Есть исключения в определенные дни поста Великого что можно кушать рыбу, но нельзя другие белковые продукты. Составляя меню на Великий пост 2024 года, необходимо узнать, что можно есть и пить по дням недели. Скажите, а по каким дням можно пить горячий чай во время Великого поста? В Великий пост можно употреблять. Что можно и нельзя есть в Великий пост.
Что в Великий пост можно есть и пить тем, кто хочет очистить тело и душу перед Пасхой
Дозволяется вкушение хлеба, воды, сырых, сушеных или моченых овощей, фруктов. Полное воздержание от пищи. Разумеется, те детально прописанные требования к постящимся, на которые ориентируется современный православный христианин, были выработаны не сразу. Христианская Церковь с самого же начала усвоила одну из основных форм еврейского поста, то есть полное воздержание от пищи.
Поэтому и у христиан первоначально пост, как правило, предполагал полное воздержание от пищи в продолжение относительно короткого временного промежутка. Например, в ряде христианских общин пост перед Пасхой начинался в Великую Пятницу и продолжался около двух суток. Наряду с такой формой поста широкое распространение в древней Церкви имели и индивидуальные посты, которые могли отличаться разными практиками.
И хотя в те времена еще не было строго регламентированного деления пищи на постную и скоромную, это, однако же, не исключало возможности для подвижников ограничивать, в аскетических целях, разнообразие своего рациона питания в разных вариациях. Поэтому, наряду с полным воздержанием от пищи, постепенно формировались и распространялись другие формы поста, подразумевающие не полный отказ от еды, но отказ от определенных ее видов или некоторых пищевых продуктов. Определенное влияние на формирование новой практики поста оказали монтанисты [1] во второй половине II века.
Они проповедовали строжайший аскетизм, всю жизнь своих последователей они обставляли самыми строгими правилами. В их среде получает широкое распространение практика поста как воздержания от определенных видов пищи. Известным апологетом такой формы поста выступил Тертуллиан [2] , уклонившийся в монтанизм.
В своем трактате «О посте» он размещает подробное обоснование такого вида поста, но не находит понимания у ряда богословов и церковных писателей того времени, которые не поддерживают подобную практику, называя ее странной и парадоксальной. Против апологетики Тертуллиана выступают, например, Римский епископ Каллист и святой Ипполит Римский. Тем не менее, постную практику монтанистов находят полезной для себя монахи Средиземноморья.
Приняв, они развивают ее и после того, как эта традиция закрепляется в регионе, ее закрепляют церковными правилами, желая добиться единообразия. Вводится понятие постного — пища разделяется на постную и скоромную, появляются степени строгости поста. Постное делание монахов преобразуется из полного воздержания от пищи в короткие промежутки времени в постоянное воздержание от мяса и вкушение постной пищи в установленные дни.
В монастырях формируется гастрономический устав поста, который позже выходит за пределы монастырей и становится общеупотребительным для всей Церкви. При формировании современных правил постов ориентиром служили Студийский, Иерусалимский Уставы, а также устав Святой Горы Афон. В этом отношении примечательны слова протопресвитера Александра Шмемана : «первоначально пост в Церкви был соотносителен с богослужением и состоял в полном, но зато сравнительно кратковременном воздержании от еды.
Идея поста была укоренена в его библейской типологии — как состояние ожидания и приготовления. Иоанн Креститель есть образ Ветхого Завета, как ожидания и приготовления Царства, и потому его образ — образ постника. Но во Христе пришло и открылось мессианское Царство — и могут ли «сыны чертога брачного поститься, когда с ними жених?
В библейской типологии Царство описывается как трапеза, то есть как прекращение поста. Евхаристия есть трапеза Царства, его эсхатологическое предвосхищение — поэтому пост соотносителен с ней, мыслится и переживается по отношению к ней, как «исполнению» Церкви. В этой концепции поста нет, конечно, различения родов пищи, потому что смысл ее в полном воздержании от нее… Монашеский пост исходит из совсем других предпосылок.
Это пост-аскеза, то есть пост умерщвления плоти, как медленный подвиг восстановления духовной свободы, духовной сущности человека. Вкушение Адамом запретного плода поработило человека пище, и назначение поста-аскезы в том, чтобы вернуть человека к свободе, то есть к жизни, которая не зависит от единого хлеба… Поэтому здесь под постом разумеется уже не полное воздержание от пищи, а, прежде всего, регулирование ее количества и качества. В раннем монашестве, в уставах правилам о посте — о часах вкушения пищи, о способах ее приготовления, о качестве и количестве — уделено много места.
И, действительно, в Типиконе [3] находим четкие указания относительно не только состава пищи, но и количества, а также времени ее приемов. Причем отдельно оговаривается количество приемов пищи как во время поста, так и вне его, а время трапез неразрывно связано с суточным кругом богослужения. Так, первый прием пищи совершается после Божественной литургии, около полудня, второй же после вечернего богослужения.
Пост, прописанный в уставе, которым пользуется Церковь уже много веков, напрямую и тесно связан с монастырской жизнью, и для многих людей его требования могут оказаться непосильными. Особенно, если учесть тот факт, что специального постного устава для мирян нет, а жизнь «простого» мирянина сильно отличается от жизни монаха в монастыре и не привязана к богослужениям в храме. Условия жизни и работы в миру таковы, что соблюдать указанное в уставе время и количество трапез [4] в большинстве случаев крайне затруднительно, да и количество их может быть мало для людей, которые занимаются тяжелым физическим трудом в течение всего дня.
Однако нельзя сказать, что устав поста совершенно не подходит обычному мирянину. Из него, при невозможности буквального исполнения, можно и нужно почерпнуть установления относительно состава пищи. А количество трапез в день определять исходя из возможности и необходимости.
Главное, что нужно определить для себя в отношении постной трапезы — она не является самоцелью. Пост, пусть даже по всем требованиям устава — это лишь одно из средств духовной жизни, подспорье в борьбе со страстями и помощник на пути к Богообщению. Что нельзя пить во время поста?
Нередко этот вопрос относят к употреблению спиртных напитков. Но все же отметим, что пить молоко, кефир, простоквашу и прочие продукты, содержащие молоко и другие продукты животного происхождения, в посту возбраняется наряду с прочей скоромной пищей. Пить чай, кофе, какао, соки и просто воду, конечно же, можно.
За исключением тех дней, когда устав предписывает полное воздержание от пищи и питья. Например, в Великую Пятницу. Что же касается спиртного, то церковный устав никак не классифицирует алкогольные напитки.
Единственный напиток, упоминаемый в уставе — вино. Это связано, в первую очередь, с тем, что в византийской традиции вино, разведенное водой, употреблялось повсеместно, и было элементом обычной трапезы. Поэтому в Типиконе столь часто встречается разрешение на вино.
Речь идет, конечно же, о натуральном виноградном вине, без добавления сахара или спирта. Именно такого во времена составления устава — разбавленного вина, в количестве от 1 до 3 красовуль чаш емкостью около 200 гр. Относительно более крепкого или легкого алкоголя церковный устав не содержит никаких указаний.
Очевидно, что применять количественную меру в 1-3 красовули к крепким спиртным напиткам не стоит даже без поста. Важно понимать, что вино, веселящее сердце человека Пс. Апостол Павел предостерегает: «не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» Еф.
Таким образом, умеренность при употреблении алкоголя важна для христианина не только в посту, но и вне его. Можно ли кушать сладкое во время поста?
При формировании современных правил постов ориентиром служили Студийский, Иерусалимский Уставы, а также устав Святой Горы Афон. В этом отношении примечательны слова протопресвитера Александра Шмемана : «первоначально пост в Церкви был соотносителен с богослужением и состоял в полном, но зато сравнительно кратковременном воздержании от еды. Идея поста была укоренена в его библейской типологии — как состояние ожидания и приготовления. Иоанн Креститель есть образ Ветхого Завета, как ожидания и приготовления Царства, и потому его образ — образ постника.
Но во Христе пришло и открылось мессианское Царство — и могут ли «сыны чертога брачного поститься, когда с ними жених? В библейской типологии Царство описывается как трапеза, то есть как прекращение поста. Евхаристия есть трапеза Царства, его эсхатологическое предвосхищение — поэтому пост соотносителен с ней, мыслится и переживается по отношению к ней, как «исполнению» Церкви. В этой концепции поста нет, конечно, различения родов пищи, потому что смысл ее в полном воздержании от нее… Монашеский пост исходит из совсем других предпосылок. Это пост-аскеза, то есть пост умерщвления плоти, как медленный подвиг восстановления духовной свободы, духовной сущности человека. Вкушение Адамом запретного плода поработило человека пище, и назначение поста-аскезы в том, чтобы вернуть человека к свободе, то есть к жизни, которая не зависит от единого хлеба… Поэтому здесь под постом разумеется уже не полное воздержание от пищи, а, прежде всего, регулирование ее количества и качества.
В раннем монашестве, в уставах правилам о посте — о часах вкушения пищи, о способах ее приготовления, о качестве и количестве — уделено много места. И, действительно, в Типиконе [3] находим четкие указания относительно не только состава пищи, но и количества, а также времени ее приемов. Причем отдельно оговаривается количество приемов пищи как во время поста, так и вне его, а время трапез неразрывно связано с суточным кругом богослужения. Так, первый прием пищи совершается после Божественной литургии, около полудня, второй же после вечернего богослужения. Пост, прописанный в уставе, которым пользуется Церковь уже много веков, напрямую и тесно связан с монастырской жизнью, и для многих людей его требования могут оказаться непосильными. Особенно, если учесть тот факт, что специального постного устава для мирян нет, а жизнь «простого» мирянина сильно отличается от жизни монаха в монастыре и не привязана к богослужениям в храме.
Условия жизни и работы в миру таковы, что соблюдать указанное в уставе время и количество трапез [4] в большинстве случаев крайне затруднительно, да и количество их может быть мало для людей, которые занимаются тяжелым физическим трудом в течение всего дня. Однако нельзя сказать, что устав поста совершенно не подходит обычному мирянину. Из него, при невозможности буквального исполнения, можно и нужно почерпнуть установления относительно состава пищи. А количество трапез в день определять исходя из возможности и необходимости. Главное, что нужно определить для себя в отношении постной трапезы — она не является самоцелью. Пост, пусть даже по всем требованиям устава — это лишь одно из средств духовной жизни, подспорье в борьбе со страстями и помощник на пути к Богообщению.
Что нельзя пить во время поста? Нередко этот вопрос относят к употреблению спиртных напитков. Но все же отметим, что пить молоко, кефир, простоквашу и прочие продукты, содержащие молоко и другие продукты животного происхождения, в посту возбраняется наряду с прочей скоромной пищей. Пить чай, кофе, какао, соки и просто воду, конечно же, можно. За исключением тех дней, когда устав предписывает полное воздержание от пищи и питья. Например, в Великую Пятницу.
Что же касается спиртного, то церковный устав никак не классифицирует алкогольные напитки. Единственный напиток, упоминаемый в уставе — вино. Это связано, в первую очередь, с тем, что в византийской традиции вино, разведенное водой, употреблялось повсеместно, и было элементом обычной трапезы. Поэтому в Типиконе столь часто встречается разрешение на вино. Речь идет, конечно же, о натуральном виноградном вине, без добавления сахара или спирта. Именно такого во времена составления устава — разбавленного вина, в количестве от 1 до 3 красовуль чаш емкостью около 200 гр.
Относительно более крепкого или легкого алкоголя церковный устав не содержит никаких указаний. Очевидно, что применять количественную меру в 1-3 красовули к крепким спиртным напиткам не стоит даже без поста. Важно понимать, что вино, веселящее сердце человека Пс. Апостол Павел предостерегает: «не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» Еф. Таким образом, умеренность при употреблении алкоголя важна для христианина не только в посту, но и вне его. Можно ли кушать сладкое во время поста?
Правила о постной пище в равной степени относятся ко всей потребляемой еде. Соответственно, если сладкое не содержит в составе скоромных продуктов, например, сливочного масла или молока, то его кушать можно. Заниматься при этом буквоедством и выискивать в составе «следы» скоромных продуктов не стоит. Но в то же время необходимо помнить, что пост — это время ограничения и даже постными сладостями объедаться не стоит. Для сладкоежек отказ от любимых лакомств на время поста будет хорошим делом. Можно ли вкушать в посту морепродукты?
Ответ на этот вопрос неоднозначен. Устав складывался в теплых странах, где морепродукты — это традиционно простая и доступная еда. Поэтому, например, в Греции, даже Великим постом морепродукты в монастырях употребляют в пищу в те дни, когда есть разрешение на масло. В тех странах, где ситуация схожа, морепродукты легкодоступны и дешевы, вкушать их во время поста можно. А порой даже нужно, поскольку это источник белка, которого не хватает во время многодневного поста из-за отсутствия животной пищи. Если же креветки, кальмары, осьминоги и прочие морские гады не являются традиционной пищей и стоят дорого, то, несмотря на дозволение устава, стоит отказаться от их употребления или порадовать себя любимым деликатесом лишь на большой праздник.
Нужно помнить, что постная пища — это пища простая, без излишеств. Одним из смыслов поста христиане с древности видели то, чтобы на сэкономленные деньги накормить нуждающихся. К сожалению, сейчас этот важный смысл практически утрачен, большинство людей, достаточно успешно погружаясь в гастрономию поста, не думают при этом о чужих нуждах. Поэтому добрым делом для христианина будет вспомнить эту древнюю постную традицию и исполнить заповедь любви к ближнему. Можно ли устраивать праздники и отмечать дни рождения в посту? Поскольку пост мыслится как время особого воздержания, покаяния и молитвы, то устраивать обильные трапезы со скоромной пищей, и безудержно веселиться в эти дни, как минимум, неприлично.
Особенно если речь идет о Великом посте, в который заключать браки и праздновать дни рождения запрещает 52-ое правило Лаодикийского собора «не должно в Четыредесятницу заключать браки или праздновать дни рождения». Но Церковь не запрещает общаться с близкими и друзьями во время поста и радоваться вместе по каким-то поводам.
Чтение молитв, раскаяние, переосмысление, прощение обид и конфликтов, разъяснение противоречий, отказ от телевидения, интернета, гаджетов, развлекательных мероприятий — вот что должно обязательно выполняться. Без возвышенной составляющей это чревато превращением в обычную диету, а ведь далеко не к этому мы стремимся. Советы на Великий пост Обычным верующим не стоит увлекаться монастырскими уставами, ведь и этих ограничений будет достаточно. Беременные и кормящие женщины не постятся, дабы сберечь посланный Богом плод, которому нужна не только духовная пища, но и осязаемая, питательная. Детям же не должны навязывать пост, это требуется делать осознанно и по собственному желанию. Великий пост очень важное событие в жизни всех верующих, поэтому следует подойти «с умом» к каждой его составляющей. Как известно, конец Великого поста выпадает на Воскресение Христово, что обозначает снятие всех ограничений и начало Пасхи.
Разрешается пить кисель, компот из сухофруктов, сок, морс, самодельный квас, какао без молока, травяные чаи. Воду пить можно всегда. Исключение составляет отказ от воды перед Причастием, когда за 6 часов до Таинства нужно отказаться от воды и пищи. В определенные дни можно употреблять немного красного вина.
Устав разрешает его в качестве антиоксиданта и противовирусного средства. Что можно кушать в пост, можете увидеть в таблице ниже: Великий пост Что можно кушать в пост: питание по дням Понедельник первой недели чистый понедельник — верующие совсем отказываются от употребления пищи. В остальные недели по понедельникам, средам, пятницам — можно кушать холодную пищу без растительного масла один раз — вечером. Вторник, четверг — разрешается вареная, тушеная, запечённая пища без масла, также один раз в вечернее время.
В субботу и воскресенье для приготовления пищи разрешено использовать растительное масло, позволительно немного виноградного вина кроме Страстной недели. Что можно кушать в Страстную неделю поста В Страстную неделю особое меню. С понедельника по среду можно кушать хлеб, сырые овощи, фрукты, орешки. В четверг Страстной недели можно отведать один раз в день вареные овощи, кашу на воде с растительным маслом.
В пятницу Страстной недели на все продукты наложен запрет, кроме хлеба и воды. Суббота Страстной недели — день без пищи. Воскресенье — праздник Пасхи, уже не постный день. Постепенно можно вводить продукты животного происхождения.
Обратите внимание! Такую строгость поста по дням необходимо соблюдать только служителям церкви. Миряне имеют право есть несколько раз в день, добавлять в блюда масло и разогревать пищу. Особые дни Великого поста Если в период Великого поста выпадают праздники великих святых, то в эти особые дни допускаются послабления в пище.
Что можно пить во время Великого поста
Что можно есть и что нельзя в Великий пост, правила питания по дням, меню на каждый день. Довольно часто звучит еще один вопрос: как на счет крепких спиртных напитков в Великий пост, можно ли употреблять таковые? Общественная Служба Новостей выяснила, что можно употреблять в пищу в этот день. Можно ли пить алкоголь. Пищевой устав Великого поста разрешает не водку и не пиво, а неразбавленное сухое вино (кагор, например). Что можно употреблять в пищу в Великий пост?
Великий пост: полный перечень продуктов, что можно и нельзя есть
Не только материальная трапеза важна во время Великого поста, но и духовное обновление. Чтение молитв, раскаяние, переосмысление, прощение обид и конфликтов, разъяснение противоречий, отказ от телевидения, интернета, гаджетов, развлекательных мероприятий — вот что должно обязательно выполняться. Без возвышенной составляющей это чревато превращением в обычную диету, а ведь далеко не к этому мы стремимся. Советы на Великий пост Обычным верующим не стоит увлекаться монастырскими уставами, ведь и этих ограничений будет достаточно. Беременные и кормящие женщины не постятся, дабы сберечь посланный Богом плод, которому нужна не только духовная пища, но и осязаемая, питательная. Детям же не должны навязывать пост, это требуется делать осознанно и по собственному желанию. Великий пост очень важное событие в жизни всех верующих, поэтому следует подойти «с умом» к каждой его составляющей.
Можно ли играть свадьбы? Ответа на этот вопрос в правилах и канонах Церкви нет, поскольку в то время, когда они составлялись, ЗАГСов просто не существовало. Поэтому можно услышать разные мнения священников и духовников на этот счет, порой диаметрально противоположные. С одной стороны заключение брака — это радостный повод для сугубого торжества, каким обычно является свадьба. Но свадьбы в пост не играют, о чем было сказано выше. С другой стороны, если регистрация в ЗАГСе не будет продолжена свадебным торжеством, то это просто формальное подписание документа и не более. Запрещать такое нелогично. Можно ли ходить в гости? В гости ходить, конечно же, можно. А вот предаваться там безудержному веселию, напиваться и объедаться — нет. Этого лучше в принципе не делать, ведь не только в пост нужно бороться со своими страстями. Но пост — это как раз самое время для сугубого воздержания. Кому нельзя поститься? Поститься можно всем, в той или иной степени, но делать это нужно с рассуждением и по силам. Смысл поста не в том, чтобы просто изнурять тело, а в том, чтобы через отказ от еды учиться воздержанию и бороться со страстями. Когда невозможно поститься в полную меру, то пост можно послабить. В особенности это относится к людям, находящимся в состоянии болезни.
Однако россияне не придерживаются этого правила кстати, современные диетологи настоятельно рекомендуют разбавление сладких вин простой водой для снижения колоража. По этой причине священнослужители и запрещают вино в пост. Разрешение получить, конечно, можно, но при условии употребления вина по всем историческим правилам, то есть в разбавленном виде. Разрешенными днями для употребления вина на Великий пост 2023 года будут: по субботам — 11, 18, 25 марта и 1, 8 апреля; по воскресеньям — 12, 19, 26 марта и 2, 9 апреля. Интимные ограничения В полном историческом Библейском понимании Великий пост подразумевает воздержание от близости даже для пар, находящихся в браке. Однако и в этом вопросе, подобно винному, есть оговорки. По словам протоирея Головина, полное воздержание от интимной близости в паре должно быть достигнуто лишь при соблюдении трёх условий.
В нашем материале рассказываем, откуда пошла традиция поститься перед Воскресением Христа, как правильно подготовиться к посту и что можно, а что нельзя есть в эти дни. Когда начинается Великий пост в 2024 году Великий пост традиционно начинается на следующий день после окончания масленичной недели. В этом году первый день поста выпадает на понедельник, 18 марта, а предшествует этому дню Прощеное Воскресенье — день, когда православные христиане просят друг у друга прощения и готовят душу и тело к вступлению в 48-дневный пост. Продлится Великий пост вплоть до праздника Пасхи, который в 2024 году выпадает на 5 мая. Суть Великого поста Это одно из главных событий года для православных христиан, главная суть которого — подготовка тела и души к светлому празднику Пасхи и воскресению Христову. Хотя у многих Великий пост ассоциируется со строгими ограничениями в еде, его основной смысл заключается не в воздержании от определенной пищи, а в очищении души и мыслей человека. Гораздо важнее в течение поста совершать добрые дела, не поддаваться искушениям, не пускать в голову злые мысли, а в сердце — злые чувства и эмоции, не говорить плохих слов, не материться, не осуждать и не обсуждать других людей. Советуют чаще обращать мысли к Богу, вдумчиво изучать Библию, молиться, помогать нуждающимся и внимательно следить за своими поступками. Ограничения в еде лишь помогают верующим на этом пути. В Евангелии от Матфея сказано: «не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека», поэтому в первую очередь главная суть поста перед Пасхой — отказ от плотских страстей и искушений, чтобы очистить тело, которое напрямую связано с душой. История появления Великого поста Одни из первых упоминаний 40-дневного поста датируются III веком, но сама традиция Великого поста сформировалась столетием позже, уже в IV веке. В названии поста всегда фигурировала цифра 40, но изначально первые христиане постились 40 дневных часов и 40 ночных. В общей сложности первый пост длился 80 часов или 3,5 дня подряд. Затем традиция изменилась на 40-дневный пост. Верующие начали держать пост в знак солидарности с новообращенными христианами — последние должны были провести 40 дней в воздержании и молитве, прежде чем принять христианство и полноправно примкнуть к Церкви. Поскольку крещение чаще всего проводили накануне Пасхи или день в день, традиция готовиться к Христову Воскресению путем воздержания от еды появилась именно за 1,5 месяца до праздника. Сначала христиане постились не в Четыредесятницу 40 дней до Пасхи , а в Страстную Седмицу, последнюю неделю перед Пасхой, когда случился арест и казнь Христа.
Когда можно пить вино во время поста: мнение церкви и священнослужителей
Как правильно поститься в Великий Пост? | Великий пост в 2024 году начинается за семь недель до Пасхи. |
Что можно кушать в пост | Церковный устав дает полный ответ на вопрос: можно ли пить вино в Великий пост 2023 года. |
Алкоголь в Великий пост, какой, когда и сколько можно пить | Что можно есть в Великий пост. Давайте разберемся более подробно, каким может быть питание по дням в Великий пост 2023 года для мирян. |
Главные правила Великого поста: питание по дням, ограничения и молитвы
Что можно и нельзя есть в Великий пост. Что можно и что нельзя есть в Великий пост? В Великий пост можно употреблять: овощи. Что можно есть и что нельзя в Великий пост, правила питания по дням, меню на каждый день. Во время великого поста можно употреблять вино. Рыбу в Великий пост есть можно, но для этого отведено только два специальных дня – Благовещение и Вербное воскресенье, а рыбную икру можно есть в Лазареву субботу.
Что можно пить во время Великого поста
Во время Великого поста нельзя есть любое мясо, употреблять молочные продукты, яйца и пить алкоголь. Что можно и что нельзя есть в Великий пост? Можно ли ходить на кладбище во время Великого поста? Что можно пить в пост. Пост предназначен освободить человека от привязанностей, поэтому чай, кофе следует ограничить или отказаться совсем.