Новости файзулла ходжаев

В двадцатилетнем возрасте Файзулла Ходжаев, несмотря на противодействие правящих кругов, стал одним из руководителей джадидского движения в Бухаре. Файзулла Ходжаев родился в Бухоро в семье богатого торговца Убайдуллы Ходжаева. Файзулла Ходжаев Музей – великолепный образец бухарского зодчества конца XIX века – разместился в доме отца Ф. Ходжаева, Убайдуллы Ходжи, в старинном квартале Дом-музей. FU Ходжаев Файзулла Убайдуллаевич Ходжаев (узбек: Файзулла Убайдуллоевич Хо'джаев, Файзулла Убайдуллоевич Хўжаев; русский. Файзулла Ходжаев, которого называли "Лениным узбеков", был маленьким, жилистым и полным энергии, несмотря на малярию, которая часто придавала его лицу зеленоватый оттенок.

Противоречия в политических взглядах Файзуллы Ходжаева

Ходжаев возглавлял правительство Бухарской Народной Советской Республики в качестве Председателя Совета народных назиров сентябрь 1920 - декабрь 1924 до момента ее вхождения в состав Узбекской ССР. В марте 1938 г. Ходжаев оказался одним из обвиняемых на судебном процессе вместе с Н. Бухариным, А.

Этот факт корреспонденту Podrobno. Таким образом благодаря списку сняты все сомнения в безвестности места захоронения выдающегося государственного и общественного деятеля из Узбекистана. Кладбище находится в поселке Сосенское Новомосковского административного округа Москвы, на 24-ом километре Калужского шоссе, в километре к северо-западу от одноимённого посёлка. Открытие Стены памяти состоялось накануне официально отмечаемого в России Дня памяти жертв политических репрессий. Напомним, что президент Путин в одном из своих выступлений очень хорошо сказал о репрессиях тех лет: "Это страшное прошлое нельзя вычеркнуть из национальной памяти.

Однако Ходжаев выступил против Иосифа Сталина деспотический контроль, особенно в отношении хлопка монокультуры. Наследие Официально реабилитирован в 1966 году, он остается неоднозначной фигурой в современном Узбекистане. В современном Узбекистане памятников ему мало, и хотя его Отцовский дом в Бухаре сохранился как памятник, он стилизован под «Дом богатого местного купца», с очень небольшим акцентом на самом Ходжаеве. Список литературы.

Бухариным, А. Рыковым и другими видными советскими коммунистами. Ходжаев был признан виновным в организации националистического заговора, направленного на свержение советской власти в Узбекистане, и приговорен к высшей мере наказания 13 марта 1938 г. Когдаже там поставят памятник убитым там людям.

Файзулла Ходжаев, патриот или предатель

В 1907 году, Файзулла вместе с отцом поехал в Россию, где начал активно заниматься учебой. Вскоре после возвращения в Среднюю Азию примкнул к джадидистскому движению и боролся против бухарского эмира. В 1919 году в Ташкенте организовал бюро младобухарцев-революционеров, снабжал их революционными книгами и начал публиковать газету «Учкун». В 1920 году он вступил в компартию, и под руководством Михаила Фрунзе в рядах Красной армии участвовал в свержении с престола Алимхана. Затем он был назначен председателем Совета народных комиссаров, а с 1924 года — после образования Узбекской Республики в составе СССР - председателем Совнаркома Узбекистана, то есть главой республики.

Согласно историческим источникам, вплоть до лета 1937 года Москва относилась к нему с доверием, но в июне он был исключен из партии, а еще через месяц арестован.

Организовал демонстрацию с требованием конституции и реформ, после её разгона бежал из Старой Бухары, работал в Новой Бухаре и в Ташкенте. Одним из его ближайших друзей и сподвижников в партии младобухарцев был поэт и историк А. В начале Октябрьской революции в России в качестве представителя Революционного комитета участвовал в «Колесовских событиях» — выступлении против эмира Бухары. После поражения выступления бежал в Туркестан, приговорён эмирским правительством к смертной казни.

По дороге в Москву арестован правительством атамана Дутова, заключён в Оренбургскую тюрьму. По освобождении работал в Москве. В конце 1919 года приехал в Ташкент, где организовал бюро младобухарцев-революционеров. Являлся редактором газеты «Учкун», устанавливал связи с революционным подпольем в Бухаре, снабжал его революционной литературой. С помощью советских войск младобухарцы добились свержения эмира в ходе вооруженного Чарджуйского восстания 20 сентября 1920 года.

Сама память, чёткость и однозначность позиции, оценок в отношении этих мрачных событий служат мощным предостережением от их повторения. Нам и нашим потомкам надо помнить о трагедии репрессий, о тех причинах, которые их породили". В период со 2 сентября 1937 года по 24 ноября 1941 года на территории "Коммунарки" были захоронены более 6,6 тысячи человек, их имена, выявленные по расстрельным актам в Центральном архиве ФСБ, и выбиты на новом памятнике. Файзулла Ходжаев был признан западными историками как один из наиболее эффективных менеджеров 1920—1930-х годов. Подсчитано, что при нем в Узбекистане было построено около 400 крупных промышленных объектов.

Бухариным, А. Рыковым и другими видными советскими коммунистами. Ходжаев был признан виновным в организации националистического заговора, направленного на свержение советской власти в Узбекистане, и приговорен к высшей мере наказания 13 марта 1938 г.

Когдаже там поставят памятник убитым там людям.

ХОДЖА́ЕВ ФАЙЗУЛЛА ГУБАЙДУЛЛАЕВИЧ

Файзулла Ходжаев К истории революции в Бухаре и национального размежевания Средней Азии. Блогер Фозилходжа Арифходжаев, в начале прошлого года осуждённый на 7,5 лет колонии, вышел на свободу. Файзулла Губайдуллаевич Ходжаев. рождение: 1896, Бухара, Бухарский эмират, Российская империя смерть: 15 март 1938, Коммунарка, Московская область, РСФСР, СССР. По его словам, Файзулла Ходжаев не единственная историческая фигура, заслуги которых власти стараются приуменьшить.

В. Шигин "Павел Дыбенко. Пуля в затылок в конце коридора" (ч.6). Округ.

После поездки в Москву Файзулла Ходжаев изменился до неузнаваемости — он одобрил марксизм и объединил компартию Бухары с партией российских большевиков. Файзулла Ходжаев назначает Мухиддина Хакимова Равката постоянным представителем Бухарской Народной Республики в Баку (Азербайджан). с целью защиты его от репрессий. Файзулла Ходжаев родился в Бухоро в семье богатого торговца Убайдуллы Ходжаева. Файзулла Губайдуллович Ходжаев — узбекский советский партийный и государственный деятель, председатель Совета Народных Комиссаров Узбекской ССР (1924—1937). После поездки в Москву Файзулла Ходжаев изменился до неузнаваемости — он одобрил марксизм и объединил компартию Бухары с партией российских большевиков.

Семь мифов о Файзулле Ходжаеве

Незадолго до этих событий 24-летний Ходжаев был назначен председателем революционного комитета, а в сентябре 1920 году вступил в РКП б. Возглавлял правительство Бухарской Народной Советской Республики в качестве Председателя Совета народных назиров сентябрь 1920 — декабрь 1924 до момента её вхождения в состав Узбекской ССР , участвовал в разгроме повстанческих отрядов в Узбекистане. В 1920-30-е годы являлся одним из руководителей Узбекской ССР и узбекских коммунистов, но не избирался в высшие партийные органы ВКП б , а также не был членом ЦК партии. Мировоззрение[ править править код ] Ходжаев делал ставку на « прогрессивные элементы» и «прогрессивные силы», которые способствуют развитию общества. Одной из таких сил он считал джадидов. Опорой джадидов были мелкобуржуазные слои города студенты, мелкие лавочники и чиновники. Тем не менее отрыв этих элементов от дехканского народа превращал их во «фрондирующих интеллигентов».

Где женщины ходят без паранджи, где ликвидирована безграмотность, где не царит религиозная бесовщина, где каждый гражданин ощущает свою причастность к происходящим вокруг переменам.

В канун Дня памяти и почестей задумываешься, что всё было бы прекрасно, если бы мы, неблагодарные потомки, в очередной раз не предали Файзуллу Ходжаева, предав его имя его забвению, тем самым забыв, откуда родом наше сегодняшнее счастье и чьей кровью оно оплачено… Надир Равшанов На снимках: площадь у дома-музея Ф. Ходжаева в Бухаре до и после реконструкции старой части города. Фото автора.

Файзулло Ходжаев - таджик или узбек? Ряд таджикских историков считает Файзулла Ходжаева таджиком, а его Тот самый памятник деяния «предательством нации». Но Темур Ходжа-Угли со ссылкой на своего отца говорит, что они принадлежали к карлукской племени. По его словам, во времена Бухарского эмира многие владели и таджикским и узбекским языками. Жители Бухары все говорили на двух языках. Он спросил, почему вы считаете себя узбеком, ведь Файзулла Ходжаев, Усмон Ходжаев, Абдурауф Фитрат — все они были таджиками? Я сказал, что у нас дома в обиходе были два языка, но отец говорил, что наши предки были карлуками» - говорит Темур Ходжа Угли. Но по словам Мухаммаджона Шакури, существует множество исторических доказательств того, что Файзулла Ходжаев не был узбеком и тем более карлуком, которые антропологически сильно отличаются от других жителей региона. Но то что он был таджиком, по словам академика Шакури, не умаляет, а наоборот, еще больше усугубляет меру его вины перед таджикским народом. Сам он писал, что таджики являются одной из тюркских племен. Поэтому он назвал себя узбеком и после революции все делопроизводство перевел на узбекский. Поэтому он всех жителей Бухары и Самарканда записал узбеками и создал Великий Узбекистан — это было первым шагом в создании Великого Туркестана»-говорит академик Шакури. По его словам, согласно этого плана, Таджикистан должен был стать полноценной республикой, а Узбекистан автономным образованием в его составе. Чечерин предложил объединить Бухарский эмират с Самаркандом и создать Таджикскую республику. Но план оказался не по душе Сталину. По словам таджикского историка Нурали Давлата, выход Таджикистана из состава Узбекистана стал возможным после восстания афганских таджиков под предводительством Хабибулло Калакони, более известного как "Сын Сако". Это восстание заставило Москву пересмотреть свою политику в отношении таджиков. Но Нурали Давлат считает, что Самарканд и Бухара остались в составе Узбекистана из-за прихоти Москвы — Файзулла Ходжаев, по словам историка, тут не причем. Темур Ходжа-Угли также считает, что вопрос о передаче той или иной земли, в частности, Самарканда и Бухары, решал только Сталин. Академик Шакури говорит, что Сталин боялся возникновения еще одной персоязычной республики по соседству с Афганистаном и Эраном - они могли объединиться и угрожать интересам Советской России в Средней Азии. Ученый уверен, что если даже таджики потеряли Самарканд, Бухару и другие таджикские города и села, образование Таджикской республики в далеких 20-х годах прошлого века является героизмом. Именно поэтому известные таджикские деятели науки и культуры обратились в правительство с просьбой присвоить звание Героя Таджикистана другим известным в те годы политикам — Абдурахиму Ходжибоеву, Абдукадиру Мухиддинову и Аббосу Алиеву. Вопреки той «награды», которая правительство Узбекистана удостоило Файзулло Ходжаева.

Был одним из организаторов демонстрации в поддержку «Манифеста» эмира Алим-хана с объявлением демократических реформ, после её разгона бежал из Старой Бухары , работал в Новой Бухаре и в Ташкенте. Одним из его ближайших друзей и сподвижников в партии младобухарцев был поэт и историк А. В начале Октябрьской революции в России в качестве представителя Революционного комитета участвовал в « Колесовских событиях » — выступлении против эмира Бухары. После поражения выступления бежал в Туркестан, приговорён эмирским правительством к смертной казни. По дороге в Москву арестован правительством атамана Дутова , заключён в Оренбургскую тюрьму. По освобождении работал в Москве. В конце 1919 года приехал в Ташкент , где организовал бюро младобухарцев-революционеров.

ХОДЖА́ЕВ ФАЙЗУЛЛА ГУБАЙДУЛЛАЕВИЧ

Ташкентский журналист Абдуманнон Холджураев согласен с этим мнением. По его словам. Ислам Каримов пытается вычеркнуть имена таких великих людей, как Муканнаъ и Намоз-пахлавон, чтобы подчеркнуть свою роль в истории». Снос памятника - благое дело? Из шести героев трое — Садриддин Айни, Нусратулло Махсум и Шириншо Шотемур были удостоены высшего звания за заслуги по созданию республики. Многие представители таджикской интеллигенции, с учетом роли Файзуллы Ходжаева в принятии решений, связанных с территориальным разделением Академик Мухаммаджон Шакури Средней Азии, в исключение таджикского языка из официального делопроизводства, а также, из-за массовой фальсификации и изменении в графе национальность таджиков на узбеков, считают решение властей Ташкента по сносу его памятника — благим делом. Академик Мухаммадджон Шакури говорит, что «будет правильно если его имя сотрут со всех стен в Бухаре. Он предал нацию. Он предал Бухару. Не имеет смысла воздвигать в его честь памятники и оставлять о нем память.

Файзулла Ходжаев был одним из руководителей органов по территориальному разделению. Решения, принятые в Москве, были реализованы руками Рахимбаева, Зелинского и Ходжаева». Министр захватил Душанбинский гарнизон Один из родственников Ф. Его отец — Усмон Ходжаев был кузеном Файзуллы Ходжаева и до 1922 года в Бухарской Республике имел должность министра назира. Однако, неожиданно в 1922 году примкнул к басмачеству и вместе с моджахедами занял Душанбинской горнизон По словам Темура Ходжа-Угли, «отец и бухарские солдаты захватили гарнизон и потребовали «красным» убраться из Бухары, ибо Бухара является независимой республикой. Тогда Бухарскую республику официально признали пять государств — советская Россия, Афганистан, Турция. Германия и Британия. О захвате душанбинского гарнизона писатель Джалол Икроми написал драму «Гарнизон не сдается». Одним из персонажей драмы является мой отец Усмон Ходжаев.

Но этот восстание было подавлено, отец перебрался сначала в Афганистан, а в 1923 году в Турцию». Ходжа-Угли считает, что восстание было следствием разногласий между «джадидами». По его словам, одна группа джадидов одобрила марксизм, другая отвергла его. Они были националистами.

Писал сценарии для художественных и документальных фильмов, выступал в качестве кинокритика и искусствоведа. Будем очень признательны за помощь.

По долгу службы мне приходится частенько бывать в этом городе, но скажу честно, что я впервые видел на извилистых улочках древней Бухары такое количество веселящегося люда. На минуту мне показалось, что я нахожусь где-то в Турции или в Египте. По крайней мере, я думаю, что за дни проведения фестиваля Бухарская туриндустрия заработала не меньше любого туристического центра этих стран. Любому, даже непосвящённому гостю священной Бухары, было понятно, что власти города и области основательно подготовились к этому широко разрекламированному мероприятию и заранее избавились от «идеологически спорных» исторических персонажей нашей истории. На этот раз жертвой кампании борьбы с советской историей стал памятник в центре старого города выдающемуся сыну Бухары, известному советскому государственному и партийному деятелю — Файзулле Убайдуллаевичу Ходжаеву 1896-1938.

Он начинает понимать, что советской власти не следует верить, и что ради порабощения Бухарской народной республики она пойдёт на любую подлость. Позже Файзулла Ходжаев об этих событиях горько писал: "... Большевикам было хорошо известно его недовольство советской политикой. Их целью было оторвать его от ближайших сподвижников в борьбе за независимость и подчинить его организаторские способности своим задачам. В те времена в Узбекистане не было местного политического деятеля, который по опыту работы и по международному авторитету равнялся Файзулле Ходжаеву. Его способности необходимо было использовать для окончательного установления большевистской власти в регионе. Поэтому, после национального размежевания в Средней Азии ему была предложена должность Председателя Совета Народных Комиссаров Узбекистана. Файзулла Ходжаев, под разными предлогами попытался отклонить это предложение, но в конце концов убедившись, что это может привести к его физическому уничтожению, согласился сотрудничать. Однако он надеялся, что при удачном стечении обстоятельств ему удастся повернуть Узбекистан в сторону настоящей политической и экономической независимости. Вскоре, сам же являясь председателем правительства республики, он стал одним из инициаторов создания "Комитета восемнадцати" и попытался повернуть республику на путь экономических реформ. На Ш съезде Компартии Узбекистана, в ноябре 1927, года Ф. Ходжаев был подвергнут строгой критике за поддержку джадидов и старых интеллигентов, попытке снижения налогов для предпринимателей и ремесленников и другой деятельности несовместимой с политикой советской власти в Узбекистане. Некоторые делегаты съезда даже поставили вопрос о его снятии со всех постов. Вскоре на VП съезде Компартии Узбекистана, его политические противники ещё более сплоченными рядами выступили против Файзуллы Ходжаева, и возложив на него тяжелые обвинения пытались ликвидировать его как политического деятеля. Он хорошо понимал, чем могут закончиться подобные нападки противников, и в своей заключительной речи на съезде отметил: "Товарищи, я имел несчастье родиться в Бухаре, имел несчастье начать свою революционную работу в таких условиях, которые привели меня в ранние годы, когда мне было 16 лет к джадидской организации.

ХОДЖА́ЕВ ФАЙЗУЛЛА ГУБАЙДУЛЛАЕВИЧ

Список зарубежных друзей и собеседников Ходжаева достаточно весом — это Борис Пастернак, Поль Робсон, Дмитрий Шостакович, Герберт Уэллс, Илья Эренбург, Бернард Шоу… Но все эти люди уважали Файзуллу все-таки прежде всего как талантливого менеджера, человека, могущего подолгу цитировать восточных поэтов. Делегация Межрабпома с Ф. Ходжаевым, октябрь 1931 г. Государственный центральный музей современной истории России Миф седьмой. О навешивании всех грехов Это приписывание Ходжаеву все и вся, превращение его во всемогущее чучело, — хотя, повторимся, он не был в первых строчках союзно-республиканской партийно-номенклатурной иерархии. Отчасти подобное заблуждение связано с ходжаевской харизмой.

Файзулле приходилось работать во всех трех узбекистанских столицах Бухара—Самарканд—Ташкент в условиях острой межклановой борьбы, доходившей до трех обращений Ходжаева самому Сталину с просьбами об отставке. Дом в Самарканде, где до переезда столицы Узбекистана в Ташкент жил Ф. Ходжаев Всех этих мифов не было бы, если отечественная историческая наука занималась исследованиями прошлого — системно, если профессионалы этого дела, следуя междисциплинарности, — повернулись лицом к философам, культурологам, антропологам, выработав, наконец, внятную концепцию изучения и преподавания истории — чтобы белые пятна истории не превращались в черные дыры настоящего. В заключении Согласитесь: антисталинская тематика в отечественных монографиях, кино, литературе не должна превращаться в назойливую слезовыжималку, в этакий тягучий триллер, в фактическое насаждение тезисов «с властью шутки плохи», — ибо есть свобода, как высшая, универсальная, конституционно закрепленная ценность.

В Узбекистане снесли памятник одному из руководителей вооруженного народного восстания против бухарского эмира, советского и партийного руководителя Файзуллы Ходжаева.

По данным Википедии, Ходжаев 1896 -- 15. Этнический узбек. Родился в Бухаре в семье купца. Изучал узбекскую грамоту в мактабе. Среднее образование получил в России, куда приехал с отцом в возрасте 11 лет.

В 1913 году примкнул к джадидскому движению. Файзулла Ходжаев являлся в 1916-1920 годах одним из лидеров младобухарской партии с 1917 - член нелегального ЦК , выступившей против монархического режима в эмирате.

Viber «Дай Бог дожить, чтобы увидеть независимость и самостоятельность цветущего Узбекистана» — Файзулла Ходжаев Архив Службы национальной безопасности Республики Узбекистан, арх. По долгу службы мне приходится частенько бывать в этом городе, но скажу честно, что я впервые видел на извилистых улочках древней Бухары такое количество веселящегося люда. На минуту мне показалось, что я нахожусь где-то в Турции или в Египте. По крайней мере, я думаю, что за дни проведения фестиваля Бухарская туриндустрия заработала не меньше любого туристического центра этих стран. Любому, даже непосвящённому гостю священной Бухары, было понятно, что власти города и области основательно подготовились к этому широко разрекламированному мероприятию и заранее избавились от «идеологически спорных» исторических персонажей нашей истории.

В итоге из состава бухарского правительства были удалены такие фигуры, как Фитрат, Аминов, Атаходжаев, Саттарходжаев, Якуб Заде. Файзулле Ходжаеву однако удалось сохранить доверии центра. Для закрепления успехов в борьбе с басмачеством и создания органов государственной власти он был направлен на три месяца в Восточную Бухару. Показательно, что в в 1923-1924 гг. В декабре 1923 г. Ходжаев Ф. Суверенитет был утрачен. Для Ф. Наметившаяся тенденция советской экспансии привела к разработке концепции национально-государственного размежевания Средней Азии. Отметим, что еще в феврале 1924 г. ЦК Бухарской компартии одобрил тезисы Ф. Предусматривалось, что Бухарская и Хивинская Республики, практически утратившие к этому времени основные атрибуты государственной независимости, легитимно самоликвидируются и передают полномочия новым политическим структурам в составе СССР. В сентябре 1924 г. На основании этого в ноябре 1924 г. Казалось, это было серьезное поражение всей младобухарской программы и уничтожение бухарской государственности. С другой стороны, благодаря созданию Узбекской ССР, Бухара не только возродилась в новом политическом качестве, но и обогатилась ресурсами российского Туркестана и Хивы. Причем управление Узбекской ССР в момент ее становления было доверено бухарской политической элите. Именно Ф. Итоги национально-государственного размежевания в Средней Азии позволяют предположить, что создание УзССР не было только «московским», но и «младобухарским» проектом. Прагматический курс Ф. Ходжаева позволил реально реализовать программу образования Тюркской Республики, соответствующую пантюркистским идеям 1920-х гг. Масштаб этого политического проекта был точно охарактеризован М. Калининым на съезде Компартии в Бухаре в феврале 1925 г. Узбекистан, имея огромный культурный потенциал, технические возможности, наиболее богатые города Востока и людские ресурсы, должен играть в Центральной Азии огромную роль, можно сказать, роль гегемона». С этих событий и берет начало развитие национальной узбекской государственности. Ходжаев с 1925 г. Как положительный момент он отмечал сам факт свержения бухарского амира, поглошавшего в личных целях огромные ресурсы страны, отныне используемые в интересах народа. Казалось это оправдывает советский путь развития бухарской, а затем узбекской государственности. Но по мере укрепления СССР и концентрации власти у партийно-чекистского центра во главе со Сталиным эта «дорога» для Ф. Ходжаева и близких ему национал-патриотов стала представляться все более ошибочной. Уже во второй половине 1925 г. Ходжаевым, демонстративно подали в отставку в знак протеста против перегибов земельно-водной реформы. В те же годы в кругу джадидов, также близких к Ф. Ходжаеву, оформляется оппозиционный советской власти «Комитет национального освобождения» [38]. Современники отмечают, что, несмотря на уход с государственных постов, неофициальным идеологом и главным советником Ф. Ходжаева в сфере культуры и образования оставался его давний политический соратник Р. Фитрат [24] , возвратившийся из ссылки в 1927 г. Именно Фитрат выступил инициатором реформы узбекского алфавита на основе арабской графики на первом Всеузбекском съезде по языку и орфографии. В архивах СНБ Республики Узбекистан сохранились свидетельства того, что в кругу близких соратников Файзуллы постоянно обсуждались идеи о возможных путях движения республики к суверенитету [22]. Самосознание политической элиты Узбекистана в 20-30-е гг. Отражением скрытого противостояния стали начавшиеся во второй половине 20-х г. За демонстративным осуждением «группы 18» последовала кампания обличений джадидизма. В 1929-1930 гг. Тогда же столица Узбекистана переносится из Самарканда в Ташкент, а Таджикская автономная республика вместе с Ходжентом выделена в отдельную советскую Республику, что, безусловно, ослабляло возможности бухарской политической элиты Ф. В противовес им на политическую арену Узбекистана были выведены представители ташкентских политических сил - Акмаль Икрамов и Усман Юсупов. С начала 1930-х Р. Фитрат, несмотря на покровительство Ф. Ходжаева, стал регулярно подвергаться поношени в печати как «контрреволюционный писатель», и глава «пантюркистской группы чагатаистов». Все, что известно о Ф. Ходжаеве, дает основания предполагать, что в 30-е г. Бухарская революция была? И это будет. Скоро придет время, когда мы добьемся независимости... Как реальный политик Ходжаев должен был понимать, что независимость Узбекистана возможна только при политической реорганизации СССР и игре на амбициях альтернативных внешних сил, какими были Англия и Германия. В этой связи вполне вероятными видятся «разоблаченные» на суде 1938 г. Ходжаева, что он вместе со своими единомышленниками еще со времени создания БНСР преследовал задачу создания буржуазно-демократической республики «как буферного государства между Англией и Советской Россией». Той же стратегии придерживались младоафганцы, добившиеся в итоге создания независимого Королевства Афганистан. Позднее Р. Фитрата обвинили в том, что по заданию Ф. Ходжаева он связался с германской разведкой [38]. Политическое напряжение внутри СССР достигло пика в 1936-1938 г. После того, как в 1936 г. Узбекская ССР, национально-патриотические силы которой имели такого признанного лидера как Ф. Ходжаев с его политическим опытом и связями, попала в число первоочередных территорий «зачистки». Ходжаев был смещен со всех должностей и арестован. На суде 1938 г. Файзулла признал себя виновным в организации националистического заговора по свержению советской власти в Узбекистане и казнен по приговору суда 15 марта 1938 г. Ташкенте в октябре 1938 г. На десятилетия вперед был опорочен джадидизм. Как он сам оценивал в этот последний год своей жизни то, что удалось свершить? Безусловно, это было поражение, на десятилетия заморозившее возможности суверенного развития Узбекистана. Но перечеркивало ли оно все сделанное джадидами, младобухарцами? Ведь инициированный ими политический проект образования Узбеской Республики был реализован и возможность национально-государственного самоопределения присутствовала в конституции СССР, что и позволило в 1991 году легитимно провозгласить независимость Республики Узбекистан. Последнее слово Файзуллы на суде звучит как покаяние, но он не мог говорить по-другому. Хорошо известно, что угрозы расправы с близкими заставляли подсудимых идти на сделку со следствием. Поэтому за покаянной лексикой может скрываться совсем иная позиция. С учетом логики последующих исторических событий сознательные акценты на отдельных фразах читаются с обратным смыслом: «Я опозорен. Националистические организации разгромлены… Я не могу сказать, что я не прошу пощады… Может быть кому-нибудь покажется, что такие слова: «не прошу пощады» — звучали бы гордо... У такого человека словам гордости нет места. Гордости неоткуда взяться! Да это признание политической катастрофы дела своей жизни, но были у него основания для гордости. Допустимо предположить, что сознавая где и кому он это говорит, Файзулла вложил в свои последние слова собственное видение правды истории. Это было его прощание: «Я вынес тяжкий урок, но зато я понял и другое. Мне кажется, что я по-настоящему понял, как должен настоящий человек, настоящий гражданин … служить своему народу, своей стране» [13]. Архивные материалы и официальные документы [1]. Из сообщения Туркестанского телеграфного агентства об успехах Красной Армии в борьбе с басмачеством в Западной Бухаре, 31 марта 1922 г. Информация Бухарского телеграфного агентства об успехах частей Красной Армии в борьбе с басмаческими отрядами Энвер-паши, 19 июня 1922 г. Меморандум эмира Алихана Лиге наций от 16 апреля.

Блогер Фозилходжа Арифходжаев вышел на свободу

Файзулла Ходжаев, под разными предлогами попытался отклонить это предложение, но в конце концов убедившись, что это может привести к его физическому уничтожению. Файзулла Ходжаев (1896-1938) Подробная информация на ⋆ ОТВЕТЫ НА ВСЕ ВОПРОСЫ НА ЭТОМ АДРЕСЕ. файзулла ходжаев скачать с видео в MP4. После поездки в Москву Файзулла Ходжаев изменился до неузнаваемости — он одобрил марксизм и объединил компартию Бухары с партией российских большевиков. По его словам, Файзулла Ходжаев не единственная историческая фигура, заслуги которых власти стараются приуменьшить. Файзулла Ходжаев, под разными предлогами попытался отклонить это предложение, но в конце концов убедившись, что это может привести к его физическому уничтожению. FU Ходжаев Файзулла Убайдуллаевич Ходжаев (узбек: Файзулла Убайдуллоевич Хо'джаев, Файзулла Убайдуллоевич Хўжаев; русский.

Имя Файзуллы Ходжаева попало на Стену памяти жертв репрессий, открытую в России

После поездки в Москву Файзулла Ходжаев изменился до неузнаваемости — он одобрил марксизм и объединил компартию Бухары с партией российских большевиков. член нелегального ЦК), выступившей против монархического режима в эмирате. Выходец из Бухары, Файзулла Ходжаев (также именовался Файзулла Ходжаоглы; в некоторых русских документах: Файзулла Убайдуллаевич (Губайдуллаевич) Ходжаев) являлся в. Файзулла Губайдуллаевич Ходжаев. рождение: 1896, Бухара, Бухарский эмират, Российская империя смерть: 15 март 1938, Коммунарка, Московская область, РСФСР, СССР. FU Ходжаев Файзулла Убайдуллаевич Ходжаев (узбек: Файзулла Убайдуллоевич Хо'джаев, Файзулла Убайдуллоевич Хўжаев; русский. FU Ходжаев Файзулла Убайдуллаевич Ходжаев (узбек: Файзулла Убайдуллоевич Хо'джаев, Файзулла Убайдуллоевич Хўжаев; русский.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий