Премьер Большого театра Николай Цискаридзе прокомментировал "Известиям" возможное назначение Валерия Гергиева. Тайны личной жизни и подробности биографии персоны Николай Цискаридзе на сегодня: актуальные фото и последние новости на сайте. все все последние события с участием Nikolaj Ciskaridze и их обсуждение на сайте Последние новости о персоне Николай Цискаридзе новости личной жизни, карьеры, биография и многое другое. Цискаридзе заменит Галкина в ток-шоу «Сегодня вечером» на Первом канале. свежие новости дня в Москве, России и мире.
Николай Цискаридзе: «Я могу позволить себе меняться»
В интервью спортивному комментатору и журналисту Василию Конову Цискаридзе дал яркие характеристики своим ученикам, а также поставил диагноз уровню подготовки балетной труппы Большого театра в целом. Николай Цискаридзе остается убежденным холостяком. Артист балета не хочет размениваться по пустякам: он не раз говорил, что любовь отвлекает его от самого главного в жизни — от творчества. → Если Вы жаждите узнать, что же было дальше с «маленьким мальчиком» — закажите печатный журнал BU:K с полной версией интервью Николая Цискаридзе!
Николай Цискаридзе перенес операцию, едва не стоившую ему жизни из-за осложнений
Цискаридзе: Для балета это очень сильно характерно по одной причине. Срок сжат. У вас очень мало времени. Если в драматическом театре это счастливое время… Правда, не сыграл ты Чацкого, не смог ты стать Молчалиным, но зато ты сыграешь Фамусова и ты прозвучишь. Есть много артистов, вот, знаменитая актриса я не помню ее фамилию , которая мисс Марпл играет в английском сериале. Она во сколько лет стала суперзвездой? И так далее, и тому подобное. В балете — нет, только до 23 лет. Ты в 23 года уже должен быть мировой звездой, для большой карьеры. И все.
Ничего у тебя не получится. Потому здесь сконцентрировано. Что касательно всяких сложностей, понимаете, я знаю одно. Что любой театральный коллектив или, коллектив на заводе, или где угодно — это модель нашего мира. В принципе, это Дарвин, это естественный отбор. Не съешь ты — тебя съедят. Если ты не умеешь защищаться… Возвращаясь к первому вопросу, за что мне не стыдно… Я вел только оборонительные войны в своей жизни. Я не позволил себе вести наступательные. Оборонялся я, действительно, очень жестко и очень серьезно.
Познер: Как, например? Цискаридзе: По-всякому. Доказывал, ругался и так далее. Мне повезло. Первое время мне повезло — у меня был иммунитет фантастический: с одной стороны стояла Уланова, с другой — Семенова. Крепче брони не существовало. Но они воспитали мой характер так… Пример вам приведу — будете очень смеяться. Тот же Нарцисс, Галина Сергеевна решила, что не надо танцевать под фонограмму, не надо танцевать под оркестр — под рояль, так, как это решил Голейзовский. Она заходит в кабинет со мной вместе к тогдашнему художественному руководителю и говорит: «Так-то, так-то и так-то, я решила, что на сцене должен стоять рояль, и Коля будет танцевать под рояль».
Так как это Уланова, ей надо было подробно объяснить, почему рояль невозможно вынести на сцену. Она его выслушала, потом встала и сказала: «Я поняла: рояль будет стоять на сцене» и вышла. И такой жесткости они меня научили очень сильно. Есть вещи, которые я не позволю сделать. Познер: Драться приходилось? Но, вы понимаете, это все такие мелочи по сравнению с той радостью, которая у тебя иногда бывает творческая. Я часто думал: «А стоила игра свеч? А стоило туда идти? И они вместе, когда встал вопрос, чтобы мне дать ставку солиста, они вместе — эти женщины очень мало в жизни общались, это было два противоположных лагеря — они вместе пошли к Васильеву, он тогда был худруком и гендиректором Большого театра, и мне выбили премьерскую ставку.
И меня с самой низшей ступеньки перевели на самую высшую, где были народные артисты. Значит, за что-то я должен благодарить судьбу, что это произошло? Я, к сожалению, не имею права… В. Познер: После этого вас, наверное, так полюбили. Это отдельно, ну что вы. Слушайте, вы по ходу пьесы вспомнили Молчалина и Чацкого, а я из-за этого вспомнил ваши слова. Вы как-то сказали, что «время у нас сейчас Молчалиных, а я — Чацкий. К сожалению». Во-первых, я хочу спросить вас, почему вы жалеете о том, что вы Чацкий?
Чацкий, все-таки, на мой взгляд, замечательный человек. А время Молчалиных было всегда. Когда-нибудь было время Чацких? Цискаридзе: Я не жалею. Я, к сожалению, говорю с грустью, что это сложное амплуа. Познер: Да, а время Чацких? Цискаридзе: Да, было. Познер: Два годика — время Чацких. А потом — все, опять Молчалиных.
Наверное, 1917 год, 1918 — тоже Чацкие. Когда нужны люди, которые, действительно, что-то хотят сделать. Я, знаете, я у Бисмарка прочитал гениальную фразу, что революцию задумывают романтики, осуществляют фанатики, а пользуются плодами подлецы. Ведь, действительно, если задуматься, все революции, которые мы с вами видели, к сожалению, история свидетельствует только об этом. Познер: Вы помните, была песенка довольно ироничная «Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей, и также в области балета мы впереди планеты всей». Это правда? Во-первых, были ли впереди планеты всей? Цискаридзе: Мы должны делать всегда сноску, когда вспоминаем эти строки. Мы впереди планеты всей в классическом балете.
Нам нет равных, и равных быть не может. Познер: По сей день? Цискаридзе: По сей день. Познер: Даже французы, создавшие балет? Они это потеряли. Мы это им вернули, благодаря антрепризе Дягилева, благодаря революции, когда отсюда сбежало, действительно, огромное количество талантов не только в области балета, вообще. Мы вернули туда все. Познер: Но почему нам нет и быть не может равных? Цискаридзе: Потому что здесь учат танцу, целенаправленно эта система существует с 1738 года.
Анна Иоанновна подписала этот указ и создала это училище, понимаете? С этого момента. Мы восхищаемся с вами газоном в Англии. Да, его стригут 300 лет. И нас воспитывают 300 лет. Эта система себя оправдала — сколько выросло гениальных артистов? В классическом балете. Познер: А и сегодня? Познер: Несмотря ни на что?
Цискаридзе: Но мы хотим убить это. Наше общество. Потому что Министерство образования сейчас выпускает очень страшные законы, что все музыкальные, театральные, хореографические заведения должны принимать бесконкурсно — кто пришел, мы должны всех взять, учить с 15 лет, потому что это насилие над ребенком. Объяснить невозможно, что руку пианисту надо ставить с пяти лет, что ноги надо в балете ставить желательно с 9-10 лет. И сейчас идет большой скандал. Все деятели искусства уже написали письмо Президенту, премьер-министру, я написал лично письмо Президенту, написав вообще, когда созданы все эти театральные училища. Хоровое образование уникальное есть только у нас и в Австрии. У нас ему 500 лет. Хореографическому образованию почти 300 лет.
Драматическому театру, образованию… Дело в том, что драматическое образование вышло из нашей школы, сначала нас всех вместе учили. Оно 150 лет где-то существует. Но если честно, побольше… И все музыкальные консерватории — им 200 лет. Ну почему мы должны это уничтожить? Мы до сих пор не можем сделать… Не Министерство образования, люди, которые никогда не играли на скрипке, не танцевали, не пели, должны нам диктовать, как учить детей, сколько часов. Это должны делать профессионалы, звезды, которые, действительно, играют, танцуют, поют на самых главных площадках мира. А наша страна этим может хвастаться как никакая, да? Если мы уже в Олимпиаде — просто нам стыдно говорить о наших результатах, то в искусстве мы еще, действительно, побеждаем всех вообще. Правда, мы рискуем Китаю скоро проиграть все.
Но, к сожалению, пока мы не услышаны, Владимир Владимирович. Это очень большая проблема. Я выступал, уже ходил и в Министерство образования, я ходил на коллегию, когда была коллегия Министерства образования, Минобраза и даже ходил в Думу выступал. Но пока мы не услышаны. Я был как частное лицо, как артист. Пока игнорируют. Познер: Вообще ничего не говорят, не отвечают даже, да? А как вы это понимаете? Не может быть, что это люди, которые хотят уничтожить наш балет.
Цискаридзе: Вы знаете, мне кажется, что происходит? Что люди, которые пишут законы, когда их дети учатся за границей, гипотетически свое будущее не связывают с этой страной. Им все равно, как будут учиться остальные дети, понимаете? Я уверен, что если бы у нас был какой-то закон, что все те, кто принимает законодательные проекты и так далее, их разрабатывает, обязаны, чтобы их родные обязательно служили в армии, обязательно учились в нашей стране, только в нашей, тогда потихоньку эта система усовершенствуется. Вы знаете, почему в очень сложные годы наша школа, хореографическое училище была до последнего дня в перфектном состоянии? Сначала училась Таня Андропова. Познер: Внучка Андропова. Естественно, да. Цискаридзе: А потом училась Ксюша Горбачева.
И наша школа даже в самые сложные времена, когда есть было негде, мы в буфете могли есть нормальные продукты. У нас была чистота, вы не представляете, какая. Это было очень важно. Вот эти маленькие детали… Я всю жизнь коленопреклоненным буду стоять перед могилой Раисы Максимовны, которая регулярно приходила к нам в школу и проверяла, как здесь живут дети. Да, мы стояли в списке. Нет Президента и королевы, перед которыми я в детстве не станцевал, и мои сокурсники и так далее. Потому что к нам приводили всех, этой школой хвастались. Кстати, вы вспомнили французскую школу. Французская школа — да, она существует дольше.
Но она сейчас существует по примеру русской. И если русское государство может себе позволить обучать детей фортепиано мы, все-таки, восьмилетку музыкальную заканчиваем параллельно , французы вообще этому не учат. Познер: Александр Васильев, который занимается модой? Цискаридзе: Модой, да. Его мама была профессором школы-студии МХАТ и мхатовской артисткой. Они не могут позволить себе учить характерный танец в том объеме, в котором учим мы. А у нас потрясающая система. И они вместо 8 лет учат 5. Это самая важная школа в мире после российской.
Весь мир хочет учиться здесь, и платит деньги, едет и учится, чтобы в этой системе вырасти. А мы это почему-то хотим сломать. Если мы это сломаем, мы уже не будем в области классического балета впереди. Конечно, мы отстали во многих вещах, то, что называется модерн. Не то, что отстали. Мы просто 70 лет жили за забором, мы не знали, что там. Как у Андерсена в «Гадком утенке»: мир простирается до забора, а от забора через пасторский луг. А что за пасторским лугом никто не знал. Вот мы и узнали теперь.
Но мы сразу не можем все взять. И потом те люди, которые ругают наши театры, забывают, что все западные театры а вы, Владимир Владимирович, должны это точно знать не репертуарные. Они играют 15 названий… В. Познер: За исключением, скажем, во Франции одного театра. Он не репертуарный. Он блоками. Познер: Комеди Франсез? Цискаридзе: Нет, я говорю про балет. Драма гораздо легче.
Драма играется одним составом, как правило. В балете их 20. Познер: Да, послушайте. Вы сейчас много раз говорили о загранице. Барышников, Годунов, Нуриев, Тимофеева — самые громкие, можно сказать, невозвращенцы, которые там получили возможность раскрыть свой талант так, как им хотелось, но кроме того и гораздо больше зарабатывать, чем они зарабатывали здесь. Неужели вас не тянуло? Потому что… Хорошо, вы, все-таки, жили в такое время уже, когда не было того политического давления, которое было прежде. Но платят же вам чепуху по сравнению с теми? Цискаридзе: Я вам так скажу.
Что платят нам столько же практически, коллективу, сколько им. А разница на сегодняшний день в одном, что у них соцпакет, страховки в отличие от нас очень серьезные. Мы не защищены ни от чего, это правда.
Она меня родила по советским меркам поздно — в 42 года.
С какого-то момента меня все стали постоянно хвалить — конечно, такие данные у ребенка. Но как физика-математика по профессии, маму ножки и прыжки не интересовали, ее интересовали мозги. Теперь у меня два высших образования. Еще мама говорила: «Если Инварт не вымоет подъезд — будет плохо всем нам, а пошел ты танцевать или нет — никому от этого лучше не станет».
Это сильно меня приземляло до тех пор, пока я наконец не понял, как создать в танце такую эмоцию, которую будут вспоминать спустя много лет. То есть решает не безупречная техника исполнения? Мы были на гастролях, и для одного взрослого артиста, с которым я очень дружил, это были последние выступления перед завершением карьеры. Парень делает чудеса техники, а энергии от него ноль.
Вот так танцовщиков, которые просто хорошо крутили и высоко прыгали, никто не вспомнит, даже соседи по подъезду. А вы что думаете? Я наблюдаю эту девочку с детства и могу сказать, что от нее хотят больше, чем время пока позволяет. И это очень индивидуально.
Трагедия настоящего времени в том, что новое поколение хочет всего и сразу. Кто-то уже сто пятьдесят интервью дал, а там еще мысли нет, чтобы разговаривать. Или книги пишут. Я дал первое интервью на телевидении, будучи заслуженным артистом России.
И звания нам давали за роли, а не по знакомству, как сегодня. А моя первая книга вышла в этом году. Я отбрыкивался! Что я буду рассказывать?
Кому это интересно? Но они убедили меня. Два дополнительных тиража все-таки убедили вас в необходимости выпустить вторую часть? Ведь в первом томе все заканчивается на самом интересном месте: вы получили травму колена и уходите со сцены.
А дальше? Я, конечно, очень счастлив получить такое количество откликов. Он охватывает период с 2003 года до моего назначения ректором академии. Николай, поздравляю вас с неудачно исполненным спектаклем!
Как это произошло? Я выступил, и все вдруг обнаружили, что мальчик может разговаривать. Меня стали приглашать. Но у Юрия Николаевича что-то случилось, и я оказался единственным спикером.
После этого выпуска Любимов пригласил меня стать его соведущим. С тех пор в телевизоре я постоянно. А соцсети на вас каким-то образом повлияли? Я вышел в соцсети благодаря пандемии.
Оказалось, «крокодил на крокодиле крокодилом погоняет». Это такая обманка! Я все отключил, решил, что хватит. Захожу, только когда мне не хочется в театр, но хочется составить мнение об артисте — теперь же все выкладывают выступления.
Еще в соцсетях появились рассуждающие о балете. Я иногда читаю их заметки и комментарии и прихожу в ужас от степени непонимания того, что происходит на сцене. А теперь: выходит коротконогая, короткорукая, выступает в партии, где по линиям нужны длинные руки и ноги. Это было незабываемо!
Архив героя Николай Цискаридзе на репетиции с Галиной Улановой в Большом театре Архив героя Николай Максимович ведет в академии класс девочек Почему так сильно упал уровень подготовки публики?
И до сих пор есть. Я считаю себя одним из самых некрасивых людей на земле. Понимаете, для меня все красивое — светлое. В моем детском представлении человек с темными волосами не может быть красивым.
Я хотел бы родиться белокурым и голубоглазым, а родился… С ужасом вспоминаю период пубертата. Мне казалось, что все сверстники вокруг выглядят лучше меня Но в балетном зале все менялось. Там я понимал, что равных мне нет. И я с большим удовольствием занимался актерством, потому что мне интереснее быть кем-то, а не собой. Уверен, любой большой артист — это побег от самого себя.
Я, например, страшный интроверт. Об этом знают только самые близкие друзья. Они в курсе, что вынуть меня из скорлупы невозможно. У меня нет потребности общаться. Мне комфортно в моем доме.
Я статичен: мне нужно, чтобы все было в зоне доступа, чтобы можно было лежать на диване и не двигаться. При этом я обожаю путешествовать, что-то узнавать. Поэтому я всегда составляю четкий план, где все продумано до мелочей. Я очень организованный человек. Мама на эту тему шутила: «Никогда не жила со свекровью, но родила ее».
Я ее «строил», будучи еще трехлетним. Мама была с сильным характером, но мой оказался еще сильнее. Он просто стальной. Вы не скрываете, что в детстве были жертвой буллинга, в школе ровесники обращались с вами по-настоящему жестоко. Это характер помогал вам выдерживать травлю?
Меня спасало неимоверное количество любви, которое дали родители и окружающие. Только любовь может защитить. Вы не представляете, сколько бойкотов мне объявляли, а я воспринимал их как дополнительную возможность почитать. Я никогда не жаловался. Мама всегда говорила: «Доносчику первый кнут».
Она никогда не вмешивалась в детские разборки, считала, что ребенок должен учиться сам за себя постоять. Поэтому я не понимаю слова «буллинг». В любом детском коллективе выстраиваются свои отношения. И нужно учиться спорить, отстаивать свое мнение, договариваться, может быть, иногда драться Меня все это не трогало, а беспокоили совершенно другие вещи, например то, что я слабый. Я окреп в полную силу только к 21 году.
Именно это меня расстраивало, а не то, что про меня болтают. Мне и сейчас чужое мнение безразлично. Небезразлично только дело. Сейчас это Академия Русского балета имени Вагановой. Если там что-то идет не так, могу даже выйти из себя.
Верх ярости, когда я начинаю говорить очень тихо. Помните слова герцогини Мальборо из пьесы Скриба «Стакан воды»: «Мой дорогой Монтегю, если через три дня эскадра Крэга не выйдет в море, я буду крайне удивлена. Да, гаркну так, что слышно на том конце света! И дома можете так? У меня же теперь живут котята Габриель и Габриела.
Они еще дети, я их воспитываю. Я добрый родитель. Вы называете детьми котят, а еще — своих учеников. Думали ли вы о продолжении рода? Я называю детьми тех, за кого несу ответственность.
Няня говорила: «Не та мать, что родила, а та, что воспитала». И всех своих детей я обожаю.
Главный редактор сайта: Ильина Н. Электронная почта редакции: redaktor gtrk39. Телефон: 4012 538444. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.
Николай Цискаридзе: «Я отличник, мне можно смотреть сериалы и играть в телефон»
В интервью спортивному комментатору и журналисту Василию Конову Цискаридзе дал яркие характеристики своим ученикам, а также поставил диагноз уровню подготовки балетной труппы Большого театра в целом. Н Цискаридзе Интервью (декабрь 2023) – 81 просмотр, продолжительность: 1:49:08 мин., нравится: 4. Смотреть бесплатно видеоальбом Etoile du Ballet ნიკა ცისკარიძე в социальной сети Мой Мир. Николай Цискаридзе о талантливых детях, конкурентной среде и Instagram.
николай цискаридзе
И мне это так нравилось! Я обычно хохотал от этого больше, чем от фильма. Я знаю: няня бы сидела и кричала «браво» первая — что бы я ни сделал. Наверное, надо было в любом случае рядом с ней посадить двух человек, чтобы они прикрывали ей рот. Но, к сожалению, у меня ни мама, ни няня практически ничего не видели. Моя мама никогда не аплодировала. Те маленькие моменты, которые она застала, ее настолько волновали! Моя соседка, которая с ней ходила — мама в последнее время себя плохо чувствовала, — все время говорила, что не надо ее в театр пускать, потому что она все время сидит и молится. И когда я ее спросил: «Слушай, ну а чего ты не аплодировала? Какой позор, все подумают, что женщина сошла с ума…», типа аплодирует собственному ребенку.
Вы знаете, самое интересное, что так себя вели мамы Григоровича, Натальи Бессмертновой и Екатерины Максимовой, все же их знали. Они аплодировали другим, но никогда своим детям. А сейчас, когда я вижу, как стоят родители, которые мало того что заказали клакеров, принесли букеты вот такой величины и еще вот так стоят и аплодируют, кричат «браво», мне это так странно, потому что я другую ситуацию знаю. Не желаю никому связываться» — Известная цитата Омара Хайяма гласит: «Будь счастлив в этот миг, этот миг и есть твоя жизнь». Вы счастливый человек, от чего зависит ваше личное счастье? Я очень домашний человек, не любящий выходить из дома. Не люблю суеты. Я люблю спокойствие. У Булгакова в «Мастере и Маргарите» написано в финале: «Они не заслужили свет, они заслужили покой».
Боже, как это мне нравится. Покой — это очень хорошо. И осудили не потому, что это было типа придумано: не делай так! А потому что я знал точно: у меня в семье так никто не сделает. Я знаю, что самое лучшее это личный пример. Выхода нет только из гроба, все остальное имеет выход. Просто нужно взять паузу, где-то сделать шаг назад, чтобы потом сделать двадцать вперед. И потом, никогда не надо забывать, что для того чтобы прыгнуть, надо всегда отойти и разбежаться. Я очень люблю фразу, сказанную Наполеоном, что проигранное сражение это еще не проигранная война.
Если ты человек с интеллектом, то войну ты выиграешь. А я войну всегда выигрываю. Не желаю никому связываться. И очень часто я, общаясь с какими-то людьми, думаю: вот им точно осколки этого зеркала попали и в сердце, и в глаза, и в разум, везде. И затуманили. Вообще, любая сказка Андерсена, она философская. Есть замечательная сказка «Парочка» про Мячик и Кубарь, про две игрушки, которые долго служили людям. Там как бы подразумевается, что одна игрушка — мальчик, другая — девочка. И Кубарю нравился Мячик, но тот не отвечал взаимностью.
В общем, в какой-то момент обе игрушки оказались на помойке… Мячик сдулся, Кубарь его даже не узнал сначала… В итоге заканчивается сказка тем, что Кубаря достали, потому что его можно было подремонтировать. А Мячик так и остался на мусорной куче. Это очень поучительная история. Я всем все время говорю: мы никогда не знаем кто, когда, как, куда. У меня была одноклассница, она была влюблена в одного артиста. Мы были маленькие, нам было лет по 13, и мы все над ней издевались. Потому что мы знали к тому же, что этот артист не очень предпочитает женщин. Дети же злые, мы над ней потешались все время. Этот человек тогда работал в театре Станиславского.
Прошло много лет, этот человек оказался в Большом театре, выбился в руководство. И вот я однажды бегу по коридору и вижу: сидит в коридоре Васильев. Я подхожу, мы обнялись, побеседовали. Я говорю: «Почему вы здесь? Бегу дальше, там комната была, где у нас канцелярия балета, захожу, а там сидит Григорович. И мы опять обнялись. Я открываю кабинет, а я типа звездень-звездень, а тот сидит с каким-то, так скажем, мелким чином в балете, анекдоты травят. Не то что они обсуждают важное, они анекдоты травят! Я говорю: «Слушай, ты знаешь, там, в коридоре тебя ждут Васильев и Григорович?
Я закрыл дверь… И знаете, когда шок, просто по стене съехал, сижу и вспоминаю тот кадр, когда мы маленькими издевались над одноклассницей, что она в него влюблена. Если бы мне тогда кто-то сказал, что к этому ничтожному персонажу Васильев и Григорович будут сидеть в очереди в кабинет, я бы хохотал. Для этого человека потом все закончилось очень плохо. Я думаю, что его беды не до конца все произошли. Такой энергетический поворот… Противостояние большому искусству не должно существовать… Почему я вам сказал про уважение к Васильеву и Григоровичу, здесь не может быть такого «ничего подождут» — этого не может быть! Т ы показываешь только свою ничтожность, ты сел в это кресло и тешишь свои комплексы тем, что ты так к ним относишься?! Понимаете, после того мне жизнь очень сильно показала, что мы не знаем, что будет завтра. Почему говорят «от сумы и от тюрьмы не зарекайся». Вот эта сказка, мне кажется, очень точная: встретившись на мусорной куче, не всегда можно узнать бывший объект преклонения… «Большой театр, как крупный океанский лайнер.
Он не останавливается в одну секунду» — Вы часто говорите о том, что ваши выпускники, поступая в театры, попадают в руки непрофессиональных безответственных педагогов и репетиторов. Есть ли выход из данной ситуации? Понимаете, в чем проблема… Сейчас балетными труппами зачастую руководят люди, ничтожные с точки зрения искусства. Может быть, они прекрасные в жизни, я не хочу этого знать. Но с точки зрения искусства они ничтожные. Они никем не были. Если они получили какие-то звания, регалии, они получили их, потому что сели в кресло. И они уничтожили педагогический состав театров. Потому что они хотят, чтобы все, кто работает под их началом, были точно ниже и в званиях, и в регалиях, а главное — в профессионализме.
На днях вышел документальный фильм о Большом театре. И там есть кадры, как балет «Дочь фараона» готовят два человека, которые никогда этот балет не танцевали. И мало того, балетмейстер целенаправленно их не ставил. Потому что они ему просто не подходили. Этот балет поставлен на меня и на балерину Надежду Грачеву. И Надя работает в театре, но ее не привлекают для репетиций. И когда этот балетмейстер, Пьер Лакотт, уезжал, я был назначен им главным репетитором по этому спектаклю в Большом театре. У меня даже есть фотография этого приказа. И когда я увидел, как молодых, способных артистов готовили вот эти педагоги, это преступление.
Это все равно, что вы пойдете учиться быть пилотом к дантисту. Этого не может быть. Тот человек, который понимает, что такое полет, должен и учить этому. К сожалению, пока будет происходить обратное, прогресс в русском балете не будет присутствовать. Да, у нас есть очень хороший материал и очень хороша возможность делать больших артистов. Но у нас нет больше специалистов. В театрах специалисты уничтожены. Понимаете, когда народная артистка Семеняка репетирует какую-то маленькую вариацию, а человек без году неделя репетирует главные роли... Это преступление.
Какие будут ваши первые действия, когда вы возглавите Большой театр? Именно когда, а не если… — Я терпеть не могу сослагательное наклонение, это раз. Во-вторых, мне жизнь показала, и мы начали с того, что говорили про руководство. Вот я шел быть руководителем.
Но артисты старой формации, мы часто сидим дома, что-то друг другу рассказываем с Нееловой. Вот не может она себе позволить прогулять репетицию или, придя на репетицию, заглянуть в телефон.
Есть вещи, которые мы не понимаем. И мы не сделаем по-другому никак, понимаете? А это все уходит. Это навсегда уходит из театра. То есть новой эпохи великих мы уже можем не дождаться?
Конфликт в Большом театре править В ноябре 2011 года Цискаридзе подверг критике длившуюся шесть лет реставрацию Большого театра и обвинил руководство театра в некомпетентности [22]. Особенно Цискаридзе не понравилось качество реконструкции исторической сцены, где вместо старинной лепнины он обнаружил дешёвую пластмассу и папье-маше, а внутренней отделкой помещений театр, по мнению Николая, стал напоминать большой пятизвёздочный турецкий отель [23]. Путину с просьбой уволить прежнего генерального директора Большого театра А.
Иксанова и назначить на эту должность Цискаридзе [22]. С января 2013 года Николай Цискаридзе оказался вовлечён в скандал вокруг «кислотной атаки» на художественного руководителя балета Большого театра Сергея Филина. В ряде печатных и электронных СМИ публиковалась информация о серьёзном конфликте между Цискаридзе и Филиным, о своих подозрениях в адрес Цискаридзе публично говорил и сам Филин. Тогдашний гендиректор Большого театра Анатолий Иксанов в интервью журналу « Сноб » не исключил причастности Цискаридзе к нападению на Филина. Артист побывал на допросе в Следственном комитете РФ [24] [25] [26]. После этой истории отношения Цискаридзе с администрацией Большого театра обострились до предела [23]. В марте 2013 года в эфире Первого канала Николай Цискаридзе выразил тревогу по поводу перспектив своей дальнейшей работы в Большом театре. К этому времени, по признанию Цискаридзе, он получил уже два выговора за нарушение трудовой дисциплины [27] [28].
В апреле суд отменил один из двух выговоров, наложенный за интервью Цискаридзе газете « Московский комсомолец » [29]. Конфликт в Академии русского балета править Вскоре после начала нового учебного года, 28 октября 2013 года, Николай Цискаридзе вместе с министром культуры Владимиром Мединским неожиданно прибыл в Санкт-Петербург, в Академию русского балета им. Вагановой , где в нарушение устава этого учебного заведения был представлен педагогическому коллективу как исполняющий обязанности ректора [24] ; при этом предыдущий ректор, Вера Дорофеева , осуществлявшая чисто хозяйственное управление школой, неожиданно переводилась на работу в Михайловский театр. В связи с таким изменением структуры управления Академией её художественный руководитель с 2000 года, балерина Алтынай Асылмуратова , попавшая в подчинённое положение к другому артисту, была вынуждена покинуть свой пост. Новым художественным руководителем была объявлена действующая прима-балерина Мариинского театра Ульяна Лопаткина , в отличие от Цискаридзе ещё не окончившая свою танцевальную карьеру. Чуть позднее Цискаридзе заявил, что продлил договор с Алтынай Асылмуратовой как с худруком Академии [7] — однако уже в начале декабря 2013 года та уволилась по собственному желанию, отказавшись сообщить о причинах своего ухода [32]. В итоге первым проректором и художественным руководителем Академии вскоре стала педагог-репетитор Михайловского театра Жанна Аюпова [33]. Ранее Цискаридзе утверждал, что не раз отказывался руководить другими балетными коллективами [кроме Большого театра], так как «это неэффективно, потому что человек приедет со стороны… человек должен три года входить в дела»: Вот на Западе есть такая система.
Когда они объявляют, что, вот, допустим, в пятнадцатом году у тебя заканчивается контракт руководителя, тебе в тринадцатом уже дают человека, который — он у тебя два года принимает дела. В нашей стране этого нет, у нас всё происходит в одну секунду. Кого назначат, мы не знаем до последней секунды, да? И я все время говорил, что если я когда-то соглашусь этим заниматься, я соглашусь в Большом театре, по одной причине: я знаю всё… По словам телеведущей Ксении Собчак , его назначению на эту должность поспособствовала жена главы государственной корпорации « Ростех » Сергея Чемезова Екатерина [34]. По словам самого Цискаридзе, принять должность его уговорила «небольшая солидная группа людей» [35]. На встрече с поклонниками. Его любимая сказка — « Русалочка » Андерсена [36]. Отвечая на вопрос журналистов, Цискаридзе пояснил, что не женат и не спешит с браком [37].
Двоюродная сестра — Вероника Ильинична Ицкович род. Общественные взгляды править В марте 2011 года дал интервью Владимиру Познеру в программе « Познер » на Первом канале, рассказав о нелёгком детстве и начале успешной карьеры, о том, как получил прописку в Москве, буквально за несколько недель до распада СССР, Цискаридзе выразил свои опасения по поводу того, сохранит ли Россия сложившуюся систему образования в области театрального искусства: «Мы, наше общество, хотим убить это, потому что Министерство образования сейчас выпускает очень страшные законы, что все музыкальные, театральные, хореографические заведения должны принимать детей бесконкурсно с 15 лет, — пояснил он. По словам Цискаридзе, деятели искусства, включая его самого, уже написали письмо президенту, премьер-министру, но эти обращения пока игнорируют. На основании того, что обучение в хореографических училищах России идёт на бюджетной основе, предлагал ввести для выпускников обязательную отработку нескольких лет в театрах России, без возможности отъезда за рубеж: «Я считаю, так как они получили бесплатное образование в России, они должны работать в России, хотя бы первое время они должны принести пользу государству, которое заплатило за их обучение». В декабре 2017 года стал членом инициативной группы по выдвижению президента России Владимира Путина в президенты. В январе 2018 года был зарегистрирован доверенным лицом Владимира Путина на президентских выборах 18 марта 2018 года [40]. В 2024 году стал доверенным лицом кандидата в президенты России Владимира Путина [41] [42] [43]. В училище править 24 ноября 1991 г.
Лавровского ; Франц, « Коппелия » Л. Делиба III акт , хореография А. Горского в редакции С. Головкиной концерт на сцене Большого театра 31 мая 1992 г. Обера , хореография В. Гзовского 14 августа 1992 г. Хёльстеда, хореография А. Пуни, хореография В.
Особенно после того, как в ноябре уже далеко не в первый раз у порога Большого театра в Москве творилось что-то невообразимое из-за длинной очереди за билетами на «Щелкунчик». Причем в этом году очевидцы сообщали про случаи, когда людям прямо в очереди становилось плохо. Многие тогда вновь принялись рассуждать на тему того, когда руководство Большого театра начнет что-то менять и как-то бороться со спекулянтами. Но вместе с тем находятся такие люди, которые утверждают, будто в километровых очередях за билетами на балет нет ничего страшного — не за чем-то плохим же стоят. Цискаридзе с этим мнением совершенно не согласен.
Цискаридзе отвечал на вопросы «МК» откровенно и без притворства, не скрывая своих эмоций, даже если вопрос задевал его лично. В Государственном Кремлевском дворце прошли два концерта выпускников Академии русского балета имени Вагановой с полными залами. Зрители были восхищены уникальной хореографической программой, которая включала сюиту из балета «Корсар» и сюиту из балета «Лауренсия».
Николай Цискаридзе десять лет руководит Академией русского балета имени Вагановой в Санкт-Петербурге Соцсети Николая Цискаридзе В преддверии 50-летия, которое будет 31 декабря, Цискаридзе отметил, что не строит глобальных планов. Он надеется продолжать достойно трудиться , сохраняя себя и свои ценности. Я хочу остаться в разуме», — заверил артист в передаче «Однажды...
Еще больше интересных материалов в нашем телеграм-канале.
Например, я получил ее после 15 лет работы. Причем в 33 я стал не только пенсионером, но еще и ветераном труда. Это не просто так, это действительно очень серьезный физический труд. Но, если анализировать, выяснится, что все балетные — долгожители. Мы уже говорили сегодня о Григоровиче, которому сейчас 95 лет. В последнее время в качестве замены спортзалу стали популярны студии балета для взрослых. Что такие занятия могут дать?
Николай Цискаридзе: Балетный класс — это самая гармоничная физическая нагрузка. Она гораздо правильнее идиотского бега, какой-нибудь йоги или шейпинга. Если вы хотите, чтобы у вас все было гармонично со здоровьем, надо идти в балетный класс. Николай Цискаридзе Но тренироваться надо не так утрированно, как это делают профессионалы, потому что перед ними все-таки стоят другие цели. Если заниматься балетом для удовольствия, то это очень полезно и для сердца, и для легких, и для всех внутренних органов. На этот счет написана не одна диссертация. Это известный факт. Сейчас регулярно мелькают предложения назначить вас худруком Большого театра. Вам бы этого хотелось?
Николай Цискаридзе: Вы знаете, у меня два высших образования: по одному — я педагог, по другому — юрист. Получены они не случайно. Для того, чтобы быть руководителем государственного уровня, у меня есть не только диплом, но и навыки. Я 9 лет возглавляю одно из главных учебных заведений не только страны, но и мира. Ничего сложного в этом нет: это моя профессия, которую я делаю легко. Но пока вам ближе преподавание? Николай Цискаридзе: Я преподаю с 20 лет. Будучи танцовщиком Большого, я был педагогом-репетитором в течение 10 лет. Одно другому не мешает.
Видя, на каком слабом художественном уровне находится балет Большого театра, могу сказать: педагогом мне придется работать до гроба. Вы поддерживаете теплые отношения с Ириной Винер. Есть ли между вами обмен преподавательским опытом? Николай Цискаридзе: Ирина Александровна — один из моих главных кумиров, так же как и Татьяна Тарасова, Елена Чайковская, Нина Мозер — наши величайшие спортивные тренеры. Я очень внимательно слежу за их успехами, потому что они не только большие мастера, но и люди высокодуховные и культурные. Они для меня кумиры прежде всего как воспитатели. Все их ученики — это не только спортсмены, но еще и одухотворенные исполнители. Он — влюбился с первого взгляда, она — дождалась из тюрьмы: как Ирина Винер и Алишер Усманов 30 лет шли от любви к разводу Я ориентируюсь на их служение профессии, на огромную самоотдачу и на духовность, которая присуща исключительно русской культуре.
Филин рассказал, что сам договорился с руководством академии, чтобы балерину туда взяли, а также за свои деньги оплатил ей комнату. Собеседник добавил, что после окончания учебы Анжелина не пришла к нему в театр Станиславского, а ушла в Большой театр. У меня вопрос: какая цель могла у меня быть, когда я пришел в Большой [театр] домогаться Анжелину Воронцову, которую я знал уже много лет? Вам такой подход не кажется странным? Филин уточнил: до потери зрения он выглядел так, что ему не нужно было никого домогаться. Если я кого-то в своей жизни домогался, то эти женщины становились потом моими женами Сергей Филин. И каждая из них со мной до сих пор, потому что я никогда не поступаю так с женщинами. И он Цискаридзе — прим. Филин подчеркнул, что Цискаридзе озвучивает свои обвинения очень осторожно. Он юридически грамотный, поэтому не говорит о домогательствах напрямую, а лишь подводит к этой мысли. По словам Филина, если на суде Цискаридзе обвинить в клевете, он сможет доказать, что не говорил того, в чем его обвиняют.
Николай Цискаридзе: "Закулисье Большого театра - это ад"
Проработав там два года, артист начал понимать все хитросплетения и то, почему артисты не попадают в тот или иной состав. В программе « Однажды » Цискаридзе признался, что в начале карьеры в Большом театре ему было непросто, а стремительный взлет его карьеры произошел «только по одной причине: старая система рухнула, а новая еще не захватила места». В тот период в театре были кланы, и, как отметил Цискаридзе, его «очень сильно терзали». Первые роли он станцевал «при власти» Юрия Григоровича, но затем та перешла к Владимиру Васильеву. Цискаридзе должны были дать награду в Париже, но его туда не пустили. Заведующий труппы сказал, что Цискаридзе — артист Васильева, а на возражения, что тот танцевал при Григоровиче, ответил: «Нет, этого не было». Нечто подобное, по словам артиста, происходит и сейчас. Николай Цискаридзе: «Цискаридзе в Большом театре не было.
Для того, чтобы быть руководителем государственного уровня, у меня есть не только диплом, но и навыки. Я 9 лет возглавляю одно из главных учебных заведений не только страны, но и мира. Ничего сложного в этом нет: это моя профессия, которую я делаю легко. Но пока вам ближе преподавание? Николай Цискаридзе: Я преподаю с 20 лет. Будучи танцовщиком Большого, я был педагогом-репетитором в течение 10 лет. Одно другому не мешает. Видя, на каком слабом художественном уровне находится балет Большого театра, могу сказать: педагогом мне придется работать до гроба. Вы поддерживаете теплые отношения с Ириной Винер. Есть ли между вами обмен преподавательским опытом? Николай Цискаридзе: Ирина Александровна — один из моих главных кумиров, так же как и Татьяна Тарасова, Елена Чайковская, Нина Мозер — наши величайшие спортивные тренеры. Я очень внимательно слежу за их успехами, потому что они не только большие мастера, но и люди высокодуховные и культурные. Они для меня кумиры прежде всего как воспитатели. Все их ученики — это не только спортсмены, но еще и одухотворенные исполнители. Он — влюбился с первого взгляда, она — дождалась из тюрьмы: как Ирина Винер и Алишер Усманов 30 лет шли от любви к разводу Я ориентируюсь на их служение профессии, на огромную самоотдачу и на духовность, которая присуща исключительно русской культуре. Наши спортсмены и наш балет стоят над схваткой, и уже очень давно. Если у меня спрашивают мнение, то я всегда с большим удовольствием смотрю и даю комментарии. Ко мне часто прислушиваются, это правда. Моему вкусу доверяют. Не «ревнуете» ли вы детей, которых родители отдают в спорт? Ведь каждая гимнастка или фигуристка — это потенциальная балерина. Николай Цискаридзе: Я восхищаюсь ими и всегда привожу в пример. Говорю: посмотрите, эти уникальные девочки мало того, что делают такое количество вращений, кульбитов и умопомрачительных прыжков — они еще работают с предметом, всегда приземляются точно. Спорт очень многое взял из балета — и художественная гимнастика, и фигурное катание, но они давно нас опередили с точки зрения техники. Когда я вижу какие-то новые разработки, которые можно позаимствовать, я всегда это делаю. Как вы относитесь к тому, что сейчас в мире «отменяют» русскую культуру? Николай Цискаридзе: Мне кажется, что на самом деле это какая-то журналистская волна. Я реальных подтверждений этой истерии не видел. Я сейчас говорю о серьезных театрах и культурных институциях. Вообще любой запрет — это реклама. Я этого мнения придерживаюсь много лет и привожу в пример фразу Анны Ахматовой, которую она сказала, когда осуждали Бродского: «Какую биографию делают нашему рыжему! Николай Цискаридзе: На спектакли я хожу очень редко, потому что сейчас мало достойных артистов. Конечно, мне хочется видеть на сцене моего родного Большого театра качественное исполнение, но так как этого очень мало, то я каждый раз ухожу оттуда с грустью.
Он на днях объявил о возвращении из затяжного отпуска группы «Ленинград». Пойдете на концерт в «Лужниках» в сентябре? Я действительно большой поклонник этой группы, с большим удовольствием много лет наблюдаю за творчеством Сергея и буду продолжать ходить на концерты. Все, что делает Сергей, мне очень нравится, это профессионально, талантливо и отличается от творчества многих «как бы групп». Я никого не агитирую, но и не являюсь ханжой. Ведь русский язык очень разнообразен, и есть выражения, которыми все пользуются, но некоторые делают вид, что они их не знают. Я так не делаю. Николай Максимович и его домашние питомцы - Габриэла и Габриэль. Фото: личный архив «Галкин прислал шутку, я пошутил в ответ» - Последний месяц только и пишут, что «несмотря на занятость, Николай Цискаридзе согласился стать ведущим программы «Сегодня вечером» на Первом канале. Почему вы приняли это предложение? И имею право в свое свободное время делать все, что хочу. Моя занятость на телевидении никак не пересекается с занятостью на рабочем месте. Я легко все это сочетаю. Во-вторых, мне интересно участие в программе «Сегодня вечером» - это возможность пообщаться с большим количеством талантливых, одаренных людей, и я с большим удовольствием это делаю. Это так совпало в первых выпусках или так будет всегда? И я не выбираю тематику, меня просто спрашивают, нравится она мне или нет. В основном это все очень интересно. И гостей приглашаю не всегда я, этим занимается большая команда людей. Но все они известные и приятные люди, и я с большим удовольствием с ними со всеми встречаюсь. С некоторыми я много лет знаком, с кем-то знакомлюсь прямо на программе. И это очень интересно. Мне кажется, если людям не хамить в передачах, то это всегда будет выглядеть достойно. Работаете с прежней командой? И потом только пришел Максим Галкин. Когда я получил предложение провести «Сегодня вечером» и прошли первые съемки, никакого разговора о том, что я буду вести эту программу и дальше, не было. Первый раз я провел программу абсолютно бескорыстно эфир был 7 мая 2022 года. Спустя две недели после первой программы ко мне обратились и сказали, что хотели бы поговорить в итоге Николай Цискаридзе принял предложение стать ведущим «Сегодня вечером». Максиму я написал после первых съемок. Он мне написал шутку, и я в ответ пошутил. Мы много лет дружим, так что никаких недомолвок и противоречий у нас друг к другу не возникло. Николай Цискаридзе 30 лет назад.
Примут участие все или только лучшие ученики? Действительно, будет исполнен третий акт «Раймонды» в редакции Юрия Григоровича 1984 г. Далеко не в каждом театре состав танцовщиков позволяет поставить данный спектакль, однако вагановцам это оказалось по силам. Зрители увидят новых артистов. Также в зале будут находиться представители российских театров, которые смогут сразу решить, хотят ли они пригласить наших выпускников к себе. Это выступление мы повезем и в Калининград в рамках гранта, который академия выиграла по программе «Приоритет-2030». На программу выделяется 100 млн руб. Цель этой поездки — не только показать таланты, но и провести смотр детей, которые могут поступить к нам. В Калининграде своих балетных училищ нет. Но сложилась очень неприятная ситуация: в каждом регионе есть свои школы, которые зарабатывают на этом. Им невыгодно, чтобы ребенок куда-то уехал, потому что они получают деньги за его обучение. И очень часто такие школы прячут детей. Был момент, когда нам говорили: «А чего вы приехали? Вы нам здесь не нужны». И потом представьте себе размер нашей страны. Как ребенку добираться до Москвы? Может ли он сюда переехать? У меня была ситуация, когда я еще преподавал в московской школе. Я заметил, что один мальчик на репетиции еле стоит. И мне воспитательница сказала: «Николай Максимович, не ругайтесь на него. Он семь дней ехал в поезде, у него украли деньги, он голодный, всю дорогу ел одни яблоки». Оказалось, он из Комсомольска-на-Амуре. В общем, я рассказал о нем одним моим небедным друзьям. И они на все каникулы покупали ему билеты на самолет, чтобы он мог прилетать с мамой или возвращаться домой на зимние каникулы, а не ехать неделю в поезде. У меня есть определенная надежда, что программа «Приоритет-2030» даст нам возможность развивать систему набора. Как оно должно выглядеть? Я давно предложил, чтобы учебным заведениям, которым более 250 лет, не нужно было доказывать свою эффективность. Это Российская академия художеств, консерватории — московская и петербургская, академии балета. Я про это говорил и писал письма в разные инстанции. Последний раз — 31 марта, когда в академии состоялось выездное заседание комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре. Сенаторы очень заинтересовались и сказали, что со мной абсолютно согласны и будут прорабатывать.
New videos
- Самое популярное
- Цискаридзе о войне с Украиной: "На России держится весь мир"
- Роль любовников
- «Мне не стыдно ни за один день»: Николай Цискаридзе — об уходе со сцены, сомнениях и студентах
- «Меня не существовало»: Цискаридзе рассказал об «установке» Большого театра // Новости НТВ
- Н Цискаридзе Интервью (декабрь 2023)
Н Цискаридзе Интервью (декабрь 2023)
В интервью спортивному комментатору и журналисту Василию Конову Цискаридзе дал яркие характеристики своим ученикам, а также поставил диагноз уровню подготовки балетной труппы Большого театра в целом. Сегодня гость программы «Интервью» – выдающийся артист балета, ректор Академии русского балета имени А.Я. Вагановой Николай Цискаридзе. Тайны личной жизни и подробности биографии персоны Николай Цискаридзе на сегодня: актуальные фото и последние новости на сайте. Чем он занимается сегодня, что думает о самообразовании, таланте, успехе и известности, Николай Цискаридзе рассказал «Коммерсантъ. Напротив, вопреки позиции многих артистов и художников, Цискаридзе решительно выступает за единство Русского Мира и постсоветских стран.
николай цискаридзе
Николай Цискаридзе готов стать художественным руководителем Большого театра. В интервью с Софико Шеварднадзе артист неоднократно упоминал о том, что нынешнее руководство Большого театра, и, в целом, деятели российской театральной сферы. Николай Цискаридзе — все последние новости на сегодня, фото и видео на Рамблер/новости. свежие новости дня в Москве, России и мире. Народный артист РФ Николай Цискаридзе стал новым гостем YouTube-шоу Юлии Меньшовой. читайте последние и свежие новости на сайте РЕН ТВ: Цискаридзе прокомментировал награждение орденом "За заслуги перед Отечеством" Путин наградил Цискаридзе орденом "За заслуги перед Отечеством". Чем он занимается сегодня, что думает о самообразовании, таланте, успехе и известности, Николай Цискаридзе рассказал «Коммерсантъ.
Николай Цискаридзе: «Грязь к золоту не пристает, она по нему скатывается — это про меня»
Николай Максимович рассказал о роли педагогов в жизни будущих звезд балета, о своих принципах руководства. Удивительно, но Николай Максимович оказался очень принципиальным человеком со своими подопечными — если он видит, что у детей нет данных, таланта, то он говорит об этом родителям откровенно: «Моя мама всегда всех жалела. Особенно тех, кого исключали из балетной школы. Мама всем сочувствовала, успокаивала. Я в этом вопросе строг — откровенно говорю, что ребенок не может заниматься серьезно балетом, возможно, данных не хватает. Лучше сразу сказать. Я говорю конкретно, да! Многие вещи никогда не исчезнут!
Зрители были восхищены уникальной хореографической программой, которая включала сюиту из балета «Корсар» и сюиту из балета «Лауренсия». Николай Цискаридзе, премьер Большого театра и ректор академии, рассказал, что выпускные спектакли в хореографических училищах традиционно проходят в Мариинском театре в Петербурге. Однако, в этот раз они были представлены в Кремле.
И потом представьте себе размер нашей страны. Как ребенку добираться до Москвы? Может ли он сюда переехать? У меня была ситуация, когда я еще преподавал в московской школе. Я заметил, что один мальчик на репетиции еле стоит. И мне воспитательница сказала: «Николай Максимович, не ругайтесь на него. Он семь дней ехал в поезде, у него украли деньги, он голодный, всю дорогу ел одни яблоки». Оказалось, он из Комсомольска-на-Амуре. В общем, я рассказал о нем одним моим небедным друзьям. И они на все каникулы покупали ему билеты на самолет, чтобы он мог прилетать с мамой или возвращаться домой на зимние каникулы, а не ехать неделю в поезде. У меня есть определенная надежда, что программа «Приоритет-2030» даст нам возможность развивать систему набора. Как оно должно выглядеть? Я давно предложил, чтобы учебным заведениям, которым более 250 лет, не нужно было доказывать свою эффективность. Это Российская академия художеств, консерватории — московская и петербургская, академии балета. Я про это говорил и писал письма в разные инстанции. Последний раз — 31 марта, когда в академии состоялось выездное заседание комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре. Сенаторы очень заинтересовались и сказали, что со мной абсолютно согласны и будут прорабатывать. В их числе госзадание — 324 млн руб. Также шли надбавки от внебюджета, который состоял из поступлений от творческих поездок, от иностранных студентов, мастер-классов по миру и т. Сейчас мы почти все потеряли, а зарплаты педагогам нужно сохранять на определенном уровне. Еще одна сложность нашей петербургской школы: у нас здание академии — это памятник архитектуры, где ничего нельзя, но при этом его надо содержать. И все время в это вкладывать средства. Балету нужна поддержка. Смешно сказать: если раньше все было свое, то теперь мы зависим от иностранного производства. Раньше Большой театр был организацией, в которой производство было выстроено так, что у нас было все свое — свои декорации, свои туфли, свои костюмы. Все было свое, и это все разрушили. И я об этом говорил последние 20 лет. Теперь мы даже искусственные цветы для спектаклей стали закупать в Китае. Пуанты покупать стало негде, а ведь это очень индивидуальная вещь. Все производство многие годы разбазаривалось. Но если вы в него зайдете, вы не увидите этих денег. У меня все время вопрос, когда я смотрю на сантехнику, на состояние репетиционных помещений... Почему так грязно, не убрано и все течет? На шее государства сидит много лишнего груза, и я уверен, что скоро будет необходимо делать ревизию. У нас в академии бюджет гораздо меньше, но спросите любого нашего педагога — и вам скажут, что зарплаты в пандемию не изменились. Я считаю, что ситуация, которая сейчас произошла, позволит перезагрузить систему балета и вообще искусства, отделить зерна от плевел. Очень надеюсь, что все наконец поймут, что «эффективные менеджеры», которые дербанили государственный бюджет, культуре не нужны, потому что они не смогут ничего сделать. Нас приравняли к сфере услуг — к сантехникам, токарям и т. Мы не могли этого допустить. Я очень много ходил по совещаниям, выступал в Госдуме. Члены правительства меня услышали.
Николай Цискаридзе, премьер Большого театра и ректор академии, рассказал, что выпускные спектакли в хореографических училищах традиционно проходят в Мариинском театре в Петербурге. Однако, в этот раз они были представлены в Кремле. Цискаридзе подчеркнул, что история школы танца, которой исполняется 285 лет, тесно связана с историей Мариинского театра, который являлся главным придворным театром в Петербурге.