Стать ямщиком было много желающих – ямщики и их семьи получали освобождение от государственных податей, землю под постройку дома и жалование. Значение слова ямщик в словарях Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова., Толковый словарь русского языка. Ямщик – это человек, занимающийся управлением лошадей во время передвижения транспортного средства, особенно в античной и средневековой эпохах.
Ямщик сообщение о профессии
Ямщик – это человек, занимающийся управлением лошадей во время передвижения транспортного средства, особенно в античной и средневековой эпохах. Многие считают, что ямщик – это человек, который управляет повозкой и занимается перевозкой людей. Ямщик — представитель особой межклассовой прослойки тяглового населения Руси, назначенный в установленном порядке из крестьян либо горожан для исполнения ямской повинности, включая извоз и почтовую гоньбу[1].
Как работали транспорт и почта в Росси до железных дорог
проводник), которые должны были держать по 3 лошади, телегу, сани и полную сб. ЯМЩИК — В скорой ямской гоньбе специальное лицо на гос. службе, выделенное для перевозки гонцов и грузов. Следует различать: ямщики – это вроде современных водителей междугородних маршрутов, а извозчики – водители городских такси. А сегодня преемниками ямщиков можно считать работников почты и курьеров, которые с 1994 года отмечают профессиональный праздник во второе воскресенье июля.
Как быстро гоняли ямщики в России
Как жили ямщики? С Крестовской заставы начинался долгий путь паломников на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру, кроме того это была и есть дорога на Ярославль и к другим старинным русским городам. Сверчков, «Тройка на закате» Фото: общественное достояние Перейти к первой части статьи Ямщики здесь начали селиться еще при Иване Грозном. Эта ямская слобода стала называться Переяславской.
От «ямы» до «ямы», то есть от одной почтовой станции до другой, местное население должно было заботиться о состоянии дороги и ремонтировать ее, обеспечивая проезжее состояние. С «техническим регламентом» для ремонта дорог того времени можно ознакомиться в Судебнике от 1589 года, созданном при сыне Ивана IV, царе Федоре Иоанновиче 1557—1598. Ширина дороги определялась в 3,2 м: «а по лесам дорогу частить поперег полторы сажени, и выскиди бурелом и поперечный лес высекати.
А на ручьях мосты мостити поперег полторы сажени. А где на проезжей дороге заворы косогоры , и тут бы были отворы удобные спуски и подъемы ». Государственная повинность предполагала также и ремонт мостов: «Куда были преж сего дороги, и ныне бы те дороги были чисты, и через реки перевозы, а через ручьи мосты вново добрые». По усовершенствованной таким образом дороге верховой гонец или сани в зимнее время действительно могли передвигаться очень быстро. Вспомните: «В той степи глухой умирал ямщик», «Ямщик, не гони лошадей», «Дремля, смолкнул мой ямщик» — перечислять упоминания об этих почтовых тружениках прошлого придется долго. Все потому, что сама ямщичья служба овеяна, как сказали бы сейчас, ореолом романтики: была опасна и уважаема.
Русские дороги с непредсказуемым климатом изначально были небезопасны даже для самых опытных гонцов. В дороге все могло случиться — от нападения диких зверей, которыми славились наши леса, до снежных буранов. А если напали разбойники или конь захромал либо, того хуже, пал? Так что в ямщики добровольно никого силой не принуждали шли люди крепкого физического сложения, умеющие за себя постоять, и часто с авантюрной жилкой. Кстати, чтобы быть принятым на государеву службу, нужно было еще доказать, что пользуешься доверием общества и известен как человек честный, не запойный, надежный. Работа ямщиков и оплачивалась соответственно — им полагалось немалое жалованье и многие льготы, например, они не исполняли земских повинностей.
Ямщиков нельзя было записать в крепостные, они могли заниматься торговлей, ремеслами, собственным извозом и жили отдельными слободами, которых в Москве уже к концу XVI века было шесть. В названиях московских улиц еще сохранилась память об этих служивых людях — это Тверские-Ямские улицы и переулки. По документам 1628 года известно, как одевались ямщики: зипун лазорев астрадинный 2,5 руб. Итого 6,4 руб. На почтовую службу в Московском государстве собирали специальный налог — ямские деньги. Они шли как на оплату труда ямщиков, так и на содержание почтовых станций.
Как писал немецкий дипломат и путешественник Адам Олеарий, побывавший в Москве в 1633 и в 1635—1639 годах, многие крестьяне старались попасть на ямщичью службу. Самым обустроенным трактом был тракт Москва — Казань, а самым загруженным — от Москвы к Пскову и Новгороду. А вот мемуары жившего в Москве в 1670—1673 годах курляндца Якоба Рейтенфельса: «Что касается до сообщений сухопутных зимою русские ездят дорогами кратчайшими , то в Московии везде по большим дорогам расставлены лошади, которых можно брать за небольшую плату, и езда производится так быстро, что гонцы царские от самых отдаленных рубежей государства переносятся в столицу в самое короткое время». Ямы, или места, по которым расставлены лошади, находятся один от другого в семи и десяти немецких милях, писал Якоб Рейтенфельс. По его описанию, почтовая гоньба отправлялась классом людей, известных под именем ямщиков, которые были изъяты от всех прочих повинностей. Уничтожить потребность в ямщиках смог только технический прогресс — со строительством железных дорог надобность в почтовых станциях постепенно отпадала, и с середины XIX века на просторах России песни ямщиков звучали все реже, пока вовсе не смолкли.
Почты «немецкая» и «русская» Особенностью «русской» почты, столь восхищавшей иностранцев своей быстротой и храбростью ямщиков, было то, что почтовые экспедиции предпринимались по мере государственной необходимости, и собственно почтовые услуги населению не предлагались. Конечно, всегда можно было найти того, кто доставил бы попутно письмо в нужный город прямо адресату, или даже нанять собственного гонца, который мог отвезти и послание и посылки, но стоило это слишком дорого.
Ямы были разными по численности, в зависимости от напряженности направления: от одного-двух охотников, до тысячи некоторые московские ямы. Большая часть имела порядка десяти охотников.
Признаюсь - статья довольно объемная 74 стр. Но отдельные места заслуживают внимания. Так, Загорскому яму были приданы в 1560г. Крестьяне, жившие на деревнях Вокшерского яма, платили оброк охотникам Ярославского яма, к которому вокшерская слобода была придана еще до раззоренiя.
Имела приданных крестьян и московская рогожская слобода еще при Иоанне IV и т. Итак их примеров было не счесть [7, с.
Поэтому крестьяне, по словам А.
Олеария [25], стремились попасть в число гонщиков. Известны случаи, когда к наиболее крупным ямам и слободам приписывались целые деревни, население которых, кроме выполнения обязательных государственных повинностей, обеспечивало ямщиков хлебом, овсом, сеном. Те из ямщиков, которым не платили прогонов, ежегодно получали от правительства под названием подмоги — денежное жалованье.
Иногда вместо денег из Москвы на ямы присылали сукно, кумач и другие нужные в хозяйстве товары. Величина подмоги была различной в разных местах государства. Объяснялось это, в первую очередь, интенсивностью ямской гоньбы самым напряженным в России был тракт Москва — Новгород — Псков , состоянием дорог легким путем считалась дорога из Москвы в Казань и стоимостью лошадиных кормов и пищи для людей.
В первой половине XVII в. По тем временам это были большие деньги: Соборное уложение царя Алексея Михайловича в 1649 г. По тем дорогам, где разгоны были небольшие, ямщикам платили гораздо меньше, например в Козьмодемьянске — 8, а в Свияжске — 2 руб.
Кроме того, еще давали «хлебное жалование» по 8 четвертей ржи и столько же овса. Одновременно с развитием ямской гоньбы возникали промыслы для обеспечения ямщиков всем необходимым. Иногда телеги, сани, кибитки, конскую упряжь гонщики мастерили сами, но обычно этим занимались умельцы в городских посадах — тележники, седельники и др.
А знаменитые ямские ножи ковали в Туле. Охотники пользовались ими и как столовыми, и как шорницкими [49]. Но благополучие в ямских слободах было видимое.
Изматывала гоньба. Нехватка людей на станах увеличивала разгоны. Став государственным человеком, ямщик полностью зависел от правительства.
А оно обращалось с ямщиками подчас хуже, чем помещик со своими крепостными. Ямщики бросали гоньбу и бежали. Некоторые из них уходили на Дон, в вольные казачьи станицы.
Большинство же селилось в посадах и оседало на помещичьих землях. Правительство строго наказывало беглых. Штрафовали также и вотчинников, принявших бывших ямщиков.
С них за это взимали штраф 10 руб. Кроме того, указ от 13 августа 1651 г. Этот указ потом неоднократно подтверждался.
Тверские ямщики попытались стать посадскими жителями. И без особого сопротивления со стороны властей перешли с яма на посад. Вдовы ямщиков повыходили замуж за стрельцов, казаков и ремесленников.
Шли годы, и никто не вспоминал про этот случай. И вдруг 24 ноября 1673 г. Ну, а что делать с вдовами?
Тут законодатели решили все очень просто: «которые ямщичьи жены вышли с домами своими замуж, в разные слободы и в дворцовые села, тех сыскивать, за кого вышли замуж. А сыскав, тех людей допрашивать: в ямские слободы вместо себя в замен, кому ямскую гоньбу гонять, в ямщики дадут ли? И буде скажут: в замен в ямщики дадут, тем за них быть в ямщиках.
А которые замену за себя не дадут, и тех брать в ямские слободы» [51]. Один из столбцов Разрядного приказа содержит документы по этому поводу — акты пропитаны слезами. Царь любил показать себя добрым помещиком.
Особенно в тех случаях, когда доброта ему ничего не стоила. Алексей Михайлович, государь всея Руси, досуг свой посвящал многим вещам. Он сочинил «Устав сокольничьего пути», любил редкостных животных, разводил необычайные растения.
В сады подмосковного села Измайлова деревья и кустарники везли со всех концов света. С нетерпением ждал царь, когда из далекого Хорезма в Москву доставят саженцы тутовых деревьев. Но в пути получилась задержка.
Сокольник Елисей Батогов привез деревья из Мурома во Владимир 6 апреля 1666 г. По симбирской подорожной ему нужно было дать с владимирского яма до Москвы 104 подводы. Да в тот же день приехал из Астрахани грузинский царевич Николай Давидович, Таймуразов внук.
Его пристав Андрей Елагин потребовал лошадей для царевича, для его чиновных людей и «под обиход». Всего 94 подводы. Грузинскому царевичу поезд составили, и он отбыл в Москву.
Когда же Елисей Батогов стал спрашивать подводы под тутовые деревья, то ямской приказчик Степан Назарьев да староста Андрей Мешков сказали, что подвод на стане нет. Батогов немедленно отправился с жалобой к воеводе Андрею Воронцову-Вельяминову. Тот, как он сообщает в своей челобитной к царю, дал сокольнику «память о тех подводах на ям» и стрельцов.
И велел «те подводы доправить тот час же». Но лошадей действительно не было — все ушли в разгоны. Елисей взял на яме только четыре подводы для себя и под свой скарб и, не простившись с воеводой, отправился в Москву.
Тутовые деревья он бросил во Владимире на произвол судьбы. В Москве Батогов, не мешкая, явился в Разрядный приказ и объявил, что «воевода Андрей Воронцов-Вельяминов с товарищи под то тутовое деревье подвод не дали. И то деревье застояло в Володимире не моею, холопа твоего, оплошкою и нерадением, а ево андреевым умыслом».
Дальше он сказал, что владимирские ямщики все находятся в разъезде. Доложили царю. Государь осерчал и велел послать во Владимир грамоту с выражением своего гнева.
Разбираемся в топографии. Что такое "ям"?
- Толковый словарь
- Лучшая почта — в России
- Лучшая почта — в России
- Ямщик — Энциклопедия
- Значение слова «Ямщик»
КТО ТАКОЙ ЯМЩИК ? - Как отважные люди перевозили важные вещи на Руси?
Ямщик занимался междугородней перевозкой, его услугами могли воспользоваться во время поездок из одного города в другой. Ямщик обычно работает на свежем воздухе, что может быть приятным, но также требует учета погодных условий. ЯМЩИК — В скорой ямской гоньбе специальное лицо на гос. службе, выделенное для перевозки гонцов и грузов. Ямщик, не гони лошадей. Остановка в якутском селе Синск.
Что значит слово «ямщик»?
Понятно, что вторжение татар в пределы русского племени не могло не отразиться отрицательно на развитии русской культуры и русского языка. Однако и тут сказалась глубокая самостоятельность русского народа. Он воспринял лишь определенные стороны материальной культуры татар. Это обнаруживается и в языке.
Рядом со своими у нас существовали и татарские меры веса, например, ансырь в 128 золотников, в конце XVI в. Исследование русских одежд, утвари и оружия говорит об освоении доставляемых татарами предметов текстильного и металлического производства ср. Самое слово кинжал или, как говорили в древности, кончар, является исковерканным татарским ханджар.
Это была одна из самых быстрых и эффективных почтовых служб во всем мире. Были кучерами на ямских лошадях. Жили в селениях на почтовых трактах ямах. Жили при ямах.
Получали жалованье, до кон. Получали жалованье, до конца 17 в. Получали… … Иллюстрированный энциклопедический словарь Ямщики — Ямщик, опирающийся на кнутовище картина В. Тропинина, 1820 е Ямщик от монг.
До широкого распространения железнодорожного… … Википедия Ямщики — группа земледельческого нас. XVII в. Спас Ямщики. Спас Ямщики деревня в Красносельском районе Костромской области … Википедия Источник Ямщик: особая каста среди русских Ямщики были особой кастой среди русских — их мастерство передавалось по наследству, их семьями управляли женщины, у них были свои особо чтимые святые.
Приехав в Россию в 1839 году, французский маркиз Астольф де Кюстин был шокирован необыкновенной скоростью, с которой неслись русские ямщики по тракту Москва-Петербург, первому скоростному шоссе Российской Империи. Возницы, так впечатлившие французского гостя, и вправду были особенными людьми, отдельной кастой среди сословий русского общества. Их профессия была одной из древнейших в русском государстве — фактически, система ямских станций и помогла когда-то это государство создать. Ямы Империи «Когда я на почте служил ямщиком» — эти слова из старой русской песни знакомы всем.
Но задумываемся ли мы, почему ямщик «служил» на почте? Система ямов, созданная или при Чингисхане, или при его потомках, была тем ноу-хау, которое позволило монголам создать крупнейшую империю в истории. Система ямов использовалась для связи центра Монгольской Империи а затем ее преемника — государства Золотая Орда с окраинами. Для того, чтобы посланцы правителя преодолевали огромные расстояния как можно быстрее, на дорогах на определенном расстоянии друг от друга были установлены станции, на которых посланец мог поменять уставших лошадей на свежих, отдохнуть и продолжать путь.
Когда зависимость от Золотой Орды была преодолена, эта система сохранилась в русских землях и использовалась для связи между русскими городами. Русские ямские станции находились на расстоянии 40-60 километров друг от друга примерно столько составлял дневной прогон лошади. Их содержание обеспечивалось окрестным населением, которое несло «ямскую повинность», введенную еще монголо-татарами в начале XVIII века заменена налогами. Население было обязано содержать в порядке дороги и станции, поставлять повозки подводы , лошадей и корм для них, а также выделять из своей среды служащих для дежурства на станциях и собственно ямщиков — тех, кто занимался извозом государственных чиновников и грузов.
Управляло «ямской гоньбой» отдельное учреждение — Ямской приказ. Стать ямщиком было много желающих — ямщики и их семьи получали освобождение от государственных податей, землю под постройку дома и жалование. Однако работа была не из легких — ямщику требовалась сила и выносливость, нужно было быть трезвым и ответственным. При вступлении в службу он обещал «на кабаке не пропиваться, никаким воровством не воровать, никуда не сбежать и ямской гоньбы жеребьев своих в пустоте не покинуть».
В 1650 г. Во время петровских реформ 1699 года, когда категория "приборных служилых" была упразднена, "казённые ямщики" были сохранены но перестали именоваться "служилыми людьми", будучи причисленными к крестьянству, став его привилегированной группой , и предписано было продолжать верстать "в ямщину" города и сёла, стоящие на крупных трактах. Тяжелые дороги, плохие мосты, нерегулярная выплата жалованья, побуждали ямщиков уклоняться от службы, поэтому издавались специальные указы, в которых предписывалось возвращать непокорных в свой ям.
Ямской промысел накладывал свой отпечаток на характер развития местных ремесел. В ямах появлялся спрос на кожи, хомуты, дуги, колеса, сено, овес, распространялось кузнечное дело. Жители занимались обслуживанием проезжающих: продавали все, что необходимо иметь в пути.
Вдоль дороги открывались торговые лавки, постоялые дворы, винные погреба, склады для муки, фуража, соли. За исключением "казённых ямщиков", поскольку однодворцы пользовались свободой выбора своего жизненного занятия, а ямщицкие сёла обязаны были обслуживать тракты. Указы Петра I выключали ямщиков из подушного оклада, что было чрезвычайно важной привилегией; кроме того, до 2-й ревизии они были свободны от рекрутчины.
Указ 1704 г. С 1747 г.
Тропинина , 1820-е У этого термина существуют и другие значения, см. Ямщик значения. Ямщик устаревшее, от тат. До широкого распространения железнодорожного транспорта ямщики имели важнейшее значение для экономики России , осуществляя львиную долю коммерческих наземных перевозок. Название профессии «ямщик» происходит от слова « ям » от тат.
Так в старину назывались станции на междугородних маршрутах. Согласно другой версии, слово «ямщик» происходит от слова «емчи». Это была повинность тяглового сельского и городского населения для организации перевозок лиц, состоявших на государственной службе, государственных грузов, а также дипломатов. С 1842 года в Сибири ямские повинности несли местные казаки.
Почтовые станции и станционные смотрители
Смотреть что такое “ямщики” в других словарях: ямщики — Управляли почтовыми ямскими лошадьми, находились на казённой службе, выполняли ямскую повинность (вид личной повинности), установленную в Московском государстве в XVII в. Ямщик ударил по 783 чахлым клячам, которые, по необъяснимому вдохновению, свойственному только русским почтовым лошадям, вдруг вздернули морды и понеслись как вихрь. а виноват смотритель. Для возки почт предназначались ямщики; платеж им жалования был прекращен, но они были освобождены от податей и рекрутской повинности и получали за свою гоньбу прогоны. Впоследствии ямщиков перевели в сословие государственных крестьян, «государев ямщик», что обязывало иметь трех лошадей («держать ему на выти три мерена»). У слова "ямщик" корень "ям", и это такой человек, который раньше занимался, как перевозкой людей, так и грузов на гужевом транспорте.
Значение слова ЯМЩИК в Большом современном толковом словаре русского языка
Пушкина с его рассказом , каковая должность числилась в IX классе "Табели о рангах". Однако Указом 1822 г. В 1824 г. Указом 7 июня 1826 г. С 1830-х годов в стране началось развитие железных дорог, и ямщицкая внутрисословная категория оказалась не нужна. Именно после 1826 года термин «ямщик» окончательно огрубляется и начинает применяться к обыкновенным извозчикам, не имеющим с настоящими ямщиками ничего общего.
Впрочем, с другой стороны, многие мелкие представители ямщицкой категории переходили в городской извоз. Практически все зажиточные ямщики имели прочие статьи дохода от содержания почтовых станций до торговых лавок, чем они и занимались затем. Несмотря на упразднение ямщицкой категории в 1826 года ямщицких званий у людей не отнимали, и поэтому в ревизиях они имели право указывать свой статус "ямщика", хотя такой категории уже не существовало. Лайк 3.
Пожарский приложил немало усилий, чтобы примирить охотников с посадом. Обычно ямским слободам нарезали землю единым куском, стараясь избежать чересполосицы с другими хозяевами. У правительства был печальный опыт организации двух новгородских слобод в 1586 г. Это послужило причиной почти двухсотлетней войны между ямщиками и их соседями. Дело доходило до того, что охотники отказывались возить грузы своих врагов даже за двойные прогоны. Очень часто ямщикам выделяли наделы из монастырских владений. За изъятые угодья правительство или платило деньгами, или давало в обмен «порожние земли». Но случалось и так. В 1589 г. Взамен монастырю ничего не дали.
Мало того, он еще до 1653 г. Монахини утверждали, что слобода создана на их землях, что у них даже была грамота «да сгорела». А Ямской приказ, в свою очередь, говорил, что про то у них «в книгах не написано». И до тех пор, пока не обмерили монастырские земли, монахини продолжали платить лишнюю подать. Правительство признавало, что за отобранную землю надо что-то давать взамен. И вместе с тем оно обязывало стройщиков вести дело «с пользой для государя», другими словами, не обижать и ямщиков. Если после организации слободы оказывались недовольными и бывшие владельцы земельных угодий и охотники, то объявляли выговор воеводам и дьякам — не умеют они сделать никакого дела, не умеют избавить государя от докуки, одних опустошают, а по отношению к другим забывают государеву пользу. Но если жаловались одни ямщики, стройщиков наказывали без всякой пощады — чаще всего их штрафовали на крупные суммы. Поэтому сотрудники Ямского приказа искренне отстаивали интересы охотников. Они знали, что им будет прощена любая неправда, лишь бы хорошо действовала скорая гоньба.
Избы, в которых жили ямщики со своими семьями, чаще всего были курными, отапливаемыми по-черному печами без труб. Печь занимала пол-избы. Даже в яркий солнечный день свет с трудом проникал сквозь малюсенькие оконца, затянутые мутным бычьим пузырем. Мебели в избе было мало: широкие лавки вдоль стен, да в красном углу под прокопченным ликом иконы большой стол. На полках по стенам расставлялась немудрящая глиняная и деревянная утварь. В длинные зимние вечера вся семья собиралась вокруг стола, мастерили нужные для хозяйства вещи, рукодельничали, пряли. Потрескивала лучина в железном поставце, мигающим светом освещая эту картину. Зимой вся семья спала на полатях под потолком. К избе примыкал обширный двор, где содержались лошади, коровы, овцы, хранилась «гонебная рухлядь»: телеги, сани, хомуты. Каждый ямской двор — своеобразная крепость.
Мало ли какой люд бродит по проезжей дороге! От них и от диких зверей берегли рачительные хозяева свое добро. В местах, где частые заносы и обильные снегопады, над дворами возводилась крыша. На дорогах с интенсивным движением устраивались станы по 50 и более дворов. Среди них Бронницкий ям на Новгородском тракте. В XVI же столетии в крупных городах создается особый тип поселения — ямская слобода. Население некоторых из слобод доходило до нескольких сотен человек. Например, в Тобольске в 1619 г. В Москве конца XVI в. Путешественник, выезжая из Москвы через Смоленские Арбатские ворота Белого города, попадал в Дорогомиловскую ямскую слободу.
Правее, к северо-западу у Тверских ворот, там, где теперь Тверские-Ямские улицы и переулки, стояла слобода охотников, ездивших в Тверь и Новгород. Возле Дмитровских ворот, в районе современной Селезневской улицы, находилась Иверская ямская слобода. И почти рядом с ней за селом Напрудным раскинулась по Ярославской дороге Переславская слобода. Ее огороды были разбросаны вдоль современного проспекта Мира до Сретенских ворот. Дворы и пашни Рогожской ямской слободы тянулись по современным Ульяновской и Тулинской улицам вдоль Владимирской дороги. Одна из московских улиц теперь носит имя большевика Ивана Константиновича Дубинина. А раньше ее называли Коломенская-Ямская. Здесь жили гонщики, ездившие в Коломну и Рязань. Их дома стояли до нынешнего Краснохолмского моста. Создание московских слобод связывают с именем Бориса Годунова, который, по словам современника, не только расширил, но и «… град Москву, яко некую невесту, преизрядно лепотою украси» [41].
Московские ямские слободы, как, впрочем, слободы других городов, были самоуправляющимися административными единицами. Слобожане выбирали старосту, окладчиков, дававших ямщикам наряды на поездки, сотских, десятских и других должностных лиц. Центром общественной жизни слободы была съезжая изба, в которой помещались канцелярия и небольшая тюрьма. Работа слободского старосты и его помощников контролировалась объезжим головой — дворянином, назначенным Разрядным приказом. Слободские дела решались сходами на братском дворе, который строился на общий счет обычно вблизи приходской церкви, причем трапезная церкви иногда также служила местом собрания, На братских дворах происходили выборы лиц, исполнявших различные службы. Здесь выбирали целовальников, раздававших ямщикам «государево жалованье» [42]. Самым сложным делом, вызывавшим бесконечные споры и жалобы, была раскладка повинностей. Слободские староста и окладчики устанавливали для каждого ямщика число поездок. Затем эту раскладку утверждал сход. При распределении повинности соблюдалась пропорциональность обложения, а именно: двор «лучшего» слободского человека нес тягло, вдвое большее, нежели двор среднего, а двор последнего — вдвое большее по сравнению с двором «молодшего» слобожанина.
Такой, казалось бы, достаточно объективный способ обложения в действительности далеко не был таковым. Мирской сход выносил свои постановления от лица всех слобожан, но фактически выражал волю зажиточной части населения, вершившей всеми делами слободы [43]. Каждая слобода строила и содержала на мирские средства церковь, где хранились слободская казна и наиболее важные официальные документы. Церкви обычно посвящались Флору и Лавру, покровителям животных вообще, или Георгию Победоносцу, покровителю лошадей.
Такое сомнение может быть высказано относительно очень многих русских слов тюркского происхождения, которых хронология для нас не ясна.
Можно, например, указать ряд русских слов, которых оригинал находится в половецком словаре, но нельзя при этом утверждать, что эти слова взяты нами у половцев, а не у татар, таковы: алтын, алмаз, аркан, казна, казначей, камыш, вьюк, торба, толмач, шатер, чепрак, сундук, сычуг, базар, башмак, бурав, булат и др. Экскурсы в область русского народного эпоса. Великий русск. Величие и мощь русск. Сканворды для слова ямщик.
Уже в начале июля по почтовой линии была отправлена первая корреспонденция. Именно по этой дороге, соединявшей столицу с единственным портом страны, осуществлялась торговля с Англией и Голландией, перевозились государевы депеши и «грамотки» иноземных людей. Профессия ямщика стала в Ярославле сразу же очень популярной. О лихих ярославских ямщиках ходили легенды. А сегодня преемниками ямщиков можно считать работников почты и курьеров, которые с 1994 года отмечают профессиональный праздник во второе воскресенье июля. Как на Ярославской земле появились ямы Возникновение на Руси первых почтовых служб относится еще к X веку. Уже тогда существовал «повоз» — особая повинность населения выставлять лошадей с повозками для княжеских гонцов. Однако грунтовых дорог было мало, а путь по существующим был труден и рискован. Стремясь облегчить сбор дани и передвижение торговых караванов на завоеванных землях, ордынские власти установили вдоль главных дорог почтовые станции, где можно было сменить лошадей.
На Руси такие станции стали звать «ямами» — от тюркского «дзям», то есть дорога. Для работы на них набирали ямщиков от слова «ямчи» — проводник. После свержения ордынского ига русские князья взяли татарский опыт на вооружение, сохранив ямские станции на русских дорогах. Расстояние между станциями составляло от 40 до 100 верст, а в среднем около 60 километров, если говорить в современном измерении в одной версте чуть больше километра. Ровно столько составлял дневной прогон лошади. Путешествующие по Золотому кольцу России могут заметить, что и сегодня древние русские города располагаются именно на таком расстоянии. В ямщики шли «охочие» люди, и охотников находилось немало. От государства ямщик получал освобождение от налогов, землю под постройку дома и жалованье — 3 рубля в год лошадь стоила 50 копеек.
Ямщик, не гони лошадей. Остановка в якутском селе Синск
Ямщик (устар. от монг. ямчи — проводник или «дзям» — дорога; устар. ямской охотник) — кучер на государственной службе. Ямщиков набрали из беднейших слоев населения, им отвели пахотные земли и луга, повысили оклады, земли и дворы освободили от налогов. Ямщик то и дело появлялся в художественных произведениях, эдакий Харон простых человеческих отношений. Питались ямщики в скоромные дни неплохо — соответственно тяжелой работе.
Характеристики ямщика
- Кто такой ямщик
- Значение слова ЯМЩИК в Большом современном толковом словаре русского языка
- Ямщик — значение и сущность этой профессии
- кто такой ямщик определение для детей
- Ямщики на Руси
- История о ямщиках и почтовых трактах - Издательский дом ВИКО ПЛЮС
2. Тряпичник
- Целовальник - одна из самых загадочных древних профессий на Руси.
- Происхождение слова Ямщик
- "Наша Ямская слобода была когда-то крупнейшей в государстве"
- Комментарии
- Что такое ямщик? Кратко о профессии
- Ямщик, не гони лошадей. Остановка в якутском селе Синск
Ямщик, не гони...
Пошло слово «ямщик» от названия «яма», которое носили почтовые станции. До появления на территории России железных дорог ямщики занимались большинством наземных перевозок коммерческих грузов. Потому они имели громаднейшее значение для экономики страны, и в какой-то момент сформировали отдельное сословие. Ямская гоньба Монголо-татары ямами называли станции, где они могли сменить лошадей, восполнить провизию и отдохнуть.
Отсюда это название пошло на почтовые станции, которые находились на одинаковом расстоянии друг от друга. При них останавливались гонцы, которые занимались доставкой почты. Почтовая служба Руси в то время называлась «ямской гоньбой».
Изначально ею пользовались татары для быстрой связи между собой. После освобождения территорий служба использовалась для доставки государственной корреспонденции. Перевозить пассажиров и частную корреспонденцию ямская гоньба начала только в конце XVII века.
Значение ямщиков в тот временной период сложно переоценить.
Он обозначает ямскую повинность, денежный сбор на ямскую гоньбу. Как считает Б. Кисин , слово «ямщик» восходит к слову «ям», возникшему от тат. Последнее также является исходным словом при образовании понятия «ямская повинность», которым обозначали тягловую повинность населения России XVI века.
При этом ямщиком называли лицо, исполнявшего эту повинность [4]. Согласно М. История Н. Тройка зимой Ямщики были кучерами , на государственной службе , выполнявшие ямскую повинность , установленную в XVII веке в Русском царстве для почтовых перевозок, перевозок чиновников, казённых грузов и прочих государственных нужд [6]. Его восхищала скорость, с какой доставлялись в то время письма, и впечатляло само учреждение почтово-пассажирской связи.
В Западной Европе перевозкой почты занимались частные предприниматели, и надежность и быстрота доставки были не на должном уровне [7]. В «допетровское» время ямщики считались служилыми людьми «по прибору», так же как и стрельцы , городовые казаки и пушкари. Они жили возле городов в специальных «ямских» слободах и получали от казны денежное и пороховое жалование. Они обеспечивали также и охрану перевозимых грузов и седоков, для чего ездили вооружёнными.
Если на стан, где должен был поселиться ямщик, нужно было ехать через Москву, выбранный являлся в Ямской приказ. Здесь он под расписку сдавал свою «поручную запись» и «излюбленный список» его односельчан. В приказе ямщика записывали в книгу и с этого момента он становился государственным служилым человеком. Если же новое место жительства ямщика находилось в противоположной от Москвы стороне, то все документы он сдавал старосте своего яма. Стройщик не только выбирал ямщиков, но и, это самое главное, наделял охотников землей. Ямская земля делилась на несколько частей: 1 земли под ямской приезжий двор и под слободу; 2 пашни, луга и лесные угодья; 3 ямских оброчных деревень — поселений, жители которых гоньбу не держали, но были обязаны снабжать ямщиков хлебом и сеном [36]. Под ямской приезжий двор, на котором останавливались путешественники и где впоследствии происходил обмен сумами с письмами между почтарями, в рядовой слободе отводился участок 30X40, 40X40 или 50X50 саженей. В крупных городах, таких, как Тверь, Калуга, Ярославль, он устраивался вдвое больше. В Москве, Новгороде, Тюмени приезжий двор был не только административным центром слободы и выполнял другие функции. Размер земельного участка под ямскую слободу зависел от числа ямщиков, точнее, от паев, которых в ряде случаев бывало меньше, чем гонщиков на стане. До середины XVII в. Большая слобода — преимущественно в больших городах, второго и третьего разрядов — уездные. Слободы на десять паев назывались окольными. Они ставились на длинных перегонах между крупными ямами и предназначались в основном для смены лошадей скорым гонцам. Были еще ямы поперечные — небольшие поселения на проселках в стороне от главных дорог. В них проживали от 2 до 5 охотников. В административном отношении они были подчинены уездным слободам. Таков был размер ямских станций, предусмотренный законом. В действительности это положение почти никогда не соблюдалось, особенно на дорогах с интенсивным движением. Ежегодно Ямской приказ рассылал в другие учреждения десятки памятей о том, что он увеличил на таких-то ямах число паев «в прибавку к прежним» [36]. Долгое время размеры участков ямщиков никак не лимитировались. В конце XVI в. Под дворы охотников по указу отводилось в Москве 40X25 саженей, в остальных городах 40X7,5 саженей. Так, в Касимове в 1627 г. Им же под огороды добавляли в среднем каждому по 17X79 саженей. В Муромской слободе на 63 человека ямщиков обнаружили излишек земли только под дворами в 24,5 десятины [37]. Ямские приказчики получали обычно участки двойного размера. Особенно широко жили новгородские приказчики. У каждого двор и огород занимал более двух десятин. До первой четверти XVII в. Норма определялась на глаз и зависела в основном от доброты стройщиков, которые старались не обижать ямщиков. Так что каждый охотник получал столько земли, сколько хотел. Часто выделение надела гонщикам отражалось на материальном благосостоянии местного населения. И это порождало бесконечные споры. Наконец, в 1627 г. Пожарского было разработано единое положение о ямском земельном наделе. Особо важным слободам — московским, новгородским и владимирским — выделяли пахотной земли 10 четвертей и сена 40 копен на пай. Приказчики получали вдвое большие наделы. Впоследствии при создании института почтарей дворы и земельные наделы им выдавались из того же расчета. Четверть — это много или мало? Ее размер зависел от качества почвы. На хороших плодородных землях она составляла полдесятины. Для худших земель площадь четверти увеличивалась иногда до 1,5 десятины. Как правило, пашни и луга охотникам выделялись по возможности ближе к яму. Случалось, что земли давали где-нибудь в уезде. Такой надел, однако, ямщики считали несправедливым. Они или били челом о новом межевании, или без лишних слов захватывали чужую землю. Случай такого рода имел место в Угличе. В 1617 г. В тот же год ямщики завладели посадской землей, прилегавшей к слободе. Только в 1627 г. Но ямщики «указу учинились непослушны землей не межевались и с межеванья разбежались» [38], Д. Пожарский приложил немало усилий, чтобы примирить охотников с посадом. Обычно ямским слободам нарезали землю единым куском, стараясь избежать чересполосицы с другими хозяевами. У правительства был печальный опыт организации двух новгородских слобод в 1586 г. Это послужило причиной почти двухсотлетней войны между ямщиками и их соседями. Дело доходило до того, что охотники отказывались возить грузы своих врагов даже за двойные прогоны. Очень часто ямщикам выделяли наделы из монастырских владений. За изъятые угодья правительство или платило деньгами, или давало в обмен «порожние земли». Но случалось и так. В 1589 г. Взамен монастырю ничего не дали. Мало того, он еще до 1653 г. Монахини утверждали, что слобода создана на их землях, что у них даже была грамота «да сгорела».
Встречается в… … Лингвострановедческий словарь ямщик — Древнерусское заимствование из тюрк. Дышловые лошади жались от колей на дышло, но ловкий ямщик, боком сидевший на козлах, держал дышлом по колее, так что колеса бежали по… … Толковый словарь русских существительных Что значит слово «ямщик»? Ямщик — это человек, перевозящий пассажиров или груз на почтовых лошадях. Древнерусское слово «ямъщикъ» образовано от тюркского существительного jam «ям» , что значит «почтовая станция» или «почтовая лошадь». Оно вошло в употребление в XIV веке и в наши дни из-за исчезновения профессии считается устаревшим. Изначально ямщиком назвали государственного служащего, который собирал налоги за дорожные перевозки и отвечал за доставку корреспонденции. Он содержал почтовую станцию и лошадей. Фото: golos.