Леонид Гайдай (Leonid Gayday). Об этом смотрите в документальном фильме "Леонид Гайдай.
Исполнилось сто лет со дня рождения Леонида Гайдая
Если Нинок сказала, что это не так, то мы все начинали придумывать заново. Не подумайте, что Гайдай был подкаблучник. Нина была творческим мотором, руководила семьей. Может быть, ездил отдыхать в недоступные обычным людям места? Иногда они с Ниной Павловной выезжали за границу в составе киноделегаций. За пять лет нашего тесного общения не помню, чтобы он куда-то поехал с семьей, дочкой, внучкой. У них была дача — советские шесть соток, щитовой домик, который потом сгорел, и уже Нина занималась его обустройством. Дачу Леонид Иович любил.
Драматическое воспоминание связано с тем, как он лежал в клинике с воспалением легких. Нина его постоянно опекала. Как-то она сидела у его кровати. Они листали журнал «Шесть соток», увлеченно обсуждали дачные дела — и вдруг Леонид Иович откинулся на подушку и умер… Наталья Варлей и Леонид Гайдай на съемках «Кавказской пленницы. Он их вообще не рассказывал. А юмор у него был такой. Мы приехали на премьеру фильма «Операция «Кооперация» в Ленинградский Дом кино.
После показа кто-то Гайдая обходил стороной, считая, что это комедийная ерунда. Одна критикесса в кожаной юбке и куртке прижала его к стенке и сказала: «Вы такой талантливый! Я обожаю ваше творчество». Гайдай без тени улыбки ответил: «Вы действительно считаете, что это талантливо? А по-моему, это гениально». Повернулся и ушел. Она застыла у стенки со своей папиросой.
Тогда курили прямо в вестибюле. Сейчас смеюсь, когда вижу в советских фильмах, как герои смолят в кабинетах и самолетах. Сегодня это кажется дикостью. Занимаясь подготовкой вечера, я просмотрел множество документального материала и нашел выпуск «Кинопанорамы», где во время интервью Алексею Каплеру Леонид Иович курит. Можете себе такое представить? В оценке своего творчества Леонид Иович не был самоуверенным. Он всегда скромно о себе говорил.
Помню, как на премьере в Доме литераторов в Москве мы представили картину и спустились покурить. Гайдай — нахохлившийся старичок — сидит на гардеробной стойке. Прибегает опоздавшая молодая пара, бросает ему пальто, принимая за гардеробщика. Ни слова не говоря, он берет их одежду, выдает номерки. Они ему суют 10 рублей, на что Гайдай говорит: «Спасибо. Не надо. Я на чай беру сахаром».
А когда мы поехали в Израиль с премьерой и отметили это событие, Нина Павловна Гайдая одернула: «Леня, не пей! Какой пример ты подаешь молодому артисту Диме Харатьяну? Вот это его юмор. Когда мы втроем — Леонид Иович, я и Юра Волович — сидели у меня в мастерской на чердаке и писали сценарий, Гайдай мог сказать: «Аркадий Яковлевич, по-моему, вы бредите». Это было проявлением высшей степени недовольства. Нервы ему потрепали? Однако в отличие от очень принципиальных художников непримиримым он не был, не бился за каждую мелочь.
Если начальство требовало внести поправки — вносил. Когда его спрашивали: «Лень, почему ты не отстаиваешь свой фильм? Если картину не примут, они не получат зарплату. А им надо семьи кормить.
А потом узнал, что роман собирается ставить Данелия, и там все уже на мази. Я, разумеется, расстроился, однако ничего не поделаешь.
И вот как-то ко мне подходит Данелия и говорит: «Леня, хочешь поставить «Двенадцать стульев»? Он: « Ну тогда бери и начинай. У меня, пока готовился, все перегорело». И я взялся за дело…». Самой большой проблемой стали поиски артиста на роль Остапа Бендера. Леонид Иович перепробовал более сотни актеров, пробы прошли двадцать три среди которых были Баталов, Басов, Миронов, Евстигнеев, Борисов, Высоцкий , однако сам режиссер в итоге остановился на кандидатуре Александра Белявского.
Но в самый первый съемочный день, когда по давней традиции ассистент должен был разбить бутылку шампанского, та не разбилась. Гайдай невероятно расстроился и все повторял: «Теперь везенья не будет». И действительно, уже скоро Александра Борисовича сняли со съемок, а на его место был назначен Владимир Высоцкий. Однако и он, не проработав двух недель, запил и был также со съемок снят. Остап-Бендер, актёр Арчил-Гоголашвили Пришлось разыскивать нового актера, которым стал никому неизвестный 44-летний артист русского театра Грибоедова Арчил Гомиашвили, и в третий раз начал снимать всё сначала. Мастер Гамбс Вся роль Остапа Бендера была переозвучена Юрием Саранцевым, режиссёр резко сменил льстивую интонацию Арчила Гомиашвили, на резкую, решительную и хамскую интонацию, характерную для образа Остапа Бендера.
Комедия вышла на экраны в 1971 году, и хотя сам Гайдай впоследствии не раз говорил, что «Двенадцать стульев» одна из его лучших картин, лента пользовалась меньшей популярностью, нежели предыдущие работы. Несмотря на это среди зрителей Леонид Иович продолжал оставаться самым любимым режиссером — его старые картины продолжали собирать полные кинозалы. В эти годы Гайдай впервые побывал в Америке, а в 1972 посетил Италию. В семидесятые годы Гайдай выпустил ещё одну великолепную комедию, вошедшую в золотой фонд советского кино комедии — «Иван Васильевич меняет профессию» 1973. Об экранизации произведения Булгакова Леонид Гайдай думал ещё в 1960-х гг. В начале к 1970-х годов он снова вернулся к этой идее после того, как увидел постановку пьесы Булгакова «Иван Васильевич» на сцене Театра киноактера.
В начале 1970-х годов, когда режиссёр приступил к съёмкам, многие опасались того, что фильм ляжет на полку хотя бы из-за того, что сценарий написан по пьесе Михаила Булгакова. И хотя чиновники всё же выпустили картину на экраны, её пришлось переделывать, а некоторые эпизоды — вырезать. Сомнения по поводу выбранного произведения были большие: в своё время Булгакову запретили поставить эту пьесу в Театре сатиры, и сам сюжет о том, как авантюрист Милославский и недотепа Бунша запросто управляют государством в прошлом, мог вызвать вопросы у киношного начальства: уж не проводит ли режиссёр параллелей с современностью. Сценарий писали у режиссера дома — сценарист Владлен Бахнов оказался соседом Гайдая по площадке. Все эпизоды, которые цензуре могли показаться сомнительными, изначально старались убирать. Однако, главная идея осталась неизменной: страной правят самозванцы и проходимцы.
В кулуарах перешептывались: Гайдай снял антисоветское кино! Такую картину обязательно положат на полку! Я и тебе не советую». На роль инженера-изобретателя машины времени Николая Тимофеева претендовал Олег Видов, но Гайдай отдал предпочтение Александру Демьяненко, с которым уже давно сработался. К Шурику зритель тоже настолько привык, что инженера пришлось переименовать из Николая в Александра. Многие эпизоды рождались прямо во время съёмок и были импровизацией режиссёра или актёров.
Гайдай придумал эпизод, когда царь сел на магнитофон, нажал на кнопку, и, услышав Высоцкого, прослезился, а когда героиня Натальи Кустинской целовала Якина актёр Михаил Пуговкин , режиссёр закричал: «Сплюнь! Многие фразы рождались на площадке — Этуш придумал: «Закусывать надо! В 1973 году «Иван Васильевич…» стал лидером советского кинопроката, его посмотрели больше 60 млн зрителей. И в наши дни гениальная комедия не теряет своей популярности и актуального звучания. Песня «Вдруг, как в сказке... Любимой эпохой режиссера были 20-е годы прошлого века, которую он уже воспроизводил в фильме «12 стульев».
Действие нового фильма «Не может быть! В основу сюжета трёх новелл комедии «Не может быть! Следующий фильм Гайдая «Инкогнито из Петербурга» 1977 Леонид Иович снял, устав от эксцентрики, однако большинство его задумок руководство приказало вырезать. Сам он с горечью вспоминал: «В «Инкогнито» было множество по-современному острых сцен… Но все вычистили. Все сцены, не механически перенесенные из пьесы, а творчески обогащенные, осовремененные, полетели в корзину». В 1979 году Гайдай снимал фильм «За спичками» по повести финского классика Майю Лассилы, написанной в 1910 году.
Кинолента вышла на экраны страны в 1980 году, по отзывам зрителей фильм получился замечательный, один из тех добрых и мудрых фильмов, которые можно смотреть всегда и с любого места. Добротно сколоченная, яркая, смешная, очень уютная, забористая, гармоничная история о жизни в Финляндии, находящейся сто один год как в составе Российской Империи.
С доброй речью в память о кинодеятеле актер и телеведущий выступил 30 января на вечере «Бамбарбия Киргуду» в Доме кино, приуроченном к 100-летию со дня его рождения. По словам Каневского, для него было счастьем получить приглашение. Он узнал о событии заранее, в течение двух месяцев «отбивался от всех работ», лишь бы не пропустить. Отметил, что впервые видит в Доме кино такой полный зал, но не удивляется.
Как иначе воздавать почести столь значимой персоне отечественного киноискусства. Это все классики. И вот мы с вами — современники одного из классиков. Как Леня Актер Леонид Ярмольник. И 100 лет, и 200, 300 лет его фильмы будут смотреть, кайфовать, хохотать каждый раз с любого места», — сказал артист. Каневскому ответили бурными аплодисментами на вопрос, кто, случайно попадая на картину Гайдая по телевизору, пересмотренную раз 17, застревает и остается у экрана до конца.
Дело идёт хорошо. Поработав, друзья пробуют спиртосодержащий продукт и, решив пошутить, кидают псу Барбосу сахар, смоченный в самогоне. Обиженный пес опрокидывает бутылки и ёмкости с зельем, вынимает змеевик из самогонного аппарата, и бежит с ним в пасти из домика в лес. Троица пускается в погоню за собакой. В конце концов, все вместе прибегают к отделению милиции, где самогонщиков арестовывают.
Согласно сюжету, во время революции и последовавшего за ней краткого периода военного коммунизма многие прятали свои ценности как можно надёжнее. И вот Ипполит Матвеевич Воробьянинов, бывший Старгородский предводитель дворянства и светский лев, а ныне — скромный делопроизводитель ЗАГСа, узнает от умирающей тёщи, что некогда она спрятала свои бриллианты и жемчуга стоимостью 150 тыс. Бросив всё, Воробьянинов отправляется на поиски стульев в Старгород, но тайну тёщи подслушал ещё и отец Федор, исповедовавший её и всю жизнь мечтавший о собственном свечном заводике в Самаре. Картина «Иван Васильевич меняет профессию» стала лидером советского кинопроката 1973 года — свыше 60 млн зрителей. Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию».
YouTube Первый вариант сценария Гайдай писал под Юрия Никулина, который, прочитав его, наотрез отказался сниматься, мотивируя это тем, что год съёмок пропадет впустую, и фильм положат на полку.
Фильмы Леонида Гайдая входят в «золотой фонд» советского кино!
Фото: РИА Новости Да и сам он не стремился щеголять высоколобостью - это кино предельно демократичное, внятное всем, от профессора до тракториста. Поэтому и фильмы шли максимально широко - в кругу рекордсменов проката картины Гайдая занимают почетные места. Впереди всех "Бриллиантовая рука", где в дополнение к смешным физическим действиям добавилась хорошая доза иронии. Без иронии такой интеллектуальный актер, как Андрей Миронов, играть не мог, и любимец интеллигенции привлек к этому кино новую публику. Специально для него были написаны и музыкальные номера - фильм стал еще и немного мюзиклом. Фраза Мордюковой "Наши люди в булочную на такси не ездят! От фильма к фильму Гайдай разведывал тайны самого трудного в искусстве жанра - комедии.
Самого неподдающегося и коварного: на съемочной площадке режиссер с оператором хохочут, а в зале потом - тишина. После успеха "Бриллиантовой руки" он впервые взялся за большую литературу, снял "12 стульев" по Ильфу и Петрову, "Иван Васильевич меняет профессию" по Булгакову. Первый снял по проверенным рецептам "комической", с эксцентриадой и гэгами, но сюжет лишился игры ума великих сатириков, стал простодушнее - и тем картина уступила и "Золотому теленку" Швейцера и "12 стульям" Захарова. Он не стремился щеголять высоколобостью - делал кино демократичное, внятное всем, от профессора до тракториста Но Гайдай, вероятно, уже чувствовал исчерпанность прежнего пути и стал искать новые подходы к жанру. Последовали "Не может быть! Тогда он построил комедию "Опасно для жизни!
Комедия-детектив "Операция "Кооперация" застряла между жанрами, аннигилировав оба.
У настоя не оказалось пены, что выдавало в кадре подделку. В итоге Вицина все же уговорили выпить одну кружку настоящего пива. В одной из заметок упоминался хитроумный способ провоза: швейцарские контрабандисты вывозили золото в гипсе на руке.
Сценаристы написали историю о Семене Семеновиче Горбункове, который в заграничном туре случайно попал в центр махинации контрабандистов. Закон больше обращал внимание на вывоз драгоценностей из СССР, поэтому для комедийного эффекта золото и бриллианты решили тайно ввозить. Драматурги уже работали с Леонидом Гайдаем над "Операцией "Ы" и "Кавказской пленницей", поэтому сценарную заявку писали сразу "под Гайдая", который стал не только режиссером, но и соавтором сценария. Андрей Миронов сам пришел пробоваться на роль Геши Козодоева, так как он напомнил ему Фигаро — роль, которую артист недавно начал играть в театре.
Пробы Миронов прошел блестяще, но на съемках у него неожиданно возникли напряженные отношения с Нонной Мордюковой. Их сцены редко пересекались, но актеры и так старались лишний раз не общаться: Мордюкова презрительно называла Миронова "маменькиным сынком", а он в свою очередь во всеуслышание указывал ей на все случайные промахи на съемочной площадке. Во время съемок удалось воплотить многое из задуманного. Так, иностранная речь, на которой говорят и контрабандисты, и девушка легкого поведения — тарабарщина, придуманная Леонидом Гайдаем и Леонидом Каневским.
Девушку легкого поведения, чье "цигель-цигель, ай-лю-лю" помнят все, сыграла Виктория Островская. Она работала диспетчером автобазы и о кино даже не думала, но попалась на глаза помощнице режиссера, и та пригласила сыграть крошечный эпизод — привлекла внимание эффектная внешность Виктории. Актрисой Островская не стала, снялась в двух фильмах и больше на экране не появлялась. Когда по вине оператора был испорчен очередной дубль, Папанов высунулся из воды и весьма экспрессивно крикнул: "Идиот!
Расстроенный режиссер уже было готовился распрощаться с мечтой, но неожиданно Данелия отказался от экранизации: он перегорел идеей и подарил фильм Гайдаю. Подбор актеров режиссер начал с Кисы Воробьянинова. Когда он в конце концов позвонил Сергею Филиппову, чтобы сказать, что тот утвержден: оказалось, что у актера поменялись обстоятельства. Ему поставили онкологический диагноз, врачи давали мрачные прогнозы, а от отчаяния Филиппов запил… Ситуация была серьезной, но Филиппов очень хотел работать, а Гайдай — снимать именно его.
В процессе съемок стало понятно, что работа буквально придает артисту силы. Филиппов настроился на борьбу, ему сделали операцию, и потом он снялся у Гайдая еще в семи картинах. О пробах на роль Остапа на "Мосфильме" долгое время ходили легенды. Мало на какую роль претендовали более двухсот актеров, причем многие из них уже были очень известны и популярны.
В какой-то момент Гайдай остановил свой выбор на Владимире Высоцком, но перед началом съемок актер ушел в запой. Тогда из списка претендентов был выбран Александр Белявский, но съемки пришлось прервать: оказалось, что Бендер теряется на фоне Кисы, Сергея Филиппова. И тут режиссер узнал о малоизвестном грузинском актере Арчиле Гомиашвили, который с успехом играл Бендера в театре города Поти. Кстати, на пробах 45-летний Гомиашвили поступил как истинный Остап: сказал, что ему 35 лет.
Уже повзрослевший состоявшийся ученый и гениальный изобретатель. В фантастической комедии "Иван Васильевич меняет профессию" Шурик впервые обретает полное имя — Александр Сергеевич Тимофеев, предстает брюнетом, а не блондином. Как вспоминал актер Александр Демьяненко , перекрашивать от природы темные волосы для первых двух фильмов было для него настоящим наказанием — тогдашние красители сжигали кожу до волдырей. Новый фильм Гайдая, как и предыдущие, имел оглушительный успех, "Иван Васильевич" стал лидером проката 1973 года.
Правда, Шурик отходит в этой картине на второй план, уступая сцену управдому Ивану Васильевичу Бунше его играет Юрий Яковлев , вору Жоржу Милославскому в исполнении Леонида Куравлева и их приключениям при дворе Ивана Грозного. Полноправной героиней фильма стала Москва.
Советский режиссер и сценарист Савва Кулиш говорил о том, что пришлось пережить Леониду Иовичу: «Когда его мучили и убивали за картину "Жених с того света", когда из этой картины, которая шла полтора часа, оставили сорок семь минут, тогда в нем убивали, быть может, кинематографического Салтыкова-Щедрина или Свифта». И снова режиссер столкнулся с бюрократией. Председатель Госкино Романов заявил: «Эта антисоветчина выйдет только через мой труп». Один из сценаристов сказал шепотом другому: «Тоже вариант», и лишь усугубил ситуацию. Романов в отместку решил положить фильм на полку. Но в понедельник Романов заявил, что картине присвоена высшая прокатная категория.
Что же повлияло на его мнение? Оказывается, вечером в пятницу, когда в здании Госкино остался лишь дежурный, позвонил помощник Брежнева и попросил прислать на выходные на дачу генерального «что-нибудь новенькое». Дежурный днем отдыхал перед ночной сменой, о скандале не знал, и отправил комедию, которой публика еще не видела. Брежнев смеялся до слез, а потом позвонил Романову и поздравил с прекрасной работой.
После ссылки он остался работать старшим экономистом на Восточно-Сибирской железной дороге. Мария однажды приехала к нему, да так и осталась. После этого влюбленные поженились. Уже после рождения Лени большая семья решила перебраться сначала в Читу, а затем обосновалась в предместье Иркутска — Глазково. Молодой Леонид Гайдай с семьей В дошкольном возрасте любимым занятием Леонида было «партизанское» посещение местного кинотеатра, где он заворожённо смотрел фильмы с Чарли Чаплином. Как только заканчивался один сеанс, Леня прятался под сиденьем, дожидаясь следующего.
Леонид слыл задирой, хоть и хорошо учился. Также мальчику нравилось читать — он любил Владимира Маяковского, знал его стихи наизусть, выступал с ними со сцены и однажды даже стал победителем конкурса чтецов. В кружке художественной самодеятельности он также научился играть на балалайке. Война Первый военный год стал для Гайдая стал выпускным. Юноша вместе с одноклассниками пришел в военкомат проситься на фронт, однако Леониду, как и его друзьям, отказали из-за несоответствия призывному возрасту. В течение года после окончания школы он работал разнорабочим в Иркутском театре. Также Гайдай успевал смотрел спектакли, изучая драматургию, и одновременно с этим проходить обучение в театральной студии клуба железнодорожников. В некоторых постановках театра ему даже удалось поучаствовать, например, в «Свадьбе» и «Медведе» по произведениям Антона Чехова. Леонид Гайдай на фронте Зимой 1942 года Гайдая призвали в армию. В первое время он проходил службу в Монголии, где в его обязанности входило объезжать лошадей и ухаживать за ними.
Исправно выполняя долг, юноша все равно рвался участвовать в боевых действиях, поэтому вскоре его отправили на Калининский фронт. Знаменитый режиссер нередко вспоминал, как это происходило: Когда приехали отбирать в действующую армию пополнение, на каждый вопрос военкома отвечал: «Я! Офицер, не выдержав, закричал: «Да подождите вы, Гайдай. Дайте мне огласить весь список! Он сразу же проявил себя в бою под псковской деревней Енкино, закидав гранатами вражеский дот и уничтожив всех, кто там находился. За эти действия он был представлен к медали «За боевые заслуги». На следующий год, участвуя в Великолукской боевой операции, Гайдай подорвался на фашистской мине. Леонид Гайдай. Человек, который не смеялся В госпитале Леонид пробыл более шести месяцев, всеми силами пытаясь сохранить ногу, которую не позволил врачам ампутировать. В результате Гайдай перенес пять хирургических операций, а последствия того ранения сопровождали Леонида всю оставшуюся жизнь.
Со второй группой инвалидности был комиссован и вернулся в Иркутск, где стал учиться актерскому мастерству в театральной студии при драмтеатре. Театр и первые фильмы По окончании учебы фронтовика Гайдая приняли в местную труппу.
Фотовыставка к 100-летнему юбилею Леонида Гайдая
В 1949 году Леонид Гайдай поступил на режиссёрский факультет ВГИКа, а после выпуска он снял вместе с Валентином Невзоровым свой дебютный фильм «Долгий путь». Леонид Гайдай (слева) и главный оператор Сергей Полуянов на съемках фильма «Спортлото-82». Фото: РИА Новости/ Галина Кмит. На основе прочитанного произведения в 1961 году Леонид Гайдай снял короткометражный фильм "Пес Барбос и необычный кросс".
Фильмы Леонида Гайдая
И каждый из трех полнометражных фильмов последовательно становился самым кассовым в истории советского проката — Гайдай каждые два года бил собственные рекорды по числу зрителей. Если почитать стенограммы худсоветов по «Бриллиантовой руке», окажется, что его коллегам не нравилось в этом фильме практически все. Одним «меньше, чем обычно» нравился Никулин. Других не устраивала Светлана Светличная режиссер Элем Климов счел, что ей, как и двум другим претенденткам на роль, Эве Киви и Лилии Юдиной, «не надо играть соблазнительниц». Всю дорогу, и на уровне кинопроб, и во время обсуждения рабочего материала, всеобщую неприязнь почему-то вызвала Нонна Мордюкова в роли управдома. Слишком сгущены краски.
Это выбивается из стиля эксцентрической комедии» — довольно типичный отзыв. Эльдару Рязанову казалось, что Анатолий Папанов — «опасный артист», который здесь «жмет на всю железку», и у него «есть куски чудовищного пережима…» Еще он говорил: «У меня ощущение, что затянуто всё, почти каждый эпизод. Не очень мне нравится сцена на пароходе, где поют Миронов и Никулин. Зритель еще к этому не готов. Сюжет должен развиваться стремительно, идти быстро к арбузной корке.
Надо сократить гида и метания Миронова по лабиринту… История с Шефом не раскрыта». Если Георгий Данелия , еще один крупнейший советский комедиограф, говорил, что относился к Гайдаю с большой симпатией и, судя по всему, взаимной , то отношения Гайдая с Рязановым были непростыми. Композитор Александр Зацепин, написавший гениальную горячечную музыку к большинству гайдаевских хитов, в одном интервью выразился прямо: «Гайдай к Рязанову относился очень негативно. Говорил, что это актеры все его фильмы вывозят… Может быть, это у них что-то личное? Например, у него не очень сложились отношения с Арчилом Гомиашвили, после долгих и мучительных проб утвержденным на роль Остапа Бендера грузинский актер обошел десятки претендентов.
А когда фильм был готов, Гомиашвили, возмущенный тем, что его «лишили голоса» несмотря на то, что актер хорошо говорил по-русски, вся роль была переозвучена Юрием Саранским. Несколько лет они не общались, но в самом начале 1977 года Гайдай неожиданно позвонил Гомиашвили: «Хотите увидеть уголовное преступление? Тогда включайте телевизор. Сейчас начнутся «12 стульев», снятые Марком Захаровым».
Именно в этой короткометражке его режиссёрский стиль заявляет о себе в полный голос. Авторский почерк Юмор гайдаевских комедий восходит к традиции немого кинематографа, к творчеству великих режиссёров Бастера Китона и Чарльза Чаплина. В арсенале выразительных средств — акцент на музыке, зачастую синхронизированной с немым действом в кадре, использование звуковых эффектов, подчёркивающих комичность ситуации, и яркая социальная карикатура.
Не чурался Гайдай и откровенного хулиганства. На пару с Никулиным они придумали вступительную сцену «на грани фола» для «Кавказской пленницы». Фильм начинался с того, как Бывалый рисует на заборе букву «Х». Затем Трус робко приписывает рядом букву «У». Безобразие замечает милиционер, но Балбес завершает начатое, и на заборе появляется надпись «Художественный фильм». На «Мосфильме» идею не оценили, пустив хулиганскую находку под нож. Снимая «Бриллиантовую руку», Гайдай пошёл ва-банк: предвидя многочисленные претензии к моментам, «очерняющим социалистическую действительность», он завершил вторую часть фильма сценой ядерного взрыва.
Руководство киностудии и председатель комитета по кинематографии от увиденного пришли в ужас. На это Гайдай заявил, что сцена необходима для того, чтобы показать «всю сложность нашего времени». Расчёт режиссёра полностью оправдался. Все претензии чиновников к остальным «спорным» эпизодам фильма отпали сами собой после того, как он вырезал момент с ядерным взрывом. В общей сложности его фильмы собрали у экранов около 600 млн зрителей!
Направили в Монголию формировать конное пополнение для фронта. За звонкость голоса определили в полковую школу учиться на сержанта. Шашку выдавали только для дежурств по эскадрону. Помню, что всегда хотелось есть, - с долей иронии между затяжками всегдашней сигареты вспоминал он. Когда осенью стали отбирать добровольцев на фронт, случился эпизод, который потом был комично обыгран в комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», когда персонаж Алексея Смирнова на каждую строку милицейской разнарядки отвечал громким «Я», и решительным шагом вперед.
Так вышагивал и сержант Гайдай по каждой строке фронтовой разнарядки в авиацию, танковые войска и кавалерию. А потом - госпиталя, госпиталя, госпиталя…», - боевые воспоминания Леонида Иовича были более, чем лаконичны. И только много лет спустя, когда открылся доступ к засекреченным материалам фронтовой поры, стало возможным понять, что стояло за теми четырьмя месяцами войны Леонида Гайдая, насколько его медаль «За боевые заслуги» наполнена солдатским подвижничеством. Но узнать это довелось не со слов знаменитого режиссера-фронтовика, а из документов военной поры и рассказов близких ему людей. До сегодняшнего дня точно неизвестно, скольких жизней стоила нашей армии Ржевско-Вяземская операция. Имеющаяся статистика говорит о безвозвратных потерях - 362. Именно в этот ее смертельный круговорот и прибыл с пополнением из Забайкалья осенью 1942 года сержант Леонид Гайдай. О кровопролитных боях 381-й стрелковой дивизии, в которой довелось ему воевать, говорят боевые донесения. Соединение дважды выходило из окружения. Первый раз - численностью в 223 человека, второй раз - 310 бойцов и командиров.
Супруги прожили вместе сорок лет, у них родилась дочь Оксана. Ни дочь, ни внучка не пошли по их стопам — обе ушли в экономику. В 1961 году «Пёс Барбос…» был снят по незатейливому фельетону в стихах, который режиссёр прочитал в газете «Правда». То, что он номинировался на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля как лучший короткометражный фильм, стало для всех неожиданностью! В этой короткометражке состоялось первое появление на экране знаменитой троицы — Труса, Балбеса и Бывалого.
В списке 20 лидеров за всю историю советского проката «Бриллиантовая рука» и «Кавказская пленница…» занимают второе и третье место, «Операция «Ы» лишь немного отстает — у неё седьмое место. На семнадцатом месте оказался ещё один фильм Леонида Гайдая — « Иван Васильевич меняет профессию ». Это абсолютный рекорд — ни один режиссёр не занял в рейтинге сразу четыре позиции! Гайдай Леонид Гайдай любил работать с одними и теми же актёрами. Чаще всего у него снимались Георгий Вицин и Виктор Уральский — актеры появились в 10 картинах режиссёра!
100 лет со дня рождения Леонида Гайдая. Повторить его успех больше никто не сумел
Спорить с царем - самое милое дело. На съемочной площадке фильма "Иван Васильевич меняет профессию". Задумывалась сатира, кинофельетон о всесилии бумажки в бюрократическом мире. Теперь считается, что 40-минутный "Жених с того света" был изрезан цензурой. Но в нем нет и проблесков будущего таланта - кроме, пожалуй, метко подмеченной таблички у входа провинциальной гостинички: "Свободных мест есть". Даже отличные актеры - а это Плятт и Вицин!
Думаю, студийное начальство не столько оберегало честь советской действительности, сколько пыталось спасти картину от провала, не хотело портить карьеру способного парня. Настоящий комедийный талант Гайдая дал о себе знать в десятиминутке "Пес Барбос и необычный кросс". Фильм стал бешено популярным, его без конца крутили по ТВ, а триумф сразу полюбившейся троицы Балбес - Трус - Бывалый Никулин, Вицин, Моргунов потребовал продолжения. Оно последовало в "Самогонщиках" и в полнометражных комедиях о Шурике "Операция "Ы", "Кавказская пленница". И это стало возвращением усопшего было жанра "комической", в мире представленного ранним Чаплином, Китоном, Ллойдом, а у нас его отблески можно увидеть в немых комедиях с Ильинским.
Жанр этот родился немым, предполагал чистое действие без диалогов - и Гайдай снял фактически немое кино, снабженное замечательно смешным галопом Никиты Богословского. Троица бедолаг собралась глушить динамитом рыбу, но в события вмешивался пес Барбос - зрители были абсолютно счастливы. Леонид Гайдай возродил в нашем кино жанр "комической" - то есть эксцентрической комедии, зародившейся еще во времена Великого Немого Гайдай открыл в нашем кино короткую, но счастливую пору комедий, щедро оснащенных непритязательными, но безошибочно действующими комедийными трюками, гэгами и сражавшими неказистостью фразами, тут же улетавшими в народ: "Чей туфля?
Секреты последнего фильма Гайдая — абсурдистская комедия о русских в США, которую Трамп разрешил снимать в своем казино 17 сентября 2022, 20:32 Николай Живоглядов 0 «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» — последний фильм в карьере Леонида Гайдая. В нем Гайдай выступил как режиссер и сценарист и последний раз сыграл эпизодическую роль.
Фильм вышел в 1993 году — спустя полгода Гайдай умер. Почему «На Дерибасовской хорошая погода…» так выбивается на фоне всех остальных его фильмов? Как Гайдай создавал на стыке смены эпох? Откуда столько критики? Читать Как проходили съемки: отказ в эпизодической роли Трампу но три дня работы в его казино , путч и танки в Москве, русский мат на Брайтон-Бич «На Дерибасовской хорошая погода…» создавался в переходный исторический период и был показан в России уже после распада СССР.
Когда на «Мосфильме» узнали о съемках в США, люди сами просились в съемочную бригаду к Гайдаю, но он взял тех, с кем уже работал. Главная роль досталась Дмитрию Харатьяну, который снимался в фильме «Частный детектив, или Операция «Кооперация». Съемки комедии проходили в США и России. Сценарист Аркадий Инин вспоминал : «Ехала из аэропорта и увидела... Она сначала подумала, что это какие-то масштабные съемки, но ей объяснили, что танки настоящие — был ГКЧП.
Американка пришла в ужас и хотела было лететь обратно, но ее уговорили не паниковать…» Вместо Мак-Грил могла сняться Милла Йовович. Гайдай в шутку объяснял, что для одного фильма двух Иовичей — много [отчество Гайдая — Иович]. Харатьян после событий 1991 года впервые оказался в США. В фильме он сам исполнил песню «Хелло, Америка» и удивлялся людям на Брайтон-Бич, которые грызли семечки и матерились по-русски.
Тогда дядюшка решает украсть непокорную племянницу для высокопоставленного жениха, наняв для похищения троих жуликов. Путем обмана в авантюру оказывается замешанным и влюбленный фольклорист. Узнав тайный замысел похитителей, отважный Шурик бросается на спасение возлюбленной, пользуясь поддержкой знакомого шофера санитарной машины. Бриллиантовая рука 1968 Скромный экономист из южного приморского городка отправляется по путевке за границу. На круизном лайнере он знакомится с обаятельным контрабандистом, едущим для переправки партии бриллиантов на родину. По роковой случайности честный Горбунков попадает в условленное место для встречи мошенников и произносит заветный пароль, поскользнувшись на арбузной корке.
Ему накладывают гипс с сокровищами на поврежденную при падении руку. По приезде в родной город банда жуликов начинает охоту за Семеном Семеновичем, заманивая примерного семьянина в злачные заведения. В уездный городок прибывает харизматичный авантюрист Остап Бендер. Совершенно случайно он сводит знакомство с бывшим предводителем местного дворянства Кисой Воробьяниновым. Узнав о тайне спрятанных сокровищ в стуле фамильного гарнитура покойной тещи нового знакомого, великий комбинатор предлагает сделку обретенному компаньону и помощь в розыске бриллиантов. Сомнительная парочка отправляется по стране, на поиски проданной на аукционе мебели, испытывая множество приключений и забавных происшествий. Иван Васильевич меняет профессию 1973 Экранизированная комедия по пьесе Михаила Булгакова. Талантливый инженер Тимофеев изобретает машину времени. Решив испробовать свое детище, он вовлекает в эксперимент рецидивиста Милославского, застигнутого в ограбленной квартире соседа, и управдома Буншу, оказавшегося тезкой и точной копией Ивана Грозного. Открыв временной портал, изобретатель оказывается в компании настоящего царя.
Пока незадачливый Шурик устраняет кроткое замыкание в своем изобретении, парочка из вора и домового активиста остается в царских палатах, пытаясь править от имени пропавшего монарха. Не может быть! Зощенко, включает три новеллы. Супруга Горбушкина, подстрекаемая братом, спешно распродает имущество и жилплощадь. Опасаясь конфискации, она разводится с мужем, находящимся у следователя, и выходит замуж за соседа. Познакомившись с будущей женой, одетой в зимнюю одежду, жених не может отыскать среди гостей невесту и попадает в щекотливое положение. Инкогнито из Петербурга 1977 Комедия по мотивам знаменитой пьесы русского классика Гоголя. В заштатном провинциальном городке Российской империи местные власти ожидают прибытия ревизора. Проверяющий должен приехать скрытно и здешние чиновники пытаются вычислить среди приезжающих таинственного гостя. Неожиданно в гостинице обнаруживается подозрительный постоялец, ведущий себя странным образом.
Мелкого мошенника Хлестакова принимают за высокопоставленную особу и окружают всяческим вниманием и заботой. Самозванец начинает пользоваться свалившимися на него привилегиями и возможностями. За спичками 1980 Примерный семьянин Ихалайнен счастливо живет с любимой супругой на отдаленном хуторке. Внезапно в хозяйстве обнаруживается досадное упущение.
Вскоре после этого начинающему режиссеру предложили поработать в жанре комедии, и к 1958 году закончил фильм «Жених с того света».
Картину, которая высмеивала советскую бюрократию, подвергли цензуре и сократили с полутора часов до 47 минут. Это «Жених с того света» — вся переснятая, переозвученная, превратившаяся из полнометражной в короткометражку», — рассказывал Гайдай. После «Жениха» Гайдай переключился физическую комедию, где юмор строится вокруг забавных телодвижений, клоунады, фарса. Но в некоторых его картинах, например в «Кавказской пленнице» и «Иван Васильевич меняет профессию» все-таки проскальзывает свойственная ему сатира. В 1960 году директор «Мосфильма» Иван Пырьев решил сделать комедийный альманах из короткометражек, снятых молодыми режиссерами, одним из которых стал и Гайдай.
Он натолкнулся на фельетон поэта Степана Олейника «Пес Барбос и необычный кросс» про трех браконьеров, за которыми гонится собака с динамитом, привязанным к палке. Картину про горе-браконьеров показывали на Каннском фестивале, где короткометражку номинировали на «Золотую пальмовую ветвь».
Леониду Гайдаю 100 лет: кто из свердловских актеров снялся в его фильмах
В прокате она заняла первое место, собрав в кинотеатрах рекордные 76 миллионов зрителей. В Гайдае официально признали гения, дали ему трехкомнатную квартиру и простор для творчества. Впрочем, сценарий его следующей комедии «Бриллиантовая рука» так насторожил чиновников, что они приставили к съёмочной группе сотрудника КГБ. Тут тебе и заграница, и советские контрабандисты, и даже намёк на эротику. Но Леонид Иович придумал хитрый ход: в конце фильма он вмонтировал кадры ядерного взрыва.
Комиссия потребовала их срочно вырезать, пропустив всё остальное… Еще больше тревог вызвал замысел фильма «Иван Васильевич меняет профессию»: начиная от ироничного изображения царя-тирана и заканчивая шуточками про современность. Все были уверены, что фильм ляжет на полку. Именно поэтому в нём отказался сниматься Юрий Никулин. Но «Иван Васильевич» произвёл настоящий фурор, снова установил рекорд в прокате и был растаскан на цитаты.
В то время как советские чиновники искали в фильмах Гайдая крамолу на СССР, постсоветские критики наоборот усмотрели в его картинах идеализацию социалистического быта. Леонид Иович снимал страну счастливых студентов, инженеров, простых работяг, которые наслаждаются жизнью, рыбачат, ходят в рестораны и могут даже отправиться за границу. Но наверное, именно это оптимистичное ощущение плюс возможность посмеяться над узнаваемой действительностью и обеспечила комедиям Гайдая такой феноменальный успех. Увы, с распадом СССР этот успех пошёл на спад.
Его последней удачной комедией называют фильм «Не может быть! В новой реальности великий комедиограф уже себя не нашёл. Ему предлагали возглавить какое-нибудь кинобъединение, но Леонид Иович наотрез отказывался: «Зачем я буду заниматься тем, чего не умею». В 1993 году 70-летний режиссёр подхватил воспаление лёгких и умер в больнице от оторвавшегося тромба на руках у Нины Гребешковой.
Нового триумфа своих фильмов ему увидеть не удалось. Сегодня, в год столетия режиссера, которое отмечается 30 января, его картины крутят везде — от центральных до кабельных каналов. Потому что без них нас представить уже невозможно. Лариса Плахина Ранее сайт Pravda-nn.
Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:.
Кроме того, объединение иркутских кинематографистов «ГайдайЦентр», занимающееся разработкой программы празднования юбилея, создало символику к дню рождения режиссера и готовит стикер-пак с его крылатыми фразами для мессенджеров. Отмечается, что на презентацию программы мероприятия по случаю юбилея Гайдая впервые прилетела его внучка Ольга Худякова. Она посетила могилы родителей советского деятеля кино на Радищевском кладбище в Иркутске. Ранее проект празднования юбилея Гайдая получил грант в размере девять миллионов рублей от президентского фонда культурных инициатив.
Написать сценарий того, что позже станет «Операцией «Ы»», ему предложили соавтор «Жениха с того света» Морис Слободской и сценарист Яков Костюковский. Гайдай не хотел снимать одно и то же и поставил сценаристам условие — он снимет фильм, если они придумают хорошего положительного персонажа. Так родился Шурик — герой, который, как считается, списан с самого Гайдая. Режиссер действительно использовал некоторые факты своей биографии для создания этого персонажа. Например, сцена, где Шурик вызывается на все виды работ на стройке, вдохновлена армейским опытом кинематографиста. Некоторые киноведы считают, в самый активный период своего творчества 1965—1975 годы Гайдай создавал альтернативную советскую действительность — яркую, позитивную и процветающую. Леонид Гайдай скончался 19 ноября 1993 года на 71-м году жизни.
Он похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.
Именно поэтому его фильмы являются частью народной кинематографической культуры. Леонид Гайдай снимал свои фильмы с радостью, и потому несёт зрителям радость спустя десятилетия. Фотовыставка под открытым небом будет представлена на Страстном бульваре до 12 сентября 2023 года. Распечатать статью.
Добавить комментарий
- Жизнь Гайдая была не комедией — Амурская правда, новости Благовещенска и Амурской области
- От альманахов до злой сатиры: 11 фильмов Леонида Гайдая
- Мастер комедийной оттепели: в чем особенности авторского стиля в фильмах Леонида Гайдая
- Юный плагиатор
Фотовыставка к 100-летнему юбилею Леонида Гайдая
Леонид Гайдай провёл в Иркутске значительную часть своей жизни — рассказываем о том, как этот период повлиял на жизнь и творчество режиссёра. Этот фильм стал последним в карьере режиссера и сценариста Леонида Гайдая. Режиссер Леонид Гайдай во время съемок фильма «Инкогнито из Петербурга», 1977 год. Фильмы Леонида Гайдая непросто вошли в золотой фонд советского кино, они вошли сердца миллионов зрителей и останутся там навсегда.
ГАЙДАЙ ЛЕОНИД
30 числа 1923 года в городе с поэтичным названием - Свободный (Амурская область). Своё чувство юмора Леонид Гайдай унаследовал из семьи. 30 января 2020 исполнилось 97 лет со дня рождения классика советской комедии Леонида Иовича Гайдая. Тогда же в 1949 году Гайдай познакомился со своей сокурсницей Ниной Гребешковой, четыре года спустя они опят работы в кино Леонид приобретал ещё, когда учился – подрабатывал ассистентом режиссёра. Завершил вечер актёр Леонид Каневский, который рассказал, как был чрезвычайно рад, тому, что снимался в фильме Гайдая. Сразу же после выхода первой комедии Леонида Гайдая «Жених с того света», картину, высмеивающую бюрократов, подвергли жесткой цензуре.