В композицию публичного выступления и определение основных принципов входят планы – простые и сложные.
Анализ речевой композиции
- NEWS REPORT TODAY -SEMANTIC STRUCTURE, COMPOSITION, DISCOURSE
- Как написать понятный новостной текст и не только | Агентство копирайтинга – АПТекст
- Как написать понятный новостной текст и не только | Агентство копирайтинга – АПТекст
- Композиция речи, Публичные выступления. Презентация, материалы. Русский язык онлайн. Бесплатно.
Файлы в этом документе
- Композиция публичного выступления
- Построение и виды публичной речи, ее особенности
- Обязательные части публичной речи и их функции
- Композиция речи
- Композиция речи
- Композиция речи | Выступай! Как надо и как лучше! | Дзен
Как написать понятный новостной текст и не только
В теории ораторского искусства под композицией выступления понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему. Композиция речи – это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала1. это логичное построение выступления, четкая последовательность его отдельных частей. Композиция речи обусловлена психологией восприятия человека (речь строится так, чтобы оратору было удобно ее воспринимать). это выступление. Новости Новости. Композиция речи играет важную роль в любом тексте, помогая автору передать свои мысли и чувства с максимальной эффективностью.
Обязательные части публичной речи и их функции
- Композиция выступления
- Как правильно составить композицию
- Классическая структура публичного выступления
- Наша ТОП-новинка 2024
Композиция публичной политической речи и компоненты композиции речи
Каждое из названных выполняет определённую функцию. Зачин имеет цель завладеть вниманием или захватить. Я насчитал более 50 способов это сделать риторическим вопросом, восклицанием, утверждением, историей, примером, стихотворной строкой, пародоксальной ситуацией.... Ученикам я советую, когда нет в голове ничего, легче всего использовать восклицание по теме ,утверждение, риторический вопрос. Вообще нужно искать и накапливать удивительные высказывания, притчи.... Вступление имеет 4 позиции. Сказать какие вопросы будут освещены в речи это один из законов риторики.
А также на нее влияют цель выступления и состав аудитории. Оратор должен ориентироваться на возраст, пол и род деятельности своих слушателей. Но в любом случае рекомендуется придерживаться нескольких принципов композиции: последовательность; органическое единство; экономия. Все последующие части текста должны вытекать из предыдущих. А наращивать убедительность нужно постепенно, чтобы слушателю было интересно. Правильно сконструированный материал поможет оратору добиться своей цели, ведь выступление должно донести что-то важное до аудитории. И при этом текст лучше сделать лаконичным. Так оратор сможет кратко и доступно изложить свои мысли и добиться отдачи от слушателей. Все четыре принципа применяются для построения любого вида речи, докладов, рефератов. Неважно, какую цель преследует выступающий, достичь ее можно только при использовании правильной композиции. Виды речи В большинстве случаев публичная речь должна быть прагматичной — продуманной, правильно выстроенной и краткой. Но она может изменяться в зависимости от целей выступления. В профессиональной среде и при деловом общении допускается использование нескольких видов речи: информационная; обращенная к чувствам; протокольная. Информационная речь необходима для обогащения знаний аудитории. Она должна пробудить внимание к описываемой проблеме. В нее не включают спорные моменты, а материал лучше сопроводить визуальными примерами — графиками, иллюстрациями. Часто такой вариант встречается в учебных заведениях. Студенты используют информационную речь, когда защищают рефераты, дипломные и курсовые работы. Во всех этих текстах есть одинаковые разделы: определение актуальности темы и предмета исследований, обзор литературы, практическое применение. Речь, обращенная к чувствам, может быть разного «жанра».
Насколько информативным должен быть новостной текст Информации в тексте должно быть ровно столько, сколько может воспринять читатель. Перенасыщенность заметки фактами может привести к тому, что она станет трудной для понимания и запоминания. Поэтому авторы чередуют в новостных текстах разноплановые сведения: ключевые, уточняющие, повторные, дополнительные и нулевые. Без фоновых данных текст будет слишком сухим, а с их чрезмерным количеством — бессмысленным. Без привычных в разговорной речи нейтральных слов и оговорок нулевой информации текст будет неприятно читать, как будто он написан роботом, а не человеком. К тому же, они помогают сделать новость более целостной. Чтобы понять, насколько новость информативна, автор определяет соотношение ключевой информации к другим видам сведений. Наиболее приемлемый показатель информативности для новостных заметок — 0,4-0,6. Если он выше, текст слишком сложный, если ниже — не интересный. Осветить событие не трудно. Труднее добыть «мясо», то есть найти повод, который заинтересует широкую аудиторию, собрать оригинальный материал. Если вы это сделаете, то с легкостью определите структуру для своего новостного текста.
Пример: «Спасибо, мне было очень приятно выступать перед вами». Юмористическая концовка. Это может быть шутка, анекдот, смешная история. Однажды, завершая лекцию у студентов-юристов, я рассказал им очень смешной лингвистический анекдот по теме занятия. На следующей паре я спросил, что мы делали на прошлой лекции. Все хором ответили: «Вы рассказывали нам анекдот! Однако нужно понимать, что такая концовка подойдёт не для любого вида речи. Благодарность за внимание. Это традиционная и эффективная концовка. Несколько менее традиционной её может сделать небольшое расширение, если оратор не только произнесёт дежурную фразу «Благодарю за внимание», но и скажет несколько слов, положительно характеризующих аудиторию, т. Типичные неудачные концовки Заключительная часть публичного выступления должна логично вытекать из предыдущего изложения. Типичные неудачные концовки публичных выступлений: Не рекомендуется говорить: «А теперь я сделаю заключение» или «Теперь я перехожу к завершающей части своей лекции». Не следует заканчивать шуткой, не относящейся к делу. Это вызовет у аудитории недоумение и испортит впечатление от речи. Не рекомендуется извиняться: «Извините, что так долго говорил», «Мне не удалось все рассказать» и т. Не надо ничего вспоминать дополнительно после того, как сделан вывод. Нельзя обрывать речь, оставлять её без заключения и уходить. Не следует оставлять аудиторию в настроении безнадёжности и беспросветности. Надо дать слушателям надежду, наметить выход из положения, выразить уверенность в благополучном исходе дела. Профессор И. Стернин в книге «Практическая риторика» не рекомендует завершать выступление фразой типа «Вот и все, что я хотел сказать». По мнению учёного, такие концовки могут подорвать авторитет оратора, когда тема была не раскрыта и аудитория не получила достаточно информации.
Николаев А. И. Основы литературоведения
Композиция публичной речи | РИТОРУ.РУ | Анализ речевой композиции предполагает интерес к принципам построенности речи. |
Как написать понятный новостной текст и не только | Агентство копирайтинга – АПТекст | Композиция речи представляет собой реально-речевую внешнюю структуру выступления, в которой отражается мотивированное соотношение частей по их цели, объему. |
Композиция выступления — Мегаобучалка | Текст научной работы на тему «Новостное сообщение сегодня -семантическая структура, композиция, дискурс». |
Композиция выступления
Экспромт — выступление без подготовки. План-конспект выступления — используют опытные лекторы. Сопер говорил, что это «идеал, к которому должны стремиться все». Текст выступления, который читается — используют менее подготовленные и менее уверенные в себе ораторы. Воспроизведение наизусть по памяти — используют ораторы, которые боятся аудитории. Возможны комбинированные способы подготовки. Подготовка выступления начинается с обдумывания. Советы по обдумыванию выступления: — не советоваться сразу с кем-либо, сначала обдумать выступление самостоятельно, советоваться по целому выступлению; — не начинать с поиска и чтения литературы по темы, а делать это на завершающей стадии. Карнеги: «Не начинайте читать по теме, пока не исчерпаете собственных мыслей»; — выбрать 1—2 аспекта или вопроса удобно для восприятия ; — всегда иметь "резервные знания" термин Д. Карнеги: заранее дайте свою оценку содержанию и своей мысли очень важно иметь в виду…; самое главное в том, что я хочу вам сказать…; я глубоко убежден в правильности мысли о том, что… ; — проговорите основные мысли, то, что хотите лучше запомнить и подчеркнуть в выступлении, до выступления друзьям, родственникам, чаще упоминайте это в разговорах; — не готовьтесь к выступлению за один раз, лучше несколько дней, делайте перерывы, готовьтесь блоками, так лучше запомните.
Подготовка конспекта выступления: — совет Д. Карнеги: записывайте чужие и свои мысли на клочках бумаги разного формата, так легче их будет собрать и расклассифицировать. В верхней части листа написать тему. В тетрадях и блокнотах трудно найти то, что нужно; — разбейте текст на вступление, основную часть и заключение, так как вступление и заключение нужно записать полностью; — проследите, чтобы в основной части были логические переходы от одной мысли к другой, для этого используйте нумерацию вопросов сейчас переходим ко второму вопросу , вопросы аудитории что является причиной этого? Как пользоваться конспектом. Чаплин боялся микрофона и полностью записывал свои речи. Мечников тщательно готовился к лекции, но записей и конспектов никогда не делал, на лекции импровизировал. Химик Л. Реформатский писал полный текст лекции, дома читал ее семье, держал перед собой, но не заглядывал.
Историк В. Ключевский читал полностью написанный текст с листа, но при этом как бы рассказывал. Физиолог М. Сеченов сначала вышептывал лекции, потом читал без конспекта. Ленин готовил тезисы на маленьких листах бумаги и изредка в них заглядывал. Советы по использованию конспекта: — удобнее заглядывать в небольшие листы; — совет Д. Но выступать без записи могут только опытные лекторы, многократно выступающие на одну тему. Оптимально иметь записи, но пользоваться ими редко. Для выработки уверенности в себе необходимо: — громко и отчетливо задавать вопросы в большой аудитории, подняв руку; — просить слова и произносить краткие реплики; — участвовать в дискуссиях, высказывать свое мнение; — обсуждать тему в семье, с друзьями; — репетировать про себя, идя по улице; — репетировать наедине, негромко, с жестами; — перед зеркалом лучше не тренироваться — отвлекает и потом его не будет.
Поэтому выделяются следующие разновидности искусственного начала, помогающие расположить к себе аудиторию и сконцентрировать ее внимание: афоризм, аналогия чаще фигуральная , ироническое замечание или шутка, притча или легенда, вопросы философского или оценочного характера, общественная или моральная оценка обсуждаемого события, оценка аудитории. Внезапное начало, когда оратор начинает речь неожиданно, раскрывая перед аудиторией свое эмоциональное состояние. Нужно помнить, что внезапное начало — это не импровизация, оно готовится заранее, но должно выглядеть как непосредственная реакция на событие. К такому типу начало следует прибегать только опытным ораторам. Основная часть. Работа над ней посвящена построению логико-речевого доказательства. В основной части мы раскрываем, доказываем тезис посредством аргументации согласно намеченному плану-конспекту речи, то есть формулируем основную мысль, приводим аргументы.
Центральной единицей основной части является микротема — «законченный по смыслу и структурно фрагмент речи, включающий отдельные суждения, полученные в результате деления тезиса, и аргументы в их защиту»[36]. Каждая микротема строится как рассуждение по схеме: суждение - аргументы — вывод. Большая часть речей строится по принципу параллельного соподчинения микротем одного уровня: каждая микротема укрепляется внутри основной части жесткими подчинительными отношениями и представляет собой блок, который может передвигаться внутри речи, если это микротема первого уровня. Она может содержать в своем составе другие, более мелкие микротемы - микротемы второго уровня, которые могут передвигаться, не выходя за границы первого уровня, внутри его. Поэтому основная часть фактически представляет собой риторическое рассуждение, которое строится следующим образом: «тезис обосновывается аргументами, распределенными по микротемам, связанным с тезисом подчинительными причинными отношениями, а между собой — сочинительными»[37] и характеризуется логической последовательностью и стройностью изложения материала. Аргументы или микротемы могут располагаться по нескольким видам аргументации: 1. Восходящая аргументация: сила воздействия к концу речи возрастает.
Здесь часто используется градация; 2.
Так же удобно излагать материал и рерайтеру. Предлагаемый нами метод существенно упрощает задачу рерайтера. Ему нет необходимости при каждом обновлении новостных фактов перекраивать корпус, передвигая на первое место наиболее актуальный в данный момент факт. Новостные факты можно будет размещать так, как сочтет нужным составитель материала.
При этом порядок новостных фактов в лиде-анонсе совсем не обязательно должен совпадать с их порядком в корпусе. Читатель, со своей стороны, если ему не нужна сопутствующая информация например, ему известна предыстория , сможет сразу пройти по гиперссылке к интересующему его факту. Нередко высказывается мнение, что для возможности соблюдения принципа «перевернутой пирамиды» необходимо, чтобы сообщение было соответствующего жанра например, заметка. И в том и в другом случае место расположения главной новости мало зависит от автора материала. Считается, что даже близкий по функциям жанр статьи не годится для составления новостного сообщения.
И это закономерно, поскольку именно данный жанр является наиболее привычным и удобным как для передачи, так и для восприятия новостной информации. Высказанные нами предложения по формированию хедлайна и лида позволяют быстро приводить практически любой новостной материал к требуемой композиции. Библиография Лащук О. Лащук О. СМИ и реалии нового века».
Редактирование информационных сообщений: Учеб. Шанхай, 2011б. Вторичное редактирование новостного интернет-текста на примере материалов агентства Lenta. Lashchuk О.
Во вступлении важны этикетные формулы , приветствие, которые относятся к одной из частей вступления - зачину; 2. Оратор должен сформулировать тезис, задачи речи и те вопросы, которые будут обсуждаться, подчеркнуть актуальность темы. Приемы организации вступления: 1. Естественное начало уместно в доброжелательно настроенной по отношению к оратору аудитории, потому что такой тип начала сразу вводит слушателей в суть дела. Разновидности естественного начала: сообщение причины речи, цели выступления, обоснование темы, постановка проблемы, исторический обзор. Искусственное начало реализуется в критически настроенной аудитории или в тех случаях, когда аудитория невнимательна.
Поэтому выделяются следующие разновидности искусственного начала, помогающие расположить к себе аудиторию и сконцентрировать ее внимание: афоризм, аналогия чаще фигуральная , ироническое замечание или шутка, притча или легенда, вопросы философского или оценочного характера, общественная или моральная оценка обсуждаемого события, оценка аудитории. Внезапное начало, когда оратор начинает речь неожиданно, раскрывая перед аудиторией свое эмоциональное состояние. Нужно помнить, что внезапное начало — это не импровизация, оно готовится заранее, но должно выглядеть как непосредственная реакция на событие. К такому типу начало следует прибегать только опытным ораторам. Основная часть. Работа над ней посвящена построению логико-речевого доказательства. В основной части мы раскрываем, доказываем тезис посредством аргументации согласно намеченному плану-конспекту речи, то есть формулируем основную мысль, приводим аргументы. Центральной единицей основной части является микротема — «законченный по смыслу и структурно фрагмент речи, включающий отдельные суждения, полученные в результате деления тезиса, и аргументы в их защиту»[36]. Каждая микротема строится как рассуждение по схеме: суждение - аргументы — вывод.
29. Композиция выступления
Русский язык. 11 класс | Композиция ораторской речи – построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко. |
Композиция речи | Выступай! Как надо и как лучше! | Дзен | Композиция речи — то есть последовательное расположение всех ее частей в соответствии с содержанием и замыслом оратора — должна быть прозрачной. |
Как написать понятный новостной текст и не только
Главная» Новости» Что из перечисленного не является недостатком композиции выступления. Композиция публичного выступления Композиция речи – это построение выступления, соотношение его отдельных частей. Новости Новости.
Композиция публичного выступления
Композиция речи обусловлена психологией восприятия человека (речь строится так, чтобы оратору было удобно ее воспринимать). это выступление. Композиция речи представляет собой реально-речевую внешнюю структуру выступления, в которой отражается мотивированное соотношение частей по их цели, объему. Композиция речи в теории ораторского искусства — построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому.
Николаев А. И. Основы литературоведения
Композиция публичного выступления | Искусство композиции предполагает динамику смены в речи различных “точек зрения” (т. е. внешних и внутренних, объективных и субъективных, пространственных и временных. |
Композиция публичного выступления | Когда мы говорим о композиции публичной речи, то имеем в виду её структуру, последовательность и взаимосвязь частей. |
Публичная речь и ее особенности: определение понятия, виды и построение текста | Как использовать композицию речи в публичных выступлениях Композиция речи — это один из главных элементов успешного выступления. |
Основы публичного выступления — пример структуры | Примеры композиции речи Параграф с последовательной композицией речи: Первая часть параграфа — это введение, где выражается общая идея или проблема. |