Тяньаньмэньский инцидент — статья из свободной большой энциклопедии. В ночь на 4 июня 1989 года подразделения китайской армии окончательно подавили массовые протесты на Тяньаньмэнь — центральной площади Пекина. В ночь на 4 июня 1989 года подразделения китайской армии окончательно подавили массовые протесты на Тяньаньмэнь — центральной площади Пекина. В китайском городе Чжэнчжоу начались протесты на заводе Foxconn, являющемся крупнейшим в мире предприятием по производству смартфонов iPhone компании Apple. Об этом в среду, 23.
Площадь Тяньаньмэнь и события со студентами. Как это было
Ранее по подозрению в причастности к теракту были арестованы пять человек, имена и фамилии которых имеют уйгурское звучание, отмечает AFP. Как сообщалось, инцидент на площади Тяньаньмэнь произошел 29 октября, когда внедорожник с уйгурскими номерами, внутри которого находились три человека, врезался в толпу людей, взорвался и загорелся. Выяснилось, что в машине сидели мужчина, его жена и его мать. Все трое погибли.
New York Times заявил , что противоречивые требования было трудно оценить данный «пропаганда идет из , казалось бы , противоположных полюсов мира...
Энн Нунан из Исследовательского фонда Лаогай сообщила журналу National Review, что правительство, устраивающее самосожжение или позволяющее им произойти, не было «предположением на волоске», потому что правительство поклялось искоренить эту практику в преддверии 80-летия коммунистической партии юбилейные торжества в Июль 2001 г. В своей книге о Фалуньгун, опубликованной в 2001 году, журналист Дэнни Шехтер, основываясь на доказательствах из источников Фалуньгун, Филиппа Пэна и интервью с другими журналистами, заключает, что самосожжения были организованы правительством Китая. Беатрис Турпин, корреспондент Associated Press Television в Китае, сказала о самосожжении: «Во время последнего китайского Нового года был большой шум вокруг протестов Фалуньгун и из-за изображений избиения полицией практикующих; так что это определенно будет соответствовать типичной китайской стратегии проведения мероприятия в этом году [2001] и создания его собственного шоу ». Изучая различные версии личности жертв, историк Дэвид Оунби заключает, что «хотя аргументы практикующих Фалуньгун кажутся убедительными, очень трудно прийти к окончательному выводу о самосожжении...
В Китае есть отчаявшиеся люди. Или инцидент мог быть инсценирован целиком. Однако также представляется возможным, что те, кто самосожгли, могли быть новичками или невежественными практикующими Фалуньгун, открыли и практиковали Фалуньгун самостоятельно и плохо в период репрессий и, по какой-либо причине. Вдобавок, по версии правительства, принесенные в жертву были «набожными практикующими» Фалуньгун, которые начали практиковать между 1994 и 1997 годами.
Другие правозащитники предположили, что эти пять человек подожгли себя в знак протеста против подавления властями Фалуньгун. Журнал Time отметил некоторую путаницу в отношении расходящихся взглядов на самосожжение, а также выдвинул гипотезу о том, что «отсутствие солидарности» в Фалуньгун способствовало чувству безнадежности практикующих материкового Китая, которые могли поверить в то, что теряют контакт со своим руководством в изгнании. Джон Гиттингс, репортер Guardian , сообщил, что некоторые наблюдатели допускали возможность того, что принесенные в жертву люди действовали из отчаяния и замешательства. Некоторые наблюдатели предположили, что если бы участники были практикующими Фалуньгун, они могли бы решить поджечь себя в результате публикации на 1 - го января 2001 нового сочинения Ли Хунчжи под названием «Преодоление терпимости».
В статье, написанной группой практикующих Фалуньгун материкового Китая и опубликованной на главном веб-сайте Фалуньгун, отмечалось, что написанное запутало некоторых практикующих Фалуньгун и «общество», и что некоторые люди задавались вопросом, применит ли Фалуньгун насилие, чтобы противостоять преследованию. Авторы статьи написали, что этого не произойдет, поскольку насилие будет контрпродуктивным и противоречит практическим учениям. Представитель Фалуньгун пояснил, что написанное просто означает, что пришло время «разъяснить правду» о нарушениях прав человека, совершенных китайским правительством. Однако Джон Гиттингс предположил, что это письмо могло вызвать замешательство среди практикующих Фалуньгун, особенно в материковом Китае.
Мэтью Форни написал в журнале Time, что послание Ли Хунчжи распространилось в Китай через Интернет и неформальные сети практикующих, и предположил, что это могло вдохновить более радикальных практикующих. Дэвид Оунби написал, что нашел это краткое сообщение «трудным для интерпретации»: на первый взгляд казалось, что письмо «призывает к оружию» против тех, кого Ли Хунчжи назвал «злыми существами, у которых больше нет человеческой природы и праведных мыслей». Тем не менее, Дэвид Оунби обнаружил, что ни один из практикующих, с которыми он разговаривал, не интерпретировал написанное как «зеленый свет» для насильственных действий. Однако практикующие интерпретировали это как сообщение о том, что они могут противостоять репрессиям, не чувствуя себя виноватыми; они могли перестать «просто сдаваться полиции в начале столкновения».
Они могли бежать, организовываться, короче говоря, они были свободны от всех ограничений, которые ранее накладывала на них наблюдение «терпимости». Результаты Влияние кампании в СМИ на общественное мнение Массовое освещение в средствах массовой информации партии-государства привело к растущему одобрению репрессий против Фалуньгун и ослаблению общественной поддержки этого движения. Как отмечает журнал Time , до инцидента с самосожжением многие китайцы считали, что Фалуньгун не представляет реальной опасности и что преследование со стороны партии-государства зашло слишком далеко. Западный дипломат сказал, что китайцы, которые поддерживали Фалуньгун, стали на сторону правительства.
Инцидент самосожжения получил широкое освещение в государственных СМИ Китая, что, по словам аналитиков, приняло форму пропаганды. По словам Филипа Пэна, партия-государство «развернула тотальную кампанию, используя этот инцидент, чтобы доказать, что Фалуньгун - опасная секта, и настроить общественное мнение в Китае и за рубежом против движения... Были выпущены плакаты, листовки и видеоролики с подробным описанием предполагаемых вредных последствий Фалуньгун. Однако наиболее действенный сигнал был получен из телетрансляций.
В частности, партия-государство показала изображения очевидно сгоревшего тела двенадцатилетней девочки и сделала это сердцем кампании по дискредитации Фалуньгун. В этом убедились многие китайцы. The New York Times сообщила, что китайцев "засыпали кадрами инцидента в телепередачах и газетах". В китайских школах организованы регулярные занятия против Фалуньгун.
Восемь миллионов студентов из цивилизованных молодежных сообществ присоединились к «антисектантской акции по всей стране». Двенадцать миллионов детей были вынуждены прислать сочинения, не одобряющие эту практику. Через месяц после инцидента на площади Тяньаньмэнь власти выпустили документ под названием «Полная история инцидента самосожжения, созданного практикующими Фалуньгун на площади Тяньаньмэнь», содержащий цветные фотографии обугленных тел. В «Управлении по предотвращению и управлению контрактами злых культов» Госдепартамента после инцидента заявили, что готов сформировать единый фронт в глобальной борьбе с антикультами.
В Кайфэне почтовое отделение выпустило марку против Фалуньгун, а 10 000 человек подписали петицию, осуждающую группу.
Видимо, поэтому в глазах конспирологов события в Пекине встают в тот же ряд, что и «революция зонтиков» в Гонконге, и постсоветские «цветные революции». В апреле полыхнули тбилисские события, подавленные советской армией, а до конца года пали промосковские режимы в Польше, Венгрии, ГДР, Чехословакии и Румынии. Такая интерпретация на руку и китайским руководителям, которым оказалось легче объяснить протесты не тяжелым положением в стране, а вмешательством извне. Согласно материалам сборника The Tiananmen Papers, 1 июня 1989-го был представлен отчет министерства госбезопасности КНР, в котором утверждалось, что протестующие находятся под влиянием «буржуазного либерализма» и поддерживаются США. Правда, отчет был подготовлен группой Ли Пэна, которой нужны были железные аргументы в пользу ужесточения военного положения. Кроме этого до сих пор засекреченного отчета, иных свидетельств того, что события на Тяньаньмэнь были организованы при участии иностранцев, нет. Не упоминают о нем и обнародованные WikiLeaks телеграммы американских дипломатов. А анализ воспоминаний очевидцев и вовсе не оставляет от этой концепции камня на камне.
Требования гражданских прав, свободы и демократии не были лейтмотивом протестов. Гораздо чаще звучали голоса, осуждающие коррупцию, инфляцию и, например, загранкомандировки номенклатурных работников. Количество англоязычных плакатов было минимальным. Однако именно они попадали в объективы фото- и телекамер. Китаеязычный контент просто был непонятен аудитории зарубежных СМИ. Поэтому и интервью давали лишь студенты, способные связать пару слов по-английски, в результате чего у стороннего наблюдателя возникало ощущение, что в Пекине на улицы вышли глобализированные хипстеры-либералы. Визит Горбачева в КНР освещали журналисты из разных стран. Некоторые остались в Пекине и после того, как советский лидер уехал. Который, к слову, нуждался в политической стабильности, а не в очередной «культурной революции» с непредсказуемыми последствиями.
Нет, выступления на площади Тяньаньмэнь были частью исключительно внутренней китайской повестки. И если уж и была внешняя сила, на которую равнялись протестующие, то это Советский Союз. В китайской прессе публиковались материалы, позитивно освещавшие перестройку. Очевидцы вспоминают, что среди демонстрантов был популярен Михаил Горбачев, находившийся с визитом в Пекине как раз в разгар событий. Парадоксально, но в самом бывшем СССР о событиях на Тяньаньмэнь вспоминают, как правило, в контексте того, что, подавив студентов танками, руководство Коммунистической партии Китая преподало советским коллегам урок, как следует обращаться с любыми народными выступлениями. События на Тяньаньмэнь как урок «Китай сделал свой выбор, избрав реальный прогресс вместо распада и гниения, уготованного ему ходом событий. Китайцы не дали уничтожить свою страну во имя «общечеловеческих ценностей», не позволили превратить ее в поле для реализации сомнительных «проектов». Этот народ проявил волю к жизни, к победе, к величию в настоящем и будущем». Грачев, из статьи «Площадь Тяньаньмэнь: урок, не воспринятый Россией».
Но на самом деле, по данным приложения "Фэйчанчжун", в аэропорту Шоуду отменили только 491 рейс, а в аэропорту Дасин - 430. Вылетели, соответственно, 332 и 278 бортов. Не верить никем не подтвержденным сообщениям о "дестабилизации" ситуации в Китае в беседе с Pravda. Это пошло из Твиттера, и сейчас это пытаются вбросить в WeChat, причем источник - китаянка из США, которая критикует Си, компартию и страну", - приводит слова блогера издание.
События на площади Тяньаньмэнь. Правда о человеке, остановившем танки.
Особый размах протесты приняли в Нанкине. Власти запретили прессе информировать о событиях в Нанкине. Однако 31 марта вести о них достигли Пекина, где на площади Тяньаньмэнь уже несколько дней шли несанкционированные митинги. Первые аресты начались 2 апреля. Протесты на Тяньаньмэнь. Однако жители города проигнорировали запрет. В воскресенье 4 апреля, в день праздника Цинмин , горожане понесли к Памятнику народным героям венки в память о Чжоу Эньлае. К вечеру гора из венков достигла высоты 20 метров. До наступления ночи на площади Тяньаньмэнь побывало около 2 миллионов человек. События сильно встревожили высшее партийное руководство. Демонстрации на Тяньаньмэнь были квалифицированы как «реакционные».
Несмотря на то, что движение не имело ни организации, ни выраженных лидеров, партийные руководители увидели в нём предвестие восстания венгерского типа и предположили существование подпольного центра, подобного Клубу Петёфи. Политбюро распорядилось убрать с площади все венки [3]. За ночь городские власти успели очистить Тяньаньмэнь. Впоследствии У Дэ утверждал, будто старался избежать применения силы на Тяньаньмэнь, ссылаясь на двухмиллионный размах выступлений. Цзян Цин требовала «не бояться масс» и решительно отдать приказ милиции [4].
Некоторые подвижки в сторону смягчения нравов были: к примеру, многих пострадавших от ужасов Культурной революции реабилитировали, а правила для СМИ смягчили. Однако центральная роль компартии в политической системе не могла подвергаться никаким сомнениям. В мае 1985 года Дэн Сяопин подчеркнул: новая экономическая реальность совершенно не подразумевает уход от социализма и принятие демократии западного толка. Народ, однако, хотел большего. Еще в 1986 году власти столкнулись с массовыми протестами за более решительную демократизацию: тогда студенты в провинции Аньхой призывали к бойкоту местных выборов. К выступившим присоединился профессор астрофизики Фан Личжи, которого иногда называют «китайским Сахаровым». Протест вышел далеко за пределы одной провинции. Бастуя под лозунгами «Долой диктатуру!
События на Тяньаньмэнь были официально объявлены «контрреволюционным инцидентом», ответственность за который возложена на Дэн Сяопина. По предложению Мао Цзэдуна Политбюро отстранило Дэн Сяопина со всех постов, однако сохранило за ним членство в КПК чтобы посмотреть, «как он будет себя вести». Сам Дэн Сяопин в это время находился в Гуанчжоу под защитой своего старого соратника, командующего Гуанчжоуским военным округом Сюй Шию. Он оставался там в безопасности до осени, несмотря на активные попытки партийных радикалов свести с ним счёты. Городские власти Пекина организовали многолюдные контрдемонстрации, выражавшие поддержку руководству КПК и лично Мао Цзэдуну. Он охарактеризовал движение как « антикоммунистическую контрреволюцию» и назвал Дэн Сяопина «главным представителем правых ». Органы госбезопасности и полиция ужесточили репрессивный контроль. По видимости укрепились позиции Цзян Цин и её группировки. Радикалы сумели вновь вывести Дэн Сяопина из руководства и организовать против него мощную политико-пропагандистскую кампанию. Однако этот успех был непрочен, поскольку в обществе и в большей части правящего слоя прагматические позиции Дэн Сяопина были гораздо популярнее радикальных установок. Иллюзорность апрельского укрепления в полной мере проявилась осенью, когда Цзян Цин, Чжан Чуньцяо, Яо Вэньюань и Ван Хунвэнь были арестованы менее чем через месяц после смерти Мао Цзэдуна [7]. За несколько месяцев он приобрёл решающее политическое влияние. Несколько ранее, в ноябре, решением Постоянного комитета Политбюро и Пекинского горкома было пересмотрено официальное отношение к событиям 5 апреля 1976 на площади Тяньаньмэнь. Тем самым был нанесён сильный удар по позициям Хуа Гофэна и его ближайших сторонников из « Малой банды четырёх », включая У Дэ и Чэнь Силяня. Советские источники рассматривали «Тяньаньмэньский инцидент» как «антимаоистское движение сознательных сторонников научного социализма» [9]. По иным оценкам, выступление 5 апреля 1976 являлось спонтанным протестом против произвола властей и тяжёлых условий жизни.
Риторика сильно ужесточилась, мятежных студентов называли даже террористами. В это время на площади начали вооружаться арматурой и коктейлями Молотова. На дорогах возводились баррикады из автобусов. Однако вторая попытка армейских отрядов прорваться в город была более решительной. Вечером 3 июня жителей Пекина призвали по ТВ оставаться дома, а ближе к ночи в город начала входить бронетехника. Как ни странно, поначалу никакой стрельбы не велось. Танки и бронетранспортёры подошли к площади. Демонстрантов разогнали, но поначалу никаких убийств на площади не происходило. Однако затем начались столкновения на улицах вокруг неё. Трудно сказать, у военных не выдержали нервы или демонстранты начали метать в технику бутылки с горючей смесью. Ходил слух, что где-то на окраине армейская машина задавила людей и это спровоцировало последующую схватку. Однако это уже детали: в Пекине началась стрельба. Бронетехнику пытались поджечь коктейлями Молотова некоторые машины успешно спалили , солдат пытались избивать, техника металась по ночному городу, сослепу давя людей, солдаты, боящиеся не меньше самих демонстрантов, били в толпу. Больше всего людей погибло не на площади, а на прилегающем проспекте Чанъань. Стороны быстро распалялись, бой становился всё более жестоким, отбившихся от своих солдат безжалостно линчевали. Подступы к площади оцепили солдаты, бульдозеры и БТР давили палаточный лагерь. Число раненых доходило до семи тысяч. Китайская революция окончилась полным провалом. Чжао Цзыян провёл под домашним арестом последующие годы до своей смерти. Многие участники протестов бежали за рубеж. Другие подверглись наказаниям. События на площади Тяньаньмэнь были не уникальны для Восточной Азии. Так, в Южной Корее в 1980 году разыгрались аналогичные события в городе Кванджу. И в Китае, и в Корее трагические события вызывались эволюцией "диктатуры развития": авторитарные стратеги, имевшие некие планы государственного строительства, сталкивались с интеллигентской фрондой и силой разрешали кризис. Реформирование Китая правительством Дэн Сяопина замедлилось, но не остановилось: вскоре правитель Поднебесной вернулся к прежнему курсу на постепенные реформы. Трудно сказать, что произошло бы с Китаем в случае победы демонстрантов или компромисса между митингующими и властями.
В Китае вспоминают трагические события на площади Тяньаньмэнь
В этот день 1989 года в Пекине случилось происшествие, которое дипломатично называют «События 4 июня», или попросту – «Резня на площади Тяньаньмэнь». Тяньаньмэньский инцидент (кит. упр. 四五天安门事件, пиньинь: Sìwǔ Tiān'ānmén shìjiàn, букв. «Инцидент 5 апреля на площади Тяньаньмэнь») — протестное выступление на пекинской. Советские источники рассматривали «Тяньаньмэньский инцидент» как «антимаоистское движение сознательных сторонников научного социализма»[9]. По иным оценкам, выступление. 30 лет назад китайские военные провели силовую операцию по разгону студентов, митинговавших на площади Тяньаньмэнь в Пекине.
Инцидент на Тяньаньмэнь
Но к концу 1980-х вслед за растущим уровнем жизни рыночные реформы принесли инфляцию и резкий рост неравенства. Кроме того, новыми возможностями воспользовались коррупционеры. А консервативно настроенной части населения все больше не нравились западные ценности, которые распространялись в Китае из-за политики открытости. Политическая часть модернизации в КНР шла еще медленнее. Некоторые подвижки в сторону смягчения нравов были: к примеру, многих пострадавших от ужасов Культурной революции реабилитировали, а правила для СМИ смягчили. Однако центральная роль компартии в политической системе не могла подвергаться никаким сомнениям. В мае 1985 года Дэн Сяопин подчеркнул: новая экономическая реальность совершенно не подразумевает уход от социализма и принятие демократии западного толка. Народ, однако, хотел большего. Еще в 1986 году власти столкнулись с массовыми протестами за более решительную демократизацию: тогда студенты в провинции Аньхой призывали к бойкоту местных выборов. К выступившим присоединился профессор астрофизики Фан Личжи, которого иногда называют «китайским Сахаровым ».
Протест вышел далеко за пределы одной провинции.
Заявление об отставке Ху Яобана содержало "оскорбительную самокритику". Собравшиеся требовали аннулировать обвинения против Ху Яобана и обратить внимание на важные проблемы продемокрастических протестов 1978-1979 годов в 1986-1987 годах. Так начались протестные акции, продлившиеся до 4 июня, — "Тяньаньмэньская бойня". Кто протестовал и чего они хотели? Протестующие разбили палаточный лагерь на площади и не покидали её более месяца.
Основные протесты прошли с 27 апреля по 4 июня 1989 года. Протест называют студенческим, и большинство протестующих действительно были студентами, состоявшими в Независимом союзе студентов Пекина. Но значительную долю протестующих также составляли представители Независимой ассоциации Пекинских рабочих. При этом рабочие занимали более жёсткую позицию и шли на открытую конфронтацию с властью. Разношёрстность протестующих повлияла и на выдвигаемые манифесты: студенты как интеллектуалы требовали решительного продолжения реформ, рабочие же считали, что реформы зашли слишком далеко и принесли инфляцию и безработицу. Несмотря на разные в целом полюса мнений, собравшиеся сошлись в обвинениях правительства в коррупции и управлении страной тоталитарными методами, а также в необходимости демократизации.
Военные и протестующие, Пекин, 1989 год Правительство неоднократно требовало от протестующих разойтись, но требования не оказали никакого эффекта. Тогда 20 мая в Пекине ввели военное положение и решили подавить протест силой. Невооружённые части Народно-освободительной армии Китая попытались войти на площадь утром 3 июня, но их отбросили протестующие. Вечером подразделения армии вернулись с танками. На эту попытку армии попасть на площадь собравшиеся отреагировали вооружённым сопротивлением: танки забрасывали камнями и бутылками с зажигательной семью, гусеницы бронетехники пытались уничтожить стальными балками из бордюров, а на самой площади демонстранты создали баррикады из автобусов, грузовиков и тракторов.
На улицах были трупы активистов, множество обломков велосипедов, раненых спешили доставить в больницы всеми доступными способами. Информагентства опубликовали жуткую фотографию, на которой изображён велосипедист, раздавленный танком. Именно она стала прообразом для памятника, посвящённого погибшим в Пекине, который установлен в польском городе Вроцлав в 1999 году. Через полчаса его увели, и техника продолжила движение. Точных данных о жертвах нет.
По официальной информации китайского руководства, 4 июня 1989 года погиб 241 человек 218 гражданских лиц, 10 солдат и 13 полицейских , ранения получили около 7000 человек. НАТО сообщает о 6000 погибших гражданских и 1000 военных. Как события 30-летней давности повлияли на современность Спустя 30 лет события на Тяньаньмэнь и в её округе трактуются по-разному. Запад, конечно, говорит о нарушении прав человека со стороны руководства Поднебесной и называет произошедшее «символом кровавого торжества тоталитаризма». Профессор Пекинского педагогического университета Ли Чжэнжун говорит: «Не знаю, насколько хорошо было бы сегодняшнему Китаю, если не произошло тех кровавых событий. Возможно, не было экономического развития». Летом 1989 года Конгресс США одобрил программу санкций в отношении Китая, которая предусматривала сворачивание совместных торгово-экономических проектов. Более того, по итогам встречи глав правительств стран G7, организованной по инициативе Вашингтона, объявлено о прекращении любых политических контактов на высоком уровне, отказе от дальнейшего кредитования Китая Всемирным банком, МВФ и Азиатским банком развития. Западные предприятия получили распоряжение заморозить все инвестиционные проекты в Китае. В результате Поднебесная лишилась доступа к западным технологиям.
Вопреки ожиданиям Штатов, что китайская экономика будет разорвана в клочья, а ещё большее обеднение населения приведёт к социальным взрывам, Пекин переориентировался на сотрудничество с Вьетнамом, Индией, Сингапуром, Южной Кореей и укрепил отношения с СССР. За счёт развития специальных экономических зон — Чжухай и Шэньчжэнь — в те времена современный Китай получил передовые центры электронной промышленности, где сегодня расположены производственные мощности американского гиганта Apple. Подавление диссидентского движения внутри страны, массовая слежка за населением, пресечение деятельности студенческих кружков, усиление пропаганды, цензура и отделение китайской сферы интернета от мировой — всё это явные отголоски тех событий.
Впоследствии стал успешным инвестбанкиром.
Сюн Янь 25 лет — сразу после подавления протестов попал в тюрьму, но, как и многие другие, через год был отпущен без предъявления официального обвинения. В тюрьме принял христианство, в 1992 году эмигрировал США, где получил богословское образование. Служил капелланом в армии США, дважды был в Ираке. Число погибших среди студенческих лидеров: ровно 0 человек.
Власти по горячим следам заявляли о 23 погибших, идентифицированных как студенты высших учебных заведений. Всего же в Пекине в дни подавления протеста погибло, по разным оценкам, от 300 до 3000 человек. В подавляющем большинстве — это городская молодёжь, спровоцированная призывами лидеров протеста и оказывавшая реальное сопротивление вошедшим в город войскам. Посчитать статистику по тюремным заключениям сложнее.
Но вот есть показательная история от 23 мая. Рано утром трое неизвестных начали закидывать портрет Мао Цзэдуна на воротах Тяньаньмэнь пластиковыми мешками, наполненными краской КДПВ.
Китай призвал сотрудничать с Россией в расследовании ЧП на «Северных потоках»
Танки на площади Тяньаньмэнь 1989. Площадь Тяньань Мень 1989. Китай события на площади Тяньаньмэнь 1989. События на площади Тяньаньмэнь в Пекине 1989 года. Восстание на Тяньаньмэнь 1989. Площадь Тяньаньмэнь танк. Танки на площади Тяньаньмэнь. Китай танки площадь Тяньаньмэнь. Площадь Тяньаньмэнь 1989 неизвестный бунтарь. Площади Тяньаньмэнь в 1989 году.
Китай восстание на площади Тяньаньмэнь. Протесты на площади Тяньаньмэнь в 1989 году. Китай площадь Тяньаньмэнь разгон демонстрантов. События на Тяньаньмэнь 1989.
Это создавало ему широкую популярность, поскольку Цзян Цин и её сторонники вызывали отторжение в обществе [1]. Правительственное сообщение о смерти Чжоу было весьма сдержанным, официальный траур — непродолжительным. Заводам и фабрикам рекомендовалось воздержаться от проведения митингов памяти. Это возмутило китайцев.
В конце марта накануне праздника Цинмин , когда в Китае традиционно поминают усопших, началось стихийное движение памяти Чжоу Эньлая. В целях предосторожности власти закрыли кладбище, где состоялась кремация. Партийные активисты КПК всячески отговаривали население от проведения каких-либо поминальных ритуалов. Материал появился по указанию заместителя премьера Госсовета и главы шанхайской парторганизации Чжан Чуньцяо , ближайшего сподвижника Цзян Цин. Характерно, что резкой критике вновь подвергся лидер прагматиков Дэн Сяопин , недавно реабилитированный и возвращённый в партийное руководство по предложению Чжоу Эньлая. Публикация, воспринятая как оскорбление покойного и начало новой репрессивной идеологической кампании радикалов [2] , спровоцировала демонстрации протеста в ряде городов долине Янцзы. Особый размах протесты приняли в Нанкине. Власти запретили прессе информировать о событиях в Нанкине.
Однако 31 марта вести о них достигли Пекина, где на площади Тяньаньмэнь уже несколько дней шли несанкционированные митинги. Первые аресты начались 2 апреля. Протесты на Тяньаньмэнь. Однако жители города проигнорировали запрет.
Выступая через утвержденные СМИ, она сказала, что ее собственная мать сказала ей поджечь себя, чтобы достичь «небесного золотого царства»; Журналист Дэнни Шехтер сомневался, что ребенок смог бы поговорить с китайскими СМИ так скоро после трахеотомии, но Лю Сииин, похоже, говорил ясно и пел во время интервью. По словам Шехтера, Синьхуа необычно опубликовало заявление о самосожжении для иностранных СМИ всего через несколько часов после того, как произошло событие, заявив, что это было необычно, потому что в китайской прессе почти никогда не сообщается своевременно о чувствительных предметах. Обычно протокол утверждается несколькими партийными должностными лицами перед публикацией, что обычно занимает довольно много времени.
Ян Джонсон аналогичным образом заметил, что государственные СМИ «сообщили о смерти [жертвы] с необычайной живостью, подразумевая, что либо смерть произошла раньше, чем сообщалось, либо обычно осторожные СМИ получили разрешение высшего уровня на то, чтобы поспешно опубликовать электронные сообщения и телетрансляцию». Также были подняты вопросы о том, откуда взялись кадры события, и с какой скоростью появлялись съемочные группы на месте происшествия. Однако представители CNN утверждали, что это невозможно, поскольку их репортеры были задержаны вскоре после начала мероприятия, и им не разрешили снимать остальное. Пан также с подозрением отнесся к расположению камер и к тому факту, что кадры крупным планом, показанные по китайскому телевидению, были сделаны без вмешательства полиции. Кроме того, кадры с верхней камеры наблюдения, по-видимому, показали, что мужчина снимает сцену с помощью небольшой ручной камеры, а не большой камеры того типа, который используется для репортажей теленовостей. Издание Age прокомментировало, что «наличие огнетушителей и официальных телекомпаний, а также отсутствие достоверных данных о жертвах» вызывает вопросы о том, были ли власти осведомлены о самосожжении. Полиция прибыла на место самосожжения в течение 90 секунд с большим количеством средств пожаротушения.
Один европейский журналист сказал: «Я никогда не видел полицейских, патрулирующих площадь Тяньаньмэнь с огнетушителями. Почему они все появились сегодня? Место происшествия находится по крайней мере в 20 минутах езды туда и обратно от ближайшего здания - Народного Большого зала. Спор После инцидента детали того, почему эти люди были вовлечены, были и остаются предметом споров между представителями Фалуньгун, правительства Китая и другими наблюдателями. Существенной проблемой для получения окончательной оценки события является невозможность независимого подтверждения утверждений правительства. По данным Human Rights Watch HRW , отсутствие независимой информации сделало инцидент одной из самых сложных историй для репортеров в Пекине. Расследование Филипа Пэна и другие несоответствия, выявленные организациями Фалуньгун, привели некоторых журналистов и других наблюдателей к мысли о том, что самосожжение не было таким прямым, как предполагали официальные сообщения китайских СМИ.
В « National Review» Энн Нунан из Исследовательского фонда Лаогай высказала предположение, что «вряд ли это было надуманной гипотезой», что правительство инсценировало инцидент или позволило ему продолжить дискредитацию Фалуньгун, поскольку правительство пообещало уничтожить эту практику до того, как Празднование восьмидесятилетия Коммунистической партии в июле. Клайв Ансли, адвокат по правам человека из Ванкувера, который жил в Китае во время самосожжения, предположил, что драматический ответ Фалуньгун был бы понятен, но в конечном итоге пришел к выводу, что мероприятие было инсценировано: «У вас есть люди Фалуньгун. Я могу понять людей, которые делают это... Это было полностью инсценировано правительством ». В своей книге о Фалуньгун 2001 года журналист Дэнни Шехтер, опираясь на доказательства из источников Фалуньгун, от Филиппа Пэна, и интервью с другими журналистами, пришел к выводу, что самосожжение было организовано правительством Китая. Ссылаясь на исследование Шехтера, антрополог Ноа Портер писал, что «были предоставлены убедительные доказательства того, что события, описанные китайскими СМИ, по крайней мере обманчивы, если не полная мистификация», «также заявляя», даже если были люди, которые поджигали себя и считали сами практикующие Фалуньгун, они не будут представлять практикующих Фалуньгун ». Анализируя расходящиеся рассказы о личности жертв самосожжения, историк Дэвид Оунби пришел к выводу, что «хотя аргументы практикующих Фалуньгун кажутся убедительными, очень трудно прийти к окончательному суждению о самосожжении...
Но вполне возможно, что те, кто подожгли себя, могли быть новыми или необразованными практикующими Фалуньгун, открыли и начали практиковать Фалуньгун самостоятельно и плохо в период после подавления, и для по какой-то причине, решил принести высшую жертву ». Другие правозащитники предположили, что пятеро подожженных сделали это в знак протеста против подавления Фалуньгун правительством. Баренд тер Хаар был открыт к идее, что самосожжения были практикующими Фалуньгун, и постулировал, что бывшие буддисты, возможно, принесли с собой «респектабельную буддийскую традицию самосожжения в качестве жертвы Будде». Он попытался объяснить несоответствия, предположив, что правительство могло сфабриковать собственное видео, когда они осознали медиатический потенциал самоубийств. Франческо Сиши , азиатский редактор La Stampa , поддержал возможность того, что самосожжения были практикующими Фалуньгун, написав в Asia Times, что «никто не верил, что правительство могло заплатить матери за то, чтобы она сожгла себя и свою дочь, или что она была настолько предана Коммунистической партии, что притворилась членом Фалуньгун и убила себя и свою единственную дочь, даже если учитель Фалуньгун Ли Хунчжи запретил самоубийство... Вместо этого, когда правительство сообщило об этом эпизоде, это выглядело как пропаганда». Time отметил некоторую путаницу, связанную с противоречивыми взглядами на самосожжение; Один из опрошенных практикующих Фалуньгун из Пекина, похоже, согласился с тем, что самосожжения были практикующими, участвовавшими в протестах, в то время как зарубежные организации Фалуньгун отрицают свою причастность.
Time также предположил, что «отсутствие солидарности» в Фалуньгун усугубляет чувство отчаяния практикующих материкового Китая, которые могут чувствовать себя оторванными от изгнанного руководства. Репортер Guardian Джон Гиттингс сообщил, что некоторые наблюдатели считали возможным, что самосожжения действовали в отчаянии и замешательстве. Некоторые наблюдатели предположили, что если участники были практикующими Фалуньгун, они, возможно, прибегли к самосожжению в ответ на публикацию нового писания Ли Хунчжи, выпущенного 1 января 2001 года, «За гранью терпения». В статье, написанной группой практикующих Фалуньгун материкового Китая и опубликованной на главном китайскоязычном веб-сайте Фалуньгун, отмечалось, что Священное Писание вызвало путаницу как среди практикующих Фалуньгун, так и «в обществе», и что некоторые люди задавались вопросом, будет ли Фалуньгун прибегают к насилию, чтобы противостоять преследованиям. Авторы писали, что этого не произойдет, поскольку насилие будет контрпродуктивным и противоречит основным принципам практики. Представитель Фалуньгун пояснил, что новое писание просто означает, что пришло время «пролить свет на правду» о нарушениях прав человека, совершенных китайским правительством. Тем не менее, Гиттингс утверждал, что Священное Писание могло сбить с толку последователей Фалуньгун, особенно в материковом Китае.
Мэтью Форни написал в журнале Time, что послание Ли распространилось в Китай через Интернет и неформальные сети последователей, и предположил, что это могло вдохновить там более радикальных практикующих. Дэвид Оунби написал, что он обнаружил, что краткое сообщение «трудно интерпретировать»: на первый взгляд, писание напоминало «призыв к оружию» против того, что Ли описал как «злых существ, у которых больше нет человеческой природы или праведных мыслей». Тем не менее, Оунби сказал, что ни один практикующий, с которым он разговаривал, не видел в Священном Писании «зеленый свет» для насильственных действий. Вместо этого практикующие истолковали это как прямо противоположное, что они могут ненасильственно сопротивляться подавлению без чувства вины; они могли прекратить «просто сдаваться полиции в первый момент конфронтации. Они могли убежать, они могли организоваться, они были, одним словом, свободны от каких-либо ограничений, которые необходимость« воздержаться »наложила на них ранее». В интервью газете Washington Post Оунби отметил, что Ли не поддерживает самоубийство ни в одном из своих недавних заявлений: «Но практикующий в Китае, находящийся на краю своей веревки, определенно мог рассматривать [заявления] как одобрение мученичества, и, возможно, выберет собственные средства для достижения этой цели ". Последствия Медиа-кампания и общественное мнение Освещение этого события в государственных СМИ привело к усилению поддержки усилий партии по преследованию Фалуньгун и подорвало сочувствие общественности к группе.
Time сообщил, что до инцидента самосожжения многие китайцы чувствовали, что Фалуньгун не представляет реальной угрозы и что преследование со стороны государства зашло слишком далеко. Однако после этого события китайская информационная кампания против Фалуньгун приобрела значительный резонанс.
Более того, среди них началась борьба за лидерство, дело доходило до стычек. Такая ситуация была выгодна Ли Пэну и его единомышленникам, которые изображали протестующих как неуправляемую толпу маргиналов типа хунвэйбинов в годы «культурной революции». Именно консерваторы были заинтересованы в затягивании и дезорганизации выступлений, что позволило бы оправдать в глазах Дэна максимально жесткие меры. Так и случилось. Военное положение было объявлено 20 мая, однако приказ применять силу получен лишь 3 июня, когда стало понятно, что договариваться с протестующими не о чем, да и вести диалог не с кем.
Окончательное решение о подавлении выступлений принимал «добрый дедушка» Дэн Сяопин. Дворцовый переворот не провалился — его просто не было. Была фракционная борьба, в которой победили консерваторы, пусть и ценой человеческих жизней оценки числа погибших по-прежнему служат предметом дискуссии и зависят от политической позиции исследователя. Экономическую повестку реформ восстановили три года спустя стараниями все того же Дэн Сяопина. А вот политические реформы были заморожены раз и навсегда. Монополии правящей верхушки на власть больше ничего не угрожало. В такой ситуации власти должны были ответить на вопрос, «кто виноват».
Козлом отпущения сделали Чжао Цзыяна, который, по мнению победителей, если и не «инспирировал», то «потворствовал». Его имя было вымарано из истории реформ. Он был снят со всех постов и посажен под домашний арест, где и умер 16 лет спустя. События на Тяньаньмэнь как «цветная революция» «Без военных действий в Китае воцарился бы хаос. Фактически Тяньаньмэнь был прологом к дестабилизирующей «оранжевой революции», которую удалось остановить». Кургинян, на телепередаче «Суд времени». Если судить по материалам СМИ, манифестации на Тяньаньмэнь выглядят как триумф западного неолиберализма.
Лозунги на английском языке, статуя Богини Демократии из папье-маше, палаточный городок на центральной площади города, поднятые вверх два пальца — Victory. Ничего не напоминает? Видимо, поэтому в глазах конспирологов события в Пекине встают в тот же ряд, что и «революция зонтиков» в Гонконге, и постсоветские «цветные революции». В апреле полыхнули тбилисские события, подавленные советской армией, а до конца года пали промосковские режимы в Польше, Венгрии, ГДР, Чехословакии и Румынии. Такая интерпретация на руку и китайским руководителям, которым оказалось легче объяснить протесты не тяжелым положением в стране, а вмешательством извне. Согласно материалам сборника The Tiananmen Papers, 1 июня 1989-го был представлен отчет министерства госбезопасности КНР, в котором утверждалось, что протестующие находятся под влиянием «буржуазного либерализма» и поддерживаются США. Правда, отчет был подготовлен группой Ли Пэна, которой нужны были железные аргументы в пользу ужесточения военного положения.
Китай: четверть века после Тяньаньмэнь
Площадь Тяньаньмэнь 1989 - известные события и достопримечательности | Catherine Henriette/AFP/East News Как не стоит интерпретировать события на площади ТяньаньмэньТридцать лет назад в Китае произошло событие, разделившее всю современную. |
Тяньаньмэньский инцидент | Действительно новое слово в дипломатии 26 апреля сказал госсекретарь США. Несколько дней назад он приехал с визитом в Китай и сегодня подвел итоги, передает корреспондент Павел. |
СОДЕРЖАНИЕ
- «Перестройка» по-китайски
- Смотрите также:
- Инцидент самосожжения на площади Тяньаньмэнь - Tiananmen Square self-immolation incident
- Тяньаньмэнь-1989 Как Китай раскатал танками свой майдан: dfedbees — LiveJournal
- Смута в Поднебесной
- Тяньаньмэнь-1989 Как Китай раскатал танками свой майдан
Китайские власти подтвердили гибель трех человек на площади Тяньаньмэнь
Действительно новое слово в дипломатии 26 апреля сказал госсекретарь США. Несколько дней назад он приехал с визитом в Китай и сегодня подвел итоги, передает корреспондент Павел. Тяньаньмэньский инцидент — статья из свободной большой энциклопедии. Тяньаньмэньский инцидент стал одним из проявлений антимаоистской борьбы накануне смерти Мао и предвестием начала реформ, идеологически и экономически смягчивших режим. 30 сентября на площади Тяньаньмэнь состоится ежегодная торжественная церемония поминовения павших героев национальной и революционной борьбы. Вот, например, список "21 most wanted" активистов, разыскиваемых китайскими властями сразу после зачистки лагеря на площади Тяньаньмэнь и вкратце их дальнейшая биография. Тяньаньмэньский инцидент стал одним из проявлений антимаоистской борьбы накануне смерти Мао и предвестием начала реформ, идеологически и экономически смягчивших режим.
Китайские власти подтвердили гибель трех человек на площади Тяньаньмэнь
Беспорядки на площади Тяньаньмэнь 4 июня 1989 года — трагический финал массовых студенческих протестов, продолжавшихся два месяца. Тяньаньмэньский инцидент (кит. упр. 四五天安门事件, пиньинь: Sìwǔ Tiān'ānmén shìjiàn, букв. «Инцидент 5 апреля на площади Тяньаньмэнь») — события, произошедшие на пекинской. Инцидент на площади Тяньаньмэнь 1976.