Лидеры стран Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) подготовили совместное заявление. Генсек ОДКБ Имангали Тасмагамбетов рассказал о гибридных атаках на организацию. Россия не просила помощи в спецоперации у стран Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), так как имеет всё необходимое для достижения поставленных целей. В Центре кризисного реагирования ОДКБ (г. Москва) состоялась пресс-конференция начальника Объединенного штаба Организации Договора о коллективной безопасности генерал-полковника Анатолия Алексеевича Сидорова «Итоги совместной подготовки органов.
Лидеры стран ОДКБ подписали в Минске 12 документов
Так обычно и бывает у настоящих друзей и партнеров по непростой, но исключительно важной работе. Более того, представители руководства государств — членов ОДКБ всегда поддерживали идею построения системы взаимодействия с участием всех стран и блоков, заинтересованных в укреплении мира и стабильности. Такой подход был обусловлен тем, что многие проблемы в этой сфере давно обрели глобальный характер и нуждаются в соответствующем реагировании. С другой стороны, в настоящее время НАТО фактически реализует враждебную политику в отношении ряда стран нашей организации. Мы внимательно отслеживаем шаги альянса и будем действовать строго в соответствии с положениями уставных документов и решениями высшего органа ОДКБ — Совета коллективной безопасности. Хочу подчеркнуть — ОДКБ не занимается поиском врагов. И проведение разделительных линий — не наш выбор. Насколько рационально используются возможности организации? Так, помимо широко освещаемых СМИ встреч глав государств и министерств в секретариате и Объединенном штабе организации регулярно проходят заседания постоянных представителей шести стран, консультации экспертов в различных сферах. В ОДКБ нет и не может быть дискуссионного вакуума или тематических лакун. Все вопросы — в первую очередь те, которые касаются использования ее потенциала, — обсуждаются открыто и подробно.
Главный показатель эффективности нашей работы — это состояние коллективной безопасности, уровень защищенности наших стран и их граждан. И в целом ОДКБ с этими задачами справляется. При этом у нас определенно есть вопросы, требующие особого внимания, о чем говорили лидеры наших стран в ходе московского саммита в мае 2022 года. Они касаются, в частности, большей согласованности в подходах и действиях. Из конкретных направлений — это усиление функций анализа и прогноза. Дополнительные усилия на этих треках позволят нам глубже понимать нюансы обстановки, более оперативно прорабатывать меры реагирования.
Настройки телеэфира Перечень запрещенных в РФ организаций Все права на материалы, находящиеся на сайте m24.
При любом использовании материалов сайта ссылка на m24. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей. СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24.
Коллективные силы оперативного реагирования ОДКБ проводят спецоперации по решению этих проблем. Члены организации имеют льготы на поставки военной продукции от других участников ОДКБ. В 2022 году президент Белоруссии и глава Совета коллективной безопасности Александр Лукашенко заявил , что судьба ОДКБ зависит от успехов российской спецоперации на Украине.
В заявлении, среди прочего, выражается озабоченность ситуацией в Афганистане и на других внешних границах стран - членов ОДКБ и выражается готовность обеспечить безопасность рубежей в зоне ответственности. В документе также осуждается фальсификация исторических событий, связанных с общим вкладом в противодействие нацистской агрессии.
Страны ОДКБ будут продолжать противостоять любым попыткам героизации нацизма и распространения неонацизма, а также расизма и ксенофобии, отмечается в документе. Выражаем серьезную озабоченность в связи с попытками запретить на законодательном уровне символику, ассоциируемую с победой над нацизмом», - подчеркивается в совместном заявлении.
ОДКБ рассмотрит совместные меры по оказанию помощи Армении: повестка заседания СКБ
Лидеры выразили готовность к углублению сотрудничества с Организацией Объединенных Наций ООН , другими заинтересованными международными и региональными организациями и государствами, однако в то же время отметили озабоченность некоторыми тенденциями, которые наблюдаются на международной арене. Среди них называются силовое вмешательство в кризисные ситуации в обход общепризнанных международно-правовых норм и принципов, использование силы или угроз применения силы для решения конфликтов в нарушение Устава ООН, избирательное применение общепризнанных норм и принципов международного права, игнорирование формата переговоров для разрешения возникающих проблем и нежелание считаться с законными интересами суверенных государств. В заявлении, среди прочего, выражается озабоченность ситуацией в Афганистане и на других внешних границах стран - членов ОДКБ и выражается готовность обеспечить безопасность рубежей в зоне ответственности. В документе также осуждается фальсификация исторических событий, связанных с общим вкладом в противодействие нацистской агрессии.
По словам Зайнетдинова, никаких обращений от Белоруссии об оказании помощи в секретариат ОДКБ на данный момент не поступало. В случае поступления такого обращения оно будет рассмотрено в установленном порядке. Владимир Зайнетдинов: «Основания обращения прописаны в Договоре о коллективной безопасности и Уставе организации.
За подготовку предложений по военной составляющей, координацию реализации решений органов ОДКБ по вопросам военного сотрудничества отвечает Объединенный штаб ОДКБ Высшим административным должностным лицом Организации Договора о коллективной безопасности является генеральный секретарь. Политическое и военное сотрудничество Важнейшим и приоритетным направлением деятельности ОДКБ является сотрудничество с международными организациями и третьими странами в интересах объединения усилий ради поддержания стабильности и укрепления мира. Основу военного потенциала ОДКБ составляют Коллективные силы оперативного реагирования, региональные группировки войск, Коллективные авиационные и Миротворческие силы, объединенные военные системы и объекты военной инфраструктуры. Подготовка Коллективных сил к выполнению поставленных задач осуществляется в соответствии с ежегодными планами совместных мероприятий. Начиная с 2004 года на территории государств-членов ОДКБ проведено более 30 учений различного масштаба, среди них: "Рубеж", "Взаимодействие", "Нерушимое братство", "Гром", "Кобальт" и другие. Для участия в этих учениях в качестве наблюдателей регулярно приглашаются представители зарубежных стран и международных организаций. В 2007 году главами государств-членов ОДКБ подписано Соглашение о миротворческой деятельности организации, которое вступило в силу и зарегистрировано в Секретариате ООН в 2009 году. В январе 2022 года в связи с обращением президента Казахстана, а также ввиду угрозы национальной безопасности и суверенитету страны, вызванной в том числе вмешательством извне, Совет коллективной безопасности ОДКБ, в соответствии со статьей 4 Договора о коллективной безопасности, принял решение о проведении в Республике Казахстан миротворческой операции. Коллективная миссия, продлившаяся в период с 6 по 19 января, прошла успешно и была завершена после нормализации обстановки. Противодействие современным вызовам и угрозам безопасности В вопросах противодействия современным вызовам и угрозам безопасности для ОДКБ приоритетное значение имеют борьба с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков, нелегальной миграцией и торговлей людьми, криминальной и деструктивной деятельностью в информационном пространстве. Реагируя на угрозы, связанные с возвращением в страны исхода из "горячих точек" Ближнего Востока лиц, прошедших террористическую подготовку и участвующих в деятельности международных террористических организаций, с 2019 года в формате ОДКБ начато ежегодное проведение специальной операции "Наемник". Также продолжается активная работа по формированию единого списка организаций, признанных террористическими на территории государств-членов ОДКБ.
Объясняется данное решение 5 статьей Устава ОДКБ, [4] в которой говорится, что организация придерживается принципа невмешательства во внутренние дела членов и обязана защищать союзников только в случае угроз от третьих стран или акторов. Ни кризис 2010 года в Кыргызстане, ни война за Нагорный Карабах под данную категорию не попали. Армения в ОДКБ связана скорее двусторонними отношениями с Россией, чем с остальными членами организации. Дело в том, что представители центральноазиатских стран и Беларуси не воспринимают события, происходящие на Южном Кавказе угрозой для собственной безопасности. А для России пребывание в Армении важно для сохранения влияния на Кавказе. Поэтому для урегулирования конфликта Россия отправила в Нагорный Карабах именно свои миротворческие силы, которые сумели временно установить режим прекращения огня и организовать процесс обмена военнопленными. Направление Россия-Армения в рамках ОДКБ сейчас находится в сложном положении, а помощь от России поступает лишь в виде посредничества и консультаций в попытках дипломатических переговоров между Ереваном и Баку. Возможно, отсутствие у России желания воевать за Армению также объясняется настороженностью правительства РФ к политикам, пришедшим к власти через «революцию». Более того, Н. Пашинян активно сотрудничал и с НАТО [5] по ряду проектов, но российское военно-политическое присутствие на территории Армении рассматривал как гарантию безопасности страны. Попытка армянского премьер-министра одновременно усидеть на двух стульях, конечно, не могла радовать Москву. Благодаря 7 статье Устава ОДКБ, странам-участницам запрещается располагать на своих территориях иностранные военные базы без согласования с другими членами организации. России удобнее поддерживать стабильность в регионе имея базы в странах, которые граничат с ядерными державами. Таджикистан одновременно находится не так далеко от индийских границ и имеет удобное расположение для сдерживания террористов, которые мигрируют через афганскую границу. Территориальное расположение Беларуси имеет уникальную ценность для России, потому что Беларусь граничит со странами Североатлантического договора — Литвой и Польшей. Рассматривая потенциал ОДКБ, обычно имеют ввиду возможности только Российской Федерации, которая является ее единственным членом с иностранными военными базами и крупными объектами в Армении, Беларуси, Кыргызстане и Таджикистане. В 2020 году Россия по военной мощи заняла 2-е место из 138 среди стран, рассматриваемых для ежегодного обзора «Global Firepower». Об этом говорит и доля российских солдат на территории ОДКБ. Одной из причин может служить то, что НАТО постоянно пополняет свои ряды новыми участниками, а состав ОДКБ с момента принятия устава практически остаётся неизменным, не считая случай с Узбекистаном, который вошёл в организацию в 2006, но решил покинуть её в 2012 году. ОДКБ активно используется не как военно-политический блок, а как инфраструктура для торговли и льготной передачи военной техники и обучения солдат бывших союзных республик. Например, долевой взнос Таджикистана в ОДКБ в 2020 году составлял около полмиллиона долларов, но только вооружений в 2019 году страна получила на сумму в десятки раз, превышающую её мандат: в феврале 2019 года Таджикистан получил вооружение и военную технику на 9 миллионов долларов, [14] а в конце октября того же года Россия передала Таджикистану военную помощь ещё на 5 миллионов долларов.
Лидеры стран ОДКБ подписали 15 соглашений по итогам саммита в Минске
Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), международная региональная организация по обеспечению коллективной безопасности. Разговор о единой системе ПВО, но в формате Организации Договора о коллективной безопасности Владимир Путин продолжил в Минске. Армения была и остается союзником Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), нет смысла делать категоричные выводы из отсутствия Еревана на сессии в Минске. Делегация Организации Договора о коллективной безопасности прибыла в Дагестан для участия в открытии памятника воинам, павшим в Великой Отечественной войне.
Что такое ОДКБ. Объясняем простыми словами
Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — региональная международная организация, созданная с целью укрепления мира и защиты территориальной целостности государств-участников. Токаев выразил уверенность в том, что комплексная работа по укреплению и развитию системы коллективной безопасности государств ОДКБ будет продолжена. Генсек Организации Договора о коллективной безопасности Имангали Тасмагамбетов заявил, что ОДКБ с тревогой наблюдает эскалацию напряжённости на Ближнем Востоке. Генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Имангали Тасмагамбетов осудил теракт в «Крокус Сити Холле» и выразил соболезнования близким погибших, направив соответствующие письмо президенту России Владимиру Путину. Армения была и остается союзником Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), нет смысла делать категоричные выводы из отсутствия Еревана на сессии в Минске.
Лидеры ОДКБ приняли заявление о коллективной безопасности
В результате с обеих сторон, по официальным данным, погибло свыше 6,5 тысяч человек и Армения и Азербайджан, говоря о потерях противниках, сообщают о 7-8 тысячах убитых. Армения фактически потеряла в ходе конфликта контроль над семью районами Нагорного Карабаха. Оппозиция внутри страны обвиняла Пашиняна в провале военных действий и дипломатии. С ноября 2020-го конфликт между сторонами возобновлялся еще трижды: в мае 2021 года, в августе и сентябре 2022-го.
Тогда бои шли по несколько дней, сообщалось о сотнях погибших и раненых.
Подпишитесь на наш канал в Telegram! В отличие от Североатлантического договора за все время своего существования, ОДКБ ни разу не использовала свои миротворческие силы в каких-либо конфликтах. Почему она ни разу не вмешивалась ни в один вооружённый конфликт, в том числе и в войну за Нагорный Карабах, в которой участвовала Армения — член ОДКБ?
Чтобы ответить на эти вопросы проанализируем устав и бюджет организации, военную мощь стран-участниц и их роль в ОДКБ, преимущества и недостатки от участия в этой организации. Принцип невмешательства В 2010 году во время ожесточенных межэтнических столкновений на юге Кыргызстана ОДКБ выбрала стратегию «бездействия». Впервые, Бишкек обратился с просьбой о помощи и получил отказ. Во время третьей революции в Кыргызстане в октябре 2020 года ОДКБ также не стала вмешиваться в кризисную ситуацию, считая происходящие события внутренними делами Кыргызстана. Во время эскалации конфликта в Нагорном Карабахе ОДКБ и МИД РФ заявили правительству Армении о том, что оборонительный потенциал организации не может быть использован для защиты союзника, потому что война развернулась не на её территории.
Объясняется данное решение 5 статьей Устава ОДКБ, [4] в которой говорится, что организация придерживается принципа невмешательства во внутренние дела членов и обязана защищать союзников только в случае угроз от третьих стран или акторов. Ни кризис 2010 года в Кыргызстане, ни война за Нагорный Карабах под данную категорию не попали. Армения в ОДКБ связана скорее двусторонними отношениями с Россией, чем с остальными членами организации. Дело в том, что представители центральноазиатских стран и Беларуси не воспринимают события, происходящие на Южном Кавказе угрозой для собственной безопасности. А для России пребывание в Армении важно для сохранения влияния на Кавказе.
Поэтому для урегулирования конфликта Россия отправила в Нагорный Карабах именно свои миротворческие силы, которые сумели временно установить режим прекращения огня и организовать процесс обмена военнопленными. Направление Россия-Армения в рамках ОДКБ сейчас находится в сложном положении, а помощь от России поступает лишь в виде посредничества и консультаций в попытках дипломатических переговоров между Ереваном и Баку. Возможно, отсутствие у России желания воевать за Армению также объясняется настороженностью правительства РФ к политикам, пришедшим к власти через «революцию». Более того, Н. Пашинян активно сотрудничал и с НАТО [5] по ряду проектов, но российское военно-политическое присутствие на территории Армении рассматривал как гарантию безопасности страны.
Попытка армянского премьер-министра одновременно усидеть на двух стульях, конечно, не могла радовать Москву. Благодаря 7 статье Устава ОДКБ, странам-участницам запрещается располагать на своих территориях иностранные военные базы без согласования с другими членами организации. России удобнее поддерживать стабильность в регионе имея базы в странах, которые граничат с ядерными державами.
Использование материалов РСМД на электронных ресурсах допускается только при условии указания ФИО автора, статуса «эксперта РСМД» и наличии активной и открытой для индексирования гиперссылки на russiancouncil. НП РСМД не предоставляет право публикации на сторонних ресурсах фотографий и иллюстраций, размещенных на портале russiancouncil.
Кроме того, более активных действий от ОДКБ требуют проблемы биологической безопасности. Эта структура выполняет большую работу по сближению и гармонизации законодательств государств-членов. Кстати, 6 июня в Ереване с моим участием пройдет заседание Совета Парламентской ассамблеи, состоящего из руководителей парламентов палат парламентов. В ходе встречи планируется рассмотреть ряд важных вопросов, касающихся деятельности нашей организации. В этом смысле сотрудничество с международными силами, способными внести вклад в укрепление безопасности в Евразии, для нас, безусловно, очень ценно.
ОДКБ поддерживает интенсивный диалог с большим количеством объединений и отдельных государств. В свою очередь, в ООН рассматривают нашу организацию в качестве важного регионального партнера. В частности, Генассамблея периодически принимает обновленные резолюции, касающиеся развития двустороннего сотрудничества — именно этой теме было посвящено состоявшееся в феврале текущего года и прошедшее с участием генеральных секретарей двух организаций заседание Совета Безопасности ООН. Есть ли страны, с которыми ведутся такие переговоры? В соответствии со статьей 19 устава любая страна, разделяющая цели, задачи и принципы ОДКБ и готовая взять на себя соответствующие обязательства, может подать заявку на членство. Также оформлен правовой институт партнеров и наблюдателей ОДКБ: государства и международные организации, разделяющие наши взгляды и цели, имеют возможность получить такой статус и участвовать в реализации общих задач по обеспечению безопасности с учетом своих интересов. В настоящее время мы не ведем ни с кем таких переговоров. При этом мы организовали работу внутри организации и алгоритм сотрудничества с внешними партнерами так, что уверенно контролируем обстановку в зоне своей ответственности. Ранее сообщалось, что организация много лет препятствовала участию миротворцев ОДКБ за пределами зоны ее ответственности. Как будет сейчас?
ОДКБ не имеет полномочий, да и никогда не стремилась влиять на такого рода решения, принимаемые в столицах. Другое дело, что в странах ОДКБ существует ясное понимание — коллективное участие в политических и военно-политических процессах, в том числе миротворческих миссиях, зачастую дает дополнительные преимущества.
Материалы с тегом «ОДКБ»
В Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) разъяснили, в каком случае Белоруссия сможет обратиться за помощью. 7 октября 2022 года отмечается 20-летие создания Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). читайте последние и свежие новости на сайте РЕН ТВ: Виктор Васильев назначен постоянным представителем РФ при ОДКБ. В ходе встреч обсуждены вопросы координации практической реализации решений органов ОДКБ в сфере военного сотрудничества, в том числе перспективы совершенствования военной составляющей Организации Договора о коллективной безопасности. Организация Договора о коллективной безопасности была создана на основе Договора о коллективной безопасности, подписанного 15 мая 1992 года странами-членами СНГ.
В Госдуме прокомментировали решение ОДКБ направить миротворческие силы в Казахстан
Страна воспользовалась миротворческими силами ОДКБ в начале января 2022 года. На территории страны проживает 6 523 529 человек. Какие роли выполняет: активно участвует в военной интеграции на территории своего государства, способствует совместному решению проблем, затрагивающих вопросы безопасности. Страна занимает большие территории в Восточной Европе и Северной Азии. В ней проживают 143 054 637 человек. Какие роли выполняет: организует военные учения коллективных сил, в том числе и на собственной территории. Принимает самое непосредственное участие в развитии и достижении целей Организации.
Эта страна находится в Центральной Азии, в ней проживают 9 537 645 человек. Какие роли выполняет: пользуется военными силами ОДКБ для обеспечения порядка в своей стране. Именно эта страна является основным звеном поддержания тишины и безопасности в Центрально-Азиатском регионе. Еще в 2009 году всеми членами был подписан договор, подтверждающий создание сил, которые могли бы оперативно реагировать на внезапно возникшую агрессию извне. Кратко эти коллективные силы стали называться КСОР. Цели их создания: отражение нападений или других мер военного воздействия; проведение операций особых операций; борьба с экстремистской деятельностью и терроризмом не только на своем, но и на международном уровне; борьба с организованными преступными группировками на транснациональном уровне; пресечение наркотрафика; нормализация положения, решение проблем появление которых повлекли за собой чрезвычайные ситуации.
Учения КСОР ОДКБ Военные силы Организации применялись в 2022 году, когда в Казахстане начались волнения среди местного населения, которое выражало протесты, появились серьезные беспорядки на улицах городов. Поэтому ОДКБ 2022 году уже показала свою пользу для стран, в нее входящих.
Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей. СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24. Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24. Учредитель и редакция - АО «Москва Медиа».
Настройки телеэфира Перечень запрещенных в РФ организаций Все права на материалы, находящиеся на сайте m24. При любом использовании материалов сайта ссылка на m24.
Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей. СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24.
На этом фоне упреки о размещении в нашей стране, на нашей территории российского тактического ядерного оружия просто абсурдны, — заявил Президент. Мы просто учимся так называемому дипломатическому этикету у тех, кто сделал язык силы мировым трендом». Глава государства констатировал, что это реалии сегодняшнего дня — только наличие мощного оружия гарантирует безопасность в регионе и дает право голоса на международной арене. Президент Беларуси подчеркнул, что государства — члены ОДКБ адекватно оценивают вызовы времени и готовы противостоять им сообща. То, что некоторых наших партнеров штормит и в публичных высказываниях, и в поступках, носящих провокационный характер, — прежде всего их проблемы. Я скажу одно: если есть претензии, то надо озвучивать их, глядя в глаза друг другу, а не разговаривать через вбросы в средства массовой информации», — сказал Александр Лукашенко.
Президент подчеркнул, что встречи на высшем уровне и проводятся именно для того, чтобы обсудить все острые вопросы и найти решения. Это безответственно и недальновидно», — заявил Глава государства. И мы это делаем. Пусть не в полном объеме, но делаем много, особенно в последнее время», — добавил белорусский лидер. На заседании в узком составе Президент сказал: «Мы приветствуем прогресс в урегулировании конфликта на Южном Кавказе. Надеемся, что предпринятые шаги заложат основу для устойчивого и долгосрочного мира в этом регионе, где проживают дружественные нам народы — армяне и азербайджанцы. Подчеркиваю: дружественные нам народы». Александр Лукашенко также коснулся ситуации на таджикско-кыргызской границе.
Глава государства напомнил, что в основе белорусского председательства в организации лежал девиз «Через солидарность и сотрудничество к миру и безопасности». Но этого мало. Надо быть сильнее и сплоченнее. Давайте откровенно: у нас пока этого по максимуму не хватает. Надо идти к этому быстрее, чтобы не получилось, что если где-то вспыхнет, тогда мы встрепенемся и начинаем шевелиться». По итогам сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ Александр Лукашенко заявил журналистам, что обстановка в мире характеризуется высокой степенью конфронтации и поляризации. Всеми членами Совета коллективной безопасности отмечалось, что текущая международная ситуация характеризуется высокой степенью конфронтации и поляризации, требует от нас дальнейшей консолидации усилий, укрепления нашей организации как важного фактора обеспечения безопасности в Евразийском регионе», — подчеркнул Президент. В связи с чем Президент Беларуси пожелал своему коллеге Касым-Жомарту Токаеву успехов в деятельности по разрешению тех долгосрочных вопросов, о которых шла речь на саммите ОДКБ в Минске.
На заседании сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ в расширенном составе Глава государства отметил, что во время переговоров в узком составе состоялся принципиальный разговор: «Он хоть и носил краткий характер, но, подчеркиваю, был очень обстоятельный и фундаментальный». Александр Лукашенко пояснил, что относительно краткий характер встречи лидеров в узком составе связан с тем, что ранее они уже обсуждали эти вопросы в разных форматах.
В Белоруссии заявили о попытках Запада повлиять на ОДКБ
В настоящее время членами организации являются шесть государств — Армения , Белоруссия , Казахстан , Кыргызстан , Россия и Таджикистан. Также в составе организации действуют консультативные и исполнительные органы — Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны и Комитет секретарей советов безопасности. Координирует работу ОДКБ постоянный совет, межпарламентскую работу осуществляет Парламентская ассамблея. ОДКБ открыта для присоединения всех заинтересованных государств, разделяющих цели и принципы организации.
Одной из таких сил является объединенная группировка войск Кавказского региона коллективной безопасности, которая формируется на основе двусторонних соглашений между Арменией и Россией. Кроме того, страны-участницы ОДКБ подписали в октябре 2007 года соглашение , которое предусматривает в случае необходимости порядок развертывания миротворческих сил. В документе говорится, что решение о проведении миротворческой операции на территории государств-членов принимается советом коллективной безопасности с учетом национального законодательства государств-членов на основании официального обращения государства-члена о проведении на его территории миротворческой операции или решения Совета Безопасности ООН о проведении миротворческой операции на территории государства, не входящего в ОДКБ. Подготовка решения о проведении миротворческой операции осуществляется по рекомендации Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны и Комитета секретарей советов безопасности ОДКБ. Для анализа военно-политической обстановки в зоне потенциального или существующего конфликта и выработки предложений о целесообразности проведения миротворческой операции, ее масштабах, сроках и составе коллективных миротворческих сил создается специальная группа. При этом в соглашении указывается, что миротворческие операции не заменяют урегулирование конфликта путем переговоров и другими мирными средствами.
Удручает, что членство Армении в ОДКБ не сдержало Азербайджан от агрессивных действий и что фактически до сегодняшнего дня нам не удалось прийти к решению по поводу реакции ОДКБ на эту агрессию. Эти факты наносят огромный урон имиджу ОДКБ как внутри нашей страны, так и за ее пределами», — подчеркнул Пашинян. Он добавил, что считает отсутствие реакции главной неудачей председательства Армении в организации. Премьер-министр напомнил, что во время массовых протестов в Казахстане в январе 2022 года ОДКБ потребовался один день на выработку решения, что во многом помогло погасить беспорядки и избежать госпереворота. Пресс-служба правительства Армении также опубликовала объяснение Пашиняна, почему он отказался подписывать два итоговых документа. По мнению премьера, в декларации и проекте решения о помощи отсутвует необходимая и логичная с точки зрений союзнических отношений политическая оценка действий Азербайджана.
Противодействие незаконному обороту наркотиков. С целью достижения поставленных задач по парированию этой угрозы в формате Организации в 2014 году принята и успешно реализуется Антинаркотическая стратегия государств — членов ОДКБ на 2015 - 2020 годы. Под эгидой Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков КСОПН в рамках ОДКБ с 2003 года проводится Региональная антинаркотическая операция постоянного действия «Канал». За это время в ходе операций из незаконного оборота изъято около 335 тонн наркотиков, в т. С целью осуществления скоординированной деятельности в области снижения спроса на наркотики, профилактики незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, лечения и реабилитации наркозависимых лиц в государствах — членах Организации Договора о коллективной безопасности с 2013 года на системной основе действует Координационное совещание главных наркологов государств-членов Организации. Реагирование на чрезвычайные ситуации Ответственность за координацию совместных действий государств — членов в области чрезвычайного реагирования возложена на созданный в 2007 году Координационный совет по чрезвычайным ситуациям государств — членов ОДКБ КСЧС ОДКБ. В соответствии с утвержденным СКБ ОДКБ в 2014 году Планом мероприятий по реализации Основных направлений развития системы коллективного реагирования государств — членов ОДКБ на чрезвычайные ситуации в рамках Организации проводится работа по созданию Гуманитарных центров в регионах коллективной безопасности; продолжается разработка правовой базы для обеспечения размещения государственных материальных резервов на территории государств — членов ОДКБ; завершено формирование единого информационно-программного пространства для обмена оперативной информацией и координации совместных действий государств — членов; продолжается работа по координации деятельности международных организаций с целью использования их потенциала при оказании помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. Противодействие незаконной миграции и торговле людьми. Начиная с 2008 года, в формате ОДКБ проводятся оперативно-профилактические мероприятия в рамках операции «Нелегал», направленные на выявление и предотвращение нарушений миграционного законодательства, в том числе гражданами третьих стран. За это время в ходе проведения операции «Нелегал» были пресечены сотни тысяч преступлений в этой области, задержано свыше 1 600 лиц, находившихся в международном розыске. Только в 2016 году выявлены сомнительные финансовые операции на сумму около 1,5 млрд. Безопасность информационного пространства В Стратегии коллективной безопасности ОДКБ на период до 2025 года отмечено, что одним из основных факторов, отнесенных к современным вызовам и угрозам коллективной безопасности ОДКБ, является стремление к достижению стратегических целей с использованием силы, в том числе и информационного давления, использование информационных и коммуникационных технологий в целях оказания деструктивного воздействия на общественно-политическую и социально-экономическую обстановку, манипулирования общественным сознанием, применения информационных технологий в так называемых «комплексных» или «гибридных» технологиях. В формате ОДКБ формирование системы информационной безопасности в интересах государств — членов Организации началось с 2006 года. За это время на уровне Совета коллективной безопасности ОДКБ принято более десяти нормативных правовых актов, регламентирующих сотрудничество государств — членов Организации в этой сфере. В целях координации совместных действий при Комитете секретарей советов безопасности ОДКБ сформирована Рабочая группа по вопросам информационной политики и информационной безопасности. Вступил в силу Протокол о взаимодействии государств — членов ОДКБ по противодействию преступной деятельности в информационной сфере. На постоянной основе реализуются практические мероприятия по противодействию преступности в сфере информационных технологий в формате операции ПРОКСИ от полного названия «противодействие криминалу в сфере информации». Основной целью операции является выявление и пресечение функционирования в национальных сегментах сети Интернет информационных ресурсов, содержание которых наносит или может нанести ущерб национальной и коллективной безопасности государств — членов Организации. Всего в ходе операции ПРОКСИ с 2009 года было выявлено около 80 тысяч информационных ресурсов, имеющих значение для оценки угроз коллективной безопасности. Деятельность свыше 32 тысяч из них приостановлена или заблокирована. При этом выявлено около 60 тысяч фактов, свидетельствующих о возможном совершении преступлений. По итогам проверок полученных материалов возбуждено более 15 тысяч уголовных дел. В декабре 2014 года Советом коллективной безопасности ОДКБ было принято Решение о создании Консультационного координационного центра Организации Договора о коллективной безопасности по вопросам реагирования на компьютерные инциденты ККЦ. В рамках ее деятельности в настоящее время завершается актуализация перечня наиболее важных объектов национальной информационной инфраструктуры, обеспечение безопасности которых требует совместного мониторинга.