Духовное управление мусульман Татарстана сообщило о изменении времени намазов, в связи с тем, что с начала мая и до начала августа на территории региона невозможно точно определить время начала ночной и утренней молитв. Председатель Духовного управления мусульман Нижегородской области (Нижегородский Мухтасибат) Гаяз-хазрат Закиров вручил благодарность "за значительный вклад в развитие мусульманской культуры, сохранение обычаев, традиций Ислама.
Духовное управление мусульман России вручило медаль рязанцу Анвару Девликамову
Проверить совместимость вашего браузера можно по этой ссылке. На этом посту Расим Кузяхметов сменил Мукаддаса Бибарсова, возглавлявшего управление с 1992 года. Нового муфтия главе региона представил Мукаддас Бибарсов. Он отметил, что Расима Кузяхметова на съезде поддержали практически единогласно.
Также они призвали органы госвласти отреагировать на происходящее «незамедлительно, грамотно и сдержанно». Подробнее о массовых беспорядках в Дагестане, читайте в сюжете. Читайте также:.
Остается надеяться, что новые мусульманские молодые лидеры не растеряют то, что было наработано десятилетиями. Исходя из нынешних реалий есть необходимость применения новых подходов. На место главы Духовного управления мусульман Саратова пришел земляк Бибарсова также уроженец Пензенской области - первый заместитель муфтия и директор медресе «Шейх Саид» Расим хазрат Кузяхметов. В настоящее время новоиспеченный муфтий учится на 2-ом курсе магистратуры Болгарской исламской академии в Республике Татарстан. На вопрос о том, какие пожелания есть к своему преемнику Мукаддас хазрат ответил так: «Сейчас для нового муфтия и председателя ДУМ СО самое важное сосредоточиться на том, чтобы вывести на новый уровень работу существующих мечетей и, конечно, строить новые. Необходимо качественно поработать над образованием наших имамов и провести обновление нашего медресе в соответствии с современными реалиями». Что известно о Расиме хазрате Кузяхметове? Расим Кузяхметов родился 7 декабря 1976 года в селе Суляевка Лопатинского района Пензенской области. Свой путь становления в сфере религиозной деятельности он начал под чутким руководством муфтия Саратова и много лет спустя стал его заслуженным преемником. Учеба: С 1993 по 1995 годы проходил обучение в медресе «Нуруль Ислам» в городе Октябрьский на границе Республики Башкортостан. После чего поступил в Международный исламский университет «Аль-Азхар» в Каире факультет теологии, специальность - «хадисоведение» , где учился с 1996 по 2005 год. С 2005 по 2011 годы - Поволжская академия государственной службы им. Факультет государственного и муниципального управления. С 2009 по 2010 годы - Институт дополнительного профессионального образования Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Специальность - «Основы дидактики: методы, формы и психологические особенности обучения». В 2015 году поступил в Институт дополнительного профессионального образования СГУ им. Чернышевского по специальности «Педагогическое образование». С 2022 года - магистрант Болгарской исламской академии. Деятельность: С 2002 года — имам-хатыйб Саратовской соборной мечети.
Беда современных людей в том, что они не интересуются ни религией, ни историей! Так, к примеру, скоро весь мир будет отмечать 9 мая — день победы над фашисткой Германией; и если старшее поколение еще помнит то великое горе, разруху и голод, смерть миллионов невинных людей, то многие молодые люди даже не знают точные даты ни начала, ни конца этой войны.
Смена саратовского муфтия: почему ушел Мукаддас Бибарсов?
Especially now, when our country is facing enormous challenges, being under the heavy pressure of sanctions. We hear serious scientific reports delivered here. And most importantly, people talk to each other, they establish new contacts," Tatyana Smirnova added. Following the plenary session, the participants worked in thematic sections. Assalam ealaykum wa rahmat allahi wa barakatuh! Peace be upon you, mercy of the Most High and His blessing. I would like to start my address by remembering the victims of the devastating earthquake in Morocco and the disaster in Libya. I extend my most sincere condolences to the people of these beautiful countries. Today our prayers and thoughts are with our brothers and sisters, we share their grief and sorrow. And whoever believes in Allah, He will guide his heart along the Right Path. We should be patient and rely on the mercy of the Almighty even in hard times, for He knows best what is good for us.
Dear friends, Today this hall of hospitable St. Petersburg has gathered the leading theologians, reputable clergy and public figures: in short, all those who daily carry the great mission of ministry to the Most High on their shoulders; who feel a unique spiritual calling to serve on the pastoral path; who need to seek and find answers to the most difficult questions from ordinary people, their parishioners, no matter how challenging from the religious or moral point of view the questions may be, to speak words of encouragement, consolation and support to each and every one. The true beauty of the human soul is revealed only through service to God and neighbors. All this has a direct bearing upon the theme of our conference. A very impressive composition of the respected participants of the forum — and we have representatives of more than forty countries of the world — will allow us to fully and comprehensively discuss theoretical and practical issues related to the role of religious values in the modern world, exchange opinions and accumulated experience. Over the past two decades alone, humanity has gone through a stage of enormous transformation — the explosion in new technologies, unprecedented opportunities for communication and cooperation, strengthening friendship, good-neighborly relations and strong mutually beneficial ties between countries and peoples, which have become an undoubted blessing on the one hand, have exacerbated conflicts on the other. The traditional institutions of humanity — the family, notions of good and evil and, as a consequence, religion — have been exposed to the most severe attack. It is our common duty as shepherds and mentors in the face of all these challenges to give a clear moral assessment, to form a positive, forward-looking agenda, to inspire faith and hope for the best in our people. I would like to highlight a historic event that took place this year in the Islamic world.
Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Коран, 2:17, 18.
RU зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор 10 июля 2017 года. Адрес электронной почты редакции: box 62info.
У нас этот «халифат» называется Святая Русь. Необычная чалма с двуглавым орлом на штыре демонстрирует особые взгляды муфтия Источник: rais. Россия есть сегодня халифат Божий, — сказал тогда Таджуддин. В прессе освещались и другие моменты, происходившие с верховным муфтием: то он объявлял джихад Америке из-за бомбардировки Багдада, то рисовал фигу на протоколе о его снятии, присланном частью муфтиев из Москвы, то из чайной чашки окроплял водой редакцию телеканала «Вся Уфа». Комментируя эти случаи корреспонденту « Реального времени » в ходе своей лекции в Казани, Таджуддин рассказал, как понять, когда он шутит, а когда говорит всерьез. На официальном сайте ЦДУМ про случай с освящением студии «Всей Уфы», к слову, говорится, что сами журналисты «с нетерпением ждали» этого ритуала Источник: cdum. Тем не менее ему удалось удержаться на посту председателя ЦДУМ на протяжении всех этих лет. Многодетный отец на «Мерседесах» Любой духовный лидер выступает примером для своих последователей, потому не лишним будет поговорить и об образе жизни Таджуддина. Официальная резиденция верховного муфтия находится в здании ЦДУМ на правительственной улице Тукаева в Уфе, а живет он в пригородном поселке Зубово — там есть дома у депутата Курултая Артура Шайнурова, певца Айдара Галимова и других известных людей. Про коттедж Таджуддина там упоминала еще в 2004 году « Комсомольская правда », а в 2023 году на участке в Зубово он голосовал на выборах депутатов Курултая Башкирии. RU Как рассказывал журнал « Бельские просторы », в резиденции муфтия на Тукаева в 2008 году жили канарейки, которых принес знакомый Таджуддина, устав от их щебета. По словам духовного лидера мусульман, ухаживать за ними помогала его мать. В зубовском же доме, как он говорил, держали аквариум с рыбками, кроликов, собаку. Но это не значит, что мы можем бездушно относиться к братьям меньшим, — делился своими мыслями по этому поводу Таджуддин. В соцсетях зубовцы неоднократно упоминали об известном соседе, а одна из жительниц поселка указала корреспонденту UFA1. RU на конкретный дом, где, со слов местных, и проживает Таджуддин. Он расположен прямо напротив недавно появившейся мечети «Дом Аллаха», в строительстве и открытии которой верховный муфтий принимал активное участие. Примечательно, что адрес находящегося напротив нее дома фигурирует как домашний для младшего сына Таджуддина в одном из интернет-справочников. У Таджуддина есть довольно дорогостоящие автомобили Источник: nomerogram. В одном из постов в соцсети он рассказывал о том, что заключил никах с женой Саниёй Абдрауфовной в 1968 году, таким образом, они находятся в браке уже 55 лет. У них пять детей три сына и две дочери , 15 внуков и внучек, четверо правнуков и правнучек. В биографической книге «33 года служения Истине и Отечеству» о детях Таджуддина рассказано подробнее, благодаря чему можно немного узнать о том, как сложились их судьбы. Издание « Бизнес Online » в 2016 году сообщало, что она замужем за Русланом Плиевым, на это же в 2009 году указывала « Комсомольская правда ». Мужчина — выходец из Ингушетии, владевший автосервисом в Уфе, сейчас, судя по соцсетям, он активно занимается общественной деятельностью, представляя международную миротворческую общественную организацию «Институт Мира». Руслан Плиев привлекал внимание прессы в связи с несколькими инцидентами: в частности, на фоне публикации аудиозаписи 2015 года, где якобы обсуждается механизм дачи взятки тогдашнему мэру Уфы Иреку Ялалову об этом сообщала « Правда ПФО » , перестрелки на улице Софьи Перовской в 2009 году сам он отрицал свое участие в ней и угона его Porsche Cayenne в 2016 году в ЦДУМ тогда сообщили, что знают об инциденте, но не в курсе деталей.
Смена саратовского муфтия: почему ушел Мукаддас Бибарсов?
25 декабря в Саранске прошло итоговое собрание Духовного управления мусульман Республики Мордовия. Главная Наша деятельность Новости Глава республики встретился с муфтием Духовного управления мусульман Мордовии Раилем Асаиновым. наша жизнь в ИсламеЦентрализованная религиозная организация Духовное управление мусульман Российской Федерации.
ДУМ России: Между духовными управлениями мусульман разногласий нет
Казанские мусульмане привезли «серебро» с Международного хоккейного турнира в Ашхабаде Подробнее. Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере. Ежегодно благотворительный фонд «Радуга» при поддержке Духовного управления мусульман Пензенской области радует детей подарками в честь праздника Ураза-байрам.
Рубрика Новости
Владимир Емельяненко Среди муфтиев духовных управлений мусульман России, как и между сотрудниками различных религиозных организаций, разногласий нет, заявил зампред Духовного управления мусульман ДУМ России Дамир Мухетдинов. Муфтий заметил, что прихожане мечетей и приходов, которые причисляют себя к тем или иным исламским центрам и управлениям, не конкурируют и тем более не враждуют между собой.
Это матрица межчеловеческих отношений в нашей жизни. Какие у ребенка отношения с родителями в детстве — такими и будут его отношения с другими людьми во взрослой жизни.
Конечно, в первые годы жизни их качество и характер полностью зависят именно от родителей. Род продолжается за счет потомства, а потомство появляется там, где есть брак, есть муж и жена. Аят Священного Корана гласит: "Они — одеяние для вас, а вы — одеяние для них" 2:187.
This problem is not a rare phenomenon. Our sacred duty is not to judge, but to understand young people and go towards them with an open heart. We must be fully aware that young people, their spiritual, moral, cultural and intellectual state is our future. In this regard, it is extremely important for all of us to join our efforts and develop a shared strategy of the state, religious organizations and civil society institutions. This strategy should be aimed at resolving current acute problems of social development, preserving and strengthening religious, spiritual, and moral values. Successful projects in this area and best practices should be made available to the public. I hope that all these tasks will be a subject matter of constructive and interesting discussion among the delegates of the forum. The mission of Islam today is in the promotion of education and enlightenment of believers on the basis of long-standing traditional values of Russian Muslims, in the formation of motivation base on spiritual values for a comprehensive development of believers and the Muslim community under modern conditions, in strengthening the unity and cohesion of Russian society. This is very important because the man of pure faith, following the canons and values of Islam, treats a person of other faith or ethnicity with respect.
Islam forms the spiritual world, world outlook, behavior and lifestyle of a Muslim incompatible with xenophobia, extremism and discrimination of people. A national institute of religious journalism which is to play a vital role, must be formed within a short period of time, for it is to promote and strengthen religious values and religious culture in the public realm. There is a need for journalists who are able to cover with quality and responsibility the problems of religious life of society, promote religious values and religious culture in the public space. And this is a common task for the authorities and religious organizations. We hope that the role of religious values in spiritual and moral development, in consolidating Russian statehood, in strengthening the unity and cohesion of society will also be covered in the relevant section of this course. We, Russian Muslims, are deeply convinced that we should strengthen faith and our values, affirm humanity, justice and compassion for people through dialogue and cooperation backed by our canonical, social, educational and cultural activities. We are confident that it is necessary to protect human dignity absolutely everywhere without discrimination on the basis of religion or nationality, to promote peace and harmonize interreligious and interfaith relations, and to consolidate society. I believe that by relying on religious wisdom embedded in the holy scriptures, mankind is able to overcome any trials and build an equitable world order. Let us remember that Islam calls us to peace, justice and good neighborly relations.
Make religion easy for me, and make the world a beloved and desirable place for me. May Allah Almighty bless us and lead us to success in all good endeavors!
Любые призывы и действия, направленные на преследование людей по национальному и религиозному принципу, являются преступными, — сообщили в ДУМ РФ. Также они призвали органы госвласти отреагировать на происходящее «незамедлительно, грамотно и сдержанно». Подробнее о массовых беспорядках в Дагестане, читайте в сюжете. Читайте также:.
ИСЛАМ СЕГОДНЯ
Духовное управление мусульман Российской Федерации, централизованная религиозная организация мусульман. Религия - 31 октября 2023 - Новости Екатеринбурга - Письмо Духовного управления мусульман России РЕК направил в СКР для приобщения к материалам проверки. Духовное управление мусульман. В России — 11 июня 2021 года 19:57. Председатель Духовного управления мусульман Нижегородской области (Нижегородский Мухтасибат) Гаяз-хазрат Закиров вручил благодарность "за значительный вклад в развитие мусульманской культуры, сохранение обычаев, традиций Ислама. Мусульманский сайт Шамиля Аляутдинова, об Исламе. Время намаза, перевод Корана и хадисов на русском языке, ответы имама об исламе на разные темы, книги, фетвы, аудио и видео.
Духовное управление мусульман РФ требует защитить гражданских лиц блокадной Газы
Жертвами стали более 800 человек. Во многих странах Ближнего Востока начались антиизраильские выступления. Москва, Елена Владимирова Написать автору или сообщить новость Подписывайтесь на каналы.
Официальный сайт: www. Муфтии: Р.
Гайнутдин с 1994 по настоящее время. Опубликовано 27 сентября 2022 г. Последнее обновление 27 сентября 2022 г.
В книге «Религиозно-общественная жизнь в российских регионах» религиовед и социолог религии Сергей Филатов делал похожий вывод о взглядах Таджуддина, указывая на некоторые его высказывания. Иллюстрируя свои оценки, он привел в пример заявление верховного муфтия о том, что шариат должен быть лишь внутренним законом мусульманина, а не нормой права, а также напомнил его выступление на Всемирном русском соборе в декабре 1999 года, когда тот сказал, что «Святая Русь — и для российских мусульман значимое понятие».
Особый взгляд Подобная риторика вообще довольно типична для Таджуддина. Например, в 2003 году он всерьез предлагал переименовать ЦДУМ в Исламское центральное духовное управление мусульман святой Руси, о чем тогда писал « Коммерсант ». В таком контексте уже не так удивительно звучит фраза, которую Таджуддин, согласно архивной публикации « Интерфакса » и ее многочисленным перепечаткам, произнес на открытии XIX Всемирного русского народного собора в Москве в ноябре 2015 года. У нас этот «халифат» называется Святая Русь. Необычная чалма с двуглавым орлом на штыре демонстрирует особые взгляды муфтия Источник: rais.
Россия есть сегодня халифат Божий, — сказал тогда Таджуддин. В прессе освещались и другие инциденты, происходившие с верховным муфтием: то он объявлял джихад Америке из-за бомбардировки Багдада, то рисовал фигу на протоколе о его снятии, присланном частью муфтиев из Москвы, то из чайной чашки окроплял водой редакцию телеканала «Вся Уфа». Комментируя эти случаи корреспонденту « Реального времени » в ходе своей лекции в Казани, Таджуддин рассказал, как понять, когда он шутит, а когда говорит всерьез. На официальном сайте ЦДУМ про случай с освящением студии «Всей Уфы», к слову, говорится, что сами журналисты «с нетерпением ждали» этого ритуала Источник: cdum. Тем не менее ему удалось удержаться на посту председателя ЦДУМ на протяжении всех этих лет.
Многодетный отец на «Мерседесах» Любой духовный лидер выступает примером для своих последователей, потому не лишним будет поговорить и об образе жизни Таджуддина. Официальная резиденция верховного муфтия находится в здании ЦДУМ на правительственной улице Тукаева в Уфе, а живет он в пригородном поселке Зубово — там есть дома у депутата Курултая Артура Шайнурова, певца Айдара Галимова и других известных людей. Про коттедж Таджуддина там упоминала еще в 2004 году « Комсомольская правда », а в 2023 году на участке в Зубово он голосовал на выборах депутатов Курултая Башкирии. За воротами находится резиденция верховного муфтия Источник: Булат Салихов Как рассказывал журнал « Бельские просторы », в резиденции муфтия на Тукаева в 2008 году жили канарейки, которых принес знакомый Таджуддина, устав от их щебета. По словам духовного лидера мусульман, ухаживать за ними помогала его мать.
В зубовском же доме, как он говорил, держали аквариум с рыбками, кроликов, собаку. Но это не значит, что мы можем бездушно относиться к братьям меньшим, — делился своими мыслями по этому поводу Таджуддин. В соцсетях зубовцы неоднократно упоминали об известном соседе, а одна из жительниц поселка указала корреспонденту UFA1. RU на конкретный дом, где, со слов местных, и проживает Таджуддин. Он расположен прямо напротив недавно появившейся мечети «Дом Аллаха», в строительстве и открытии которой верховный муфтий принимал активное участие.
Примечательно, что адрес находящегося напротив нее дома фигурирует как домашний для младшего сына Таджуддина в одном из интернет-справочников. У Таджуддина есть довольно дорогостоящие автомобили Источник: nomerogram. В одном из постов в соцсети он рассказывал о том, что заключил никах с женой Саниёй Абдрауфовной в 1968 году, таким образом, они находятся в браке уже 55 лет. У них пять детей три сына и две дочери , 15 внуков и внучек, четверо правнуков и правнучек.
В районе также действуют Татарский культурный центр, исламский центр Поволжья «Дава», культурно-просветительское общество «Исламский призыв» и областное татаро-башкирское культурно-просветительское общество «Идель». Также в Саратове издаётся газета «Мусульманский вестник» и выпускается телепередача «Исламская мозаика».
В селе Сафаровка Дергачёвского района действует самодеятельный ансамбль. Это по-настоящему знаковая фигура из среды муфтиев, он потомственный муфтий , имам из религиозной набожной семьи, которые проделали очень большую работу на своих постах. Он старался передавать свой опыт другим регионам, пытался как-то масштабировать свою деятельность, был примером и духовным отцом для поколения молодых муфтиев таких как в Пензенской области, в Мордовии, Ульяновской области», - говорит о религиозном деятеле Расул Тавдиряков, мусульманский блогер, общественный деятель и благотворитель. Ибрагимова АН РТ Азат Ахунов отметил неоспоримый вклад муфтия в объединение и укрепление мусульманской уммы и общины своего региона, поскольку в непростые времена постсоветского периода в Саратовской области не произошло ассимиляции татар с другими народами. Потому что на протяжении этих 30 с лишним лет, начиная с получения свободы вероисповедания во времена перестройки и возникновения первых религиозных движений, в единой связке с казанскими религиозными деятелями они занимались возрождением исламской религии в Саратове. Для татар Саратова было очень важно сохранить свою татарскую идентичность, в том числе в вопросе религии.
Поскольку давление других культур если было не сильно ощутимо в постсоветский период, то в оно стало очевидным уже в конце 90-ых и начале 2000-ых. Мукаддас хазрат Бибарсов сумел выдержать этот сложный процесс и найти паритет между давлением диаспор и татарской общиной Саратова. Ему стоит отдать должное — он всегда достойно держал в своих руках контроль над татарской мечетью. Только поэтому не произошло ассимиляции татарской мечети с другими народами, чего не смогли избежать другие города. Можно считать, что он уходит с поста завершив свою миссию. И он уходит на пике своей карьеры.
Уходит, оставив после себя много хорошего и оставив очень мощный фундамент, или даже очень мощное здание», - считает Азат Ахунов. Остается надеяться, что новые мусульманские молодые лидеры не растеряют то, что было наработано десятилетиями. Исходя из нынешних реалий есть необходимость применения новых подходов. На место главы Духовного управления мусульман Саратова пришел земляк Бибарсова также уроженец Пензенской области - первый заместитель муфтия и директор медресе «Шейх Саид» Расим хазрат Кузяхметов. В настоящее время новоиспеченный муфтий учится на 2-ом курсе магистратуры Болгарской исламской академии в Республике Татарстан.
Правительство Саратовской области
Он отметил, что в священный месяц Аллах особенно милостив. Для мусульман в Москве создан проект MuslimMoscow 9:53, 1 мар 2024 Где найти в Москве кафе для мусульман и молельные комнаты? Какие мусульманские события происходят в городе? На форуме UmmaForum будет представлен проект MuslimMoscow, который будет содержать полезную информацию для мусульман в Москве.
Патриарху Кириллу вручили орден мусульман России 12:47, 8 дек 2023 Духовное управление мусульман России наградило патриарха Кирилла орденом Почета "Аль-Фахр". Там отметили, что труд патриарха служит ради единства страны.
Конференция была направлена на улучшение взаимопонимания и налаживание сотрудничества между последователями разных мазхабов. На этом исключительно значимом для всего исламского мира мероприятии были вынесены на обсуждение много важных […] Подробнее В ЧР идет активная подготовка к выборам Президента РФ В Духовном управлении мусульман ЧР прошло расширенное совещание, в котором приняли участие известные религиозные деятели республики, имамы, кадии и представители средств массовой информации. Основной темой совещания были предстоящие выборы президента России, которые намечены на 15-17 марта 2024 года. Учебное заведение площадью 260 кв.
The re-establishment of diplomatic relations between Iran and Saudi Arabia has been a significant event for the entire Middle East.
Russia welcomes this rapprochement of the two key states of the Islamic world. We hope that it will serve to a stronger stability and co-operation in the region. Our scholarly and theological community can offer its venues for dialogue and the development of joint approaches. We are sure that overcoming differences for the sake of common interests will serve to consolidate peace and unity among the entire Ummah. We are ready to contribute to this noble cause and provide necessary resources. Now, permit me a few words about the most pressing issues. Throughout this year, we have repeatedly witnessed blasphemous acts in a number of European countries against the Quran, which have caused a storm of fair protests and outrage throughout the Muslim world.
The flames of burning Quran in Europe not only burned the souls of believers, but also spotlighted the falsity of pseudo-values and the ambiguity of the points of law! Such actions have a very specific purpose, namely to increase the onslaught on Islam as a world religion and tradition, to cause rift and further division between countries and peoples. Let us look for concepts that all religions have in common, not for things that divide them. Obviously, all these actions had paymasters, patrons and support. Strongly condemning such excesses, we should draw clear lines between those who advocate dialogue among people of different cultures and civilizations and those who, as Russian President Vladimir Putin has repeatedly said, seek to hold on to their neo-colonial practices at all costs in order to preserve their status of a privileged minority. Globalization through information and communication technologies, and now by means of artificial intelligence AI is another undoubted challenge. Naturally, we cannot ignore the openness of the new digital world which offers new opportunities for the Muslim world.
New channels for dialogue and mutual understanding with representatives of other cultures and religions are emerging. Muslim communities are actively integrating into global processes while preserving their identity and values. Prayer apps, online broadcasts of worship services, religious education courses, all this allows us to practice religion in new ways. However, it is important to remember that technology is only a tool that should not replace traditional practices and distract us from the true essence of faith. Religion with its high mission of serving society is assigned one of the key roles.
После прохождения итогового тестирования все слушатели получили удостоверение об успешном прохождении обучения. Вручая документы, проректор по образовательной деятельности Академии Рустем Гильмутдинов выразил уверенность о том, что полученные в стенах Академии знания, имамы смогут применить непосредственно на местах в своей работе. В свою очередь директор Центра исламоведческих исследований Академии наук РТ Ринат Патеев отметил, что сегодня мусульманское духовенство включает в себя не только теолого-богословские функции, но и является психологической и социальной поддержкой членов махалли.