Сервис электронных книг ЛитРес предлагает скачать книгу Павел Николаевич Филонов.
Содержание
- Голод: Павел Филонов / М. Колеров
- «Павел Филонов и его ученики»
- Комментарии
- Плачь, а рисуй! В Мраморном дворце Русского музея открылась выставка «Школа Филонова»
- Работы художника П. Филонова
Прекрасный и страдальческий Павел Филонов
Как считал сам художник, творчество нового мира должно принадлежать исключительно России, стране победившего пролетариата, а вовсе не каким-то буржуям. Головы, 1910. Так и писал в своем дневнике: "Все мои работы, являющиеся моей собственностью, я берёг годами, отклоняя многие предложения о продаже их, берёг с тем, чтобы подарить партии и правительству, с тем, чтобы сделать из них и из работ моих учеников отдельный музей или особый отдел в Русском музее, если партия и правительство сделают мне честь — примут их". Филонов вообще был странным человеком. Человеком, который мог появиться и вызреть только в эпицентре той мировой бури, тех экспериментов поистине космического масштаба, которые развернулись в начале XX века на одной шестой. Крестьянская семья, 1914. Он родился в многодетной семье кучера, рано ушел из дому и единственным его дипломом было свидетельство об окончании малярно-живописной мастерской при школе Общества поощрения художеств. С присвоением специальности «маляр-уборщик». Однако этот маляр, несмотря на активное участие в дореволюционных художественных безумствах и дружбу с Маяковским и Хлебниковым, никогда не вел богемной жизни.
Каждый день он впахивал как проклятый, работая по 18 часов. Портрет Евдокии Глебовой сестра художника , 1915. Если в 1903 году его не принимают в Академию Художеств из-за плохого знания анатомии, то в 1908 он взят вольнослушателем «исключительно за знание анатомии». Но академию он так и не закончил — некогда, надо было делать новую живопись. Но потом началась мировая война, мобилизованный Филонов воевал на румынском фронте, а после Февральской революции, став лидером солдатско-матросского движения полка, был выбран председателем Исполнительного военно-революционного комитета Придунайского края.
Основанное им общество «Мастеров Аналитического Искусства» было разогнано, практически прекратилось его участие в выставках. Таким образом, Филонов фактически лишается работы и средств к существованию. Чтобы как-то прокормить себя и жену ему приходилось браться за совсем уж непривлекательную работу и полулегально преподавать своим бывшим ученикам. Во время блокады Ленинграда он постоянно дежурил на обледенелом чердаке своего дома, охраняя труд своей жизни, свои картины от зажигательных бомб, которые по ночам разбрасывали по городу немецкие самолеты. Это его и погубило. В первый год блокады он простудился на холоде и через несколько дней — 3 декабря 1941 года умер от пневмонии. И это при том, что на его работы находились покупатели за границей — в Европе и Америке. Тем не менее, от всех предложений по продаже он всегда отказывался, объясняя это тем, что его картины должен сначала увидеть отечественный зритель.
Одновременно с учебой он работал на живописно-малярных работах — оформлял помещения, склады, вывески, витрины. Это была обычная работа для начинающих художников из бедных семей. В 1905 году, Филонов отправился в путешествие по России и далее до Иерусалима. Путешествие длилось около двух лет и дало художнику массу наблюдений и впечатлений на последующие годы. Именно тогда в голове мастера начали рождаться идеи о необходимости преображения искусства и придания ему статуса духовного путеводителя. Он хотел продолжить в живописи мощный мессианский пафос литературы XIX века. Так в будущем и вышло — в начале ХХ века русское мессианство проросло в живописи художников-авангардистов. Концепции Казимира Малевича, Владимира Татлина и самого Филонова выросли из понимания искусства как духовной сущности, влияющей на основные постулаты бытия. В паломнической поездке Филонов изучал различные труды по истории живописи, иконографии, философии, этнографии и биологии. Даже в молодом возрасте это был человек широкого кругозора и аналитического мышления. В те годы в творчестве художника видны мотивы тревоги, смирения и осмысления. Он пророчески чувствовал Апокалипсис и пребывал в покаянных раздумьях. В творчестве он использовал этнографические и евангельские сюжеты — в частности, несколько раз переписывал картину «Поклонение волхвов». Что-то глобальное тревожило Филонова в те годы. Видя революционные перспективы проповеди искусства, его традиционная вера в Бога начала сдвигаться в сторону веры в Человека. Тогда это происходило со многими деятелями русского авангарда. И только с третьей попытки он был принят на правах вольнослушателя. Но учеба не задалась — Филонов, уже тогда друживший с петербургскими авангардистами, не признавал «генеральную линию» академической живописи и пытался проявлять свободомыслие, что не приветствовалось среди преподавательского состава. Ректор даже говорил, что Филонов своими картинами развращал соратников. В 1910 году, отучившись два года, Павел Николаевич покинул стены Академии и примкнул к группе художников «Союз молодежи». Союз молодежи «Союз молодежи» — первое в России объединение художников-авангардистов, созданное Михаилом Матюшиным и его женой Еленой Гуро в 1909 году. В годы сотрудничества с «Союзом молодежи», а длилось оно до 1914 года, Филонов написал свои известные работы: «Головы», «Пир королей», «Крестьянская семья», «Мужчина и женщина» и начал разработку концепции живописи будущего. В 1912 году вышла его статья «Канон и закон», где он четко сформулировал фундаментальные принципы аналитического искусства — «от частного к общему» и антикубизм. В статье Филонов провозгласил уход от академических принципов и обозначил свое движение в направлении свободного искусства. Он поставил закон жизни, с ее постоянным движением, выше любых канонов, сдерживающих свободный поиск творческой личности. Два таких разных гения имели в своей глубине нечто общее — духовно близкое понимание архиважности первооснов для любого творчества. Об их взаимовлиянии говорят графические работы Хлебникова и литературные опыты Филонова. В то время Павел Николаевич написал портрет Хлебникова ныне утерянный , иллюстрировал его книгу «Изборник» и создал поэму «Пропевень о проросли мировой». Хлебников высоко оценил незаурядный литературный талант друга и очень тонко вывел Филонова в загадочном рассказе «Ка». В своей единственной поэме Филонов искал все те же первоначальные смыслы, изучал фактуру и пластику слов, создавал характерные неологизмы. Михаил Матюшин даже считал, что именно в стихах Филонов достал из бездн человеческого духа те огненные зерна, из которых и пророс его аналитический метод.
Другим кураторским ноу-хау стал довесок к экспозиции в виде странного электронного инструмента, синтезатора АНС "Александр Николаевич Скрябин". Эту адскую машину инженер Евгений Мурзин придумал еще в 1938-м, и цель ее - конвертировать изображение в звук. Рисунок "сканируется", и в итоге конкретные сочетания черного и белого на листе бумаги "переплавляются" в монотонное ржавое скрежетанье. Так работы Филонова запели, но вряд ли сам Павел Николаевич, страшно далекий от коверкающего густую плоть жизни строгого техницизма, признал бы эти звуки аналогом своего "Пропевня о проросли мировой" так называлась его книга 1915 года. Ну и наконец самый ударный момент выставки "Очевидец незримого" - hommage-проект "Монумент утопии" художника-концептуалиста Вадима Захарова. Он выстроил увеличенную до трех метров модель детской игрушки, фигурки льва, выкрашенной в синий цвет. Лев кланяется, крутится на шарнирах, то приседает, то кивает головой и при этом читает автобиографию Филонова. То есть это взгляд на художника-демиурга, на полного внутренней убежденности Автора, на профета эпохи модернизма из шутовского постмодернистского настоящего.
Филонов Павел Николаевич
В 1912 вышла статья Павла Филонова «Канон и закон», в которой художник выступил оппонентом кубизма и изложил свое видение искусства. Восьмого января 1883 года родился художник и поэт Павел Николаевич Филонов, один из лидеров русского авангарда. Павел Николаевич Филонов родился 8 (21) января 1883 года в Москве в семье мещанина, то есть в семье, формально по сословной принадлежности выше, чем.
К 140 летию русского и советского художника Павла Филонова
Павел Николаевич Филонов умер в Ленинграде, в самом начале блокады. В годы моей юности Павел Николаевич Филонов был очень популярен, особенно среди молодёжи, настроенной воинственно по отношению к академизму. 3 декабря 1941, Ленинград) - русский, советский художник (художник−исследователь, как он официально именовал себя сам), поэт, один из лидеров русского авангарда; основатель, теоретик. [Отпечатано для выставки «Малевич-Филонов» в Париже] Филонов Павел Николаевич (1883–1941) Литография «Масленица» с оригинала 1913-1914 годов из коллекции Русского Музея.
ФИЛО́НОВ ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ
Это значит, что Филонов невольно реализовал мечту старых русских гениев о том, что только подлинно национальная русская культура становится общечеловеческой и вселенской. Филонов воевал рядовым в Первую мировую войну, делал революцию и был революционным вождём-командиром. Он прямо делал Советскую власть в изобразительном искусстве и, конечно же, был бескомпромиссным коммунистом. Именно поэтому, когда имя и школа Филонова достигли зрелости, он сам отказался от компромиссов и все 1930-е годы столпнически голодал, нестяжательски отказывался от денег. И — разделив жизнь и смерть со своим народом — умер от голода в блокадном Ленинграде 3 декабря 1941 года. Человек в мире. Я помню впечатление от первого альбома-каталога «возвращённого» Филонова в конце 1980-х, когда официальный советский коммунизм уже задыхался и предавал сам себя, не имея ни пафоса, ни аргументов: Филонов был очень труден и, прямо сказать, неуместен в той «перестройке». Он, одна из жертв сталинизма, должен был бы находить себе дополнительные стимулы в разоблачениях. А он — презирал их вместе с их разоблачениями. Он ведь великий.
Он не договаривается и не идёт на сделки.
В 1910 году Павел Филонов участвует в художественной выставке, организованной «Союзом молодежи». Принимает участие в различных мероприятиях этой организации вплоть до 1914 года. За это время им было написано много замечательных картин. В 1913 году занимается созданием декораций для трагедии «Владимир Маяковский» в одном из Петербуржских театров. Он был призван в действующую армию и отправлен в Румынию в качестве рядового солдата. Потом грянула революция, в которой Павел Николаевич принял активное участие стал председателем военно-революционного комитета Придунайского края. В 1918 году художник отправляется в Санкт-Петербург Петроград , где участвует в крупной художественной выставке.
Сотворение мира продолжается, включая напластования от неолита до цивилизации «электрического века», от первичной органической протоплазмы через растительный и животный мир к человеческому духу и интеллекту. Идеологическое, даже литературное начало, как и рационализм, анализ превалировали в творчестве Филонова. Поэтому художник не порывал с изобразительностью даже в произведениях, где «космос» картины решался как отвлеченная, лишенная реально-пространственных ориентиров среда, как комбинация геометрических форм или живое шевеление, взбухание аморфной плазмы — краски. Лица, фигуры, предметы, почти пугающие своей конкретностью, вещностью, в его произведениях как бы выкристаллизовываются из хаоса условно-неизобразительного фона. От повышенной яркости, варварских созвучий цвета, намеренных диссонансов, которые можно отметить в его искусстве середины 1910-х годов, художник идет к почти монохромным полотнам, где объемы лепятся из некой вязкой серо-оливковой субстанции красок, смешанных на палитре, пли к произведениям, где цвет разбелен, высветлен, лишен плотности, что усиливает линейно-графический принцип построения пространства. Свои идейно-образные и пластические искания Филонов обобщил в работе «Идеология аналитического искусства и принцип сделанности», опубликованной в 1924 году.
Некоторыми положениями и терминологически она перекликается с позицией Лефа, с высказываниями Маяковского о работе поэта. В 1925 году мастер создал из своих учеников группу «Мастера аналитического искусства». В 1932 году была подготовлена большая персональная выставка работ Филонова, но открытие ее не состоялось — одержала верх односторонняя точка зрения тех из критиков, кто не сумел увидеть в его творчестве устремленности к высоким идеалам. Умер художник во время блокады Ленинграда от голода, как и тысячи тех, с кем он разделил трагедию тех дней. Павел Филонов. Новосибирск, 1967.
Художественный справочник.
Но от этого большинства конца XIX века, тесно интегрированного с городской жизнью через сезонное «отходничество» на заработки в городе, а то и просто живущего, как нынешние мигрантские массы, на два дома, — семья Филонова вряд ли чем-то отличалась. Павел Филонов.
Было в жизни этого городского пролетариата одно, самое светлое обстоятельство, которого почти начисто была лишена сельская жизнь. В ней был шанс на изменение своей социальной судьбы: реже — шанс на подъём и выход в купеческое состояние, чаще — шанс на достижение личной социальной свободы на военной или гражданской службе, интеллигентной работе, равно открывавшихся после получения среднего и специального образования, возможность которого давал только город. Павел Филонов, борясь за жизнь и личную свободу, получил в Москве и Санкт-Петербурге начальное и минимальное специальное образование, рано избрав путь художника.
Сколь мало бы ни было его художническое образование, он в полной мере овладел рисовальным ремеслом, для художников не частое дело — рисовальщиков среди живописцев немного. Попытки получить нормативное высшее художественное образование долго не удавались, а затем — уже стали лишними, — тогда, когда прямой путь Филонова к творчеству в ряду других новых художников уже был открыт. Их особая культурная и карьерная жизнь тоже богата, но не сравнима по скорости с беспрецедентным аферизмом столиц.
Но одни парвеню повторяют карьеры Жюльена Сореля из стендалевского «Красного и чёрного» или Жоржа Дюруа из мопассановского «Милого друга», а другие становятся рабами своего дара, отдавая ему всю жизнь и все её столичные шансы. Филонов выбрал последнее.
Главные новости
- В "Зарядье" открывается выставка Павла Филонова - Российская газета
- Павел Филонов. Из новой книги Максима Кантора «Чертополох и терн». Продолжение
- Голодная смерть ради искусства: подвиг художника Филонова
- От маляра до живописца: путешествия и учеба в Академии художеств
- Арабский халифат и его распад
- ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ
Арабский халифат и его распад
- Голодная смерть ради искусства: подвиг художника Филонова | Аргументы и Факты
- ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ
- Каждый атом
- В "Зарядье" открывается выставка Павла Филонова
"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
Да и сам Павел Николаевич еще в 1912 году в своей статье "Канон и закон" пишет о том, что в отличие от кубистов он, обобщая, анализирует частное, стремится ее постичь, не отрываясь от природы вещей. не просто дань уважения великому художнику, но практически первое с начала 30-х официальное упоминание о Павле Николаевиче Филонове. Павел Филонов принимает активное участие в революции и занимает должности председателя Исполнительного военно-революционного комитета Придунайского края в Измаиле, председателя ВРК Отдельной Балтийской морской дивизии и т. п. В годы моей юности Павел Николаевич Филонов был очень популярен, особенно среди молодёжи, настроенной воинственно по отношению к академизму. Павел Филонов родился в 1883 году в крестьянской семье, которая перебралась в Москву тремя годами ранее.
В "Зарядье" открывается выставка Павла Филонова
Павел Николаевич Филонов — российский советский живописец, график, художник театра и педагог, член Ленинградского Союза художников[1], одна из фигур, определившая лицо ленинградской живописи 1910-1930-х годов ленинградской школы живописи[2]. Для истории русского искусства Павел Николаевич Филонов не просто оригинальный художник, лидер русского авангарда, но явление гораздо более значительное. Павел Филонов, борясь за жизнь и личную свободу, получил в Москве и Санкт-Петербурге начальное и минимальное специальное образование, рано избрав путь художника. Павел Филонов принимает активное участие в революции и занимает должности председателя Исполнительного военно-революционного комитета Придунайского края в Измаиле, председателя ВРК Отдельной Балтийской морской дивизии и т. п. Павел Николаевич Филонов умер в тяжелые времена блокады Ленинграда в 1941 году. Новости Фотогалереи Видео Совет молодых депутатов СМИ о нас.