Новый арт-объект разместился напротив скульптуры «Влюбленные», установленной осенью 2023 года. В конце заседания эксперты обсудили новые арт-объекты, которые могут появиться в Миллионке в рамках гранта, выигранного Владивостоком для создания туристической инфраструктуры. Безусловно, арт-объект в составе жилого комплекса редко появляется просто по прихоти владельца бизнеса, которого вдруг заинтересовала роль покровителя искусств. Рассказываем, на какие арт-объекты и события стоит обратить внимание. Если просто внедрить в городскую среду актуальное искусство, не подготовив почву и публику, не стоит удивляться враждебной реакции.
Из центра вон
- IV Биеннале уличного искусства «Артмоссфера» | myDecor
- Галерея благоустройства
- Уличное искусство как инструмент преобразования промышленных территорий |
- Городские арт-объекты. Какими они будут? • 21.11.2022 • Новости • Сибдепо
- Студенты представили проекты арт-объектов для квартала Shagal на набережной Москвы-реки
- Арт-объекты и МАФы от застройщиков, которые нас впечатлили
научно-практический журнал
- Арт-объекты и искусство в городском благоустройстве
- Арт-захват. Нужны ли улицам Ижевска новые объекты современного искусства?
- Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- Полезные ссылки
IV Биеннале уличного искусства «Артмоссфера»
Сводка актуальных новостей о городской среде и благоустройстве в Нижнем Новгороде и области. Список арт-объектов постоянно пополняется. Они становятся частью городской среды. Художник предложил сделать арт-объект в форме кроссворда, а словами его наполняли сотрудники местного завода. «Кубанские новости» поговорили с ведущими российскими специалистами в области паблик-арта и средового дизайна, чтобы понять, в чем ценность предложенных объектов, чем объяснить.
Искусство на местах
- Уличные арт объекты
- Оформление городских пространств | Арт-объекты, Инсталляции
- Как арт-объекты меняют городскую среду Дальнего Востока
- Арт-объект + Инсталляция
- Регистрация
- Выставка «Объективно» открылась в Russian Design District в Новой Москве
Галерея благоустройства
Из-за этого такой объект сложно сделать необычным и интересным, оставаясь в рамках ограничений. Паблик-арт в силах изменить назначение городской среды — сделать ее более комфортной, эстетически приятной. «Облако мысли» представляет собой арт-объект, в центре которого расположена зеркальная комната из алюминиевых листов с отражающей поверхностью, а вокруг – «световой лес»: вертикали гирлянд, сквозь которые проходит зритель. Художник предложил сделать арт-объект в форме кроссворда, а словами его наполняли сотрудники местного завода. Арт-объекты VERANDA – это необычные, привлекающие внимание навесы и стильные архитектурные конструкции для дизайна городской среды, частных и общественных интерьеров и экстерьеров.
Арт-объекты, формирующие среду города
Вызвать интерес, взбодрить прохожих способны только яркие, оригинальные, крупные арт-объекты в парке, на площади, центральных улицах. Они должны выделяются на фоне окружающей архитектуры, но при этом нести смысловую нагрузку, став связующим звеном между архитектурой, социумом, природной средой. Удачными проектами считаются те, которые вызывают улыбку, желание сфотографироваться или становятся предметом обсуждения в СМИ, интернет-пространстве. То есть концепция всё равно строится на исторических или функциональных особенностях с добавлением аллегории, подтекста, юмора.
Творческий подход позволяет сохранить баланс между творчеством и привычной жизнью людей. Кроме того, исследования доказывают, что люди предпочитают жить в городе с собственной историей. Чрезмерная модернизация городской среды вызывает отрицательные эмоции, так что креативный диссонанс привлечёт внимание, однако не найдёт отклик в сознании населения.
Как наладить взаимодействие с населением Общественное пространство призвано развивать социально-культурные связи. Поэтому изготовление арт объектов должно быть основано на выполнении общественно полезных функции, способствующих коммуникации населения. Архитектурные композиции делают территорию эмоционально притягательной, гармонично интегрируются в окружающую среду.
Они становятся яркими акцентами, формируя функциональные зоны, создавая визуальный комфорт посетителей, прохожих. Важным требованием к архитектурным формам считается комбинация вербальной и визуальной составляющих. Например, ландшафтный арт-объект можно выполнить в виде оригинальной фотозоны, релаксационных скамеек.
Здесь планируют организовать новое тематическое пространство к 450-летнему юбилею столицы. Контракт на благоустройство с использованием элементов ландшафтного дизайна по начальной цене 12,7 млн рублей заключило управление коммунального хозяйства и благоустройства мэрии города. Власти уверены, что это место станет новой точкой притяжения для уфимцев и гостей столицы.
Например, группировка «ЗИП», действительно, очень востребованная и известная, признанная ведущими экспертами в области современного искусства страны. Они могут называть на свой объект высокую цену.
Форматы работы с художниками могут быть разными: кураторский, когда вы приглашаете куратора и он несет ответственность за выбор; международный конкурс, тогда несет ответственность экспертное жюри; и может быть совмещенный процесс, когда часть объектов для городских скверов выбирают кураторы, а на один, например, проводится конкурс. Все зависит от того, сколько имеется ресурсов на программу. Все объекты должны быть поставлены правильным образом на баланс и обслуживаться, на них должен выделяться годовой бюджет, поэтому важно сразу определить, кто будет нести ответственность за сохранность объектов — администрация, спонсор или сами жители. Делать ли международный формат, зависит от амбиций заказчика. Если привлекается известный зарубежный автор, уровень менеджмента и гонораров должен быть соответствующим, реализация идеи будет более трудозатратной и энергоемкой, чем на локальном уровне.
Я приветствую процесс работы с российскими художниками. У нас много интересных авторов, которых надо поддерживать и продвигать». У каждого города должна быть своя личная история и право на самоопределение. Я лучше потом посмотрю на реализованные произведения как турист, желающий понять ваш город, его исторические корни, мифологию и художественный вкус. Решать, что нужно вам, должны только вы, а не «залетные» эксперты.
Диптих, Валерий Казас, 2,5 млн. И рад, что жители Краснодара готовы дискутировать на эту тему и при необходимости дать сказать жесткое «нет» тем формам, которые не соответствуют духу места. Лучшие произведения этого направления искусства рождаются именно на стыке мнений! Город должен решать в диалоге, что появится на улицах. Нужно искать способы друг друга услышать и понять.
В нашей стране были разные практики. Например, в начале десятых Марат Гельман установил на улицах Перми хорошие произведения художников с мировыми именами. Но они не прижились - местное население их отвергало. Сейчас многие из этих вещей свезли в условную «арт-резервацию», что неправильно - эти работы были сделаны для конкретных локаций. В то же время во Владивостоке мы развивали другую стратегию.
Начали с недолговечных форм. Художники могли заявить свой стиль во временных граффити и инсталляциях, рассчитанных на один сезон. Это было нужно не только для того, чтобы население привыкло к новым арт-объектам, но и для того, чтобы сами художники нашли способ общаться с со-горожанами. Это актуально как для молодых авторов, так и для заслуженных мэтров советской монументалистики — время поменялось, городу нужны другие символы для самоиндефикации и повседневного вдохновения. Очень важно подготовить и публику.
После краха социалистических идеалов люди вернулись к мещанским ценностям и вкусам: милота, узоры, блестки, милый реализм, понятный каждому, с которым можно обняться, сфотографироваться, не забивая свою голову ненужными вопросами и эмоциями. Развивая городское искусство, мы начали с понятного: памятник морячку, тигрята и другие развлекательные скульптуры. И постепенно повышали «градус» искусства. Так что, когда на улицы вышел «авангард» и художники-экспериментаторы, жители оказались к ним уже готовы. Правда, действовала она три года, потом власть поменялась, начался кризис, финансирование сократили.
Но внедрение арт-объектов в город произошло. За три года на улицах города воплотились авторские задумки десятков местных художников, разных возрастов и стилей. Для многих городское искусство стало профессиональным делом их жизни: заработав опыт и портфолио их компании сегодня разрослись и обеспечены коммерческими заказами например, компании Concrete Jungle , «We Draw», «Квадролампа», «Родина». Стратегия администрации, в которой я тогда работал, как главный художник, заключалась в том, что мы открыли несколько легальных стен для свободного рисования в скейт-парках и на спорт-площадках.
Москва , фигуры выполнены из бронзы в человеческий рост — изображение мужчины высотой 175 см, женщины — 170 см. Они одеты в повседневную одежду, женщина держит мужчину под руку. По замыслу, ансамбль, состоящий из молодой и пожилой семейных пар, олицетворяет ценности семьи, любви и верности. Добавим, обе композиции, являясь интересным дизайнерским решением, дополняют уникальный облик общественного пространства Фонтанки, выполненного в стиле 50-60-х годов прошлого столетия. Работы выполнялись за счет средств муниципалитета.
Арт-объекты, формирующие среду города
Таким образом, сегодня мы наблюдаем зарождение нового направления во внутреннем и международном туризме — граффити- или стрит-арт-туризм. Работа уличного художника Kreemos для паблик-арт программы «Сказка о золотых яблоках» в Альметьевске. Фото: streetartinstitute. Граффити-туризм можно рассматривать как часть событийного туризма стрит-арт и паблик-арт фестивали, граффити-джемы , а также как и часть культурно-познавательного туризма. Вернемся к выставке-ретроспективе Паши183. Можно сказать, что один человек, который приехал в Санкт-Петербург ради выставки Паши183, — это скорее исключение, чем правило.
В ответ на это можно вспомнить 2013 год и яркую поездку Бэнкси в Нью-Йорк, когда люди со всего мира ехали в американский мегаполис только ради того, чтобы сфотографировать работы художника. Люди в буквальном смысле охотились за ними, делились координатами нахождения работ, выкладывали фото в соцсети. Вот вам и культурно-познавательный граффити-туризм. А что касается событийного, то опять же можно упомянуть парк аттракционов Dismaland, созданный Бэнкси, посетить который хотело чуть ли не все население нашей планеты. Сайт продажи билетов рухнул в течение суток из-за большого наплыва желающих — до 6 миллионов визитов в минуту.
Но лично для меня ярким примером влияния стрит-арта и паблик-арта на развитие городской среды и международного туризма является столица Республики Беларусь — Минск. Стоит сказать, что сегодня в большинстве своём муралы унифицируют города, ввиду того, что их создают одни и те же художники, путешествующие из страны в страну, посещая различные стрит-арт фестивали, которые, как часто бывает, похожи друг на друга. А это в свою очередь означает, что разрушается уникальный облик города, а впечатлить людей, путешествующих с целью увидеть те или иные работы, уже устало сложнее. Но в случае Минска, уникальный городской облик благодаря стрит-арту начал только создаваться, а интерес туристов к белорусской столице все больше подогреваться. За неделю до начала создания работы художник изучал культуру Беларуси, побывав в нескольких музеях Минска, а также посетив города-музеи Несвиж и Мир.
В частности в Музее народной архитектуры и быта в Строчицах, Минском районе художник общался с сотрудниками музея и просмотрел много книг, чтобы понять, как совместить в будущей работе старинные традиции с современными. Результатом творческих поисков стало изображение девушки в современной одежде, из-под которой выглядывает традиционная вышиванка.
В 2021 году проект впервые вышел из выставочного пространства на улицы и в парки, демонстрируя актуальные произведения московских художников в городской среде. Арт-объекты, монументальная живопись и медиаискусство с 1 сентября по 31 октября 2021 года были представлены на многих площадках города в различных районах Москвы. В рамках каждого направления было показано по пять работ известных современных художников. Работы, впервые продемонстрированные москвичам осенью 2021 года, по-прежнему можно увидеть в городе и виртуальном пространстве — ряд арт-объектов поменяли локации, монументальная живопись останется в городе до 2024 года, а работы направления медиаискусство можно найти в инстаграм-аккаунте Музея Москвы.
Бюро «Чехарда» создаёт архитектуру абсолютно нового формата из всем знакомых материалов. Проанализировали, что же нужно детям. Детям нужно находиться на природе, играть с природными материалами, иметь возможность тактильного общения с природой. Лазить по деревьям любят все! Специалисты бюро создают природные площадки в городских и загородных парках, жилых дворах, на территории частных домов, и набережных. Проектный менеджер завода слоистых пластиков по производству малых архитектурных форм для городского пространства «CЛОПЛАСТ» Санкт-Петербург Дарья Мартынова рассказала о новом перспективном направлении применения пластика — производстве малых архитектурных форм, мебели для благоустройства и реализации комплексных решений. На вебинаре было представлено несколько компаний, в которых работают молодые архитекторы, формирующие городскую среду средствами малых архитектурных форм, внедряя в практику ландшафтной индустрии высокие стандарты качества.
Сюжеты полотен очень близки местным жителям. Это морские обитатели, флора северных лесов и тундры, а еще люди в движении - сноубордисты, рафтеры, каюры и даже один волейболист. Казалось бы, ну где Камчатка и где волейбол? Но за него проголосовали жители пятиэтажки. Потому что по соседству с домом вырос физкультурно-оздоровительный комплекс. Этот мурал украсил камчатскую пятиэтажку летом 2023 года. Каждый творец получает свою долю народного признания, а местные жители - удовольствие от причастности к выбору и наблюдения за трудоемким процессом преображения поверхности стены. Многие обшарпанные. Нам скинули эскиз, и мы обсуждали его всем домом. Было очень интересно, мне понравилось, - признался житель столицы Камчатки Дмитрий Смирнов. В Анадыре фасады домов ярко раскрашены, а их боковые стены украшают муралы. Жители зачастую не называют друг другу точный адрес, а просто говорят: "Я живу в доме с китом и белым медведем".
Арт-объекты в оформлении городских пространств
Саму краску предоставила компания Dulux и в частности мой старый товарищ Алексей Кузнецов. Также среди партнёров были РЖД и Управа — вот они как раз свои обещания не выполнили: света в тоннеле почти не было, стены подготовили плохо, потолок протекал, дорога вся в рытвинах, даже урны не поставили. Когда мы доделали работу, мне человек 50 лично сказали, что ходить через этот мрачный тоннель стало гораздо веселее. Но нашу идею включить в работу коммунальщиков Управа не поддержала.
Новые теги приходилось «латать» самим. Азат Алеев Граффити-художник. Автор фасадов «Девочка с лейкой» «Мира» , «Алтынчэч», «Счастье» и других.
Мой заказчик — единственный собственник здания, и он взял на себя все важные моменты: общение с жильцами дома, управляющей компанией, администрацией, комитетом архитектуры. У нас было два кардинально разных эскиза. Первый — дом в разрезе.
Мы хотели нарисовать всё, что происходит внутри здания: этажи, мебель, людей. Но на работу у нас было всего три дня, поэтому сделали второй вариант — портрет Моны Лизы. Именно эту цель преследовал заказчик.
Ещё он хотел пустить слух, будто этот портрет тайно под покровом ночи выполнил некий французский художник. Такой инфоповод мог подогреть аудиторию, но затея провалилась — проходящие мимо люди узнавали меня, и местные СМИ очень быстро прибыли на место. В данном случае — игривое, весёлое.
Я думаю, что создание граффити важно. Искусство развивается с историей человечества — от наскальной живописи до современных цифровых технологий.
По словам москвоведов, «Сезонник» незаслуженно мало известен. Мария Василёнок, москвовед: «На мой взгляд, это такой самый московский памятник. В принципе, это памятник москвичу, потому что Москва со второй половины XIX века развивалась именно за счет приезжих, за счет рабочих, которые приезжали искать работу. И эта ситуация не поменялась». Скульптурное наполнение столичных улиц все же меняется — пройти мимо некоторых статуй сложно. Пример последних десятилетий — композиция «Дети — жертвы пороков взрослых». Пороки эти воплощены в виде фигур монстров. В центре постамента — равнодушие.
Каменные чудовища вызывают много споров, но ценители искусства предлагают смотреть в суть задумки. Мария Василёнок: «На самом деле это памятник не детям и памятник не для детей, а памятник взрослым. Это напоминание, что взрослый человек ответственен перед ребенком за то, каким он будет, за будущее поколение».
В своем выступлении она затронула такие темы, как удачные и неудачные кейсы создания и размещения арт-объектов в Москве, необходимость надлежащего ухода за ними и регулирование их строительства в городе — как на законодательном уровне согласуются проекты и их реализация. Кроме того, была выражена мысль, что успешно благоустроенные городские пространства могут привлекать на свою территорию инвесторов, ведь красивые и многофункциональные площадки неизбежно становятся точками притяжения для жителей и гостей города. Все эксперты согласились с тем, что при создании проектов малых архитектурных форм необходимо учитывать мнение жителей районов и вести с ними открытый диалог.
Модератором сессии выступил Владимир Кузьмин, архитектор и руководитель проектной группы «Поле-дизайн». Источник: mrexpo.
Green» — представить инновационные решения в области экологии и благоустройства набережной: искусство в таком случае устремляет город в будущее, приближает его к атмосфере курорта завтрашнего дня. Сейчас появляется интерес к искусству в жилых проектах. Большинство объектов нашей экспозиции «Красный сад», покинув Красную площадь, переедут в открытые пространства новых ЖК, построенных компанией «Интеко», благодаря чему у этих проектов появится новая ценность. Причем паблик-арт высокого исполнения может повлиять и на уровень позиционирования девелоперского проекта, порождая дискуссию нового качества». Итак, девелоперам, которых только ленивый не обвинил в особой жадности и стремлении пристроить в статистику продаж каждый возможный квадратный метр в пятне застройки, зачем-то нужны арт-объекты. Мало того, судя по словам арт-директора группы компаний Insigma Александра Есипенко, они по крайней мере, в элитном сегменте уже думают об арт-началах не только применительно к украшающим проект художественным произведениям, но и ко всему проекту целиком. Александр Есипенко арт-директор группы компаний Insigma «Истеблишмент неразрывно связан с миром искусства — это сообщающиеся сосуды.
На протяжении всей истории человечества блестящие художники реализуют великие творческие замыслы под покровительством и на средства правителей и бизнесменов-меценатов. При этом искусство помогает властителям транслировать публике важные сообщения, и сегодня оно остается одним из ключевых медиумов, позволяющих формировать отношение к событиям и явлениям. Девелоперам премиальных жилых проектов искусство позволяет найти новые точки взаимодействия с целевой аудиторией — покупателями элитных апартаментов и частных резиденций. Наряду, скажем, с владением престижными марками автомобилей и предпочтением определенного набора элитарных модных брендов, коллекционирование или, как минимум, регулярное посещение событий мира искусства формирует образ жизни представителей нашей аудитории. Позиционирование жилых проектов как коллекции арт-объектов подчеркивает эту связь: например, проект «Ордынка» представлен как собрание клубных домов с уникальной архитектурой, и размещение на первых этажах арт-галерей помогает акцентировать эту ассоциацию. Для реализации по-настоящему успешного совместного проекта коммерческой компании в сфере искусства необходима не только красивая концепция, сильный состав кураторов, ювелирно отбирающих авторов и произведения, но также продуманная коммуникация и четкий нарратив, чтобы инициатива была замечена и получила необходимый охват. Кроме того, коммерческой компании важно «поверить алгеброй гармонию» — арт-коллаборации в девелопменте должны иметь ожидаемый экономический эффект».
Арт-объективность, часть I. «Истеблишмент неразрывно связан с миром искусства»
Рассказываем, на какие арт-объекты и события стоит обратить внимание. Любой арт-объект не должен нравиться или не нравиться, он просто даёт человеку особое ощущение, и каждому своё. Арт-объекты, как правило, не являются необходимыми элементами коммерческой недвижимости, но они могут выполнять несколько важных функций.
На Фонтанке появился новый арт-объект
Арт-объекты выполняют несколько задач в рамках создания комфортной городской среды. Как арт-объекты меняют городскую среду Дальнего Востока. Что такое паблик-арт, как он развивается в России, каким образом взаимодействует с городской средой и при чем тут SAM Public Art Center — разбираемся в материале.
Стрит-арт: как он меняет городскую среду и почему становится современным искусством
Такие решения рассчитаны на участие зрителей. Например, можно изготовить арт-объект с подсветкой, реагирующей на движения. Интересно смотрятся проекционные решения. Нравятся людям малые архитектурные формы с функциональными элементами, которые можно передвигать, менять. Где поставить уличные арт-объекты? Оригинальные композиции принято ставить в локациях с высоким пешеходным трафиком. Это городские парки, главные улицы, площади. Их задача — повысить социальное настроение, уровень городского счастья.
В спальных районах, непопулярных кварталах архитектурные формы устанавливают редко. Однако в рамках комплексного благоустройства их целесообразно размещать по всей территории населённого пункта. Такой подход позволит распределить пешеходные потоки, равномерно развивая все части города. Актуальны архитектурные арт-объекты на территориях бывших промышленных зон. Они становятся основой нового креативного пространства, привлекая молодёжь, предпринимателей, специалистов b2c-сегмента.
На размер, кроме художественного замысла, влияет и бюджет. Соответственно, чем больше объект — тем сильнее он меняет пространство вокруг себя, нередко становясь доминантой, своеобразной точкой притяжения.
Яркий тому пример — многочисленные инсталляции Флорентина Хоффмана, голландского художника. Все помнят его гигантского надувного жёлтого утёнка и другие не менее эффектные работы. Надеюсь, его удастся привезти в следующий раз. Константин Рахманов: В России очень маленький опыт создания паблик-арт проектов. Но, тем не менее, я думаю, паблик-арт должен и может быть разным: функциональным создавать для жителей города комфорт и уют ; декоративным быть акцентом в городской среде и просто быть ; красивым украшать то место, где он расположен ; говорящим поднимать острые вопросы здесь и сейчас. Паблик-арт, Роман Ермаков Константин Рахманов: Работа художника должна быть уместной в пространстве, рассказывать историю места или создавать для него новую ценность. В качестве примера можно привести большую железную «Тёрку», которую мы поставили в центре Екатеринбурга в 2013 году по инициативе телеканала ЕТВ.
Она стала местом встреч, где люди «перетирают» обсуждают вопросы, и городским ориентиром. На вопрос «где встретимся? Так, объект трансформировал пространство. Художникам была дана только тема «Крепко стоять на ногах», для которой я подобрал скульптуру из своего проекта «Танцующая ось пятого измерения». Работа с контекстом требует совершенно других временных рамок, начальных установок и бюджетов. Это так называемое соучастное проектирование, когда жители приглашаются для совместной работы над дизайн-проектом городской среды. Для этого необходима команда специалистов, а также инициативная группа местных жителей, поддержка городских структур и достаточное количество времени для изучения всех вопросов.
Как пример, проект сквера с детской и спортивной площадками в Выксе, реализованный в рамках фестиваля «Арт-Овраг» в 2018 году совместно с архитектурным бюро «Дружба» и специалистами из команд «Город Друг» и «Кони на балконе». Меня пригласили придумать центральный интерактивный арт-объект, который бы задал дизайн-код для всего проекта. Мы плотно работали с детьми и учитывали их пожелания. Работа над проектом от знакомства с жителями до реализации заняла два года. Сквер в Выксе Часто художники с помощью арт-объектов говорят о насущных проблемах современности экологических, социальных, политических. Можно ли с помощью паблик-арта не только поднять, но и попытаться их решить повлиять на решение, ускорить? Никита Харисов: Если мы говорим о паблик-арте в целом, то, конечно, можно.
У нас в Екатеринбурге есть даже прекрасный кейс от агентства «Восход». С помощью паблик-арта на проблемы можно указать по-разному: провокационно-категорично или с помощью социально-полезных арт-объектов. Но, как мне кажется, намного лучше, когда паблик-арт, привлекая внимание к проблеме, мотивирует жителей самих проявлять инициативу. Андрей Люблинский: Паблик-арт — искусство в общественных пространствах, вступающее в коммуникацию с неподготовленным зрителем. Инсталляции зачастую вызывают бурю эмоций — от позитивных до самых отрицательных, что приводит к закономерному интересу со стороны СМИ и блогеров.
Руководитель Архитектурного бюро «Чехарда» Мария Помелова выступила с презентацией на тему «Малые архитектурные формы для организации досуга и отдыха детей». Бюро «Чехарда» создаёт архитектуру абсолютно нового формата из всем знакомых материалов. Проанализировали, что же нужно детям. Детям нужно находиться на природе, играть с природными материалами, иметь возможность тактильного общения с природой. Лазить по деревьям любят все! Специалисты бюро создают природные площадки в городских и загородных парках, жилых дворах, на территории частных домов, и набережных. Проектный менеджер завода слоистых пластиков по производству малых архитектурных форм для городского пространства «CЛОПЛАСТ» Санкт-Петербург Дарья Мартынова рассказала о новом перспективном направлении применения пластика — производстве малых архитектурных форм, мебели для благоустройства и реализации комплексных решений.
Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями. Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz. Сайт функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.