Смотрите 66 фото онлайн по теме средневековые фрески. Смотрели сегодня Фресковая живопись средневековья, Фрески западноевропейского средневековья, Фрески Византии. Впрочем, добавляет Анна, даже небольшое число фресок приоткрывает реставраторам тайны средневековых мастеров. «Страдающее средневековье» состоит из средневековых фресок, снабженных современными подписями, отвечающими духу изображения. Группа рабочих, проводивших ремонтные работы в Кембриджском университете, наткнулись на изумительные средневековые фрески, скрытые за старой штукатуркой.
Средневековые фрески
Средневековые фрески Джотто и его учеников спасают от разрушения в базилике Святого Франциска в итальянском городе Ассизи. В замке Лабиау нашлись средневековые фрески. В отличие от раннего средневекового искусства, фрески в соборе изобилуют множеством деталей, что соответствует гравюрам Библии Пискатора, которой пользовались ярославские.
В Риме обнаружили фреску времён раннего Средневековья
Идеи на тему «Средневековые фрески» (80) в 2024 г | фрески, средневековье, иллюстрации | Уникальные средневековые фрески обнаружены а ходе реставрационных работ в церкви Святого Георгия, датируемой XIV веком, в городе Абастумани (Южная Грузия). |
Уникальные средневековые фрески и иконы обнаружили в пещерной церкви в Крыму. | | Средневековые фрески находились в тайне почти 300 лет и были обнаружены на крыше Крайст-черч колледжа во время процесса реставрации. |
Специалисты составили проект по спасению фресок в средневековом армянском храме
Учебное заведение было основано святым Игнатием в 1551 году. Одна богатая знатная итальянская дама, Виттория делла Толфа, подарила Обществу Иисуса в память о её покойном муже, участок земли. Там монахи и решили построить часовню. Хотя иезуиты получили землю маркизы бесплатно, у них не было денег на строительство церкви. Бюджетные ограничения вынудили их найти в своих рядах архитектора, а другие братья-иезуиты сами трудились на строительстве церкви. Первоначальное здание церкви было завершено в 1567 году. Фрески на апсиде Андреа Поццо, изображающие сцены из жизни св. К началу 17 века римский колледж вырос до более чем 2000 студентов. Старая церковь стала слишком мала для проведения там мессы. Папа Григорий XV, который был выпускником этого учебного заведения, предложил своему племяннику, кардиналу Людовико Людовизи, построить новую, гораздо большую церковь. Сооружение было посвящено основателю иезуитов.
Молодой кардинал с радостью принял эту идею. В 1626 году, через четыре года после канонизации Игнатия Лойолы, был заложен первый камень в фундамент здания.
Боттичелли больше всего известен своими картинами, однако написал и немало фресок. Примером его творчества может служить роспись стен Сикстинской капеллы.
Произведения Джотто, при сохранении многих черт старого искусства — византийского и готического, приобретают совершенно новые для своего времени элементы: пластичность, пространственную глубину, выразительность жестов и поз. Мазаччо 1401 — 1428 Мазаччо — итальянский живописец начала XV века. Несмотря на недолгую жизнь, Мазаччо внёс заметный вклад в реформирование живописи раннего Возрождения. Даже в церковных произведениях Мазаччо использовал элементы, нарушавшие устоявшиеся традиции.
Троица Мазаччо Например, это первый художник, который начал делать надписи на иконах, картинах и росписях в храмах современным шрифтом, а не старым готическим. Мазаччо добивался максимального реализма в своих творениях, а традиционные религиозные сюжеты использовал для отражения актуальных для его времени общественно-политических и философских идей. Его работы отличаются монументальностью, выразительностью, развёрнутыми сюжетами, сложными композициями. Микеланджело 1475 — 1564 Микеланджело Буонарроти — один из самых гениальных мастеров эпохи Возрождения.
Это был человек со сложной судьбой и долгими духовными исканиями. В живописи он стремился придерживаться только самых высоких стандартов, как он их понимал. Потолок Сикстинской капеллы, расписанный Микеланджело, приводил в изумление как современников художника, так и людей, живших на несколько столетий позднее, вплоть до нашего времени. Леонардо да Винчи 1452 — 1519 Роспись потолка в Дощатом зале в Замке Сфорца Леонардо да Винчи Великий гений Леонардо оставил относительно мало живописных произведений, поскольку в большей степени был занят наукой и изобретательством.
Однако его картины и фрески получили мировое признание. Правда, самая знаменитая его работа — «Тайная вечеря» на самом деле фреской не является, хотя многие называют её именно так. Это образец «а секко», то есть роспись по сухой поверхности. Пьетро Перуджино 1446 — 1524 Перуджино — представитель умбрийской школы живописи.
В своё время это был один из самых знаменитых художников; среди его учеников был в том числе и Рафаэль. Самая знаменитая фреска Перуджино — «Вручение ключей апостолу Петру», выделяющаяся стройностью композиции и яркостью красок. Его прозвали Лука Фа-Престо, поскольку он создавал свои произведения очень быстро. Высокая скорость создания фресок, однако, сказывалась на их качестве: тогда как одни произведения считаются безусловными шедеврами, другие написаны весьма небрежно и представляют низкую художественную ценность.
Стремился обновить жанр фрески, создавая так называемые иллюзионистические росписи, создающие впечатление реально существующих объектов. Также Поццо считается изобретателем техники «меццо». Среди его работ — множество икон и фресок. Однако не все росписи сохранились до наших дней.
Примером сохранившихся работ могут служить фрески Успенского собора во Владимире; им тоже грозит опасность, поскольку не соблюдаются в должной мере режимы температуры и влажности. Феофан Грек ок. Первое время он работал в византийских городах и генуэзских колониях в Крыму Галата и Кафа , а затем приехал на Русь. Феофана отличал индивидуальный творческий стиль, его понимание традиций создания фресок различается с незыблемым византийским каноном.
Идеи Феофана и даже некоторые черты его стиля впоследствии перенимали другие создатели русских фресок. Гурий Никитин ок. Его монументальная живопись — яркий образец «фряжского стиля», сложившегося под влиянием европейского искусства. Гурий Никитин впервые начал изображать на стенах русских храмов пейзажи, бытовые сцены например, роспись церкви Ильи-Пророка в Ярославле.
Лучшие фрески мира Страшный суд Джотто ди Бондоне Одна из лучших фресок мастера, расположенная над входом в Капеллу дель Арена в Падуе. Произведение отличает высокая точность и детализация фигур, их динамичность, мифологическое событие передано очень реалистично. Такие фрески вовлекали зрителей в живое переживание библейских сюжетов, они не были простыми символами, как в старом средневековом искусстве. Микеланджело создал не просто живописный шедевр, а нарушил саму иконографическую традицию.
Правила требовали показывать окончание «страшного суда», когда праведников бог уже отделил от грешников; однако Микеланджело изобразил начало события. На фреске яростный Иисус Христос поражает молнией людей, а те испытывают живые эмоции. Сюжет фрески необычен: она изображает собрание из более чем пятидесяти фигур — знаменитых философов разных стран и эпох. Здесь можно найти Платона, Аристотеля, Зенона, Зороастра и многих других мыслителей.
Произведение наполнено глубоким философским смыслом. Бог протягивает руку навстречу руке Адама и почти касается её. Тем самым «создатель» даёт первичный жизненный импульс человеку; при этом руки персонажей не соприкасаются полностью, это символизирует невозможность соединения божественного и человеческого. На потолке церкви Сан-Иньяцио изображены летящие на облаках человеческие фигуры, при этом кажется, что они действительно летят под потолком и действие на самом деле разворачивается в храме.
Реставратор провела для нас небольшой авторский мастер-класс по сборке фрески. Здесь, говорит, как и в обычном пазле, нужно смотреть на цвет, рисунок, потертости, на толщину штукатурки. Процесс небыстрый, требует спокойствия и тишины. Но чем больше ты занимаешься этой темой, тем лучше начинаешь различать изображения.
И сейчас, спустя два года работы в реставрационном отделе, я могу различать многочисленные оттенки красок и отдельные детали изображений. Я их сразу вижу, и в памяти у меня всплывет: где-то такой фрагмент я видела, и можно пойти, найти, подобрать кусочек», — делится опытом Анна. Иногда среди фрагментов встречаются средневековые граффити — так эксперты называют надписи, нанесенные на штукатурку. Такие пометки мог делать сам священник, используя стену с живописью в качестве записной книжки или шпаргалки.
Здесь буковка — фрагмент псковских граффити. Пока подробной надписи еще не собрано. Это могли писать и художники, и прихожане. В Великом Новгороде, например, в храме Благовещения на Рюриковом городище были сделаны граффити, описывающие историю жизни князя Всеволода-Гавриила.
У нас пока отдельные буквы и части рисунков», — рассказывает реставратор. Ее мечта — чтобы в процессе археологических раскопок из земли выбирались все фрагменты фресок. Только так есть шанс собрать полную композицию. Но и сейчас, добавляет Анна, псковским реставраторам есть с чем работать.
А отреставрированные фрагменты фресок в дальнейшем пополнят музейную экспозицию. Опыт у меня имеется: многие годы рассказываю гостям и туристам о Мирожском монастыре. Ну и, конечно, я не мечтала с детства стать реставратором фресковой живописи. Хотя сейчас это крайне редкая профессия.
И далеко не во всех музеях есть подобная мастерская, которая открылась у нас благодаря директору Псковского музея-заповедника Светлане Мельниковой. Мы с коллегами радуемся каждому новому кусочку и фрагменту фресковой живописи, который приносят нам с раскопок», — делится планами Анна Ельпантифорова.
Украшен он статуями и изображениями херувимов. Поддельный купол и сводчатый потолок церкви Святого Игнатия в Риме. Самое интересное, что эта объёмная крыша на самом деле крыша плоская! Гениальный живописец Поццо с помощью анаморфных приёмов придал потолку иллюзию высоты. Мраморный диск, установленный в середине пола нефа, отмечает идеальное место, откуда наблюдатели могут насладиться этой потрясающей оптической иллюзией в полном объёме. Чуть поодаль на полу нефа есть ещё один маркер. Стоя на нём, наблюдатель видит бесподобно красивый ребристый свод, которого не существует в реальности. Как и остальная часть потолка, столь богато украшенный купол, также является иллюзией, нарисованной Андреа Поццо.
Это было сделано для того, чтобы скрыть тот факт, что иезуиты просто не могли позволить себе построить всю эту роскошь. Интерьеры и архитектурные детали церкви Святого Игнатия. Первоначально церковь была простой часовней Римского колледжа. Учебное заведение было основано святым Игнатием в 1551 году. Одна богатая знатная итальянская дама, Виттория делла Толфа, подарила Обществу Иисуса в память о её покойном муже, участок земли.
В Судане нашли средневековые нубийские христианские фрески
Фрагмент фрески. Церковь Сан Франческо, верхняя церковь. Впервые технику чистой фрески описал в 1447 году Ченнино Ченнини. Одним из первых циклов, исполненных в этой технике, историки искусства считают сцены с Исааком в церкви Сан Франческо в Ассизи около 1295.
Ранее приписываемые неизвестному мастеру, позднее они стали атрибутироваться как работа Джотто [3]. Техника чистой фрески проигрывает в скорости по сравнению с живописью альсекко, но превосходит её в богатстве цветовой нюансировки, так как краски, наложенные на сырую штукатурку, довольно быстро закрепляются и у художника есть возможность писать с применением лессировок без опасения размыть уже нанесённый красочный слой. По сравнению с альсекко роспись по-сырому гораздо более долговечна.
К недостаткам фрески можно отнести сравнительно небольшое количество красок, известных во времена старых мастеров, пригодных для этого вида живописи. После принятия окончательного решения по композиции росписи и выполнения эскиза, делался картон. Рисунок на нём во всех деталях воспроизводил замысел художника в масштабе будущей росписи.
При больших размерах росписи поверхность делилась на участки — дневные нормы, в Италии они называются джорнаты. Разделение производилось по контурам деталей композиции, часто в области тёмного цвета, чтобы шов, разделяющий участки, выполненные в разные дни вульта , был малозаметным. Контуры переносились на подготовительный слой штукатурки либо по разрезанным частям картона, либо для сохранения картона по кальке, снятой с него с нанесённой по ней сеткой.
Рисунок наносился припорохом через проколы в кальке с помощью порошка угля, охры либо передавливанием. Линии предварительного рисунка усиливались чаще всего сангиной. На рисунок, начиная с верха стены, чтобы избежать потёков и брызг раствора нижней части росписи, наносился слой известковой штукатурки, интонако; он расписывался в течение одного дня.
Толщина интонако, наносимого по трём нижним подготовительным слоям штукатурки, варьировалась от 3 до 5 миллиметров. Согласно описанию Ченнини, интонако наносился на смоченную водой штукатурку и тщательно выглаживался [4]. Работа по сырой штукатурке, так называемому «спелому раствору», который схватывается через десять минут, довольно трудоёмка и требует сноровки и опыта: как только кисть, легко до этого скользящая, начинает «боронить» основание и «намазывать» краску, роспись прекращается, так как красочный слой уже не проникнет глубоко в основание и не закрепится.
Хотя в последующие столетия храм несколько раз перестраивался и достраивался, он сохранился до наших дней в очень хорошем состоянии. С 2013 года внутри собора и за его пределами работает Новгородский архитектурно-археологический отряд Института археологии РАН. За этот период ученым удалось сделать множество находок. Так, они нашли фрагменты фресок Георгиевского собора и церкви Благовещения на Городище, содержащие лицевую роспись и граффити XII—XIII веков, включая самую большую глаголическую надпись и фрагменты кириллических текстов. В ходе этих работ исследователям также удалось обнаружить могилу архиепископа Феоктиста и раскопать каменные саркофаги домонгольского периода, в одном из которых, возможно, был похоронен посадник Мирошка Несдинич. Новгородский архитектурно-археологический отряд под руководством Владимира Седова Vladimir Sedov из Института археологии РАН провел новые раскопки на территории Юрьева монастыря и обнаружил место, где залегали фрески XII века, сбитые со стен Георгиевского собора во время ремонта 1820-х годов. По словам Марины Вдовиченко Marina Vdovichenko , на территории монастыря в прошлые годы регулярно находили отдельные фрагменты фресок, но обнаружить основную массу не удавалось.
Две из них посвящены праотцу Аврааму, который по воле Господа должен был принести в жертву Исаака. Слева Авраам с ножом в руках ведет сына к месту, где его предстояло закласть. У мальчика на плечах лежат две зеленые вязанки дров для всесожжения , которые перекрещены точно так же, как планки креста на плече у Спасителя. Чтобы определить, что изображено в таком витраже, важно в первую очередь понять, кто помещен в самый центр. Разберем для примера сюжеты, изображенные на трех розах Шартрского собора. Wikimedia Commons В центре розы изображен Иисус Христос — Сын Человеческий, вернувшийся в конце времен, чтобы судить всех людей, когда-либо живших на Земле. Вокруг Иисуса, в 12 вытянутых лучах, — символы четырех евангелистов человек — Матфей, телец — Лука, лев — Марк, орел — Иоанн и ангелы, а за ними — апостолы и херувимы. По внешнему периметру розы, в 12 розах поменьше, помещены сцены, повествующие о различных этапах суда: всеобщее воскресение; взвешивание душ архангелом Михаилом; шествие грешников в ад и праведников в рай и т. Северная роза Шартрского собора Северная роза посвящена Богоматери и боговоплощению, поэтому в ней изображены предшественники и предвозвестники Мессии. Wikimedia Commons В центре розы восседает сама Дева Мария, явившая Спасителя в этот мир, с младенцем Христом на коленях. Вокруг Богоматери расходятся 12 лучей с четырьмя дарами Святого Духа в виде голубей и небесной славой: четырьмя кадящими ангелами и четырьмя херувимами. В 12 квадратах изображены цари Иудеи от Давида до Манассии — земные предки Иисуса Христа вернее, его «приемного» отца Иосифа. Южная роза Шартрского собора Южная роза прославляет Бога в его небесном величии.
Методика применения этого клея была разработана реставраторами Эрмитажа совместно с химиками и применяется в реставрации монументальной живописи со второй половины 1940-х годов. Мы разводим его согласно пропорциям, ведь все зависит от размера фрагментов. Некоторые требуют очень долгой пропитки, тогда клея берем побольше. Вот здесь, например, кусочки небольшие, фрагменты легко клеятся, и можно взять клей более жидкой консистенции», — поясняет Анна Ельпантифорова. И пазл, и конструктор Удивительно, но профессиональный клей, используемый реставраторами, позволяет не только собрать фреску в единую композицию, но, если потребуется, и разобрать ее. Получается своего рода средневековый конструктор. Если потребуется — расклеим собранный фрагмент, не повредив живопись, и добавим новые элементы. Материалы, применяемые в реставрации, должны быть обратимы. Например, если возникла необходимость расклеить подобранный из фрагментов блок, то это всегда можно сделать, применив ацетон в качестве растворителя ПБМА», — поясняет Анна. Реставратор провела для нас небольшой авторский мастер-класс по сборке фрески. Здесь, говорит, как и в обычном пазле, нужно смотреть на цвет, рисунок, потертости, на толщину штукатурки. Процесс небыстрый, требует спокойствия и тишины. Но чем больше ты занимаешься этой темой, тем лучше начинаешь различать изображения. И сейчас, спустя два года работы в реставрационном отделе, я могу различать многочисленные оттенки красок и отдельные детали изображений. Я их сразу вижу, и в памяти у меня всплывет: где-то такой фрагмент я видела, и можно пойти, найти, подобрать кусочек», — делится опытом Анна. Иногда среди фрагментов встречаются средневековые граффити — так эксперты называют надписи, нанесенные на штукатурку. Такие пометки мог делать сам священник, используя стену с живописью в качестве записной книжки или шпаргалки. Здесь буковка — фрагмент псковских граффити. Пока подробной надписи еще не собрано. Это могли писать и художники, и прихожане. В Великом Новгороде, например, в храме Благовещения на Рюриковом городище были сделаны граффити, описывающие историю жизни князя Всеволода-Гавриила. У нас пока отдельные буквы и части рисунков», — рассказывает реставратор.
Неизвестная до сих пор средневековая фреска обнаружена в Италии
Многие считают, что церковь на фреске объята огнем и что это НЛО поджог ее. Некоторое время фреска даже ходила по сети с названием "НЛО поджигает румынскую церковь". Но потом появились мнения, что красновато-коричневые пятна на фреске это на самом деле не изображения огня, а просто потеки грязи или выделения из кирпичей. Так или иначе, данный рисунок действительно очень примечательный. Странный объект над церковью очень сложно спутать с "божественной десницей", "божественным светом" или иными библейскими мотивами, потому что и десницу и свет в христианстве как правило изображают иначе, а не как стальной дольчатый диск.
Эти образцы древнего искусства показывают нам тот трудный путь, который пришлось пройти нашим римским предкам к своей новой вере, — отметил монсиньор Джованни Карру Giovanni Carru. Реставраторы говорят, что может потребоваться еще несколько месяцев на полную расчистку фресок, но есть надежда, что значительная часть этого огромного археологического памятника будет открыта для посетителей и паломников этим летом.
Сара Бонд Sarah E. Bond , доцент классического искусства университета штата Айова, отметила, что реставрация фресок дает возможность глубже познать и проанализировать темы, волновавшие людей древнего мира, их идеи и чаяния: Многие сотни могил были разграблены, а кости и надгробные камни с эпитафиями развезены по всему миру в средние века и в эпоху Возрождения, при этом многие из них были проданы церковным приходам по всей Европе. Но обнаруженные фрески, к счастью, сохранились там, где их создали древние мастера, и после реставрации они дадут возможность заглянуть в древний мир во всех его красках. При этом мы увидим, к сожалению, и масштаб преступлений, совершенных грабителями, самодеятельными археологами и просто хищниками 400 лет назад. Понравился материал?
Это было сообщено BBC News. Средневековые фрески находились в тайне почти 300 лет и были обнаружены на крыше Крайст-черч колледжа во время процесса реставрации. На фресках изображены красная ланкастерская роза с коронами, подъемная решетка замка и геральдическая лилия. Они находятся на территории Первого двора, который был построен в начале XVI века.
Поэтому Христос падает среди антенн и ракет. Прелат Тадеуш Юрек проводил Крестный путь под монументальными фресками более 20 лет. Когда в прошлом году он вышел на пенсию, то решил, что их надо закрасить белой краской. Многие из нынешних жителей выросли вместе с ними и помнят, что они были здесь всегда. И тут вдруг... Регина Венцлав, живущая в Хойнуве с 1945 года: - Это были руины после войны. Орган был украден, скамьи разрушены, Крестного пути не было, потому что это была евангелическая церковь. Я молилась этому Крестному Пути с самого начала, и меня никогда не беспокоило, что там был Гагарин. Ведь я молюсь Богу, а Гагарин лишь иллюстрирует прогресс человечества за эти годы. Иренеуш Юзефчук, житель Хойнува с 1980 года, говорит: - Мне даже в голову не приходило, что эта картина может как-то отвлекать внимание в церкви. Всякий раз, когда я сижу на задней скамье во время утренней мессы, мне открывается вид на всю внутреннюю часть церкви, и у меня нет проблем с концентрацией внимания. Я очень горжусь тем, что у нас в Хойнуве есть такие картины, которыми могут гордиться немногие церкви в Польше! Вацлава Карпинская, знающая костел Св. Петра и Павла с 1956 года: - Я очень рада молиться там. Я сама участвовала в создании этой полихромии в 1969 году. Это должно остаться для следующих поколений. Чему мне следует молиться? Тем «папиркам», которые недавно повесил священник? Закрашивать это будет варварством. Эти «картины» их видно на фото являются классическими изображениями Страстей Господних. Они висят поверх фресок Врублевского. Прихожане утверждают, что это, вероятно, должно приучить их к исчезновению старого Крестного пути. Их подозрения подтверждает о. Марек Осмульский, нынешний приходской священник, приехавший сюда менее года назад: — Готическая церковь — не место для таких картин. Под ними находятся фрески XIX века, и мы хотим их восстановить см. Тем более, что это эмульсионная картина, и она уже начинает разваливаться, требует ремонта, а приход не может себе этого позволить, - рассказывает он легницкому еженедельнику "Конкреты". Курзея поддерживает усилия жителей Хойнува по сохранению полихромий социалистического реализма. Его заслуга в том, что они были внесены в охранный реестр. Сделал он это после встречи, которую вспоминает с потрясением: - Год назад меня пригласили поговорить с о. Я слышал, что эту фреску хотели убрать, потому что она не вписывается в каноническую традицию. Я не мог поверить в то, что они говорили. Ведь и церковная, и светская власть дали разрешение на эту картину.
Обнаружены средневековые фрески святого Ладислава
В Риме обнаружили фреску времён раннего Средневековья — РТ на русском | Главная» Новости» В египетском монастыре нашли средневековые фрески. |
ВЗГЛЯД / В римской церкви обнаружены средневековые фрески :: Новости дня | В замке Нойхаузен в Гурьевске обнаружили старинные парные фрески. |
В базилике на острове Торчелло в Венеции нашли древнейшие фрески IX–X веков | Во время противоаварийных работ в замке Нойхаузен XIII века в Калининградской области были обнаружены старинные фрески. |
Новости и события
- Портал правительства Москвы
- Представить картину цельного “полотна”
- Ранние христианские фрески найдены в древних римских катакомбах — Русская вера
- В Кембриджском университете рабочие во время ремонта обнаружили средневековую фреску
- Представить картину цельного “полотна”
- «В римской церкви обнаружили хорошо сохранившуюся средневековую фреску»
Средневековые фрески обнаружили в одной из псковских церквей
Группа рабочих, проводивших ремонтные работы в Кембриджском университете, наткнулись на изумительные средневековые фрески, скрытые за старой штукатуркой. Замок построен в XIV веке – в эпоху государства Тевтонского ордена. Хранители замка надеются, что росписи представляют серьёзную историческую ценность, ведь это повод. Фрески были созданы перед падением местного нубийского царства – Макурии. Фреска 1265 года была обнаружена на стене возле средневекового дворца в центре Массы-Мариттимы в 1999 году.
Тайны фресок Княжеской башни: кто заказывал и расписывал?
Почти во всех итальянских городах со средневековым или ренессансным городским ядром были ремесленные мастерские, специализирующиеся на изготовлении терракоты. Фреска 1265 года была обнаружена на стене возле средневекового дворца в центре Массы-Мариттимы в 1999 году. Более 300 композиций фресок до сих пор сохранились в условиях сурового климата русского Севера. Более 300 композиций фресок до сих пор сохранились в условиях сурового климата русского Севера. Историки выяснили, что фрески Аугсбургского собора являются старейшими в Европе к северу от Альп.
Средневековые фрески знаменитого иконописца покажут жителям Ставрополя
Наконец, поиски привели Виджиани в базилику Вонифатия и Алексея на Авентинском холме. За маленькой дверью она обнаружила узкий простенок, в котором и находилась фреска, примерно половина изображения скрыта за построенной позже стеной. Фреска датируется серединой XII века. Видимая её часть имеет 0,9 метра в ширину и почти 4 метра в высоту. В верхней её части изображены святой Алексей и Иисус Христос, в нижней — фигура ангела и здание с колоннами. По периметру фрески идет полихромное обрамление в виде сложного орнамента.
Вологда была целиком деревянным городом до тех пор, пока Иоанн IV Грозный в 1565 году не принял решение присоединить его к зоне опричнины. И для укрепления своей новой резиденции на севере страны царь инициировал строительство каменной крепости в Вологде. Однако в 1571 году масштабные строительные работы были остановлены, а только что возведенные стены разобраны.
При этом знаковое архитектурное сооружение было сохранено — собор Премудрости Божией, или Святой Софии. Софийский собор — выдающийся пример русской церковной архитектуры XVI века, восходящей к своему первообразу, величественному Успенскому собору в Московском кремле, творению Аристотеля Фиораванти. По своему предназначению собор Святой Софии должен был стать центром Вологодской епархии, расширенной в 1571 году. Но по причинам политического характера собор был освящен лишь в 1588 году, четырьмя годами позже смерти Иоанна IV. Облик собора, каким он был в XVI веке, в значительной степени сохранился до наших дней. Побеленные каменные стены разделены на вертикальные секции и венчаются полукруглыми закомарами возвращены храмовой кровле после Второй мировой войны. Впечатляющей кульминацией внешнего облика храма являются луковичные купола, приобретшие окончательный вид уже в XVII веке. Замысловатые железные кресты были установлены на купола в 1687 году.
Монументальная простота собора сама собой грандиозна. Однако подлинное величие Софийского собора заключено в его интерьере. Росписи на внутренних стенах храма входят в число хорошо сохранившихся образцов русского фрескового искусства XVII века. Заказ на создание росписи громадного внутреннего пространства храма был дан в 1686 году Вологодским архиепископом Гавриилом группе 30 художников из Ярославля.
И если судить по объему, там находится еще минимум 4-5 тысяч фрагментов фресок. Естественно, возникает вопрос, что с ними делать? Был относительно не такой давний прецедент в Италии, когда после землетрясения в костеле нужно было восстановить фрески. Они сняли каждый фрагмент в 3D, а дальше уже компьютерная программа их составляла.
К их счастью, были фотографии интерьеров. Но нам князь Ольгерд никаких графических зарисовок не оставил! Так как самая большая проблема для исследователей — понять, что на самом деле представляли собой фрагменты, которые когда-то были одним целым. Этот способ впервые применили итальянские мастера эпохи Ренессанса, чтобы сделать процесс художественного оформления более быстрым и дешевым. Всего их восемь, и Крево в этом почетном списке. Иными словами, средневековые мастера пользовались тем, что было под рукой в данной местности. Фрагмент фрески, найденный во время археологических раскопок в 1988 году. Поэтому и такие оттенки: красный, коричевый, бронзовый и т.
По словам Вдовиченко, этот артефакт оправдывает все усилия, предпринимаемые для извлечения фресок из земли. Сообщается, что большая часть фресок во время ремонта XIX века стала основанием нового чугунного пола собора, из-под которого несколько лет назад археологи извлекли десятки тысяч фрагментов средневековой фресковой живописи. Находки представляют собой один из самых ранних примеров монументальной стенописи Северной Руси, поскольку раньше Георгиевского собора были расписаны лишь три христианских сооружения. В настоящее время ученым уже удалось получить некоторые результаты естественно-научного исследования фресок. Так, они определили основные пигменты и их состав, что в дальнейшем позволит выяснить, откуда произошли минералы для изготовления красок. Так, в минувшем году археологам удалось обнаружить средневековые коньки , Немецкий двор , фундамент храма Бориса и Глеба и первую берестяную грамоту , найденную зимой. В текущем сезоне археологи успели сообщить о находках множества ценных артефактов, в том числе о золотой печати и пяти берестяных грамотах, в одной из которых упоминается лосось, форель и коробочка икры.