Светская львица дореволюционного Петербурга Матильда Кшесинская родилась ровно 145 лет назад — 31 августа 1872 года. На фото: прима-балерина Матильда Кшесинская с ученицами на уроках танцев в Лондоне, Великобритания. Матильда Кшесинская стала первой русской балериной, которая смогла повторить 32-фуэте, исполнить которые могли только итальянские танцовщицы.
Особняк в стиле модерн
- Матильда Кшесинская
- История жизни и смерти Матильды Кшесинской
- Императорский дом
- РГАЛИ. 150 лет со дня рождения русской балерины Матильды Кшесинской
- Интриганка, танцовщица, игрок: какой была Матильда Кшесинская
- Интриганка, танцовщица, игрок: какой была Матильда Кшесинская
Матильда Кшесинская фуэте судьбы. К 150-летию со дня рождения балерины.mp4
Агабабов, который первым поселился в особняке. Был в этом списке и "кандидат права В. Ульянов лит. Особняк в стиле модерн В апреле 1904 года дворянин Александр Коллинг приобрел в Петербурге участок земли "общим размером квадратных 730 сажен" на пересечении Кронверкского проспекта и Большой Дворянской улицы сейчас — улица Куйбышева.
Через год стало известно, что Коллинг — всего лишь посредник. Официальное право собственности на участок перешло к прима-балерине Мариинского театра Матильде Кшесинской — одной из самых состоятельных женщин Российской империи. По неизвестным причинам она "не желала огласить себя покупщиком этого имущества" сразу же после сделки.
Газета "Петроградский листок" в 1917 году отмечала: "Уже несколько лет, как столичные обыватели любовались на изящный домик-особняк на углу Кронверкского проспекта и Большой Дворянской улицы, принадлежащий балетной артистке М. Место, которое выбрала эта балетная премьерша для своего палаццо, является в настоящее время лучшим в Петрограде, так как с постройкой Троицкой площади, Каменноостровский проспект в этой начальной своей части превратился в одну из аллей Булонского леса в Париже". В десятилетие, предшествовавшее революционному 1917-му, дом Кшесинской стал одним из центров культурной жизни.
Петроградская публика часто называла роскошный особняк дворцом. Здесь бывали актеры Александринского и Мариинского театров, звезды балета, в том числе Тамара Карсавина и Айседора Дункан, а также представители династии Романовых, с которой у Кшесинской были особые отношения. Ни для кого не являлась секретом ее близость к императорской семье: давний роман с наследником цесаревичем Николаем Александровичем, будущим императором Николаем II, потом еще один — с великим князем Сергеем Михайловичем, и еще один — она фактически была гражданской женой великого князя Андрея Владимировича, двоюродного брата Николая II, и даже родила от него сына Володю.
Но Кшесинская признавалась в мемуарах, что принимала в этом живейшее участие. Зал должен был быть выдержан в стиле русского ампира, маленький угловой салон — в стиле Людовика XVI, а остальные комнаты я предоставила вкусу архитектора и выбрала то, что мне более всего понравилось". Для прислуги был отведен небольшой флигель.
Во дворе находилась прачечная, а также сараи для экипажа и двух автомобилей.
В июне 1902 года у Кшесинской родился сын Владимир, а через два месяца она уже вернулась на сцену. В эти годы в Мариинском театре началась эпоха Михаила Фокина. Он экспериментировал с классической балетной хореографией, делая ее более эмоциональной и раскрепощенной: «Движения тела не должны опускаться до банальной пластики… танец обязан отражать душу».
Кшесинская, академическая балерина, с трудом привыкала к нововведениям, но все-таки участвовала в постановках Михаила Фокина «Эвника», «Бабочки», «Эрос». За пять недель лондонских гастролей Кшесинская выступила девять раз — в «Спящей красавице», «Карнавале», «Лебедином озере». В 1912 году Кшесинская выступала с дягилевской труппой в Вене и Монте-Карло. Светлейшая княгиня Романовская Во время Первой мировой войны Матильда Кшесинская выступала на фронте и в госпиталях, участвовала в благотворительных концертах.
Последний раз она танцевала в России в 1917 году — свой любимый номер «Русская» на сцене Петроградской консерватории. После Революции особняк Кшесинской заняли большевики. Все, что было в доме — несколько пудов столового серебра, украшения от Фаберже, ценные предметы интерьера, — разошлось по рукам матросов. Балерина совершила невозможное: подала на большевиков в суд и выиграла его.
Но имущество и особняк ей так и не вернули. Летом 1917 года Матильда Кшесинская с сыном оставили Петербург и уехали сначала в Кисловодск к Андрею Владимировичу, а потом все вместе — за границу. Они поселились в Провансе, там у балерины был собственный дом. Во Франции Кшесинская и великий князь Андрей Владимирович поженились, и балерина получила титул светлейшей княгини Романовской.
В Париже Матильда Кшесинская открыла свою балетную студию. Кшесинская много работала и не оставила преподавание даже после того, как у нее начался артрит.
Вскоре пришел ответ: «Так как балет этот Кшесинской, то за ней его и оставить». Директор Императорских театров князь Сергей Михайлович Волконский не захотел восстанавливать для Кшесинской старинный балет «Катарина, дочь разбойника» — и вскоре попрощался с должностью. Формальным поводом послужили костюмы для спектакля «Камарго»: Матильда надела собственный вопреки требованиям Волконского, получила штраф, но вскоре добилась через покровителей его отмены.
Униженный князь написал заявление об отставке. Признавал это даже последний директор Имперских театров Владимир Теляковский, называющий Матильду «нахальной, циничной, живущей одновременно с двумя великими князьями и не только не скрывающую этого, но и вплетающую и это искусство в свой вонючий циничный венок людской падали и разврата». Матильда первая среди русских балерин и третьей в мире исполнила на сцене подряд 32 фуэте. Спектакли перерабатывались под ее возможности: другие танцовщицы нередко просто не могли повторить то, что умела Кшесинская. Но успех на сцене был для Матильды лишь средством: ее стремления были гораздо грандиознее, чем просто роль театральной звезды.
В конце 1890-х годов она купила загородный дворец в Стрельне, капитально его отремонтировала и даже построила собственную электростанцию, а ведь электричества тогда не было даже в Зимнем дворце. К концу 1906-го был построен еще один особняк в Петербурге длиной 50 метров и шириной 33. Мебель для него Матильда заказала у известного французского фабриканта Мельцера, всё от люстр до шпингалетов привезли из Парижа. Имелись зимний сад, винной погреб, конные экипажи, автомобили и даже коровник — Кшесинская обожала парное молоко. И совсем не гонорары были источником ее благосостояния: роскошь оплачивалась из военного бюджета Российской империи.
Технология разрушения государства» рассказали политолог Алексей Мартынов и кинодокументалист Роман Газенко. Авторы считают, что балерина и великий князь были участниками беспрецедентной по тем временам коррупционной схемы, которая стала одной из причин поражения России в Первой мировой. Великий князь был назначен начальником Главного артиллерийского управления в 1905 году, Кшесинская же вместе с промышленником Путиловым и банкиром Вышнеградским стала совладельцем «индустриального гиганта стратегического значения» — Путиловского завода. Дальше всё было просто: «главный артиллерист» Сергей Михайлович отдавал госзаказы французской фирме Шнейдер, а та по «странному капризу» указывала в контрактах требование производить продукцию исключительно на Путиловском заводе. Обуховский артиллерийский завод был доведен до краха: в 1910—1911 годах его пришлось спасать вливанием гигантских сумм из казны.
В Первую мировую Россия вступила с 11 700 стволами разных калибров против 104 500 у Германии и Австро-Венгрии. Продукты фирмы Шнейдер уступали другому оружию, представленному во время конкурсов, но всё равно принимались на вооружение. Говорят, в армии их называли «гаубицами системы Кшесинской». Первая мировая унесла жизни миллионов русских солдат, Российская империя утратила земли и влияние.
Неудивительно, что, возвращая в репертуар свои популярные балеты, Мариус Петипа при их возобновлении зачастую видоизменял хореографический текст главных партий в расчёте на физические способности балерины и её сильную технику. Хотя имя Кшесинской часто занимало первые строчки афиш, её имя не связано с постановками великих балетов из списка классического балетного наследия. Специально для неё было поставлено лишь несколько спектаклей, и все они не оставили особого следа в истории русского балета. В «Пробуждении Флоры», показанном в 1894 году в Петергофе специально по случаю бракосочетания великой княгини Ксении Александровны и великого князя Александра Михайловича, и затем оставшемся в репертуаре театра, ей была отведена главная партия богини Флоры. Для бенефиса балерины в Эрмитажном театре в 1900 году Мариусом Петипа были поставлены «Арлекинада» и «Времена года». В том же году балетмейстер возобновил специально для неё «Баядерку», исчезнувшую со сцены после ухода Вазем. Участвовала в летних спектаклях Красносельского театра, где, например, в 1900 году танцевала полонез с Ольгой Преображенской, Александром Ширяевым и другими артистами и классическое pas de deux Льва Иванова с Николаем Легатом. Творческой индивидуальности Кшесинской была свойственна глубокая драматическая проработка ролей Аспиччия, Эсмеральда. Будучи академической балериной, она тем не менее участвовала в постановках хореографа-новатора Михаила Фокина «Эвника» 1907 , «Бабочки» 1912 , «Эрос» 1915. В 1904 году Кшесинская уволилась из театра по собственному желанию, и после полагающегося прощального бенефиса с ней был заключён контракт на разовые выступления — сначала с оплатой по 500 руб. Кшесинская всячески противодействовала приглашению в труппу иностранных балерин, интриговала против Леньяни, которая, тем не менее, протанцевала в театре 8 лет, до 1901 года. При ней стала сходить на нет практика приглашения знаменитых гастролёрш. Балерина славилась умением устраивать карьеру и отстаивать свои позиции. Некоторым образом именно она послужила причиной ухода из театра князя Волконского: отказавшись восстанавливать для Кшесинской старинный балет «Катарина, дочь разбойника», он был вынужден подать в отставку с поста директора Императорских театров. Согласно воспоминаниям самой балерины, видимым поводом к конфликту послужили фижмы костюма для русского танца из балета «Камарго». Во время германской войны, когда войска Российской империи сильно страдали от нехватки снарядов, верховный главнокомандующий великий князь Николай Николаевич утверждал, что бессилен что-либо сделать с артиллерийским ведомством, так как Матильда Кшесинская влияет на артиллерийские дела и участвует в распределении заказов между различными фирмами. Летом 1917 навсегда уехала из Петрограда, первоначально в Кисловодск, а в 1919 в Новороссийск, откуда вместе с сыном отплыла за границу. Андрей с матерью великой княгиней Марией Павловной и братом Борисом занимал отдельный дом. В начале 1918 года до Кисловодска «докатилась волна большевизма» — «до этого времени мы все жили сравнительно мирно и тихо, хотя и раньше бывали обыски и грабежи под всякими предлогами», пишет она. В Кисловодске Владимир поступил в местную гимназию и с успехом закончил её. После революции с матерью и братом Борисом жил в Кисловодске туда же приехала Кшесинская с сыном Вовой.
Интриганка, танцовщица, игрок: какой была Матильда Кшесинская
Константин уверяет, что его бабушка Целина Кшесинская — родная дочь легендарной балерины Матильды Кшесинской и Николая II. 22 сентября СМИ стало известно, что праправнучка (внучатая племянница) балерины Матильды Кшесинской Элеонора Севенард была принята в балетную труппу Большого театра. Музей Фелицына > Новости > Новости музея > Выступление примы-балерины Матильды Кшесинской в Екатеринодаре. до февраля, будучи на пятом месяце беременности. до февраля, будучи на пятом месяце беременности.
Матильда Кшесинская. Фуэте в постели с наследником престола
По неизвестным причинам она "не желала огласить себя покупщиком этого имущества" сразу же после сделки. Газета "Петроградский листок" в 1917 году отмечала: "Уже несколько лет, как столичные обыватели любовались на изящный домик-особняк на углу Кронверкского проспекта и Большой Дворянской улицы, принадлежащий балетной артистке М. Место, которое выбрала эта балетная премьерша для своего палаццо, является в настоящее время лучшим в Петрограде, так как с постройкой Троицкой площади, Каменноостровский проспект в этой начальной своей части превратился в одну из аллей Булонского леса в Париже". В десятилетие, предшествовавшее революционному 1917-му, дом Кшесинской стал одним из центров культурной жизни. Петроградская публика часто называла роскошный особняк дворцом. Здесь бывали актеры Александринского и Мариинского театров, звезды балета, в том числе Тамара Карсавина и Айседора Дункан, а также представители династии Романовых, с которой у Кшесинской были особые отношения. Ни для кого не являлась секретом ее близость к императорской семье: давний роман с наследником цесаревичем Николаем Александровичем, будущим императором Николаем II, потом еще один — с великим князем Сергеем Михайловичем, и еще один — она фактически была гражданской женой великого князя Андрея Владимировича, двоюродного брата Николая II, и даже родила от него сына Володю. Но Кшесинская признавалась в мемуарах, что принимала в этом живейшее участие. Зал должен был быть выдержан в стиле русского ампира, маленький угловой салон — в стиле Людовика XVI, а остальные комнаты я предоставила вкусу архитектора и выбрала то, что мне более всего понравилось".
Для прислуги был отведен небольшой флигель. Во дворе находилась прачечная, а также сараи для экипажа и двух автомобилей. Сын Кшесинской не отличался крепким здоровьем, поэтому во дворе построили хлев для коровы, благодаря которой у мальчика на столе всегда было парное молоко. Штаб большевиков в особняке Кшесинской Новая история особняка началась 28 февраля 13 марта 1917 года, когда в него ворвалась толпа демонстрантов. Незадолго до этого Матильда и ее сын смогли убежать из дома, с собой балерина взяла только саквояж с драгоценностями. Большевики, которые нуждались в помещении для своего партийного аппарата, быстро нашли общий язык с солдатами. С этого времени, как писала петроградская пресса, дом стал "главным штабом ленинцев". Сам Ленин вернулся из эмиграции поздно вечером 3 16 апреля 1917 года и бывал в "палаццо" Кшесинской почти каждый день в течение следующих трех месяцев.
В 1921 году Кшесинская вступила в морганатический брак с великим князем Андреем Владимировичем и перешла из католичества в православие с именем Мария. В 1929 году Матильда Кшесинская открыла балетную студию в Париже. Да и питомцы, питомицы этих школ в большинстве своем носили русские имена и фамилии, подчас весьма знатные. Они представляли собою первое поколение русской эмиграции, появившееся на свет уже вдали от России, в изгнании, в бегах. Одну из этих студий вела Матильда Кшесинская, легенда Мариинского театра. Матильда Кшесинская на уроке с ученицей Т. Рябушинской, Париж, 1930-е гг. По слухам, которые мало кто ставил под сомнение, она была любовницей последнего российского императора Николая Второго. Своих учеников и учениц Матильда Кшесинская набирала, в основном, из аристократических семейств, что, соответственно, и стоило больших денег.
Любовь Егорова тоже танцевала прежде в Мариинке, а эмигрировав в Париж, основала студию, в которой охотно стажировались танцовщики Гранд Опера… Учение в ее студии тоже стоило немалых денег. Более доступной и демократичной считалась балетная школа Ольги Преображенской". Александр Рекемчук, «Танец маленьких лебедей» Матильда Кшесинская скончалась 5 декабря 1971 года, не дожив немного до своего столетия. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. В работе над этим материалом были использованы следующие книги: 1. Мнемозина: Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Иванов, М. Шенг Схейен. Возненко, С.
Он испытывал к балерине очень сильное чувство, которое прошло испытание временем и ветренностью Матильды. Она была весьма любвеобильна, хотя ее увлечения редко выходили за пределы императорской фамилии. В 1901 году у нее завязалась интрижка с великим князем Владимиром Александровичем, а чуть позже с его сыном — Андреем Владимировичем, который был на семь лет младше Кшесинской. Завязав отношения с «Андрюшей», Матильда не прерывала отношений с «Сережей», искусно маневрируя между двумя великокняжескими семьями и получая щедрые подарки с обеих сторон. В конце того же 1901 года, путешествуя по Франции, Кшесинская обнаружила, что беременна. Кто отец будущего ребенка, она могла только догадываться, а тестов на отцовство тогда еще не существовало. Да он и не требовался в данном случае — признать родившегося 18 июня 1902 года мальчика своим сыном были готовы оба великих князя. Кшесинская сначала хотела назвать сына Колей, но это могло не понравиться уже ставшему императором Николаю II. Поэтому мальчик стал Владимиром Сергеевичем.
Похоже, отца ему она выбрала просто по старшинству. Издательство: Питер В 1904 году Кшесинская ушла из труппы Мариинского театра, но продолжала танцевать на его сцене главные партии по отдельным контрактам с рекордными гонорарами. Никто в балетном мире не смел ей перечить. Ее конфликт с директором Императорских театров князем Волконским из-за какого-то костюма кончился личным разносом князю от самого императора с последующей отставкой. Несмотря на то что Кшесинская не просто почивала на лаврах, а постоянно совершенствовала свое балетное мастерство она первая из русских балерин исполнила 32 фуэте подряд , за пределами России ее знали слабо. В 1911 году она танцевала в «Лебедином озере» во время дягилевских «Русских сезонов» в Лондоне. Инициатором этого сотрудничества был Сергей Дягилев. Он надеялся при посредничестве Матильды провести свои сезоны в Петербурге и откосить от службы в армии своего любовника Вацлава Нижинского, ставшего военнообязанным. Затея, за которую Матильда не очень-то и хлопотала, провалилась.
В столицу империи Дягилева не позвали, а к регалиям Нижинского добавилось еще и звание дезертира.
Однако в России было ещё много великих князей... Всё в том же фильме Александр III констатирует, что все российские императоры, за исключением его самого, имели связи с балеринами.
Налицо очевидное преувеличение, уже хотя бы потому, что при Петре в России этого искусства просто не было. Однако в целом подобные истории, конечно, случались, и дочь балетного танцовщика и педагога Феликса Кшесинского об этом прекрасно знала. Более того, не будет преувеличением сказать, что к чему-то подобному она и стремилась.
Ведь в русском балете на рубеже веков было крайне важно иметь влиятельного покровителя, без которого трудно было бы делать карьеру. Матильда Кшесинская с выбором такого человека не промахнулась — завела роман с цесаревичем Николаем Александровичем. После свадьбы они прекратили любые амурные отношения, но при необходимости замолвить словечко он по-прежнему мог.
Так, уже в 1896-м Матильда стала примой императорских театров, хотя сам Петипа был против. Любая желанная роль доставалась ей, любой вопрос решался в её пользу, кто бы ни был её оппонентом. Помимо императора у Кшесинской нашлись и другие заступники, причём тоже из рода Романовых.
Вскоре она родила сына Вову, и отныне её будущее казалось надёжно обеспеченным, но тут в дело вмешалась революция... Уже февраль 1917-го серьёзно подорвал позиции Кшесинской.
Потеряла ребенка от Николая II: разгадана главная тайна Матильды Кшесинской
Они провели вместе больше двух часов, пили чай, разговаривали, смотрели фото; Николай даже выбрал какую-то карточку, затем сказал, что хотел бы ей писать, получил разрешение на ответные письма и впоследствии попросил Кшесинскую обращаться к нему на ты. Кульминация их отношений наступила зимой 1892—1893 годов. Вероятнее всего, Николай и Матильда стали любовниками. Дневник Николая, очень закрытого и сдержанного человека, пестрит описаниями встреч: «Отправился к М. Оставался очень долго и чрезвычайно хорошо провел время». Кшесинская же вела очень дамский дневник, где описывала свои переживания, чувства, слезы. У Николая никаких вольностей нет. Однако вот как он пишет про зимние события: «25 января 1893 года. Вечером полетел к моей М. Нахожусь под впечатлением ее — перо трясется в руке». Даже в описании куда более грозных событий такие сильные эмоции со стороны Николая практически незаметны.
В 12 час. Хорошо поболтали, и посмеялись, и повозились». Позднее они решили, что Кшесинская должна жить отдельно: встречаться у родителей было слишком неудобно — тем более что небольшая спальня девушек примыкала к кабинету отца. При поддержке Николая Кшесинская сняла дом на Английском проспекте, 18, — отныне они виделись там. Кшесинская предварительно спросила разрешение у отца. Тогда переезд незамужней девушки от родителей считался неприличным, и Феликс Янович долго колебался. В итоге они поговорили: отец объяснил ей, что эти отношения бесперспективны, у романа нет будущего. Кшесинская ответила, что понимает все это, но безумно любит Ники и хочет хоть сколько-нибудь оставаться счастливой. Было принято такое решение — отец разрешил переезд, но только вместе со старшей сестрой. Николай Романов начал вести дневник в 1882 году.
Последняя запись сделана за 9 дней до расстрела — 30 июня 1918 года Они начали жить в доме с очень интересной историей. Кроме того, что он был большим либералом и за это его терпеть не мог Александр III , Константин де-факто был двоеженцем: свою законную супругу он оставил и жил там с балериной Анной Кузнецовой. Обычно говорят, что переезд состоялся зимой. В дневнике Матильды нет точной даты, зато она есть у Николая. Он писал: «20 февраля 1893 года. В театр не поехал, зато отправился к М. Они переехали в новое жилище, уютный домик-особняк в два этажа. Комнаты отделаны очень хорошо и просто, но надо еще дополнить кое-что. Очень приятно иметь отдельное хозяйство и быть независимым. Засиделись опять до четырех часов».
Четвертый гость — барон Александр Зедделер, полковник, за которого позже вышла замуж Юлия. Кшесинская подробно описывала, как она занималась благоустройством: она вообще с удовольствием вела строительные дела. Разрыв Это была кульминация романа и в то же время начало конца. Все более четко вырисовывалась перспектива брака с Алисой Гессен-Дармштадтской, будущей Александрой Федоровной. Николай довольно интересно писал в дневнике: «Весьма странное явление, которое я в себе замечаю: я никогда не думал, что два одинаковых чувства, две любви одновременно совместились в душе. Теперь уже пошел четвертый год, что я люблю Аликс Г. У них были другие планы — Мария Федоровна, скажем, рассчитывала на брак с французской принцессой; присматривалась и к другим вариантам. Алиса Гессен-Дармштадтская — будущая императрица Александра Федоровна Несколько раз Николай приезжал к Алисе, однако посвататься не получалось — чему очень радовалась Кшесинская.
Маля начала расписывать прелести тихой охоты, и англичанин попался на крючок: попросил разрешения сопровождать девочку на прогулке. Матильда позволила, но при условии, что невеста Макферсона даст ему разрешение. Сказано это было в присутствии всех гостей, и девушке не оставалось ничего другого, как согласиться. Никаких подберезовиков парочка не собрала: к концу прогулки англичанин забыл и про грибы, и про свою невесту. Свадьба была расстроена. И когда познакомилась с цесаревичем Николаем Александровичем, окрутила его так же легко, как и Макферсона. После спектакля государь вместе со свитой явился в репетиционный зал, с порога спросив: «Где Кшесинская? На праздничном ужине Матильду усадили рядом с наследником престола Николаем. Матильда была очаровательна, умна и красива, но в его окружении таких женщин хватало. Никакой инициативы по сближению юноша не проявлял, и Кшесинская взяла всё в свои руки: начала прогуливаться в местах, где могла встретиться с цесаревичем. Уже летом ей удалось привлечь его внимание: в дневнике наследника появляются записи о том, что Матильда ему «положительно, очень нравится». В октябре Николай отправляется в продолжительное путешествие и просит сестру сообщать ему новости о «своем друге». Лишь к концу осени 1891 года царское семейство переехало в Гатчину, а в 1892 году между Николаем и Матильдой завязался роман. Весной наследник регулярно наносил балерине визиты, писал в дневнике, что Матильда вскружила ему голову. Отец Николая раздраженно замечал, что цесаревич «неизвестно где находится» и «неизвестно чем занимается». Впрочем, на самом деле все знали и о том, и о другом. Говорят, как-то ночью к влюбленной парочке вломился петербургский градоначальник, получивший приказ доставить Николая к Александру III по срочному делу. Кшесинская в дневнике рассказывает, что летом Николай был готов перейти к более «близкому знакомству», но потом начал проявлять «раздражающую осторожность». По ее словам, он не хотел быть у балерины первым, потому что это «будет его мучить всю жизнь», но не возражал сойтись с ней, если она утратит невинность. Но в январе Николай делает заметку: «Вечером полетел к моей М. Находясь под впечатлением ее — перо трясется в руках! И Матильда, и Николай знали, что будущего у их отношений нет.
Экспрессивный балет на музыку П. Чайковского и с либретто на основе сказки «Ангел из Фьезоле» В. Светлова был поставлен М. Фокиным в 1915 году на сцене Мариинского театра. В связи с Первой мировой войной и революциями он стал последним балетом, созданным специально для Кшесинской. Зрители, которым довелось видеть Кшесинскую в этом спектакле, признавали, что это ее лучшая роль. Партия Эсмеральды позволила ей проявить, наряду с танцевальной техникой, свой драматический талант. Еще одна замечательная деталь — козочка, с которой Матильда выступала в балете; ее балерина всегда держала при себе и всячески о ней заботилась. Для любителей балета постановка Мариинского театра стала настоящим праздником, ведь на одной сцене выступили сразу несколько звезд: Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Ольга Преображенская и Агриппина Ваганова. Эскизы костюмов делал Л. Бакст, а оригинальная музыка Й. Байера была дополнена фрагментами из произведений П. Чайковского, А. Рубинштейна, Р. Дриго, А. Лядова и других русских композиторов. Матильда не могла остаться в стороне.
Она же стала инициатором повышения зарплаты ведущим артистам. Спустя 10 лет служения в Мариинке Матильда Феликсовна устроила бенефис. Хотя по правилам его можно было проводить лишь после 20 лет службы. По окончании представления гостей ожидал торжественный ужин, на котором балерина завязала судьбоносное знакомство с двоюродным братом Николая Александровича Андреем Владимировичем, который был младше ее на 6 лет. В 1901 году они двинулись в путешествие по Европе, а уже на обратном пути балерина поняла, что беременна. Позднее взяла под покровительство только что закончившую училище Тамару Карсавину, передала ей все свои партии и обучала молодую артистку вплоть до рождения сына Владимира в 1902 году. Спустя 2 месяца после родов Кшесинская вновь вышла на сцену, а в 1904 году по собственному желанию уволилась из Мариинского театра. Но все же у нее сохранилось право показывать разовые представления, гонорары за которые были весьма высоки. Сначала она получала по 500 рублей за выступление, позже — 750. Настолько много, что магазин «Фаберже», когда она была с гастролями в Лондоне , вызвался переправить ее ценности в особый сейф. Каждой вещи присваивался номер. Перед спектаклями балерина называла агенту необходимый номер, и он доставлял ей нужное украшение. В Лондоне ее сопровождали полицейские, которые не спускали глаз с драгоценностей Кшесинской на различных мероприятиях. Когда ей было 44, она влюбилась в своего партнера — 23-летнего танцора Петра Владимирова. Андрей Владимирович даже вызвал его на поединок, на котором повредил красавцу нос. В результате чего тому пришлось делать пластическую операцию. Перед спектаклем она оставалась в постели двадцать четыре часа, лишь в полдень съедала легкий завтрак. В шесть часов она была уже в театре, чтобы иметь в своем распоряжении два часа для экзерсиса и грима. Как-то вечером я разминалась на сцене одновременно с Кшесинской и обратила внимание на то, как лихорадочно блестят ее глаза. Я просто целый день умираю от жажды, но не буду пить до выступления, — ответила на мой вопрос она». В 1917 году балерина с сыном покинула Петербург, уехав в Кисловодск к возлюбленному Андрею Владимировичу, а затем семейство обосновалось во Франции. Там Матильда вышла замуж за любимого мужчину и одновременно с этим обрела титул светлейшей княгини Романовской-Красинской. В 1929 году в Париже открыла балетную школу, которая стала ее единственным источником дохода.
Императорский дом
- Последние годы «великолепной Матильды»
- Афера Матильды Кшесинской
- «Танцует крепко»: что известно о 20‐летней праправнучке Матильды Кшесинской | 360°
- В Кисловодске особняк балерины Кшесинской пойдет «с молотка»
- Что еще почитать
- Как балерина Кшесинская оскандалилась из-за 50 р и получила оплеуху от вдовствующей императрицы
Биография Матильды Кшесинской
- 2. Командовала режиссерами
- Примы балерины: как на самом деле расстались Матильда Кшесинская и Николай II | Статьи | Известия
- Высший свет (18+)
- Она сводила с ума князей: 12 фактов о балерине Матильде Кшесинской — вы будете удивлены | WDAY
- Императорский дом
Балерина Романовых
Прима-балерина Мариинского театра пользовалась особым расположением членов царской семьи: Матильда Кшесинская была любовницей как минимум трех Романовых, в том числе. Неизвестные письма Матильды Кшесинской рассказывают о ее жизни в эмиграции. В 1896 году Кшесинскую возвели в статус примы-балерины императорских театров, несмотря на то, что главный балетмейстер Петип был категорически против этого.
Как балерина Кшесинская оскандалилась из-за 50 рублей и получила оплеуху от императрицы-вдовы
Праправнучка Матильды Кшесинской, балерина Элеонора Севенард поступила в труппу Большого театра, сообщило РИА «Новости». Несмотря на такую преданность, в итоге Кшесинская предпочла Сергею Михайловичу другого Романова – Андрея Владимировича, кузена Николая II. Роль молодого Николая Второго исполнит Данила Козловский, а Матильду Кшесинскую сыграет, скорее всего, известная балерина Диана Вишнева. До Февральской революции дом прима-балерины Мариинского театра Матильды Кшесинской являлся популярным салоном. 19-летняя Элеонора Севенард, праправнучка балерины Матильды Кшесинской, чье имя еще несколько месяцев назад не сходило с заголовков СМИ, призналась, что влюблена и счастлива. Светская львица дореволюционного Петербурга Матильда Кшесинская родилась ровно 145 лет назад — 31 августа 1872 года.