Александр Ширвиндт и Александр Олешко в спектакле «Где мы?∞!». — Спать не могла, раздавлена новостью о смерти Шуры, — говорила она. Александр Ширвиндт — президент Театра сатиры: биография, интервью, новости и спектакли. Что еще почитать. премьера спектакля Где мы в Московском театре Сатиры.
Профессия — Ширвиндт
Миша Швейцер — единственный человек, который стал снимать «Двенадцать стульев» только для того, чтобы снять Юрского. Понимаешь, совсем наоборот, то есть поисков здесь никаких не было. Он искал антураж, все что угодно, но это будет Юрский. Это второе. А третье — это Марк, который… Он все время говорил Андрюше: «Моя трубка, — что-то еще мое, — реплички мои». И он говорил: «Ничего не играй, ищи Шуркин тухлый глаз». Я говорил… Виктор Лошак: Так вы же Шурка.
Александр Ширвиндт: Я говорил: «Возьми первоисточник». Не взял. И та же история с Кречинским. Виктор Лошак: С тобой? Александр Ширвиндт: Со мной. Леночка Подкаминская, замечательная моя ученица, играла Лизоньку.
Очень смешно играл Спартак Расплюева со своими находками. Декорации были сделаны наверху в репетиционном зале. Мы Плучеку показали, и он благословил это дело. Построили дорогую декорацию на сцене. И начались скандалы, Мишка же скандалист сумасшедший. А потом оказалось, что он уезжает.
И там одно на другое… И это накрылось. Вот тебе мои мечты. А скажи, пожалуйста, почему в Сатире в какой-то момент, в 70-х, собралось такое количество первоклассных актеров? Что это было? Просто потому, что снимали их в кино, поэтому они так известные? Александр Ширвиндт: Нет-нет-нет.
Он был собиратель. Виктор Лошак: Собиратель? Александр Ширвиндт: Плучек, да, собиратель. Я тебе скажу, что ведь эта обойма, которая ушла почти одновременно с гандикапом в пять-десять лет, — это была шикарная обойма, кого ни назови, понимаешь: Папанов, Миронов, Пельтцер, Аросева, Ткачук… Ну, я тебе могу назвать 25 человек. В частности, он рассказывает о двух свадьбах Миронова — то, что обе свадьбы прошли под ваши фантастические розыгрыши. Александр Ширвиндт: Я помню только один, когда Лариса Ивановна Голубкина… А она все-таки дочь офицера, она имела очень замечательное крепкое советское образование.
Когда первый раз она услышала мат в нашей компании, у нее слезы брызнули, как у клоуна, знаешь, вот так вот. А потом привыкла и прекрасно материлась. Но дело не в этом. Он за ней очень долго ухаживал: то расставались, то опять возвращался, то опять случайно видел. И наконец свершилось! Александр Ширвиндт: Это родители, да.
В Пахре была совершенно миниатюрная такая бонбоньерка-дачка. Ну, сейчас смешно об этом говорить, но тогда это совершенно… Вот такие цветочки, клумбочки. Маленькая, уютная. И когда у них была, по слухам, первая а на самом деле — просто очередная брачная ночь, то мы ночью с Маркушей… Виктор Лошак: После свадьбы? Ну, естественно. Мы, значит, дождались часа ночи и по-пластунски проползли по этому незначительному участку… Виктор Лошак: «Мы» — это кто?
Виктор Лошак: И Горин. Александр Ширвиндт: Значит, первый этаж, ночь, лето. Вот такой подоконник приблизительно от земли. Все тихо. Я лежал, а Маркуша, значит, влез на меня, туда вполз и укусил невесту за пятку. Виктор Лошак: Хороши же вы были!
Александр Ширвиндт: И был огромный скандал. А еще свадьба была с Катенькой Градовой, красавицей немыслимой. Он долго за ней бегал. И наконец они поехали, чтобы ее не укусили за ногу в Москве, они поехали в Ленинград. Мы с Маркушей провожали их. А она тоже, наслышавшись об этом компашке… Мы помогали и несли чемодан жениха.
Виктор Лошак: На вокзал? Александр Ширвиндт: Да, по перрону к «Красной стреле». Ну, вот и все, прощание, отдали. И он… Короче говоря, неподъемный был чемодан — мы туда положили три кирпича. Нет, очень было весело и, главное, интеллигентно. Виктор Лошак: Без крови.
Виктор Лошак: Шурочка, ты еще вспомнил Горина. Горин, Радзинский, Володин — кто был твоим драматургом? Вот все говорят, что для актера режиссер… Александр Ширвиндт: Понимаешь, ужас в том, что Гриша… Я все время об этом говорю, повторюсь, потому что это такая горькая правда! Он же был моложе нас всех, и всегда он был ребе, всегда он был тот мудрец, к которому обращались по любому поводу. Такая это была замечательная, мудрая и ироничная личность. И я в отсутствие пьес — ну сколько?
Потрясающая пьеса, сегодняшняя абсолютно! Я читал и думал: боже мой, если бы мы его — вот эта шпана вся — не растащили по этим юбилеям, капустникам, поздравлениям… Он написал пьесу персонально для Кваши, своего ближайшего друга. Для Андрюши написал две пьесы — «Прощай, конферансье! И он их обе поставил в Сатире для Андрюши, уже сам, без меня. И так далее, и так далее. И я подумал: если бы этим не занимались… Я с Гришей в Театре Сатиры сделал четыре обозрения: 50 лет советской власти, 50 лет еще кому-то, неизвестному кому… Я его хватал, и он… Виктор Лошак: Не мог отказать?
Александр Ширвиндт: А? Виктор Лошак: Не мог отказать? Александр Ширвиндт: Нет, не мог. Я просил: «Ну умоляю! Гриша, это вот так надо! Это же сказали».
И в Малеевку мы ездили, я его запирал и сидел вот так — ну, ждал, пока он что-то не напишет. И ончерез чердак, там такие коттеджики были… «Пишешь? Он через чердак прыгал со второго этажа, чтобы не писать это… Не знаю, как интеллигентно сказать. Вот это Горин. И для нас Мишкой он же написал «Счастливцев — Несчастливцев». Долго шел, очень хороший спектакль.
Александр Ширвиндт: Очень, очень! Он замечательный. У него, кстати это я не вру , на кухне висела такой листочек, и рукой было написано: «Шура — идеал человека». А его сын, тогда еще шпана, он сказал: «Папа, а почему Шура и делал человека? Он же хорошо пьющий был человек. Я тоже, как мы с тобой вместе знаем, не брезгую этой работой.
Он обожал кофейный ликер. Люди уже сейчас забыли, что это такое, а был такой кофейный ликер. Виктор Лошак: Был, конечно. Это кофейный ликер. Это такая настоящая изжога! Виктор Лошак: Липкий.
Александр Ширвиндт: Липкий, сладкий такой. Его можно было достать только в Москве, в Питере никогда его не было. И я доставал ему. А потом, когда кончилась советская власть вместе с ликером и в Москве, то в переулке… Вот не доходя до Дома литераторов и Дома кино, налево переулок — как он называется? Виктор Лошак: Там какое-то посольство. Ну, неважно.
Александр Ширвиндт: И там старинные винные склады, еще российские. В глубине такие катакомбы, войти страшно! Ну, уже давно этого нет. Там сидел сторож, который с основания, с 1726 года, там их сторожил. И он воровал напитки и прятал в катакомбах. Виктор Лошак: Кофейный ликер.
Александр Ширвиндт: «Зубровку», например была такая замечательная , воровал он ее, он меня любил. И до последних дней Сашки он еще надыбывал этот… Когда я ехал в Питер, в Ленинград, я к этому… Ефим его звали. Я брал бутылку эту. И когда, представляешь себе, в наше время вынимаешь ему бутылку, которая издана в 1726 году… Ну как он мог написать, что Шура — не идеал человека?
Онлайн-трансляция эфирного потока в сети интернет без согласования строго запрещена. Вы можете разместить у себя на сайте или в социальных сетях плеер Первого канала. Для этого нажмите на кнопку «Поделиться» в верхнем правом углу плеера и скопируйте код для вставки.
Российскому и советскому актеру, режиссеру, сценаристу, юмористу и телеведущему Александру Ширвиндту 88 лет. Он родился в Москве в 1934 году в семье скрипача оркестра Большого театра и преподавателя музыки Анатолия Ширвиндта и актрисы, а впоследствии главного редактора концертного отдела Московской филармонии Раисы Ширвиндт. Как Александр Ширвиндт стал известным? Несмотря на то, что родители хотели, чтобы Александр пошел по их стопам, и отдали его в музыкальную школу, сам он — во многом благодаря общению со звездными друзьями семьи — с детства мечтал стать актером. В 1952 году поступил в Театральное училище имени Б. Щукина, где учился в классе Веры Константиновны Львовой. С отличием окончив знаменитую «Щуку», Ширвиндт поступил в труппу Театра-студии киноактера. В том же 1956-м он впервые сыграл в кино — в музыкальной комедии «Она вас любит! Уже через год актер перешел в труппу театра им. Ленинского комсомола и был зачислен в штат «Мосфильма». По-настоящему известным в театральной среде его сделали роли, которые Ширвиндт начал играть после того, как в 1964-м Ленком возглавил Анатолий Эфрос. Знаменитый режиссер доверял молодому артисту главные роли в таких громких постановках, как «Чайка» и «104 страницы про любовь». Всего в театре им. Ленинского комсомола актер сыграл более 30 ролей. Когда в 1967-м Эфрос перешел на работу в Московский драматический театр на Малой Бронной, Ширвиндт, как и несколько других артистов Ленкома, перешел за ним.
По данным источника «Провинции. Даже предварительно запланировали выписку на 20 число, но сегодня произошло резкое ухудшение с летальным исходом. После выписки Александр Анатольевич должен был начать подготовку к спектаклю в Театре сатиры под названием «Где мы».
Александр Олешко рассказал, что случилось накануне последнего спектакля Александра Ширвиндта...
Интерфакс: Театр Сатиры закроет спектакль "Где мы?! ", в котором играл умерший накануне народный артист РСФСР, президент театра Александр Ширвиндт, сообщил худрук театра Сергей Газаров. С 1970 года Александр Ширвиндт стал актером Московского академического театра сатиры. Актёрский ансамбль «Где мы?.» впечатляет, в главных ролях представители разных поколений – Александр Ширвиндт, Фёдор Добронравов, Александр Олешко и Юрий Нифонтов. Недавно было объявлено о том, что Александр Ширвиндт покидает пост художественного театра Сатиры.
Ширвиндт рассказал о возвращении в репертуар Театра сатиры спектакля «Где мы?»
Театр сатиры прекратит показ спектакля «Где мы?!...» с участием Александра Ширвиндта | Последние новости о персоне Александр Ширвиндт новости личной жизни, карьеры, биография и многое другое. |
Александр Ширвиндт | Актеру и режиссеру Александру Ширвиндту идет 90-й год. |
В Театре сатиры рассказали о судьбе последнего спектакля Ширвиндта | Александр Ширвиндт — президент Театра сатиры: биография, интервью, новости и спектакли. Сборник выступлений Александра Ширвиндта и Михаила Державина. |
Театр сатиры уберет из репертуара спектакль, в котором играл Ширвиндт | Новый художественный руководитель театра Сатиры Сергей Газаров возвратил на основную сцену спектакль с участием Александра Ширвиндта, Федора Добронравова и Александра Олешко «Где мы?!». |
Театр Сатиры вернул в репертуар спектакль с Александром Ширвиндтом | Напомним, что Александр Ширвиндт скончался 15 марта на 90-м году жизни, оставив за собой огромное наследие в российском театральном и кинематографическом искусстве. |
Актёр Александр Ширвиндт решил вспомнить, каким был последний спектакль Андрея Миронова
Театр сатиры прекратит показ спектакля «Где мы?!...» с участием Александра Ширвиндта | новости Ярославля. |
Ширвиндт рассказал о возвращении в репертуар Театра сатиры спектакля «Где мы?» — РТ на русском | Александр Олешко и Александр Ширвиндт в спектакле «Где мы?». |
В театре Сатиры объяснили ситуацию с отменой вечера памяти Ширвиндта | Аргументы и Факты | Спектакли c Александром Ширвиндтом. Все спектакли Александра Ширвиндта в Москве. |
Александр Ширвиндт | Александр Ширвиндт и Александр Олешко в спектакле «Где мы?!∞! » В Театре сатиры отменили спектакль «Где мы?! ∞! », показ которого должен был состояться в среду, 3 апреля. |
Театр Сатиры закроет спектакль, в котором играл Ширвиндт | Ранее Александр Олешко просил не отменять спектакль, в котором долгие годы играл Ширвиндт. |
«Плеяда практически исчерпана». Политики и деятели культуры вспоминают Ширвиндта
Александр Ширвиндт – последние новости на сегодня –. Александр Ширвиндт получил специальный приз премии "Ника" в номинации "Честь и достоинство". Александр Ширвиндт — автор многих спектаклей, которые сегодня с большим успехом идут в репертуаре театра Сатиры. Александр Ширвиндт скончался 15 марта на 90-м году жизни в московской больнице.
Александр Ширвиндт ушёл на больничный
Готовились, разрабатывали разные действа, и, честно, не знаю, как сейчас с этим надо поступить, но, так или иначе, театр будет жить дальше и с ним однозначно», — отметил Газаров. Артист скончался 15 марта на 90-м году жизни. Александр Ширвиндт стал президентом Московского академического театра сатиры 16 ноября 2021 года, в 2000—2021 годах был художественным руководителем.
По задумке Олешко, вечер должен пройти в воспоминаниях о человеке, рассказах с репетиций и фактах о спектакле. Однако руководство Театра Сатиры отказало, а после и отменило показ из-за небольшого отклика от зрителей. Узнать подробнее Артист в своих соцсетях расстроился, что никто не захотел организовывать прощальный вечер со спектаклем, где блистал покойный. В пресс-службе театра позднее заявили, что «незаменимые есть».
О сценке, которую актер все же не смог доиграть решили узнать у его близкого друга — Александра Ширвиндта. Постановка называется «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Я понял, что это не шутка, и понес его за кулисы. Там быстро поставили два реквизиторских столика, положили Андрея, расстегнули ему рубашку Фигаро.
Очень жаль. Мы готовились к празднику 100-летия и его 90-летия. Готовились, разрабатывали разные действа, и, честно, не знаю, как сейчас с этим надо поступить, но, так или иначе, театр будет жить дальше и с ним однозначно», — отметил Газаров. Артист скончался 15 марта на 90-м году жизни.
Театр сатиры исполнил последнюю волю Александра Ширвиндта
Параллельно актер снимался в кино. Его дебютной ролью стал Вадим Ухов в фильме «Она вас любит! Сначала он играл на сцене, потом сам ставил спектакли. Его режиссерским дебютом стал спектакль «Проснись и пой», который он поставил совместно с Марком Захаровым. А вот в эпизодах, которых я нашинковал довольно много, были находки характерные.
Александр Ширвиндт: Ну да. А ирония, пародия, карикатура — вот это я очень люблю. Виктор Лошак: Я недавно перечитывал «Двенадцать стульев». И знаешь, о чем я подумал? Что Остап Бендер — это тот герой, которого должен был ты сыграть, но так и не сыграл. Александр Ширвиндт: Да, у меня было — сколько? Понимаешь, какая история?
И у этих трех совершенно полюсных произведений очень разные судьбы выбора Остапа. Леонид Иович — замечательный человек! Я его очень любил, мы дружили. И сняли по тем временам… Очень немногим режиссерам давали пленку американскую. Причем, предположим, три тысячи метров — фильм. Дают Гайдаю, предположим, обычную пленку и 300 метров фирменной. И как хочешь.
Хочешь — природу снимай. Хочешь — массовку. Хочешь — крупный план любовницы. И все. И было снято уже 200 полезных метров с Сашкой. И он случайно попал в Тбилиси на моноспектакль Арчила «Остап Бендер» у него был моноспектакль и влюбился. Представляешь себе?
И все заново. Это одно. Хотя до этого он перепробовал все мужское население России. У него в кабинете на Мосфильме висели фотопробы так называемые — от Куравлева, включая меня… Ну, кого ни назови. Виктор Лошак: То есть он тебя тоже пробовал? Александр Ширвиндт: Пробовал. Миша Швейцер — единственный человек, который стал снимать «Двенадцать стульев» только для того, чтобы снять Юрского.
Понимаешь, совсем наоборот, то есть поисков здесь никаких не было. Он искал антураж, все что угодно, но это будет Юрский. Это второе. А третье — это Марк, который… Он все время говорил Андрюше: «Моя трубка, — что-то еще мое, — реплички мои». И он говорил: «Ничего не играй, ищи Шуркин тухлый глаз». Я говорил… Виктор Лошак: Так вы же Шурка. Александр Ширвиндт: Я говорил: «Возьми первоисточник».
Не взял. И та же история с Кречинским. Виктор Лошак: С тобой? Александр Ширвиндт: Со мной. Леночка Подкаминская, замечательная моя ученица, играла Лизоньку. Очень смешно играл Спартак Расплюева со своими находками. Декорации были сделаны наверху в репетиционном зале.
Мы Плучеку показали, и он благословил это дело. Построили дорогую декорацию на сцене. И начались скандалы, Мишка же скандалист сумасшедший. А потом оказалось, что он уезжает. И там одно на другое… И это накрылось. Вот тебе мои мечты. А скажи, пожалуйста, почему в Сатире в какой-то момент, в 70-х, собралось такое количество первоклассных актеров?
Что это было? Просто потому, что снимали их в кино, поэтому они так известные? Александр Ширвиндт: Нет-нет-нет. Он был собиратель. Виктор Лошак: Собиратель? Александр Ширвиндт: Плучек, да, собиратель. Я тебе скажу, что ведь эта обойма, которая ушла почти одновременно с гандикапом в пять-десять лет, — это была шикарная обойма, кого ни назови, понимаешь: Папанов, Миронов, Пельтцер, Аросева, Ткачук… Ну, я тебе могу назвать 25 человек.
В частности, он рассказывает о двух свадьбах Миронова — то, что обе свадьбы прошли под ваши фантастические розыгрыши. Александр Ширвиндт: Я помню только один, когда Лариса Ивановна Голубкина… А она все-таки дочь офицера, она имела очень замечательное крепкое советское образование. Когда первый раз она услышала мат в нашей компании, у нее слезы брызнули, как у клоуна, знаешь, вот так вот. А потом привыкла и прекрасно материлась. Но дело не в этом. Он за ней очень долго ухаживал: то расставались, то опять возвращался, то опять случайно видел. И наконец свершилось!
Александр Ширвиндт: Это родители, да. В Пахре была совершенно миниатюрная такая бонбоньерка-дачка. Ну, сейчас смешно об этом говорить, но тогда это совершенно… Вот такие цветочки, клумбочки. Маленькая, уютная. И когда у них была, по слухам, первая а на самом деле — просто очередная брачная ночь, то мы ночью с Маркушей… Виктор Лошак: После свадьбы? Ну, естественно. Мы, значит, дождались часа ночи и по-пластунски проползли по этому незначительному участку… Виктор Лошак: «Мы» — это кто?
Виктор Лошак: И Горин. Александр Ширвиндт: Значит, первый этаж, ночь, лето. Вот такой подоконник приблизительно от земли. Все тихо. Я лежал, а Маркуша, значит, влез на меня, туда вполз и укусил невесту за пятку. Виктор Лошак: Хороши же вы были! Александр Ширвиндт: И был огромный скандал.
А еще свадьба была с Катенькой Градовой, красавицей немыслимой. Он долго за ней бегал. И наконец они поехали, чтобы ее не укусили за ногу в Москве, они поехали в Ленинград. Мы с Маркушей провожали их. А она тоже, наслышавшись об этом компашке… Мы помогали и несли чемодан жениха. Виктор Лошак: На вокзал? Александр Ширвиндт: Да, по перрону к «Красной стреле».
Ну, вот и все, прощание, отдали. И он… Короче говоря, неподъемный был чемодан — мы туда положили три кирпича. Нет, очень было весело и, главное, интеллигентно. Виктор Лошак: Без крови. Виктор Лошак: Шурочка, ты еще вспомнил Горина. Горин, Радзинский, Володин — кто был твоим драматургом? Вот все говорят, что для актера режиссер… Александр Ширвиндт: Понимаешь, ужас в том, что Гриша… Я все время об этом говорю, повторюсь, потому что это такая горькая правда!
Он же был моложе нас всех, и всегда он был ребе, всегда он был тот мудрец, к которому обращались по любому поводу. Такая это была замечательная, мудрая и ироничная личность. И я в отсутствие пьес — ну сколько? Потрясающая пьеса, сегодняшняя абсолютно! Я читал и думал: боже мой, если бы мы его — вот эта шпана вся — не растащили по этим юбилеям, капустникам, поздравлениям… Он написал пьесу персонально для Кваши, своего ближайшего друга. Для Андрюши написал две пьесы — «Прощай, конферансье! И он их обе поставил в Сатире для Андрюши, уже сам, без меня.
И так далее, и так далее. И я подумал: если бы этим не занимались… Я с Гришей в Театре Сатиры сделал четыре обозрения: 50 лет советской власти, 50 лет еще кому-то, неизвестному кому… Я его хватал, и он… Виктор Лошак: Не мог отказать? Александр Ширвиндт: А? Виктор Лошак: Не мог отказать? Александр Ширвиндт: Нет, не мог. Я просил: «Ну умоляю! Гриша, это вот так надо!
Это же сказали». И в Малеевку мы ездили, я его запирал и сидел вот так — ну, ждал, пока он что-то не напишет. И ончерез чердак, там такие коттеджики были… «Пишешь? Он через чердак прыгал со второго этажа, чтобы не писать это… Не знаю, как интеллигентно сказать. Вот это Горин. И для нас Мишкой он же написал «Счастливцев — Несчастливцев». Долго шел, очень хороший спектакль.
Александр Ширвиндт: Очень, очень!
Это мог быть удивительный и прекрасный акт единения людей», — написал Олешко. Александра Ширвиндта не стало 15 марта , ему было 89 лет.
Он известен ролями в таких картинах, как « Ирония судьбы, или С легким паром! В 2000 году Александр Анатольевич стал руководителем Театра сатиры и ушел с этого поста в 2021-м.
О сценке, которую актер все же не смог доиграть решили узнать у его близкого друга — Александра Ширвиндта. Постановка называется «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Я понял, что это не шутка, и понес его за кулисы. Там быстро поставили два реквизиторских столика, положили Андрея, расстегнули ему рубашку Фигаро.
mk.ru: после кончины Ширвиндта в Театре сатиры обнаружились проблемы
Театр сатиры прекратит показ спектакля «Где мы?!...» с участием Александра Ширвиндта | К июлю нынешнего года «Театрал» готовил к юбилею Александра Ширвиндта большое красочное издание, в котором друзья и коллеги должны были порассуждать о феномене выдающегося актера – д. |
Актёр Александр Ширвиндт решил вспомнить, каким был последний спектакль Андрея Миронова | По информации Театра сатиры, спектакль «Где мы?!», где играл свою последнюю роль Александр Ширвиндт, закрыт. |
Театр сатиры прекратит показ спектакля «Где мы?!...» с участием Александра Ширвиндта | Александр Ширвиндт билеты В отличии от официальных сайтов, на нашем сайте вы всегда найдете афишу Александр Ширвиндт и билеты на его спектакли в Москве. |
Александр Олешко пожаловался на решение отменить спектакль с Ширвиндтом
Александр Ширвиндт — президент Театра сатиры: биография, интервью, новости и спектакли. cписок спектаклей актёра Александра Ширвиндта. Актер и президент московского Театра сатиры Александр Ширвиндт попал в больницу из-за проблем с сердцем, сообщает РИА Новости. Фото: Виталий Арутюнов / РИА Новости Александр Ширвиндт и Вера Васильева в спектакля «Безумный день или женитьба Фигаро».
В Театре сатиры разгорелся скандал после кончины Ширвиндта
- Врачи могли на днях выписать Александра Ширвиндта для подготовки к спектаклю -
- «Стою уже четвертый час»
- Король флегматичного юмора. Каким запомнят Александра Ширвиндта
- Уникальные образы и юмор: каким запомнят Александра Ширвиндта — 16.03.2024 — В России на РЕН ТВ
Народный артист России занят в постановке коллектива "Где мы?".
- Содержание
- Смотрите еще
- Александр Ширвиндт 2024 | ВКонтакте
- Народный артист РСФСР, юморист и телеведущий Евгений Петросян:
Олешко отказали в вечере памяти Александра Ширвиндта с участием персонала
Ширвиндта уговорили «посидеть» в кресле художественного руководителя до тех пор, пока ему не найдут замену. Так он и остался. И даже сейчас, когда здоровье артиста не позволяет ему выполнять свои обязанности, его никак не могут отпустить. Фото: Personastars.
Но у нас не было текста. И, лежа на пляже, уже немножко к тому времени сытый, я придумал первую строчку: «Падает снег на пляж, и кружатся листья... Все остальное в Москве сочинил Юрий Энтин. Теперь он все время, когда видит меня, возмущается, что я отнимаю у него авторство. После целого ряда страшных провалов на вступительных экзаменах в театральные учебные заведения я однажды в очередной раз доставал педагога Щукинского училища Леонида Моисеевича Шихматова, который смотрел на меня не то что сочувственно, а совершенно безысходно. И вдруг он спросил: «Может быть, вы на фортепиано играете? Еще до этой встречи Аркадий Исаакович Райкин посоветовал мне читать на экзаменах начало седьмой главы «Мертвых душ», и я решил объединить два совета уважаемых мастеров.
В начале седьмой главы «Мертвых душ» у Гоголя — лирическое отступление про судьбу сатириков в России, и я соединил это с музыкой Чайковского «Времена года». Но поскольку читал я немногим лучше, чем играл, в сочетании это давало, прямо скажем, абсурдный синтез... Пришел я вновь к Шихматову, сел за инструмент… По окончании моего выступления он сказал: «Знаете, лучше идите». И я пошел во МХАТ. На консультации меня запустили в десятке, как обычно. Среди абитуриентов был один такой шустрый малый — и пел хорошо, и танцевал, и декламировал. Потом он стал известным артистом — это был Коля Караченцов. Мне бы уйти сразу и ничего не делать, но я попытался что-то изобразить.
Меня очень ласково остановили: «Достаточно. А кто вас этому научил? И попал на консультацию, которую проводил Александр Ширвиндт Александр Ширвиндт с пятидесятых годов преподавал в Щукинском училище. Я уже не стал Гоголя трогать. Александр Анатольевич посмотрел на меня: «Ты вот что, сядь». Я сел. И он серьезно произнес: «Тебя к нам не примут. Я тебе это от всего сердца говорю.
Понимаешь, в советском репертуаре нет ролей для тебя. Да-да, надо менять страну. Но пока ты не поменял, иди в цирковое училище». И я пошел. А ведь я даже не знал о существовании такого учебного заведения. Ну а потом случилось так, что Александр Анатольевич пришел к нам на курс педагогом — вместе с легендарными артистами Театра сатиры Евгением Весником и Ольгой Аросевой они у нас преподавали. Александр Ширвиндт: Да, я помню, как Генка на консультации метался по аудитории, жонглировал, бросался к инструменту, пел куплеты и читал какой-то монолог, почему-то женский, не помню, то ли Катерины из «Грозы», то ли Марии Стюарт. Когда он успокоился, я подозвал его и отправил по назначению.
Минута, прожитая без новой колко-грустной шутки, была пуста и бессмысленна. Любое интервью с ним — это сеанс нежного иглоукалывания. Невидимые миру иглы и невыплаканные слезы — это и есть Александр Анатольевич Ширвиндт в лучшие свои моменты в кино и на сцене. Соседство хорошее: «Хармс», «Раневская»… — То есть все великие поблизости? И сертификат выдали шикарный. Ты вообще знаешь, как это все устроено? Я узнавал, могу рассказать. Где-то в Ялте есть обсерватория знаменитая.
И сидят там, значит, милые в основном девочки в круглых очках, сексуально неиспользованные. И вместо того, чтобы заниматься прямым делом, смотрят в небо. Смотрят-смотрят и вдруг: ой-ой-ой! Этот самый астероид. И когда решают, что это не туфта, спрашивают эту девочку: «Как бы вы хотели его назвать? Но она не говорит «Вася» или «Петя», или кого-то такого, а зачем-то с недосыпу произносит мое имя. Дальше проверяют, не бандит ли я случайно. Дальше вся эта информация посылается в какие-то еще обсерватории, как минимум еще в три страны, где вообще не знают, что такое Ширвиндт.
Тем не менее там тоже проверяют, не террорист ли я, и говорят: «Ну ладно». И тогда выдают шикарный сертификат, что планета номер такая-то дробь такая-то названа моим именем. Таким образом, считай, что у меня появилась еще одна жилплощадь. Но пока я не спешу там прописаться. Свою неспособность не шутить он называл «эмбриональная тяга к смешному». АА самому могло быть очень даже невесело. Но все вокруг должны помирать от смеха. Иначе он чувствовал себя оскорбленным.
И день прожит зря. Сколько можно». И все-таки дал ему сыграть 9 главных ролей. В своих интервью АА никогда не бряцал ими, как медалями. Но я точно знаю, что они были приколоты у него прямо к сердцу: Тригорин «Чайка» , Феликс «104 страницы про любовь» , Нечаев «Снимается кино» , Людовик «Мольер» , Крестовников «Счастливые дни несчастливого человека» , Герцог «Ромео и Джульетта» … Кажется, что-то еще, ведь я точно запомнил, что этих самых главных ролей в его жизни было девять! Когда я спросил, почему их пути с Эфросом разошлись, он как-то сразу обмяк и погрустнел, как от укола рапирой, к которому не был готов. Я вдруг почувствовал себя лишним, ненужным. А сидеть в буфете и знать, что другие с ним репетируют, мне было невыносимо.
Мы расстались с Анатолием Васильевичем нормально. Просто я понимал, что больше в моей жизни такого театра не будет и такого режиссера не будет. Вот с этим смириться было труднее всего. Но человек ко всему привыкает. В одной из своих книг АА описал процесс, как он учил свои роли. Садился в машину, ехал в какие-нибудь Никитские переулки и там сидел, запершись, отгородившись от всех на свете.
В 2000 году Ширвиндта назначили художественным руководителем театра Сатиры, а в 2021 году его президентом. Творчество актера не ограничивалось театральной деятельностью. Более полусотни ролей в кино, озвучивание мультипликационных и художественных фильмов, аудиоспектакли и аудиокниги, участие в телепередачах среди которых: «Утренняя почта», «Театральная гостиная», «Хочу знать». В настоящее время, в силу возраста, практически не снимается в кино и не участвует в спектаклях. Последние значимые роли были в фильмах: «Ирония судьбы. Продолжение», «Возвращение мушкетеров», «Пестрые сумерки». Личная жизнь Несмотря на привлекательную внешность, особенности ролей и миллионы поклонниц, Александр Ширвиндт всегда считал себя однолюбом.