Самозанятый — это налоговый режим, благодаря которому вы можете стать прямым партнёром , платить меньше налога и получать справки о доходах онлайн.
Работа в качестве самозанятого: плюсы и минусы при нынешних реалиях
Подробнее о том, как оформить самозанятость, кому это подходит и какие бонусы дает, программе «Доброе утро» рассказала налоговый консультант, кандидат экономических наук Эльвира Митюкова. Плюсы и минусы самозанятости в 2024 году — один из самых актуальных вопросов для людей, решивших использовать свои знания и опыт для получения прибыли, но не желающих отвлекаться на решение проблем, связанных с регистрацией и ведением бизнеса. Самозанятый: плюсы и минусы.
Самозанятый гражданин: плюсы и минусы
Вместе с тем организации, заключающие договоры с самозанятыми, подвергаются внимательной проверке со стороны налоговых органов. Закон строго запрещает подмену трудовых отношений гражданско-правовыми, и налоговые органы внимательно анализируют заключенные договоры. В случае выявления неправомерной деятельности, договоры могут быть переквалифицированы, а кроме того, могут быть доначислены налог на доходы физических лиц и страховые взносы, при этом с применением штрафов и пени. Мнения экспертов Позиция Ивана Абрамова, первого зампреда Комитета Совета Федерации по экономической политике, подчеркивает двойственность ситуации с самозанятыми в России. С одной стороны, внедрение налогового режима для самозанятых позволило начать уплату налогов тем, кто ранее этого не делал, что в целом положительно.
Однако, с другой стороны, существует опасность, что массовый переход компаний к работе с самозанятыми может снизить количество плательщиков в Социальный фонд, что, вероятно, вызывает определенные беспокойства. Сенатор также подчеркнул, что необходимо решать проблему вопроса самозанятости осторожно и аккуратно. Это связано с тем, чтобы избежать обратного эффекта и не вернуть в «тень» тех, кто только что вышел из нее. Важно при этом осознавать, что уровень пенсионных выплат сегодня напрямую зависит от финансового состояния бюджета Социального фонда.
Главное — чтобы вы каждый раз, когда получаете деньги от клиента неважно, от частного лица или от фирмы , выставляли электронный чек. Для этого не нужна касса, достаточно приложения СберБанк Онлайн. Если деньги переводит фирма, не забудьте указать её ИНН. До 12-го числа каждого месяца налоговая считает налог за прошлый месяц. Его нужно заплатить до 28-го числа того же месяца. Никаких банковских данных заполнять не нужно, всё происходит автоматически. Самозанятому также не нужно заполнять кучу налоговых и бухгалтерских отчётов. Если налог за месяц меньше 100 рублей, то эту сумму просто добавят к налогу следующего месяца.
Если за месяц вы не получили дохода то есть не выставили ни одного чека , то платить ничего не нужно. Сколько надо будет заплатить налога, зависит от того, кто у вас клиенты. И эти цифры будут такими же до конца 2028 года. Ещё будет возможность получить налоговый вычет 10 000 рублей. Бонус дадут каждому, кто зарегистрировался как самозанятый. Его можно использовать, только чтобы уменьшить сумму налога на профессиональный доход.
Отдельно стоит рассмотреть регистрацию самозанятости через уполномоченные банки например, Сбербанк, «Тинькофф», «Альфа-банк» или операторов электронных площадок. Этот вариант будет удобен тем, кто уже является клиентом банка или оператора и хочет вести всю профессиональную активность в одной экосистеме. Что делать, когда заказ выполнен После поступления денег за выполненную работу, необходимо сформировать чек в «Мой налог» и отправить его заказчику.
Для этого нажмите кнопку «Новая продажа» на главной странице приложения. Далее выберите дату получения оплаты, название услуги и её стоимость. Если заказчик юридическое лицо или ИП, то введите ИНН организации — её наименование добавится автоматически. Затем нажмите «Выдать чек». Чек можно передать в бумажном и электронном форматах.
Он отлично справляется с отделочными работами, но не имеет квалификации для электромонтажных работ. Тогда он находит электрика, заключает с ним договор оказания услуг и перепоручает ему ряд работ по договору оказания услуг или договору гражданско-правового характера.
Стоит заметить, что человек работающий по такому договору на самозанятого не может быть сам самозанятым, так как в данном случае он работает в чужих интересах. Льготный налоговый режим действует для самозанятых лиц. Для ИП расчет суммы выполняется соответственно выбранному режиму налогообложения. Для самозанятых не требуется сдавать отчетность. Ежемесячная сумма налога исчисляется автоматически при помощи приложения «Мой налог». Для самозанятых лиц отпадает необходимость в ведении налогового учета, а для фиксации всех доходов используется приложение. Для ИП — это обязательное условие деятельности, а для самозанятых она не нужна.
Для формирования чеков используется приложение. Страховые взносы с самозанятых не взимаются. На данный момент еще есть вопросы, касающиеся нового налогового режима для самозанятых, которые не решены до конца. Кому выгодно быть самозанятым Самозанятость — это подходящее решение для тех, кто ведет свою деятельность только с физическими лицами, а оплату услуг от них принимает исключительно наличными. Однако объем годового дохода самозанятых не должен превышать отметку в 2,4 млн рублей, как указано выше. В некоторых случаях выгодно совмещать предпринимательство, то есть быть ИП и при этом стать самозанятым, так как определенные виды деятельности ИП будет осуществлять как самозанятый, платить пониженный налог при работе с физлицами, и ему не нужно будет отчитываться по данной деятельности. Самозанятые ИП имеют определенные преимущества в сравнении с самозанятыми физическими лицами: Для юридических лиц работа с ИП подходит больше, так как банки и налоговые органы тщательно отслеживают переводы физическим лицам.
У банков на подобные переводы могут действовать большие комиссии, существовать какие-то ограничения либо потребуется объяснение операций. Подключение эквайринга позволит клиентам проще расплачиваться с ИП. Если доход превысит 2,4 млн рублей в год, то можно перейти на иную систему налогообложения. Есть и недостатки в статусе самозанятого ИП: Потребуется отказ от остальных налоговых спецрежимов. За обслуживание счета взимается комиссия.
Что дает статус самозанятого? Плюсы и минусы регистрации как самозанятого
Open Academy разобралась, в чём плюсы и минусы самозанятости и кому стоит перейти на этот налоговый режим. Анализируя плюсы и минусы самозанятости, следует помнить, что налоговый режим для самозанятых — эксперимент. Плюсы и минусы самозанятости для самих самозанятых. По словам руководителя практики трудового права компании «Центральный округ» (Воронеж) Ирины Володиной, преимущества для спецов, которые работают на себя, следующие. У самозанятости действительно много преимуществ, но подходит такой режим не всем.
Все о минусах и подводных камнях самозанятости
Согласно федеральному закону, самозанятые платят налог на профессиональный доход только с дохода по факту по пониженной ставке. ?feature=share. Смотри БЕСПЛАТНО мой вебинар "Как защит. Плюсы и минусы самозанятого в 2024 году: разбираем все особенности работы плательщиков НПД максимально подробно. Кто такие самозанятые граждане, кому и когда выгодно получить статус самозанятого. Какие налоги платят самозанятые граждане в 2023 году.
Маленькая пенсия и сниженный налог. Объяснены плюсы и минусы самозанятости
Если доход превысит 2,4 млн. Придется платить стандартный налог на оставшийся до конца года период. Нет автоматического начисления пенсионного стажа так как налоговые ставки не предполагают отчисления в ПФР. Можно делать отчисления самостоятельно, но на это придется тратить время, а перед этим разобраться в вопросе, чтобы все сделать правильно.
Нельзя нанимать сотрудников, даже если бизнес расширяется. Отсутствие подрядчиков, подчиненных — одно из условий оформления самозанятости. Как оформить самозанятость: пошаговая инструкция регистрации Для получения статуса самозанятого необходимо пройти регистрацию.
Оформить самозанятость онлайн очень легко. Есть три возможности: При помощи специального приложения «Мой налог». Его можно скачать в привычном каталоге приложений.
Для регистрации потребуются паспортные данные. Через личный кабинет на сайте ФНС авторизоваться можно с данными портала госуслуг, а дальше уже регистрироваться именно как самозанятому. При помощи приложения одного из банков, которые имеют право предоставлять такие услуги.
Посмотреть, сотрудничает ли ваша кредитная организация с налоговиками можно на официальном сайте ФНС. Сейчас в списке есть практически все крупные российские банки. Если ваш банк относится к их числу, то дальнейший алгоритм действий зависит от интерфейса банковского мобильного приложения.
Но обычно всё выглядит так: Входите в мобильное приложение банка. Находите сервис для самозанятых. В Сбербанке он называется «Своё дело».
Вводите требуемые данные. Обычно это ИНН, паспорт, но всё зависит от конкретного банка. Подаёте заявку на регистрацию.
После этого банк сам подаёт ваши данные в ФНС и уведомляет вас о постановке на учёт. Приложение для самозанятых в Сбербанке. Фото: sberbank.
Не путайте личный кабинет налогоплательщика физического лица и личный кабинет самозанятого. Это разные сервисы. Личный кабинет самозанятого на сайте ФНС.
Фото: ФНС Для этого надо перейти по ссылке и пройти регистрацию через: ИНН и пароль если у вас уже есть регистрация в личном кабинете налогоплательщика ; по номеру телефона придёт код подтверждения в ответном смс-сообщении ; через портал «Госуслуги». Далее подтверждаете данные и выбираете регион. Если в дальнейшем вы всё же решите воспользоваться приложением «Мой налог», то вся информация появится там автоматически, после того, как вы введёте свои данные.
Как оформить самозанятость в отделении ФНС Для офлайн-оформления статуса самозанятого, надо обратиться в ближайшее отделение ФНС по месту проживания. Там вам выдадут специальный бланк, в котором указывается: номер ИНН; личная информация ФИО, дата рождения ; адрес регистрации и фактического проживания. На проверку данных и постановку на учёт уходит до шести рабочих дней.
Учтите, даже при офлайн-оформлении статуса, информацию о доходах придется передавать через онлайн-сервисы — «Мой налог», личный кабинет на сайте ФНС или приложение банка-партнёра. А вот если вы оформили статус самозанятого через ФНС, то и прекращать его придётся здесь же. Использовать для этого приложение «Мой налог» или личный кабинет самозанятого на сайте не получится.
Кто может стать самозанятым У статуса самозанятого есть сразу нескольких ограничений: надо зарабатывать не более 2,4 млн рублей в год. Если доход выше, то самозанятого автоматически переведут на НДФЛ; работать самостоятельно, то есть нельзя нанимать сотрудников; заниматься только разрешёнными видами деятельности, причём можно совмещать сразу несколько. Например, быть репетитором и фотографом.
Виды деятельности самозанятых Самозанятые могут предоставлять услуги, продавать вещи собственного производства и сдавать в аренду жилье. Самозанятый может заниматься сразу несколькими видами деятельности. Этот налоговый режим подходит для разных профессий.
Вот только несколько примеров: Информационные услуги и маркетинг: переводчик, копирайтер, маркетолог, блогер, автор статей, SMM-менеджер, таргетолог. Образование: учитель, репетитор, тренер, няня, автор курсов, продюсер онлайн-школы. Кулинария: повар, кондитер, пекарь.
Красота и мода: модель, парикмахер, стилист, мастер тату, косметик, мастер маникюра, швея, модельер, дизайнер. Помощь по дому и ремонт: сантехник, электрик, уборщик, мастер по ремонту бытовой техники, строитель, столяр, плотник. IT-сфера: программист, веб-разработчик, компьютерный мастер, аналитик данных, системный администратор.
Здоровье и спорт: диетолог, логопед, массажист, тренер, инструктор, психолог, сиделка. Развлечения и творчество: аниматор, ведущий свадеб, гид, артист, музыкант, оператор, фотограф, художник, мастер по пошиву кукол или другим видам декоративно-прикладного искусства. Финансы и юридические услуги: бухгалтер, юрист, налоговый консультант, финансовый консультант.
Статус самозанятого может оформить даже работающий по трудовому договору человек. Это не запрещено. Но есть ограничение — человек не может одновременно оказывать дополнительные услуги в статусе самозанятого действующим или бывшим работодателям с момента увольнения должно пройти не менее двух лет.
Людям со статусом самозанятых нельзя перепродавать товары произведённые не ими , продавать подакцизные или маркированные товары, реализовывать полезные ископаемые песок, уголь , работать посредником. Подробный список разрешённых и запрещённых для самозанятых занятий есть в Федеральном законе от 27. Плюсы и минусы самозанятости У статуса самозанятого есть довольно много преимуществ: Можно работать легально и не бояться, что однажды налоговая решит проверить подозрительные доходы.
Кроме того, можно не опасаться давать рекламу для привлечения новых клиентов.
Но есть шанс увеличить свою пенсию, внеся добровольные пенсионные взносы. Можно купить дополнительный стаж и увеличить размер своей пенсии. Полный взнос на 2023 год — 42 878,88 рубля, но можно заплатить меньше. В этом случае пенсионный стаж увеличится на пропорционально меньший период. Если вы индивидуальный предприниматель и перешли на самозанятость, то больше не придётся платить фиксированные страховые взносы. Но можно платить добровольно и участвовать в пенсионной программе — тогда нужно подать заявление в Пенсионный фонд. Когда стоит стать самозанятым Если вы работаете «всерую», не оформляясь, и не платите налоги. Фрилансеры, работающие таким образом, могут столкнуться с проблемами защиты своих прав, если что-то пойдёт не так с клиентами. Плюс нелегальная работа может привести к штрафам от налоговой.
Эти ставки будут действовать до конца 2028 года. Не нужно заполнять декларацию или отчёты для налоговой. Налог рассчитывается автоматически на основе чеков, которые вы получили. Платить его нужно каждый месяц до 28-го числа. Подписывайтесь и читайте полезные статьи Соглашаюсь с Пользовательским соглашением и обработкой персональных данных Подписаться.
Сделать это можно несколькими способами. Регистрация по паспорту Понятно, что для такой регистрации понадобится паспорт подойдет только российский документ. Кроме того, вам понадобится камера телефона. Но обо всём по порядку: Открываете приложение и вводите свой номер телефона. Получаете код подтверждения в смс-сообщении. Выбираете свой регион ведения деятельности. Он может не совпадать с местом официальной регистрации. Например, если вы живёте в Москве, а квартиру сдаёте в Липецке, то можно указать регионом Москву. Регион можно менять один раз в год. Сканируете или фотографируете вторую и третью страницы паспорта в развёрнутом виде. Проходите идентификацию, сделав своё селфи. Подтверждаете корректность номера ИНН. После этого ваше заявление уходит на проверку в налоговую. Обычно на сверку данных уходит до одного рабочего дня. Для этого: Вводите в приложение номер ИНН и пароль от личного кабинета налогоплательщика. Подтверждаете регистрацию. Подтверждение, что вам присвоили статус самозанятого, придёт в течение одного рабочего дня. Регистрация через «Госуслуги» Если у вас есть подтверждённая учётная запись на портале «Госуслуги», то в приложении «Мой налог» можно выбрать именно этот способ регистрации. Тогда вам не понадобится вводить номер ИНН, сканировать паспорт и делать селфи. Все ваши данные автоматически загрузятся с «Госуслуг». Для этого в приложении «Мой налог» надо выбрать способ регистрации через «Госуслуги». Далее вы разрешаете использовать данные с портала и подтверждаете регистрацию. Сообщение об успешной постановке на учёт в статусе самозанятого приходит в течение одного рабочего дня. Иногда, время ожидания растягивается до 6 дней максимальный срок. Если в регистрации отказали, то надо проверить правильность введённых данных и повторить попытку. Как оформить самозанятость через банк-партнёр ФНС Вместо приложения «Мой налог» можно воспользоваться мобильным приложением одного из банков-партнёров ФНС. Посмотреть, сотрудничает ли ваша кредитная организация с налоговиками можно на официальном сайте ФНС. Сейчас в списке есть практически все крупные российские банки. Если ваш банк относится к их числу, то дальнейший алгоритм действий зависит от интерфейса банковского мобильного приложения. Но обычно всё выглядит так: Входите в мобильное приложение банка. Находите сервис для самозанятых. В Сбербанке он называется «Своё дело». Вводите требуемые данные. Обычно это ИНН, паспорт, но всё зависит от конкретного банка. Подаёте заявку на регистрацию. После этого банк сам подаёт ваши данные в ФНС и уведомляет вас о постановке на учёт. Приложение для самозанятых в Сбербанке. Фото: sberbank. Не путайте личный кабинет налогоплательщика физического лица и личный кабинет самозанятого. Это разные сервисы. Личный кабинет самозанятого на сайте ФНС. Фото: ФНС Для этого надо перейти по ссылке и пройти регистрацию через: ИНН и пароль если у вас уже есть регистрация в личном кабинете налогоплательщика ; по номеру телефона придёт код подтверждения в ответном смс-сообщении ; через портал «Госуслуги». Далее подтверждаете данные и выбираете регион. Если в дальнейшем вы всё же решите воспользоваться приложением «Мой налог», то вся информация появится там автоматически, после того, как вы введёте свои данные. Как оформить самозанятость в отделении ФНС Для офлайн-оформления статуса самозанятого, надо обратиться в ближайшее отделение ФНС по месту проживания. Там вам выдадут специальный бланк, в котором указывается: номер ИНН; личная информация ФИО, дата рождения ; адрес регистрации и фактического проживания.
Оплатила налоги и всплакнула: минусы перехода на самозанятость
Правда взносов можно будет перечислить поменьше — 27,1 рубля. Исполнитель получит сумму в полном объеме и самостоятельно заплатит с нее 6 рублей налога. Всем самозанятым-новичкам государство предоставляет налоговый вычет в размере 10 000 рублей. При работе с юридическими лицами или ИП этот вычет позволяет уменьшить налоговую ставку на 2 п. Но в любом случае при взаимодействии с самозанятым все налоговые расчеты касаются только исполнителя. Заказчик, перечислив положенные по договору деньги, может не задумываться ни о каких платежах в бюджет или в фонды.
Кроме того, при сотрудничестве с самозанятым бизнесмен не обязан оборудовать ему рабочее место или предоставлять какие-либо социальные гарантии, например — оплачиваемый отпуск. Конечно, заказчик может выдать самозанятому исполнителю оргтехнику или другое оборудование, установить программное обеспечение и т. Все подобные условия можно внести в договор, если обе стороны согласны с ними. Но, в отличие от трудовых отношений, при работе с самозанятыми такой обязанности по закону у бизнесмена нет. При проектной работе сотрудничество с самозанятыми — это наиболее удобный вариант, как для заказчика, так и для исполнителя.
Такой способ взаимодействия позволяет обеим сторонам договора и не нарушать закон, и максимально сэкономить на налогах. Самозанятыми могут стать не только граждане РФ, но и граждане других государств — членов Евразийского экономического союза : Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии. Когда сотрудничество с самозанятыми невозможно или опасно Основной нормативный акт, который регулирует деятельность самозанятых в РФ — закон от 27. Ограничения для самозанятых установлены статьями 4 и 6 этого закона. В частности, для плательщиков НПД «закрыты» некоторые направления работы: Запрещена торговая деятельность.
Самозанятый может продавать только изделия, изготовленные им самим. Плательщик НПД не может быть арбитражным управляющим, медиатором, оценщиком, нотариусом, адвокатом. Самозанятым запрещена работа в интересах других лиц в качестве агента, поверенного, комиссионера. Однако никаких специальных ограничений по работе в сфере ИТ для самозанятых не предусмотрено. Поэтому ИТ-компании могут свободно привлекать плательщиков НПД для выполнения любых задач в этой области.
Но нужно помнить и о других ограничениях при работе с самозанятыми, которые касаются всех видов бизнеса. Во-первых, это лимит по величине дохода. Если плательщик НПД с начала года заработал более 2,4 млн рублей, то он с момента превышения лимита теряет свой статус.
Кроме того, издание пишет, что у пенсионеров также есть возможность оформить статус самозанятых. И несмотря на это их пенсионные выплаты будут проиндексированы несмотря на дополнительный источник дохода. Статус самозанятого, как отмечает «КП», не подходит занятым торговлей в розницу ретейлерам , добытчикам и продавцам полезных ископаемых. Возможность оформить самозанятость есть у военных, а также у чиновников, но только для сдачи своей недвижимости, пишет газета.
Самозанятый пенсионер не должен платить взносы в СФР в обязательном порядке. У пенсионеров, применяющих НПД, пенсия и все надбавки к ней сохраняются.
Индексация пенсии и региональные надбавки до прожиточного минимума тоже сохраняются. Самозанятый пенсионер сохранят все материальные льготы и компенсации субсидии, оплата проезда и лекарственных средств. Исключение — льготы, зависящие от общей суммы дохода гражданина. Регистрируясь в качестве самозанятого, пенсионеру не надо подавать в налоговую никаких сложных отчетов. Все необходимые действия совершаются с помощью приложения «Мой налог» на компьютере или телефоне. Можно даже подключить специальную опцию и чеки за поступающие деньги будут формироваться автоматически. Разумеется, самозанятость для пенсионеров кроме плюсов имеет и минусы. Ограничение возможного дохода. Самозанятый пенсионер не может иметь доход выше 2,4 млн в год.
Превышение лимита облагается НДФЛ в обычном порядке. То есть, налог придется платить частями. Данный налоговый режим предполагает оказание услуг только своими силами. Официально нанимать работников запрещено. Но, можно иметь помощников, заключив с ними договор ГПХ. Несмотря на то, что режим самозанятости не предполагает ведения сложной бухгалтерии, формировать чеки по поступившим платежам все равно придется. Если пенсионер решает платить пенсионные взносы добровольно, то в глазах государства он будет считаться работающим гражданином. Как установлено федеральным законодательством, работающие пенсионеры получают страховую пенсию и фиксированную выплату к ней без учета плановых индексаций. Вместе с тем, оплата пенсионных взносов увеличивает страховую часть пенсии.
Особенности сдачи квартиры самозанятыми Граждане, которые занимаются арендным бизнесом сдают в аренду помещения , обязаны декларировать полученные доходы и платить с них налог. Заплатить НДФЛ по ставкам, установленным ст. Размер налога зависит от суммы, указанной в декларации. Если не подать декларацию и не заплатить налог, собственника могут привлечь к ответственности штрафу по ст. В настоящее время собственники имеют возможность использовать для подобного вида деятельности режим самозанятости налоговый режим НПД. Доходы от сдачи в аренду апартаментов не подходят под режим НПД, поскольку данный вид жилья не попадает под определение «жилого помещения» по ст. Рассмотрим плюсы и минусы сдачи квартиры гражданином как самозанятым. Если жилье не сдается и доход отсутствует, налог платить не нужно. Не надо платить различные страховые взносы.
Нет необходимости сдавать налоговую декларацию. Уплата налога растянута во времени и производится ежемесячно через приложение «Мой налог». Вместе с тем, нельзя не отметить и основные минусы работы на данном налоговом режиме. Спецрежим НПД применяют до тех пор, пока совокупный размер дохода с начала соответствующего года , не превысит 2,4 млн руб. Превышение лимита облагается обычным НДФЛ и потерей статуса самозанятого. Налоговую базу по НПД нельзя уменьшить на сумму произведенных расходов. Также нельзя использовать режим НПД для сдачи в аренду нежилой недвижимости. Речь идет о помещениях, не предназначенных для постоянного проживания людей, коммерческой недвижимости в том числе магазины, кафе, офисы, гаражи, склады, площадки под парковки или хранение продукции и так далее. Самозанятый бухгалтер - плюсы и минусы Приняв решение работать на себя, бухгалтер может зарегистрироваться в качестве самозанятого гражданина.
Можно не платить страховые взносы. Максимально упрощена процедура регистрации и ведение налогового учета. Самозанятому не нужно подавать отчетность в ИФНС, не нужна онлайн-касса, чеки формируются с помощью приложения «Мой налог». Но есть и определенные минусы: Самозанятый бухгалтер не сможет оказывать услуги своему работодателю, а также бывшему работодателю, если с момента расторжения трудового договора прошло меньше 2 лет. Ограничен возможный годовой доход. Все, что специалист заработает сверх 2,4 млн руб. Отсутствие обязанности платить пенсионные взносы ведет к назначению пенсии в минимальном размере. Самозанятые не могут нанимать работников по трудовым договорам хотя помощники по договорам ГПХ законом не запрещены. Самозанятый водитель «Яндекс.
Такси» - плюсы и минусы В настоящее время среди водителей стало популярным регистрироваться в качестве самозанятого физлица. Более того, статус самозанятого позволяет водителям стать прямым партнером компании «Яндекс. Для этого необходимо зарегистрироваться в приложении «Яндекс. Про» и принять условия, предлагаемые компанией. Однако, следует заметить, что перевозка пассажиров требует разрешения, которое выдают только ИП или юрлицам закон от 04. А, поскольку самозанятость — это налоговый режим, работать в рамках которого могут и обычные физлица, и ИП, то автовладельцу необходимо стать самозанятым ИП. Отметим, что в Госдуме рассматривается законопроект, согласно которому самозанятые смогут работать в такси без регистрации в качестве ИП. Законопроект 5 июля 2022 был одобрен пока только в первом чтении.
Есть нюанс. Можно продавать не готовые вещи, а выполненные на заказ. Например, выпускать одежду для продажи на самозанятости не получится, так как это товары, подлежащие маркировке. А шить по индивидуальным заказам можно. Перепродавать товары. Например, у частного кондитера не получится расширить ассортимент за счёт фабричных конфет, шоколада, сока и других продуктов. Работать по договорам поручения, комиссии, агентским договорам. Добывать и продавать полезные ископаемые. Максимальный доход на самозанятости не может превышать 2,4 миллиона рублей в год. Нельзя нанимать сотрудников. При этом законодательство не запрещает самозанятым заключать договоры друг с другом.
Самозанятый или ИП: что выбрать и чем отличаются
С депозита не нужно платить налог, потому что он становится доходом лишь тогда, когда хозяин квартиры забирает его в счёт оплаты например, если арендатор сломал шкаф или разбил люстру. Если арендатор оплачивает коммунальные расходы НЕ по счётчикам — это доход То есть все платежи «не по счётчику», которые квартиросъёмщик возмещает хозяину квартиры, — это доход, и с него потребуется заплатить налог. Все расходы, оплаченные по счётчикам, — не доход Считается, что это расходы в интересах нанимателя. Такова точка зрения и Министерства финансов для любознательных — Письмо Минфина России от 11. Пример: Вы сдали квартиру студенту за 15 тысяч рублей, он же будет оплачивать «коммуналку» без счётчиков — 3 тысячи рублей, а сверху вы попросили депозит 10 тысяч. Ежемесячно Налоговый вычет Заплатить можно меньше, если использовать налоговый вычет. Эти проценты каждый месяц применяются к сумме дохода. Вычет не может превысить 10 000 рублей: как только сумма вычета достигнет этой цифры, право на применение вычета прекратится.
С этого момента налог придётся платить полностью. Деньги вычитаются из налога постепенно. То есть вообще не платить налог, пока не «накопится» 10 000 рублей, нельзя. Вычет можно получить один раз за всё время самозанятости. Чтобы стало понятнее, как работает вычет, давайте разберём пример. Аня хочет сдавать свою «трёшку» на Арбате; зарегистрировалась как самозанятая и собирается платить новый налог.
Добровольные взносы можно платить разными способами. Например, через «Мой налог» — для этого найдите на главной странице кнопку «Добровольное пенсионное страхование».
Далее система подскажет, как подключить опцию. Так выглядит кнопка добровольного страхования на главной странице Сумма добровольных взносов каждый год меняется. Например, в 2023 году самозанятый должен внести 36 723 рубля, чтобы получить год стажа. Эту сумму можно оплатить разом или разбить на 12 месяцев. Самозанятость нельзя совмещать с основной работой Закон не запрещает совмещать официальную работу и самозанятость. Есть только одно ограничение. Нельзя работать с компанией как самозанятый, если вы за последние два года были там официальным работником. Такая ситуация может возникнуть, если вы работали в организации по трудовому договору, уволились, стали сотрудничать с ней по договору ГПХ и платить НПД.
Налоговая отслеживает такие моменты и может расценить это как подмену трудовых отношений. Если вы работаете как ИП, можете перейти на НПД и платить налоги только как самозанятый, соблюдая требования закона к режиму самозанятости. В таком случае статус ИП всё равно сохранится, но нужно подать в ФНС уведомление о смене налогового режима в течение 30 дней. Если этого не сделать, то ФНС отзовет самозанятость. Налоговая видит все поступления на карту самозанятого и облагает их налогом Система работает не так. Налоговая видит только те поступления, которые самозанятый вносит как доход в приложение «Мой налог». Можно даже не привязывать карту и платить по квитанции, которая формируется автоматически.
Следует учесть, что первый налоговый период считают со дня регистрации и до конца следующего месяца. Например, при постановке на учет в январе уведомление о начисленном налоге впервые придет до 12 марта. Заплатить указанную в нем сумму нужно до 25 марта. Кто не вправе применять специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход»? Доходы, которые не могут быть объектом налогообложения налогом на профессиональный доход указаны в части 2 статьи 6 422-ФЗ. Какой срок ответа технической поддержки мобильного приложения «Мой налог»? По вопросам, поступающим по специальному налоговому режиму «Налог на профессиональный доход», служба технической поддержки отвечает в максимально возможно короткий срок, как правило, в течение 1 дня. Каким образом самозанятый налогоплательщик будет проинформирован о необходимости уплаты налога? В период с 9-го по 12-е число месяца, следующего за истекшим налоговым периодом налоговым органом автоматически формируется квитанция на уплату налога и направляется Вам в мобильное приложение «Мой налог» и в веб-кабинет «Мой налог». Если сумма исчисленного налога не превышает 100 рублей, этот налог будет включен в следующий налоговый период, пока размер налога не составит более 100 рублей. Налогоплательщик вправе уполномочить на уплату налога операторов электронных площадок и или кредитные организации, которые осуществляют информационный обмен с налоговыми органами. В этом случае налоговый орган будет дополнительно направлять уведомление об уплате налога уполномоченному лицу.
При переходе на самозанятость, ИП должен сдать все отчеты за прошедший период и заплатить страховые взносы. Нельзя учесть бизнес-расходы Очень часто предприниматели при ведении бизнеса несут значительные расходы. Поэтому для них важны не только низкие налоговые ставки, но также и возможность учесть при расчете налога расходы, затраченные ими на ведение бизнеса. При использовании налогового режима НПД самозанятый бизнесмен этого сделать не сможет. В соответствии с п. Таким образом, если у физлица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, есть расходы, которые способны уменьшить налоговую базу, то, возможно, ему лучше выбрать налоговый режим, при котором такие издержки полноценно учитываются. Самозанятость - плюсы, минусы и подводные камни 2023 Как у любого налогового режима, у НПД есть свои нюансы, с которыми налогоплательщики сталкиваются в процессе работы. Изучив отзывы людей о плюсах, минусах и подводных камнях самозанятости, мы выделили некоторые из них. Неуплата налогов Хотя все контакты самозанятого с налоговой происходят через приложение «Мой налог» лучше проверять правильность оформления и перечисления платежей в доход государства. При повторе нарушения в течение 6 месяцев, штраф будет взыскан в размере всей суммы расчета ст. Однако, стоит отметить, что статус самозанятого не дает последнему избежать проверок, осуществляемых контрольными органами, в особенности, налоговой. В последнее время внимание фискальных органов привлекает массовое заключение договоров с самозанятыми, особенно когда речь идет о деятельности, не предполагающей разовый характер см. Проверке подлежат все этапы деятельности самозанятых: от правильности выбора вида деятельности, процедуры заключения договора, до момента выдачи чека, и, разумеется, правильность, полноту и своевременность исчисления и уплаты налога. Поэтому для того, чтобы избежать проблем с контролерами, не платить налогов больше расчетной величины, рекомендуем не только проверять правильность формирования документов, но и содержать в порядке всю сопутствующую документацию договоры, акты, чеки. Самозанятые не получают налоговые вычеты Налоговые вычеты при покупке квартиры, оплате обучения или лечения получают только плательщики НДФЛ п. Самозанятые не получают налоговые вычеты, так как не платят налог на доходы физлиц НДФЛ. Однако, в будущем предполагается эту ситуацию изменить. Депутаты Госдумы приступили к подготовке законопроекта, позволяющего самозанятым получать имущественный вычет при покупке недвижимости. Авторы законопроекта полагают, что самозанятых следует уравнять в большинстве прав с индивидуальными предпринимателями — плательщиками НДФЛ. А пока возможность получить вычет есть только у гражданина, работающего по трудовому договору. В этом случае работодатель перечисляет за работника НДФЛ и ему положены вычеты именно с дохода по основному месту работы. Исполнение обязанностей налогового агента Любой самозанятый гражданин, имеющий статус ИП, должен помнить, что применение спецрежима не освобождает его от исполнения обязанностей налогового агента п. Например, в процессе работы самозанятому ИП мастеру по ремонту квартир потребовались услуги специалиста по установке сантехнического оборудования. Он пригласил сантехника и заключил с ним договор. Самозанятые не получают пособие по безработице Как известно многие граждане совмещают свою работу в найме по трудовому договору и самозанятость, чтобы легализовать свой дополнительный доход например, от сдачи квартиры. Такая ситуация может привести к определенной проблеме. Так, если гражданин, работая в найме потерял работу и планирует встать на учет в качестве безработного, то сделать этого он не сможет, пока является плательщиком НПД. Быть одновременно самозанятым гражданином и безработным не получится. Для оформления постановки на учет в службу занятости и получения в случае необходимости пособия по безработице нужно отказаться от статуса самозанятого. Работники Центра занятости проверяют данный факт на сайте налоговой. Самозанятый пенсионер плюсы и минусы в 2022 году Ни для кого не является секретом, что в нашей стране прожить на одну пенсию для большинства людей старшего возраста очень тяжело. Многие пенсионеры ищут возможность иметь дополнительный доход, кто-то сдает в аренду жилье, кто-то присматривает за детьми или оказывают иные услуги в частном порядке. В случае получения дохода помимо пенсии у пенсионеров так же, как у всех граждан РФ, есть обязанность по оплате подоходного налога. Если на карту или счет пенсионера идут постоянные платежи, то это может вызвать подозрения у фискальных органов. Регистрируясь официально, пенсионер легализует свою деятельность и получает ряд преимуществ. Самозанятый пенсионер не должен платить взносы в СФР в обязательном порядке. У пенсионеров, применяющих НПД, пенсия и все надбавки к ней сохраняются. Индексация пенсии и региональные надбавки до прожиточного минимума тоже сохраняются. Самозанятый пенсионер сохранят все материальные льготы и компенсации субсидии, оплата проезда и лекарственных средств. Исключение — льготы, зависящие от общей суммы дохода гражданина. Регистрируясь в качестве самозанятого, пенсионеру не надо подавать в налоговую никаких сложных отчетов. Все необходимые действия совершаются с помощью приложения «Мой налог» на компьютере или телефоне. Можно даже подключить специальную опцию и чеки за поступающие деньги будут формироваться автоматически. Разумеется, самозанятость для пенсионеров кроме плюсов имеет и минусы. Ограничение возможного дохода. Самозанятый пенсионер не может иметь доход выше 2,4 млн в год. Превышение лимита облагается НДФЛ в обычном порядке. То есть, налог придется платить частями. Данный налоговый режим предполагает оказание услуг только своими силами. Официально нанимать работников запрещено. Но, можно иметь помощников, заключив с ними договор ГПХ. Несмотря на то, что режим самозанятости не предполагает ведения сложной бухгалтерии, формировать чеки по поступившим платежам все равно придется. Если пенсионер решает платить пенсионные взносы добровольно, то в глазах государства он будет считаться работающим гражданином. Как установлено федеральным законодательством, работающие пенсионеры получают страховую пенсию и фиксированную выплату к ней без учета плановых индексаций. Вместе с тем, оплата пенсионных взносов увеличивает страховую часть пенсии.
Как стать самозанятым
Самозанятые — разбираем все нюансы (кто такие, как платить налог, что и как можно продавать, какие плюсы и минусы и т.д.). Какие налоги нужно платить, каковы плюсы и минусы нового режима и разрешенные виды деятельности в 2024 году — в материале КП. Плюсы и минусы оформления самозанятости надо оценить еще до регистрации в качестве плательщика НПД. С 01.03.2024 г. для компаний и ИП ужесточили порядок сотрудничества с самозанятыми гражданами. К существующим ограничениям добавили новые, при несоблюдении которых организации будут штрафовать, а также им будут доначисляться налоги. Анализируя плюсы и минусы самозанятости, следует помнить, что налоговый режим для самозанятых — эксперимент.
Что дает статус самозанятого? Плюсы и минусы регистрации как самозанятого
Кто вправе стать «самозанятым» и применять налог на профессиональный доход? Плюсы и минусы + Нюансы + Мой опыт самозанятого с арендой недвижимости + Стоит ли переходить на самозанятость ради 10 копеек. Давайте разберемся, кому статус самозанятого может быть интересен, в чем его плюсы и минусы и какие меры господдержки может получить самозанятый в период пандемии коронавируса.
Что дает статус самозанятого? Плюсы и минусы регистрации как самозанятого
Изначально пилотный проект был запущен в четырех регионах — Москве, Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан. Позже налоговый эксперимент был расширен на 23 региона и с 1 июля 2020 года распространился на всю страну. Специальный режим будет действовать до 31 декабря 2028 года. На конец 2022 года, по данным Федеральной налоговой службы ФНС , в России количество самозанятых достигло 6,5 млн человек.
Основные виды деятельности, которыми они занимаются, включают такси, строительные и маркетинговые услуги, консультирование, а также сдачу в аренду квартир. Кто может стать самозанятым? Налоговый режим распространяется на физических лиц с максимальным доходом в размере 2,4 млн рублей в год.
Его можно выбрать по собственному желанию и платить налог только при получении дохода.
Тогда можно будет купить пенсионные баллы и стаж. Рассмотрим подробнее. Пенсия формируется из стажа. Для этого нужно накопить 15 лет и 30 баллов — они начисляются от уплаченных страховых взносов. Для самозанятых есть опция купить баллы — внести полную сумму страховых взносов. Тогда 15 лет накопятся автоматически, даже если по факту стаж меньше.
Это можно сделать через добровольное пенсионное страхование. Добровольные взносы можно платить разными способами. Например, через «Мой налог» — для этого найдите на главной странице кнопку «Добровольное пенсионное страхование». Далее система подскажет, как подключить опцию. Так выглядит кнопка добровольного страхования на главной странице Сумма добровольных взносов каждый год меняется. Например, в 2023 году самозанятый должен внести 36 723 рубля, чтобы получить год стажа. Эту сумму можно оплатить разом или разбить на 12 месяцев.
Самозанятость нельзя совмещать с основной работой Закон не запрещает совмещать официальную работу и самозанятость. Есть только одно ограничение. Нельзя работать с компанией как самозанятый, если вы за последние два года были там официальным работником. Такая ситуация может возникнуть, если вы работали в организации по трудовому договору, уволились, стали сотрудничать с ней по договору ГПХ и платить НПД.
Во всех официальных документах теперь можно писать «самозанятый», а не «временно не работаю». Проще получать визы, так как можно документально подтвердить свой доход. В июне 2020 года из-за ситуации с пандемией всем самозанятым государство полностью вернуло налоги, уплаченные в 2019 году. Этими деньгами можно оплатить налог на профессиональный доход. Плюс к этому уже не первый год новых самозанятых поддерживают бонусом на уплату налога — все это привлекает микропредпринимателей, желающих выйти из тени и не бояться внезапных проверок от налоговой. Источник: портал Мой бизнес по Омской области Если в 2020 году самозанятые практически всегда получали отказ в кредитовании, а тем более в одобрении ипотеки, то к 2023 году ситуация значительно улучшилась. Поэтому в качестве плюса такого статуса можно назвать возможность оформить кредит или ипотеку в банке. Все больше кредитных организаций разрабатывают специальные продукты для самозанятых. С такими предложениями можно ознакомиться, например, в специальном разделе сайта Банки. Но в любом случае, банки принимают во внимание справки о сумме заработка, сформированные через ФНС. Самозанятый выглядит более уверенным клиентом в отличие от того, кто поставил в анкете статус «работаю неофициально» и не предоставил подтверждение своего дохода. Минусы самозанятости Первый существенный минус — отсутствие страхового пенсионного стажа и пенсионных баллов. Это можно изменить, добровольно перечислив в Пенсионный фонд взнос на обязательное пенсионное страхование. Платеж — это фиксированная сумма в год. В 2020-м году она составляла 32 448 руб. Согласитесь, не так уж и мало, особенно для тех, кто расценивает самозанятость в качестве подработки. Еще один минус — хоть самозанятые и получили возможность кредитования, процентная ставка по кредиту или ипотеке, первоначальный взнос и срок предоставления заемных средств могут быть не такими привлекательными, как для заёмщика, имеющего официальное трудоустройство и справку 2-НДФЛ. Но это касается не только самозанятых, но и всех других категорий заёмщиков. Какие ещё есть минусы такого статуса? Действующие ограничения по доходам — до 2,4 млн руб. Запрет нанимать работников по трудовому договору — то есть выполнять работы самому или заключать специальный договор подряда. Все ещё отсутствуют социальные гарантии, например, если самозанятый заболеет или захочет пойти в отпуск. Нет возможности вычесть расходы, например, для тех лиц, кто занимается производством собственных товаров — торт или постельное белье. К примеру, ИП и ООО на специальном налоговом режиме могут уменьшить сумму налога за счет понесенных расходов. Отказ в получении налогового вычета за оплату лечения и образования, или покупку недвижимости. Что касается пункта 3 перечисленных минусов — Минтруд предложил и разработал модель, согласно которой с 1 июля 2023 года плательщики НПД смогут рассчитывать на получение выплат по больничному листу. Сюда войдут, например, распространенные болезни по типу ОРВИ и гриппа, процедура ЭКО, карантин и период по уходу за больным ребёнком в возрасте до 7 лет или недееспособного члена семьи. Но чтобы рассчитывать на выплату по больничному, самозанятому придётся выплачивать ежемесячный взнос. Он рассчитывается из суммы базового страхуемого дохода 32 484 руб. Использовать этот налоговый режим могут только физические лица, работающие в одиночку, или индивидуальные предприниматели без сотрудников. Потолка ежемесячного дохода нет — можно заработать миллион за месяц, а в следующие 3-4 месяца не работать вовсе. Главное, чтобы годовой доход укладывался в установленные законом рамки. Бизнес, связанный с перепродажей товаров. Обычно это интернет-магазины. Самозанятые могут создавать маленькие магазинчики и продавать только ту продукцию, которую сделали — сшили, связали, нарисовали, испекли — своими руками. Есть продажа подакцизных товаров. Например, не удастся продавать домашние алкогольные настойки. Это повысит конкурентоспособность мелких предпринимателей, а в последствии товарный знак может перерасти в свой собственный бренд. Нововведение по регистрации товарных знаков самозанятыми начнет действовать в РФ только с 29 июня 2023 года.
При этом принимать оплаты и создавать чеки можно сразу. Как работать с личным кабинетом самозанятого Личный кабинет на сайте ФНС или в приложении совмещает налоговую инспекцию, кассовый аппарат для формирования чеков и обучающую платформу с ответами на множество вопросов о работе самозанятого. Также он позволяет увидеть всю статистику заработанную сумму, уплаченные налоги , а также получить справки о доходах и постановке на учет. Процесс выглядит так: 1. Получить деньги от заказчика наличными или безналом; 2. Зайти в личный кабинет на сайте ФНС или приложение «Мой налог» в раздел «Выручка» и добавить продажу; 3. В свободной форме обозначить, за что получена оплата — «Запуск рекламной кампании», «Экскурсия в Коломенское», «Написание текстов в блог» — и указать полученную сумму. Для работы с физлицами этого достаточно. Система запоминает их, каждый раз вводить данные не нужно; 4. Нажать «Выдать чек». Передать чек можно разными способами: Отправить по смс или через мессенджеры; Выслать на электронную почту; Дать считать QR-код на чеке; Распечатать и отдать на бумаге. При оплате наличными сформировать и отправить чек нужно в момент расчета, при безналичной оплате — до 9-го числа следующего месяца. Клиент не может требовать бумажный чек, если уже ему был отправлен электронный. Обычно компании и ИП прописывают в договорах с самозанятыми, что им нужно предоставить чек не позже следующего дня после оплаты. Также они часто прописывают в договоре санкции за непередачу чека, так как рискуют доначислением НДФЛ и взносов, а также не могут включить в налоговые расходы выплату самозанятому. Ошибочно сформированный чек можно аннулировать. После клика по кнопке надо указать причину: «Чек сформирован ошибочно» или «Возврат средств». Налог с суммы, которая была указана в чеке, не взимается.