Когда Масленица в 2024 году, зачем сжигать соломенное чучело, как гадали на блинах? В статье на вы узнаете много интересного о традициях праздника, что значат дли масленичной недели и почему вообще Масленица так называется.
Масленица. История праздника
Проводился активно, весело: устраивались народные гуляния. Молодые искали себе невест и женихов. Звали гостей, обязательно были угощения, среди них и блины. Одно из развлечений — кулачные бои. День назывался «Лакомка». В этот день пели, водили хороводы, играли в снежки, катались на лошадях вокруг деревни, по ходу солнца. В этот день принято было ходить к теще угоститься блинами. Во многих семьях традиция соблюдается и сейчас. Приглашали родственников, устраивали посиделки, угощали блинами.
Название дня — «Золовкины посиделки». Блины все еще остаются основным угощением. Организовывали проводы Масленицы, для чего проводили обряд сжигания чучела. Действие проходило под веселые песни. Название дня — «Прощеное воскресение». Добрая традиция сохранилась и сейчас: просят прощения у друзей, близких, знакомых. Празднование завершают прыжками через костер. Со следующей недели наступает чистый понедельник.
Он является днем очищения от греха и началом поста. Народные традиции на Масленицу до сих пор не теряют актуальности. Это веселье, красивые гуляния, общение с людьми, память наших предков. Компания «Море Шоу» организует праздничные мероприятия. Предложим интересные сценарии. В программе могут участвовать профессиональные актеры-аниматоры. Учитываем пожелания заказчика, организуем конкурсы, игры в соответствие с традициями или по индивидуальной программе.
После игровой программы руководитель ДК Страхова Галина Борисовна провела для ребят мастер-класс по изготовлению куклы-оберега Масленицы. Говорят «Без пирогов — не именины, а без блинов - не Масленица». В конце праздника все собрались за праздничным столом и лакомились румяными блинчиками.
Его воодружали посреди площади, водили вокруг хороводы, и прибаутками, плясками прощались с зимой, браня ее за постоянные морозы. Потом чучело поджигали под задорные песни. Главным угощением на Масленицу и её символом, несомненно, являлись блины. Их пекли в каждый из дней недели. Особенно любили блинчики с икрой или со сметаной. У каждой хозяйки был какой-то особенный, уникальный рецепт этого блюда. Кстати, все дни недели в Масленицу имели шуточные названия. Понедельник назывался «встреча» Это самое начало праздника. Дети в первый день вязали из соломы чучело, также во «встречу» сооружали горки из снега и льда, а хозяюшки выставляли на стол сладкие угощения. Вторник — «заигрыш» Во вторник начиналось веселые гуляния. Утром дети, юноши и девушки катались с горок, отведывали блинов, а после парни отправлялись на поиски невесты. Среда или «лакомка» В третий день празднования обычно приглашали гостей и угощали их. Во главе стола были, конечно же, блины. Четверг — «разгуляй» Проводилось катание на лошадях, которое ласково называли «по солнышку», то есть ездили в направлении по ходу стрелки часов, так помогали весне прогнать зиму. Для парней прекрасным развлечением в четверг были нешуточные баталии по взятию снежного городка. Пятый день недели - «тещины вечера» Зятьям следовала идти в гости к теще и отведать блинчиков. Суббота носила название «золовкины посиделки» В субботу посещали всех близких людей и друзей, которые должны были угостить пришедших блинами. Воскресенье — «прощеный день» Являлся завершающим, а потому ключевым днем народных гуляний. В воскресенье полагалось просить прощения у близких людей за все плохое, за все ссоры и споры, затем устраивались веселые пляски - так провожали Масленицу. После этого происходил обряд сжигания чучела, а завершалось все прыжками через костер.
Мероприятие прошло ярко, интересно и весело. Ребята с румяными щечками, в ярких нарядах и платках, рассказывали пословицы и стихи, вместе со Скоморохом и Бабой Ягой водили хороводы, старались показать свою смекалку и быстроту в различных играх «Весёлый бубен», «Не урони снежок», «Перетяни канат». Во всех играх-забавах побеждала дружба! Никто не скучал, все только веселились! Детские глаза выражали восторг, а на лице сияла улыбка от яркого, уже по-весеннему пригревающего солнышка. Нет, пожалуй, в России человека, который мог бы остаться равнодушным к традициям Масленичной недели: посиделкам, блинам и широким гуляньям.
Россияне отмечают Масленицу
– История празднования масленицы в жизни русского народа насчитывает уже несколько столетий. Накануне праздничной недели Масленицу встречали на посиделках «А мы Масленицу встречаем» в Верхайской сельской библиотеке и клубе. До крещения Руси праздник Масленицы отмечали 7 дней перед днем Весеннего Равноденствия и еще неделю после. С принятием христианства время празднования Масленицы сдвинулось и сократилось на целую неделю. Масленичные задоринки «Масленицу встречаем, зиму провожаем» состоялись 3 марта в Паршиновской сельской библиотеке. Главное яство великого праздника Масленицы — блин, в славянской языческой традиции символизирующий Солнце. В последний день масленичной недели задорно и весело прошла праздничная программа «Где блины там и мы», которую подготовили работники библиотеки и Дома досуга.
Масленица хороша – широка её душа
По славянским традициям, Масленица — праздник, связанный с бурным весельем, массовыми гуляниями, играми и пр. А в православии последняя неделя перед Великим постом — время подготовки к таинству, осмысления своих прегрешений, дни прощения и примирения. Масленица — веселый, шумный, любимый народный праздник. В масленичную неделю люди провожают зиму и встречают весну. Символами этого праздника считаются солнце, блины, чучело Масленицы. Началась масленичная неделя, которая в этом году приходится продлится до 17 марта. Это настоящая масленичная трагикомедия, созданная на основе народных легенд и поверий, связанных с этим праздником. Кстати, первоначально пьеса называлась так: "Божье крепко, а вражье лепко: масленица".
Поговорим о масленице
Славянская Масленица – праздник у славян, который приходится на весеннее равноденствие. Как положено на празднике: веселились от души, гостям рассказали о масленичных традициях и символах, о том, почему масленичный блин является не просто праздничным угощением, а символом золотого солнца, ожившего после зимней спячки. Начало масленичной недели зависит от Пасхи – большого весеннего праздника. Детей на празднике приветствовали два скомороха, которые рассказали, как в старину праздновали Масленицу, что означает и откуда берёт начало этот обычай, а также познакомили с названиями каждого дня масленичной недели.
Когда и как празднуют Масленицу в 2022 году
Как рассказать детям про Масленицу и приобщить их к традициям народного праздника | Началась масленичная неделя, которая в этом году приходится продлится до 17 марта. |
Масленичные гуляния в сельских поселениях Алатырского района | «Сибирская Масленица» – праздник русской души, один из самых значимых традиционных фестивалей Алтайского края, завоевавший Гран-при регионального этапа Национальной премии в области событийного туризма Russian Event Awards. |
Масленица по-библиотечному | Несмотря на то, что Масленица — праздник переходящий, то есть его даты привязаны к церковному календарю, очередность дней на праздничной неделе строго регламетирована — каждый из них имеет свое название и традиции. |
Русский праздник Масленица | Дни Масленичной недели: названия и значения. Саму Масленичную неделю условно разделяют на два периода. |
Масленица. История и традиции праздника
Масленица — это самый народный из современных российских праздников, выросший на стыке языческой и христианской культур, и самый весёлый весенний праздник. Масленица – языческий праздник, который проводил границу между зимой и началом весны. Празднование начиналось в день весеннего равноденствия (22 марта) и длилось около недели. Когда Масленица в 2024 году, зачем сжигать соломенное чучело, как гадали на блинах? В статье на вы узнаете много интересного о традициях праздника, что значат дли масленичной недели и почему вообще Масленица так называется. Дни Масленичной недели: названия и значения. Саму Масленичную неделю условно разделяют на два периода.
“Прощай Зима, гуляй Масленица!”
Ну и, конечно, какое русское народное гуляние без ярмарки?.. В период Масленицы действует праздничный базар и масленичный гастрономический фестиваль. С недавнего времени на роль «масленичной столицы» России стал претендовать и древний город Суздаль, жемчужина Золотого кольца России, в котором ежегодно проходит фестиваль «Масленичные потехи с гусиными боями». Здесь организуются оригинальные народные гуляния на основе исконных русских традиций, основательно позабытых в наши дни. Это оригинальное мероприятие отмечено главной национальной премией в области событийного туризма «Russian Event Awards».
Местом проведения фестиваля «Масленичные потехи с гусиными боями» становится Музей деревянного зодчества и крестьянского быта. Этот городок-заповедник из старинных изб, собранных по всей Владимирской земле, идеально подходит для того, чтобы показать Масленицу такой, какой её видели наши далёкие предки. Для молодых людей народный праздник был поводом померяться «силушкой богатырской» во время кулачных боёв, для девиц и женщин — повеселиться от души в хороводах и плясках, детям Масленица дарила множество активных игр, ярких представлений и вкусных угощений.
Зародился он на Руси у древних славян примерно в 4 веке нашей эры, еще до введения христианства князем Владимиром. Апогей праздника - сожжение чучела Масленицы. Тысячелетия назад, в языческие времена, дни весеннего равноденствия считались началом нового года и праздновались как начало новой жизни и расцвета природы. Культ солнца присутствовал в ритуале той, древней Масленицы, и сохранился до сих пор в традиции печь блины, такие же круглые, горячие и желтые как само солнышко.
Обычай выставлять на месте гуляний чучело Масленицы, а затем торжественно сжигать его, разрывать на части и раскидывать по полям, также вызван верой наших предков в возобновление плодоносящих сил земли после уничтожения прошлогоднего, истраченного уже плодородия… Празднование Масленицы всегда являлось одним из самым ярких и жизнерадостных событий в быту русского человека. С древних времен на протяжении Масленичной недели люди радостно встречали Весну и провожали Зиму. Считалось, что Масленица должна быть "широкой, честной, обжорной, пьяной, разорительницей". А её празднование было обязательно для всех, даже говорили: "Хоть себя заложи, а Масленицу проводи! С крещением народа на Руси в христианство переосмыслилось и отношение к этому празднику. Теперь верующие в течение Масленицы или Сырной седмицы, как эта неделя называется в церкви, приготавливают себя к Великому посту. Традиции и обычаи Масленицы: Суть праздника Масленицы в христианском понимании состоит в следующем: Прощение обидчиков, восстановление добрых отношений с ближними, душевное и дружеское общение с близкими и родными людьми, а также благотворительность - вот что является главным в эту Сырную седмицу.
На Масленицу уже нельзя есть мясные блюда, и это тоже является первым шагом к посту. Зато блины пекутся и поедаются с великим удовольствием. Они пекутся пресные и квасные, на яйцах и молоке, подаются с икрой, сметаной, сливочным маслом или медом. Также, надо уделять время семье - веселиться совместно с родными и близкими: вместе куда-нибудь сходить, "молодые" должны посетить своих родителей, а родители, в свою очередь, приехать в гости к детям. Дата Масленицы православная и языческая : В церковной традиции Масленицу отмечают на протяжении 7 дней недели с понедельника по воскресенье, перед самым главным православным постом, поэтому событие также называют "Масленичная неделя". Время проведения Масленичной недели зависит от начала Великого поста, претворяющего Пасху, и каждый год сдвигается в соответствии с церковным православным календарем. Что касается языческой даты Масленицы, то древние славяне отмечали праздник по солнечному календарю - в момент наступления астрономической весны, который происходит в День весеннего равноденствия.
Их подавали на трапезах, раздавали нищим, чтобы те помянули усопших. Именно блины славяне использовали в качестве ритуальной пищи, задабривая духов, которые, по преданиям, жили в кронах деревьев. Их воплощением считались птицы — пернатым отдавали первый испеченный самый вкусный блин. В этом был и практический смысл: так славяне подкармливали птиц, вернувшихся из теплых краев. Сегодня сакральный смысл этого блюда известен не многим, но популярности блины не утратили. Однако в современном ритме жизни у хозяек не всегда есть возможность потратить время на приготовление такого лакомства. Чтобы соблюсти традиции, но не возиться с тестом, стоит попробовать блины «Сытый папа» или блинчики «С пылу с жару». Специально к Масленице в линейке «С пылу с жару» есть вкуснейшие блинчики : в них можно завернуть любую начинку — от сгущенки с орешками до грибов или сливочного сыра. Календарь Масленицы Сегодня этот праздник длится не один день, а целую неделю, заканчиваясь Прощеным воскресеньем. Подготовка к нему начиналась заранее: хозяева тщательно убирали в доме, выбрасывали или сжигали сор, ненужные вещи.
В народном календаре каждый день Масленицы имеет свое название, приметы и традиции. Сегодня их соблюдают не все, многие обычаи отошли в прошлое. Описание дней Масленицы Понедельник называется встречей. В этот день народ «встречается» с чучелом Масленицы. В древние времена его возили на санях, а затем устанавливали на горе или холме. Это веселый день, наполненный песнями, смехом и катаниями с горки. Вторник называется заигрышем. Именно с этого дня начинаются различные гуляния, развлечения: катание на санках или ледянках, представления, концерты ряженых, скоморошьи представления. Обязательный их участник — Петрушка. Среда называется переломом или лакомкой.
В этот день хозяйки готовят блины с самыми различными начинками, другие праздничные блюда. В торговых рядах появлялись палатки, где можно было купить чай или пряники, орехи. Четверг называют широким, разгулом. Это самый разгар гуляний и веселья. Молодежь развлекалась различными играми, а мужчины принимали участие в кулачных боях. Пятница — это тещин вечерок, день, когда молодожены наносили визиты гостям, присутствовавшим на их свадьбе. Обязательно нужно было заехать к теще: если зять ей нравился, она накрывала богатый стол, угощала его блинам, различными лакомствами. Кроме того, именно в этот день родственники молодых парней и девушек могли сговориться о браке. В субботу проводят золовкины посиделки. Золовкой называют сестру мужа, и смысл этого дня — в общении с близкими.
Невестки звали в гости родню мужа, своих родственников. Воскресенье называют целовальником или проводами, прощеным.
К тому же в этот период переходного времени между зимой и весной телились коровы, поэтому молока, масла, сыра и творога было в достатке. Название «Масленица» появилось от слова «масло», которое произошло от «мазало» и обозначало сливочную массу, получаемую при сбивании молока. Мазало символизировало достаток, изобилие, сытые времена, богатый урожай. Возможно, именно поэтому в некоторых странах Европы существует особый день празднества — «жирный вторник». Масленицу называют мясопустной из-за поста, который запрещает употребление мяса, сырной или жирной называют из-за того, что в это время едят много масла и сыра. Считается, что у этого праздника древние корни и что отмечали его задолго до принятия Христианства на Руси. Празднование масленицы начиналось строго в одно и то же время — с 21 марта по 28 марта, что было обусловлено днём весеннего равноденствия. Празднование масленицы в этот день, когда длина дня равнялась длине ночи, знаменовало собой окончание зимы и начало весны.
Природа пробуждалась от зимнего сна, начиналось таяние снегов, начинался новый жизненный цикл. Ранее славяне отмечали «Проводы зимы», которые были посвящены богу Велесу — покровителю скотоводства. Олицетворением Велеса на земле считался медведь, которого называли комом. С приходом весны медведи пробуждались после глубокого зимнего сна. Женщины пекли лепёшки, изготовленные из ржаной, гречневой и другой муки, затем эти лепёшки относили в лес и оставляли хозяину леса — кому, тем самым задабривая его. Так и появилось выражение «первый блин — комам». Славяне большое значение уделяли почитанию солнца как бога. С отступлением холодов и первыми тёплыми солнечными днями люди радовались тому, что солнце набирает силу и дни становятся теплее. Изначально пекли круглые лепёшки, формой похожие на солнце, а со временем им на смену пришли блины. Блин символизировал свет и тепло, и считалось, что люди, которые кушают блины, получают солнечную живительную энергию.
С течением времени праздник претерпел некоторые изменения, но не потерял своей привлекательности. С приходом христианства разгульные торжества и пиршества, гулянья и хороводы, проводимые во время масленицы, стали совпадать с днями Великого поста.
Масленичные гуляния в сельских поселениях Алатырского района
Масленичная неделя стала последним этапом подготовки к Великому посту, периодом серьезной внутренней работы над собой для верующих. Дни Масленичной недели С давних времен все дни недели Масленицы имели определенные названия и значения. Праздничная неделя начиналась в понедельник и делилась на «Узкую» Масленицу, включающую в себя три первых дня, и «Широкую» — оставшиеся четыре дня. В первую половину вместе с праздничными мероприятиями разрешалось вести работы по хозяйству, а во вторую уже никто не работал. В первый день Масленицы ходят в гости и начинают печь блины.
Первый блин принято отдавать бедным и нуждающимся людям. Вторник — «Заигрыши». В этот день парни и девушки катались с горок, знакомились и ходили друг к другу на блины. Родители устраивали смотрины, выбирали девушкам женихов.
Среда — «Лакомка».
Её происхождение затерялось в глубокой древности, но отмечалась она у всех славянских народов. Люди призывали в свой дом хороший урожай и богатый приплод. Праздник был связан с культом нарождающегося солнца, отсюда и традиционные блины.
Круглые, горячие, золотистые, они представляют собой как бы миниатюрные изображения нашего светила. Александр Куприн писал: Блин — символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей. Со временем Масленица утратила мистический смысл и превратилась в массовое народное гулянье, посвящённое проводам зимы. Только на Масленицу полностью раскрывалась вся широта русского характера, русской удали.
Да и в наше время, в последние дни перед самым продолжительным и строгим постом в народе принято «погулять на славу», наведаться в гости, поесть блинов и порадоваться вместе с родными и друзьями. Особое значение в обрядах имеют горячий первый блин и блин, испеченный последним, лежащий сверху в стопе. Блины, блинчики, оладушки пеклись на Руси весь год, но всё же именно они стали главным угощением и символом праздника Масленицы. Каждая хозяйка имела свой особенный рецепт приготовления блинов.
Пекли блины из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, иногда с добавлением пшённой или манной каши, картофеля, тыквы, яблок. В деревнях опару ставили еще в ночь на понедельник, чтобы с утра, к завтраку, на столе уже высилась стопка ароматных блинчиков «с пылу, с жару». Существовал интересный обычай: первый блин всегда посвящали умершим. Блин, выпекаемый первым на масленой неделе, выкладывали «родителям» на слуховое окно, божницу, крышу или давали нищим.
Если его клали на слуховое окошко «для душ родительских», то обязательно приговаривали: «Честные родители наши, вот для вашей душки блинок! Ели блины с утра до вечера, чередуя с другими блюдами. Особенной популярностью пользовались сдобные дрожжевые блины, которые продавались с лотков на каждом углу, подавались в трактирах и закусочных вместе со сметаной, грибочками, икоркой, селёдкой, килькой, взбитыми сливками, вареньем и мёдом. Запивали их чаем, сбитнем или горячим молоком.
В знаменитых петербургских и московских ресторанах расторопные половые вместе с карточкой меню клали на столы отпечатанные поздравления с Масленицей, часто написанные в стихах и украшенные яркими рисунками.
Пропп считал, что Масленица возникла как земледельческий обряд для плодовитости. Она входила в единый цикл с другими аграрными праздниками: Семиком, Троицей , Иваном Купалой и «похоронами Костромы». Люди верили, что мертвые, находясь в земле, могут влиять на плодородие почвы.
Блины были поминальным блюдом , их носили на могилы или оставляли на окне «Первый блин покойникам» , чтобы заручиться помощью покойных в земледельчестве. В последний день Масленицы — Прощеное воскресенье — ходили «прощаться» на кладбище. Древнейшая фаза состоит в том, что воплощением силы является дерево. У нас это чаще всего березка — как дерево, ранее других одевающееся в нарядную зелень...
Воплощение силы, отделяемой от дерева, приобретает облик человеческого существа. Чаще мы имеем не живого человека, а изображение его — куклу. Постепенно связь с деревом может забываться, и тогда куклы эти могут делаться из любого материала, например, из тряпья.
Однако я уверен: истинный православный христианин найдет в себе духовные силы и мудрость, чтобы не увлечься чрезмерно мирскими заботами и не лишить себя бесценного для духовного возрастания времени Великого поста. Священник Павел Гумеров : — У многих языческих народов переход от зимнего времени к весне, сопровождался определенными религиозными ритуалами и празднованиями. Так было и на Руси. Переход от зимней спячки к весеннему возрождению знаменовался праздником, который назывался комоедица или масленица. Церковь далеко не всегда полностью упраздняла народные языческие традиции и праздники, понимая, что просто запретительные меры малоэффективны, но часто замещала языческие праздники христианскими и как бы воцерковляла народные обычаи, придавая им совсем иной смысл.
Так было и с радоницей, и с обычаем колядования, и с той же масленицей. Церковь приурочила масленицу к Сырной подготовительной недели перед Великим постом, убрав языческий смысл и заменив его новым христианским содержанием. Для православных Сырная седмица, масленица — неделя плавного перехода к посту. И даже трапеза, уже лишенная мясных снедей, напоминает нам об этом. Она посвящена воспоминанию о Страшном суде. Во вторник этой седмицы за вечерним богослужением в храмах уже читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…», и, конечно, разгул и пьяное веселье абсолютно не совместимы с тем смыслом, который Церковь вкладывает в эту подготовительную неделю. Мы, разумеется, не отрицаем разумное, умеренное веселье на масленицу. Ходим друг к другу в гости, едим блины и копим силы перед постом.
Но, к сожалению, приходится наблюдать, что не все соблюдают меру, а многие проводят Сырную неделю вполне по-язычески. Я не говорю о тех людях, которые не соблюдают пост — для них не существует и понятия подготовки к посту. Они могут сжечь чучело масленицы, а потом с таким же интересом сходить на пасхальный крестный ход. И то и другое, по их мнению, хорошо. Нет, я имею в виду православных церковных людей, которые подчас не задумываются над тем, что на масленую неделю недопустимо буйное веселье, обжорство и пьянство все эти «излишества нехорошие» недопустимы, впрочем, и в любые другие дни года. К несчастью, очень свойственна нам эта формула: либо все — либо ничего. И, кстати, не только в современной расцерковленной России, но так было и до революции. Не все знали меру и удержа в масленичной гульбе.
Как говорил Достоевский, «широк русский человек, я бы сузил». Можно также вспомнить про еще одного персонажа Федора Михайловича — Митю Карамазова, про которого было сказано, что он мог созерцать как бы две бездны: порока и добродетели. Святитель Тихон Задонский говорил: «Кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина». Пост — это школа воздержания и умеренности во всем. Мы должны за время Четыредесятницы и других постов научится подчинять стремления своей плоти духу, контролировать свои желания и хотения, чтобы, освоив эту науку, соблюдать разумную меру и воздержание от греха и в повседневной жизни. А если мы после поста даем себе полную свободу, отпускаем вожжи — разговляемся без меры, а потом также неумеренно заговляемся перед новым постом, значит мы так ничему и не научились за время пощения. Вспоминается один мой знакомый, который очень усердно постился, почти ничего не ел во время первой и Страстной седмиц Великого поста, зато потом мог после Пасхи уйти в запой. И опять получается, что не мы хозяева наших инстинктов и устремлений, а они подчиняют нас себе.
Дай Бог, чтобы грядущий пост хоть немного научил нас воздержанию и послужил пользе духовной и телесной. Если хочется ему вторгнуться, ворваться в мир духовный, то приведут эти «души прекрасные порывы» вначале не к чистой духовности, а к миру подмен и перевертышей, к подделкам под святость, к миру подкрашенной лжи. Эта мысль проходит красной нитью через все творения святителя Игнатия Брянчанинова. Ее он завещал, как одно из настоящих сокровищ, векам грядущим с их умножающейся нищетой и множащимися иллюзиями. Язычество никогда не умирало «до конца». В мире, где плоть и дух противостоят друг другу, где плоть еще не преображена, язычеству тепло и уютно прятаться в той части жизни, где плоть — безраздельная хозяйка. Ни бедность, ни богатство, ни грубость быта, ни тонкости просвещения язычеству не помеха. Человек с двумя высшими образованиями точно так же способен бежать к «бабке» за магической помощью, как и малообразованный крестьянин.
Сумеречное, магическое сознание способно все истолковывать и переиначивать под себя, способно добавлять свою ложку дегтя в любое количества меда, уничтожая ценность последнего. Это, как мне кажется, касается и масленицы. Праздновать ее в смысле проводов зимы и встречи долгожданного весеннего тепла было не зазорно и в годы государственно-атеистической идеологии. Там речь не шла о подготовке к Великому посту и постепенному отказу от скоромной пищи. Смысл евангельских чтений о блудном сыне, о Страшном суде и Адамовом изгнании не разъяснялся гуляющим массам. Вместо этого как «наше», «родное» преподносились горячие блины и водка, особенно вкусные на морозе, сжигание чучела, звуки гармошки, катанье с горок, женский визг, коньки, бубенцы далекой тройки… — одним словом, все то, что вкладывается в понятие «а-ля рюс» и михалковскую стилистику «Сибирского цирюльника». Да оно и ладно.