Новости аполлинария суслова

«Аполлинария Суслова прожила странную, парадоксальную, может быть, даже призрачную жизнь.

Пленницы Судьбы. Аполлинария Суслова.

Дочь Достоевского оставила воспоминания, где Апполинария названа Полиной. Любовь Федоровна пишет, что у Полины были богатые родные, которые посылали ей достаточно денег, чтобы она безбедно жила в столице. В университете двадцатиоднолетняя Апполинария слышит лекции сорокалетнего Достоевского, пользующиеся сумасшедшим успехом у молодежи. Апполинария была так называемой вольнослушательницей — экзаменов не сдавала, но присутствовала на лекциях, флиртовала со студентами, пела Марсельезу на демонстрациях, ругала казаков, плясала на балах — в общем, вела жизнь светской львицы образца 19 века.

Достоевскому она старалась попасть на глаза всякий раз, когда он был рядом, но писатель не обращал на нее ровно никакого внимания. Письмо это было очень грамотно составленным оно сохранилось — Достоевский был очень тронут его наивностью, чистотой и романтикой. Можно было подумать, что чистая невинная девушка была ослеплена гением великого писателя.

После этого письма у писателя и студентки завязывается роман. Достоевский даже пытается помочь Сусловой продвигать и печатать ее опусы — надо сказать, слабые и претенциозные. Отношения Достоевского и Апполинарии развивались как в древнегреческой трагедии — на последнем накале страстей.

Жена писателя была смертельно больна туберкулезом, Апполинария рвала и метала, требуя развестись с ней. Она устраивала истерики, потом такие же истерические примирения. Потом Достоевский напишет: «Аполлинария — больная эгоистка.

Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны. Она требует от людей всего, всех совершенств, не прощает ни единого несовершенства в уважении других хороших черт, сама же избавляет себя от самых малейших обязанностей к людям». Как-то Достоевский обещал съездить с Апполинарией в Европу, в Париж… Его задерживали какие-то дела, поэтому она отправилась одна.

К моменту приезда Федора Михайловича у нее уже был некий ухажер-альфонс, который обобрал ее до нитки и оставил одну. Вот как вспоминает Любовь Федоровна Достоевская о дальнейшем развитии событий: «Весной Полина написала отцу из Парижа и сообщила о неудачном окончании ее романа.

Любопытен портрет Сусловой той поры в воспоминаниях дочери писателя - Любови Федоровны Достоевской: "Полина приехала из русской провинции, где у нее были богатые родственники, посылавшие ей достаточно денег для того, чтобы удобно жить в Петербурге. Каждую осень она записывалась студенткой в университет, но никогда не занималась и не сдавала экзамены.

Однако она усердно ходила на лекции, флиртовала со студентами, ходила к ним домой, мешая им работать, подстрекала их к выступлениям, заставляла подписывать протесты, принимала участие во всех политических манифестациях, шагала во главе студентов, неся красное знамя, пела Марсельезу, ругала казаков и вела себя вызывающе... Полина присутствовала на всех балах, всех литературных вечерах студенчества, танцевала с ними, аплодировала, разделяла все новые идеи, волновавшие молодежь... Она вертелась вокруг Достоевского и всячески угождала ему. Достоевский не замечал этого.

Тогда она написала ему письмо с объяснением в любви. Это письмо было найдено в бумагах отца, оно было простым, наивным и поэтичным. Можно было предположить, что писала его робкая молодая девушка, ослепленная гением великого писателя. Достоевский, растроганный, читал письмо Полины...

Но то, что у Достоевского и молодой студентки завязался роман, известно доподлинно. Тайные встречи. Литературная помощь. В семейном журнале братьев Достоевских "Время" появляется повесть Сусловой - слабая, претенциозная...

Их отношения можно было охарактеризовать как любовь-ненависть. От Аполлинарии Федор Михайлович постоянно слышал упреки, требования развестись со "своей чахоточной женой". Потом Достоевский напишет: "Аполлинария - больная эгоистка. Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны.

Она требует от людей всего, всех совершенств, не прощает ни единого несовершенства в уважении других хороших черт, сама же избавляет себя от самых малейших обязанностей к людям". Достоевский приехал во Францию чуть позже... Аполлинария даже и не ждала его.

Но судьба распорядилась так, что и в XIX, и в начале XX столетий ей пришлось довольствоваться весьма сомнительной в хорошем обществе репутацией «эмансипантки». И это самое мягкое из того, что говорилось в ее адрес. Какой же справедливости может ждать она от истории? Другой вопрос — есть ли у нее право на собственную биографию и на отдельное место в истории. Если бы она была просто красивой пустой бабенкой — к чему и перья ломать?

Однако Достоевский, например, считал ее одной из примечательнейших женщин своей эпохи. Суслова послужила прототипом едва ли не всех «инфернальных» женщин Достоевского — Полина в «Игроке», Катерина в «Братьях Карамазовых», Лиза в «Бесах»… Да и Розанов был одержим Аполлинарией, которая почти на 20 лет была старше него, ничуть не меньше Достоевского. Василий Васильевич, расставшись с ней, уже ненавидя ее, тем не менее признавался: «…В характере этом была какая-то гениальность именно темперамента , что и заставляло меня, например, несмотря на все мучения, слепо и робко ее любить». Аполлинария Прокофьевна Суслова — чистейший тип русской женщины, русской, как выразился Розанов, «по стилю души» — и этим она, бесспорно, представляет интерес сама по себе, а не как обидный «довесок». Это — не тип преданной и верной жены, сентиментально воспетый нашей классической литературой, это другой тип: независимой, упрямо последовательной, страдающей идеалистки. Иначе говоря, другой вариант национального женского характера. Помимо врожденных психологических склонностей этот тип был воспитан специфической атмосферой, сложившейся в России в 60-х годах XIX века, народовольческими идеями и остро прорезавшимся вкусом к свободе. То было время торжества Писарева и Чернышевского, время хождения русской молодежи «в народ», время тайных прокламаций и политических процессов, время резкого обострения так называемого «женского вопроса» и новой антисемейной морали.

И если мужчины так или иначе сумели «переварить» новую идеологию и обогатиться, то множество зараженных ею, как эпидемией чумы, представительниц слабого пола оказались выбиты из привычной колеи и зачастую погибали, не зная, за какую соломинку уцепиться. С-ва» Стриженные по тогдашней моде и совершенно между собой несхожие сестры Сусловы — Аполлинария и Надежда, появившиеся в петербургских студенческих кружках, были из того нового поколения молодых женщин, которое более не желало топить, хранить и украшать домашний очаг, качать колыбель и быть во всем рабой мужа. И потому в многочисленных студенческих демонстрациях за право женщины на образование — они всегда в первых рядах. Высшие женские курсы в России в то время еще не были созданы, но правительство, под давлением молодежи, пошло на некоторые уступки и позволило дамам слушать лекции в университете. Страсть к самостоятельности и профессиональной деятельности наравне с мужчиной кружила этим барышням голову так, как раньше кружила только любовь. Сестры Сусловы, как и их эмансипированные товарки, искренне считали любовь «пережитком», «предрассудком» и, разумеется, полагали, что уж они-то — выше этого. Зачем вам вся эта политика, эта ученость! Вот только увернуться ученый муж не успел — вольнослушательница Суслова не долго думая влепила ему пощечину.

Полина, как ее звали домашние, проcто не терпела намеков на свою красоту. Хотя ей было чем похвалиться: фигурка хрупкая, однако с плавными, соблазнительными формами, тонкий овал, чистые и правильные черты лица. Ее вспоминают порывистой, горячей, резкой на язык, то есть усвоившей все поведение эмансипантки, или «синего чулка», — так в приличном обществе именовали новую женскую поросль. Но выражение глаз Полины резко контрастировало с этим отчасти деланым нравом: у нее были глубокие, страстные, словно засасывающие в свой запредельный омут глаза. Она еще не догадывалась об их власти. В ноябре 1861 года вышел в свет 5-й номер семейного журнала братьев Достоевских «Время». Поклонники Достоевского, как и весь читающий Петербург, были весьма удивлены: между 8-й главой «Записок из мертвого дома» и романом в стихах Якова Полонского «Свежее предание» была напечатана довольно рыхлая, беспомощная повесть «Покуда», подписанная «А. Кто она такая?

Откуда взялась? А главное, зачем ее опубликовали? Тотчас поползли всевозможные слухи и домыслы. Федор Достоевский, окруженный ореолом мученичества, уже известный писатель, всего год назад вернувшийся из ссылки, пользовался в северной столице колоссальной популярностью и авторитетом, особенно в кругах студенческой молодежи. Впрочем, до сих пор точно неизвестно, где и когда произошло знакомство 21-летней Полины и 40-летнего Достоевского. Говорили, что, увлекшись писателем после его многочисленных выступлений в университете, Полина первая написала ему «наивное поэтическое любовное письмо». Так, например, полагала дочь Достоевского Любовь Федоровна. Хотя такового письма в архиве писателя так никогда и не нашли.

Да и вообще всему тому, что касается Аполлинарии Сусловой, верить дочери писателя следует с большой оглядкой: госпоже Достоевской слишком очевидно хотелось очернить ее — Полина была неистребимо опасной соперницей ее матери. Любовь Федоровна незамысловатой, черно-белой краской так рисовала портрет Сусловой: «Тогда в моду вошла свободная любовь. Молодая и красивая Полина усердно следовала веянию времени, служа Венере, переходила от одного студента к другому и полагала, что служит европейской цивилизации. Услышав об успехе Достоевского, она поспешила разделить новую страсть студентов. Она вертелась вокруг Достоевского и всячески угождала ему. Он не замечал этого. Тогда она написала ему письмо с объяснениями в любви» Любовь Успенская дочь Фёдора Достоевского Знавшие Полину говорили, что и в самом деле в ее характере было сделать первый шаг, но все же — не такой. В среде презирающих любовь и романтические бредни девиц писание поэтических любовных писем было сродни тому, как если бы вдруг заговорила ослица.

Их увлекала отнюдь не практика «свободной любви», а размышления о свободной любви и о праве женщины на таковую вообще. А это совершенно разные вещи.

Ей торжественно вручили лавровый венок с надписью: «Первой в России женщине — доктору медицины». Учёба не мешала молодому дарованию принимать ухаживания таких же умных и красивых коллег. В итоге в мужья Наденька выбрала швейцарца Фридриха Эрисмана, а его друга, Сашу Голубева, оставила в друзьях. Втроём они вернулись в Россию — трудиться на благо народа. А вот Аполлинария места себе не находила.

Хождения в народ её не привлекали, теория малых дел казалась мелковатой, учиться откровенно было лень… Мятежная натура требовала сильных чувств. И она, ничтоже сумняшеся, пишет самому Достоевскому. Кумир молодёжи, расплатившийся за свои политические искания каторгой, солдатчиной и ссылкой, полностью завладел сознанием экзальтированной барышни. Начался мучительный роман «властителя дум» и его восторженной поклонницы. Впрочем, Поленька скоро превратилась в «инфернальницу», ставшую прототипом роковых героинь его книг. Она занялась частной практикой, организовала «курсы учёных акушерок». Фридрих активно продвигал социально-гигиеническое направление в медицине, но всё более и более увлекался идеями революционного переустройства мира.

И накликал беду: российские власти запретили ретивому поборнику свободы, равенства и братства въезд в страну. Мадам Эрисман в одночасье очутилась в вакууме. И тут протянул руку Голубев. Послания «брата Александра» из Сибири, где он работал врачом на золотых приисках, пылали страстью и в конце концов зажгли сердце соломенной вдовы.

Роковая любовь Достоевского: кем была Аполлинария Суслова — прототип многих героинь писателя

В статье рассматривается история Апполинарии Сусловой, возлюбленной Достоевского и жены Розанова. Но все равно видно, что Тургенев – писатель, а Достоевский – просто маньяк. А вот Аполлинария Суслова чудо как хороша. Аполлинария Суслова, роковая любовница вского, фигура в истории литературы не менее значимая, чем сам писатель. PRO-ВзлЁт Город и горожане Новости Новости компаний. Книга известного историка литературы, специалиста по творчеству Ф. М. Достоевского Людмилы Сараскиной посвящена Аполлинарии Сусловой — возлюбленной великого писателя.

ЖЗЛ. Аполлинария Суслова. Сараскина Л. И.

Лекция «Аполлинария Суслова: вечный друг Достоевского» жаловался Достоевский сестре Сусловой после их окончательного разрыва.
«Иваново с Перцем»: Любовница Достоевского Аполлинария Суслова Он решил обеспечить надлежащее образование своим дочерям, Полине (уменьшительная форма имени Аполлинария) и Надежде.
"Молодая гвардия" выпускает биографию Аполлинарии Сусловой — VATNIKSTAN Рамблер/новости.
«Инфернальница» Аполлинария Суслова Писательница Аполлинария Суслова считается прототипом ряда ключевых женских образов в произведениях Федора Достоевского.
Злой гений Достоевского и Розанова: matveychev_oleg — LiveJournal Писательница Аполлинария Суслова считается прототипом ряда ключевых женских образов в произведениях Федора Достоевского.

Лекция «Аполлинария Суслова: вечный друг Достоевского»

Ивановские эмансипе Это была 22-летняя слушательница Петербургского университета Аполлинария Суслова.
Как сложилась жизнь роковой музы Достоевского после их разрыва? Годы близости с Достоевским обложка книги.
Пленницы Судьбы. Аполлинария Суслова. В книжном интернет-магазине «Читай-город» вы можете заказать книгу Аполлинария Суслова от автора Людмила Сараскина (ISBN: 978-5-23-504514-9) по низкой цене.

Страсти по Достоевскому: как нижегородка разбила сердце знаменитого писателя

Рамблер/новости. Образ Аполлинарии Сусловой, своенравной красавицы с дурным нравом, страстной натуры, волевой, противоречивой, для Достоевского оказался источником целой плеяды его героинь. 23 ноября - 43361451668. Годы близости с Достоевским обложка книги. Владелец сайта предпочёл скрыть описание страницы.

Больше, чем «бывшая Достоевского и Розанова»: кем была Аполлинария Суслова

Также Орловская область была отмечена сертификатами за участие во Всероссийских конкурсах «Вместе на карте возможностей», «Возможности без границ», «Гимн движения».

Почему долгие годы над её биографией господствовали мифы? Данная лекция — совместный проект «Цифровой истории» и «Шереметевского дворца — Музея Музыки». Кто такая Аполлинария Суслова? О семье Сусловой 3:27 — О сложившейся репутации Сусловой и источниках её происхождения 7:28 — Аполлинария Суслова в воспоминаниях дочери Достоевского.

Предвижу: она будет несчастна Достоевский и Апполинария Суслова Писатель предложил Аполлинарии поехать в Европу, где их ничто не отвлечёт от чувств: ни работа писателя в издательстве, ни надоедливые кредиторы, ни бесконечные хвори супруги. Но возникшие проблемы с журналом «Время» и ухудшение самочувствия жены Марии Дмитриевны, которую врачи настоятельно рекомендовали увезти из Петербурга, не позволяли мечтам сбыться. Фёдору Михайловичу необходимо было заняться этими неотложными житейскими делами: увезти во Владимир обречённую жену, найти надёжную семью для присмотра за пасынком Пашей. Достоевский уговорил Суслову поехать одной, без него.

От нетерпения поскорее переменить обстановку, она уехала в Париж и настойчиво стала звать его в письмах. Однако он со встречей не торопился, прошло несколько месяцев после расставания, и лишь взволнованный тем, что любовница вдруг замолчала - последние три недели ни строчки не получил от неё - писатель отправился в путь. Правда, внезапное молчание Аполлинарии не помешало Федору Михайловичу задержаться на три дня в Висбадене и попытать рулеточного счастья. Три дня прошли, страсть утолена, выигрыш, чуть ли единственный случай в жизни Достоевского, когда рулетка благосклонно к нему отнеслась, был разделен между умирающей женой и ждущей на берегу Сены любовницей. За эти три дня весточки от неё так и не было, зато письмо ждало его в Париже, которое Аполлинария оставила за неделю до приезда друга. Ты как-то говорил, что я не скоро могу отдать своё сердце. Я его отдала в неделю по первому призыву, без борьбы, без уверенности, почти без надежды, что меня любят… Ты меня не знал, да и я сама себя не знала. Прощай, милый! Молодой любовник клялся, что очень занят, утомлён занятиями, сказывался больным, подсылал своего приятеля с заверениями в любви, но невозможностью свиданий.

А когда русская любовница случайно встретила его на улице, «умирающий» объяснил, что нашлись проблемы, помешавшие свиданию… Свидетелем этих любовных переживаний Аполлинарии невольно оказался Достоевский. Она то убегала от него, то вновь возвращалась. В семь утра поднимала с постели после бессонной ночи и делилась своими сомнениями, надеждами, тащила его по парижским улицам, рассчитывая на случайную встречу с Сальвадором. Фёдор Михайлович уговаривал уехать из Парижа, убеждал, что этот проходимец бросил её бесповоротно.

В одном из писем Федор Михайлович так писал возлюбленной: «О милая, я не к дешевому необходимому счастью приглашаю тебя…» В итоге Достоевский снова женился в 1867 году, до конца не разорвав отношений с Сусловой — периодически они встречались, иногда обменивались письмами. Второй супругой писателя стала его стенографистка Анна Григорьевна Сниткина, которая была беззаветно влюблена в Достоевского. Анна Григорьевна, вторая жена Достоевского. Господи, не посылай мне такого несчастья! После она перехватила еще одно послание от Сусловой: «Я два раза прочла письмо, где меня называют Брылкиной очень неостроумно и неумно ». Когда письмо прочел сам Достоевский, он сильно переживал, нервничал — руки у него тряслись. Впоследствии, получая письмо для «госпожи Достоевской», Анна Григорьевна писала: «Рука была женская. Разумеется, он боялся, что эта дура напишет мне что-нибудь». Но Аполлинария все-таки не написала ей ни одного письма и к 1866 году решила окончательно забыть роман с Достоевским. Сельская учительница «Мне жаль ее, — писал Достоевский сестре Аполлинарии, — потому что, предвижу, она вечно будет несчастна. Она нигде не найдет себе друга и счастья». Аполинария в тот момент решила разорвать отношения полностью, прекратив и переписку с писателем. Пытаясь задержаться в городе, девушка вступала в новые отношения, пыталась любить. Иногда писала рассказы, которые нигде не могла опубликовать. К 30 годам она обнаружила себя как «лишнего» человека: женой себя не видела и не могла иметь детей, особыми талантами не обладала. При этом она мало чем отличалась от тех, кого склонна была презирать Особенно тяжело ей становилось от осознания того, что талантами ее семья не обделена: сестра Надежда в это же время делала уникальную карьеру первой в России женщины-врача. Надежда Суслова, сестра Аполлинарии. Экзамен она держала в Москве и тогда записала свои впечатления: «У меня здесь есть разные знакомые, прежние студенты, а теперь мировые судьи, юристы, и прочая. Но все, кого я встречаю, мужчины и женщины, — необыкновенно мелочны и пусты. Экзамен в первый раз она провалила, но смогла успешно сдать его повторно. Она точно понимала, что хочет открыть школу для «приходящих девиц», куда местные девочки могли бы ходить, при этом не покидая семьи. Все получилось: 12 декабря 1868 года школа была открыта. А два месяца спустя несчастная Аполлинария судорожно рыдала, уронив голову на учительский стол На ее урок вдруг ворвался какой-то «толстомордый господин», представившийся смотрителем училищ из Шуи, и грубо отобрал у Сусловой разрешение на открытие училища, не предоставив объяснений. Женщина пыталась вновь получить разрешение на преподавательскую деятельность, но ничего не вышло: за прошлые знакомства, общение с Герценом, который был за границей, и непривычный для русской деревни вид она была признана «неблагонадежной». Школа была закрыта. Именно там состоялось ее знакомство с еще одной фигурой русской мысли, по иронии судьбы исследовавшей творчество Достоевского, — с тогдашним студентом Василием Розановым. Он только что окончил курсы и начал преподавать. Аполлинария покорила его при первой же встрече: «Вся в черном, без воротничков и рукавчиков со следами былой замечательной красоты.

Аполлинария Суслова – самая главная удача в жизни Достоевского...

Аннотация: Книга известного историка литературы, специалиста по творчеству Ф. Достоевского Людмилы Сараскиной посвящена Аполлинарии Сусловой — возлюбленной великого писателя, ставшей прототипом целого ряда героинь его произведений. После расставания с ним Аполлинария прожила долгую, но несчастливую жизнь — ее литературная карьера не состоялась, брак со знаменитым впоследствии мыслителем В. Розановым оказался мукой для обоих, ее последние годы прошли в нужде и забвении.

Почему долгие годы над её биографией господствовали мифы? Данная лекция — совместный проект «Цифровой истории» и «Шереметевского дворца — Музея Музыки». Кто такая Аполлинария Суслова?

О семье Сусловой 3:27 — О сложившейся репутации Сусловой и источниках её происхождения 7:28 — Аполлинария Суслова в воспоминаниях дочери Достоевского.

Мы в ADME беремся поведать историю непростой любви между гением литературы и дочерью бывшего крепостного крестьянина. Суслов стремился дать детям образование, потому Полина отучилась в пансионе благородных девиц. А когда семья перебралась в Петербург, девушка часто посещала лекции в университете. Ни Федор Достоевский, ни Полина не оставили потомкам дневниковых записей, в которых упоминали бы обстоятельства первой встречи.

Но дочь писателя, Любовь Федоровна, после кончины родителя решила поведать общественности о личности Сусловой и ее появлении в жизни Достоевского. Она назвала Полину бесстыжей бунтаркой, которая ходила в университет якобы учиться, а сама лишь флиртовала направо и налево. Дочь Достоевского заявляла также: «Тогда в моду вошла свободная любовь. Молодая и красивая Полина усердно следовала веянию времени, служа Венере. Услышав об успехе Достоевского, она поспешила разделить новую страсть.

Она вертелась вокруг Достоевского и всячески угождала ему. Достоевский не замечал этого. Тогда она написала ему письмо с объяснением в любви. Достоевский с жадностью ухватился за то утешение, которое ему было послано судьбой». Меж тем биографы Достоевского рекомендуют оценивать слова Любови Федоровны критически, ведь сама она не была знакома с Сусловой.

О Полине дочь писателя могла слышать от матери — жены Федора Михайловича, которая была склонна рисовать в своем воображении карикатурный образ соперницы-соблазнительницы. Суслова, открывшая целый хаос в себе, слишком занята этим хаосом, она наблюдает за ним, за собой; за другими наблюдать она не может, не умеет. Она — Чацкий, не имеющий соображения». Вслед за наблюдательницей и биографы Достоевского называют Полину Чацким в юбке. На тот момент, когда Федор Михайлович в 1861 году опубликовал в своем журнале рассказ девушки под названием «Покуда», они явно уже успели познакомиться лично.

Работа Сусловой была очень слабой. Определенно, Федор Михайлович имел виды на Полину, а потому необъективно оценил ее творчество. О том, что общение Достоевского и Сусловой перетекло в роман, позволяют судить письма девушки писателю. В них она говорила : «Ты просишь не писать, что я краснею за свою любовь к тебе.

После этого Суслова помирилась с Достоевским, и они поехали в совместное путешествие в Германию. Писатель увлекся азартными играми и тратил на них много денег.

Это очень тревожило Аполлинарию, которой приходилось закладывать свои вещи ради средств для жизни. Когда первая жена Достоевского скончалась от туберкулеза в 1864 году, писатель сделал Сусловой предложение — и получил отказ. Уже после расставания он писал о Полине: «Я люблю ее до сих пор, очень люблю, но уже не хотел бы любить ее». Следующей супругой Достоевского стала влюбленная в него стенографистка Анна Григорьевна Сниткина. А Суслова вышла замуж в 40 лет за 24-летнего Василия Розанова, ставшего известным в качестве религиозного философа и литературного критика. Литературные критики обнаружили черты Сусловой в ряде персонажей Достоевского.

Самой очевидной героиней стала Полина в романе «Игрок», где описывается ее любовное увлечение французом, ссоры, нервный характер отношений и увлечение главного героя рулеткой. Произведение было написано в 1863 году, когда Достоевский был в долгах из-за азартных игр и заключил контракт с издательством на скорейший выпуск нового романа. Тогда же писатель впервые воспользовался услугами стенографистки, которая впоследствии стала его женой. В «Идиоте» качествами Сусловой писатель наделил Настасью Филипповну: «В черном шелковом платье, чрезвычайно простого и изящного фасона, волосы, по-видимому, темно-русые, были убраны просто, по-домашнему; глаза темные, глубокие, лоб задумчивый; выражение лица страстное и как бы высокомерное. Она была несколько худа лицом, может быть, и бледна».

Злой гений Достоевского и Розанова

Новость: Как Полина Суслова покорила Достоевского и стала прообразом его персонажей | Аполлинария Суслова родилась в 1839 году в крестьянкой семье.
Демон Достоевского Аполлинария Суслова/Егор Яковлев - YouTube В начале декабря 1865 года в Иваново приехала Аполлинария Суслова.
Суслова Аполлинария Прокофьевна Знаменитая эмансипэ Аполлинария Суслова также служила источником вдохновения для двух знаменитых писателей – Федора Достоевского и Василия Розанова – однако ее можно назвать.

Пленницы Судьбы. Аполлинария Суслова.

Аполлинария Суслова родилась в семье бывшего крепостного крестьянина, который сумел стать управляющим имениями графа Шереметева. Аполлинария Суслова родилась в семье бывшего крепостного крестьянина, который сумел стать управляющим имениями графа Шереметева. Писательница Аполлинария Суслова считается прототипом ряда ключевых женских образов в произведениях Федора Достоевского. Аполлинария только ядовито усмехнулась на это требование и показала законному мужу кукиш.

Первые произведения Достоевского

  • Суслова, Аполлинария Прокофьевна
  • Аполлинария Суслова – самая главная удача в жизни Достоевского...
  • Аполлинария Суслова – самая главная удача в жизни Достоевского...: lovers_of_art — LiveJournal
  • Суслова, Аполлинария Прокофьевна
  • Апполинария Суслова – роковая муза
  • Суслова Аполлинария Прокофьевна

About Тина Гай

  • Апполинария Прокофьевна Суслова - биография, фото, личная жизнь, Достоевский - Biography Life
  • Account Options
  • Лекция «Аполлинария Суслова: вечный друг Достоевского»
  • Достоевский: семья и ранние годы
  • Демон Достоевского Аполлинария Суслова/Егор Яковлев
  • Аполлинария Суслова

Больше, чем «бывшая Достоевского и Розанова»: кем была Аполлинария Суслова

Также Орловская область была отмечена сертификатами за участие во Всероссийских конкурсах «Вместе на карте возможностей», «Возможности без границ», «Гимн движения».

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Подписка Отписаться можно в любой момент. Знаменитая эмансипэ Аполлинария Суслова также служила источником вдохновения для двух знаменитых писателей — Федора Достоевского и Василия Розанова — однако ее можно назвать, скорее, не музой, а злым гением, так как эта женщина чуть было не разрушила их жизни. Своим неоднозначным поведением она заслужила прозвище дамы свободных нравов и даже исчадия ада.

Писатель Федор Достоевский Фото: soreal. Она принадлежала к разряду тех женщин, которые назывались эмансипэ и позволяли себе много вольностей в поведении. Она посещала революционные сходки и студенческие демонстрации, после чего нередко оказывалась в полицейских участках.

Но еще больше ей нравилось подчинять своей воле мужчин, в обращении с которыми она не церемонилась. Однажды она посетила публичную лекцию известного писателя Достоевского и поставила себе новую цель — бросить его к своим ногам. А к цели она, как правило, шла напролом.

Писатель Федор Достоевский Фото: peoples. Темпераментная барышня без труда обратила на себя внимание писателя — она написала ему пылкое письмо, в котором с присущей ей склонностью к театральным эффектам «раскрыла свое сердце». И решительная девушка своего добилась — вскоре Достоевский стал ее любовником.

Аполлинарию не смущало ни то, что писатель был женат, ни то, что он не намеревался уходить от болеющей жены.

Однако там она вскоре заскучала и опять отправилась на поиски приключений. Ее новой «жертвой» стал 20-летний студент историко-филологического факультета Василий Розанов. Спустя 4 года они поженились. Сусловой на тот момент был 41 год. Василий Розанов в молодые годы Фото: bearloka. Он писал ей письма, полные отчаяния и бессильной злобы: «…Вы меня позорили ругательством и унижением, со всякими встречными и поперечными толковали, что я занят идиотским трудом. Низкая Вы женщина, пустая и малодушная… оглянитесь на свою прошлую жизнь, посмотрите на свой характер и поймите хоть что-нибудь в этом… Плакать Вам над собой нужно, а Вы еще имеете торжествующий вид. Жалкая вы, и ненавижу я Вас за муку свою». А в письмах друзьям Розанов признавался: «Меня она никогда не любила и всемерно презирала, до отвращения; и только принимала от меня «ласки».

Без «ласк» она не могла жить. К деньгам была равнодушна. К славе — тайно завистлива. Ума — среднего, скорее даже небольшого. Но стиль, стиль…».

Он просил, умолял, даже угрожал - она была непреклонна и лишь смеялась над ним.

Достоевский буквально сходил с ума от ревности. Все чаще, выясняя отношения, он темнел лицом, кричал по-женски визгливым голосом, мог наброситься на любовницу с кулаками и едва ли не изнасиловать на паркете. После, взяв себя в руки, он терзался угрызениями совести, валялся в ногах у Сусловой, целовал ее туфли и молил о прощении, уверяя, что подобное «скотство» больше никогда не повторится. После очередной такой отвратительной сцены они приняли решение расстаться навсегда. Достоевский вернулся в Россию. В 1867 году Достоевский женился на Анне Григорьевне Сниткиной, с которой обрел долгожданный душевный покой.

Анна не была столь эффектна и порывиста, как Полина, но ей удалось окружить писателя заботой и нежностью. К тому же она хорошо устроила быт, а будучи литературным секретарем, взяла под свой контроль все издательские дела мужа. В семье родилась дочь. Она не стоит такой любви. Мне жаль ее, потому что, предвижу, она вечно будет несчастна. Она никогда не найдет себе друга и счастье.

Кто требует от другого всего, а сам избавляет себя от всех обязанностей, тот никогда не найдет счастья», - писал тогда в дневнике Федор Михайлович. Гордая Аполлинария отказывалась поверить в то, что бывший возлюбленный может быть счастлив после нее с «какой-то Брылкиной», как она презрительно называла свою соперницу. После окончательного разрыва с Достоевским она с досады сожгла все письма писателя. Сама же с головой бросилась в омут: ее любовниками становились мелкие чиновники и молодые офицеры, неудачливые актеры и второразрядные журналисты. Сусловой было уже за сорок, ее красота начинала блекнуть, а будущее не сулило ничего хорошего. Устав от такой жизни, она внезапно уехала в деревню, в отчий дом, и прожила там затворницей несколько лет, никого не принимая и читая запоем французские романы.

Но все переменилось, когда в ее доме случайно остановился на ночлег молодой студент Василий Розанов. Несмотря на то что он был моложе ее на 16 лет, между ними сразу пробежала искра. Она словно заново родилась, поверив, что с этим человеком уж наверное будет счастлива до гробовой доски. Любовь к ней. Суслова меня любит, и я ее очень люблю. Это самая замечательная из встречавшихся мне женщин».

Они тихо обвенчались в маленькой сельской церквушке. Этот брак продлился шесть лет, но ни ей, ни ему счастья не принес. Брак Сусловой с Розановым Очень скоро Аполлинария поняла, что просто не создана для семейной жизни. Всю горечь, что накопилась у нее за время романа с Достоевским, она с каким-то нескрываемым садизмом вымещала на боготворившем ее поначалу Розанове. Она бесконечно ревновала его без всякого повода, устраивала публичные скандалы и не брезговала рукоприкладством. При этом сама отнюдь не была монашкой, то и дело заводя мелкие интрижки на виду у молодого мужа.

Татьяна Розанова, дочь философа, позднее напишет в своих мемуарах: «Суслова насмехалась над ним, говоря, что он пишет какие-то глупые книги, очень оскорбляла, а в конце концов бросила его.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий