Автор записи увидит Ваш IP адрес.
Неистов и упрям. Булат Окуджава
На смену декабрям приходит январь автор | Неистов и упрям, Гори, огонь, гори, На смену декабрям Приходят январи. |
Декабри... январи... | На смену декабрям приходят январи Автор и произведение. |
Четыре строчки про главное. Про грядущие январи - ВОмске | Неистов и упрям, Гори, огонь, гори, На смену декабрям Приходят январи". |
Булат Окуджава – Гори, огонь, гори | Гори, огонь, гори. На смену декабрям. Приходят январи. |
Неистов и упрям. Булат Окуджава | В случае изменений сроков с вами свяжется менеджер. |
На смену декабрям приходят феврали....
Она, на наш взгляд, маскирует первую, злободневно-политическую. Трудно поверить, что Окуджава решил поучаствовать в теологической дискуссии по поводу этой эсхатологической доктрины. И почему «оправданья нет и даже век спустя»? Конечно, согласно Писанию, грешники, осужденные на Страшном Суде на вечные муки в аду, будут пребывать там вечно. Едва ли Окуджава решил в своей песне пересказать Писание, — скорее, речь идет о делах земных и Окуджава думал о тех, кто был осужден «самым страшным судом» и пребывает в рукотворном аду без надежды на оправдание при жизни. Следующая строка в этой строфе — поговорка: «Семь бед — один ответ», которая отсылает к Ап. Здесь также уместно вспомнить мнение Р. Четвертая строка: «.. Из четырех различающихся строф в песне две строфы третья и четвертая , то есть половина, — о бедах и суде. Если эти две строфы прочесть отдельно от оставшихся, то можно подумать, что это песня заключенных. Последняя, пятая строфа представляет собой рефрен, повторяющий первую строфу и, таким образом, снова призывающий к борьбе за перемены.
Здесь нужно кое-что пояснить по поводу специфики образов, наиболее соответствующих жанру песни. Мы будем возвращаться к этой теме и в других главах нашей книги… Для того чтобы вызвать эмоциональный отклик, образ, воспринимаемый «на слух», должен распознаваться ассоциативной памятью легко, «на ходу», вместе с коннотациями, связанными с ним. Для этого автору не обязательно буквально воспроизводить то, что уже известно, то есть прибегать к прямому заимствованию, но предпочтительна короткая «ассоциативная цепочка». Образ в песне обращен к ассоциативной памяти, действующей автоматически; для ее «включения» слушатель не прилагает специального усилия. Если же образ сложный и требует расшифровки, необходимо вмешательство рациональной памяти, которая проанализировала бы его, а это занимает какое-то время. В таком случае кто-то из слушателей захочет «вчитаться» в текст, а у кого-то он просто вызовет реакцию отторжения. Песни Окуджавы ориентированы и на «внимательных читателей», и на тех, кто не готов подходить к тексту аналитически. Как мы показали, многие образы у Окуджавы обращены именно к непосредственному восприятию, что предполагает известную степень вторичности. Но это, по нашему мнению, не является недостатком, а указывает на связь Окуджавы с его поэтическими предшественниками.
Эти строки Булата Окуджавы наполнены для меня сегодня особым смыслом.
Я слушаю его "Сентиментальный марш" в исполнении Сергея и Татьяны Никитиных и поражаюсь умению поэта просто и доверительно делиться со слушателями личными переживаниями. Любовь и Надежда — всегда рядом, они хранят его не только в военные годы, но и по жизни, когда не знаешь, кто друг, кто враг, на кого равняться, кому доверять, кого опасаться. Надежда, я останусь цел: не для меня земля сырая, А для меня — твои тревоги и добрый мир твоих забот. Но если целый век пройдёт, и ты надеяться устанешь, Надежда, если надо мною смерть распахнёт свои крыла, Ты прикажи, пускай тогда трубач израненный привстанет, Чтобы последняя граната меня прикончить не смогла. Но если вдруг когда-нибудь мне уберечься не удастся, Какое б новое сраженье ни покачнуло шар земной, Я всё равно паду на той, на той единственной гражданской, И комиссары в пыльных шлемах склонятся молча надо мной". В чём же успех песен барда Булата Окуджавы? Почему они признаны народом? В чём их сила внутреннего притяжения? Пытаюсь восстановить страницы прошлого, найти сведения о поэте как незаурядной личности. Хорошо известно, что в разные периоды жизни одни и те же события, как и произведения искусства, воспринимаются по-разному.
Взросление помогает задуматься над истинами, без которых жизнь кажется бессмысленной. В процессе формирования личности меняются жизненные установки, нравственные принципы и человеческие ценности. Когда зимними вечерами вчитываюсь в стихи Булата Окуджавы, то пытаюсь ощутить не только атмосферу времени, но и заглянуть в сокровенные уголки души поэта. Меня не оставляют в покое и такие вопросы, как: Какова жизненная философия этого незаурядного человека? Что было для него главным? О чём он думал, находясь среди родных и знакомых ему людей? Был ли он счастлив? Улыбалась ли ему фортуна? Это время ознаменовано вхождением в советскую литературу множества ярких талантов — Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Беллы Ахмадулиной, Роберта Рождественского. Процесс вхождения Булата Окуджавы в литературу был постепенным, медленным, растянутым во времени.
А когда пошли его выступления в клубах, пошли и критические, а точнее говоря, разгромные, статьи в газетах, которые, как это часто бывало в советское время, только сделали рекламу Булату. О том, что родители Окуджавы были репрессированы, народ узнал очень поздно, уже после несостоявшейся перестройки. Этот трагический факт не отразился в его раннем творчестве. В нём нет намёка на политику, тем более на протест. Явление Булата Окуджавы — художественное, поэтическое и музыкальное, лирическое и самовыраженческое. На фоне неискренних, набивших оскомину "радиокомитетских" песен появилась свежая струна искренности и правдивости. Окуджава был бы тем же самым Окуджавой, даже если бы его родители не были репрессированы: он продукт времени, эпохи, общества. В конце 80-ых — начале 90-ых мы мотались по всем митингам, которые были в то время в Москве, и Окуджава нигде не засветился. Разве что однажды его имя появилось в списке граждан, отправивших свои денежные средства в фонд оппозиционной газеты "Позиция", да и то сумма была небольшой… Нет, Окуджава был вне политики. Когда я читала эти строки, мне подумалось, что успех песен Окуджавы несомненно в том, что его настроение совпало с мыслями и чувствами "детей Арбата", живущих, с одной стороны, в эпоху молчания, страха, а с другой стороны, в годы так называемой оттепели, с их надеждой и верой, романтикой дальних дорог и мечтой о счастье, недолгими восторгами и десятилетиями разочарований.
Позывные души Булата, его боль и тревогу услышали геологи, врачи и учителя, и советская интеллигенция запела его песни по всей стране. Чего стоит одно признание Сергея Никитина, что он взял в руки гитару, чтобы петь песни Булата Окуджавы. Тексты его песен написаны простым языком и обращены к каждому из нас. Он рассказывает о себе доверительно и искренне, открывая душу и помогая понять себя. Четыре стены, потолок и порог, И тень моя с хлебом и солью. И в комнате этой ночною порой Я к жизни иной прикасаюсь.
А еще раньше, на фронте, я написал стихи, придумал мелодию — и потом наш полк пел: "Нам в холодных теплушках не спалось". Но к этому занятию я тогда относился несерьезно...
У тети Розы — сын с невесткой и внучка в двух комнатах. Сын контужен на войне, другой погиб. Ее сосед — тоже мой дядя, Бома, потерявший на фронте сына, в блокаду — жену. У него маленькая комнатенка и ненормальное, с моей тогдашней точки зрения, стремление к одиночеству: со своей сестрой он почти не разговаривает, только кивает головой в ответ на приветствие. Жил я очень экономно, и к концу каникул единственный раз в жизни решил шикануть. Пошел в кафе «Невское» на Невском, между Литейным и площадью Восстания и заказал себе куропатку и мороженое. С куропаткой возился очень долго и гордо вернул ее официантке почти не тронутую. Забирая тарелку, она сказала: «Птицу едят руками». Знал бы я это раньше! Вернувшись из Ленинграда, я решил запечатлеть свои приключения на бумаге — завести дневник. Попросил у мамы тетрадь для этого и услышал: «Вести дневник неискренний — скучно, искренний — опасно». Я уже догадывался почему. Когда проходили «Грозу», мы с ней снова разошлись во мнениях. Я был не согласен с точкой зрения Добролюбова, что самоубийство Катерины есть акт борьбы против «темного царства». На вопрос: «Что же она должна была делать? А тут мы выпустили «кинофильм», вернее, написали афишу: «Смотрите на экранах! Новый художественный фильм «Коварство и любовь»! Дети до 16 лет не допускаются, нервных просим не приходить. Роли исполняют... Классные художники нарисовали заголовок, а также пистолеты, кинжалы, бутыль с надписью «ЯД» и, конечно, череп и кости. Жора Рыбка своим хорошим почерком написал действующих лиц и исполнителей. В нашем классе учился парень П. Основным его достоинством было умение взять зубами за спинку стул и поднять его до горизонтального положения. Кроме того, он был наш защитник в конфликтах со старшеклассниками. Вот он-то и подписался под листком как «директор картины», и листок был прикноплен к дверям. Первая учительница, вошедшая в класс после перемены, посмеялась, прочтя нашу афишу, а после урока утащила ее в учи- 59 тельскую, где тоже было немало смеха. Но вот к нам явилась наша литераторша, грозно размахивая листком. Шиллера я тогда не читал, но знал, что название из какой-то классики. Кто писал?! Мне же за отказ назвать сообщника были обещаны всяческие кары. Но педсовет не посчитал нашу афишу «преклонением перед Западом», и на этом история почти закончилась. Мы, однако, «затаили хамство». Случай скоро представился. Однажды после уроков мы убирали кабинет под надзором нашей «классной». Когда все уже блестело, она построила нас и под конвоем проводила до раздевалки. Мы — Юра Левитский и я — встали первыми и, выйдя за дверь, спрятались в туалет, а потом, когда все прошествовали мимо, вернулись в класс. Все содержимое урны мы разбросали по полу, тряпку, коей вытирали доску, забросили на плафон, несколько парт поставили на попа, а на доске написали: «Содом и Гоморра! Комиссия была из гороно. Ребята, находившиеся в коридоре, рассказывали потом, какой крик слышался из нашего класса. Убежать из раздевалки мы не успели. Мы же отговаривались тем, что забыли в раздевалке рукавички и вернулись за ними. Назавтра после уроков было классное собрание. Мы с Юрой стояли по разные стороны учительского стола, лицом к ребятам, и слушали про то, как мы вчера уронили честь класса. Не только нам, но и всем остальным тоже на «честь класса» было наплевать, а втык, полученный нелюбимой учительницей, всех радовал. Опять с нас требовали признания. Я ехидно объяснял, что признаваться нам не в чем, а в истории с афишей «я же признался, когда был виноват»... Учительница в очередной раз принялась пересказывать, что она вчера увидела, войдя в класс: «А на доске — "Содом 60 и Гоморра! Раз смеетесь — значит, ваша работа! Нас отправили домой дожидаться решения педсовета. Утром меня перехватила физичка: «Валерий, я за тебя вчера поручилась, возвращайся в класс Нины Ивановны». Нина Ивановна за меня тоже поручилась и просила вернуть к себе. Повод был гораздо серьезнее. Антисемитизм медленно, но верно внедрялся в общественное сознание. Я все чаще слышал, что «евреи всю войну сшивались в Ташкенте», «стреляли из кривого ружья» то есть из-за угла и тому подобное. В дискуссии я не вступал, так как тех, кто такое говорил, и без того в школе особенно умными не считали. Но вот арестовали врачей-вредителей. В классе собрание. Учительница, рассказав о разоблачениях, подчеркивает: эти отщепенцы не должны давать повода обвинять всех евреев. Тут встала моя одноклассница по прозвищу «Бэ-У» БУ — «бывший в употреблении», интендантский термин: девица эта когда-то оставалась на второй год, сама из себя выглядела очень взрослой, единственная из девятиклассниц ходила на танцы в Дом офицеров. Я схватил тяжелую чернильницу и запустил ей в голову, мне повезло — я промахнулся, и чернильница с грохотом ударилась о школьную доску. Нина Ивановна совершенно спокойно обратилась к моим друзьям: «Кауфман и Рыбка, выведите его из класса». Вадик и Жора заломили мне руки за спину и со смехом вытащили в коридор. Последствий мой «теракт» не имел. Я слышал две версии происшедшего. Приближался праздник 7 ноября? Посыпались указания: «Это перевесить сюда, это туда». Отец отдавал команду, и матросики перевешивали картину или лозунг. Один из чинов спросил отца: «А почему повешено так? Вот это должно быть здесь, а это там!
Валерий Ронкин. На смену декабрям приходят январи...
На смену декабрям. приходят январи. Нам все дано сполна —. На смену декабрям. приходят январи. Нам все дано сполна -. и горести, и смех, одна на всех луна. Ронкин Валерий Ефимович Автор. На смену декабрям. Приходят январи. Нам все дано сполна. Последняя строфа повторяет первую, здесь снова звучат слова «На смену декабрям / приходят январи» – слова о времени (которое, может быть, и есть у Окуджавы последняя судебная инстанция, решения которой обжалованию не подлежат?). В случае изменений сроков с вами свяжется менеджер.
«Неистов и упрям...»
Гори, огонь, гори | На смену декабрям приходят январи. Нам всё дано сполна — и радости, и смех, одна на всех луна, весна одна на всех. |
Неистов и упрям. Булат Окуджава ~ Песни (Авторская песня) | На смену декабрю приходит январь — это не только фраза, о которой каждый год вспоминают во время новогодних праздников. |
Четыре строчки про главное. Про грядущие январи | Автор записи увидит Ваш IP адрес. |
О двух песнях Б. Окуджавы | Таким образом, «на смену декабрям приходят январи» — это метафора перемен и метафора ожидания «полного обновления» в связи с наступлением Нового года, а не просто нового месяца. |
Надежды маленький оркестрик
Автор записи увидит Ваш IP адрес. Похожие цитаты. PS На смену декабрям, а также январям пришел февраль. На смену декабрям приходят январи. Нам все дано сполна — и горести, и смех, одна на всех луна, весна одна на всех. Автор записи увидит Ваш IP адрес. Главная» Новости» Автор фразы на смену декабрям приходят январи.
Булат Окуджава «Неистов и упрям...»
За что и кому молился оКуджава в стихах и песнях конца пятидесятых — начала шестидесятых годов Почему в песне о десантниках «Белорусский вокзал» нет ни слова о прыжках с парашютом и откуда взялось «Мы за ценой не постоим» Кого и как изобразил автор в «Батальном полотне» Изобразительные и музыкальные темы в тексте песни Концепция истории в «Батальном Полотне» «Батальное полотно» и баллады Жуковского и Лермонтова Стихи Г.
И его так просто взять голыми руками, скоро их повыловят всех до одного. Когда ж их всех повыловят, настанет эпоха, которую не выдумать и не описать. С умным — хлопотно, с дураком — плохо. Нужно что-то среднее, да где ж его взять? Дураком быть выгодно, да очень не хочется. Умным очень хочется, да кончится битьем... У природы на устах коварные пророчества. Но может быть, когда-нибудь к среднему придем?
На смену декабрям приходят январи из какого произведения. Значок до -40 градусов Мороза. Берегите нас поэтов берегите нас. Из какого произведения эти строки. Кто Автор этих строк. Месяц серебряный шар со свечою внутри Автор и название произведения. Пьеса времена года.
Цикл пьес времена года Чайковского. Чайковский п. Стихи про февраль. Стих про январь. Февраль последний месяц зимы стихи. Стих про февраль короткий. Неистов и упрям.
Ф Тютчев зима недаром злится. Стих зима недаром злится Тютчев. Стих ф. Тютчева зима недаром злится. Тютчев стихи о весне зима недаром злится. Месяц январь. Зима декабрь январь февраль.
Презентация на тему зима январь. Настроение стихотворения. Эмоциональная окраска стихотворения. Стих Пушкина зимнее утро. Стихотворение по настроению. На Тверском бульваре Окуджава. На Тверском бульваре Окуджава песня.
В доме восемь на Тверском бульваре текст. Бульвар текст. Стенгазета к победе 70 летия в ВОВ. Стихотворение про зиму. Стих про зиму 2 класс. Стих про зиму 3 класс. Зимний стих для 1 класса.
Снегом Зимушка зима крыши заметает новый. Фото девушек 1996 год зимнее время. Статус дня зима время надежды. Фёдор Иванович Тютчев Чародейкою зимою. Ф Тютчев Чародейкою зимою. Зимнее стихотворение. Стихи описывающие зиму.
Стихи про зиму.
Прожить лета б дотла, а там пускай ведут за все твои дела на самый страшный суд. Пусть оправданья нет, и даже век спустя семь бед - один ответ, один ответ - пустяк. Неистов и упрям, гори, огонь, гори. На смену декабрям Hm приходят январи.
На смену декабрям приходят январи — что за захватывающее произведение было создано сменой года?
На смену декабрям приходят январи Место издания Москва Издательство Мемориал ; Звенья Год издания 2003 Физическая характеристика 506 с. ISBN 5-7870-0072-2 Тематика Мемуары. Неистов и упрям, Гори, огонь, гори, На смену декабрям Приходят январи". На смену декабрям. Приходят январи. Нам все дано сполна. На смену декабрю приходит январь — это не только фраза, о которой каждый год вспоминают во время новогодних праздников.
На смену декабрям приходят январи...
О происхождении песни Б. Окуджавы «Шарманка-шарлатанка» Чьей любви добивался автор в песне «Старый пиджак»?
И значит нам нужна одна победа, Одна на всех мы за ценой не постоим! Человека, который, даже не зная нотной грамоты, оставил нам песни на все времена… шансонтв булатокуджава мыпомним 9мая песнипобеды shansontv shansontvstars шансонтв16лет смотрятвсешансонтв любятвсешансонтв шансонтввсезвезды «…Горит и кружится планета… И значит нам нужна одна победа, Одна на всех мы за ценой не постоим!
В 1822-м Пушкин, живший тогда в Кишиневе, отправил эти стихи своим петербургским друзьям. Отправил, не зная, что общества уже нет: осенью 1820-го о «Зеленой лампе» узнала полиция, и организаторы сочли за лучшее собрания прекратить. Булата вызывали в «Большой дом», предупредили, что если он не хочет повторить судьбу отца, то должен прекратить все сборища у себя на квартире» см. Опали, как листва, десятилетья... С 1943 года в Тбилиси подпольно действовала молодежная группа противников сталинского режима. Посмотрите, что делается со страной, с нашей Грузией.
Лучшие люди расстреляны или погибли в застенках НКВД. Мерзавцы в синих фуражках полностью распоряжаются жизнью каждого из нас... Его университеты. Организация распалась в 1945-м, но в 1948-м всех арестовали и осудили на 25 лет лагерей. Цибулевский и Л. Софианиди, знакомые с ее членами, получили по 10 лет «за недонесение», хотя в группу не входили и о существовании ее не знали. Не знал и Окуджава. Тем удивительней звучащее в его песне 1946 года нечаянное прорицание судеб, зоркое до ясновидения. Там у А.
От них впервые услышала и другие песни Булата Окуджавы: "Часовые любви", "Молитва", "Ваше благородие, госпожа разлука", "Дежурный по апрелю", "Ваше величество Женщина". А тогда, в 1968-ом, я гордилась тем, что есть песня о Лёньке Королёве и мечтала стать его королевой. Я рисовала его в своём воображении статным, мужественным, сильным, одним словом, героем, человеком крепкой породы, похожим на Лёньку из песни. Я писала ему часто, по крайней мере, раз в неделю. Он отвечал на мои письма коротко, не давая особой надежды, не впуская в мир души. Как он позже рассказывал, все в армии завидовали ему, что такая девчонка его ждёт.
А мне было уже достаточно и того, что получала ответные письма, сразу узнавая их по треугольной печати на конверте. Слава богу, что время было невоенное, конец шестидесятых годов прошлого столетия. Мой Лёнька Королёв вернулся со службы живым и здоровым, возмужавшим и повзрослевшим. Много воды утекло с тех пор. Всё было в жизни — любовь и утраты, счастливые встречи и разлуки, обретения и потери. Но однажды, в середине 80-ых годов, мы с мужем совершили туристическую поездку в город Тбилиси.
В то время я ещё не знала, что в жизни барда Булата Окуджавы многое связано с этим городом. Мне было также неизвестно, что он родился в Москве. Отец был грузином, мать — армянкой. Оба — партийные работники. В 1940-ом году, через несколько лет после их ареста как врагов народа, он приехал в Тбилиси к родственникам. Именно отсюда, семнадцатилетним, ушёл на войну.
После ранения, вернулся в ставший ему родным город. Он встретил здесь и День Победы. Позже окончил филологический факультет Тбилисского университета. Здесь, в Тбилиси, рождались и его первые мелодии, а на основе их — первые стихи и песни. Сам он вспоминал об этом времени так: "Первая песня "Нам в холодных теплушках не спалось" появилась в 1943 году. Первая, ставшая известной песня "Неистов и упрям...
Я учился тогда на втором курсе, уже что-то писал, и у меня появилось стихотворение. Тут же придумалась и мелодия. Аккомпанировал я себе на фортепьяно одним пальцем. Получилась песня, которую студенты пели с удовольствием. Гитара появилась через десять лет. Меня тогда научили трём аккордам нотную грамоту я так и не освоил , и зародились мелодии.
К какому-то стихотворению я придумал музыку, потом ещё к одному, потом ещё и ещё. С помощью магнитофонных записей песни распространились по стране, и меня стали приглашать выступить со сцены". Эти сведения о поэте я узнала позже, а тогда, во время экскурсии по улочкам Тбилиси, наша группа остановились около здания, которое напомнило мне дом, знакомый по довоенной фотографии, в котором проживала до войны семья моей мамы. В первый год войны их выслали в степи Казахстана без права возвращения на малую родину. Маме тогда было семнадцать лет. Отец её, мой дедушка, был арестован раньше, в 1937- ом.
Он и сейчас ещё считается без вести пропавшим.
Булат Окуджава. Избранное
F#7 На смену декабрям Hm Приходят январи. На смену декабрям приходят январи также передает чувства и настроение автора. Последняя строфа повторяет первую, здесь снова звучат слова «На смену декабрям / приходят январи» – слова о времени (которое, может быть, и есть у Окуджавы последняя судебная инстанция, решения которой обжалованию не подлежат?).
Булат Окуджава - Неистов и упрям, гори, огонь, гори
Последняя строфа повторяет первую, здесь снова звучат слова «На смену декабрям / приходят январи» – слова о времени (которое, может быть, и есть у Окуджавы последняя судебная инстанция, решения которой обжалованию не подлежат?). На смену декабрям Приходят январи. Гори, огонь, гори. На смену декабрям. Приходят январи. Книга «На смену декабрям приходят январи» автора Валерий Ронкин оценена посетителями КнигоГид, и её читательский рейтинг составил 8.40 из 10.
Загадки творчества Булата Окуджавы: глазами внимательного читателя
О происхождении песни Б. Окуджавы «Шарманка-шарлатанка» Чьей любви добивался автор в песне «Старый пиджак»?
Тут же — миф о Прометее. Третья строфа песни начинается фразой: «Прожить лета б дотла…». Прожить лета б дотла, за все твои дела на самый страшный суд. Мысль, выраженная в этом безличном предложении, более или менее понятна, но её словесное выражение нестандартно в силу того, что употреблённые слова не встречаются в привычных словосочетаниях.
Действительно, «жизнь прожить» или «прожить жизнь» — устойчивые словосочетания, существующие как в литературном, так и обиходном языке и фольклоре в виде поговорки «Жизнь прожить — не поле перейти». Сгореть или разориться дотла — два наиболее часто встречающиеся сочетания со словом «дотла». Таким образом, слова: «Прожить лета б дотла. Оба эти фрагмента говорят о быстротечности жизни. Далее следует ссылка на Священное Писание: «Страшный Суд», который, согласно христианской теологии, совпадает с концом мира и вторым пришествием Христа, воскрешением мертвых и отделением праведников от грешников.
Допустим, Окуджава считает, что только Господь должен быть «твоим» судьей и, следовательно, «ты» не подвержен «за все твои дела» суду людскому. Однако эпитет «самый», примененный к «страшному суду», полностью меняет всю картину. Создается эффект плеоназма дублирование некоторого элемента смысла для усиления эффекта или для создания комического эффекта , и Л. Дубшан справедливо назвал образ «самого страшного суда» «ироническим» [31]. Таким образом, формула «самый страшный суд» может быть интерпретирована двояко: в рамках первой интерпретации «страшный суд» лишается религиозной коннотации, и тогда «самый страшный суд» — это самый страшный из страшных судов, устроенных властями; а вторая интерпретация предполагает откровенно ироническое — еретическое — отношение к концепции «Страшного Суда».
Она, на наш взгляд, маскирует первую, злободневно-политическую. Трудно поверить, что Окуджава решил поучаствовать в теологической дискуссии по поводу этой эсхатологической доктрины. И почему «оправданья нет и даже век спустя»? Конечно, согласно Писанию, грешники, осужденные на Страшном Суде на вечные муки в аду, будут пребывать там вечно. Едва ли Окуджава решил в своей песне пересказать Писание, — скорее, речь идет о делах земных и Окуджава думал о тех, кто был осужден «самым страшным судом» и пребывает в рукотворном аду без надежды на оправдание при жизни.
Следующая строка в этой строфе — поговорка: «Семь бед — один ответ», которая отсылает к Ап.
Не отсюда ли и разброс в попытках определить настроение песни — «веселье»? Уловив это противочувствие, Ю. Карабчиевский в свое время написал: «Какой веселый трагизм, какое радостное отчаяние, какая сладкая, неопасная боль!
Особенно тесно связаны с песней 1946 года «Прощание с новогодней елкой» 1966 и «Старинная студенческая песня» 1967. Одна вещь — по линии «календарной», вторая — как стилизация былой студенческой лирики. Во всех трех время движется к некоторой критической черте к «самому страшному суду» — к «часу платежа», когда оно «по-своему судит» — к готовой «грянуть» роковой «поре» разлуки , и спасения тут ожидать не приходится «оправданья нет» — «воскресенья не будет» — «рай настанет не для нас». Но в «Неистов и упрям...
Но и о воле к противодействию. Может быть, ключевое тут слово — имя Офелии, открывающее ход в пространство трагедии о виттенбергском студенте Гамлете отождествлявшемся, кстати говоря, если вспомнить Пастернака, — с Христом : и он томился среди пышных, клавдиевых «чужих пиров», и он сокрушался совершающимся распадом. Легкоразличимы в этой песне и смыслы ближайшие, для Окуджавы и его современников вполне актуальные. Комментируя посвящение правозащитнику Феликсу Светову, Окуджава говорил: «…у него была очень сложная ситуация… Да и у всех она была сложной — нас все время разъединяли, то ли КГБ, то ли еще кто-то — не знаю.
Однако ведь и в чуть более раннем «Прощании с новогодней елкой» мотив разомкнутых «рук» уже присутствует: «... В феврале1966-го прошел суд над Даниэлем и Синявским — первый процесс послесталинской поры, имевший очевидную политическую окраску. Арест случился в сентябре 1965-го, общественное мнение было возбуждено и заявило о себе демонстрацией в Москве, на Пушкинской площади, 5 декабря 1965-го, а также многочисленными письмами в инстанции, личными и коллективными Окуджава был в числе литераторов, подписавших переданное в президиум XXIII съезда КПСС письмо с предложением передать осужденных на поруки. Связь «Старинной студенческой песни» и «Прощания с новогодней елкой» подчеркнул, собственно говоря, сам автор, поместив их в сборнике 1996 года «Чаепитие на Арбате» рядом и посвятив обе вещи писателям-диссидентам: одну — Феликсу Светову, другую — его жене Зое Крахмальниковой.
В случае изменений сроков с вами свяжется менеджер. Срок хранения оформленного неоплаченного заказа — 2 рабочих дня. В Москве есть бесплатный пункт выдачи — это офис. Забрать заказ можно после оформления на сайте.