Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил, что взятие под стражу настоятеля Свято-Успенской Святогорской лавры канонической Украинской православной церкви (УПЦ) Арсения является карательной мерой со стороны правительства Украины. Список предстоятелей Русской церкви включает первых по чести епископов Русской православной церкви, начиная со времени её создания, с учётом изменения титулования. Вензель нынешнего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Патриарх Кирилл, 2009 год. Патриарх Кирилл совершил первую заупокойную литию по жертвам теракта в «Крокусе».
Патриарх Кирилл назвал карательной мерой арест митрополита на Украине
Патриарх Кирилл (Владимир Гундяев) был самым публичным священником России ещё до того, как возглавил РПЦ: он много лет вёл еженедельную программу на Первом к. Патриарх Кирилл — епископ Русской православной церкви (РПЦ), Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил, что взятие под стражу настоятеля Свято-Успенской Святогорской лавры канонической Украинской православной церкви (УПЦ) Арсения является карательной мерой со стороны правительства Украины.
Патриархи русской православной церкви
Портреты патриархов от Иова до Кирилла. Новости. Патриархи. Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла генеральному директору информационного агентства «Россия сегодня» Д.К. Киселеву с 70-летием со дня рождения. Тихон стал первым русским патриархом после 200-летнего перерыва в истории Русской церкви.
Патриарх Московский Кирилл - Patriarch Kirill of Moscow
Это лицо имеет очень мало общего с внешностью патриарха Кирилла. Вячеслав Иваньков. Иными словами, на среднем снимке между нами не патриарх Кирилл, а «гибрид» первого и третьего снимков. Таким образом, и экстерьерный довод можно смело отставить в сторону. То же самое касается голоса — из редкого интервью криминального авторитета, данного в американской тюрьме, видно, что это совсем другой тембр. Пройдёмся кратко по оставшимся пунктам. Его закрыли только после того, как батюшка закончил читать молитву и вдова Япончика поцеловала мужа. Об этом сообщала корреспондентка издания «Газета. Более того, камеры запечатлели и момент покушения на Иванькова.
Происходило это на глазах у относительно большого количества людей, поэтому инсценировать всё достоверно было бы крайне сложно, не говоря уже о судмедэкспертизах и прочих процессуальных тонкостях. Скорее, несколько уступал. Это, конечно, не ключевое расхождение, но оно показывает, насколько неаккуратно конспирологи подбирали факты. Таким образом, ни один довод в пользу того, что патриарх Кирилл и вор в законе Япончик — один и тот же человек, не заслуживает серьёзного внимания. В большинстве случаев они легко опровергаются фактами. Тем не менее популярность этого сюжета говорит о том, что иногда людям хочется верить даже в самое невероятное развитие событий.
А 12 апреля СБУ провела обыск по месту жительства еще одного публичного спикера Украинской Православной Церкви, заместителя председателя ее Отдела внешних церковных связей, предъявив ему подозрения за его публичные выступления и за то, что он, по словам пресс-службы СБУ, «стремился дискредитировать Украину на международной арене».
Его Святейшество подчеркнул: «Целью законопроекта является фактический запрет Украинской Православной Церкви, а также облегчение процесса изъятия ее храмов и имущества, чего не скрывают в своих публичных выступлениях сами законодатели». По утверждениям парламентариев, в мае этого года закон может быть принят во втором чтении. Преследования верующих Украинской Православной Церкви на Украине «приобретают черты тотального антирелигиозного террора, который включает закрытие храмов и монастырей, незаконные преследования клириков и мирян, внесудебные расправы, а также закрытие информационных ресурсов, раскрывающих правду о гонениях», подчеркнул Патриарх Кирилл. Он указал на то, что «репрессии осуществляются в отношении тех, кто пытается свидетельствовать о нарушении религиозной свободы в международной сфере, и направляются таким образом, чтобы подавить всякое публичное свидетельство о религиозных гонениях ко времени законодательного запрета Украинской Православной Церкви и тысяч ее общин на Украине». При этом продолжается судебное рассмотрение уголовных обвинений в отношении наместника Киево-Печерской лавры митрополита Вышгородского и Чернобыльского Павла, митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки, митрополита Черкасского и Каневского Феодосия, митрополита Банченского Лонгина и целого ряда священнослужителей; ожидает апелляционного суда приговоренный к пяти годам лишения свободы митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан.
Патриарх Кирилл назвал карательной мерой арест митрополита на Украине 28.
Источник фото: news-kiev.
Патриаршество в Москве было учреждено в 1589 году. Первым патриархом был Иов. В 1721 году оно было упразднено. Последовал так называемый синодальный период в истории Русской православной церкви, когда ею управлял Священный синод. Как был избран патриарх Кирилл? Митрополит Кирилл, набрав 508 голосов из 677, был избран шестнадцатым Патриархом Московским и всея Руси.
Митрополит Калужский и Боровский Климент Капалин набрал 169 голосов.
Рекомендуемые пособия
- Ошибка в тексте, битая ссылка?
- Кирилл (патриарх)
- Комментарии
- Кирилл (патриарх)
- Русские Патриархи: кто они? - Православный журнал «Фома»
- Русские Патриархи: кто они? - Православный журнал «Фома»
Кто будет следующим Патриархом после Кирилла?
Но ситуация может измениться, если патриарх Кирилл загонит РПЦ в угол и разорвет общение с большей частью греческих церквей. Патриарх Кирилл назвал Россию опорой православия во всем мире. Первый Патриарх Московский и всея Руси Иов (1589-1605) главной целью своей деятельности считал укрепление в России Православия.
Патриарх Кирилл. Что было. Что стало. Что будет
Ему приписывали связь с организацией импорта в Россию табачной и алкогольной продукции, налоговые махинации, обвиняли в уничтожении реликтового леса близ Геленджика, на месте которого построили резиденцию руководителя РПЦ, и даже пытались уличить в коррупции. Неоднозначными называли отношения Кирилла со прорицательницей и целительницей Джуной. Несмотря на духовный сан, он не осудил ее деятельность и сам оказывался у нее на приемах. Еще одним острым моментом стало его сравнение пользователями интернета с погибшим вором в законе Вячеславом Иваньковым по прозвищу Япончик. Патриарх Кирилл, Вячеслав Иваньков. Сторонники теории обращали внимание на внешнее сходство, близость места рождения, небольшую разницу в возрасте, высокий уровень образованности, грамотную речь и другие общие черты. Есть ли жена и дети у Патриарха Кирилла Что касается семьи, Патриарх Кирилл не видит в своей судьбе иной миссии, нежели служение Всевышнему и России.
Епископского служения Архимандрит 12 сентября 1971 года Кирилл был возведен в сан. В 1971 году он был назначен представителем Московского Патриархата при Всемирном Совете Церквей и с тех пор принимает активное участие в экуменической деятельности Русской Православной Церкви. Архиепископ Кирилл I на конференции по ядерному оружию и разоружение в Амстердаме в 1981 году Владимир Путин , митрополит Кирилл и Ксения Шереметевы- Юсупова , октябрь 2001 года 14 марта 1976 года архимандрит Кирилл был рукоположен во епископа Выборгского, викария Ленинграда. С 26 декабря 1984 г. С 1986 г. С 1988 г. Высшая власть Церкви На Кирилла возложены следующие функции: с 1975 по 1982 год - председатель Ленинградского епархиального совета; с 1975 по 1998 год - член Центрального и Исполнительного комитетов Всемирного Совета Церквей; с 1976 по 1978 год - заместитель Патриаршего экзарха Западной Европы; с 1976 по 1984 год - член комиссии Священного Синода по единству христиан; с 1978 по 1984 год - администратор Патриаршие приходы в Финляндии; с 1978 по 1988 год - член подготовительной комиссии Тысячелетия Крещения Руси; с 1990 года - член подготовительной комиссии Поместного Русского Православного Собора. Черч; в 1990 г. Просвещение и благотворительность с 1990 по 2000 гг. Положение было принято Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 году. Патриарху Московскому Кириллу преподносят патриарший кукулион во время интронизации 6 декабря 2008 г. Он был возведен на трон 1 февраля 2009 года. Экуменизм Российские религиозные лидеры армянские, иудейские, мусульманские, буддийские, православные, старообрядцы во время официальных празднований День народного единства , 4 ноября 2012 г. Консервативное крыло в Русской православной церкви критиковало Кирилла за его экуменизм на протяжении 1990-х годов. В 2008 году отколовшийся епископ Анадырский и Чукотский Диомид раскритиковал его за то, что он примыкает к католической церкви. Однако в заявлении от 2009 года Кирилл заявил, что не может быть доктринального компромисса с католической церковью и что дискуссии с ними не преследовали цели объединения. Тем не менее, контакт с Бенедиктом XVI был охарактеризован как очень теплые и взаимоуважительные в отношениях между церквями. В 2012 году визит Кирилла в Польшу значительно улучшил отношения с римско-католической иерархией Польши. Визиты и встречи с католиками в России и за рубежом продолжают пользоваться, хотя и негласной, поддержкой со стороны многих православных священнослужителей и мирян. Данилов монастырь , Москва. Павла II сопровождали представители Маланкары, Захария Николаев глава отдела экуменических отношений Маланкарской церкви , Юханон Диаскорос секретарь Священного синода Маланкарской церкви , Авраам Томас секретарь отдела Маланкарской церкви по вопросам внешние церковные связи , Асвин Зефрин Фернандис глава протокольной службы Маланкарского Католикоса , Джисс Джонсон личный секретарь Его Святейшества Католикоса , Джейкоб Мэтью член церковного совета Маланкара , Кевин Джордж Коши руководитель службы коммуникации отдела внешних церковных связей Маланкарской церкви и Чериан Ипен представитель маланкарской диаспоры в России. Ахтамханов секретариат ОВЦС по межхристианским связям.
Миротворческая роль Всемирного совета церквей сегодня, когда звучат призывы отказаться от любого диалога, приобретает особую актуальность, мосты общения необходимо сохранить, подчеркнул патриарх Московский и всея Руси Кирилл в поздравлении ВСЦ с 75-летием со дня основания международной организации. Сообщение было опубликовано на официальном сайте Московского Патриархата.
Это день, когда, по преданию, Иисус вошел в Иерусалим. Его встречали как спасителя, устилали дорогу листьями пальмы. Именно их символизируют веточки вербы, которые сегодня освящают в церквях.
Список русских патриархов
Самым последним патриархом до Кирилла в России был Алексий II (Алексей Михайлович Ридигер) — архиепископ ленинградский и новгородский. Патриарх Кирилл совершил первую заупокойную литию по жертвам теракта в «Крокусе». Патриарх Кирилл и ныне плодотворно управляет Русской Православной Церковью.
Лечить неизлечимое. В России изобрели лекарство, не имеющее аналогов в мире
Хронологический список Патриархов Русской Православной Церкви | Список предстоятелей Русской церкви включает первых по чести епископов Русской православной церкви, начиная со времени её создания, с учётом изменения титулования. |
История Патриаршества | Грозный покровитель До 1589 года патриарха в Русской церкви не было: предстоятелем был митрополит, которого утверждали в Константинополе. |
Список русских патриархов | Что касается семьи, Патриарх Кирилл не видит в своей судьбе иной миссии, нежели служение Всевышнему и России. |
Кирилл Патриарх Московский и всея Руси : новости, комментарии, заявления - Парламентская газета | Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил, что взятие под стражу настоятеля Свято-Успенской Святогорской лавры канонической Украинской православной церкви (УПЦ) Арсения является карательной мерой со стороны правительства Украины. |
Патриарх Кирилл назвал карательной мерой арест митрополита на Украине | В своем юбилейном интервью Патриарх Кирилл признался: «Никогда не просил Бога сделать меня Патриархом». |
Русская Церковь при Патриархе Кирилле
Патриарх Кирилл призвал не допустить эскалации конфликта на Украине РПЦМОСКВА, 25 июн — РИА Новости. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сегодня утром совершил Божественную литургию в храме Христа Спасителя. Интронизация патриарха Кирилла (поздравление президента России Дмитрия Медведева). ↑ Новости :: Патриарх Кирилл: Люди, критикующие церковь — духовно больные, требующие исцеления. Как видим, никакого заметного изменения во внешности патриарха Кирилла, не считая естественного процесса старения, не случилось ни за первые 15 лет существования передачи «Слово пастыря», ни в течение 2009 года, когда его вроде бы должны были подменить. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, а также две его троюродные сестры владеют имуществом в Москве и Санкт-Петербурге на сумму в 225 миллионов рублей.
Содержание
- От патриарха до президента, от Сечина до Навального: как спасти церковь и Россию
- Преемник патриарха Кирилла, возможные варианты
- Патриаршество в России от восстановления до наших дней
- Главные новости
- Гундяев Кирилл: биография, фото, семья, жена и дети, карьера ::
История и современность патриаршества на Руси
- Cвятейшие Патриархи Русской Православной Церкви - Кафедральный собор Воскресения Христова
- Патриархи Русской Православной Церкви. Правители России
- Ответы : А какой по счету патриах Кирилл Московский и всея Руси?Сколько до него было?
- История Патриаршества
- История патриархии в России
Арест митрополита Арсения – очередная карательная мера Киева, заявил патриарх Кирилл
Что именно его продвигает власть, и продвигает стремительно: за несколько лет Тихон прошел путь, необходимый для того, чтобы иметь право избираться в патриархи. Митрополит также известная широкому кругу фигура, главный редактор портала Православие. Автор «Несвятые святые и другие рассказы», тираж достиг 2 миллионов экземпляров. Шевкунова считают человеком, близким к власти хотя и первый возможный преемник — не в оппозиции. Мол, консультирует Кремль и чуть ли не духовник Путина.
На что сам Тихон в интервью радио Свобода сказал: Я уже не раз говорил, что по вопросам христианства, православия Владимир Владимирович Путин имеет возможность консультироваться с немалым числом компетентных людей… В числе таких священников и ваш покорный слуга, это действительно так… Впрочем, говоря о духовнике, вы, конечно же, имеете в виду какую-то зловещую личность, способную оказывать особое влияние на президента. Ваше полное право сколько угодно фантазировать на эту тему или сочинять любые самые захватывающие сказки, но дело на самом деле лишь в том, что такого человека в природе не существует Нажмите, чтобы раскрыть... Оба кандидата не имеют негативного имиджа, хотя, конечно, есть различные критические статьи, где, к примеру, утверждается, что митрополит с самого начала карьеры сотрудничает с КГБ! Но что известно наверняка — оба кандидата — люди яркие, талантливые, образованные творческие.
С 27 марта 1926 года снова вступил в управление Русской Церковью, как Заместитель Патриаршего Местоблюстителя. Первые годы управления митрополита Сергия Русской Православной Церковью были годами больших разногласий между иерархами, бурных колебаний и расколов. В жизни и деятельности Патриарха Сергия нельзя не отметить один чрезвычайно важный момент: во время Великой Отечественной войны под его руководством все православное русское духовенство активно помогало обороне страны. Призывая к усиленной борьбе против захватчиков и к самоотверженному труду в тылу. Под его руководством духовенство укрепляло патриотический дух русского народа, поддерживало его моральное состояние и оказывало значительную материальную помощь фронту. Погребен в Николаевском приделе Московского Патриаршего Богоявленского собора. Научные труды, публикации: Православное учение о спасении Магистерская диссертация. Сергиев Посад, 1895.
Казань, 1898. Вопрос о личном спасении. Речь перед защитой магистерской диссертации. Москва, 1895. Вечная жизнь, как высшее благо. Христианство в Китае и Японии. Русский вестник, 1892, дек. На Дальнем Востоке письма японского миссионера.
Арзамас, 1897. Богословский Вестник, 1895-1896. По Японии письма о миссионерском путешествии. Вестник, 1899, апр. Происхождение пастырского служения и его необходимость. Богословский Вестник, 1900, авг. Разбор инославных учений об оправдании. Учение средневекового инославного богословия.
Богословский Вестник, 1895, апр. Современное учение инославного богословия. Богословский Вестник, 1895, июнь, с. Речь на могиле покойного профессора Лопухина. Святи их во истину Твою Статья. Речь при наречении его во епископа Ямбургского 22 февраля 1901 года. Речь епископу Киприану при его хиротонии 10 марта 19113 года. Послание к пастырям и пастве.
Патриарх Сергий и его духовное наследство. МП, 1947, с. Предисловие к книге «Правда о религии в России». МП, 1942. Как православный христианин должен отнестись к предстоящему чествованию графа Толстого. Известия Казанской Епархии. Что разделяет нас со старокатоликами? К вопросу о том, что разделяет нас со старокатоликами.
Две речи: 1 при пострижении в монашество Елевферия Богоявленского. Закон Божий, написанный в сердце человека. СПб, 1904. Слова и речи 1901-1905. СПб, 1905. Речь, сказанная в Гельсингфорсом православном соборе вновь назначенному генерал-губернатору , генерал-лейтенанту Ф. Зейну 21 ноября 1909 г. Письмо к митрополиту Агафангелу апрель 1928 года.
Иоанн Снычев. Церковные расколы XX столетия, с. Письмо к митрополиту Кириллу от 2 января 1930 г. О полномочиях Патриаршего Местоблюстителя и его заместителей. Письмо от 28 окт. Отношение Церкви Христовой к отделившимся от нее обществам. Послание Преосвященным архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Православной Церкви. Отзыв на тетрадь гражд.
Ивановой под заглавием «Апология ежедневного и повседневного приобщения Св. Таин как заповеди Христа Спасителя». Константинопольскому — Нового Рима и Вселенскому Патриарху от 15 окт. Ответ на приглашение к участию в Лондонской догматической комиссии и в предсоборном всеправославном собрании Просинод от 30 сент. Послание Блаженнейшему Патриарху Сербскому Варнаве от 23 марта 1933года. Вениамину, боголюбивым клирикам и мирянам, устоявшим в вере и в послушании Святой Церкви. Воскресенье Христово в отличие от Воскресения Лазаря. Значение апостольского преемства в инославии.
Основное заблуждение католичества и протестанства. Послание к пастырям и пасомым Христовой Церкви 22 июня 1941 года. Речь на молебне о победе русского воинства вечером 26 июня 1941 года в Богоявленском соборе в Москве. Правда о религии в России, МП. Поучение, сказанное за литургией в церкви Иоанна воина на Б. Якиманке в Москве 12 авг. Послание православным людям на временно оккупированной немцами территории январь, 1942г. К православной пастве Украины от 5 февраля 1942 г.
Второе послание по делу епископа Поликарпа Сикорского. Пасхальное приветствие 2 апреля 1942 года. Послание всем верным чадам нашей Святой Русской Православной Церкви в особенности обитающим в Литве, Латвии и Эстонии 22 сентября 1942 года. Рождественское послание Преосвященным архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Церкви 25 декабря 1942 года. Рождественское послание Преосвященным архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Церкви в областях СССР, еще не освобожденных от немецкой оккупации 13 декабря 1942 года. Архипастырское послание к православной пастве Ростова на Дону и Ростовской епархии 20 марта 1943 года. Пасхальное послание 23 апреля 1943 года. Послание ко дню двухлетия войны 22 июня 1943 года.
Святительское обращение ко всем Христианам в Югославии, Чехословакии, Элладе и прочих странах, 23 апреля 1943 года. О деятельности Православной Церкви за два года Отечественной войны доклад на Соборе 8 сентября 1943 года. Послание к пастве. Речь его в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы в день интронизации,12 сентября 1943 года. Праздничное приветствие. Послание Преосвященным архипастырям, пастырям и всем верным чадам Святой Православной Церкви 7 ноября 1943 года. Рождественское послание Преосвященным архипастырям, пастырям и всем верным чадам Святой Русской Православной Церкви.
Есть ли у Христа наместник в Церкви? Пасхальное приветствие 1944 г. Журнал Засед.
Работу он совмещал с обучением в вечерней школе. Его любимыми предметами были физика и химия. Получив полное среднее образование, Владимир планировал поступить на физический факультет Ленинградского университета, и уже имея багаж высшего светского образования, посвятить себя священнослужению. Однако митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим убедил Владимира сразу поступать в семинарию: Церкви в это непростое время требовались священнослужители, а людям с высшим образованием чинились препятствия со стороны советских органов власти при поступлении в духовные учебные заведения. Таким образом, в 1965 году он поступил в Ленинградские Духовные школы, где обучался очень успешно, проходя за год по два курса. В начале 1966 года он начинает исполнять секретарские обязанности при митрополите Никодиме. В 1969 году будущий Предстоятель с отличием окончил Ленинградскую Духовную Академию. А в следующем году ему была присуждена степень кандидата богословия за диссертацию «Становление и развитие церковной иерархии, и учение православной Церкви о ее благодатном характере». В это время он уже носил имя Кирилл, так как 3 апреля 1969 года был пострижен митрополитом Никодимом в монашество с этим именем в честь святого равноапостольного Кирилла, просветителя славян. Уже 7 апреля 1969 года новопостриженный монах Кирилл был рукоположен во диакона, а 1 июня — во иеромонаха. Иеромонах Кирилл в 1970—1971 годах исполнял обязанности помощника инспектора Ленинградских Духовных школ, классного наставника 1-го класса семинарии и преподавал догматическое богословие. Впоследствии он так формулировал цели своей деятельности при этой организации: «…чтобы Русская Церковь лучше знала, что происходит в мире, и для того, чтобы мир лучше знал, что такое Русская Церковь…». Сейчас можно услышать много критики, в том числе справедливой, о деятельности Всемирного совета церквей. Но нужно понимать, что в то время в условиях постоянного давления со стороны советского государства подобные контакты были зачастую единственной возможностью несколько ослабить атеистический гнет и получить некоторую свободу деятельности, в том числе внутри нашей страны для пользы всей Церкви. Спустя три года архимандрит Кирилл вернулся в родной город. Вот что говорит Святейший Владыка о северной столице, где прошла значительная часть его жизни и служения: «Православный Петербург никогда не перестал быть русской столицей и православным городом, несмотря на то, что в нем — в культурном отношении — происходила встреча с Западом. Сочетание верности своим принципам с готовностью к диалогу — это у меня от моего петербургского воспитания». По возвращении из Женевы архимандрит Кирилл возглавил Ленинградские духовные школы. В течение 10 лет, с 26 декабря 1974 года по 26 декабря 1984 года он был ректором Ленинградской духовной академии и семинарии. При возглавляемом им учебном заведении в эти годы он исполнял также обязанности доцента кафедры патрологии, именно при нем в 1979 году был создан регентский класс, в учебный процесс были введены семинары, появились уроки физической культуры. Ставилась задача путем системных преобразований повысить уровень подготовки учащихся академии и семинаристов, приучить их к самостоятельной научной работе. За годы ректорства нашего будущего Предстоятеля число студентов возросло более, чем в 3 раза, со 130 до 400 человек. А ведь это происходило не во времена перестройки, а в те самые времена «застоя», в советские времена. С ноября 1976 года по октябрь 1978 года Преосвященный Кирилл нес послушание заместителя Патриаршего экзарха Западной Европы. Заслуги молодого архипастыря были высоко оценены, и 9 сентября 1977 года он был возведен в сан архиепископа. С 1978 по 1984 годы Высокопреосвященнейший архиепископ Кирилл совмещал обязанности ректора духовных школ с архипастырским окормлением патриарших приходов в Финляндии. Причиной этого неожиданного перевода послужило недовольство деятельностью молодого архиерея со стороны советских органов. Об этом в своей книге в 2005 году откровенно рассказал бывший начальник Смоленского областного управления КГБ А.
Иван III первым на Руси принял титул самодержца подобие греческого императорского титула «автократор» и принял русским гербом византийского двуглавого орла: Русь прямо заявила о том, что принимает наследство православной «Империи ромеев». В годы правления Ивана III к его титулу иногда прибавляли слова «Божиею милостью царь и великий князь». При его сыне, Василии Ш, идея «третьего Рима» обрела законченную форму в пророчестве старца псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофея: «…два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать». Все христиане Востока смотрели на Русское царство и Русскую Церковь как на главных защитников православия. Такое возвышение роли русского митрополита завершилось в конце ХVI века учреждением на Руси патриаршества. Иван IV Васильевич, вошедший в историю как Иван Грозный, в 1547 году по образу византийских императоров венчался на царство. Эта церемония была совершена по совету митрополита Макария, возложившего царский венец на голову юного Ивана-IV. Для полноты византийского теократического идеала — церковно-государственного тела с «двумя главами» царем и патриархом — недоставало только титула патриарха для предстоятеля Русской церкви Осуществление этой идеи состоялось в царствование сына Ивана IV — Федора Ивановича. В 1586 году в Москву за царской милостыней приехал патриарх Антиохийский Иоаким. Решив воспользоваться обстоятельствами этого визита, царь заявил в думе, что хочет устроить в Москве «превысочайший престол патриарший». Патриарх Иоаким вызвался довести желание царя до сведения Греческой церкви, чтобы при учреждении нового патриархата были соблюдены канонические правила, предусматривавшие участие всех восточных патриархов. В 1588 году в Россию прибыл патриарх Константинопольский Иеремия. Царь ожидал, что он привез с собой постановление Вселенского собора об учреждении патриаршества в русском государстве, однако на первой же аудиенции оказалось, что главная цель визита — получение денежной помощи. Тогда было решено задержать патриарха в Москве и заставить благословить учреждение московского патриаршего престола. Иеремии предложили стать патриархом Российским, оговорив при этом, что жить он будет не при государе в Москве, а в древнем Владимире и таким образом фактическим главой церкви останется русский митрополит. Как и предполагалось, Иеремия отклонил такое предложение. Поставить патриархом кого-либо из русских митрополитов он также отказался. Тогда греку дали понять, что его не отпустят из Москвы, пока он не уступит. И 26 января 1589 года Иеремия возвел на патриарший престол митрополита Иова, кандидатуру которого предложил царю Борис Годунов. После этого греков отпустили из Москвы, вручив им богатые дары. Через два года Москва получила грамоту за подписью трех патриархов, 42 митрополитов и 20 епископов, утверждавшую патриаршество в России Отныне патриарх Московский должен был занимать пятое место после патриарха Иерусалимского и поставляться собором русских епископов. Царь Федор Иванович остался недоволен последним обстоятельством и направил в Константинополь грамоту, в которой напоминал об обещанном третьем месте, после Константинопольского и Александрийского патриархатов.