О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Оленные чукчи – в отличие от береговых – с самого детства живут в тундре, многие здесь и родились. Почти все чукчи живут в обычных домах с отоплением, а иногда и евроремонтом.
Как живут Люди Чукотки. Что Вы о них знаете?
С древних времен их племена населяли крайние области Восточной Сибири. Сначала кочевали, но после приручения оленей начали немного приспосабливаться к оседлому образу жизни. Разговаривают они на чукотском языке, имеющем несколько диалектов. Луораветланы или чукчи самоназвание делили себя на морских охотников, живущих на побережье Ледовитого океана, и оленных, тундровых.
Что такое чукотская война? Так называемая чукотская война представляет собой серию боевых действий, которые велись со значительными перерывами на протяжении полувека в середине XVIII столетия. Само определение «чукотская война» закрепилось с 1990-х годов. Россия опасалась, что данные территории могут занять другие европейские державы — например, Франция, которая к тому времени обладала обширными владениями в Северной Америке. Каким тогда было чукотское население? Логгин Хорис. Чукотская семья. Стреляют из луков и бросают камни, но не очень искусно» А. Материалы для истории Камчатки. Те, кто по каким-либо причинам терял свои стада, становились оседлыми жителями на побережье океана, перенимая культуру приморских эскимосов. Оленеводы имели свой цикл кочевания, от которого зависело и время военных действий против тех или иных врагов. Подобные конфликты часто выливались в кровную месть, которая служила основой для последующей вражды. Одними из главных врагов чукчей были кочевые коряки — в XVIII веке с ними велась постоянная борьба из-за оленьих стад. Почему началась чукотская война? Формальные хронологические рамки войны — 1727—1778 годы, но это лишь обострение давнего русско-чукотского конфликта, который начался еще в середине XVII века. Первая встреча русских землепроходцев с чукчами произошла летом 1642 года на реке Алазея, к западу от Колымы. Произошло открытое столкновение, в котором среди прочих участвовал русский путешественник, мореплаватель, прошедший Берингов пролив задолго до Беринга, — Семен Дежнев. А с ними, государь, были с тундры чюхчи мужики з своими роды и с улусными людьми. И мы, холопи твои, сказали им про твое царское величество и жаловальное твое слово, чтоб оне, алазейские мужики, были послушны и покорны… И учали у них просить твоего, государева, ясаку на 151-й год. И мы дрались с ними съемным боем «Съемный» «суимный» , или рукопашный бой, — на копьях, мечах и прочих видах ручного оружия. Очерки военно-политической истории Чукотки начало I тыс. Коротко говоря, русская экспедиция встретилась на Алазее с местными старшинами, призвала их платить ясак, но те отказались и начался бой. В последующие 85 лет в районе Нижней Колымы и бассейна Анадыря периодически возникали стычки между чукчами и казаками, на чьей стороне также выступали их сибирские союзники — юкагиры Юкагиры — коренное население Северо-Восточной Сибири. В итоге с конца 1720-х Российская империя сделала ставку на насильственное подчинение неподвластной территории. Шмалева 1778. Те события, которые позже назовут чукотской войной, растянувшейся на полвека, начались с сухопутной экспедиции Шестакова — Павлуцкого Афанасий Шестаков 1677—1730 — якутский казачий голова и полярный исследователь. Дмитрий Павлуцкий 1692? Кто руководил военными действиями с обеих сторон и кто был их героями? В 1727 году решение о создании «анадырской партии» во главе с Шестаковым и Павлуцким было утверждено императрицей Екатериной I. Оба были убиты во время боевых столкновений с чукчами в один день 14 марта с разницей в семнадцать лет: Шестаков — на реке Егаче, Павлуцкий — на реке Орловой. Шестаков, бросившись на помощь своим и успев застрелить нескольких чукчей, был ранен под горло. Вытащив стрелу, он влез на грузовые нарты, однако управиться с ними не смог.
В 1778 г. Представители этого народа делятся на тундровые и береговые племена: у одних быт и культура связаны с оленеводством, у других — с морским промыслом. С 1930-х годов чукчи пользуются алфавитом на основе кириллицы с добавлением нескольких букв. Книги пишут в основном на русском. Эвены Предки эвенов — тунгусские племена, которые расселились из Прибайкалья и Забайкалья по Восточной Сибири в I тыс. Эвены занимались кочевым оленеводством, охотой на мясного и пушного зверя, рыбной ловлей. Алфавит на латинской основе для эвенского языка утвердили в 1932 г. А уже в 1936 г. Эскимосы Предки эскимосов — тихоокеанские монголоиды, мигрировавшие на север. В России эскимосы — малочисленная этническая группа, живущая вместе с чукчами или рядом с ними на восточном побережье Чукотки и на острове Врангеля. Их традиционные занятия — морской зверобойный промысел, оленеводство, охота. Современная письменность на основе кириллицы появилась в 1937 г. Эскимосы Чукотки и Аляски говорят на похожих языках, но пишут по-разному. В эскимосском языке много заимствований из английского: это результат китобойного промысла, в котором участвовали суда Великобритании, Скандинавии и Америки. У эскимосов Чукотки сохранилась практика кормления духов умерших предков. Такие ритуалы проводят как дома, так и в тундре — в знак уважения к умершим местным жителям. Они занимались охотой на морских млекопитающих и рыболовством. Говорят кереки по-чукотски и по-русски. Но пассивно сохранился и керекский язык! По роду занятий и образу жизни коряки делятся на тундровых занимаются разведением оленей и береговых занимаются морским рыбным промыслом. Говорят в основном по-русски, но 1460 человек сохраняют корякский язык, письменность которого всё же основана на русском. Ненцы Предки ненцев в конце I тыс. В дальнейшем часть ненцев ушла на запад до Белого моря, другая — до Енисея. По другой теории, самодийская прародина ненцев находится в северных лесах и тундрах Приуралья и Зауралья, откуда предки ненцев, освоившие оленеводство, на рубеже I-II тыс. Ненцы круглогодично выпасают оленьи стада, кочуя в поисках кормовых пастбищ, и занимаются охотой, рыболовством. На полуострове Ямал кочуют тысячи ненецких оленеводов, владеющих 500 000 оленей. Европейские ненцы проживают в Ненецком автономном округе, сибирские — в Ямало-Ненецком автономном округе и на Таймыре. Небольшие группы встречаются в Ханты-Мансийском автономном округе, в Мурманской и Архангельской областях, а также в Республике Коми. Ненецкий язык делится на тундровый и лесной диалекты. В письменной форме существует только первый, у которого гораздо больше носителей. Селькупы Предки селькупов занимали восточную часть междуречья Оби и Енисея, смешиваясь с народами древнеугорского происхождения. С XVII века они разделились на две территориальные группы — южную нарымскую и северную тазовско-туруханскую. Впервые селькупы упоминаются в источниках XVI века. В дорусский период у них были распространены укреплённые городки «коч», развито гончарное дело и ткачество. Главные отрасли хозяйства южных селькупов — охота и рыболовство, в качестве транспорта они использовали лошадей и собак. У северных селькупов до недавнего времени сохранялось кузнечество.
По поверью, промысловыми угодьями, отдельными местами обитания людей ведали мистические существа-хозяева, им приносились жертвы. Особая категория благодетельных существ — домашние покровители, в каждой яранге хранились ритуальные фигурки и предметы. Система религиозных представлений породила соответствующие культы у тундровых, связанные с оленеводством; у береговых — с морем. Жертвоприношения носили общинный, семейный и индивидуальный характер. Чукотский бубен круглой формы, диаметром от 35 до 90 см, с тонкой мембраной из пленки моржового желудка или шкуры трехмесячного оленя. Ее натягивают с помощью жгута на брусовый обод-обечайку. С внешней стороны к обечайке крепят рукоятку. Звуки из бубна извлекают тонкой палочкой из китового уса Борьба с болезнями, затяжными неудачами в промысле и оленеводческом хозяйстве была уделом шаманов. На Чукотке их не выделяли в профессиональную касту, на равных они участвовали в промысловой деятельности семьи и общины. От других членов общины шамана отличало умение общаться с духами-покровителями, разговаривать с предками, имитировать их голоса, впадать в состояние транса. Основной функцией шамана было врачевание. Он не имел специального костюма, его главным ритуальным атрибутом был бубен. Шаманские функции мог выполнять глава семьи семейное шаманство. Основные праздники были связаны с хозяйственными циклами. У оленных — с осенним и зимним забоем оленей, отелом, откочевкой стада на летние пастбища и возвращением. Праздники приморских чукчей близки эскимосским: весной — праздник байдары по случаю первого выхода в море; летом — праздник голов по случаю окончания охоты на тюленей; осенью — праздник хозяина морских животных. Все праздники сопровождали состязания в беге, борьбе, стрельбе, подпрыгивании на шкуре моржа прообраз батута , в гонках на оленях и собаках, танцы, игра на бубнах, пантомима. Кроме производственных были семейные праздники, связанные с рождением ребенка, выражением благодарности по случаю удачного промысла начинающим охотником и т. Обязательны при проведении праздников жертвоприношения: оленей, мяса, фигурок из оленьего жира, снега, дерева у оленных чукчей , собак у морских. Христианизация почти не затронула чукчей. Основные жанры фольклора — мифы, сказки, исторические предания, сказания и бытовые рассказы. Главный персонаж мифов и сказок — Ворон Куркыль, демиург и культурный герой мифический персонаж, который дает людям различные предметы культуры, добывает огонь, как Прометей у древних греков, учит охоте, ремеслам, вводит различные предписания и правила поведения, ритуалы, является первопредком людей и творцом мира. Распространены также мифы о браке человека и животного: кита, белого медведя, моржа, тюленя. Исторические предания повествуют о войнах чукчей с эскимосами, коряками, русскими. Известны также мифологические и бытовые предания. Музыка генетически связана с музыкой коряков, эскимосов и юкагиров. Каждый человек имел, по меньшей мере, три «персональные» мелодии, сочиненные им в детстве, в зрелом возрасте и в старости чаще, правда, детскую мелодию получали в подарок от родителей. Возникали и новые мелодии, связанные с событиями в жизни выздоровлением, прощанием с другом или возлюбленной и т. Исполняя колыбельные песни, издавали особый «курлыкающий» звук, напоминающий голос журавля или важенки. У шаманов были свои «персональные напевы». Они исполнялись от имени духов-покровителей — «песни духов» и отражали эмоциональное состояние поющего. Бубен ярар — круглый, с рукояткой на обечайке у береговых или крестовидной держалкой на тыльной стороне у тундровых. Различают мужскую, женскую и детскую разновидности бубна. Шаманы играют на бубне толстой мягкой палочкой, а певцы на праздниках — тонкой палочкой из китового уса. Ярар являлся семейной святыней, его звучание символизировало «голос очага». Другой традиционный музыкальный инструмент — пластинчатый варган ванны ярар — «ротовой бубен» из березовой, бамбуковой плавун , костяной или металлической пластинки. Позднее появился дуговой двуязычковый варган. Струнные инструменты представлены лютнями: смычковой трубчатой, выдолбленной из цельного куска дерева, и коробчатой. Смычок делали из китового уса, бамбуковых или тальниковых лучинок; струны 1—4 — из жильных ниток либо кишок позднее из металла. На лютнях в основном играли песенные мелодии. К 1998 г. Морским зверобойным промыслом заняты жители поселков восточного побережья Чукотки. Культурные различия тундровых и береговых чукчей стираются, а в Шмидтовском, Беринговском, Чаунском и Анадырском районах практически исчезли. Расширяются контакты с русскими и другими народами, растет число смешанных браков. В национальных селах до восьмого класса изучают чукотский язык, но в целом национальной системы образования нет.
Вести Чувашия
Вид на посёлок. Фото: Константин Каськаев Умки, медвежий патруль, Дом Культуры, водопровод и электричество Другой особенностью Ванкарема, хотя эта особенность присуща всем сёлам на побережье Северного Ледовитого океана, является то, что сюда зимой заходят белые медведи по-чукотски их зовут умка. В тот же Ванкарем белые медведи заглядывают раз 6-7 за зиму. До центра села они, конечно, не заходят, но по окраинам гуляют. Для противодействия медведям был создан медвежий патруль, который призван быстро и своевременно отогнать медведя от села. Медведей в эти места, кстати, привлекают те же самые моржи, из-за которых люди здесь и поселились.
Медведи, как и люди, тоже охотятся на этих морских зверей и заодно и к посёлку подходят. Медведей отгоняют ракетницами — для них не нужны специальные разрешения и ими может пользоваться каждый. Если же поблизости будут охотники, то и они помогут своими ружьями. В Ванкареме также есть Дом Культуры. Интересна история его появления.
В конце 1980-ых в двадцати километрах от села потерпело крушение иностранное судно — оно было выброшено на берег. По неписанному закону содержимое потерпевшего крушение судна принадлежало жителям ближайшего села. Администрация Ванкарема долго время не теряло, извлекло уцелевшее имущество с судна и продало его ближайшим старательским артелям, а те вместо денег построили в селе Дом Культуры со спортзалом. Центрального водопровода в селе нет. Подвоз воды осуществляется по заявкам два раза в неделю с помощью трактора и водовозки.
Вода берётся из озера в нескольких десятках километров от посёлка. Мусор вывозится раз в неделю, тоже по заявкам. Зимой он складируется в нескольких километрах от посёлка, а летом сжигается или закапывается.
Зимой, если предстоит идти в дорогу, поверх шапки надевают очень большой капюшон, сшитый в основном из меха волка. Причем кожа для него берется вместе с головой и оттопыренными ушами, которые украшают красными лентами. Такие капюшоны носят в основном женщины и старики. Молодые пастухи надевают даже вместо обычной шапки головной убор, прикрывающий только лоб и уши. Мужчины и женщины носят рукавицы, которые шьют из камуса. Вся внутренняя одежда надевается на тело мехом внутрь, верхняя одежа — мехом наружу. Таким образом, оба типа одежды плотно прилегают друг к другу и образуют непроницаемую защиту от мороза. Одежда из оленьей шкуры мягкая и не вызывает особого дискомфорта, носить ее можно без белья. Нарядная одежда оленных чукчей белого цвета, у приморских чукчей она темно-коричневого оттенка с белыми редкими пятнами. Традиционно одежда украшена нашивками. Оригинальные узоры на одежде чукчей имеют эскимосское происхождение. В качестве украшений чукчи носят подвязки, ожерелья в виде ремешков с бусами и повязки. Большинство из них имеет религиозное значение. Есть и настоящие украшения из металла, различные серьги и браслеты. Грудных детей одевали в мешки из оленьей кожи, с глухими разветвлениями для ног и рук. Вместо пеленок раньше использовали мох с оленьей шерстью, который служил памперсом. К отверстию мешка пристегнут клапан, из которого ежедневно вынимали такую пеленку и меняли на чистую. Характер Чукчи являются эмоциональными и психологически очень легковозбудимыми людьми, что часто приводит к исступлению, склонности к самоубийствам и убийствам, даже при малейшем поводе. Этот народ очень любит независимость и настойчив в борьбе. Но вместе с тем чукчи очень гостеприимные и добродушные, всегда готовы прийти на помощь соседям. Во времена голодовок они помогали даже русским, приносили им еду. Религия Чукчи по своему верованию являются анимистами. Они обоготворяют и персонифицируют явления природы и ее области, воду, огонь, лес, животных: оленя, медведя и ворону, небесные тела: луну, солнце и звезды. Верят чукчи и в злых духов, считают, что они насылают на Землю бедствия, смерть и болезни. Чукчи носят амулеты и верят в их силу. Создателем мира они считали Ворона по имени Куркыль, который сотворил все на Земле и научил всему людей. Все, что есть в космосе сотворили северные животные.
В армию — по желанию Эвенки и нанайцы, ханты и вепсы и другие представители редких народностей имеют право заменить военную службу альтернативной. Например, их могут взять трактористами, почтальонами, поварами. Срок альтернативной службы дольше, чем обычной срочной. Если альтернативщика взяли в организацию, подведомственную федеральным органам исполнительной власти, ему придется отработать там 21 месяц. В организациях, принадлежащих вооруженным силам, срок альтернативной службы — 18 месяцев. Но если коренные жители России хотят служить в армии на равных условиях со всеми призывниками, то могут это сделать. В списке Минтруда для прохождения альтернативной службы — 149 профессий, в том числе артисты ансамбля песни и танца, оленеводы и животноводы. Речь идет о финансировании для социально-экономического и культурного развития, защиты традиционного образа жизни и среды обитания. Если предприятия или люди нанесли ущерб экологии, коренные жители имеют право на возмещение убытков. Речь идет, например, о вырубке лесов, где они охотятся, о загрязнении водоемов, где ловят рыбу. Рыболовство и охота являются основными видами традиционной хозяйственной деятельности коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Они участвуют в принятии государственных решений, в том числе касающихся защиты исконной среды обитания и промыслов. Эти советы участвуют в проведении экологических и этнологических экспертиз при разработке федеральных и региональных госпрограмм освоения природных ресурсов и охраны природы. В Японии протестуют против приостановки РФ положений налогового договора Алфавитов пока нет В России действует Стратегия государственной национальной политики и Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, рассчитанная до 2025 года.
Это каркасная постройка с относительно вертикальными стенами и коническим верхом. Основой стен служили несколько стоящих по кругу треног, которые скреплялись горизонтальными шестами. На треноги опирались наклонные шесты, образующие каркас крыши. Ярангу крыли оленьими шкурами. Проблема сохранения тепла решалась при помощи дополнительного мехового полога в форме перевернутого вверх дном ящика внутри большого шатра, у задней стенки. Полог нагревался дыханием людей и теплом от жировой лампы, чайника и котлов с пищей. Прибрежные чукчи жили как в ярангах, крытых моржовыми шкурами, так и в капитальных полуземлянках с каркасом из костей кита. Пища У чукчей преобладала мясная пища. У оленных чукчей — оленье мясо, у морских охотников — мясо морских зверей. Рыб значительной роли в рационе не играла. Растительная пища использовалась в качестве добавок к мясу. Чаще всего это был полупереваренный мох, который добывался из оленьих желудков.
Чукчи — хранители вековых традиций
Официальная страница Правительства Чукотского автономного округа. Эксклюзивные и оперативные новости от Губернатора и Правительства. Печальная судьба старинной усадьбы, где жил молодой Ленин. Живущие на северо-востоке Чукчи не боятся холода, не пахнут потом и иногда меняются женами. Культура жителей Чукотки полна интересными особенностями, причем некоторые факты могут оказаться весьма неожиданными.
КАК ЖИВУТ КОРЕННЫЕ ЧУКЧИ НА ОСТРОВЕ АЙОН. НАЦИОНАЛЬНЫЕ СЕВЕРНЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ ЧУКОТКИ. ЧУКОТКА #11
это народ, проживающий на северо-востоке Российской Федерации. Почти все чукчи живут в обычных домах с отоплением, а иногда и евроремонтом. Пора уже нам избавиться от мысли, что Чукотка — «это холодно» и «где-то далеко», а живут там «чукчи из советских анекдотов». Здесь живут овцебыки и северные олени, десятки тысяч моржей образуют лежбища на побережье.
Представители более 90 национальностей проживают на Чукотке
Летом его снимают иностранцы и живут тут по паре недель. Наслаждаются безмолвием и наблюдают за животными: Внутри сейчас все завалено хламом: Какая-то ритуальная палочка, чтобы оберегать жилище от злых духов, но Владимир использует её в основном для того, чтобы спину себе чесать: Еще одно строение. Тут живут его родственники, но сейчас они уехали в соседнюю деревню, за несколько десятков километров, так как их ребенок пошел там в школу: Фаина рассказала о деревце, которое они посадили рядом со своим домом. Обнесли его веревочным забором и сделали табличку: "Особо охраняемая зона". Приглядитесь к фотографии. Рядом с этим деревом живет евражка и часто стоит рядом с табличкой, словно часовой: Охраняет деревце от воронов: В паре километров от жилища Владимира и Фаины из-под земли бьет горячий источник. Пару лет назад они построили тут себе купель: После купели все спускаются в реку, как после бани: Живности было немного и я переключился на флору: Вездесущие грибы: Вся тундра усеяна ягодами: Это растение называется пушица влагалищная.
Само слово «чукча» переводится как «богатый оленями», что не совсем отражает действительность: среди представителей этого народа было много и тех, кто занимался разведением этих животных, и тех, кто охотился на крупных млекопитающих. И те и другие называли себя «луораветлан», что означает «истинные люди». Вот 15 любопытных фактов о луораветланах, которые откроют вам их жизнь с новой стороны. После достижения зрелости человек мог почувствовать в себе шаманские силы и под влиянием духов поменять пол.
При этом чаще мужчины становились женщинами, а не наоборот. Менялось и поведение такого чукчи. Исследователь В. Богораз отмечал , что если задать ему нескромный вопрос, он мог заливаться густым румянцем и застенчиво закрывать лицо рукавом.
При этом власть такого «превращенного» была весьма велика, и даже шаманы относились к нему со страхом и почтением. К началу XX века этот обычай полностью изжил себя. В этих домах жили скученно, несколькими семьями, причем помещение для отдыха, отделенное пологом, было настолько теплым, что люди ходили обнаженными или в одном белье. Для освещения жилища могла использоваться лампа, заправленная китовым или моржовым жиром.
Яранги оленеводов переносились с места на место вслед за перемещениями стада. Приморские чукчи, в отличие от них, вели оседлый образ жизни. Имя было всего одно, поэтому когда чукчи начали получать паспорта, они записывали его в качестве фамилии, а имя и отчество выбирали по своему вкусу. Иногда мальчика могли назвать словом, означающим мужской половой орган.
Это не было оскорбительно: у чукчей не существовало табу на обнаженное тело или его отдельные части. Рытхэу вспоминает курьезный случай. Один из его земляков, уважаемый всеми оленевод, фамилия которого на чукотском означала соответствующий орган со звучным эпитетом «гремящий», был выдвинут на высокую должность. Когда писатель об этом узнал, он порадовался за него, но неосторожно проговорился о значении фамилии.
С юмором в советские времена было туго, поэтому почти сразу пришло требование: вычеркнуть имя этого кандидата из всех бюллетеней. Впрочем, случая, чтобы девочке давали имя, обозначающее женские гениталии, писатель не помнит. Что касается ругательств, то их в нашем понимании чукчи не использовали вовсе. Самое обидное, что они могли сказать: «Ты совершенно ни на что не похож!
И хотя родственные связи ценились, случалось, что близкие так допекали человека, что он или она уходил от них.
Домик чукотского семейства стоит на берегу защищенной от волн бухты: 3. Фаина очень обрадовалась гостям. Сказала, что они уже пару месяцев не видели людей кроме друг друга, и были очень рады общению.
Вообще, мне сложно представить каково это - жить месяцами в одиночестве: 4. Фаина с удовольствием рассказывала девочкам о своем огороде и своей жизни: 5. А я поговорил с немного стесняющемся Владимиром. Через полчаса общения он привык ко мне, раскрылся и с удовольствием показал домашнее хозяйство: 5.
Живут они с женой в фанерном доме. Тут одна комната с нарами вдоль стен: 6. Обратите внимание на "ножеложку": 7.
Самолет «Якутии» делает дозаправку в Якутске. Лететь примерно 9 часов. Долгий перелет утомителен: затекают ноги, и сказывается смена часовых поясов.
Когда в Москве 12:00, на Чукотке 21:00. Биологические часы легче перестраиваются при возвращении на «материк», чем при возвращении в Певек. Моя мама иногда прилетает в Москву таким рейсом. Билеты покупает за 3—5 месяцев до поездки, но на цене это не отражается. Авиаперевозками внутри округа занимается Чукотавиа. Через Якутию можно бесплатно провозить багаж весом 20 кг, а не 23 кг, как в остальных аэропортах.
С Чукотки люди везут с собой оленину, местную рыбу и икру Бывает, что дату вылета переносят на 2 недели, и отпуск автоматически продлевается на тот же срок. Отмена рейса — уважительная причина для опоздания из отпуска. Средняя зарплата в Чукотском автономном округе в 2022 году Больше всех получают работники добывающей промышленности. Старатели — это те, кто добывает золото, а артель — что-то вроде их кооператива. Месторождение Купол принадлежит канадской компании Kinross Gold, его работники получают больше, чем на Майском. Там работают в основном вахтами по 6 месяцев.
Еще есть «Чукотская горно-геологическая компания» и «Северное золото». Кроме того, работу предлагают аэропорт, ТЭЦ, автомобильная база, «Чукотская торговая компания» и гидрометеостанция.
Первая кровь: как живут чукотские китобои
Но если мы немного усложним вопрос: "Где живут чукчи и эскимосы? Нет одноимённой области, нужно найти более серьёзный подход и разобраться в национальных тонкостях. Есть ли отличия между чукчами, эскимосами и коряками Безусловно, есть. Всё это разные народности, некогда племена, имеющие общие корни и населяющие схожие территории.
Цены в сувенирных лавках местами просто запредельные. Набор открыток из 12 штук стоит 600 рублей. Фляга из лапы медведя — 30-35 тыс.
А стоимость изделия из моржовой кости — традиционного чукотского сувенира — может доходить до 100 тыс. Икра и красная рыба здесь тоже недешевые, хотя все ловится на Чукотке, и рыбзавод в двух шагах. Это больше всего возмущает местных жителей. В этом году цена на свежую икру кеты равнялась 2 800 рублям за кг. У частников икра дешевле, а рыбу можно взять за бесценок или даже бесплатно. К примеру, киловатт электроэнергии стоит 5,7 рублей.
Для сравнения, в Барнауле — от 3 до 3,9 рублей. Здесь одни из самых высоких зарплат в стране. Но в пересчете на стоимость жизни выходит, что покупательская способность большинства жителей Чукотки даже ниже, чем в Алтайском крае. Хорошо зарабатывают начальники, чиновники, предприниматели и силовики. Лето очень короткое и прохладное. Жителю Алтайского края может показаться, что его и вовсе нет, а это просто весна плавно перетекает в осень.
Правда наивный чукча, герой анекдотов, который говорит «однако» и живет в чуме, не имеет ничего общего с настоящими людьми. На самом деле в чуме нет шансов «дождаться рассвета». Погибнешь в первой же пурге.
В чумах живут ненцы, якуты, нанайцы и многие другие северные народы. Но все эти люди с точки зрения чукчей обитают в мягком климате, ближе к лесотундре. Чукчи живут в яранге.
Конструкция яранги придумана тысячи лет назад. Но и в 21 веке все тундровые чукчи по-прежнему живут в этих жилищах из оленьих шкур. Внутри яранги минус 20, только ветра нет.
Протопить весь объём жилища невозможно. Топить нечем, в тундре отсутствует любая растительность выше колена. Вокруг очага чукчи сидят полностью одетые.
Но вот спят они… практически голые. Внутри яранги есть отдельная спальня. Своеобразный меховой куб.
Зарплаты у оленеводов хотя и небольшие по местным меркам - менее 50 тысяч рублей, но зато есть определенные льготы. Например, можно досрочно выйти на пенсию: женщинам в 45 лет, мужчинам в 50. Мы сдаем в предприятие мясо, шкуры, рога, панты.
Получаем зарплату на карточку - а если нужно что-то купить, то потом просто отдаем ее тому, кто поедет в поселок». Старший сын Василия работает с ним в тундре, а младший не хочет, но за выбор отец не обижается, говорит, что «это его дело». Она уже стала бабушкой, ее внуки здесь же.
Тамара говорит, что сейчас в тундре всего хватает: «Есть генератор, есть рация, можем связаться с нашими мужчинами и с другими бригадами». Женщины тоже оформлены как оленеводы официально, хотя и занимаются, в основном, хозяйством. В яранге Тамары.
Приготовить на всех еду, прибраться в жилище, проверить технику, подготовить запасы на зиму, подлатать одежду, постирать - дел больше, чем в городе, на самом деле. В одиночку не справиться. Когда кто-то устает от общения, то может уйти в тундру - поразмышлять о жизни.
Морзвербои из Лорино Регата на традиционных байдарах, Лорино. Между общинами распределяются определенные квоты. Наибольшее количество китов - более 40 в год - добывают в национальном селе Лорино население около 1500 человек примерно в 500 км восточнее Анадыря и в 150 км западнее Аляски.
Кроме китов, добывают ластоногих - моржей и тюленей нескольких видов. Современные чукчи ходят на промысел на специальных моторных лодках. Они только кажутся крошечными, но могут тянуть за собой несколько тонн.
Для охоты используют ручные гарпуны.
Анадырь: погребённая под снегом вотчина Абрамовича
Край суровых морозов большую часть года, и выгрызающей все живое — мошки и комаров, в короткое северное лето. Здесь есть и протяженные труднопроходимые горные хребты с вершинами до 2000 метров, и богатые растительностью горные долины, и бурные холодные северные реки зажатые между прижимами горных хребтов. Именно здесь сотни лет эвены и чукчи, занимались оленеводством, выращивая свои многочисленные стада домашнего оленя, перегоняя его от зимних пастбищ на летние и обратно. Но в этот раз я хочу рассказать вам об одной удивительной встрече с чукчами — оленеводами, большой семьей от некогда большой бригады крупнейшего оленеводческого колхоза Чукотки, с последовавшей за этой встречей беседой, о жизни и о быте коренного населения. Оказались мы в этих краях почти случайно, решив возвращаться с Чукотки на материк не через уже знакомый нам зимник "Арктика", а через Омолон, что расположилось на границе Чукотки, Якутии, Камчатки и Колымы, ну а дальше по "дикому" 450 — километровому зимнику на Магадан.
Преодолев по зимнику труднопроходимые горные Анюйские и Олойские хребты Чукотки, через безлюдные горные долины, перевалы, многочисленные болота, мы добрались до покинутого села Уляшка. В советское время здесь была метеостанция и перевал-база одного из отделений оленеводческого колхоза "Омолон". А до начала прошлого века здесь была стоянка эвенов- оленеводов на реке Олой. А вообще, река Олой — важная река в жизни коренного населения этого района.
Вдоль нее располагаются многочисленные летние пастбища оленей, а на одном из её притоков, выше по — течению располагалось стойбище чукотских оленеводов — Кайэттын. Здание брошенной метеостанции И вот уже за чашкой чая пролетело несколько часов в беседах об истории этих мест, о былой славе крупнейшего чукотского оленеводческого колхоза "Омолон", который вел свою деятельность в этих краях, о быте и жизни современных чукч и эвенов. История колхоза проста и сложна одновременно. С приходом советской власти, большевики убедили старейшин общины вступить в коллективные хозяйства и на стойбищах эвенов и чукч были образованы коллективные оленеводческие хозяйства.
К середине 1950-х годов они были объединены в один большой колхоз "Омолон" с базой в Омолоне, перевал-базами в долине Олой на местах многолетних стойбищ. В пиковые годы, поголовье оленей составляло более 35 000 голов, а колхоз состоял из 15 бригад. Но все уже осталось в прошлом, далеком и советском. Уляшка, Дом оленеводов Сейчас у общины оленеводов едва ли наберется несколько тысяч оленей, остальные были забиты на мясо еще в 90-е годы, а часть домашнего оленя была уведена оленем -"дикарем", который восстановил свою популяцию в 90-е годы.
Один из его земляков, уважаемый всеми оленевод, фамилия которого на чукотском означала соответствующий орган со звучным эпитетом «гремящий», был выдвинут на высокую должность. Когда писатель об этом узнал, он порадовался за него, но неосторожно проговорился о значении фамилии. С юмором в советские времена было туго, поэтому почти сразу пришло требование: вычеркнуть имя этого кандидата из всех бюллетеней. Впрочем, случая, чтобы девочке давали имя, обозначающее женские гениталии, писатель не помнит. Что касается ругательств, то их в нашем понимании чукчи не использовали вовсе. Самое обидное, что они могли сказать: «Ты совершенно ни на что не похож!
И хотя родственные связи ценились, случалось, что близкие так допекали человека, что он или она уходил от них. Особенно сложно приходилось женщинам чукчей-оленеводов. На них возлагалось множество обязанностей от самостоятельной установки яранги до стирки, готовки и присматривания за стадом , и нередко они терпели придирки со стороны тестя или других родных, пока не решались жить самостоятельно или примкнуть к другой семье. До начала XX века существовала традиция группового брака в котором инициатива все-таки принадлежала женщине , но потом постепенно исчезла. Женщины во время родов не стонали и не просили о помощи Обычай запрещал роженицам каким-либо образом выражать страдание. Им не помогали даже другие женщины.
Молодая мать сама обрезала пуповину, выбрасывала послед и делала все для новорожденного. Если роженица просила о помощи — всю жизнь потом терпела насмешки. И даже ее мужа дразнили «повитушный». А на грудничков надевали своеобразные подгузники — подкладки из мха и оленьего меха, которые хорошо впитывали продукты жизнедеятельности. Подросшего мальчика быстро отучали от привычки мочиться в постель: если утром оленья шкура, на которой он спал, была мокрой, то утром его отправляли бегать вокруг яранги, держа ее на себе. Остальные могли лишь роптать, но даже не пытались ему противодействовать.
Мужчина мог иметь 2—3 жен, причем во время обеда все лучшие куски мяса доставались супругу, а жены и дети довольствовались остатками. Кузнецова, которая длительное время прожила в яранге, в своих дневниках отмечала, что количество еды, выделяемое членам семьи, зависело от объемов проделанной работы. Так как у нее не хватало сил выполнять физически тяжелый труд чукотских женщин, при дележе ей доставались самые маленькие, лишенные жира куски мяса или вообще только чай. Не переносили соли, зато ели похлебку с мохом, извлеченным из желудка оленя Пища коренных жителей Чукотки могла показаться отталкивающей неподготовленным людям. Они ели мороженое мясо, нерпичий жир, кашу из щавеля, коренья, внутренности животных, пили их кровь. А в числе самых популярных блюд у этого народа были ферментированное мясо копальхен и горячая похлебка с монялом — полупереварившимся мхом, извлеченным из желудка оленя.
Зато соль чукчам казалась горькой, а мягкий хлеб они считали кислым на вкус.
Один из его земляков, уважаемый всеми оленевод, фамилия которого на чукотском означала соответствующий орган со звучным эпитетом «гремящий», был выдвинут на высокую должность. Когда писатель об этом узнал, он порадовался за него, но неосторожно проговорился о значении фамилии. С юмором в советские времена было туго, поэтому почти сразу пришло требование: вычеркнуть имя этого кандидата из всех бюллетеней. Впрочем, случая, чтобы девочке давали имя, обозначающее женские гениталии, писатель не помнит. Что касается ругательств, то их в нашем понимании чукчи не использовали вовсе.
Самое обидное, что они могли сказать: «Ты совершенно ни на что не похож! И хотя родственные связи ценились, случалось, что близкие так допекали человека, что он или она уходил от них. Особенно сложно приходилось женщинам чукчей-оленеводов. На них возлагалось множество обязанностей от самостоятельной установки яранги до стирки, готовки и присматривания за стадом , и нередко они терпели придирки со стороны тестя или других родных, пока не решались жить самостоятельно или примкнуть к другой семье. До начала XX века существовала традиция группового брака в котором инициатива все-таки принадлежала женщине , но потом постепенно исчезла. Женщины во время родов не стонали и не просили о помощи Обычай запрещал роженицам каким-либо образом выражать страдание.
Им не помогали даже другие женщины. Молодая мать сама обрезала пуповину, выбрасывала послед и делала все для новорожденного. Если роженица просила о помощи — всю жизнь потом терпела насмешки. И даже ее мужа дразнили «повитушный». А на грудничков надевали своеобразные подгузники — подкладки из мха и оленьего меха, которые хорошо впитывали продукты жизнедеятельности. Подросшего мальчика быстро отучали от привычки мочиться в постель: если утром оленья шкура, на которой он спал, была мокрой, то утром его отправляли бегать вокруг яранги, держа ее на себе.
Остальные могли лишь роптать, но даже не пытались ему противодействовать. Мужчина мог иметь 2—3 жен, причем во время обеда все лучшие куски мяса доставались супругу, а жены и дети довольствовались остатками. Кузнецова, которая длительное время прожила в яранге, в своих дневниках отмечала, что количество еды, выделяемое членам семьи, зависело от объемов проделанной работы. Так как у нее не хватало сил выполнять физически тяжелый труд чукотских женщин, при дележе ей доставались самые маленькие, лишенные жира куски мяса или вообще только чай. Не переносили соли, зато ели похлебку с мохом, извлеченным из желудка оленя Пища коренных жителей Чукотки могла показаться отталкивающей неподготовленным людям. Они ели мороженое мясо, нерпичий жир, кашу из щавеля, коренья, внутренности животных, пили их кровь.
А в числе самых популярных блюд у этого народа были ферментированное мясо копальхен и горячая похлебка с монялом — полупереварившимся мхом, извлеченным из желудка оленя. Зато соль чукчам казалась горькой, а мягкий хлеб они считали кислым на вкус.
Население — 47,5 тысячи человек.
Административный центр — Анадырь. Официальные языки — русский, чукотский. Губернатор — Роман Копин.
Чукотку открыла в 1648 году экспедиция Семена Дежнева. Регион населяли чукчи, уровень технологического развития которых сильно отставал от европейского. В 1803 году территория Чукотки вошла в состав Камчатской области Иркутской губернии.
Почему чукчам не нужно разрешение на охоту
Чукчи живут, где в недрах земли руды металлов добыть невозможно. Здесь живут овцебыки и северные олени, десятки тысяч моржей образуют лежбища на побережье. Многие чукчи, хотя и живут всю жизнь на море, не умеют плавать. Чукчи живут, где в недрах земли руды металлов добыть невозможно.
Анадырь: погребённая под снегом вотчина Абрамовича
Почти все знают, что Чукотка — это на севере, там очень холодно и живут олени и чукчи. Сейчас большинство людей живут в домах и квартирах, но еще остались места, где коренные чукчи до сих пор ведут кочевой образ жизни, пасут оленей и живут в ярангах. Где живут коренные малочисленные народы. Рядом с Мысом Шмидта находится национальный поселок Рыркайпий, где живут чукчи-китобои.