понять, что вся история нашей страны связана с явлениями милости Божией, с Его чудесами, данными в ответ на веру и молитву нашего народа. И сегодня, понимая, сколь сложным становится положение России в окружении враждебных ей сил, мы как народ должны особенно усердно посещать Божии храмы, молиться о сохранении державы Российской, о процветании страны нашей, о народе нашем, о Президенте нашем православном Владимире Владимировиче Путине, о наших военачальниках и о всех тех, кто призывается защищать наше Отечество.

Верим, что, как и в прошлом, по молитвам Церкви, по молитвам нашего православного верующего народа Господь приклонит милость и к стране нашей, и к Церкви нашей, и ко всем нам. Пусть Покров Пречистой Царицы Небесной сохраняет нас всех от всякого зла. Аминь», - заключил Святейший Патриарх Кирилл.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий