Он считает, что такой статистический метод позволит проверить законность процедуры дистанционного электронного голосования. Вчера «Голос» и многие российские медиа рассказали о том, что как минимум 22 миллиона голосов, полученных Владимиром Путиным на выборах президента России, можно считать аномальными — и это не считая ДЭГ. Рабочую группу по аудиту дистанционного электронного голосования (ДЭГ) возглавляет сопредседатель движения "Голос"* Григорий Мельконьянц, а также представители.
Как работает электронное голосование в России? Гайд для избирателей
Попробуем разобраться, так ли всё плохо на самом деле, как устроена российская — для определённости возьмём федеральную, которую делает «Ростелеком», она интереснее — система ДЭГ, что там с протоколом двух агентств и что помешает показать такие числа, какие захотят. Ну и заодно — какие есть основания верить, что система реализована действительно так, как говорится в документах. Надеемся, вам будет интересно — в конце концов, можно быть равнодушным к выборам, но не к сложным технологическим системам! Начнём с обсуждения того, рассматривают ли вообще авторы системы такие вещи, как возможность нарушения тайны голосования, в качестве угрозы. Модель угроз и нарушителя Модель угроз и нарушителя МУиН — это достаточно традиционный для IT-систем документ, описывающий, каким именно и с чьей стороны атакам и опасностям они могут подвергнуться. Банальные угрозы в целом всем очевидны — хакеры, DDoS, пожар, наводнение, землетрясение и экскаватор в поисках кабеля.
Значительно интереснее угрозы, специфические для конкретной системы — те, которые повлекут не просто её отказ, а скажем так, недопустимое поведение: утрату или искажение обрабатываемых данных, раскрытие внутренней информации. В случае электоральных систем они крайне критичны, так как подозрение на успешную атаку на систему может привести к срыву выборов. Вообще говоря, есть три вида угроз: социальная: т. Обсуждаемая модель угроз работает с третьей категорией — она описывает, какие именно угрозы от каких именно злоумышленников, от иностранных спецслужб до недобросовестных сотрудников, могут быть направлены против ПТК ДЭГ. Полный текст модели угроз и нарушителя это примерно полтораста страниц пока что ЦИК России не опубликован, однако на одном из заседаний экспертной группы при ЦИК была представлена презентация с основными тезисами, на базе которых МУиН формируется.
На днях была выложена также выписка из модели угроз , но ничего принципиально нового она нам не добавляет. Традиционный вопрос журналистов про МУиН, в принципе, очевиден и предельно банален — «а предусмотрена ли защита от иностранных хакеров? Однако нас больше интересует вторая часть таблички — это угрозы внутренние. Как можно заметить, в число возможных нарушителей включены все, начиная от уборщицы в ЦОД и заканчивая администраторами системы. Второй слайд — про то, от чего система защищается.
По сути, на нём перечислены требования, которым должна удовлетворять любая а не только электронная система голосования: голосование должно быть тайным; избиратель не должен иметь возможности проголосовать дважды; голоса избирателей должны быть учтены именно так, как они были поданы; не должно быть возможности узнать промежуточный результат голосования. Например, в бумажном голосовании это реализуется довольно очевидными способами: на бумажном бюллетене нет никаких отметок, которые позволили бы по нему установить, кому он был выдан; факт голосования отмечается в списке избирателей, где избиратель расписывается в получении бюллетеня; пересчёт бюллетеней производится в присутствии наблюдателей; до окончания голосования бюллетени находятся в опечатанной урне, которую запрещено вскрывать. С электронными системами всё на порядок сложнее. Больше всего вопросов вызывает сочетание первого и второго пунктов — многие, например, просто априори не верят в возможность соблюдения тайны голосования в системах ДЭГ более того, как мы видели на примере эстонской системы, она там действительно соблюдается условно: заполненные бюллетени не анонимны сами по себе, но анонимизируются уже на сервере. Протокол, который невозможен Итак, нам необходимо сначала выдать избирателю бюллетень, а потом принять его уже заполненным — но по пути забыть, как звали этого избирателя.
Но при этом быть уверенными, что заполненный бюллетень мы принимаем именно от избирателя, а не от случайного прохожего. С «бумагой» всё достаточно просто — показав паспорт и получив бюллетень, избиратель должен проследовать к урне и опустить его туда. Если он вместо этого проследовал на выход с участка, то проголосовать он уже не сможет кстати, на каждом УИК есть какое-то ненулевое количество таких избирателей — никто не знает, зачем они так делают, но точное совпадение выданных и полученных бюллетеней политтехнологами даже считается признаком явного вброса: при подсчёте дорисовали недостающее. С цифрой всё намного сложнее — мы не стоим рядом с избирателем, когда он получает бюллетень, мы вообще никак не видим этого процесса. Вот бюллетень выдали — а вот он вернулся заполненным, например, через десять минут.
Никакими внешними признаками удостовериться, что вернулся именно выданный бюллетень, невозможно.
Нарушения и недостатки, выявленные в ходе тренировочного ДЭГ, будут устраняться до даты проведения мартовских выборов. Подробные разъяснения для желающих принять участие в тестировании размещены в нашей инструкции.
Инструкция для избирателей в дни проведения тренировки: 1. Авторизуйтесь на портале ДЭГ с помощью учетной записи портала Госуслуг: введите логин и пароль, которые используете для входа на портале Госуслуг и нажмите кнопку «Войти» 3. Ознакомьтесь с информацией о доступных тестовых избирательных кампаниях и бюллетенях, после чего нажмите кнопку «Перейти к голосованию» 4.
Откроется страница, содержащая технические условия ДЭГ, обязательные для ознакомления. Пролистайте вниз страницы, отметьте необходимые чек-боксы кнопка «Подтвердить» станет доступна только после этого действия и нажмите кнопку «Подтвердить». На следующем шаге необходимо подтвердите свою личность СМС-кодом, который будет направлен на номер телефона, указанный и подтвержденный в учетной записи на портале Госуслуг.
Введите код и нажмите на кнопку «Отправить».
IT-специалисты в рамках обучающего вебинара в Общественной палате России провели соответствующий эксперимент в прямом эфире. Ранее в Минцифры уточнили, что заявки на удалённое участие в голосовании принимаются до 23:59 мск 11 марта. Всего на предстоящих президентских выборах Дистанционное электронное голосование ДЭГ будет доступно в 28 регионах России. Выборы президента России состоятся 15—17 марта 2024 года.
Участие в голосовании на президентских выборах впервые принимают участие жители Донецкой и Луганской Народных Республик, а также Херсонской и Запорожской областей.
Эксперты подтвердили, что перед президентскими выборами идет финальное тестирование ДЭГ для будущего повышения явки избирателей. А точнее, они протестовали не столько против самой системы онлайн-выборов, сколько против нынешнего ее устройства. Главный тезис собравшихся в гайд-парке коммунистов был примерно следующим: региональная комиссия не вправе контролировать ДЭГ, результаты которого, таким образом, просто «спустят» вниз из федерального Центра. Судя по всему, разворачиваемые левыми протесты связаны с недавними решениями Центризбиркома, который поправил свое постановление о порядке проведения ДЭГ. Чтобы уже в ходе нынешнего единого дня голосования ЕДГ субъекты РФ имели доступ к собственному голосованию и могли подводить его общие итоги по местному времени, не ожидая по несколько часов общего дедлайна, поставленного по московскому времени. Эти поправки связаны с действиями, которые проводит с электронными списками и голосами одна на всю страну специальная территориальная избирательная комиссия ТИК ДЭГ.
Кстати, если по-честному, то она частично формируется из представителей партий, в нее могут быть направлены и наблюдатели от политструктур. Но практика показывает, что уловить что-то реальное в действиях программы внешнему зрителю никак не возможно. По поводу же последних поправок ЦИКа возникает много вопросов: означают ли эти изменения, что каким-то образом при онлайн-голосовании можно отслеживать конкретные региональные данные? Вроде бы прежде утверждалось, что доверие к ДЭГ опирается как раз на полную зашифрованность волеизъявления. Теперь же как бы выходит так: если теоретически можно отследить, откуда пришел голос, то тогда ведь получится определить и аккаунт, с которого он ушел? А затем, может быть, — и как этот аккаунт проголосовал?
Мосгоризбирком прокомментировал новости о перепроверке электронного голосования после иска КПРФ
Валерий Вашура: «Дистанционное электронное голосование не заменяет традиционную форму» 1 февраля , 09:13ОбществоФото: Борисовская территориальная избирательная комиссия Оно проводится с помощью специального портала ДЭГ. В период с 29 января по 11 марта 2024 года избиратели смогут подать в электронном виде заявление для участия в дистанционном электронном голосовании ДЭГ через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг функций ». Подробнее об этом рассказал председатель Борисовской территориальной избирательной комиссии Валерий Вашура. На выборах Президента Российской Федерации в 2024 году на территории Белгородской области будет применено дистанционное электронное голосование ДЭГ.
Что это такое? Дистанционное электронное голосование - это голосование без использования бумажного бюллетеня. Оно проводится с помощью специального портала ДЭГ.
Получается, что теперь все избиратели Борисовского района смогут голосовать дистанционно? А как же люди, которые не умеют пользоваться гаджетами? Избиратели, которые не умеют пользоваться гаджетами, как и прежде, будут голосовать на своих избирательных участках.
Также они смогут подать заявление в участковые избирательные комиссии о голосовании на дому. Его можно подать лично, по телефону или через работников социальной защиты. Дистанционное электронное голосование не заменяет традиционную форму.
ДЭГ — это, прежде всего, дополнительная форма голосования для тех избирателей, которые хотят принять участие в выборах без посещения избирательных участков, в том месте, где они окажутся в дни голосования — для этого нужен будет только доступ к сети Интернет. Каждый избиратель самостоятельно решает, какой формой воспользоваться: с использованием ДЭГ или традиционным голосованием на избирательном участке. Какие технические средства или программы нужны для голосования?
Для голосования понадобится персональный компьютер или ноутбук, подключённый к интернету с установленным браузером. Также вы сможете проголосовать с помощью планшета или смартфона.
Он считает, что такой статистический метод позволит проверить законность процедуры дистанционного электронного голосования. Напомним, около двух миллионов жителей Москвы воспользовались системой дистанционного электронного голосования на прошедших выборах. В ходе выборов депутатов Госдумы больше всего голосов набрала партия «Единая Россия».
Технология выборки из голосов, поданных последними и предназначенных для учёта результатов голосования, предполагает одновременную работу блокчейн-сетей и специализированного криптографического сервиса, которые размещаются в геораспределённом центре обработки данных ЦОД. Процедура расшифровки голосов избирателей, воспользовавшихся новой функцией, потребовала дополнительного времени. Эти голоса дополнительно проверяются, чтобы убедиться, что при использовании нового функционала были засчитаны последние по времени данные, а также чтобы удостовериться в полной корректности результатов голосования. Время обработки голосов, поданных в таком количестве в режиме отложенного решения, на данной инфраструктуре значительно превысило первоначальные ожидания.
Больше всего вопросов вызывает сочетание первого и второго пунктов — многие, например, просто априори не верят в возможность соблюдения тайны голосования в системах ДЭГ более того, как мы видели на примере эстонской системы, она там действительно соблюдается условно: заполненные бюллетени не анонимны сами по себе, но анонимизируются уже на сервере. Протокол, который невозможен Итак, нам необходимо сначала выдать избирателю бюллетень, а потом принять его уже заполненным —, но по пути забыть, как звали этого избирателя. Но при этом быть уверенными, что заполненный бюллетень мы принимаем именно от избирателя, а не от случайного прохожего. С «бумагой» всё достаточно просто — показав паспорт и получив бюллетень, избиратель должен проследовать к урне и опустить его туда. Если он вместо этого проследовал на выход с участка, то проголосовать он уже не сможет кстати, на каждом УИК есть какое-то ненулевое количество таких избирателей — никто не знает, зачем они так делают, но точное совпадение выданных и полученных бюллетеней политтехнологами даже считается признаком явного вброса: при подсчёте дорисовали недостающее. С цифрой всё намного сложнее — мы не стоим рядом с избирателем, когда он получает бюллетень, мы вообще никак не видим этого процесса. Вот бюллетень выдали —, а вот он вернулся заполненным, например, через десять минут. Никакими внешними признаками удостовериться, что вернулся именно выданный бюллетень, невозможно. Соответственно, сам бюллетень должен нести неподделываемый sic! Теоретически, вот уже три десятилетия в академической среде пишутся и публикуются работы по протоколам тайных электронных голосований, краеугольным камнем в которых является так называемый «протокол двух агентств»: одно агентство удостоверяет личность человека и выдаёт некий признак, по которому второе может определить, что этот человек имеет право голосовать, не зная его личность. Критичным — и самым слабым — моментом является независимость этих агентств: если они могут обменяться информацией и выстроить полную цепочку путешествия избирателя по системе, то они смогут и сопоставить конкретный бюллетень с конкретным избирателем, тем самым разрушив тайну голосования. Проблема в том, что эта красивая конструкция со всей очевидностью не может быть перенесена в реальность: ни в одной стране мира нет таких двух агентств, которые и обладали бы техническими ресурсами и квалификацией для поддержания куска инфрасктруктуры ДЭГ, и не вызывали бы подозрений в попытках, например, саботировать выборы, и были бы абсолютно независимы друг от друга. Государственные агентства никогда не бывают полностью независимы, к коммерческим компаниям нет доверия, у конкурирующих партий нет квалификации и ресурсов. Более того, утечка информации может произойти и вообще без прямого участия одного из агентств: разработчиком может быть попросту поставлена в одно или в оба агентства система с бэкдором, сливающая информацию об избирателях третьей стороне. Даже если система поставляется в исходных кодах —, а это маловероятно, так как накладывает ещё большие требования на квалификацию каждого из агентств в IT — в огромном объёме этого кода бэкдор можно запрятать так, что его не найдут ещё много-много лет. Иногда этот тезис используется как довод в пользу полного отказа от ДЭГ — и, конечно, он бы был справедлив, если бы другие формы голосования были бы лучше. Например, доводы сторонников классического бумажного голосования сводятся к тому, что физически присутствующие на участках наблюдатели могут проконтролировать каждое действие комиссии и избирателей, не допустив никакого беззакония. На практике, однако, в России — примерно 97 тысяч избирательных участков. Чтобы эффективно наблюдать за выборами, особенно с учётом трёхдневного голосования, на каждый участок надо хотя бы по 3 наблюдателя хотя бы от 5 разных партий — то есть почти полтора миллиона человек. Причём это должны быть люди обученные, заинтересованные, знающие формальные процедуры проведения выборов, не состоящие в родстве или подчинённых отношениях с членами комиссии, не состоящие в сговоре друг с другом, и прочая, и прочая. Очевидно, что подготовить такую армию качественных наблюдателей попросту невозможно — в результате наблюдение за голосованием эффективно работает в городах-миллионниках, а дальше, по мере снижения численности населения и значимости населённого пункта, падает до тех пор, пока не начинаются чудеса. Более того, и пересчёт бюллетеней — второе средство, должное спасти выборы — в большинстве случаев не поможет, так как многие способы фальсификации результатов оставляют после себя формально валидную стопку бюллетеней, которые уже можно честно считать и пересчитывать сколько угодно раз. Значит ли это, что выборы вообще надо отменить, так как эффективных средств контроля за ними на практике нет? Очевидно, нет. Ещё Черчилль отметил, что демократия — худшая форма правления, если не считать всех остальных, испробованных человечеством. Вопрос в том, какими средствами можно улучшить существующую систему голосования, снизив вероятность и масштаб фальсификаций в ней. Например, в случае бумажного голосования таким средством могут стать КОИБы комплексы обработки избирательных бюллетеней , подсчитывающие бюллетени в момент их подачи избирателем и тем самым пресекающие постфактумные манипуляции с ними. Да, вопрос доверия к ним — тоже больной см.
В ЕДГ инструменты по наблюдению за е-голосованием будут доступны каждому пользователю – эксперт
ДЭГ подразумевает сбор голосов граждан без использования бумажных бюллетеней, но с помощью специального программного обеспечения. • проверить, что его голос в блокчейне есть, избиратель сможет, проверить, что итоговая сумма голосов получена именно на этих данных — тоже. А вот голоса тех, кто возвращался к бюллетеню и мог менять свое решение, система сейчас проверяет, чтобы учесть именно последний голос, — заявил Алексей Венедиктов.
Как на самом деле в ДЭГ обеспечивают тайну голосования
Как узнать номер нужного избирательного участка и как к нему прикрепиться, рассказали в проекте Новости Тестирование системы дистанционного электронного голосования (ДЭГ) в Москве завершилось успешно. Решение о внедрении ДЭГ было политическим, система создавалась в минимальные сроки. Общероссийская тренировка по использованию ПТК ДЭГ позволит протестировать безопасность, стабильность и удобство функционирования системы дистанционного электронного голосования. Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) — онлайн-голосование без посещения избирательного участка.
Что такое электронное голосование?
- Сейчас на главной
- Суд отказался пересматривать итоги электронного голосования на выборах губернатора Подмосковья-2023
- Курсы валюты:
- Разработчики ДЭГ раскрыли детали проверки голосов с «отложенным решением»
- Прошел завершающий день теста дистанционного электронного голосования: Общество: Россия:
15 ноября 2023 года начинается Общероссийская тренировка ДЭГ
Мы нашли способ проверить, правильно ли был учтён голос, поданный через систему ДЭГ. В Мосгоризбиркоме отреагировали на новости о том, что юридическая служба КПРФ готовит судебный иск по поводу дистанционного электронного голосования (ДЭГ). В семи регионах избиратели смогут проголосовать удалённо, используя федеральную систему дистанционного э Смотрите видео онлайн «Как проверить свой голос на электронном голосовании. Он считает, что такой статистический метод позволит проверить законность процедуры дистанционного электронного голосования. «Проверить свой голос избиратели могут самостоятельно. При этом, с помощью портала для наблюдения абсолютно все избиратели смогут проверить свой голос с помощью идентификатора транзакции, который будет доступен по завершении процедуры голосования.
Эксперты: средства наблюдения за федеральной системой ДЭГ готовы к выборам президента
- В «Лаборатории Касперского» рассказали о подсчёте голосов в системе ДЭГ
- Как на самом деле в ДЭГ обеспечивают тайну голосования
- Как убедиться в том, что ваш голос учтён при голосовании с помощью ДЭГ?
- Оно проводится с помощью специального портала ДЭГ.
- Анна Рослякова
В этом году Липецкая область впервые применит систему дистанционного электронного голосования (ДЭГ)
- 15 ноября 2023 года начинается Общероссийская тренировка ДЭГ
- Систему ДЭГ протестируют в Москве в начале марта 2024 года.
- Прошел завершающий день теста дистанционного электронного голосования: Общество: Россия:
- Протокол, который невозможен: как на самом деле в ДЭГ обеспечивают тайну голосования / Хабр
- В ЦИК заявили о первых сбоях при голосовании в интернете
- Поделиться