Перед выборами президента России 15–17 марта сотрудники избиркомов совершат поквартирные обходы избирателей для информирования о голосовании. Трехдневное голосование на выборах-2023 выбрали большинство регионов, в которых будут проводиться основные избирательные кампании. Председатель Центризбиркома Элла Памфилова провела встречу с экспертами и политологами, чтобы обсудить вопрос о применении многодневного голосования на выборах в сентябре.
ЦИК утвердил список регионов, где на выборах можно будет проголосовать дистанционно
Жителям Москвы заявление подавать не нужно. Тинькофф Журнал подробно рассказывал о том, как проголосовать онлайн. За границей. Участки для голосования организуют в 144 странах. Их список есть на сайте ЦИК. Как я рассказывал выше, заявление о смене избирательного участка можно подать на госуслугах — заграничные тоже есть в списке. Но делать это не обязательно. В день голосования можно прийти в любую зарубежную УИК, устно попросить внести вас в список избирателей и проголосовать. На избирательный участок с собой нужно взять один из документов: загранпаспорт, дипломатический паспорт, паспорт моряка или служебный паспорт. Если этот документ потерян, проголосовать можно по свидетельству на возвращение в РФ.
Чтобы получить бюллетень на избирательном участке, гражданин должен предъявить паспорт члену территориальной избирательной комиссии, который проверит, может ли гражданин голосовать на данном участке. Как голосовать После получения бюллетеня избиратель проходит в кабинку голосования, которая обеспечена письменными принадлежностями. Чтобы проголосовать, нужно проставить какой-либо знак крест, галочка в квадратик рядом с фамилией предпочитаемого кандидата. Если знаков проставлено больше, чем один, то такой бюллетень при подсчете голосов учитываться не будет. Как считают голоса Сразу после окончания голосования начинается подсчет голосов. Президент избирается прямым тайным голосованием, то есть побеждает тот, кто набирает большинство голосов. Если по итогам выборов ни один из кандидатов не набирает абсолютного большинства 50 процентов и один голос , то назначается второй тур, в котором участвуют два кандидата с наибольшим рейтингом по итогам первого тура.
Об этом 15 марта корреспонденту ИА Регнум заявил политолог, член правления Российской ассоциации политической науки Владимир Шаповалов. Рекордное число избирателей приняли участие и в дистанционном электронном голосовании. Эксперт обратил внимание на то, что высокая явка происходит на фоне масштабной информационной кампании, которая была организована Западом против России, на фоне призывов иноагентов бойкотировать выборы, а также на фоне угроз, провокаций и запугивания избирателей, членов избирательных комиссий со стороны киевского режима и недружественных государств. Явка свидетельствует о зрелости российского гражданского общества, понимании подавляющим большинством граждан России значимости выборов президента для настоящего и будущего страны, готовности своим голосом внести вклад в процветание и развитие России, добавил он. По его словам, участие в выборах значительного числа граждан России, представляющих различные регионы страны, относящихся к разным конфессиональным, национальным и социальным группам российского общества, разным поколениям и профессиям, свидетельствует о высоком уровне консолидации общества, единства многонационального народа России на патриотической позиции. Готовность избирателей принять участие в голосовании свидетельствует о высоком уровне доверия граждан к избирательной системе, процедуре голосования и его результатах», — заявил политолог.
Фальсификация итогов голосования и результатов выборов является недопустимым нарушением избирательного законодательства, за которое установлена ответственность. Как Вы считаете, кого в первую очередь необходимо привлекать к ответственности? Членам избирательных комиссий — достойные условия работы Эффективная организация избирательного процесса невозможна без определенных гарантий и возможностей. Осознавая, что добровольный труд в избирательных комиссиях во многих случаях носит общественно значимый характер, не можем не отметить, что правовой статус члена избирательной комиссии требует защиты. Предоставление реальных гарантий на период избирательной кампаний — значимая составляющая качественной деятельности. Важно, чтобы любой труд был достойно оплачен. Мы живем в эпоху, когда время становится бесценным, и в условиях цифровизации общественного уклада его не хватает на самые важные в жизни дела. Работа в избирательных комиссиях требует немало личных усилий, уверенных знаний и определенных навыков. Достойный труд должен оплачиваться соответственно. При этом устаревшие методы наличной оплаты могли бы быть заменены современными банковскими операциями. Как Вы считаете, необходимо ли установить минимальный уровень оплаты труда для членов УИК, который, например, будет не меньше минимального размера оплаты труда, в том числе предусматривающий различные надбавки, пропорциональные вкладу каждого члена УИК в общее дело? Или предоставить членам УИК бесплатный проезд на период избирательной кампании, бесплатные билеты на культурные мероприятия, абонементы на посещение спортивного зала? Одним из наиболее важных аспектов обеспечения достойного труда является нормированный рабочий день с перерывом на обед. Говоря о важности нормирования рабочего дня, в пример можно привести негативный опыт Индонезии, где в 2019 году на выборах при подсчете голосов от переутомления скончались несколько сотен членов избирательных комиссией. Одним из вопросов на повестке дня является вопрос о повышении профессионализации избирательных комиссий, в первую очередь территориальных. На территории субъектов Российской Федерации в каждом муниципальном районе или городском округе могли бы формироваться молодежные участковые избирательные комиссии, которые имеют большой потенциал, а при правильной подготовке молодые члены УИК могут наиболее качественно подойти не только к организации избирательных кампаний, но и внедрению современных технологий в избирательный процесс. При этом закрепление статуса молодежных участковых избирательных комиссий в законодательстве необязательно, но это может стать хорошей и доброй традицией и правовым обычаем, продиктованным самой практикой избирательного процесса. С сожалением отмечаем, что в Российской Федерации лишь в нескольких регионах созданы молодежные территориальные избирательные комиссии, отсутствуют молодежные избирательные комиссии муниципальных образований. Однако, важно отметить, что в ряде регионов нашей страны активно развиваются и функционируют избирательные комиссии возраст членов которых не превышает 35 лет. Молодые эксперты, активно проявившие себя в избирательной системе, уже сейчас занимают ответственные посты в региональных избирательных комиссиях. Многие из юных профессионалов прошли увлекательный путь в Союзе молодежных избирательных комиссий России, а также в качестве добровольцев Российского фонда свободных выборов неоднократно принимали участие в реальных избирательных процессах. Выборы без мертвых душ в списках избирателей Список избирателей — это первый документ, с которым избиратель контактирует на избирательном участке перед процедурой голосования, а уже затем получает избирательный бюллетень. В настоящее время реестр избирателей формируется в результате передачи данных из различных государственных органов. Избирательные комиссии включаются в формирование списков избирателей на последнем этапе и часто проделанную работу по уточнению списков на предыдущих выборах, приходится повторять. В итоге реестр избирателей может содержать ошибки, в число избирателей зачастую попадают «мертвые души». Работа органов местного самоуправления, региональных и федеральных органов государственной власти и избирательных комиссий требует системной «сверки часов» для более точного учета. Каждое ведомство пользуется своей системой. Может быть, стоит подумать о создании единой общей системы, в которую обосновано можно было бы вносить изменения? Проблема «двойников» и «мертвых душ» в списках решаема. Действительно, сегодня избиратели имеют возможность до дня голосования проверить наличие своих данных в списке избирателей в участковых избирательных комиссиях. Однако многие избиратели не знают об этом или не имеют возможность дополнительно посетить участковую избирательную комиссию. Предлагаем порассуждать о том, должна ли быть предоставлена избирателям возможность уточнения сведений о себе посредством автоматизированных сервисов? Например, с помощью портала «Госуслуги». Появление государственной услуги об уточнении данных о себе в списке избирателей — уникальная возможность достоверной, быстрой и своевременной проверки. Таким образом, списки избирателей смогут стать «чистыми», а вопрос их качества будет зависеть и от самих избирателей. Для того чтобы данная услуга появилась и эффективно работала важно создать Единый электронный государственный реестр избирателей. Данная система позволит в полной мере гражданам реализовать свое активное избирательное право с одной стороны, и оптимизировать избирательный процесс в части персональных данных об избирателях, с другой. Перспективное развитие электронного голосования невозможно без единой цифровой общегосударственной системы учета избирателей. Такие системы, охватывающие сотни миллионов избирателей, в сочетании с системами электронного голосования, используются, например, в Индии и Бразилии. Однако мы знаем и о проблемах внедрения таких систем. Видим, что проблема масштаба и ошибки в этих странах не имеет общественного резонанса только из-за слабого развития гражданского общества. Выдвижение кандидатов — просто, прозрачно, понятно Процедуры выдвижения и регистрации — одни из главных составляющих избирательного процесса. Результат выборов напрямую зависит от качества избирательной кампании, состязательности избирательного процесса. Никакими технологическими инновации нельзя так поднять электоральную активность, как участием в ней интересных, харизматичных и популярных лидеров. Должны ли выборы любого уровня в Российской Федерации стать конкурентной средой для поиска новых лидеров? Безусловно, именно трудности закаляют характер ярких политиков. Однако, эти трудности не должны стать непреодолимыми искусственными препятствиями на пути реализации активного избирательного права. Кандидату важно показать, что его выдвижение поддержано гражданами. Иначе выборы превратятся в «ярмарку тщеславия». При этом никакая форма поддержки не должна превращаться в фильтр. Реальная конкуренция идей, предложений и яркой агитационной работы, за которой будут следовать дела на благо избирателей — лучшая замена любым фильтрам. А что, если предусмотреть широкий спектр возможностей поддержки выдвижения кандидатов — избирателями, партиями, депутатами нижестоящего уровня на равных условиях? Почему в поддержку выдвижения кандидата нужно собрать от 0,5 до трех процентов подписей избирателей, но от пяти до десяти процентов подписей муниципальных депутатов, или быть поддержанным партией, получившей более пяти процентов голосов? Норма поддержки может быть универсальной, при этом многообразной и не дискриминационной. Следует рассмотреть и процедуру избирательного залога. Для кандидатов, выдвигающихся в порядке самовыдвижения, эта форма поддержки выдвижения может стать справедливой заменой организационному ресурсу партий. Одной из интересных и актуальных тем в сфере избирательного процесса является сбор подписей за кандидатов на выборах посредством сети «Интернет». Несомненным преимуществом может стать то, что данная система сбора подписей будет способствовать увеличению гарантий реализации избирательных прав граждан, а также облегчит процедуру выдвижения кандидатов на выборах. Наряду с упрощением процедуры сбора подписей, важно поставить заслон на пути фальсификаторов, недобросовестных сборщиков подписей. Подделка подписей избирателей, подделка избирательных документов — одно из самых серьезных правонарушений в избирательном процессе. Одним из вариантов минимизации подделок документов при сборе подписей может стать конкретизация условий заверения подписных листов: сборщик подписей заверяет не подписной лист в целом, а факт собственноручного внесения избирателем подписи и даты ее внесения и соответствие паспортным данным сведений об избирателе, внесенных в подписной лист. Это определит и ответственность сборщика, в чьих листах оказались, например, умершие люди, и предмет рассмотрения при избирательных спорах. Отметим, что одним из главных документов для проверки подписей может быть Единый электронный государственный реестр избирателей, о котором мы говорили ранее. Конкуренция идей на выборах должна проявляться во всем многообразии Многообразие форм и методов предвыборной агитации, на первый взгляд, предоставляет избирателю возможность ознакомиться и с кандидатами, и с их программами. Однако кандидаты не имеют возможности вступать в дискуссии, кроме как на предвыборных дебатах. Нынешнее законодательство не устанавливает императивной обязанности кандидатов на участие в дебатах друг с другом. Возможно, дебаты — это дополнительный путь к сердцу избирателя или возможность для потенциального избирателя увидеть своего кандидата в сложной ситуации, оценить, так ли он хорош, как образ, созданный его политтехнологами. Предлагаем подискутировать о необходимости законодательного закрепления обязательного участия в дебатах кандидатов на должность Президента Российской Федерации или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Очистить от грязи агитацию в интернете Говоря о процедуре организации и проведения выборов следует отметить очень важную стадию — агитацию. В современном обществе, с развитием информационных технологий, процесс агитации за кандидата или политическую партию перешел в иную плоскость. Основная работа в настоящее время по формированию положительного имиджа кандидата на выборную должность проводится в сети «Интернет», в частности, социальных сетях. Этот вопрос представляется весьма острым, так как правовое регулирование в данной области попросту не успевает за стремительным развитием интернета.
Политические выборы
Эпидемиологическая обстановка нестабильна, волей-неволей приходится ориентироваться на информацию относительно заболеваемости COVID-19, — делится размышлениями Анастасия Рудницкая, кандидат политических наук, доцент, заведующая кафедрой рекламы и человеческих ресурсов Московского университета имени С. Но есть определенные предпосылки, которые свидетельствуют о заинтересованности партий выступить на предстоящих выборах в широком составе и продемонстрировать открытые честные методы борьбы за депутатское представительство. Несмотря на то, что 11 сентября — это, с некоторых пор, исторически дата, ассоциирующаяся со страшной трагедией масштабный теракт в США , в мире, скорее всего, предпочтут не замечать выборы в России, в противовес тому, как это было в нынешнем году в период федеральных выборов депутатов Госдумы ФС РФ. А между тем, не только «Единая Россия», но и дебютанты этого года, партия «Новые люди», уже громко заявили о старте предвыборной кампании в Москве и планируют выдвинуть более одной тысячи кандидатов. Борьба обещает быть интересной, потому что прошлые муниципальные выборы прошли при относительно нейтральной электоральной и предвыборной активности. Что касается самой процедуры голосования, скорее всего, ставшая уже некоторой «традицией» эпидемиологическая форма ограничений и соблюдения мер предосторожности повлияет на организационные процессы, и голосование пройдёт в течение трёх дней, как и в сентябре 2021 года. Но самое пристальное внимание будет приковано, безусловно, к процедуре осуществления дистанционного электронного голосования через портал госуслуг РФ. Хотя ее и признали эффективной на уровне ЦИК РФ, многие вопросы остались без ответа, например, в части серьёзной, более чем на 10 часов, задержки обработки результатов голосования.
Стоит полагать, что в этот раз такой длительный арифметический подсчёт со стороны искусственного интеллекта может стать более серьёзным прецедентом для реальной оценки результатов голосования». Практика использования электронного голосования однозначно будет масштабироваться, но привычный формат проведения выборов на избирательных участках всё же будет превалировать. При условии сохранения ситуации пандемии, растягивание голосования на 2-3 дня также видится наиболее вероятным сценарием». О дальнейшем развитии цифровых технологий применительно к организации выборного процесса не раз заявляла и председатель Центральной избирательной комиссии РФ Элла Памфилова.
Тайна голосования достигалась путем применения асимметричного шифрования с использованием публично создаваемой пары ключей. Голос шифровался в анонимной зоне на компьютере избирателя и далее путешествовал по всей цепочке блокчейна в зашифрованном виде до конца голосования. Как были защищены голоса избирателей в системе электронных выборов? Тайна голосования обеспечивалась системой шифрования. Перед началом голосования генерировалась уникальная пара ключей: ключ-шифратор и ключ-дешифратор. С помощью первого ключа для каждого избирателя на его устройстве или на электронном терминале формировался уникальный ключ шифрования голоса. Его невозможно было повторить, так как в него закладывались случайные параметры конкретного устройства и действий пользователя в момент работы с бюллетенем. Все зашифрованные голоса хранились в блокчейне. Расшифровать голоса можно было только с помощью ключа-дешифратора, который сразу после создания разделялся на несколько частей и находился на хранении у представителей разных организаций. Собрать ключ можно было только по окончании голосования. Это публичная процедура. В течение голосования компьютер, на котором были сгенерированы эти ключи, хранился в защищенном кейсе без права доступа. Собранный ключ-дешифратор опубликован в блокчейне по окончании голосования. Таким образом, есть возможность убедиться, что все голоса расшифрованы единственным возможным способом. Есть ли техническая возможность соединить отданный голос с персональными данными избирателя? Нет, соединить отданный голос с персональными данными избирателя невозможно. Безопасность и анонимность голосования обеспечивает специальный прокси-сервер анонимайзер. Инфраструктура сервера отделена от любых элементов системы голосования, поэтому даже системный администратор не имеет единых логов входа на прокси-сервер или возможности сопоставить анонимного пользователя с данными личного кабинета. Все голоса на входе в анонимную зону перемешиваются, ссылки на бюллетени назначаются с использованием случайных величин, например координат мышки на экране, разрешения и размера экрана, случайного набора данных из личного кабинета пользователя и так далее. Такие же правила действуют и для электронных терминалов. Сначала член комиссии удостоверяет личность избирателя, затем направляет его к электронному терминалу, на котором уже будет действовать анонимизатор и ключ шифрования. Как подводятся итоги голосования? Промежуточных итогов в системе онлайн-голосования просто нет. Блокчейн хранит все голоса в зашифрованном виде. Чтобы подвести хоть какие-то итоги, надо иметь ключ расшифрования, а он публично разделен на несколько частей до начала голосования и находится на хранении у ответственных публичных лиц. Кроме того, в течение голосования на все транзакции «надета» специальная маска транспортное шифрование.
Булгакова сообщила, некоторые сложности в связи с многодневным голосованием у наблюдателей, безусловно, возникнут. По мнению А. Булгаковой, один из вопросов будет связан с сохранностью бюллетеней в ночное время. Однако этот вопрос снимается с помощью технологии видеонаблюдения. Председатель Координационного совета при Общественной палате Российской Федерации по общественному контролю за голосованием Максим Григорьев выразил уверенность в том, что контроль за голосованием будет обеспечен на каждом участке. Это основное. Да, наблюдателям во время многодневного голосования придется больше работать. Нужно будет набирать больше наблюдателей. Но мы к этому готовы, у нас нет с этим проблем.
Действующий мэр Сергей Собянин занимает пост уже в третий раз подряд, а избирался он уже дважды в первый срок был назначен президентом после отставки Юрия Лужкова. На момент, когда Собянин переизбрался на свой пост в 2018 году, это формально был его последний срок. Но затем в 2021 году был принят закон, которым число сроков главы субъекта определяется законами субъекта. Соответственно, если в законодательство Москвы внесут поправки, то на выборы в Москве в 2023-м сможет выдвинуться и Собянин. В СМИ с прошлого года уже ходят слухи о возможном обнулении сроков и о подготовке масштабной градостроительной программы. Тогда срок голосования был увеличен до 22 часов вечера. Кто составит ему конкуренцию — пока неясно. Сложность в том, что кандидаты-самовыдвиженцы на должность столичного градоначальника должны собрать в свою поддержку не менее 36 тысяч подписей избирателей. А главное — муниципальный фильтр, по которому кандидаты должны собрать как минимум 110 подписей депутатов муниципальных районов от большинства округов города. Поэтому понять, кто сможет заявиться на выборы мэра в Москве 2023 года, пока неясно. Когда процедура выдвижения кандидатов закончилась, стало известно, что всего кандидатуры выдвигали 12 человек, но 7 из них не смогли собрать достаточно подписей и пройти фильтр. Отказали в регистрации самовыдвиженцам, а также представителю Партии возрождения России. Выборы мэров региональных столиц Обычно к ЕДГ собирается достаточно большой список выборов в столицах регионов, но 2023 год станет исключением. Так, выборы в сентябре 2023 года коснутся жителей Хабаровска — у действующего мэра Сергея Кравчука истекает срок полномочий. Будет ли он баллотироваться снова — пока неясно. Всего в России осталось 10 столиц регионов , где мэров выбирает население, а не городской совет. Например, на 2023 год были запланированы внеочередные выборы мэра Томска — когда бывший градоначальник Иван Кляйн был привлечен к уголовной ответственности за превышение полномочий и незаконное предпринимательство и получил 2 года колонии. Сейчас и. Будут ли досрочные выборы президента РФ в 2023 году Из-за событий последнего года в СМИ и соцсетях обсуждается вариант с досрочными выборами президента — в этом сценарии Владимир Путин якобы объявит о досрочной отставке. Но реальность такова, что выборы 2023 года в России не коснутся президента — действующий гарант Конституции на данный момент не объявлял об отставке и не видно причин такого объявления в будущем.
Законодательные основы выборов глав субъектов РФ
Узнайте, как можно будет проголосовать на выборах президента России в 2024 году, читайте подробнее на ФедералПресс. Для голосования на выборах президента РФ создано более 94 тысяч избирательных участков. 3. Утвердить Порядок дистанционного электронного голосования на выборах Президента Российской Федерации, назначенных на 17 марта 2024 года (прилагается).
Законодательные основы выборов глав субъектов РФ
Выборы в России проводятся как в очном режиме, так и в форме дистанционного электронного голосования. В дайджесте новостей с 22 по 27 апреля собрали для главные новости о предстоящих выборах и текущей общественно-политической ситуации в России. Из-за этого члены комиссий в нарушение процедур ЦИК проводили «надомное» голосование без заявок со стороны избирателей. – В целом, голосование на сайте не сильно отличается от процедуры голосования на избирательном участке.
ЦИК утвердила порядок голосования на выборах президента в новых субъектах
тэги: выборы, голосование, избиратель, избирательный участок, процесс. Для того, чтобы каждый избиратель мог проявить свою гражданскую позицию и отдать голос на выборах Президента России, предусмотрены разные способы голосования. 3. Утвердить Порядок дистанционного электронного голосования на выборах Президента Российской Федерации, назначенных на 17 марта 2024 года (прилагается). В этом видео мы постараемся объяснить вам, как должно проходить правильное голосование.
В Москве перед выборами протестируют систему электронного голосования
Согласно документу, избирательные участки смогут работать не более трёх дней подряд. Ранее поправки в избирательное законодательство были приняты Госдумой и одобрены Совфедом. Такой формат голосования будет распространяться не только на местные, но и на думские выборы. Подсчёт голосов будет начинаться сразу после закрытия участков в последний день голосования. Решение о работе избирательных участков должно приниматься соответствующей избирательной комиссией в течение десяти дней после назначения выборов и не может быть пересмотрено. В случае многодневной работы избирательных участков досрочное голосование, а также участие в выборах или референдумах по открепительным удостоверениям проводиться не будет. К тому же допускается проведение выборов вне избиркомов, а именно на придомовых территориях и территориях общего пользования. Изменения также определяют процедуру отзыва члена комиссии.
Политическая партия должна внести в руководящий орган, назначивший члена комиссии, мотивированное представление о его отзыве, а после — новую кандидатуру.
Сегодня, в третий день, ожидаются очереди, отметил Ковалев. Все участки в Москве открылись вовремя, а система электронного голосования работает стабильно. Все проходит штатно, ночью нарушений выявлено не было. В то же время заместитель Ковалева Александр Асафов напомнил, что препятствование голосованию может быть расценено как уголовное деяние. Правоохранители и камеры видеонаблюдения следят за порядком на участках.
Можно расписаться пальцем, можно стилусом. Роспись на экране по закону не является чем-то экстраординарным. Во многих стационарах в больницах дают возможность расписаться на планшетах, в банке, когда вы получаете карточку, тоже расписываетесь световым пером. В случае выборов данные отсканированного паспорта выводятся на экран компьютера и сканера, можно удостовериться в их правильности. Сканер только позволяет быстро найти человека в списке, все остальные процедуры проводятся так же, как раньше. Если человек не захочет расписываться на экране, то член комиссии может сведения об этом избирателе распечатать на обычном принтере, расписаться сам ручкой, и избиратель тоже распишется ручкой. Артем Костырко, начальник управления по совершенствованию территориального управления и развитию смарт-проектов Правительства Москвы: — Мы продолжаем развивать механизмы наблюдения. Предоставляем все больше возможностей для наблюдения за системой, за базой данных, в которой хранятся голоса. Перед выбо рами мы предоставим всем желающим технологический инструментарий, с помощью которого можно будет написать свой собственный обзервер. Это сайт, где в режиме реального времени будут публиковаться все транзакции, проходящие в системе, а также статистика: сколько бюллетеней выдано, сколько загружено в систему. Все эти данные будут отображаться и на портале mos. Также с помощью этого инструментария можно будет сделать так называемый электронный цифровой конверт — можно будет сохранять цепочки блокчейна на компьютере, чтобы затем удостовериться, что ничего в системе не поменялось. Еще один инструмент наблюдения — это новый тип транзакций, так называемая проверочная транзакция. Этот инструмент будет доступен не всем, а только определенным наблюдателям. Они смогут записать проверочную транзакцию в блокчейн, а затем следить, чтобы эта транзакция никуда не исчезла, чтобы цепочка не поменялась, и их конкретное звено цепи никуда не делось. Насколько наша система голосования защищена от влияния извне? Вадим Ковалев, руководитель общественного штаба по наблюдению за выборами в Москве в 2022 году: — Безопасность электронного голосования в Москве многократно проверена. Дело в том, что атаки на систему были и в прошлом году, на предыдущих электоральных циклах, когда дистанционное электронное голосование применялось в качестве эксперимента.
Власти уверяют, что система электронного голосования хорошо защищена. И, похоже, это утверждение близко к реальности: блокчейн действительно сложно взломать, а специалисты до сих пор проверяют ДЭГ на возможные уязвимости. По утверждению ЦИК, отследить персональные данные пользователя по бюллетеню также будет невозможно, поскольку голосование проходит в изначально анонимной среде. У специалистов нет единого мнения на этот счет, но во время предыдущих тестирований электронного голосования не было фактов деанонимизации пользователей. Значит, у онлайн-голосования нет проблем? Вовсе нет. Эксперт компании Cisco Алексей Лукацкий в интервью Forbes обратил внимание на потенциальные риски при использовании мобильного приложения. Дело в том, что его начали разрабатывать слишком поздно, поэтому ФСБ и Федеральная служба по техническому и экспортному контролю вряд ли успеют подтвердить его безопасность — обычно вся процедура занимает около года. Электронное голосование также критикуют за недостаточную прозрачность: оно оставляет мало возможностей для наблюдения и проверки подлинности представленных результатов. Наблюдать за голосованием в ДЭГ могут только технически подкованные специалисты, но и им будет доступен лишь общий массив данных, а не сам процесс. Кроме того, остается нерешенным вопрос о том, как контролировать специфические случаи — например, когда за человека голосует кто-то другой. Но эти проблемы характерны для всех подобных систем, а не только для российской.
ЦИК утвердила порядок голосования на выборах президента в новых субъектах
В случае если после активации для избирателя возможности принять участие в дистанционном электронном голосовании на избирательном участке избиратель до наступления времени, указанного в пункте 11. По истечении времени, указанного в пункте 11. После отмены или деактивации выбранного способа дистанционного электронного голосования избиратель вправе обратиться к члену УИК для предоставления возможности получить доступ к электронному бюллетеню на терминале электронного голосования на том избирательном участке, на который он прибыл для голосования, либо получить избирательный бюллетень для голосования на избирательном участке, где он включен в список избирателей, при этом возможность принять участие в дистанционном электронном голосовании, получив доступ к электронному бюллетеню через подсистему "Личный кабинет" Портала Москвы с любого устройства, обеспечивающего доступ в сеть Интернет, у такого избирателя разблокируется в случае если избирателю предоставлена такая возможность. Избиратель для получения доступа к электронному бюллетеню в помещении для голосования избирательного участка проходит процедуру идентификации с помощью паспорта гражданина Российской Федерации, используя считывающее устройство терминала на стационарном терминале электронного голосования, установленном в помещении для голосования того избирательного участка, на котором он получил возможность принять участие в дистанционном электронном голосовании. Волеизъявление осуществляется избирателем только на том стационарном терминале электронного голосования, на котором он получил доступ к электронному бюллетеню. Для идентификации на терминале электронного голосования без использования считывающего устройства терминала по запросу избирателя членом УИК может быть сформирован код подтверждения. Код подтверждения избирателю следует ввести в соответствующее поле экранной формы на терминале для идентификации с использованием серии и номера паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации. После успешной идентификации запускается процедура анонимизации, по завершении которой на стационарном терминале электронного голосования осуществляется переход к электронному бюллетеню, по которому участнику ДЭГ предоставляется возможность осуществить волеизъявление путем проставления в электронном виде отметки в квадрате, относящемся к кандидату, в пользу которого сделан выбор. Доступ к электронному бюллетеню для волеизъявления предоставляется участнику ДЭГ на стационарном терминале дистанционного электронного голосования в течение часа.
По истечении часа но не позднее 20. Если в течение 15 минут после получения доступа к электронному бюллетеню на терминале участник ДЭГ не производит никаких действий, на экран терминала выводится предупреждение, и, в случае если участник ДЭГ не подтвердит намерение продолжить процесс голосования, через 2 минуты голосование на терминале завершается, кнопка "Проголосовать" становится неактивной, сессия заканчивается. Возможность дистанционного электронного голосования вне помещения для голосования с использованием переносного терминала электронного голосования может быть обеспечена избирателям, участвующим в дистанционном электронном голосовании на избирательных участках, только на том избирательном участке, на котором они включены в список избирателей, и только на территории того избирательного участка, где они включены в список избирателей. Председатель заместитель председателя или секретарь УИК включает избирателя, имеющего право принять участие в дистанционном электронном голосовании на избирательном участке и изъявившего желание принять участие в дистанционном электронном голосовании на избирательном участке вне помещения для голосования, в выписку из реестра заявлений устных обращений о голосовании вне помещения для голосования далее - Реестр. У избирателя, включенного в выписку из Реестра, блокируется возможность принять участие в дистанционном электронном голосовании, получив доступ к электронному бюллетеню через подсистему "Личный кабинет" Портала Москвы с любого устройства, обеспечивающего доступ в сеть Интернет, а также возможность голосования с избирательным бюллетенем на избирательном участке. При подаче заявления устного обращения о голосовании вне помещения для голосования с использованием переносного терминала электронного голосования избирателю необходимо сообщить номер своего мобильного телефона. При включении избирателя в выписку из Реестра для избирателя при необходимости создается учетная запись на Портале Москвы для участия в дистанционном электронном голосовании. Данные об избирателях, включенных в выписку из Реестра, загружаются в переносной терминал электронного голосования.
По прибытии к избирателю члены УИК , обеспечивающие голосование вне помещения для голосования, обязаны удостовериться в личности избирателя, выполнить поиск избирателя в загруженной на переносной терминал выписке из Реестра, используя считывающее устройство терминала или форму для ввода данных на терминале. Поиск осуществляется по данным паспорта гражданина Российской Федерации или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации. Избиратель подтверждает согласие на участие в дистанционном электронном голосовании и получение доступа к электронному бюллетеню с использованием переносного терминала электронного голосования, расписываясь на заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования. После процедуры идентификации на переносном терминале электронного голосования и получения согласия от избирателя член УИК активирует на терминале режим голосования. Волеизъявление осуществляется участником ДЭГ только на том терминале электронного голосования, на котором он получил доступ к электронному бюллетеню. В режиме голосования запускается процедура анонимизации, по завершении которой на переносном терминале электронного голосования осуществляется переход к электронному бюллетеню, по которому участнику ДЭГ предоставляется возможность осуществить волеизъявление путем проставления в электронном виде отметки в квадрате, относящемся к кандидату, в пользу которого сделан выбор. Доступ к электронному бюллетеню для волеизъявления предоставляется участнику ДЭГ на переносном терминале электронного голосования в течение часа. По истечении часа кнопка "Проголосовать" становится неактивной, сессия заканчивается, а избиратель информируется о завершении процедуры голосования.
Если в течение 15 минут после получения доступа к электронному бюллетеню на терминале избиратель не производит никаких действий, на экран терминала выводится предупреждение, и, в случае если избиратель не подтвердит намерение продолжить процесс голосования, через 2 минуты голосование на терминале завершается, кнопка "Проголосовать" становится неактивной, сессия заканчивается. Информация о получении участником ДЭГ доступа к электронному бюллетеню на избирательном участке вне помещения для голосования, зашифрованная информация о его анонимизированном волеизъявлении сохраняются программным обеспечением переносного терминала электронного голосования. По прибытии членов УИК , обеспечивавших голосование вне помещения для голосования, в помещение для голосования, информация, указанная в пункте 11. В случае если информация из переносного терминала электронного голосования не была загружена до 20. После переноса информации, указанной в пункте 11. У избирателей, включенных в соответствующую выписку из Реестра и по каким-либо причинам не получивших доступ к электронному бюллетеню, разблокируется возможность принять участие в дистанционном электронном голосовании, получив доступ к электронному бюллетеню через подсистему "Личный кабинет" Портала Москвы с любого устройства, обеспечивающего доступ в сеть Интернет при наличии такой возможности , а также возможность голосования с использованием избирательного бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, на избирательном участке в помещении для голосования или вне помещения для голосования. После осуществления волеизъявления участником ДЭГ изменение волеизъявления повторное волеизъявление, возврат к электронному бюллетеню не допускается. Средствами СПО ДЭГ Москвы в течение всего времени голосования обеспечивается отображение в электронном виде информации о ходе дистанционного электронного голосования на специальном портале в телекоммуникационной сети общего пользования Интернет.
Избиратель, получивший доступ к электронному бюллетеню, исключается из списка избирателей на том избирательном участке, где он включен в список избирателей, и не вправе получить избирательный бюллетень для голосования на выборах Президента Российской Федерации. Порядок составления протокола об итогах дистанционного электронного голосования на территории города Москвы 11. С использованием автоматизированного рабочего места дистанционного электронного голосования далее - АРМ ДЭГ дается команда о формировании в электронном виде списка принявших участие в ДЭГ на территории города Москвы по состоянию на момент завершения дистанционного электронного голосования. При формировании списка принявших участие ДЭГ на территории города Москвы средствами СПО ДЭГ Москвы проставляется число включенных в список принявших участие в ДЭГ на момент окончания дистанционного электронного голосования и число электронных бюллетеней, доступ к которым был предоставлен участникам ДЭГ для осуществления дистанционного электронного голосования. Список принявших участие в ДЭГ на территории города Москвы заверяется электронными подписями председателя и секретаря Мосгоризбиркома. Электронная копия списка принявших участие в ДЭГ на территории города Москвы записывается на внешний носитель информации. После записи копии на внешний носитель информации внесение изменений в список не допускается. Внешний носитель информации, содержащий электронную копию списка принявших участие в ДЭГ на территории города Москвы, убирается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место.
Сборка ключа расшифрования из предоставленных частей производится средствами СПО ключей шифрования в месте, определенном Мосгоризбиркомом. Ход расшифрования общее количество зашифрованных электронных бюллетеней, количество расшифрованных электронных бюллетеней, а также процент расшифрованных электронных бюллетеней демонстрируется средствами отображения СПО ДЭГ Москвы. Протокол об итогах дистанционного электронного голосования на выборах Президента Российской Федерации на территории города Москвы подписывается всеми присутствующими членами Мосгоризбиркома, данные протокола вводятся в ГАС "Выборы" и учитываются в сводной таблице Мосгоризбиркома об итогах голосования на выборах Президента Российской Федерации отдельной графой с наименованием "Дистанционное электронное голосование". Учет данных протокола об итогах дистанционного электронного голосования при установлении итогов голосования на территории города Москвы 11. Установление итогов голосования на выборах Президента Российской Федерации на территории города Москвы осуществляется в соответствии с требованиями, установленными статьей 75 Федерального закона N 19-ФЗ, с учетом следующих особенностей. При суммировании данных протоколов ТИК для составления протокола Мосгоризбиркома об итогах голосования и при внесении данных протоколов ТИК в увеличенную форму сводной таблицы и составлении сводной таблицы данные протокола об итогах дистанционного электронного голосования учитываются в строках протокола и сводной таблицы Мосгоризбиркома об итогах голосования в соответствии с приложением N 10 к Порядку. Если при проведении дистанционного электронного голосования были допущены нарушения, не позволяющие с достоверностью определить результаты волеизъявления участников ДЭГ, итоги дистанционного электронного голосования на территории города Москвы признаются недействительными. В этом случае сведения, содержащиеся в протоколе Мосгоризбиркома об итогах дистанционного электронного голосования, не включаются в сводную таблицу Мосгоризбиркома об итогах голосования и не учитываются в протоколе Мосгоризбиркома об итогах голосования.
Порядок хранения и уничтожения избирательной документации и информации о дистанционном электронном голосовании на территории города Москвы, предоставления доступа к указанной документации и информации 11. Протоколы заседаний, решения Мосгоризбиркома, связанные с проведением дистанционного электронного голосования, и документы, приложенные к ним, хранятся в Мосгоризбиркоме в течение сроков, установленных Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения, утвержденным приказом Федерального архивного агентства от 20 декабря 2019 года N 236 , после чего передаются на хранение в Государственное бюджетное учреждение "Центральный государственный архив города Москвы". Хранятся в Мосгоризбиркоме в течение одного года со дня официального опубликования результатов выборов Президента Российской Федерации следующие данные, содержащиеся на внешних носителях информации, после чего подлежат уничтожению по акту в установленном порядке: - исходные данные для формирования электронного бюллетеня; - ключ зашифрования и ключ расшифрования; - цепочка блоков информации из единой распределенной базы данных СПО ДЭГ Москвы; - электронная копия списка принявших участие в ДЭГ на территории города Москвы, сформированная средствами ГИС ДЭГ. Доступ к указанной информации предоставляется Мосгоризбиркомом.
С внедрением ДЭГ «избирательный процесс, образно говоря, превратился в электронное онлайн-казино, которое невозможно проверить», отметил Обухов.
Однако на этот аргумент ответ нашли в Общественной палате, где провели серию семинаров и вебинаров по подготовке наблюдателей. Первый зампред комиссии палаты по общественному контролю и работе с обращениями граждан Максим Григорьев в июне 2023 года говорил, что подготовлен единый стандарт наблюдения за ДЭГ — опросник из порядка ста пунктов, заполнив которые, наблюдатель сможет убедиться в отсутствии или наличии нарушений. Так, наблюдатели-очники числом не более трех человек от кандидата смогут работать в территориальной избирательной комиссии ТИК ДЭГ, хотя раньше любой зарегистрированный наблюдатель мог туда приехать. При обсуждении поправок в комитете Госдумы по госстроительству убеждали, что трех человек вполне достаточно, они вполне могут работать поочередно. Удаленных же наблюдателей может быть много, по три человека имеют право зарегистрировать партии, общественные палаты, кандидаты, доверенные лица кандидатов.
Удаленные наблюдатели смогут проконтролировать все действия посредством системы блокчейна, в которой отражаются все транзакции, рассказали в Общественной палате. У избирателей не было возможности позвонить в комиссию, сообщить о проблеме, пояснял депутат. Сейчас на портале «Выборы» в случае проблемы предлагается обратиться на горячую линию поддержки по номеру 8-800-200-36-20 или воспользоваться помощью чат-бота Макса на «Госуслугах». Представитель Ростелекома на круглом столе в ЦИК пообещал, что в этот раз отвечать будут не формально, «по скрипту», а реально разбираться и оказывать помощь. Защита от вбросов В России есть «умельцы», которые могут использовать не стандартный пользовательский интерфейс, а с применением IT-инструментов попытаться забросить в систему некий бюллетень, говорили на в круглом столе в ЦИК.
На этот случай в ДЭГ есть несколько «эшелонов» защиты. Первая защита срабатывает на уровне пользовательского интерфейса, вторая — на уровне серверных проверок, третья — на уровне блокчейна.
Если на избирательном участке, где проводится голосование, установлены прозрачные ящики для сбора бюллетеней, то в целях защиты тайны выбора избирателя заполненный бюллетень необходимо опускать в ящик лицевой стороной вниз. В случае если избиратель допустил ошибку при заполнении бюллетеня, он может обратиться к члену УИК, с просьбой выдать ему новый бюллетень, взамен испорченного.
Член комиссии обменяет бюллетень с ошибкой на новый и выдаст его избирателю. Испорченные бюллетени погашаются членами УИК и не учитываются в качестве голоса избирателя. Избирателю важно помнить, что бюллетень будет признан недействительным, если в нем отсутствуют какие-либо письменные отметки в квадратах, расположенных справа от каждого информационного блока о зарегистрированных кандидатах. Бюллетень также признается недействительным, если избиратель поставил отметки в двух или более квадратах для волеизъявления.
Такие бланки подсчитываются членами УИК, опечатываются и в дальнейшем не учитываются. Избиратель может отдать свой голос на выборах президента РФ только за одного кандидата, отметив это любым знаком в специальном квадрате на избирательном бюллетене. Если избиратель не может прибыть в помещение для голосования по уважительной причине болезни, инвалидности, в связи с необходимостью ухода за лицами, нуждающимися в помощи, и иным значимым причинам , то он имеет право принять участие в выборах президента вне помещения для голосования. Чтобы проголосовать из дома на бумажных бюллетенях, избирателю необходимо подать заявление, где указывается ФИО, место жительства и причина, по которой избиратель не сможет посетить избирательный участок в период проведения выборов.
Подать заявление можно лично в УИК, по телефону или на портале «Госуслуг» с 5 марта по 11 марта включительно. Голосование по месту проживание пройдет в те же дни, что и на избирательных участках — с 15 по 17 марта. Уже не первый год на избирательных участках используют для учета бюллетеней комплекс обработки избирательных бюллетеней КОИБ. Это электронное устройство, которое подсчитывает количество голосов избирателей.
Для голосования с использованием КОИБ применяют бумажные избирательные бюллетени.
Брод отметил, что существуют механизмы, которые позволяют обеспечить эффективный контроль за выборами при реализации такой формы голосования. Это контроль сейф-пакетов, видеонаблюдение, охрана избирательных участков силами органов правопорядка. Говорим на обучающих семинарах для наблюдателей. Сложно утаить нарушения при таком уровне контроля», - заявил Александр Брод, подчеркнув, что институт общественного наблюдения доказал свою эффективность.
Член Общественной палаты РФ, исполнительный директор Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» Алена Булгакова отметила, что избиратель демонстрирует высокий запрос на многодневную форму голосования. При этом А. Булгакова сообщила, некоторые сложности в связи с многодневным голосованием у наблюдателей, безусловно, возникнут. По мнению А. Булгаковой, один из вопросов будет связан с сохранностью бюллетеней в ночное время.
Выборы эволюционируют: цифровые технологии призваны сделать голосование более простым и прозрачным
Дистанционное электронное голосование (используется впервые в истории страны на выборах главы государства) пройдет в 29 регионах России. В России закончилось трехдневное голосование на выборах в Госдуму. Для этого нужно прийти на свой участок в один из трех дней голосования, получить бюллетень и сделать свой выбор.
Особенности голосования на выборах президента РФ 2024 года
Уже во время пандемии коронавируса решение о дистанционном голосовании на выборах принято в Польше. – В целом, голосование на сайте не сильно отличается от процедуры голосования на избирательном участке. Дистанционное голосование на выборах президента России с 15 марта станет доступно жителям 29 регионов, но важно знать, как правильно принять в нем участие. Общий порядок голосования онлайн через Госуслуги. Электронное голосование в сентябре 2022 года разрешено в 7 регионах России. Процесс онлайн голосования Когда наступит день выборов, процедура электронного голосования будет включать следующие шаги: Войти на портал голосования, используя логин и пароль от личного кабинета на Госуслугах или mos.