Наличие у сотрудников допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для их доступа к сведениям более низкой степени секретности. Интерфакс: Уровень секретности закрытых конкурентных закупочных процедур в электронной форме в рамках госзакупок и закупок российских госкомпаний может быть снижен, следует из проекта правительственного постановления. Правительство России утвердило новую редакцию правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к секретным, совершенно секретным и особой важности. Правительство РФ обновило «Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности», сильно сократив документ. Так, глава государства наделяется полномочиями определять "порядок обеспечения режима секретности" в администрации президента РФ.
Статья 8. Степени секретности сведений и грифы секретности носителей этих сведений
Степени секретности сведений и грифы секретности носителей этих сведений Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений. Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно".
В эти перечни включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается степень их секретности. В рамках целевых программ по разработке и модернизации образцов вооружения и военной техники, опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ по решению заказчиков указанных образцов и работ могут разрабатываться отдельные перечни сведений, подлежащих засекречиванию.
Эти перечни утверждаются соответствующими руководителями органов государственной власти. Целесообразность засекречивания таких перечней определяется их содержанием. Статья 10.
Ограничение прав собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан Российской Федерации на информацию в связи с ее засекречиванием Должностные лица, наделенные в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Закона, полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, вправе принимать решения о засекречивании информации, находящейся в собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан далее - собственник информации , если эта информация включает сведения, перечисленные в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне. Засекречивание указанной информации осуществляется по представлению собственников информации или соответствующих органов государственной власти. Материальный ущерб, наносимый собственнику информации в связи с ее засекречиванием, возмещается государством в размерах, определяемых в договоре между органом государственной власти, в распоряжение которого переходит эта информация, и ее собственником.
В договоре также предусматриваются обязательства собственника информации по ее нераспространению. При отказе собственника информации от подписанного договора он предупреждается об ответственности за несанкционированное распространение сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с действующим законодательством. Собственник информации вправе обжаловать в суд действия должностных лиц, ущемляющие, по мнению собственника информации, его права.
В случае признания судом действий должностных лиц незаконными порядок возмещения ущерба, нанесенного собственнику информации, определяется решением суда в соответствии с действующим законодательством. Не может быть ограничено право собственности на информацию иностранных организаций и иностранных граждан, если эта информация получена разработана ими без нарушения законодательства Российской Федерации. Статья 11.
Порядок засекречивания сведений и их носителей Основанием для засекречивания сведений, полученных разработанных в результате управленческой, производственной, научной и иных видов деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, является их соответствие действующим в данных органах, на данных предприятиях, в данных учреждениях и организациях перечням сведений, подлежащих засекречиванию. При засекречивании этих сведений их носителям присваивается соответствующий гриф секретности. При невозможности идентификации полученных разработанных сведений со сведениями, содержащимися в действующем перечне, должностные лица органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций обязаны обеспечить предварительное засекречивание полученных разработанных сведений в соответствии с предполагаемой степенью секретности и в месячный срок направить в адрес должностного лица, утвердившего указанный перечень, предложения по его дополнению изменению.
Должностные лица, утвердившие действующий перечень, обязаны в течение трех месяцев организовать экспертную оценку поступивших предложений и принять решение по дополнению изменению действующего перечня или снятию предварительно присвоенного сведениям грифа секретности. Статья 12. Реквизиты носителей сведений, составляющих государственную тайну На носители сведений, составляющих государственную тайну, наносятся реквизиты, включающие следующие данные: о степени секретности содержащихся в носителе сведений со ссылкой на соответствующий пункт действующего в данном органе государственной власти, на данном предприятии, в данных учреждении и организации перечня сведений, подлежащих засекречиванию; об органе государственной власти, о предприятии, об учреждении, организации, осуществивших засекречивание носителя; о регистрационном номере; о дате или условии рассекречивания сведений либо о событии, после наступления которого сведения будут рассекречены.
При невозможности нанесения таких реквизитов на носитель сведений, составляющих государственную тайну, эти данные указываются в сопроводительной документации на этот носитель. Если носитель содержит составные части с различными степенями секретности, каждой из этих составных частей присваивается соответствующий гриф секретности, а носителю в целом присваивается гриф секретности, соответствующий тому грифу секретности, который присваивается его составной части, имеющей высшую для данного носителя степень секретности сведений. Помимо перечисленных в настоящей статье реквизитов на носителе и или в сопроводительной документации к нему могут проставляться дополнительные отметки, определяющие полномочия должностных лиц по ознакомлению с содержащимися в этом носителе сведениями.
Вид и порядок проставления дополнительных отметок и других реквизитов определяются нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Раздел IV. Порядок рассекречивания сведений Рассекречивание сведений и их носителей - снятие ранее введенных в предусмотренном настоящим Законом порядке ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям.
Основаниями для рассекречивания сведений являются: взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в Российской Федерации государственную тайну; изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной. Органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, обязаны периодически, но не реже чем через каждые 5 лет, пересматривать содержание действующих в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекречивания сведений и их соответствия установленной ранее степени секретности. Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет.
В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению межведомственной комиссии по защите государственной тайны. Правом изменения действующих в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, наделяются утвердившие их руководители органов государственной власти, которые несут персональную ответственность за обоснованность принятых ими решений по рассекречиванию сведений. Решения указанных руководителей, связанные с изменением перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, подлежат согласованию с межведомственной комиссией по защите государственной тайны, которая вправе приостанавливать и опротестовывать эти решения.
Статья 14. Порядок рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну Носители сведений, составляющих государственную тайну, рассекречиваются не позднее сроков, установленных при их засекречивании. До истечения этих сроков носители подлежат рассекречиванию, если изменены положения действующего в данном органе государственной власти, на предприятии, в учреждении и организации перечня, на основании которых они были засекречены.
В исключительных случаях право продления первоначально установленных сроков засекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, предоставляется руководителям государственных органов, наделенным полномочиями по отнесению соответствующих сведений к государственной тайне, на основании заключения назначенной ими в установленном порядке экспертной комиссии. Руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций наделяются полномочиями по рассекречиванию носителей сведений, необоснованно засекреченных подчиненными им должностными лицами. Руководители государственных архивов Российской Федерации наделяются полномочиями по рассекречиванию носителей сведений, составляющих государственную тайну, находящихся на хранении в закрытых фондах этих архивов, в случае делегирования им таких полномочий организацией-фондообразователем или ее правопреемником.
В случае ликвидации организации-фондообразователя и отсутствия ее правопреемника вопрос о порядке рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, рассматривается межведомственной комиссией по защите государственной тайны. Статья 15. Исполнение запросов граждан, предприятий, учреждений, организаций и органов государственной власти Российской Федерации о рассекречивании сведений Граждане, предприятия, учреждения, организации и органы государственной власти Российской Федерации вправе обратиться в органы государственной власти, на предприятия, в учреждения, организации, в том числе в государственные архивы, с запросом о рассекречивании сведений, отнесенных к государственной тайне.
Органы государственной власти, предприятия, учреждения, организации, в том числе государственные архивы, получившие такой запрос, обязаны в течение трех месяцев рассмотреть его и дать мотивированный ответ по существу запроса. Если они не правомочны решить вопрос о рассекречивании запрашиваемых сведений, то запрос в месячный срок с момента его поступления передается в орган государственной власти, наделенный такими полномочиями, либо в межведомственную комиссию по защите государственной тайны, о чем уведомляются граждане, предприятия, учреждения, организации и органы государственной власти Российской Федерации, подавшие запрос. Уклонение должностных лиц от рассмотрения запроса по существу влечет за собой административную дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне может быть обжалована в суд. При признании судом необоснованности засекречивания сведений эти сведения подлежат рассекречиванию в установленном настоящим Законом порядке. Раздел V.
В настоящее время в России имеется три грифа : Секретно - третья форма допуска, можно выезжать за границу Совершенно секретно - вторая форма допуска Особой важности - первая форма допуска В принципе, не так сложно получить форму допуска на секретные документы, ее оформляют даже для студентов при университетах, когда есть необходимость. Но и разглашение этой информации не несёт особых последствий, тогда как разглашение информации "Особой важности" равно государственной измене. Но в аспекте поиска нас больше интересуют примеры офомления и грифы. Так уж сложилось, что за время существования РФ документов утекло не так много, а вот наследие СССР местами было рассекречено основательно. Потому начнём с документов прошлого века и его специфики. Немного о различиях с США. В России нет адекватной законодательной основы для рассекречивания документов.
В 2001 была упразднена комиссия, специально созданная для раскрытия документов КПСС, а её функцию стала выполнять комиссия по защите государственной тайны. Думаю, не надо пояснять, что рассекречивание производится по их усмотрению , а многие громкие открытия архивов - это, прежде всего, спланированные акции "доброй воли". Это как вбросы хакеров, так и безответственность работников госорганов. Подобная маркировка будет встречаться и в дальнейших документах. Главные документы 1878-1953". Докладная записка Берии Сталину Совершенно секретно экз. Обращаем внимание на знакомый уже атрибут - номер экземпляра.
Также штамп "Рассекречено" - как увидим ниже, он часто встречается, но много архивных документов опубликовано и без него. Что интересно - официально при рассекречивании документа около штампа должен быть номер акта, дата и подпись делопроизводителя. Конечно, так часто не происходит - и это вызывает вопросы о происхождении документов и их правдивости. Совершенно секретная шифровка Реальные штампы должны выглядеть как на документе выше. А история про утечку мемуаров Хрущева сама по себе заслуживает отдельной статьи. Примеры других совершенно секретных дел можно посмотреть в раскрытых материалах Службы Внешней Разведки. Записка относительно обстановки после аварии на заводе Маяк Совершенно секретно Экз.
Но не все документы были доступны в нескольких копиях, и в данном случае это указывается чётко - экземпляр единственный.
Но теперь, когда это прописано в законе, игнорировать требования ФСБ руководителям органов исполнительной власти по недопуску граждан к тайнам уже вряд ли получится. При этом для военнослужащих допуск к гостайне теперь может быть оформлен без их согласия. Как говорится в пояснительной записке, в 2020 г. Это было связано прежде всего с нежеланием терять возможность выезжать за границу. Таким военнослужащим обычно присваивается самая простая, третья форма допуска.
Правительство РФ разъяснило, какие сведения составляют государственную тайну
Степень секретности должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности России вследствие распространения указанных сведений. Такая деятельность предприятием может осуществляться только при условии получения лицензии на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности. Премьер-министр РФ Михаил Мишустин утвердил новые правила градации сведений, которые составляют государственную тайну, по степеням секретности.
Госдума ужесточила допуск к гостайне
Законопроектом уточняется сфера действия Закона Российской Федерации «О государственной тайне», вводится понятие «режим секретности», уточняется понятие «допуск к государственной тайне», устанавливается процедура его оформления. Законодательством РФ предусмотрено три формы допуска к государственной тайне, соответствующие степеням секретности сведений. Секретностью со 2 уровнем допуска может сопровождаться жизнь не только военных, но и представителей гражданских профессий. В настоящее время существует три уровня секретности и соответствующие им грифы секретности: секретные, совершенно секретные, особой важности.
Степени секретности сведений
ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности. Контакты ГУ МЧС России по субъектам РФ, осуществляющих надзорные функции в области государственного пожарного надзора. Совершенно секретно: Уровень секретности применяется к информации, несанкционированное раскрытие которой, как можно разумно ожидать, нанесет исключительно серьезный ущерб национальной безопасности.
Внесены изменения в законодательство Российской Федерации о государственной тайне
- Кодексы РФ
- Формы допуска к гостайне
- С 2022 года меняется определение степеней секретности гостайны - Российская газета
- Совершенно секретно. Как изменились правила гостайны в России
- 3 форма секретности: уровни секретности, формы допуска к государственной тайне
Более 16 тысяч носителей гостайны имеют счета/недвижимость или близких родственников за кордоном
В закон вводится понятие «режим секретности» — совокупность требований, правил, организационных, технических и иных мер, направленных на защиту сведений, составляющих государственную тайну. В РФ установлены следующие степени секретности. С учетом степени секретности сведений, которыми будет пользоваться сотрудник в своей деятельности, ему может быть установлена одна из трех форм допуска. В частности, конкретизированы полномочия Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения режима секретности в Администрации Президента Российской Федерации. Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений. Премьер-министр РФ Михаил Мишустин утвердил новые правила градации сведений, которые составляют государственную тайну, по степеням секретности.
О секретных документах. Россия
Еще одна поправка предусматривает ограничение права на выезд из РФ для депутатов Госдумы и сенаторов, осведомленным в сведениях, составляющих гостайну, и совершенно секретных. Решение об этом будет приниматься председателями обеих палат парламента. Кроме того, допущенные к гостайне, а также осведомленные в особо важных или совершенно секретных сведениях депутаты Госдумы и законодательных органов субъектов РФ, сенаторы, судьи, главы муниципальных образований и адвокаты также обязаны будут уведомить о предстоящем выезде за рубеж органы ФСБ и СВР. При этом закон предусматривает, что граждане, ограниченные в праве на выезд за рубеж в связи с их осведомленностью в сведениях, составляющих гостайну, смогут временно покинуть пределы России при возникновении обстоятельств гуманитарного характера, например в связи со смертью близких родственников или с необходимостью экстренного лечения. СоцсетиДобавить в блогПереслать эту новостьДобавить в закладки RSS каналы Добавить в блог Чтобы разместить ссылку на этот материал, скопируйте данный код в свой блог.
Секретно: Уровень классификации применяется к информации, несанкционированное раскрытие которой, как можно разумно ожидать, нанесет серьезный ущерб национальной безопасности, который можно идентифицировать или описать в соответствии с исходной классификацией. Совершенно секретно: Уровень секретности применяется к информации, несанкционированное раскрытие которой, как можно разумно ожидать, нанесет исключительно серьезный ущерб национальной безопасности, который первоначальный классификационный орган может идентифицировать или описать.
Лица с допуском к сверхсекретным данным получают доступ к SCI по принципу служебной необходимости. Так сколько людей на самом деле имеют доступ к этим секретам?
Объединяет такие категории информации как военные, внешнеполитические, разведывательные, научные сведения, раскрытие которых чревато ущербом интересов конкретных предприятий, учреждений в описанных выше сферах деятельности. Например, это могут быть разработки и чертежи новой военной техники. Как определяют уровень секретности информации?
За установление степени секретности сведений и определение их перечня ответственны органы государственной власти и их руководители, которым предоставлено право доступа к подобной информации. Для определения уровня секретности данных руководствуются следующими критериями: Системный подход. Уровень секретности информации устанавливается с учетом надежного засекречивания данных, но в то же время недопустимо массовое засекречивание данных. Завышенная секретность и ограниченность доступа информации затрудняют возможность обмена информацией между разными ведомствами и сужают область ее использования. Также возникает проблема накопления секретных данных, что усложняет их защиту и контроль Объективность.
В ходе засекречивания сведений и присвоения им определенной степени секретности нужно руководствоваться требованиями, установленными в отношении государственной тайны. Низкий уровень секретности или субъективная оценка степени важности информации приводят к ошибкам, не позволяют присвоить данным подходящую степень важности Оптимизация объема сведений. Действительно важная и секретная информация не может носить исчерпывающий объем.
Правительство утвердило новые правила о секретности и гостайне Документ подписан премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным. Постановление вступает в силу со следующего года. Также правила касаются сведений, связанных с различными степенями секретности.
Утверждены поправки к правилам оценки секретности и гостайны в России
Формы допуска секретности, запрещающие выезд за границу в 2024 году | Интерфакс: Уровень секретности закрытых конкурентных закупочных процедур в электронной форме в рамках госзакупок и закупок российских госкомпаний может быть снижен, следует из проекта правительственного постановления. |
Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 04.08.2023) "О государственной тайне" | Введено понятие «режим секретности» и предусмотрены полномочия Правительства, в том числе по установлению порядка обеспечения режима секретности в РФ, а также по изданию актов по вопросам, связанным с выездом из РФ граждан. |