Кроме того, это Министерство, как считает Селезнев, могло бы сыграть не последнюю роль в формировании «человеческого капитала» для взрывного роста технологий в России. «И этот капитал обязательно должен быть учтен в работе этого отдельного министерства как ключевой. Человеческий капитал и роль договороспособности: как изменились НКО за 30 лет. В последние несколько лет человеческий капитал вносит отрицательный вклад в динамику экономического развития России — в частности, в пандемические 2020 и 2021 годы он «забрал» у ВВП 0,4 и 0,6 процентного пункта (п.п.) роста соответственно. Учитывая, что стоимость человеческого капитала определяется на свободном рынке спроса и предложения, академическая среда становится одним из основных источников формирования этого капитала.
Эксперты ВШЭ проанализировали вклад человеческого капитала в экономику России
Главный советник руководителя Аналитического центра Леонид Григорьев отметил, что индекс человеческого развития в нашей стране растет в экономически развитых регионах: Петербурге, Москве, Московской области. Что такое человеческий капитал и почему его показатель выше у женщин — отвечает экономист Ростислав Капелюшников. страна возможностей" Антон Сериков назвал важным, чтобы регионы "были наполнены качественным человеческим капиталом". Капитал страны в Яндекс Дзен Капитал страны в Яндекс Новости. Во всем виновата плохая демография. Российская экономика продолжит стагнировать и отставать от мира в ближайшие 10-15 лет. Эксперты ВШЭ прогнозируют средние темпы роста в период до 2036 года в 1,4-1,8. В статье рассмотрено – понятие человеческого капитала, значение человеческого капитала для экономики, а также проблемы его развития в России: состояние образования, здравоохранения, российской науки. С 2020 года в России фиксируется отрицательный вклад человеческого капитала (ЧК) в ВВП. В 2020 году он составил минус 0,4 процентных пункта, а в 2021 го.
Вклад человеческого капитала в ВВП страны стал отрицательным
Поэтому система мер поддержки человеческого капитала должна предусматривать возможность разносторонних инвестиций в интеллектуальный и культурный капитал семьи. IV Международный HR-саммит «Человеческий капитал страны: стратегии лидеров» пройдет с 28 по 30 сентября на площадке Корпоративного университета Правительства Нижегородской области (КУПНО). Человеческий Капитал — важные события сегодня и новости за последний час на сайте Вестник Кавказа. Ограничивая доступ к здравоохранению, образованию, социальной защите и рабочим местам, пандемия COVID-19 угрожает приросту человеческого капитала. Кроме того, это Министерство, как считает Селезнев, могло бы сыграть не последнюю роль в формировании «человеческого капитала» для взрывного роста технологий в России. «И этот капитал обязательно должен быть учтен в работе этого отдельного министерства как ключевой.
Развитие человеческого капитала на евразийском пространстве обсудят на ЕЭФ – 2023
По ее расчетам, в 2020-2021 годах вклад человеческого капитала в динамику ВВП РФ составил -0,4% и -0,6% соответственно. По мнению докладчика, человеческий капитал станет решающим ресурсом и главным продуктом экономики 21 века: его производство «в долгосрочном периоде создает максимальную добавленную стоимость и обеспечивает максимальный рост для страны». Глава Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке Сергей Ховрат в радиорубке Sputnik на площадке IV Восточного экономического форума во Владивостоке До 140 тысяч льготных ипотечных кредитов могут выдать на Дальнем Востоке. Рост капиталовложений в сектора, формирующие человеческий капитал, повышение фондовооруженности медицинских работников и увеличение расходов на НИОКР по направлению медицинских наук до уровня, соответствующего уровню развитых стран.
Что такое человеческий капитал и как его развивают. Объясняем простыми словами
Тема доклада: «Влияние семьи на развитие человеческого капитала страны». Султанов Баходир Фазилович, заместитель председателя Республиканского Совета Профсоюза работников транспорта, дорожного и капитального строительства, стройиндустрии Узбекистана. Главный советник руководителя Аналитического центра Леонид Григорьев отметил, что индекс человеческого развития в нашей стране растет в экономически развитых регионах: Петербурге, Москве, Московской области. «Человеческий капитал России сегодня не конкурентное преимущество, а конкурентный недостаток. Вышеуказанные проблемы обусловлены снижением объемов расходов на человеческий капитал как государством, так и частными инвесторами, что связно с экономическим неравенством регионов, о чем свидетельствует показатель валового регионального продукта. Это производство «человеческого капитала» называется «Государство».
Начинается острая стадия всемирной борьбы за человеческий капитал
Индекс человеческого капитала Human Capital Index — это комбинированный показатель, характеризующий уровень развития человеческого капитала в странах и регионах мира, который выпускается группой Всемирного банка World Bank Group и используется в рамках Проекта о развитии человеческого капитала Human Capital Project. Предполагается, что Индекс должен использоваться государствами для анализа проблемных моментов в их социально-экономической политике и оценки готовности к переходу на модель устойчивого развития. В рамках проекта также выпускаются международные и национальные доклады по данной проблематике. Согласно методологии проекта, человеческий капитал состоит из знаний, навыков и здоровья, которые люди накапливают в течение своей жизни, что позволяет им реализовать свой потенциал как полезных и продуктивных членов общества. В процессе производства человеческий капитал дополняет собой физический капитал, выступая в качестве важного ресурса социального прогресса и долгосрочного экономического роста. Это, в свою очередь, требует инвестирования в людей через качественное здравоохранение, образование, навыки и рабочие места. Авторы проекта указывают, что человеческий капитал важен для общества в долгосрочной перспективе, так как выступает одной из наиболее важных движущих сил устойчивого экономического роста, но даже при этом разработчикам политики подчас сложно убедительно обосновать инвестиции в него. Так, правительства многих государств выделяют значительную долю бюджетных средств на образование и здравоохранение, однако зачастую общественные услуги неспособны формировать человеческий капитал по причине их низкого качества, поскольку бюрократический аппарат оказывается неспособным или не мотивированным преобразовывать разумную политику в эффективные программы. Кроме того, инвестиции в человеческий капитал могут годами не давать экономической отдачи, поэтому политические деятели обычно пытаются найти более быстрые способы повышения своей репутации. С этой точки зрения проект обосновывает важность инвестиций в людей, особо подчёркивая значимость последовательного руководства и координации на всех уровнях власти, в том числе решения таких сложных проблем, как ненадлежащие или неэффективные расходы, проблемы в сфере управления и предоставления услуг, демографическая динамика, политическая нестабильность и социальные конфликты, а также пробелы в области инфраструктуры.
Беккер разделял специальные и общие инвестиции в человека — первые можно применять где угодно например, навык работы на компьютере , а вторые — только в компании, где проходит обучение например, освоение внутреннего эксклюзивного софта. По мнению экономиста, вложения государства в ЧК в частности, социальные программы, образование, медицину, рынок труда равнозначны инвестированию в создание или приобретение новой техники или технологий, что в будущем возвращается такими же прибылями. Доктор социологических наук Галина Бондаренко отмечает , что инвестиции в человеческий капитал носят длительный характер — например, инвестирование в капитал образования в среднем занимает 12—20 лет, а в капитал здоровья вложения приходится делать в течение всей жизни. История понятия человеческого капитала Термин «человеческий капитал» впервые использовал американский экономист Джейкоб Минсер, а в научный оборот в начале 1960-х ввёл лауреат Нобелевской премии, американский экономист Теодор Шульц. Под ЧК он понимал приобретённые человеком ценные качества, которые можно усовершенствовать вложениями денег, обучения и которые улучшают благосостояние индивида. Главным условием для социально-экономического прогресса считалось повышение уровня образования. В частности, с этим связывали быстрый экономический прогресс развитых стран в начале — середине ХХ века. Одни исследователи считают его совокупностью способностей и качеств человека, которые он использует в работе. Другие трактуют это понятие как накопление определённых способностей и качеств индивида в результате инвестиций в собственное развитие. Ещё одна точка зрения заключается в расширении понятия ЧК, включении в него личностных качеств, мировоззрения, ценностных ориентиров и т. Исследователи Института образования НИУ ВШЭ Павел Сорокин и Татьяна Попова считают , что стоит выделить такой элемент человеческого капитала, как способность к поддержанию социальной сплочённости, умение создавать новые общности. Специалисты отмечают, что рост доли фрилансеров на рынке труда, снижение устойчивости института семьи и авторитета правительств приводят к повышению автономности человека, а это разрушает социальную связность и солидарность в обществе. Теория человеческого капитала во многом определила развитие социальной политики. Системы образования стали реагировать на запросы рынка труда.
Доступ к наиболее передовой научной инфраструктуре — оборудованию, приборам, реактивам, программному обеспечению — невероятно затрудняется. Это может отбросить российскую науку на десятилетия назад. Академической профессии грозит фактическое разрушение, поскольку многие исследователи в этих условиях теряют смысл в своей работе. В итоге одни уходят из российской науки и уезжают из страны, другие меняют профессию, третьи начинают заниматься имитацией научной деятельности. Вспоминается начало 1990-х, когда многие ученые и преподаватели были вынуждены стать челноками или заняться торговлей компьютерами. Падение престижа науки ведет к тому, что самые способные выбирают другие сферы деятельности, сложным дисциплинам предпочитают более легкие. Еще один аспект проблемы — это отказ от возвращения в Россию тысяч людей, которые получили образование и квалификацию на Западе, но готовы были вернуться. Следствием является снижение планки и эрозия стандартов качества научной продукции. Отключение от мировой сети науки и международных научных журналов означает переориентацию с мировых стандартов на локальные. Это как для спортсменов замена участия в Олимпийских играх и мировых чемпионатах городской или областной спартакиадой. Участвовать в них можно, но держаться на уровне мировых лидеров нельзя. Многие ностальгически апеллируют к советскому опыту. Ведь тогда, несмотря на железный занавес, и в космос первые полетели, и в ядерной физике преуспели, и в математике были не последними. Может, и сейчас получится не хуже? Что-то и где-то может получиться, но преград для успеха «суверенной» науки стало намного больше. Сама наука стала более международной и зависимой от сотрудничества, появилось много научных направлений, которые у нас совсем отсутствуют или недоразвиты, сложность оборудования для экспериментальных исследований возросла многократно, и его невозможно произвести локально, многие ведущие российские ученые покинули или готовы покинуть страну. При этом совокупные расходы на научные исследования невелики: по их доле в ВВП Россия находится в четвертом десятке стран. Удар по образованию Деградация науки естественным образом ведет к деградации образования. Студентов — особенно аспирантов и магистров — должны учить те, кто находится на переднем крае науки или недалеко от него.
Нижний Новгород, ул. Максима Горького, д. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка hyperlink www.
Где человеческий капитал в России?
Во-первых, человеческий капитал – всегда один из ключевых вопросов в России. Сейчас у нашей страны есть три актива мирового значения, если не говорить про недра: военный, территориальный и человеческий потенциал. 27 апреля в рамках V межрегионального HR-форума «Человеческий капитал страны: вызовы региональной стратегии 2030» состоялось торжественное подписание трехстороннего соглашения о сотрудничестве в сфере образования между ООО «Газпром трансгаз Уфа». 27 апреля в рамках V межрегионального HR-форума «Человеческий капитал страны: вызовы региональной стратегии 2030» состоялось торжественное подписание трехстороннего соглашения о сотрудничестве в сфере образования между ООО «Газпром трансгаз Уфа». и онлайн-форматы. Он подчеркнул, что президент России Владимир Путин понимает, что от качества человеческого капитала зависит развитие страны, а значит, оно в ближайшие годы будет расти вместе со вкладом в ВВП.
ВО ВШЭ оценили вклад человечества в экономику России
Образование призвано обучить человека и воспитать, передать знания, умения, навыки и развить личность. Требуется подход и с другой стороны. По словам Юрия Громыко, директора Института опережающих исследований имени Шифферса, «чтобы структурировать образование, нужно выстроить структуру ценностей, систему непротиворечивой этики», чтобы образование могло выполнять функцию воспитания. К проблеме воспитания обратилась и Ирина Донник, вице-президент РАН, ректор Уральского государственного аграрного университета: «Для кого мы готовим специалиста? Мы забыли такую вещь, как патриотизм. Страна — это то, что у нас есть. Если мы детей будем воспитывать так, что они будут работать на благо своей страны, то у них и не будет мысли потом уезжать за границу». Нужны и компетентные кадры — педагоги, которые смотрят в будущее.
Которые способны быстро адаптироваться к изменениям, которые смогут грамотно внедрять новые технологии в образовательный процесс. И эти кадры требуются не только в столичных учебных заведениях, но и в региональных. Как исправить этот «перекос» — еще один нерешенный вопрос. Одна из ключевых проблем для современной молодежи: проблема самореализации. У школьников нет понимания, какую профессию выбрать, чем заниматься, что изучать дальше в вузе, к чему готовиться. Отчасти это связано с тем, что сегодня в школах нет занятий по профориентации, отчасти вызвано совершенно посторонними моментами. Так, выпускники охотнее сдают обществознание, чем, скажем, физику, потому что сдать проще.
Часто это подначивается самой школой, которая не хочет испортить себе средний показатель баллов за экзамены из-за того, что ученик взялся за трудный предмет и не смог — по разным причинам — набрать высокий балл. И все же есть несколько инструментов, которые открывают детям новые возможности. Например, в некоторых школах формируются волонтерские отряды, благодаря которым дети могут ближе познакомиться с некоторыми профессиями, побывать на «кухне» некоторых специальностей: пожарных, врачей. Кому-то это помогает определиться с областью, в которой хочется развиваться.
Так, опыт Югры по развитию паралимпийских видов спорта отметила заместитель председателя фонда «Защитники Отечества» Татьяна Лотоцкая. Оно готова поддержать в Министерстве обороны России инициативу региона о включении объектов адаптивного спорта в систему реабилитации участников СВО. Отметим, что одна из сессий форума посвящена поддержке участников СВО и членов их семей. Сегодня в Югре задействованы 162 организации региона для оказания мер поддержки военнослужащим. В частности, предусмотрены меры поддержки в «натуральном» виде. Например, утвержден сертификат для приобретения автомобиля с ручным управлением участникам боевых действий, имеющим проблемы с опорно-двигательным аппаратом вследствие ранений, обеспечена доступность получения психологической помощи, реабилитации и образования. Практики Югры также востребованы и за пределами континента. На основе образовательной платформы «Образование Югры» в феврале 2023 года в Демократической Республике Конго стартовал проект по цифровой трансформации сферы образования и созданию платформы «Келаси» с сервисами электронного журнала и электронного дневника. Африканские государства еще не совсем развиты. Не хватает насмотренности. Поэтому будет очень хорошо, если наши страны будут плотней сотрудничать и появится много совместных проектов. Югра очень близка к Африке. Будем рады получить опыт не только в тех сферах, в которых регион уже помогаете, но и в других», — отметила Лузия Пашкоал. Генеральный директор Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева акцентировала внимание на новых установках общества. Если в Советское время говорили о гонке за рост в экономике, то сейчас метрики направлены на благополучие и благосостояние человека. Идут постоянные изменения в предоставлении качества услуг и получении обратной связи от граждан.
Если посмотреть на статистику, то очень даже неплохо. Александр Сергеев привел такие цифры: сегодня в России 360 тысяч исследователей, и по этому показателю мы делим четвертое место с Германией. Если же посмотреть на другой показатель — возраст исследователей, — мы увидим, что в нашей науке существует некий «провал» в количестве ученых в возрасте от 50 до 60 лет. Это как раз те люди, которые пошли в науку в 90-х тогда им было около 25. Сейчас их мало. Наоборот, достаточно много тех, кому за 60: их научная карьера началась еще в СССР. Через 10 лет мы лишимся этого «золотого фонда». Или вот другая статистика: на 10 тысяч активно работающего населения приходится чуть больше 50 научных сотрудников. Если посмотреть на страны, с которыми мы соперничаем, то мы увидим, что у них это число на отметке 85-100 человек. А у тех стран, которые на первом месте в экономическом развитии, и вовсе 150. Мы отстаем от последних на три крупных шага. Возникает вопрос, где взять научных сотрудников? Тем более в таких условиях, когда студентов не привлекает аспирантура, когда научная деятельность проигрывает перед работой — иногда не совсем интеллектуальной, но хорошо оплачиваемой. Эти «развилки», эти слабые места в системе образования, на самом деле начинаются не в вузе, а еще в школе. Слова, некогда сказанные премьер-министром Великобритании, подразумевают, что, готовясь к будущим военным конфликтам, военачальники обращаются к своему прошлому опыту, учитывают предыдущие ошибки, чтобы не допустить их снова. Фразу, ставшую крылатой, можно воспринимать и наоборот: в этом случае она приобретает негативный оттенок и говорит уже о генералах-ретроградах, которые, в отличие от молодых продвинутых умов, не могут идти в ногу со временем. Новая «война» предстоит и в образовании. И будет лучше, если мы пойдем по пути генералов-стратегов, которые просчитывают каждый шаг, анализируя прошлое и смотря в будущее. Нам нужно, как отметил Владимир Иванов, понимать, какие сейчас происходят глобальные процессы и как перестроить систему образования, чтобы вступить в это «сражение» подготовленными.
Риски перехода в низкооплачиваемые секторы содержатся в инерционном сценарии. Но численность занятых в этом секторе снизится с 30 млн в 2018 году до 27 млн в 2024-м, прогнозируют эксперты. Большинство из сменивших работу перейдут в некорпоративный сектор, число занятых в котором увеличится - с 28,4 млн до 30,1 млн человек. Это предприятия без образования юридического лица, индивидуальные предприниматели, самозанятые, люди, занятые в личных подсобных хозяйствах и т.
Эксперты ВШЭ проанализировали вклад человеческого капитала в экономику России
А вот к качеству системы образования есть вопросы. В стране низкая доля населения в трудоспособном возрасте 82-е место , относительно высокий уровень безработицы 52-е место , ограниченные возможности для развития на рабочем месте 79-е место , проблемы со здоровьем у населения 81-е место. Чтобы догнать их, понадобится до 100 лет, считает Всемирный банк. Задачу развития в этом направлении осложняет зависимость РФ от собственного невозобновляемого природного капитала — грубо говоря, проще дальше добывать и продавать уголь и нефть, чем вкладываться в высокие технологии, улучшающие условия труда. Так что ВБ советовал России пересмотреть приоритеты в пользу более пристального внимания к ЧК, заняться справедливым распределением доходов, повышать технологичность и производительность труда, заботиться об экологии. Развитие человеческого капитала в мире В топ-10 стран с самым высоким индексом человеческого капитала показатель 0,8 и более входят Финляндия, Норвегия, Швейцария, Канада, Япония, Швеция, Дания, Нидерланды, Новая Зеландия и Бельгия. Медленный рост человеческого капитала негативно отражается и на экономическом росте. Такими темпами покончить с бедностью в мире вряд ли удастся к 2030 году.
Проблема дефицита человеческого капитала усугубляется — тому причиной глобальные изменения в сфере технологий, демографии, климата и нестабильная геополитическая обстановка. Конфликты и пандемии пагубно влияют на ЧК, унося жизни, уничтожая источники доходов, ухудшая питание и вызывая перебои в оказании услуг здравоохранения и образования. Всемирный банк пытается взять в свои руки управление человеческим капиталом и разрабатывает антикризисную программу, чтобы помочь беднейшим и развивающимся странам. Организация оказывает финансовую помощь, помогает создавать новые рабочие места, бороться с проблемами в сфере здравоохранения. Инвестиции в человеческий капитал Инвестициями в ЧК считаются вложения в образование, профессиональную пере подготовку, поддержание здоровья, трудовую миграцию. Не все инвестиции в здоровье рассматриваются как вложения в человеческий капитал — только те, которые экономически целесообразны и общественно полезны.
С момента запуска эксперимента в 2019 году россияне зарегистрировали 3,6 трлн рублей доходов и уплатили в бюджет свыше 140 млрд рублей налогов, подсчитали в ФНС России. При этом участникам программы предоставляется налоговый вычет в размере 10 тыс. В то же время власти фиксируют растущую нехватку трудовых ресурсов в стране. С учётом демографических вызовов России необходимо адаптироваться к работе в условиях некоторого кадрового дефицита. Это проблему не решит, нам нужны другие подходы», — заявил президент. Наблюдаемую тенденцию на рынке труда аналитики отчасти связывают со структурной трансформацией в экономике. В условиях санкционного давления Россия постепенно отходит от сырьевой модели и начинает производить больше товаров с высокой добавленной стоимостью и степенью передела. Параллельно российский бизнес активно занимается импортозамещением. Эти процессы требуют дополнительных рабочих рук и компетенций, однако в стране сейчас нет сформированных трудовых резервов. При таком положении дел сотрудники переходят из одного сектора экономики в другой, выбирая наиболее высокооплачиваемые места.
За два года Петербург утроил объемы обучения и повышения квалификации для горожан. В 2021 году обучение по всем программам городской Службы занятости прошли 5,5 тысяч человек, в 2022 году — 12,8 тысяч человек, в 2023 - уже свыше 17 тысяч. Из них 11 тысяч — в рамках федерального проекта «Содействие занятости» нацпроекта «Демография». Ситуация, с одной стороны, красивая, с другой -жесткая, потому что число вакансий на государственных и частных ресурсах почти одинаковое - 55-60 тысяч позиций, - говорит председатель Комитета по труду и занятости Петербурга Дмитрий Чернейко. Это подтверждает повсеместный рост зарплат и то, что серьезные компании все больше ресурсов вкладывают в трудосбережение и повышение производительности труда. Думаю, лет через 5 проблему дефицита кадров удастся решить. Однако, чтобы добиться баланса на рынке труда, нужно научиться грамотно анализировать данные, эффективно использовать искусственный интеллект и использовать новые технологии в образовании, поиске и подборе сотрудников, работе с персоналом. Все эти вопросы представители власти, бизнеса и науки сегодня активно обсуждают. Экономика сегодня стала человекоцентричной, без человека она не работает, - добавил Дмитрий Чернейко. Чтобы успешно решать поставленные задачи, нам необходима четкая связь между государством и работодателями. Ключевым элементом в повышении производительности экономики является образование и профессиональная подготовка кадров.
В нашей стране институциональная среда снижает востребованность имеющегося ЧК многим россиянам знакомы заявления работодателей на собеседованиях: "У вас слишком высокая квалификация". Не случайно в российской экономике велика доля низкооплачиваемого, непродуктивного, малоэффективного труда см. Оценить вклад ЧК в российскую экономику за счет повышения производительности работников Авдеева предлагает с использованием не традиционных показателей качества труда, которые приводит, например Минэкономразвития, а через индекс человеческого капитала. Для калибровки моделей расчета уровня ЧК экономист использует оценки отдачи от инвестиций в образование и здоровье, применяемые Всемирным банком. По этим расчетам в 2000-2003 годах вклад человеческого капитала в экономику страны составлял в среднем отрицательные 0,2 процентных пункта п. Это было связано с тем, что повышение уровней образования работников не было компенсировано ухудшением показателей здоровья населения после кризиса 1998 года. В 2010-е годы заметно снизился приток на рынок труда молодых специалистов, а значит, замедлились и темпы изменений среднего уровня образования. Начавшееся в 2014 году снижение доходов населения ограничило возможности для роста индекса человеческого капитала. Ресурсы для получения более качественного образования оказались ограниченными. А улучшение показателей здоровья стало требовать более решительных преобразований в сфере здравоохранения, формулирует Авдеева. Потери, связанные с преждевременными смертями, по оценкам ВОЗ, составили в эти годы почти 300 тыс. Пандемия не только ударила по текущему ЧК, но и "заглянула в будущее": согласно докладу Всемирного банка, дети школьного возраста мало чему научились за время дистанционного обучения. Начавшаяся в 2022 году трансформация российской экономики еще острее ставит вопрос о перспективах сохранения человеческого капитала, считает Авдеева. Можно с уверенностью предположить, что запасы человеческого капитала в России уже снизились под влиянием оттока квалифицированных кадров.