Новости кто написал преступление и наказание автор

• В Висбадене в 1865 г. Достоевский задумал повесть, замысел которой стал основой для будущего романа «Преступление и наказание».

Достоевский Федор Михайлович

Во время призывов отправить Соню в Сибирь появляется Лебезятников, заявляющий, что видел, как Лужин тайком сунул деньги в карман Соне во время их встречи. Раскольников раскрывает перед гостями мотивы Лужина: он пытается очернить его, представив, будто Раскольников дал деньги проститутке, и настроить Дуню против него. Тогда, быть может, Дуня вернется к Лужину, Люди настроены против Лужина, и он уходит из дома, оправдываясь из-за своей клеветы. Ошеломленная Соня тоже уходит. Хозяйке не по нраву все эти волнения, и она тут же выселяет Катерину Ивановну. Катерина Ивановна спешит за помощью, велев детям ждать на улице. Раскольников направляется к Соне.

Анализ Лебезятников олицетворяет сатирический взгляд Достоевского на социализм, одно из новых общественных движений того времени. Лебезятников не очень умен, повторяет взгляды своей группы без критического осмысления и часто противоречит сам себе. Тем не менее, его взгляды заставляют его отвергнуть осуждение Сони Лужиным и обществом, и именно поступок Лебезятникова оправдывает ее в краже. Поведение Лужина показывает, что социальный снобизм — это форма жестокости, которая сама по себе является своего рода преступлением против человечества. На самом деле то, как Лужин подставляет невинную жертву, является преступлением во всех смыслах этого слова. Лужин явно считает, что, поскольку Соня — проститутка, он может манипулировать ею, как ему вздумается, и другие будут следовать его примеру что они изначально и делают.

Лишенный сочувствия, он пытается унизить ее на поминках ее отца. Все, что ему удается сделать, это показать свою жажду власти и полное отсутствие совести. Однако, как это часто бывает в романе, персонажи, кажущиеся полными противоположностями, неожиданным образом дополняют друг друга. Хотя Лужин и Раскольников в этой ситуации явно расходятся, жажда власти Лужина перекликается с более ранним заявлением Раскольникова о «прежде всего власти! Но, в конце концов, Раскольников способен на истинное сострадание, а Лужин — нет. Описание поминального обеда описано в мрачно-комичных тонах.

Большинство гостей, пришедших на ужин, не были на похоронах; некоторые совершенно незнакомы. Они здесь только ради бесплатной еды и питья и могут сбежать, украв столовое серебро. В своем стремлении поесть и попить они не проявляют никакого уважения к покойнику и его семье. Легко поддавшись влиянию, они высмеивают репутацию Сони и осуждают ее на основании сфабрикованных доказательств. Впрочем, как и Лебезятников, в конце поминок они гневно осуждают Лужина за его обращение с ней. Катерина Ивановна всегда была непостоянной, но теперь она начинает разрушаться и физически, и морально.

Она кашляет почти без остановки и строит невозможные планы, основанные на фантазиях о будущем, которого у нее никогда не будет. Быть выгнанной квартирной хозяйкой — последняя капля, которая доводит ее до крайности. Как и Раскольников, она ломается под давлением жизни, но совсем по другим причинам. Вместе с Соней они представляют мрачную картину того, что может случиться с Пульхерией Александровной и Дуней, если Раскольников исчезнет из их жизни. Глава 4 По дороге к Соне Раскольников все еще размышляет, не признаться ли ей, но он знает, что должен. Он спрашивает ее, выберет ли она для смерти такого плохого человека, как Лужин, если это спасет ее семью.

Соня говорит, что это невозможный вопрос, и она не знает Божьего плана относительно Лужина. Она спрашивает: «Кто поставил меня судьей, чтобы решать, кому жить, а кому нет? Он ищет прощения. Он чувствует вспышку ненависти к ней, но когда он видит любовь в ее глазах, он понимает, что путает два чувства. Раскольников раскрывает детали своего преступления, которые мог знать только он, уговаривая Соню догадаться, что он убийца. Когда она осознает правду, он видит переставленные лица Лизаветы и Сони.

Соня кричит: «Нет никого, никого на всем свете теперь так несчастна, как ты! Он смягчается, прося ее не оставлять его. Соня клянется следовать за Раскольниковым в Сибирь, предполагая, что он признается. Он намекает, что не уверен, что будет. Соня наконец видит в Раскольникове убийцу. Она спрашивает, почему он это сделал.

Сначала Раскольников говорит, что сделал это из-за денег. Затем он меняет курс и говорит, что мог бы прокормить себя, но отказался назло. Он объясняет свою теорию исключительного человека, признавая, что убивал «только для себя», а не для своей семьи или высшего блага общества. Вместо этого он хотел чувствовать себя могущественным и уникальным: «Я хотел узнать тогда и поскорее, был ли я вошью, как все, или человеком. Могу ли я перешагнуть барьеры или нет». Его неудача позорит его.

И снова Раскольников останавливается перед тем, чтобы признать всю вину: «Я убил себя, а не ее!.. Но эту старуху убил черт, а не я». Соня убеждает Раскольникова поклониться и поцеловать землю, чтобы показать раскаяние, а затем признаться в своем преступлении полиции. Она намекает на историю Лазаря: если Раскольников исповедуется, «Бог снова пошлет тебе жизнь». Раскольников думает, что сможет жить со своим преступлением, но Соня знает, что оно его одолеет. Он снова хочет скрыть свое преступление, утверждая, что у полиции нет улик, чтобы поймать его.

Его нервирует интенсивность любви Сони, и он думает, что на самом деле чувствует себя хуже. Соня предлагает ему надеть свой крест, но он говорит, что возьмет его позже, как говорит Соня, когда он пойдет «навстречу своим страданиям». Анализ Эта глава является кульминацией романа. Вера и сострадание Сони позволяют Раскольникову перестать отчуждать себя от других. В этой главе он более честен в своих действиях и их мотивах, чем когда-либо прежде. Тем не менее, он никогда не признается, заставляя ее вместо этого самой догадаться, что он вор и убийца.

В присутствии Сони Раскольников вынужден столкнуться со своими истинными мотивами преступления. Он сделал это не из-за своей бедности и не ради общего блага, а потому, что хотел почувствовать себя уникальным и могущественным, как Наполеон и другие выдающиеся люди, о которых он писал. Он знает, что потерпел неудачу, причиняя ненужные страдания другим. Раскольников вдруг оказывается в одном ряду с Лужиным и Свидригайловым, двумя людьми, совершившими ужасные преступления, причинившие большие страдания другим, только потому, что им позволено. После того, как он признается, Соня приходит в ужас, но проявляет к нему сострадание. Раскольников осознает, что он «убил» себя, когда совершил преступление: замученная совесть отдалила его от семьи и друзей, точнее, — от прежней жизни.

Соня признает, что за страданиями, которые он причиняет другим, Раскольников сам является тем, кто страдает больше всего и кто больше всего заслуживает жалость. Вера Сони представляет собой традиционную религиозную мораль. На протяжении всей главы часто упоминается крест и история Лазаря, человека, который воскрес из мертвых. Предложение Сони, чтобы Раскольников выразил раскаяние и признался, является классическим христианским ответом. Страдание окупается признанием своего «преступления» или греха и принятием наказания. Глава 5 Лебезятников приходит к Соне и сообщает, что Катерина Ивановна сошла с ума и вывела детей на улицу.

Соня спешит, чтобы разыскать их. Раскольников возвращается в свою комнату, сожалея о том, что усложнил жизнь Соне. Может быть, ему следует признаться и отправиться в тюрьму в одиночку. Приходит Дуня. Она знает, что ее брата подозревают в убийствах, но не знает, что он на самом деле и есть убийца. По ее словам, Разумихин сообщил ей, что ее брата «преследует» полиция.

Она не держит на него зла за то, что он бросил ее и мать, и, если она ему нужна, ее дверь открыта. Раскольников бродит по улицам, представляя себя уже в тюрьме. Его находит Лебезятников, и они отправляются к Катерине Ивановне, которая заставляет своих детей давать представления на улице, чтобы заработать деньги. Полицейский пытается остановить спектакль. Дети убегают, а Катерина Ивановна падает из-за приступа кашля, и ее уносят обратно в комнату Сони. Она отказывается от священника и умирает в окружении своих детей.

Свидригайлов предлагает оплатить похороны Катерины Ивановны, отдать ее детей в хороший приют и дать денег на их будущее. Кроме того, он хочет помочь Соне прекратить ее нехорошее занятие. Раскольников сомневается в его мотивах, но Свидригайлов утверждает, что действует из простой человеческой доброты. Анализ Опасения Раскольникова по поводу признания оправдались — это причинило еще больше страданий и ему, и Соне. Он чувствует себя более одиноким, чем когда-либо, и боится, что его ненависть к себе превратится в ненависть к ней. Он решает избавить Соню от страданий и в одиночку отправиться на каторгу в Сибирь.

Он прощается с Дуней, как будто они никогда больше не увидят друг друга. В беседе с Раскольниковым Лебезятников еще раз иллюстрирует смехотворность некоторых новых нравов: душевные болезни и эмоции — суть ошибки логики, которые можно исправить рассуждениями: «Если убедить человека логически, что ему не о чем плакать, он перестанет плакать». Примечательно, что на этот раз Раскольников встает на сторону эмоций, а не разума, отвечая: «Если бы это было так, жизнь была бы слишком легкой». Теория Лебезятникова, конечно, не применима к ситуации Катерины Ивановны, и в ней отсутствует эмпатия. Достоевский изображает ее смерть трагической и страшной. Даже когда Свидригайлов совершает хорошие поступки, поведение его продолжает настораживать.

Подобно Катерине Ивановне и Раскольникову, он полон противоречий. То он великодушен к Соне и ее сводным братьям и сестрам, то грозен и манипулирует Раскольниковым. В любой ситуации он подмигивает и шутит. Иногда это делает его забавным, но иногда он кажется ужасным. Страдания Катерины Ивановны окончательно сломили ее. Она отвергает атрибуты религии, отказывая священнику выслушать ее исповедь, но верит, что бог видит ее страдания и простит ей грехи.

Она гордо произносит: «И если Он не простит меня, мне все равно! История Сони теперь является исключительно частью повествования о Раскольникове. Часть 6 Главы 1-6 Вскоре к юноше приходит Порфирий Петрович и говорит, что подозревает его в убийстве. Однако доказательств нет, и следователь советует Раскольникову самому прийти в участок и во всем признаться. Студент хочет поговорить со Свидригайловым, и тот рассказывает, что был влюблен в Дуню, но теперь у него есть невеста. После этого Свидригайлов втайне встречается с Дуней, поведав ей все, что слышал из разговоров Сони и Раскольникова.

Мужчина говорит девушке, что спасет ее брата в обмен на ее любовь. Дуня хочет уйти, но дверь заперта; она несколько раз стреляет в Свидригайлова из револьвера, однако промахивается. Он отдает ей ключ, и девушка, оставив револьвер, уходит. Вернувшись в квартиру, мужчина заходит к Соне и дает ей три тысячи рублей, потому что знает, что деньги будут нужны, когда она пойдет на каторгу за Раскольниковым. Свидригайлов идет в гостиницу, а на рассвете совершает самоубийство, выстрелив себе в голову из Дуниного револьвера. Анализ Порфирий Петрович, который использует психологию для поимки преступников, составил точную картину личности и мировоззрения Раскольникова.

В своем анализе убийцы он не приемлет ошибок: «Он убийца, но считает себя честным человеком, презирает других, изображает из себя оскорбленную невинность». В конце концов, он говорит Раскольникову в лицо: «Ты убийца», но признает, что у него нет доказательств, подтверждающих это. Он выражает сочувствие Раскольникову: «Вы должны благодарить бога, может быть. Откуда вы знаете? Может быть, бог спасает вас для чего-то». Порфирий Петрович, полицейский сыщик, вдруг оказывается очень похожим на Соню, проститутку.

Что их объединяет, так это их вера в бога как в спасение. В книгах Достоевского противоречия часто могут служить источником конфликта, но они также могут обнаруживать неожиданные связи, объединяющие людей и облегчающие страдания. Раскольников образно говоря, душит себя мучительными мыслями в своей жаркой, тесной комнатке, и жаркие июльские петербургские улицы не приносят ему облегчения. Ему не нужен буквально свежий воздух. Ему нужно обновление или свежий воздух, который принесут исповедь и искупление. И снова два противоположных персонажа дают ему один и тот же совет: Свидригайлов и Порфирий Петрович, вероятный преступник и полицейский.

Несмотря на недавнюю смерть жены, Свидригайлов уже помолвлен с девочкой-подростком и, как обычно, гуляет. Он беззастенчиво описывает соблазнение Дуни ее собственному брату, затем с гордостью подробно описывает свои завоевания, подробно излагая свои грязные стратегии соблазнения женщин. Его истории раскрывают его как сексуального хищника, которому нравится манипулировать женщинами, заставляя их забыть о морали. Также ходят слухи, что он изнасиловал четырнадцатилетнюю глухонемую девочку, которая затем покончила жизнь самоубийством, и убил свою жену. Несмотря на все это, Свидригайлов, как и многие персонажи Достоевского, парадоксален. Он сдержал свое слово помочь Соне и ее семье, оплатив похороны и организовав размещение детей в авторитетных детских домах.

А совесть продолжает его мучить, вызывая нешуточный страх смерти. Как может такой ужасный человек делать добро? Раскольников едва ли так опытен в преступлениях, как Свидригайлов. Он совершил только одно преступление, и, если Свидригайлов будет его шантажировать, он станет еще одной его жертвой. Раскольников совершенно не способен противостоять своим преступлениям так, как Свидригайлов. Дуня оказывается способной убить, и она могла бы убить Свидригайлова, если бы ее оружие не дало осечку.

В конце концов, она прислушивается к душевному состоянию Свидригайлова и бросает пистолет. Свидригайлов впадает в отчаяние, когда Дуня настаивает, что никогда не сможет его полюбить. Перед самоубийством Свидригайлов сдает примерно так же, как Раскольников. Он теряет аппетит и у него поднимается температура. Его мысли хаотичны, ему снятся яркие лихорадочные сны, которые он с трудом отличает от реальности. Сон о мыши, бегущей по нему, напоминает его видение загробной жизни как комнаты, кишащей пауками.

Во втором сне он признает свою вину в случае с девушкой, которую довел до самоубийства. Последний сон Свидригайлова о пятилетней девочке отражает его собственную испорченность, поскольку его влияние развращает ее невинность на его глазах. Глава 7 Раскольников навещает свою мать, которая прочитала статью о его теории «великого человека» и считает его гением. Он спрашивает, будет ли она всегда любить его, что бы она ни услышала, и уверяет ее, что он очень любит ее. Раскольников говорит, что он должен уехать и уехать очень далеко. Пульхерия Александровна знает, что он страдает, она молится и крестится вместе с ним.

Видя, что он заставил страдать свою сестру и мать, он чувствует себя виноватым и обещает попытаться прожить хорошую жизнь, даже если он убийца. Он просит Дуню позаботиться об их матери. Он замечает портрет своей бывшей невесты, дочери своей квартирной хозяйки, умершей от тифа, и целует его, с любовью вспоминая ее. Анализ Настроение Раскольникова в этой главе особенно нестабильно, так как его борьба с собственной совестью достигает апогея. Даже решив признаться, он продолжает бороться со своими эмоциями. Он выражает любовь к своей матери и плачет вместе с ней.

Он открывается Дуне больше, чем кому-либо, признаваясь в суицидальных мыслях. С Дуней он прибегает к избитым отговоркам, утверждая, что Алену Ивановну стоило убить. Он сомневается, стоит ли страдать в тюрьме за свое преступление, а его мнение о других людях ниже, чем когда-либо: «Каждый из них подлец и преступник в душе и, что еще хуже, идиот». Глава 8 Соня с глубоким облегчением обнаруживает, что Раскольников не покончил с собой. Бессвязный и рассеянный, он просит у нее маленький деревянный крестик. Он молится и крестится по ее просьбе, но чувствует оцепенение.

Он кричит на Соню, чтобы отпустила его одного в полицию. Почему он пошел к Соне? Он отрицает, что любит ее, он убеждает себя, что хотел видеть, как она страдает. На площади Сенного рынка Раскольников сторонится других людей, но его тянет к толпе. Родион вспоминает слова Сони и, плача, кланяется и «целует эту грязную землю с блаженством и восторгом». Он замечает, что Соня тайно следует за ним, и понимает, что она всегда останется с ним.

Раскольников приезжает в тот же полицейский участок, где ранее потерял сознание. Он решает сознаться не Порфирию Петровичу, а Илье Петровичу, исправнику, подозревавшему его первоначально. Раскольников потрясен, узнав о самоубийстве Свидригайлова. Свидригайлов оставил записку, в которой говорилось только, что он в здравом уме и что никто не виноват в его смерти. Раскольников, не признавшись, выходит из полицейского участка. Однако он видит Соню, которая с отчаянием смотрит на него.

Он возвращается и, наконец, произносит слова: «Это я зарубил топором старуху ростовщицу и ее сестру Лизавету и ограбил их». Анализ Путь Раскольникова от Сони до полицейского участка — это мини-путешествие по его безумию. Он пересматривает многие из своих психических расстройств за последние несколько недель: иррациональный гнев, презрение, забывчивость и возбуждение. Однако, как только он достигает Сенного рынка, он уходит от этих мыслей в новое для себя состояние души. В порыве религиозного экстаза он кланяется, чтобы поцеловать землю и плачет от радости. Принятие Раскольниковым креста Сони весьма символично, напоминает момент, когда Христос берет крест, чтобы искупить грехи человечества.

Но вместо того, чтобы видеть в этом акт искупления, Раскольников рассматривает его только как акт страдания. Возможность искупления все еще далека от его мыслей. Признание Раскольникова почти сорвано известием о самоубийстве Свидригайлова. Знание Свидригайлова о его преступлении, как молот висело над головой Раскольникова. Когда он узнает, что угрозы больше нет, он меняет свое решение о признании. Но, видя ждущую его Соню, он заставляет себя, наконец, сделать это.

Эпилог Раскольникова приговаривают к восьми годам каторги. Его мать болеет, и Дуня с Разумихиным увозят ее из города. Пульхерия Ивановна думает, что ее сын уехал по делам. Соня едет в Сибирь вслед за Родионом. Разумихин женится на Дуне; молодые планируют через несколько лет также поехать в Сибирь. На каторге Раскольникова считают безбожником, а Соня, которая приходит к нему, становится всеобщей любимицей.

Вскоре юноша заболевает и оказывается в госпитале. Соня часто навещает его. Молодой человек думает о своей судьбе и понимает, что гордость может привести только к гибели. В следующий раз, когда у него появляется Соня, он начинает обнимать ее ноги. Девушка сначала пугается, но потом понимает, как сильны к ней чувства Родиона. Интересные факты Слово «странный» в «Преступлении и наказании» используется около 150 раз.

Во многом благодаря этому прилагательному в сюжете формируется «атмосфера неожиданности». Слово «вдруг» встречается почти 560 раз. Оно появляется в ситуациях, связанных со сменой настроения персонажей или внезапными поворотами сюжета. Публицист Михаил Катков сказал Достоевскому, что благодаря «Преступлению и наказанию» у «Русского вестника» «прибыло 500 подписчиков лишних». Во время работы над романом «Преступление и наказание» Достоевский был вынужден «переключиться» на написание романа «Игрок» из-за договора с издателем Стелловским. Фёдор Михайлович написал произведение в сжатые сроки.

После этого он вернулся к работе над «Преступлением и наказанием». В русской литературе нашли отражение все этапы восприятия людьми личности Наполеона от его возвеличивания Пьер Безухов в начале «Войны и мира» до полного неприятия. У Достоевского черты французского императора встречаются, в первую очередь, в характере Родиона Раскольникова с его идеей «сверхчеловека». В своём романе Достоевский использовал совершенно реальную петербургскую топографию. Считается, что Раскольников жил на Гражданской улице, д. Встречаются в произведении и другие адреса: питейное заведение «Гамбринус» на Васильевском острове, Пять углов и Пески квартал, прилегающий к Суворовскому проспекту.

Герой «Счастливой смерти» французского писателя — второй Раскольников. В 1937 году Камю поставил на сцене основанного им же самодеятельного театра «Братьев Карамазовых» и сам сыграл Ивана, которого многие исследователи сравнивают с главным персонажем «Преступления и наказания». Одна из самых удачных экранизаций романа — фильм Льва Кулиджанова, снятый в 1969 году с Георгием Тараторкиным в главной роли и демонстрировавшийся в рамках основной программы Венецианского кинофестиваля. Литература Наседкин Н. Достоевский: Энциклопедия. Терлецкий А.

Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. Пишем сочинения по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Абельтин Э. Достоевского в контексте современного изучения классики. Абакан, 1999.

Известные цитаты Аркадий Иванович Свидригайлов. Часть 6. Глава 4. Болезнь ли порождает самое преступление или само преступление, как-нибудь по особенной натуре своей, всегда сопровождается чем-то вроде болезни? Родион Раскольников.

Фамилия Лыжин принадлежала реальному человеку, которого считают прототипом этого персонажа. Вторая редакция Середина октября — конец ноября 1865 г. Над второй редакцией романа Достоевский работал уже находясь в Петербурге. В ноябре 1865 года Фёдор Михайлович забраковал и сжёг многостраничный черновик и начал писать заново. Сохранились лишь некоторые черновики этого периода. Вот как сам Достоевский объясняет своему другу Врангелю решение сжечь рукопись: «В конце ноября было много написано и готово; я всё сжег; теперь в этом можно признаться. Мне не понравилось самому. Новая форма, новый план меня увлек, и я начал сызнова. Врангелю, 18 февраля 1866 г. После сожжения второй редакции романа Достоевский с огромным энтузиазмом приступает к работе над третьей редакцией. Вот что он пишет по этому поводу в своей записной книжке: «Предположить нужно автора существом всеведущим и непогрешающим, выставляющим всем на вид одного из членов нового поколения…» — Из записной книжки Достоевского Уже через месяц, в декабре 1865 года Фёдор Михайлович предоставил Каткову первые семь листов романа. А 18-го марта 1866 года Достоевский лично читал прочел вторую главу первой части романа — беседу в распивочной между Мармеладовым и Раскольниковым на вечере Литературного фонда в Петербурге. Работа над романом продолжалась весь последующий год. К июню 1866 года Достоевский создает около половины произведения. В одном из писем Достоевский сообщал: «Сижу над работой, как каторжник… Всю зиму никуда не ходил, никого и ничего не видел, в театре был только раз… И так продолжится до окончания романа — если не посадят в долговое отделение». Однако по требованию редакции «Русского вестника», усмотревшей в этой сцене недостаточно строгое разграничение добра и зла, Достоевский был вынужден пойти на значительную переработку эпизода. Параллельно писатель вынужден начать работу над другим романом, который он обязан написать согласно договору с издателем Стелловским. Осенью 1866 года Достоевский полностью погружается в новый роман «Игрок». Это произведение занимает все его время и силы, а работа над романом «Преступление и наказание» отходит на второй план. Тем временем уже напечатанные главы «Преступления и наказания» имеют успех у публики. Вот что об этом пишет сам Достоевский: «Надо заметить, что роман мой удался чрезвычайно и поднял мою репутацию как писателя. Вся моя будущность в том, чтоб кончить его…» — Письмо Янышеву И. В итоге в журнале «Русский вестник» роман печатается в 3 частях с эпилогом, хотя изначально писатель задумывал роман в 6 частях. Четвертая редакция: исправленное издание Январь — лето 1867 г. После того как роман был напечатан в «Русском вестнике», Достоевский решил опубликовать роман отдельным, самостоятельным изданием, структура которого была немного изменена по сравнению с журнальной редакцией; кроме того, автор внёс в книжный вариант ряд сокращений и стилистических правок. В частности он снова разделяет роман на 6 частей и эпилог, как задумывал изначально. Это двухтомное исправленное издание романа «Преступление и наказание» вышло в Петербурге уже к лету 1867 г.

Он вынужден бесконечно заниматься долгами, ходить по кредиторам, наконец, мучиться от страшной жары, охватившей Петербург в июле 1865 года всё это отразилось в романе. В основу сюжета романа положено несколько громких процессов 1865—1866 годов: суд над приказчиком Герасимом Чистовым, убившим двух старух ради ограбления август 1865 года ; дело об убийстве коллежской советницы Анны Дубарасовой август 1865 года ; разбирательство о подделке облигаций профессором А. Неофитовым, который таким образом хотел помочь своей матери 1866 год. Фигуранты этих дел стали своеобразными прототипами Родиона Раскольникова. Автор становится свидетелем того, как изменяется российская жизнь после 1861 года, как в обществе растут атеистические и социалистические настроения, становятся популярны идеи нигилизма, как уходят в прошлое традиционные православные ценности. Писатель не может остаться в стороне от этих проблем. В черновиках «Преступления и наказания» Ф. Достоевский под словами «идея романа» записал: «Человек не родится для счастья. Человек заслуживает своё счастье страданием. Тут нет никакой несправедливости, ибо жизненное знание и сознание приобретается опытом pro и contra, которое нужно перетащить на себе». Сначала Ф. Достоевский работал над романом «Пьяненькие» — о семье чиновника-пьяницы, а в июне 1865 года предложил А.

Старуха глупа, глуха,больна, жадна, берет жидовские проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. Эти вопросы сбивают с толку молодого человека. Он решает убить ее, обобрать; с тем, чтоб сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы этого помещичьего семейства... Несмотря на то, что подобные преступления ужасно трудно совершаются,.. Никаких подозрений на него нет и не может быть. Тут-то и развертывается весь психологический процесс преступления. Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берет свое, и он - кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтобы хотя погибнуть на каторге, но примкнуть опять к людям; чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его... Преступник сам решает принять муки, чтоб искупить свое дело.... Несколько случаев, бывших в последнее время, убедили, что сюжет мой вовсе не эксцентричен. Именно, что убийца развитой и даже хороших наклонностей молодой человек...

Фёдор Достоевский «Преступление и наказание»

Наконец, в истории Мармеладова воплотились элементы биографии Николая Михайловича Достоевского — младшего брата писателя, уволенного со службы из-за алкоголизма и до самой смерти прозябавшего в нищете [46] [47]. Катерина Ивановна Мармеладова [ править править код ] О жизни Катерины Ивановны Раскольников узнаёт опять-таки из трактирного монолога Мармеладова. Судя по рассказу Семёна Захаровича, его супруга в молодости имела все шансы стать блестящей дамой: она окончила с золотой медалью губернский дворянский институт, на выпускном балу «с шалью танцевала при губернаторе» такое право предоставлялось лишь особо отличившимся воспитанницам [48]. Затем Катерина Ивановна вышла замуж за пехотного офицера и покинула родительский дом. Её первый муж оказался человеком лихим и бесшабашным, к тому же игроком; после картёжного проигрыша он попал под суд и скоро умер. Вдова осталась с тремя маленькими детьми «в уезде далёком и зверском» — там и произошла её встреча с Семёном Захаровичем [42].

Придя в дом к Мармеладовым, Родион Романович видит перед собой высокую тонкую женщину лет тридцати, «с прекрасными тёмно-русыми волосами и раскрасневшимися до пятен щеками», с блестящими, точно в лихорадке, глазами [49]. Как следует из исповеди Мармеладова, именно Катерина Ивановна в минуту полного отчаяния подтолкнула падчерицу на панель. Кроткая Соня растерялась: «Что ж, Катерина Ивановна, неужели мне на такое дело пойти? Эко сокровище! Однако развитие событий показывает, что Соня принимает решение самостоятельно, да и Мармеладов, повествующий об этом драматическом эпизоде, просит Раскольникова не судить его жену слишком строго: «Не в здравом рассудке сие сказано было, а при взволнованных чувствах, в болезни и при плаче детей не евших» [50].

Когда Соня, вернувшись с улицы, отдала Катерине Ивановне первые заработанные деньги, та «весь вечер в ногах у ней на коленях простояла, ноги ей целовала, встать не хотела» [51]. Достоевская — вероятный прототип Катерины Ивановны Во время поминок, устроенных на деньги Раскольникова, Катерина Ивановна показывает собравшимся гостям похвальный лист, полученный ею при выпуске из института, и делится планами по созданию в её родном городе Т. Осуществить свои намерения вдове не удаётся: после шумной ссоры с квартирной хозяйкой и скандала, разразившегося из-за обвинений Сони в воровстве, Катерина Ивановна покидает жилище. Находясь при смерти в комнатке, снимаемой падчерицей, она прощается с миром отчаянными восклицаниями: «Уездили клячу! По уточнению литературоведа Леонида Гроссмана, портрет героини был «списан с покойной жены писателя в период её медленной агонии » [47].

Люди, знавшие Марию Дмитриевну, характеризовали её как «натуру страстную и экзальтированную» [53]. Она, как и Катерина Ивановна, осталась после смерти первого мужа в Сибири, без поддержки со стороны близких, с маленьким сыном на руках [48]. В то же время исследователи полагают, что в характере Катерины Ивановны отразились и некоторые черты близкой знакомой Достоевского — Марфы Браун Елизаветы Хлебниковой , которая, выйдя замуж за спивающегося литератора Петра Горского, попала в положение крайней нужды [54]. Соня Мармеладова Основная статья: Соня Мармеладова По мнению ряда критиков, образ Сони Мармеладовой относится к числу творческих неудач Достоевского; их основные претензии к автору «Преступления и наказания» связаны с тем, что эта «глубоко идеальная», несущая явный дидактический посыл героиня создана прежде всего для выражения религиозно-этических взглядов Фёдора Михайловича. Так, литератор Николай Ахшарумов считал, что «задумана она хорошо, но ей тела недостаёт» [55].

Литературовед Яков Зунделович называл Соню «только рупором идей». С ними не соглашался Валерий Кирпотин: И. Соня у постели умирающего Мармеладова Если бы образ Сони являлся только рупором для произнесения церковно-догматических прописей, он бы действительно не имел художественного значения. Однако с устранением Сони роман бы сильно пострадал, а структура его, может быть, и совсем распалась. Свести образ Сони Мармеладовой к голой схеме оказывается невозможным [57].

Соня, судя по рассказу Семёна Захаровича Мармеладова, не получила серьёзного образования: её отец пытался в домашних условиях изучать с дочерью историю и географию, однако из-за отсутствия нужных пособий уроки были быстро прекращены. Круг чтения героини ограничился несколькими романами и популярным в 1860-х годах сочинением Джорджа Льюиса «Физиология обыденной жизни». Поначалу Соня шила вещи на продажу, но прибыли эта работа почти не приносила: один из покупателей «не только денег за шитьё полдюжины голландских рубах до сих пор не отдал, но даже с обидой погнал её… под видом, будто бы рубашечный ворот сшит не по мерке и косяком» [58]. Описание внешности Сони дано в романе трижды. В момент прощания с умирающим отцом она появляется в жилище Мармеладовых в одежде проститутки: «Наряд её был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своём особом мире».

Позже, в комнате Раскольникова, она предстаёт «скромной и даже бедно одетой девушкой, очень ещё молоденькой, почти похожей на девочку… с ясным, но как будто несколько запуганным лицом». Наконец, в одной из сцен Родион Романович видит перед собой «другую» Соню — герой с удивлением обнаруживает, что её «кроткие голубые глаза» могут «сверкать огнём» [59]. После получения «жёлтого билета» Соня стала снимать жильё в квартире портного Капернаумова [59]. Раскольников, придя к ней домой, видит странную обстановку: один угол выглядит слишком острым, другой кажется «безобразно тупым»; при почти полном отсутствии мебели выделяется комод, «как бы затерявшийся в пустоте». На комоде лежит Евангелие подаренное, как выясняется, сестрой процентщицы Лизаветой [60] — старая, многократно прочитанная книга в кожаном переплёте.

По данным исследователей, автор романа при описании Евангелия взял за основу собственный экземпляр, полученный им в тобольском остроге от жён декабристов ; впоследствии Достоевский вспоминал: «четыре года пролежала она [книга] под моей подушкой в каторге» [61]. Для Родиона Романовича встреча с Соней является знаковой — герои пересекаются в тот момент, когда «их души ещё обнажены для боли» [62]. Понимая, как много страданий выпало на долю юной Мармеладовой, Раскольников надеется сделать её своей союзницей. Именно ей он рассказывает о мотивах совершённого преступления: «Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил… я только осмелиться захотел, Соня, вот вся причина» [63]. Пытаясь объяснить Соне свою идею, он предлагает ей решить, кто более достоин жизни, — оклеветавший её Лужин или несчастная Катерина Ивановна.

Этот вопрос непонятен Соне, у которой своя логика: «И кто тут меня судьёй поставил: кому жить, кому не жить? Литературной «сестрой» Сони является Лиза — персонаж повести « Записки из подполья » [65]. Кроме того, судьба Сони как и её мачехи Катерины Ивановны во многом совпадает с историей героини некрасовского стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…» 1847 , которая, оказавшись в трагической ситуации, ищет способы спасения себя и своего мужа на улице : «Я задремал. Свидригайлов Свидригайлов в романе выполняет роль своеобразного двойника Раскольникова [19] — подобный художественный приём, как считают исследователи, обычно позволял Достоевскому развивать заданную тему в разных вариациях и создавать несколько проекций одной идеи. Аркадий Иванович и сам сознаёт, что, говоря словами литературоведа Виктора Шкловского , является «тенью Раскольникова», — не случайно в одном из диалогов он обращается к Родиону Романовичу со словами: «Ну, не сказал ли я, что между нами есть какая-то общая точка, а?

Позже в разговоре со студентом Аркадий Иванович откровенно рассказывает и о других своих прегрешениях: он мошенничал за карточным столом, сидел в тюрьме, женился в своё время ради избавления от долгов, избивал жену хлыстом; себя он называет человеком «развратным и праздным» [19]. Комментируя внешность Свидригайлова «Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво» , литературовед Фёдор Евнин отметил, что за маской внешнего благообразия скрываются «низменные инстинкты и страсти» [68]. Любовь Свидригайлова к Дуне сродни тому необузданному чувству, которое герой «Идиота» Парфён Рогожин испытывает по отношению к Настасье Филипповне.

В журнале "Время" часто публиковались сообщения об уголовных процессах на Западе. Именно Достоевским и был опубликован отчет об одном уголовном деле во Франции. Некий Пьер Ласенер - преступник, не брезгавший воровством и убивший в конце концов какую-то старуху, объявил себя в мемуарах, стихах и т.

В 1866 году Достоевский, живя в доме Олонкина на Казначейской улице куда он переехал сразу после смерти брата , продиктовал своей новой стенографистке свой бессмертный роман "Преступление и наказание", который был полностью завершён в следующем году. Анна Григорьевна вспоминала:"Фёдор Михайлович в первые недели нашей брачной жизни, гуляя со мной, завёл меня во двор одного дома и показал камень, под который его Раскольников спрятал украденные у старухи вещи". Сам Достоевский в письме к редактору "Русского вестника" М. Каткову так описывал свой замысел романа: "Действие современное, в нынешнем году. Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шатости в понятиях поддавшись некоторым странным "недоконченным" идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты.

Старуха глупа, глуха,больна, жадна, берет жидовские проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. Эти вопросы сбивают с толку молодого человека. Он решает убить ее, обобрать; с тем, чтоб сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы этого помещичьего семейства...

Так он решается на убийство злой и жадной старухи-процентщицы, чтобы разом изменить свою судьбу и поправить положение своей семьи. Философия вступает в конфликт с совестью и душевным состоянием героя: он не в силах справиться с тяжким бременем преступления.

Впоследствии он получил все права на выпуск трехтомного издания Достоевского. Автор дал обещание издателю, что выполнит все работы к октябрю 1866. Достоевский расплатился со всеми долгами и отправился за границу в Висбаден. Там он за пять дней проиграл все деньги и некоторые личные вещи. Федор Михайлович имел зависимость от азартных игр. Он проигрывал все свои гонорары. Автор остался без денег, света и еды, но из гостиницы его не выгнали. В таких условиях он работал несколько месяцев. В ноябре 1865 года он уехал в Санкт-Петербург.

Анализ произведения Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

«Преступление и наказание» − это роман о преступлении героем, Родионом Раскольниковым, заповеди «не убий» из Десятисловия (Десяти заповедей Закона из Книги Исход, Библия). Сериал «Преступление и наказание» снят по мотивам одноименного романа Ф. М. Достоевского. Сериал «Преступление и наказание» снят по мотивам одноименного романа Ф. М. Достоевского. Закажите книгу «Преступление и наказание» от автора Достоевский Федор Михайлович ISBN: 978-5-04-116676-2, с доставкой и по низкой цене. Когда ты писал мне, тому назад два месяца, что слышал от кого-то, будто Дуня терпит много от грубости в доме господ Свидригайловых, и спрашивал от меня точных объяснений, — что могла я тогда написать тебе в ответ?

«Преступление и наказание» - Достоевский Федор Михайлович

Джарролд «Преступление и наказание» Ж. Лампен «Преступление и наказание» А. Каурисмяки «Раскольников» Р. Вине «Преступление и наказание» П. Думала. Раскольников осознал преступление, смирился и покаялся перед наказанием. «Преступление и наказание» − это роман о преступлении героем, Родионом Раскольниковым, заповеди «не убий» из Десятисловия (Десяти заповедей Закона из Книги Исход, Библия).

Культовая классика: «Преступление и наказание» Федора Достоевского

Дом старухи-ростовщицы Пройдем от дома Раскольникова к дому старухи тем же путем, как шел в тот день Раскольников. Юноша вышел из дома и по Столярному переулку дошел до Кокушкина моста, пересек канал и вышел на Садовую улицу. Затем он пошел по Садовой до проспекта Римского-Корсакова. По левую сторону Вы увидите Юсуповский сад, который также часто упоминается в произведении Достоевского.

Здесь часто прогуливался друг Раскольникова Разумихин, упоминается сад и в разговоре со Свидригайловым. Сам писатель любил это место и о его переустройстве мечтает его герой, Проходя мимо Юсупова сада, Раскольников «занялся мыслью об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях. Это настроение неустроенности и безысходности отразил Ф.

Достоевский в своем романе «Преступление и наказание», где угрюмый облик Петербурга сливается со злыми мыслями Раскольникова.

Попытка добиться ее расположения путем помощи Родиона не увенчалась успехом. Скатываясь в безумие и пропасть разврата, несмотря на страшную его боязнь смерти, выстреливает себе в висок.

Андрей Семёнович Лебезятников, молодой человек, служащий в министерстве. Сосед Лужина. Порфирий Петрович, пристав следственных дел.

Прожженный своих дел мастер, тонкий психолог, раскусивший Раскольникова и предлагающий ему самому признаться в убийстве. Но был не способен доказать виновность Родиона, ввиду отсутствия доказательств. Глупая и вздорная женщина, гордящаяся своим отцом, происхождение которого вообще не известно.

Алёна Ивановна, коллежская секретарша, процентщица. Сухонькая и злобная старушонка, убита Раскольниковым. Лизавета Ивановна, сводная сестра Алёны Ивановны, случайная свидетельница убийства, убита Раскольниковым.

Экранизации[ edit edit source ] По мотивам романа неоднократно снимались художественные и мультипликационные фильмы.

Он бросает в реку монетку, которую женщина дает ему «во имя Христа», чувствуя, что «отрезал себя в этот момент ото всех и от всего». Он испытывает отвращение к людям и вещам вокруг него, но на самом деле он ненавидит самого себя. Во второй главе происходят два жестоких инцидента, один реальный и один воображаемый, и оба связаны со снами.

Первый похож на сон об избиении лошади в первой части пятой главы. Раскольников убил двух человек, но удар хлыстом кучера подразумевает, что Раскольников находится в положении избитой кобылы — он страдает так же, как и она. Сон о том, как Илья Петрович бьет хозяйку, является проявлением неспособности Раскольникова признать свою вину за свое преступление или его страха перед наказанием. Главы 3-5 Уже несколько дней Раскольников болен, временами он бредит, забывая о своем преступлении.

Он приходит в себя и видит, что Разумихин нашел его и уговорил хозяйку, позволить Раскольникову жить в своей комнате и питаться. Его мать также прислала ему деньги. Сначала он отказался брать их, но затем передумал. Его душевные муки кажутся хуже, чем когда-либо.

Раскольников с тревогой узнает, что во время болезни к нему приходил исправник Заметов. Заметов слышал, как Раскольников в бреду повторял, что ему нужен его носок. Заметов обыскал комнату и нашел его, но он была такой грязный, что крови на нем не было видно. Носок остается в комнате Раскольникова.

Раскольников снова засыпает, пока Разумихин не приходит со свежей одеждой. Зосимов, университетский друг и врач, заходит проведать Раскольникова. Маляра Николая, обвиняют в убийствах, потому что он сразу после преступления заложил серьги. Николай утверждает, что нашел их на улице.

Но затем пытается повеситься, признавая себя виновным в преступлении. Наконец он признается, что нашел серьги в квартире. Раскольников понимает, что бросил их туда, когда прятался за дверью после убийств. Он в ужасе восклицает: «За дверью?

Лежат за дверью? Николай и еще один маляр выбежали на улицу, дрались и смеялись «как дети» за мгновение до того, как были обнаружены тела. По мнению Разумихина, убийца так себя вести не будет, поэтому Николай не может быть виновен в преступлении. Раскольников ничего не говорит, поскольку Разумихин точно описывает, как убийца должен был скрыться, чтобы не быть пойманным.

Лужин, жених Дунечки, посещает Раскольникова, который не сразу узнает его. Лужин с пренебрежением осматривает обшарпанную комнату и одежду Раскольникова. Когда Раскольников понимает, кто такой Лужин, он начинает ему грубить. Разумихин критикует квартиру, которую Лужин снимал для Дуни и Пульхерии, как «отвратительное место» в сомнительном районе, которое он знает, потому что когда-то был у кого-то в этом же доме.

Напыщенность и поверхностность Лужина раздражают Раскольникова и Разумихина. Он произносит банальные фразы, приводя аргументы в пользу практичности, как основы морали. Он считает, что лучше всего действовать от своего имени, «любя себя перед всеми людьми, ибо все в мире держится на корысти», и что «приобретая богатство исключительно для себя, я приобретаю так сказать, для всех». Разумихин утверждает, что акцент Лужина на личных интересах никому не принесет пользы.

Зосимов также присутствует при разговоре, мужчины обсуждают убийство Алены и Лизаветы. Разумихин предполагает, что это было первое преступление убийцы. Раскольников говорит Лужину, что если довести его теорию своекорыстной практичности до логического завершения, «из этого следует, что людей можно убивать». Взгляды Лужина заставляют Раскольникова обвинять его в желании властвовать над Дуней, а когда Лужин обвиняет Пульхерию в том, что она его представила в ложном свете, Раскольников угрожает сбросить его с лестницы.

Обиженный Лужин уходит. Раскольников требует, чтобы Разумихин и Зосимов ушли вслед за ним. Анализ В главе третьей, несмотря на заботу Разумихина, Раскольников продолжает отдаляться от него, интересуясь только намерениями Лужина по отношению к Дуне и разговорами об убийствах. Сон Раскольникова о своей квартирной хозяйке был настолько явным, что он не осознавал, что это нереально, пока Настасья не сказала ему об этом.

Теперь он каждый день изо всех сил пытается отличить реальность от фантазии: «Он решил помолчать и посмотреть, что произойдет. Я верю, что не блуждаю. Я верю, что это реальность», — подумал он». Сочетание страха, вины, бедности и болезни выводит его из себя, но он никого не желает видеть.

Он настолько одинок и испытывает такую боль, какой не испытывал никогда до этого. В четвертой главе реакция маляра Николая на чувство вины противоположна реакции Раскольникова. В то время как Раскольников отрицает и подавляет свою вину, Николай чувствует себя настолько виноватым в своих действиях, что пытается покончить с собой. Прежде чем он это сделает, он меняет свой крест на выпивку, демонстрируя этим, что предал свою веру.

Николай также является первым из персонажей, которые пытаются избежать страданий и вины посредством самоубийства. В пятой главе, наконец, появляется Лужин, который оказывается тщеславным и поверхностным человеком. Его полемика с Разумихиным и Раскольниковым является примером конфликта между традиционной и современной моралью. Лужин предпочитает действовать в личных интересах «для общего блага» вопреки заповеди Христа любить ближнего, как самого себя.

Он отвергает традиционные идеалы, даже такие позитивные, как честь. Разумихин и Раскольников обвиняют его в том, что он хвастается ради моды. Раскольников презирает Лужина и утверждает, что защита Лужиным действий в личных интересах логически ведет к убийству. Впрочем, Раскольников мог бы с таким же успехом описывать собственное обоснование убийства ростовщицы.

Главы 6-7 Раскольников решает признаться: «С этим нужно покончить сегодня, раз навсегда, немедленно». Он идет на Сенной рынок, и у него внезапно возникает желание общаться с людьми. Он заводит разговор с прохожим, а затем с проституткой, покрытой синяками. Она вызывает в его памяти прочитанную историю об осужденном, который скорее проведет остаток своей жизни, балансируя на узком уступе, чем умрет.

Раскольников согласен с тем, что лучше выбрать жизнь, даже если обстоятельства невыносимы. Наконец, он входит в ресторан, где сталкивается с Заметовым, полицейским служащим. Раскольников не сознается прямо, но делает несколько намеков, заставляя Заметова догадаться, что он убийца. По иронии судьбы, Раскольников ведет себя так странно, что Заметов решает, что он слишком неуравновешен, чтобы совершить преступление.

На выходе Раскольников встречает Разумихина, который беспокоится о его здоровье. Раскольников отвергает его: «Как, как мне уговорить тебя не преследовать меня своей добротой? Когда Раскольников оказывается на мосту, женщина рядом с ним бросается в канал. Ее успевают спасти до того, как она утонет.

Раскольников также думает о самоубийстве, но решает пойти в полицию, чтобы признаться. Вместо этого он идет в дом Алены Ивановны. Раскольников неоднократно звонит ей в дверь, словно повторяя сценарий своего преступления. Рабочие готовят ее квартиру к приему нового жильца.

Он указывает им на кровь жертв, призывая их доставить его в полицию. Но они считают Раскольникова пьяным, и смотритель дома выгоняет его. По пути в полицию Раскольников видит, что Мармеладов попал под экипаж. Кучер считает, что он намеренно бросился под лошадей.

Раскольников расстроен и предлагает заплатить за врача. Мармеладова приносят домой, посылают за Соней и священником. Раскольников утешает Катерину Ивановну. Врач говорит, что Мармеладова спасти нельзя, но Раскольников настаивает, чтобы он все равно его лечил.

Священник принимает исповедь Мармеладова. Приходит Соня, одетая, как проститутка. Увидев ее, Мармеладов просит у дочери прощения и умирает у нее на руках. Катерина Ивановна спрашивает священника, что делать с ее голодающими детьми.

Он говорит ей, что Бог милостив, но она заявляет: «Бог милостив, но не к нам». Раскольников отдает ей остаток денег, которые прислала мать, на оплату похорон. Уходя, он видит Никодима Фомича, комиссара полиции, и просит его быть добрее к Катерине Ивановне. Полицейский комиссар замечает, что Раскольников весь в крови — это кровь Мармеладова.

Раскольников начинает ощущать полноту жизни. Дочь Катерины Ивановны Поленька целует его, и Раскольников просит ее помолиться за него. Он решает пойти на новоселье к Разумихину, но Зосимов отправляет его домой отдыхать. Разумихин идет с ним.

Он говорит ему, что Заметов сказал ему, что подозревает Раскольникова в убийствах и что он считает его психически больным. Придя в комнату Раскольникова, они видят мать и сестру Раскольникова, которые очень переживают, что с ним случилось что-то плохое. Они хотят обнять Родиона, но он чувствует «внезапное невыносимое ощущение» и падает в обморок. Анализ В главе шестой совесть и эго Раскольникова находятся в состоянии войны.

Он хочет признаться, но вместо того, чтобы признаться прямо, Раскольников пытается намеками заставить людей догадаться, что он совершил преступление. Однако ему не по душе, когда Заметов говорит, что преступники невольно выдают себя. Раскольников считает себя слишком умным, чтобы попасться, и гордится этим. В обеих главах рассматривается вопрос о том, как преодолеть страдания.

Когда Раскольников вспоминает историю о человеке на уступе, ему тоже хочется яростно цепляться за жизнь. Но когда он становится свидетелем попытки самоубийства женщины на мосту, читатели понимают, что он так же допускает мысль, чтобы покончить с собой. Где найти выход, когда жизнь превращается в сплошную боль? Самоубийство Мармеладова и его последствия показывают сострадательные черты характера Раскольникова.

Хотя Родион видел Мармеладова всего лишь раз, он сочувствует ему, зовет врача и вытирает кровь с его лица. Он демонстрирует способность заботиться о других. Но когда Разумихин проявляет заботу о нем, Раскольников отталкивает друга. Раскольников может предложить сострадание, но не может принять его.

Некоторые люди не могут правильно выразить сострадание. Например, когда священник утешает жену и детей Мармеладова, Катерина Ивановна справедливо возражает: «Это слова и только слова! Даже когда ее муж умирает, Катерина Ивановна горько жалуется на него: «Он не принес нам ничего, кроме несчастья». Тем не менее, она заботится о нем, «подавая ему воду, вытирая кровь и пот с головы, поправляя его подушку».

Лишь Соня обладает безусловным состраданием. Несмотря на то, что Мармеладов является виновником ее положения, она не винит его в этом и обнимает отца, лежащего на смертном одре. Часть 3 Главы 1-2 Забота Дуни и матери «терзает» Раскольникова. Он мечется по комнате, то говорит им остаться, а потом настаивает, чтобы они ушли.

Раскольников запрещает Дуне выходить замуж за Лужина; очевидно, она делает это только ради него. Он ставит ей ультиматум: Лужин или он. Разумихин убеждает женщин уйти, чтобы успокоить Раскольникова. Он обещает привести доктора, чтобы понаблюдать за ним.

Он выглядит немного смешным из-за Дунечки, к которой испытывает сильное влечение. Несмотря на его пьяную болтовню, женщины видят, что ему можно доверять. Он приводит врача Зосимова, который подозревает, что причины болезни Раскольникова не столько физические, сколько психические. Мужчины остаются на ночь, чтобы присматривать за Раскольниковым.

Наутро Разумихин и Зосимов обсуждают состояние Раскольникова. Они предполагают, что подозрения полиции в отношении него пробудили в нем необычайный интерес к убийствам. Женщины делятся письмом Лужина, в котором он угрожает уйти, если Раскольников будет там во время его визита к Дуне. Он также ошибочно утверждает, что Раскольников отдал все деньги матери Соне, девушке «отъявленного поведения».

Дуня хочет, чтобы Раскольников присутствовал при визите Лужина, но Пульхерия беспокоится о последствиях. Все трое идут навестить Раскольникова. Анализ Раскольников эгоистично требует, чтобы Дуня выбрала между ним и Лужиным. То, что она может выйти замуж, чтобы принести пользу себе и их матери, ему не приходит в голову.

Дуня во многом похожа на своего брата, но она так же и отличается от него. Там, где он смотрит на других свысока, она пытается соотнести потребности других со своими собственными; там, где он одержим собственной точкой зрения, она пытается увидеть ситуацию с разных сторон. Зосимов считает, что, кроме бедности и беспокойства, в болезни Раскольникова играют роль «моральные влияния» и «некоторые представления». Во второй главе Разумихин проливает свет на раздвоение личности Раскольникова, отмечая, что «он как бы поочередно меняется местами с двумя персонажами».

Письмо Лужина во второй главе показывает, что он не только тщеславен и поверхностен, но также высокомерен и склонен к манипуляциям. Он шантажирует Дуню, чтобы та предпочла его брату. Он не берет на себя ответственность за последствия, написав: «Виноваты только вы сами». Лужин лжет, что Раскольников отдал деньги Соне.

Хотя Раскольников не такой поверхностный, как Лужин, но у него есть свои проблемы с тщеславием, высокомерием и манипулированием. Главы 3-4 Дуня, Пульхерия и Разумихин навещают Раскольникова. Зосимов объявляет, что он идет на поправку. Родион благодарит Зосимова и Разумихина и сожалеет, что был груб с ними, а также о том, что огорчил мать.

Дуня отмечает, что брат произносит эти слова машинально, а не от всего сердца. Пульхерия рассказывает о смерти Марфы Петровны, виновником которой может быть ее муж Свидригайлов. По ходу разговора Родион становится все более раздражительным и растерянным. Он вдруг осознает, что из-за своего преступления «никогда теперь не сможет говорить свободно обо всем, что никогда больше не сможет ни о чем ни с кем говорить».

Обсуждая помолвку Дунечки, Раскольников вспоминает свою невесту, хозяйскую дочь, которая «заболела» и умерла. Раскольников вновь ставит Дуне ультиматум, чтобы она выбрала между ним и Лужиным. Дуня утверждает, что не выйдет за Лужина, если окажется, что он ее не уважает и не ценит. Она утверждает, что решение принадлежит только ей: «Если я кого и гублю, то только себя…».

Дунечка дает ему почитать письмо Лужина. Раскольников считает, что оно написано, как юридический документ. Он указывает, что Лужин солгал о том, что Соня получила деньги от Раскольникова, но все же соглашается присутствовать на встрече с Лужиным в тот вечер. В комнату Раскольникова неожиданно приходит Соня.

Она робеет рядом с Дуней и Пульхерией Александровной. Когда Раскольников знакомит ее с Соней, его матери становится неловко, потому что она знает, что Соня — проститутка. Соня потрясена тем, что Раскольников отдал Катерине Ивановне все свои деньги, когда он сам находится на грани нищеты. Соня приглашает его на похороны Мармеладова.

Она искренне благодарит его за то, что он дал деньги Катарине Ивановне. Раскольников просит Разумихина пойти с ним к следователю Порфирию Петровичу. Надеясь рассеять подозрения, Раскольников хочет сообщить, что закладывал вещи у Алены Ивановны. Он говорит Соне, что навестит ее позже, в тот же день.

Соня идет домой, потрясенная визитом к Раскольникову. Она чувствует, что «перед ней открылся целый новый мир». За ней следует пожилой мужчина с белоснежной бородкой. Они оба входят в пансион Сони.

Оказывается, он живет по соседству. Разумихин является родственником Порфирию Петровичу. По дороге Разумихин описывает его как отличного сыщика, недавно раскрывшего убийство. Разумихин рассказал Порфирию о Раскольникове, и теперь Порфирий Петрович жаждет встречи с ним.

Когда они прибывают в полицейский участок, Раскольников начинает тревожиться. Он нарочито шутит с Разумихиным, чтобы избежать подозрений. Анализ Раскольников понимает, что сокрытие своего преступления вынуждает его вести двойную жизнь, все больше изолируя его от других. Он приходит в ужас, когда Дуня говорит, что ее помолвка не является таким преступлением, как убийство.

Побуждаемый добрыми намерениями, он все же ставит Дуне ультиматум насчет Лужина, пытаясь распоряжаться ее жизнью. Родион по-прежнему сосредоточен на сокрытии следов преступления. Он решает сделать вид, что сотрудничает с полицией, дабы избежать подозрений. Когда они входят в полицейский участок, он шутит с Разумихиным, чтобы полицейские приняли его за беззаботного человека.

Хотя многих смущает профессия Сони, ее доброта и сочувствие побуждают Пульхерию Александровну и Дуню принять девушку. Присутствие Сони оживляет и Раскольникова. Он загорается, начинает теплее относиться к Дуне и матери и заявляет, что «живым еще жить». Он понимает, что работа, к которой принуждают Соню, не ставит под угрозу чистоту ее души.

Ее социальный статус может быть низким, но человечность и сострадание поднимают ее до высочайшего уровня. Главы 5-6 Раскольников неприятно удивлен, что следователь уже знает, что он закладывал вещи у Алены Ивановны. Порфирий Петрович Петрович объявляет, что ему многое известно о недавних передвижениях Раскольникова. Мысль о том, знает ли Порфирий Петрович, что он ходил в квартиру Алены накануне вечером, мучает Раскольникова.

Порфирий Петрович приводит опубликованную статью Раскольникова о преступлениях. В ней утверждается, что необыкновенные люди имеют право совершать преступления, даже убивать, ради общего блага. Разумихин ужасается, что его друг допускает кровопролитие, согласно такой философии. Порфирий Петрович Петрович задается вопросом, не мог бы Раскольников вообразить себя тем самым «необыкновенным человеком».

Разумихин возмущен тем, что Порфирий Петрович подозревает Раскольникова. Сначала Раскольников как будто хочет уйти от разговора о встрече с Порфирием. Но он ловко обыгрывает приемы Порфирия Петровича перед Разумихиным, втайне признаваясь себе, что любит вникать в подробности своего преступления. Несмотря на эту внешнюю уверенность, паника вновь овладевает им, и он мчится домой в поисках улик, которые мог упустить.

Позже на улице мимо Раскольникова проходит странный человек и шепчет: «Убийца! Он понимает, что, в конце концов, он не сверхчеловек, потому что ему не хватает смелости доказать свои убеждения. Если бы он считал, что то, что он сделал, действительно «не преступление», он не чувствовал бы себя таким виноватым. На самом деле он сравнивает процентщицу с вошью, насекомым, а потом убеждается, что он даже «гнуснее и отвратительнее», чем она.

Анализ Раскольников думает, что он умный, но он убеждается, что остальные не глупее него. Порфирий Петрович видит его насквозь и, не колеблясь, бросает ему вызов, пытаясь уличить во лжи. Порфирий Петрович искусен в психоанализе и использует статью Раскольникова, чтобы интуитивно понять, что он способен на преступление. В пятой главе полностью раскрывается рационализация преступления Раскольникова: его теория «необыкновенного человека».

Наполеон для Раскольникова — воплощение «необыкновенного человека». Его стремление завоевать Европу погубило много людей, но история считает его блестящим и могущественным «лидером». На его экстраординарные действия не распространяются обычные законы, поэтому страдания, которые он причиняет, оправданы. Достоевский открыто критикует теорию Раскольникова и продолжает отказываться от новой морали, которую Раскольников использует для оправдания убийства перед самим собой.

Возникает вопрос, «существует ли такое понятие, как преступность». По мнению социалистов, представляющих новую мораль, все преступления совершаются по одной и той же причине — в знак протеста против социальных пороков. Подобно Раскольникову, они считают преступление во благо простительным, потому что цель оправдывает средства. Разумихин считает теорию Раскольникова упрощенной и пренебрегает ролью «живой души», или человеческой природы, как мотива преступления.

Порфирий Петрович считает, что преступники в какой-то мере создаются средой их обитания. Обе точки зрения могли быть применимы к Раскольникову. Его бедность, вероятно, сыграла свою роль в его преступлении, но не меньшее значение имела и его психология. Порфирий Петрович и Разумихин также подчеркивают, насколько бесчеловечной на самом деле является теория Раскольникова.

Разумихин также считает эту теорию отталкивающе жестокой. Допрос Порфирия Петровича заставляет Раскольникова понять, что совершенное им убийство не сделало его выдающимся человеком. Его чувство превосходства — не более чем прикрытие. На самом деле, он чувствует себя ниже процентщицы, которую презирал.

Несмотря на это осознание, Раскольников по-прежнему избегает быть полностью честным с самим собой в отношении преступления. Часть 4 Глава 1 Свидригайлов приходит к Раскольникову и утверждает, что отказался от своих замыслов на Дуню — он уже помолвлен с другой. Он просит Раскольникова помочь ему передать Дуне часть своих денег в качестве извинения. Когда Раскольников упоминает о смерти жены Свидригайлова, тот отрицает свою причастность.

Он намекает, что его жена, Марфа Петровна, как и все женщины, любила, когда ее бьют.

Достоевский много работал над романом, торопясь добавить к каждой очередной книжке журнала свежие главы. Вскоре после окончания публикации романа в журнале Достоевский печатает его отдельным изданием: «Роман в шести частях с эпилогом Ф. Издание исправленное». Для этого издания Достоевский сделал в тексте значительные сокращения и изменения: три части журнальной редакции были преобразованы в шесть, изменено частично и деление на главы. В своем произведении Ф.

История создания романа "Преступление и наказание"

  • Федор Достоевский: Преступление и наказание
  • История создания
  • Между мечтой и реальностью
  • Сейчас популярны
  • Две стороны Невского

Две стороны Невского

  • Преступление и наказание - краткое содержание
  • Подробный пересказ по частям
  • Аудиокниги
  • Сейчас популярны
  • Преступление и наказание •

Фёдор Достоевский «Преступление и наказание»

Автор «Преступления и наказания» и других романов, поставивших его имя в число имен величайших романистов мировой литературы, Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве в семье врача. Роман "Преступление и наказание" является выдающимся произведением великого русского писателя Ф. М. Достоевского. Замысел романа «Преступление и наказание» возник у Достоевского еще на каторге, но опубликовано произведение было только в 1866 году в журнале «Русский вестник». Самой популярной книгой классика люди назвали "Преступление и наказание". Автор «Преступления и наказания» и других романов, поставивших его имя в число имен величайших романистов мировой литературы, Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве в семье врача.

Преступление и наказание (сериал 2024 – ...)

В 1870-м «Преступление и наказание» выходит в собрании сочинений, которое печатал издатель Ф. Т. Стелловский. Необычную трактовку романа предложили в 2016 году авторы рок-оперы «Преступление и наказание». Замысел романа «Преступление и наказание» Федор Михайлович Достоевский вынашивал 6 лет. Работа над романом «Преступление и наказание» проходила в условиях отчаянного безденежья. О компании Раскрытие информации Вакансии Новости Программа обновления сети Для бизнеса Дерево добра. Наши авторы Стать автором Эксмо Для авторов Издание книги за свой счет Продвижение События и встречи Форум.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий