Часто является лидером среди своих сверстников, в основном за счет своей физической силы, жесткости, умения навязать свою волю.
Описание типа личности «Командир»
Люди с типом личности Стратега одарены богатым воображением и одновременно решительны, амбициозны, но скрытны, чрезвычайно любопытны, но не тратят попусту свою энергию. [16 типов личности, определяющих, как мы живем, работаем и любим] Крегер Отто. Мы определили, что лидер Либерально-демократической партии Жириновский Владимир Вольфович относится к типу «предприниматель» (самый умный и конфликтный тип личности).
Предприниматели
Макиавеллистские лидеры в глазах подчиненных прямо ассоциируются с носителями т. Интересные наблюдения связаны с последователями, имеющими высокие показатели по шкале макиавеллизма. Следуя за таким трансформационным лидером, последователи демонстрировали поведение, соответствующее т. Это поведение, определяемое также как «Синдром хорошего солдата» заключается в готовности к дополнительным трудозатратам и сверхнормативной активности со стороны работника, готовности к действиям на благо организации и других сотрудников, выходящим за рамки должностной инструкции.
Существующие положительные и отрицательные особенности, связанные с макиавеллизмом необходимо учитывать в процессе развития соответствующих лидеров. Эти лидеры достаточно сдержанны в проявлении своих чувств и мотивов, прагматичны и, при этом могут быть достаточно проницательны. Часто они демонстрируют высокую поведенческую гибкость и могут быть отличными бизнес-администраторами.
Еще одна компетенция, нередко представленная у таких лидеров — это отличные переговорные навыки Judge et al. На «обратной стороне медали» — склонность к манипуляции, обману, эмоциональная холодность, отрицательное влияние на внутреннюю трудовую мотивацию последователей. Как только психопаты оказываются в организации, они используют различные стратегии самопрезентации для достижения своей цели — подняться на организационную вершину.
Психопатическое лидерство В отношении организационного лидерства, психопатия является «самой тёмной», а также наименее изученной чертой тёмной триады Mathieu et al. Для описания психопатического лидерства широко используется более общий термин — «корпоративный психопат». Как же психопаты получают руководящие должности в организации?
Лидеры-психопаты объединяются со своими промоутерами и в то же время противостоят своим врагам, которые, по их мнению, препятствуют их успешной карьере. Согласно Babiak and Hare 2006 , психопаты делят членов организации на две части: одна состоит из их сторонников, а другая — из их недоброжелателей, считающих их опасными для организации. Соответственно, лидеры-психопаты предпринимают усилия для устранения своих явных или мнимых недоброжелателей.
При этом, лидеры-психопаты часто производят впечатление харизматичных личностей, обладают хорошими навыками коммуникации и самопрезентации. Лидеры-психопаты очень чувствительны к выбору своих последователей, которые должны проявлять к ним абсолютную лояльность. Конформность и надежность подчиненных играет важную роль в успехе лидеров-психопатов.
Таким образом, можно сказать, что лидеры-психопаты избегают принятия решений и проявляют слабую заботу о своих последователях. Mathieu et al. Mathieu and Babiak 2015 также продемонстрировали, что психопатия лидеров является более сильным предиктором отношения сотрудников в плане удовлетворенности работой, намерения сменить работу, мотивации к работе , чем при трансформационном и трансакционном лидерстве.
Причем эта связь — положительна с т. Таким образом, наличие лидера-психопата на высоких позициях может быть основанием для прогноза различные отрицательных последствий для организаций. Так, например, в исследовании Boddy 2015 a, b приводились примеры, когда психопатия лидеров на уровне генерального директора приводила к высокой текучести кадров, снижению приверженности сотрудников, замедлению внедрения инноваций, созданию общей атмосферы «корпоративного страха».
Выводы и дальнейшее исследование Исследование тёмной триады в контексте лидерства — сравнительно новая область, в которой существует несколько направлений для будущих исследований. Во-первых, в настоящее время нет четкой картины роли психопатии в лидерстве. Результаты многих исследований неполны, а иногда и противоречивы например, связанные с карьерным успехом.
Во-вторых, необходимы исследования, посвященные изучению связи тёмной триады с различными стилями лидерства и такими показателями, как эффективность лидера и производительность последователей. В-третьих, существует тенденция к выделению т.
Лидеры-слуги ставят потребности команды и каждого отдельного ее члена выше своих.
Большую часть энергии они направляют на то, чтобы помочь другим людям, а не просто раздать указания и ждать результата. Харизматическое лидерство: Это руководитель с яркими личностными качествами. Он притягивает окружающих, располагает к себе.
Для мотивации сотрудников ему часто не требуется материальных стимулов, подчиненным достаточно его одобрения. Такие лидеры особенно эффективны, когда нужно сплотить команду вокруг конкретной цели. Лидерство laissez-Faire: В переводе с французского laissez-Faire значит «оставь все как есть».
Такой руководитель считает, что не имеет права вмешиваться в работу подчиненных. Он дает им все, что нужно для выполнения задачи, и ждет результата. Ситуационное лидерство: Если ты узнаешь себя во многих типах лидерства, это и есть ситуационный тип руководства.
Такой лидер использует разные подходы в зависимости от того, кем они руководят и каков конкретный сценарий. Как выглядит лидер: основные признаки Определить такого индивидуума просто — достаточно найти в нем следующие навыки: способность влиять на персонал и убеждать в своей правоте; информированность во всем, что происходит вокруг; есть все личные качества для лидерства; желание развиваться и узнавать новое, учить коллег чему-то; навык организовывать людей так, чтобы не было путаницы; активность и желание что-то менять; постоянные предложения по обновлению и упрощению рабочего процесса; видит ситуацию за границей признанной нормы. Бывших лидеров не бывает.
Если человек когда-то занимал пост и брал на себя ответственность за результат, он будет повторять это снова, даже не находясь в руководящей должности. Типология Классификация рассматривается в рамках целого спектра наук. Особое внимание уделяется вопросу в психологии, политологии.
В психологии В экспериментальной практике принято выделять несколько ключевых типов: Организатор. Его деятельность направлена на поддержание групповой интеграции. Он помогает координировать усилия, намечать стратегию развития и решать конкретные проблемы.
Благодаря его усилиям все члены группы функционируют продуктивно и слаженно. Это человек, который постоянно генерирует новые идеи. При возникновении каких-либо проблем он берет на себя ответственность за принятие решений.
Эмоциональный двигатель. Определяет настроение группы, демонстрирует способность влиять на психологически климат в коллективе. Любая рутинная или нежелательная работа принимается коллективом позитивно благодаря созданию данным человеком правильного настроения.
Обладает обширными знаниями во всех сферах, касающихся направления деятельности группы. Пользуется уважением в коллективе из-за высокого уровня профессионализма. Своеобразная «,звезда»,, которая притягивает к себе внимание всех членов группы.
Он вызывает восхищение и симпатию. Все члены группы попадают под его обаяние и стремятся быть похожими на него. Профессионал в конкретном виде деятельности, уровень знаний и умений которого не подлежит оспариванию.
Всегда добросовестно и качественно выполняет работу в рамках своей компетенции, благодаря чему на него можно смело полагаться при решении задач. В политологии Лидерство может осуществляться не только на уровне малой социальной группы, но и на уровне сообществ, социально-политических движений, всего общества в целом. Политический лидер , это человек, который возглавляет политическую власть в обществе.
Это руководители государств, видные деятели, представители правящих партий и другие личности, имеющие влияние на массы. Вебер выделял три основных типа: Традиционное. В основе формирования власти лежат исторические традиции.
Возможность управлять государством передается по праву наследования в соответствии с принадлежностью к определенному роду. При этом не имеет значения наличие у кандидата реальных способностей и черт характера, необходимых для эффективного управления государством. Главе государства приписываются реальные или мнимые моральные, интеллектуальные сверх качества.
Они помогают лучше понять образ мышления человека, спрогнозировать поведение, оценить набор его качеств. Сфера применения типологий личности очень широка. Типологиями пользуются HR-специалисты для подбора персонала, врачам они нужны для прогнозирования течения болезней, педагоги обращаются к типологии для выбора оптимального стиля обучения, следователям она помогает составлять психологические портреты преступников. Конечно, нужна она и психологам. Для чего простому человеку, далекому от всех этих сфер, нужно разбираться в типологии? После того как вы определите свой тип личности, вы будете знать, в чем ваши сильные и слабые стороны, и сможете составить наиболее эффективную стратегию саморазвития.
Можно пойти еще дальше и протипировать своих знакомых. Это позволит выстраивать с ними комфортные деловые и личные отношения. Классификации Итак, перейдем непосредственно к классификациям. Рассмотрим, какие бывают типы личности. Типология Майерс-Бриггс Эта классификация была разработана в середине прошлого века американским психологом Изабель Бриггс-Майерс и ее матерью Кэтрин Бриггс. В ее основе лежит теория Юнга о психических функциях.
Юнг выделил 4 шкалы для исследования личности: ориентация сознания интроверсия — экстраверсия ; ориентация в ситуации здравый смысл — интуиция ; основа принятия решений логика — этика ; образ жизни решение — восприятие. Различные сочетания этих четырех показателей складываются в 16 типов личности: Реалист, администратор, руководитель. Рациональный, практичный, деловой человек. Предпочитает планировать свою деятельность, не любит неожиданности. Экстраверт , любит шумные компании. Иногда бывает чересчур резким и вспыльчивым.
Командир, предприниматель. Представителям данного типа свойственна общительность, открытость всему новому, смелость. Они легко идут на риск, доверяя своей интуиции. Становятся отличными лидерами. Организатор, инспектор. Строгий, ответственный, педантичный.
Реально смотрит на вещи и адекватно оценивает свои возможности, поэтому берется только за то, что ему по силам. Подвергает критическому анализу любую поступающую информацию, ничего не принимает на веру. Интроверт , предпочитает проводить время в одиночестве. Увещеватель, наставник. Крайне эмоциональный, экспрессивный и чуткий человек. Хорошо развитая интуиция позволяет ему предугадывать события и заранее готовиться к ним.
Обладает хорошей эмпатией, легко распознает ложь. Учитель, воспитатель, энтузиаст. Способен оказывать влияние на людей с помощью эмоций. Легко устанавливает контакты, обладает даром убеждения, проявляет заботу и участие к людям. Аналитик, провидец, вдохновитель. Обладает богатым внутренним миром, развитой интуицией, креативным мышлением.
Одержим идеей сделать мир лучше. Не любит шумных компаний, испытывает некоторые трудности в общении. Вдохновитель, консультант, советчик, гуманист. Ему свойственна чуткость, ранимость, эмоциональность. Обладает хорошей эмпатией и способен улавливать тончайшие нюансы в отношениях между людьми. Выбирает своей миссией служение людям и успешно с ней справляется.
Исполнитель, хранитель, защитник. Аккуратный, исполнительный, ответственный, заботливый. Умеет постоять за себя, заранее планирует свою деятельность. Изобретатель, искатель, мечтатель. Гибкий, энергичный, деятельный тип. Легко приспосабливается к любым условиям, не выносит стабильность и рутину, постоянно находится в поиске новых идей и впечатлений.
Непоседа, маршал, реалист. Представитель данного типа отличается целеустремленностью, властностью, высокой работоспособностью. Он идет к цели напролом, любые препятствия только подстегивают его. Медиатор, чемпион. Открытая, чувствительная и творческая личность. Любит общение, не выносит однообразие и рутину.
Активно взаимодействует с окружающим миром, во всем видит благоприятные возможности для себя.
Однако в середине жизни с развитием экстравертированной интуиции ESTJ приветствуют на совещаниях мозговые штурмы с представителями интуитивных типов. Они объективны, непредвзяты, всегда погружены в изучение возможностей, составление планов и выбор тактики движения к успеху. Они сами предпочитают работать в одиночку, не задействуя в процессе огромное количество людей. Поэтому часто своим сотрудникам предоставляют свободу поиска решений. ISTP очень эффективно действуют в моменты кризиса, быстро устраняют неполадки, выбирая самый логичный подход. Недостатки: ISTP настроены на решение проблем текущего момента, но не любят строить планы на отдаленное будущее и ставить перед коллективом глобальные цели. Также они могут быть равнодушными к эмоциям и потребностям людей.
Такие лидеры любят работать в одиночку, поэтому они, как правило, не испытывают сильной привязанности к месту работы. Если их видение не совпадает с ценностями компании, легко оставляют такую работу. На руководящих должностях им могут помочь интуиты и чувствующие советники. Они отлично видят возможности, и стараются из использовать, взвешивают плюсы и минусы и находят быстрый и максимально логичный путь. ESTP решают проблемы «на лету», мужественно и с оптимизмом переносят невзгоды. Как правило, это прекрасные ораторы, обладающие прекрасным чувством юмора. Они умеют представить свои планы так, чтобы мотивировать других и поддержать их моральный дух. Недостатки: ESTP эффективны в решении краткосрочных задач.
Им не чуждо стратегическое планирование, но ESTP устают от обдумывания долгосрочных перспектив. Они очень ценят личную свободу, поэтому стараются активно делегировать рутинные и механические задачи своим сотрудникам. Также не любят подолгу засиживаться в организации, если работа требует от них слишком много времени. Они намечают планы и устанавливают сроки, учитывая личные интересы членов команды. Им важно, чтобы внутри группы поддерживались гармоничные отношения. Это продуманные и ориентированные на детали лидеры. Они всегда тщательно изучают исходные данные, предполагая последствия принятых решений. Часто готовы пожертвовать личными интересами ради интересов коллектива.
Недостатки: для ISFJ не всегда простым является вопрос приоритетов. Иногда общая картина или стратегия от них ускользает, в то время как они решают вопросы устранения конфронтации внутри коллектива. В таких случаях двигаться дальше им могут эффективно помочь логики и интуиты. Они изо всех сил стараются обеспечить в команде комфортную атмосферу, единодушие, сплоченность. В кризисной ситуации лидеры ESFJ помогают и поддерживают других, зачастую пренебрегая собственными интересами. Недостатки: Хотя ESFJ — эксперты в дипломатии, они могут теряться в вопросах долгосрочного планирования. Им легче решать краткосрочные задачи. Также им очень трудно в случае необходимости принимать жесткие решения, способные повлиять на чувства и отношения в группе.
«Это не тип личности и не диагноз, а функция», — коуч глав компаний о том, как стать лидером
Другой псевдоним типа личности ENTJ: «КОМАНДИР» Тип личности ENTJ, также известный как Командир, характеризуется как прирожденный лидер. Установлено влияние типа лидерства на продуктивность в количественном и качественном выражении. Каждый тип лидерства имеет свои сильные и слабые стороны, и успешный лидер часто комбинирует различные подходы в зависимости от конкретной ситуации. Не вызывает сомнения тот факт, что по личности лидера, основным характеристикам его поведения, можно составить представление о его последователях и о временном периоде в целом.
Лидерство: понятие лидера в психологии, характеристики и особенности
Однако многие люди обладают схожими чертами и одинаково ведут себя в определенных ситуациях. Чтобы лучше понимать и прогнозировать поведение человека, в психологии выделяют различные типы личности. Существует множество классификаций — научных и популярных. Сегодня мы рассмотрим самые распространенные. Что такое личность: определение Если простыми словами, то личность — это человек, обладающий набором индивидуальных характеристик и являющийся субъектом социальных отношений. Личность формируется под воздействием общества и в отрыве от него существовать не может.
Человек не рождается личностью — она формируется в течение жизни. На нее накладывают отпечаток множество факторов: врожденные особенности, воспитание, принятые в обществе культурные и моральные нормы и пр. К 18 годам личность считается полностью сформированной. Но это не значит, что дальше она меняться не будет. Человек обладает самосознанием, поэтому способен принимать активное участие в развитии собственной личности: культивировать положительные черты , формировать полезные привычки , избавляться от недостатков.
Для чего выделяют типы личности в психологии Несмотря на то, что все люди разные, у многих есть схожие черты. Психологи пришли к выводу, что индивидуальные особенности формируются не хаотично, а подчиняются некоторым закономерностям. К примеру, замкнутость часто соседствует с другими чертами: тревожностью, мнительностью, пессимизмом и т. Но при этом находится в оппозиции с такими характеристиками, как легкомысленность и решительность. Поэтому с древнейших времен ученые и философы бьются над созданием универсальной классификации типов личности.
На сегодняшний день существует множество типологий — научных и не очень. Они помогают лучше понять образ мышления человека, спрогнозировать поведение, оценить набор его качеств. Сфера применения типологий личности очень широка. Типологиями пользуются HR-специалисты для подбора персонала, врачам они нужны для прогнозирования течения болезней, педагоги обращаются к типологии для выбора оптимального стиля обучения, следователям она помогает составлять психологические портреты преступников. Конечно, нужна она и психологам.
Для чего простому человеку, далекому от всех этих сфер, нужно разбираться в типологии? После того как вы определите свой тип личности, вы будете знать, в чем ваши сильные и слабые стороны, и сможете составить наиболее эффективную стратегию саморазвития. Можно пойти еще дальше и протипировать своих знакомых. Это позволит выстраивать с ними комфортные деловые и личные отношения. Классификации Итак, перейдем непосредственно к классификациям.
Рассмотрим, какие бывают типы личности. Типология Майерс-Бриггс Эта классификация была разработана в середине прошлого века американским психологом Изабель Бриггс-Майерс и ее матерью Кэтрин Бриггс. В ее основе лежит теория Юнга о психических функциях. Юнг выделил 4 шкалы для исследования личности: ориентация сознания интроверсия — экстраверсия ; ориентация в ситуации здравый смысл — интуиция ; основа принятия решений логика — этика ; образ жизни решение — восприятие. Различные сочетания этих четырех показателей складываются в 16 типов личности: Реалист, администратор, руководитель.
Рациональный, практичный, деловой человек. Предпочитает планировать свою деятельность, не любит неожиданности. Экстраверт , любит шумные компании. Иногда бывает чересчур резким и вспыльчивым. Командир, предприниматель.
Представителям данного типа свойственна общительность, открытость всему новому, смелость. Они легко идут на риск, доверяя своей интуиции. Становятся отличными лидерами. Организатор, инспектор. Строгий, ответственный, педантичный.
Реально смотрит на вещи и адекватно оценивает свои возможности, поэтому берется только за то, что ему по силам. Подвергает критическому анализу любую поступающую информацию, ничего не принимает на веру. Интроверт , предпочитает проводить время в одиночестве. Увещеватель, наставник. Крайне эмоциональный, экспрессивный и чуткий человек.
Хорошо развитая интуиция позволяет ему предугадывать события и заранее готовиться к ним. Обладает хорошей эмпатией, легко распознает ложь. Учитель, воспитатель, энтузиаст. Способен оказывать влияние на людей с помощью эмоций. Легко устанавливает контакты, обладает даром убеждения, проявляет заботу и участие к людям.
Аналитик, провидец, вдохновитель. Обладает богатым внутренним миром, развитой интуицией, креативным мышлением. Одержим идеей сделать мир лучше. Не любит шумных компаний, испытывает некоторые трудности в общении.
Рассмотрим некоторые из них: Теория физических качеств, когда лидер должен обладать высоким ростом, весом и силой не нашла практического подтверждения. Как правило, лидеры бывают небольшого роста и не имеющие большой физической силы.
Теория интеллигентности, предполагающая связь лидерских качеств с вербальными и оценочными качествами человека. Эта теория указывает на управленческий успех личности, которая обладает перечисленными качествами. Теория черт предполагает наличие у человека определенных свойств, черт, которые выдвигают его в лидеры. Лидер должен быть уверен в себе, иметь острый и гибкий ум, быть компетентен в ряде вопросов, обладать сильной волей, умением понять особенности психологии человека, обладать организаторскими способностями. Но как показала практика, наличие этих психологических качеств не делает человека однозначно лидером. Есть случаи, когда лидер не обладает перечисленными свойствами, а иногда человек включает в себя все эти качества, но не является лидером.
Харизматическая теория предполагает, что на лидера снизошли ряд качеств свыше. Это такие качества, как харизма, способность влиять на людей, прозрение, которое указывает, куда вести людей. Харизматический лидер представляет собой синтез концентрированных и самых ярких ценностей группы. Эти ценности харизматический лидер всегда ставит выше своих интересов. В харизматического лидера верят и почитают. Отношения в группе с таким видом лидера отличаются чрезмерной зависимостью от личности лидера: в отсутствии лидера группа не способна функционировать.
Теория ситуативного лидерства заключается в том, что лидером становится человек, умеющий максимально эффективно решать проблемные вопросы, которые возникают в группе. При разных проблемах к лидеру предъявляются различные требования. Теория системного лидерства подразумевает лидерство как процесс регулирования межличностных отношений в группе. Лидер же воспринимается как субъект управления данным процессом. В этой теории лидерство предстает в виде функции группы, следовательно, вопрос ее изучения оценивается с точки зрения целей и задач определенной группы, хотя не стоит игнорировать и структуру личности лидера. Теория авторитарной личности.
Эту теорию вывел Т. Адорно, который утверждал, что люди, которые стремятся к лидерству и власти, обладают авторитарным типом личности. Эти люди имеют дуалистическую личность. С одной стороны, в ней собран ряд садистских наклонностей, а с другой — мазохистские наклонности. Теория игровой мотивации предполагает восприятие процесс руководства как захватывающую и увлекательную игру. Основной мотив лидера — содержание управленческой деятельности.
Теория инструментальной мотивации определяет власть для определенного типа лидеров, как инструмент, механизм получения различных благ.
Экспертность — Что-то у нас опять цифры не сходятся… — Давай покажем Марии, она точно разберется! Хорошая идея. Как вы можете догадаться, Мария слывет за эксперта, человека, к которому можно обратиться и получить помощь в любой ситуации с цифрами. Обращение к услугам личности, способной вырулить из штормового положения — еще одно свойство неформального лидера. Если вдобавок к этому Мария обладает лидерскими качествами, то ее однозначно можно назвать таковой. Неправильна стратегия формального лидера Довольно очевидно, что если у формального лидера присутствуют какие-то недостатки, то коллектив выбирает личность, воплощающую компенсацию данных недостатков. Ведь, подумайте, разговоры втихомолку о начальнике — классика жанра корпоративных бесед, и именно в таких беседах составляются самые разные портреты директора — профессиональный, психологический , моральный, стилистический и т.
Отсюда выявляются все промахи, пробелы его работы, минусы характера. Так почему бы не найти другого человека, заполняющего недостающие паззлы для идеальной картины? В пределах данной причины возможны несколько вариантов: руководителю не достает каких-то навыков к примеру, аналитического мышления, эмоционального интеллекта и т. Обратите внимание на последний из указанных пунктов. Именно он говорит о том, что периодически необходимо менять поведение, использовать разные методы управления, так как коллектив — это подвижная среда, адаптирующаяся к условиям динамичного развития внешнего мира. Уход неформального лидера Довольно логично, что если из команды уходит формальный лидер , на его место должен прийти новый. Кстати, во многих случаях они значительно отличаются друг от друга, что доказывает необходимость «обновления, перезагрузки системы». Приход и уход кадров в компанию — неотъемлемый процесс ее жизнедеятельности.
Новые люди зачастую отличаются от предыдущих работников, и прежний неформальный лидер может не отвечать их запросам. В принципе, неформальный лидер — это такой же сотрудник организации, поэтому периодически он меняется, это объективный процесс [ Н. Волосаева, 2015 ]. И пятой причиной, ведущей к смене неформального лидера, служит смена руководителя. Но об этом поговорим в контексте отношений между двумя лидерами. Прежде чем мы перейдем к этому разделу, вспомните, не было ли у вас ситуации, когда вы были свидетелем наличия обоих типов лидеров в коллективе? Если да, поделитесь опытом в комментариях: как им удавалось делить бразды правления и был ли в целом этот тандем удачным? А мы продолжаем делиться тем, какие бывают неформальные лидеры и как с ними справляться.
Типы неформальных лидеров и стратегии поведения с ними Как мы уже выяснили, появление неформального лидера — довольно закономерное явление для любой организации, но на чем основана его власть? Оказывается, в каждой команде возникает потребность в том или ином компоненте межличностных отношений, поэтому фигура неформального лидера может характеризоваться несколькими типами, зависящими от того, чего не хватает данному коллективу. Рассмотрим эти типы более подробно. Эмоциональный тип Представьте, что в вашей организации строгий, контролирующий все явления с позиции формализма руководитель, не позволяющий панибратства, жестко регламентирующий все ключевые процессы. Естественно, у любого человека возникнет желание в какой-то момент побыть немного расслабленным, поделиться своими личными переживаниями, увидеть в глазах начальника не только цифры, инструкции и задания, но и предложение выпить вместе кофе. И в такой момент ситуацию спасает эмоциональный неформальный лидер. Этот человек помогает участникам коллектива выразить то, что у них копится за время работы, сам собой олицетворяет эмоциональную поддержку , может выслушать, подбодрить. К тому же из его сильных сторон — умение зарядиться какой-то идеей, представить ее в интересном и ярком свете и заразить ею окружающих.
Из минусов — он так же быстро может и погаснуть. Поэтому здесь уже на помощь должен прийти формальный лидер, понимающий, достойна ли предложенная идея и стоит ли инвестировать в нее ресурсы. Опасность такого лидера и в том, что в случае недоброго расположения духа он может захлестнуть негативом коллектив так же, как и при добром настроении. Что делать? Контроль руководителя здесь вещь обязательная. Если вы видите, что такой неформальный лидер на волне положительных эмоций, делегируйте ему задания, в меру нагружайте делами, чтобы он во время работы заряжал и других членов команды. Если же неформальный лидер погряз в негативных эмоциях , помогите ему из них выйти: обращайте внимание на положительные моменты, выгоду и пользу даже в проблемных аспектах. И старайтесь соответствовать его эмоциональному настрою — вряд ли такая личность будет прислушиваться к монотонному нейтральному руководителю.
Следующий тип неформального лидерства связан напрямую с одной из выше указанных причин появления. Экспертный тип Конечно, если компания отмечена наличием профессионала до мозга костей, человека, живущего работой и знающего практически все внутренние процессы изнутри, этот человек волей-неволей станет неформальным лидером лишь только потому, что будет пользоваться авторитетом.
Остап Бендер и Сергей Мавроди — типичные представители этого типа. Их задача — вовлечь, очаровать, обмануть. Их интересует только нажива. Они все время ищут уязвимые места людей, чтобы заработать на этом сверхприбыль.
Если созидающие лидеры на свои деньги открывают лаборатории, то представители этого типа скупают нужные товары первой необходимости и продают с коэффициентом 10. Из-за их действий возникает дефицит препаратов и средств защиты, дезинфекции. Когда их ловят с поличным — а именно так заканчиваются обычно их предпринимательские начинания, — они не испытывают раскаяния. У них возникает лишь детская обида из-за наказания. Тираны Это самый опасный тип деструктивных лидеров. Бессознательно тираном движет жажда мести и ненависть.
В детстве такие люди перенесли удар по доверию и чувству собственного достоинства, они подвергались физическому и психологическому насилию и теперь живут с ощущением угрозы. На людей, которые от них зависят, таким лидерам наплевать. Им важны свое кресло, власть, сохранение собственного статус-кво. Лишиться всего этого означает для них провалиться в ощущение угрозы, ужаса, которое они пережили, будучи детьми. Куда бы они ни пришли, они приносят с собой репрессии, воспроизводя модель из детства, когда с ними обращались подобным образом. Чрезвычайные ситуации развязывают тиранам руки: все правила, которые они вынуждены были хоть как-то соблюдать в мирное время, перестают работать, и они начинают ярко себя проявлять, доходя порой до садизма.
Пример из моей практики: чихающий босс в острой фазе COVID-19 приходит в офис и собирает совещание, грозя увольнением тем, кто его ослушается. Предавшие себя Это люди с даром лидерства, которым в детстве внушили, что в них нет ничего необычного. Тигр, которого заставили жить жизнью зайца. При этом их внутренняя сила никуда не делась, поэтому они конкурируют с другими лидерами, вставляя им палки в колеса. Все их действия сводятся к одному — навредить тому, кто созидает, или даже уничтожить его. Сегодняшние Сальери все силы тратят на обесценивание того, что сделали их более успешные конкуренты.
Окружающие, в которых предавшие себя лидеры видят своих родителей-деспотов, лишь статисты в их драматических спектаклях.
ENTJ. Прирожденные лидеры
RU Елена Лиханова У каждого сотрудника есть уникальный набор черт, навыков, сильных и слабых сторон. Задача руководителя — определить, к какому типу личности относятся сотрудники и определить, как они лучше всего будут взаимодействовать друг с другом. RU в Telegram Мозг Так же как мозг управляет всем телом, этот член команды побуждает остальных выполнять действия, ведущие к конечной цели. Таким был Стив Джобс: целеустремленный, но непростой в общении. Плюсы: Мозг — амбициозный, напористый, конкурентоспособный и жаждущий результатов тип личности, который чаще всего ассоциируется с традиционными ролями лидера. Мозг занимает больше всего места в комнате и, вероятно, у него самый громкий голос. Его задача — помнить о цели и стремиться к следующей победе.
Минусы: в общении он часто бывает слишком напористым и властным, что может помешать вовлеченности и эффективности группы. Из-за того, что он ориентирован на действия, он не дает окружающим отдохнуть и часто приступает к следующей задаче, не проанализировав ситуацию. Голос Этот человек видит картину в целом, понимает, из чего она состоит, мотивирует и вдохновляет всех продолжать двигаться к общей цели. Это член команды, которого называют визионером, провидцем и вдохновителем. Как и Мозг, Голос ориентирован на результат. К этой категории относятся многие основатели компаний и медиаперсоны, например, Илон Маск или Опра Уинфри.
Наблюдались характерные для психопатов особенности функционирования и активности глазнично-лобной коры, слаборазвитые фронтальные доли, миндалевидное тело и височные доли. Последующая дешифровка сканов показала, что данный снимок принадлежит самому Фэллону. Этим удивительным открытием он поделился с коллегами-учёными. И оказалось, что ни они, ни супруга, с которой он прожил в браке несколько десятилетий, не были удивлены. Окружающие лишь подтвердили, что всегда догадывались, что с ним что-то не так. А коллеги неоднократно указывали на психопатические черты и неадекватное поведение в коллективе. Будучи учёным, Фэллон прекрасно знал предпосылки, при которых возможно формирование такой аномалии. От осинки не родятся апельсинки.
Очевидно, что в его роду существует генетическая предрасположенность к психопатии. Ближайшие родственники исключались. Родители Фэллона представляли собой добрейших и любящих людей, только благодаря им он в юности не попал в криминальную среду. Они всегда смягчали характер сына. Но при более тщательном изучении семейного древа Фэллон обнаружил в разных поколениях семейства семь убийц, включая одну женщину. В этой семье действительно нашлись скелеты в шкафу. Таким образом гипотеза подтвердилась, и Фэллон представляет собой пример социально адаптированного, высокофункционального психопата из рода психопатов. Пока мы тут с вами сидим, в моем мозгу постоянно крутится программа: как я могу с этим справиться?
Я хочу этих людей схватить. Я приятен в общении. Люди ко мне тянутся — мне же они безразличны. Когда мы завершим разговор, я уже завтра забуду о нём. Не забуду только того, кто встанет на моем пути. Я получаю удовольствие от мести. Это абсолютная психопатия. Для этого я могу выжидать годами.
Если кто-то меня бесит, я это так не оставляю. Я рассчитываюсь с ним с хирургическим хладнокровием. Я могу крайне сильно портить жизни. Люди, которым я мщу, часто не подозревают, чьих это рук дело. Их жизнь просто разрушается. Им не нужно знать, что это сделал я». Также подтвердился научный метод распознавания и диагностики преступников методом фМРТ. Специалистам достаточно увидеть томограмму мозга, чтобы отличить тёмнотриадника от обычного человека.
Нам это нужно знать, чтобы понимать, как глубоко укоренилась проблема. Те люди, с которыми мы встречаемся на деловых переговорах или в офисном пространстве, зачастую кардинально отличаются от других по способам мышления и реагирования. Нейробиология Поведенческие проявления тёмнотриадной личности определяются специфической активностью мозга. Ей присуща своеобразная нейробиология, которая идентифицируется с помощью фМРТ и иных современных способов исследования мозга человека. Это могут быть врождённые и генетически унаследованные особенности мозга или приобретённые в результате психоэмоциональных травм. В исследовании участвовали более 17 000 человек. Учёным удалось проследить, что происходит с растущим организмом, когда в стадии формирования он находится в постоянном режиме опасности «бей — беги — замри». Длительное чувство небезопасности ведёт к возникновению комплексного посттравматического стрессового расстройства, которое требует лечения и психологической коррекции на протяжении дальнейшей жизни.
Существуют врождённые особенности мозга людей, страдающих токсичными расстройствами личности. Психологическая травма способна напрямую и иногда безвозвратно поменять биохимию и физиологию мозга. Важен момент, когда именно ребёнок попал в травмирующую ситуацию, какие структуры и функции мозга закладывались и наиболее активно формировались в тот период, какие гормоны вырабатывал детский организм. Например, разные виды психопатий зависят от возраста, в котором произошла психотравма. Повреждение глазнично-лобной коры мозга над глазами , слаборазвитые фронтальные доли, миндалевидное тело, височные доли — всё это отвечает за чувство удовольствия и реакцию на насилие. В момент крайней опасности, которую психика воспринимает как смертельную, организм выбрасывает огромные дозы эндорфина. Своеобразная анестезия, которая обезболивает непосредственно в момент шока. Ребёнок, постоянно находящийся в стрессовом состоянии, подсаживается на аномально высокую эндорфиновую дозу.
Далее по жизни такой человек самыми разными способами будет стремиться получить её через социально опасное поведение, рискованные занятия, странные привязанности и зависимости, пристрастие к болезненным процедурам, стремление к саморазрушению. Так проявляет себя химическая зависимость, возникшая в раннем возрасте. Учёные доказали связь детской психотравмы с высокими показателями депрессии, болезней щитовидной железы, псориаза и кожных заболеваний, диабетом и рядом других серьёзных заболеваний. В отдельных случаях асоциальное, опасное поведение обостряется с возрастом или в связи с болезнью. В моей практике был случай, когда поведение опытного сотрудника и прекрасного человека вдруг изменилось до неузнаваемости. Вероятно, после определенного возраста под воздействием неблагоприятных, триггерных событий и, возможно, в результате наследственной склонности у человека активировалось психиатрическое заболевание. Ситуация была крайне сложная, неординарная и деликатная как для самого человека, так и для коллектива. В одной из лекций по биологии человека профессор Стэнфордского университета Роберт Сапольски привёл в пример историю, когда благополучный менеджер, отец семейства, уважаемый всеми человек, вышел, как обычно, на работу, а через несколько минут беспричинно расстрелял из оружия нескольких человек, попавшихся ему на пути.
Он был убит при задержании. Все знавшие его были в глубочайшем шоке, настолько произошедшее не вписывалось в картину того, что они знали об этом человеке. Вскрытие показало, что причиной драматического инцидента стала небольшая опухоль мозга. Она никак себя не проявляла, мужчина даже не знал, что был болен. Однако опухоль надавила на тот участок мозга, который отвечал за агрессию. И вот ужасный итог… Наследственные факторы и предрасположенность Токсичные паттерны поведения могут передаваться через поколения. Здесь действуют сочетание генетики и феномена межпоколенческой травмы, циклического травмирования, передача деструктивных сценариев из поколения в поколение. Пример — так называемые нарциссические династии.
Ясность в эти вопросы вносит эпигенетика. Она изучает влияние внешней среды, социальных феноменов и культуры на биологию живого организма. То, как окружающая среда способна «включать и выключать» гены с точки зрения молекулярной биологии. Группу крыс подвергали ударам тока в сочетании с запахом сирени. Со временем у них выработался рефлекс боли уже только на один запах без разряда тока. При последующем многократном скрещивании крыс в разных сочетаниях с особями из других групп, не подвергавшимися воздействию тока, всё потомство от рождения по умолчанию имело встроенные биологические реакции на запах сирени. Рефлекс передавался из поколения в поколение. Аналогичные закономерности наблюдаются у людей.
Внешняя среда оказывает своё влияние на человека даже в период внутриутробного развития плода. Страшный голод во время войны. Те, кто в тот момент ещё был младенцем в утробе матери на третьем триместре, впоследствии имели метаболизм, запрограммированный на то, чтобы извлекать максимум полезных веществ из каждой маковой росинки. В момент формирования и закладки базовых функций организма внешняя среда подала сигнал опасности, дефицита питательных веществ. Организм гибко среагировал на воздействие извне. Дальнейшие наблюдения за этими детьми и их потомством в четвёртом и пятом поколениях показали зашкаливающий уровень заболеваний диабетом, ожирением, расстройствами пищеварительной системы. Такая своеобразная биохимия организма была заложена у первого поколения, которое затем передало её по наследству своим детям и внукам. Таков эпигенетический механизм наследования особенностей.
Когда в семье установлены деструктивные отношения, жестокость, злостные манипуляции, процветает нарциссизм, имеются наследственные склонности к разрушительному поведению плюс это подкреплено реакциями гормональной и эндокринной систем, следует ожидать соответствующих проявлений у всех потомков в этой семье. Существуют разные виды насилия, в том числе завуалированные, которые можно принять за менее опасные. Но это заблуждение! У объекта насилия возникают явные признаки плохого физического и эмоционального самочувствия, со временем происходят видоизменение личности и поведения, дезориентация, утрата самоощущения себя как личности. Познав подобное отношение к себе в раннем возрасте, человек далее сам воспроизводит аналогичное поведение во взрослой жизни как наиболее привычную и успешную модель. Все те же самые признаки насилия тёмнотриадник будет тиражировать в любом коллективе и в любых отношениях. Чем более суровой и жестокой является воспроизводимая травма, тем большее влияние она оказывает на физиологию мозга, а значит, и все остальные процессы в организме. Деструкция, посттравматическое стрессовое расстройство средней тяжести могут в некоторой степени корректироваться в дальнейшем в процессе психотерапии.
Однако, если травма была слишком брутальной или передана по наследству и позже усилена, она буквально закрепляется в изменившейся физиологии мозга и на генетическом уровне. Никакая нейропластичность или терапия не в состоянии изменить сложившийся конструкт личности. Влияние внешней среды Влияние внешней среды может как смягчать генетическую предрасположенность, так и усугублять её. Если с младенчества ребёнок получает от родителей и других значимых людей амбивалентные сигналы, то это ломает его психику. Например, «бью, потому что люблю и желаю тебе добра» или «у нас прекрасная семья, но никакие подробности ни в коем случае не должны стать достоянием гласности». Эти же послания выросший ребёнок станет транслировать миру. Критикуемый ребёнок учится обвинять. Если над ним насмехаются и обесценивают — становится недоверчивым и воспринимает мир как враждебное окружение.
Тот, кому причиняли боль, сам будет жестоким и бессердечным. Ребёнок, переживший опыт сиротства при живых родителях и отверженный ими, может навсегда заблокировать в себе любые чувства и способность сопереживать. Привыкший ко лжи, обману и лицемерию учится врать и двурушничать. Зачастую у ребёнка нет альтернативных примеров поведения, поэтому он перенимает то, что видит. Иногда пережитый детский опыт настолько драматичен, что навсегда меняет структуру личности. Применительно к нарциссически организованным личностям французский психиатр Ракамье вывел некоторые закономерности, которыми отличаются семьи, где воспитываются эти люди. Он проследил устойчиво повторяющиеся нездоровые, воспроизводимые сценарии на уровне детско-родительских отношений: психологический фон, поле инцестуальности, ребёнок как ресурс и собственное продолжение для одного из родителей например, мать воспитывает сына как золотого ребёнка, лучшего из мужчин для себя ; размывание личных и психологических границ и ролей. Такие дети не проходят естественные стадии психологического развития и сепарации от родителей застревают в стадии ант-Эдип, не проживая Эдипову фазу.
Независимо от паспортного возраста, занимаемой должности и благообразной маски, психологический возраст такого человека будет примерно 6—13 лет. Сэм Вакнин диагностированный нарцисс-психопат, автор книг по нарциссической тематике, основатель издательства «Нарцисс Пабликейшнс» о себе подобных высказался так: «Этот мальчик умер в возрасте восьми лет». То есть он навсегда застрял в детстве, в лучшем случае в подростковом периоде. А теперь перенесёмся в офис и представим эдакого дитятку в роли бизнес-партнёра, коллеги или вашего начальника. Он тотально незрел и инфантилен; весь мир ему должен всё лучшее в изобилии детская вера и эгоцентризм ; категорически не способен на осознанный выбор, ответственные поступки и действия за ребёнка всё решают взрослые ; в его картине мира отсутствует понятие равноценного обмена между людьми опять же, всё лучшее — детям ; склонен к разного рода зависимостям и страстям детям свойственно шалить. Всё это на фоне эмоциональной незрелости и неспособности выстраивать полноценные отношения с людьми страх близости, эмоциональная бесчувственность. Но при этом «фасад» у высокофункциональных нарциссов будет крайне привлекательным и даже солидным. Не эту ли пустоту и фальшь они с такой тщательностью скрывают, меняя бесконечные маски и раз за разом запуская цикл насилия в отношении избранных жертв?
Наряду с токсичным стыдом эти аспекты надёжно вытеснены и замурованы в бессознательном нарцисса. Доступ туда навсегда герметично закрыт. А транслируемая наружу иллюзия успешности и харизмы отводит любые подозрения в том, что с человеком что-то не так. Невозможно представить, чтобы личность с нарциссическим расстройством заподозрила в себе неладное и обратилась к врачу. В восприятии нарцисса с ним всё лучше, чем у остальных. Ему категорически нельзя соприкасаться с травмами и стыдом, сокрытыми в бессознательном. Иначе весь тщательно воссозданный конструкт рухнет, и психика не выдержит. Это вопрос выживания и устойчивости нарцисса.
Точно так же он смертельно боится разоблачения и будет защищать своё ложное эго до последнего, пойдёт для этого на всё. Нарцисс никогда не покажет своё истинное «я». С таким набором свойств и при помощи манипуляций можно занять высокую должность, но невозможно стать лидером и вдохновить людей на действительно важные дела. Максимум психической энергии тёмнотриадник-нарцисс направит на воссоздание приятного лжеобраза, ширмы и привлекательной «витрины». Запомним важнейший аспект. Нарциссически организованная личность всеми правдами и неправдами будет скрывать тот факт, что продвинуться и преуспеть такой человек может только за счёт жизненной силы другого взрослого, целостного человека и личности. Нарцисс катастрофически зависим от внешних источников энергии и тонуса. Внутри него самого этой силы нет.
Максимум, на что хватает его внутреннего заряда, — поддержание «витрины» и ложной голограммы успешности. Это один из самых важных и тщательно охраняемых секретов нарцисса. Между тем настоящий лидер всегда отличается личной силой, балансом и энергией выше среднестатистического уровня. У лидера могут быть самые разнообразные источники энергии и способы её поддержания, но он никогда не вампирит других людей, свою команду. Что же остаётся в арсенале тёмнотриадника? Нечеловеческая злость, ненависть ко всему живому. Кодируемый этим геном фермент разрушает нейромедиаторы, к которым относятся в том числе адреналин, норадреналин, серотонин и дофамин. Если ген недостаточно активен, и фермента не хватает, то происходит нарастание неконтролируемой агрессии присутствуют в каждом из нас, и это вполне объяснимо.
Ведь агрессия в определённых пропорциях и объёме является фактором выживания, устойчивости, достижения целей, смелости, азарта и драйва. Изыми ген агрессии у человека как таковой, и что получится? У тёмнотриадных личностей от рождения показатели гнева и агрессии зашкаливают по сравнению со среднестатистическими. Однако в сочетании с геном MAOA уровень агрессии будет нарастать и у обычного ребёнка, попавшего в ситуацию войны, пережившего серьёзные потрясения или насилие в детстве. Происходит синергия рисков и негативных факторов. Откровенно говоря, он сам пока не очень преуспел в этом. Выглядит всё так, что гены имеют главенствующее значение. Сам он родился у любящих и сердечных родителей, которые делали всё возможное, чтобы помочь ему преодолеть пагубные свойства натуры.
Однако решающую роль сыграло наличие в семейно-родовом древе 7! Таким образом, на формирование психоэмоциональной канвы личности влияют физиология и нейробиология, воздействие внешней среды, генетическая предрасположенность. В случаях, когда специалисты диагностируют расстройства личности нарциссическое, психопатическое и т. Приведу аналогию с компьютером. Когда случаются неполадки на уровне программного обеспечения, можно обратиться в сервисную службу. Установить обновлённую версию ПО, перенастроить, почистить оперативную память, заменить драйверы, пролечить вирусы. В случаях с жертвами тёмнотриадников это тоже обратимый процесс. Их психологическая травма хоть глубока и серьёзна, но подлежит исцелению.
Можно прибегнуть к помощи психотерапевта или психиатра. Они способны предложить адекватную схему коррекции и помощи пострадавшему человеку. Затем можно продолжить работу по выстраиванию новых сценариев своей жизни, например, с персональным коучем или самостоятельно. Но иногда в компьютере возникают серьёзные дефекты на уровне железа, когда полетел жёсткий диск, резервное копирование данных не производилось и вся информация безвозвратно утрачена. В ситуации с тёмной триадой в мозге человека буквально «затёрты» отдельные сектора, в них отсутствует нейроактивность, присущая нормальным, среднестатистическим людям. И это необратимый процесс. В контексте развития лидерства специалистам поддерживающих направлений бизнес-коучам, менторам, лидерам трансформаций, фасилитаторам, медиаторам в своей деятельности важно чётко понимать следующее. Существуют объективные факторы, которые не позволяют проводить эффективную работу по построению команд, налаживанию коммуникаций, прокачке лидерских качеств у представителей тёмной триады.
Да, зачастую высшее руководство пытается решить возникающие проблемы с тёмнотриадником, пригласив коуча или медиатора-конфликтолога. Но, исходя из вышесказанного, психологическая коррекция, развитие эмоционального интеллекта, нейропластичность и прочие важные факторы неприменимы и представляются крайне сомнительными и утопичными в отношении представителей тёмной триады. Их случай безнадёжен. У профессионалов должно быть ясное видение и понимание границ своей деятельности. Сферой приложения сил должны быть люди, находящиеся на шкале правее полюса «Тёмная триада». Наведя фокус внимания и действий на них, можно достичь существенного прогресса в построении сильной и надёжной команды, развитии лидерских качеств в людях, усилении открытых и доверительных коммуникаций, формировании пространства саморазвития и прочем. Обмани меня, если сможешь. Распознать, не будучи профайлером Важно: полноценная диагностика расстройств личности и постановка любых диагнозов должна производиться исключительно авторизованными и специально обученными профессионалами.
Наша задача в рамках данной книги — ознакомиться с характерными признаками и особенностями поведения тёмнотриадников при взаимодействии с ними в бизнесе и жизни. Чтобы уметь вовремя распознать и услышать тревожные звоночки, обезопасить себя и окружающих от контакта с такой личностью и минимизировать наносимый ею урон. Ещё одна важная ремарка.
Так, если в обществе доминирует служебная деятельность или эгодеятельность , следует ожидать появления заметного количества личностных типов, которые внешним образом ведут себя как служители или эгодеятели. В частности, при господстве служебной деятельности практически неизбежно появление «карьериста» эгодеятеля в мундире служителя. В целом, появление «индуцированных» типов личности создает почву для появления противоречивых типов личности, душевного нездоровья и пр. Основные социальные типы в российском обществе. Учитывая доминирование в российском обществе служебной деятельности, основным личностным типом в российской служебно-домашней цивилизации является тип «служителя», то есть деятеля, который формально действует в соответствии с ценностями и нормами служебной деятельности. Этот общий личностный тип имеет свои варианты, которые возникают под воздействием двух основных факторов: служебного и цивилизационного соблазнов, о которых уже говорилось ранее. В ситуации служебного соблазна служащий находится перед нелегким выбором между двумя линиями поведения: честного исполнения долга и использовании служебных полномочий в личных целях. В зависимости от этого выбора, возникают разные типы личностей — честный служитель, карьерист, а также промежуточный или ситуативный тип. Честный служитель всегда действует во имя служебного долга. Карьерист всегда стремится использовать служебные полномочия в личных целях карьерист — это эгодеятель в мундире служителя, умело использующий формальные правила службы и декларирующий приверженность ее ценностям. Представители промежуточного или ситуативного типа ведут себя сообразно обстоятельствам и способны как на самопожертвование во имя долга, так и на служебные злоупотребления во имя корыстных целей. Служебный соблазн вкупе с таким феноменом, как групповой эгоизм приводит к тому, что целый правящий слой или даже сословие «забывает» свои социальные функции, стремясь переложить все тяготы службы на низшие слои, а себе оставить лишь привилегии. Цивилизационный соблазн обусловлен рядом преимуществ рыночной цивилизации по сравнению со служебно-домашней, поэтому до поры до времени жить в рыночной цивилизации безопаснее, удобнее и приятнее, нежели в служебно-домашней. Социальным последствием цивилизационного соблазна является появление в обществе, особенно в правящей и интеллектуальной элите, личностных типов, различающихся по взглядам относительно развития страны. Один из типов представляют западники, которые склонны смотреть на свою страну как на что-то ущербное, неполноценное, подлежащее радикальному и быстрому исправлению. В среде западников, особенно зараженных болезнью «европейниченья», появляются личности «реформаторов». Они стремятся быстро и радикально «исправить» или «исцелить» страну, ввести ее «в лоно цивилизации», невзирая на возможные издержки. Второй тип может быть назван почвенники или патриоты. Они пытаются отстаивать самобытность развития страны на основе присущих ей традиций и ценностей. К третьему промежуточному типу личности относится большинство людей. Представители его не имеют ясных, четких и устойчивых взглядов относительно путей развития страны и способны, в зависимости от обстоятельств, поддержать как западников, так и патриотов. Под действием служебного и цивилизационного соблазнов возникают следующие важнейшие типы личности в служебно-домашней цивилизации. Промежуточный или ситуационный тип. В него входят те, кто в зависимости от обстоятельств способен как поддаваться обоим соблазнам, так и отвергать их. Представители этого типа большинство населения в наибольшей степени подвержены влиянию средств массовой информации и способны действовать вопреки собственным интересам под воздействием целенаправленной пропаганды. Этот тип обычно проявляется в годы испытаний. Люди, относящиеся к нему, способны на самопожертвование, уверены в необходимости последовательно отстаивать национальные интересы, полностью отождествляют себя со своим народом. Представители этого типа всплывают на поверхность в периоды реформ или начинают их но не обязательно выступая инициаторами. Личностью подобного типа отчасти был Петр I, в котором явно чувствуется влияние «цивилизационного соблазна». К служителям-западникам можно отнести также Герцена и Ленина. К нему относятся те, кто поддался служебному соблазну, но остался верен патриотическим идеалам. Они могут проявить себя в качестве полезных помощников при сильном властителе. Яркие представители подобного типа Меншиков, Потемкин, Орловы. Возможно, этому типу соответствуют личности Калинина или Жданова. Самый опасный для существования страны тип. Ибо личности этого типа поддались обоим соблазнам и, образно говоря, у них «нет ничего святого за душой». Во имя «радикальных реформ» и собственных выгод, связанных с ними, удовлетворения личного честолюбия и пр. В революционные годы подобная личность может проявиться в фигуре Троцкого. В годы «перестройки» и «радикальных реформ этот тип был представлен Горбачевым, Гайдаром, Бурбулисом, Чубайсом и т. Механизм влияния социальных типов личности на ход событий в стране. В общих чертах взаимодействие этих типов, а также влияние результатов их взаимодействия на ход событий в стране можно описать следующим образом. Во-первых, честные служители и карьеристы эгодеятели всех мастей постоянно борются между собой. Во-вторых, в результате этой борьбы в мирное время карьеристы занимают господствующие позиции во властвующей элите. В-третьих, господствующее положение карьеристов в управлении страной приводит к потере управляемости, застою, кризису или даже к катастрофе. В-четвертых, в период кризиса возможен приход к власти служителей, которые при благоприятных условиях могут устранить угрозу гибели страны. В-пятых, если непосредственная опасность устранена и наступает более или менее длительный мирный период , цикл начинается вновь. Карьеристы постепенно занимают доминирующие позиции во власти и т. Возникает вопрос: «Почему служители в борьбе за власть всегда проигрывают карьеристам»? Ответ на него может дать размышление над высказыванием Пьера Безухова в эпилоге «Войны и мира». Пьер заявил, что вся его «мысль в том, что ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. Ведь как просто» [13, с. Перефразируя его слова применительно к нашим типам личности, можно сказать, что поскольку «эгодеятели связаны между собой и составляют силу, то служителям надо сделать то же самое. Ведь как просто». К сожалению, служителям объединиться намного сложнее, чем карьеристам эгодеятелям , поскольку механизм взаимодействия между эгодеятелями намного проще, чем между служителями. Эгодеятели не обязательно карьеристы, это могут быть просто обыватели легко находят общий язык, потому что стремятся к одному и тому же — личной выгоде. Равным образом, они легко договариваются о возможных путях достижения этой выгоды. Спор у них может возникнуть только из-за величины доли, приходящейся каждому. Тогда тот, чья позиция сильнее, получает больше, «слабый — меньше. При этом «сильный» редко стремится полностью лишить «слабого» его доли, учитывая возможность дальнейшего сотрудничества. Служители же стремятся к благу другого Бога, народа, страны и т. И уже здесь возможны разногласия. Так, один служитель может считать, что «идея родины потухает перед идеей Божества», которая переносит «нас в мир ценностей, несравненно более высоких» [17, с. Другой же может служить именно Родине, не слишком беспокоясь о Небе.
Исполнитель концентрируется на задаче: как ему выкопать яму, где взять лопату, какие бросить семена. Управленец акцентирует внимание на конечном результате. Он заранее знает, как должна выглядеть клумба, какие на ней должны быть цветы и для чего она нужна. Откроем секрет: каждый человек с лопатой может стать менеджером, и при желании вертикальная карьера доступна всем. Международный эксперт по лидерству Михаил Молоканов рассказал в интервью Synergy Times, как собрать эффективную команду и для чего в обычной жизни нужны навыки топ-менеджера. Чем лидер отличается от менеджера Что нужно уметь и знать лидеру Что почитать для развития управленческих навыков Всем ли надо быть лидерами — Михаил, кто такой лидер и чем он отличается от обычного менеджера? Менеджер отталкивается от роли сотрудника, которая выделена для него в организации. Он не сильно заботится о внутреннем состоянии работника, о его личностных особенностях. Его интересует только работа внутри компании. Лидер же помогает людям психологически пройти через ситуацию высокой неопределённости.
Как узнать, являетесь ли вы самым редким типом личности по MBTI?
Они, как правило, отличные слушатели и хорошо взаимодействуют с людьми, с которыми эмоционально близки и связаны. Хотя они нежно заботятся о других, INFJ обычно очень замкнуты и готовы поделиться своим истинным «я» только с избранными. После общения с людьми, INFJ нужно время, чтобы перезарядиться. Поскольку люди с личностью типа INFJ обладают глубоко укоренившимися убеждениями и ценностями, они особенно хорошо справляются с работой, которая поддерживает эти принципы. INFJ часто преуспевают в карьере, где их потребность в творчестве сочетается с желанием внести значимые изменения в мир. INFJ обычно добиваются высоких результатов и преуспевают в учебе и на работе. Иногда они могут быть перфекционистами и склонны прилагать много усилий к своей работе.
Коллеги считают, что «адвокаты» трудолюбивы, позитивны и с ними легко поладить. Однако, поскольку INFJ интровертны, им нужно время от времени уединяться, чтобы получить заряд энергии. Они чуткие руководители, поэтому подчиненные чувствуют, что их ценят на рабочем месте. Рутинная работа, требующая соблюдения строгих правил, может оказаться слишком трудной для INFJ.
Карьерист же привык приносить интересы дела в жертву своим собственным выгодам. Он это делал многократно на протяжении своей карьеры и в столкновении с упорным и энергичным лидером с противоположной стороны легко сдает свои позиции ситуация «Горбачев — Рейган», когда каждый «компромисс» ослаблял позицию СССР. Наконец, не исключено и чисто эгоистическое принесение в жертву общих интересов во имя личного честолюбия, стремления быть «первым», если не Риме, то хотя бы в собственной деревне позиция Ельцина во время Беловежского сговора. Под действием этой совокупности обстоятельств общество втягивается в кризис, способный превратиться в катастрофу, что в истории России случалось неоднократно. Ранее страна находила выход из подобных кризисов, что не в последнюю очередь было связано с существованием монархии или лица, выполняющего функции монарха, но нельзя гарантировать и впредь благоприятное течение событий. Впервые катастрофа в России, известная под названием «Великой Смуты», разразилась из-за предательства правящего слоя вскоре после пресечения династии Калиты. До взятия Грозным Казани боярская знать служила государству что воспринималось как личное служение государю , опасаясь подвергнуться очередному татарскому нашествию. Когда же непосредственная угроза была устранена, да еще во главе государства не осталось царя из привычной династии, боярство, по замечанию Ключевского, «начало Смуту», в которую постепенно втянулись и другие социальные слои [4, с. Удельные князья и великие бояре хотели быть «велики и славны не только в России, но и в дальних странах», ограничив власть «избранного царя» [4, с. Для возвращения государству управляемости московские государи сформировали вокруг себя слой служилых людей, дворянство, как надежную опору трону и источник кадров для выполнения важнейших государственных функций. Какое-то время дворянство исправно несло службу. Не потому, конечно, что все дворяне были служителями по духу. Но, во-первых, еще требовалось устранить угрозу с Запада и Юга, а во-вторых, через службу государю дворянство осуществляло свой эгоистичный сословный интерес — закрепощение крестьян. После побед русской армии в XVIII-ом веке внешняя угроза на обозримый исторический период была снята. Сделав русского царя заложником императорской гвардии в Петербурге, дворянство к царствованию Александра I с помощью указа о «Золотой вольности» постепенно освободило себя от государственных обязанностей , но сохранило все привилегии, не сумев при этом стать деятельным хозяйственным классом. Стране вновь грозила потеря управляемости. Для исправления ситуации Сперанский, используя петровскую «табель о рангах», привлек к работе «новый правящий слой», служилую бюрократию, уравняв на службе дворянина с разночинцем. Хотя дворянин имел преимущества по службе, но не он, а именно разночинец «придавал дух системе» выражение Г. Более или менее удовлетворительное отправление служебных обязанностей разночинцем обусловливалось его стремлением «выйти в люди», заслужить дворянское звание и пр. Но к концу XIX века и новая бюрократия, разросшаяся донельзя, открыто и принципиально приносит в жертву личным и семейным интересам дело государства [14, с. Попытка великого государственника П. Столыпина с помощью аграрной реформы закрепить в России начала общественного самоуправления, заложенные Александром II, не удалась и отчасти в связи с разложением управленческого аппарата. Грянула Октябрьская революция. Большевики продолжили традицию расширения доступа к власти лицам из низов, опершись на Советы, изобретенные народом. К управлению страной пришли энергичные, жаждущие дела люди, нередко фанатично преданные идеалам революции. Не всегда образованные и «культурные» они отличались смелостью мысли, дерзостью желаний, крепостью воли. Благодаря ним страна превратилась во вторую мировую сверхдержаву. К сожалению, советско-партийный руководящий слой деградировал еще быстрее, чем любой российский правящий класс до него. В послевоенные годы, когда были решены задачи восстановления народного хозяйства, страна на волне патриотического подъема вырвалась в космос. Но в это же время «властвующая элита», с одной стороны, догматически твердила о построении коммунизма, не давая возможности трезво и спокойно обсудить реально достижимые стратегические цели развития страны, а с другой — полностью предала забвению государственные и национальные интересы. В результате сперва наступила эпоха «застоя», когда страной управляли карьеристы-патриоты, а затем пришли перестройка и «радикальные реформы», завершившиеся катастрофой, ставшей следствием прихода к власти карьеристов-западников во главе с Горбачевым. К механизму влияния национальной идентичности на судьбу страны через деятельность личностных типов следует добавить несколько дополнительных замечаний. В служебно-домашней цивилизации законный контроль над текущей ситуацией, включая контроль над деятельностью управленческого аппарата, осуществляется сверху вниз. В связи с этим личность первого лица в стране государя, генсека, президента обретает особое значение. В переломные моменты истории его личная деятельность может определить благоприятное или катастрофическое течение событий. Крайне важно, чтобы во главе государства в такой момент оказался служитель, более или менее понимающий национальные интересы и общий ход мирового развития. России в ХХ-ом столетии в этом отношении не повезло. Николай II, какими бы чисто человеческими качествами он ни обладал, как государственный деятель оказался ничтожеством. Он не сумел понять задач, вставших перед страной, не сумел опереться на людей, понимавших эти задачи Столыпин , нашел опору в личностях, мягко говоря, несколько странных Распутин и царствующая императрица. Сталин, могучий государственный деятель, был ослеплен ложной идеей коммунизма и, преследуя ее, зачастую без пользы истощал великую силу русского народа. Горбачев оказался ничтожеством, неспособным к принятию самостоятельных стратегических решений. Ельцину же, судя по его поведению, не хватало интеллекта для оценки возможных последствий своих действий. Его, наделенного мощным инстинктом власти, умные люди использовали в качестве тупого бревна для разрушения советского общества. Невозможность легального контроля снизу деятельности госаппарата в служебно-домашней цивилизации приводит к тому, что народ заявляет о своем недовольстве путем бунтов, мятежей, революций. При этом, вопреки мнению Пушкина, русский бунт, в том числе, пугачевский, никогда не бывал «бессмысленным и беспощадным» [8, с. Бунт вообще редко бывает бессмысленным. Ведь «небольшой бунт время от времени — хорошее дело и так же необходим в политическом мире, как бури в мире физических явлений. Неудачные восстания действительно выявляют те нарушения прав народов, которые их породили» [2, с. Пугачевский бунт также имел смысл. Он, очевидно, был направлен против крепостного права, поскольку оно после указа о «Золотой вольности дворянства» потеряло оправдание. Ведь ранее подразумевалось, что крестьянин кормит «государева человека», дворянина, поскольку тот защищает того же крестьянина, платя «налог кровью» и служа государю и отечеству. Но если дворянин более не обязан служить, то почему крестьянин обязан кормить дворянина? Что же касается беспощадности, то в России и намека не было на нечто подобное Варфоломеевской ночи во Франции. И во время нашей Октябрьской революции толпы народа не занимались массовой резней подобно тем же французам. Известно, во время «сентябрьской резни», продолжавшейся 3 дня в сентябре 1792 года в Париже было «перерезано от 12 000 до 15 000 врагов нации», так сказать, в «индивидуальном порядке». Кроме того, «сентябрьщики» «перебили гуртом» заключенных в одной из тюрем, «в том числе около пятидесяти детей в возрасте от 12 до 17 лет» [5, с. Подлинно жестокими были чекисты в период Гражданской войны, планомерно и беспощадно, «по спискам» истреблявшие цвет русской нации — офицеров, профессоров, юристов, купцов, врачей и т. Но ведь ЧК того периода была «интернациональной», если не «космополитической» организацией. В ее руководстве собственно русских практически не было, а исполнитель не отвечает за грехи руководства. Бунт не самое лучшее средство контроля над деятельностью государственного аппарата. Но в любом обществе есть только одно действенное средство противодействовать служебному соблазну и побуждать государственных служащих работать добросовестно — смена или угроза смены людей, занимающих посты в служебной иерархии. Это средство может быть применено тремя разными способами. Оптимальный способ — демократический, путем выборов.
Цель исследования была обозначена как определение характеристик и закономерностей поведения эффективных лидеров в современных организациях, в том числе особенностей лидерства в условиях цифровой экономики. Указанная цель обусловила необходимость постановки и решения целого ряда задач, среди которых: - выявление качеств, характеристик, компетенций и ресурсов современного эффективного российского лидера; - выявление условий, при которых повышается эффективность лидерства; - определение особенностей личности и поведения лидеров, принадлежащих к разным поколениям. Основная гипотеза исследования, выдвинутая авторами: принадлежность лидера к определенной возрастной группе социальному поколению в рамках теории поколений накладывает отпечаток на то, как он трактует сущность и природу лидерства, характеризует качества, необходимые современному лидеру, оценивает параметры эффективного лидерства. Дополнительная гипотеза: современные российские лидеры в основном демонстрируют традиционные, свойственные практике управления 2000-х гг. Для проведения исследования авторами была разработана анкета лидера, содержащая около 30 вопросов, характеризующих личность лидера, его роль в организации, особенности поведения и условия эффективности. В анкетировании приняли участие формальные и неформальные лидеры разных возрастов и социальных групп в количестве 171 человек. Анкетирование проводилось в сентябре — ноябре 2021 года. Опрос проводился среди формальных и неформальных лидеров — руководителей высшего и среднего звена организаций и региональных и муниципальных органов управления, руководителей и членов общественных организаций, активистов в студенческой среде и молодежных организациях. Научная новизна исследования заключается в проведенной сравнительной характеристике качеств, особенностей поведения, подходах к эффективности лидерства российских лидеров в разрезе социальных поколений. Социологическое исследование характеристик эффективного лидерства В данной статье представлена оценка и интерпретация некоторых результатов социологического исследования. Преобладание среди опрошенных лидеров в возрасте 41—56 лет обусловлено тем, что представители данной возрастной категории находятся на пике своей карьеры и личностного развития, а потому составляют большинство среди действующих руководителей, формальных и неформальных лидеров. Выделение таких возрастных диапазонов обусловлено теорией поколений У. Хоува, представленной ими в 1991 г. Штраус и Н. Хоув выделили несколько архетипов поколений, сменяющих друг друга раз в 15—20 лет, со своим набором черт и ценностных установок. Среди лидеров, принявших участие в опросе, есть представители таких поколений, как «беби бумеры», поколение X, поколение Y миллениалы , поколение Z зумеры.
Минусы: Острый глаз необходим для выполнения проектов, однако он может застрять из-за слишком тщательного анализа. Острый глаз может быть настолько поглощен совершенствованием деталей и выполнением мелких задач, что будет слишком медленно работать или совсем затормозит. Вот почему в каждой команде должны быть Мозг и Голос, чтобы коллектив оставался сосредоточенным на целях и продвигался вперед. Сердце Сердце объединяет всех, создавая сообщество, консенсус и сотрудничество. Писательница Брене Браун — яркий пример личности такого типа. Плюсы: как правило, с этим типом личности все любят работать. Это связующее звено команды, вокруг которого все объединяются для достижения цели. Сердце умеет слушать и делает так, чтобы все чувствовали себя услышанными. Этот тип личности терпелив, готов к сотрудничеству, сострадателен, последователен и спокоен. Ему лучше всего удаются общественные проекты: он привносит гармонию в раздор и поддерживает вовлеченность других, чтобы предотвратить выгорание. Минусы: слабость Сердца в ориентированности на людях, а не на результатах. Этот тип людей может решить пощадить чьи-то чувства вместо того, чтобы делиться конструктивными отзывами об идее, из-за чего она может стать менее эффективной, а проект — менее успешным. Мозг и Острый глаз обеспечивают равновесие в команде, уравновешивая внимание Сердца к людям сосредоточенностью на задачах.
INTJ-тип личности: что за человек перед вами
Тип личности INFJ, составляющий всего 1% населения Земли. Кто же входит в эту категорию? | 6 типов неформальных лидеров. |
Типы лидерства. Эксперимент Курта Левина | Для формирования лидера обозначенного типа необходимо, чтобы социальный субъект действительно был «коммуника-тивной личностью». |
Четыре типа личности, которые должны быть в каждой команде | Главные черты типа личности Лидер – высокая организованность, стремление к лидерству и способность быстро принимать решения. |
Что такое MBTI-тест и какие 16 типов личности он предлагает | Новости Новости. |
INTJ-тип личности: что за человек перед вами - Школа Поток | Особенность этого типа определяется отсутствием надежной политической и институциональной поддержки, и зависимостью в основном от личности лидера (его таланта, характера, престижа) и бюрократических ресурсов (кадры и бюджет). |
А какой ты лидер? Типы лидерства
“синий”.“Синих” можно охарактеризовать одним словом - “вечеринка”.“Синие” просто обожают веселиться. Авторы издания Отто Крегер, Дженет Тьюсон выделяют 16 типов личностей, к каждому из которых можно отнести всех людей на земле, вне зависимости от их образования, вероисповедания и национальности. осуществить сравнительный анализ лидеров-мужчин и лидеров женщин; сопоставить особенности двух данных типов лидерства и наиболее эффективные ситуации для их проявления.
Четыре типа личности, которые должны быть в каждой команде
Личность лидера накладывает свой отпечаток и на командную культуру, и на методы её работы с момента создания команды и до окончания её жизни. Стать лидером нового типа, основные признаки которого я приведу ниже. осуществить сравнительный анализ лидеров-мужчин и лидеров женщин; сопоставить особенности двух данных типов лидерства и наиболее эффективные ситуации для их проявления.
Лидерство: понятие лидера в психологии, характеристики и особенности
Плюсы: Острый глаз — аналитический, логичный и рациональный персонаж. Он вряд ли сможет вдохновить толпу. Его место — в гуще работы, он должен убедиться, что данные верны. Острый глаз продумывает каждый процесс, чтобы он был эффективным. Ничто не уйдет от его внимания. Минусы: Острый глаз необходим для выполнения проектов, однако он может застрять из-за слишком тщательного анализа.
Острый глаз может быть настолько поглощен совершенствованием деталей и выполнением мелких задач, что будет слишком медленно работать или совсем затормозит. Вот почему в каждой команде должны быть Мозг и Голос, чтобы коллектив оставался сосредоточенным на целях и продвигался вперед. Сердце Сердце объединяет всех, создавая сообщество, консенсус и сотрудничество. Писательница Брене Браун — яркий пример личности такого типа. Плюсы: как правило, с этим типом личности все любят работать.
Это связующее звено команды, вокруг которого все объединяются для достижения цели. Сердце умеет слушать и делает так, чтобы все чувствовали себя услышанными.
Шкалы теста MBTI 1. Экстраверсия E или интроверсия I.
Эта шкала в первую очередь определяет, откуда человек получает энергию — от внешнего мира или от внутренних переживаний. Ощущение S или интуиция N. Суть шкалы заключается в том, что она определяет, как именно человек получает и интерпретирует информацию: через конкретные факты и детали или же через общие представления и символы. Мышление T или чувства F.
Цель шкалы — в ответе на вопрос, как человек принимает решения: на основе объективных критериев и логики или же на основе эмоций и ценностей. Суждение J или восприятие P. Шкала в первую очередь определяет, как человек предпочитает управлять своей жизнью — планировать и строить системы суждение или быть открытым для новых впечатлений и гибким в принятии решений восприятие. Чтобы человек определил свой тип личности, ему в первую очередь нужно узнать, где расположен «бегунок» на каждой из четырех шкал.
В результате мы получаем комбинацию из четырех характеристик. Нетрудно посчитать, что вариантов таких комбинаций из четырех признаков может быть 16 Анастасия Корнеевапсихолог Фото: Unsplash Типы личности по MBTI Каждый из 16 типов личности в тесте Майерс-Бриггс — это уникальное сочетание особенностей, которые определяют предпочтения и стиль жизни человека. Представители этого типа личности ориентированы на факты и логику. Они склонны к планированию и жестким правилам.
Типичные примеры — бухгалтер или юрист. Этому типу личности свойственны эмоции и сочувствие. Такие люди склонны к заботе о других и следованию традициям. Типичные примеры — медсестра или учитель.
Особенность этого типа личности заключается в том, что его представители ориентированы на интуицию и эмоции. Они склонны к творческому мышлению и заботе о других, при этом, будучи интровертами, погружены в свой внутренний мир и нуждаются в одиночестве для эмоциональной перезагрузки. Типичные примеры — писатель, преподаватель в гуманитарной сфере. Представители этого типа личности ориентированы на логику и творческое мышление.
Они склонны к стратегическому планированию и анализу данных.
Такой тип помогает выработать единое мнение на основании предпочтений каждого, чтобы не уронить ничей авторитет. Понятие лидерства и определение качеств, которые им присущи В психологии всегда сопровождается набором личных и поведенческих характеристик. Перечислим их: Высокая активность в решении вопросов.
Человек, умеющий вести массы, не тот, кто будет тихо отмалчиваться, выполняя чужие приказы. У него всегда есть своя точка зрения на решение проблемы, за которое он внутренне уже взял ответственность, поэтому он активно участвует в разборе: задает вопросы, отвечает на них, рассуждает, продумывает варианты «как для себя», а не просто для галочки. Способность влиять. Влияние необходимо для того, чтобы расширять сообщество, распространяя свою идею.
Важно уметь убеждать собеседника в своей точке зрения, пробуждать в нем желание действовать. Быть эталоном. Для того, кто ведет за собой, необходимо быть чуть выше по уровню нужных в объединении людей качеств, чем другие участники. Например, если для выхода из некой ситуации требуется уверенность в себе и умение вести переговоры, то у главного всегда меньше страхов и сомнений, чем у других, он более уверен в себе и его переговоры завершаются успехом с большей долей вероятности, чем у других.
Именно это заставляет тянуться к нему, доверять и выполнять его рекомендации. Соответствовать правилам группы. Среди всех составляющих лидерства это, пожалуй, самая непонятная для многих. Тот, кто выше всех, всегда выделяется, как же он может соответствовать обществу?
Да, он всегда чуть лучше остальных, но первоначально ценно, чтобы он был «своим».
Установлено влияние типа лидерства на творческое мышление. При авторитарном стиле лидерства у подростков не было пространства для творчества в процессе принятия решений. Установлено влияние типа лидерства на продуктивность в количественном и качественном выражении. При демократическом стиле руководства продуктивность школьников была более низкой в количественном выражении, но выше в качественном, в отличие от групп под руководством авторитарного лидера. Установлено влияние типа лидерства на самостоятельность и инициативность. При попустительском стиле лидерства дети требовали от своего руководителя распоряжений и решений, не умели работать самостоятельно и крайне неохотно и неэффективно работали сообща.
В дальнейшем, типы лидерства, выделенные К. Левином, «переквалифицировались» в стили руководства, которые в настоящий момент широко используются как в социальной психологии, так и в менеджменте. Так какие же глобальные выводы можно сделать на основе эксперимента, поставленного Куртом Левиным и его командой 80 лет назад? Во-первых, не существует идеального стиля управления.