Нижегородцы станут свидетелями истории любви молодой вдовы Настасьи, которую прозвали Чародейкой, и молодого князя Юрия. В свое время поставленная в Большом театре «Чародейка» удивила меня непривычным текстом. Опера основана на знаменитой локальной легенде о красавице Куме Настасье, она так легко пленяла сердца посетителей корчмы, которую держала на Стрелке. Опера основана на знаменитой локальной легенде о красавице Куме Настасье, она так легко пленяла сердца посетителей корчмы, которую держала на Стрелке.
В Большом театре поставили оперу «Чародейка»
Выхолощенный видеоряд, усредненная стилистика, подгонка под свои стандарты - и все, русский дух, самобытность, женская жертвенность вытравлены из сценического воплощения оперы. Получилось понятное западному зрителю некое подобие русской Травиаты с элементами мистики и колдовства. Если закрыть глаза, плюнуть на бордель, в который поселили Куму Настасью, не обращать внимание на потасовки господ его посетителей во фраках и цилиндрах и на фривольные танцы полураздетых красоток вместо скоморохов и заежих людей постоялого двора, не удивляться колдовским пассам самой Кумы и ее альтер-эго, невесть откуда взявшейся подруги, которой нет в либретто, вместо простой обходительности и хлебосольства, то все, что звучит в музыке, можно услышать и воссоздать силой воображения и внутренним взглядом. Но не всегда получается не обращать внимание на происходящее на сцене. Странно видеть, как князь Курлятев и сама Настасья очень по-русски хлопают в ладоши в такт плясовой музыке, под которую вместо скоморохов, о которых поют ВСЕ персонажи, бордельные девушки в неглиже выделываю "всякие непотребства", в которых, собственно, и обвиняют Куму недоброжелатели. Поистине колдовские чары для этого нужны!
Но Настасья ведь не колдунья, не ведьма которую бы в просвещенной Европе азартно сожгли на костре, чтобы соблазнов не было! Но разве, по-европейским меркам, этого достаточно в варварской России, чтобы привлечь не только простых мужчин, но и околдовать князя и княжича? Без наличия темных чар в это европейцу не поверить! Вот и накрутили для португальцев и, как писал Маяковский, "прочих всяких шведов", то бишь испанцев, несуразной мистики, извратив до наоборот весь сюжет! Но нам-то в России это зачем?
Нам русское надоело? Мы его хорошо знаем? Можем описать русский терем, русский быт, русскую одежду 16 века? Все видели Оку и Волгу, бывали в Нижнем Новгороде?
Современный зритель кроме непосредственных эмоциональных впечатлений, обещанных ему композитором и либреттистом, получит еще и многозначные послания от команды постановщиков, виртуозно рассыпанные аллюзии, которые так интересно прочесть и расшифровать.
Но увидев ее, сам влюбляется до беспамятства, и чувство это оказывается взаимным.
Мстить за мужа и сына берется княгиня, которая ради чести рода готова пойти даже на преступление. Отравив Настасью ядовитым питьем, она, однако, не добивается счастья. Более того, она в одночасье теряет всю свою семью: муж из ревности убивает сына-соперника, а сам лишается рассудка. Вот такая лихо закрученная интрига, которая, впрочем, ничуть не облегчила путь оперы к зрителям. Работа над «Чародейкой» была закончена весной 1887 года. Премьера состоялась в Мариинском театре 20 октября того же года под управлением автора и имела успех. Однако в Петербурге она продержалась лишь до конца сезона и была снята с репертуара.
В Большом театре ее и вовсе показали только один раз — 2 февраля 1890 года. Вторая постановка «Чародейки» в Большом театре состоялась уже после смерти Чайковского — в 1916 году. Ее инициатором выступил дирижер Вячеслав Сук. Тот спектакль выдержал 16 представлений.
Известно, что судам Грозный направил грамоту, что если в споре участвует опричник, то судить надо в его пользу... А в Красноярске этот сюжет обретает особые исторические обертона: вспоминаются и каторжане, и декабристы, сосланные в Сибирь. Сергей Новиков поставил "Опричника" в стиле максимального историзма, чем, с одной стороны, потрафил поклонникам классической оперы, а с другой - внешняя роскошь бытования героев - шикарные кокошники и "парчовые" кафтаны - контрастирует с огромным количество ножей, сабель, секир, копий, плетей, кандалов и подчеркивает, что и красота умеет быть обманчивой. Самый любопытный образ в опере - молодой опричник, царский фаворит и, как убеждают некоторые историки, его любовник Федор Басманов, чья партия написана для альта, но вместе с предводителем опричников князем Вязьминским они составляют "ось зла" этого спектакля. К сожалению, у Виктории Кангиной Басманов выходит потешным, а у Сергея Теленкова не хватает вокальной силы и "мрачных" красок в голосе.
А Виктория Маслюкова в партии Натальи и Давит Есаян в заглавной роли опричника Андрея Морозова очень точно попадают в свои образы и благодаря тому, что Филиппу Селиванову явно ближе романтические, а не демонические темы этой оперы, любовная тема неожиданно становится доминирующей. Но бессловесное явление в финале Грозного все же оставляет впечатление устрашающего знамения. Красноярская публика проявила неподдельный интерес к оперной редкости и с восторгом встретила премьеру, продемонстрировав исключительную готовность задумываться о том, что человеческой силе не положен предел. Кстати В Красноярском театре оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского большие перемены в творческом руководстве.
Мариинский театр возвращает на сцену оперу Чайковского "Чародейка"
Полвека спустя в Большой театр возвращается опера Петра Ильича Чайковского «Чародейка». Опера «Чародейка» с 4 декабря 2021 по 2 февраля 2024, Мариинский-2 (Новая сцена) в Санкт-Петербурге — дата и место проведения, описание и программа мероприятия, купить билет. Несколько вариантов «Чародейки» было представлено в XX веке в постановках Кировского (ныне Мариинского) и Большого театров.
Студенты ИМОМИ побывали на репетиции оперы "Чародейка" в Нижегородском театре оперы и балета
Главные герои пьесы — князь Курлятов, родовитая Княгиня, его жена и их сын Юрий. С другой стороны — молодая вдова, красавица Настасья, которую люди называли «чародейкой». Любовь, ненависть и… Один шаг между ними — основа страстей, развивающихся в драме.
Именно эта версия и была воссоздана сейчас. Музыкальный руководитель нынешней постановки и дирижер — Валерий Гергиев.
Я в восторге от того, что увидела и услышала!
Все произвело неизгладимое впечатление и голоса и игра артистов и пляски и декорации и световое решение. И не думала, что буду оперу смотреть на одном дыхании. Спасибо огромное всему коллективу за такие постановки! Отзыв с сайта театра «Особенно эффектно выглядят настоящие листья, которые, кружась, падают на сцену по ходу спектакля.
Однако в Петербурге она продержалась лишь до конца сезона и была снята с репертуара. В Большом театре ее и вовсе показали только один раз - 2 февраля 1890 года. Вторая постановка "Чародейки" в Большом театре состоялась уже после смерти Чайковского - в 1916 году. Ее инициатором выступил дирижер Вячеслав Сук. Тот спектакль выдержал 16 представлений. И, наконец, третью и самую заметную постановку "Чародейки" Большой театр осуществил в 1958 году. Спектакль прошел 49 раз и находился в репертуаре до 1965 года. Вот и вся небогатая история "Чародейки" в Большом. Возродить недооцененный шедевр уже в ХХ1 веке взялась на прославленных подмостках весьма примечательная постановочная команда. Возглавил ее маэстро Александр Лазарев. Он долгие годы был связан с ГАБТом, где с 1987 по 1995 год был художественным руководителем, а ныне вернулся сюда в качестве приглашенного дирижера. И с конкретным предложением - непременно поставить "Чародейку". Эту оперу, наделенную шекспировскими страстями и потрясающую в музыкальном отношении, маэстро считает "очень благодатной для оперной труппы Большого театра".
Премьера оперы "Чародейка" в Большом
“Чародейка” снова на главной сцене страны | 2023 Бархатов Григорян Асмик Опера Франкфурта Чайковский Чародейка. |
ИЗУРОДОВАННАЯ «ЧАРОДЕЙКА» В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОПЕРЕ | Петербургские зрители увидят новейшую постановку Мариинского театра — оперу Петра Чайковского «Чародейка». |
Опера Чародейка (премьера)
опера ского (премьера) Дирижер Валерий Гергиев (фото с сайта театра) Чародейка - возобновление. В основу музыкальной трагедии положена известная нижегородская легенда о Куме-Чародейке. 30 сентября в театре оперы и балета покажут оперу Чайковского «Чародейка». В Мариинском театре 24 декабря состоится премьера оперы "Чародейка" в постановке режиссера Дэвида Паунтни.
Легендарная опера "Чародейка" возвращается на нижегородскую сцену
Валерий Гергиев , дэвид паунтни , Мариинский театр , Мариинский-2 , Пётр Чайковский , чародейка 24 декабря на сцене Мариинского театра-2 прошла премьера восстановленной оперы П. Чайковского «Чародейка». Мэтр британской оперы Дэвид Паунтни лично руководил возобновлением спектакля. За дирижерским пультом Валерий Гергиев.
Постановка 2018 года 1940, 1943 восстановлена , 1947, 1963, 1982 Дирижёр-постановщик — лауреат премии «Творческая удача» Сергей Вантеев. Художник-постановщик — Иван Совлачков Санкт-Петербург. Хормейстер театра — заслуженный деятель искусств России, лауреат Пушкинской премии Нижегородской области, лауреат премии Н.
Большого успеха опера не имела - не слишком удачное либретто Ипполита Шпажинского, впервые выступавшего в роли автора, оказалось в противоречии с партитурой. Выдержав только 12 представлений, она была исключена из репертуара", - отмечают в театре. Опера по-настоящему была оценена лишь в середине XX века, обретя новое прочтение в постановках Кировского ныне Мариинского и Большого театров. В качестве текстовой основы спектаклей использовалась редакция либретто, созданная советским поэтом Сергеем Городецким в 1941 году.
Дирижером постановки выступает Заурбек Гугкаев, за хореографию отвечает Ренато Дзанелла. Костюмы к опере подготовила Татьяна Ногинова.
Опера в Мариинском театре. Из дневника 2023-2024 г.г.
Но Юрий, пораженный красотой девушки, тоже проникается к ней симпатией. Возлюбленные собираются убежать, а обиженная княгиня решается мстить: под видом странницы она дает Настасье отравленной воды. Девушка умирает. Разъяренный князь убивает своего сына и лишается рассудка.
Партитура с трудной сценической судьбой была воплощена дирижером Александром Лазаревым, режиссером Александром Тителем и сценографом Валерием Левенталем. Над «Чародейкой» с момента создания словно злой рок тяготеет. Уж как старался композитор Чайковский! Ни над одной своей оперой он так не трудился и столько раз не переделывал. Но почти все попытки постановок «Чародейки» оканчивались неудачей. Уже на седьмом представлении в год премьеры 1887 зал петербургского театра был полупустым, в Москве опера и вовсе выдержала один показ. Спектакль из жизни славян XV века, обитающих в окрестностях Оки и Волги, не спасли ни кровавая любовь в сюжете, ни пышные исторические декорации в древнерусском стиле, ни многочисленные отсылки к народной музыке в партитуре. Возможно, потому, что либреттист Чайковского Ипполит Шпажинский не смог предложить композитору качественную переделку собственной пьесы «Чародейка». Молодая вдова Настасья по прозвищу Кума слывет чародейкой: враги говорят, что многочисленных гостей своего заезжего двора она приворожила. Из недалекого Нижнего Новгорода к Куме приезжают наместник князь Курлятев и его верный дьяк Мамыров — с целью прикрыть гнездо гульбы и разврата.
Но умница Настасья приворожила князя и высмеяла дьяка, чем определила трагическую судьбу: князь напрасно склоняет ее к любви, а дьяк клянется отомстить проклятой ведьме. Жена Курлятева тем временем бьется в ревнивой истерике, и ее сын Юрий тоже дает клятву убить грешную заречную бабу. Но, как вы уже догадались, сам влюбляется в бойкую прелестницу. Видя такое дело, княгиня достает ядовитое снадобье и травит Куму.
Признаем, персонаж вымышленный. Даже в малолетстве аристократы слабостью не отличались — не тот биологический материал, не то воспитание. Провисают смыслы. Если в «Кармен» все сбито крепко, если в ней нет логических неувязок, то в «Чародейке» их сколько угодно. Оперу да и новеллу!
Лимонов : женщины-цыганки и мужчины-баска с привлечением третьего лица. Француз Мериме знал, о чем пишет. Гасконец ему был известен, как и родственный тому баск. Отношение к этим во Франции и Испании в то время было примерно как у нас сегодня к жителям Дагестана, пытающимся покорить города коренной России. Неполиткорректное отношение. Отсюда зато вытекало правдоподобие всей истории Кармен и дона Хосе. Психологическое правдоподобие. Ничего такого нет в «Чародейке» на уровне либретто. А без этого сколь ни пытайся написать «Русскую Кармен», не получится — законы едины для всех.
Почему так вышло? Да потому, что уже в XIX веке, а не только сейчас, появился свой «креативный класс», своя «творческая интеллигенция», готовая оправдать любую гадость, поговорить о нелегкой женской доле и поэксплуатировать прочие прелести «гуманистического дискурса». Вот это и увидел Титель. Он спас произведение, почувствовав в нем зловещие миазмы жизнеотрицания под видом токов жизнеутверждения. Ключевой здесь видится сцена со скоморохами. Музыкально довольно мрачно, а вовсе не весело окрашенная, она в зримом воплощении режиссера вызывает оцепенение. Чайковский не зря написал для скоморошьей пляски подобный материал — он был умен и чуток. Титель услышал композитора. И режиссеру не помешали в этом ни либреттист, ни художник.
От танца скоморохов становится плохо физически. Страшный панк-молебен в масках, механистические движения без всякой радости, в фигурах танца — сама Настасья, воплощающая смерть. Данный эпизод следует считать центральным в постановке Большого театра. Все остальное — любовная линия с отравлением — приобретает тогда у Александра Борисовича Тителя не характер мелодрамы, но свойства политического триллера. Триллера, замешанного на поругании святынь: преступления против веры в те времена были государственными. Конечно, удачей оперу «Чародейка» назвать нельзя.
Пушкина 26 октября представляет премьеру оперы Чайковского «Чародейка» по драме Шпажинского «Чародейка. Нижегородское предание». Об этом сообщили в театре. Постановщики спектакля: Сергей Вантеев дирижер — постановщик , Вадим Милков-Товстоногов режиссер-постановщик , Иван Совлачков художник — постановщик.
Эдуард Пастухов хормейстер-постановщик.
Премьера оперы П И Чайковского Чародейка Г Лашманова
Петербуржцев решили поразить возрожденной «Чародейкой» | В основу музыкальной трагедии положена известная нижегородская легенда о Куме-Чародейке. |
Опера «Чародейка» в Мариинском театре-2 | Опера Петра Ильича Чайковского в постановке британского режиссёра Дэвида Паунтни ввернулась на сцену Мариинки после 10-летнего перерыва. |
Мариинский театр представит оперу «Чародейка»
Опера "Чародейка" (Мариинский -2) опера в 4-х действиях, Петр Чайковский, продолжительность 3 часа 40 минут, либретто Ипполита Шпажинского, 2 антракта. Именно в «Чародейке» полуевропейский-полуроссийский взгляд композитора выплёскивается в многослойном переплетении мелодраматических смыслов, исполненных тончайшего. Среди опер П.И. Чайковского "Чародейка" выделяется, особенно в 1-м действии, массовыми народными сценами, в которых звучат величальные, шуточные песни. Знаменитая «Чародейка» Петра Чайковского будет поставлена на сцене Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А. С. Пушкина в 2018 году. 30 января Новая сцена Опера «Чародейка» кажется сочинением раннего Чайковского, хотя хронологически — это одна из поздних опер композитора, созданная после «Евгения Онегина». опера ского (премьера) Дирижер Валерий Гергиев (фото с сайта театра) Чародейка - возобновление.
Содержание
- В Мариинском театре состоится премьера оперы "Чародейка" - Новости - РЕВИЗОР.РУ
- Чародейка - опера в Нижнем Новгороде - афиша, билеты |
- Опера «Чародейка» в Мариинском театре-2
- Чары «Чародейки». Как нижегородский князь пострадал из-за любви
На этой странице
- Подпишитесь на новости «МО»
- В Большом театре поставили оперу «Чародейка»
- «ЧАРОДЕЙКА»: |
- Опера «Чародейка» 2021, Санкт-Петербург — дата и место проведения, программа мероприятия.
- Чародейка, опера • Голос публики
С Новым годом и Рождеством!
Дата премьеры, прошедшей под управлением автора 20 октября 1887 года. В Горьковском театре оперы и балета премьера оперы состоялась 27 декабря 1940 года. Это была первая постановка оперы на советской сцене. С тех пор состоялось еще четыре постановки, которые были неизменно любимы труппой и зрителями. Прошло почти 20 лет со дня последнего спектакля «Чародейки» в Нижнем Новгороде.
В 1887 году композитор сам дирижировал премьерными спектаклями, однако ожидаемого успеха тогда не последовало. Причиной называли неудачное либретто. Позднее новую редакцию либретто создал поэт Сергей Городецкий.
И в прямом смысле публика увидит постановку в новом свете. Для переноса «Чародейки» создали специальную световую адаптацию, поставленную Дэвидом Паунти — режиссером Английской национальной оперы. Его работы хорошо известны в Венском, Мюнхенском и Цюрихском оперных театрах. На начало 2000-х решение Паунти для классического произведения имело эффект разорвавшейся бомбы.
Не исключено, что многие зрители были привлечены именем Чайковского.
Согласно расхожему мнению, этот композитор просто не мог написать плохую музыку. Между тем «Чародейку» принято считать малоудачной оперой великого мастера. Сам же он был уверен в обратном. Сюжетом для оперы послужила трагедия известного драматурга Х1Х века Ипполита Шпажинского. Основанная на древнем нижегородском предании, она рассказывает о хозяйке заезжего двора Настасье, прозванной Кумой. Никто не может устоять от ее чар. И даже местный суровый князь. О влюбленности мужа узнает супруга, а потом и сын князя — молодой княжич, который решает убить Куму.
Но увидев ее, сам влюбляется до беспамятства, и чувство это оказывается взаимным. Мстить за мужа и сына берется княгиня, которая ради чести рода готова пойти даже на преступление. Отравив Настасью ядовитым питьем, она, однако, не добивается счастья.