Самозанятые — разбираем все нюансы (кто такие, как платить налог, что и как можно продавать, какие плюсы и минусы и т.д.). По словам эксперта, среди наиболее распространенных преимуществ работы с самозанятыми компании в этом году назвали выгодный налоговый режим, простой документооборот, быстроту. Самозанятость — не только возможность быть честным перед собой, но и способ избежать преследования налоговиками. Разбираем, какие требования предъявляет законодательство к самозанятым в 2024 году и как меняется лимит дохода этой категории налогоплательщиков. Самозанятость – это особый налоговый режим, введенный в качестве эксперимента в 2019 году.
Какие виды поддержки могут получить самозанятые 2023 году
Его нельзя получить деньгами, его автоматически применяют к выплатам, чтобы снизить налоговую ставку. Можно совмещать разные виды деятельности, а также быть ИП и самозанятым одновременно. Например, можно писать статьи, печь тортики и проводить съемки в разные дни, и даже заключать договоры подряда и оказания услуг. Нет отчетности. Не нужно заполнять декларации, вся документация хранится в личном кабинете приложения Мой налог, а все доходы учитываются в автоматическом режиме. Не нужен кассовый аппарат. Если клиент захочет получить чек об оказанной услуге, то его можно сформировать за несколько секунд в приложении. Какие недостатки можно отметить: Далеко не все банки и финансовые организации учитывают при определении платежеспособности доходы, полученные самозанятыми гражданами. Нельзя нанимать сотрудников по трудовым договорам, только работать самому. Пенсия не формируется, годы работы самозанятым не идут в трудовой стаж.
Ограничения на доход свыше 2,4 млн. Нет социальных гарантий. Не оплачиваемого отпуска, больничного, выплат по беременности и родам. Нельзя работать с текущим или прошлым работодателем в течение 2 лет после увольнения. Для кого такой режим будет удобен? Для тех, кто занимается творческой профессией, получает небольшие доходы, находится в декрете, планирует оформить пособия или кредит и просто хочет работать «в белую» и не иметь хлопот с налоговой. Быть самозанятым — это самый простой способ легализовать свои доходы, получить определенные гарантии и помощь со стороны государства и возможность подтверждать свою платежеспособность. А взамен нужно только оплачивать налоги по сниженной ставке. Какие налоги нужно будет платить самозанятым Граждане, оформленные в качестве самозанятых, оплачивают налоги только со своей трудовой деятельности.
Если по какой-либо причине гражданин не работал, например, находился на больничном, устроил себе отпуск или просто сделал перерыв в работе, то и платить ничего не нужно, никаких дополнительных взносов. Самозанятые граждане могут работать с разными типами клиентов: С физическими лицами, то есть с обычными гражданами. С юридическими лицами, то есть с организациями или ИП. Каждая продажа будет фиксироваться вручную самозанятым гражданином в приложении «Мой налог».
А ещё он поможет вам заполнить декларацию и отправить документ в налоговую — ехать никуда не придётся. А вот перечень запрещённых видов работ есть. Под самозанятость не подходит: деятельность, связанная с добычей полезных ископаемых; перепродажа товаров, которые не произведены непосредственно самозанятым; деятельность в интересах другого лица на основе договоров: агентского, поручения или комиссии; доставка в интересах других лиц.
Не считая этих ограничений, налогоплательщик может заниматься любой деятельностью, которая не запрещена законом. Если есть сомнения, можно написать в налоговую и спросить, точно ли ваша деятельность подпадает под НПД или лучше выбрать другую систему налогообложения. Помимо этих отчислений самозанятый не обязан уплачивать какие-либо взносы. Дополнительно можно перечислять деньги в Пенсионный фонд РФ, чтобы обеспечить себя в старости. Но это необязательно. Самозанятый не обязан отчислять и НДС, если только не ввозит товары в Россию. Если на этот налоговый режим переходит индивидуальный предприниматель, то ему не нужно больше переводить страховые взносы.
Важно: самозанятые ничего не платят государству, если не имеют дохода. Нет никаких фиксированных сумм и взносов. Всё просто: заработал деньги — заплатил налоги. Это особенно удобно для сезонных работ. Уплачивать налог можно с банковской карты через приложение «Мой налог». В личном кабинете появится счёт, который нужно оплатить, чтобы погасить налоговую задолженность. Преимущества самозанятости Легко оформить.
Не нужно собирать бумажки, чтобы встать на учёт. Достаточно скачать приложение «Мой налог» из AppStore, Google Play или зайти в веб-версию личного кабинета «Мой налог» и зарегистрироваться. Низкая ставка. Можно совмещать с работой по договору и с индивидуальным предпринимательством. Самозанятость может не быть основным источником дохода для работающих в компаниях. А индивидуальные предприниматели могут сохранять этот статус, при этом уплачивая НПД, а не пользуясь УСН или другой системой налогообложения. Никакой отчётности.
Не нужно заполнять декларации и вести учётную книгу. Достаточно просто выставлять чеки клиентам или покупателям через приложение. Не нужна онлайн-касса. Для работы по НПД достаточно мобильного приложения. Никаких дополнительных отчислений. Только процент от фактически заработанных средств. Автоматический расчёт.
Не нужно сидеть с калькулятором и высчитывать, сколько составит налог за месяц.
С марта по 31 декабря 2022 г. В нем не учитывают доходы тех, кто потерял рабочие места с 01.
Не учитываются выплаты уволенным лицам по трудовому соглашению, выходные пособия и средний заработок, сохраняемый при увольнении по сокращению штата. Куда ещё обращаться за субсидией самозанятому? Заявление на получение денежных средств и документы можно отправить в органы соцзащиты через Госуслуги или МФЦ.
Центры «Мой бизнес» открыты в каждом регионе России. На рассмотрение отводится 3 месяца, если с документами все в порядке, проверка длится не более 10 суток. Соцзащита может потребовать справки о наличии недвижимого и движимого имущества вашей семьи.
Плохая кредитная история не влияет на получение субсидии, а дорогое имущество, как источник прибыли, может служить основанием для отказа. Прочие способы поддержки самозанятых Ежегодно разрастается список разрешенных видов деятельности. Он представлен в приложении «Мой налог».
На рассмотрении Правительства вопросы о повышении размера годового лимита дохода, об аренде нежилых помещений, о перепродаже товаров. Рассматривается предложение повысить ограничение 2,4 миллиона до 6—10 млн. Госзаем Через Фонд поддержки предпринимательства плательщики НПД вправе оформить заем в сумме до 500 000 рублей сроком на 2 года и с правом получить отсрочку выплат на полгода при условии, что деньги потрачены на закупку сырья и нужных материалов, на ремонт, на развитие своего дела.
Заем получить намного проще тем лицам, что имеют отличную кредитную историю без просрочек платежей, если за них кто-то может поручиться, если у них есть ценное имущество для залога. Можно привлечь региональную залоговую организацию, она выступит гарантом возврата средств. После получения займа в течение 90 дней нужно представить кредитору документы, которые подтвердят целевое использование денег.
Возможность регистрировать товарные знаки Согласно ФЗ-193 с 29. Это дает налогоплательщикам НПД дополнительное право получать льготные кредиты — они могут предоставить в залог интеллектуальную собственность, свой личный бренд. Торговый знак подтверждает авторство, повышает конкурентоспособность товаров, защищает от плагиата и от недобросовестных конкурентов.
Торговые места на ярмарках Многие производители испытывают затруднения со сбытом товаров. ФЗ-352 обязывает представителей муниципальной власти предоставлять плательщикам НПД места на ярмарках и аукционах. Торгово-промышленная палата оказывает информационную помощь в решении управленческих задач.
Участие в выставках-ярмарках поможет бесплатно рекламировать свои товары, найти поставщиков сырья, потребителей услуг или покупателей. Организаторы мероприятий помогут оформить стенды, красочно расставить предметы. Госимущество без участия в торгах Самозанятые лица до конца 2029 года до окончания эксперимента по самозанятости вправе арендовать помещения, находящиеся в муниципальной собственности.
Для подачи заявления на аренду не обязательно принимать участие в торгах, это ограничение снято. При возникновении затруднений с оплатой возможна отсрочка по платежам.
То есть, если один из супругов после развода переехал жить к родителям, родителей в этом случае тоже посчитают за членов семьи и их доходы тоже будут учитываться. Однако стоит обратить внимание, что при расчете среднедушевого дохода надо будет учитывать не только официальную зарплату или доходы от ведения бизнеса, но и все выплаты, получаемые членами семьи. Это могут быть пенсии, стипендии, пособия по безработице, алименты, наследство, доходы от аренды имущества. Органы соцзащиты будут брать во внимание все имущество семьи, находящееся в собственности. Дополнительный автомобиль или квартира, которые можно использовать в качестве источника прибыли могут послужить причиной отказа в заключении соцконтракта. Отметим, что плохая кредитная история на получения выплат от государства не влияет. Изменения в 2022 году. Обратите внимание, что в 2022 году изменился порядок расчетов общего семейного бюджета.
Теперь в него не входят доходы тех членов семьи, которые потеряли работу с 1 марта 2022 года или которые на день подачи заявления стоят на учете в центре занятости как безработные. При этом из расчета уволенных исключаются выплаты, положенные по трудовому договору, средний заработок, сохраняемый при сокращении и выходные пособия по увольнению. Данные условия будут действовать до 31 декабря 2022 года. Какие документы нужны для заключения социального контракта Для получения государственной помощи потребуется предоставить следующие документы: заявление; документ, удостоверяющий личность - паспорт или водительское удостоверение; копия СНИЛС; копия ИНН; документ о доходах. За помощью в составлении бизнес-плана для соцконтракта можно обратиться в местный центр «Мой Бизнес», также услугу по написанию можно заказать платно у юристов - предложений в интернете и на сайтах объявлений предостаточно. Тренинговый центр онлайн за 120 000 руб. В стоимость входит комплект материалов для очного проведения 12 т-игр и 35 тренингов. Виртуальный бизнес-кабинет для проведения этих программ в онлайн-формате. Живое обучение. Поддержка в процессе работы.
Также учтите, что социальный контракт - услуга региональная, а значит в вашем регионе может понадобиться что-то еще. Способов подачи документов есть несколько. В органы соцзащиты их можно передать лично, через МФЦ либо через портал Госуслуги. Однако даже при онлайн-подаче оригиналы документов для подтверждения личности потребуется предоставить МФЦ. Рассмотреть ваши документы обязаны в трехмесячный срок. Это время необходимо для того, чтобы органы соцзащиты сделали соответствующие запросы во все инстанции и удостоверились в подлинности данных.
Все, что нужно знать о самозанятости
Поскольку самозанятым разрешили работу в такси, сравним преимущества и недостатки. Условия применения самозанятости и налоговые ставки до 1 января 2029 года не изменятся. Зачем нужно регистрироваться как самозанятый и что дает этот статус, плюсы и минусы, оформлять или нет. Налог на профессиональный доход — это специальный налоговый режим для самозанятых граждан, который можно применять с 2019 года.
В чём преимущества статуса самозанятого
Отчисления в ПФР самозанятые могут делать самостоятельно или попросить об этом заказчика. У самозанятых нет обязанности представлять отчетность и применять контрольно-кассовую технику. Налоговики сами считают сумму налога, подлежащего уплате, и направляют уведомление. Кроме того, самозанятые могут параллельно работать по трудовому договору. В этом случае в сумме своего дохода как плательщики НПД они не должны учитывать доходы, которые они получают в рамках трудовых отношений. Также сюда не попадают доходы от продажи недвижимого имущества и транспорта, от передачи имущественных прав на недвижимое имущество за исключением аренды жилых помещений. Самозанятому на заметку Применять режим НПД не смогут те, кто занимается перепродажей товаров либо осуществляет деятельность по посредническим договорам, нанимает помощников по трудовому договору. Если доход самозанятого превысит в календарном году 2,4 млн рублей, то он автоматически потеряет свой статус. Также самозанятые не могут заключать договоры гражданско-правового характера с бывшими работодателями в течение двух лет после увольнения. Чем рискует бизнес?
Конечно, тот факт, что директор трудится по найму на организацию уже говорит о том, что выплачиваемые ему доходы не подпадают по НПД. Но суд об этом упоминает лишь вскользь, заостряя свое внимание на другом. Больше всего судей смутил тот факт, что жилое помещение предоставлено физлицом обществу в целях, не отвечающих назначению жилого помещения. Таким образом, даже если компания берет в аренду жилое помещение у самозанятого гражданина, одного лишь этого факта явно недостаточно, чтобы не удерживать НДФЛ при выплате арендной платы. Квартира должна использоваться в качестве жилого помещения например, для проживания в ней работников. В противном случае — например, если арендуется квартира под офис или склад — необходимо удерживать НДФЛ при выплате аренды. Нужен ли компании договор с самозанятым В основном, договор нужен. Но если речь идет о разовой услуге, которая будет оказана «здесь и сейчас», то можно обойтись без составления письменного договора. На это обратила внимание ФНС в п. Факт заключения договора подтверждается уплатой заказчику соответствующей суммы за оказанные услуги». Во всех остальных случаях отдельный договор в письменной форме нужно оформить. При подготовке такого договора целесообразно включить в него следующие положения: сведения о статусе исполнителя что он самозанятое лицо, уплачивающее НПД ; обязанность по выдаче чека при оплате вознаграждения можно также предусмотреть уплату штрафа за непредставление чека ; обязанность гражданина уведомить компанию о снятии его с учета в качестве плательщика НПД и сроки такого уведомления можно также предусмотреть уплату штрафа за несвоевременное уведомление. Последнее положение особенно важно, ведь при изменении статуса у компании, как у источника выплаты дохода, появятся новые обязанности по исчислению НДФЛ и, возможно, страховых взносов, если мы говорим об «обычном» гражданине, а не об ИП. Если этого условия нет в договоре или самозанятый не выполнит его, то нужно перед каждой выплатой вознаграждения проверять актуальность статуса самозанятого контрагента на официальном сайте ФНС. Риски переквалификации в трудовой договор Договор с самозанятым нужно оформить таким образом, чтобы указанные в нем положения налоговые органы не могли переквалифицировать в трудовой договор. В противном случае налоговики обвинят компанию в том, что трудовые отношения она подменяет гражданско-правовыми, и, как следствие, будет доначислен НДФЛ со страховыми взносами если вознаграждение будет подпадать под объект обложения взносами. В связи с этим обращаем внимание на письмо ФНС России от 15. Чек от самозанятого Начиная сотрудничать с самозанятыми, следует знать, что на каждый расчет необходимо получать от него специальный чек. Чек от самозанятого имеет для компании важное значение, поскольку при его отсутствии не получится отнести на расходы, учитываемые при налогообложении, стоимость приобретенных у самозанятого услуг. Об этом прямо сказано в п. Отсутствие чека влияет не только на сумму налога на прибыль, но и на страховые взносы. Выплаты самозанятым лицам освобождаются от уплаты страховых взносов при наличии у организаций, выплачивающим им доход, специального чека п.
Поэтому у специалиста должен быть высокий уровень гражданской ответственности. Что такое налоговый вычет для самозанятых Специалист может рассчитывать на налоговый вычет для самозанятых в 10 тыс. Благодаря этому уменьшается процент налога с каждого платежа, поступившего на ваш счет. Процент будет снижен до 3 для физических лиц и до 4 для юридических лиц до тех пор, пока вы не используете весь размер вычета. Только после исчерпании льготной суммы, процентная ставка станет прежних размеров. Простыми словами, государство дает скидку в 10 тыс. Пока скидка не будет исчерпана, можно делать взнос по низкой ставке. Зачем оформлять самозанятость Всем, кто получает доход за осуществление профессиональной деятельности, вне официального трудоустройства в той или иной организации, необходимо либо оформить ИП, либо стать самозанятым. В первую очередь, это необходимо для того, чтобы люди пополняли государственный бюджет. Благодаря взносам обеспечивается бесплатное медицинское обслуживание, а также увеличивается региональный фонд. Это влияет на ремонт дорог, обслуживание жилищных коммуникаций и бесплатное образование в школах. Граждане сами формируют тот бюджет, который будет распределен на нужды региона. Самозанятым не нужно самим вести отчетность, нанимать бухгалтеров, заполнять налоговые декларации и т. Помимо прочего, с теми, кто официально оформил свою профессиональную деятельность, более охотно сотрудничают другие организации.
Стоит или нет оформлять самозанятость Каждому человеку надо самостоятельно решить, стоит или нет оформлять самозанятость. Это удобный и быстрый способ начать вести деятельность полностью легально, перестать бояться налоговой проверки и начать выполнять гражданский долг, установленный Конституцией. При этом платежи в бюджет будут вполне разумными. Но необходимо взвесить все плюсы и минусы налога для самозанятого. Данный налоговый режим имеет несколько существенных ограничений и нюансов. Он невыгоден при больших затратах на расходные материалы и не позволяет открыть полноценный бизнес с привлечением других людей. Надо не забывать и подвохи самозанятости, связанные с пенсионным обеспечением. Если одновременно налогоплательщик НПД не трудоустроен, то прав на страховую пенсию у него по умолчанию не будет. Эти скрытые условия не очень заботят молодежь, но в будущем могут стать серьезной проблемой. Фактически применяя НПД, надо сразу задумывать о том, как откладывать на пенсию. Кому выгодно взять статус самозанятого Статус самозанятого — в чем преимущество на самом деле могут оценить не все налогоплательщики. Он подойдет в следующих случаях: Для сдачи аренды недвижимости. Если суммарный доход меньше 2,4 млн р. При этом многие арендодатели работают официально. Для такси. Многие водители только подрабатывают в такси, а другие не хотят связываться с отчетами, декларациями. Самозанятость для водителей в Яндекс. Такси позволяет также снизить комиссии, ежедневно получать выплаты на карты и воспользоваться рядом бонусов 2 бесплатные смены, 60 дней приоритетных заказов. Для фрилансеров. Статус самозанятости позволяет без проблем работать с организациями и расширять за счет этого клиентскую базу. Для тех, кто оказывает услуги на дому. Самозанятость подходит для парикмахеров, мастеров маникюра и т. При изготовлении на продажу различных товаров своими руками. Для получения доп. Самозанятость позволяет им легализовать свой микробизнес. Плюсы и минусы самозанятости для бюджета Если для граждан все плюсы и минусы самозанятости понятны, то с государством дело обстоит иначе. Введение нового налогового режима легко объяснить. Он призван вывести «из тени» микробизнес и увеличить за счет него доходы бюджета.
Кто такой самозанятый и как им стать
Выберите регион. Укажите регион ведения деятельности. Он может не совпадать с местом регистрации по месту жительства. Отсканируйте паспорт. Поднесите его к камере телефона в развернутом виде — программа распознает данные для заполнения заявления. Постарайтесь сделать так, чтобы на поверхности защитной пленки в паспорте не было световых бликов, а цифры и надписи хорошо считывались. Проверьте данные. Если данные заполнятся некорректно, отсканируйте паспорт заново или отредактируйте информацию вручную. Сделайте селфи. Фотографию нужно сделать на камеру телефона, с которого регистрируетесь.
Произойдет сверка вашей фотографии с фото в паспорте. Подтвердите регистрацию. Ваше заявление для постановки на учет будет отправлено в налоговую. Регистрация займет от нескольких минут до шести дней — налоговая пришлет письмо на почту и подтвердит, что все прошло успешно. После этого вы сможете начать работу в статусе самозанятого. Как принимать платежи от заказчиков и покупателей Самозанятый может работать с физлицами, ИП и компаниями. Во всех случаях работа строится по такой схеме: 1. Самозанятый предоставляет услугу или продает товар. Если самозанятый принимает оплату по безналичному расчету, он передает заказчику банковские реквизиты.
При платеже наличными ничего передавать не нужно. Заказчик оплачивает услугу или товар наличными или переводом. Самозанятый передает чек заказчику. Чек формируется в приложении «Мой налог». Самозанятый оплачивает налог в следующем месяце. Достаточно чека из приложения «Мой налог», чтобы подтвердить факт сделки. Обычно договор с самозанятыми заключают компании, которые хотят регулярно обращаться к человеку за услугами. Им для отчетности нужно обоснование платежей. А если клиент — какой-нибудь ИП на упрощенке, и он просто заказал у самозанятого сайт и платит один раз, то и договор не обязательно заключать.
Оказали услугу — получили деньги — выдали чек. Как сформировать чек или выставить счет на оплату Чтобы сформировать чек и отчитаться налоговой о полученном доходе, на главном экране приложения «Мой налог» нажмите кнопку «Новая продажа». Затем сделайте следующие шаги: 1. Укажите наименование оказанной услуги или проданного товара. Укажите стоимость товара или услуги.
Этот плюс особенно актуален для тех, кто работает с организациями и не хочет напрягать бухгалтерию партнеров лишний раз. Можно одновременно работать на основной работе. Эта возможность актуальна для тех, кто подрабатывает в такси, через интернет и т. Нет необходимости приобретать кассовый аппарат. Самозанятые чеки формируют на сайте или в приложении ФНС. Минусы оформления самозанятости в 2024 году Государство рассказывая о статусе самозанятого активно напоминает о плюсах данного налогового режима. При этом минусы для граждан, решивших применять НПД, также есть. Учитывать их надо обязательно. Основные подводные камни самозанятости Режим НПД работает не во всех регионах. Если деятельность ведется в других регионах, то воспользоваться им налогоплательщик полноценно не сможет. Зарегистрироваться в качестве самозанятого может житель любого региона, но если клиенты и он сам проживают находятся в субъектах РФ, где эксперимент не проводится, то у ФНС могут появиться вопросы. С 2024 года список самозанятых регионов планируется расширить. Время работы в качестве самозанятого не засчитывается в страховой пенсионный стаж. Серьезный подводный камень связан с тем, что большинство налогоплательщиков НПД смогут в будущем рассчитывать только на минимальную социальную пенсию, назначаемую на 5 лет позже страховой. Он по умолчанию взносов в ПФР не платят. Допустимо начать перечислять средства на будущую пенсию в добровольном порядке, подав соответствующее заявление. В последнем случае надо будет ежегодно платить фиксированные взносы. Налог берется с оборота. Расходы самозанятого при этом не играют никакой роли. Это не совсем подводный камень, а скорее способ максимально упростить расчет налоговых платежей. ИП или самозанятый гражданин — что лучше? Вопрос о том, стоит ли становиться самозанятым гражданином встал и перед теми, кто задумывался о регистрации в качестве ИП. Есть лица, высказывающиеся «за» и «против» каждого из варианта ведения легальной деятельности. Самозанятость лучше подойдет в следующих случаях: Основную клиентскую базу составляют частные лица. Деньги за услуги, товары приходят на карту физ. Бизнес имеет небольшой размер, и сотрудники не привлекаются. Оказание услуг или продажа товаров — это подработка, а не основная деятельность. ИП может также являться самозанятым.
Там сказано, что если гражданин, оказывающий услуги или продающий товары, фактически действует как предприниматель, то он не вправе ссылаться в отношении заключенных при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Я склоняюсь ко второму мнению, потому что: нигде не сказано, что Закон «О защите прав потребителей» не может распространяться на самозанятых, то есть прямой запрет законодательно не закреплен; существует п. Следовательно, действие этого закона распространяется и на самозанятых. Как заключенные с самозанятыми договоры признают трудовыми Самозанятый вправе осуществлять деятельность как по договору гражданско-правового характера, так и по трудовому договору во втором случае — в качестве работника, а не самозанятого. Это нередко приводит к путанице на практике. В итоге правоотношения, возникшие в результате заключения с самозанятым договора гражданско-правового характера, нередко признают трудовыми. Неправильно организованное взаимодействие с самозанятыми может повлечь следующие неприятные последствия для ИП или компании: претензии самозанятых, которые фактически являются работниками, по оплате отпусков, больничных и работы в выходные в двойном размере; доначисление НДФЛ и страховых взносов, штрафов и пеней; штраф по п. Как избежать таких последствий? Позаботьтесь об отграничении отношений с самозанятыми от трудовых. Статья 15 ТК РФ содержит прямой запрет на замену трудовых отношений гражданско-правовыми: «Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается». Если сотрудничество с самозанятым используется как схема уклонения от уплаты НДФЛ и страховых взносов, то налоговая может переквалифицировать гражданско-правовой договор в трудовой Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2018 г. Что позволит избежать признания отношений с самозанятыми трудовыми? Какие условия включить в договор с самозанятым? Отразите в договоре, что исполнитель зарегистрирован в качестве самозанятого: «Исполнитель обязан подтвердить статус плательщика налога на профессиональный доход самозанятого ». Укажите, что самозанятый самостоятельно уплачивает налог на профессиональный доход и обязуется выдать вам чек после оплаты его услуг. За неисполнение этой обязанности установите ответственность: «Исполнитель является плательщиком налога на профессиональный доход, в связи с чем Заказчик освобождается от обязанности перечислять налоги и страховые взносы за Исполнителя в бюджет РФ на основании п.
Не все так просто и с взносами в Пенсионный фонд. Как говорилось выше, если самозанятый нигде не работает по трудовому договору, но хочет обеспечить себе страховую пенсию, он может делать взносы в ПФР. Однако это не всегда выгодно. Дело в том, что самозанятые, в отличие от ИП, не имеют права уменьшить налог на сумму взносов. Чтобы решить, что выгоднее: платить взносы на пенсию как самозанятый или как ИП, нужно все посчитать. Все, что требуется от самозанятого для отчетности, выдать чек через приложение и отправить его покупателю. Если ИП вовремя делал авансовые платежи, он имеет право уменьшить налог на сумму страховых взносов. Самозанятый уменьшить налог на сумму взносов не может. Популярные вопросы и ответы Кому стоит оформить самозанятость? Это легальный способ получать доходы за оказание услуг на фрилансе, подработку или сдачу квартиры в аренду и при этом не бояться вопросов налоговой о происхождении средств. Если у человека нет штатных сотрудников, он работает сам на себя, сам решает, когда и как хочет подработать, но при этом не желает вступать в трудовые отношения и отчитываться перед госорганами, то самозанятость — для него. Как считать доход, с которого нужно платить налог на самозанятость? Такие доходы могут быть получены от реализации товаров работ, услуг, имущественных прав. Например, вы делаете на заказ торты, делаете маникюр, оказываете погрузочно-разгрузочные услуги или сдаете свою квартиру в аренду. Размер налоговых ставок зависит от категории потребителей, которые купили товар, заказали услугу или арендовали жилье. Каждый полученный доход самозанятый вносит в приложение отдельно, указывая категорию потребителя. С полученного дохода НПД рассчитывается автоматически, самозанятому ничего высчитывать не нужно. Предварительный налог, рассчитанный налоговиками, можно увидеть в приложении «Мой налог». Не нужно платить НДП при получении доходов от продажи квартиры и имущества, которое использовалась в личных целях, например мебели, техники и так далее. Поступления на карту от родственников или еще кого-то тоже не облагаются налогом, так как они не считаются двусторонним обменом «услуга на деньги». Самозанятый не должен формировать чек при поступлении средств в этом случае, и неуплата налога не считается нарушением. Что предпочесть: статус ИП или самозанятость? Никита Савельев, начальник отдела электронной коммерции финтех-компании ЮMoney: Для выбора организационно-правовой формы важно учитывать особенности конкретного бизнеса. Если человек работает один и оказывает услуги вроде репетиторства или занимается продажей собственных товаров, он может быть самозанятым. Если же он планирует нанимать сотрудников или работать по агентскому договору, придётся регистрировать ИП. Если вы только запускаете своё дело, не обязательно делать выбор сразу. Можно начать работу в статусе самозанятого, а потом, по мере роста, перейти на ИП. Каждый статус даёт свои преимущества. Например, самозанятым не нужно подключать онлайн-кассу или вести бухгалтерию. Однако эта форма бизнеса предполагает отсутствие наёмных работников и доход не выше 2,4 млн рублей в год. Кроме того, самозанятые не могут доставлять и перепродавать товары, оказывать агентские или комиссионные услуги, заниматься нотариальной или арбитражной и другой деятельностью. Если вы оказываете один из таких видов услуг или планируете нанимать работников, вам необходимо зарегистрировать ИП. У такой формы бизнеса тоже есть свои преимущества: лимит дохода больше, начисляется трудовой стаж, уровень доверия банков выше. Плюс возможность нанимать сотрудников позволяет масштабировать деятельность. Можно ли быть самозанятым и в то же время работать в штате компании? Если человек трудоустроен в одной компании, а услуги как самозанятый оказывает другой, то да, он может дополнительно заниматься любой разрешенной деятельностью. Если речь идет об оказании услуг той компании, в которой самозанятый работает или работал по трудовому договору, то нет, он не может оказывать услуги действующим или бывшим работодателям — компаниям или ИП, если с даты увольнения прошло менее двух лет. Нужно ли самозанятому открывать расчетный счет? Открывать для получения денег от юрлица специальный счет не требуется.
Бизнес для самозанятых в 2024 году: список из 20 идей
Нужно выбрать что-то одно. А потом повысят? Этот вопрос волнует многих наших читателей. Надеюсь, что самозанятых не надурят впоследствии. Ведь есть вероятность, что ставка вырастет. Хотелось бы, чтобы в разумных пределах», — пишет нам фрилансер Татьяна. Можете быть в этом уверены: в законопроекте к третьему чтению специально уточнили эту формулировку. Можно ли совмещать самозанятость с основной работой? Вы можете работать пиарщиком в высокотехнологичной компании, а в свободное время вязать пледы.
Или быть чиновником и сдавать в аренду квартиру. Не мешает ли ограничения налога вырасти самозанятому и создать бизнес? Вся суть в том, что этот налог направлен именно на самозанятых, которые не собираются превращаться во что-то большее. Тут и лимит в 2,4 миллиона рублей, и ограничение на работников мешает. Легальным самозанятым придётся повышать цены на услуги? Но неприятно. Эти налоги придётся закладывать в стоимость услуг.
Самозанятость проще и выгоднее, чем ИП: легче зарегистрироваться, ниже налоги, нет налоговой отчетности, не нужны кассы, можно не платить страховые взносы за себя. Налоги с доходов за предыдущий месяц платят до 28-го числа текущего месяца. Если не было доходов, ничего платить не надо.
Декларацию заполнять не нужно. Основные минусы самозанятости: нельзя нанимать сотрудников по трудовым договорам, страховой стаж для пенсии не идет, нет соцгарантий и пособий, ограничение на доход — 2,4 млн в год. Кроме того, нельзя работать как самозанятый с текущим и прошлым работодателем в течение двух лет после увольнения.
Отсутствие отчетности и дополнительных взносов Чтобы заплатить налоги, не нужно собирать справки или заполнять декларации. Достаточно после каждой оказанной услуги формировать и выдавать покупателю электронный чек.
Сумма налога рассчитывается автоматически на основе сформированных чеков. Самозанятость не предполагает отчислений в пенсионный фонд — их выплачивают только на добровольной основе. Также самозанятые не платят дополнительные налоги, включая налог на добавленную стоимость. Возможность работы с юридическими лицами Статус самозанятого кроме официального дохода дает возможность официально работать с юридическими лицами. Самозанятый может выдать чек, а, значит, организация может оплатить услугу с корпоративного счета.
Как это работает: например, вы умеете ремонтировать кондиционеры, а местной кофейне срочно нужен такой мастер. Раньше кофейне пришлось бы искать специальную компанию, которая пришлет мастера и выставит счет. Сейчас эта кофейня может обратиться к самозанятому и совершенно легально оплатить услугу по чеку. Поддержка государства У каждого региона есть свои меры поддержки самозанятых граждан.
Есть потолок годового дохода В качестве самозанятого можно зарабатывать не более 2,4 миллионов рублей в год. А если вдруг самозанятый зарабатывает больше этой суммы, ему придется перерегистрировать свою деятельность и оформить ИП или ООО.
При этом ограничений по ежемесячному доходу нет. Например, за январь можно заработать 20 000 рублей, за февраль — 3 000 р. Главное — уложиться в годовой лимит доходов. Налог нужно платить каждый месяц Налоги платятся согласно сумме и срокам, указанным в квитанции приложения «Мой налог». Для сравнения, ИП самостоятельно выбирает периодичность погашения налога. Единственное условие — оплата за прошлый год производится не позднее 28 апреля.
С другой стороны, налог начисляется только на то, что самозанятый сам внес в сервис «Мой налог». Нельзя вычесть расходы из налоговой базы Как уже писалось выше, налоги платятся со всего дохода, который получает самозанятый. Так что тем, кто несет большие издержки, стоит присмотреться к ИП на УСН с базой «Доходы минус расходы», Не идет страховой стаж для пенсии Период нахождения в статусе самозанятого не засчитывается в трудовой стаж. Чтобы это время зачлось при формировании пенсии, необходимо: параллельно трудоустроиться и получать официальную зарплату, откуда будут удерживаться средства в пользу пенсионного фонда; либо самостоятельно добровольно оплачивать пенсионные страховые взносы на уровне ИП минимальная сумма для 2024 года — 39 653 рубля. Нет больничных и отпускных Самозанятый работает сам на себя, но и риски все тоже принимает сам. Если работник по трудовому договору может уйти в оплачиваемый отпуск или получить оплату за время на больничном, то самозанятый должен обеспечивать себя всегда сам.
В итоге, при болезни самозанятый не только будет тратить свои деньги на лечение даже пользуясь бесплатной медициной приходится покупать лекарства , но и недополучит доходы за этот период. Для исправления этой ситуации в ноябре 2022 года Минтруд подготовил законопроект , который запускает новую модель добровольного социального страхования для самозанятых. Если бы документ был в итоге принят, с 1 июля 2023 года плательщики НПД могли бы платить добровольные взносы в СФР и получать выплаты в случае болезни. Законопроект был подготовлен в конце прошлого года, тогда его выставили на обсуждение. В Госдуму на данный момент он еще не попал, поэтому говорить о его перспективах пока преждевременно. С 1 июля 2023 года он так и не заработал.
Нельзя сотрудничать с прошлым работодателем Самозанятый не может сотрудничать со своим действующим и предыдущим работодателем в течение 2-х лет после увольнения. Маскировать трудовые отношения под самозанятость крайне опасно — если ФНС это выявит, заказчику услуг грозит доначисление всех налогов и взносов по фактическим доходам, а также штрафы и пени. Отсутствие права на налоговый вычет Самозанятые не имеют права на налоговые вычеты по НДФЛ, так как НПД и налог на доходы физических лиц — это разные понятия. Подводные камни самозанятости Возможные риски для плательщиков НПД включают различные ограничения и сложности, так или иначе связанны с оформлением данного статуса. Выделим подводные камни самозанятости, актуальные на 2024 год: Один из самых главных недостатков — высокий процент отказа по кредитам, если гражданин не работает где-либо еще. В целом увеличивается объем обязанностей: самозанятый должен вносить получаемые доходы в приложение, выдавать клиентам чеки в электронном или бумажном формате и ежемесячно оплачивать налоги.
Полный гайд по самозанятости в России 2024
Рассмотрим плюсы и минусы, критику налога на самозанятых, выгодно ли быть самозанятым и как работает режим. Самозанятые – граждане, осуществляющие приносящую доход деятельность и не зарегистрированные в качестве самозанятых граждан существует специальный. Помимо этого, самозанятому нет необходимости регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, а процедура оформления самозанятости достаточно простая. «Самозанятые оценили преимущества альтернативных способов оплаты, которые позволяют поддерживать лояльность существующих клиентов и привлекать новых. Преимущества режима уже проявились в полной мере, поэтому малый бизнес все чаще интересуется, какие услуги может оказывать самозанятый, какие виды деятельности. Преимущества и недостатки самозанятости: есть ли изменения в 2023-2024 году.
Субсидии для самозанятых
Узнайте, в чем отличие самозанятого от ИП в блоге Альфа-Банка. Что выгоднее выбрать и в каком случае. Преимущества и недостатки. Главными преимуществами перехода на самозанятость является низкая налоговая нагрузка, отсутствие отчетности и пенсионных взносов. Выбирая спецрежим для самозанятых, можно заниматься теми видами деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, но без необходимости. Легализация дополнительных доходов через самозанятость может быть наилучшим вариантом для тех, кто желает совмещать этот статус с основной занятостью. Преимущества работы в качестве самозанятого.