Новости леонид леонидович борткевич биография

Судьба свела Леонида Борткевича с Владимиром Мулявиным, и эта встреча стала решающей в его дальнейшей биографии. Кинотеатр «Октябрь» в Минске был спроектирован на основе дипломного проекта Леонида Борткевича.

Бывший солист группы «Песняры» Леонид Борткевич ушел из жизни, причину назвал коллега

Биография и творчество Леонида Борткевича. На сцене вместе с Владимиром Мулявиным снова солирует Леонид Борткевич. БОРТКЕВИЧ (на переднем плане) был одним из ведущих солистов «Песняров» на протяжении десяти лет.

Леонид Борткевич

Судя по тому, что вы посвятили ей книгу, она сыграла большую роль в вашей жизни? Великий человек! Четырехкратная олимпийская чемпионка. Мы друзья. Были и остались. У нас общий сын. Пускай так и будет.

На Гавайях. В 1999 году. Они с Эриком Клэптоном готовили большой концерт для мирового тура, который назывался «Прощай, XX век». Потом Харрисон заболел, и, к сожалению, выступление не состоялось. А на наших концертах бывали и Пол Маккартни, и Джон Леннон. Им нравились наши голоса.

The Beatles для меня кумиры. Люблю слушать их или классику. Ну и, конечно, Володя Высоцкий занимает особое место в моем сердце. Пел в хоре мальчиков Дворца пионеров, был солистом хорового ансамбля «Юность» при консерватории, окончил музыкальную школу по классу трубы. Интересно, что кинотеатр «Октябрь» в Минске был спроектирован на основе дипломного проекта Борткевича. В 1970 году вошел в состав ВИА «Песняры».

Вернулся в Беларусь и в «Песняры» в 1999 году.

Остальные главы, впрямую не касающиеся ансамбля «Песняры» и Мулявина, связанные с личной жизнью автора, в том числе с его первыми шагами в музыке, с семейными отношениями с Ольгой Корбут, с жизнью в США, с какими-то приватными встречами — к разговору не относятся. Как журналиста и, в данном случае, как добровольного рецензента, эти главы меня не интересуют. Книга «Песняры» и Ольга» по стечению обстоятельств стала моей настольной книгой. Рядом — вышеупомянутые материалы Анатолия Вейценфельда, Владимира Николаева, Валерия Яшкина, мои интервью с Володей Мулявиным, некоторые газеты, в которых печатались воспоминания Борткевича, и те газеты, которые мгновенно включились в «скандал недели». Ну, да Бог с ним, с этим «скандалом». Меня больше интересуют моральный аспект поступка Борткевича-писателя, потомка, как он говорит, «старинного дворянского рода польско-литовских князей Радзивиллов» — согласитесь, это дорогого стоит!

Главу «Владимир Мулявин» Борткевич начинает красиво и, я бы сказал, возвышенно и гордо: «Если бы меня спросили, есть ли в нашей эстрадной музыке человек, которого можно назвать гением, то я бы назвал только одно имя. И назвал бы его, не задумываясь, и двадцать пять лет назад, и сейчас: Владимир Мулявин, руководитель ансамбля «Песняры». Вообще, гений на эстраде — событие не из рядовых. Талант такого масштаба, который можно назвать гениальным, обычно проявляется в более серъезных и авторитетных сферах. Ну, кто же с этим не согласится! И сказано красиво, со знанием дела. Но — стоп!

Я где-то это уже читал. Посмотрим… Открываю А. Вейценфельда: «Если меня спросят, есть ли, или был в нашей эстрадной музыке…человек, которого можно было всеръез назвать гениальным, я бы назвал только одно имя. Назвал бы не задумываясь, и двадцать пять лет назад, и десять, и сегодня. Это Владимир Мулявин, руководитель ансамбля «Песняры». Вообще-то гений на эстраде — явление противоестественное. Дарование такого масштаба, который можно назвать гениальным, обычно реализует себя в более серъезных и достойных сферах…Таковы в джазе Армстронг, Гершвин, Эллингтон и Паркер, в рок-музыке — «Битлз».

Может, это редкостное, почти мистическое, зеркальное совпадение мыслей двух людей, живущих в разных странах? Где-то я слышал, что такое возможно…Читаю дальше… У Борткевича: «Гения возможно выявить исключительно по количеству и качеству того нового, что он привнес в искусство: насколько много этого нового и насколько оно новое, насколько оторвалось от стандартов своего времени и открыло новые горизонты. Гениальность Мулявина не в том, что он придумал объединить фольклор с элементами рок-музыки, — кто только и до и после «Песняров» не пытался соединять фольклор самых народов с роком. Кое-что получалось. Но не более того. По-моему то есть, по убеждению Борткевича. Ну, а что полагал на этот счет еще четыре года назад А.

А вот что: «…Гений можно определить как по количеству, так и по качеству того нового, что он принес в искусство: сколь много этого нового, и насколько оно новое, насколько оторвалось от стандартов своего времени и открыло новые горизонты». И далее: гениальность Мулявина «не в том, что он придумал соединить фольклор с элементами рок-музыки. И до, и после «Песняров» кто только не соединял фольклор самых разных народов с роком. Но дарование выражается не столько в том, что делается, а в том — как». Комментарии, как говорится, излишни… Объективности ради замечу, что Борткевич дважды ссылается на Вейценфельда, хотя делает это не совсем точно. Он пишет: «А вот еще одна оценка жизни и творчества Мулявина — оценка профессионала, главного редактора журнала «Звукорежиссер» Анатолия Вейценфельда: «Невозможно выяснить тип творческого дарования Владимира Мулявина. Я все больше склоняюсь к мысли, что единственным аналогом для него в музыке ХХ столетия является Дюк Эллингтон…».

И дальше по тексту. Сразу замечу, что и здесь ссылка на музыковеда вызывает, мягко говоря, сомнение, ибо у Вейценфельда первая фраза все же звучит иначе даже по смыслу: «Пытаясь определить тип творческого дарования Владимира Мулявина, я все больше склоняюсь к мысли…». Надеюсь, господин Борткевич учтет на будущее, что нельзя произвольно «редактировать» закавыченные цитаты, даже если в них не меняется суть содержания авторской идеи. А уж выдавать чужие мысли, слово в слово, или почти слово в слово, за свои — нонсенс! Второй раз Вейценфельд упоминается, так сказать, в качестве рассказчика стр. Сначала почитаем Вейценфельда: «Да, основу репертуара Песняров составляли белорусские народные песни, но подход к их обработке был совершенно иным. Именно в силу широты музыкального кругозора, внутренней творческой свободы, «незашоренности» взгляда Мулявин создавал песни, не вписывающиеся ни в рамки фолк-рока, ни любого другого стиля или направления.

Мулявин широко использовал элементы музыкального языка, присущие таким стилям, как арт-рок, барокко-рок, прогрессив-рок, джаз-рок, — иначе говоря, что он считал нужным использовать для раскрытия образа той или иной песни, то и использовал. Тем не менее западные исследователи, привыкшие непременно все расставлять по жанрово-стилевым полочкам, определили творчество «Песняров» — видимо, по небольшому числу работ — как прогрессив-рок…». Дальше Борткевич пишет: «Известный музыковед Анатолий Вейценфельд рассказывал, что видел «Песняров» в списке музыкантов, работавших в этом стиле». Идет небольшая цитата из статьи составителя этого списка Ф. Трэфтона о «Гусляре». А дальше — большой кусок текста, позаимствованный, разумеется, без ссылки на автора статьи «Песняры»: попытка постижения феномена». В другом месте у Вейценфельда: «По-моему, главным было следующее: Мулявин, может быть, невольно, противопоставил свои собственные эстетические принципы тем, что были повсеместно распространены тогда.

И главным его принципом было — служение красоте». Борткевич убирает вводное слово «по-моему» и следующие за ним три слова и пишет в главе «Прокрустово ложе» жанра» стр. Главный его принцип — служение красоте». Это ж надо, и тут — полное совпадение мыслей, кроме одной запятой, не поставленной после слова «невольно». А вот еще интересный «пассаж». Вейценфельд пишет: «Недавно мне довелось прочитать в одной статье, что такие эксперименты с крупной формой, как «Песня о доле» и «Гусляр», не прибавили ансамблю популярности и вообще были чуть ли не неудачными. Будучи абсолютно не согласен с этой оценкой, я позволю себе подробнее остановиться на теме крупной формы в творчестве «Песняров»…».

А теперь почитаем у Борткевича: «…Недавно я прочитал в одной статье, что такие эксперименты с крупной формой, как «Песня о доле» и «Гусляр», не прибавили ансамблю популярности и вообще были чуть ли не неудачными. Как участник этих экспериментов заявляю — это неправда…». Последнее предложение можно смело считать авторской находкой, ибо точно — не заимствовано. Следующий пример использования нашего редакционного материала и так называемого авторского «редактирования». У Вейценфельда: «Не припоминаю у «Песняров» ни одного случая, когда бы эти «отсылы» к музыке других жанров, народов и эпох казались бы неестественными и неуместными — нет, никогда ничего не «выпирало»! У Борткевича: «Не припоминаю у «Песняров» ни одного случая, когда бы эти отсылы без кавычек — прим. Короче говоря, почти вся глава Борткевича «Прокрустово ложе» жанра» название, вероятнее всего тоже выужено из строки Вейценфельда «другое стилевое «прокрустово ложе» , за исключением одной, видно, все же самостоятельной страницы 247 про Добрынина и фонограммы, и последних двух 244-245 , являющимися, как указывает Борткевич — редкий случай!

Без сомнения, статья А. Вейценфельда как принадлежащее «Культуре» эксклюзивное эссе, будетнапечатана в книге «Владимир Мулявин. Естественно, возникает вопрос: как эта неопубликованная статья попала в руки Борткевича?

В жизни которого, помимо интересных событий, было и много ошибок, которые к счастью ему удалось вовремя исправить. Его отец-фронтовик рано ушёл из жизни от полученных ранений и воспитанием мальчика занималась мать, которая работала бухгалтером. Леонид родился раньше срока и многие врачи были уверены, что он не протянет долго, но мать сумела его выходить.

Любовь к пению у Леонида Леонидовича проявилась ещё в детстве. Затем он учился в музыкальной школе по классу трубы. Первое публичное выступление Борткевича в качестве певца состоялось во время отбора в пионеры. Леонид великолепно исполнил песенку про "Чижика-пыжика" и вскоре вошёл в состав пионерского хорового ансамбля "Юность". На фотографии: Леонид Борткевич На фотографии: Леонид Борткевич Когда встал вопрос о выборе дальнейшей профессии, Леонид предполагал, что будет либо художником, либо музыкантом. Но так как финансовое положение с семье было плачевным, то выбор пал на архитектурный техникум, потому что там платили стипендию.

Это мой дипломный проект. Я сделал его красочным: не просто тушью, как это было принято, а типографской краской в цвете.

Леонид родился раньше срока и многие врачи были уверены, что он не протянет долго, но мать сумела его выходить.

Любовь к пению у Леонида Леонидовича проявилась ещё в детстве. Затем он учился в музыкальной школе по классу трубы. Первое публичное выступление Борткевича в качестве певца состоялось во время отбора в пионеры.

Леонид великолепно исполнил песенку про "Чижика-пыжика" и вскоре вошёл в состав пионерского хорового ансамбля "Юность". На фотографии: Леонид Борткевич На фотографии: Леонид Борткевич Когда встал вопрос о выборе дальнейшей профессии, Леонид предполагал, что будет либо художником, либо музыкантом. Но так как финансовое положение с семье было плачевным, то выбор пал на архитектурный техникум, потому что там платили стипендию.

Это мой дипломный проект. Я сделал его красочным: не просто тушью, как это было принято, а типографской краской в цвете. Кстати, своё название коллектив получил в честь любимой книги участников ансамбля - "Золотые яблоки Солнца" Рэя Брэдбери.

Музыканты ансамбля играли "фирму" и популярные народные песни.

Леонид Борткевич: любовь и трагедия легендарного «Песняра»

В биографии Леонида Борткевича, его личной жизни большую роль сыграло его участие в ВИА «Песняры». Сегодня не стало Леонида Борткевича – легендарного «Песняра» и заслуженного артиста Беларуси. Биография. Леонид Леонидович Борткевич родился 25 мая 1949 года в Минске. Скончался Леонид Борткевич, которого называют тайным любовником Пугачёвой. Почему солист легендарных «Песняров» умирал в одиночестве? Леонид Леонидович Борткевич родился 25 мая 1949 года в Минске.

Борткевич Леонид Леонидович биография

Леонид Леонидович Борткевич родился 25 мая 1949 года в Минске. Леонид борткевич биография личная жизнь и последние новости | Биография популярных людей. Леонид Борткевич – выдающийся российский актер театра и кино, режиссер, заслуженный артист России и народный артист Украины. БОРТКЕВИЧ Леонид Леонидович. Биография. Рейтинг. Новости. Персоны. 13 апреля ушел из жизни Леонид Борткевич — голос ВИА «Песняры», а возможно, и один из лучших вокалистов Советского Союза. Попав по приглашению Владимира Мулявина в «Песняры», Борткевич сразу стал одним из ведущих солистов ансамбля. Прощание с Леонидом Борткевичем прошло в Белгосфилармонии, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

Борткевич Леонид Леонидович

Кстати, своё название коллектив получил в честь любимой книги участников ансамбля - "Золотые яблоки Солнца" Рэя Брэдбери. Музыканты ансамбля играли "фирму" и популярные народные песни. На другом конце провода был Владимир Мулявин, который хотел пригласить Леонида на прослушивание. Борткевич сразу не поверил и подумал, что его разыгрывают и бросил трубку. Такие великие шлягеры, как "Березовый сок", "Александрина" и "Белоруссия", в исполнении Борткевича стали абсолютной классикой и получили культовый статус на всей территории Советского Союза. Что касается личной жизни артиста, то Леонид Борткевич был три раза женат.

Первой супругой певца стала Ольга Шумакова из Краснодара. В 1973 году у супружеской пары родился сын Алексей, но прожив вместе всего пять лет, Леонид решил развестись с Ольгой. Со слов Леонида Борткевича, у него был короткий роман с Аллой Пугачёвой. Их знакомство произошло в самолете, когда "Песняры" в первый раз в жизни летели на гастроли в Америку. До этого у них было несколько встреч.

Затем вместе со своей женой, гимнасткой Ольгой Корбут, эмигрировал в США, вернулся на родину в 2000 году и снова присоединился к «Песнярам». Когда не стало художественного руководителя группы Владимира Мулявина, Борткевич возглавил новый коллектив с тем же названием. Музыкант активно занимался популяризацией белорусской культуры во всех ее проявлениях. А солист ансамбля «Песняры» Валерий Скорожонок назвал предположительную причину его безвременного ухода. Это было лицо «Песняров».

Если бы ухаживал за здоровьем, он бы мог ещё жить. Это сахарный диабет.

Леня уговаривал меня остаться — настолько он был одиноким человеком», — посетовала подруга музыканта. Леонид Борткевич с третьей супругой Татьяной Родянко и сыном Фото: личный архив Саврасова-Абрамова подозревает, что родственники не только бросили бывшего солиста «Песняров» на произвол судьбы, но и присвоили его деньги. В этом она обвиняет третью супругу певца, якобы забравшую себе крупную сумму, полученную от продажи дома Борткевича. Сделку по продаже жилья осуществляла Татьяна. Куда делись остальные деньги? Неужели потратил? Обвинения в отравлении певца Антонина неодобрительно отзывается о Татьяне Родянко, что можно понять, ведь третья жена Борткевича, в свою очередь, обвинила Саврасову-Абрамову в причастности к смерти музыканта. По ее словам, подруга певца поселилась у него в квартире и не желала оттуда уезжать.

И именно в этот период Леониду Леонидовичу становилось все хуже и хуже.

Они печатают только знаменитостей. Тогда-то нам предлагали хорошие контракты, "Песняры" могли по-настоящему раскрутиться. Но советский Госконцерт перестраховался. И вообще зависть: почему не московская группа, а белорусская? Подстрелили нас прямо на взлете. А сколько государство наше из-за этого потеряло, кто-нибудь подумал? Ведь, скажем, "Beatls" - это огромное вложение в экономику Англии, в ее престиж. Королева Великобритании дала им дворянские титулы именно за это. Столько же примерно могли сделать для своей страны и "Песняры".

Но нас намеренно задавили. Немногие знают... А в 1989-м, когда я приехал снова, ситуация уже изменилась: с белорусскими песнями я в США был не нужен. Пришлось менять образ жизни. В вашей душе не происходило ломки? Но привычки, навыки! Слово - держать. Быть пунктуальным. Если кого-то подвел, тебя сразу исключают из дела. Там нет нашей снисходительности: "Чего не бывает - это же жизнь...

Ты подписал документ? Ты не понял, не знал? Надо было учиться и знать. А теперь изволь выполнять все по контракту. Пришлось разбираться, нанимать юриста. Потому что сам хоть в совершенстве шекспировским английским будешь владеть, а без юриста не разберешься. Сколько нас с Ольгой поначалу обманывали при издании книг о ней! Их там вышло, кажется, 7 или 8... А вообще, мы деньги вложили в большую фирму, занимающуюся печатным делом - снимки, слайды и т. Я сам много учился, чтобы знать технические тонкости машин "Фуджи" и "Кодак", хотел даже ветвь от фирмы открыть и начать свое дело.

Само собой, занимался английским - получил 5 сертификатов его знания. Наверное, у музыкантов с иностранным проще - хороший слух, память тренированная. Раз или два в год приглашали соотечественники-белорусы. В общем, сначала было много впечатлений. А потом стало скучно. Близких - мало, да и одни и те же лица надоедают. Новые связи только по бизнесу. В субботу-воскресенье звонить никому не имеешь права. Американцы - пуритане, занимаются семьей. Наши праздники не совпадают с их датами...

Стал сниться дом, родные места... Но эмигранты предостерегли: "Брось думать о поездке домой. Приедешь - ностальгия твоя сразу закончится, вот увидишь. Только душу разбередишь". Но у меня случилось совсем не так. Конечно, у нас по-прежнему масса препон и рогаток не дают заниматься делом, люди просто утопают в мелочах и суете. Но творческий человек может не обращать на это внимания. Я, по большому счету, живу ради мгновений, которые вырывают меня из рутины, монотонности. И эти творческие импульсы ощущаю только дома, на родине, на сцене. Помню, когда первый раз в 1999-м, в октябре, летел в Минск, в самолете разговорился с итальянцами.

Они - музыканты, так что общий веселый разговор завязался у нас довольно быстро. Шутили, смеялись.

Фильмография

  • «Тайный любовник» Аллы Пугачёвой умирал в нищете и одиночестве // Новости НТВ
  • Детство без отца, внебрачный сын, развод после 22 лет брака: превратности судьбы Леонида Борткевича
  • Биография Леонида Борткевича
  • Содержание статьи
  • Леонид Борткевич
  • Первые чувства

Биография Леонида Борткевича

  • Борткевич Леонид Леонидович - белорусский певец - Наши люди
  • Звездный период
  • Внебрачная дочь и пропавшие миллионы: вокруг наследства Леонида Борткевича разразился скандал
  • Третья жена Леонида Борткевича рассказала о последних днях музыканта и прощании с ним
  • Причины, по которым ушел из жизни Леонид Борткевич из Песняры
  • «Не хотел ехать в больницу»: жена Леонида Борткевича о его болезни и похоронах

Леонид Борткевич: любовь и трагедия легендарного «Песняра»

Леонид Борткевич родился 25 мая 1949 года, в 2021-м ему могло исполниться 72 года. Леонид Борткевич родился 25 мая 1949 года, в 2021-м ему могло исполниться 72 года. Попав по приглашению Владимира Мулявина в «Песняры», Борткевич сразу стал одним из ведущих солистов ансамбля. В 1964 году Леонид Борткевич окончил 8 классов средней школы и вскоре стал студентом Минского архитектурно-строительного техникума.

Кто такой Леонид Борткевич?

Главная» Новости» Леонид борткевич биография личная жизнь и последние новости. Леонид Леонидович Борткевич — советский и белорусский эстрадный певец и музыкант. Леонид Борткевич – яркий участник вокально-инструментального ансамбля под управлением Владимира Мулявина «Песняры». БОРТКЕВИЧ Леонид Леонидович. Биография. Рейтинг. Новости. Персоны. В Крыму проводят концерты разные группы "Леонида Борткевича" без участия самого заслуженного артиста БССР. Леонид борткевич биография личная жизнь и последние новости. За это время Леонид Леонидович несколько раз покидал группу, но все равно возвращался. Бывший солист группы «Песняры» Леонид Борткевич ушел из жизни, причину назвал коллега.

Леонид Борткевич — биография певца

Туда Борткевич поступил в 1980 году и тогда же из-за невозможности совмещать гастроли и учебу покинул ансамбль «Песняры». Предварительно подыскал себе замену — музыканта Игоря Пеню, которому отдал ему свои партии. И в 1980 году меня приняли на режиссерский факультет. Когда сообщил эту новость Володе Мулявину, он нахмурился: «Леня, мы под тебя подстраиваться не сможем. Выбирай: музыка или учеба». Мало кто верил, что человек, находящийся в здравом рассудке, может наплевать на славу, на деньги и уйти практически в никуда. Но именно так я и сделал». Потом работал по приглашению Юрия Денисова в ансамбле «Мальвы», который был создан в Киеве. В их выступления была введена олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике Ольга Корбут с собственным номером. Благодаря ей концерты начали проходить с еще большим успехом. В 1989 году он уехал в США.

О том, почему решил уехать в Америку, говорил: «На то было много причин, одна из главных — Чернобыль». В 1999 году вновь стал солистом ВИА «Песняры» и пребывал в нём до самой смерти его руководителя Владимира Мулявина в 2003 году. Предполагалось, что именно Борткевич возглавит ансамбль после кончины Мулявина, но Министерство культуры Республики Беларусь назначило руководителем «Песняров» Валерия Скорожонка. Сразу же после этого Борткевич вместе с несколькими участниками покинули ансамбль и стали выступать под названием «Песняры» под управлением Леонида Борткевича под эгидой российского ООО «Песняры» , продолжая традиции мулявинского коллектива. В 2008 году этот ансамбль распался. В феврале 2009 года Борткевич вместе с Анатолием Кашепаровым и Олегом Молчаном объединились в ансамбль «Песняры» под управлением Борткевича. Автор биографической книги «»Песняры» и Ольга». Имеет гражданство США и Беларуси. Политические взгляды Леонида Борткевича Неоднократно с восхищением высказывался об Иосифе Виссарионовиче Сталине, называя его гением мирового масштаба. Леонид Борткевич говорил: «Сталин, на мой взгляд, — одна из центральных фигур не только отечественной, но и мировой истории.

Это сложнейшая и потрясающая личность, сыгравшая ключевую роль в превращении Советского Союза в великую страну — ядерно-космическую державу. С его именем связаны подвиги созидания в годы индустриализации и культурной революции, победа над гитлеровской Германией, послевоенное возрождение страны, создание атомной бомбы и даже подготовка к выходу в космос. Иосиф Виссарионович первым на практике доказал, что можно построить социализм в отдельно взятой стране, и разработал соответствующую концепцию, явившуюся дальнейшим развитием идеологии ленинизма. Заслуги этого человека на самом деле неоспоримы. Сталин — мой кумир, и я не перестаю восхищаться им как гениальным стратегом, хозяйственником, руководителем, государственником, обладавшим даром предвидения. Он сумел соединить идеологию, политику и социально-экономическую систему с требованиями времени и текущими задачами СССР.

Так происходило до тех пор, пока однажды ему не позвонила гимнастка Ольга Корбут. Да-да, та самая «чемпионка с косичками», победительница Олимпиады, прославленная гимнастка, которую обожали во всем мире. Они познакомились примерно за год до этого, и с тех пор иногда перезванивались. Вроде как приятели были. В тот раз Ольге, узнавшей о семейной драме Борткевича, банально стало его жалко. Она напросилась в гости, чтобы поддержать бедолагу. А потом у них все и началось. Спустя несколько лет они расписались. Приложение к знаменитой жене Позднее, когда у именитой семьи уже подрастал сын Ричард, они решили уехать в Америку. Ольга как раз забеременела вторым, а в стране еще не отгремело эхо чернобыльской трагедии. Решили не рисковать здоровьем будущего ребенка, и рожать за океаном. Думали, что в США лучшие в мире врачи. Однако, именно и-за врачебной ошибки мальчик родился мертвым. Что еще хуже, больше рожать Ольга Корбут не могла. Но бывшей чемпионке в Америке некогда было поддаваться депрессии. В США ее знали, помнили и обожали. Часто звали на различные мероприятия, предлагали тренерскую работу. В общем, Ольга была на виду и зарабатывала деньги. А вот Леонид Борткевич быстро понял, что не нужно было ему сюда приезжать. Мало того, что здесь его имя ничего не значило и он не был тут никому нужен, так еще и пребывать в тени успешной супруги после стольких лет звездной жизни в СССР было невмоготу. Отношения Леонида и Ольги постепенно сходили на нет. Еще оставаясь супругами, они уже каждый жили своей жизнью, не скрывая отношений на стороне. В конце концов, Борткевичу такая жизнь надоела. В Америке Ольга была звездой, а он лишь приложением к ней. Лебединая песня До прежних высот было далеко, и все же в составе «Песняров» пусть уже и постаревший и не так красавец, как раньше, Борткевич чувствовал себя здесь нужным. Его имя опять было на слуху, он выступал, пел любимые песни, наслаждался звуком оваций из зрительского зала.

Теперь — о Валерии Яшкине, «песняре» первого призыва. В 1995 году в издательстве Госконцерт вышла его книжка под названием «На полпути от эстрады к театру», в основу которой легла его диссертация на степень кандидата искусствоведения. В ней автор исследовал эволюцию жанров и стилей песенной эстрады 70-80-х годов, связав ее с социально-культурным движением того переломного для музыки времени. Определенное место здесь заняли и «Песняры» с их песнями и композициями на национальные белорусские темы. В частности, большое внимание Яшкин уделил опере-притче «Песня о доле». Эту книжку Валерий подарил Мулявину с дарственной надписью: «Володя! Друг мой, брат мой как хочешь…. Самые вдохновенные строки в этой книжке — о нашей с тобой совместной работе. И вот — целые фрагменты из этих «вдохновенных строк», без ссылок на автора, перекочевали в книгу Борткевича. Приведу пару примеров. У Яшкина: «Поэтому музыкальный сюжетный спектакль речь идет о «Песне о доле», автором либретто которой являлся Яшкин. Что касается психологических актерских планов, то их роль сознательно сведена к минимуму. Ведь перед нами не просто оперный спектакль, а его эстрадная версия…И эта условность постоянно дает о себе знать: аппаратура, колонки динамиков, инструменту «у» — типографская опечатка. У Борткевича: «Музыкальный сюжетный спектакль выглядел одновременно концертным, он был нами не столько сыгран, сколько спет, не столько прожит на сцене, сколько представлен. Что касается психологических актерских планов, то их роль, по замыслу Мулявина, была сознательно сведена к минимуму. Ведь это не оперный спектакль, а его эстрадная версия, и условность эстрады постоянно давала о себе знать: аппаратура, колонки динамиков, инструменты, микрофонные стойки, микрофоны в руках героев…». А вот такая интересная «трансформация» Борткевичем одного фрагмента яшкинского текста. У Яшкина: «В каждой сцене…незримо присутствует Янка Купала, словно слышится его голос: то задушевный и ласковый, то грозный и обличительный…». У Борткевича: «В «Песне о доле» зрители впервые услышали голос Мулявина-чтеца — то задушевный и ласковый, то грозный и обличительный». И еще один пример «правки» яшкинского текста. У Яшкина: «В оформлении «Песни о доле» художник Л. Бартлов сказалась конкретность, отвечающая стилю исполнения эстрадной оперы. Скупо и лаконично решено пространство сцены, лишенной декораций. Все действие сконцентрировано на крестообразном деревянном помосте — подиуме, трансформирующимся то в дорогу, то в пашню, то в мужицкую хату, то в свадебный стол, то в мужицкую «Голгофу»…». А вот как «переосмысливает» этот фрагмент Борткевич: «Декорации «Песни о доле» художника Бартлова вполне отвечали эстрадному стилю исполнения. Все действие было сконцентрировано на крестообразном деревянном помосте — подиуме, трансформирующемся то в дорогу, то в пашню, то в свадебный стол, то в Голгофу». Подобных примеров «заимствований» можно было бы привести еще, но не буду; думаю, и так все ясно. Интересно, а чтобы сказал на этот счет сам Валерий Яшкин, будь он сегодня жив? В последние годы, живя у себя на родине, на Вологодчине, он серьезно болел. Тем не менее написал мемуары под названием «Записки песняра» с подзаголовком «Фрагменты неизвестной жизни самого известного ансамбля», которые в прошлом году были опубликованы в вологодской газете «Русский Север». Мы выкачали их на сайте pesnyary. Нота судьбы», разумеется, с соответствующими ссылками на источник. Леонид Борткевич и здесь нас «опередил», успев-таки кардинально «поработать» с николаевским текстом и изъять из него для своей книги не то что фрагменты, но буквально целые главы, даже не меняя их названия. И опять же — без единой ссылки на источник! О мемуарах Владимира Николаева, о самом их существовании в книге Борткевича вообще не упоминается ни единым словом! Честно говоря, в своей искусствоведческой и журналистской практике я впервые встречаюсь с таким беспардонным «заимствованием» хотел сказать «плагиатом» чужих текстов, выстраданных в непростых раздумьях и, возможно, муках их создателями, тем более и покойный Яшкин, и ныне больной Николаев были когда-то близкими друзьями-товарищами Борткевича. Или я ошибаюсь? Так вот, три главы под теми же, николаевскими, названиями «Как мы впервые жили в капитализме», «Как мы не поехали в Японию, но побывали на Байконуре», «Как «Песняры» учили «да» и «нет» по-болгарски, фрагменты из глав «Как я стал «крестным отцом»…» и «Как «Песняры» покоряли Канны» У Борткевича «Бесплатные Канны» — целиком или с небольшой редактурой. И даже ошибка Николаева в дате «1969», когда «Песняры» впервые вышли на сцену в Москве в новом качестве на самом деле это было в 1970 году перекочевала на 93-ю страницу книжки Борткевича. Объективности ради, должен сказать, что однажды Борткевич «поправил» Николаева, который по ошибке вместо фамилии канцлера ФРГ Вилли Брандта, который на момент описываемых событий являлся канцлером ФРГ, привел фамилию Хельмута Колля, ставшего канцлером только в 1982 году. Но повторяю, все, что повествует Николаев от своего, первого лица, в книге Борткевича рассказано как бы от лица автора книги «Песняры» и Ольга». И притом — теми же словами! И еще. У Николаева: «Но вышли они в купальниках, а откуда в сауне их взяли, до сих пор для меня остается тайной. Эти купальники больше походили на набедренные повязочки». У Борткевича: «Но вышли женщины в купальниках, а откуда в сауне их взяли, до сих пор для меня остается тайной. У Николаева: «Ничего себе эффект! У Борткевича точь-в-точь тоже самое, вплоть до «не успел подумать я»… У Николаева: «На следующее утро я и наш певец Леня Борткевич решили съездить в центр Софии — посмотреть кое-какие товары и прикинуть, что можно приобрести на наши «миллионы». Мы так увлеклись походом по магазинам, что не заметили, как пролетело время. Взглянули на часы и поняли, что к началу концерта не успеваем. Что делать? Ехать на такси, тратя драгоценные левы». У Борткевича: «На следующее утро мы с Володей Николаевым решили съездить в центр Софии — посмотреть кое-какие товары и прикинуть, что можно приобрести на наши «миллионы». Мы увлеклись походом по магазинам, взглянули на часы и поняли, что к началу концерта не успеваем. Ехать на такси, тратя драгоценные левы? Интересно, сколько отличий в текстах может здесь найти привередливый читатель? Не буду больше приводить «параллели» прямых заимствований или заимствований, близких к оригиналу — такие примеры могли бы составить отдельную книжку, эдакое учебное пособие для начинающих так называемых литературных редакторов и пиар-менеджеров, «помогающих» писать мемуары популярным «звездам» эстрады, кино и театра. Сейчас стало это очень модно — рассказывать всему миру о себе, любимых. Книжные полки просто валятся от таких мемуаров «любимцев публики» — значит, они, при соответствующей раскрутке, кому-то нужны? Даже если они порой написаны топорным языком или скомпилированы за неимением грамотного литературного помощника. Правда, многие «мемуаристы» почему-то предпочитают не указывать в выходных данных своих книг имена этих «помощников», «литературных редакторов», говоря попросту, «литературных негров». Пусть, мол, читатель думает, что, кроме всех других талантов, автор-мемуарист является и выдающимся писателем. У Леонида Борткевича в его книге в выходных данных тоже нет таких «помощников», значит, ответственность за свою книгу несет только он один… А теперь снова про ликбез. В интервью «Белорусской газете» А. Сайфулин, — человек, который, оказывается, имеет полное отношение к появлению опуса Борткевича, сообщил, что «сигнальный тираж» — это 5000 экземпляров.

Интересно, что общество со снисходительной готовностью одобряет подобные попытки. Мы нередко позволяем себе обманываться, мы не хотим лишний раз убеждаться, что не властны над временем. Но кто решится упрекнуть нас в этом несовершенстве? Вот ансамбль "Песняры". Серией концертов в Минске и Москве за последние несколько месяцев он пытается создать впечатление, что снова в той же реке, что снова в своей стихии. Должна признаться, что отважная попытка реконструировать старую реальность, создать иллюзию равновесия со временем, пока проходит на ура. Публика, около двух десятилетий подряд считавшая "Песняров" знаком своей страны, не хочет оставлять их в прошлом. Или, вернее, так: и публика, и артисты готовы побороться со временем за свое прошлое. Ансамбль снова поет свои прежние композиции. На сцене вместе с Владимиром Мулявиным снова солирует Леонид Борткевич. Причина внутренняя по моему предположению : "Песняры" в ту пору достигли пика своей славы, но, возможно, сам Леонид Борткевич как творческая индивидуальность чувствовал, что лично его вершина еще впереди. Да и слава - коагулянт слабый. Она чаще разводит, нежели скрепляет творческие узы сильных личностей. Борткевич верил, наверное, в собственную самостоятельную дорогу. И он ее прошел, даже не предполагая сначала, по-видимому, сколь далеко в сторону от прежних интересов заведет его вечное стремление выделяться, отличаться от других. Я говорю сейчас об американском периоде его жизни. Уехав в США в 1989-м артистом, Леонид превратился там в бизнесмена. А потом стал писать картины и даже книгу... Что ж, иногда человеку требуется на время изменить своему "я", чтобы лучше познать его. Познать и вернуться. Леонид Борткевич теперь снова с "Песнярами". И уж не знаю, смогли бы они без него, совершенно обновленным составом, на одном только таланте Мулявина, доказать публике, что могут дважды войти в одну и ту же реку. Все-таки имя Борткевича - это, несомненно, тоже часть той удивительной харизмы, которой обладает ансамбль "Песняры". Уехали из Белоруссии, уехали из США. Творческое начало. Его нельзя удовлетворить аплодисментами или гонорарами. А если можно - значит, беда: оно в тебе иссякло. Я, слава Богу, пока постоянно ощущаю творческий голод. Передо мной как будто впереди что-то постоянно светит. И влечет. Всю жизнь добираюсь до этого огонька, но достичь его нельзя, потому что совершенства достичь невозможно. Но надежду не оставляю - передам ее своим детям. У меня трое сыновей от разных браков. Мальчики великолепные, все - таланты. Я иногда думаю, что Бог создал меня, чтобы множить таланты. Из встреч, потерь и возвращений. Как с "Песнярами", так и с женщинами. Вернулся в ансамбль, вернулся и к своей первой любви - Светланке. Я в Америке понял, что она - единственная. Все эти годы звонил ей... Ольга Корбут знала, но долгое время деликатно скрывала это. Спасибо ей за выдержку. А теперь мы в разводе. У нее молодой муж. Я надеюсь, что и у меня будет новая семья. Еще рожу дочку! Изменилась и наша страна, и "Песняры". К тому же у вас в Минске нет пока даже собственной квартиры... Понимаете, чем больше жил за границей, тем больше хотел обратно. Со временем приходишь к выводу, что есть вещи, которые заменить нельзя. Творческий человек работать там почти не может.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий