«Легенда о любви» — балет Арифа Меликова в трёх действиях, семи картинах, на либретто Назыма Хикмета по мотивам его драмы «Ферхад и Ширин»[1].
Мой любимый спектакль «Легенда о любви»
Потому для меня этот спектакль очень родной и действительно является одним из моих самых-самых любимых спектаклей как зрителя. Когда-то, впервые попав в Большой театр на этот спектакль, я был потрясен этой целостностью, этим потрясающим вообще сочетанием музыки, художественного ряда, танцев. Этот спектакль создали действительно уникальные люди, какое-то вообще фантастическое сочетание талантов. И в разных народностях, и разными поэтами и писателями разных эпох эта история описана по-разному. Но Назым Хикмет написал свою пьесу в период своего тринадцатилетнего заключения в тюрьме, и этот спектакль драматический шел во многих городах и во многих театрах тогдашнего Советского Союза. Балетмейстер Юрий Григорович, художник Симон Вирсаладзе создали настоящий Восток и настоящую сказку на сцене. Действительно, в одну секунду сцена преображается из пустыни во дворец, из дворца в блистательный и пышный сад и тут же становится угрюмой скалой, которую прорубает художник для того, чтобы спасти людей и добыть воду. В этом спектакле нет увертюры, есть только пять аккордов, которые композитор посвятил, по каждому аккорду, каждому создателю этого спектакля. Это значит Ариф Меликов — композитор, Юрий Григорович — балетмейстер, Симон Вирсаладзе — художник, Назым Хикмет — автор этого произведения и дирижер-постановщик — Ниязи. Спектакль начинается в покоях правительницы Мехмене Бану, где царит большое горе, так как умирает младшая сестра Ширин и никто не может ее вылечить.
И вот появляется незнакомец, которому предлагается тут же много драгоценностей, и знаменитый «Танец золота» начинается, когда стоит в центре этот незнакомец, вокруг него танцует много танцовщиц в золотых одеяниях, они все украшены золотыми монетами, все они предлагают ему. Но он отвергает все дары, тогда Мехмене Бану снимает с себя корону и предлагает ему даже власть, но он отказывается от этого и говорит, что сестру можно спасти только благодаря великой жертве — отдав собственную красоту. Далее идет сцена прощания с красотой, один из потрясающих вообще танцевальных шедевров, и сцена превращения, когда Мехмене Бану отдает свою красоту и молодость, а Ширин обретает жизненные силы. И вот танец Ферхада. Это одна из самых виртуозных вариаций. И когда мы ее учим, нам все время объясняют, что если в начале балета танец всегда с руками поднятыми наверх, это, с одной стороны, небольшая стилистика восточных танцев, а с другой стороны — это птица на взлете. То в конце балета, это обязательно, уже все вариации будут с кистями опущены вниз. Это означает, что подбитая птица, птица, которая уже хочет взлететь, но не может. И вот после этого знаменитого танца Ферхада начинается шествие, приезд царской процессии во дворец.
Одной из причин того был невиданный по тем временам эротизм балета. В любовном дуэте принцессы Ширин и ее возлюбленного зрителей потрясала невероятная акробатическая поддержка: танцовщик поднимал балерину так, что ее голова оказывалась внизу, а ноги наверху раскрывались в шпагате. Ту же позу в своих эротических мечтах о Ферхаде повторяла и Мехменэ Бану, отдавшая красоту в обмен на выздоровление сестры и навсегда закрывшая лицо платком. Смелые решения хореографа были столь новаторскими, что вызывали неподдельное недоумение у артистов старой школы.
Прима Кировского театра Наталья Дудинская говорила, что если бы ее даже умоляли станцевать «подобный ужас», она бы ни за что не согласилась. Были и те, кто возмущался царившей на сцене «безнравственностью». Знаменитый шпагат даже стал темой обсуждения на специальном заседании Ленинградского обкома КПСС, что в то время могло бы привести к мгновенному снятию спектакля с репертуара. Против его авторитетного мнения пойти никто не решился.
В Москве Григорович не отказался ни от одной из своих находок, но все же московская «Легенда» запомнилась прежде всего ярчайшими работами выдающихся исполнителей — легендарных звезд Большого балета. Сыграть, прожить, станцевать такую жертву — это было что-то немыслимое, совершенно потрясающее». Возрождение «Легенды»: Цискаридзе, Лопаткина Балет «Легенда о любви» был поставлен во многих российских и зарубежных театрах. Его жизнь долгие годы продолжалась и там, где «Легенда» была рождена, — в Большом и Мариинском.
В 1998 году спектакль ушел из репертуара Большого театра, но лишь для того, чтобы вернуться через четыре года. Ее восстановлением Юрий Григорович занимался лично, как и всегда. Одной из его ассистенток стала великолепная Ширин первой московской премьеры — Наталия Бессмертнова.
Кирова 23 марта 1961.
Поставленный молодым хореографом Юрием Григоровичем в декорациях Симона Вирсаладзе, спектакль сразу стал художественной сенсацией и привел к поворотным событиям в дальнейшем развитии русского балета ХХ века. Почти сразу «Легенда о любви» обрела широчайшую известность в стране и за рубежом.
Почему балет «Легенда о любви» и спустя 50 лет трогает сердца Скопировать ссылку Большой театр при поддержке ВТБ представляет капитально возобновленный балет «Легенда о любви». Почти полвека «Легенда о любви» — притча о любви двух царственных сестер к юному художнику, о муках выбора и жертвах во имя любви и долга — не сходила с ведущих театральных сцен. Впервые спектакль на музыку азербайджанского композитора Арифа Меликова на основе пьесы турецкого драматурга Назыма Хикмета был поставлен хореографом Юрием Григоровичем и художником Симоном Вирсаладзе в Кировском театре в Ленинграде в 1961 году. В Большом театре премьера «Легенды» состоялась только четыре года спустя. Победы и преодоления: Григорович и Нуреев Более полувека назад в Кировском ныне Мариинском театре 34-летний хореографЮрий Григорович был назначен постановщиком спектакля, которому суждено было стать эпохальной вехой в истории советского балетного искусства.
Артисты были полны энтузиазма — «Легенду» репетировали сразу несколько звездных составов. Но Григорович, создававший свой собственный хореографический стиль, делал ставку на молодых и тогда мало кому известных дебютантов. В партии художника Ферхада, завоевавшего сердца властной царицы Мехменэ Бану и ее трепетной сестры Ширин, постановщик хотел видеть только одного исполнителя — Рудольфа Нуреева. Обратить внимание на талантливого новичка Григоровичу посоветовал педагог Александр Пушкин. Татарчонок, тоненький, очаровательный. Но с характером у него было плохо». Жестким, деспотичным нравом отличался и сам хореограф, не допускавший во время работы никаких компромиссов.
Это и послужило причиной конфликта, почва для которого, впрочем, была хорошо удобрена и подготовлена. В те годы балетную труппу Кировского возглавлял известный классический танцовщик и хореограф Константин Сергеев, обошедший конкурентов в нелегкой борьбе за это место. Ажиотаж, царивший вокруг «Легенды» и ее автора, раздражал Сергеева.
Балет "Легенда о любви" 26.10. 2014
Центральная районная библиотека «Книга плюс» 6 июня 2019 года в Центральной районной библиотеке пр. Ветеранов, 155 прошёл кинолекторий: балет «Легенда о любви». Со вступительным словом выступил сотрудник библиотеки Ломтева Ольга Алексеевна, представив интересные факты из истории создания балета: «Легенда о любви» — балет Арифа Меликова в трёх действиях, семи картинах.
Неожиданно появившийся Незнакомец готов спасти принцессу, но для этого Мехменэ Бану должна пожертвовать своей красотой. Ради спасения жизни сестры и во имя любви к ней Мехменэ Бану принимает условие Незнакомца. Ширин возвращается к жизни. Картина вторая На дворцовой площади молодой художник Ферхад внезапно встречается с царицей Мехменэ Бану и принцессой Ширин, шествующими в окружении придворных и стражи. Сестры встречаются взглядами с Ферхадом, и в их сердцах вспыхивает любовь к юноше. Шествие удаляется. Ферхад покорен красотой юной Ширин. Ширин тайно возвращается на площадь в надежде вновь увидеть Ферхада.
Девушку и юношу неодолимо влечет друг к другу. Действие второе Картина третья Мехменэ Бану охвачена страстью к Ферхаду.
Годом позднее, артист стал лауреатом премии «Золотая маска» за исполнение главной партии в балете «Укрощение строптивой». Денис Родькин — премьер Большого театра. В репертуаре артиста — ведущие партии в балетах «Щелкунчик», «Дон Кихот», «Спящая красавица», «Корсар», «Дама с камелиями», «Анна Каренина» и многих других. За блестящее исполнение роли Солора в спектакле «Баядерка» Денис Родькин был награжден премией «Benois de la dance». Екатерина Крысанова — прима-балерина Большого театра. В репертуаре артистки — ведущие партии в балетах «Спящая красавица», «Жизель», «Лебединое озеро», «Кармен-сюита», «Ромео и Джульетта» и многих других. Екатерина Крысанова также выступала в спектаклях Баварской оперы и Государственного балета Берлина.
Мы побеседовали с Екатериной по телефону. Безусловно, люди из Москвы или Санкт-Петербурга, Парижа или Лондона, из Германии или Японии уже одним названием города или страны обозначают свой статус. Но в спорте и искусстве —другие критерии и ценности. Важен не город, важен талант, способности человека. А они могут зародиться у любого, независимо от места рождения. Везде есть талантливые люди. Важно, чтобы они проявляли себя, и заметили не только их талант, но и трудолюбие, усердие. Без этих качеств талант не развить! Занятие балетом — это титанический труд, требующий невероятной выносливости, выдержки и самоотдачи. К тому же балет очень травмоопасный вид искусства. Со мной училисьталантливые ребята из разных уголков страны, ближнего зарубежья и из Японии. Есть ли у Вас любимые постановки? В группе кардебалета я танцевала сегидилью, сон и Гран па. Конечно, партии постоянно меняются.
Уфимские артисты станцевали «Легенду о любви» в Краснодаре
Второй премьерой 79-го театрального сезона Башкирского государственного театра оперы и балета станет балет «Легенда о любви» Арифа Меликова. Все-таки в балетах Григоровича очень сильно впечатление зависит от того, чем наполнит роль конкретная личность. Балет "Легенда о любви", созданный композитором Арифом Меликовым и хореографом Юрием Григоровичем, еще в прошлом веке стал классикой и остается популярным до сих пор. Большой представляет премьеру возобновленного балета "Легенда о любви". Балет «Легенда о любви» с 29 апреля 2022 по 22 марта 2024, Мариинский театр (Основная сцена) в Санкт-Петербурге — дата и место проведения, описание и программа мероприятия, купить билет. На сцену главного театра страны возвращается знаменитый балет "Легенда о любви".
В Большом театре покажут балет «Легенда о любви» в честь юбилея Светланы Адырхаевой
"Легенду о любви" можно снова увидеть в Большом (Время новостей, 26.04.2002). Татьяна Кузнецова. "Легенда о любви" как правда о балете. Балет "Легенда о любви" на сцене Мариинского театра 22 фотографии ВКонтакте В-третьих, стало ясно, почему московские артисты десятилетиями танцуют грязно. «Легенда о любви» в театре им. Кирова (ныне Мариинском) стала вторым по счёту спектаклем молодого ленинградского балетмейстера Юрия Григоровича, спектаклем, изменившим его судьбу и судьбу советского балета. Знаменитый балет «Легенда о любви» Арифа Меликова представили в театре «Астана Балет», сообщает «24KZ». Впервые балет «Легенда о любви» был поставлен Юрием Григоровичем в 1961 году на сцене Кировского (ныне Мариинского) театра в Ленинграде.
Рождение и долгая жизнь "Легенды о любви"
После просмотра балета, посетители кинолектория отметили, что балет напомнил им восточную сказку, а хореография и сюжетная линия — удерживают внимание до самого финала. Проект «Кинолекторий» был создан на базе Центральной районной библиотеки с целью популяризации известных произведений искусства в области кинематографии, балета, документалистики. Перед просмотром киноматериалов, зрителей знакомят с историей создания произведения, его сюжетной линией, особенностями процесса производства.
Юлаева, обладатель приза «Душа танца» от журнала «Балет» Леонора Куватова. В основе сюжета — древняя восточная легенда. Две сестры — Мехмене Бану и Ширин — страстно влюбляются в придворного художника Ферхада.
Танцевали сплошь звезды уровня Плисецкой и Адырхаевой, отчего трехактный экзотический гигант тем более сражал наповал. Он и сейчас впечатляет. Вирсаладзе суммировал Восток громадной Книгой на пустой сцене и, так уж и быть, лампами - после Аладдина без ламп не обойтись. В Книге можно распознать персидское письмо, распахнувшись, она с первых же тактов ударов литавр высыпает на сцену жителей дворца, обрушивая на зрителя плотный поток действа.
Мистик-дервиш спасает от смерти сестру царицы Мехмене Бану, взяв платой красоту царственной. Безобразная Мехмене и выздоровевшая Ширин влюбляются в художника Ферхада, а когда тот предпочитает красивую и пытается с ней бежать, царица наказывает изменника трудом на благо народу: он должен прорубить в скале путь к источнику. Пряный колорит уравновешен не только скупой сценографией, но и костюмами главных героев. Композитор же делает то, что во время создания балета называлось "творчески переосмыслить" - на кованый ритм "Болеро" Равеля нанизывает расцвеченные подробности.
Герои «Легенды» словно сходят к нам со страниц этой книги — гордая и беззаветно любящая царица Мехменэ Бану, своей небывалой красотой заплатившая за исцеление умирающей сестры Ширин, художник Ферхад, плененный юной и грациозной Ширин и отвергнувший любовь Мехменэ Бану. Массовые сцены шествий и танцев придворных сменяются полным нежности дуэтом Ферхада и Ширин, который в свою очередь звучит вызывающим контрастом горестно-неистовому хореографическому монологу Мехменэ Бану. Драматична подчеркнутым ритмом сцена погони Мехменэ Бану за Ферхадом и Ширин, которые бежали из дворца, чтобы спасти свою любовь.
Рождение и долгая жизнь "Легенды о любви"
В Большой театр стараниями хореографа Юрия Григоровича возвратилась "Легенда о любви" – балет, который давно признали классикой XX века. Балет «Легенда о любви» на сегодняшний день неоднократно исполнялся в постановках выдающихся балетмейстеров более чем в 60 театрах разных стран. купить билеты на балет в Москве. Расписание, содержание, артисты фото, продолжительность Закажите билеты на Прошёл год после премьеры балета, а они так играют вместе, как будто никогда в жизни больше не расстанутся. Интересно, что балет «Легенда о любви» в Баку в последний раз был показан в 1962 году. Скоро я приторможу именно с музыкальными театрами, а пока расскажу вам о балете "Легенда о любви", который произвел на меня неизгладимое впечатление.
Большой театр представил балет "Легенда о любви"
Она в отчаянии понимает, что ей, потерявшей красоту, теперь недоступна любовь Ферхада. Картина четвёртая Юная Ширин мечтает о счастье с любимым. Она полна тревожных и радостных предчувствий. Ферхад проникает в покои Ширин, и они вместе бегут из дворца.
Терзаемая ревностью, Мехменэ Бану приказывает схватить влюбленных. Погоня настигает беглецов. Тщетны мольбы влюбленных даровать им счастье.
Мехменэ Бану ставит перед Ферхадом невыполнимое условие: он получит Ширин, если пробьёт железную гору, закрывающую путь воды к людям. Ферхад готов пойти на этот подвиг во имя любви. Он прощается с Ширин.
В основе сюжета — древняя восточная легенда. Две сестры — Мехмене Бану и Ширин — страстно влюбляются в придворного художника Ферхада. Если Ширин сразу покоряет сердце прекрасного юноши, то путь к любви для Мехмене Бану закрыт навсегда: когда-то она пожертвовала своей красотой ради спасения жизни сестры и превратилась в страшную старуху.
Наша информационная служба работает с 9:00 до 21:00 без выходных. Все права защищены Пользователю.
Со мной училисьталантливые ребята из разных уголков страны, ближнего зарубежья и из Японии. Есть ли у Вас любимые постановки? В группе кардебалета я танцевала сегидилью, сон и Гран па.
Конечно, партии постоянно меняются. Люблю балеты «Легенда о любви», «Анюта» и «Щелкунчик». Работать среди высококвалифицированных профессионалов — большая честь. Я мечтаю о роли Эгиды из «Спартака» и Мехменэбану из «Легенды о любви». Пока танцую в кардебалете— в «двойках», «четверках», в корифейских партиях— и ощущаю себя счастливой и востребованной. Наша профессия шикарная: мы исполняем многие роли, примеряем костюмы и погружаемся в разные временныеэпохи, проживаем жизнь героев и дарим зрителям красоту и эмоции. Балет — это моя легенда о любви! Принимала участие во всемирной «Фольклориаде» и фестивале «Сердце Евразии». Я горжусь тем,что в нем родилось и выросло не одно поколение умных и талантливых людей.
Приезжая на родину, я отдыхаю физически и морально, потому что Белебей —место моей силы. В нем каждая улочка, каждый дом — это моя история, мое детство, воспоминания.
Большой театр представил балет "Легенда о любви"
Также стоит подчеркнуть, что ещё к первому спектаклю костюмы и декорации разработал народный художник СССР Симон Вирсаладзе, оформлявший все оригинальные постановки Юрия Григоровича. Сегодня данная сценография без изменений перенеслась на сцену башкирского театра. Восстановлением декораций занимался академик Российской академии художеств, профессор Дмитрий Чербаджи Москва , восстановлением костюмов — Людмила Иус Краснодар. За короткий срок пошивочный цех изготовил для спектакля более 150 нарядов. Художником по свету является Алексей Перевалов из Краснодара. Дирижёром — постановщиком спектакля — заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан Герман Ким. Дирижёр — Марат Ахмет-Зарипов. В первый премьерный показ главные роли блестяще исполнили: прима-балерина башкирского театра, лауреат Государственной премии Республики Башкортостан им.
В спектакле также заняты учащиеся Башкирского хореографического колледжа им. Надо отдать должное всем действующим лицам постановки: исполнителям главных партий и кордебалету. Воплощение столь сложной хореографии — это большой рывок вверх для башкирского театра оперы и балета. Здесь особенное положение рук, корпуса, головы.
Какой трагедией обернулась для нее эта жертва, кому из сестер отдаст свое сердце прекрасный юноша Ферхад, можно ли без потерь разрубить любовный треугольник, обо всем можно узнать, посмотрев балет «Легенда о любви» в исполнении артистов театра «Астана Балет». Балет в 3-х действиях.
Отзывы 0 Балет Легенда о любви, Большой театр "Легенда о любви" родилась на свет сорок с лишним лет назад в Кировском ныне Мариинском театре. Вскоре балет появился и в Большом и не сходил с его афиш в течение нескольких десятилетий. Он вошел во все хрестоматии и энциклопедии по истории хореографии и чуть было не рискнул только в истории и остаться.
К счастью, спохватились вовремя. Над возобновлением работал сам Юрий Григорович, восстановивший спектакль практически без изменений. На премьеру приехал автор музыки - азербайджанский композитор Ариф Меликов.
В постановке «Легенды о любви», поставленной на родине композитора спустя много лет, приняли участие артисты Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета и Азербайджанского государственного ансамбля танца, а также солисты, приглашенные из зарубежных театров. Для исторического представления Фонд Гейдара Алиева подготовил более 200 костюмов, а также декораций и реквизита по оригинальным эскизам художника Симона Вирсаладзе. Это представление поразит зрителей великолепной музыкой, постановкой и оформлением. Ариф Меликов написал балет «Легенда о любви» на либретто известного турецкого поэта Назима Хикмата по мотивам драмы «Фархад и Ширин».