Инсайдер ExecutableFix раскрыл конструкцию контактных площадок будущих процессоров AMD под сокет AM5. Судя по его данным, новинки будут похожи на актуальные модели Intel.
Общие отличия
- Приветствуйте новую архитектуру процессоров от AMD: K10 — Hardware and Drivers — Новости
- Основная информация
- Тест процессора AMD A10-9700
- AMD Kaveri A10-7300 Процессор -
Рецепт миниатюрного компьютера для современных игр!
- AMD запустила производство процессоров на архитектуре Zen 5 со встроенным ИИ - Hi-Tech
- HP OMEN 17 (2024) получил процессоры AMD Ryzen 8040 HS и графику RTX 40
- Процессоры AMD A10
- AMD A10 Richland отзывы — Количество честных отзывов о процессоре AMD A10 Richland - 27
- Первый взгляд и разгон
- Новости про AMD, APU и гибридные процессоры — МИР NVIDIA
AMD и NVIDIA представили мощнейшие графические процессоры для ИИ
Бывшая президент Intel Рене Джеймс создала 128-ядерный серверный процессор Altra Max с техпроцессом 7 нм, тогда как у самой. Внутри AOKZOE A1 Pro установлен выполненный по 4-нм техпроцессу восьмиядерный (16-поточный) процессор AMD Ryzen 7 7040U с ядрами Zen 4, работающими на частоте до 5,1 ГГц. Полный обзор новой AMD Apu A10-6800K, протестированной в стандартной комплектации и сильно разогнанной, чтобы оценить отличия от предыдущего поколения. В марте компания AMD представила свой самый мощный гибридный процессор — AMD A10-7890K. AMD A10-Series family consists of 26 CPUs, that have 4 cores, and run at frequencies up to 4.1 GHz.
Первый взгляд и разгон
- Microsoft добавляет рекламу в меню «Пуск» в Windows 11.
- Платформа и архитектура
- AMD представляет процессор Alchemy Au1550 с интегрированной поддержкой безопасной сетевой обработки
- Процессор AMD A10-6700T появился в продаже - Hardwareluxx Russia
- AMD A10-7890K — самый мощный гибридный процессор
- Материнская плата ASUS F2 A85V-Pro
A10-7850K: технические характеристики и тесты
AMD также представила Ryzen 7 5700. В нем отсутствует интегрированная графика, поэтому он не является APU, как 5700G. Однако он основан на том же 7-нм монолитном кремнии «Cezanne», что и 5700G. Предположим, что 5700 — это 5700G с отключенным iGPU. AMD запускает Ryzen 7 5700 по цене 175 долларов, что почти вдвое ниже стартовой цены 5700G, когда он вышел в 2021 году.
Enhanced Sync may cause a black screen to occur when enabled on some games and system configurations. Any users who may be experiencing issues with Enhanced Sync enabled should disable it as a temporary workaround. Radeon performance metrics and logging features may intermittently report extremely high and incorrect memory clock values.
Процессор AMD A-серии 6-го поколения, ранее носивший кодовое название «Carrizo», использует преимущества обширного процессора AMD и графической интеллектуальной собственности, обеспечивая исключительные вычислительные возможности, невозможные ранее. Он поставляется с рядом передовых технологий: первая в мире поддержка аппаратного декодирования High Efficiency Video Coding HEVC для ноутбуков, первая конструкция, совместимая с архитектурой гетерогенных систем HSA 1. Наслаждайтесь превосходным качеством изображения для развлечений, включая поддержку видео с разрешением Ultra HD с использованием технологии AMD Perfect Picture с технологией Steady Video.
Интересный акцент авторы слайдов делают на полноценной дружбе между CPU и GPU, что позволяет гибридным микрочипам добиваться неплохим результатов в графических приложениях. Хотелось бы дождаться официальной премьеры гибридных процессоров AMD нового поколения и посмотреть, как они себя проявят на практике. Пока что о будущих новинках складывается неплохое мнение.
Процессор AMD A10-5700
Все они также оснащены восемью ядрами и шестнадцатью потоками, а вот их частота работы чуть меньше — 5,1 ГГц. Самый «слабый» процессор — Ryzen 3 8440U с четырьмя ядрами и восемью потоками. Дебютные устройства на базе новых процессоров на рынок поступят в первом квартале следующего года.
Для сравнения, у "обычного" A10-6700 мы получаем тактовые частоты от 3,5 до 4,3 ГГц. Зато интегрированное графическое ядро было оставлено тем же, что и у двух топовых процессоров A10-6700 и A10-6800K.
В Европе новый APU начинает появляться в ассортименте по предварительному заказу.
При разрешении 1080p чип AMD вышел вперёд в 10 играх из 16. При этом, если процессор уступал модели от Intel, то незначительно.
Обозреватели зафиксировали аналогичные показатели и в тестах при разрешении 1440p. Схожими результатами поделились и другие обозреватели, которые подчеркнули, что 7800X3D — игровой чип, не нацеленный на максимальную производительность в других задачах.
Это не принципиальный, но всё равно приятный прирост. Интеловские процессоры семейства Haswell сравнимым с показателями A10-7870K быстродействием встроенной графики похвастать не могут, потому если вы хотите построить дешёвую игровую систему, то решение вроде Godavari напрашивается само собой. Сопоставление же с равноценными системами, обладающими дискретными видеоускорителями, позволяет сделать вывод о том, что по игровой производительности A10-7870K очень похож на комбинацию из процессора Pentium и видеокарт вроде GeForce GT 740 или Radeon R7 250 с DDR3-памятью. Однако здесь же становится понятно, что быстродействия подсистемы памяти для интегрированного ядра A10-7870K сильно не хватает, поскольку те же GeForce GT 740 или Radeon R7 250 с GDDR5-памятью обгоняют интегрированное решение примерно в полтора раза. И дело тут не только в микроархитектуре, отстала AMD от конкурента и по скорости внедрения новых технологических процессов. Новый A10-7870K продолжает использовать старую версию микроархитектуры и производится по далеко не тонкому техпроцессу с 28-нм нормами. Совершенно очевидно, что к числу энергоэффективных такое предложение относиться не может по определению.
Собственно, этого не обещает и сама AMD, поскольку тепловой пакет новинки установлен в 95 Вт. Однако интерес вызывает другой вопрос — насколько Godavari стал прожорливее своего предшественника, ведь у него выросли частоты и к тому же увеличилось напряжение питания. На следующих ниже графиках, если иное не оговаривается отдельно, приводится полное потребление использующих интегрированные графические ускорители систем без монитора , измеренное на выходе из розетки, в которую подключен блок питания тестовой системы, и представляющее собой сумму энергопотребления всех задействованных в ней компонентов. Во время измерений нагрузка на вычислительные ядра процессоров создавалась 64-битной версией утилиты LinX 0. Для создания нагрузки на графические ядра применялась утилита Furmark 1. То, что A10-7870K проигрывает в экономичности интеловским предложениям, видно уже в состоянии простоя. Система с процессором Core i3-4370 потребляет в таком состоянии на 5 Вт меньше. А почти такое же, как у A10-7870K, потребление демонстрируют конфигурации с дискретными видеоускорителями Radeon R7. Когда дело доходит до существенной вычислительной нагрузки, процессоры AMD начинают проигрывать по своему потреблению решениям, воплощающим платформу Intel, гораздо существеннее.
А если добавить к этому и их более низкую производительность в счётных задачах, то напрашивается неутешительный вывод: по удельной производительности на каждый затраченный ватт и Core i3, и Pentium значительно лучше процессоров AMD A10. Новый же Godavari дополнительно усугубляет эту ситуацию. Несмотря на то, что тепловой пакет A10-7870K остался таким же, как и у предшествующего процессора в линейке Kaveri, по факту мы видим, что максимальное потребление при нагрузке на вычислительные ядра возросло на целых 24 Вт. Интересно, что A10-7870K проявляет свою прожорливость и при графической нагрузке. Иными словами, получается парадоксальная ситуация: система на базе APU с интегрированной графикой потребляет больше, чем похожие по производительности конфигурации с дискретными видеоускорителями. Выходит, что экономичность — это совершенно не про Godavari. Но чтобы окончательно в этом убедиться, давайте в заключение взглянем на потребление A10-7870K при реальной игровой нагрузке, которая затрагивает и вычислительные, и графическое ядра. Полученный результат очень нагляден: A10-7870K — это самый прожорливый вариант конфигурации из участвующих в тестировании. Таким образом, в экономичных или компактных системах использовать этот гибридный процессор будет нерационально.
Кроме того, для Godavari действительно требуются достаточно производительные системы охлаждения, и то, что даже коробочный кулер теперь имеет медное основание и тепловые трубки, — не дань моде, а суровая необходимость. Как показывают тесты, 200-ваттного блока для платформы с таким APU хватит с лихвой, если, конечно, она не использует дополнительной дискретной видеокарты. На первый взгляд такая технология, позволяющая создание ассиметричных CrossFireX-конфигураций с участием встроенного в процессор графического ядра, представляется весьма интересной функцией, дающей возможность дополнительно повысить производительность с использованием бюджетных дискретных видеокарт. Ведь фактически APU компании AMD позволяют провести модернизацию видеоподсистемы и значительно повысить её производительность без серьёзных финансовых вливаний. Всё работает предельно просто: в систему добавляется дополнительный дискретный видеоускоритель класса Radeon R7; в BIOS материнской платы разрешается одновременная инициализация и внешней, и встроенной графики; а в драйвере активируется сама технология Dual Graphics. Использование такого симбиоза встроенного и дискретного GPU действительно приносит свои плоды: добавлением в систему бюджетной видеокарты производительность A10-7870K в 3D-играх можно увеличить почти двукратно. Но на самом деле подходят для работы в связке с этим процессором и другие карты класса Radeon R7. На следующей диаграмме мы привели результаты тестирования разных Dual Graphics-комбинаций на нашем тестовом игровом наборе. К сожалению, тестирование показало, что Dual Graphics не лишена обидных проблем с производительностью.
Дело в том, что работоспособность этой технологии не повсеместна, и в ряде игр мы не видим обещанного улучшения скорости. В частности, в трёх тестовых играх из нашего набора преимущества по сравнению с одиночной видеокартой нет вообще. К играм, обделённым необходимой оптимизацией, относятся такие популярные сетевые проекты, как World of Tanks и Counter Strike: Global Offensive. Также не работает Dual Graphics и в Alien: Isolation. В остальных же ситуациях, когда Dual Graphics действительно включается, прирост производительности очень неплох.
Новости про AMD, APU и гибридные процессоры
Естественно, преимущество перед интеловским ядром HD Graphics 4600, которое встраивается в десктопные процессоры семейства Haswell, стало ещё больше и в тесте Fire Strike даже превысило двукратный размер. Надо сказать, что A10-7870K удаётся достойно выглядеть и на фоне платформ с процессором Pentium G3258, которые укомплектованы недорогими дискретными видеокартами. Однако несмотря на всё сказанное, есть и плохая новость. Встроенное в гибридные процессоры AMD видеоядро серии Radeon R7 больше нельзя назвать самой быстрой интегрированной графикой. Интеловский графический акселератор Iris Pro 6200, который можно найти в новейших десктопных процессорах поколения Broadwell , оказался быстрее графики AMD, и весьма заметно. Конечно, с практической точки зрения это не умаляет достоинств A10-7870K, который предлагает безусловно лучшее сочетание цены и возможностей. Однако с появлением Iris Pro 6200 интеловские инженеры посылают своим коллегам из AMD недвусмысленный сигнал о том, что вскоре их может ожидать ожесточённая конкуренция и на рынке APU. Даже в тех задачах, которые эффективно раскладываются на все четыре вычислительных ядра, имеющиеся в распоряжении новинки AMD, двухъядерный Core i3-4370 предлагает лучшую производительность.
А в тех случаях, когда нагрузка распараллеливается на все ядра не идеально, A10-7870K проигрывает и вдвое более дешёвому Pentium G3258. Иными словами, увеличение тактовой частоты, произошедшее с выходом A10-7870K, помогло гибридным процессорам AMD не сильно. Прирост производительности по сравнению с A10-7850K составил порядка практически незаметных 2 процентов. И если смотреть на новый процессор как на традиционный CPU, то это типичный Kaveri в плохом смысле с привычно низким уровнем вычислительной производительности x86-ядер. Однако AMD на скорость в обычных приложениях упор и не делает. Главное в APU этой компании — графическое ядро, мощность которого должна позволять собирать простые игровые конфигурации, обходясь без графической карты. Именно поэтому почти половина площади полупроводникового кристалла Kaveri отдана под GPU.
А что до традиционных x86-задач, то как-то они выполняются, ну и ладно. Иными словами, в игровых тестах, которые проводятся с участием встроенного видеоядра, A10-7870K должен дать повод для оптимизма. В нашем тестировании мы проверили производительность интегрированного графического ядра Godavari в Full HD-разрешении с теми установками качества изображения, которые позволяют получить приемлемую играбельность. Быстродействие встроенного в A10-7870K графического ядра в реальных играх смотрится очень неплохо. Но главное достижение нужно искать не столько в его относительных результатах, сколько в том, что в большинстве современных игровых приложений этот процессор позволяет использовать Full HD-разрешение и получать при этом вполне приемлемую частоту кадров. Особенно же довольны результатами Godavari должны быть поклонники сетевых многопользовательских игр вроде Counter Strike: Global Offensive или Dota 2. В это сложно поверить, но их A10-7870K вытягивает даже с максимальными настройками качества и с включённым полноэкранным сглаживанием.
Понятно, что эти игры построены на сравнительно старых движках, однако то, что в ряде случаев исчерпывающий игровой опыт можно получить на процессоре с интегрированным графическим ядром, — просто поразительный факт. Впрочем, существуют и другие примеры, такие как World of Tanks. Хотя это тоже сетевой многопользовательский аркадный симулятор, здесь A10-7870K выдаёт приемлемую частоту кадров лишь при средних настройках качества изображения. Если же говорить о конкретных показателях производительности, то A10-7870K действительно стал немного быстрее A10-7850K, прибавив в скорости 5-6 процентов. Это не принципиальный, но всё равно приятный прирост. Интеловские процессоры семейства Haswell сравнимым с показателями A10-7870K быстродействием встроенной графики похвастать не могут, потому если вы хотите построить дешёвую игровую систему, то решение вроде Godavari напрашивается само собой. Сопоставление же с равноценными системами, обладающими дискретными видеоускорителями, позволяет сделать вывод о том, что по игровой производительности A10-7870K очень похож на комбинацию из процессора Pentium и видеокарт вроде GeForce GT 740 или Radeon R7 250 с DDR3-памятью.
Однако здесь же становится понятно, что быстродействия подсистемы памяти для интегрированного ядра A10-7870K сильно не хватает, поскольку те же GeForce GT 740 или Radeon R7 250 с GDDR5-памятью обгоняют интегрированное решение примерно в полтора раза. И дело тут не только в микроархитектуре, отстала AMD от конкурента и по скорости внедрения новых технологических процессов. Новый A10-7870K продолжает использовать старую версию микроархитектуры и производится по далеко не тонкому техпроцессу с 28-нм нормами. Совершенно очевидно, что к числу энергоэффективных такое предложение относиться не может по определению. Собственно, этого не обещает и сама AMD, поскольку тепловой пакет новинки установлен в 95 Вт. Однако интерес вызывает другой вопрос — насколько Godavari стал прожорливее своего предшественника, ведь у него выросли частоты и к тому же увеличилось напряжение питания. На следующих ниже графиках, если иное не оговаривается отдельно, приводится полное потребление использующих интегрированные графические ускорители систем без монитора , измеренное на выходе из розетки, в которую подключен блок питания тестовой системы, и представляющее собой сумму энергопотребления всех задействованных в ней компонентов.
Во время измерений нагрузка на вычислительные ядра процессоров создавалась 64-битной версией утилиты LinX 0. Для создания нагрузки на графические ядра применялась утилита Furmark 1. То, что A10-7870K проигрывает в экономичности интеловским предложениям, видно уже в состоянии простоя.
То есть работают на ней процессорные ядра только тогда, когда малая нагрузка на графический процессор и, как следствие, снижение его аппетитов позволяет им это сделать. С другой стороны, разлоченные модели APU разгоняются бодрее, чем их предшественники на ядре Trinity, что однозначно свидетельствует о проведенной работе над ошибками. Так, со средненьким воздушным кулером 6800K покоряет отметку в 4,7 ГГц, тогда как не всякий 5800K добирался до такой частоты без применения хорошей оверлокерской СО. Графическое же ядро по-прежнему главенствует на рынке, уделывая встроенную в Ivy Bridge HD 4000 не зря же ATi покупали! В качестве видеопамяти по-прежнему выступает оперативка, которая спеками именно для этой модели процессора рекомендуется шустрая, DDR3-2133, тогда как остальным настольным моделям Richland предписано работать с DDR3-1866. Практика показала, что при разгоне видеоядра скорость RAM начинает хорошо так влиять на показатели. Кстати, об играх. На 6800K можно играть, особенно если довести частоту IGP до гигагерца. Так, в разрешении 1920 х 1080 играбельны абсолютно все современные игры на средних настройках графики и отключенным сглаживанием, лишь в особо тяжелых случаях с Crysis и Metro приходилось сбрасывать настройки на минимальные.
Тестирование игровых приложений В шутере от Crytecнеплохие результаты показал игровой процесс на разрешении 1600х900 и ниже. Battlefield 4 Последняя часть популярной многопользовательской игры от EA и Dice, показала отличныеоценки, видимо сказывается сотрудничество с AMD, данный результат получен с сетевой скоростью отправки пакетов Ping равной 100мс, при снижении данного параметра возможно увеличение кадров в секунду. Grid Autosport Результаты симулятора автоспорта от компании Codemasters довольно высокие, связано это также с кроссплатформенностью и упором на игровой процесс, а не на сногсшибательную картинку. Заключение Несмотря на всевозможные трудности при создании чего-то принципиально нового, компания AMD выбрала свой собственный путь. Процессор А10 нового поколения может стать неплохой основой домашнего центра развлечений, учитывая довольно низкое тепловыделение и неплохие показатели в игровых приложениях. Довольно посредственные показатели в синтетических тестах показывают, что компании есть еще над чем надо поработать, но стоит учитывать принципиально новую архитектуру и техпроцесс с довольно большими перспективами. Кто-то может сказать, что она крайне велика, но не стоит забывать о том, что в стоимость процессора включена видеокарта. Плюсы: Возможность проводить комфортный игровой процесс. Низкая рабочая температура.
Напряжение при этом составляет 0,864 В. Кэш-память AMD A10-7800 распределяется таким же образом, как и у AMD A10-7850K: кэш-память первого уровня L1: на каждое из 4-х ядер выделяется по 16 КБ для данных с 4-мя каналами ассоциативности и на каждый 2-ядерный модуль по 96 КБ для инструкций с 3-мя каналами ассоциативности; кэш-память второго уровня L2: 2 МБ для каждого 2-ядерного модуля с 16-ю каналами ассоциативности; кэш-память третьего уровня L3: отсутствует. Контроллер оперативной памяти DDR3 работает в 2-канальном режиме и гарантировано поддерживает модули с частотой вплоть до 2133 МГц. Поскольку на структурном уровне модель AMD A10-7800 является аналогом AMD A10-7850K, то вполне логично, что характеристики их графических ядер совпадают: 512 универсальных шейдерных конвейеров, 8 блоков растеризации и 32 текстурных модуля. То есть снижение теплового пакета процессора AMD A10-7800 до уровня 65 Вт теоретически не должно повлиять на быстродействие его графической части.
HP OMEN 17 (2024) получил процессоры AMD Ryzen 8040 HS и графику RTX 40
Процессор AMD A10-7800 | For averaged performance of A10-Series processors please see AMD A-Series multi-threading and single-threading performance pages. |
Обзор гетерогенного процессора AMD A10-7800 | A10-6800K реально приобрести за 4600 рублей, что очень недорого для четырехядерного процессора с нормальным видеоядром, способным без особых проблем выдать 25 кадров в современных играх и также поучаствовать в обсчете всего, что использует OpenCL. |
AMD A10 Richland — Отзывы от реальных покупателей | amd a-series На прошлой неделе был объявлен процессор A10-6700T, который относится к новому поколению AMD "Richland". |
Процессор AMD A10-6700T появился в продаже - Hardwareluxx Russia | Featuring AMD Ryzen™ Embedded Processors with AMD Versal™ AI Edge Adaptive SoCs for sensor-rich industrial and edge environments. |
AMD анонсировала новые процессоры для Socket AM4.
Geekbench 5, Cinebench R20, Cinebench R15 and FP32 iGPU (GFLOPS). Сравниваем AMD A10-7800 и AMD A10-5800K, и выявляем кто лучше по техническим характеристикам, в играх и бенчмарках. Обозреваемый процессор AMD A10-7800 формально является вторым по производительности решением в линейке после разблокированного AMD A10-7850К. Последние двадцать лет на рынке x86-процессоров есть только два крупных игрока — это AMD и Intel.
Новости про AMD, APU и гибридные процессоры
ᐅ Честные отзывы про процессор AMD A10 Richland! Процессоры AMD А-серии под кодовым названием «Kaveri» с графикой AMD Radeon R7 обладают целым рядом удивительных преимуществ, которые значительно повысят производительность ПК и сделают игровой процесс еще более захватывающим. Готовящиеся процессоры AMD на Zen 5 получат от 6 до 16 ядер, некоторые модели оснастят поддержкой 3D V-Cache. AMD Radeon R7 series. Здесь можно выбрать и купить процессор AMD A10, цены в Москве начинаются от 6361 рубль.
Процессоры AMD Vishera превосходят Zambezi на 15 %
Разве что это будет интересно с демонстрационной точки зрения, но не более. Локализация вычислений, связанных с ИИ, в будущем станет востребована бизнесом, как считает представитель AMD. Сейчас все подобные операции преимущественно выполняются в облаке, но не все компании и организации готовы доверять сторонним серверным системам чувствительную информацию, и в этом смысле появление процессоров, способных обрабатывать эти данные локально с высокой эффективностью, должно решить проблему. Правда, программное обеспечение должно развиваться синхронно с аппаратным, чтобы разработчики последнего смогли продемонстрировать эффективность своих компонентов. Ближайшие три года будут решающими с этой точки зрения, как добавил Макафи.
Если охватывать все семейство Core то 5700 уверенно удерживает 21 позицию в таблице.
Процессоры которые используют точно такой же графический адаптер что и A10-5700 - модель 5800K от серии процессоров A10, модель 5800B на сокете Socket FM2 из серии A10. Хотя производительным процессором с установленной графической системой Radeon HD 7660D - большинство считают A10-5800K. Технологии и инструкции AMD A10-5700 поддерживает множество современных инструкций и технологий. Похожие процессоры.
Выпуская Kaveri, AMD в первую очередь хочет добиться успеха в секторе недорогих мобильных компьютеров, а потому занимается улучшением удельной производительности в пересчёте на каждый ватт затраченной электроэнергии. Причём, оптимизация этого соотношения ведётся отнюдь не за счёт роста быстродействия, а путём снижения энергопотребления и тепловыделения, которые для ключевых моделей APU будет теперь вписываться в рамки 35 или даже 15 Вт. Что же до пользователей настольных компьютеров, где тепловые пакеты процессоров беспрепятственно могут быть расширены до 95 Вт, то для них AMD подготовила специальные варианты Kaveri. Однако такие модели не отличаются высокой производительностью даже по мнению самого разработчика, а их преимущество кроется в неких «новых возможностях». Всё это значит, что Kaveri не способны внести на рынок десктопных систем какую-либо свежую струю. Эти процессоры выступают эволюционным развитием APU прошлых поколений, то есть, как и их предшественники, представляют собой недорогие варианты для настольных домашних, офисных или игровых систем начального уровня. Тем не менее, посчитать, что Kaveri для нас совсем неинтересны, было бы неверным. В этих процессорах нашла применение очередная версия микроархитектуры Bulldozer — Steamroller, графическое ядро переведено на дизайн GCN, а также реализована глубокая гетерогенность, базирующаяся на спецификации HSA Heterogeneous System Architecture. Несмотря на то, что все эти нововведения не могут сделать новые процессоры привлекательными для игроков или энтузиастов при всём желании, посмотреть на них в подробностях всё же любопытно.
По крайней мере, мы сможем получить представление о том, в каком направлении движется AMD, и можно ли рассчитывать, что эта компания когда-нибудь восстановит разработку процессоров для производительных персональных компьютеров в числе своих первоочередных задач. С начала этого года на рынок поставляется две модели процессоров Kaveri для настольных компьютеров — A10-7850K и A10-7700K. Нельзя сказать, что их поставки носят широкомасштабный характер, но, тем не менее, найти такие процессоры в магазинах не составляет большого труда. Мы решили познакомиться с новинкой на примере самой старшей модели: она обладает максимальными тактовыми частотами и содержит встроенное графическое ядро с наибольшим числом шейдерных процессоров. Иными словами, именно эта модификация представляет собой самый быстрый современный процессор AMD. В теории, существует и третья, достаточно любопытная 65-ваттная энергоэффективная модель Kaveri в десктопном исполнении, A8-7600. Но от её тестирования нам пока пришлось отказаться, так как AMD сорвала её поставки в розничную сеть, и она всё ещё остаётся недоступной для обычных пользователей. Микроархитектура Steamroller Новая микроархитектура вычислительных ядер Kaveri — это, пожалуй, одно из самых интригующих обновлений, привносимых этим гибридным процессором. После того как предыдущие версии производительной микроархитектуры AMD, Bulldozer и Piledriver, не смогли сравниться по быстродействию с интеловскими Core, улучшение эффективности старших процессоров AMD стали связывать с новой микроархитектурой Steamroller.
В ней разработчики обещали постараться ликвидировать главный недостаток «больших ядер» AMD — низкую однопоточную производительность. Впрочем, даже если микроархитектура Steamroller и представляет собой значительный шаг вперёд по сравнению со своими предшественниками, толку от этого мало. AMD отказалась от её внедрения в производительные многоядерные процессоры, и Steamroller будет использоваться исключительно в четырёхъядерных Kaveri, которые позиционируются компанией как недорогие интегрированные решения. Тем не менее, сама AMD обещает, что на той же самой тактовой частоте новая микроархитектура может предложить примерно 20-процентное улучшение производительности по сравнению с Piledriver. Правда, при этом из-за усложнения дизайна и его мобильной ориентации максимальные тактовые частоты для Steamroller стали ниже, поэтому реальный прирост в скорости работы процессоров, построенных на новой микроархитектуре, оказался совсем небольшим. И здесь не помогло даже внедрение более современной 28-нм производственной технологии. В итоге, Steamroller следует воспринимать как эволюционное развитие предыдущих микроархитектур Bulldozer и Piledriver — к такому выводу нетрудно прийти, если смотреть и на производительность, и на внутреннее строение. AMD продолжает своё движение по пути оптимизации базовой микроархитектуры небольшими шажками, не затрагивая заложенный c появлением Bulldozer фундамент. Как и ранее, в Steamroller применена всё та же процессорная структура с двухъядерными сплотками и разделяемым 2-мегабайтным кешем второго уровня на каждый такой модуль.
Нет никаких нововведений и в системе команд: поддержки AVX2 инструкций в новой микроархитектуре так и не появилось. Основные же изменения коснулись распределения разделяемых между ядрами одного модуля ресурсов. Дело в том, что изначальная концепция процессоров Bulldozer предполагала реализацию достаточно существенного набора функциональных блоков в двухъядерном модуле в единичном экземпляре. К числу таких разделяемых между ядрами узлов относились блоки выборки и декодирования инструкций, блок операций с плавающей запятой и кеш-память. Подобный подход позволял AMD добиться уменьшения сложности полупроводниковых кристаллов и снижения их тепловыделения, что в конечном итоге и позволяло компании создавать многоядерные процессоры, работающие на сравнительно высоких тактовых частотах. Но обратной стороной такого подхода становилось то, что при многопоточной нагрузке разделяемые ресурсы оказывались узким местом, приводящим к простоям исполнительных устройств и ограничивающим производительность. Как показала практика, наибольшие «заторы» возникали на этапе декодирования инструкций, и в Steamroller разработчики AMD решили исправить этот недостаток и удвоить количество декодеров. Теперь каждое из ядер, входящих в двухъядерный модуль, получило собственный независимый декодер, способный обрабатывать до четырёх x86-инструкций за такт. К сожалению, первоначальная выборка при этом осталась в сфере ответственности общего на два ядра функционального узла, эффективность и результативность работы которого инженеры AMD попытались улучшить другими мерами.
В частности, совершенствованию подверглись алгоритмы предсказания переходов за счёт роста ёмкости буферов , а также с 64 до 96 Кбайт была увеличена вместимость общего на модуль кэша инструкций первого уровня, степень ассоциативности которого возросла с двух до трёх. При этом следует понимать, что удвоение числа декодеров со всеми смежными мерами — это лишь ликвидация основного бутылочного горлышка микроархитектуры. Ожидать от Steamroller близкого к двукратному увеличения производительности явно не следует: узкие места всё ещё сохранились на этапах выборки и исполнения инструкций, и их частичное устранение намечено лишь в следующей итерации микроархитектуры — Excavator. В Steamroller же к изменениям во фронтальной части исполнительного конвейера добавились лишь некоторые мелкие переделки, которые не оказывают существенного влияния на производительность. Так, была проведена балансировка ролей исполнительных устройств в блоке FPU с целью оптимизации их загрузки, а также оптимизирован интерфейс между кеш-памятью первого и второго уровня, что позволило увеличить скорость перемещения данных. Некоторые нововведения в Steamroller вообще направлены исключительно на улучшение экономичности. Например, L2-кеш получил деление на четыре области, имеющие независимое питание, что позволяет отключать его по частям, а в декодерах добавилась очередь микроопераций, при наполнении которой основная логика этих блоков также может обесточиваться. К сожалению, вместе с увеличением производительности микроархитектура Steamroller существенно нарастила и свою сложность. Число транзисторов, задействованных в одном двухъядерном модуле, с переходом от Piledriver к Steamroller возросло более чем на 60 процентов.
Связано это не только с внутренними изменениями в микроархитектуре, но и с вводом новых автоматизированных методов компоновки полупроводникового кристалла. В итоге, внедрение Steamroller заставило AMD отказываться от своей изначальной идеи — компоновки процессоров из большого числа высокочастотных, но простых ядер. Иными словами, выбранное направление развития микроархитектуры можно расценить и как некоторое изменение её основополагающей парадигмы, что на практике вылилось в нежелание AMD использовать Steamroller в многоядерных процессорах класса FX. Но AMD преподносит Steamroller с большим оптимизмом и говорит о весомости внесённых в микроархитектуру улучшений, не заостряя внимание на том, какой они дались ценой. По данным компании, количество промахов при обращении к L1-кешу инструкций снизилось на 30 процентов, число неправильных предсказаний переходов уменьшилось на 20 процентов, а общая эффективность работы планировщика поднялась на 5-10 процентов. И всё это в конечном итоге приводит к улучшению загрузки исполнительных устройств примерно на четверть. Обычно мы не принимаем на веру такие заявления производителей. Поэтому, чтобы практически проверить эффективность всех улучшений, сделанных AMD в новой микроархитектуре, мы решили сравнить практическую производительность четырёхъядерных процессоров Richland и Kaveri построенных на микроархитектуре Piledriver и Steamroller соответсвенно при их работе на одинаковой частоте 4,0 ГГц. В качестве средства численной оценки быстродействия были выбраны синтетические бенчмарки из диагностической утилиты Aida64 4.
Попутно на тех же диаграммах приводятся и результаты, демонстрируемые в тестах четырёхъядерным процессором Haswell, работающим на аналогичной частоте 4,0 ГГц с отключенной технологией Hyper-Threading. Для удобства восприятия все результаты нормированы по показателям производительности Richland. Картина получается весьма унылая. Несмотря на все старания AMD никакого заметного прироста скорости не видно. Среднее увеличение производительности при переходе от Piledriver к Steamroller составляет не более 10 процентов. Причём, существуют и случаи, когда производительность новой микроархитектуры ниже, чем у старой. Такая ситуация наблюдается, в частности, в бенчмарке Queen, который фокусируется на выявлении результативности предсказаний переходов и штрафа, возникающего при ошибках в них. А это значит, что заявления AMD об улучшении эффективности входной части исполнительного конвейера, можно подвергнуть сомнению. Наилучшее же увеличение производительности, обеспечиваемое внедрением микроархитектуры Steamroller, наблюдается в бенчмарке хеширования.
Здесь для теста используется стандартный алгоритм SHA1 и целочисленные варианты векторных инструкций. Попутно представленная диаграмма позволяет наглядно оценить, насколько AMD со своими микроархитектурами отстала от Intel. Разница в быстродействии Kaveri и Haswell, имеющих одинаковое количество вычислительных ядер и работающих на одной и той же тактовой частоте, — примерно двукратная. Иными словами, внедрение компанией AMD очередной версии своей микроархитектуры ничего не меняет, и с точки зрения вычислительной производительности чётырёхъядерные Kaveri могут рассматриваться лишь в роли конкурентов двухъядерных процессоров Core i3. Но не будем спешить с окончательными выводами, и посмотрим, как обстоит дело с производительностью вещественночисленного блока FPU. Здесь преимущество Kaveri над Richland на одинаковой тактовой частоте составляет в среднем 6-7 процентов. Всё это наглядно доказывает, что процессоры семейства Kaveri с точки зрения вычислительной x86-производительности интересны не более чем их предшественники. Что бы ни говорила AMD о сделанном микроархитектурном рывке и о возможности сопоставления новинок с четырёхъядерниками конкурента, все такие заявления разбиваются о суровую реальность. Впрочем, о практической производительности Kaveri в общеупотребительных приложениях мы ещё поговорим ниже, а пока давайте обсудим то, что у AMD получается гораздо лучше x86-ядер — встроенный графический ускоритель.
Графическое ядро Spectre Интегрированное графическое ядро процессоров Kaveri, получившее кодовое имя Spectre, также как и вычислительные ядра, обновило свою архитектуру. Это означает, что интегрированный в Kaveri GPU по своим возможностям приведён в соответствие с современными видеоускорителями: он основывается на той же архитектуре, что и видеокарты AMD семейства Volcanic Islands. Конечно, количество шейдерных процессоров в Spectre по сравнению с флагманскими видеокартами Hawaii значительно уменьшено, но, тем не менее, встроенный в Kaveri графический ускоритель относится к классу Radeon R7 и поддерживает все современные программные интерфейсы, включая DirectX 11. Никаких принципиальных изменений при переносе архитектуры GCN из видеокарт в гибридные процессоры сделано не было, поэтому основным структурным элементом графики остались вычислительные кластеры Compute Unit , имеющие по 64 совместимых со стандартом IEEE 2008 шейдерных процессора, массив которых наделён четырьмя векторными и 16 текстурными блоками. В максимальной конфигурации графическое ядро Kaveri может содержать до восьми таких вычислительных кластеров, плюс геометрический сопроцессор и до восьми блоков растровых операций, способных обрабатывать до 8 пикселей за такт или до 32 пикселей — в режиме без цвета. Таким образом, суммарно графическое ядро Kaveri может иметь до 512 шейдерных процессоров, то есть по этой характеристике новый APU находится где-то между очень неплохими видеокартами среднего уровня Radeon R7 250 и Radeon R7 250X. Однако следует напомнить, что игровое быстродействие встроенной в процессоры графики во многом ограничивается пропускной способностью шины памяти, а не мощностью шейдерных процессоров видеоядра. Поэтому, в действительности, производительность Spectre всё же ниже, чем у 100-долларовых дискретных видеокарт. Впрочем, помимо интерфейса памяти, GPU из процессоров Kaveri по сравнению со своими дискретными собратьями не имеет никаких других архитектурных ограничений.
Так, Spectre обрабатывает и растеризует до одного геометрического примитива за каждый такт, имеет увеличенную кэш-память для хранения параметров примитивов и улучшенную производительность геометрических шейдеров и аппаратной тесселяции, для чего в GCN сделаны улучшения в буферизации данных. Однако главная особенность Kaveri, на которую особенно напирает AMD, это — возможность использования ресурсов графического ядра для вычислений с поддержкой модели разделяемой с x86-ядрами оперативной памяти. Для этой цели в видеоядре в полном объёме присутствует пул из восьми независимых движков асинхронных вычислений, которые могут работать параллельно с графическим командным процессором и обслуживать до восьми очередей команд каждый. Эти движки имеют прямой доступ к кеш-памяти и контроллеру памяти процессора, за счёт чего и реализуется набор технологий, упрощающий организацию гетерогенных вычислений HSA. Фактически, движки асинхронных вычислений способны работать как отдельные вычислители, и это позволяет AMD на полном серьёзе представлять Spectre как дополнительные восемь процессорных ядер. Для этого компания оперирует собственным определением вычислительного ядра — AMD представляет его как программируемый аппаратный блок, способный выполнять в своём собственном контексте независимо от других ядер по крайней мере один процесс в виртуальной памяти. Но тут, конечно, нужно понимать, что такие вычислительные квазиядра из GPU требуют собственный программный код и могут быть задействованы лишь в специально разработанном программном обеспечении, осуществляющим параллельную обработку данных. Говоря о смежных возможностях графического ядра Kaveri, нельзя не упомянуть и о том, что в нём, как и в современных видеокартах, присутствует звуковой сопроцессор TrueAudio, предназначенный для создания аппаратно ускоряемых динамических пространственных звуковых эффектов. Кроме того, как и раньше, в процессоре сохранились выделенные движки VCE и UVD для кодирования и декодирования видеоконтента высокого разрешения.
При этом их возможности в очередной раз расширены. А номер версии UVD возрос до четвёртого: здесь улучшилась устойчивость при обработке видеопотока с ошибками. Немного о маркетинге: HSA Раньше было принято ругать маркетинговый департамент компании AMD, который из рук вон плохо справлялся с продвижением новинок и новых технологий. Теперь же ситуация кардинально изменилась, маркетинг AMD умудряется даже пробуждать в пользователях интерес к тем возможностям, которых ещё нет в реальности. Именно такая история произошла и с HSA: в процессоры Kaveri всего лишь заложена аппаратная база для общего доступа к памяти всех типов ядер и вычислительных, и графического , но AMD взялась рьяно продвигать новую технологию, демонстрируя впечатляющие графики и обещая гигантский рывок в производительности. Однако на самом деле никакого HSA пока нет. Для внедрения и использования HSA-возможностей помимо аппаратной совместимости требуется создание программной инфраструктуры, а её не существует даже в самом минимальном виде. В первую очередь, AMD пока не выпустила HSA-совместимый драйвер, и поэтому говорить о каком-то общедоступном программном обеспечении сильно преждевременно. Конечно, программы, использующие HSA-возможности, в конце концов, появятся, но произойдёт это, очевидно, не завтра или послезавтра, а значительно позже — тогда, когда процессоры семейства Kaveri, скорее всего, будут уже неактуальны.
Сейчас же поддержка HSA в Kaveri может быть интересна лишь разработчикам программ, которые могут получить в своё распоряжение аппаратное средство для отладки своих перспективных продуктов. Все же существующие на данный момент приложения с поддержкой гетерогенных вычислений пользуются программным интерфейсом OpenCL 1. Поэтому с точки зрения обычного пользователя Kaveri — это ровно такой же по возможностям гибридный процессор, как и его предшественники поколения Richland.
А новый режим Turbo Core обеспечит предельную производительность процессора заметно повысив частоту от 3400 до 4000 мегагерц. Процессор обладает поддержкой PCI, это поможет подключать разнообразные устройства. Установленный адаптер PCI-e 2. Недорогой процессор 2012 года выхода, отлично подойдет для офисной деятельности, учебы и работы. Конкуренты и аналоги Среди аналогов процессоров от Intel нужно отметить Core i3-4350 2014 года выпуска, Core i3-4330 2013 года выпуска, модель 2300 из семейства процессоров Core i5, чуть более старый процессор Core i7-930, модель 2500S LGA1155 от серии Core i5, сюда можно добавить Core i3-4340 2013 года выпуска.
Они работают на той же микроархитектуре Trinity и сокетах Socket FM2.