В этот день Христос пришел на Иордан к Иоанну Крестителю с целью принять Крещение. Иордан – священная река, где был крещен Иисус более 2 назад. Подобным образом Христос в Иордане омыл, утопил грех, и будучи Сам Святыней святынь, разрушил грех первородный.
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (БОГОЯВЛЕНИЕ)
Но некоторые церкви, например, Эфиопская православная и Армянская григорианская, по-прежнему отмечают единый праздник. Это произошло по всему огромному христианскому миру не одновременно. Но со второй полвины V века Крещение почти повсеместно отмечают как отдельный праздник, а слово «Богоявление» становится его синонимом, уже никак не касаясь Рождества. Церковный Собор середины VI века официально именовал 12 дней между Рождеством и Крещением праздничными — с 25 декабря по 6 января, но два этих великих торжества уже различал.
Главной отличительной чертой Крещения является освящение воды. Этот обычай возник в древности и с течением времени превратился в своего рода «визитную» карточку праздника. Долгое время велись споры, сколько раз надо проводить водосвятие — один или два?
Так, например, Русская церковь только в 1667 году окончательно постановила святить воду дважды — и в Навечерие, и в сам праздник Богоявления. Как правило, первый раз освящение совершается в храмах, а во второй — на реках, озерах, прудах. Притом два водосвятия восходят к двум различным церковным традициям.
Первая из них связана с порядком, установленным у ранних христиан: крестить новообращенных в Навечерие праздника. Именно поэтому праздник когда-то имел третье имя: его называли «днем Просвещения» — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает светом Христовым. Но впоследствии тех, кто хотел принять Христову веру, стало так много, что одного дня для этого оказалось явно недостаточно.
Крещение стали совершать и по другим датам. Обычай же святить воду в Навечерие — даже если никого из новообращенных нет в храме — сохранился. Сначала ее святили только один раз, в полночь.
Иисус Навин, начав править народом от Иордана, прообразует Христа, Который также начал проповедовать народу Евангелие после Своего крещения в Иордане Сyr. Как Иисус Навин «провел народ израильский чрез Иордан из пустыни в землю обетованную, так и Спаситель наш провел нас чрез святое и спасительное крещение из пустыни неведения и идолослужения в горний Иерусалим» Ioan. Среди др. Тертуллиан, находя прообраз К. Моисеем древом Исх 15. Рассказ о железном топоре, к-рый был поднят чудесным образом со дна Иордана прор. Елисеем, бросившим в его воды дерево 4 Цар 6. In 2 Regn. В обращенных к Иуде пророческих словах его отца Иакова «Он...
De patriarch. De bened. Подобным образом снятие ангелом Господним запятнанных одежд с первосвященника Иисуса и облечение его в светлые одежды Зах 3. In bapt. Стих Пс 28. In Epiphan. Также слова из Пс 113. Игнатий Богоносец, толкуя Мф 3. Эта же тема присутствует и у Тертуллиана Tertull.
Согласно свт. Григорию Богослову, Господь «крестился не ради собственного очищения, но чтобы освятить воды» Greg. In Luc. Не нуждаясь Сам в очищении, через крещение в Иордане Он «делает воды чистыми» Greg. Григорий Нисский замечает: «Ибо из всех рек только один Иордан, прияв в себя начаток освящения и благословения, как бы из некоторого источника излил всему миру благодать крещения» Greg. По мнению свт. Иоанна Златоуста, в этот день Христос «освятил естество вод» Ioan. Прокл К-польский говорит, что в день Богоявления «море возликовало с радостью… ибо через Иордан оно восприняло благословение освящения» Proclus CP. Мозаика кафоликона Неа-Мони на о-ве Хиос, Греция.
Церковные толкователи исходили из представления о том, что Христос не нуждался, будучи безгрешным, в очищении и оставлении грехов. Иустин Философ утверждал, что Господь совершил крещение «за род человеческий, который от Адама подпал смерти и обольщению змия, потому что каждый по своей собственной вине творил зло» Iust. По словам мч. Ипполита Римского, в К. Принимая крещение, Господь не только освящает св. Иоанна Крестителя, но и погребает в воде «всего ветхого Адама» Greg. Когда Христос выходит из вод Иордана, Он «возносит с Собой весь мир и видит «разводящиеся небеса» Мк 1. Ефрем Сирин писал, что «божественная природа Христа не нуждалась в крещении, но в крещении была явлена Его человеческая природа» Ephraem Syr. In Diatess.
Ориген, истолковывая Мф 3. Исполнение всякой правды Мф 3. Иоанна Златоуста, строгое следование Божественному замыслу о спасении человека и включает не только К. Феодор Мопсуестийский писал, что Господь «смиренномудро, как один человек из народа, подчинился пророку и Крестителю Иоанну для крещения, чтобы освятить воды и наше возрождение через омовение, и усыновление, и отпущение грехов» Theod. Миниатюра из Псалтири. Walters Man. W 733. В сохранившемся во фрагментах трактате «О крещении» св. Мелитона Сардского К.
Согласно автору, то, что происходит с небесными телами, служит обоснованием и объяснением К. Его крещение также сопоставляется со схождением во ад: Христос, крестившийся в Иордане, есть «Царь Небесный и Глава творения, Солнце восходящее, Который явился одновременно мертвым во аде и смертным в этом мире» Melito. Наиболее подробно этот мотив раскрывается у свт. Кирилла Иерусалимского, который связывает К. Итак, поскольку надлежало сокрушить главы дракона, Он, сойдя в воды, связал сильного, чтобы мы получили от Него власть наступать на змиев и скорпионов... Крещением [Господним] притупляется жало смерти» Сyr. Это представление нашло отражение в последовании праздника Богоявления в современном богослужении РПЦ, где в священнической молитве присутствует основанное на Пс 73. В гомилии «О крещении» ок. В святоотеческом богословии К.
Так, напр. Духа и откровение о Его богосыновстве становятся центральными темами в христ. Наиболее ранним примером такого осмысления служат слова Климента Александрийского, который говорит, что К. Через крещение мы получаем свет в душу, со светом получаем право на сыновство, с сыновством - совершенство, с совершенством - бессмертие» Clem. Амвросий Медиоланский связывает с К. Погружение человеческой природы в воды со Христом в К. Посредством К. Если Сын Божий крестился, то какой благочестивый человек может презирать крещение? Связь между К.
Григорий Богослов открывает праздничное послание в этот день увещеванием: «Христос крещается; сойдем с Ним, чтобы с Ним и взойти! Однако, по мнению свт. Иоанна Златоуста, К. Вместе с тем К. Что было с пасхою, то же происходит и с крещением. Как там Христос, совершив ту и другую пасху, одну отменил, а другой дал начало, так и здесь, исполнив крещение иудейское, отверз двери и крещению Церкви новозаветной» Ioan. XIII в. Мон-рь вмц. Екатерины на Синае Крещение Господне.
Екатерины на Синае Описание К. Троице Aug. В контексте полемики с гностиками, к-рые утверждали, что в момент крещения Всевышний Спаситель сошел на человека Иисуса напр. VII 23. III 17. III 9. Дух сошел на Него, чтобы обозначить переход Его дара от иудеев к новому спасенному во Христе народу Ibid. В контексте полемики с арианами, к-рые использовали евангельский рассказ о К. Афанасий Александрийский отмечал особенность этого события: Иисус был освящен Духом не в Своей божественной природе, но в человеческой: «...
Кирилл Александрийский рассматривает дарование Св. Духа в К. Когда человеческая природа с возрастанием греха оказалась лишенной вселенного в нее Св. Духа, то Бог для спасения рода человеческого послал Своего Сына, так что в К. In Ioan. Лактанций в полемике с иудеями и язычниками, полагавшими, что евангельские чудеса совершались с помощью волшебства, рассматривает сошествие Св. Духа на Иисуса как дар небесной силы, позволившей Спасителю совершать чудотворения Lact. IV 15. Схождение Духа Святого на Христа прообразует дарование Св.
Духа посредством помазания миром в таинстве Крещения Tertull. Иустин Философ одним из первых среди раннехрист. I 204; Lact. IV 15; Hilar.
Исполнение правды 19. О чем хотел рассказать нам евангелист попыталась понять богослов и филолог Марина Андреевна Журинская. Пришедшему же к нему Христу он сказал: мне надобно креститься от Тебя. И получил ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Самое время подумать о том, что же это такое в данном случае — «всякая правда». Ясно, что это не иерархия духовной значимости. Про Предтечу Христос говорит далее Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его Мф 11:11; ср. Лк 7:28, где Господь называет Иоанна пророком. Но насколько же больше величие Сына Божия!
Этот праздник представляет собой воспоминание о том, как Иисус Христос явился на берег палестинской реки Иордан и попросил о крещении у пророка Иоанна Предтечи. Тот, прозревая суть Христа, удивился и спросил, не следует ли ему самому принять крещение у Христа? Людей Иоанн крестил во оставление грехов, но зачем очищаться от грехов существу, имеющему в себе безгрешную божественную суть? Да и уместно ли Владыке принимать крещение от раба Его? На это получен был ответ: «Надлежит нам исполнить всякую правду». Тогда Иоанн Предтеча склонил голову перед волей Бога, а Иисус вошел в зеленые, непрозрачные воды Иордана, издревле почитавшегося священной рекой. Иоанн Предтеча произвел обряд крещения, который стал прообразом современного таинства. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божией и смирения». Поэтому праздник имеет ныне второе название — Богоявление. В старину на Руси всякую прорубь во льду реки или озера, сотворенную ради крещенского освящения воды, именовали Иорданью. Пусть река Иордан несет волны в местах теплых, по берегам ее стоят пальмы, и вода в ней никогда не замерзает, а все же православный человек различает ее где-нибудь под Рязанью или Белозерском, в двадцатиградусный мороз, среди сугробов, наметенных вьюгой. В этот момент исчезает время, исчезает пространство, тысячи вод из разных веков и стран сливаются в единый символ иорданской воды, освященной присутствием Христа. День белых риз Праздновать Крещение Господне стали очень быстро — еще при жизни апостолов. Но в ту пору оно по-другому называлось и имело другой смысл. Ученики Христа и ученики Его учеников предавались воспоминаниям о том, как в мире людей появился живой Бог, как поклонились ему волхвы, как учил Он и как проявлял суть более высокую, нежели человеческая.
Главное, что надо знать про праздник Крещения Господня и святую воду
Ее воды с давних пор считались священными: именно там иудеи совершали религиозный обряд омовения. У берегов реки Предтеча стал рассказывать людям о покаянии перед скорым пришествием Мессии. Он призывал всех подготовиться к этому событию, очистившись от своих грехов через обряд крещения водой — именно Иоанн был первым, кто ввел эту традицию в Иудее. Когда пророк увидел у берегов Иордана Мессию, он поклонился ему, гласит Евангелие. А после того, как Иисус Христос попросил его крестить , Иоанн Предтеча возразил, заявив, что не может этого сделать, ведь перед ним стоит истинный Бог. Однако Иисус, который действительно не нуждался в обряде крещения, поскольку был безгрешен, настоял на этом. Он заявил, что пришел не нарушить закон, а выполнить, ведь «надлежит нам исполнить всякую правду». С этого события начинается мессианское служение Христа, которое проходило три года», — отметил протоиерей Николай Ельчев. Считается, что именно тогда людям впервые явилась Святая Троица: Бог Отец — голос, который прозвучал с небес, Бог Сын — Иисус Христос, который принял крещение в Иордане от Иоанна Предтечи, а также Святой Дух, который спустился во время крещения Христа в виде голубя. Как и Крещение, каждый год его празднуют в один день — 18 января.
Если сочельник приходится на будние дни, то утром верующим предписывается соблюдать строгий пост. В Сочельник верующим советуют попасть на утреннее и вечернее богослужение, а в сам праздник — прийти на литургию Вечером 18 января в церквях проводят литургию Василия Великого: особое богослужение, которое идет дольше, чем в другие дни. В это время читают все новозаветные и ветхозаветные отрывки, рассказывающие о событиях, которые так или иначе связаны с грядущим праздником. А после литургии начинается Великое освящение воды. Освящение воды Освящение воды — главная традиция Крещения, которую совершают в храмах и на водоемах. Воду освящают чином Великого водосвятия дважды: накануне праздника и в сам день Богоявления. Независимо от того, в какой из дней провели ритуал, вода будет иметь равную благодать, отмечают в церкви. Вода, которую освятили в Крещение, имеет особое название: крещенская вода или Великая Агиасма, то есть великая святыня Как освящают крещенскую воду в церкви? Сперва поют тропарь «Глас Господень на водах…», затем зачитывают пророчества из Ветхого Завета, отрывки из Евангелия, а также фрагмент Послания апостола Павла.
Все эти фрагменты Писания рассказывают о крещении Иисуса Христа. После начинаются общие молитвенные прошения. Верующие молятся Богу с просьбой освятить воду «силою и действием и наитием Святого Духа», обращаясь к нему со словами «Миром Господу помолимся... Также Бога просят наделить воду способностью очистить тело от всех недугов и греха. Затем священник читает молитву, в которой просит Бога освятить воду, а также кадит ее — то есть окуривает ладаном. Он три раза опускает в воду крест, пока поется тропарь праздника «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…». При крещении Твоем во Иордане, Господи, открылось поклонение Троице: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, возлюбленным Тебя Сыном именуя, и Дух в виде голубицы подтверждал Его слова непреложность. Явившийся Христе Боже и мир просветивший, слава Тебе! Тропарь Крещения Господня После этого всех молящихся окропляют святой водой и дают им поцеловать крест.
В заключение обряда все священнослужители возвращаются в алтарь. При этом они поют стихиру «Воспоим вернии…».
Крестным ходом на Иордан называют шествие, для освящения природных водоемов. Крещение Иоанново было символическим и означало, что как тело омывается и очищается водою, так и душа человека, кающегося и уверовавшего в Спасителя, будет очищена от всех грехов Христом. Богоявление открыло людям великую Божественную тайну Святой Троицы. Теперь каждый окрещающийся приобщается этой тайне, по словам Христа к Своим ученикам.
Теперь свой шаг навстречу должны были сделать сами люди. После ответа Господа Иоанн крестил Его в водах Иордана через омовение и возложение рук. В древнем Израиле омовение в проточной воде было знаком очищения от совершенного греха, отрицанием греха, обещанием начать новую жизнь. Именно поэтому таким способом крестил людей и пророк Иоанн. Этих слов весь мир ждал с момента исхода первых людей — Адама и Евы — из рая. Они означали, что Тот, Кто был обещан Богом, уже явился в мир и теперь выходил на Свое служение. Возможно, это было связано с тем, что со времен праведного Ноя голубь был символом примирения, в частности, Бога и человека.
Андреа Верроккьо , «Крещение», ок. Мозаика, монастырь Осиос-Лукас , XI век Раннее упоминание об особом почитании воды, набранной в день Крещения Господня, и о её чудесных свойствах в первую очередь, способности не портиться в течение долгого времени содержится в одной из антиохийских проповедей святителя Иоанна Златоуста 387 год : «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят её домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своём не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповреждённой и свежей» [19]. К тому же времени относится сообщение Епифания Кипрского , который связывает чудесные свойства богоявленской воды с превращением воды в вино в Кане Галилейской , которое также вспоминалось в Богоявление. Рождество Христово , без сомнения, произошло 11-го тиби 6 января … И в то же 11-е число, но тридцать лет спустя, случилось первое знамение в Кане Галилейской, когда вода стала вином. Поэтому во многих местах вплоть до настоящего времени повторяется случившееся тогда Божественное знамение во свидетельство неверующим, что подтверждают превращающиеся в вино воды источников и рек во многих местах. Например, источника в городе Кибира [en] в Карийской области … а также и источника в Герасе Аравийской. Мы сами пили из кибирского [источника,] а наши братья — из герасского… А многие [братья] из Египта свидетельствуют то же самое и о [реке] Нил. Потому-то 11-го тиби по египетскому [календарю] все и набирают воды и затем хранят ее — и в самом Египте, и в других странах [20] [21]. Таким образом, до последней трети V века, когда Петром Гнафевсом была составлена молитва богоявленского водоосвящения, богоявленской считали воду, набранную в ночь праздника из источника. В Константинополе VI века таким источником служил фонтан перед храмом Св. Софии [21]. Праздник Крещения в исторических церквях[ править править код ] В Православной церкви праздник принадлежит к числу двунадесятых , отмечается 6 января 19 января в одних поместных церквах по юлианскому календарю, в других — по новому стилю и завершает рождественские святки. Древний христианский праздник Богоявления, первоначально посвящённый Рождению Христа , посещению волхвов и Крещению Христа, постепенно в общецерковном масштабе — после Халкидонского собора 451 года стал праздноваться исключительно в воспоминание Крещения Христа, в связи с чем « Богоявление » и «Крещение Господне» в православии суть два названия одного праздника.
Река Иордан
Крещенская вода считается святыней. Её пьют с молитвой натощак и окропляют людей и жилища. В церковный календарь праздник Богоявления вошёл в середине II века и сначала отмечался вместе с Рождеством Христовым. Но в IV веке празднование Рождества было перенесено на 25 декабря, а у праздника Богоявления сохранилась прежняя дата — 6 января 19 января по новому стилю.
Когда Иисусу было 30 лет, он также пришел к водам реки Иордан и попросил Иоанна крестить его. После крещения "отверзлись" небеса и на Иисуса снизошел Святой Дух в виде голубя. Они указывали Иоанну Крестителю и присутствующему народу на Божественное достоинство крестившегося Иисуса Христа.
Как принято праздновать 3 На Крещение по всей России проходят богослужения и крещенские купания в прорубях иорданях. Для этого на водоемах делают специальные проруби, а на площадях городов и поселков устанавливают купели. В народе считается, что купание в проруби дает очищающую для души и тела силу. Впрочем, купание в иорданях остается для верующих исключительно добровольным делом. Для христиан на Крещение главное — посетить службу в церкви, исповедоваться, причаститься и принять крещенскую воду.
Позже эта традиция двойного водосвятия распространилась и на другие страны, жители которых исповедуют православие. Как использовать крещенскую воду Верующие считают крещенскую воду святыней и верят, что у нее есть целебные силы. Набрав Великую Агиасму на Крещение, люди используют ее круглый год. Для чего используют святую воду пьют для исцеления от недугов и очищения от грехов; окропляют дома и храмы; дают пить людям, которые не могут быть допущены ко Святому Причастию. Крещенскую воду нельзя использовать для уборки или стирки, а также других бытовых нужд. Держать ее советуют в специально отведенном месте в квартире, не ставить емкости с водой на пол. Лучше всего расположить ее рядом с иконами. Чтобы случайно не перепутать святую воду с обычной, стоит подписать емкость. Также утилизировать ее можно в горшки с домашними цветами или под корни деревьев на улице. При этом любое растение не подойдет: нужно выбрать то место, где не ходят люди и не гуляют собаки. В раковину или туалет выливать святую воду нельзя, потому что так она окажется в канализации вместе с различными нечистотами Крещенские купания По традиции в ночь с 18 на 19 января православные верующие окунаются в специальные проруби — иордани, которые заранее делают на водоемах. Считается, что крещенские купания служат символом закрепления очищения от грехов. Однако аналогом покаяния или крещения этот обычай не является. Как проходят крещенские купания Выбор места Прежде всего, нужно выбрать правильное место. Окунаться можно только в иордань, которую подготовили для крещенских купаний специалисты. Возле проруби должны дежурить медики и спасатели, способные оказать помощь при необходимости. Использовать самодельные проруби опасно для жизни: есть риск, что в водоеме будут течения, которые унесут окунувшегося человека под лед. Одежда Окунаться в иордань можно в длинной белой рубахе, а также в купальнике или плавках. На ноги лучше обуть резиновые тапочки или валенки — их нужно снять перед погружением в воду. Также в ожидании своей очереди к купели можно закутаться в махровый халат. После выхода из купели нужно максимально быстро вытереться, одеться и обуться Молитва Перед погружением в воду верующим рекомендуют молиться Богу, прося его об исцелении и укреплении тела и духа. В иордань нужно заходить быстро и не оставаться там надолго. Окунаться в воду принято три раза, сопровождая это крестным знамением и словами «Во имя Отца. Аминь», «И Сына. Аминь», «И Святого Духа. Этот обряд возник из народной среды — россияне самостоятельно начали окунаться в воду в память о крещении Иисуса Христа в Иордане. При этом широкое распространение традиция получила не так давно: не существует упоминаний о том, что православные окунались в прорубь в древние времена. Первые отрывочные рассказы о крещенских купаниях появились лишь в произведениях XIX века, причем речь в них шла только о локальных традициях. До революции как таковой традиции погружаться в прорубь не было. Это пришло к нам совсем недавно из Израиля.
Поэтому Христос говорит: «Я пришел исполнить закон, а не нарушить его». Совершив обряд крещения, Иисус продемонстрировал всему миру, что Он готов пройти путь человеческой жизни и «исполнить всякую правду» для спасения рода человеческого. И всякий из нас, становящийся на путь христианской веры, подобно Христу принимает Таинство крещения, провозглашая этим свое решение начать новую жизнь в вере. Еще говорят, что над Иорданом в этот день пролетает голубь. Это знамение с тех пор повторяется ежегодно: накануне Крещения православные пускают по реке деревянные кресты с зажженными свечами, река уносит их в Мертвое море, а 19 января неизменно приносит обратно! В этот же день обычно пресная вода Иордана становится соленой. Конечно, существует много разных мнений о том, что на самом деле в этот день происходит с Иорданом, объясняющих это явление с материалистической точки зрения. Возможно, это какие-то вертикальные колебания потоков воды, образующиеся в результате того, что паломники толпами входят в реку и нарушают ее природное течение. А может быть, поднимается сильный ветер, и кажется, будто Иордан меняет направление и течет в другую сторону, то есть создается иллюзия, оптический эффект движения вспять. Как бы то ни было, однозначно утверждать или же отрицать, что в праздник Крещения Иордан изменяет свое течение, мы не можем. Это зависит от глубины веры и святости каждого из христиан. Многие связывают обращение Иордана вспять со стихирой из чина Великого водоосвящения «Днесь вод изменяется естество и разделяется Иордан и своих вод возвращает струи, Владыку зря крещаема», но это обычная история с путаницей между русским и церковнославянским языками. По-русски «возвращает струи» переводится как «удерживает течение своих вод», то есть замирает. Это образ, отсылающий к ветхозаветным событиям: переход евреев через Красное море, расступившееся перед ними, когда, возвращаясь, воды моря утопили фараона с армией, гнавшихся за евреями; воды Иордана, расступившиеся перед Израилем при взятии еврейским народом города Иерихона. Левиты несли на шестах Ковчег Завета, великую святыню Ветхого Завета, под звуки шофара — древнего музыкального инструмента типа трубы из рога, а затем, когда армия перешла Иордан, его вода вернулась, а стены языческого Иерихона пали. Подобным образом Христос в Иордане омыл, утопил грех, и будучи Сам Святыней святынь, разрушил грех первородный. Вообще, рассуждая о «природных» чудесах, важно уметь различать их символическую и материальную стороны, чтобы не впасть в прелесть, диавольское обольщение. Например, хорошо известно чудо на горе Фавор в Галилее. В ночь на праздник Преображения Господня 19 августа в православном греческом монастыре совершается литургия под открытым небом. В какой-то момент, обычно под утро, на молящихся сходит полупрозрачное облако. Облако в библейской традиции ассоциируется со славой Божией, и сияющее облако покрыло апостолов, видевших Преображение Господне. И всем нам это облако может напомнить о событиях праздника. Но, с другой стороны, вокруг этого красивого природного явления существует очень много суеверий. Например, многие говорят, что в это время в Галилее не бывает облаков, и это чудо противоречит законам природы. Но это не совсем так. Облаков над Галилеей в августе, действительно, не бывает, а вот туман — бывает, потому что очень жарко, испаряется Галилейское море, и как раз этот туман поднимается к вершине Фавора, когда остывает воздух. Мы не знаем точно, сколько ей лет, но в России до революции этот обычай был не слишком распространен, а у старообрядцев его вообще не существовало. Суть же данной традиции понятна — Христос крестился в реке, и мы как Его ученики, подражая Ему, в этот день тоже окунаемся в водоем. Человек, совершающий такое окунание, думает о Боге, делает это ради Него. И тогда это погружение — символ нашего подражания Христу и стяжания Святого Духа. В современном обществе не так много мостиков, посредством которых Церковь может напоминать о себе общественности.
Когда отмечают Крещение Господне в 2024 году
- Что известно о Крестителе?
- Православные христиане отмечают Крещение Господне 19 января
- Православные верующие отмечают Крещение Господне // Новости НТВ
- Установлено точное место крещения Иисуса: сегодня воды там нет
Установлено точное место крещения Иисуса: сегодня воды там нет
Согласно Евангелию именно в этот день пророк Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в водах реки Иордан. Христиане всего мира относятся к Иордану как к священной реке, ведь согласно Евангелию в его водах принял крещение Иисус Христос. В этот день Христос пришел на Иордан к Иоанну Крестителю с целью принять Крещение. Желая установить Таинство Крещения Иисус Христос пред вступлением своим в открытое, всенародное служение спасению мира пришел также на Иордан к Иоанну креститься.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Крещение Господне в 2023 году: вся ли вода святая и когда ее набирать - Новости | В этот день вспоминается крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей (Крестителем) в реке Иордан. |
Река Иордан | Итак, как видим, «крещение», которое совершал Иоанн Креститель в водах реки Иордан, не имеет никакого отношения ни к слову «крест», на котором распяли Иисуса, ни к слову «Христос». |
Крещенье Господне. Факты и домыслы. : david_mendel — LiveJournal | Желая установить Таинство Крещения Иисус Христос пред вступлением своим в открытое, всенародное служение спасению мира пришел также на Иордан к Иоанну креститься. |
Святыни христианства. Река Иордан
Крещение Господне: история и традиции праздника | О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. |
Последние новости | В то время, когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. |
Святыни христианства. Река Иордан (Вячеслав Чебышев) / Проза.ру | Десятки верующих собрались на реке Иордан, чтобы окунуться в священные воды, где Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа. |
Предыдущие выпуски
- Протоиерей Димитрий Юревич: Крещение Иисуса Христа в историческом и археологическом контексте
- Установлено точное место крещения Иисуса: сегодня воды там нет - МК
- Православные христиане отмечают Крещение Господне 19 января
- КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (БОГОЯВЛЕНИЕ)
- Когда отмечают Крещение Господне в 2024 году
Протоиерей Димитрий Юревич: Крещение Иисуса Христа в историческом и археологическом контексте
Свидетельство о Крещении Иисуса Христа есть у всех евангелистов. Апостол Матфей говорит о Богоявлении так: Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. 7: Израиль Река Иордан Крещение Иисуса Христа Путешествие Поневоле Залищак Ч 2. В этот день Иоанн находился у реки Иордан. Иисус Христос, которому на тот момент исполнилось 30 лет, принял крещение от Иоанна. 7: Израиль Река Иордан Крещение Иисуса Христа Путешествие Поневоле Залищак Ч 2. В этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие — крещение Иисуса Христа в реке Иордан.
Крещение Господне в память о крещении Иисуса Христа в реке Иордан.
как пророк Предтеча крестил Иисуса Христа в реке Иордан. Праздничные богослужения начинаются накануне вечером, верующие вспоминают о крещении Иисуса Христа, которое совершил Иоанн Предтеча в водах Иордана. Когда к Иордану подошел Господь Иисус Христос, Иоанн увидев Его, воскликнул: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира».
Главное, что надо знать про праздник Крещения Господня и святую воду
После службы святую воду прихожане могут взять с собой. С праздником всех верующих поздравил митрополит Курганский и Белозерский Даниил и рассказал о значении этого события для православного мира.
Каждый год православные со всей республики приезжают в Аланский Богоявленский женский монастырь, чтобы вот так вместе — встретить праздник Крещения. В монастыре Крещение Господне — престольный праздник. И впервые на Богоявление архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим провёл службу в женской обители. А во время литургии в монастырской трапезной готовят праздничное застолье.
На кухне десятки прихожан: одни помогают на кухне, другие накрывают столы и палатки. Под чутким руководством монахинь обители в больших котлах варят зелёный борщ и плов. По окончании богослужения крестный ход до монастырских озёр и чин великого освещения воды.
В чем-то он похож на то омовение, которое совершал над иудеями Иоанн Креститель.
Люди приходили к нему, каялись в своих грехах, а потом окунались в воды Иордана в знак покаяния и омовения от греховной нечистоты. Сегодня таким же образом в Иордане совершается обряд омовения или крещения, совмещенный с таинством исповеди. Над человеком, желающим покаяться в грехах, священник прочитывает особые молитвы. Затем этот человек трижды окунается в Иордане, после чего священник помазывает его освященным маслом.
Считается, что человек после этого получает от Бога прощение грехов. На память паломнику выдается специальное свидетельство за подписью священника, совершившего обряд. Иордан сегодня уже не та полноводная река, какой он был во времена Христа. Из-за системы водозабора он сильно обмельчал и заилился.
Тем не менее, православные христиане по-прежнему считают Иордан особой рекой, а воды ее целебными и благодатными.
Считается, что крещенские купания служат символом закрепления очищения от грехов. Однако аналогом покаяния или крещения этот обычай не является. Как проходят крещенские купания Выбор места Прежде всего, нужно выбрать правильное место. Окунаться можно только в иордань, которую подготовили для крещенских купаний специалисты. Возле проруби должны дежурить медики и спасатели, способные оказать помощь при необходимости.
Использовать самодельные проруби опасно для жизни: есть риск, что в водоеме будут течения, которые унесут окунувшегося человека под лед. Одежда Окунаться в иордань можно в длинной белой рубахе, а также в купальнике или плавках. На ноги лучше обуть резиновые тапочки или валенки — их нужно снять перед погружением в воду. Также в ожидании своей очереди к купели можно закутаться в махровый халат. После выхода из купели нужно максимально быстро вытереться, одеться и обуться Молитва Перед погружением в воду верующим рекомендуют молиться Богу, прося его об исцелении и укреплении тела и духа. В иордань нужно заходить быстро и не оставаться там надолго.
Окунаться в воду принято три раза, сопровождая это крестным знамением и словами «Во имя Отца. Аминь», «И Сына. Аминь», «И Святого Духа. Этот обряд возник из народной среды — россияне самостоятельно начали окунаться в воду в память о крещении Иисуса Христа в Иордане. При этом широкое распространение традиция получила не так давно: не существует упоминаний о том, что православные окунались в прорубь в древние времена. Первые отрывочные рассказы о крещенских купаниях появились лишь в произведениях XIX века, причем речь в них шла только о локальных традициях.
До революции как таковой традиции погружаться в прорубь не было. Это пришло к нам совсем недавно из Израиля. Дело в том, что там после освящения воды принято погружаться в реку Иордан протоиерей Николай Ельчев Особую популярность крещенские купания обрели только в конце 1990-х. Но раньше, если и находились такие смельчаки, то с верою брали на себя этот подвиг», — отметил протоиерей. Приметы на Крещение Господне Существует множество различных примет, которые связаны с этим праздником. Многие из них касаются погоды.
Погодные приметы о Крещении Если ночь с 18 на 19 января звездная, урожай ягод в сезон будет хорошим. Если за ночь выпало много снега, значит, в этом году ждать богатого урожая. Если крещенские морозы оказались сильнее рождественских, урожай будет хорошим. Если в небе в ночь на Крещение будет полная луна, значит, весна принесет с собой сильное половодье. Если в Крещенскую ночь пойдет снег, лето будет дождливым, а если небо будет ясным и звездным, значит, лето в этом году будет сухим и жарким. Если в ночь с 18 на 19 января началась оттепель, значит, год принесет с собой много бед, которым придется противостоять.
Если увидели в небе падающую звезду, значит, год принесет радостное событие, которое может полностью изменить жизни.
Литература
- Протоиерей Димитрий Юревич: Крещение Иисуса Христа в историческом и археологическом контексте
- Готовимся к богослужению: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…» † Валаамский монастырь
- Крещение Господне в 2024 году: дата, история и традиции Богоявления: Общество: Россия:
- Крещение Иисуса Христа в Евангелии от Матфея. Исполнение правды
Крещение в жизнь вечную
Крещение Господне 2024: какого числа, история, традиции, святая вода, проруби, что нельзя делать | В этот день вспоминается крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей (Крестителем) в реке Иордан. |
Крещение Господне. Большая российская энциклопедия | Он установлен в воспоминание события евангельской истории – крещения Иисуса Христа в реке Иордан от Иоанна Предтечи. |
Православные верующие отмечают Крещение Господне
Это событие евангельской истории связано с крещением Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. в-третьих, Крещение в Иордане стало знаком того, что спасение человека и Царство Небесное, которое предвозвещали ветхозаветные пророки, уже приблизилось. О месте крещения Христа в Евангелии упоминается лишь раз: "Это происходило в Вифаваре при Иордане" (Ин. Зюганов назвал Иисуса Христа первым коммунистом. Согласно Евангелию, после воскрешения Лазаря Иисус Христос направлялся в Иерусалим с учениками из Вифании. Событие крещения во Иордане Иисуса Христа от Иоанна Крестителя описано во всех четырех канонических Евангелиях и легло в основу двунадесятого церковного праздника.
Православные христиане празднуют Крещение Господне
христианский праздник, установленный в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. 7: Израиль Река Иордан Крещение Иисуса Христа Путешествие Поневоле Залищак Ч 2. Крещение Господне, 19 января, связано с событиями крещения пророком Иоанном Предтечей, он же Иоанн Креститель, Иисуса Христа в реке Иордан. Точное место, где Иоанн Креститель крестил тридцатилетнего Иисуса Христа в водах реки Иордан, неизвестно.
Крещение Господне
В Александрии ко времени Климента этого праздника еще не было. Вероятно, благодаря этому обстоятельству Древняя Церковь установила праздник в честь этого события. В противовес гностическому празднику Церковь установила и у себя праздник в честь Крещения, назвав его Богоявлением и внушая тем самым доктринальную мысль, что в этот день Иисус не стал Богом, а впервые явил себя как Бог. Совершая праздник Богоявления Епифании 6 Января, Церковь посвящала этот день воспоминанию трех священных событий: рождение Господа, поклонение волхвов, крещения на западе также чудо в Кане. Древнейшее указание на объединенное значение Епафинии находится в проповеди св. Филиппа Гераклийского в период гонений имп.
Диоклетиана 304. Причем в различных местностях в этот день на первое место выступало празднование разных событий. Апостольские постановления Сирия и коптский календарь Египет выделяли момент Крещения. Августин говорит о поклонении волхвов. Почти вся Восточная Церковь до конца IV в.
В Церкви не существует авторитетного предания о времени Рождества Спасителя. Почему восточная Церковь остановилась именно на 6 Января для Богоявления? В основе этой даты церковные историки видят аллегорическое сопоставление древнего Адама, источника греха и смерти, явившегося в 6-й день мироздания, с Новым Адамом — Христом, источником жизни. Впервые Рождество Христово, как самостоятельный праздник, совершаемый 25 Декабря, появился на Западе. В Римской Церкви он был известен уже в 336 году в списке римских епископов, находящихся при хронографе Филокала от 354 года.
В одном римском календаре под 25 декабря, уже показано: «День Рождения Христа в Вифлееме». На Востоке праздник Рождества Христова довольно позднего происхождения. В Константинополе Рождество Христово, как самостоятельный праздник 25 Декабря, празднуется впервые в 379 г. Григорий Богослов, Слово, 38. Для Антиохии свидетельством служит проповедь св.
Златоуста на Рождество от 388 г. В Иерусалиме он введен был при патриархе Ювеналии в 425 — 458 гг. Период существования единого праздника Теофании в Кафолической Церкви длился около двух веков. Это время христологических споров. Разделение праздника Теофании на две части шло в ключе выработки догматики Церкви.
Служба на Крещение Господне складывалась постепенно, песнопения к ней были написаны такими выдающимися церковными гимнографами, как свв. Церковные песнопения на праздник Крещения Господня выражают непостижимое сочетание смирения и величия, уничижения и славы Сына Божия. И вместе с тем они наполнены глубоким богословско-догматическим содержанием о спасении людей. Богослужение на Крещение Господне схоже со службой на праздник Рождества Христова. Богоявление имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства.
Раннехристианский мыслитель и писатель Феодор Мопсуестийский отмечает: «Господь смиренномудро, как один человек из народа, подчинился пророку и Крестителю для крещения, чтобы освятить воды и наше возрождение через омовение, и усыновление, и отпущение грехов, и все другие блага крещения, которые Он даровал нам». По объяснению Иннокентия, архиепископа Херсонского, свод небесный над главой Иисуса представился раскрытым наподобие того, как это бывает во время сильного и продолжительного блеска молнии из облаков. Дух Божий, под видом голубя, сошел на Спасителя, чтобы явить людям Сына Божия в Иисусе Христе, Который до тех пор пребывал в безвестности. Все то, что произошло при крещении Господнем, происходит и при крещении каждого христианина. Погружением в воду мы умираем со Христом, восстанием из воды мы соединяемся с Христом воскресшим. Дух Божий сходит на нас, укрепляя нас Своею всемогущей благодатью.
А Отец Небесный усыновляет нас через любовь Иисуса Христа. В эти дни, дорогие братья и сестры, мы, как никогда, исполняемся радости, причащаясь и омываясь водой, освященной благодатью Божией. Эта вода должна напоминать нам о безмерной благости Господней, премудро устроившей наше возрождение в таинстве Крещения, в котором мы призваны к праведной жизни во Христе.
Во время крещения Христос молился Своему Отцу Небесному, чтобы Он благословил и освятил начало Его мессианского служения. Когда Иисус с молитвой на устах выходил из воды», отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн духа Божия, Который сходил как голубь, и ниспускался на Него». Для Иисуса Христа крещение в водах Иордана не было символом очищения, как для всех ветхозаветных людей, ибо Христос был безгрешен.
Но это было Божественное свидетельство о Его совершенной чистоте, святости и Богосыновстве. Это было первое откровение Триединого Божества миру.
Рассмотрим события, предшествовавшие Крещению. Когда настало для Иисуса Христа время спасительной проповеди, Иоанн Предтеча по глаголу Божию предвозвещает во всей окрестности иорданской, что приблизилось царство небесное, и грядет чаемый Мессия. Предтеча проповедует покаяние, необходимое для достойного вступления в царство Его и исповедующих грехи свои крестит в Иордане. Крещение, давшее Иоанну наименование Крестителя, было, по словам святителя Иоанна Златоуста, только приготовлением к святому таинству, а не самым еще таинством. Желая установить Таинство Крещения Иисус Христос пред вступлением своим в открытое, всенародное служение спасению мира пришел также на Иордан к Иоанну креститься. Предтеча никогда не видал Спасителя, но Бог открыл Крестителю, что это Мессия. Иоанн возлагает руку на главу Господа и погружает Его.
О том, что происходило в сам момент Крещения, красноречиво свидетельствует нам всем тропарь праздника. Празднуя Крещение Господне, Православная Церковь утверждает веру нашу в высочайшую, непостижимую тайну Трех лиц единого Божества, исповеданную первым и вторым Вселенскими Соборами. Этим празднованием она научает нас «Тройческому поклонению», то есть научает равночестно исповедать и прославлять Святую Троицу, Единосущную и Нераздельную. Бог Отец явился, из отверзстых небес гласом свидетельствуя о Христе крестившемся: «И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» Мф 3:17. Эти слова были ответом Отца Небесного на молитву Его Божественного Сына о благословении на великий подвиг служения ради спасения человечества. Святой Лука передает, что «Иисус крестившись, молился» Лк. Дух Святый явился из отверзстых небес в виде голубя, подтверждая глас Отчий.