В год 210-летия со дня рождения Николая Гоголя началась подготовка к реставрации двух памятников писателю — на Никитском и Гоголевском бульварах.
01/04/2023
В 1825-м не стало отца Николая, и он очень тяжело переживал утрату родного человека. Мать говорила, что не могла сама сообщить детям о случившемся, и просила директора гимназии подготовить к такому известию Николая. Молодой человек получил такой удар, что чуть не выбросился из окна на верхнем этаже. После того, как умер отец, семью настигли материальные трудности. Мама совершенно ничего не смыслила в хозяйстве. Николай предложил ей продать лес, принадлежащий ему по завещанию. Спустя некоторое время Гоголь отказался от своего наследства, и оно перешло к сестрам.
В 1827-м Николай стал автором поэмы под названием «Ганц Кюхельгартен». Главный герой — юноша, который отказался от любви ради того, чтобы побывать в Греции. В следующем году Гоголь получил документ об окончании Нежинской гимназии и принял решение о переезде в Петербург. В письме своему дяде по материнской линии Петру Косяровскому молодой человек объясняет причину своего нежелания возвращаться в родной дом. Он говорит, что не может видеть, как живут его родные, как мать считает каждую копейку. Но он заверял, что со своей стороны сделал все, что было в его силах, и что денег с собой берет минимум, лишь бы только хватило на проезд и на первое время в Петербурге.
Петербург В декабре 1828-го Гоголь прибыл в Петербург в надежде найти себе какую-нибудь службу. В своих воспоминаниях он писал, что город был совершенно не таким, как он видел в своих мечтах, не такой великолепный и красивый, как он думал ранее. И что жизнь в этом городе оказалась несравненно дороже, чем он мог себе представить. По этой причине Гоголь был вынужден ограничивать себя во многом, в том числе и в походах в театр. Только так можно было хоть раз в день позволить себе съесть щи и кашу. Николаю не удавалось найти хоть какую-то работу, его либо не брали, либо предлагали совершенно мизерное жалование.
В 1829-м молодой человек сочинил стих под названием «Италия», и отправил его в журнал «Сын Отечества», не указав ни своего имени, ни фамилии. Стихотворение напечатали, и это вселило Гоголю уверенность в своих силах. Он принял решение опубликовать и поэму «Ганц Кюхельгартен», написанную им еще в Нежинской гимназии. Николай не поставил свое имя под произведением, подписался псевдонимом В. Но на этот раз его ждала неудача, книгу не хотели покупать, критики посчитали ее наивной и лишенной композиции. Тогда начинающий писатель выкупил все книги этого тиража, и сжег их без сожаления.
После этого расстроенный писатель решил попробовать силы в актерском мастерстве и пришел к директору Имперских театров Сергею Гагарину. Однако получил отказ. Гоголь написал в своих воспоминаниях, что неудачи преследовали его на каждом шагу, причем там, где он совершенно не ждал. Он считал такое положение вещей ужасным наказанием, жесточе которого трудно и представить. Летом 1829-го Николай Гоголь отправился в Германию путешествовать. Отсутствие денег стало катастрофическим.
Наконец-то Николай нашел себе хоть какую-то работу, его приняли на должность помощника к столоначальнику департамента уделов. Должность коллежского асессора считалась самым младшим чином в Табели о рангах. В одном из писем матери Николай писал, что ему очень долго не везло с работой, но и это место нельзя считать удачей. Но другого выхода он не видел. В обязанности писателя входил прием жалоб, подшив документов и выполнение незначительных поручений руководства. Когда появлялось свободное время, Гоголь писал, в основном, о жизни в Украине.
Чтобы произведения выглядели достоверно, Николай попросил мать описывать обычаи, нравы, поверья, а также наряды разных слоев населения, от сотников с их женами до тысячников. А также ткани, из которых шились эти наряды, причем, во всех подробностях. В 1830-м журнал «Отечественные записки» издал произведение Гоголя под названием «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купалы». Текст очень отличался от оригинала, потому что издателю Павлу Свиньину захотелось переделать его по своему вкусу. Гоголь все интенсивнее сотрудничал с журналами. В 1831-м он отправил в Литературную газету свои произведения «Женщина» и «Несколько мыслей о преподавании детям географии».
Альманах «Северные цветы» опубликовал несколько глав исторического романа Николая «Гетьман». Эти издания принадлежали Антону Дельвигу , с помощью которого Гоголь вошел в литературный круг Петербурга. Среди новых знакомых Гоголя появились Петр Плетнев и Василий Жуковский , с помощью которых ему удалось устроиться на новую работу. Николая Гоголя приняли на должность учителя женского Патриотического института. По выходным писатель занимался с детьми богатых дворян. Одновременно с этим, Гоголь писал серию повестей об Украине.
Самые известные произведения Николая Гоголя В 1831-м писатель опубликовал свою книгу «Вечера на хуторе близ Диканьки», состоящую из четырех рассказов — «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота». В своих рассказах Гоголь переносит читателя на свою родину — в Полтавскую губернию. Герои произведений — обычные люди украинского села с их повседневной жизнью, но приукрашенной мистическими мотивами, которые так любили селяне. Сборник получил большую популярность и хвалебные отзывы читательской аудитории. Его произведение произвело впечатление на Евгения Баратынского , Александра Пушкина, Ивана Киреевского, и многих других известных литераторов. По мнению Баратынского, Гоголь стал первым автором на севере, обладающим «такой веселостью», живым, оригинальным, красочным слогом и чувством вкуса.
Пушкин тоже восторгался творчеством Гоголя, в одном из своих писем Александру Воейкову он писал, что «Вечера на хуторе близ Диканьки» просто изумили его. В них присутствует настоящее веселье, непринужденное, искреннее, полностью лишенное чопорности и жеманства. Он вспоминал, что где-то слышал, что те, кто набирал этот текст в печать, просто умирали со смеху.
По мнению Баратынского, Гоголь стал первым автором на севере, обладающим «такой веселостью», живым, оригинальным, красочным слогом и чувством вкуса. Пушкин тоже восторгался творчеством Гоголя, в одном из своих писем Александру Воейкову он писал, что «Вечера на хуторе близ Диканьки» просто изумили его. В них присутствует настоящее веселье, непринужденное, искреннее, полностью лишенное чопорности и жеманства. Он вспоминал, что где-то слышал, что те, кто набирал этот текст в печать, просто умирали со смеху. В 1832-м вышел второй том «Вечеров», в который опять вошло четыре повести — «Страшная месть», «Ночь перед Рождеством», «Заколдованное место», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка». Книга стала такой же популярной, как и первая. Николай Гоголь начал получать приглашения для участия во всех литературных вечерах, где зачастую присутствовал и Александр Пушкин. Летом того же года Гоголь отправился на родину, хотел повидаться с родными. Прибыв домой, писатель отметил, что имение почти пришло в упадок, у родни накопилось множество неоплаченных долгов, которые нет возможности погасить. В 1834-м Гоголя пригласили на работу в Санкт-Петербургский университет, на кафедру истории. Писатель стал адъюнкт-профессором, читал студентам лекции на тему Средневековья и о Великом переселении народов. По вечерам занимался изучением истории крестьянско-казацких восстаний на территории Украины. Все свое свободное время посвящал сочинительству новых произведений. Буквально год спустя выпустил новый сборник, получивший название «Арабески», объединивший в своем составе разно жанровые произведения. Самую большую популярность получила одна из статей этого сборника — «Несколько слов о Пушкине», в которой автор анализирует творчество известного поэта, и называет его «первый русский национальный поэт». В этом сборнике вышли и первые повести Гоголя, написанные им по приезду в Петербург — «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Невский проспект». Помимо этого, в сборник вошли и статьи на исторические темы — «О преподавании всеобщей истории», «Взгляд на составление Малороссии», «Ал Мамун». Буквально спустя месяц после выхода «Арабесок» Гоголь издал еще одну свою книгу, которую назвал «Миргород». Она являлась своеобразным продолжением «Вечеров», в ней также использован украинский фольклор, а местом действия автор выбрал Запорожье. В работе над этими произведениями писатель пользовался собственными научными наработками. В повести «Тарас Бульба» он использовал материал, посвященный крестьянскому восстанию 1637-1638-го годов. Образ главного героя повести автор писал из атамана Охрима Макухи. Оба сборника были раскуплены до последней книги. По мнению критика Виссариона Белинского , талант Гоголя не упадал, а постепенно возвышался, его новые сборники отличались оригинальностью и игривостью фантазии, и являлись самыми необыкновенными явлениями, случившимися в литературе того периода. Он считал, что они вполне заслуживают тех хвалебных отзывов, которыми осыпает их восторженная публика. В 1835-м Николай Гоголь принялся за написание «Мертвых душ». Сюжетом этого произведения поделился с Гоголем поэт Александр Пушкин. Однажды, находясь в кишиневской ссылке, он услышал, что есть такой помещик, который умерших записывал беглецами. Буквально через несколько месяцев Гоголь уже читал Пушкину первые главы своего романа. По мере прочтения, улыбка исчезала с лица поэта, а к концу он стал очень мрачным. Когда Гоголь окончил читать, Пушкин отметил, как же грустна Россия. После этого Николай Гоголь прекратил работу над «Мертвыми душами». Сам писатель отмечал, что в его произведениях присутствует веселость, и она вызвана, в первую очередь, его душевными потребностями. Он так часто впадал в тоску, причины которой и сам не мог объяснить, возможно, это состояние вызывалось болезненным состоянием автора , что ему приходилось развлекать самого себя при помощи чего-то смешного. Он решил, что литературой нужно заниматься профессионально, и задумался над тем, чтобы сочинить пьесу. Он написал письмо Пушкину, в котором попросил подсказать какой-либо сюжет, можно даже и не очень смешной, но чисто русский. Говорил, что горит желанием создать комедию из пяти актов. При этом отметил, что не только его ум, но и желудок изголодались. Пушкин поведал другу историю о том, как некий господин представился высокопоставленным чиновником, и приехал в город под видом ревизора. Именно по этому сюжету и написана комедия «Ревизор». Судьба занесла коллежского регистратора Хлестакова в уездный город, а перед этим, он сильно проигрался в карты. Его принимают за ревизора, и всем должностным лицам приходится «прогибаться» перед ним, давать взятки, чтобы скрыть недостатки своей работы и скрыть истинное положение дел в городе. Позже Гоголь напишет, что в этой комедии он собрал все, что было дурного в России в те времена, всю несправедливость, творящуюся в таких вот уездных городках, и высмеял это на весь мир. Работа над комедией подошла к концу в 1836 году. Ему посоветовали обязательно поставить ее на сцене театра, но очень долго писатель не мог получить разрешение на спектакль. Цензура не пропускала это крамольное произведение, и если бы не Василий Жуковский, лично обратившийся к императору, то возможно, зрители так и не увидели бы эту постановку. Через несколько месяцев начались репетиции комедии в петербургском Александринском театре под руководством Гоголя. Он сам занимался разработкой схем расположения на сцене артистов, руководил режиссером и художником, создающим костюмы. Премьера спектакля состоялась в мае 1836 года, на ней присутствовал Николай I и его сын Александр. Он был в восторге от этой комедии, и приказал всем министрам обязательно ее посмотреть. Реакция зрителей на «Ревизор» оказалась очень неоднозначной. Писатель вспоминал, что все против него, что он слышит от пожилых и почтенных чиновников об отсутствии у него уважения к служащим людям. Против него ополчились полицейские и литераторы, которые ругают его пьесу, но все равно продолжают на нее ходить. Все билеты на спектакль раскупались мгновенно, четыре представления прошли при полном аншлаге. Писатель понимал, что если бы за него не заступился государь, то его пьесу никогда бы не поставили на сцене театра. Спустя несколько недель комедию увидели москвичи, там ее постановкой занимался друг автора — Михаил Щепкин. Иллюстрация к произведению Николая Гоголя «Ревизор» В тот же период начал выходить и журнал «Современник», который издавал Александр Пушкин. В первом его номере вышла повесть Гоголя «Нос».
Просмотров: 103 1 апреля исполнилось 215 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. В истории русской литературы трудно найти фигуру более загадочную. Гениальный художник слова оставил после себя десятки бессмертных произведений и столько же тайн, до сих пор неподвластных исследователям жизни и творчества писателя. ЦГБ им. Шолохова Заведующая отделом обслуживания ЦГБ им. Шолохова Ларионова В.
В июне на Основной сцене состоялась премьера спектакля «Ревизор» режиссера Александра Славутского - размышление о собственной совести, которая все равно проснется и спросит каждого из нас о том, как мы прожили свою жизнь: «Я убежден, что Гоголь писал не просто комедию, он написал беспощадную правду о человеке, о грехе и покаянии, о душе человеческой, о совести, о жизни и смерти, о том, что за все придется платить. Мы, к сожалению, живем так, как будто вечны, как будто не придется отвечать за свои поступки перед самым строгим судьей — совестью своей. И Гоголь предупреждает нас об этом, заставляя судить, прежде всего, самих себя».
Разговоры о важном. 215 лет со дня рождения Н.В. Гоголя
Савва Савельев Сергей Капков Что же касается торжественной части вечера, а именно церемонии вручения специальных наград, то каждый год сотрудникам «Гоголь-центра», а также другим коллегам по цеху, вручают значки «За заслуги перед театром», созданные российским брендом эксклюзивных аксессуаров и ювелирных изделий GOURJI. Получить такой значок, по правилам церемонии, можно только один раз. Оярс Рубенис Впервые награды получили иностранные коллеги Томас Остермайер из берлинского театра Schaubuhne и Оярс Рубенис из Латвийского национального театра, где проходили гастроли «Гоголь-центра» и с кем сложились хорошие рабочие отношения. Также значок получил и Роман Романов, директор музея ГУЛАГа, от волнения на сцене назвавший Кирилла Семеновича Серебренникова Сергеем Семеновичем, что в свете последовавших ночных новостей можно было воспринять вполне символично.
Произведения Гоголя всегда занимали одно из ведущих мест в Александринском репертуаре. В новом времени легендарными стали спектакли Валерия Фокина «Ревизор» 2002, десятая версия «Ревизора» на этой сцене и «Ваш Гоголь» — обращение к последним дням жизни писателя, спектакль-размышление о его судьбе, религиозных и философских убеждениях, о месте и роли настоящего художника в современной жизни.
Сейчас в репертуаре театра идёт спектакль Валерия Фокина по комедии «Женитьба» , в марте 2024 года он был сыгран в 300-ый раз!
Гоголя, в том числе прижизненные, а также литературу, посвященную жизни и творчеству великого русского классика. Особое место на выставке заняли книги московского писателя, литературоведа, члена Союза писателей России Ирины Рудольфовны Монаховой: духовные сочинения «Н.
Гоголь о христианской жизни», «Из писем.
В 1951 году памятник демонтировали и увезли на территорию Донского монастыря, чтобы на его месте поставить другой. По легенде, скульптура не нравилась Сталину, который регулярно видел ее, когда ехал из Кремля на свою дачу в Кунцево. Говорят, что генсек лично распорядился заменить скорбящего Гоголя на радостного, печальный образ которого не вписывался в концепцию советского государства. В 1952 году на Гоголевском бульваре появился памятник Гоголю работы Николая Томского. Теперь с постамента взирал на окружающих радостный, улыбающийся писатель. Памятник создавался в спешке, нужно было успеть к столетию со дня смерти писателя, что повлияло на качество работы.
215-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Н. В. ГОГОЛЯ.
Сегодня, 15 апреля, темой внеурочного занятия "Разговоры о важном" стала жизнь и творчество великого русского писателя Н.В. Гоголя. Однако в большинстве источников отмечают, что по итогу лечение помогло и в начале июля 1835 года Гоголь покинул Крым. 1 215 лет со дня рождения русского писателя Николая Васильевича Гоголя (1809–1852) «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Мертвые души», «Ревизор». Николай Васильевич Гоголь родился 1 апреля 1809 года в селе Сорочинцы Полтавской губернии на территории нынешней Украины. Николай Васильевич Гоголь родился в семье небогатого помещика Полтавской губернии Василия Афанасьевича Гоголя, неистощимого рассказчика.
«Искусство есть примирение с жизнью»: 210 лет со дня рождения Николая Гоголя
Рассказываем интересные факты из жизни писателя, вспоминаем его прозу и стихи , смотрим театральные постановки и слушаем музыку, на которую композиторов вдохновляло его творчество. Его отец сочинял пьесы для домашнего театра, поощрял интерес сына к литературному творчеству и часто давал ему темы для новых стихотворений — Николай Гоголь писал их с раннего детства.
Крымский полуостров он посетил лишь однажды. В 1835 году. Причиной стала рекомендация лечащего врача.
На выставке можно увидеть редкие дореволюционные издания сочинений Н. Гоголя, в том числе прижизненные, а также литературу, посвященную жизни и творчеству великого русского классика. Особое место на выставке заняли книги московского писателя, литературоведа, члена Союза писателей России Ирины Рудольфовны Монаховой: духовные сочинения «Н.
В начале мероприятия было рассказано о жизни и творчестве писателя, о его месте и роли в мировой литературе, а также о значении творчества Гоголя для духовной жизни современного общества. Отмечено, что гениальные произведения Николая Васильевича продолжают борьбу с несправедливостью и в наши дни. Гостей встретила радушная Солоха, персонаж из произведения «Ночь перед Рождеством» библиотекарь Дергачева Д. Солоха провела обзор у книжной выставки, где были представлены книги о жизни и деятельности Н. Гоголя, литературная критика о нем, известные его произведения: «Мертвые души», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Вий», «Тарас Бульба», «Ревизор», «Миргород» и другие. Несмотря на разнообразие жанров, в центре произведений Н. Гоголя всегда стоял человек. В завершении мероприятия гости библиотеки попробовали вареники, ведь именно это блюдо Н.
День рождения Гоголя
Обучающиеся познакомились с некоторыми событиями биографии Гоголя. В интерактивном задании были использованы фотографии из дома-музея известного писателя. Ребята узнали, что Гоголь начал записывать свои сочинения с 5 лет, что одним из его любимых предметов в гимназии было рисование, первой книгой, принесшей известность, стала «Вечера на хуторе близ Диканьки». В школьной библиотеке ребята познакомились с книгами Н. Николай Гоголь автор множества произведений, вошедших в золотой фонд мировой литературы: «Ревизор», «Мертвые души», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» и многие другие.
В экспозиции можно увидеть редкие издания сочинений Н. Гоголя из фондов СОУНБ в том числе прижизненные и книги, посвящённые жизни и творчеству классика русской литературы. Особое место на выставке заняли книги московского писателя, литературоведа, члена Союза писателей России Ирины Рудольфовны Монаховой, подписанные автором и переданные библиотеке Борисом Коценко. Среди них — духовные сочинения «Н. Гоголь о христианской жизни», «Из писем.
В школьной библиотеке ребята познакомились с книгами Н. Николай Гоголь автор множества произведений, вошедших в золотой фонд мировой литературы: «Ревизор», «Мертвые души», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» и многие другие. Его читают и дети, и взрослые, перечитывают пожилые. Есть в его текстах серьезное и глубокое, веселое и грустное, комическое и трагическое, что-то вечное, притягательное, освежающее душу. Проблемы, поднятые писателем, до сего дня остаются актуальными, что и является причиной значимости произведений Н.
Продолжателями традиций Гого ля мож но считать практически всех талантливых отечественных писателей — от Достоевского и Гончарова до Платонова и Булгакова. Сам Гогол ь свой опубликованный первый том считал экспозицией эпопеи о духовном преображении заблудших душ на пути к религиозному просветлению и счастью. От двух последующих томов сохранились отдельные фрагменты. Остальное было сожжено автором, осознавшим невозможность создать живой литературный образ идеального положительного героя на русском жизненном материале своего времени. Гогол ь как «великий учитель» по Достоевскому попытался это сделать в публицистическом поучении «Выбранные места из переписки с друзьями».
215 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ГОГОЛЯ
В 1836 году пьеса была написана, Гоголь долго не мог получить разрешения на постановку — не пропускала цензура. Помог В. Жуковский, который лично обратился к императору. Пьесу поставили в Александринском театре. Гоголь лично руководил всеми творческими работами.
На премьере присутствовал император Николай I, принял пьесу восторженно, повелел посмотреть её всем министрам. Зрители спектакль ругали, но билеты раскупались очень активно. Вскоре пьесу поставили и в Москве. В том же 1836 году А.
Пушкин учредил журнал «Современник», в первом номере была опубликована повесть Гоголя «Нос», затем — повесть «Коляска». А сам Гоголь в это время был уже в Германии, куда отправился «развеяться», оттуда перебрался в Швейцарию и затем во Францию. В Париже работал над «Мертвыми душами». Известие о гибели Пушкина очень расстроило писателя, он думал вернуться в Петербург.
Но вместо этого отправился в Италию. Приехал в Москву в 1841 году, чтобы отдать в печать готовый первый том «Мертвых душ». Разрешение цензуры на печать было получено. Гоголь намеревался написать о помещике Чичикове три тома.
В том же 1842 году появилась повесть Гоголя «Шинель». Гоголь вновь уехал за границу, побывал в Риме, Дюссельдорфе, Ницце, Париже. Продолжал писать второй том «Мертвых душ». В 1845 году в состоянии нервного срыва — малярия, которой он переболел, вылилась в психическое расстройство — сжёг второй том поэмы «Мёртвые души», прекратил переписку с друзьями.
Путешествие в 1848 году в Иерусалим лишь отчасти облегчило его душевное состояние. Вернувшись домой в 1849, пытался восстановить утраченный материал «Мёртвых душ» по памяти. Снова оказался в состоянии душевного кризиса. И снова сжёг рукопись.
Гоголь много лет страдал необычными фобиями. Главной из низ была боязнь быть похороненным заживо. Перестал писать, когда болезни взяли верх. Также известно, что тяжело больной Гоголь в религиозном порыве полностью отказался от пищи, что и привело к его смерти 21 февраля 1852 года.
Был похоронен на Даниловском кладбище в Москве, в 1931 году перезахоронен на Новодевичьем. Писатель был необычайно набожен, веровал истово и сильно, не расставался с Евангелием, считал его главной книгой. Также Гоголь каждый день читал одну главу из Ветхого Завета. Одновременно писатель серьёзно увлекался мистикой, был суеверен что идёт вразрез с религиозным верованием.
Сказки, легенды и поверья, ужастики населяют самые яркие страницы произведений Гоголя. Веруя в Бога, писатель признавал не только существование, но и большую власть и силу «тёмной стороны». Вероятно, здесь и кроется одно из главных противоречий в характере писателя, в том числе в этом причина его болезненной чувствительности, и его частые депрессии, и аскетизм, и затворничество. Гоголь — писатель необъятной величины, автор, повлиявший на всю мировую литературу, гений, во многом опередивший своё время.
Об этом уже написано необычайно много, и материал для исследователей до сих пор не иссякает. Гоголя кисти Ф. Эта лавочка представляла, точно, самое разнородное собрание диковинок: картины большею частью были писаны масляными красками, покрыты темно-зеленым лаком, в темно-желтых мишурных рамах. Зима с белыми деревьями, совершенно красный вечер, похожий на зарево пожара, фламандский мужик с трубкою и выломанною рукою, похожий более на индейского петуха в манжетах, нежели на человека, — вот их обыкновенные сюжеты.
К этому нужно присовокупить несколько гравированных изображений: портрет Хозрева-Мирзы в бараньей шапке, портреты каких-то генералов в треугольных шляпах, с кривыми носами. Сверх того, двери такой лавочки обыкновенно бывают увешаны связками произведений, отпечатанных лубками на больших листах, которые свидетельствуют самородное дарованье русского человека. На одном была царевна Миликтриса Кирбитьевна, на другом город Иерусалим, по домам и церквам которого без церемонии прокатилась красная краска, захватившая часть земли и двух молящихся русских мужиков в рукавицах. Покупателей этих произведений обыкновенно немного, но зато зрителей — куча.
Какой-нибудь забулдыга лакей уже, верно, зевает перед ними, держа в руке судки с обедом из трактира для своего барина, который, без сомнения, будет хлебать суп не слишком горячий. Перед ним уже, верно, стоит в шинели солдат, этот кавалер толкучего рынка, продающий два перочинные ножика; торговка-охтенка с коробкою, наполненною башмаками. Всякий восхищается по-своему: мужики обыкновенно тыкают пальцами; кавалеры рассматривают серьезно; лакеи-мальчики и мальчишки-мастеровые смеются и дразнят друг друга нарисованными карикатурами; старые лакеи во фризовых шинелях смотрят потому только, чтобы где-нибудь позевать; а торговки, молодые русские бабы, спешат по инстинкту, чтобы послушать, о чем калякает народ, и посмотреть, на что он смотрит. В это время невольно остановился перед лавкою проходивший мимо молодой художник Чартков.
Старая шинель и нещегольское платье показывали в нем того человека, который с самоотвержением предан был своему труду и не имел времени заботиться о своем наряде, всегда имеющем таинственную привлекательность для молодости. Он остановился перед лавкою и сперва внутренно смеялся над этими уродливыми картинами. Наконец овладело им невольное размышление: он стал думать о том, кому бы нужны были эти произведения. Что русский народ заглядывается на Ерусланов Лазаревичей, на объедал и обпивал, на Фому и Ерему, это не казалось ему удивительным: изображенные предметы были очень доступны и понятны народу; но где покупатели этих пестрых, грязных масляных малеваний?
Это, казалось, не были вовсе труды ребенка-самоучки. Иначе в них бы, при всей бесчувственной карикатурности целого, вырывался острый порыв. Но здесь было видно просто тупоумие, бессильная, дряхлая бездарность, которая самоуправно стала в ряды искусств, тогда как ей место было среди низких ремесл, бездарность, которая была верна, однако ж, своему призванию и внесла в самое искусство свое ремесло. Те же краски, та же манера, та же набившаяся, приобыкшая рука, принадлежавшая скорее грубо сделанному автомату, нежели человеку!..
Долго стоял он пред этими грязными картинами, уже наконец не думая вовсе о них, а между тем хозяин лавки, серенький человечек во фризовой шинели, с бородой, не бритой с самого воскресенья, толковал ему уже давно, торговался и условливался в цене, еще не узнав, что ему понравилось и что нужно. Живопись-то какая! Просто глаз прошибет; только что получены с биржи; еще лак не высох. Или вот зима, возьмите зиму!
Пятнадцать рублей! Одна рамка чего стоит. Вон она какая зима! Где изволите жить?
Эй, малый, подай веревочку. Ему сделалось несколько совестно не взять ничего, застоявшись так долго в лавке, и он сказал: — А вот постой, я посмотрю, нет ли для меня чего-нибудь здесь, — и, наклонившись, стал доставать с полу наваленные громоздко, истертые, запыленные старые малеванья, не пользовавшиеся, как видно, никаким почетом. Тут были старинные фамильные портреты, которых потомков, может быть, и на свете нельзя было отыскать, совершенно неизвестные изображения с прорванным холстом, рамки, лишенные позолоты, — словом, всякий ветхий сор. Но художник принялся рассматривать, думая втайне: «Авось что-нибудь и отыщется».
Он слышал не раз рассказы о том, как иногда у лубочных продавцов были отыскиваемы в сору картины великих мастеров.
Гоголь вновь уехал за границу, побывал в Риме, Дюссельдорфе, Ницце, Париже. Продолжал писать второй том «Мертвых душ». В 1845 году в состоянии нервного срыва — малярия, которой он переболел, вылилась в психическое расстройство — сжёг второй том поэмы «Мёртвые души», прекратил переписку с друзьями. Путешествие в 1848 году в Иерусалим лишь отчасти облегчило его душевное состояние. Вернувшись домой в 1849, пытался восстановить утраченный материал «Мёртвых душ» по памяти. Снова оказался в состоянии душевного кризиса.
И снова сжёг рукопись. Гоголь много лет страдал необычными фобиями. Главной из низ была боязнь быть похороненным заживо. Перестал писать, когда болезни взяли верх. Также известно, что тяжело больной Гоголь в религиозном порыве полностью отказался от пищи, что и привело к его смерти 21 февраля 1852 года. Был похоронен на Даниловском кладбище в Москве, в 1931 году перезахоронен на Новодевичьем. Писатель был необычайно набожен, веровал истово и сильно, не расставался с Евангелием, считал его главной книгой.
Также Гоголь каждый день читал одну главу из Ветхого Завета. Одновременно писатель серьёзно увлекался мистикой, был суеверен что идёт вразрез с религиозным верованием. Сказки, легенды и поверья, ужастики населяют самые яркие страницы произведений Гоголя. Веруя в Бога, писатель признавал не только существование, но и большую власть и силу «тёмной стороны». Вероятно, здесь и кроется одно из главных противоречий в характере писателя, в том числе в этом причина его болезненной чувствительности, и его частые депрессии, и аскетизм, и затворничество. Гоголь — писатель необъятной величины, автор, повлиявший на всю мировую литературу, гений, во многом опередивший своё время. Об этом уже написано необычайно много, и материал для исследователей до сих пор не иссякает.
Гоголя кисти Ф. Эта лавочка представляла, точно, самое разнородное собрание диковинок: картины большею частью были писаны масляными красками, покрыты темно-зеленым лаком, в темно-желтых мишурных рамах. Зима с белыми деревьями, совершенно красный вечер, похожий на зарево пожара, фламандский мужик с трубкою и выломанною рукою, похожий более на индейского петуха в манжетах, нежели на человека, — вот их обыкновенные сюжеты. К этому нужно присовокупить несколько гравированных изображений: портрет Хозрева-Мирзы в бараньей шапке, портреты каких-то генералов в треугольных шляпах, с кривыми носами. Сверх того, двери такой лавочки обыкновенно бывают увешаны связками произведений, отпечатанных лубками на больших листах, которые свидетельствуют самородное дарованье русского человека. На одном была царевна Миликтриса Кирбитьевна, на другом город Иерусалим, по домам и церквам которого без церемонии прокатилась красная краска, захватившая часть земли и двух молящихся русских мужиков в рукавицах. Покупателей этих произведений обыкновенно немного, но зато зрителей — куча.
Какой-нибудь забулдыга лакей уже, верно, зевает перед ними, держа в руке судки с обедом из трактира для своего барина, который, без сомнения, будет хлебать суп не слишком горячий. Перед ним уже, верно, стоит в шинели солдат, этот кавалер толкучего рынка, продающий два перочинные ножика; торговка-охтенка с коробкою, наполненною башмаками. Всякий восхищается по-своему: мужики обыкновенно тыкают пальцами; кавалеры рассматривают серьезно; лакеи-мальчики и мальчишки-мастеровые смеются и дразнят друг друга нарисованными карикатурами; старые лакеи во фризовых шинелях смотрят потому только, чтобы где-нибудь позевать; а торговки, молодые русские бабы, спешат по инстинкту, чтобы послушать, о чем калякает народ, и посмотреть, на что он смотрит. В это время невольно остановился перед лавкою проходивший мимо молодой художник Чартков. Старая шинель и нещегольское платье показывали в нем того человека, который с самоотвержением предан был своему труду и не имел времени заботиться о своем наряде, всегда имеющем таинственную привлекательность для молодости. Он остановился перед лавкою и сперва внутренно смеялся над этими уродливыми картинами. Наконец овладело им невольное размышление: он стал думать о том, кому бы нужны были эти произведения.
Что русский народ заглядывается на Ерусланов Лазаревичей, на объедал и обпивал, на Фому и Ерему, это не казалось ему удивительным: изображенные предметы были очень доступны и понятны народу; но где покупатели этих пестрых, грязных масляных малеваний? Это, казалось, не были вовсе труды ребенка-самоучки. Иначе в них бы, при всей бесчувственной карикатурности целого, вырывался острый порыв. Но здесь было видно просто тупоумие, бессильная, дряхлая бездарность, которая самоуправно стала в ряды искусств, тогда как ей место было среди низких ремесл, бездарность, которая была верна, однако ж, своему призванию и внесла в самое искусство свое ремесло. Те же краски, та же манера, та же набившаяся, приобыкшая рука, принадлежавшая скорее грубо сделанному автомату, нежели человеку!.. Долго стоял он пред этими грязными картинами, уже наконец не думая вовсе о них, а между тем хозяин лавки, серенький человечек во фризовой шинели, с бородой, не бритой с самого воскресенья, толковал ему уже давно, торговался и условливался в цене, еще не узнав, что ему понравилось и что нужно. Живопись-то какая!
Просто глаз прошибет; только что получены с биржи; еще лак не высох. Или вот зима, возьмите зиму! Пятнадцать рублей! Одна рамка чего стоит. Вон она какая зима! Где изволите жить? Эй, малый, подай веревочку.
Ему сделалось несколько совестно не взять ничего, застоявшись так долго в лавке, и он сказал: — А вот постой, я посмотрю, нет ли для меня чего-нибудь здесь, — и, наклонившись, стал доставать с полу наваленные громоздко, истертые, запыленные старые малеванья, не пользовавшиеся, как видно, никаким почетом. Тут были старинные фамильные портреты, которых потомков, может быть, и на свете нельзя было отыскать, совершенно неизвестные изображения с прорванным холстом, рамки, лишенные позолоты, — словом, всякий ветхий сор. Но художник принялся рассматривать, думая втайне: «Авось что-нибудь и отыщется». Он слышал не раз рассказы о том, как иногда у лубочных продавцов были отыскиваемы в сору картины великих мастеров. Хозяин, увидев, куда полез он, оставил свою суетливость и, принявши обыкновенное положение и надлежащий вес, поместился сызнова у дверей, зазывая прохожих и указывая им одной рукой на лавку: «Сюда, батюшка, вот картины! Уже накричался он вдоволь и большею частью бесплодно, наговорился досыта с лоскутным продавцом, стоявшим насупротив его также у дверей своей лавочки, и, наконец вспомнив, что у него в лавке есть покупатель, поворотил народу спину и отправился вовнутрь ее. Это был старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым; черты лица, казалось, были схвачены в минуту судорожного движенья и отзывались не северною силою.
Пламенный полдень был запечатлен в них. Он был драпирован в широкий азиатский костюм. Как ни был поврежден и запылен портрет, но когда удалось ему счистить с лица пыль, он увидел следы работы высокого художника. Портрет, казалось, был не кончен; но сила кисти была разительна. Необыкновеннее всего были глаза: казалось, в них употребил всю силу кисти и все старательное тщание свое художник. Они просто глядели, глядели даже из самого портрета, как будто разрушая его гармонию своею странною живостью. Когда поднес он портрет к дверям, еще сильнее глядели глаза.
Впечатление почти то же произвели они и в народе. Женщина, остановившаяся позади его, вскрикнула: «Глядит, глядит», — и попятилась назад. Какое-то неприятное, непонятное самому себе чувство почувствовал он и поставил портрет на землю. Видно, завтра собираетесь купить? Господин, господин, воротитесь! Возьмите, возьмите, давайте двугривенный. Право, для почину только, вот только что первый покупатель.
Засим он сделал жест рукой, как будто бы говоривший: «Так уж и быть, пропадай картина!
Это такое обращение Гоголя и к современникам, и к нам, будущим читателям и потомкам. Конечно, Гоголя не забывают и благодаря его загадочности. Будучи еще не столь знаменитым автором, в 1828 году он писал матушке провидческие слова: «Я почитаюсь загадкою для всех, и никто не разгадал меня совершенно». Видимо тогда он что-то предчувствовал о будущей знаковой судьбе. Загадки Гоголя связаны и с сожжением рукописей, и с таинственной кончиной, и даже с переносом его останков с кладбища Свято-Даниловского монастыря на Новодевичье.
Все это, безусловно, привлекает к личности особое внимание. О вкладе Гоголя в русский язык Еще стоит сказать и о языке — Николай Васильевич очень трепетно к нему относился. В той же книге «Выбранные места из переписки с друзьями» есть замечательное высказывание: «Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно». Писатель довольно глубоко погрузился в тему и обогатил язык в первую очередь крылатыми выражениями: «У меня легкость необыкновенная в мыслях», как сказал Хлестаков в «Ревизоре». А еще слова Манилова из «Мертвых душ»: «Майский день — именины сердца».
Или «Давненько не брал я в руки шашек» — фраза Чичикова во время игры с Ноздрёвым. И это только навскидку!
В своем путевом дневнике Шевырев со слов родственников Гоголя сделал запись: «Родился 1809 года, 19-го марта, в 9 часов вечера. Мать и сестры Н. Гоголя Юрий Манн утверждает, что Гоголь «появился на свет 20 марта 1809 года в доме Трахимовского» [9]. Между тем Гоголь, по всей видимости, родился в другом месте. По авторитетному свидетельству земляка и одного из ближайших друзей Гоголя, Михаила Александровича Максимовича, квартира Марии Ивановны Гоголь-Яновской в Сорочинцах «была в домике генеральши Дмитриевой, в котором и родился 19-го марта Николай Васильевич Гоголь» [10]. И, заметим в скобках, конечно же, мать Гоголя дала обет назвать его Николаем не «в честь чудотворного образа Николая, хранившегося в диканьской церкви», как пишет Ю.
Манн, а в честь святого угодника Божия Николая Чудотворца , перед чудотворным образом которого она молилась о даровании ей сына. Господский дом в Васильевке Именно 19 марта отмечали день рождения Гоголя его друзья. Тот же Михаил Максимович писал Сергею Тимофеевичу Аксакову 19 марта 1857 года: «Сегодня день рождения нашего незабвенного Гоголя, и мне живо вспомянулось, как за семь лет мы с ним обедали у Вас в этот день взятия Парижа! Боже мой, как хорошо мне прожилось в тот март месяц, и как часто я тогда проводил у Вас время с Гоголем…» [11]. В следующем 1850 году он обедал в этот день у Аксаковых вместе с М. Максимовичем и О. Присутствовали также А. Хомяков и С.
Пили за здоровье Гоголя и пели украинские народные песни [12]. Тайнам», — сообщал Гоголь матери и сестрам 3 апреля 1849 года. Надежда Николаевна Шереметева, тетка поэта Федора Тютчева, писала Гоголю 12 февраля 1843 года из подмосковного Покровского: «Я к Вам хотела писать и не получа письма Вашего, чтобы к 19 марта достигло до Вас мое поздравление. Поздравляю Вас, мой милый друг, с рождением; важен для христианина этот день, получаем право наследовать вечное блаженство, как и получим, если пройдем здешнее странствие, как должно христианину…» [13]. Метрическая запись Гоголя Биографы Гоголя, в первую очередь П.
215 лет гоголю 2024
ГОГОЛЬ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ: 215 лет со дня рождения | 1 апреля исполняется 215 лет со дня рождения великого писателя Николая Гоголя. |
ГОГОЛЬ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ: 215 лет со дня рождения | Есть свидетельства, что сам Николай Гоголь считал днем своего рождения 19 марта, однако официально принято было указывать 20 марта. |
215 лет исполняется со дня рождения Николая Гоголя | 1 апреля исполняется 210 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя (1809–1852) – великого русского писателя. |
Павел Басинский: 1 апреля - день рождения Николая Васильевича Гоголя - Российская газета | Семьёй Гоголя до конца его дней оставались мать и младшие сестры. |
215 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя отметили 1 апреля 2024 года
Свой образ Петербурга Н. В. Гоголь запечатлел в «Петербургских повестях», многократно поставленных на сцене, в кино, отраженных в музыке и живописи. 1 апреля 2024 года исполняется 215 лет со дня рождения Николая Васильевича ГОГОЛЯ – русского прозаика, драматурга, критика, публициста, признанного одним из классиков русской литературы, его называли мистиком, сатириком, прорицателем жизни и гением. В будапештском Русском центре отметили 210-летие со дня рождения выдающегося русского писателя Николая Гоголя, родившегося 1 апреля 1809 года.
Новости и события Российского исторического общества
Однако если Гоголь родился 20 марта, то отмечать день его рождения мы должны 2 апреля по новому стилю. Есть свидетельства, что сам Николай Гоголь считал днем своего рождения 19 марта, однако официально принято было указывать 20 марта. Новости» Единый день писателя/поэта юбиляра: Н.В. Гоголь. К 205-летию со дня рождения Николая Васильевича Гоголя, отмечаемому 1 апреля, Президентская библиотека открыла читателям малоизвестные страницы биографии великого русского писателя, поэта, драматурга.